Пение в храме: Храмовое пение • Arzamas

Разное

Содержание

Храмовое пение • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.

КурсИстория православной культурыАудиолекцииМатериалы

Как складывались разные виды пения, которое звучит в православных храмах

Подготовила Ирина Старикова

В ранний период формирования христианского богослужения святые отцы вы­сказывали различные мнения относительно роли музыки и певческого испол­не­ния псалмов и гимнов. Так, святитель Афанасий Александрийский считал, что церковное пение не способствует духовной сосредоточенности. Напротив, святители Василий Великий и Иоанн Златоуст рассматривали цер­ковные мело­дии как способ лучшего постижения церковной поэзии. Действи­тельно, наряду со становлением различных богослужебных чино­последований склады­ваются и развиваются различные стили распева­ния текстов, и церковная музы­ка ста­новится одной из главных составляю­щих христианского богослу­жеб­­но­го обря­да. На протяжении нескольких столетий в разных Церквях, при­дер­жи­­ваю­щих­ся византийской богослужеб­ной тради­ции, формировались свое­об­раз­ные на­прав­ления в области церковной музы­ки. Это происходило и под влия­­нием пре­образований в культуре в целом, и из-за изменений эсте­ти­че­ских представле­ний о церковном пении. Но при всем разнообразии взгля­дов и подходов музы­ка, «озвучивание» гимногра­фи­ческих текстов, является неиз­менной частью единого целого — церков­ного богослужения.


Византийское пение


Византийская певческая традиция сложилась главным образом на основе ан­тич­ного наследия. Так, есть основания полагать, что разнообразные звуко­ря­ды (последовательности звуков, построенные таким образом, что это отра­жается на интонационной окраске мелодии), существовавшие в древне­гре­че­ской му­зы­ке, сохранились. По крайней мере, об этом можно судить на основе совре­менной греческой певческой традиции, в которой разные песнопения поются в различных «звуковых красках».


Несмотря на это предположение, нужно сказать о том, что Отцы Церкви, веро­ятно, могли и не поддерживать «вторжение» некоторых античных ладов в цер­ковную музыку, основываясь на учении об их воздействии на слушателя. Так, святитель Климент Александрийский отмечал:


«Мелодии мы должны выбирать проникнутые бесстрастием и целомуд­рием; мелодии же, душу разнеживающие и расслабляющие, не могут гармонировать с мужественным нашим и великодушным образом мыслей и расположением. <…> Разнежи­вающие звуки музыки хромати­ческой посему мы предоставим людям, устраи­вающим грязные кутежи, и гетерам, имеющим обязанность украшать себя всем цветным».  Климент Александрийский, святитель. Педагог. М., 1996.


Зато с большей степенью уверенности можно говорить о том, что такие харак­терные черты языческого периода, как игра на авлосе и кифаре, были реши­тель­но отвергнуты.


Развитие церковной музыки было связано с крупнейшими литургическими цен­трами — Иерусалимом и Константинополем. Именно там складывались но­вые жанры церковной поэзии, создавались формы записи церковных мело­дий, формировались разные стили распевания текстов (простой или более сложный, пространный). Наконец, к VII веку была оформлена система визан­тий­ского осмогласия, то есть система распевов церковных текстов на восемь разных «напевов» (гласов), мелодий. Точно представить себе, как именно исполнялись песнопения даже в тот период, когда появилась форма записи мелодий, то есть с X века, к сожалению, нельзя. Причина в том, что многие особенности церковного пения сохранялись в течение долгого времени в уст­ной форме и на письме не отражались. Однако консервативность церковной музыки позволяет с осторожностью предположить, что современные распевы Церквей, следующих византийской богослужебной практике, сложены на осно­ве византийского певческого наследия и отражают традиции церковной музы­ки Византийской империи.



Кондак святому Нилу Гроттаферратскому (византийский распев)Исполнение: ансамбль Cappella Romana, руководитель — Александр Лингас. © Cappella Romana

Знаменный распев


Древнерусская богослужебная традиция — так называемый знаменный распев (название происходит от знаков, по-славянски «знамен», которыми записыва­лась музыка) — в силу обстоятельств Крещения Руси сложилась на основе визан­тийской церковной культуры, несмотря на возможный и отчасти под­твер­жден­ный контакт с традицией западного григорианского одноголосного пе­ния  Григорианское пение — литургическое одно­голосное пение, принятое в Римско-католи­ческой церкви. Название получило благода­ря папе Григорию I Великому (590–604), со­бравшему песнопения литургического оби­хода воедино. на самом раннем этапе. Первоначально службы в Русской церкви совер­шались на греческом языке и греческими певчими. В Повести временных лет говорится о прибытии в Киев после официального принятия христианства «епископа корсуньского с попы царицины», то есть духовенства и клира грече­ского происхождения.


Вплоть до XI века, по всей вероятности, древнерусское церковное пение разви­ва­лось в устной форме. Во всяком случае, первая рукопись, в которой записа­ны песнопения на славянском языке со знаками нотации, указываю­щими на опре­деленные мелодии, датируется только рубежом XI–XII веков  «Типографский Устав: Устав с кондакарем» (конец XI — начало XII века) — самая древняя славянская певческая рукопись.. Вос­при­няв и усвоив основные черты византийской церковно-певческой тради­ции (система осмогласия, форма нотации, разнообразные стили распе­вания и тек­стов и особые жанры), древнерусское церковное пение с течением време­ни пре­образилось по содержанию, поскольку развивалось в другой культурной среде. По этой причине классический знаменный распев, который сложился к XV ве­ку (и песнопения которого, в отличие от более древних образцов, могут быть расшифрованы), имеет существенные отличия от своих византийских прототипов. Например, появились своеобразные, присущие русской музыкаль­ной традиции, интонации; некоторые знаки нотации были переосмыслены, или их значение поменялось.



Пасхальные стихиры (знаменный распев)Исполнение: Константин Павлов. Рижская старообрядческая община (запись Татьяны Владышевской, 1969 год). © Т. Ф. Владышевская

Важная особенность знаменного пения, заимствованная из византийской тра­ди­­ции, заключалась в использовании корпуса определенных мелодических формул — «попевок», музыкальных фраз, характерных для определенного гласа (напева). Из них, как в стихотворении, которое состоит целиком из строк дру­гих стихотворений (центон), складывалась собственная композиция песно­пений.


До середины XVI века все сочинения знаменного распева оставались аноним­ными, однако на протяжении XVI–XVII веков появляются разнообразные варианты уже сложившихся традиционных песнопений знаменного распева с указанием «ин роспев», «ин розвод» (то есть «другой распев», «другое тол­кование») или даже с надписанием происхождения распева («троицкий», «кириллов», «усольский») или имени распевщика («Христианинов», то есть свя­щенника Феодора Крестьянина; «Исайи Лукошко»; «Варла­амово», то есть архимандрита Варлаама (Рогова). Несмотря на то что роль авторского начала сводилась либо к изменению композиции (смене традиционной последова­тель­ности «попевок»), либо к вариантному пропеванию некоторых мелоди­че­ских оборотов, эти изменения в певческой культуре свидетельствуют о посте­пенном переходе от средневековой эпохи к Новому времени.


Путевой распев


Со временем музыка становится более сложной, наполняется украшениями и в конце XV века оформляется в новые стили распевов — большой (простран­ный, богатый продолжительными распевами каждого слога), демественный (вероятно, от слова «доместик» — руководитель хора и учитель церковного пения, — поскольку стиль зародился в среде велико­княжеских и архиерейских певчих, знатоков церковно-певческого искусства), путе­вой  Точное происхождение термина неизвестно. По одной из наиболее распространенных версий, название могло быть связано с тем, что он формировался в пути — например, когда государевы певчие дьяки сопровожда­ли царя в походах. Так называемая казан­ская нотация, которой записывались песно­пе­ния этого стиля, возможно, сложилась в пе­риод казанских походов Ивана Грозного.. Происходит это, возможно, не без влияния начавшегося с XIV века в Ви­зантии расцвета калофо­нического (от гр. kalos — «прекрасный» и phone — «го­лос, звук») искусства, требую­щего уже очень высокого уровня подготовки испол­­нителей.  


Так, выросший из знаменного, путевой распев отличается значительной про­дол­жительностью композиции и большим количеством музыкальных укра­шений. 



«Достойно есть» (путевой распев)Исполнение: А. Е. Малышев, Е. И. Малышева, И. И. Кривоногова. Старообрядческая община села Раюши (запись Татьяны Владышевской, 1971 год). © Т. Ф. Владышевская

Троестрочие 


Уже с XVI века и на протяжении по крайней мере первой половины XVII века в бого­слу­­жении Русской церкви распространяется своеобразный многоголос­ный певческий стиль, называемый строчным или троестрошным: он со­стоял и записывался в виде трех мелодических строк, которые пелись одновре­менно. (Напомним: до этого господствовало одноголосье.) Для троестрочия хара­ктер­но особое соотношение голосов, которые не образуют стройных аккор­дов, а, слов­но переплетаясь, образуют оригинальную диссонантную (от лат. dissonantia — «неблагозвучие, нестройное звучание») гармонию. Ее можно срав­нить со звоном русских колоколов — похожие терпкие, необычные созвучия.



«Господу Исусу рождшуся» (стихира на Рождество Христово, глас 2-й; троестрочие)Исполнение: ансамбль «Сирин», руководитель — Андрей Котов. © «Сирин»

Партесный концерт 


Этот стиль сложился в период «русского барокко» под влиянием западной музы­­кальной традиции, пришедшей к нам через южнорусскую традицию, преимущественно через Киев. К концу XVII века самобытный русский много­голосный стиль (троестрочие) был заменен на западный тип многоголосия — так называемый партесный стиль, то есть пение по партиям. Интересно, что апологеты нового стиля оценивали предшествовавшие ему троестрочное мно­гоголосие негативно, говоря о несогласованности голосов, «неграмотными мужиками составленное»  «…Разногласие составление некоим древним мужем состав­ленное, веду­щим мало грамма­тики. Тем же и гласове суть три, кождо чин имущим: низ, и путь, и верхь, и во едино несогласующии“» (А. Рогов. Музыкальная эстетика России XI–XVIII веков. М., 1973).. 


Партесное пение развивалось в двух направлениях. Во-первых, создавались гармонизации традиционных одноголосных распевов: к основному голосу мелодии добавлялись голоса — как правило, один верхний и два нижних. При­чем гармонизовали не только знаменный, но и южнорусские способы распева, также использовавшиеся в богослужебной практике — киевский, болгарский, греческий. Во-вторых, авторы писали так называемые партесные концерты а капелла (на 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 12 голосов), созданные под влиянием и по образ­цу барочных хоровых концертов немецких, итальянских и польских компози­торов XVII века.


Постепенно происходила переориентация эстетических вкусов в исполните­льстве. Так, Павел Алеппский, сопровождавший патриарха Антиохийского в путешествии через Украину в Москву, отмечал в своем пространном описа­нии всего увиденного и услышанного, что украинцы, в церковно-певческой культуре которых уже был развит новый многоголосный стиль, «пели сладо­стным и протяжным напевом», в то время как у русских певчих «голос грубый, густой, басистый, который не доставляет удовольствия слушателю»  Путешествие антиохийского патриарха Мака­рия в Россию в половине XVII века, описан­ное его сыном, архидиаканом Павлом Алеп­пским. М., 1986. . Наибо­лее известным композитором этого периода стал певчий дьяк Василий Титов, для сочинений которого характерна особая многоголосная грандиозность и вели­чественность.



«Царю Небесный» (глас 6-й, раннее партесное многоголосие)Исполнение: ансамбль «Сирин», руководитель — Андрей Котов. © «Сирин» Василий Титов. «Достойно есть» (партесный концерт)Исполнение: ансамбль Rose, руководитель — Джордан Срамек. © Ансамбль Rose

Авторские композиции и гармонизации церковных песнопений в XVIII–XIX веках


Во второй половине XVIII века церковно-певческая культура Русской церкви испытывает влияние итальянской многоголосной традиции, что связано с расц­ветом ее в Европе в целом и русской модой на всё европейское в частности.


В течение нескольких десятилетий Придворную певческую капеллу — хоровую школу, ведущую свое происхождение от хора государевых певчих дьяков, — возглавляли именно итальянские музыканты: Бальтассаре Галуппи, Джузеппе Сарти и др. Кроме того, русские композиторы, например Максим Березовский, Дмитрий Бортнянский, получали музыкальное образование в Италии. Всё это привело к формированию итальянского стиля в церковной хоровой музыке. Преобладающим жанром в творчестве этих композиторов и их современников стал хоровой концерт, который мог исполняться, напри­мер, во время литургии, в паузе перед причастием (несмотря на указ Святей­шего синода 1797 года, запрещавший исполнение песнопений в жанре такого концерта на литургии).



Дмитрий Бортнянский. «Херувимская»Исполнение: объединенный хор Троице-Сергиевой лавры и Московской духовной академии и семинарии, регент — архимандрит Матфей (Мормыль). © Троице-Сергиева лавра

В XIX веке получили распространение гармонизации (напомним, это когда к основному голосу мелодии добавляются верхние и нижние голоса) тради­цион­ных одноголосных распевов — киевского, греческого (например, создан­ные композитором Федором Петровичем Львовым и, позднее, Николаем Ива­новичем Бахметевым).


Особым стилем гармонизации древних одноголосных распевов уникален по­след­ний директор Синодального училища, готовившего певчих Синода­льного хора, Александр Дмитриевич Кастальский. В отличие от своих предше­ствен­ников он отводил главную роль оригинальной древней мелодии, не изме­няя ее и не искажая традиционный напев в угоду установившимся нормам гармо­низации.



Александр Кастальский. «Всемирную славу» (догматик, глас 1-й)Исполнение: мужской хор под управлением иеромонаха Амвросия (Носова).

Догматик — краткое песнопение догматического содержания, посвященное Богородице.  © ВГТРК «Культура»

Развитие же собственной церковно-певческой традиции практически законсер­вировалось, поскольку Придворная певческая капелла обладала правом цензу­рирования всех духовно-музыкальных сочинений.


Ситуация изменилась только после судебного процесса Капеллы с издателем Петром Ивановичем Юргенсоном, который осмелился опубликовать свобод­ную от установленных правил общепринятого гармонического языка «Литур­гию» Петра Ильича Чайковского без позволения директора Придворной пев­ческой капеллы (Юргенсон выиграл дело, и монополия Капеллы закончилась).


Певческие стили в современной Русской церкви


Сейчас в Русской церкви господствующим направлением в церков­ной музыке является многоголосное пение, представляющее собой, как прави­ло, гармони­за­ции песнопений киевского распева (южнорусская ветвь знамен­ного распева, формировавшаяся на территории Украины) с включением автор­ских композиций.


В последние пару десятилетий в церковно-певческой практике снова распро­стра­няются традиционные одноголосные распевы. В этой области присутст­вуют две школы, первая из которых полностью ориентирована на возрождение знаменного распева в Русской церкви (эта традиция сохранилась в богослу­же­нии старообрядческих церквей), вторая же представляет опыт переложения песно­пений современной греческой традиции на церковнославянский язык. Связано это с интересом к истории церковной культуры и певческой традиции в частности, который был утерян в годы СССР. Кроме того, одноголосный стиль считается более углубленным, способствующим молитвенному состоя­нию, а текст, распеваемый одноголосным распевом, более понятен, чем испол­ня­емый в многоголосном стиле (в некоторых авторских композициях нередко с подголосками или повторениями слов).


См. также материалы: «История пения» и «Радио „Византия“» из курса «Византия для начинающих».  





Источники

  • Гарднер И. А. Богослужебное пение Русской православной церкви.

    М., 1998.

  • Герасимова-Персидская Н. А. Русская музыка XVII века — встреча двух эпох.

    М., 1994.

  • Лозовая И. Е. Церковно-певческое искусство: XI–XVI века.

    Художественно-эстетическая культура Древней Руси. XI–XVII века. М., 1996.

  • Парфентьев Н.  П. Древнерусское певческое искусство в духовной культуре Российского государства XVI–XVII веков.

    Свердловск, 1991.

  • Плотникова Н. Ю. Русское партесное многоголосие конца XVII — середины XVIII века: источниковедение, история, теория.

    М., 2015.

  • Карцовник В. Владимир Великий, Брунон Кверфуртский и григорианское пение в Киевской Руси.

    Старинная музыка. М., 2003.

  • Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. 1–9.

    М., 1998–2015.

  • Wellesz E. A History of Byzantine Music and Hymnography.

    Oxford, 1961.

Теги

Музыка
Путеводитель
Церковь

Подарите друзьям и родным подписку на «Радио Arzamas» и «Гусьгусь»

С наступающим! Чтобы ваши близкие могли провести следующий год с викингами и Толкиным, этрусками и «Точками опоры», Хармсом и первобытными людьми, подарите им подписку на наши приложения

Хотите быть в курсе всего?

Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу

Курсы

Все курсы

Спецпроекты

Аудиолекции

29 минут

1/9

Как появились христиане

Что такое благая весть, почему она так быстро распространялась после евангельских событий и как приживалась на античной почве

Читает Павел Кузенков

Что такое благая весть, почему она так быстро распространялась после евангельских событий и как приживалась на античной почве

36 минут

2/9

Как Римская империя стала христианской

Можно ли строить государство на христианских идеалах и зачем Церкви молиться о государстве

Читает Павел Кузенков

Можно ли строить государство на христианских идеалах и зачем Церкви молиться о государстве

41 минута

3/9

Как поссорились православные и католики

Что мешало окончательной победе христианства и как сформировались две главные христианские традиции — греческая и латинская

Читает Павел Кузенков

Что мешало окончательной победе христианства и как сформировались две главные христианские традиции — греческая и латинская

22 минуты

4/9

Как Русь стала частью христианского мира

Что Русь усвоила от новейшего интеллектуального течения своего времени и как поменялась ее жизнь после Крещения

Читает протоиерей Георгий Митрофанов

Что Русь усвоила от новейшего интеллектуального течения своего времени и как поменялась ее жизнь после Крещения

24 минуты

5/9

Как православие пережило иго

Что сделали для разоренной монголами страны монашество и монастырская культура

Читает протоиерей Георгий Митрофанов

Что сделали для разоренной монголами страны монашество и монастырская культура

20 минут

6/9

Как Россия стала главной православной страной

Каким путем Российская империя шла к появлению собственной богословской традиции и когда начался золотой век русской религиозной мысли

Читает протоиерей Георгий Митрофанов

Каким путем Российская империя шла к появлению собственной богословской традиции и когда начался золотой век русской религиозной мысли

36 минут

7/9

Что революция сделала с Церковью

Какой была Русская православная церковь накануне 1917 года, какой она собиралась стать и как этому помешала политическая религия большевиков

Читает Алексей Беглов

Какой была Русская православная церковь накануне 1917 года, какой она собиралась стать и как этому помешала политическая религия большевиков

26 минут

8/9

Как русское православие оказалось за рубежом

Как западный мир познакомился с русской религиозной традицией и культурой и что из этого вышло

Читает Алексей Беглов

Как западный мир познакомился с русской религиозной традицией и культурой и что из этого вышло

25 минут

9/9

Как Русская церковь выживала в СССР

Что спасло Церковь от физического уничтожения и почему Россия осталась христианской страной

Читает Алексей Беглов

Что спасло Церковь от физического уничтожения и почему Россия осталась христианской страной

Материалы

Игра: от Адама до Иисуса

Проверьте свои знания библейских событий

9 текстов, которые знают все православные

Главные молитвы, заповеди и Символ веры с комментариями священника

Частые вопросы о православии

Священники и историки отвечают на сложные вопросы

Гид по православному искусству

Что слышат, видят и читают посетители храмов

15 главных богословов земли Русской

Путеводитель по русской религиозной мысли

Сравнительная таблица главных христианских течений

Православные, католики, армяне, лютеране и англикане

О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь

Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas

ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS

История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день

© Arzamas 2023. Все права защищены

Толстовки, сумки, подарочные подписки и даже игра «Собери музей»! Лучшие подарки на Новый год в

Толстовки, сумки, подарочные подписки и даже игра «Собери музей»!
Лучшие подарки на Новый год в «Магазине Arzamas»

Подарки на Новый год: толстовки, сумки, подарочные подписки и даже игра «Собери музей»!

«Магазине Arzamas»В магазин!Магазин Arzamas

О церковности богослужебного пения — Православный портал «Азбука веры»

игумен Никон (Смир­нов),
насто­я­тель Мос­ков­ского подво­рья Афон­ского Пан­те­ле­и­мо­нова мона­стыря

Бого­слу­жеб­ное пение зани­мает в Церкви Хри­сто­вой важное место и состав­ляет ее неотъ­ем­ле­мую часть. Когда мы войдем в храм и в нем еще не нача­лась служба, тихая, бла­го­го­вей­ная его обста­новка при­го­тав­ли­вает нас к бого­слу­же­нию. И как бы ни был храм вели­ко­ле­пен в своем убран­стве, в рос­писи стен, в ико­но­стасе, в киотах, в пани­ка­ди­лах, под­свеч­ни­ках и т. д., если под его сво­дами еще не раз­да­ется чтение или пение, даже самое про­стое, то хра­мо­вое дей­ство не нача­лось, пульс жизни Дома Божия не ощу­ща­ется. Но вот мы слышим воз­глас свя­щен­но­слу­жи­теля, а за ним и пение, и тотчас вся атмо­сфера храма изме­ня­ется: он весь напол­ня­ется зву­ками, таин­ственно пре­лом­ля­ю­щими перед слухом моля­щихся грань между этим види­мым и тем неви­ди­мым миром, в кото­рый устрем­ля­ется наша душа вслед за воз­но­ся­щимся горе пением. Бого­слу­жеб­ное пение — это дыха­ние храма. Пре­крати, устрани это пение — и храм пред­став­ля­ется иным, нежи­вым. В ста­рин­ных доку­мен­таль­ных изве­стиях суще­ство­вало такое поня­тие: «Храм стоит без пения»; к при­меру: «в селе Архан­гель­ское цер­ковь без пения» — что озна­чало закры­тый (недей­ству­ю­щий) по тем или иным при­чи­нам храм.

Гос­подь, Творец вся­че­ских, Царь славы, создав мiр види­мый и неви­ди­мый (ангель­ский), вос­хо­тел при­об­щить создан­ные суще­ства Своей славе, бла­жен­ству. Разум­ные твари, испол­нен­ные чувств вос­хи­ще­ния кра­со­тою, пре­муд­ро­стью, вели­ко­ле­пием тво­ре­ний и всего мiроз­да­ния, не могут оста­ваться только созер­ца­те­лями боже­ствен­ных дел. Наде­лен­ные Твор­цом спо­соб­но­стью петь, они готовы вос­хва­лять вели­чие Его тво­ре­ний не умол­кая. Так мы и узнаем из Свя­щен­ного Писа­ния, что ангель­ский мир непре­стан­ными гла­сами вос­пе­вает песнь Богу: «Свят, Свят, Свят Гос­подь Саваоф». Бла­го­дар­но­стью и про­слав­ле­нием Бога начи­нает свя­щен­ник всякий чин бого­слу­же­ния: «Бла­го­сло­венно Цар­ство Отца и Сына и Свя­таго Духа», или «Слава Святей, и Еди­но­сущ­ней, и Живо­тво­ря­щей, и Нераз­дель­ной Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков».

Круг суточ­ного бог­слу­же­ния начи­на­ется с вечерни, и здесь поется на все­нощ­ном бдении по воз­гласе «Слава Святей…» пред­на­чи­на­тель­ный псалом (103‑й), весь испол­нен­ный про­слав­ле­нием Творца. В пении слы­шатся отзвуки гимнов горних сил. Осо­бенно таин­ствен­ная связь гор­него мiра и доль­него, зем­ного под сво­дами храма под­чер­ки­ва­ется в Херу­вим­ской песне: «Иже херу­вимы тайно обра­зу­юще и Живо­тво­ря­щей Троице Три­свя­тую песнь при­пе­ва­юще, всякое ныне житей­ское отло­жим попе­че­ние». Изоб­ра­жая собою таин­ствен­ным обра­зом херу­ви­мов, певцы, про­слав­ляя Троицу Живо­тво­ря­щую, должны, по воз­мож­но­сти, упо­доб­ля­ясь им, вос­пе­вать анге­ло­по­доб­ное сла­во­сло­вие. В чем оно должно состо­ять?

Во-первых, анге­ло­по­доб­ное пение в храме должно быть духов­ным, т. е. его зву­ча­ние под сво­дами Дома молитвы должно исклю­чать все мiр­ское, чуждое истин­ному настро­е­нию моля­ще­гося хри­сти­а­нина. Чело­век, жаж­ду­щий обще­ния с вышним мiром, где, соб­ственно, и уго­тов­ля­ется ему чертог жизни вечной, спешит в храм Божий, чтобы ото­рваться хотя бы на какое-то время от суеты мiр­ской, отдаться душой молит­вен­ному обще­нию с Богом, слиться с голо­сом Церкви в про­ше­ниях и обра­ще­ниях к Источ­нику жизни, излить свои скорби, вздох­нуть о своих согре­ше­ниях и сбро­сить у под­но­жия Креста Гос­подня бремя своих грехов. Душе нужна своя пища, духов­ная, очи­щен­ная от всего зем­ного, страст­ного, губи­тель­ного. Бого­слу­же­ние пред­на­зна­чено уто­лять алчную душу анге­ло­по­доб­ным испол­не­нием свя­щен­ных гимнов, молит­во­сло­вий и псал­мо­пе­нии. Ника­кой при­меси мiр­ской музыки, манеры испол­не­ния не должно быть места в хра­мо­вом пении! Как бы ни была кра­сива, усла­ди­тельна мело­дия свет­ского про­из­ве­де­ния, будь это народ­ная песня, ора­то­рия или кан­тата и т. п., она не спо­собна про­ник­нуть в духов­ную сущ­ность чело­века и задер­жи­ва­ется на обо­лочке его плот­ского есте­ства, потвор­ствуя его явным или тайным стра­стям. «Рож­ден­ное от плоти есть плоть» (Ин.3:6).

При­вне­се­ние свет­ского эле­мента в бого­слу­жеб­ное пение извра­щает его назна­че­ние и цель — оду­хо­тво­рять молитву хри­сти­а­нина, делать его при­част­ным сакра­мен­таль­ной жизни Церкви Хри­сто­вой.

Про­ис­хо­дит отсюда что-то обрат­ное: свет­ски зву­ча­щее испол­не­ние в храме не помо­гает, а мешает молитве чело­века. Мало­цер­ков­ный регент, избрав подоб­ное сочи­не­ние, стре­мясь все свои музы­каль­ные спо­соб­но­сти вло­жить в испол­ни­тель­ское искус­ство, но не в состо­я­нии понять, что данное про­из­ве­де­ние уводит, увле­кает моля­щихся от под­лин­ного духов­ного настро­е­ния, услаж­дая слух, но не дух. Ведь «не соби­рают с тер­нов­ника вино­град или с репей­ника смоквы» (Мф.7:16). Руко­во­ди­тели хоров без долж­ного рас­суж­де­ния слепо пре­кло­ня­ются подчас перед авто­рами целых все­нощ­ных и Литур­гий с мiро­вой извест­но­стью в свет­ской музыке (П. Чай­ков­ский, С. Рах­ма­ни­нов и т. д.), но мало­ком­пе­тент­ными в цер­ков­ном пении. Бла­го­го­ве­ние перед свя­ты­ней цер­ков­ного пения побуж­дает при­знать, что «никто не может слу­жить двум гос­по­дам» (Мф.6:24). Допу­стимо ли здесь одной и той же рукой ком­по­зи­тора сочи­нять музыку со страст­ными сце­нами для оче­ред­ной оперы и Литур­гию — святое святых бого­слу­жеб­ного круга? «Не можете слу­жить Богу и мамоне» (Мф.6:24). А как мучи­тельно слу­шать моля­ще­муся в храме теат­рально зву­ча­щие «В молит­вах неусы­па­ю­щую Бого­ро­дицу» С. Рах­ма­ни­нова, где одно слово «не удер­жа­ста» повто­ря­ется «на все лады» где-то раз десять, вопреки пра­ви­лам издревле уста­нов­лен­ного бого­слу­жеб­ного пения.

Часто повто­ря­е­мые слова в сочи­не­ниях цер­ков­ных ком­по­зи­то­ров сви­де­тель­ствуют лишь о сла­бо­сти их таланта на цер­ков­ной ниве, об их мало­ду­хов­но­сти, т. к. здесь содер­жа­ние явно отсту­пает на второй план, вся­че­ски под­го­ня­ется под канву сочи­нен­ной мело­дии, что прямо про­ти­во­ре­чит кано­ни­че­скому устро­е­нию бого­слу­жеб­ного пения, в кото­ром без вся­кого сомне­ния при­о­ри­тет отда­вался слову, а не звуку. «Раб Хри­стов должен петь так, — учит бла­жен­ный Иеро­ним, — чтобы при­ятны были про­из­но­си­мые слова, а не голос пою­щего» (см. Д. Раз­умов­ский «Цер­ков­ное пение в России». Вып. 1, М., 1887 г., с. 38).

Далеко зашед­шее обмiр­ще­ние цер­ков­ного пения в России за послед­ние сто­ле­тия, сломав рамки его древ­них кано­нов, открыло дорогу про­из­волу новых твор­цов, так что в их сочи­не­ниях, напри­мер, Херу­вим­ской песни, отдель­ные слова или соче­та­ния несколь­ких слов повто­ря­ются по 2, 3, 4 и т. д. раз, созда­вая без­смыс­лицу. Слово, без кото­рого не может быть пес­но­пе­ния, совер­шенно неоправ­данно отда­ется в жертву мело­дии.

До какого абсурда может дойти гос­под­ство музыки над тек­стом, насильно под­го­ня­е­мым под ноты в видах кра­соты зву­ча­ния, а не смысла, стоит вник­нуть в извест­ное сочи­не­ние П. Чес­но­кова «Вос­кре­се­ние Хри­стово видевше», где допу­щен пере­хлест слов во вступ­ле­ниях партий и в резуль­тате при пении верх­ними голо­сами слов «имя Твое име­нуем», бас парал­лельно поет «не знаем». Или в пере­ло­же­нии Г. Львов­ским кондака Успе­нию Божией Матери роспева Киево-Печер­ской Лавры сде­лана авто­ром роко­вая уступка музыке в ущерб смыслу слов: 3‑й голос делает вступ­ле­ние слогом-отри­ца­нием «не», после чего осталь­ные голоса поют «неусы­па­ю­щую». Таким обра­зом, слы­шится дважды отри­ца­тель­ная частица «не», по семан­тике слов здесь двой­ное отри­ца­ние и, сле­до­ва­тельно, по пере­ло­же­нию Львов­ского уже звучит про­ти­во­по­лож­ное: «В молит­вах (не-не) усы­па­ю­щую Бого­ро­дицу…» (Сравни ана­ло­гич­ное из 2‑й молитвы ко Свя­тому При­ча­ще­нию «Якоже не неудо­стоил еси внити.., т. е. удо­стоил).

В своей речи о цер­ков­ном пении Свя­тей­ший Пат­ри­арх Алек­сий I, пори­цая склон­ность хоров к свет­скому образу пения, гово­рил: «Вместо небес­ной музыки, какая слы­ша­лась в древ­них стро­гих и вели­че­ствен­ных роспе­вах, мы слышим мiр­ское лег­ко­мыс­лен­ное соче­та­ние звуков. И таким обра­зом, пение в храмах наших, осо­бенно город­ских, совер­шенно не соот­вет­ствует той цели, какую оно должно пре­сле­до­вать, и храм из дома молитвы часто пре­вра­ща­ется в зал бес­плат­ных кон­цер­тов, при­вле­ка­ю­щих пуб­лику, а не моля­щихся, кото­рые поне­воле должны тер­петь это отвле­ка­ю­щее их от молитвы пение». (ЖМП, 1948, No 5, с. 8).

Бого­слу­жеб­ное пение никак не должно быть похоже на мiр­ское, земное. В храме все иное, отлич­ное от повсе­днев­ного, житей­ского: обла­че­ния свя­щен­но­слу­жи­те­лей, напре­столь­ные сосуды, утварь (лжица, дискос, под­свеч­ники, хоругви и т. д.), рос­пись стен, ико­но­стас; нако­нец, архи­тек­тура здания несет свои черты (апсиды, зако­мары, купола и т. д.) Бого­слу­жеб­ное пение и мiр­ское пение не сов­ме­стимы. Вот почему древ­няя Хри­сти­ан­ская Цер­ковь рож­дала в своих исто­ках особое пение, над­мiр­ное. Что был плод не измыш­ле­ния, не изоб­ре­те­ния нового пения, а веяние Духа Свя­таго, нис­по­слан­ного Сыном Божиим, Осно­ва­те­лем Церкви, для ее оду­хо­тво­ре­ния. Бого­слу­жеб­ное пение в древ­ней Церкви орга­ни­че­ски про­ис­те­кало из ее недр и вполне соот­вет­ство­вало высоте уровня духов­ной жизни тогдаш­них хри­стиан.

По наме­тив­ше­муся руслу бого­слу­жеб­ное пение ста­ра­лись напра­вить святые отцы, кото­рые зорко сле­дили за ним, охра­няя его от мiр­ского вли­я­ния. Так, Св.Иоанн Зла­то­уст гово­рит: «Мы желаем и тре­буем, чтобы вы, воз­нося боже­ствен­ные пес­но­пе­ния, были про­ник­нуты всяким стра­хом и укра­шены бла­го­го­ве­нием. Тебе над­ле­жало с бла­го­го­вей­ным тре­пе­том воз­гла­шать ангель­ское сла­во­сло­вие, а ты пере­но­сишь сюда обычаи шутов и пля­су­нов, непри­лич­ным обра­зом подъ­емля руки и повер­ты­ва­ясь всем телом. Как же ты не боишься и не тре­пе­щешь? Разве не знаешь, что здесь неви­димо при­сут­ствует Сам Бог». (Цит. по: Д. Раз­умов­ский. Цер­ков­ное пение России. Вып. 1, М., 1887, с. 33)

Даже внеш­ний образ поющих был небез­раз­ли­чен для этого все­лен­ского учи­теля. Но как часто регенты не хотят понять правил бла­го­нра­вия на кли­росе, поз­во­ляя себе совер­шенно непри­стой­ные позы, дви­же­ния, стран­ные взмахи рук, тря­се­ние голо­вой с раз­лич­ной мими­кой (даже с улыб­кой) лица, с неко­то­рым при­се­да­нием, рыв­ками вперед-назад, притом изда­вая нечле­но­раз­дель­ные звуки, шипе­ние или окрики — и это нередко все на виду и слуху у моля­ще­гося народа. С горе­чью при­хо­дится видеть руко­во­ди­тель­ницу хора в церкви без голов­ного покры­тия, с кра­ше­ными воло­сами, с кра­ше­ными глаз­ни­цами и губами, с мани­кю­ром, с нескром­ным покроем одежды, что без­условно, оскорб­ляет свя­тость бого­слу­жеб­ного пения. Ясное дело, что от тако­вых реген­тов нечего ждать насто­я­щего цер­ков­ного пения: «Рож­ден­ное от плоти есть плоть». Не цер­ков­ные по духу регенты наби­рают подоб­ных же певцов, порою даже нетрез­вых, куря­щих и, страх поду­мать,— неве­ру­ю­щих. Но это же поно­ше­ние бого­слу­жеб­ного пения! Такие хоры, свет­ски испол­няя пес­но­пе­ния, оттал­ки­вают от себя народ, между тем ощу­тимо погло­щая денеж­ные сред­ства при­хода. Бого­мольцы скорее идут на раннюю Литур­гию, где обычно поют левые хоры (не про­фес­си­о­налы) без кон­церт­ных номе­ров, просто и молит­венно.

Нема­лый урон нано­сит цер­ков­но­сти пения изо­ли­ро­ван­ность хора в храме: регент зача­стую авто­но­мен на кли­росе, а духо­вен­ство не вни­кает в эту область, без­раз­лично отно­сясь к репер­ту­ару и манере испол­не­ния, только бы «капелла» зву­чала и этого доста­точно. Сугубо печаль­ное явле­ние, когда выгля­дит ниже регента свя­щен­но­слу­жи­тель в пони­ма­нии под­линно цер­ков­ного пения и тре­бует от него, напри­мер, Вели­ким Постом петь «Пока­я­ния отверзи ми…» только А. Веделя — про­из­ве­де­ние, мягко говоря, сомни­тель­ное для храма.

Духов­ность пения на кли­росе… как ее понять, постичь, стя­жать? Она обре­та­ется не в курсах по цер­ков­ному пению, не на спев­ках, не в про­слу­ши­ва­нии зву­ко­за­пи­сей. Как Цар­ствие Божие не при­хо­дит види­мым обра­зом, но внутри чело­века есть (Мф.17:21), так и духов­ность не внешне при­об­ре­та­ется, но внутри души зарож­да­ется и совер­шен­ству­ется. Чело­веку надо начать жить по-еван­гель­ски, искать прежде всего Цар­ства Небес­ного, заняться очи­ще­нием своего сердца, неуклонно испол­нять пра­вила хри­сти­ан­ской жизни, изжи­вать в себе вет­хого чело­века «со страстьми и похотьми», чтобы не он, но Слад­чай­ший Иисус жил в нем, по слову Ап. Павла: «И уже не я живу, но живет во мне Хри­стос» (Гал.2:20).

Бла­го­дать Божия, все­ля­ясь в очи­щен­ное от гре­хов­но­сти сердце, про­све­тит его, рас­кроет очи так, что чело­век станет совсем иначе зреть на жизнь, на ее смысл и именно со сто­роны веч­но­сти начнет пере­оце­ни­вать все окру­жа­ю­щее. Поэтому про­све­щен­ная душа будет искать себе срод­ное, духов­ное. Все плот­ское, страст­ное пред­ста­нет уже в своем под­лин­ном мрач­ном, оттал­ки­ва­ю­щем образе. Духовно живу­щий чело­век уже спо­со­бен рас­по­знать, что для души полезно, что вредно; что при­бли­жает к Богу, а что отда­ляет.

Закон духов­но­сти рас­про­стра­ня­ется на всех хри­стиан, жаж­ду­щих спа­се­ния души, в том числе, конечно, и на руко­во­ди­те­лей бого­слу­жеб­ного пения. Их музы­каль­ный талант ста­но­вится слугою бла­го­че­стия, духов­но­сти. Не гени­аль­ность таланта спо­собна опре­де­лить, насколько цер­ковно то или иное пес­но­пе­ние, а духов­ный опыт регента, кото­рый не поз­во­лит ему, к при­меру, испол­нить за бого­слу­же­нием «Тебе Бога хвалим» Д. Борт­нян­ского с его чисто опер­ной музы­кой.

Поскольку духов­ность дости­га­ется тер­ни­стым кре­сто­но­ше­нием и скорее позна­ва­лась живу­щими не в мiру, а в оби­те­лях, то и твор­цами бого­слу­жеб­ных пес­но­пе­ний, их мело­дий в глу­боко молит­вен­ном духе ста­но­ви­лись чаще всего мона­ше­ству­ю­щие. Дей­стви­тельно, мона­стыр­ские напевы ближе сердцу пра­во­слав­ного бого­мольца.

Однако при всем пре­вос­ход­стве раз­да­ю­щихся ныне за бого­слу­же­ни­ями мона­стыр­ских напе­вов (Оптин­ского, Вала­ам­ского и т. д.) над сочи­не­ни­ями мiр­ских цер­ков­ных ком­по­зи­то­ров сле­дует ска­зать, что кано­ни­че­скими нор­мами бого­слу­жеб­ного пения издревле в Церкви были иные напевы, сло­жив­ши­еся в ее недрах в период ста­нов­ле­ния вообще хра­мо­вого пения вместе с рас­про­стра­не­нием и утвер­жде­нием хри­сти­ан­ства в язы­че­ском мире. Основы бого­слу­жеб­ного пения зало­жены были не гением чело­ве­че­ской при­роды, но силою, нис­по­слан­ною свыше на Цер­ковь со времен Пяти­де­сят­ницы. Хри­сти­ане на про­тя­же­нии многих веков бережно хра­нили бого­з­дан­ные основы цер­ков­ного пения с эпохи первых хри­сти­ан­ских общин, когда пение по уровню оду­хо­тво­рен­но­сти соот­вет­ство­вало их высоте бла­го­че­стия.

Регенту надо знать, что пение пер­во­хри­сти­ан­ских времен было общим, хоров не суще­ство­вало. Это был идеал испол­не­ния пес­но­пе­ния, т.к. каждое чадо Церкви при­звано быть пол­но­кров­ным ее «удом», т. е. членом, и орга­ни­че­ски соеди­няться с ней. Вот почему мы читаем в книге Деяний Св. Апо­сто­лов, что у первых хри­стиан обре­та­лось полное духов­ное еди­но­ду­шие: «У мно­же­ства же уве­ро­вав­ших было одно сердце и одна душа» (Деян.4:32). Отблес­ком изна­чаль­ного бого­слу­жеб­ного пения в наши дни явля­ется пение моля­щи­мися в храме наро­дом «Отче наш», «Достойно есть» и т. д. Если вслу­шаться в его общее пение на службе, то нельзя не при­знать, что именно в таком испол­не­нии ощу­ща­ется здо­ро­вый пульс цер­ков­ной жизни народа Божия. Всмот­ри­тесь в выра­же­ния лиц поющих бого­моль­цев, с каким вдох­но­ве­нием они воз­но­сят горе свои сердца. Когда народ поет «Да вос­крес­нет Бог» на Пасху, сколько вос­тор­жен­ных чувств вкла­ды­ва­ется в это пение, дух захва­ты­вает при слу­ша­нии такого пения. Соб­ственно, это и есть насто­я­щая пол­нота пения Церкви Божией и ника­кие хоры, самые зна­ме­ни­тые, несрав­нимы с народ­ным пением в Доме молитвы по своему воз­дей­ствию на душу чело­века. И скорее все­на­род­ному, а не хоро­вому пению при­суще молит­вен­ное обра­ще­ние: «И даждь нам еди­неми усты и единем серд­цем сла­вити и вос­пе­вати пре­чест­ное и вели­ко­ле­пое имя Твое, Отца, и Сына, и Свя­таго Духа».

Воз­ник­но­ве­ние отдель­ных групп певцов на бого­слу­же­нии про­изо­шло не сразу, но в даль­ней­шей исто­рии цер­ков­ного пения вслед­ствие сни­же­ния уровня духов­но­сти хри­стиан. Как далеко зашел про­цесс отде­ле­ния и отда­ле­ния поющих про­фес­си­о­на­лов от народ­ной массы, мы убеж­да­емся в нынеш­ней реаль­но­сти. Регенты, увле­чен­ные кон­церт­ными номе­рами, отби­рают у чест­ного народа послед­ние крохи, испол­няя нередко в опер­ной манере молитву Гос­подню, Символ Веры и др.

В наше слож­ное время, когда деся­ти­ле­ти­ями суще­ство­вав­шие хоры стали на глазах рас­па­даться вслед­ствие мало­цер­ков­но­сти их состава, дер­жав­ше­гося только на рублях, пришла необ­хо­ди­мость воз­вра­щаться к утра­чен­ным прин­ци­пам бого­слу­жеб­ного пения. Есть храмы, где народ­ным пением отправ­ля­ется вся служба. Все зави­сит от насто­я­теля церкви, от его забот­ли­во­сти и рев­но­сти. В отдель­ных кафед­раль­ных собо­рах посте­пенно вводят в народ­ное пение екти­нии, «Вели­чит душа моя Гос­пода», начало Литур­гии. Народ­ное пение в храме своим есте­ствен­ным испол­не­нием служит в извест­ной сте­пени мери­лом для регента хора. Про­стота народ­ного пения, его репер­ту­ара удер­жит чут­кого регента от пополз­но­ве­ния к кон­церт­ным или соль­ным про­из­ве­де­ниям, чуждым при­роде бого­слу­же­ния. Духов­ность руко­во­ди­теля хора вос­пре­пят­ствует ему испол­нить в храме, напри­мер, «С нами Бог» В. Зино­вьева с его ари­оз­ными вступ­ле­ни­ями соли­стов.

Тороп­ли­вость испол­не­ния в ущерб ясно­сти вос­при­я­тия содер­жа­ния пес­но­пе­ний стало неду­гом наших совре­мен­ных хоров. Даже отто­чен­ная дикция не дает права уско­рять неспеш­ный темп пес­но­пе­ний. Кощун­ственно устра­и­вать гонку в пении пас­халь­ного канона, ибо изме­не­ние нор­маль­ного темпа в сто­рону неосмыс­лен­ного уско­ре­ния пре­вра­щает харак­тер испол­не­ния в пля­со­вой ритм. Кроме того, наблю­да­ется стран­ная новизна в ритме, когда, Вели­кое сла­во­сло­вие в уско­рен­ном темпе стало зву­чать в роде какого-то марша, с отсе­че­нием концов строк.

Вот здесь оза­да­чен­ному регенту народ­ное пение под­ска­жет, в каких пре­де­лах дер­жать темп хора. А известно, что спешка не свой­ственна общему народ­ному пению, и это служит хоро­шей сдер­жи­ва­ю­щей мерой для хора. Пение с наро­дом в храме молит­во­сло­вий опре­де­ляет собою норму гром­ко­сти зву­ча­ния и для кли­роса. Дей­стви­тельно, общее пение сто­я­щих в храме при­хо­жан исклю­чает крики голо­сов, ибо там все есте­ственно. Совсем не то в хорах, где сплошь и рядом слы­шится искус­ствен­ное уси­ле­ние звука, пере­хо­дя­щее в крик партий, уви­дев­ших знак регент­ской руки, или пометку форте, фор­тис­симо в нотах. Под­линно молит­вен­ное пение не допус­кает этих эффек­тов, чисто искус­ствен­ных, рас­счи­тан­ных мощью, силой голо­сов уди­вить нахо­дя­щихся в храме.

Мы должны при­знать, что молитва и гро­мо­глас­ное пение несов­ме­стимы. Форте и Фор­тис­симо должны быть исклю­чены в испол­не­нии пес­но­пе­ний в храмах сред­ней вме­сти­мо­сти (типа Тро­иц­кого Собора Троице-Сер­ги­е­вой Лавры). Св. пророк Илия, смеясь над бес­си­лием жрецов идола Ваала, гово­рил им: «Кри­чите гром­ким голо­сом, ибо он бог; может быть, он заду­мался, или занят чем-либо, или в дороге, а, может быть, и спит, так он проснется». (3Цар.18:27). Хри­сти­ане, покло­ня­ясь истин­ному Богу, веруют, что все­ве­ду­ю­щий Гос­подь слышит наше самое зата­ен­ное дыха­ние молитвы и гро­мо­глас­ное пение без­смыс­ленно. Пре­красно и убе­ди­тельно под­твер­жда­ется уме­рен­ное по силе звука пение в Доме Божиим виде­нием тому же про­року Бога: был силь­ный ветер, но не в ветре Гос­подь, после ветра зем­ле­тря­се­ние, но не в зем­ле­тря­се­нии Гос­подь, после зем­ле­тря­се­ния огонь, но не в огне Гос­подь, после огня веяние тихого ветра и там Гос­подь (3Цар.19:11-12).

Неспеш­ное, спо­кой­ное (негром­кое), уми­ро­тво­рен­ное пение в храме при­бли­жает моля­щихся к Богу. Оши­ба­ется тот регент, кото­рый думает все вни­ма­ние моля­щихся при­ко­вать к своему хору через мастер­ство испол­не­ния «клас­си­че­ских» номе­ров тех или иных ком­по­зи­то­ров. Без­условно, бого­слу­жеб­ное пение орга­ни­че­ски свя­зано со свя­щен­но­дей­ству­ю­щими алтаря, но оно пред­на­зна­чено не отвле­кать бого­моль­цев своим испол­не­нием, а содей­ство­вать его бого­об­ще­нию и подобно фими­аму рас­тво­ряться горе, воз­нося, при­под­ни­мая души сто­я­щих в церкви к небу: «В храме стояще славы Твоея, на небеси стояти мним» (см. Утреня).

Для руко­во­ди­те­лей хора должно быть акси­о­мой то поло­же­ние, что их пение может быть дей­стви­тельно молит­вен­ным, когда на службе молится сам регент, вникая в смысл пес­но­пе­ний. Молится регент — тогда молится хор. Молится хормолится и храм. Однако молитва регента должна начаться не на бого­слу­же­нии, а намного раньше, еще перед выхо­дом из своего дома, а также в пути и при входе в храм. Тем более регент сосре­до­то­ченно должен молиться перед первым воз­гла­сом свя­щен­но­слу­жи­теля, кото­рый особо молится с воз­де­тыми руками перед Литур­гией. Через сер­деч­ную молитву регента бла­го­дать Все­свя­того Духа сни­зой­дет на его душу, про­све­тит и вра­зу­мит, как бого­угодно вос­петь службу цер­ков­ную. В свя­щен­ные моменты Литур­гии регенту сле­дует отло­жить камер­тон, обра­титься к алтарю и бла­го­го­вейно пере­кре­ститься (как обя­за­тель­ное) перед воз­гла­сом «Бла­го­сло­вено Цар­ство», перед пением «Во Цар­ствии Твоем», «При­и­дите покло­нимся», Три­свя­тым, чте­нием Апо­стола и Еван­ге­лия, перед Херу­вим­ской, «Станем добре», «При­и­мите…», «Пиите…», «Твоя от Твоих…», «Изрядно…», перед «Отче наш» и т. д.

Не содей­ствует молит­вен­но­сти пения бес­ко­неч­ное рас­ши­ре­ние репер­ту­ара, т. к. новые осва­и­ва­е­мые мело­дии застав­ляют певцов дер­жаться на кли­росе в уси­лен­ном напря­же­нии, и им ста­но­вится уже не до осмыс­ле­ния слов. Несо­мненно, что самый малый, но выучен­ный наизусть репер­туар чрез­вы­чайно спо­соб­ствует поющим, не загля­ды­вая в ноты, про­ник­нуться в пес­но­пе­нии и почув­ство­вать сла­дость молитвы.

Левые, люби­тель­ские хоры нередко поют как раз по памяти «Херу­вим­скую песнь», «Милость мира», что помо­гает своею про­сто­той создать молит­вен­ную атмо­сферу на кли­росе и в храме. Оптин­ский старец схи­ар­хи­манд­рит Вар­со­но­фий гово­рил, что «ноты свя­зы­вают певца по рукам и ногам…» Одни кра­си­вые звуки без содер­жа­ния. А слова усколь­зают от вни­ма­ния, молитвы нет» (см. «Надежда», вып. 8, РСХД, 1981 г., с. 87).

Разве может быть молитва хора, когда его певцы на бого­слу­же­нии стоят перед нотами в страхе, только и думают, как бы не пони­зить, как бы не оши­биться? Тем более, если регент может прийти в гнев? Такое пение, даже самое отто­чен­ное, не дости­гает цели. Без­оши­боч­ное пение — это еще не молитва. Скорее пение с есте­ствен­ными недо­стат­ками угод­нее Богу, чем без­упреч­ное в инто­на­ции, ансам­бле, но закре­по­щен­ное нотами испол­не­ние. Бла­жен­ный Иеро­ним гово­рит: «Славен пред Богом и худо­го­ло­сый певец» (см. Д. Раз­умов­ский, цит. соч., с. 38).

Для настроя хри­стиан на молитву в бого­слу­жеб­ном пении важнее фактор на кли­росе — что поют, а не как поют — послед­нее должно быть под­чи­нено пер­вому, а не наобо­рот. Бла­жен­ный Авгу­стин в «Испо­веди» заклю­чает: «Когда со мною слу­ча­ется, что меня тро­гает больше пение, нежели то, что поется, то я при­зна­юсь, что тяжело согре­шаю, и тогда желал бы я не слы­шать пою­щего» (см. ЖМП, 1949 г., No 11, с. 54).

Как странно слу­шать сло­весно удво­ен­ное пение, к при­меру, про­ки­мен «Помяну имя Твое» Киево-Печер­ского напева, где тем самым явно под­чер­ки­ва­ется музы­каль­ная сто­рона, а слова повто­ря­е­мые целой стро­кой, взяты как бы для раз­мена. К сожа­ле­нию, многих реген­тов инте­ре­сует более всего послед­нее, т. е. «музы­каль­ная сто­рона», и в резуль­тате на запри­част­ном стихе пре­красно зву­ча­щий хор испол­нит так назы­ва­е­мый «кон­церт», из кото­рого не раз­бе­решь слов и не узна­ешь, что это за текст был пропет? На вопрос — как испол­нили? — слу­ша­тели отве­тят: хорошо! А что про­пели — не разо­брали. Не лучше ли вместо нераз­бор­чи­вого кон­церта спеть 33‑й псалом, и весь народ, пони­мая содер­жа­ние, с усер­дием станет молиться. Этот псалом стоит петь по запри­част­ном стихе уже потому, что в отступ­ле­ние от чина Литур­гии его почему-то опус­кают по заам­вон­ной молитве, точнее после «Буди имя Гос­подне». Да и как можно увя­зать кон­церт­ный номер с при­го­тов­ле­нием при­хо­жан к при­ча­ще­нию? До XVII века этого кон­церт­ного испол­не­ния не суще­ство­вало в бого­слу­же­нии, как и пар­тес­ного пения.

Пра­во­слав­ная Русь со времен своего кре­ще­ния твердо дер­жа­лась уни­сон­ного пения, вос­при­ня­того от гре­че­ского Востока. Истоки его уходят к пер­во­хри­сти­ан­ской эпохе, когда еще не было хоро­вого испол­не­ния. Прин­цип уни­сон­ного пения вполне отве­чал идеалу еди­не­ния всех членов Церкви во Христе, и потому вполне отве­чал идеалу цер­ков­но­сти бого­слу­жеб­ного пения.

Пора нам, пра­во­слав­ным, воз­вра­щаться к забы­тым сокро­ви­щам искон­ного род­ного древ­не­рус­ского бого­слу­жеб­ного пения, кото­рым жили и спа­са­лись наши хри­сти­ане на Руси до XVII века!

Певцы Храма – Институт Теополиса

Кто были певцы, которые пели в Храме, построенном Соломоном? Я думаю, что многие люди могли бы ответить «левитские певцы». Это неправильно, потому что левитов не пускали внутрь Храма; были только священники. Левитский хор и оркестр выступали для Яхве вне здания, во дворах.

На самом деле в Храме были певцы. Рассмотрим начало Псалма 84:

a Сыновьями Кореи.

бПсалом.

1 Как возлюбленны Твои скинии, Яхве Воинств.

2 Душа моя томится и даже чахнет о судах Яхве.

3 Сердце мое и плоть моя поют от радости Могущественному, Богу Жизни.

4 Даже птица нашла дом,

5 И ласточка гнездо для себя,

6 Где она может поместить своих птенцов возле Твоих алтарей,

7 Оружия, мой Царь и мой Бог.

8 Блаженны и веселы живущие в Твоем доме!

9 Непрестанно славят Тебя.

Итак, согласно этому Сыну Корееву, маленькие птицы, подобные ласточкам, гнездились возле жертвенников Бога. Они жили в доме Божием, в отличие от людей, потому что священники входили на короткое время утром и вечером, чтобы поправить светильники и воскурить фимиам, а затем ушли. Птицы и их детеныши на самом деле жили в Храме. Наполненные весельем, они постоянно славили Бога.

Множество переводчиков и толкователей поставили это под сомнение. Можно перевести «в Твоем доме» как «у Твоего дома». Верно, но поэт говорит, что птицы гнездятся возле Божьих алтарей, во множественном числе. Ясно, что они не стали бы строить гнезда рядом с Алтарем Вознесения во дворе из-за всей происходящей там деятельности, но они могли бы строить гнезда где угодно во дворе. Единственный другой алтарь — это Алтарь Благовоний внутри Храма. Таким образом, птицы гнездились внутри Храма.

Они гнездились в Святом Месте, а не в Святая Святых. В этой самой святой комнате не было окон, и она была запечатана дверьми из оливкового дерева, за исключением короткого времени в День покровов (Левит 16). Из-за суматохи в тот день мы можем быть уверены, что ни одна ласточка не успела построить гнездо в этой комнате. Однако у Святилища были высокие окна (3 Царств 6:3). Переводы различаются между «окнами с художественными рамами», «решетчатыми окнами», «окнами с углубленными рамами» и другими вариантами. Даже если «решетчатые окна» в конечном итоге окажутся правильными, решетки не могли быть настолько узкими, чтобы через них практически не проникал свет. И если проникал свет, то и маленькие поющие птички тоже.

Этот факт, конечно же, вызывает пару практических вопросов. Во-первых, кто убирал птичий помет? Ответ: священники, так как больше никого внутрь не пускали. Во священника рукополагали в тридцать лет, так что эту задачу выполняли уже взрослые мужчины. Мы помним, что Питер Лейтхарт показал в The Plebshood of the Plebs , что слово kohen , переведенное как «священник», на самом деле означает «слуга царского дома» или, для краткости, дворцовый слуга. Уборка какашек — это то, чем занимаются слуги!

Во-вторых, что, если птичий помет упадет на буханки на столе с лицевым хлебом? Мы можем сказать об этом несколько вещей. Во-первых, поскольку птицы не грешники, их экскременты не оскверняют. Другая состоит в том, что жрецам, несомненно, не нужно было есть ни кусочка лепешки, забрызганной воробьиными какашками — левитские ритуалы не были делом магии; Вы могли бы позволить птицам иметь эти кусочки.

Тогда есть вопрос о птицах, грызущих хлеб. Это приобретает дополнительный возможный смысл в том, что двенадцать лиц хлеба представляют Израиль, и проклятие завета состоит в том, чтобы быть съеденным птицами (Иеремия 34:20 и т. д.). По крайней мере, мы действительно не можем допустить, чтобы ласточки ели самые верхние буханки лицевого хлеба.

Это приводит к вопросу, была ли на хлебе какая-либо оболочка. Мы знаем, что это были положения больших хлебов в две стопки и покоящиеся в лотках, буквально «ладошки» (kappoth , от kaf ), термин, который не только дает богатую теологию (для другого раза), но также указывает на форму кастрюли. Стороны этих пальмовых сковородок позволяли складывать их друг на друга. На вершине стопки стояло блюдо с благовониями. Это блюдо просто стояло на самой верхней буханке или над этой буханкой была крышка? Судя по тому, что мы видели, это, безусловно, кажется вероятным. Идите сюда для хорошего резюме и фотографий.

Кроме того, Светильник, наблюдающий за Лицевым Хлебом (Исход 25:37), символизирует Яхве, наблюдающего за Израилем. Поскольку светильники никогда не гасли, Тот, кто наблюдал за Израилем, никогда не дремал и не спал (Псалом 121). Такая же конфигурация видна в Святая Святых, где Яхве восседает над херувимским покровом Ковчега, который покоится на земном ларце Ковчега и покрывает его. Этот золотой покров является твердью между небом и землей. Совершенно логично, чтобы над каждой стопкой Лицевого хлеба была золотая крышка между Божьим оком и коленами Израилевыми.

Я пришел к выводу, что Facebread не был в опасности от чирикающих храмовых певцов.

Сын Кораха добавляет это позже в этом псалме:

20 Ибо лучше один день во дворах Твоих, чем тысяча.

21 Я лучше буду стоять у порога дома Бога моего

22 Чем жить в шатрах нечестия,

23 Ибо солнце и щит — Господь Бог.

24 Благодать и славу дает Яхве.

25 Он не лишает добра тех, кто ходит без порока.

26 Яхве Воинств, благословен и весел человек, который уповает на Тебя!

Как левитский певец стоит он во дворах дома Яхве, и это внешнее место, этот порог, лучше всякого жилища нечестивого. Подобно птицам, которые на самом деле живут в храме, уповающие на Бога «блаженны и веселы» (первое слово в 1-м псалме). Доверие Богу эквивалентно пребыванию в Его доме.

Мы, живущие в новом творении, имеем привилегию жить в доме Божьем в более полном смысле этого слова. Мы можем приближаться и петь Ему не только во Святом, но и в самом Святом Святых. Мы восходим Духом к тому месту, где находится Иисус, одесную Бога Отца.

В окрестностях Старого Павшего Храма, Иерусалима-Вавилона, не слышно музыки (Откровение 18:22), и единственные птицы в этом районе — пожиратели (19:17 и далее).

Это эссе не может быть полным без этого.

Джеймс Б. Джордан является основателем и директором Biblical Horizons, а также научным сотрудником в Теополисе.

АКЦИЯ:
ФЕЙСБУК
Твиттер
ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА

1 Паралипоменон 9:33 Музыканты, главы семей левитов, оставались в храмовых комнатах и ​​были освобождены от других обязанностей, потому что дежурили день и ночь.

◄ 1 Паралипоменон 9:33 ►

 Context   Crossref   Comm   Hebrew

Verse  (Click for Chapter)

New International Version
Музыканты, главы семей левитов, оставались в комнатах храма и были освобождены от других обязанностей, потому что они несли ответственность за работать день и ночь.

Новый живой перевод
Музыканты, все выдающиеся левиты, жили в Храме. Они были освобождены от других обязанностей, так как дежурили круглосуточно.

English Standard Version
Теперь эти певцы, главы отцовских домов левитов, находились в покоях храма, свободных от другого служения, ибо дежурили день и ночь.

Верийская стандартная Библия
Музыканты, главы семей левитов, оставались в храмовых покоях и были освобождены от других обязанностей, потому что дежурили днем ​​и ночью.

Библия короля Иакова
И эти суть певцы, начальники отцов левитов, , оставшихся в камерах , были свободны: ибо они были заняты в , что работают день и ночь.

Новая версия короля Иакова
Это певцы, главы отцовских домов левитов, поселивших в покоях, и были свободными от других повинностей; ибо они были наняты в которые работают днем ​​и ночью.

Новая американская стандартная Библия
Теперь это певцы, главы отцов дворов левитов, живших в покоях храма свободных от других повинностей; , потому что они были заняты своей работой день и ночь.

НАСБ 1995
Ныне это певцы, главы отцовских домов левитов, которые жили в покоях храма, свободных от другого служения; ибо они были заняты своей работой день и ночь.

НАНБ 1977
Теперь это певцы, главы отцовских дворов левитов, живших в покоях храма свободных от прочих служб; , потому что они были заняты своей работой день и ночь.

Наследие Стандартная Библия
Ныне это певцы, главы отцовских дворов левитов, живших в покоях храма свободных от другой службы ; ибо они были над ними в своей работе день и ночь.

Расширенный перевод Библии
Ныне это певцы, главы отцовских дворов левитов, живущих в храме покоях, свободных от иной службы потому что они дежурили день и ночь.

Христианская стандартная Библия
Певцы, главы семей левитов, оставались в храмовых покоях и были освобождены от других обязанностей, потому что дежурили днем ​​и ночью.

Христианская стандартная Библия Холмана
Певцы, главы семей левитов, оставались в храмовых помещениях и были освобождены от других обязанностей, потому что дежурили днем ​​и ночью.

American Standard Version
А это певцы, главы отцовских домов левитов, которые жили в покоях и были свободны от другого служения; ибо они были заняты своей работой день и ночь.

Библия на арамейском языке на простом английском
И эти служители, начальники отцов Левия, охраняли сводчатые комнаты вокруг дома, потому что они были уполномочены работать днем ​​и ночью.

Брентон Перевод Септуагинты
И эти были певцами, главами семейств левитов, которым были учреждены ежедневные курсы, ибо они были заняты в службах день и ночь.

Contemporary English Version
Главы семей левитов, которые были музыкантами, также жили в храме. Других обязанностей у них не было, потому что они дежурили день и ночь.

Библия Дуэ-Реймса
Это начальники певцов из семей левитов, которые жили в комнатах у храма, чтобы они могли служить постоянно день и ночь в своем служении.

English Revised Version
И это певцы, главы отцовских домов левитов, которые жили в комнатах и ​​были свободны от другого служения: ибо они были заняты в работе своей день и ночь.

Перевод GOD’S WORD®
Это были музыканты, которые были главами семей левитов. Они жили в комнатах в храме и были свободны от других обязанностей, потому что дежурили день и ночь.

Перевод хороших новостей
Некоторые семьи левитов отвечали за музыку в храме. Главы этих семей жили в некоторых зданиях Храма и были свободны от других обязанностей, потому что были наготове днем ​​и ночью.

Международная стандартная версия
Эти певцы, вожди родовых домов потомков Левия, жили в покоях Храма. Освободившись от других служебных обязанностей, они дежурили день и ночь.

JPS Танах 1917
А это певцы, главы отцовских домов левитов, которые жили в покоях и были свободны от другого служения; ибо они были заняты своей работой день и ночь.

Буквальная стандартная версия
А те, которые поют, главы отцов левитов, в покоях, [свободны], ибо [они] над ними в работе днем ​​и ночью.

Стандартная Библия большинства
Музыканты, главы семей левитов, оставались в храмовых покоях и были освобождены от других обязанностей, потому что дежурили день и ночь.

Новая Американская Библия
Это были певцы и привратники, главы семей левитов. Они оставались в камерах, когда были свободны от службы, так как днем ​​и ночью они должны были быть готовы к службе.

NET Bible
Музыканты и лидеры семей левитов жили в комнатах святилища и были освобождены от других обязанностей, так как днем ​​и ночью они должны были выполнять поставленные перед ними задачи.

New Revised Standard Version
Ныне это певчие, главы родовых домов левитов, живущие в покоях храма свободных от другого служения, ибо они дежурили день и ночь.

New Heart English Bible
Это певцы, главы родовых домов левитов, которые жили в покоях и были свободны от другого служения; ибо они были заняты своей работой день и ночь.

Перевод Библии Вебстера
И это певцы, главные из отцов левитов, которые, оставшись в комнатах, были свободны: ибо они были заняты этой работой день и ночь.

World English Bible
Это певцы, главы отцовских домов левитов, которые жили в комнатах и ​​были свободны от другого служения, ибо были заняты своей работой день и ночь.

Буквальный перевод Юнга
И те, которые поют, главы отцов левитов, в покоях, свободны, ибо днем ​​и ночью они над ними в работе.

Дополнительные переводы …

Контекст

Жители Иерусалима
…32Некоторые из их каафских братьев отвечали за приготовление рядов хлебов предложения каждую субботу. 33 Те, которые были музыкантами, главами левитских семейств, оставались в храмовых комнатах и ​​были освобождены от других обязанностей, потому что они были на службе день и ночь. 34Все это были главы левитских родов, начальники по родословию их, и жили они в Иерусалиме…

Верийская стандартная Библия · Скачать

Cross References

1 Паралипоменон 6:31
Это люди, которых Давид назначил ответственными за музыку в доме Господнем после того, как там остановился ковчег.

1 Паралипоменон 9:34
Все они были главами левитских родов, начальниками по родословию их, и жили они в Иерусалиме.

1 Паралипоменон 25:1
Кроме того, Давид и военачальники отделили некоторых из сыновей Асафа, Емана и Идифуна, чтобы пророчествовать под аккомпанемент арф, арф и кимвалов. Ниже приводится список мужчин, выполнявших эту услугу:

Nehemiah 12:46
Давным-давно, во дни Давида и Асафа, были наставники для певцов и для песен хвалы и благодарения Богу.

Псалтирь 134:1
Приидите, благословите Господа, все рабы Господни, служащие ночью в доме Господнем!

Иеремия 35:2
«Идите в дом Рехавитов, поговорите с ними и приведите их в одну из комнат дома Господня, чтобы предложить им пить вино».

Сокровищница Писания

И это певцы, главные из отцов левитов, которые, оставшись в комнатах, были свободны: ибо они были заняты в этой работе день и ночь.

певцы

1 Паралипоменон 6:31-33 И эти суть те , которых Давид поставил над служением пения в доме Господнем, после чего ковчег почил…

1 Паралипоменон 15: 16-22 И сказал Давид начальнику левитов, чтобы он назначил братьев их певцов на музыкальных инструментах, гуслях, арфах и кимвалах, звучащих, возвышая голос от радости…

1 Паралипоменон 16:4-6 И он назначил некоторых левитов служить перед ковчегом Господа, и записывать, и благодарить, и хвалить Господа Бога Израилева: …

были свободны

Неемия 11:17,22,23 И Матфания, сын Михи, сын Завди, сын Асаф, , был начальником, чтобы начать благодарение в молитве: и Бакбукия, второй среди его братьев, и Авда, сын Шаммуа, сын Галала, сын Идифуна…

они и т. д.

Псалом 133:1,2 Песнь степеней. Вот, благословите Господа, все вы, рабы Господни, которые ночью стоят в доме Господнем…

Псалом 134:1-3 Хвалите Господа. Хвалите имя Господне; хвалите его , о рабы Господни…

Перейти к предыдущему

Покои Начальник Обязанности Обязанности Жилище Жилище Занятые Помолвлены Освобожденные Семьи Отцы Свободные Главы Домохозяйства Дома Левиты Музыка Музыканты Ночной Заказ Оставшиеся Комнаты Служение Поют Певцы Песни Храмовые Работы

Jump to Next

ChambersChiefDutiesDutyDwellingDweltEmployedEngagedExemptFamiliesFathersFreeHeadsHouseholdsHousesLevitesMusicMusiciansNightOrderingRemainingRoomsServiceSingSingersSongsTempleWork

1 Chronicles 9

1. The original of Israel and Judah’s genealogies
2. The Israelites
10. The priests
14. and the Levites, with Nethinims, who dwelt in Jerusalem
27 . Заряд некоторых левитов
35. Род Саула и Ионафана

Комментарий Элликотта для англоязычных читателей

(33, 34) Общая подписка или заключительное заявление со ссылкой на предыдущий рассказ о левитах (1 Паралипоменон 9:14-32).

(33) Относится к певцам, о которых говорится в 1 Паралипоменон 9:14-16: А это (вышеупомянутые) менестрели, главы левитских семейств; в кельях Храма (они жили), освобожденных от всех других сборов; ибо день и ночь они были над ними в работе. Иврит суров и, возможно, испорчен, но смысл кажется ясным. Едва ли это означает, что служба пения в Храме была непрерывной (ср. Откровение 4:8), а только то, что певчие были обязаны постоянно повторять служение.

Они были наняты на эту работу. — Скорее, Они были над ними в работе. Они, то есть вожди до поры до времени, жили, подобно старшим надзирателям, в храмовых кельях, беспрестанно руководя гильдиями певцов.

Комментарий с кафедры

Стих 33. — Переведи: И эти певцы, главы отцов левитов, в покоях были свободны. Слово «свободный», безусловно, достаточно объясняется следующим предложением в связи с Ездры 7:24; Неемия 11:23. Более сомнительно, относится ли выражение «эти певцы» к именам, которые теперь должны были быть вставлены, но утеряны, или, возможно, к вер. 16, анте; идиома предпочла бы первое. Они были заняты на этой работе день и ночь; буквально, ибо днем ​​и ночью на них, в работе. Если бы мы предположили, что хет перед «работой» является ошибкой для хе, перевод был бы легким и не вызывал никаких сомнений, ибо днем ​​и ночью работа возлагалась на них. В любом случае суть смысла очевидна.

Параллельные комментарии …

Иврит

Те, кто был
וְאֵ֣לֶּה (wə·’êl·leh)
Союзный союз waw | Местоимение — нарицательное множественное число
Strong’s 428: Эти, те

музыканты,
הַ֠מְשֹׁרְרִים (ham·šō·rə·rîm)
Статья | Глагол — Piel — Причастие — Мужское множественное число
Стронг 7891: петь

Главы
רָאשֵׁ֨י (rā · š)
Существительные — Плюральная конструкция мужской плюс.
Предлог-л | Существительное — собственное — мужское множественное число
Стронг 3881: Левиты — Потомок Levi

семей,
אָב֧וֹת (‘ā · ḇ · wṯ)
Существующее — мужское множественное число
Стронг 1: отец

. bal·lə·šā·ḵōṯ)
Предлог-b, Статья | Существительное женского рода во множественном числе
Стронга 3957: Комната, палата, зал, камера

и были освобождены
פְּטוּרִ֑ים (pə·ṭū·rîm)
Глагол — Qal — QalPassParticiple — мужской род множественного числа
Стронг 6358: Открыт, Bud

[Из других обязанностей]
כִּֽי־ (Kî-)
Соединение
Стронг 3588: Относительное соединение

, потому что они были
עֲלֵлет (‘ă · Lê · head)
Propospision | третье лицо мужского рода множественного числа
Strong’s 5921: Над, над, над, против

при исполнении служебных обязанностей
בַּמְּלָאכָֽה׃ (bam·mə·lā·ḵāh)
Preposition-b, Article | Существительное женского рода единственного числа
Strong’s 4399: Депутатство, министерство, занятость, работа, имущество

день
יוֹמָ֥ם (yō·w·mām)
Наречие
Стронга 3119: Днем, днем ​​

и ночью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts