Йога и религия: О христианстве и йоге от бывшего адепта последней / Православие.Ru
Содержание
Йога и религия | Oceanius.ru
Что общего между йогой и религией? Является ли йога религией? Можно ли религиозному человеку заниматься йогой? Очень часто людей интересуют эти вопросы. На первый взгляд может показаться, что йога – это религия. Но это не так. В описании йоги можно найти что-то схожее с религией. Множество различных видов йоги, много теоретических материалов на эту тему. Это древнее учение имеет свою объёмную и глубокую философию. Но есть существенные различия между йогой и религией.
Йога и религия: схожие черты
Сходство заключается в том, что и религия и йога включают в себя ритуалы и определённую культуру. Культура несёт в себе различные мифы и легенды, которые зародились в определённое время в определённом месте. Йога и религия преследуют одинаковую цель – познание высшего смысла бытия, освобождение от материального рабства. Но в каждой системе это по-разному описывается, на своём языке.
Ещё одно сходство заключается в том, что в обоих случаях с человеком происходят одинаковые изменения на уровне разума и осознания. И йога и религия приводят к тому, что разум человека становится более однонаправленным, более сосредоточенным. Сначала практик в совершенстве овладевает разумом, а затем обретает способность находиться на более высоком интуитивном уровне – уровне прозрения.
В йоге человек практикует сосредоточение в медитациях. Различные физические и дыхательные упражнения помогают ускорить достижение состояния медитации, сводя на нет отвлекающие физические факторы, обусловленные несовершенствами физического тела.
В религии медитация достигается благодаря постоянному сосредоточению на одном образе и чтению одних и тех же молитв.
В обоих случаях основной метод – сосредоточение!
Разница между йогой и религией
Эти системы самосовершенствования имеют существенные различия. В религии призывается верить, принять на веру какие-то факты, постулаты. В йоге даются рекомендации для достижения тех или иных целей. В ней нет призыва к слепой вере, предлагается не поверить, а проверить. Йогин достигает промежуточных целей – ступеней на пути к основной цели.
Религия – это наука веры. Йога – это практическая наука. В религии строгие рамки и ограничения.
В йоге тоже есть ограничения, но они не такие строгие и многие из них носят временный характер.
Йога предлагает различные методы достижения конечной цели, не ограничивая человека в выборе. Она предлагает использовать любой имеющийся потенциал. Главное условие – непричинение вреда себе и окружающим и свобода от привязанностей, низших желаний.
Религия ограничивается одним методом – отречением от материального мира.
Каждый ищущий выбирает свой путь. Кому-то лучше строгое отречение, а кому-то легче идти более универсальным путём.
Можно ли религиозному человеку заниматься йогой?
Йогой можно заниматься любому человеку. Эта система не противоречит религии. Но нужно понимать, что в йоге много различных направлений. Классическая йога не нарушает принципы религии. Выполняя асаны, пранаямы и очистительные упражнения, человек не нарушит никаких религиозных правил. Эти упражнения помогут человеку сделать разум более совершенным и взять под контроль чувства и эмоции.
***
Комментарий к статье “Йога и религия: сходство и различие” с канала Яндекс.Дзен Oceanius.ru от Петра Долина:
“Рассмотрим этимологию слов – понятий “религия” и “йога”. Ре – снова, повторно, опять. Лигио – стыковать, соединять. Религия – это непрерывная технология создания соединений нашего, земного, человеческого мира с миром Тонким, Высшим Разумом, с самим Создателем жизни вокруг нас. Йога – лучше всего определяется как “связь” или “союз”. Причём исходное санскритское “юдж” подразумевало союз с доминированием одной из сторон. Что и признаётся в йоге изначально.
Все авторитетные тексты по йоге указывают её как способ саморазвития божественных способностей личности на протяжении многих жизней и на ориентиры в развитии в течении одной жизни. То – есть, обобщая, видим совпадение целей йоги и религии в дальней перспективе развития – 100%, а в ближней есть нестыковки – у йогов без реинкарнации нет совершенства человека в земном опыте (сложный путь этого совершенства становится понятен человеку с первых практических опытов практики йоги), да ещё само тело человека постепенно становится надёжной опорой этого будущего совершенства(практика такая!).
А в большинстве религий за пределы одной жизни не заглядывают, телом же зачастую просто жертвуют ради духовного развития. Вера одинаково важна в успехе как в йоге, так и в религии. Какая без Веры может быть регулярная практика? Если не придерживаться правильных ориентиров, не развивать самоконтроль, самокритичность – потерпеть неудачу можно и на религиозном пути, и на пути йоги. Как видно, Высший Разум пока поддерживает оба этих направления развития. Удачи всем в их духовно – материальных поисках!”
Синод Элладской церкви: йога и христианство несовместимы. Как на это смотрят в РПЦ?
Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,
Занятия йогой несовместимы с христианством, убеждены в Элладской церкви
Священный синод Элладской православной церкви (ЭПЦ) назвал занятия йогой категорически несовместимыми с христианской верой.
В заявлении руководящего органа церкви говорится, что йога — основополагающая часть религии индуизма, а не просто набор физических упражнений, и ей не место в жизни христианина.
В ЭПЦ пояснили, что заявление стало реакцией на рекомендации греческих СМИ заниматься йогой для снятия стресса во время карантина.
- Йога 60+ в эпоху коронавируса
- Пять полезных асан йоги: советы Русской службы Би-би-си
- Гуттаперчевая бабушка: как преподавать йогу в 98 лет
В заявлении Синода выражается уважение к свободе вероисповедания, однако подчеркивается, что церковь обязана заботиться о своей пастве.
Православная церковь обладает в Греции государственным статусом. К ней причисляют себя около 90% жителей республики.
Ранее представители других конфессий и религий также выступали с осуждением занятий йогой.
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,
Элладская православная церковь обладает в Греции государственым статусом и пользуется большим влиянием в стране
Несмотря на то, что подобная критика со стороны церкви звучит нередко, официальное заявление, распространенное Священным синодом, выглядит довольно необычно.
Неприятие со стороны церкви основано на опыте тех, кто практиковал занятия йогой, пояснил, выступая по греческому телевидению, священник Элладской церкви о.Михаил Константинидис. «Если бы йога давала человеку то, что ему нужно, мы были бы только рады», — сказал он.
Йога стала чрезвычайно популярна в мире в последние десятилетия и сейчас представляет собой гигантскую индустрию. Ее часто рекламируют как способ снятия стресса, улучшения психического самочувствия и укрепления физических сил.
С начала эпидемии коронавируса во многих странах занятия йогой рекомендовали в качестве меры борьбы со стрессом и поддержания физической формы во время карантина.
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,
Заявление Греческой церкви стало ответом на призывы в СМИ чаще заниматься йогой во время карантина
Греции удалось избежать серьезного ущерба от пандемии — по мнению многих, благодаря жесткому локдауну, введенному еще в начале марта. При численности населения в 11 млн в Греции было зарегистрировано всего 3000 случаев заражения ковидом и 180 связанных с ним смертей.
Споры о совместимости йоги и христианства идут с начала XX века, когда западные интеллектуалы стали активно интересоваться восточными духовными практиками. Из-за выросшей в поледние десятилетия популярности йоги эта тема остается актуальной до сих пор.
Ее комментировали и глава Римско-католической церкви папа римский Франциск, и предстоятель Русской православной церкви патриарх Кирилл. Папа Франциск предупреждал, что йога не может привести человека к Богу.
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,
Синод ЭПЦ подчеркивает связь практик йоги с индуизмом
Патриарх Кирилл призывал различать между физической и духовной составляющими йоги. Про дыхательные и физические занятия он говорил, что ничего плохого в самой технике этих упражнений не видит.
«Но йога сопровождается медитацией, и вот к этому я отношусь с большой настороженностью», — говорил патриарх. Он предостерег православную молодежь от увлечения этими практиками.
Подход патриарха — продолжение традиции, которую заложил о. Александр Мень, популярный православный миссионер эпохи Перестройки.
Мень — автор известного семитомника «История религии. В поисках Пути, Истины и Жизни». Он изучал индуистские и буддистские практики и пришел к выводу, что христианам можно заниматься только хатха-йогой, которая состоит в основном из дыхательных и физических практик.
А раджа-йога и джнани-йога, говорил священник в лекции 1989 года, ориентируются на другую систему ценностей и мировоззрения.
Является ли йога религией? Руководство для начинающих
Йога и индуизм
Практика йоги в рамках индуистской религии имеет долгую историю. Мы не будем увязнуть в деталях (слишком много тысяч лет!), но вот основы, которые помогут вам освоиться.
Впервые он упоминается в Упанишадах, сборнике из более чем 200 индуистских писаний, в которых описываются техники медитации, которые помогают нам приблизиться к нашему истинному Я, или Атману. Эти индуистские тексты учат нас тому, что мы являемся частью чего-то гораздо большего, чем наша собственная личность и повседневная жизнь. Индуизм учит нас, что все мы — капли дождя в океане, а океан — это Брахман, вселенский дух.
Вот откуда в йоге возникла идея единения. Не только разум, тело и дух едины, но и все мы Едины — одно существо, в сообществе и с общим жизненным опытом.
Индуистское понимание йоги.
Индусы традиционно практиковали йогу, чтобы достичь спокойствия, поставить на паузу болтающий ум и попытаться быть наедине с миром, а также практиковать вселенскую любовь к Брахману.
Точно так же, как мы все изо всех сил пытались найти место, чтобы поставить наш коврик в оживленном классе йоги, мы все задавались вопросом, какое место мы вписываемся в великую схему вещей. В следующий раз, когда вы будете в раздевалке йога-студии, меняя рабочую одежду на одежду для йоги, подумайте об этом как о метафоре того, что вы собираетесь делать на своем коврике для йоги — сбрасывая внешние слои личности, чтобы найти путь к своему истинному Я и к общению с остальными учениками.
Йога и буддизм
Йога и буддизм разделяют практику внимательности. Тысячелетия назад в Индии Будда — сам заядлый йог, практиковал и учился у учителей йоги своего времени, прежде чем он стал наставлять других.
Буддисты, как и индуисты, верят, что реальность отвлекает нас от истины, и что вы должны вздремнуть в повседневной рутине, чтобы обрести внутренний покой и увидеть себя таким, какой вы есть на самом деле.
Йога-сутра Патанджали, древний текст, объясняющий применение йоги в реальной жизни, находился под сильным влиянием буддизма. Помимо сосредоточенности на том, чтобы любить и отдавать, карма — вера в то, что то, как вы действуете в мире, когда-нибудь вернется к вам, — это идея, на которую повлияла буддийская практика.
Йога и христианство
Помимо беспокойства о том, что ваша поза воина на высоте, некоторые люди обеспокоены тем, следует ли им вообще заниматься йогой. В 2012 году одна христианская церковь запретила занятия йогой, заявив, что это индуистское духовное упражнение. Они явно не читали наш блог!
Могут ли христиане заниматься йогой? Конечно! Хотя в Instagram может показаться, что вам нужно принести клятву Биркенстокам, прежде чем вы сможете называть себя йогом, в современной западной культуре нет необходимости исповедовать какую-то определенную религию, чтобы практиковать йогу.
Для многих на Западе йога почти полностью отделена от религии. Это просто понимается как простое представление о том, что тело и разум находятся в тесной связи. Однако вы также можете практиковать йогу, чтобы почувствовать себя ближе к любой высшей силе, в которую вы верите.
к глубоким жизненным переменам.
В этом смысле, даже несмотря на то, что современные направления йоги больше не являются религиозными, йога остается верной своим созерцательным корням, помогая нам сбрасывать слои, отделяющие нас от нашей истинной природы; раскрывая новое ощущение себя и новое ощущение нашего места в мире.
Таким образом, ответ на вопрос «вредна ли йога для христиан?» прост. Йога ни для кого не вредна, но она приносит пользу всем. Независимо от того, хотите ли вы немного спокойствия или новой тренировки, любой может получить пользу от занятий йогой.
Йога как религия? | Обсуждение философии йоги
Получите полный доступ к Outside Learn, нашему образовательному онлайн-центру с углубленными курсами йоги, фитнеса и питания, когда вы
Зарегистрируйтесь на Outside+.
Вопрос: Является ли йога религией? Большинство американских изучающих йогу ответили бы на этот вопрос просто «нет». Как практикующие, мы не обязаны придерживаться определенной веры или обязаны соблюдать религиозные ритуалы, такие как крещение или бар-мицва. Нас не просят верить в Бога, посещать организованные богослужения или заучивать конкретные молитвы.
И тем не менее, «Йога-сутра» Патанджали, древний текст, на который сегодня широко ссылаются в классах йоги, ясно представляет моральный кодекс для йогов, которому следует следовать, и намечает путь к мистическому состоянию просветления, известному как самадхи, или союз с божество. Традиция йоги также признает путь бхакти-йоги, ветви йоги, приверженцы которой посвящают себя личной форме Бога. Его практики включают пение божествам, установку алтарей и даже молитвы.
Итак, даже если сегодня йога не практикуется как религия, произошла ли она от религии и превратилась в форму духовности? Наивно ли думать о йоге как о полностью светской деятельности? Это вопросы, которые необходимо изучить, поскольку йогу все чаще преподают в школах, больницах и светских учреждениях по всей стране. Некоторые религиозные лидеры и родители выразили обеспокоенность по поводу йоги в школах, побуждая учителей йоги лишать практику всего, что хотя бы отдаленно иностранное или духовное. Но можете ли вы учить таким образом и по-прежнему называть это йогой?
Мы попросили практикующих йогов и ученых поделиться своими мыслями о пересечении йоги, религии, духовности и мистицизма. Их ответы раскрывают спектр мнений, столь же глубокий и широкий, как и сама нынешняя практика йоги.
Беседа, организованная Андреа Ферретти
Группа:
Брук Бун является основателем Holy Yoga, некоммерческого христианского служения, которое способствует намеренному соединению тела, разума и духа со Христом. После многих лет обучения у таких учителей, как барон Батист и Джон Френд, Бун разработала свою собственную программу подготовки учителей, которая сертифицировала более 400 учителей Святой Йоги.
Дэвид Фроули является основателем и директором Американского института ведических исследований в Санта-Фе, штат Нью-Мексико, который предлагает курсы и публикации по аюрведической медицине, йоге, медитации и ведической астрологии. Известный ведический ученый, он продолжает проводить исследования ведических текстов и является известным сторонником индуизма и санатана-дхармы.
Гэри Крафтсоу — основатель и директор Американского института винийоги в Окленде, Калифорния. Помимо степени магистра глубинной психологии и религии, Крафтсов изучал тантру у ученого-мистика В. А. Девасенапати и йогу у Т. К. В. Десикачара. Более 30 лет занимается подготовкой учителей йоги.
Стефани Сайман — писательница, практикующая аштанга-йогу уже 15 лет. В книге «Тонкое тело: история йоги в Америке» она собирает воедино историю йоги в Америке и множество изменений, которые она претерпела, от ее откровенно духовного начала в Новой Англии до ее расцвета в 1960-х годах и современных спортивных залов и студий.
Обсуждение
Журнал йоги : Йога возникла из индуизма?
Гэри Крафтсоу: Большая проблема заключается в том, как вы определяете термины. Индуизм, буддизм и йога берут свое начало в Ведах, что предшествует той формулировке, которую мы называем «современным индуизмом». Я думаю, что, хотя источники индуизма и йоги одни и те же, йога как традиция предшествует формулировке того, что современные индуисты считают своей религией.
Дэвид Фроули: Что ж, главное, что я хотел бы отметить, как говорит Гэри, как вы определяете термины? Что касается классической йоги, то она преимущественно исходит из индуистской традиции. Однако современная йога, особенно в том виде, в каком она практикуется и понимается на Западе, часто имеет другое значение. Это больше связано с асанами, и в некоторых группах оно отошло от духовной и религиозной связи, поэтому может иметь другое определение и другое значение для людей. Но даже большая часть современной йоги все еще имеет некую духовную ауру и связь с Индией. Мы видим это, в частности, в движении киртана [религиозного воспевания].
Также важно отметить, что в йоге есть традиция дхармы. А религия в западном понимании как система верований часто отличается от традиции дхармы. Дхарма, как и йога, — трудный для перевода термин. Некоторые называют это законом природы или законом вселенной сознания. Все дхармические традиции подчеркивают универсальную этику, такую как ахимса [ненасилие], теория кармы и перерождения и культура медитации. Но не все — например, буддизм — постулируют какого-либо Бога или создателя вселенной. Несмотря на признание космического создателя (известного как Ишвара), большинство традиций индуистской и ведантической йоги делают упор на самореализацию, а не на поклонение Богу, в качестве основного направления.
Итак, йога — это не система убеждений. И многие другие традиции, происходящие из Индии — индуистские и другие — не являются системами верований, как христианство, у которого есть одна единственная точка зрения, которую должны принять последователи. Дхармические традиции делают упор на знание и прямой опыт на индивидуальном уровне, а не на внешние структуры убеждений. Дхармические традиции подчеркивают тот же тип свободы в нашем подходе к духовной истине, который мы имеем сегодня во внешней жизни. Мы свободны, например, выбирать пищу, которую хотим есть, или работу, которой хотим заниматься. Дхармические традиции плюралистичны в том смысле, что они предоставляют множество путей для разных типов людей и не имеют единого стандартного подхода для всех.
Должны ли родители, исповедующие неиндуистскую религию, беспокоиться о том, что йога, преподаваемая в школе их ребенка, может противоречить религиозным идеям, которым они учат своих детей?
Дэвид Фроули: Ну, это опять же зависит от того, чему вы учите йогу. Очевидно, что йога имеет несколько уровней и измерений: йога-асана, пранаяма, йога-медитация для очищения ума — этим может заниматься даже атеист. Эти практики не обязательно имеют религиозный подтекст, но имеют духовный подтекст. Но в целом, я думаю, если мы будем преподавать йогу не слишком религиозно, не должно быть никаких проблем с преподаванием [ее] в школах или других общественных местах.
При этом есть и частные группы йоги, которые, конечно же, могут учить чему угодно. Если мы затем перейдем к медитации, мантре, воспеванию и другим вещам, то это больше относится к духовной или квазирелигиозной сфере и может создать больше проблем для определенных групп на Западе.
Гэри Крафтсоу: Вы знаете, я хотел бы добавить один комментарий: Йога никогда не была светской, традиционно. Она всегда была связана с духовностью, а духовность никогда не отделялась от религии. Но духовные измерения йоги использовались многими различными религиями. Хотя йоге обучали религиозные конфессии, настоящие учения йоги использовались многими различными религиями. Поэтому я думаю, что это различие между йогой как духовным путешествием, поддерживающим религию, и йогой как религией очень полезно.
И затем текущий современный контекст таков, что йога светская. Йога адаптируется. Таким образом, йога может быть представлена в светском контексте, не имеющем элементов духовности, или же она может быть представлена как духовная дисциплина, поддерживающая христианскую веру, буддийскую веру или индуистскую веру.
Дэвид Фроули: Я хотел бы добавить, что классическая йога связана с религиозным опытом или духовной реализацией на индивидуальном уровне, а не с продвижением одной массовой веры. Итак, в этом отношении йога обладает определенной приспособляемостью и универсальностью, и мы можем применять йогу во многих контекстах. В то же время у йоги есть определенная философия. Йога не исключительна; она не настаивает на каком-то конкретном убеждении, но классическая философия йоги включает в себя такие понятия, как карма и перерождение, с которыми у некоторых религиозных общин могут возникнуть трудности. Мы должны иметь это в виду.
Итак, вы верите в то, что концепция йоги как самореализации противоречит иудейско-христианской вере в божественную реализацию?
Стефани Сайман: Если вы рассматриваете йогу как духовную дисциплину и серьезно относитесь к ее утверждениям и находитесь на этом пути — классическом пути йоги, пути за пределами асан, далеко за пределами асан — тогда я действительно думаю, что в определенный момент , вы сталкиваетесь с довольно большими метафизическими и теологическими расхождениями. Это не означает, что вы не можете преподавать йогу в школах таким образом, чтобы это было продуктивно и [не наступало] на религию. Просто то, чему вы учите, может и не… Знаете, в какой момент, интересно, это все еще йога?
Гэри Крафтсоу: Итак, я просто хочу сделать пару замечаний, о которых вы можете знать или не знать. Прежде всего, позвольте мне начать с короткого анекдота: Кришнамачарья был очень старым человеком, когда я учился у него, и он, по сути, сказал, что когда вы обретаете различающее осознавание, у вас есть Самореализация, которая эквивалентна реализации Бога. Итак, для него целью йоги было слияние с Богом. Но я смотрю на одного из его учеников, С. Рамасвами, и для него целью была Самореализация, отдельная от реализации Бога. Так что дело не в том, что в классической йоге есть одно определение цели.
Я думаю, что единственное несоответствие будет, если предположить, что есть одна доктрина йоги о цели жизни. Но я говорю, что исторически этого не было. Различные религии, формулировавшие свои цели по-разному, использовали йогу.
Дэвид Фроули: Йога больше связана с мистическим опытом, и благодаря этому развивается Самореализация. Хотя все религии в той или иной степени имеют мистическое измерение, некоторые секты не принимают мистическое откровение. Так что обычно те группы, которые выступают против мистицизма, имеют некоторые проблемы с йогой.
Стефани Сайман: Думаю, Дэвид, это очень хорошая мысль. У меня был опыт общения с известным баптистским лидером, и он, по сути, сказал, что никто не должен заниматься йогой. Он просто не может согласиться с тем, что йога должна быть доступна христианам для их собственного типа откровения. Итак, я согласен; это не присуще йоге, но, как практикующий другой веры, вы можете столкнуться с некоторым конфликтом, в зависимости от вашей традиции.
Итак, в йогическом опыте есть оттенки веры. Брук, чувствуете ли вы, что в христианском опыте есть оттенки веры, особенно в том, что касается йоги?
Брук Бун: Без сомнения. Я думаю, что большинство христиан ничего не знают о йоге, и то, что они слышали, коренится в страхе: что это индуизм; его нельзя отделить; что каким-то образом позы, движения тела или дыхание, или ярмо связаны с чем-то другим, кроме Бога их собственной веры, и поэтому это очень сбивает с толку. У них много страха. [В Holy Yoga] мы просто говорим: «Бог суверенен». Если вы верите, что Бог суверенен с точки зрения триединого* Бога, вы можете твердо стоять на этом и можете упражняться в духовной дисциплине, приближаясь к Богу в близости и осознании.
Во многих христианских общинах это не нравится. Но это то, что для нас. Речь идет о осознании Бога, о том, кто такой Христос, о том, что оживает интимным путем Самореализации в ответ на то, кто такой Бог. Итак, отвечая на ваш вопрос, определенно есть разница в разных течениях христианства.
Брук, считаете ли вы, что какие-либо из основных ритуалов хатха-йоги, такие как дыхательная практика или медитация, противоречат вашей личной практике или религии?
Брук Бун: Нет, совсем нет. На самом деле я верю, что мы созданы по образу Божию, для славы Божией, для поклонения Богу. И все, о чем мы говорим с точки зрения западной йоги, которую мы практикуем в спортзалах и студиях, — пранаяма, медитация и асана — все эти три вещи рассматриваются в Библии.
Я считаю, что йога — это духовная дисциплина, которая приближает вас к Богу. Итак, если это правда, то намерение моего сердца превосходит позу моего тела. Я думаю, что если бы некоторые из этих людей, [которые] боятся йоги, обратились к Слову Божьему с точки зрения модальностей йоги, я думаю, это уменьшило бы опасения.
Итак, по-вашему, намерение практики так же важно, как и ритуалы практики.
Брук Бун: Думаю, это важнее.
Гэри Крафтсоу: Я полностью с ней согласен. В йоге я думаю, что намерение — это весь ключ, так что все дело в намерении.
Брук Бун: Бог смотрит на сердце, а не на тело. Это всегда сводится к преднамеренности.
Дэвид Фроули: Да, и даже в йоге сердце — это место единства, в котором внутри нас обитает вся вселенная.
Красиво. Итак, двигаясь немного по другой траектории, мне любопытно, как вы относитесь к людям, которые лишают йогу части духовности. Если йогу преподают в школе, и учителю не разрешается произносить Намасте, или ему приходится придумывать разные названия для вещей, например, «заячье дыхание» вместо «пранаяма», чувствуете ли вы, что часть сущности йоги раскрывается? потерянный?
Дэвид Фроули: Конечно. Я имею в виду, что более глубокие практики философии йоги очень важны. На самом деле йога — это прежде всего медитация, это прежде всего более глубокий духовный опыт, и у нее есть своя глубокая философия жизни.
При этом я могу понять, почему они могут это делать, но они должны признать, что есть те, для кого йога является священной духовной практикой, и они не хотят, чтобы она просто секуляризировалась или, что еще хуже, коммерциализировалась.
Я думаю, важно осознавать, что есть и другое йога-сообщество, для которого йога является духовной, а иногда и религиозной дисциплиной. И мы можем использовать светскую йогу из-за ее пользы, пользы для здоровья, которая, безусловно, должна быть присуща всему человечеству, но мы должны признать, что йога как термин может означать и нечто большее.
Гэри Крафтсоу: Но, знаете ли, йога для всех. Так что для меня вполне уместно помочь кому-то с болью в спине, который в данный момент не заинтересован в чем-то более глубоком; последовательно, что вы адаптируете методы к человеку, где они находятся. Таким образом, это нормально, если это делается с уважением, [чтобы] те, для кого это более священно и даже, возможно, религиозно, не чувствовали неуважения к их священным символам.
Итак, вы можете обучать асанам людей любого вероисповедания, но как вы думаете, возможно ли преподавать более глубокие аспекты йоги, не выходя за рамки идеологии и убеждений?
Гэри Крафтсоу: Да, я думаю, что абсолютно. В настоящее время правительство и различные организации — даже наши военные — вкладывают много денег и проводят исследования в этой области медицины разума и тела. Когда мы говорим, что асана — это просто упражнение, мы не должны принижать значение упражнения. Они показывают, что многие виды упражнений, а не только асаны, во многих случаях более эффективны, чем психиатрическая фармакология при определенных видах депрессии. Я думаю, что мы определенно можем научить связи между разумом и телом и научить более глубоким аспектам йоги без каких-либо формулировок, которые противоречили бы чьей-либо идеологии.
Дэвид Фроули: Еще один момент заключается в том, что я считаю, что йога должна бросать вызов нашим системам убеждений. Я не думаю, что мы должны говорить, что йога не бросает вызов нашим системам убеждений. Йога должна бросать вызов нашим системам убеждений в позитивном ключе, создавая больше мира, понимания, различения [и] более высокого осознания и связывая нас с большей универсальной истиной, а не загоняя нас в ловушку барьеров и границ. Это должно помочь нам разрушить эти социальные, политические, религиозные, идеологические [и] философские границы. Но он не может быть нейтральным и безобидным. Даже наука может быть оскорбительной для определенных религиозных групп. Нельзя сказать, что в этих школах не будут преподавать науку.
Гэри Крафтсоу: Верно.
Брук Бун: Я полностью с этим согласен, да.
Стефани Сайман: Я думаю, было очень эффективно продвигать йогу при болях в спине и депрессии, но я также думаю, что это своего рода обоюдоострая вещь, когда вы продвигаете светскую йогу и, делая это, теряете вид на некоторые из его величайшего потенциала, или, конечно, его цель. Мы хотим отделить мирское от духовного, и я всегда задаюсь вопросом, возможно ли это.
Гэри Крафтсоу: Хорошо, я слышу, что вы говорите, но если у вас есть более глубокое посвящение в более широкую традицию йоги, то вы понимаете, что то, что важно для одного человека или группы, не то же самое, что для другого. Если вы видите, что будет подходящим для человека или группы, с которой вы работаете, вы можете адаптироваться и дать им то, что будет им полезно.
Вы не хотите навязывать мантру и молитву тому, кто в этом не заинтересован. Роль учителя состоит в том, чтобы уметь правильно оценивать контекст, в котором он преподает, и соответствующим образом адаптировать инструменты, чтобы они служили людям, с которыми вы работаете.
Так что дело не в том, что мы делаем какую-то фрагментацию. Я думаю, что чем глубже вы инициируете и понимаете йогу, тем больше ваша ответственность как учителя состоит в том, чтобы сделать ее доступной и доступной для людей, которые обращаются к вам за помощью, на каком бы уровне они ни обращались.
Учение Кришнамачарьи делает акцент на том, что йога предназначена для человека. Дело не в учителе; речь идет о практикующем. И наша работа состоит в том, чтобы предоставить им то, что будет им полезно там, где они находятся, когда они придут к нам.
Брук Бун: Верно. Я думаю, что если мы не секуляризируем ее хотя бы немного, то упустим возможность познакомить многих людей с этой удивительной духовной дисциплиной йоги.
Существует растущая тенденция включать индуистскую иконографию в занятия йогой, такие как Ганеша, рассказывание историй о Ханумане или даже пение без перевода смысла пения. Если христианин входит в подобный класс, просят ли его заниматься тем, что противоречит его вере? Брук, вы поощряете своих учеников ходить на публичные занятия?
Брук Бун: Я настоятельно рекомендую им посещать любые занятия, которые им интересны. Я думаю, что они чувствуют себя наиболее комфортно на уроках Святой Йоги, [и] если это так, то я говорю им, что они должны оставаться в классе Святой Йоги. Но что касается меня, я практиковался в студиях. Участвую ли я в воспевании? Нет. Одно из моих основных занятий — анусара-йога, а другое — аштанга. я не пою; это не для меня. Значит ли это, что это неправильно? Точно нет; это просто означает, что я не участвую, потому что это не способствует моей вере и тому, что мне удобно.
Гэри Крафтсоу: Многие учителя йоги просто механически произносят такие вещи, как Намасте и повторяют Ом или [у них есть] статуя Ганеши в их студии, без какого-либо глубокого понимания того, что эти вещи на самом деле означают или представляют. Итак, я думаю, что здесь не хватает образования, и иногда имеет место неудачная прививка вещей, пришедших из индуизма, в классы йоги без какого-либо реального глубокого понимания смысла, стоящего за этим. И я думаю, что это проблема.
Дэвид Фроули: В целом, я бы сказал, что элемент преданности очень важен для йоги, и если люди находят в ней что-то ценное, то я не думаю, что это проблема. Видите ли, сегодня мы живем в глобальной культуре; в прошлом мы должны были следовать религии наших предков. Теперь у вас есть люди в Индии, которые становятся христианами; есть люди в Америке, находящиеся под влиянием индуизма, буддизма, присоединившиеся к восточным религиям и так далее. Я не думаю, что это должно быть проблемой. Это часть глобального движения, и мы должны видеть в этом ценность.
Есть последние мысли?
Дэвид Фроули: Я хотел бы добавить один момент. Многие западные религии считают йогу, индуизм или буддизм политеистическими, и это не так; они плюралистичны. У них множество имен, форм и подходов к единой реальности. Это не отдельные боги или отдельные божества, конфликтующие друг с другом или что-то в этом роде. Итак, я думаю, что мы должны преподавать йогу с этой плюралистической точки зрения и [с] пониманием того, что плюрализм распространяется не только на восточные традиции, но может распространяться на все религиозные, научные и [и] философские традиции. Это избавляет нас от необходимости либо принимать определенную форму, либо отвергать определенную форму — это всего лишь часть множества вариантов.
Гэри Крафтсоу: Как красиво. Это такое важное заявление, Дэвид. Спасибо.
Термины, которые вы хотите знать
Бхакти-йога: Обычно называется йогой преданности. От санскритского слова «бхадж», что означает «принимать участие», бхакти-йога — это один из нескольких йогических путей, которые, как говорят, ведут к просветлению. Бхакти делает упор на такие практики, как пение, религиозная медитация и молитва, как на путь к единению с Божественным.
Классическая йога: Также известна как практика восьми (ашта) конечностей (анга). Классическая йога обычно относится к йогическому пути, изложенному Патанджали. Восемь ступеней — это сдерживание, соблюдение, поза, контроль дыхания, отстранение чувств, концентрация, медитативное погружение и самадхи.
Дхарма: Имеет множество различных значений в зависимости от того, как оно используется. Дхарму часто называют «праведностью» или «добродетелью». В этой статье дхарма используется для описания веры в то, что вселенная содержит одно сознание, отличное от конкретного Бога.
Т. Кришнамачарья: Часто называют отцом современной йоги. Шри Тирумалай Кришнамачарья учился в Королевском колледже Майсура, прежде чем посвятить себя изучению эзотерической йоги. Позже он стал учителем йоги в королевской семье в Майсоре, где обучал уникальному сочетанию асан, пранаямы, медитации, религиозных практик и философии. Среди его учеников были основатель йоги Айенгара Б.К.С. Айенгар; основатель аштанга-йоги К. Паттабхи Джойс; и его сын Т.К.В. Десикачар, известный сам по себе как учитель терапевтической йоги, йогических писаний и философии.
Патанджали: Человек, которому приписывают составление, систематизацию и изложение в письменной форме философии йоги, ныне известной как классическая йога. Хотя о нем практически ничего не известно (и если он действительно был отдельным человеком), считается, что Патанджали создал «Йога-сутры», важный текст по йоге, около 2500 лет назад.