Стихотворения николая мельникова: РУССКИЙ КРЕСТ — СТИХИ

Разное

РУССКИЙ КРЕСТ — СТИХИ

Владыка Брянский и Севский
Феофилакт

Помогите восстановить храм на малой родине поэта в селе Лысые Брянской области! О его восстановлении мечтал Николай, его описывал в поэме «Русский крест». Родная сестра поэта, как и главный герой поэмы, по рублю собирает средства на храм. В память о Николае, с надеждой на спасение душ наших!

О храме подробнее

Контактный адрес и телефон:
243603, Брянская область, Злынковский район, село Лысые,
Шаронова В. А.
8(48358) 9-13-38;
8(961) 108-42-84

Яндекс-деньги: 410011982774756

Перевод через СБЕРБАНК:
Брянское ОСБ 8605 СБ РФ
Новозыбковское ОСБ 5580/030 г.Злынка
БИК 041501601; ИНН 7707083893;
КПП 320401001
Корр. счет 30101810400000000601
Тран.счет 30301810908000600819
Счет: 42307.810.9.0819.1701868
Шароновой Валентине Алексеевне (председателю прихода)

Перевод на карту СБ:
VISA 4276 1609 9968 3114
Шаронова Валентина Алексеевна

  • Ангел мой – невидимый хранитель

    (Лирические)

    2006

  • Белые и чёрные одежды

    (Лирические)

    2003

  • Берёзовый плач

    (Лирические)

    2004

  • В Москву

    (Лирические)

    2003

  • Вечный срок

    (Неволя)

    2004

  • Вождь

    (Патриотические)

    1997

  • Возвращение

    (Лирические)

    2003

  • Гражданину

    (Патриотические)

    1996

  • Девочка и старик

    (Лирические)

    2004

  • Дети России

    (Лирические)

    2004

  • Дожди

    (Лирические)

    1998

  • Единение

    (Патриотические)

    1995

  • За вас молюсь

    (Патриотические)

    1992

  • За веру, за Христа

    (Патриотические)

    2006

  • Источник

    (Лирические)

    1999

  • К маме

    (Личное)

    1998

  • К Нашим!

    (Патриотические)

    1997

  • Криница

    (Неволя)

    2003

  • Монах

    (Лирические)

    1997

  • Москва

    (Личное)

    1982

  • Мы никогда не умрём

    (Патриотические)

    2002

  • Ненужные

    (Лирические)

    1997

  • Непомнящий

    (Патриотические)

    1999

  • Огонёк

    (Лирические)

    2005

  • Ожидание

    (Лирические)

    1985

  • Осень

    (Неволя)

    2004

  • Ослушание

    (Лирические)

    1997

  • Память детства

    (Лирические)

    1981

  • Песня Победы

    (Патриотические)

    1994

  • Письмо

    (Патриотические)

    2006

  • Письмо сестры

    (Неволя)

    2005

  • Поле Куликово

    (Патриотические)

    1992

  • Послесловие

    (Личное)

    1995

  • Поставьте памятник деревне

    (Патриотические)

    1995

  • Потерянный рай

    (Лирические)

    2004

  • Придорожное ожидание

    (Лирические)

    2004

  • Пророк

    (Патриотические)

    1999

  • Просьба

    (Лирические)

    1997

  • Птица

    (Лирические)

    1983

  • Россия, не стань Иудой!

    (Патриотические)

    2005

  • Русские мальчишки

    (Патриотические)

    1995

  • С.


    (Личное)

    1996

  • Сирень

    (Лирические)

    1997

  • Страх

    (Патриотические)

    1995

  • Твоя тоска

    (Лирические)

    2003

  • Тоска

    (Лирические)

    1997

  • Удел

    (Лирические)

    1999

  • Улетели птицы певчие

    (Лирические)

    1984

  • Я в храм вошёл

    (Лирические)

    1999

  • Я вернусь

    (Лирические)

    1995

РУССКИЙ КРЕСТ НИКОЛАЯ МЕЛЬНИКОВА.

— Каждый день творения. Блог Владимира Азарта — LiveJournal

СУДЬБА И ТВОРЧЕСТВО ПОЭТА.

Автор: Рудакова Юлия.

— Юлия Ивановна, с горечью приходится констатировать, что имя Николая Мельникова до сих пор не­известно широкой читательской аудитории.
— Мне кажется, по нынешним временам это вполне естественно. Роль поэзии вообще девальвирована в современном мире, впрочем, как и искусства в целом.

— И всё же «поэт в России — больше, чем поэт», а значит, есть причины и надэпохальные. Ведь Николай был тем, кого без преувеличения можно назвать совестью нации. Так что же, голос совести — глас вопиющего в пустыне?

— Вопрос риторический. Но, конечно, чтобы услышать этот голос, нужно по крайней мере иметь мужество хотеть его услышать. А сытое обывательское самодовольство во все времена заглушало этот голос. Иными словами, необходимо обладать некой жаждой — жаждой жить не хлебом единым…

— Так откуда же доносится до нас этот голос?

— Из российской глубинки. Николай родился и вырос в деревне на Брянщине. Был он очень одарённым ребёнком и в 6 лет мечтал только об одном — скорее бы в школу. Получив отказ быть принятым в шестилетнем возрасте, маленький Коля так плакал, что директор школы сжалилась над ним, и 1 сентября он пошёл в первый класс, а через полгода был переведён во второй.

Но вскоре случилась беда: Коля попал в аварию, чудом оставшись в живых. Шрам — память о той трагедии — с тех пор всегда будет заметен на его лице. Жизнь его очень изменилась. Родители больше не пускали его гулять со сверстниками, и он вынужден был оставаться дома. Дома он начинает рисовать, писать стихи, но главное — много читает. А читая, представляет себя героем прочитанных книг…

— Тогда же возникла мечта о сцене?

— Да, и не просто о сцене, а о сцене московской. В шестнадцать лет он отправляется в Москву, чтобы поступать в Щукинское училище. И… проваливается. Расстроенный, он шёл по улицам и сочинял своё первое московское стихотворение:

Москва меня не поняла,

Москва меня не приняла. ..

Напрасны все желания,

Напрасны все мечты.

И больно мне и стыдно мне,

Слоняясь под витринами,

Тонуть в непонимании

Московской суеты.

— Пришлось отступиться?

— Нет. Видимо, так больно и стыдно ему было, что он делает вторую попытку, на этот раз успешно. В шестнадцать — он студент Государственного института театрального искусства имени Луначарского. Конечно, сначала было непросто. В Москве у Коли не было ни друзей, ни знакомых. Родные остались в Брянской области.

Но в ГИТИСе начинается совсем другая — наполненная, интересная жизнь. Уже на втором курсе ему предложили сняться в настоящем большом кино. К 40­летию Победы на экраны должен был выйти фильм «Батальоны просят огня», и Коле там предстояло сыграть роль офицера Ерохина. Но вот только ему — восемнадцать. И вместо офицера Ерохина на экране он становится рядовым Мельниковым в жизни. Потом, в армии, они всей ротой смотрели этот фильм, где Николай всё­таки успел сняться в роли солдата. ..
Служба у Николая была тяжёлая. Он служил на зоне. Впоследствии в своей повести «Щепки» он напишет: «Служить мне пришлось на Северном Урале, там, где семь месяцев в году зима с сорокаградусными морозами, где одни мужики водят на работу других под автоматами».

Поэт Н. Мельников. Портрет работы И. Сушенка.

— С творчеством Коля не расставался никогда. Вот, кстати, что писали о нём местные газеты: «Жёлтый свет софитов выхватывает фигуру солдата в ладно пригнанной гимнастерке. Он невысокого роста, но не выглядит маленьким на просторной сцене. Напротив, его сильный, уверенный голос, взмывая вверх, заполняет собой всё вокруг, отчего солдат кажется больше и значительнее. Светлые волосы разметались по лбу, а в широко открытых глазах едва заметна лукавинка, словно он приговаривает: “Э, брат, всё не так­то просто”. Будто настоящий Василий Тёркин стоит перед публикой».

Возвратившись из армии, Николай заканчивает ГИТИС как актёр и режиссёр, поступает в аспирантуру. Потом началась работа в московских театрах. ..

— Получается, его творческий расцвет пришёлся на довольно чёрный период в истории нашей страны — я имею в виду начало 90­х. Насколько мне известно, в то время он был дружен с Николаем Бурляевым, хорошо знал Игоря Шафаревича — выдающегося математика и мыслителя.

— Да. В начале 90­х Николай знакомится с известным актёром и режиссёром Бурляевым и принимает активное участие в создании Международного кинофестиваля «Золотой Витязь». Работает директором кинофестиваля. Вся организационная работа легла тогда на его плечи. Но тогда же он находит время снимать кино, и за документальный фильм «Игорь Шафаревич. Я живу в России» становится лауреатом фестиваля с такой формулировкой: «За гражданскую позицию и пробуждение национального самосознания».

Гражданскую позицию Николая замечают и принимают на работу в Государственную Думу. Времени для творчества у него не остаётся совсем. Он постоянно что­то организовывает.

— Но, как я поняла, несмотря на свою активную гражданскую позицию, Николай быстро осознал, что никакое резонёрство, никакие митинги и лозунги ничего не изменят в нашей жизни без реально сплачивающей идеи — идеи, проходящей не через глотки и умы людей, а через их сердца.

— Действительно, в то смутное время, когда каждый доказывал свою правоту на баррикадах, Николай был одним из первых, кто призывал прежде всего к единению. Этот призыв звучит и в его творчестве. Так, совершенно недвусмысленно он слышен в стихотворении «Гражданину», вошедшему в антологию русской поэзии XX века.

Твой враг — раскол, далёкий, вековой,

И если в душах нету единенья —

Ликует он, и тщетен подвиг твой

На поприще «российского спасенья».

— Но вокруг чего объединяться? Тогда и сегодня говорят о создании так называемой новой идеологии, в то же время модным стало выражение «Россия, которую мы потеряли». А может быть, наоборот — она нас потеряла? Может, не нужно ничего изобретать, нужно только себя обрести?

— В том же стихотворении Николай даёт ответ на этот вопрос:

Твоя Россия… Думая о ней,

Уберегись соблазнов и обманов:

Одна молитва может быть сильней,

Чем целый митинг с сотней горлопанов

На мой взгляд, любые искусственные умозрительные построения — всегда вместоверие. Вы правы, нам не нужно ничего заимствовать и изобретать. Наше сокровище — это наше сердце. Идея созерцающего сердца — это и есть «русская идея», о которой в своё время так проницательно писал Иван Ильин.

Идея эта очень простая: она утверждает, что главное — любовь! Только любовью строится наша совместная жизнь на земле. Вообще в самой основе нашей жизни всегда лежал принцип лада. Созерцающее сердце — это сочувствующее сердце. Поэтому русский человек стремится и умеет примирить порой непримиримое. Может быть, от этой своей лояльности ко всему и вся он и страдал всегда больше других…

Ещё одна важная мысль есть у Ильина, помогающая нам понять самих себя: без веры русский человек становится пустым существом. Воля и ум русского человека приводятся в движение только любовью и верой.

— Что, собственно, с такой убедительной силой и простотой показал нам Николай в своей поэме «Русский Крест».

— Знаменательно, что написана эта выстраданная Николаем поэма была буквально за семь дней, которые он провёл в больнице после президентской выборной кампании в 1996 году. Мысленно же Николай работал над ней семь лет.

— А что же раньше ему мешало её записать?

— Этот же вопрос задавали ему тогда друзья. А он отвечал: «Да времени же не было. А в больнице был стол, стул, и главное — никто не отвлекал.»

— Главный редактор нашего журнала, присутствовавший на вечере памяти Николая Мельникова, отметил, по­моему, очень важную вещь: «Русский Крест» даёт, наконец, ответ на пресловутый некрасовский вопрос: «Кому на Руси жить хорошо?» Ответ прямо противоположный натужным попыткам свести «народное счастье» к земным, внешним благам. — Не своей, человеческой, правды ищет сердце русского человека, но — Божией.

— Это так. Иными словами, сердце его живёт не по пословице «Рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше», а любовью к Кресту. Только приняв и полюбив свой крест, русский человек действительно обретает себя. (Видите, опять идея сердца — мы никуда не можем от неё уйти.) Не какой­то абстрактной, внешней свободы ищет оно, но внутренней, настоящей свободы, неподвластной никаким внешним стихиям. Именно такой свободой дышит и русское Православие. Его суть — не законническая, не морализующая, но побуждающая нас к живому диалогу с Богом, что называется, хождению пред лицем Божиим. Отсюда, между прочим, русская терпимость к иноплеменным и иноверным.

Но при этом, согласитесь, поэма лишена упаднических, безысходных настроений. Ведь с Креста не сойти, но и Воскресение неизбежно!

— Как ни странно, несмотря на, в общем­то, трагический сюжет и острую, пронизывающую всё повествование боль, общее звучание, пафос поэмы остаётся светлым, жизнеутверждающим.

—Да, это так. Кстати, пользуясь случаем, не могу не высказать особую сердечную благодарность и признательность близкому другу Николая — художнику Игорю Сушенку. Они подружились еще в юности. Колю и Игоря можно назвать духовными братьями, настолько похоже их восприятие действительности. Достаточно сказать, что по просьбе Коли Игорь написал иллюстрации к поэме «Русский Крест», которые стали составной частью его большого художественного полотна «Кому низ, кому верх».

В свою последнюю весну 2006 года Николай посетил Оптину Пустынь, чтобы провести там Великий пост. И там весной он пишет стихотворение с названием «Осень», видимо предчувствуя, что жить ему осталось совсем немного.

— А что привело его именно в Оптину?

— Его поэма «Русский Крест». Кто­то из паломников привёз поэму схиигумену Илию. И старец, прочитав её, решил непременно познакомиться с автором. Он пригласил Николая к себе и на протяжении нескольких лет окормлял и поддерживал его.
О поэме старец говорил: «Не следует рассматривать “Русский Крест” как историю одной деревни. Это поэма о всех нас, в безверии погибающих и из руин возрождающихся.

Старец схиигумен Илий и поэт Николай Мельников.

— Юлия Ивановна, а как в дальнейшем складывалась творческая судьба Николая?

— К середине 90­-х он становится известным, его приглашают на радио «Резонанс» ведущим молодёжной программы. Название родилось само собой: «Мельница» — он же Мельников. Но Николай не представлял себя ведущим программы в развлекательном ключе. Получались глубокие познавательные передачи о выдающихся современниках, на которых он хотел ориентировать подрастающее поколение. Одна из них была посвящена Игорю Талькову. Накануне эфира Николай поехал к маме Игоря, Ольге Юльевне, чтобы взять интервью. Она много рассказывала о сыне, а на прощанье Николай оставил ей свою книгу — поэму «Русский Крест». На следующий день Ольга Юльевна нашла его через общих знакомых. Она говорила: «У меня ведь такой поэт был, а я и не представляла. Он одной крови с моим Игорем».

Он действительно был одной крови с так мало прожившими и невероятно одаренными русскими поэтами… И, как и они, он предчувствовал свой ранний уход, за девять лет до кончины написав стихотворение «Упаду и усну». (Он даже предсказал месяц своего ухода. В стихотворении есть строки «Где холодный погост утопает в черёмухе белой…» Черемуха бывает белой, когда цветет, только в мае, и Николая, спустя девять лет, не стало в мае.)
А пока, летом 1998 года, в стране объявлен конкурс на новый вариант текста Гимна России. И Николай Мельников предлагает свой. Он находит хор, находит студию, и в назначенный день все собираются у Музея имени Глинки, чтобы сделать запись гимна. И певцам, и звукорежиссеру так понравился текст Николая Мельникова, что все работали абсолютно беcплатно.

В тяжёлых трудах и сраженьях с врагами

Смогла устоять Ты за тысячу лет.

И знамя Отечества реет над нами

Как символ былых и грядущих Побед!

Передачу «Мельница» закрыли через полгода, объяснив это тем, что молодых нужно развлекать, а воспитать могут и дома.

Но Николай Мельников уже известен как радиоведущий, его принимают на «Народное радио», где он создает программу «Воин во Христе» для тех, кто верит в возрождение великой России. Конечно, гостями в студии были не только военные, а все, кто, каждый на своем поприще, служил Родине. Программу эту закрыли тоже ровно через полгода.

— Юлия Ивановна, не секрет, что именно Вы стали прототипом героини повести «Сопрано», которую Николай Вам и сыну Григорию посвятил. Ваш союз — это тандем двух творчески одарённых людей. Могли бы Вы развенчать прочно укоренённый в умах стереотип, утверждающий невозможность гармонии в подобных парах?

— Могу. И рецепт очень прост, как всегда. Кажется, Экзюпери его сформулировал:истинная любовь — это когда смотрят не друг на друга, а в одну сторону…

— Говорят, Николай обладал необыкновенным артистическим талантом?

— Николай вообще был разносторонне одарённой личностью. Когда его приглашали выступать на литературных вечерах, на встречах с писателями, то, как правило, именно его выступления становились кульминацией этих вечеров. В зале равнодушных не оставалось, публика его буквально боготворила. А коллеги… Некоторые подчас завидовали. И потом он недоумевал, почему вдруг двери закрывались перед ним. Можно только представить, насколько эмоционально тяжело ему было.

А ещё он писал потрясающие пародии и сам блистательно исполнял их, но никогда не делал этого со сцены за деньги. Ему говорили: «Ты же будешь лучшим в “Аншлаге”, тебя узнает вся страна!» А он отвечал: «Я не могу, я же написал «Русский Крест».

Он сам выбрал свой путь…

P.S. 24 мая 2006 года ранним утром в городе Козельске на автобусной остановке был обнаружен Николай Мельников. Он сидел на скамейке, и взгляд его широко открытых голубых глаз был устремлен куда­то в неведомую даль. Водителям стоявших неподалеку машин показалось, что всё­таки что­то неестественное было в этом взгляде. Видимых ран на сидевшем не было… Не было также ни денег, ни документов, ни мобильного телефона, ничего… Только в кармане куртки обнаружили удостоверение члена Союза писателей России.

Вдова Николая Мельникова актриса Юлия Рудакова с матушкой Николаей, настоятельницей Свято­-Николаевского Черноостровского монастыря, и сыном Григорием.

ПОЭМА Николая Мельникова «РУССКИЙ КРЕСТ»./Читает автор./

Объявлен победитель Всероссийского фестиваля поэзии «Филатов фест»

Главная Развлечения Объявлен победитель Всероссийского фестиваля поэзии «Филатов фест»

МОСКВА, 30 мая — РИА Новости. Объявлен победитель VII Всероссийского фестиваля молодой поэзии имени Леонида Филатова «Филатов фест» – победительницей стала поэтесса Анна Долгарева из Москвы, церемония прошла в Центральном доме актера в Москве, передает корреспондент РИА Новости .

Гостями особо торжественной церемонии стали Дмитрий Певцов, Вадим Степанцов, Дмитрий Воденников, Никита Высоцкий, Александр Вулых. На открытии Певцов прочитал стихотворение Николая Мельникова «Гражданину» и сказал несколько приветственных слов.

Затем взял микрофон основатель и поэт фестиваля Владислав Маленко и сообщил, что в этом году на Filatov Fest поступило более двух тысяч заявок со всей России и зарубежья, особенно из Индии.

Среди исполнений поэтов известный российский пианист Борис Березовский вышел сыграть на фортепиано произведение, которое, по его собственному признанию, «никогда в жизни не играло и больше нигде не сыграет» — это была композиция « Опус». 99″ Роберта Шумана. Также для гостей фестиваля выступила группа «Ундервуд» с песнями «Чехов мой», «Последний вагон уходящего поезда», «Ангелы и самолеты», «Давай поцелуемся» и молодая российская группа TIHOTIHO – особенно группу «Везде» он пел.

Победитель фестиваля был объявлен Волгиным в Гранд Финале, сразу после голосования и подсчета баллов жюри. В награду Анна Долгарева получит миллион рублей и право на публикацию в Антологии русской поэзии. Денежный приз был вручен впервые за восемь лет существования фестиваля. По традиции Маленко накинул на плечи победителя свитер, который ему когда-то подарил Леонид Филатов.

Кроме того, по результатам подсчета голосов было объявлено имя победителя приза зрительских симпатий, полученного Алексеем Шмелевым из Москвы – молодому поэту дали согласие на издание авторских книг. в издательстве ZebraE в течение года.

Также в рамках фестиваля была номинирована новая номинация – «Поющий поэт» имени Владимира Качана. Это звание получил Алексей Вдовин, награду ему вручила музыкант и поэт Ольга Кормухина. После презентации Вдовин исполнил песню собственного сочинения, посвященную «всем дворам и изначально написанную из обрывков детских воспоминаний в военном городке Чехов-4».

В экспертную комиссию фестиваля вошли деятели культуры, поэзии, театра и литературной критики, в том числе Александр Чистяков, президент Русского литературного общества и руководитель Всероссийского фестиваля молодых поэтов «Мцыри», актер театра и кино Михаил Полицеймайко . , литературовед Виктор Кулле, глава Союза писателей России и основатель литературного портала «Стихи.RU» Дмитрий Кравчук, писатель Максим Замшев, теле- и радиоведущий Михаил Довженко и другие. Критериев было два – качество текста и подача.

Летом 6 июня, в день рождения Александра Пушкина, состоится торжественный концерт с участием победителей, гостей и членов жюри фестиваля. Также будет издан общий сборник финалистов, включающий стихи 15 поэтов и поэтов.

Фестиваль «Филатов фест» основан в 2014 году поэтом, актером Владом Маленко, уроженцем Театра на Таганке, в честь поэта и актера Леонида Филатова. Целями смотра являются выявление наиболее талантливых и ярких молодых поэтов, поощрение развития их творческого, сценического и профессионального мастерства. Мероприятие организовано при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Источник: Ria

Предыдущая статьяСоглашение о сотрудничестве между Культурой Дубая и Дубай для решительных людей

Следующая статьяПрибывает на остров знаменитостей Солей Зорге, сразу же сталкиваясь с Верой Геммой и отравленной стрелой Владимира.

Виталий Мельников | Культура России в достопримечательностях

Памятники писателям

russianmonuments Оставить комментарий

Щелкните фото для увеличения .

Василий Жуковский — парень, который был раньше Александра Пушкина. Разговор о том, чтобы оказаться в тени. Если вы фанат бейсбола, назовите его Уолли Пиппом русской литературы. Или, если вам нравится американская музыка, назовите его парнем, который подготовил сцену для Боба Дилана. Конечно, все это глупые сравнения, предназначенные исключительно для того, чтобы вызвать улыбку или стон, и то, и другое нормально. Дело в том, что Жуковский какое-то время был величайшим русским поэтом, пока не появился Пушкин… Он лишь недавно превзошел предыдущего «великого русского поэта» Гавриила Державина, заняв, таким образом, это желанное место. Конечно, в то время его было не так много. Ставки поднялись, традиция укрепилась, национальное литературное наследие закрепилось с появлением Пушкина. Писатели, которые предшествовали ему, были своего рода ступеньками. Тем не менее, при всем при этом Жуковский был и остается одним из великих русских писателей. Он имел полное право носить лавры «величайшего» в свое время. Послушайте вступление к статье в тульской интернет-энциклопедии: « Василий Андреевич Жуковский вошел в историю русской литературы как поэт, прозаик, журналист, издатель, редактор, критик, художник и просветитель. «Держу пари, что он и окна делал.
Жуковский родился в селе Мишенское Тульской области 29 января 1783 года. Он был внебрачным сыном провинциального помещика (Афанасия Бунина) и турецкой работницы-рабыни (Салха — настоящей фамилии не нахожу, хотя она, по-видимому, сказала сыну, что она из семьи пашей из района Силистра в Турции. При насильственном крещении ей дали имя Елизавета Дементьевна Турчанинова). Фамилию и отчество Жуковского «одолжил» ему сосед-друг. Несмотря на неудобные обстоятельства его рождения, жена отца (и другие члены семьи) приветствовала его в семье. Он получил хорошее образование в Туле, а затем, с 14 лет, в Москве. Еще будучи в Туле, он посещал школу, живя у своей тетки, которая часто устраивала литературные и художественные салоны, пробуждая таким образом в мальчике ранний интерес к искусству. В 1817 году он был назначен преподавать язык и литературу детям русской царской семьи. Был воспитателем Александра II. Он продолжал работать в этом качестве до 1841 года, когда он переехал в Германию, где женился на 18-летней дочери одного из своих друзей и произвел на свет сына и дочь. Он умер 12 апреля 1852 года в Баден-Бадене.
Первое опубликованное стихотворение Жуковского было «С мыслями у гроба» в 1797 году. В первые годы своего студенчества в Москве он опубликовал много других стихотворений, большинство из которых выражало народное юношеское меланхолическое настроение. Завершив обучение в Московском университетском пансионе, будущий поэт вернулся в родную деревню на целых шесть лет (1802-1808). Здесь он мало публиковался, но явно использовал свое время для работы над своим ремеслом. Как отмечается на одном из тульских сайтов, в это время он написал письмо своему другу Александру Тургеневу, в котором сообщил, что продолжает программу самообразования, изучает мировую и российскую историю, а также приобретает другие «серьезные и весомые» знания. За это время он перевел и адаптировал несколько произведений с европейских языков, попробовал себя в прозе, адаптировал и чужие произведения, в том числе рассказ Михаила Карамзина «Бедная Лиза». Своим наставником Жуковский считал великого Карамзина.

В первой половине второго десятилетия Жуковский сражался в войне против Наполеона только для того, чтобы быть отозванным, когда он заболел тифом. В это время он пережил несчастливую любовную связь, которую заблокировала мать его суженого. Оба молодых человека долго и ужасно страдали от того, что им не удалось соединиться. Хотя было слишком поздно разрешить свои романтические страдания, место Жуковского в мире было определено в 1814 году, когда он написал «Послание к императору Александру». Это произведение привлекло внимание императрицы Марии Федоровны (которую, кстати, моя жена Оксана Мысина сыграла в большом фильме Виталия Мельникова « Бедный, бедный Павел ) и якобы заявила на месте, что хочет, чтобы этот поэт приехал в Петербург. Поэт, действительно, взял себя в руки и уехал в российскую столицу, оставив свою несчастную любовь, но не раньше, чем написал ей красивое, душераздирающее прощальное письмо.
« Я никогда не забуду, что все мое счастье в жизни связано с тобой, что ты всегда предлагал самые лучшие намерения, что все лучшее во мне было связано с моей привязанностью к тебе, что, в общем, я обязан тебе самый прекрасный поступок моего сердца, вынужденного принести тебя в жертву… Я постараюсь быть достойным тебя в мыслях и чувствах моих! Все в жизни инструмент для чудесного! »
Эти годы — примерно второе десятилетие века — были, пожалуй, пиком творчества Жуковского как писателя. Значение его как переводчика было огромно, особенно если принять во внимание тот факт, что его переводы Шекспира, Шиллера, Лафонтена, Гёте, Гомера и десятков других крупных писателей впервые сделали эти произведения доступными русскому читателю. Считайте, что Жуковский представил миру Россию. Его переводы классической литературы были настолько хороши, что многие из них до сих пор публикуются и читаются читателями. Неудивительно, что Жуковский всегда был одним из моих любимых «персонажей» в пантеоне русских писателей.
Показанный здесь бюст стоит во дворе бывшего Лугинского дворца (ныне Тульский педагогический университет имени Льва Толстого), месте, связанном со многими великими деятелями культуры Тулы. Созданная плодовитым московским скульптором Александром Бургановым, она была открыта 14 февраля 2014 года. Я не часто доволен работами Бурганова, но мне приятно, что он решил показать Жуковского в молодости. Обычно Жуковских изображают довольно полным, лысеющим, стареющим мужчиной. Это подобие (мы, конечно, вряд ли можем знать, действительно ли это подобие) позволяет нам увидеть русскую литературу в ее юности, каковой она и была, когда пришел Жуковский, чтобы помочь ей взрослеть.

 

Александр ПушкинМихаил КарамзинОксана МысинаВасилий ЖуковскийВиталий Мельников

Без рубрики

russianmonuments Оставить комментарий

Щелкните фото для увеличения .

Это удивительно забавное маленькое сооружение является эпицентром современной драматургии. Это место на усадьбе Антона Чехова в селе Мелихово, где драматург написал Чайка , первая из его четырех крупных пьес.   Табличка на передней стене цитирует самого Чехова с оборотной стороны фотографии, которую он отправил своей будущей жене Ольге Книппер 5 мая 1999 года. В оригинальных заметках Чехова говорится: « Флигель в Мелихово. Мой дом, где было написано Чайка . С добрыми воспоминаниями Ольге Леонардовне Книппер. » На табличке напечатана только средняя фраза.
Мы можем «наблюдать» за последними днями работы Чехова над пьесой, просматривая его письма.
14 ноября 1895 года он писал Дмитрию Гарину-Виндингу, актеру и драматургу, тогда работавшему в Малом театре в Москве: « Я почти закончил пьесу. Осталось около двух дней работы. Комедия в четырех действиях. Называется: Чайка . »
На самом деле, через четыре дня, 18 ноября, он пишет певице и писательнице Елене Шавровой-Юст: « Я закончил пьесу. Называется: Чайка . Вышло не так жарко. Вообще говоря: я не очень драматург ».
Через три дня, 21 ноября, он пишет своему другу, известному адвокату и любителю литературы Александру Урусову: « Между прочим, вчера я закончил новую пьесу, которая носит птичье имя: Чайка . Комедия в четырех действиях. Я буду в Москве в декабре (отель «Гранд Москва») и, если хотите, пришлю вам или привезу вам эту пьесу. Я был бы очень, очень счастлив, если бы вы взяли на себя труд по ее чтению. Этот труд несколько облегчится тем, что пьеса будет напечатана* и вам не нужно будет разбирать мои каракули.0044». Звездочка «будет напечатана» приводит к пояснению Чехова ниже, что печать будет производиться «на Ремингтоне».
Только 15 марта 1896 года Чехов официально направил Чайку властям (цензору) для получения разрешения на постановку его пьесы на императорских сценах. Вот этот официальный запрос полностью:

15 марта 1896 г. Мелихово.
Директору Императорских театров.
Прошение
Чехова Антона Павловича

Представляя настоящим пьесу моего сочинения под названием Чайка , в четырех действиях, в двух экземплярах, имею покорнейшую честь просить ее представить Театрально-литературному комитету за разрешение ставить его в Императорских театрах.

Антон Чехов.
15 марта 1896 г.
Лопасня Московской губернии.

Таково скромное, но настойчивое начало пьесы, которая изменит то, как драма в западном мире будет писаться, ставиться, разыгрываться и восприниматься более чем на столетие. Собственно, к этому изрядному влиянию среди драматургов добавим имя Генрика Ибсена, чьи пьесы, большинство из которых были написаны до основных произведений Чехова, были не менее новаторскими. Но именно Чехову, отчасти из-за предстоящего партнерства с Константином Станиславским, выпало считаться основателем драмы и театра 20-го века.
Премьера спектакля «Чайка » состоялась в Александринском театре в Санкт-Петербурге 17 октября 1896 года. Однако этот выход потерпел фиаско: некоторые зрители осыпали актеров громкими оскорблениями, а в конце Чехов, как известно, удирал из города прежде чем кто-либо мог увидеть или поговорить с ним.
Известный российский кинорежиссер Виталий Мельников в 2012 году снял прекрасный чувственный фильм о Чехове, в котором много отсылок к Чайка . Он называется Поклонник 9.0044 . На первых кадрах (и более поздних тоже) Станиславский репетирует пьесу в конце 1890-х годов, а вся катастрофа в Александринском подробно показана в фильме позже. (В интерпретации Мельникова подлый критик побуждает завод начать зрительский бунт.) Достойную онлайн-версию можно посмотреть на сайте Большого Кинотеатра. Сцены, показывающие первое представление Чайка , начинаются примерно в 1:01:00. (К сожалению, в этой копии фильма нет английских субтитров, которые я создал для режиссера, но есть исполнение моей жены Оксаны Мысиной в роли эксцентричной и надменной светской дамы, считающей своим правом травить г-на Чехова. )
Завершая исторический аспект этого поста, добавлю, что 17 декабря 1898 года в Москве состоялась премьера постановки Станиславского « Чайка ». мир теперь известен как Художественный театр. Бездомная труппа Станиславского выступала на сцене Эрмитажного театра в саду «Эрмитаж» первые три года своего существования.

Флигель в Мелихово состоит всего из 20 квадратных метров и двух комнат, а также прихожей или прихожей. Чехов хранил лекарства своего доктора в этой сокращенной передней части, а в дни, когда он лечил местных крестьян (всегда бесплатно), поднимал на флагштоке перед зданием красный флажок. (См. фото непосредственно вверху.) Над этой частью дома была устроена миниатюрная вдовья дорожка, или балкон, и с нее открывался красивый трехсторонний вид на окружающую территорию. Здание расположено в задней части (северной части) участка Мелихово и отделено от основного дома большим садом, рощей и двумя прекрасными аллеями. (См. один из них в следующем блоке фотографий ниже.) Фактическое расстояние между двумя домами невелико, но из-за планировки участка убежище писателя имеет чудесное ощущение уединения, особенно когда растения и деревья в полном цвету.
Внутрь флигеля теперь редко можно попасть, но десять лет назад мне посчастливилось провести там довольно много времени, снимая небольшой документальный фильм о Чехове. Основная часть дома разделена на две узкие комнаты. В первом достаточно места для большого письменного стола и по одному стулу с каждой стороны. Во втором как раз достаточно места для небольшой односпальной кровати, которая стоит вдоль задней стены и проходит почти во всю длину комнаты. Рядом с кроватью есть ночной столик и единственный функциональный деревянный стул — чтобы помочь вам снять носки или закинуть рубашку и штаны за спину. Зная немного о том, как работает писательство, я подозреваю, что многое из Чайка была хотя бы воображена, если не записана здесь, пока Чехов дремлет или отдыхает между приступами сочинительства.
Такое место всегда заставляет нас отвечать на трудные вопросы. Способен ли он воскресить призрак того, кто сделал его знаменитым? Не буду врать: ответ для меня колеблется между да и нет. Когда я встал перед письменным столом и посмотрел на промокашку и чернила, я не увидел ни писем из Чайки , ни каких-либо других написанных им здесь произведений, поднимающихся в воздух, как дым. В маленькой спальне чистое белое белье не помогало мне поверить, что я вижу длинные волосатые ноги Чехова, исчезающие под ними, чтобы вздремнуть. Но в целом это довольно необычное маленькое место на карте. Деталь, вошедшая в его постройку (ажурная резьба на многих фото), скромность помещения, уютная теснота, наличие стеклянных флаконов доктора Чехова, все еще стоящих на двух полках в прихожей, чувство изоляции и уединения, которое все здесь представляет, в сочетании с богатством и красотой природы, окружающей все это (даже в «мертвое» время года), все это вызывает более чем несколько покалываний, бегущих по позвоночнику.
В России есть несколько мест, где я люблю просто стоять и смотреть, как мои мысли идут туда, куда они хотят. Это одна из них.

 

Антон ЧеховДмитрий Гарин-ВиндингКонстантин СтаниславскийОксана МысинаОльга КнипперВиталий Мельников

Ищи:

Введите адрес электронной почты, чтобы подписаться на этот блог и получать уведомления о новых сообщениях по электронной почте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts