Как иуда искариот предал христа: предатель, а не «исполнитель Промысла» – Православный журнал «Фома»

Разное

предатель, а не «исполнитель Промысла» – Православный журнал «Фома»

Приблизительное время чтения: 5 мин.

100%

+

Код для вставки

Код скопирован

Мы свободны менять свои решения — до тех пор, пока живы, —и Бог смиренно ждет, что мы решим. Но однажды приходит пора сделать окончательный выбор. Для многих людей, окружавших Христа в дни Его земной жизни, это время наступило накануне Его страданий. Каждому пришлось решать, с Христом ли он или с противниками Христа.

О том, кто какое решение принял и как оно ему далось, читайте в проекте «Фомы» «Герои и антигерои Страстной недели».

Имя Иуда встречается в Библии довольно часто. Иудой звали одного из двенадцати сыновей патриарха Иакова. Именно его потомкам досталась земля, которую назвали Иудеей. Иуда Маккавей был одним из героев освободительной войны еврейского народа против сирийского военачальника Антиоха Епифана.

Имя Иуда носили сразу несколько учеников Спасителя. Но в нашем сознании это имя прочно связано только с одним человеком — с Иудой Искариотом, который предал Иисуса Христа.

Хотя первосвященникам, замыслившим убийство Спасителя, Иуда подвернулся очень вовремя, они могли бы обойтись и без его услуг: нанять кого-нибудь, выследить Иисуса и в удобный момент схватить. Иуда же всего лишь подсказал им удобное место и время — чтобы, как они и хотели, взять Учителя втайне, без огласки. Это предательство не было каким-то грандиозным, ужасным в своем величии. Вовсе нет! Это был поступок мелкий, и получил за него Иуда мелочь — тридцать сребреников. Столько стоил в ту пору беглый раб. В такую сумму оценили люди и своего Бога, как предсказал еще пророк Иеремия.

Зачем Иуда это сделал?

Есть популярная версия: мол, Иуда выступил послушным орудием Божиего Промысла. Чтобы спасти людей от греха и власти дьявола, Христу надлежало пострадать — значит, кто-то должен был предать Его в руки палачей. Эту роль и взял на себя Иуда. Через него, говорят приверженцы этой версии, свершилась воля Божия, и никаких претензий к нему быть не может.

Предательство Иуды. Несение креста. Западный свод. Южная строна, нижний регистр; Италия. Венеция. Собор Святого Марка; XII в. ruicon.ru

С этим нельзя согласиться по очень простой причине: Бог никогда не отнимает у человека его свободную волю (разве только вместе с рассудком), и, хотя Он старается обращать ко благу даже наши дурные поступки, добрыми они от этого не становятся. Об этом ясно говорит апостол Павел: Не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых» (Рим 3:8). Не будь Иуды, первосвященники обязательно нашли бы другой способ арестовать и казнить Иисуса Христа. И из того факта, что в результате предательства Иуды Господь претерпел страшную смерть на Кресте и тем самым избавил нас от неизбежной гибели, вовсе не следует, что мотивы Иуды были благородными.

Другая версия рисует Иуду пламенным борцом за освобождение Иудеи от власти римлян, который очень рассчитывал на то, что царем станет Христос. Взяв власть в свои руки, Иисус легко изгонит оккупантов и вернет Израилю былое величие — так мог рассуждать Иуда вместе с другими иудеями-патриотами. Есть даже предположение, что прозвище Искариот не связано с происхождением Иуды, как принято считать («иш-керийот» — из некоего селения Кериот), а является искаженным словом «сикарий» — «борец за независимость».

Иуда. Николай Ге

Иуда вовсе не собирался предавать Христа, объясняют приверженцы этой теории. Просто, увидев, что Тот не спешит брать земную власть в Свои руки, он решил «ускорить процесс» — спровоцировать ситуацию, которая вынудила бы Христа действовать. Когда же Иисуса арестовали и осудили, Иуда понял, что просчитался, пошел и удавился.

Патриотов в Иудее в ту пору действительно было немало, но с образом пламенного борца за независимость как-то не вяжется одно замечание из Евангелия от Иоанна. Там сказано, что Иуда был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали (Ин 12:6). Носил, время от времени запуская туда руку, в один голос поясняют комментаторы этого отрывка. То есть Иуда обкрадывал не просто каких-то богатых людей (такое у революционеров случается). Он воровал деньги у своих же! У общины, собравшейся вокруг Иисуса Христа!

Объясняет ли это как-то его поступок? На первый взгляд, нет. Не на тридцать же сребреников польстился Иуда. В конце концов, продолжай он ходить с Христом и потихоньку подворовывать из ящика, в который собирали пожертвования, он со временем накопил бы значительно бóльшую сумму.

Но с другой стороны… Человек, в котором живет страсть, не может чувствовать себя спокойно в присутствии Бога. Видя красоту и достоинство Христа, Иуда наверняка остро переживал свое собственное недостоинство. Раньше или позже, но его разрыв со Христом был неминуем. И он произошел во время Тайной Вечери, когда бывший ученик встал и ушел. Не раз и не два Господь давал Иуде понять, что его намерения для Него открыты. Он же ясно сказал апостолам: Один из вас предаст Меня. Даже тогда Иуда мог одуматься и остановиться. Но, покинув Тайную Вечерю, он сделал свой выбор.

Впрочем, покаяться было не поздно и потом. Иуда даже успел сделать шаг к покаянию: узнав, что Учитель осужден на смерть, он вернулся к первосвященникам и швырнул деньги оземь со словами: «Предал я кровь невинную». Но следующий его шаг был трагичен: Иуда бежал вон из города и свел счеты с жизнью… Хотя мог бы, например, свидетельствовать в защиту Христа на суде у Пилата. Или хотя бы омыть слезами подножие Его Креста. А потом проповедовать о Христе в разных землях, как это сделали другие апостолы, и, может быть, мученической кончиной искупить свою вину…

Ничего из этого Иуда не сделал. Он раскаялся в содеянном, т.е. понял, что совершил ошибку, но не покаялся перед Богом, не сделал ничего, что примирило бы его со Христом, изменило их отношения. Смятенной, озлобленной и испуганной ушла в вечность его душа. Душа человека, предавшего Бога.

Читайте также:

Иуда. Хроника одного предательства

Великая среда: Иуда ищет удобного случая предать Христа

Иконописная мастерская Свято-Троицкого храма г. Курска.

Глава Евангелия от Матфея, рассказывающая о событиях Великой среды, начинается словами Иисуса, которые Он сказал Своим ученикам — апостолам. «Вы знаете, — предупреждает апостолов Иисус, — что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий будет предан на распятие». Странно, но двенадцать последователей Христа будто не слышат этого страшного предостережения. Почему? С одной стороны, прошло всего четыре дня, как Иисуса торжественно, с царскими почестями, приветствовали жители Иерусалима, апостолы люди, а нам всем хочется верить в лучшее.

С другой стороны, события последней недели земной жизни Иисуса развиваются так стремительно, что их просто не успевали осознать. В это же время, когда Иисус произносит перед Своими учениками слова предупреждения о том, что Он будет распят, во дворе первосвященника Каиафы собираются иерархи церкви и старейшины народа — на совет. Они обдумывают, как им погубить Христа. В итоге решают взять Иисуса хитростью и убить. Только не в праздник иудейской Пасхи, когда будет много народа — первосвященникам и старейшинам не хочется доводить дело до смуты. Но ведь для того, чтобы подлый план осуществился, кто-то должен предать Спасителя.

Евангелие очень сдержанно, но предельно точно описывает механизм предательства: только факты. Предатель нашелся — его имя станет для человечества символом подлого поступка. Но до того, как Иуда пришел к первосвященникам с предложением выдать Иисуса, произошло еще одно знаковое событие, и о нем тоже говорят в храмах в Великую среду.

В третий день Страстной недели во время богослужения вспоминают, как в доме Симона прокаженного, куда Христос пришел в гости, грешница омыла слезами ноги Иисуса и возлила Христу на голову драгоценное миро. Миро — по-гречески «благовонное масло», представляет собой особую смесь растительных масел, душистых трав и благовонных смол, всего 50 компонентов. Миром в те времена не только помазывали царственных особ, но и умащивали тела умерших перед погребением. Так, грешница, сама того не ведая, предуготовила Христа к погребению.

Ученики, увидев, что грешница возлила на голову Иисуса драгоценное миро, вознегодовали. «К чему такая трата? Это миро можно было бы продать за большую цену, а деньги отдать нищим!» Но, читаем дальше в Евангелии: «Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? Она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению; истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала».

Так и случилось: мы вспоминаем эту безымянную грешницу, сердцем почувствовавшую, предстоящую смерть Христа.

И дальше в Евангелие от Матфея стоит многозначительное слово «Тогда…». «Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам, — читаем мы, — и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников; и с того времени он искал удобного случая предать Его».

Вот и все, что сказано о предательстве Иуды. Можно строить множество предположений, почему ученик Иисуса, один из двенадцати, пошел на это. Но если мы внимательно отнесемся к хронологии событий, изложенных в Евангелиях, мы поймем, что Иудой двигали два порока — зависть и сребролюбие. Вот что читаем в Евангелии от Иоанна: Иуда «был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали». В греческом подлиннике Евангелия об этом сказано еще жестче: то слово, которое переведено на церковнославянский, а потом и на русский, как «носил» может быть употреблено и в значении «крал». Иуда был казначеем апостольской общины, в его руках оказывались значительные суммы денег. Это были пожертвования, например, из Евангелия известно, что деньги могли давать женщины, которых Иисус исцелил от неизлечимых болезней, а из кого-то и изгнав злых духов. Иисус был к деньгам и богатству абсолютно равнодушен: часть средств шла на нужды маленькой общины его учеников, остальные раздавались нищим. Ящик для денег «имел при себе» Иуда. По-видимому, никому и в голову не приходило его контролировать. Так, начав с воровства у своих же товарищей, Иуда закончил предательством. Его имя тоже живет в веках — как символ подлости и того, что она не приносит предателю счастья. Как известно, Иуда удавился — на осине. Но об этом в другие дни Страстной недели.

Кроме описанных отрывков из Евангелия, в Великую среду во время Божественной литургии в последний раз читается знаменитая молитва святого Ефрема Сирина, с тремя великими поклонами. С этого дня, вплоть до Праздника Святой Троицы, поклоны в храме отменяются — это тоже имеет свой смысл. Земной поклон показывает, что мы, люди, грехом ниспали на землю. А отмена земных поклонов во время богослужения подчеркивает то, что Господь искупил наши грехи, и напоминает нам о том, что Воскресение Христа стало прообразом будущего века. Исключение делается только для поклонов перед Плащаницей, полотном, на котором изображено снятое с Креста Тело Христа.

На вечерней службе в среду верующие стараются исповедоваться. Завтра Великий, или Чистый четверг — день напряженных и долгих богослужений. В Чистый четверг, когда вспоминают то, как Христос установил Таинство Причащения, все стараются причаститься, поэтому и исповедуются в среду накануне.

Иуда Искариот | Апостол | Британника

Умер:
c.30

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Что сделал Иуда Искариот?

Иуда Искариот был одним из Двенадцати Апостолов. Он известен тем, что предал Иисуса, раскрыв местонахождение Иисуса за 30 сребреников. Иуда привел людей, чтобы арестовать Иисуса и опознал его по поцелую. Затем Иисуса арестовали, судили и казнили.

Чем занимался Иуда Искариот?

Иуда Искариот был казначеем Двенадцати Апостолов. Помимо его апостольства, его предательства и его смерти, в Евангелиях мало что раскрывается об Иуде.

Как умер Иуда Искариот?

Существуют разные легенды о том, как умер Иуда Искариот. Согласно Матфея 27: 3–10, Иуда почувствовал угрызения совести, увидев приговоренного к смерти Иисуса, вернул серебро и повесился. Согласно Деяниям 1:18, Иуда купил поле за свою серебряную награду и упал в него «с головой», и «все его внутренности вырвались наружу», подразумевая, что он бросился вниз, а не умер случайно.

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

Иуда Искариот (умер в г. ок. г. н.э.), один из Двенадцати Апостолов, печально известный тем, что предал Иисуса. Фамилия Иуды, скорее всего, представляет собой искажение латинского sicarius («убийца» или «убийца»), чем указание на семейное происхождение, предполагая, что он принадлежал к сикариям, наиболее радикальной еврейской группе, некоторые из которых были террористы. Кроме его апостольства, его предательства и его смерти, в Евангелиях мало что еще раскрывается об Иуде. Всегда последний в списке апостолов, он был их казначеем. Иоанна 12:6 вводит воровство Иуды, говоря: «. . . так как у него была копилка, он брал то, что в нее клали».

Он сообщил о местонахождении Иисуса первосвященникам и старейшинам за 30 сребреников. Они предоставили вооруженную охрану, которую он привел в Гефсиманский сад недалеко от Иерусалима, куда Иисус отправился помолиться с другими 11 апостолами после Тайной вечери. Там он опознал Иисуса по поцелую, назвав его «господин». Мэтт. 26:14–16 и Иоанна 12:6 определяют мотив Иуды как жадность, но Лука 22:3–6 приписывает его действие проникновению сатаны в его тело, параллельно Иоанну 13:27, где после того, как Иуда взял хлеб в Тайная вечеря: «Вошел в него сатана». Затем Иисус говорит: «Что собираешься делать, делай скорее». Это кульминация Иоанна 6:70–71, который после того, как Иисус говорит: «Не Я ли избрал вас, Двенадцать, и один из вас дьявол?» раскрывает, что он имел в виду «Иуду, сына Симона Искариота, ибо он, один из Двенадцати, должен был предать его».

Существуют разные версии смерти Иуды. По словам Мэтта. 27:3–10, он раскаялся, увидев приговоренного к смерти Иисуса, затем вернул серебро и повесился (традиционно на дереве Иуды). В Деяниях 1:18 он «купил поле за злодеяния свои; и, упав вниз головой, он разорвался посредине, и все его внутренности вывалились наружу», подразумевая, что он бросился вниз, а не умер случайно. Апокрифические евангелия развили пункт в Деяниях, который называет место его смерти местом (полем) крови. Цитируется, что апостол-апостол Папий I/II веков сообщил жуткие подробности смерти Иуды, по-видимому, чтобы показать, что евангельские пророчества буквально исполнились. Его рассказ появляется в многочисленных легендах, особенно в коптских произведениях и в средневековой литературе. У Данте Inferno Иуда появляется в глубочайшей пропасти ада вместе с убийцами Юлия Цезаря, Брутом и Кассием.

Хотя его имя впоследствии стало ассоциироваться с предателем (Иуда) и вероломным поцелуем (поцелуй Иуды), не все изображения Иуды изображали его как предателя Иисуса. В мусульманской полемической литературе Иуда перестает быть предателем; вместо этого он якобы солгал евреям, чтобы защитить Иисуса (который не был распят). Космограф XIV века ад-Димашки утверждает, что Иуда принял образ Иисуса и был распят вместо него. Апокриф II века Евангелие от Иуды , гностический текст, написанный на греческом языке, изображает его как сотрудника и доверенное лицо Иисуса. Согласно Евангелию — коптский перевод г. до н.э. 300 были обнаружены в 1970-х годах и опубликованы в 2006 году — Иуда был единственным апостолом, который понял послание Иисуса. В евангельском повествовании во время празднования Пасхи Иисус отводит Иуду в сторону и открывает ему тайные знания о Боге и творении, заявляя, что Иуда больше других апостолов. Похоже, что Иисус приказывает Иуде доложить о нем властям, чтобы духовное «я» Иисуса могло вырваться из материального тела, в котором оно заточено. См. также Гностицизм.

Почему Иисус был предан Иудой Искариотом?

Одним из самых мрачных моментов во всей истории является предательство Иисуса одним из Его учеников, Иудой Искариотом. Когда ученики пришли в Иерусалим в последний раз, Иисус ясно дал понять, что Его ждет грядущая смерть.

Вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий будет предан на распятие (Матфея 26:2).

Поняв это, Иуда пошел к первосвященникам и сказал.

— Что вы готовы дать мне, если я отдам его вам? И насчитали ему тридцать сребреников. Поэтому с того времени он искал возможности предать его (Матфея 26:15).

В ночь, когда Иисус и его ученики праздновали Тайную вечерю, Иуда заговорил с религиозными правителями, чтобы отвести их к Иисусу в Гефсиманском саду. Именно там, в саду, Иисуса предали и арестовали.

Почему Иуда предал Иисуса?

Почему он это сделал? Если Иисус ясно показал, что Он Сын Божий, то почему один из Его собственных учеников предал Его?

Это было предопределено

Было выдвинуто несколько мнений, объясняющих, почему Иуда так поступил. Одна точка зрения гласит, что Иуда был предопределен как предатель и ничего не мог с этим поделать. Иисус знал с самого начала, что Иуда предаст Его. Он сказал Своим ученикам:

«Но есть некоторые из вас, которые не верят». Ибо Иисус от начала знал, кто такие неверующие и предавшие Его (Ин. 6:64).

Хотя Иисус заранее знал, что Иуда предаст Его, это не значит, что Он заставил Иуду сделать это. Иуда действовал по собственному желанию. Он не был просто пешкой или марионеткой в ​​руках Бога.

Был ли Иуда фанатично верующим?

Другая точка зрения утверждает, что Иуда был фанатично верившим в Иисуса, который хотел навязать Его руку, предав Его. Предоставление Иисуса религиозным лидерам якобы заставит Его основать Своё мессианское царство. Но эта точка зрения не согласуется с фактами. Иуда просил у первосвященников деньги за предательство, что вряд ли соответствует столь «чистым» духовным мотивам. Более того, Евангелия называют Иуду вором и предателем. Едва ли это назначение можно ожидать от фанатичного верующего.

Был ли Иуда суперпатриотом

Другие считали Иуду суперпатриотом, который хотел использовать Иисуса как средство восстания против своих римских угнетателей. Но это не соответствует фактам по указанным выше причинам. Нет никаких указаний на то, что у Иуды был какой-либо другой мотив, кроме жадности.

Он был вором

Это подводит нас к вероятному объяснению. Иуда был вором, целью которого было иметь власть и деньги. Приблизившись к Иисусу, Иуда верил, что получит видное место в царстве. Когда Иисус говорил о смерти, Иуда понял, что Царство не придет сразу. Поэтому он добился всего, что мог, предав Иисуса. Иуда никогда не верил в Иисуса. Он никогда не называл Иисуса Господом, а скорее «учителем» или «учителем». Иуда является примером того, кто следует за Иисусом по всем неправильным причинам. Иисус дал эпитафию Иуде:

Сын Человеческий предан! Этому человеку было бы хорошо, если бы он не родился (Матфея 26:24).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts