Как правильно вести себя в церкви православной: «Как правильно вести себя в церкви»

Разное

«Как правильно вести себя в церкви»

жизнь православная

КАК ПРАВИЛЬНО ВЕСТИ СЕБЯ В ЦЕРКВИ?

ПРАВИЛА ЦЕРКОВНОГО БЛАГОЧЕСТИЯ

Как правильно вести себя в церкви

записи заимствованы из брошюр «Первые шаги в православном храме»

Любой человек, впервые вошедший в церковь или собирающийся ее посетить в первый раз, как правило, задает вопрос: Как правильно вести себя в церкви?

Ответ на него можно получить у церковных служителей или у прихожан, имеющих опыт церковной жизни. Однако, зачастую, люди стесняются спросить и узнать о правилах поведения в церкви. Поэтому можно порекомендовать посмотреть церковную литературу в магазинах или церковных лавках, также можно посмотреть в интернете.

Поскольку в нашей деревне никогда церкви не было, церковная грамотность не на высоком уровне, мы решили восполнить этот пробел и познакомить наших земляков о поведении в православной церкви. На сколько хорошо нам удастся это сделать, покажет время.

Для понимания правильного поведения в православной церкви мы решили поместить на нашем сайте Правила церковного благочестия, заимствованное из брошюры «Первые шаги в православном храме», изданной в Москве издательством «Сибирская благозвонница» в 2011 году.

Правила церковного благочестия

Подходя к храму, православные люди совершают крестное знамение, обратив лицо к кресту на куполе, и поясной поклон.

1. Входи в святой храм, оставив за оградой все суетные житейские помыслы. Помни, что Сам Спаситель обещал тебя утешить в скорби (Мф.11,28).

2. Всегда входи сюда со смирением и кротостью, осознавая свое недостоинство, чтобы из храма выйти оправданным, как вышел раскаявшийся евангельский мытарь.

3. Когда входишь в храм и видишь святые иконы, думай о том, что Сам Господь и все святые смотрят на тебя; будь в это время особенно благоговеен и имей страх Божий.

4. Войдя в святой храм, сотвори в будничные дни три земных поклона, а в праздники три поясных поклона, молясь: «Боже, очисти мя грешного и помилуй мя», «Боже, милостив буди мне грешному», «Пресвятая Богородица, спаси мя грешного», «Вси святии, молите Бога о мне грешном».

5. Православные христиане заблаговременно перед началом службы подают на время Божественной литургии – главного христианского богослужения – записки о здравии живых своих родственников и близких (крещенных, православных) и, отдельно, о упокоении умерших. Оформляются они следующим образом:

Имена пишутся аккуратно, разборчиво – полные, в родительском падеже: о здравии (или упокоении) кого? – Тамары, Иоанна, Никифора и т.п. Количество имен, в принципе, не имеет значения, однако не очень длинную записку священник читает обычно внимательнее и неспешнее. А ведь именно такие немногоименные записки и подаются, когда человек часто приходит в храм! Записки, как было сказано выше, подаются перед началом богослужения, с целю сократить излишнее передвижение прихожан во время службы. Чтобы не смущаться, следует помнить, что различные цены записок отражают лишь разницу в сумме твоего пожертвования на храмовые нужды. То же можно сказать и о цене свеч.

6. Благоговейно относись к церковной свече: это – символ нашего молитвенного горения перед Господом, Его Пречистой Матерью, святыми угодниками Божиими. Свечи зажигают одну от другой и ставят в гнездо подсвечника, предварительно слегка оплавив нижний конец ее для устойчивости – свеча должна стоять строго прямо.
Если в день большого праздника служитель угасит через некоторое время твою свечу, чтобы поставить свечу другого, не возмущайся духом: твоя жертва уже принята Всевидящим и всезнающим господом.

7. Хорошо, если в храме есть место, где ты привык стоять. Направляйся к нему тихо и скромно, а проходя мимо Царских врат, остановись и благоговейно перекрестись и поклонись. Если же такого места пока нет, не смущайся. Не мешая другим, постарайся встать так, чтобы было слышно пение и чтение. Если это невозможно, встань на свободное место и внимательно совершай внутреннюю молитву.

8. В свой храм, как уже было сказано, всегда приходи до начала богослужения. Если все же опаздываешь, будь осторожен, чтобы не помешать молитве других. Входя в храм во время чтения шестопсалмия, Евангелия или после Хирувимской на литургии (когда совершается пресуществление Святых Даров), постой у входной двери до окончания этих важнейших частей Богослужения.

9. Прикладываться к иконам тоже следует перед началом богослужения и после него или в установленное время – например, на всенощной за елеопомазанием. Некоторые моменты службы, как уже говорилось, требуют особого сосредоточения: чтение Евангелия, Песнь Богородицы и Великое славословие на всенощной, молитва «Единородный Сыне…» и вся литургия , начиная от «Иже херувимы…»

10. В храме со знакомыми прихожанами здоровайся молчаливым поклоном, даже с особо близкими не здоровайся за руку и ни о чем не спрашивай – будь истинно скромным. Не любопытствуй и не всматривайся в окружающих тебя, а молись с искренним чувством, вникая в порядок и содержание богослужения.

11. В храме должно стоять и только в случаях нездоровья разрешается сесть и отдохнуть. Впрочем, хорошо сказал о немощи телесной митрополит Московский Филарет (Дроздов): «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя – о ногах». Но во время чтения Евангелияи в особо важных местах литургии нужно стоять обязательно.

12. Когда священнослужитель совершает каждение храма (воскурение фимиама при помощи кадила перед иконами и предстоящими людьми), нужно посторониться, что бы не мешать ему, и при каждении народа слегка наклонить голову. Креститься в это время не следует. Склонять голову принято и когда открывают и закрывают Царские врата, когда священник возглашает: «Мир вам» или благословляет народ Евангелием.

13. Во время пресуществления Святых Даров (молитва «Тебе поем») нужно, если в храме не очень людно, совершить земной поклон. В праздничные и воскресные дни земные поклоны не положены, не совершают их и после Причастия. В эти дни твори поясные поклоны. В храме молись как участвующий в богослужении (а не только присутствующий), что бы молитвы и песнопения, которые читаются и поются, исходили из твоего сердца; внимательно следи за службой, что бы молиться именно о том, о чем молится вся Церковь.

14. Полагай на себя крестное знамение и твори поклоны одновременно со всеми. Скажем во время богослужения креститься принято при славословиях Святой Троице, Иисусу Христу, во время ектений – на любое возглашение «Господи, помилуй» и «Подай, Господи», а также в начале и конце чтения Евангелия. И напротив, не принято креститься во время шестопсалмия.

15. Перекреститься и поклониться нужно и перед тем, как подойти к иконе или поставить свечку, и выходя из храма.
Нельзя поспешно, невнимательно осенять себя крестным знамением, ведь при этом мы взываем Господней любви и благодати.

16. Если приходишь с детьми, следи, чтобы они вели себя скромно и не шумели бы, приучай их к молитве. Если детям требуется уйти, скажи, чтобы перекрестились и тихонько вышли, или лично выведи их.

17. Никогда не позволяй ребенку есть в святом храме, кроме тех минут, когда священник раздают благословенный хлеб.

18. Если малое дитя расплачется в храме, сразу же выведи его на паперть.

19. Не осуждай невольных ошибок служащих или прихожан в храме – полезнее вникать в собственные недостатки и просить Господа о прощении своих грехов. Бывает, во время богослужения кто-то на ваших глазах мешает прихожанам сосредоточенно молиться. Не раздражайся и никого не одергивай. Постарайся не обращать внимания, а если по немощи не справляешься с искушением, лучше отойди тихо в другое место.

20. Когда идешь в храм Божий, еще дома приготовь деньги на свечи, просфоры и церковные сборы: неудобно разменивать их в свечном ящике во время богослужения.

21. До конца богослужения никогда, без крайней необходимости, не уходи из храма, ибо это – грех перед Богом. Если же это случится, покайся на исповеди священнику.

22. По старинным нашим обычаям, мужчины должны становиться в правой части храма, а женщины – в левой. Проход от главных дверей храма к Царским вратам никто не должен занимать.

23. Женщины должны входить в храм скромно одетыми и с покрытой головой. Желательно, чтобы девушки не приходили в храм в брюках. Но если это случилось, укорять их за это прилюдно не следует. Недопустимо причащаться Святых Тайн и прикладываться к святыням накрашенными губами.

24. Главное – это взаимная любовь прихожан и понимание содержания службы. Если мы будем входить в Храм Божий с благоговением и духовной радостью, если, стоя в церкви, будем думать, что находимся на небесах, то Господь услышит прошения наши.

25 советов о том, как вести себя в православном храме

Для той части нашей аудитории, которая только вступает на путь своего знакомства с Церковью, мы публикуем 25 советов об основных правилах поведения в храме. Они помогут вам достойно молиться Богу, не отвлекаясь самим и не отвлекая других верующих:

1. Мужчины, входя в храм, должны снимать головной убор

Основание этой традиции находится в 1-м послании апостола Павла к коринфянам, 11:4-5: «Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову».

2. Женщины, наоборот, должны входить в церковь в головном уборе

Традиция восходит к тому же посланию. При этом, правило не касается девочек и незамужних девушек, т.к. апостол сообщает, что платок является знаком власти над женою мужа — главы семьи. Впрочем, в современной практике, девочки и девушки также часто надевают платок при входе в храм, но принуждать их к этому не стоит.

3. Одним из главных условий молитвы является внимательность. Богослужению в храме также нужно внимать, т.е. сосредоточенно слушать, участвовать в нём умом и сердцем

Соответственно, во время службы не стоит много ходить по храму, прикладываться (целовать) ко всем подряд иконам, рассматривать людей, беседовать с кем-либо, шуметь, говорить по мобильному телефону, есть принесённую с собой еду или пить напитки, жевать жвачку, перебирать мелочь в карманах и т.п.

4. Почитание мощей и икон

Прикладываясь к мощам и иконам, не принято целовать лики Божией Матери, святых и ангелов, а также лицо святого, мощи которого открыты для поклонения (исключая чело — т. е. лоб).

5. Мобильный при входе в храм лучше отключить совсем или перевести в беззвучный режим

Лучше вообще отключить потому, что для православного человека нет и не может быть ничего важнее общения с Богом, а остальные дела могут подождать до окончания богослужения.

Если же отключить телефон нельзя (операция у родственника или другой особо важный повод), то следует перевести его в режим вибрации, чтобы не отвлекать от молитвы окружающих.

6. Видеокамеры, фотоаппараты и другие технические устройства

Не запрещены, но их использование (особенно со вспышкой или фонарём) дозволяется только по благословению настоятеля храма. так как тоже сильно отвлекает верующих.

7. В храм нельзя входить в состоянии алкогольного или наркотического опьянения

Не стоит (исключая особые жизненные обстоятельства) приходить в храм неопрятным, грязным или дурно пахнущим. Это место нашего общения с Богом. Нужно иметь уважение к Нему и к собравшимся верующим.

Курение в Церкви считается грехом (как сознательное причинение вреда собственному организму), поэтому стоит воздераться от него, по крайней мере, в храме или на его территории.

8. Не входите в Алтарь (пространство, ограждённое стеной иконостаса) или на солею (возвышение перед алтарём в восточной части храма)

На солею дозволяется всходить лишь духовенству, церковнослужителям, поющим в церковном хоре или помогающим священнику в алтаре, а также в особых случаях, по благословению священника. А в алтарь входят только священнослужители и церковнослужители-мужчины.

9. Во время богослужения стойте лицом к алтарю (иконостасу)

Именно там располагается центральное место храма — Святой Престол, где совершается Евхаристия — главное Таинство Православной Церкви, в котором верующему под видом хлеба и вина преподается истинное Тело и истинная Кровь Господа нашего Иисуса Христа.

10. Не стоит делать замечания и ругаться

Храм — это не место для свар, это место для молитвы. Если кто-то в храме выглядит неподобающе или делает то, что нам не нравится, лучше обратить своё внимание на молитву. Как правило, в каждом храме есть специальные люди, получившие благословение священника следить там за порядком. В крайнем случае, следует подойти и, вежливо и тихо, сделать замечание.

11. В храм надевают самое лучшее

На встречу с Богом идут, как на праздник, одеваясь в самую лучшую одежду. При этом, избегают «кричащих» цветов, раздражающих глаза окружающих.

Женщины одеваются в церковь по-женски: юбки до колен или ниже, закрытые плечи, спина и область груди. Брюки нежелательны, как и обилие косметики.

Мужчины должны одеваться по-мужски: лучше в классический костюм или брюки и рубашку. Не стоит приходить вмайках и шортах, а также спортивных костюмах.

12. Нельзя входить в храм с велосипедами или животными

Храм — это не гараж и не хлев, а священное место. Загонять в храм велосипеды нельзя.  Декоративных собак, кошек, крыс и прочих животных, собираясь в храм, тоже нужно оставлять дома.

13. Покупайте и передавайте свечи до службы или по её завершении

Поступая так, вы не отвлекаете молящихся. Освящать крестики и медальоны тоже лучше не во время богослужения, а до или после.

14. В церковных записках перечисляются имена православных христиан

Не стоит писать в записке имена иноверцев, некрещёных и самоубийц. Указывая имена родственников, пишите полное имя человека, данное при крещении.

Не нужно указывать перед именем разнообразную титулатуру. Господь сам знает, кто в каком положении и обстоятельствах находится и подаёт человеку соответственную помощь.

Традиционно, только перед именем священнослужителя в записке указывается священный сан: «патр.», «архиеп.», «игум.», «свящ.», «диак.», «мон.» и т.п.

15. Дети в храме должны вести себя прилично

Отправляясь с детьми в церковь, нужно объяснить им (если конечно они уже способны понимать человеческую речь), что не нужно громко разговаривать в храме, бегать, смеяться и топать, а также устраивать истерики.  Если дети не умеют себя вести в храме, на службу их лучше не брать.

16. В молитве человек участвует всем своим существом

И душой, и телом. Поэтому в храме принято по большей части стоять — это неудобно и естественным образом собирает наше внимание, а также креститься и совершать поклоны. Сидеть в храме можно больным, детям или в некоторые краткие моменты службы.

17. Во время Таинства Исповеди (Покаяния) исповедуют грехи

Свои грехи. Не называйте священнику грехов, совершённых другим человеком, это дело его совести. Также не называйте всех грехов подряд, покаяние требует осознания совершённого вами и желания измениться. Если с момента последней исповеди вы больше не совершали какого-либо греха, не следует упоминать его в следующий раз.

18. Не нужно путать Таинство исповеди с пастырской беседой

Приходя на исповедь, человеку подобает каяться в грехах, а не рассказывать обо всех накопившихся бедах и проблемах.  Обычно, один священник принимает исповедь у нескольких десятков людей. Поэтому, из любви к другим верующим, не стоит слишком задерживаться у аналоя (подставка, на которой лежат Крест и Евангелие).

Если вам необходим пастырский или жизненный совет священника, лучше договориться с ним о беседе во внебогослужебное время и тогда уже, никуда не спеша и никого не задерживая, решить с ним все вопросы.

19. Подходя к Святой Чаше и принимая Причастие, следует громко назвать своё крещальное имя

Руки при этом должны быть крестообразно сложены на груди (ладонь каждой — на противоположном плече, правая поверх левой), а рот нужно широко открыть, чтобы священник случайно не уронил святыню. Причастие сразу же нужно проглотить, затем поцеловать край Чаши и отойти к запивочному столу (за всеми).

Только после того, как запьёте святыню, можно разговаривать и прикладываться к иконам (чтобы частицы Тела и Крови Христовых не остались на предметах и случайно не упали на пол).

20. Причащая детей их нужно правильно держать

Ребёнок ни в коем случае не должен опрокинуть Святую Чашу или оттолкнуть руку священника! Причастие не должно оказаться на полу или на одежде! Поэтому, поднося младенца к Чаше нужно надёжно придерживать руки и ноги ребёнка так, чтобы он не мог ими болтать. Лучше класть его на правую руку и ею же придерживать ручки, а левой обхватить ноги малыша.

Ребёнка нужно постепенно приучать к Таинствам. Если он расплакался или испугался — это нормально. Нужно на некоторое время отойти в сторону или выйти на улицу и успокоить его.

21. Молитвы после Символа веры и до окончания Причащения — важнейшие в богослужении

В это время в алтаре совершается главное Таинство — хлеб и вино таинственным образом претворяются в Тело и Кровь Христовы. Это не антракт в театре.

Не нужно в это время (оно называется евхаристическими молитвами) начинать ходить по храму, беседовать с окружающими, выходить на улицу, садиться, покупать свечи и проч.

22. В большинстве церквей женщины стоят на левой половине храма, а мужчины на правой

Это тоже сделано для того, чтобы не отвлекать друг друга от молитвы.

23. Когда епископ или священник благословляет молящихся, преклоняют голову

Архиерей или священник может кадить верующих, осенять их крестом, свечами (архиерей) или благословлять рукой. В эти моменты богослужения верующие совершают поклон в сторону священника.

24. Милостыню обычно подают пищей или одеждой

Часто около храма можно встретить нищих, которые просят помочь им. Оказать помощь нуждающимся — благочестивая обязанность христианина, но многие смущаются, боясь, что на их пожертвования нищие купят себе спиртное или их отберут у них бандиты.

Чтобы невольно не осудить нуждающихся и не оставить их без помощи, лучше подавать им милостыню в натуральном выражении — купить и подарить булку хлеба, пакет молока, шоколадку, подарить набор продуктов или принести им в подарок чистую одежду. Если человек просит денег на билет и вы можете себе это позволить — купите ему билет.

Если у вас нет денег, милостыней может стать доброе слово. Сочувствие тоже бывает очень важным, не стоит забывать и об этом.

25. Не бойтесь попасть в неловкое положение

Верующие не зря называют друг друга «братья и сёстры». Если вы не знаете, как в том или ином случае правильно поступить — спросите совета у священника или более опытного христианина.

Андрей Сегеда

Церковный этикет | Православная Церковь Христа Спасителя

Святая Православная Церковь, возможно, является одним из последних социальных институтов, где поддерживаются достоинство, протокол, уважение и благоговение. Это прежде всего потому, что, приходя в храм и на его богослужения, мы входим в Царство Божие на земле, в Его жилище, и выбираем чтить это святое место своим вниманием к должному и упорядоченному. У нас есть возможность отразить образ Христа внутри нас своими действиями. «Вы — род избранный, царственное священство, народ святой» (Петра 2:9).).

Это руководство предназначено для личных размышлений, а не для осуждения других. Имейте в виду, что даже среди православных есть разные традиции. Мы приходим в церковь, чтобы молиться и поклоняться Богу превыше всего, и это должно быть нашей единственной целью. Хотя нижеследующее относится к Божественной литургии, следует отметить, что ко всем богослужениям в Церкви следует применять надлежащий этикет.

Вход в храм

Православная Божественная литургия начинается с произнесения священником «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа». Нам нужно прибыть достаточно рано, чтобы получить это благословение. Всегда уместно прийти вовремя, до начала службы. Это дает время, чтобы устроиться, привыкнуть к своему окружению и подготовиться к тому, чтобы всецело отдать себя в молитве.

Опоздание без уважительной причины всегда неуместно. Опоздание вызывает отвлечение и неуважение к остальным верующим, к священнослужителю и к Богу. То же самое можно сказать и о досрочном уходе со службы. Опыт свидетельствует, что опоздание в церковь является скорее «привычкой», чем обстоятельством: есть и опоздавшие, и не опоздавшие.

Некоторые практические правила: Опоздавшим следует вообще воздержаться от причащения в этот день, так как «надлежащая подготовка» к Святому Причащению предполагает подвижническое усилие по прибытию на службу вовремя, и следует воздерживаться от поклонения иконам или зажжения свечей. перед храмом, чтобы не отвлекать других от молитвы и не привлекать к себе излишнего внимания.

Если вдруг возникнут проблемы и вам придется прийти поздно, войдите в церковь и благоговейно займите свое место среди верующих, не привлекая к себе внимания. Время, когда вы должны ждать в задней части церкви или в притворе, прежде чем войти, включает: когда происходит Малый или Великий вход, когда священник кадит или произносит проповедь, и когда читается Послание или Евангелие. читать. Если вы не уверены, когда лучше всего войти в церковь, спросите совета у одного из встречающих.

Мы приходим в храм вовремя, как на «Великий пир», с благоговением, потому что причащаемся самого Тела и Крови Христа, Спасителя нашего. Приходя на часы перед Божественной литургией, вы будете уверены, что у вас будет достаточно времени, чтобы молиться, не отвлекаясь.

Стояние в храме

У православных есть обычай стоять во время богослужений в храме. Это потому, что традиционная поза для молитвы и богослужения в Православной церкви стоя. В «православных странах» в храмах обычно нет скамеек. Вдоль стен стоят скамейки и стулья для пожилых людей и тех, кому нужно посидеть по личным причинам. Если вам нужно сидеть во время Божественной литургии, не забывайте стоять в эти моменты: когда начинается Литургия и священник благословляет; во время Малого и Великого входов; когда священник кадит иконы и верующих; во время чтения Евангелия; в Анафоре; для Святого Причастия; и при последнем Благословении. Всякий раз, когда иерарх посещает приход, из уважения следуйте его примеру, вставайте и садитесь, когда он это делает.

Зажжение свечей

Существует благочестивая православная традиция ставить свечи за личные прошения и заступничества при входе в храм и поклонении иконам. В большинстве приходов есть специальные подсвечники или держатели для этих свечей. Не подобает зажигать свечи в определенное время во время богослужения, как правило, в то время, когда не следует входить в храм, как, например, во время Малого и Великого входов, когда священник кадит или произносит проповедь, или во время чтения Послание или Евангелие.

Свечам нужно дать догореть, но не гасить их раньше времени, поскольку горящая свеча символизирует наши молитвы, восходящие к небу, и свет Христа среди нас. Пожалуйста, научите своих детей, как и почему мы зажигаем свечи, не забывая при этом, что они не должны зажигать свечи в одиночку из соображений безопасности. В нашем приходе свечи «не продаются» с установленной ценой на свечи разного размера, т. е. 1 доллар, 2 доллара, 5 долларов. Хотя принято делать денежное пожертвование за каждую свечу, сколько мы даем, должно быть оставлено на усмотрение каждого человека и его способности пожертвовать.

Поклонение иконам

Православная Церковь учит, что следует почитать (не поклоняться) святым иконам, как это было провозглашено Седьмым Вселенским Собором в Никее в 787 г. н.э. стопы Господа нашего или святого, изображенного на иконе, или свиток, Евангелие, или крест, который святой держит,  Пожалуйста, не красьте губы  во время целования икон.

Дополнительные благочестивые обычаи

Креститься

Всегда уместно перекреститься при упоминании Святой Троицы — Отца, Сына и Святого Духа; при входе или выходе из церкви; в начале литургии; при прохождении перед алтарем; при поклонении иконе, Евангелию или кресту; а иногда и по личным ходатайствам. Не нужно креститься  когда священник благословляет или кадит прихожан. Вместо этого следует поклониться, чтобы получить благословение. Не обязательно «следовать за священником», когда он кадит храм.

Поклонение

Православные христиане кланяются при призывании имен Богородицы и Христа. Также кланяются священнику при его благословении, и когда он просит прощения перед Великим Входом и еще раз перед Святым Причастием. У православных верующих принято кланяться и креститься при входе и выходе из храма, а также при молитве перед иконами.

Коленопреклонение

В некоторых православных традициях есть времена, когда коленопреклонение является благочестивой практикой на литургии, особенно при освящении Святых Даров. Однако коленопреклонение запрещено в пасхальное время, от Пасхи до Пятидесятницы, а также в воскресные дни в честь Воскресения.

Прикосновение к облачению священника

В некоторых приходах принято прикасаться к подолу облачения или фелони священника, когда он проходит мимо. Этот обычай подражает женщине, которая исцелилась, прикоснувшись к краю одежды Христа. Прикасаясь к подолу фелони священника, следует быть осторожным, чтобы не заступить перед крестным ходом, не потянуть и не дернуть за одежду, не оттолкнуть кого-либо.

Особые соображения во время обслуживания

Воздержитесь от общения во время богослужений.

Оставьте ваши приветствия и разговоры для соседей в течение времени, отведенного для общения. Мы приходим в церковь, чтобы поприветствовать Бога своими молитвами и поклонением, а не отвлекать других.

Отправка текстовых сообщений в церкви запрещена.

Если только вам не нужно держать телефон включенным на случай чрезвычайной ситуации, «Отложите все земные заботы», как поется во время Херувимского гимна. Сделайте себе и другим одолжение, выключив телефон перед тем, как войти в святилище, чтобы ваше время поклонения не отвлекалось.

Воздержитесь от резервирования мест для других

Позвольте другим свободно зайти в церковь и встать или сесть там, где они чувствуют себя комфортно, и особенно оставьте место для посетителей, особенно сидящих у задней стены, чтобы они чувствовали себя желанными.

Губная помада  

Как указано в другом месте, не пользуйтесь губной помадой во время причастия, целования креста, иконы, руки священника или епископа или любого священного предмета. В церковь лучше вообще не надевать. Ужасно смотрится помада, размазанная по иконам, крестам, ложнице, руке священника или епископа. Губная помада испортила рукописные иконы; и хотя крест или лжица обычно могут быть очищены после того, как все поклонятся, это не очень внимательно к тем, кто следует за ними. Какой ответ? Если кто-то настаивает на том, чтобы ходить в церковь с помадой, хорошо промокните губы перед поклонением и не подходите к чаше для причастия с накрашенной губной помадой.

Скрещивание ног  

Во многих культурах мира скрещивание ног запрещено и считается проявлением неуважения. В Северной Америке нет настоящих табу на такие действия, скорее, мы склонны скрестить ноги, чтобы устроиться поудобнее. Должны ли мы делать это в церкви? Нет. Не потому, что нам «неправильно» когда-либо скрещивать ноги, а потому, что это слишком небрежно — и слишком расслабленно — для присутствия в присутствии Бога. Когда мы устраиваемся дома в своем любимом кресле, мы откидываемся назад, задираем ноги и позволяем своим мыслям блуждать. Помните, что сидеть в церкви — это уступка, а не норма молитвы. Мы должны всегда оставаться внимательными (т. е.: «Будем внимательны»), как солдат, готовящийся к (духовной) битве перед своим командиром. Если мы сядем, мы должны сделать это так внимательно и не слишком удобно, чтобы наши мысли не отвлекались от «одного необходимого». Также имейте в виду, что людей из некоторых культур оскорбляет скрещивание ног или рук за спиной. Удерживая ноги на земле, вы также можете оставаться внимательным и вставать, когда это необходимо.

Вход и выход

Конечно, родители должны иметь свободный доступ к дверям, чтобы вывести маленьких детей из нефа и даже вниз или наружу, если это необходимо, если они отвлекают или нуждаются в коротком перерыве — по этой причине дверь в подвал и нартекс должны быть доступны, т. е. давайте избежим соблазна собраться вокруг задней арки и нартекса и бросим себе вызов продвинуться в неф. Само собой разумеется, что взрослые и подростки должны иметь возможность удерживать свое место в течение всего времени службы, передвигаясь или входя и выходя из нефа в течение всего времени службы.

Получение антидора (освященного хлеба)

При получении антидора (дословно «вместо даров») после Святого Причастия или после поклонения кресту в конце Божественной литургии помните, чтобы не допустить крохи ронять, так как это благословенный хлеб. Детям понадобится помощь, чтобы они не брали слишком много кусков и не были небрежны в обращении с хлебом. Получив освященный хлеб, вернитесь туда, где вы стояли, и будьте внимательны, так как в это время поются Благодарственные молитвы после Святого Причастия.

Выход из церкви

Уважительный протокол — покинуть церковь только после окончательного благословения и поклонения кресту, который держит священник в конце Божественной литургии. Если вы решите уйти до завершения благодарственных молитв, пожалуйста, тихо выйдите из церкви и воздержитесь от разговоров до тех пор, пока вы не покинете церковь, чтобы не мешать тем, кто хочет услышать благодарственные молитвы после причастия. Недопустимо находиться в соседнем доме, на кухне или в административном офисе  в любое время во время Литургии. Те, кто уходит рано, лишают себя благословения. Выйдя из церкви, перед уходом принято встать лицом к дверям церкви, поклониться и перекреститься.

Приветствие священника и епископа

В нашей современной культуре мы приветствуем друг друга рукопожатием. Исключением является, когда мы приветствуем члена духовенства. Мы не пожимаем руку епископу или священнику; мы целуем его с благоговением и просим благословения. Правильный способ сделать это – подойти к иерарху или священнику, положив правую руку на левую, ладонями вверх, а затем поклониться, говоря: «Владыка, благослови» архиерею или «Отче, благослови» священнику. Если один из них кладет свою руку на вашу, благословляя вас, это подходящее время, чтобы поцеловать его руку. Мы целуем ему руку, потому что чтим Христа, которого он представляет, и получаем Его благословение.

Церковная одежда

Всякий раз, когда мы готовимся прийти в церковь, мы должны помнить, что мы входим в Дом Божий. Это требует, чтобы мы одевались скромно и с благоговением. Как правило, это будет означать, что мы хотим носить нашу лучшую одежду. В любом возрасте  не следует носить шорты, слишком повседневные брюки, короткие юбки, облегающую или прозрачную одежду, одежду с глубоким вырезом или топы без бретелек. Некоторые православные традиции требуют, чтобы женщины носили платья или юбки с закрытыми плечами и спиной. Хотя мужчины не обязаны носить костюм и галстук, они захотят приложить усилия, чтобы одеться так, как будто собираются на важное мероприятие. Одежда с логотипами или печатными материалами отвлекает других от молитвы. У некоторых женщин есть благочестивая традиция покрывать голову. Мужчины и мальчики должны снимать головные уборы при входе в церковь. Что может быть важнее встречи с Самим Богом? Цель разумного выбора одежды состоит в том, чтобы моделировать то, что для нас важно, тем, как мы одеваемся.

Фотосъемка в храме

При проведении фотосъемки во время богослужения в православном храме (включая особые мероприятия, такие как венчание и крещение), проинструктируйте фотографов о том, что фото- и видеосъемка не может производиться из-за храма. священник или стоя перед алтарем.

Дети в церкви

Христос сказал: «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им; ибо таковых есть Царство Небесное» (Матфея 9:14). Маленькие дети могут оставаться в церкви на протяжении всей службы, если их научить вести себя тихо и уважительно. Во многих приходах есть комнаты для плача или детские комнаты для тех, кто слишком мал, чтобы оставаться в тишине на протяжении всей Литургии. У нас есть небольшая площадь в подвале для этой цели, но, пожалуйста, не позволяйте детям заходить в подвальное помещение церковной школы. Пожалуйста, относитесь с уважением к окружающим, если ваш ребенок становится суетливым или неуправляемым, и быстро уберите его из нефа церкви. Если очень маленькому ребенку нужно перекусить, пожалуйста, соберите оставшиеся кусочки. Никогда не позволяйте ребенку ничего не держать во рту, когда он подходит к Святому Причастию.

Ни в коем случае нельзя позволять ребенку бегать в церкви, бродить во время богослужений, громко играть или носить с собой шумящие игрушки. Со временем дети смогут проводить больше времени за Литургией. Вот где они должны быть , но помните, что цель прихода в церковь состоит в том, чтобы молиться и поклоняться. Запланируйте, чтобы ваши дети пользовались туалетом и выпивали перед началом церкви, и не позволяйте им постоянно приходить и уходить.

Родители часто приносят маленьким детям маленькие закуски, чтобы занять их и успокоить в церкви. Это нормально, если это незаметно и тихо, а родитель следит за тем, чтобы убрать все остатки. К тому времени, когда ребенку исполнится 3-4 года, в этом, скорее всего, не будет необходимости. И к тому времени, когда ребенку исполняется 7 лет, он в основном способен поститься все утро Святого Причастия (или, по крайней мере, сократить завтрак). Жевательная резинка неуместна в церкви.

Подумайте о том, чтобы привести своих детей в церковь в то время, когда Литургия закончена, чтобы «упражняться» в церковном поведении. Объясните им, что они посещают особенный Божий дом, и им нужно будет вести себя там очень особым образом.

Прежде всего: «Во всем воздавайте славу Богу».

Наша американская культура 21-го века довольно небрежна, даже слегка анархистская в своем подходе к жизни. Одежда, музыка, язык, ценности, нравы и развлечения — все это отражает тенденцию «понижать» жизнь по сравнению с тем, какой ее задумал Бог. Мы не должны допускать, чтобы эта господствующая склонность проникла в наше христианское благочестие, будь то дома или в церкви. А иметь, воспитывать и признавать христианское благочестие не следует рассматривать как «плохое дело». Большая часть церковного этикета основана на простом здравом смысле и уважении к Богу и другим. Мы в церкви, чтобы поклониться Богу в Святой Троице. Священник возвещает: «Со страхом Божиим, с верою и любовью приступайте». Если мы будем подходить к нашей жизни и нашему богослужению с учетом этого, то мы будем людьми правильного церковного этикета.

Адаптировано из документов Спасо-Преображенской церкви Колорадо и Антиохийской архиепископии по церковному этикету.

Как вести себя в церкви?

Всякий раз, когда мы входим или выходим из храма, мы должны делать это как можно тише, чтобы не мешать молитвам наших братьев и сестер.

Входя в храм или выходя из него, мы должны сначала встать лицом к алтарю и перекреститься. Перед тем, как идти к себе, следует приложиться к иконе покровителя или нынешнего праздника в центре храма (и зажечь свечи, если есть желание). Сама по себе свеча не имеет никакого значения. Когда горит, он становится символом нашей молитвы. По этой причине зажигание свечи должно быть связано с молитвой либо к святому на иконе, либо к Богу за себя или других.

Во время богослужений лучше не входить и не выходить из церкви. Особенно не входить и не выходить во время каждения, входа, чтения Писания или проповеди; приход и уход особенно отвлекает в это время. Опаздывать на богослужения — распространенный недостаток среди православных всех мастей, но этим не следует гордиться. Уходить со службы раньше времени без уважительной причины — это так же плохо. Вы должны знать, что неприлично прикладываться к иконам на иконостасе во время службы.

Находясь в храме, мы должны стараться сохранять отношение молитвы и дух смирения, подобно мытарю из Евангелий (Луки 18:10-14). Цель нашего приезда – приблизиться к нашему Господу и Царю вместе с нашими братьями и сестрами; мы собираемся вместе, чтобы составить Божью Церковь. Эти факты должны управлять нашим отношением и поведением.

Следует избегать разговоров в церкви, даже если служба еще не началась (и после ее окончания). Мы должны проводить время перед службами, готовясь к богослужению; необходимый разговор следует вести тихо, чтобы не мешать размышлениям других. Дети, конечно же, нуждаются в руководстве во время богослужений и иногда могут испытывать трудности. Если это направление затянется или будет мешать другим верующим, это направление следует продолжать либо очень тихо, либо на улице. В то же время мы всегда должны помнить о великой любви Христа к детям и о том осуждении, которое Он имел для тех, кто мешает детям прийти ко Христу.

Мы должны быть прилично одеты, когда приходим на богослужение. Жевать жвачку, есть или пить в церкви, до, после или во время богослужений недопустимо и кощунственно. Если наши мысли отвлекаются от молитвы, мы должны стремиться вернуть их и сосредоточиться на богослужении. Мы должны стараться участвовать в Литургии с благочестивым пением (без искусственных или эмоциональных трелей), каждому по возможностям его голоса. Мы должны осознавать, что в богослужении участвуем и мы, а не только священники. Мы получим больше пользы от богослужений, если будем молиться, а не просто посещать их. Позвольте гимнам и молитвам войти в ваше сердце и сделайте их слова своими. Помните, что богослужения — это время не для личных молитв, а для участия в общем богослужении Церкви.

Следуйте за служением не только разумом, но и телом. Православное благочестие богато действиями, которые позволяют поклоняться всему человеку. Мы должны креститься в надлежащее время (при слышании призывания Троицы и при любой молитве или прошении, которые касаются лично вас). При каждении и благословении следует поклониться священнику (креститься не обязательно).

Что касается антидора (нафоры), то правильным и древним способом является получение этого дара от священника в конце Божественной литургии. Тот, кто принимает Антидора, кладет правую руку на левую, сложенными чашечками ладонями вверх. Антидор благоговейно кладут в руку, затем, по древнему и благочестивому обычаю, принимающий наклоняется и целует руку жреца, вложившего в руку антидор.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts