Как происходит таинство крещения: Как проходит Таинство Крещения в церкви?
Содержание
Как проходит Таинство Крещения в церкви?
Как проходит Таинство Крещения в церкви? В этой статье Вы найдёте подробный фоторепортаж о том, как крестят младенца, с описанием всех частей обряда.
Как проходит Таинство Крещения?
Крещение – Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына, и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную. В Крещении человек очищается от первородного греха – греха прародителей, сообщаемого ему через рождение. Таинство Крещения может совершаться над человеком только один раз (равно как человек только один раз рождается на свет).
Крещение младенца совершается по вере восприемников, на которых лежит святая обязанность научить детей истинной вере, помочь им стать достойными членами Церкви Христовой.
Крестильный набор вашему малышу должен быть таким, какой Вам порекомендуют в том храме, где вы будете его крестить. Там без труда вам подскажут, что необходимо. Главным образом это крестильный крестик и крещальная рубашечка. Крещение одного младенца длится около сорока минут.
Состоит это таинство из Оглашения (чтения над готовящимся к крещению особых молитв – «запрещений»), отречения от сатаны и сочетания Христу, то есть соединения с Ним, и исповедания православной веры. Здесь за младенца соответствующие слова должны произносить крестные.
Сразу по окончании Оглашения начинается последование Крещения. Самый заметный и важный момент – троекратное погружение младенца в купель с произнесением слов:
«Крещается раб Божий (раба Божия) (имя) во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святаго Духа, аминь».
В это время крестный (одного пола с крещаемым), взяв на руки полотенце, готовится принять своего крестного от купели.
Принявший Крещение после этого облачается в новую белую одежду, на него надевается крест.
Сразу после этого совершается другое Таинство – Миропомазания, в котором крещаемому при помазании освященным Миром частей тела во имя Святого Духа подаются дары Святого Духа, укрепляющие его в жизни духовной.
После этого священник и крестные с новокрещенным трижды обходят вокруг купели в знак духовной радости соединения со Христом для вечной жизни в Небесном Царстве.
Затем читаются отрывок из послания апостола Павла к Римлянам, посвященный теме крещения, и отрывок из Евангелия от Матфея – о послании Господом Иисусом Христом апостолов на всемирную проповедь веры с повелением крестить все народы во имя Отца и Сына и Святого Духа.
После миро омывается священником с тела крестившегося специальной губкой, омоченной в святой воде, с произнесением слов:
«Оправдался еси. Просветился еси. Освятился еси. Омылся еси именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего. Крестился еси. Просветился еси. Миропомазался еси. Освятился еси, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь».
Далее священник крестообразно постригает волосы новокрещенного (с четырех сторон) со словами: «Постригается раб(а) Божий (имя) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь», складывает волосы на восковую лепешку и опускает ее в купель. Пострижение символизирует собой покорность Богу и одновременно знаменует ту небольшую жертву, которую новокрещаемый приносит Богу в благодарение за начало новой, духовной жизни. После произнесения прошений о крестных родителях и новокрещенном Таинство крещения завершается.
Обычно сразу же за этим следует воцерковление, обозначающее первое принесение в храм. Младенец, взятый священником на руки, проносится им по храму, подносится к Царским вратам и вносится в алтарь (только мальчики), после чего отдается родителям. Воцерковление символизирует собой посвящение младенца Богу по ветхозаветному образцу. После крещения младенца следует причастить.
— Почему в алтарь вносят только мальчиков?
– Девочек не проносят через Царские врата по той причине, что женщины вообще в современной практике Православной Церкви в алтарь не допускаются, ибо не могут быть церковно- и священнослужителями. А каждый мальчик, хотя бы потенциально, таковым может стать, посему через Царские врата и проносится.
— Говорят, что, прежде чем крестить своего ребенка, следует исповедаться и причаститься.
– Безусловно, даже безотносительно Крещения ребенка православные христиане призываются Церковью к тому, чтобы с определенной регулярностью приступать к таинствам исповеди и святого причащения. Если вы не делали этого до сих пор, то хорошо будет первый шаг навстречу полноценной церковной жизни сделать, предваряя Крещение собственного младенца.
Это не формальное требование, а естественная внутренняя норма – потому что, приобщая ребенка к церковной жизни через таинство Крещения, вводя его в ограду Церкви – что же будем сами оставаться вне ее? Ибо взрослый человек, который много лет, или никогда в жизни не каялся, не приступал к принятию Святых Христовых Тайн, – на этот момент является очень условно христианином. Лишь побудив самого себя к жизни в таинствах Церкви, он актуализирует свое христианство.
Что происходит во время крещения?
Слово «крещение» означает «погружение». Главным действием крещения является троекратное погружение крещаемого в воду, что символизирует собой трехдневное пребывание Христа во гробе, после которого совершилось Воскресение. Каждый крещаемый повторяет путь Христа. Подобно тому, как Христос умер на Кресте в жертву за наши грехи, в таинстве крещения мы умираем для греховной жизни и творения воли сатаны, чтобы затем воскреснуть для жизни с Богом. Все наше естество при этом обновляется до самых своих оснований.
Нам оставляются все наши грехи, в которых мы искренне раскаялись. Если крестится младенец, то у него должны быть крестные родители, в обязанности которых входит христианское воспитание своих крестников. За них они дадут строгий ответ на Суде Божием.
Тот, кто согласился стать крестным, должен осознать, что он принимает на себя огромную ответственность за ребенка.
Чтобы дать ребенку христианское воспитание, сами крестные должны жить христианской жизнью, молиться за своего крестника.
Чин оглашения
Совершению крещения предшествует чин оглашения, во время которого священник читает запретительные молитвы, направленные против сатаны.
Иерей трижды дует крестообразно на крещаемого, произнося слова: «изгони из него (или из нее) всякого лукавого и нечистого духа, скрытого и гнездящегося в сердце его…».
Они являются напоминанием того, что «создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2.7).
Далее трижды благословляет и, возложив руку на главу крещаемого, читает молитву.
Рука священнослужителя — рука Самого Господа Иисуса Христа, являющаяся жестом защиты и благословения, ибо в будущем этому человеку предстоит смертельная схватка с силами тьмы.
Три запрещения на нечистых духов
Церковь повествует нам о восстании против Бога в сотворенном Им духовном мире части ангелов, обуянных гордыней. И источник зла заключается не в их неведении и несовершенстве, а, напротив, в тех знаниях и совершенстве, которые привели их к искушению гордыней и отпадению.
Сатана принадлежал к самым первым и лучшим созданиям Бога. Он был достаточно совершен, мудр и силен, чтобы знать Господа и не подчиниться Ему, восстать против Него, пожелать «свободы» от Него. Но поскольку такая «свобода» (т. е. произвол) невозможна в Царстве Божественной Гармонии, которое существует лишь при добровольном согласии с Волей Бога, сатана и ангелы его изгоняются Богом из этого Царства.
Вот почему при крещении прежде совершается запрещение «сатаны и всех аггелов[2] его». Св. Кирилл Иерусалимский говорит в огласительном поучении: «Содержание сих запрещений следующее: первое — отревает[3] и гонит диавола и всякое его действие страшными для него Божественными именами и таинствами, изгоняя диавола, повелевает и демонам его бежать от человека и не творить ему напастей.
Подобным же образом и второе запрещение изгоняет демонов Божественным Именем.
Третье запрещение есть вместе и молитва, возносимая Богу, умоляющая всесовершенно изгнать лукавого духа от создания Божия и утвердить его в вере».
Отречение от сатаны
Крещаемый (или крестные родители, если крестится младенец) отрекается от сатаны, т. е. отвергается от греховных привычек и образа жизни, отказывается от гордыни и самоутверждения, сознавая, что некрещеный человек всегда является пленником страстей, сатаны.
Исповедание верности Христу
Однако, сам человек никогда не сможет вести брани с диаволом без союзничества с Христом. Поэтому после объявления войны сатане в чине оглашения следует сочетание с Христом.
Ребенок становится членом Христова воинства. Его оружием будут пост, молитва, участие в церковных таинствах. Ему предстоит сражаться со своими греховными страстями — злом, кроющимся в сердце его.
Крещаемый исповедует веру, читает Символ веры. Если крестится младенец, то за него должен читать Символ Веры восприемник.
СИМВОЛ ВЕРЫ
1 Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
2 И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
3 Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
4 Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.
5 И воскресшаго в третий день по Писанием.
6 И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.
7 И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.
8 И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшаго пророки.
9 Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
10 Исповедую едино крещение во оставление грехов.
11 Чаю воскресения мертвых,
12 и жизни будущаго века. Аминь.
Объяснение молитвы Символ веры
Символ веры содержит все основные христианские истины.
В древности человек должен был изучить их прежде крещения. И теперь это необходимое условие при крещении.
Таинство Крещения
Освящение воды
В начале самого Таинства Крещения священник совершает каждение вокруг купели и читает молитвы на освящение воды, затем благословляет воду, в которой крещаемому предстоит омыть свои грехи.
Он трижды осеняет ее крестным знамением, дует на нее, произнося молитву:
«Да сокрушатся под знамением образа Креста Твоего все супротивные силы».
Освящение воды для Крещения — одна из важнейших частей чинопоследования, имеющая глубочайшую связь с самим таинством.
В молитвах и действиях при совершении освящения воды для Крещения раскрываются все стороны таинства, показывается его связь с миром и материей, с жизнью во всех ее проявлениях.
Вода является древнейшим религиозным символом. С христианской точки зрения представляются важными три основные стороны этой символики. Во-первых, вода — первичная космическая стихия. В начале творения «Дух Божий носился над водой» (Быт. 1, 2).
Одновременно она является символом разрушения и смерти. Основа жизни, животворящая сила и, с другой стороны, основа смерти, разрушительная сила — таков двойственный образ воды в христианском богословии. И, наконец, вода — символ очищения, возрождения и обновления. Эта символика пронизывает все священное писание, входит в повествование о творении, грехопадении и спасении. Святой Иоанн Предтеча призывал народ к покаянию и очищению от грехов в водах Иордана, а Сам Господь Иисус Христос, приняв от него Крещение, освятил водную стихию.
Освящение елея
После освящения воды священник читает молитву на освящение елея (масла) и вода помазуется им. Затем священник совершает помазывание крещаемого елеем: лицо, грудь, руки и ноги. В древнем мире елей употреблялся, прежде всего, как лечебное средство.
Елей, символизирующий исцеление, свет и радость, был знаком примирения Бога с человеком. Голубь, выпущенный Ноем из ковчега, вернувшись, принес ему масличную ветвь, «и Ной узнал, что вода сошла с земли» (Быт. 8, 11).
Итак, в помазании елеем воды и тела крещаемого елей знаменует полноту жизни и радость примирения с Богом, так как «в Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1, 4-5).
Крещение обновляет и восстанавливает всего человека в его первозданной целостности, примиряет душу и тело. Елеем радования помазуются вода и тело человека для примирения с Богом и в Боге с миром.
Погружение в купель
Сразу после помазания наступает самый главный момент крещения — погружение в купель.
Священник трижды погружает крещаемого в воду со словами:
Крещается раб Божий (называется имя) во имя Отца, аминь (первое погружение). И Сына, аминь (второе погружение). И Святаго Духа, аминь (третье погружение).
Сразу после погружения на новокрещенного возлагается крест — знак принятия им крестной жертвы Господа Иисуса Христа, веры, что Христос истинно умер и истинно воскрес из мертвых, так что в Нем мы можем умереть для греха по отношению к нашей смертной жизни и стать причастниками — здесь и теперь — жизни вечной.
Облачение новокрещенного
Облачение в «ризу светлу» после Крещения знаменует, прежде всего, возвращение человека к целостности и невинности, которыми он обладал в раю, восстановление его истинной природы, искаженной грехом.
Святой Амвросий, епископ Медиоланский, сравнивает эту одежду с блистающими ризами Христа, преобразившегося на горе Фавор. Преобразившийся Христос явил Себя ученикам не в обнаженном виде, но в одежде «белой, как свет», в нетварном сиянии Божественной славы.
В таинстве Крещения человек вновь обретает свое изначальное одеяние славы, верующей душе явно и реально открывается основная истина христианства: приняв Крещение, «вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе» (Кол 3, 3-4).
Совершается глубочайшая тайна: единение человеческого и Божественного в «обновленной жизни». Благодать, подаваемая человеку в Крещении, как и в остальных таинствах, — это плод жертвенной смерти Христа и Его Воскресения. Она сообщает человеку волю к спасению и силы, чтобы идти по жизни, неся свой крест.
И потому Крещение может и должно определяться не образно, не символически, а по существу как смерть и воскресение. В христианском понимании смерть — это, прежде всего, духовное явление. Можно быть мертвым, еще живя на земле, и быть непричастным смерти, лежа в могиле.
Смерть — это отдаленность человека от жизни, то есть от Бога. Господь — единственный Податель жизни и Сама Жизнь. Смерть противоположна не бессмертию, а истинной Жизни, которая была «свет человеков» (Ин. 1,4). Жизнь без Бога есть духовная смерть, которая превращает человеческую жизнь в одиночество и страдание, наполняет ее страхом и самообманом, обращает человека в рабство греху и злобе, пустоте.
Мы спасены не потому, что веруем в сверхъестественную власть и могущество Господа, так как не такой веры Он хочет от нас. Веровать во Христа означает не только признавать Его, не только получать от Него, но, прежде всего, трудиться во славу Его.
Нельзя ожидать помощи от Него, не выполняя Его заповедей и, прежде всего, заповеди любви; нельзя называть Его Господом и преклоняться перед Ним, не исполняя волю Отца Его. Погружение в воду означает то, что крещаемый умирает для жизни греховной и спогребается со Христом для того, чтобы жить с Ним и в Нем (Рим. 6, 3-11. Кол. 2, 12-13). Это самое главное в таинстве Крещения. Только по благодати Божией мы знаем, что «эта вода есть истинно для нас и гроб, и матерь…» (св. Григорий Нисский).
Таинство Миропомазания
После погружения в купель и облачения в белую одежду священник помазует новопросвещенного святым Миром: запечатлевает «печатью дара Духа Святаго».
Через миропомазание Святой Дух сходит на каждого из нас, исполняя нас силой Божией, как некогда в день пятидесятницы он сошел на учеников Христовых. Святое миро — это особым образом приготовленное масло, которое раз в год освящается патриархом и затем рассылается по всем епархиям, где архиереи раздают его настоятелям. Священник помазывает святым миром уже крещеного человека.
Помазываются его лоб, глаза, ноздри, уста, уши, грудь, руки и ноги. Святым Миром помазываются разные части тела, дабы через помазание освятить всего человека: и его тело, и его душу.
Помазывается лоб для снятия позора, покрывшего его по преступлению Адама, и для освящения мыслей наших.
Помазываются глаза, чтобы мы не шли ощупью впотьмах по пути порока, но чтобы шли по пути спасения под руководством благодатного света; уши — чтобы наше ухо сделалось чутким к слышанию слова Божия; уста — чтобы они стали способными к вещанию Божественной истины.
Помазываются руки для освящения на труд благочестивый, на дела, угодные Богу; ноги — для хождения нашего по стопам заповедей Господних; и грудь — чтобы мы, облекшись благодатию Духа Святого, победили всякую вражескую силу и все могли совершать в укрепляющем нас Иисусе Христе (Флп. 4. 13).
Одним словом, освящаются наши мысли, желания, наше сердце и все наше тело, чтобы сделать их способными для новой христианской жизни.
Помазание Миром есть видимый знак, печать того, что новокрещенному даруется от Бога Дух Святый. С той минуты, как на нас положена эта священная печать, Дух Святый вступает в обручение, в тесную живую связь с нашей душой. С той же самой минуты мы становимся христианами.
Всякий раз священник повторяет слова: «Печать дара Духа Святаго», а восприемник по окончании помазания отвечает: «Аминь», что значит «Подлинно, истинно».
Миропомазание — новое самостоятельное таинство, хотя оно связано с Крещением и совершается, по правилам Православной Церкви, сразу же после троекратного погружения в купель. Приобретая через Крещение нового сына, заботливая мать наша — Святая Церковь — без всякого отлагательства начинает прилагать к нему свое попечение. Как в телесной жизни для укрепления сил младенца нужен воздух и пища, так и для родившегося духовно через Крещение нужна особенная, духовная пища.
Такую пищу преподает святая Церковь в таинстве Миропомазания, через которое происходит сошествие на нашу душу Святого Духа. Оно подобно сошествию Святого Духа в виде голубя, бывшее при Крещении Господа Иисуса Христа.
Чтение Священного писания и шествие вокруг купели
После Таинства Миропомазания бывает троекратное шествие вокруг купели. Торжественное обхождение купели с пением «Елицы во Христа креститеся…» есть, прежде всего, выражение радости Церкви о рождении нового ее члена Духом Божиим.
С другой стороны, так как круг есть знак вечности, то это шествие показывает, что новопросвещенный выражает желание вечно служить Богу, быть светильником, который ставят не под спудом, но на свечнике (Лк. 8, 16), да светит всем людям своими добрыми делами и просит у Господа сподобить его вечного блаженства. Непосредственно после шествия вокруг купели бывает чтение Апостола и Евангелия. Во время чтения крестные родители стоят с зажженными свечами.
Завершающие обряды Крещения
Завершающие обряды чинопоследования Крещения и Миропомазания — смывание святого Мира и пострижение волос — совершаются сразу же после чтения Евангелия. Первый обряд — это смывание с тела новокрещенного святого Мира. Теперь могут быть устранены внешние, видимые знаки и символы, потому что отныне только внутреннее усвоение человеком дара благодати, веры и верности поддержит его и даст силу.
Христианин должен нести печать дара Духа Святого в своем сердце. Пострижение волос, которое совершается сразу после смывания с тела новокрещенного святого Мира, с древнейших времен было символом послушания и жертвы. Люди чувствовали в волосах сосредоточение силы и энергии. Этот обряд встречается и в чине посвящения в монашество, и в чине посвящении чтецов. В падшем мире путь к восстановлению Божественной красоты, затемненной, униженной, искаженной, начинается с жертвы Богу, т. е. с принесения Ему с радостью и благодарением того, что в этом мире стало символом красоты — волос.
Особенно живо и умилительно раскрывается смысл этой жертвы при Крещении младенцев. Ребенок не может предложить Богу ничего другого, и поэтому отрезаются у него несколько волос с головы со словами: «Постригается раб Божий (раба Божия) [имя] во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь».
Заключение
Святое Крещение является духовным рождением человека, т.е. началом его духовной жизни, и в ранние годы от родителей и крестных зависит каким будет продолжение. Постарайтесь, чтобы общение Вашего ребенка с Богом продолжилось, прежде всего, в Таинстве Святаго Причащения, в котором человек воистину соединяется с Богом.
Ребенка можно причащать в любом православном храме. Младенцу (до 7 лет) перед Причастием не требуется исповедь, и не обязательно быть всю службу в храме. Его можно приносить/приводить после начала богослужения в зависимости от его духовного возраста. Совсем маленьких детей можно причащать после кормления (но не сразу после; детям в храме перед причастием не следует давать грызть баранки, сухари и пр.). При кормлении следует исключить мясную пищу. По возможности раньше старайтесь начать причащать детей натощак, приучая их к навыкам поста, т.е. после полуночи в день причастия не следует ребенку давать есть и пить. После 4-х лет причащать можно только натощак.
С раннего возраста старайтесь прививать детям навыки богообщения, знания о вере и Церкви через чтение молитв, Священного Писания для детей (Библия, Святое Евангелие), чтение житий святых, закона Божиего и другой духовной литературы. Научайте детей видеть присутствие Божие во всех проявлениях окружающего нас мира.
«Татьянин день»
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Как проводится обряд крещения ребенка в православной церкви
У Евагелие описывается семь таинств и самое первое из них – таинство крещения. Это первая ступень, на которой человек получает божью благодать. Во время церемонии крещения младенец очищается от родительских и прародительских грехов, которые он уже с рождения несет на себе.
Перед тем как начать обряд, взрослому или младенцу дают крестное имя – это имя одного из святых. Сама же церемония крещения начинается с так называемого отречения от сатаны. Священник поворачивает крещеного на запад, потому что запад – это символ тьмы, темных сил, на западе прячется солнце. Стоя лицом на запад, крестный отец и крестная мать от имени ребенка отрекаются от дьявола и всех его дел. Потом крестные родители вместе с младенцем поворачиваются на восток для того чтобы изречь клятву верности Иисусу Христу. Теперь ребенок всю жизнь будет служить ему.
После этого обряд переходит непосредственно к святому крещению, которое проводится в купели, на которой зажженные свечи во имя Отца и Сына и Святого Духа. Вода – это древнейший религиозный символ, символ очищения, возрождения и обновления. Священник трижды в воде делает знамение креста, сначала своей рукой, а потом священным елеем, которым так же помазывают крещеного. Елей символизирует исцеление, свет и радость, знак примирения Бога с человеком.
После этого священник трижды окунает младенца в воду, проговаривая при этом слова молитвы. Раньше, после омовения водой, крещеного следовало одеть в белую одежду, как символ возвращения человека к целостности и неприкосновенности. Сейчас белую одежду сменила пеленка для крещения – крыжма, в которую младенца заворачивают, чтобы ножки и ручки не замерзли.
Малышу на шею надевают крестик, как символ его веры в Иисуса Христа. Крест почитается, как хранитель всей вселенной, красота церкви, ангелов слава и демонов язва. Каждый крестьянин должен носить на себе крест в знак крещения, обещая этим, жить по-христиански и нести не себе, так называемый, жизненный крест.
Священник помазывает младенца святым миром, делая знак креста на разных частях его тела. Это печатка или знак Духа Святого. В это время ребенку, невидимо для глаз, предоставляются дары Святого Духа, при помощи которых он укрепится в жизни: чело – для освещения разума; глаза, нос, рот уши – для освещения чувств; грудь – для освещения сердца; руки и ноги для освещения дел и поведения. С этого момента святой дух тесно связан с душой ребенка, младенец становится христианином. Священник, а вместе с ним и крестный отец с крестником на руках торжественно трижды обходят вокруг купели. Этим они показывают радость по поводу крещения нового человека.
Наступает время заключительных обрядов крещения и миропомазания — омовения святого мира и остригание волос. Омовение святого мира с тела младенца означает, что связь со Святым Духом существует теперь лишь в душе. Остригание волос с древнейших времен было символом послушности и жертвы. Особенно понятным становится смысл этой жертвы во время крещения младенца – малыш не может предложить Господу ничего другого и поэтому с него состригают несколько волосиков в виде креста. После остригания священник подносит крестным родителям крест для поцелуя, с этого момента они становятся духовными родителями ребенка.
Далее следует обряд воцерковлиния, завершающий введения младенца в ряды членов Церкви. Если крестят мальчика, то священник берет его на руки и идет вместе с ним к алтарю. Если же крестят девочку, то ее подносят к иконам с ликами святых.
В конце крестная мама вместе с ребенком подходит к священнику, который причащает ребенка Кагором, символом крови воскресшего Христа. Взрослых, которые проходят обряд крещения, причащают кровью и плотью Христа. На этом обряд крещения и миропомазания заканчивается.
Специально для Kindo!
Что такое Таинство Крещения?
Mission Lab
Крещение — это таинство, посредством которого мы: (1) возрождаемся детьми Божьими, (2) соединяемся с Иисусом в Его смерти и Воскресении, (3) очищаемся от первородного греха и личные грехи, и (4) принят в Церковь, Мистическое Тело Христово.
Крещение – это таинство, посредством которого мы перерождаемся детьми Божьими.
Крещение направлено на наше участие в полноте божественной жизни Христа. Благодаря этому таинству мы действительно становимся частью Христа и возрождаемся для участия в божественной жизни. Крещение — это наше новое рождение как детей Божьих, начало новой жизни в нас, благодатной жизни Бога, принесенной нам Иисусом Христом.
Сам Христос через служителя крестит нас и освящает Дарами Святого Духа и запечатлевает в наших душах характер или знак, который невозможно отнять.
2. Крещение – это таинство, посредством которого мы соединяемся с Иисусом в Его Смерти и Воскресении.
Через Крещение новый христианин настолько тесно соединяется с Иисусом, что разделяет Его смерть и Воскресение. Через это таинство христианин умирает для своего ветхого «я» и воскресает к новой жизни. Св. Павел говорит: «Разве не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Римлянам 6:3–4).
3. Крещение – это таинство, посредством которого мы очищаемся от первородного греха и личных грехов.
Через Крещение наши грехи прощаются, и мы примиряемся с Богом. Мы получаем участие в жизни Бога и становимся частью Божьего народа. Иисус сказал: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо Бог послал Сына в мир не для осуждения мира, но для того, чтобы мир был спасен через Него» (Иоанна 3:16–17).
Во время обряда Крещения служитель погружает крестящегося в воду или льет воду ему на голову, говоря: «Я крещу тебя во имя Отца и Сына и Святого Духа». Вода является признаком жизни и очищения. Слова, используемые при крещении, означают, что жизнь, в которую вступает человек, — это жизнь Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Святого Духа. Святой Дух соединяет нас с Иисусом, чтобы мы могли разделить с Ним жизнь Бога, которую Он принес в мир.
4. Крещение – это таинство, посредством которого мы принимаемся в Церковь, Мистическое Тело Христово.
Католическая церковь всегда считала, что крещение необходимо, чтобы стать ее членом. Для верующих христиан католическая церковь — единственное место, где мы можем жить своей верой в полной мере. Нам нужно слышать Евангелие и быть частью продолжающейся работы Иисуса в мире. Нам также нужна поддержка нашей христианской общины, поскольку мы возрастаем в Вере.
Таинство Крещения в католической церкви
Таинство Крещения есть начало жизни — сверхъестественной жизни.
Из-за первородного греха мы приходим в мир с сверхъестественно мертвой душой. Мы приходим в мир только с естественными дарованиями человеческой природы. Сверхъестественная жизнь, являющаяся результатом личного и интимного пребывания Бога, отсутствует в душе.
Первородный грех, строго говоря, не является «пятном» на душе. Действительно, первородный грех — это вовсе не «что-то». это отсутствие того, что должно быть. Это тьма там, где должен быть свет.
Иисус учредил таинство Крещения , чтобы применить к каждой отдельной душе искупление, совершенное Им на Кресте за первородный грех.
Иисус не навязывает нам Свой дар, дар сверхъестественной жизни, за который Он заплатил. Он протягивает нам дар с надеждой, но каждый из нас должен добровольно принять его.
Мы принимаем это, принимая таинство Крещения.
Когда совершается таинство Крещения, духовный вакуум, который мы называем первородным грехом, исчезает, поскольку Бог присутствует в душе, и душа захватывается тем участием в собственной жизни Бога, которое мы называем освящающей благодатью .
Дети Божии
Таинство Крещения не только дает нам освящающую благодать, но и делает нас усыновленными детьми Божьими и наследниками неба.
Мы говорим «усыновленные» дети, потому что у Бога-Отца их только один рожденный Сын — Иисус Христос. Он единственный Сын Божий через поколение; остальные из нас становятся Божьими детьми через усыновление.
Как дети Божьи, мы получаем свое наследство в момент усыновления, в момент Крещения. Наше наследие – это вечный союз с Богом, и у нас есть это наследие , теперь , когда мы крестимся.
Никто не может отнять это наследство. Даже Бог, который связал Себя непреложным обещанием никогда не забирать то, что Он дал. Мы сами можем отказаться от своих прав — как мы это сделаем, если совершим смертный грех, — но никто другой не может лишить нас нашего наследия.
Следует подчеркнуть и никогда не забывать, что мы потенциально находимся на небесах в момент нашего крещения.
Первородный грех стирается благодатью
Этот момент необходимо подчеркнуть, потому что многие люди вспоминают о последствиях Крещения только в негативных выражениях: «Оно снимает первородный грех».
Крещение, конечно же, снимает первородный грех. Кроме того, в случае со взрослым он снимает все смертные и простительные грехи и наказание за них, если крещеный действительно сожалеет о них. Крещение подметает все начисто.
Но «забрать» — это не отрицательное удаление, как опустошение мусорного бака сборщиком мусора. Грех и его последствия исчезают , когда Бог входит в душу, так же как тьма исчезает, когда зажигается свет.
Грех есть духовная пустота, которая стирается приходом благодати .
Некоторые следствия первородного греха сохраняются
Крещение , а не восстанавливает сверхъестественные дары, утраченные для нас Адамом: свободу от страданий и смерти, от невежества и неумеренных склонностей к страсти.
Мы по-прежнему склонны грешить из-за этих последствий, и наши тела все равно умрут.
Но кого это волнует? Это ничтожных по сравнению со сверхъестественными дарами, которые восстанавливаются.
Вот новокрещеная душа, прекрасная красотой, которую не мог себе представить даже самый зоркий художник, великолепная великолепием, восхищающим ангелов и святых. Вот душа, которая уже находится на небесах, если не считать формальности нескольких (даже если их исчислить сто) быстро прошедших лет.
Это имеет значение!
Знак христианина
Когда мы крестимся, с нами происходят две важные вещи.
- Мы получаем сверхъестественную жизнь, называемую освящающей благодатью, которая рассеивает духовную пустоту первородного греха.
- И душе сообщается постоянное и отличительное качество, которое мы называем характером или знаком Крещения.
Если мы совершаем смертный грех после Крещения, то мы отрезаем себя от Бога и от потока Его божественной жизни, как перерезанная артерия отрезает орган от потока сердечной крови. Мы теряем освящающую благодать. Но мы не теряем характер крещения, благодаря которому душа была навсегда преображена.
Именно потому, что мы обладаем характером крещения, мы имеем право принять таинство Покаяния (Примирения или Исповеди) и восстановить благодать, которую мы потеряли из-за наших индивидуальных грехов после Крещения. Если бы наша душа не имела такого характера, то мы могли бы исповедоваться десять раз или сто раз, и ничего бы не произошло. Смертный грех останется непрощенным; душа останется духовно мертвой.
То же верно и в отношении остальных пяти таинств. Ни одно из них не может иметь для нас никакого значения до тех пор, пока способность к принятию других таинств не утвердится в душе характером Крещения.
Это потому, что характером настоящего Крещения мы «облекаемся во Христа», по словам св. Павла. Именно характер Крещения, по словам св. Фомы, «настраивает» нас на Христа и делает нас участниками Его вечного священства.
Крещением нам дана сила — и обязанность — участвовать со Христом в том, что относится к богослужению: в мессе и таинствах.
Мы входим в церковь
Отпечаток характера крещения в душе также делает нас членами Церковь .
«Отметка» Крещения — это то, что отличает тех, кто является членами Церкви, Мистического Тела Христа, и тех, кто таковыми не является.
Это членство также налагает на нас обязательство выполнять обязанности, связанные с нашим христоподобием, нашим членством в Церкви Христа. Это означает:
- Вести жизнь по образцу, который дал нам Христос
- Дайте послушание представителям Христа, нашим епископам и особенно нашему Святому Отцу Папе.
Каждый крещеный является членом Церкви Христовой до тех пор, пока узы союза не разорваны ересью, расколом или самой суровой формой отлучения от церкви.
Но и эти последние — крещеные, отлученные от действительного членства в Церкви, — все же подчинены (как и все люди) Христу и Его Церкви (как и все крещеные).
Если они специально не освобождены (как Церковь освобождает крещеных некатоликов в отношении определенных законов), они все равно подчиняются законам Церкви. Например, для отлученного от церкви католика по-прежнему было бы смертным грехом намеренно игнорировать пост в такой день, как Страстная пятница.
Крещение необходимо для спасения
Крещение необходимо для спасения всем, кто услышал Евангелие Христово и имеет возможность просить Крещения.
Если человек прожил сто лет и прожил здоровую и «успешную» жизнь, то без Крещения это ничего не значит. Когда он умирает, какое значение могут иметь здоровье или мирской успех, если этот человек упустил единственное, для чего он был создан, — вечный союз с Богом?
От абсолютной необходимости Крещения никуда не деться.
«Если кто не родится свыше от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие», — сказал Иисус Никодиму (Иоанна 3:5). А Его повеление апостолам было: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто верует и крестится, тот спасется, а кто не верует» (и, следовательно, не крестится)» будут осуждены» (Марка 16:15-16).
В этих двух утверждениях нет слов «если» или «может быть»; никак не обойти их.
(Раздел Катехизиса о Крещении также описывает это требование; см. номера 1257-1261.)
Крещение младенцев
Тогда мы можем понять, почему Церковь настаивает на том, чтобы младенцев крестили как можно скорее после рождения — как только младенца можно безопасно отнести в церковь.
Символом веры является то, что любой, кто умирает в состоянии первородного греха, исключается из рая, из видения Бога. Однако официально Церковь никогда не учила, что души младенцев, умерших без Крещения, не видят Бога; может быть, Бог каким-то образом компенсирует в таких душах недостаток Крещения. Но если так, то Бог не открыл нам этого.
Большинство теологов придерживается мнения, что души некрещеных младенцев наслаждаются высокой степенью естественного счастья (которое они называют «лимбо»), но не сверхъестественным и высшим счастьем блаженного видения. В любом случае наша обязанность состоит в том, чтобы следовать более безопасному пути: никогда по нашей вине не позволять душе войти в вечность без Крещения.
Для родителей это означает, что они не должны неоправданно откладывать Крещение своего новорожденного ребенка. Родители, которые без необходимости откладывают или пренебрегают Крещением своего ребенка, становятся виновными в тяжком грехе.
Было бы очень неправильно, например, со стороны родителей откладывать Крещение только потому, что дядя Джордж приезжает в город в следующем месяце, и они хотят, чтобы дядя Джордж стал крестным отцом ребенка. Прямо сейчас малыш нуждается в Крещении больше, чем в дяде Джордже, а дядя Джордж все еще может быть крестным отцом по доверенности.
Еще хуже было бы отложить Крещение, чтобы родители могли устроить изысканную вечеринку. Большая вечеринка младенца проходит с Богом, ангелами и святыми у купели для крещения; никого из них не интересует бочонок пива.
Кто может крестить?
Обыкновенным служителем Крещения является священник или диакон.
Но в крайнем случае крестить может любой — даже не католик и не христианин. Все, что требуется, это чтобы человек, крестящий:
- Намеревался делать то, что делает католическая церковь в этом таинстве
- Облить голову водой (в экстренных случаях подойдет обычная водопроводная вода)
- Во время обливания водой произнесите вслух слова Крещения, подобные: «Крещу тебя во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».
Это слова, которые каждый католик должен знать так же хорошо, как свое имя. Чье-то вечное спасение может однажды зависеть от знания этих слов.
Если лицо, подвергающееся экстренному Крещению, находится в разумном возрасте (не менее семи лет), то у него должна быть необходимая вера для принятия Крещения:
- Вера в Бога Пресвятой Троицы как воздаятеля праведных и каратель нечестивых и в Иисусе Христе как Сыне Божьем и наш Искупитель
- Готовность принять все, чему учит католическая церковь
Возможно, нам никогда не представится такая возможность совершить крещение, но очень важно, чтобы мы были к этому готовы.
Те, кто умирают без Крещения
Если Крещение так необходимо для того, чтобы попасть в рай (а оно так и есть), то как насчет всех тех людей, которые умирают, даже не успев креститься? Что же делать тем, кто, возможно, даже не знает о Крещении? Потеряют ли они рай, когда в этом нет их вины?
Никто, достигший разумного возраста, не теряет рая, кроме как по собственной вине. Это статья христианской веры, определенная Церковью, что Бог дает каждой душе. Он создает достаточную благодать для спасения. Никто и никогда не сможет сказать: «Я потерял небеса, потому что ничего не мог поделать».
Для тех, у кого нет возможности креститься, путь к Богу есть путь любви .
Человек, который любит Бога превыше всего и желает делать все, что Бог хочет от него, имеет «Крещение желанием». Если обстоятельства делают невозможным для него принять сакраментальное Крещение, его Крещения желания будет достаточно, чтобы открыть ему врата небесные.
Как высшая любовь к Богу прощает всякий грех, даже смертный грех, в душе крещеного, который не может дойти до исповеди, так и высшая любовь к Богу отнимет от души всякий грех, как первородный, так и действительный. душа того, кто еще не может принять Крещение.
Когда человек, любящий Бога, знает о Крещении и хочет креститься, мы называем это явным Крещением желания. Когда человек, не знающий крещения, любит Бога и имеет желание делать все, что хочет Бог, мы называем это имплицитный Крещение желания. Иными словами, желание Крещения имплицитно содержится в желании исполнить волю Божию. Если бы человек знал о Крещении и знал, что Бог хочет, чтобы он принял его, человек крестился бы; что Бог хочет, то и хочет.
Человек, обучающийся подготовке к Крещению, имел бы явное Крещение желания, если бы его вера сопровождалась любовью к Богу ради Него. Набожный иудей или мусульманин с величайшей любовью к Богу вполне может иметь неявное крещение желания.
Мученичество
Высшей формой замены сакраментального Крещения является то, что мы называем Крещением кровью. «Больше той любви нет ни у кого, кто положит душу свою за друзей своих» (Иоанна 15:13).
Даже без Крещения всякий, претерпевший мученическую смерть ради Христа, уверен в вечной награде. Мученичество определяется как «страдание по сверхъестественному мотиву смерти или смертельной раны, нанесенной из ненависти ко Христу, Его религии или христианской добродетели».
Термин «мученик» официально зарезервирован для того, кто принял кровавую или насильственную смерть за Христа.
Во времена, когда Церковь формулировала свое определение мученичества, смерть от рук врагов Христа обычно была быстрой, если не всегда милосердной. Нашему современному «цивилизованному» веку оставалось усовершенствовать методы пыток, с помощью которых смерть могла длиться годами, а человека можно было убить, не оставив на его теле следов.
В коммунистических тюрьмах и лагерях рабского труда побывало много душ, которые перенесли то, что епископ Фултон Шин назвал «сухой мученической смертью».