Как проводить сорок дней: Порядок проведения поминок на 40 дней

Разное

План поминовения усопшего на 40 дней

Дата смерти:

Христианское учение о смерти

Согласно христианскому вероучению, смерть человека – это не переход из состояния бытия в небытие, но временное разлучение души с телом. При этом душа, разлучившаяся с телом, не просто продолжает существовать, но продолжает жить личностной жизнью: у нее сохраняется разум, память, воля, сознание, самосознание и др. личностные особенности (Лк.16:19-31).
Таким образом, по отношению к человеческой душе смерть — это не прекращение жизни вообще, а прекращение её существования в соединении с телом.

Молитвы дня

Молитва за усопшего должна начинаться с самого момента его кончины. Читается «Последование по исходе души от тела». Важно знать, что если человек умер не дома, и тела дома нет, то в день его смерти все равно читают этот канон. То есть читать данное последование могут не только те близкие, что проживали вместе с усопшим, но и другие родственники, а также друзья, знакомые, и все те, кто желает помолиться за умершего. Канон, входящий в Последование, может читаться ежедневно вплоть до момента погребения.

Также над телом усопшего принято читать Псалтирь. Ее чтение начинается сразу после прочтения «Последования по исходе души от тела» и, по возможности, совершается непрерывно до момента погребения. Это могут делать как близкие, чередуясь, так и специально приглашенные чтецы. Чтение Псалтири может прерываться совершением панихид и заупокойных литий.

Вопрос священнику

Вопрос: Нужно ли завешивать зеркала в доме, где умер человек?

Ответ: Никакого отношения к православной традиции завешивание зеркал не имеет! Это суеверие и обоснование у него глупое – душа, увидев себя в зеркале, может испугаться. Душа плоти не имеет. Соответственно, отразиться в зеркале никак не может. Тем более, испугаться своего вида. Есть и другие варианты: родственники могут увидеть душу в зеркале или душа, увидев себя в зеркале, может навсегда остаться там. Суеверные люди придают зеркалу некие мистические свойства. Оттуда и утверждение, что душа может «поселиться» в «зазеркалье», где царят лукавые духи. Это утверждение также противно православному вероучению.

Цитата дня

«…Человек не может определить себя только перед жизнью, он должен определить себя и перед смертью, должен жить, зная, что умрет. Смерть есть самый важный факт человеческой жизни, и человек не может достойно жить, не определив свое отношение к смерти. Кто строит свою жизнь, закрыв глаза на смерть, тот проигрывает дело жизни, хотя бы жизнь его была удачной. Достижение полноты жизни связано с победой над смертью. Современные люди склонны видеть признак мужества и силы в забвении о смерти, им это кажется бесстрашием. В действительности забвение о смерти есть не мужество и бесстрашие, а низость и поверхностность. Человек должен преодолеть животный страх смерти, этого требует достоинство человека. Но глубокое отношение к жизни не может не быть связано с трансцендентным ужасом перед тайной смерти, ничего общего не имеющего с животным страхом. Низким является забвение о смерти других людей, не только о смерти близких, но и смерти всякого живого существа. В этом забвении есть предательство, ибо все за всех ответственны и все имеют общую участь. «Участь сынов человеческих и участь животных – участь одна: как те умирают, так умирают и эти», – говорит Экклезиаст… Без решения вопроса о смерти, без победы над смертью личность не может себя реализовать. И отношение к смерти не может не быть двойственным. Смерть есть величайшее и предельное зло, источник всех зол, результат грехопадения, ибо всякое существо сотворено для вечной жизни. Христос пришел прежде всего победить смерть, вырвать жало смерти. Но смерть в падшем мире имеет и положительный смысл, ибо свидетельствует отрицательным путем о существовании высшего смысла. Бесконечная жизнь в этом мире была бы лишена смысла. Положительный смысл смерти в том, что полнота жизни не может быть реализована во времени, не только в конечном времени, но и во времени бесконечном. Полнота жизни может быть реализована лишь в вечности, лишь за пределами времени, во времени жизнь остается бессмысленной, если она не получила смысла от вечности. Но выход из времени в вечность есть скачок через бездну. В мире падшем этот скачок через бездну именуется смертью. Есть другой выход из времени в вечность – через глубину мгновения, не составляющего дробной части времени и не подчиненного категории числа. Но этот выход не бывает окончательным и целостным, он постоянно опять выпадает во время. Реализация полноты жизни личности предполагает существование смерти. К смерти возможно лишь диалектическое отношение. Христос смертью смерть попрал, поэтому смерть имеет и положительный смысл. Смерть есть не только разложение и уничтожение человека, но и облагораживание его, вырывание из власти обыденности. Метафизическое учение о естественном бессмертии души, основанное на учении о субстанциональности души, не решает вопроса о смерти. Это учение проходит мимо трагизма смерти, раздробления и распадения целостного человеческого существа. Человек не есть бессмертное существо вследствие своего естественного состояния. Бессмертие достигается в силу духовного начала в человеке и его связи с Богом. Бессмертие есть задача, осуществление которой предполагает духовную борьбу. Это есть реализация полноты жизни личности. Бессмертна именно личность, а не душа как естественная субстанция. Христианство учит не о бессмертии души, а о воскресении целостного человеческого существа, личности, воскресении и тела человека, принадлежащего личности. Бессмертие частично, оно оставляет человека раздробленным, воскресение же интегрально. Отвлеченный спиритуализм утверждает лишь частичное бессмертие, бессмертие души. Отвлеченный идеализм утверждает лишь бессмертие идеальных начал в человеке, лишь идеальных ценностей, а не личности. Только христианское учение о воскресении утверждает бессмертие, вечность целостного человека, личности. В известном смысле можно сказать, что бессмертие есть завоевание духовного творчества, победа духовной личности, овладевшей душой и телом, над природным индивидуумом. Греки считали человека смертным, бога же бессмертным. Бессмертие сначала утверждалось для героя, полубога, сверхчеловека. Но бессмертие всегда означало, что божественное начало проникало в человека и овладевало им. Бессмертие – богочеловечно. Бессмертие нельзя объективировать и натурализировать, оно экзистенциально. Мы должны стать совершенно по ту сторону пессимизма и оптимизма и утверждать героические усилия человека реализовать свою личность для вечности, независимо от успехов и поражений жизни. Реализация личности для вечной жизни имеет еще связь с проблемой пола и любви. Пол есть половинчатость, раздробленность, неполнота человеческого существа, тоска по восполнению. Целостная личность бисексуальна, андрогинна. Метафизический смысл любви в достижении целостности личности для вечной жизни. В этом есть духовная победа над безликим и смертоносным родовым процессом…»
архимандрит Таврион (Батозский)
Из проповедей в Спасо-Преображенской пустыни

Избранное житие

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), Симферопольский

Советы психолога

После потери близкого человека нас переполняют сложные чувства. Иногда возникают настолько необычные переживания, что становится страшно, кажется, что ты сошел с ума. Но именно в дни катастрофы (а смерть близкого человека – и есть личная катастрофа) даже пугающие мысли, переживания, действия являются НОРМАЛЬНОЙ реакцией на боль от потери.

В первые 48 часов после смерти близкого сознание сопротивляется реальности, отказывается признавать случившееся. Это – нормальная шоковая реакция, которая защищает психику от разрушающей боли. Многие люди говорят, что умом признают, понимают произошедшее, а внутри – словно не верят, не осознают трагедии. Некоторые вообще отказываются верить в смерть близкого человека, особенно если они не видели тело усопшего. Иногда шокированный тяжелым известием человек ведет себя так, словно ничего не случилось. Но в первые часы после смерти дорогого человека нормальным является даже поведение, которое в другое время было бы признаком сумасшествия: например, если человек ведет себя так, будто умерший человек по-прежнему жив, просит позвать его, передать ему что-то, разговаривает с пустым местом за столом, словно там находится усопший. Поэтому не пугайтесь собственных «ненормальных» реакций и не паникуйте из-за чудно́го поведения других скорбящих. Когда сознание будет готово принять произошедшее, не разрушив при этом личность, шок отступит, и нормальное восприятие реальности вернется. Изучите этапы переживания горя и условные критические фазы этого процесса.

Стихотворение дня

Уходят люди. Каждому черед, Шаховской Иоанн‚ архиепископ

Видео дня

Можно ли вымолить из ада?

К оглавлениюСлед. день

  • 27 тыс. 0