Изобразительные антифоны текст: Текст Божественной Литургии — Православная электронная библиотека читать скачать бесплатно

Разное

Антифоны изобразительные


Первый антифон


послушать

1. Благослови, душе моя, Господа./ Благословен еси, Господи./ Благослови, душе моя, Господа, / и вся внутренняя моя Имя святое Его.

2. Благослови, душе моя, Господа, / и не забывай всех воздаяний Его.

1. Очищающаго вся беззакония твоя, / исцеляющего вся недуги твоя.

2. Избавляющаго от истления живот твой, / венчающаго тя милостию и щедротами.

1. Исполняющаго во благих желание твое:/ обновится, яко орля, юность твоя.

2. Творяй милостыни Господь, / и судьбу всем обидимым.

1. Сказа пути Своя Моисеови, / сыновом Израилевым хотения Своя.

2. Щедр и милостив Господь, / долготерпелив и многомилостив.

1. Не до конца прогневается, / ниже в век враждует.

2. Не по беззаконием нашим сотворил есть нам, / ниже по грехом нашим воздал есть нам.

1. Яко по высоте небесней от земли, / утвердил есть Господь милость Свою на боящихся Его.

2. Елико отстоят востоцы от запад, / удалил есть от нас беззакония наша.

1. Якоже щедрит отец сыны, / ущедри Господь боящихся Его.

2. Яко Той позна создание наше, / помяну, яко персть есмы.

1. Человек, яко трава дние его, / яко-цвет сельный, тако оцветет.

2. Яко дух пройде в нем, / и не будет, / и не познает ктому места своего.

1. Милость же Господня от века и до века / на боящихся Его.

2. И правда Его на сынех сынов, / хранящих завет Его, / и помнящих заповеди Его/ творити я.

1. Господь на небеси уготова Престол Свой, / и Царство Его всеми обладает.

2. Благословите Господа, вси ангели Его, / сильнии крепостию,

творящии слово Его, / услышати глас словес Его.

1. Благословите Господа, вся силы Его, / слуги Его, творящии волю Его.

2. Благословите Господа, вся дела Его, / на всяком месте владычества Его.

1. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

2. И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

1. Благослови, душе моя, Господа, / и вся внутренняя моя, имя святое Его./ Благословен еси, Господи.


Диакон:


Паки и паки миром Господу помолимся.


Хор:


Господи помилуй.

Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.


Хор:


Господи помилуй.

Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Святую Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.


Хор:


Тебе, Господи.


Иерей:


Яко Твоя держава, и Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков.


Хор:


Аминь.


Тайная молитва второго антифона


Иерей:


Господи Боже наш! Спаси люди Твоя и благослови достояние Твое, исполнение Церкве Твоея сохрани, освяти любящия благолепие дому Твоего; Ты тех воспрослави Божественною Твоею силою и не остави нас, уповающих на Тя.

Возглашение: Яко Твоя держава и Твое есть Царство, и сила и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.


Хор:


Аминь. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.


Второй антифон


1. Хвали, душе моя, Господа./ Восхвалю Господа в животе моем, / пою Богу моему, дондеже есмь.

2. Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, / в нихже несть спасения.

1. Изыдет дух его, / и возвратится в землю свою:/ в той день погибнут вся помышления его.

2. Блажен, емуже Бог Иаковль помощник его, / упование его на Господа Бога своего.

1. Сотворшаго небо и землю, / море и вся, яже в них.

2. Хранящаго истину в век, / творящаго суд обидимым, / дающаго пищу алчущим.

1. Господь решит окованныя, / Господь умудряет слепцы.

2. Господь возводит низверженныя, /Господь любит праведники.

1. Господь хранит пришельцы, / сира и вдову приимет, / и путь грешных погубит.

2. Воцарится Господь во век, / Бог твой, Сионе, в род и род. И ныне

и присно и во веки веков. Аминь.


Песнь Господу Иисусу Христу


послушать

Единородный Сыне и Слове Божий, Безсмертен Сый, / и изволивый спасения нашего ради/ воплотитися от Святыя Богородицы и Приснодевы Марии, / непреложно вочеловечивыйся;/ распныйся же Христе Боже, смертию смерть поправый, / един Сый Святыя Троицы, / спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас.


Диакон:


Паки и паки…

>(Малая ектения)


Тайная молитва третьего антифона


Иерей:


Иже общия сия и согласныя даровавый нам молитвы, Иже и двема или трем согласующимся о имени Твоем, прощение подати обещавый! Сам и ныне раб Твоих прошения к полезному исполни, подая нам в настоящем веце познание Твоея истины и в будущем живот вечный даруя.

Яко благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.


Хор:


Аминь.


Третий антифон: Блаженны


1. Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, / егда приидеши во Царствии Твоем.


На 12


1. Блажени нищии духом, / яко тех есть Царство Небесное.

2. Блажени плачущии, / яко тии утешатся.


На 10




1. Блажени кротции, / яко тии наследят землю.

2. Блажени алчущии и жаждущии правды, / яко тии насытятся.


На 8




1. Блажени милостивии, / яко тии помиловани будут.

2. Блажени чистии сердцем, / яко тии Бога узрят.


На 6




1. Блажени миротворцы, / яко тии сынове Божии нарекутся.

2. Блажени изгнани правды ради, / яко тех есть Царство Небесное.


На 4




1. Блажени есте, егда поносят вам, / и изженут, и рекут всяк зол глагол на вы, лжуще Мене ради.

2. Радуйтеся и веселитеся, / яко мзда ваша многа на небесех.

1. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

2. И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Антифон — православная энциклопедия «Азбука веры»

5 ступеней веры

  • Анти­фон, Анти­фон кафизмы, Анти­фоны изоб­ра­зи­тельны, Анти­фоны литур­гии все­днев­ные, Анти­фоны Бого­слов­ско-литур­ги­че­ский сло­варь
  • Сти­хиры, бого­ро­дич­ные, дог­ма­тики, тро­пари, анти­фоны и ирмосы из окто­иха (вось­ми­гла­сия) иеро­мо­нах Феофан (Ада­менко)
  • О еже когда гла­го­лются изоб­ра­зи­тель­ная, и когда анти­фоны Типи­кон
  • Ипакои и Сте­пенны Анти­фоны архиеп. Авер­кий (Таушев)
  • Анти­фоны митр. Вени­а­мин (Фед­чен­ков)
  • Об анти­фо­нах и про­из­но­си­мых в про­дол­же­ние их молит­вах пра­вед­ный Нико­лай Кава́сила
  • О трех малых анти­фо­нах на пес­нен­ной вечерне свт. Симеон Солун­ский
  • Анти­фон­ное пение проф. М.Н. Ска­бал­ла­но­вич
  • Анти­фоны, респон­со­рии и кол­лекты проф. М.Н. Ска­бал­ла­но­вич
  • Литур­гия огла­шен­ных свящ. Кон­стан­тин Пар­хо­менко

Антифо́н — (от греч. ἀντίφωνος — отве­ча­ю­щий звуком на звук, про­ти­во­гла­сие) – пес­но­пе­ние, осу­ществ­ля­е­мое попе­ре­менно двумя, рас­по­ло­жен­ными друг против друга хорами (ликами). Исто­ри­че­ски анти­фон — это прежде всего испол­ни­тель­ский приём и только потом — гим­но­гра­фи­че­ский жанр.
Кроме этого зна­че­ния, как спо­соба пения, слово анти­фон исполь­зу­ется в литур­гике и для обо­зна­че­ния отдель­ных пес­но­пе­ний или частей песен­ного мате­ри­ала.

В хри­сти­ан­ском бого­слу­же­нии анти­фон­ное пение появ­ля­ется уже в начале II века: по сооб­ще­нию исто­рика Сократа Схо­ла­стика, такой прин­цип пения ввел свя­щен­но­му­че­ник Игна­тий Бого­но­сец в Антио­хии и уже отсюда оно рас­про­стра­ни­лось по всему Востоку; есть много сви­де­тельств, что уже в IV веке анти­фон­ное пение прак­ти­ко­вали в разных Помест­ных Церк­вах.

Наряду с древ­ней­шим зна­че­нием спо­соба пения, слово «анти­фон» при­мерно с VII–VIII вв. начи­нает упо­треб­ляться для обо­зна­че­ния жанра пес­но­пе­ний. Сна­чала в Визан­тии термин «анти­фон» обо­зна­чал рефрен к стихам псалма, кото­рый явля­ется внеш­ним, ино­род­ным по отно­ше­нию к самому псалму (в этом смысле анти­фон про­ти­во­по­став­лялся про­кимену, в кото­ром при­пе­вом являлся стих того же псалма). Впо­след­ствии термин анти­фон стал обо­зна­чать всю ком­по­зи­цию. В кон­стан­ти­но­поль­ском кафед­раль­ном бого­слу­же­нии в составе так назы­ва­е­мого пес­нен­ного после­до­ва­ния анти­фоны были одним из основ­ных струк­тур­ных эле­мен­тов; в после­до­ва­ние вечерни и утрени вхо­дило боль­шое коли­че­ство (более 10 для каждой службы) разных анти­фо­нов. Отли­чи­тель­ной осо­бен­но­стью анти­фо­нов было пение «Слава» и «И ныне» с при­пе­вом в конце псалма; эта осо­бен­ность сохра­ни­лась в боль­шин­стве совре­мен­ных анти­фо­нов. В мона­стыр­ском бого­слу­же­нии Кон­стан­ти­но­поля анти­фоны исполь­зо­ва­лись не столь широко, именно это мона­стыр­ское бого­слу­же­ние стало основ­ной совре­мен­ного.

В насто­я­щее время анти­фоны можно клас­си­фи­ци­ро­вать по их упо­треб­ле­нию в обще­ствен­ных служ­бах, то есть выде­лить анти­фоны вечерни, утрени и литур­гии.

1. Анти­фоны литур­гии исполь­зу­ются чаще всего, эти пес­но­пе­ния в первую оче­редь ассо­ци­и­ру­ются с поня­тием «анти­фон». Анти­фоны литур­гии бывают празд­нич­ные, все­днев­ные и изоб­ра­зи­тель­ные; при этом первые два типа анти­фо­нов вос­при­няты нами из кафед­раль­ного бого­слу­же­ния Кон­стан­ти­но­поля.

Празд­нич­ные анти­фоны. Празд­нич­ные анти­фоны поются на литур­гии в дву­на­де­ся­тые Гос­под­ские празд­ники. Они состав­лены из стихов разных псал­мов, соот­вет­ственно содер­жа­нию празд­ника. Эти стихи псал­мов чере­ду­ются с осо­быми при­пе­вами: к каж­дому стиху 1‑го анти­фона поется «Мо­литвами Бого­ро­дицы, Спасе, спаси нас», припев 2‑го анти­фона особый у каж­дого празд­ника («Спаси ны, Сыне Божий… <изме­ня­е­мая часть в зави­си­мо­сти от празд­ника> поющия Ти: Алли­луиа»1). Для 3‑го анти­фона при­пе­вом служит тро­парь дан­ного празд­ника. Нахо­дятся празд­нич­ные анти­фоны в Апо­столе и после­до­ва­ниях служб соот­вет­ству­ю­щих празд­ни­ков в Минее и Триоди.

Все­днев­ные анти­фоны очень похожи по своей струк­туре на празд­нич­ные, что зако­но­мерно, так как анти­фоны такого типа исполь­зо­ва­лись в кафед­раль­ном бого­слу­же­нии Кон­стан­ти­но­поля и они в полной мере соот­вет­ствуют древ­ней­шему жанру анти­фона.  Все­днев­ные анти­фоны — псалмы 91, 92, 94 с при­пе­вами (соот­вет­ственно «Мо­литвами Бого­ро­дицы, Спасе, спаси нас», «Мо­литвами святых Твоих, Спасе, спаси нас» и «Спаси ны, Сыне Божий, во святых Дивен сый, поющия Ти: Алли­луия»). В Кон­стан­ти­но­поле они пелись регу­лярно, у нас же они поются редко (только в сед­мич­ные дни в случае святых без знака). Эти анти­фоны нахо­дятся в Ирмо­ло­гии и Апо­столе.

Изоб­ра­зи­тель­ные анти­фоны – в насто­я­щее время основ­ной (самый частый) тип анти­фо­нов на литур­гии. Это Псалмы 102, 145 и Запо­веди бла­жен­ства. Они не явля­ются анти­фо­нами в клас­си­че­ском смысле, так как поются без рефрена. Эти анти­фоны пере­шли к нам из чина изоб­ра­зи­тель­ных, кото­рый исполь­зо­вался в мона­стыр­ском бого­слу­же­нии Кон­стан­ти­но­поля.

2. Анти­фоны вечерни. В первую оче­редь этот термин при­ме­ня­ется к 1‑й кафисме, кото­рая поется цели­ком в вос­крес­ные дни и в фор­мате только 1‑го анти­фона (то есть первой «Славы») на празд­нич­ных бого­слу­же­ниях в сед­мич­ные дни. «Блажен муж…» в полной мере соот­вет­ствует древ­нему кон­стан­ти­но­поль­скому анти­фону, так как имеет все необ­хо­ди­мые атри­буты: поется с при­пе­вом «Алли­луиа», имеет «Слава» и «И ныне» в конце. Также анти­фо­нами име­нуют части кафисмы, чита­е­мой на литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров (хотя эта кафисма не поется).

3. Анти­фоны утрени — сте­пен­ные анти­фоны. Эти анти­фоны явля­ются частью тор­же­ствен­ной поли­е­лей­ной утрени и пред­став­ляют собой подо­бие сте­пен­ных псал­мов (то есть Пс. 119–133), или «песней сте­пе­ней». Сте­пен­ных анти­фо­нов всего 8 (по числу гласов), и текст их нахо­дится в Окто­ихе. Каждый анти­фон любого гласа состоит из трех частей, кроме 8‑го, где име­ются четыре части. Эти анти­фоны не имеют рефрена, то есть отли­ча­ются от анти­фо­нов в пер­во­на­чаль­ном смысле этого слова. Эти пес­но­пе­ния аске­ти­че­ского содер­жа­ния, в них гово­рится об очи­ще­нии и исправ­ле­нии души от стра­стей и греха. Поются они на особый напев. К каж­дому сте­пен­ному анти­фону при­со­еди­нено в конце про­слав­ле­ние Свя­таго Духа.

Кроме пере­чис­лен­ных регу­лярно исполь­зу­е­мых анти­фо­нов в годич­ном круге встре­ча­ются отдель­ные пес­но­пе­ния, кото­рые также назы­ва­ются анти­фо­нами, но имеют свое­об­раз­ную струк­туру. В част­но­сти, на утрени Вели­кой Пят­ницы поется 15 анти­фо­нов, однако эти анти­фоны больше похоже на седальны или сти­хиры.


При­ме­ча­ние:

1 Исклю­че­нием явля­ется празд­ник Пяти­де­сят­ницы, когда пола­га­ется иной припев: «Спаси ны, Уте­ши­телю Благий, поющия Ти: Алли­луиа».

«Анти­фоны состав­ляли пер­во­на­чально своего рода отдель­ную службу, совер­шав­шу­юся до Евха­ри­стии и, вна­чале, вне храма. Она при­над­ле­жала к типу литии (про­цес­сии по городу), чрез­вы­чайно попу­ляр­ной в Визан­тии, а в тепе­реш­нем бого­слу­же­нии сохра­нив­шейся как лития на Все­нощ­ном Бдении и «крест­ные ходы». В даль­ней­шем, по той логике раз­ви­тия бого­слу­же­ния, в кото­рой дей­ствует свое­об­раз­ный закон пре­вра­ще­ния «осо­бен­но­стей» в «общее пра­вило», служба эта стала мыс­литься как уже неотъ­ем­ле­мая часть Евха­ри­стии, как литур­ги­че­ское выра­же­ние «собра­ния в Цер­ковь». Однако и тут она все еще вос­при­ни­ма­лась как отдель­ная, ввод­ная часть: Пат­ри­арх, напри­мер, входил в храм только после пения анти­фо­нов. Это же до сего дня видно в нашей архи­ерей­ской Литур­гии, в кото­рой архи­ерей фак­ти­че­ски не участ­вует до «малого входа», так что и началь­ное «бла­го­сло­ве­ние Цар­ства» и все воз­гласы дела­ются свя­щен­ни­ками».
про­то­пре­сви­тер Алек­сандр Шмеман

  • 9. 4 тыс. 1

Латинский

 

Английский

(17 декабря)
O Sapientia,
quae ex ore Altissimi prodiisti,
attingens a fine usque ad finem fortiter,
suaviterque disponens omnia:
veni ad docendum nos viam prudentiae..

1

1

(17 декабря)
О Мудрость,
исходящая из уст Всевышнего,
могущественно простирающаяся из конца в конец,
и сладостно устраивающая все вещи:
приди, чтобы научить нас пути мира.
 

youtube.com/v/S6zaiZxJIpU&rel=1″ type=»application/x-shockwave-flash» wmode=»transparent»/>

(18 декабря)
O Adonai,
et dux domus Israël,
qui Moyse in igne flammae rubi apparuisti,
et ei in Sina legem dedisti:
veni ad redimendum nos in brachio extendo.
 

(18 декабря)
О Могучий Господь,
и вождь дома Израилева,
явившийся Моисею в горящем кусте,
и на Синае дал ему закон,
приди, чтобы искупить нас с простертой рукой.
 

(19 декабря)
O Radix Jesse,
qui stas in signum populorum,
super quem continebunt reges os suum,
quem gentes deprecabuntur:
veni ad liberandum nos,
Тардар из варенья ноли.
 

(19 декабря)
О Корень Иессея,
кто стоит как знамение для людей,
цари молчат в твоем присутствии,
которым будут поклоняться народы:
приди, чтобы освободить нас,
не откладывай больше.
 

(20 декабря)
O Clavis David,
et sceptrum domus Israël,
qui aperis, et nemo claudit,
clavis, et nemo aperuit:
veni, et educ vinctum
de domo carceris,
sedentem in tenebris,
et umbra mortis.
 

(20 декабря)
О, ключ Давида,
и скипетр дома Израилева,
ты открываешь, и никто не запирает,
ты закрываешь, и никто не открывает:
приди и выведи узника
из темницы.
сидит во тьме
и в тени смерти.
 

(21 декабря)
O Oriens,
splendor lucis aeternae,
et sol justitiae:
veni, et illumina
sedentes in tenebris,
et umbra mortis.
 

(21 декабря)
О заря,
великолепие вечного света,
и солнце справедливости,
приди и воссияй на тех,
сидящих во тьме,
и в тени смертной.
 

(22 декабря)
O Rex Gentium,
et desideratus earum,
lapisque angularis,
qui facis utraque unum:
veni, et salva hominem,
quem de limo formasti.
 

(22 декабря)
О Царь народов,
и тот, кого они желали,
краеугольный камень,
тот, кто объединяет оба народа,
приди и спаси человечество,
кого ты создал из грязи.
 

(23 декабря)
О Эммануэль,
Rex et legifer noster,
expectatio gentium,
et Salvator earum:
veni ad salvandum nos,
Domine, Deus noster.
 

(23 декабря)
О Эммануил,
ожидаемый язычниками,
и их Спаситель:
пришел спасти нас,
Господи Боже наш.