Как евреи оказались в египетском рабстве: Как евреи попали в рабство к египтянам?

Разное

Как евреи попали в рабство к египтянам?

Как евреи попали в рабство к египтянам?

Как евреи попали в рабство к египтянам?

История

Изображение:

pixabay

Древние книги говорят, что Авраам был свободным и хорошо обеспеченным человеком. Но как получилось, что спустя некоторое время его потомки вдруг очутились в египетском рабстве, понимают немногие. Однако все эти события происходили, следуя определенной логической цепочке.

Несмотря на значительный промежуток между нынешним временем и происходившими в древности событиями, авторитетные исследователи еврейской истории утверждают, что жизнь Авраама приходилась на период расцвета группы кочевых племен хапиру. Подтверждением тому являются документальные свидетельства, обнаруженные при изучении древних артефактов, найденных учеными на территории различных ближневосточных государств.

Согласно современным расчетам, данные события происходили в XVIII-XV веках до н.э. В Книге Бытия о них довольно подробно рассказывается. Примерно в XVII веке до н. э. власть в египетском царстве перешла из рук местных правителей к представителям пришлого народа гиксосов. Сейчас уже невозможно точно установить местность, из которой они пришли в Египет. Однако учитывая, что фараоны из их династической линии именовались «царями-пастухами», можно предположить, что это был кочевой народ, обитавший где-то в сирийских степях. Будучи кочевниками, они ради дополнительной выгоды регулярно совершали рейды на египетские земли.

Угроза от таких разбойников для Египта была настолько значительной, что ради своей защиты египтяне практически через весь Суэцкий перешеек протянули каменную стену. Однако даже она не помогла. Когда в какой-то момент центральная власть в стране ослабла, гиксосы сумели даже свергнуть туземного правителя и посадить на место фараона своего человека. Понятно, что смена власти отметилась проявлениями дикого варварства, но после стабилизации ситуации гиксосовсие правители стали мало чем отличаться от своих египетских предшественников. Очень скоро им понадобились грамотные люди, и вот здесь-то и появился правнук Авраама Иосиф.

Книга Бытия гласит, что он появился в Египте при фараоне Апапи II. Такое в мировой истории случается крайне нечасто, когда малоизвестный человек из низов на государственном поприще начинает делать стремительную карьеру. Однако фараон пастушеской династии имел свою точку зрения на власть. Будучи в Египте пришлым человеком, он старался всецело поддерживать и продвигать по служебной лестнице представителей иноземного происхождения. По всей видимости, Иосиф оказался очень грамотным царедворцем, потому что спустя некоторое время он стал при фараоне первым министром, фактически заняв место главного правителя страны, оставив за фараоном только номинальную власть.

Вслед за Иосифом в Египте появился и его отец Иаков со всем остальным многочисленным семейством (всего 67 человек). Апапи II, благоволивший к инородцам, желая видеть в их лице в случае необходимости верных союзников, предложил еврейским переселенцам земли в одном из богатейших районов страны – регионе Гесем. Освоившись на новых территориях, еврейская диаспора начала усиленно размножаться, причем такими темпами, что это стало раздражать местное население. Рано или поздно это должно было вылиться в конфликт, и он действительно произошел.

В Фивах зародилось движение, направленное против гиксосов. Двинувшись около 1550 года до н.э. в столицу, коренные египтяне изгнали потомков пришлых кочевников, усадив на трон представителей собственной XVII-й династии. Для иудеев это стало переломным моментом, ведь новые правители при полной поддержке коренного населения начали отменять все вольности и привилегии еврейской диаспоры. По отношению к евреям начала устанавливаться система угнетения, при которой они постепенно низводились до уровня рабов. Иудеев стали привлекать к самым непрестижным и опасным работам, в которых коренные египтяне предпочитали не принимать участия: в каменоломнях, на рытье каналов, перекачке воды из Нила в оросительные системы, изготовлении кирпичей и извести для строек.

Видя, что даже столь драконовские меры не приносят должного результата, и евреи в Египте продолжают жить и увеличивать свою численность, очередной фараон издал новое еще более бесчеловечное повеление: убивать всех родившихся в еврейских семьях мальчиков. По своей сути, данный закон мало чем отличался от более близких по времени законов периода Холокоста. И к глухому ропоту работавших до изнурения еврейских мужчин добавились стенания и плач еврейских женщин, у которых отбирали их собственных детей. Но именно в этот момент Всевышний дал евреям Моисея, указавшего путь народу Израиля к свободе.

Приглашаем в наш телеграм: Мой Израиль.

Автор:

Эдуард Блокчейн, для IsraLove

Ещё по теме: Египет, Песах, еврейская история

Египетское рабство | Энциклопедия иудаизма онлайн на Толдот.ру

Подпишитесь на еженедельный дайджест Толдот.ру!

Авторизуйтесь или просто введите имейл:

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Фейсбук

 

ВКонтакте

 

Одноклассники

 

Вотсап 

Египетское рабство — годы тяжелого порабощения евреев египтянами в Древнем Египте. Придя в Египет вольными людьми, потомки сыновей Яакова — евреи — со временем стали рабами фараона. Рабство было как физическим, так и духовным. Изнуряемые непосильным трудом, евреи все дальше отходили от законов праотцов. Но именно в период египетского рабства произошло формирование еврейского народа и подготовка его к принятию Торы. Рабство завершилось Казнями Египетскими и последующим Исходом евреев из Египта под руководством пророка Моисея (Моше). В память этого события установлен еврейский праздник Песах.

Оглавление

Евреи в Египте: превращение из гостей в рабов ↓

Аарон и Моше ↓

Сколько длилось рабство? ↓

Зачем было нужно евреям египетское рабство? ↓

Евреи в Египте: превращение из гостей в рабов

[↑]

Евреи не сразу стали рабами в Египте. В недельной главе Торы Ваигаш перечисляются, а в главе Шмот кратко повторяются имена сынов Израиля, которые вместе с праотцом Яаковом и своими семьями спустились в Египет по приглашению фараона свободными людьми — на лучшие земли, в область Гошен. В Египет спустилось лишь семьдесят евреев, но число их непрерывно росло.

Гнет усиливался постепенно. Когда престарелый фараон заболел проказой, покрывшей его от макушки и до ступней, египетские колдуны предписали фараону принимать ванны из крови. Для него ежедневно утром и вечером убивали по сто пятьдесят детей из сынов Израиля. Эта беда, усугубившая страдания евреев, и заставила их взывать к Всевышнему.

До смерти Леви, последнего из братьев, умершего в возрасте 137 лет, настоящего порабощения еще не было. Фактически, египтяне сначала заставили евреев работать уговорами и посулами. Евреи работали вместе с египтянами, которые, демонстрируя «любовь к царю», добровольно принимали участие в «общественных работах». Мидраш говорит, что и сам фараон в начале таскал на спине кирпичи вместе со всеми. Но даже в этот период, говорят комментаторы, когда работы были добровольно-принудительными, евреи уже чувствовали тяжесть рабства — еще предстоящего им.

К тому времени, что все старшее поколение (Йосеф и его братья) умерло, евреев стало так много, что новому фараону (мидраш говорит о двадцатилетнем Адикам-Авузе, карлике), не знавшему Йосефа, количество евреев в его стране показалось политически опасным, и он стал порабощать их уже всерьез. По другому мнению, фараон был тот же, но указы его были новыми, и он только делал вид, что не знал Йосефа и не помнил всего того блага, которое он принес Египту.

Начал фараон с того, что вменил евреям в обязанность строить для него города-хранилища, а вернее — перестраивать для этих целей уже существовавшие города Питом и Рамсес. Работа евреев в Египте вошла в поговорку. Когда идет речь об изнуряющем, тяжком труде, говорят «аводат парех». Тора словосочетанием «аводат парех» называет ту работу, которой заставляли заниматься евреев.

Казалось бы, что ужасного в изготовлении кирпичей? Всё дело в том, что настоящей задачей египтян было не построить города-хранилища, а изнурить, измучить евреев, истощить их силы настолько, чтобы они вдруг не помыслили воспротивиться и перейти на сторону врагов Египта в случае войны.

Слово «парех» содержит намек на «пэ рах» — мягкие уста. Ведь с мягких увещеваний началось порабощение. Сначала фараон объявил: «Каждый, кто изготовит кирпич, получит столько-то». И евреи трудились, не разгибая спины, чтобы побольше заработать. Тогда Фараон сделал следующее объявление: «Урочное же число кирпичей, какое они делали вчера и третьего дня, наложите на них, не убавляйте от него…» (Шмот 5, 8). Теперь им не только денег не платили — им даже соломы не давали для изготовления кирпичей. Их обязали самим собирать солому, а норму выработки оставили прежней. И не дай Б-г сделать хоть на один кирпич меньше — вместо кирпича в стену вмуруют младенца… (Раши на Санхедрин 101 б).

Аарон и Моше

[↑]

Наш учитель Моше, величайший из пророков, и его брат Аарон, первый в ряду первосвященников, родились в Египте, в годы рабства.

За несколько лет до рождения Моше астрологи фараона предсказали, что среди евреев родится мальчик, который в будущем вызволит их из рабства, разрушив при этом весь Египет (Таргум Йонатан, Шмот1:15; Раши, Шмот1:16). А в ночь, когда был зачат Моше, фараон увидел тревожный сон. Призванные им толкователи и астрологи объяснили, что будущий избавитель Израиля уже находится в чреве матери. По совету мага Билама фараон повелел бросать в Нил всех новорожденных еврейских мальчиков, — ведь, согласно астрологическим предсказаниям, спаситель евреев должен был пострадать именно от воды (Шмот 1:22; Сота 12б; Сефер аяшар, Шмот;Шмот раба 1:18, Эц Йосеф; Оцар ишей аТанах, Моше3).

Следуя приказу фараона, египтяне выслеживали еврейских рожениц, отнимали у них младенцев и топили в Ниле. В течение трех месяцев новорожденного Моше прятали дома. Но египтяне все же о нем узнали, и его мать Йохевед положила малыша в корзинку и опустила ее в Нил.

Моше-рабейну чудесным образом спасся, чтобы в назначенный час вместе со своим братом Аароном выполнить беспрецедентную миссию, возложенную на него Вс-вышним: вывести евреев из Египта и привести их в Землю Израиля. Вс-вышний выбрал для этой миссии Моше и Аарона из колена Леви.

Левиты создали в Египте целый ряд ешив, в которых изучали традицию, полученную по цепи поколений от Адама и праотца Авраама (Хизкуни, Шмот5:4).

Когда большинство сыновей Израиля под влиянием изнуряющего рабского труда нравственно опустилось, перестало соблюдать законы праотцов и совершать обрезание, а затем, стремясь во всем походить на египтян, склонилось к идолопоклонству, только три колена не служили идолам — потомки Реувена, Шимона и Леви. И лишь колено Леви целиком сохранило праведный образ жизни и по-прежнему самоотверженно соблюдало учение праотцов (Бемидбар раба 15:12). Таким образом, Моше и Аарон никогда не были рабами, и потому имели потенциал для того, чтобы вывести на свободу еврейский народ.

Сколько длилось рабство?

[↑]

В Торе три раза упоминается, сколько времени евреи были в Египте. Первый раз в виде пророчества праотцу Аврааму (Берешит 15:13) время заключения Брит бейн а-бэтарим (союза между рассеченными частями животных): «…знай, что будут жить твои потомки в земле не своей, и поработят их, и будут угнетаемы 400 лет». Во второй раз в момент выхода из Египта (Шмот 12:40): «А поселение сынов Израиля… в Египте 430 лет…». И в третий раз (в Шмот 12:41): «И было, в конце 430 лет… вышла вся армия Б-га из земли египетской».

Комментаторы по-разному подходят к расчёту количества лет египетского рабства. Независимо от способа подсчета лет, неоспоримо то, что было дано пророчество о 400 годах рабства, а по сути, в Египте евреи провели 210 лет. Вс-вышний обещал Аврааму, что четвертое поколение возвратится в Землю Израиля, и так оно было: «Считай поколения (от) него: Йеуда, Перец и Хецрон, а Калев, сын Хецрона, был среди вступивших на землю (Израиля)» (Раши на 16 пасук 15 главы Берешит).

Зачем было нужно евреям египетское рабство?

[↑]

Как любое событие в еврейской истории, египетское изгнание было частью Б-жественного плана. Приведем более подробно то, что было предсказано нашему праотцу Аврааму. Там Тора говорит так: «И сказал (Вс-вышний) Аврааму: знай, что пришельцем будет потомство твое в земле не своей, и поработят их, и и будут угнетаемы 400 лет. И так же народ, которым они будут порабощены, буду судить Я, а после этого выйдут с имуществом большим» (Недельная глава «Лех леха» 15, 13-14).

Постановление о египетском рабстве изначально распространялось на потомство праотца Ицхака, у которого было 2 сына. Но один из сыновей — Эсав — испортился и не был выбран Вс-вышним в качестве продолжателя рода Авраама и, как следствие, потерял право на эту землю. Поэтому теперь для него и для его потомков отпала надобность спускаться в Египет.

Всю тяжесть египетского галута должны были вынести вместо обоих потомков Ицхака потомки одного лишь Яакова.

В те времена Египет был самым морально испорченным местом на земле, и египетское рабство было самым тяжелым рабством в еврейской истории. Если бы народ выдержал испытание египетского изгнания, и смог остаться в Египте на все четыреста лет, о которых Вс-вышний предупреждал Авраама, ему не пришлось бы испытывать четыре изгнания (Вавилон, Персия и Мидия, Греция, Рим) о которых говорил пророк Даниэль.

Евреи совершили бы все необходимые исправления в Египте, и смогли бы окончательно поселиться на своей земле, земле Израиля. Четыре сотни лет искупили бы все, что призваны были искупить четыре царства. Но, к сожалению, за двести десять лет пребывания там, народ опустился в сорок девять врат нечистоты, и должен был выйти раньше.

В трактате Недарим (32а) наши мудрецы говорят, что причиной египетского изгнания явился вопрос праотца Авраама: «А как я могу быть уверен в том, что это обещание исполнится? И что мои потомки действительно унаследуют Святую Землю навсегда?», в котором наши мудрецы усматривают некий промах, «оплошность». Авраам как бы сомневался в словах Творца. Для того, чтобы исправить его ошибку, еврейскому народу нужно было пройти через порабощение в Египте.

Египетское рабство во многих смыслах являлось подготовкой к получению Торы. С одной стороны, будучи в рабстве, евреи привыкли к подчинению чьей-то воле и к ограничению своей свободы. С другой стороны, как объясняется в книге «Ховот а-Левавот», это нужно было для того, чтобы научиться чувству благодарности, ведь человек воспринимает то, к чему привык, как должное, само собой разумеющееся. Чтобы служить Творцу всем сердцем, необходимо осознавать и чувствовать Его великое милосердие, которое проявляется в мире каждую долю секунды.

Маараль и Рамхаль показывают, что египетское изгнание не может быть только следствием оплошности праотца Авраама, и не может быть лишь подготовительным этапом дарования Торы. Пребывание еврейского народа в Египте имело самостоятельную цель.

Не зря наши мудрецы уподобляют египетское рабство формированию плода в утробе матери. Еврейский народ сформировался там вопреки всем «законам» истории: не на своей земле, не отдельно и независимо, а прямо внутри чуждой, враждебной среды, казалось бы, никак не способствующей нормальному развитию.

Именно это и закалило наш народ, дало духовные силы выстоять во всех испытаниях, иными словами, дало ему вечность. Как принято говорить: «Если мы уж пережили фараона, переживем и эту беду». В этом и есть суть египетского рабства: создать народ, которому не будет страшно ничто — ни изгнания, ни страдания, ни всяческие козни — иначе говоря, народ вечный, непреходящий, народ, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. И в этом заключается одно из самых великих чудес, как пишет Яаавец: существование еврейского народа как народа Торы на протяжении тысячелетий.

Как на самом деле начался Исход — Обернская семинария

Исаак Лурия

По мере приближения Песаха в этом году в тексте Исхода было что-то, что беспокоило меня в течение многих лет. Как именно израильтяне вообще стали рабами? Прежде чем мы сможем освободиться, мы должны стать рабами  — и как именно это произошло?

Когда я углубился в текст в поисках ответа  — как в Исходе, так и в предыдущей сюжетной линии Бытия, где Иосиф взаимодействовал с «другим» фараоном , — я был фактически шокирован тем, что нашел.

Для начала важно вспомнить, как сыновья Иосифа, потомки Иакова и наследники израильского наследия, попадают в Египет.

Согласно истории, записанной в Торе, израильтяне сначала жили в соседней земле Ханаан. Массовый 7-летний голод поражает землю. Благодаря прекрасной работе Иосифа, помогавшему фараону подготовиться к голоду путем накопления зерна (Иосиф предсказывает голод в одном из своих печально известных снов), фараон находится в идеальном положении, чтобы помочь всем в стране есть, когда не было еды  — в обмен на конечно, для своего рабства.

«[Весь Египет пришел к Иосифу, говоря:] «И мы, и наши поля — овладеем нами и нашими полями в обмен на хлеб, и мы с нашими полями будем рабами фараону, и дадим нам семена, которые мы можем жить и не умереть, и чтобы сельскохозяйственные угодья не превратились в пустыню». И взял Иосиф во владение всю землю Египетскую для фараона, и каждый египтянин продал свое поле, так как голод свирепствовал над ними, и земля стала принадлежать фараону». [Бытие, 47:19–20]

То, что происходит в этом коротком отрывке, весьма политически шокирует. Всего за несколько лет фараон, благодаря способности Иосифа к планированию и предвидению, кажется, стал гораздо более могущественным, чем до голода. Фараон взял в рабство большую часть Египта и теперь владеет всеми сельскохозяйственными угодьями. Единственная группа, не оказавшаяся в такой же ситуации, — это священники, которых Иосиф и фараон избавили от той же участи, что и остальную часть Египта.

То, что произошло за эти короткие несколько лет, является довольно радикальным сдвигом в политическом ландшафте Египта, который в тексте описывается как имеющий ряд отдельных землевладельцев и более децентрализованную структуру власти. Теперь, с решающей помощью израильтянина Иосифа, который использует свои мечты о будущем для фараона, централизованная власть появляется в масштабах, ранее невиданных в регионе. При отсутствии распределенной политической власти любой будущий фараон может делать все, что захочет.

Та же самая централизованная власть возвращается, чтобы навредить израильтянам несколько сотен лет спустя, когда «Новый царь восстал над Египтом, который не знал Иосифа». [Исход 1:8] Этот новый фараон, обладая почти универсальной властью и опасаясь, что израильтяне стали слишком многочисленными, жестоко порабощает израильтян и приказывает убивать младенцев мужского пола. Слово «раб» — «на иврите — авадим» — используется для описания египтян, попавших в рабство, чтобы пережить голод, и для описания израильтян, оказавшихся в рабстве 400 лет спустя. Конечно, мы слышали остальную часть рассказа: «Бог и его пророк Моисей освобождают израильтян, а остальное, как говорится, уже история.

Хотя мы обычно не учим этому на наших седерах, соучастие евреев в установлении сверхмогущественного политического режима фараона подготовило почву для последующего порабощения евреев. Неконтролируемая политическая власть имеет способ сделать это, независимо от обстоятельств (понятных или нет) того, как эта власть возникает. Этот урок истории был тем уроком, который американские отцы-основатели усвоили очень правильно     и соответственно построили систему управления, которая, несмотря на сбои последних нескольких десятилетий, функционировала довольно хорошо, не давая какой-либо части политической системы достичь слишком многого. власть самостоятельно.

В эпоху, когда евреи, возможно, обладают большей властью, чем когда-либо в истории  — с точки зрения богатства, социального статуса, политической власти, культурной власти и т. сегодняшнее общество и где мы находимся в эпоху растущего неравенства доходов.

Причастны ли мы, американские евреи, к созданию растущего неравенства доходов, или мы пытаемся остановить появление американской плутократии? Являемся ли мы частью безудержного рыночного капитализма или боремся за лучшую сделку для трудящихся?

Мы, Моисей, боремся за освобождение порабощенных людей от тирании? Или мы Джозеф, подхалимский политический помощник, помогающий слабому политическому лидеру пережить кризис и стать более могущественным, чем он мог себе представить?

Хотя легко рассказать только историю нашего освобождения из Египта на наших седерах, я собираюсь убедиться, что мои дети услышат эту историю с помощью Иосифа о «хорошем» фараоне   —   в надежде добавить предупреждение о том, что происходит, когда мы становимся слишком уютными с властью. В сегодняшней американской еврейской общине, возможно, нам нужно услышать точку зрения Джозефа.

Исаак Лурия — вице-президент отдела СМИ и действий в Обернской семинарии.

Какие голоса оставляют вас желать услышать больше? Присылайте нам идеи для интервью на [email protected]

Еврейский, Пасха, Писание, Голоса

Рекомендуемые сообщения

  • Отправлено с любовью: молитвы, послания поддержки и обещания для сообщества «Древо жизни»

  • Свобода возможна: размышления о Пасхе и Песахе

  • Песах и обязанности нашего Исхода

  • Оберн откликается на трагедию в Первой баптистской церкви в Сазерленд-Спрингс, штат Техас

Британника

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • В этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Обзор недели
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Компаньоны
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Британика Классика
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Британской энциклопедии.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts