Кабардино балкарии религия: Религии Кавказа: Кабардино-Балкария
Содержание
Какие религии исповедуют народы республики Кабардино-Балкарии
Кабардино-Балкария — субъект Российской Федерации , республика в её составе. Входит в состав Северо-Кавказского федерального округа и является частью Северо-Кавказского экономического района. Столица — город Нальчик.
Образована как Кабардинская автономная область 1 сентября 1921 года. С 16 января 1922 года — Кабардино-Балкарская автономная область. 5 декабря 1936 года преобразована в Кабардино-Балкарскую АССР. С 1992 года — Кабардино-Балкарская Республика.
Языческие верования: от древности до наших дней
Как и все народы и племена на нашей планете, кабардинцы и балкарцы в прошлом являлись сторонниками местных народных верований или попросту говоря язычества (язык по-старославянски «народ, племя, язык»).
О древней религии адыгов (кабардинцев, адыгейцев, черкесов) мы рассказывали в прошлый раз. Поэтому теперь поговорим о народных верованиях тюркоязычных балкарцев.
Балкарцы долго оставались язычниками, что подтверждают такие артефакты, как священные камни: Кьарындашла ташы у поселка Эльджурту (Баксанское ущелье), Байрам таш в верховьях Кубани и священные деревья: Раубазы в Верхней Балкарии (бывшее селение Шаурдат), Солтанжия в селении Верхний Чегем.
Еще в начале XIX века немецкий путешественник Юлиус Клапорт писал, что «простой народ не имеет, собственно говоря, никакой определенной религии; они почитают бога, называемого не Аллах, а Тегри (Тейри)». Знаменитый современный этнограф Махти Джуртубаев приводит следующую народную песню:
«Тейри неба – один Тейри,
Остальные Тейри – тысяча Тейри.
Тейри неба – тот, кто создал землю и небеса,
Тот, кто каждый день дарует нам рассвет».
«Город мертвых» Эль-Тюбю
Филолог-фольклорист Хамид Малкандуев, как и Джуртубаев, используя фольклорные источники, приходит к такому мнению: «Во главе пантеона, как у всех тюрко-монгольских народов вообще, стоит верховное божество Тейри (Тенгри), творец вселенной и всего сущего, пользующийся особым почитанием. <…> Небезынтересно, кстати, что связанные с его культом гимнические песнопения к настоящему времени удалось зафиксировать в фольклоре тюркоязычных народов только у балкаро-карачаевцев».
«Тейри неба – единственный бог.
Других богов — тысяча богов.
Тейри неба – создатель неба, земли,
Каждое утро восходы посылающий»
В 2012 году поклонников народной религии в республике насчитывалось до 3% населения.
Ислам в Кабардино — Балкарии
История ислама на Кавказе начинается еще в далеком VIII веке нашей эры. В 737 году войска Хазарского каганата были разбиты арабами, и по условиям арабо-хазарского договора каган всем желающим разрешил принимать ислам. Немалое количество булгар-бурджан (предки современных балкарцев, карачаевцев и кумыков) приняло мусульманство. Следующий импульс исламизации на территории Кабардино-Балкарии начинается с XVI века. И распространялся под силой и влиянием крымским татар, а затем и турков-османов. Ислам суннитского толка распространился среди кабардинцев, в меньшей степени балкарцев, живших в высокогорных районах Кавказа. В дальнейшем ислам соединился с местными традициями, а нормы исламского права (шариата) пришли в равновесие с обычаями и неписанными правилами (адатом).
Соборная мечеть города Нальчика
В настоящее время в КБР действуют две основные мусульманские организации — духовных центра: Духовное Управление мусульман (ДУМ), и Мусульманская община КБР (джамаат). Вторая объединяет несколько тысяч человек, среди которых много молодежи. Они не подчиняются постановлениям ДУМ и полагают, что невозможно отделить религию от дел государственных.
СЕГОДНЯ
На 2012 год мусульмане в республике составляют около 55% населения. По данным Правительства КБР в 2013 году в республике действовало 147 мечетей.
Собор равноапостольной Марии Магдалины в Нальчике
Собор преподобного Симеона Столпника в Нальчике
В республике находятся 24 храма и 1 монастырь Русской православной церкви, малые общины верующих Армянской апостольской церкви, Грузинской православной церкви, 3 прихода Римско-католической церкви и 27 молельных домов различных протестантских течений.
Христиане составляют около 20% населения Кабардино-Балкарии. 16% из них составляют православные.
Дарование свитка Торы для синагоги Нальчика
Иудаизм
Некогда большая еврейская община с начала 1990-х годов стала уезжать в Израиль. По данным всероссийской переписи населения 2010 года, в Нальчике оставалось около 1000 евреев. На территории КБР действует одна горско-еврейская синагога. На 2012 год иудеи составляли <1% населения республики.
Летняя беседка в Атажукинском саду (город Нальчик)
Люди, верующие в высшие силы вне какой-либо религии составляют 16% населения региона, а вовсе отрицающие сверхъестественное — 7%. Марк Грозинский
Источник: https://capost.media/special/obzory/religii_kavkaza_kabardino_balkariya/
© capost.media
Кавказский Узел | Кабардино-Балкария: некоторые проблемы в исламе
Ислам пришел на территорию Кабардино-Балкарии в 14 веке. Новую религию принесли на мечах крымские ханы, под гнетом которых находились тогда местные народы, исповедовавшие в древности язычество, а затем христианство.
Ислам в Кабардино-Балкарии ханафитского толка. И так было с самого начала.
Ханафизм — наиболее гибкое течение в исламе, которое характеризуется относительной терпимостью к инакомыслящим. Ханафизм допускает отказ от установок Сунны, если они противоречат адату (местному праву) и распоряжениям светской власти.
За годы Советской власти ислам в Кабардино-Балкарии претерпел значительные изменения. Он практически сросся с местными обычаями и традициями. И мало кто знал, где начинается одно и кончается другое. Этому способствовала и то, что кабардинцы и балкарцы в большинстве своем были религиозно необразованны, слабо разбирались в исламском вероучении, не знали Коран.
Ислам в Кабардино-Балкарии начал возрождаться в середине 90-х годов. Именно в этот период все больше людей стало приходить в мечети. Разрушенные в первые годы Советской власти, они во многих селах отстраивались заново.
В середине 90-х годов Духовное Управление мусульман Кабардино-Балкарии (ДУМ) направило около ста юношей на получение духовного образования в Саудовскую Аравию и некоторые другие арабские страны. После возвращения между ними и действующими муллами стали возникать разногласия, главной причиной которых были невежество мулл с одной стороны и максимализм молодых с другой. Молодые имамы утверждали, что муллы, не владеющие арабским языком и зачастую даже не понимающие смысла молитв, действуют не по исламу. Появились отдельные мусульмане, которые заявляли, что ислам в республике «неправильный», что следует отказаться от национальных традиций и обычаев и жить по законам шариата. Это течение в исламе сегодня известно как ваххабизм.
Ваххабиты выступают за чистоту ислама, за строгое единобожие, отвергают культ пророков, святых, паломничество к святым местам и могилам, осуждают суеверие, различные нововведения (например, отправление похоронного обряда в каждом селе Кабардино-Балкарии имеет свои особенности: в одном селении справляют поминки в день похорон, чего, по мнению ваххабитов, делать категорически нельзя, в другом это делают через три дня), требуют от мусульман соблюдения аскетического образа жизни.
В этот период различные зарубежные организации, такие, например, как МИОС (Международная Исламская организация спасения, созданная в Саудовской Аравии) стали щедро выделять деньги на возрождение ислама на Северном Кавказе, в том числе в Кабардино-Балкарии.
Так, в 1993 году в Нальчике по инициативе нескольких молодых имамов был создан Исламский центр, который обучал верующих чтению Корана и основам религии. Центр финансировался неким фондом САР Фондейшн, офис которого находился в Москве. Примерно через полгода сотрудничество было прекращено по инициативе имамов, которые ощутили диктат со стороны спонсоров. По мнению некоторых мусульманских лидеров Кабардино-Балкарии, именно действия зарубежных спонсоров сыграли дестабилизирующую роль в Чечне и Дагестане, так как крупные финансовые средства, направляемые в эти республики на возрождение ислама, стали причиной раздора между верующими. В КБР этого удалось избежать.
В 1997-98 годах в Кабардино-Балкарии пытались распространить учение ат-такфир, суть которого заключается в утверждении, что любой мусульманин, работающий в правоохранительных органах, а также не выполняющий пятикратный намаз, является кяфиром (вероотступником). А кровь, имущество и честь кяфиров являются дозволенными.
Благоприятные условия для распространения ваххабизма были созданы войной в Чечне, которая вызвала поток беженцев в республику. Мечети стали посещать приезжие мусульмане, сторонники этих идей. Имели место факты участия отдельных жителей республики в боевых действиях в Чечне на стороне боевиков — по материальным, а то и по идейным соображениям.
Вернувшись, они становились апологетами идеи, суть которой можно сформулировать так: вооруженная борьба против неверных. Радикалы призывали к ведению джихада на территории республики. Летом 1998 года группой лиц была предпринята попытка создания в КБР военного лагеря. Как выяснилось позже, организаторы лагеря планировали вооружить до 200 человек. Позже в лесном массиве близ Нальчика были обнаружены шестеро вооруженных лиц, которые были убиты в ходе перестрелки с милиционерами. В ходе столкновения погибли также два милиционера.
Это не единственный факт. Вот уже два года правоохранительные органы Кабардино-Балкарии охотятся за неким Сейфуллой, который воевал в Чечне, вернулся оттуда с небольшой группой вооруженных людей и скрывается на территории КБР. Правоохранительные органы время от времени объявляют о тайниках с оружием, обнаруженных то там, то здесь, принадлежащих якобы Сейфулле, а до него самого никак не удается им добраться.
Распространению радикальных исламских идей способствовала экономическая ситуация в республике, социальное положение большинства населения, для которого определяющим признаком явились безработица и бедность.
В 2001 году в республике активно распространялись листовки, неизвестные авторы которых от имени мусульман республики призывали население поддержать идею установления исламского государства. В листовке говорилось о том, что в исламском государстве люди не должны оплачивать коммунальные услуги, что будут повышены пенсии и социальные пособия. По сути, это был призыв к революции, в результате которой должен был улучшиться жизненный уровень населения.
Организация «Хизб ат-Тахрир» («Партия освобождения» — международная организация, которая в отличие от ваххабитских организаций делает упор на мирном и постепенном построении исламского государства) пыталась через своих эмиссаров основать в Кабардино-Балкарии свой филиал. В некоторые мечети была завезена специальная литература «партии», например, книга: «Система ислама». Представитель организации, прибывший в республику, пытался организовать тайную ячейку из числа верующих. Согласно учению «Хизб ат-Тахрир», ислам самодостаточная не только религиозная, но и политическая структура с готовыми порядками и законами, которая вполне может замещать собой государство.
В настоящее время делаются попытки распространить движение «Нурджулар» (деятельность организации запрещена в России судом — прим. «Кавказского узла»). Оно проповедует идеи исламской революции и создания «Великого Турана» на территории ряда государств.
Следует подчеркнуть, что все эти радикальные идеи были привнесены в республику извне, но ни одна из них не прижилась и не получила достаточного распространения только благодаря самим верующим.
Ни власти республики, ни Духовное Управление Мусульман КБР не оказались готовыми к какой-либо просветительской или иной цивилизованной работе с верующими мусульманами. ДУМ органично встроилось в политическую власть и, по сути, является ее частью.
Несколько лет назад в Нальчике был проведен специальный телемарафон для сбора денег на строительство соборной мечети. Впоследствии эти деньги исчезли, что породило множество разговоров и существенно подмочило репутацию ДУМ и его прежнего руководителя. Этот факт, а также то, что ДУМ занимается продажей путевок на совершение паломничества в Мекку, то, что за отправление похоронного и свадебного обрядов берется плата, тогда как ни Кораном, ни Сунной это не предусмотрено, оттолкнуло часть верующих от Духовного Управления.
На сегодняшний день мусульмане КБР расколоты на два лагеря. В республике действуют два духовных центра — традиционное, ДУМ, и Мусульманская община КБР (джамаат). Последняя объединяет несколько тысяч человек, в основном молодежи. Их и называют радикалами, хотя однозначно ответить на вопрос, в чем их радикализм, если отбросить то, что они не подчиняются ДУМ и твердо придерживаются установки, что религия отделена от государства, невозможно.
Между тем муфтий КБР Анас Пшихачев в интервью автору этих строк некоторое время назад заявил: «Есть радикальные мусульмане. Есть экстремисты, которые пытаются создать свои независимые параллельные общины. Они призывают мусульман к неподчинению Духовному Управлению, обвиняют Духовное Управление в сотрудничестве с властями и правоохранительными органами. ДУМ — связующее звено между верующими и властью. Мы обязаны сотрудничать с властями и поддерживать программы, которые идут на пользу мусульманам. И в этом большинство верующих с нами солидарно».
Одной из причин возникновения радикальных идей, как известно, является дискриминация по религиозному признаку. Когда где-нибудь происходит взрыв или теракт, правоохранительные органы КБР устраивают акции устрашения — действуя грубо, топорно, с нарушением всех законов.
В 1998 году неизвестными лицами в Нальчике было обстреляно здание МВД, после чего правоохранительные органы задержали более ста мусульман. Их подвергли унизительным допросам, избиению, многим насильно обстригли бороды.
В августе прошлого года в городе Баксане в частном домовладении произошла перестрелка между вооруженными людьми, среди которых были и чеченцы, и, по слухам, даже сам Шамиль Басаев, и местными милиционерами, которые пришли с проверкой. В перестрелке погиб один из бандитов, и тяжелое ранение получил милиционер. Факт нахождения в республике вооруженных боевиков говорит об упущении самих правоохранительных органов. Однако они в очередной раз обрушились на верующих. Были проведены массовые аресты мусульман, которые никакого отношения к событиям в Баксане не имели. Их избили. «Девять часов мы стояли лицом к стене, распятые. Затем нас заставили, пригнувшись, бежать к автозаку, кто отставал, или не подчинился, тех били ногами», — рассказал один из задержанных. Их задержали на десять суток. Некоторым на голове выстригли крест. Обращения в прокуратуру остались без ответа.
Имеют место факты одиночных задержаний и избиений верующих. На фоне этого такие «мелочи», как закрытие мечетей в одном из районов распоряжением главы администрации района, установление им же времени намаза, снятие в другом районе с мечети динамика для оповещения верующих о времени намаза, кажутся просто забавами.
Драконовские меры правоохранительных органов по борьбе с радикальными идеями результата не принесли, только вызвали озлобление. Но они продолжаются и поныне.
Вот что говорит один из лидеров Мусульманской общины Муса Мукожев: «Дальнейшие действия подобного характера со стороны правоохранительных органов могут привести к непредсказуемым последствиям. Мне слишком долго приходится сдерживать верующих от ответных шагов. Подвергаясь постоянным унижениям и не находя нигде защиты, они подводятся к мысли, что правовыми методами нельзя отстоять свои честь и достоинство, а значит, надо действовать по-другому. Когда пружину слишком долго сдавливаешь, она в конце концов вырывается.»
Проблему неподчинящихся ДУМ общин попытались решить на прошедшем 22 апреля 2004 года съезде мусульман Кабардино-Балкарии. В Устав Духовного Управления были внесены поправки, согласно которым все имамы отныне будут назначаться муфтием КБР. Это значит, что все независимые имамы будут отстранены от работы. Вряд ли это можно считать удачным решением проблемы. Имамы, о которых идет речь, пользуются большим авторитетом и доверием мусульман. Они свою деятельность не оставят, и есть вероятность, что будут проповедовать нелегально. Еще неизвестно, как отреагирует община на их отстранение. К тому же, по мнению юристов, такие поправки противоречат закону РФ «Об общественных объединениях».
Стоит ли говорить, что оппозиционных мусульман не попытались пригласить на съезд и выслушать их точку зрения. Напротив, были предприняты все меры, чтобы никто из них туда не проник.
О дальнейшем развитии ситуации можно сказать лишь одно. Противоречия будут обостряться, кризис углубляться. Все это чревато серьезными последствиями.
Впрочем, ситуация могла бы разрядиться само собой, если бы в общественно-политической жизни республики произошли изменения демократического характера и улучшилась бы социально-экономическая ситуация.
Май 2004 г.
Кабардино-Балкария | республика, Россия | Britannica
Кабардино-Балкария , также пишется Кабардино-Балкария , республика на юго-западе России, на северном склоне Большого Кавказского хребта. Он разделен на три основных района рельефа. На юге находится Большой Кавказ, гребень которого образует границу. Параллельно проходят четыре горных хребта — Главный, Передовой, Скалистый и Чорный. Самые высокие вершины — Эльбрус (18 510 футов [5 642 метра]) и Дых-Тау (17 073 фута [5 204 метра]). Здесь много, часто обширных, ледников, из которых берут начало быстрые реки. Во втором районе, спускающемся ниже ледяных полей, расположены альпийские луга, хвойные и лиственные леса (бук, дуб, ольха, граб, клен, ясень, тополь). К северу от хребтов находятся предгорья, высота которых достигает 1650–2300 футов (500–700 метров). Это лиственные леса с лугами, занимающими более широкие части долин. Третий район (северный и северо-восточный) — равнинная Кабардинская равнина, через которую сходится система рек Терек с притоками Черек, Чегем, Баксан и Малка. К западу и востоку от Терека расположены Большая и Малая Кабардинские равнины. Естественная растительность равнин представлена луговыми и ковыльными степями на богатых почвах, которые в основном распаханы. Климат в целом континентальный, разнообразный по рельефу. Кабардинская равнина сухая, выпадает около 20 дюймов (500 мм) осадков в год. Лето теплое, средняя температура июля составляет 75 ° F (24 ° C), а средняя температура января составляет 25 ° F (-4 ° C).
Три пятых населения проживает в городах; Нальчик столица. Большая часть сельского населения сосредоточена на Кабардинской низменности и в основных долинах. Кабардинцы — кавказская народность, относящаяся к черкесской (рус. черкесской) этнической группе. Их язык принадлежит к абхазо-адыгской группе иберо-кавказских языков; их религия обычно ислам. Балкарцы – тюркский народ, родственный соседнему карачаевцу.
Кабардинцы, в основном жители равнин, присоединились к русским еще в 1557 году, и Кабарда вошла в состав Терского казачьего округа. На Тереке на реке была построена русская крепость, а в 1818 году — в Нальчике. Многие из русских, ныне живущих в республике, имеют казачье происхождение. Балкарский высокогорье долго сопротивлялся русскому вторжению. Район был организован как Кабардинская автономная область (район) в 1921 г. и расширена в 1922 г. за счет объединения с Балкарией с образованием Кабардино-Балкарской автономной области, которая была образована как автономная республика в 1936 г. В 1943 г. балкарцы, обвиненные в сотрудничестве с немцами, были депортированы; их территория, верхняя долина реки Баксан, отошла к Грузинской ССР, а оставшаяся территория была переименована в Кабардинскую АССР. В 1956 г. балкарцы были возвращены, а в 1957 г. область была преобразована в Кабардино-Балкарскую АССР.
В республике широко распространено горное дело. В районе Тырныауза в долине реки Баксан добываются молибден и вольфрам, а в долине реки Малка — богатые месторождения золота, хрома и никеля. Производство сосредоточено в Нальчике (буровое оборудование, древесина, мебель, текстиль, одежда, обувь, цемент и изделия из стекла) и Прохладном (машиностроение). Сельскохозяйственная продукция перерабатывается в большинстве городов. В 19 веке на реке Сулак была построена одна из крупнейших на Кавказе гидроэлектростанций.70-е годы. Земледелие республики, в основном орошаемое, сосредоточено на Кабардинской равнине. Культуры включают пшеницу, кукурузу (маис), подсолнечник, коноплю и такие фрукты, как абрикосы, персики, груши и яблоки. В горах разводят овец и крупный рогатый скот, до сих пор ведется разведение кабардинских лошадей.
Транспортировка включает магистральную железную дорогу Ростов-Баку через северную часть республики через Прохладный, откуда проходит ветка на Владикавказ с ответвлением на Нальчик. Основная автомобильная дорога проходит от Пятигорска до Нальчика, а большинство других дорог проходят по долинам. Площадь 4800 квадратных миль (12 500 квадратных километров). Поп. (оценка 2008 г.) 891338.
Эта статья была недавно пересмотрена и обновлена Эми Тикканен.
Молодые мусульмане Кабардино-Балкарии хотят эмигрировать, чтобы избежать преследований
Прага, 31 августа 2005 г. (Радио Свобода) — В письме, обнародованном на прошлой неделе, около 400 мусульман просили у Путина и его правительства разрешения на эмиграцию в другую российскую республику или в другую страну, которая примет их и будет уважать их религиозную принадлежность. права.
В соответствии с законодательством Российской Федерации физическое лицо не может покинуть свое постоянное место жительства без официального разрешения.
Лариса Дорогова, адвокат, написавшая письмо для группы мусульман, сообщила Радио Свобода, что ни региональное, ни федеральное правительство пока не ответили на обращение. «Это открытое письмо, и мы еще не отправили его по почте, — сказала она. — Мы просто разместили его в Интернете. Но никакой реакции не последовало. Никакие чиновники не связывались со мной, чтобы узнать больше об этом».
Кабардино-Балкария, крошечная республика с преобладающим мусульманским суннитским населением менее 900 000 человек, зажата между Россией, Грузией и российскими республиками Карачаево-Черкесия и Северная Осетия.
Около половины его населения составляют кабардинцы, проживающие в основном в низинах. Русские — вторая по численности этническая группа, составляющая почти треть населения. Еще 10 процентов составляют тюркоязычные балкарцы. По словам Дорогова, среди тех, кто просит покинуть республику, есть кабардинцы, балкарцы и даже ряд русских, принявших ислам (см. также «Что представляет наибольшую угрозу стабильности в Кабардино-Балкарии?»).
Валерий Хатажуков, председатель Республиканского правозащитного центра в Нальчике, столице Кабардино-Балкарии, заявил, что те, кто ищет убежища за пределами республики, находятся в оппозиции к официальному мусульманскому духовенству, но не следуют определенному бренду Ислам.
«Большинство из них либо молодые женщины, которые носят хиджаб [исламский платок], либо молодые бородатые мужчины. Эти люди находятся в оппозиции официальному Духовному управлению мусульман [Кабардино-Балкарии]», — сказал Хатажуков. «Эта группа [молодежи] подвергается репрессиям и произвольным задержаниям, которые, к сожалению, становятся тенденция. Проблема в том, что многие из этих молодых людей отказываются подавать жалобы или даже открыто говорить об этих репрессиях и произвольных задержаниях».
Информация о преследовании молодых мусульман скудна, и власти отказываются открыто обсуждать сообщения о злоупотреблениях со стороны полиции.
«Они обвиняют [Духовное управление] в том, что они встают на сторону власти, которую они называют нелегитимной, коррумпированной и преступной, и не защищают интересы мусульман. В чем-то они правы. Мечети закрывают, мусульман незаконно задерживали, а иногда и пытали, но реакции Духовного управления почти нет». — Хатажукова
Президент Кабардино-Балкарии Валерий Коков заявляет, что радикальный ислам набирает силу в республике и что необходимо принять меры для обеспечения мира и стабильности в регионе. Правозащитники говорят, что власти начали пресекать неофициальный ислам вскоре после того, как в 1999 году началась вторая война России в соседней Чечне.
Радикальный чеченский полевой командир Шамиль Басаев, как говорят, связан с некоторыми подпольными мусульманами Кабардино-Балкарии. Эти связи, как сообщается, восходят к тому времени, когда Басаев и добровольцы с Северного Кавказа помогали абхазским сепаратистским силам сражаться с грузинскими войсками в начале 19 века.90-е.
За последние два года в Кабардино-Балкарии произошло несколько кровопролитных столкновений между силами безопасности и предполагаемыми исламскими боевиками. Сообщается, что в декабре исламская группировка под названием «Ярмук» взяла на себя ответственность за кровавый рейд на здание Федеральной службы по борьбе с наркотиками в Нальчике.
В предполагаемом заявлении Ярмука, размещенном на сайте чеченских сепаратистов «Кавказ-Центр», говорится, что рейд был направлен на наказание сотрудников милиции, причастных к торговле наркотиками. Но в последующем заявлении группа отрицала свою причастность к нападению.
Муслим Атаев, молодой этнический балкарец, который, как сообщается, основал Ярмук в 2002 году, был убит во время милицейского рейда в Нальчике в январе. Силовики говорят, что Атаев воевал в Чечне под командованием полевого командира Руслана Гелаева.
Областные силовики утверждают, что в республике действуют 20 подпольных религиозных групп.
Власти без разбора называют все проявления неофициального ислама «ваххабизмом», что стало использоваться в качестве общего описания любого отклонения от четырех традиционных школ суннитского ислама. Чиновники говорят, что исламский фундаментализм быстро распространяется среди нальчикских школьников и студентов.
Правозащитники Кабардино-Балкарии обвиняют региональные власти в преследовании всех форм неофициального ислама, независимо от их характера. Адвокат Дорогова сказала, что в прошлом году власти Нальчика приказали закрыть все городские мечети, кроме одной, тем самым лишив многих мусульман мест отправления культа.
«Раньше мечети были почти во всех районах Нальчика. Но одновременно были закрыты пять мечетей. Произошло это в августе прошлого года, практически в течение суток. Власти решили построить новую мечеть и закрыть старые. Духовное управление сейчас занимает половину новой мечети. Там его офисы», — сказала Дорогова.
Наблюдатели отмечают, что если молодые мусульмане-диссиденты иногда бросают вызов официальному духовенству по религиозным вопросам, то их критика носит в основном политический характер. Хатажуков сказал, что большинство из них считают, что Духовное управление больше озабочено поддержкой светской власти, чем защитой прав правоверных мусульман.
«Иногда удается заставить этих молодых людей рассказать о своих обидах на Духовное управление. В большинстве случаев — хотя и не во всех — кажется, что жалобы не имеют теологического характера. Они обвиняют [Духовное управление] в том, что оно встало на сторону правительства, которое они называют нелегитимным, коррумпированным и преступным, и не защищает интересы мусульман. В некотором смысле они правы. Мечети закрывают, мусульман незаконно задерживают, а иногда и пытают, но реакции Духовного управления практически нет», — сказал Хатажуков.
Эксперты по Северному Кавказу говорят, что две последовательные войны в Чечне сыграли важную роль в появлении исламистских группировок по всему региону.