Как относятся к русским в таджикистане: Найти русских в Таджикистане: миссия невыполнима

Разное

Найти русских в Таджикистане: миссия невыполнима

Комсомольская правда

В миреРЕПОРТАЖСпециальный репортаж

Дина КАРПИЦКАЯ

5 ноября 2019 1:21

Корреспондент «КП» Дина Карпицкая побывала в стране, откуда в Россию едет больше всего гастарбайтеров

Лик мудрого руководителя и любимого вождя Таджикистана Эмомали Рахмона смотрит на его граждан со стен домов и электростанций, с придорожных стендов и плакатов в школах и офисах.Фото: Сергей ПОНОМАРЕВ

Миллионы таджиков живут в России. Практически в любом российском городе везде — в транспорте, на улицах, в кафе и на площадях — можно встретить их целыми семьями. Я побывала в столице Таджикистана. И русских там почти нет. А когда-то все было совсем наоборот…

В конце октября в Душанбе еще лето. По крайней мере по московским меркам — тепло, все площади, скверы и парки в зелени, в розах. Столько роз я, пожалуй, нигде не видела.

Под цвет зелени и строительный забор из профнастила. И на центральном проспекте, и на окраинах, везде что-то возводят. И привычные моему российскому глазу таджикские дворники буквально на каждом углу. В городе очень чисто. И спокойно. Народу на улицах немного. После 22 часов вообще пустота. По дорогам никто не ездит, по улицам почти не гуляет. И только горят разноцветные фонарики типа тех, что украшают московские улицы. Правда, намного скромнее.

— У нас приличные девушки в это время уже давно дома спят, — говорит мне мой провожатый по городу, подполковник местной милиции Ато.

— Я, получается, неприличная?

— Ты русская, это за километр видно. Так что тебе можно.

Когда-то по улицам Душанбе и других городов республики гуляло очень много наших соотечественников. Согласно переписи 1989 года, их было 390 тыс. (7,6% населения). А к 2010-му осталось 34,8 тыс. (0,5%). Сейчас, наверное, и того меньше. Эти 0,5% растворились в пестрой толпе в национальных одеждах так, что даже и не заметишь.

Основная масса уехала в 90-е, когда в Таджикистане началась гражданская война. Тогда была жуткая резня, молодчики с дубинками врывались в дома, выгоняли людей. Со сменой власти страна погрузилась во мрак во всех смыслах этого слова. Электричество в Душанбе только недавно перестали давать по часам, запустили ТЭЦ, дали отопление в квартиры. До этого молодежь, что родилась и выросла после 90-х, даже и не догадывалась, зачем вообще нужны батареи. И это в стране с большим каскадом гидроэлектростанций! В кишлаках и того нет. Электричество с перебоями, водопровод отсутствует.

— У меня зарплата 200 долларов примерно, — рассказывает Ато. — Не могу сказать, что это много, но на семью — детей у нас пятеро — хватает. Сейчас я дослужу до пенсии, квартиру получу и уволюсь, поеду работать в Россию. Много родни у нас там. И я тоже поеду.

— А семья, дети как же?

— Дети уже большие, они тут будут за матерью присматривать. А я себе новую там семью заведу. Старая вот уже 25 лет мозги тяпкой выедает.

Я специально спросила о зарплате подполковника. Чтобы сравнить. Таджичка-консьержка у меня дома в Химках получает 300 долларов. 100 тратит сама, 200 домой отправляет. Выходит, ее семья живет так же, как и квалифицированного и высокопоставленного сотрудника полиции.

Таджикские крестьяне работают на земле, которая теперь принадлежит китайцам.Фото: Сергей ПОНОМАРЕВ

Таджики активно учат русский и… китайский

Россия — самый главный стратегический партнер Таджикистана на сегодняшний день. На нас вся надежда, Россия — основная опора горной республики. Больше всего соглашений на официальном уровне у Душанбе подписано именно с Москвой. А русский — язык межнационального общения, так закреплено законом. Экономика тоже во многом зависит от русских денег, которые шлют на родину трудовые мигранты. А их, по разным оценкам, у нас в стране не меньше 1,5 миллиона человек (еще столько же в соседнем Узбекистане). Люди строят дома. Уже не редкость, что в семье (таджики часто живут все вместе — родители, взрослые дети со своими детьми) по несколько машин.

Едут на заработки, конечно, не от хорошей жизни, а от дикой безработицы. И в основном мужчины, что очень болезненно сказывается на ситуации в стране в целом. Тут же жесткий патриархат, женщина на вторых ролях. А теперь, как во время войны, вся тяжелая работа в кишлаках на женских плечах. Но уехать «в Москву» (все таджики, даже которые едут на заработки в Россию, пусть даже в Саратов или Екатеринбург, говорят, что в Москву) хочет каждый. Потому-то русский язык, немного забытый в начале независимости, сейчас ожил с новой силой.

— Я знаю русский и с детьми дома только на нем разговариваю, — говорит подполковник, — Чтобы знали. Куда без него? В Узбекистан поедешь, так русский понимаешь, в Армению — тоже. В Грузию, на Украину. Да куда угодно. Очень я переживаю, что не смог детей в русскую школу пристроить, туда очень сложно попасть, только по блату. А еще китайский язык сейчас в ходу, я сына заставил учить. У нас тут многие сейчас его учат.

Да-да, вездесущие представители Китая пробрались уже и сюда. Скупают плантации, месторождения золота и урана. Привозят свои технологии и зарабатывают, эксплуатируя дешевую таджикскую рабсилу. Российский бизнес сюда пока ни ногой, как ни зовут.

Корреспондент «КП» Дина Карпицкая в вечернем Душанбе. На заднем плане — памятник национальному герою Исмоилу Сомони.Фото: Дина КАРПИЦКАЯ

«Нас тут на руках носят»

Первую «русскую» я встречаю в Российско-Таджикском (Славянском) университете (где я не встретила ни одного русского студента, зато много очень хорошо образованных, с прекрасным английским молодых таджиков). К моему удивлению, Лейла Гаджиева сама оказывается здесь вроде гастарбайтера — переехала два года назад из родного Дагестана. Не сама по себе, конечно. В 2016-м родился в недрах нашего правительства гуманитарный проект по продвижению русского языка и культуры в Таджикистане.

— Я учитель химии. — рассказывает мне она. — В школе, где я работала на родине, объявили, что есть возможность поехать поработать в Таджикистан. Условия предлагали очень хорошие — президентские школы, жилье. Я пришла домой и сказала маме (она у меня тоже педагог-филолог): давай попробуем. И мы пошли подавать документы. Конкурс среди желающих был очень большой, и в итоге отобрали всего пять учителей.

Встретили тут Лейлу и ее маму и правда с распростертыми объятиями. Предоставили бесплатно жилье. Сыну — садик. Зарплату платят двойную — и Россия, и Таджикистан.

— Нас, специалистов из России, тут очень уважают, — говорит Лейла. — Чувствуются отдача и благодарность. В школы, где преподают на русском (всего их в городе 18), не пробиться. Все мечтают именно сюда детей отдать. Маму мою, она по распределению попала в другой город, вообще на руках носят. Все хочет она ко мне в Душанбе переехать, но не отпускают такого ценного специалиста. И так тут везде. Если в больнице работает русский врач, все к нему стараются попасть. Так же точно и к юристу, да к любому специалисту.

— Вы слышали про то, что здесь было в 90-е?

— Да, это немного настораживало. Но ведь сколько лет прошло. Здесь, в Душанбе, я абсолютно не чувствую дискриминации. Наоборот. Уважение и благодарность.

— Много в школе наших учителей?

— Нет. Я и еще две женщины, они тут родились и всю жизнь живут. Но русских очень мало в Душанбе.

Нищие русские пенсионеры

Сколько ни гуляй по Душанбе, вряд ли встретишь русских. Я пыталась после возвращения через интернет связаться, поговорить о жизни с таджикскими русскими, все отказываются. Боятся, потому что мало ли: напечатают что-то плохое с их слов про Таджикистан, а им потом отвечай. Зато мне рассказали про место, где концентрация наших самая большая — дом престарелых. Стыдно даже такое писать, но большинство оставшихся тут из 35 тысяч русских — старики, которым некуда и не к кому уезжать.

— Про это мало у вас в России говорят и пишут, но одиноких, брошенных ваших дедушек и бабушек у нас тут очень много, — рассказывает мне таджикский блогер Рахмон. — Пенсии у нас тут крошечные, 20, 30 долларов. Как на них прожить? У нас в традиции — помогать родителям, не бросать их. Хотя сейчас тоже нередко уже стариков в дома престарелых сдают. А у вас, я понимаю, это вообще норма? У нас в каждом районе есть русские сообщества, там гуманитарку раздают старикам. Но и все соседи — таджики, узбеки — тоже помогают, подкармливают. Вы съездите в дом-интернат в Турсунзаде (город в 70 километрах от Душанбе), сами все увидите.

У меня не было времени поехать в этот дом престарелых лично. Но я обязательно когда-нибудь съезжу. В интернете же я нашла несколько сюжетов и просто записей про это заведение. Вдумайтесь, из 230 его обитателей почти 90 — русские. Страшно, что наши бабули и дедули совсем — совсем! — не нужны ни своим семьям, ни своим детям.

— У меня трое детей, все в России. Родились в Таджикистане, выросли, а потом уехали, — щурит подслеповатые глаза старенький дед Борис Стрункин. — Раньше была с ними связь через моего друга, который в аэропорту работал. А потом и он уехал в Россию. Теперь уже много лет от них никаких вестей. Если бы я им был нужен, давно бы нашлись. Приехали бы в Душанбе по нашему старому адресу, там все знают, где я.

Совсем одна и старенькая Галина Шакирова (а может, умерла уже?) — пианистка, бывший преподаватель Института искусств. Женщину разбил инсульт, и она не может говорить. Таджикские врачи учат ее заново писать, чтобы она могла хоть как-то объясняться.

Лежит день-деньской на кровати и 94-летняя в прошлом врач-педиатр. Никто про нее не вспоминает, хотя дети у нее тоже есть.

Одна из гидроэлектростанций Вахшского каскада ГЭС «Сангтуда-1» построена нашими специалистами и на 70 процентов принадлежит российским акционерам.Фото: Сергей ПОНОМАРЕВ

— Насколько мы знаем, родня имеется у всех. Только вот посетители и письма сюда к нам приходят очень редко к кому, — рассказывает врач заведения. — Из России вообще почти никогда.

Уход за нашими стариками здесь, в таджикских домах престарелых, судя по кадрам, очень хороший. В отделении, где лежачие инвалиды, на 50 человек аж 25 нянечек-медсестер. Все старики чистенькие, в комнатах ремонт и порядок. Хоронят их по всем религиозным канонам, в итоге на соседнем кладбище много православных крестов. Только вот на похороны никто не приезжает. Да и вообще русские, кто тут раньше жил, при СССР, не очень-то жалуют Таджикистан… Он в их памяти еще тот — 30-летней давности.

Я смотрю в Москве на таджиков и думаю: «А не ты ли моего отца тогда ломом бил?»

Когда в Москве уже начала наводить справки, с удивлением узнала, что очень много моих знакомых родились и жили в Таджикистане при СССР.

— Это был рай. Душанбе до сих пор вспоминаю как самый лучший город на земле, город детства, — рассказывает Екатерина Парнова, менеджер турфирмы. — Родителей из родной Вологодской области отправили туда сразу после института по комсомольским путевкам. Папа всю жизнь работал на заводе, мама учителем. Жили хорошо (никогда не было ни дефицита, не очередей), дружно с таджиками. Народ таджикский — в принципе добрый и простодушный. Всегда была у них благодарность России, что помогли, отстроили страну.

— Что же тогда пошло не так, раз всем пришлось бежать?

— Сейчас, с опытом уже понимаю, что все было спланировано. Тогда же был шок, не только у нас, но и у всех таджиков. Потому что реально все изменилось буквально за один день. Утром я ехала в университет на маршрутке в одном городе, а возвращалась домой уже в другом. На автобусах из кишлаков привезли толпы обкуренных, озверевших молодчиков, дали им пистолеты, ломы. Они ходили, громили все и резали всех. Грабили, убивали. Моего отца в тот день так избили, что он еле домой приполз. Весь синий. Кстати, спас его таджик.

— Так только к русским отнеслись?

— Нет, били всех без разбора буквально. И таджиков, и узбеков, и украинцев. Всех. Помню день: мы сидим дома, окна завешаны одеялами, двери закрыты на все замки и цепи, еще шкаф придвинут. Страшно. А по телевизору передают новости, и Горбачев говорит: «В Таджикистане происходят позитивные перемены, победу одерживают демократические силы». На всю жизнь запомнила эти слова про демократию.

Семье Кати, как и многим тогда, пришлось бежать. В России их никто особо не ждал.

— Приняла нас Родина холодно, мягко говоря. Жилья нет, ничего нет, все с нуля. Тяжело очень было. Поселились в деревне, папа устроился в колхоз. Местные мужики его невзлюбили, так как мешал им спокойно водку пить своим усердием на работе. К нам домой ворвались с ломами, прямо как в Душанбе, говорят: «Валите откуда приехали». Слава богу, со временем все устаканилось.

— Поедешь в Душанбе? Сейчас вон учителей туда зовут. Можно просто на экскурсию…

— Не знаю. Многие наши ездили туда посмотреть, поностальгировать, говорят, что жизнь потихоньку налаживается, во всех этих передрягах страна устояла, живет. Это хорошо. Знакомых таджиков у меня очень много осталось, с ними бы хотела повидаться, конечно. Но иногда задумываюсь, обида во мне до сих пор живет. Нас выгнали, потом сами сюда приехали, понавезли наркоты… В Москве много таджиков, все их жалеют, бедных. Тяжело им, конечно, но они же сами этого добивались. А я иногда смотрю и думаю: «А не ты ли моего отца тогда ломом бил? Не ты ли в наши дома врывался и орал: «Валите отсюда!». Вот такие вот смешанные чувства. Хотя я понимаю, что глупо по нескольким личностям всю страну мерить.

***

Большой и сильной империи СССР уже давно нет. Разбитые осколки отдельных судеб и целых народов склеивают изо всех сил до сих пор. Кое-где (Россия — Украина, например) только-только пошла трещина — рана, которая неизвестно еще когда заживет. И везде, во всех странах бывшего соцлагеря, где мне удалось побывать, 70-летний период дружбы народов вспоминают как настоящий потерянный рай. Новый-то так пока нигде и не построен.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Не давайте им паспорт: как Apple и Google продают рабов в 21 веке

Рабство и работорговля кажутся сейчас такими же далекими от реальности, как газовые фонари или эпидемии оспы. Но пока одни народы собираются пожизненно просить прощения за колонизаторские времена, другие считают, что до сих пор обладают правами «белого человека». Вот как устроена современная работорговля и какую роль играют в ней мировые IT-гиганты (подробнее)

Возрастная категория сайта 18+

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.

И.О. ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.

И.О. шеф-редактора сайта — Канский Виктор Федорович

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без
предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой
право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные
сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой
массовой информации или нарушением иных требований закона.

АО «ИД «Комсомольская правда». ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781
127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.

Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте
www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской
Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности
принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не
подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было
форме без письменного разрешения правообладателя.

Приобретение авторских прав и связь с редакцией: [email protected]

«Час расплаты наступил, и пусть кровь смоет русскую грязь»

Русские в Таджикистане пережили одну из самых серьёзных трагедий, вызванных распадом СССР. Появились они в этом регионе со второй половины ХIХ века, когда после начавшегося в 1864 году завоевания русскими Центральной Азии с Бухарским и Хивинским ханствами в 1873 году был заключён договор о протекторате.

При этом Бухарское и Хивинское ханства оставались формально суверенными государствами и управлялись своими правителями, в их внутренние дела русская администрация не лезла, сохранив местное самоуправление, основанное на шариате судопроизводство, земельные отношения и распределение важнейших здесь водных ресурсов. Весьма корректным было и отношение к исламу: на этих «традиционно мусульманских» землях православной церкви была запрещена даже миссионерская деятельность. Запретили только работорговлю.

В это время на территорию Средней Азии приезжают первые русские, в основном – военные, пограничники и чиновники. К началу XX века их вместе с семьями было около 50 тысяч человек, а вторая, ещё более мощная волна пришла во времена СССР. Русские оседали в основном в городах, работая на различных производствах. Так, в Душанбе по переписи 1970 года крупнейшими этническими группами были: русские (42%), таджики (26%) и узбеки (10%).

Ситуация радикально изменилась после 1990 года: толчком для массового исхода русских послужили события «кровавого февраля» и начавшаяся вскоре гражданская война в Таджикистане. Впрочем, справедливости ради отметим, что в Таджикистане никто специально резать русских не собирался: они просто попали в жернова местных межклановых разборок, когда началась драка за делёж советского наследства.

В Таджикистане с 1937 года и до распада СССР ключевые посты занимали представители Ленинабадской и Кулябской областей, а также Гиссарской долины. В борьбе за власть им противостояли выходцы из Гармской долины и Горного Бадахшана. Соответственно, первые ориентировались на КПСС и легальную власть, вторые являлись «исламистской оппозицией».

В феврале 1990 г. напряжение достигло предела, и исламисты в борьбе с руководством Таджикистана решили сыграть на национальном вопросе. Поводом стал озвученный на массовом митинге слух о том, что бежавшим в Душанбе к родственникам от бакинского (январь 1990 г.) погрома армянам хотят предоставить лучшие квартиры в новостройках, предназначенные для душанбинцев-очередников.

Пуштунский «Талибан» (организация, запрещенная на территории Российской Федерации) в Афганистане. Фото: Sardar / Globallookpress   

11 февраля митинги стали многотысячными, люди требовали отставки первого секретаря Махкамова, который к митингующим, разумеется, не вышел. Большинство армян к тому времени уже вывезли самолётами в Ереван, но процесс был запущен: у здания республиканского ЦК начались столкновения с милицией, было применено оружие и пролилась первая кровь.

На митингах, которыми теперь «рулили» исламисты, акцент всё более делался на национальную тематику, к чему активно подключилась и местная интеллигенция. Так, известная таджикская поэтесса Гулсухор Сафиева (сегодня, кстати, перебравшаяся в Россию, где зарабатывает изданием своих книг и литературными вечерами) высоким поэтическим штилем клеймила «северных варваров«, надругавшихся над её «темноглазой родиной» и призывала: «Час расплаты наступил, и пусть кровь смоет русскую грязь«. Что и кинулась практически реализовывать наэлектризованная толпа, среди которой было немало прибывших в город оппозиционеров с оружием.

Громили административные здания, грабили склады и магазины, но главной мишенью погромщиков являлись всё-таки русские. Официальная статистика (как видно, чтобы не нагнетать страсти) приводит более чем скромную цифру жертв начавшейся резни – 20 убитых и более 500 раненых и искалеченных. Однако в книге Д.О. Рогозина «Враг народа» приводятся совершенно другие цифры: «В середине февраля 1990 г. национал-исламисты буквально растерзали полторы тысячи (!) русских мужчин и женщин в Душанбе».

Этому веришь как-то больше официальных данных – не только потому, что по роду службы Дмитрий Рогозин имел доступ к реальной информации, но и потому, что сказанное им перекликается с множеством свидетельств русских людей, которым повезло уцелеть в творившемся тогда кошмаре. От их рассказов буквально холодеет кровь.

Дмитрий Рогозин: «В середине февраля 1990 г. национал-исламисты буквально растерзали полторы тысячи (!) русских мужчин и женщин в Душанбе». Фото: Сергей Ведяшкин / АГН «Москва»   

Банды национал-исламистов творили такое, что самые оголтелые германские нацисты даже представить себе не могли. Русских грабили, насиловали, убивали, не щадя стариков и детей, – на улице среди белого дня или в собственных квартирах. На площади у железнодорожного вокзала русских женщин не только насиловали, но и, раздев догола, заставляли под автоматные очереди бегать по кругу на потеху насильникам. У текстильного комбината, перекрыв дорогу, останавливали автобусы и троллейбусы с едущими на работу людьми. Мужчин зверски избивали, женщин здесь же, на остановках, насиловали.

Расстреляли из гранатомёта автобус с детьми русских офицеров. Расправились с православным священником и подожгли храм. На центральной площади средь бела дня толпой были изнасилованы и публично растерзаны две русских студентки.  Там же пожилого русского мужчину 20 минут убивали, медленно протыкая заточенными арматуринами… Все морги Душанбе были переполнены, пришлось даже развернуть дополнительно несколько «полевых» моргов… какие уж там «20 убитых»!

Пока шли погромы, власти и милиция проявляли полную недееспособность: милиционеры либо охраняли административные здания, либо, надев халаты и тюбетейки, разбежались по домам. Руководители предприятий удерживали работников (в основном – русских) на рабочем месте, уверяя, что ничего страшного не происходит, после чего сами сбегали домой на служебных машинах, оставляя добирающихся домой людей во власти экстремистов – при том, что весь общественный транспорт не работал. Ситуацию спасло то, что к 15 февраля русские и не поддавшиеся психозу таджики начали формировать вооружённые отряды самообороны, бравшие под защиту целые районы. Затем в город были введены войска, но полностью порядок удалось установить не ранее 23 февраля.

Как только было возобновлено железнодорожное сообщение, русские начали массово уезжать из страны: в первую очередь из Душанбе: уже к 2000 году русских там осталось чуть более 5%, а сегодня – и того меньше. В целом же по республике доля русского населения с 7,63% в 1989 году упала до 1%, а ныне – и до 0,46% (остались в основном старики и те, кому просто некуда ехать). Их провожали издевательские плакаты «Русские, не уезжайте! Нам нужны рабы!», автоматные очереди по отъезжающим вагонам, брошенная в окна поезда горящая ветошь. Бежали не только русские: выехали все немцы и евреи, большинство татар и армян. Счастливые аборигены громили и оскверняли русские кладбища, где покоились те самые учёные, строители, рабочие и инженеры, которые в значительной степени и создали Таджикистан как современную страну.

Исламисты «рулили» везде, акцент делался на национальную тематику. Фото: Ton Koene / Globallookpress   

Но вдруг стало очевидно, что именно «северные варвары» были тем несущим каркасом, на котором держалось всё общественное здание Таджикистана, лишившись которого дети «темноглазой родины» принялись резать друг друга с такой жестокостью и в таких количествах, что на память приходили разве что религиозные войны XVI и XVII веков между протестантами и католиками, ополовинившие население ряда европейских стран. Только по официальным данным за пять лет вспыхнувшей гражданской войны было убито более 60 тысяч человек, по неофициальным – от 100 до 150 тысяч.

В стране элементарно не хватало питьевой воды, начались массовые эпидемии: только брюшным тифом переболели 26 тысяч человек, из которых 337 умерли, а ведь были ещё туберкулёз, холера и даже полузабытая чума. Вместо ожидавшегося после «освобождения» благополучия и процветания Таджикистан получил жуткий развал экономики и массовую бедность, от которой не спасал даже налаженный через республику трафик ¾ афганского героина. Как тут не вспомнить слова из Писания: «Мне отмщение, и Аз воздам…»?!

И тогда в Россию на заработки побежали уже уроженцы Средней Азии – из Таджикистана, Узбекистана, Киргизии. Только в Москве их сегодня более 1,5 миллионов. Причём, несмотря на создаваемые ими проблемы, за душанбинскую резню 1990 г. им никто не мстил, хотя после поражения в гражданской войне немало бывших оппозиционеров (включая тех, кто тогда резал русских в Душанбе), скрывается именно в России среди мигрантов. Знали ведь, куда ехали…

При этом весьма тихие поначалу среднеазиаты сегодня всё активнее начинают «показывать зубы», устраивая массовые побоища в борьбе за «сферы влияния», давая огромный процент изнасилований, образуя то и дело ликвидируемые ФСБ подчинённые исламистам террористические группы. Как они поведут себя в случае какой-нибудь социальной дестабилизации в России – сказать не может никто.

К примеру, недавно некий Усман Баратов, президент межрегионального узбекского землячества «Ватандош», прозрачно намекнул, что поскольку из-за карантинных мер ряд использующих труд мигрантов производств могут быть закрыты, а уехать домой они не смогут (там границу тоже перекрыли), то России это выйдет боком. Во-первых, в следующем году она недосчитается двух миллионов рабочих рук, которые к тому же часть заработанных денег оставляют здесь. А во-вторых, «зависнув» между Россией, где они не нужны, и также перекрывшими границы собственными странами, сотни тысяч организованных в землячества молодых мужчин могут начать решать свои материальные проблемы самостоятельно и тем серьёзно обострить ситуацию.

Что тут сказать? Пугать Россию подобными намёками – дело малоперспективное. Если даже какие-то оголодавшие горячие среднеазиатские парни попытаются здесь устроить нам маленький Душанбе 1990 года, боюсь, что боком это выйдет прежде всего им. В России немало отдалённых холодных районов, нуждающихся в освоении и рабочих руках, вот только работать там придётся бесплатно и под конвоем.

На улице в Душанбе. Фото: Bernd von Jutrczenka / Globallookpress   

Да и временная потеря двух миллионов гастарбайтеров тоже принесёт больше плюсов, чем минусов. Во-первых, вывозят они из России более 10 миллиардов долларов ежегодно – гораздо больше, чем тратят здесь. А во-вторых, трудовая миграция (особенно нелегальная, которая куда больше легальной) создаёт нам массу проблем: работодатель никогда не поднимет зарплату русским, пока есть возможность задёшево нанять мигранта, да ещё половину заработанного ему недоплатить. Добавим сюда этническую преступность, наркотрафик, дополнительную нагрузку на социальную сферу, серьёзное влияние среди мигрантов исламистских террористических структур и т. п.

Не говоря уж об эпидемиологической опасности: не секрет ведь, что к обосновавшимся здесь «дворникам» валом валят с родины многочисленные родственники – рожать и бесплатно лечиться от давно забытых у нас серьёзных заболеваний. Так что больше плюсов или минусов мы имеем от миграции – это ещё большой вопрос. И, возможно, лишь эпидемия коронавируса заставит, наконец, российские власти серьёзно заняться неизбежной проблемой, которую создаёт присутствие в стране многих миллионов социально необустроенных молодых мужчин иной веры и культуры.

Речь, разумеется, не о депортации, но о жёстком контроле и правильной манере поведения с ними. К примеру, в 2011 году произошёл дичайший случай с двумя российскими пилотами, чей самолёт совершил вынужденную посадку в Курган-Тюбе. Накануне в России был задержан с 10 кг афганского героина сынок начальника таджикистанской железной дороги. Поэтому в порядке ответной меры лётчиков обвинили… в контрабанде двигателя их собственного самолёта и присудили по 8,5 года тюрьмы.

По счастью, в 2011 году Россия была уже не та, что в 1990-м. Тут же в Москве задержали 300 (!) таджикских гастарбайтеров и «обнаружили» у всех целый букет разнообразных болезней – до ВИЧ включительно. В Душанбе намёк поняли, и на следующий день после высылки мигрантов лётчики были освобождены. Именно таков единственно возможный алгоритм выстраивания отношений с носителями восточной ментальности, для которых слова «он сильнее» и «он имеет право на всё» – практически синонимы. Восточный человек уважает только того, кто сильнее его или равен ему, но никогда – того, кто слабее, как бы добр и уважителен он ни был.

В СССР все народы (кроме русских), оставались собой – таджиками, азербайджанцами, латышами, и т.д. Фото: Сергей Ведяшкин / АГН «Москва»   

Что же касается причин трагедии русских на постсоветском пространстве, то их две.

Первая. В сломанной после крушения СССР «картине мира» и исходящих из неё поведенческих стереотипов. В «большой семье», если нет признаваемого всеми «отца» (а такую роль до 1917 года выполнял «Белый царь»), функции «старшего в семье» переходят к «старшему брату», в том числе обязанность следить, чтобы «младшие» друг друга не обижали. Так оно и было в «красной империи» СССР. Но когда и она рухнула, «старшими» в своих республиках стали вчерашние «младшие», не имевшие для этой роли ни соответствующего опыта, ни соответствующей ментальности. Это всё равно как избалованному ребёнку дать в руки настоящий автомат и сказать, что «он теперь главный». Станет ли он «старшим братом» тем, кто слабее его? Вряд ли. Скорее уж кинется вершить суд и расправу над всеми, кто ему за что-то когда-то не понравился. Именно такими «детьми с автоматом в руках» оказались в большинстве своём «титульные» народы бывших советских республик.

Вторая. Всё случившееся стало прямым результатом провала попыток создать в СССР вместо традиционного для России союза народов, объединившегося вокруг русской системообразующей первоосновы, «новую историческую общность – советский народ», объединённый исключительно одинаковым гражданством и общей идеологией. Не секрет, что в унифицированных «советских» пытались переделать прежде всего именно русских, все же прочие народы и в СССР оставались собой – таджиками, азербайджанцами, латышами и т.д. Итогом чего стали все трагические и кровавые последствия развала СССР, когда идеология рухнула, деморализованный многолетней «антиимперской» пропагандой и борьбой с «великорусским шовинизмом» русский народ не мог, да и не хотел выполнять присущую ему роль, а ответственность за все действия союзного и даже своего республиканского руководства путём несложной подмены понятий возложили именно на русских.

Вот и сегодня в России снова продвигают некий аналог «советского народа» – «гражданскую нацию», под которой понимают опять-таки не союз народов с государствообразующей ролью русского народа, а совокупность усреднённых «человекоединиц» с одинаковыми паспортами, как, например, во Франции или США. К чему это может привести в России, мы, казалось бы, уже должны понять на печальных примерах начала времён развала СССР. И тем не менее – не понимают… Неужели правы те, кто утверждает: «История учит нас только одному – что она нас ничему не учит»?!

Читайте также:

Мигрантгейт: Триллионы из наших карманов просто утекают
Русские без России: Как живётся нашим соотечественникам за рубежом
Иссык-кульское побоище
Русским вход воспрещён: Чем опасны для России этнические гетто

россиян бегут в Таджикистан, чтобы избежать мобилизации

Новости о Средней Азии обычно связаны с разговорами о миграции. Особенно, если речь идет о Таджикистане, где миллион человек – 10% населения – трудятся в России в качестве трудовых мигрантов.

Но ситуация изменилась, по крайней мере на данный момент, после частичной мобилизации Владимиром Путиным российских резервистов 21 сентября. Чтобы избежать призыва, сотни тысяч россиян пытаются уехать, и многие направляются в Таджикистан.

В то время как русские были удивлены положительным приемом, который они нашли в среднеазиатской стране, их внезапный приезд вызвал различную реакцию среди местных жителей, в том числе несколько воспоминаний.

По мере того как Душанбе наполнялся русскими, местные жители вспоминали о том, каким был город до распада СССР и кровавой гражданской войны в стране в 1990-е годы, после которой многие русские навсегда покинули Таджикистан. Их отъезд изменил социальную и политическую структуру страны.

Получите бесплатный информационный бюллетень oDR

Еженедельный обзор наших последних новостей о постсоветском мире.

У некоторых пожилых жителей Душанбе приезжие вызвали ностальгию по более либеральному, многонациональному, преимущественно русскоязычному городу. Для других они пробудили давно затаенные обиды на иерархию советских времен, когда русские занимали привилегированное положение в обществе.

Не очень новички

После вторжения в Украину немногие россияне, решившие переехать за границу, выбрали Таджикистан в качестве пункта назначения. Вместо этого они отправились в Грузию, Армению или Узбекистан.

Однако после объявления Путиным мобилизации они ринулись скупать оставшиеся в наличии авиабилеты. К 23 сентября не было свободных мест на предстоящие рейсы в города Таджикистана, а цены выросли в пять раз до 1630 долларов за перелет в одну сторону.

В то время как другие страны Евразии подсчитывали прибытие из России, правительство Таджикистана не опубликовало никаких данных. Только 14 октября на саммите Россия-Центральная Азия в столице Казахстана Астане президент Таджикистана Эмомали Рахмон упомянул, что «30 000 человек, мы не будем называть их беженцами, [но] переселенцы, русскоязычные, приехали… ».

Этот массовый приток концентрируется в Душанбе, что значительно меняет довольно однородную сцену столицы. Российские мужчины в возрасте от 20 до 30 лет со спортивными шлепанцами, рюкзаками и татуировками были повсюду, некоторые со своими семьями. Летние шорты стали частым объектом шуток, учитывая, что таджикские мужчины редко их носят.

Но прибывшие также принесли стремительный рост цен на отели, квартиры, такси и другие услуги. Аренда однокомнатной квартиры в центре города за несколько дней почти утроилась с 3000 сомони (около 265 фунтов стерлингов) в месяц до 8000 (чуть более 700 фунтов стерлингов).

В то время как русские говорят, что они «переселились», местные жители склонны называть их «гостями столицы», но также, по печальной иронии, используя тот же уничижительный термин ( понаехавшие ), который часто используется в России по отношению к трудовых мигрантов из Средней Азии.

Сочувствие и гостеприимство

Многие таджики испытывают сострадание к русским, которые бежали из своей страны, чтобы их не отправили воевать на Украину.

«Я понимаю, что это обычные люди. Они не хотят убивать и быть убитыми», — сказала мне молодая журналистка из Душанбе. Таджикские женщины, имеющие взрослых сыновей, могут провести параллель с собственными детьми. Одна женщина лет 50-ти сказала мне: «Мне жаль этих мальчиков. У них тоже есть матери, и им пришлось их оставить. Кто знает, когда и смогут ли они вернуться домой?»

Такое положительное отношение к российским уклонистам может показаться удивительным, учитывая общую пророссийскую позицию таджикского народа даже перед лицом российского вторжения в Украину.

Эти взгляды также могут быть отчасти наследием советской эпохи. На круглом столе в начале октября, посвященном процедурам трудоустройства российских граждан, я слышал, как модератор страстно сравнивал недавние приезды сначала с расширением Российской империи, а затем с установлением Советского Союза в Таджикистане.

— Сто лет назад была похожая история, — размышлял модератор. «Свет России пришел к нам». Позже, когда молодой российский ИТ-специалист спросил, может ли он посещать какие-нибудь курсы таджикского языка, модератор рассмеялся и сказал: «Лучше бы мы использовали вас, чтобы учить нас вместо этого русскому языку!»

Настроения, подобные этим, могут иметь свои корни в десятилетиях российского имперского, а затем советского господства в Таджикистане, которое укоренило в некоторых частях таджикского общества то, что можно было рассматривать как расистское отношение к белой расе. Как сказал мне один активист: «Для нашего народа русские — лучшие люди. Никто не делает различия между различными политическими позициями внутри России; что некоторые русские настроены пропутински, а те, кто сюда приезжает, — военные дезертиры. Все они для нас русские. Они белые люди».

Эта поддержка России проявляется в нескольких инициативах активистов и волонтеров в Душанбе. Группы в социальных сетях появились в Telegram и Facebook, как только начали прибывать первые русские. К середине октября самая популярная из них «Переселение в Таджикистан» насчитывала более 4000 участников и почти 1000 сообщений в день.

В этих группах таджики отвечают – по-русски – на вопросы о проживании, сим-картах, как зарегистрироваться в стране или открыть счет в банке с картой Visa (международные финансовые службы приостановили свою деятельность в России).

Местные жители создали путеводитель по Душанбе специально для своих «русских друзей», от проезда на общественном транспорте до заказа доставки еды. Другие предложили вновь прибывшим показать город или бесплатно отвезти их в Худжанд на севере или до узбекской границы. Местные СМИ сообщают, что некоторые жители Душанбе оплачивали покупки, сделанные россиянами на рынках и в магазинах, либо бесплатно предоставляли жилье в своих домах.

Эти инициативы представлены как акты гостеприимства – важный элемент таджикской культуры. Тем не менее, здесь присутствует элемент перформанса. Многие люди, с которыми я разговаривал, чувствовали себя обязанными проявлять великодушие и доброту к русским. Как сказал мне один профессор лет 50-ти: «Пусть русские увидят, какие мы люди. Многие из них, приезжая сюда, ожидают увидеть деревню с ослами и необразованными людьми. Пусть видят, какие мы гостеприимные».

Также есть надежда, что если вновь прибывшим будет комфортно в Таджикистане, в долгосрочной перспективе это может изменить дискриминационное отношение к таджикским трудовым мигрантам в России. «Если сюда приедет 20 000 россиян, и каждый из них расскажет еще десяти людям, какие мы хорошие, представьте, как это отразится на жизни таджиков в России», — сказал мне 35-летний бухгалтер.

Гнев

Некоторые таджики, особенно те, кто имеет международный опыт работы за пределами России, возмущены тем, насколько плохо относятся к таджикским мигрантам в России по сравнению с тем, как радушно принимают русских в Таджикистане.

«Многие здесь говорят, что у таджиков есть какой-то долг перед русскими, и что нам нужно его вернуть. Есть такая поговорка: «Россия дает нам хлеб-соль», — сказал исследователь лет тридцати. «Но на самом деле мы России ничего не должны; мигранты тяжело работают за низкую зарплату и в плохих условиях».

40-летний сотрудник по оказанию помощи развитию прямо признался: «Я никогда не буду гостеприимен к русским из-за того, как они относятся к нам, таджикам. Теперь, когда западные страны отвернулись от них, они должны быть благодарны за то, что Центральная Азия их впустила».

В том же духе другая женщина, чиновница, риторически спросила: «Может, все это произошло специально, чтобы русские хоть раз оказались в шкуре мигрантов?»

Независимо от того, как их воспринимают местные жители, русским, похоже, нравится Таджикистан. Телеграм-чаты показывают, что раньше ничего не знали о стране, и удивляются тому, насколько безопасен и красив Душанбе с его цветущими парками, доступными ценами (по крайней мере для них) и многочисленными кафе и ресторанами. Тем не менее, они не собираются успокаиваться.

На круглом столе российский врач пожаловался на то, как мало зарабатывают в Таджикистане, сказав, что месячная зарплата таджикского врача эквивалентна стоимости одной частной консультации в Новосибирске (в Сибири). Российские ИТ-работники стонут в чатах Telegram о том, насколько медленный и ненадежный интернет делает их работу невозможной.

Более того, для легального трудоустройства в стране россиянам необходимо разрешение на работу. Это может быть выдано только через небольшое количество компаний, у которых есть лицензия на найм иностранцев, и получить ее очень сложно.

После обмена сообщениями в Telegram и прослушивания разговоров в аэропорту я обнаружил, что многие россияне уже уезжают – в Узбекистан или дальше, в Индию, Турцию, ОАЭ, даже в Таиланд.

Но даже если русская миграция в Таджикистан носит временный характер, это интересный момент. Впервые с момента обретения независимости в 1991 году именно русские мигрируют в Таджикистан, а не наоборот. Как сказал мне один чиновник: «Может быть, за последние 30 лет у нас было столько своих проблем, и мы настолько отучились от русских, что… даже скучали по ним».

Хронология для русских Таджикистана

Март 1990 В выборах в Верховный Совет отказались от участия оппозиционные политики, а 94% избранных депутатов были членами Коммунистической партии Таджикистана (КПТ) .
авг 1990 Явно уступая растущему таджикскому национализму, 25 августа Верховный Совет принял декларацию о суверенитете. Хотя в декларации подчеркивалось равенство всех национальностей, проживающих в Таджикистане, рост исламского влияния, повторное открытие таджиками иранского наследия и языка, а также неопределенная политическая ситуация способствовали увеличению эмиграции из республики, в основном европейцев и образованных таджиков.
Сентябрь 1991 После провозглашения независимости соседними Узбекистаном и Кыргызстаном Верховный Совет Таджикистана проголосовал за провозглашение Таджикистана независимым государством, основанным на демократических принципах и правовом государстве. Название страны было изменено на Республику Таджикистан.
Декабрь 1991 г. Таджикистан, наряду с другими республиками Центральной Азии, стал соучредителем СНГ, одним из 11 государств, подписавших Алма-Атинскую декларацию от 21 декабря, которой было официально учреждено СНГ .
Октябрь 1992 Лидеры повстанцев и исполняющий обязанности президента Таджикистана Акбаршах Искандаров договорились о проведении экстренного заседания парламента, и повстанцы начали покидать захваченные ими правительственные здания. Соглашение давало надежду на решение путем переговоров восстания против Искандарова сторонников бывшего лидера коммунистов Рахмона Набиева. Сотни были убиты в ходе недавней гражданской войны в Таджикистане с населением 5,1 миллиона человек. Российские войска охраняли душанбинский аэропорт, вокзал и телецентр. Министерство иностранных дел России выразило «глубокую обеспокоенность» боевыми действиями и судьбой этнических русских в Таджикистане, где широко распространены антироссийские настроения (The Associated Press, 25.10.99).2). Хотя Таджикистан более чем на 80% состоит из этнических таджиков или узбеков, русские занимают многие профессиональные должности, необходимые для поддержания функционирования экономики и правительства.
ноябрь 1992 г. Президентская система правления была упразднена, и страна была провозглашена парламентской республикой. Законодательная власть принадлежит Верховному Совету, состоящему из 230 членов, председателем которого является глава государства.
3 марта 1993 г. Миротворческие силы СНГ из Казахстана, Узбекистана и России были переброшены в Таджикистан для усиления существующих пограничных войск.
Май 1993 Президент Ельцин подписал договор о дружбе и обороне с Таджикистаном, чье правительство коммунистического типа борется с поддерживаемым Афганистаном альянсом исламских боевиков и сторонников демократии. Договор предусматривает продажу оружия и военную помощь в случае необходимости. Ельцин сказал, что договор также касается бедственного положения этнических русских в Таджикистане, защищая тех, кто остался в Таджикистане, и помогая тем, кто хочет уехать. Более половины из примерно 380 000 русских в Таджикистане бежали с начала насилия. Таджикистан подвергся критике со стороны Amnesty International за нарушения прав человека в отношении возвращающихся беженцев (AP, 25 мая 2009 г.).3).
Июль 1993 Около 25 российских пограничников были убиты в ходе второй недели столкновения с боевиками мусульманской оппозиции, поддерживаемыми афганскими моджахедами. Министр безопасности России В. Баранников заявил, что «эффективная оборона границ бывшего Советского Союза отвечает интересам стран СНГ и национальным интересам России». Он добавил, что присутствие более 200 000 этнических русских в Таджикистане ставит этот регион в «прямую сферу влияния России» (АФП, 21.07.99).3).
Январь 1994 Вице-премьер Таджикистана сообщил об аресте четырех человек в связи с убийством семьи девяти христиан русского происхождения. Министр исключил какие-либо религиозные или политические мотивы убийств. По делу об убийстве православного священника Сергея Михалева продолжается отдельное расследование. Правительство Таджикистана предложило крупное вознаграждение за любую информацию об убийстве священника, тело которого было найдено в конце декабря в Душанбе. Русская община Таджикистана направила президенту Ельцину письмо с предложением ввести двойное гражданство для местных русскоязычных жителей и создать единое экономическое и духовное пространство. Некоторые предложения по экономическим вопросам изложены в другом письме, адресованном премьер-министру России.
Март 1994 Миротворческим силам СНГ в Таджикистане необходимо предоставить статус ООН, говорится в коммюнике министров иностранных дел России, Таджикистана, Казахстана, Киргизии и Узбекистана, подписанном на саммите в Душанбе 15 марта.
апрель 1994 Ризвон Алимардон, так называемый командующий Объединенными вооруженными силами таджикских моджахедов, призвал граждан Таджикистана поддержать джихад (священную войну) против нынешнего режима. В жилых кварталах Душанбе были распространены листовки, обвиняющие «прокоммунистическое правительство» в совершении социально-экономических бедствий в республике (ТАСС, 27.04.99).4).
Май 1994 Генеральный секретарь ООН приветствовал первый раунд внутритаджикских переговоров в Москве как многообещающий. В своем докладе Бутрос-Гали сказал, что первый раунд переговоров при посредничестве ООН в Москве в период с 5 по 19 апреля позволил сторонам выработать комплексную повестку переговоров по национальному примирению. На повестке дня три аспекта: политическое урегулирование, возвращение беженцев и новый конституционный строй.
июнь 1994 г. Российская сторона оставляет за собой право использовать все имеющиеся средства для обеспечения безопасности российских военнослужащих и соотечественников в Таджикистане, заявил официальный представитель МИД России Г. Карасин на брифинге для прессы, состоявшемся в связи с серией убийств россиян в Таджикистане (ТАСС, 09.06.94).
Июль 1994 Листовки оппозиции, призывающие российских солдат в Таджикистане не вмешиваться во внутренние конфликты, появились 25 июля.
20 июля 1994 Парламент Таджикистана отклонил предложение сделать русский язык официальным наряду с государственным языком фарси. Второе предложение предоставить русским и другим этническим меньшинствам двойное гражданство отложено.
25 октября 1994 г. The Los Angeles Times сообщает, что таджикские партизаны больше не преследуют гражданских лиц и не угрожают им открыто. На самом деле представители оппозиции заявляют, что теперь они признают необходимость долгосрочной защиты российских границ и другой помощи.
6 ноября 1994 года Председатель парламента и исполняющий обязанности главы государства Имамали Рахмонов побеждает на первых президентских выборах в Таджикистане.
26 февраля 1995 г. Сторонники неокоммунистического правительства Таджикистана получают подавляющее большинство на парламентских выборах. Исламским оппозиционным партиям запрещено участвовать в выборах, а основная оставшаяся оппозиционная партия бойкотирует выборы, обвиняя их в фальсификации.
10 августа 1995 года Министерство юстиции Таджикистана зарегистрировало новую политическую организацию — Конгресс народов Республики Таджикистан. Членами нового движения являются узбекская, русская и корейская общины республики, а также Коммунистическая партия Таджикистана и Народное движение. Одной из основных целей движения является преодоление всех форм дискриминации. (Источник: BBC Summary of World Broadcasts, 12 августа 1995 г.)
7 сентября 1995 г. Таджикистан и Россия подписали соглашение о двойном гражданстве и декларацию о большей интеграции между двумя странами. Президент Таджикистана Имомали Рахмонов и президент России Борис Ельцин подписали в Москве совместную декларацию, направленную на укрепление интеграции и сотрудничества между двумя странами. Он предусматривает координацию по основным направлениям экономической реформы, создание единой таможенной территории для обеспечения свободного перемещения товаров и услуг, расширение сотрудничества и интеграции в военной сфере. Декларация также содержит обещание обеих стран предотвратить дискриминацию в отношении этнических меньшинств и предоставить полные гражданские, социальные, экономические и культурные права всем гражданам обеих стран, независимо от национальности человека. (Источник: BBC Summary of World Broadcasts, 9/9/95 и 9/11/95)
18 сентября 1995 г. Межтаджикские переговоры между правительством Таджикистана и мусульманскими место проведения. Правительство хотело, чтобы переговоры состоялись в туркменской столице Ашхабаде, а оппозиция согласилась с предложением ООН провести их в австрийской столице Вене. (Источник: BBC Summary of World Broadcasts, 20 сентября 1995 г.)
19 сентября 1995 Министр иностранных дел России Андрей Козырев прибыл в столицу Таджикистана Душанбе и был немедленно доставлен на вертолете к таджикско-афганской границе, где произошли столкновения между боевиками мусульманской оппозиции и правительственными войсками. Ознакомившись с ситуацией и выразив обеспокоенность ситуацией на таджикско-афганской границе, Козырев встретился с президентом Таджикистана Имомали Рахмоновым и обсудил подготовку к очередному раунду межтаджикских переговоров, который не был начат в запланированные сроки 18 сентября. Рахмонов и Козырев также обсудили выполнение соглашений о двойном гражданстве и о большей интеграции между Россией и Таджикистаном, которые были подписаны Рахмоновым и президентом России Борисом Ельциным во время визита президента Таджикистана в Москву в начале сентября. (Источник: BBC Summary of World Broadcasts, 9/20/95)
9 марта 1996 года Представители 32 политических партий и общественных организаций Таджикистана подписали договор об общественном примирении. В договоре содержались обещания таджикского правительства впредь решать межтаджикский конфликт своих стран мирными альтернативами. Договор также содержал обещания правительства искоренить гендерную, этническую и религиозную дискриминацию и стремиться к миру и дружбе с Российской Федерацией. (Источник: BBC Summary of World Broadcasts, 14 марта 2009 г.).6)
2 мая 1996 года Министерством культуры и информации РТ зарегистрирована новая еженедельная газета «Панорама прессы». Еженедельник будет издаваться на пяти языках – таджикском, русском, узбекском, персидском и английском. Главная цель ее основателей — «пропаганда идей демократии, гуманности и дружбы между народами». (Источник: BBC Summary of World Broadcasts, 07.05.96)
1 августа 1996 г. Новая таджикская оппозиционная сила, называемая блоком «Национальное возрождение» и возглавляемая тремя бывшими премьер-министрами, раскритиковала правительство за его неспособность положить конец конфликту в Таджикистане. Абдумалик Абдуллоджанов, Джамшед Каримов и Абдужалил Самадов заявили, что правительство не в состоянии «урегулировать экономические реформы». Абдуллоджанов сказал, что у их оппозиционного блока есть «конкретная, реалистичная программа» выхода из кризиса в стране, которая включает формирование правительства, в котором будут представлены все регионы, политические партии и общественные движения. Программа предусматривает двойное гражданство и разделение власти между центральными и местными органами власти. Тройка лидеров блока призвала прекратить все убийства в Таджикистане и заявила, что сами будут бороться за власть только мирным путем. Они заявили, что во время их правления прекратятся вооруженное противостояние и преследование по политическим мотивам. Тройка лидеров также заявила, что 90 процентов населения Таджикистана сейчас поддерживает их приход к власти. Они рассчитывают на поддержку не только Таджикистана, но и России. (Источник: BBC Summary of World Broadcasts, 01.08.96)
3 марта 1998 г. Таджикистан начнет выдавать новые паспорта с 1 апреля. В соответствии с постановлением правительства будет три типа паспортов: дипломатический, служебный и общий, а старые паспорта советского образца будут действовать только до конца 19 века.98. (Источник: BBC Worldwide Monitoring, 03.03.98)
2 апреля 1998 г. Правозащитная организация Human Rights Watch призвала президента Таджикистана Эмомали Рахмонова смягчить смертные приговоры, вынесенные шестерым мужчинам. за участие в покушении на Рахмонова год назад. В письме президенту предлагается принять во внимание гуманитарные, судебные и политические последствия этих смертных приговоров. В письме Хьюман Райтс Вотч рассказывается о случае с одним из шестерых, Абдухафизом Абдуллоевым, который был неизлечимо болен раком. Абдуллоев является братом Абдумалика Абдуллоджонова, бывшего премьер-министра, который в настоящее время является лидером оппозиционного блока «Национальное возрождение». (Источник: BBC Worldwide Monitoring, 02.04.99).8)
12.08.1998 Таджикистан отрицал, что его войска воюют в Афганистане на стороне Абдоррашида Дустума Северного Альянса. В заявлении МИД говорится, что такая информация содержалась в сообщениях некоторых российских СМИ. Власти Таджикистана назвали их «провокационными и безосновательными». В то же время в ведомстве заявили, что «возможно присутствие в Афганистане сторонников бывшего полковника Махмуда Худойбердыева и его самого». В министерстве также заявили, что «Худойбердыев возглавил мятеж в Таджикистане и сейчас разыскивается полицией». (Источник: BBC Worldwide Monitoring, 13 августа 2009 г.8)
4 ноября 1998 г. Избирательный округ по выборам в Государственную Думу Российской Федерации будет сформирован в г. Чкаловск Ленинабадского района на севере Таджикистана консульством Российской Федерации в этом регионе. По данному избирательному округу придут граждане Российской Федерации, временно проживающие в Ленинабадской области, и жители области, принявшие российское гражданство. (Источник: BBC Worldwide Monitoring, 11.05.99)
17.04.1999 Президент России Борис Ельцин и его таджикский коллега Эмомали Рахмонов подписали в Москве пакет двусторонних документов, обеспечивающих «поступательное поступательное развитие взаимовыгодного» российско-таджикского сотрудничества и стратегического партнерства в 21 веке. Российская Федерация и Республика Таджикистан обязались обеспечить равные права и свободы без какой-либо дискриминации своим гражданам независимо от их этнической принадлежности. Обе страны также согласились признать эквивалентность документов, удостоверяющих образование и ученые степени и звания. Также обе страны договорились придавать особое значение поддержке Российско-Таджикского (Славянского) университета в Душанбе. (Источник: BBC Worldwide Monitoring, 17 апреля 2009 г.)9)
23.04.1999 В рамках визита президента этой страны Эмомали Рахмонова в Россию подписано Соглашение о порядке и условиях вещания программ российских телекомпаний в Таджикистане. Соглашение предусматривает, что «российская сторона обеспечит объективное освещение актуальных вопросов в Таджикистане российскими телекомпаниями и радиостанциями». Таджикистан, в свою очередь, «разработает и реализует необходимые организационно-технические мероприятия». Особо был согласован русский язык вещания. (Источник: BBC Worldwide Monitoring, 23 апреля 2009 г.)9)
9 июля 1999 года На заседании Консультативного совета политических партий Таджикистана некоторые партии выразили свое несогласие с запланированным на 26 сентября референдумом по предложенным поправкам в конституцию страны. Основные вопросы, вызывающие обеспокоенность, связаны с положениями о продлении срока президентских полномочий до семи лет и о создании двухпалатного парламента. (Источник: BBC Worldwide Monitoring, 28.07.99)
27 июля 1999 г. Исполняющий обязанности специального представителя Генерального секретаря ООН в Республике Таджикистан и глава политического отдела МНООНТ Миссии наблюдателей ООН в Таджикистане Йогеш Саксена заявил на пресс-конференции, что принятие Протокол от 17 июня 1999 года, подписанный президентом Таджикистана Эмомали Рахмоновым и лидером Объединенной таджикской оппозиции (ОТО) Сайедом Абдулло Нури, стал позитивным шагом для дальнейшего ускорения мирного процесса. Он выразил надежду, что предстоящий референдум, который состоится 26 сентября, будет положительным и по его итогам в начале октября состоится заседание Верховного собрания. На этой сессии должна быть определена дата парламентских выборов, которые, по его информации, должны состояться в начале января 2000 года. Что касается президентских выборов, то они должны состояться до 6 ноября. (Источник: BBC Worldwide Monitoring, 31 июля 2009 г.)9)
29 июля 1999 года Руководство Объединенной таджикской оппозиции ОТО выразило свое несогласие с принципами работы Центральной избирательной комиссии по выборам и референдуму. Руководство ОТО настаивает на выполнении принятого 17 июня решения Комиссии национального примирения (КСН) о назначении представителя ОТО на должность заместителя председателя Центральной избирательной комиссии и выполнении 25-процентной квоты для представителей ОТО. учитываются при формировании избирательных округов и участков. В случае невыполнения их требований руководство ОТО заявило, что будет вынуждено отозвать своих представителей из Центральной избирательной комиссии и объявит деятельность этого органа незаконной. (Источник: BBC Worldwide Monitoring, 31 июля 2009 г.)9)
2 сентября 1999 года Партии и движения Консультативного совета политических партий Таджикистана, созданного в июне для проведения совместной избирательной кампании, поддержали выдвинутые руководством Объединенной таджикской оппозиции условия, необходимые для проведение свободных и демократических выборов в стране. На встрече между председателем Комиссии национального примирения Сайедом Абдулло Нури, который также является лидером ОТО, и лидерами Консультативного совета 1 сентября лидеры Коммунистической партии, Демократической партии (Тегеранская платформа) и Партия «Национальное движение» выразила обеспокоенность «ходом политической предвыборной кампании». Этот политический блок, по словам его лидера, испытывает серьезные проблемы во взаимодействии с властями Таджикистана. В частности, по их словам, под разными предлогами была приостановлена ​​деятельность Аграрной партии и до сих пор не зарегистрировано Национальное движение Таджикистана. (Источник: BBC Worldwide Monitoring, 9/2/99)
28 октября 1999 г. Представители правительства и Объединенной таджикской оппозиции ОТО начали переговоры, чтобы найти путь к миру и выйти из нынешнего тупика. Ожидается, что эти делегации смогут найти выход из сложившегося тупика, связанного с предстоящими президентскими выборами. Нури, лидер ОТО, заявил, что СРН продолжит свою деятельность до полного выполнения мирных соглашений. (Источник: BBC Worldwide Monitoring, 29 октября./99)
7 ноября 1999 года Выборы Президента Республики Таджикистан 6 ноября были признаны состоявшимися. На выборах наблюдалась активная явка населения республики. Всего в голосовании приняли участие 98 процентов избирателей. По предварительным данным, более 96 процентов явившихся избирателей отдали свои голоса за действующего президента Эмомали Рахмонова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts