Монотеистические это: Что такое монотеизм. Монотеистические религии

Разное

Что такое монотеизм. Монотеистические религии

Содержание статьи

  • Что такое монотеизм?
  • Монотеистические религии
  • Христианство и монотеизм

Что такое монотеизм?

Слово «монотеизм» имеет два значения:

  1. Вера в единого Бога;
  2. Учение о едином Боге.

Оно было образовано от греч. μονος (monos) — «один», θεος (theos) — «бог».

В отличие от пантеизма, при котором Бог отсутствует, как личность, монотеистические религии говорят о едином Боге с конкретным учением, а не об абстрактных философских течениях.

Монотеистические религии

В мире существует три основных направления монотеистических религий, которые разделяют представления о сверхтварном Творце и Создателе мира:

  1. Христианство;
  2. Иудаизм;
  3. Ислам.

При этом монотеизм при определенном сходстве в этих религиях имеет и существенные различия. Так в Исламе Господь наш Иисус Христос воспринимается лишь пророком и учение каждой религии отличается от остальных.

Христианство и монотеизм

Это утверждение полностью отвергает идею, что все монотеистические религии едины, а Бога лишь называют разными именами: «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут» Иак. 2:19

Каждая монотеистическая религия — это вера в Бога, как в личность, выражающую свое отношение к Тварному миру. В христианстве — это великая искупительная жертва Христа, страдавшего за наши грехи. Бывает сложно вместить умом учение о Святой Троице, если мы говорим о монотеизме, о едином по существу и троичном в Лицах Боге. Образ бытия Троицы превышает человеческий разум, поэтому остается лишь душа, которая верит Слову нашего Господа.

Монотеизм предполагает личные отношения с Богом, живой диалог с Ним, обращение в молитве и вера в то, что эта молитва будет услышана. Если при пантеизме такой диалог не возможен, потому что пантеизм не предполагает Бога, как личность, то монотеизм дает человеку возможность выстроить отношения с Богом.

Пантеизм не дает четкого ответа на вопрос «как Бог относится к своему творению?». По сути это учение отрицает, что был Некто, сотворивший все сущее. У истоков течения также стоял еврейский философ Спиноза, который говорил: «Бог есть природа» (Deus sive natura). Отрицая Бога, как личность, мы в какой-то мере отрицаем человека, как личность. Что произойдет с нами после смерти? Станем ли мы тоже лишь обезличенной частью окружающего мира?

В монотеистических религиях Бог обращается к человеку, говорит с ним, участвует в судьбе человека. Не все боги монотеистических религий (которых, кроме основных, насчитывается великое множество) добры к людям в представлении основателей вероучения. В христианстве отношение к человеку обозначено вполне четко — Господь страдает и принимает смерть на Кресте за наши грехи, приходит, чтобы спасти нас, дать нам Вечную жизнь. Воплощение Бога являет человеку возможность соединения с Богом. Поэтому, в отличие от пантеизма, который, скорее, можно назвать философским течением, монотеизм — характеристика религии.

Читайте также:

  • Философия русской идеи
  • Православная философия материи

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Подпишитесь на Правмир в

Выбор читателей «Правмира»

Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

Монотеизм

5 ступеней веры

  • Раздел «Чем отли­ча­ются рели­гии»
  • Два «моно­те­изма» В.Н. Лос­ский
  • Биб­лей­ский моно­те­изм про­топр. Борис Боб­рин­ский
  • Поли­те­изм, пан­те­изм и моно­те­изм диакон Андрей
  • Поли­те­изм и два моно­те­изма архим. Алипий (Касталь­ский-Бороз­дин)
  • Один и тот же Бог у хри­стиан, иудеев и мусуль­ман?
  • Ислам в срав­не­нии с хри­сти­ан­ским моно­те­из­мом C.А. Сер­геев
  • Моно­те­изм искон­ный Энцик­ло­пе­дия хри­сти­ан­ской апо­ло­ге­тики
  • В чем заклю­ча­ется пре­вос­ход­ство еди­но­бо­жия над мно­го­бо­жием митр. Анто­ний (Хра­по­виц­кий)
  • О еди­но­бо­жии, как пер­во­на­чаль­ном виде рели­гии рода чело­ве­че­ского В.Д. Куд­ряв­цев-Пла­то­нов
  • Еди­но­бо­жие, как вера избран­ного народа А.П. Лопу­хин

Монотеи́зм

1) вера в еди­ного Бога;
2) учение о едином Боге.

К моно­те­и­сти­че­ским рели­гиям отно­сят рели­гии, раз­де­ля­ю­щие пред­став­ле­ния о сверхтвар­ном Творце и Созда­теле мира (хри­сти­ан­ство, иуда­изм, ислам).

Вместе с тем моно­те­и­сти­че­ские рели­гии совсем неод­но­родны. Пред­став­ле­ния о едином Боге раз­ви­ва­ются ими совер­шенно неоди­на­ково. Если хри­сти­ан­ство глу­боко и все­сто­ронне рас­кры­вает жизнь еди­ного Бога, содер­жит целост­ные пред­став­ле­ния о Его сверхтвар­ном бытии и Его отно­ше­нии к создан­ному Им миру и чело­веку, то прочие формы моно­те­изма доволь­ству­ются отвле­чен­ной кон­ста­та­цией еди­но­бо­жия.

Поэтому среди моно­те­и­сти­че­ских рели­гий целе­со­об­разно выде­лить кон­крет­ный (хри­сти­ан­ский) и абстракт­ный (прочий) моно­те­изм, при­знав истин­ность и после­до­ва­тель­ность только за первой формой моно­те­изма, все­сто­ронне кон­кре­ти­зи­ру­ю­щей жизнь Бога и Его отно­ше­ния к твар­ному миру.

После­до­ва­тель­ным моно­те­из­мом может быть названа только рели­гия глу­боко и все­сто­ронне рас­кры­ва­ю­щая жизнь еди­ного Боже­ства.

Так, оче­видно, недо­ста­точно ска­зать, что Бог един («Ты веру­ешь, что Бог един: хорошо дела­ешь; и бесы веруют, и тре­пе­щут» Иак.2:19). К этому поло­же­нию необ­хо­димо доба­вить, что Он есть единая Лич­ность. Но и этот тезис нуж­да­ется в даль­ней­шем рас­кры­тии, поскольку единая Лич­ность нетвар­ного Бога отли­ча­ется от твар­ной чело­ве­че­ской лич­но­сти, должна суще­ство­вать непо­сти­жи­мым, пре­вы­ша­ю­щим ее твар­ный разум обра­зом.

Хри­сти­ан­ство учит о том, что Бог един, утвер­ждает Его еди­но­су­щие (Бог един по суще­ству). К этому поло­же­нию оно добав­ляет поло­же­ние о личной при­роде Боже­ства, учит, что Бог есть Суще­ство личное. Но оно избе­гает антро­по­мор­физма, когда учит о Боге едином по суще­ству и тро­ич­ном в Лицах – Святой Троице нераз­дель­ной и нес­ли­ян­ной, образ бытия Кото­рой пре­вы­шает чело­ве­че­ский разум.

Оче­видно, недо­ста­точно ска­зать, что Бог есть Творец мира. Необ­хо­димо рас­крыть Его твор­че­ское отно­ше­ние к твар­ному миру, отве­тить на вопрос: «Как Бог творит мир?». Если мы оста­вим этот вопрос в сто­роне, то можно допу­стить, что мир созда­ется из Самого Боже­ствен­ного бытия, то есть он равен нетвар­ному Богу. А этот тезис уже озна­чает язы­че­ство.

Хри­сти­ан­ство учит о том, что Бог творит мир из ничего. Он создает его не из Своей сущ­но­сти, а вызы­вает из небы­тия одной силой Своей мысли и воли. Это учение утвер­ждает ино­су­щие (ино­при­род­ность) Бога и мира, реши­тельно раз­де­ляет твар­ное и нетвар­ное бытие, закры­вает путь обо­жеств­ле­ния пре­хо­дя­щих явле­ний твар­ного мира, и мира как целого.

Если Бог личен, то Он может искать еди­не­ния с лич­но­стью чело­века и, как Все­мо­гу­щий, дости­гать этого еди­не­ния, рас­кры­вая чело­веку Самого Себя. Вне еди­не­ния Бога и чело­века позна­ние Бога оста­нется непол­ным. Как глу­боко это еди­не­ние и в каком Чело­веке оно осу­ще­стви­лось во всей пол­ноте? Если моно­те­изм не даст ответы на эти вопросы, то он будет утвер­ждать совер­шен­ную непо­зна­ва­е­мость Бога для чело­века. А такое утвер­жде­ние озна­чает отри­ца­ние моно­те­и­сти­че­ского знания по суще­ству.

Хри­сти­ан­ство учит о том, что Бог стал чело­ве­ком в Бого­че­ло­веке Иисусе Христе. Вопло­ще­ние Бога откры­вает путь Бого­по­зна­ния. Вопло­ще­ние Бога являет чело­веку воз­мож­ность соеди­не­ния с Богом, делает его сыном Божьим. Такое соеди­не­ние осу­ществ­ля­ется Боже­ствен­ной бла­го­да­тью Свя­того Духа, веду­щей хри­сти­а­нина к бла­го­дат­ному еди­не­нию со своим Твор­цом – обо­же­нию.

  • 7.1 тыс. 0