Как развивалось образование в византии: Особенности образования в Византийской империи
Содержание
Особенности образования в Византийской империи
Библиографическое описание:
Салманова, Д. А. Особенности образования в Византийской империи / Д. А. Салманова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 25-29. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13102/ (дата обращения: 28.12.2022).
Система образования в византийском обществе была на протяжении тысячелетия наиболее передовой. Источники позволяют сделать вывод, что в Византии не существовало социальных ограничений на получение образования, и школы могли посещать все, кто хотел и имел возможность учиться. Обучение было платным, за исключением монастырских и дворцовых школ.
На схеме1 представлена система образования в Византии. Согласно данной схеме можно понять, что основной характеристикой образования в Византии является то, что оно было светским.
Рис. 1. Система образования в Византии
На этой схеме четко видна иерархия образовательной системы, начинавшейся в так называемых школах грамоты. В данных образовательных учреждениях дети получали самые начальные знания, необходимые в их возрасте. Широта покрытия в течение всего времени существования Византийской империи была большой, однако в некоторые отдельные периоды их количество могло то уменьшаться, то возрастать. Курс обучения в школах грамоты длился чаще всего 2–3 года, дети начинали обучение с 5–7-летнего возраста.
В средствах обучения в школах грамоты по сравнению с эллинистическими элементарными школами произошли некоторые изменения. Так, теперь свитки у учащихся были заменены на тетради, при этом и пергамент с папирусом с начала 11 века стал вытесняться бумагой. Также нелишним будет отметить, что палочка-стиль теперь сменилась на птичьи перья.
Тем не менее, в образовательном процессе значительных изменений по сравнению с методикой преподавания предшествующей эпохи не произошло. Все также учащиеся обучались по буквослагательному методу. Они должны были обязательно произнести то, что написано. И, кроме того, в обязательном порядке требовалось заучивание текстом наизусть.
В качестве методических и учебных пособий использовались учебные тексты античных школ. Однако помимо них использовались и книги христианских святых. В домашнем обучении использовался традиционный счет на пальцах. С течением времени методы счета на пальцах сменился на камни, затем на счетную доску и уже после этого — на абакусы (абак).
В сравнительной характеристике между новой византийской системой обучения и античной, в содержании образовательного процесса отсутствовала физическая подготовка, а музыкальное обучение было заменено на церковное песнопение.
Сами преподаватели использовали последовательность в обучении. От самого простого к сложному, от уже известного к новому. В довершении всего они использовали мнемонические приемы. Мнемонический прием представлял собой возможность применения специальных приемов и методов, значительно облегчающих запоминание материала учащимися.
Стоит отметить, что были и такие начальные школы, в которых дети учились исключительно по библейским книгам и сочинениям известных христианских писателей.
Византийская элита преимущественно получала образование в частных, церковных или государственных грамматических школах. Большое внимание в данных школах отводилось грамматике, риторике, диалектике и поэтике. Целью обучения являлось формирование у детей общей культуры красноречия и развитости мышления.
Некоторые специальные знания многими учащимися игнорировались. Такие предметы как арифметика, геометрия, музыка и астрономия в особом почете не были, и изучались поверхностно. Большое распространение в образовательном процессе получили состязательные поединки учащихся друг с другом в толковании текстов и риторике.
На наш взгляд, цель школьного обучения в Византии состояла в том, чтобы научить детей активному овладению речевыми навыками, развитию у школьников способностей к пересказу, цитированию на память различных текстов, что, в свою очередь, значительно развивало творческие способности и импровизацию.
Образовательный процесс во многих учебных заведениях начинался с чтения молитвенных текстов. Учитель (дидаскал) с помощью старшего ученика в конце каждого учебного периода проверял знания у учащихся. Нарушения дисциплины и плохая успеваемость карались розгами. Кроме школ грамоты широкое распространение в Византийской империи получили начальные учебные заведения, в которых изучали исключительно Библию и иные священные писания.
Большинство учащихся завершало обучение с элементарным образованием. Однако многие продолжали учиться в специализированных учебных заведениях повышенного типа. Так называемые «педиа» или «энкиклиос педиа» давали специальные грамматическое школы. Подобные школы могли быть как частными, так и государственными. Постепенно образование выше уровня среднего сосредоточилось в столице Византийской империи — Константинополе. К 9–10 века в городе насчитывалось уже более десяти соответствующих учебных заведений. В таких школах в основном обучались дети 10–12 лет вплоть до 17-летнего возраста, иначе говоря, образовательный процесс длился 5–6 лет. Кроме того, учителя и ученики в основном не принадлежали к духовному сословию. С течением времени структура средней школы в Византии становилась все более сложной. Появились группы преподавателей, а направления деятельности этих учебных заведений санкционировались государственными органами власти.
По мнению многочисленных исследователей, вся гражданская и церковная верхушка училась в грамматических школах [3].
Для большинства из них целью ставила овладение «эллинской наукой» — богословия. Программа подготовки включала в себя изучение семи свободных искусств и состояла из двух четвериц. В одну из них входила грамматика, диалектика, риторика и поэтика, а во вторую — геометрия, арифметика, музыка и астрономия. Большая часть учащихся ограничивалась изучением грамматики, диалектики, поэтики и риторики.
Создание высшей ступени образования — характерная черта византийской цивилизации. В Константинополе высшая школа была организована при императоре Феодосии 2 в 425 году и получила наименование «Аудиториум». Само название говорит об основном методе преподавания — лекции и комментарии преподавателей, которых называли «консулами философии». Всего в константинопольской высшей школе учебные занятия вели более 30 преподавателей, обучавших как на греческом, так и на латинском языке. С 7–8 веков языков образования всех уровней стал исключительно классический греческий [5].
Высшее образование в Византии обучало, прежде всего, платоновской и неоплатоновской философии, умению комментировать и критиковать греческие тексты, знакомству с комментариями к сочинениям так называемых «отцов церкви». Кроме того, в высших учебных заведениях обучали метафизике как одному из важнейших методов исследования окружающего мира, философии, медицине, богословию и музыке. В образовательном процессе высшей школы большую роль играли диспуты. Идеал отличника высшей школы Византии являлся выпускник, энциклопедически подкованный в понимании того времени государственный или церковный деятель.
Значительный вклад в систему высшего образования Византийской империи внесла католическая Европа в становление юриспруденции, в процесс усвоения и восприятия римского права (рецепция) [8].
Первые сборники правовых обычаев и римских законов были составлены в Европе в конце V — начале VI в. Особенно укоренилось римское право в южной Франции и Италии. Именно в католической Европе кодекс византийского императора Юстиниана не только стал настольной книгой, но и активно разрабатывался учёными-юристами. При Болонском университете (Италия) действовала школа глоссаторов — комментаторов римского права. Итогом работы школы стало издание в XIII в. (примерно к. 1250 г.) юристом Аккрусием сборника, обобщающего более 96 тыс. комментариев.
В 9 веке образовалось Древняя Русь. Это государство с самого начала своего появления находилось под влиянием цивилизационных образовательных веяний того времени. На наш взгляд, интенсивнее всего Древняя Русь развивалась в период домонгольского нашествия. Византийская империя оставила свой отпечаток и воздействовала на все стороны общественной жизни древнерусского государства. Многие исследователи сходятся во мнении, что образовательная система Византийской империи значительным образом повлияла на развитие образовательной системы Древней Руси.
Однако есть и те, кто считает образовательную систему Древней Руси самобытной и не находящейся под влиянием какой-либо мировой образовательной системы, в том числе Византийской.
Я тоже считаю, что образовательная система Древнерусского государства и на начальном этапе, и в последующие годы развивалась самостоятельно и лишь некоторые ее элементы были переняты с византийской образовательной системы.
Также многочисленные данные указывают на то, что в Византийской империи широкое влияние на развитие образования оказывало греческое и римское наследие, даже несмотря на то, что христианская церковь старалась следить за ходом образовательного процесса, горожане и учащиеся старательно изучали произведения Гомера, отдавали свих детей в церковные школы, где учащиеся получали также и светские знания.
По мнению Романенко И. Б. наибольшего своего расцвета образование в Византии пришлось именно на период начального этапа развития Древнерусского государства (вторая половина 9 — начало 12 века) [10].
В этот период на Руси солунскими братьями разрабатывается кириллический алфавит для славян. Также в этот период были написаны известные сейчас исторические сочинения Константина VII. Правитель Византии в период с 856 по 865 годы Барда Кесарь был поклонником образованного патриарха Фотия. Именно Барда Кесарь, будучи дядей императора Михаила Ш., основал в Константинополе высшую школу.
В этой школе проводили свои исследования такие видные ученые как Лев Математик, Михаил Пселл и др. Эти известные мыслители увлекались как медициной и астрономией, так и риторикой, философией, историей права. Более того, их труды оказали влияние на развитие образовательной системы на Руси в области агрономии, медицины, математики, формальной логики, музыке и т. д.
Следовательно, византийское образование не сильно повлияло на развитие системы образования на Руси, так как у нее имелись своим ученые, тем не менее, взаимодействие культур привело к тому, что часть идей византийского образования прижились и на Руси. Например, высшая школа появляется в России только во второй половине XVIII века.
Прообразом её стала Славяно-греко-латинская академия, созданная братьями Лихудами в 1687 году. На мой взгляд, при высоком уровне развития римско-византийского права, его влияние на Руси было еле ощутимым, и по заключению видного историка Я. Н. Щапова, «не отвечало … сложившимся нормам социальной и общественной жизни» [5].
В заключение статьи необходимо отметить, что, восприняв в начале своего становления античное наследие, Византийская империя в дальнейшем перестала быть локомотивом в области просвещения, законсервировала сложившиеся формы образования.
Будучи тесно связанной с античной эпохой, школа и воспитание в средневековье стали, тем не менее, определенной альтернативой педагогической традиции древних сообществ и цивилизаций.
Именно в этот период стала развиваться Византийская образовательная система, которая в течение многих столетий накладывала свой отпечаток на многие государства, в том числе и Древнюю Русь. Многие историки сходятся во мнении, что преподавание в образовательной системе Византии было занятием добровольным, а школы имели светский характер. В образовательном процессе участвовали все, кто хотел и мог учиться. На наш взгляд, византийцы во все времена с глубочайшим уважением относились к знаниям.
Стоит отметить, что несмотря на сложившуюся систему образования в Византии, в стране было много неграмотных. Однако по сравнению с жителями средневековой Европы византийцы были, несомненно, существенно более образованными.
Итак, образование в Византии не было всеобщим, образование получали в основном горожане и представители привилегированных слоев населения. Образование способствовало карьерному росту и позволяло занять более высокое положение в обществе. Не смотря на церковно-религиозный характер, уровень развития науки и образования в Византии в этот период был выше, чем в других средневековых государствах.
Литература:
- Болгова А. М. К вопросу о зданиях для высших школ в ранней Византии // Научные ведомости белгородского государственного университета. — 2016. — № 8.
- Вологдин А. А. История государства и права зарубежных стран: учебник для бакалавров /А. А. Вологдин. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во Юрайт, 2013. 767 с.
- Корнеев В. В. Образовательный потенциал византийской империи и католической Европы // Современный научный вестник. — 2016. — № 1.
- Кузьмин А. Г. Крещение Киевской Руси. М.: Алгоритм, 2012. 272 с.
- Литаврин Г. Г. Византия, Болгария, Древняя Русь (IX-XII в.). СПб.: Алетейя, 2000. 398 с.
- Осокин Н. А. История средних веков. Мн.: Харвест, 2003. 672 с.
- Педагогическая энциклопедия. Гл. ред.: И. А. Каиров, Ф. Н. Петров и др. Т. 4.М.: «Советская энциклопедия», 1968. 912 столб. с илл.
- Петерсон И. Р. История становления университетского образования в Западной Европе: монография /И. Р. Петерсон. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2013. 136 с.
- Райс Тамара Т. Византия. Быт, религия, культура /Пер. с англ. О. О. Дмитриевой. М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. 255 с.
- Романенко И. Б. К вопросу об эволюции образовательной системы в Византии // Тинейджеры в пространстве гуманитарных технологий. — 2015.
- Филин А. С. Культурологический контекст византийского высшего образования // Вестник Полоцкого государственного университета. — 2014. — № 7.
Основные термины (генерируются автоматически): Византия, Византийская империя, образовательный процесс, образовательная система, Древняя Русь, школа, высшая школа, Русь, Древнерусское государство, Константинополь.
Образ
Византийской империи в русских летописях
Византия, Византийская империя, образовательный процесс, образовательная система, школа, Древняя Русь, высшая школа, Русь, Древнерусское государство, Константинополь.
Византия, Византийская империя, образовательный процесс…
Особенности образования в Византийской империи. Византия, Византийская империя, образовательный процесс, образовательная система, школа, Древняя Русь, высшая школа, Русь, Древнерусское государство, Константинополь.
Договоры
Древнерусского государства с Византийской…
Образ Византийской империи в русских летописях. Византия, Русь, Византийская империя, Владимир, Константинополь, летописец, первое, III, Аскольд.
Особенность
византийского храмового зодчества
Образ Византийской империи в русских летописях. Византия, Русь, Византийская империя, Владимир, Константинополь, летописец, первое, III, Аскольд, Киевская Русь.
Влияние христианства на образование на
Руси в X–XV вв.
«Первыя школы на Руси учреждаются, говоря словами летописца, «на утверждение веры».
Из Константинополя приезжали священнослужители, не только обладавшие духовным опытом, но и
Так, система воспитания в Древней Руси основывалась на христианских ценностях.
История возникновения торгового мореплавания на
Руси
Византия, Русь, Византийская империя, Владимир, Константинополь, летописец, первое, III, Аскольд, Киевская Русь.
Византия, Ломонос, великий князь, Константинополь, Русь, договор, Киев, русский, Древнерусское государство, княжеская власть.
Специфические особенности формирования армянского…
Решающим фактором обращения к религиозно-идеологическому опыту Византии явилось то, что в системе византийской государственности духовная
Ассимиляция новых имён средствами древнерусского языка началась практически сразу же после начала христианизации Руси.
История создания славянской
системы письма | Статья в журнале…
В особенности графически далека от византийской скорописи древнейшая «полуугловатая»
Проникновение славянской азбуки на Русь. Кирилло-мефодиевская азбука используется на
— 3-е изд., исправленное. — М.: Высшая школа, 1997. — с. 238. 5. Турбин Г. А., Шулежкова С. Г…
Некоторые особенности организации и формы…
По мере распространения христианства в империи византийские епископы убеждали состоятельных
Участвовали в этом процессе также и отдельные граждане.
Началом благотворительной деятельности в России принято считать 988 год — дату крещения Руси.
Образование и школы в Византии История
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Э
Ю
Я
В Византии сохранялась классическая система образования. Школа была доступной
для всех. Нормой знания считалась осведомленность в античной истории, философии,
литературе и поэзии. Образование в отличие от Запада было светским. Обязательно
изучались Гомер, Геродот и Фукидид, Платон и Аристотель. Утвердилось убеждение в
том, что самые выдающиеся мыслители древности не противоречили догмам
христианского учения, что они предвосхитили многие истины христианства.
Школа предоставляла возможность социального восхождения и деловой карьеры.
Талантливые выпускники школ, будучи детьми простолюдинов, могли стать юристами, военными, чиновниками.
Обучение начиналось с элементарной школы (προπαιδεια), в которую ребенка
отдавали в 6–7 лет. Там изучали орфографию, письмо, чтение, счет и пение.
Давали также основы знаний по Священному писанию. После этого в 9–10 лет ребенка
переводили в школу грамматиста (παιδεια), где
осваивали грамматику греческого языка. Здесь сообщались основные сведения по
литературе, истории, мифологии, географии, метрике. Школьные программы
предусматривали знание Гомера, Гесиода и Пиндара, избранных мест из сочинений
лирических поэтов, комедиографов и трагиков; ученики должны были знать комедии
Аристофана и трагедии Эсхила, Софокла и Еврипида; ученики изучали исторические
сочинения Геродота, Фукидида, Ксенофонта и Плутарха. Обязательным было обращение
к трудам отцов греческой церкви – Григория Богослова, Иоанна Златоуста и других.
Основным учебником являлись «Каноны» Феодосия Александрийского (VI век), в
которых приводились таблицы склонений существительных и спряжений глаголов.
Использовались также словари, из которых самым известным стал «Лексикон» Гесихия
(V век). В 16–17 лет ученики переходили в школу ритора. Здесь осваивались декламация,
риторика, правила построения речи и основные жанры красноречия. Ученики должны
были уметь сочинять басни, рассказы, хрии, т.е. тезисное изложение мысли,
сентенции-гномы, тропы или общие места, энкомии или порицания и пр. Ученики
должны были уметь вести диспут, импровизировать, декламировать. Много внимания
уделялось письменной речи, правилам составления письма. Важнейшим учебником
оставалось «Риторическое искусство» Гермогена Тарсийского (II – III века).
Помимо риторических школ были философские школы, где изучались Платон и
Аристотель. Самой авторитетной из них была Афинская Академия, действовавшая до
529 года, до закрытия императором Юстинианом. Были также естественные школы.
Наиболее известной был Александрийский мусейон, где изучали математику,
геометрию, астрономию. Он просуществовал до VIII века.
Афинская школа, 1509-1511,
художник Рафаэль, Ватиканский дворец
Диспута, 1509-1510,
художник Рафаэль, Ватиканский дворец
Примечание. На фреске Рафаэля «Афинская школа» изображены следующие персонажи:
Эпикур, Ибн Рушд, Пифагор, Парменид, Сократ, Александр Македонский, Клавдий Птолемей, Платон, Аристотель,
Аполлон, Минерва, Федерико II, Гераклит Эфесский, Диоген Синопский, Плотин, Рафаэль Санти, Содома.
На фреске «Диспута» в верхней части композиции Рафаэлем изображены следующие персоны:
Бог Отец Пантократор, Бог Сын Христос, Дух Святой в виде голубя. По сторонам – Богоматерь и Иоанн Креститель,
Апостол Пётр и Апостол Павел окружённые Адамом, Иаковом, Авраамом, Давидом, Моисеем и другими лицами Святого писания.
В нижней части композиции изображена сцена богословского диспута, в котором участвуют: папа Григорий I, Иероним Стридонский, Августин Блаженный, Амвросий Медиоланский.
В диспуте принимают участие другие представители церкви: Савонарола, епископы, папы Юлий II и Сикст IV.
Кроме того, изображены поэт Данте Алигьери и архитектор Донато Браманте.
В Константинополе по указу императора Восточной Римской империи Феодосия II в 425 году был открыт университет,
официально называвшийся auditorium. В нем были кафедры риторики, философии,
права, греческой и латинской грамматики; преподавали 10 греческих и 10 латинских
грамматиков, 3 латинских и 5 греческих риторов, 2 профессора права и профессор
философии. В 855 году в Магнаврах, под Константинополем, была открыта школа математических
наук, которую возглавил Лев Математик.
В XI веке стала действовать Патриаршия Академия, в которой изучали библейскую
экзегезу, то есть правила толкования Библии, Евангелия, труды отцов церкви и
богословия в целом. Выпускники Академии занимали высшие церковные должности.
Риторические школы, мусейоны, университеты, академии являлись школами высшей
ступени. Образование в них, как, впрочем, в школах начальной и средней ступеней,
было платным. И хотя в Византии существовали школы для неимущих, для девочек,
существовали формы стипендиальной поддержки талантливых учеников, образование
никогда не было массовым. По оценкам византинистов, в периоды стабильности общая
численность образованных людей в империи не превышала 15 процентов населения.
Далее ► Византийская философия, теология и науки
Образование | Определение, развитие, история, типы и факты
Маргарет Мид
Смотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Джилл Байден
Мэми Тилль-Мобли
Нина Отеро-Уоррен
Сильвестр II
Вальтер Гропиус
- Похожие темы:
- обучение
медицинское образование
дистанционное обучение
дошкольное образование
английский как второй язык
Просмотреть весь соответствующий контент →
Популярные вопросы
Что означает образование?
Образование относится к дисциплине, связанной с методами преподавания и обучения в школах или школьной среде, в отличие от различных неформальных и неформальных средств социализации.
Каким было образование в древних Афинах?
Примерно с конца VII или VI века Афины стали первым городом-государством в Древней Греции, отказавшимся от образования, ориентированного на будущие обязанности солдат. Эволюция афинского образования отражала эволюцию самого города, который двигался по пути все большей демократизации.
Как социальный класс влияет на получение образования?
Исследования показали, что образование является самым важным фактором, определяющим профессиональный статус человека и его шансы на успех во взрослой жизни. Однако корреляция между социально-экономическим статусом семьи и успехами или неудачами в школе, по-видимому, усилилась во всем мире. Долгосрочные тенденции предполагают, что по мере индустриализации и модернизации общества социальный класс становится все более важным фактором, определяющим результаты образования и профессиональные достижения.
Когда образование стало обязательным?
Хотя на практике образование не является обязательным во всем мире, право человека на образовательную программу, учитывающую его личность, таланты, способности и культурное наследие, было подтверждено в различных международных соглашениях, включая Всеобщую декларацию прав человека. 1948 г.; Декларация прав ребенка 1959 года; и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 1966.
Что такое альтернативные формы обучения?
С конца 20-го века появились альтернативные формы образования, такие как дистанционное обучение, обучение на дому и множество параллельных или дополнительных систем образования, которые часто называют «неформальными» и «народными». Религиозные учреждения также обучают молодых и старых священным знаниям, а также ценностям и навыкам, необходимым для участия в местных, национальных и транснациональных обществах.
Предлагают ли школьные ваучеры доступ к лучшему образованию?
Школьные ваучеры стали предметом горячих дебатов в Соединенных Штатах. Некоторые родители получателей ваучеров сообщили о высоком уровне удовлетворенности, и исследования показали увеличение числа выпускников, получивших ваучеры. Однако некоторые исследования показали, что учащиеся, использующие ваучеры для посещения частных школ, а не государственных, не демонстрируют значительно более высоких академических достижений. Узнайте больше на ProCon.org.
образование , дисциплина, связанная с методами преподавания и обучения в школах или школьной среде, в отличие от различных неформальных и неформальных средств социализации (например, проекты развития сельских районов и образование через отношения родителей и детей).
Образование можно рассматривать как передачу ценностей и накопленных знаний общества. В этом смысле это эквивалентно тому, что социологи называют социализацией или инкультурацией. Дети, зачатые среди племен Новой Гвинеи, флорентийцев эпохи Возрождения или среднего класса Манхэттена, рождаются без культуры. Образование предназначено для того, чтобы направлять их в изучении культуры, формируя их поведение в соответствии со взрослой жизнью и направляя их к их возможной роли в обществе. В самых примитивных культурах часто мало формального обучения — мало того, что обычно называют школой, классами или учителями. Вместо этого вся окружающая среда и все виды деятельности часто рассматриваются как школа и классы, и многие или все взрослые выступают в роли учителей. Однако по мере того, как общества становятся более сложными, количество знаний, передаваемых от одного поколения к другому, становится больше, чем может знать любой человек, и, следовательно, должны развиваться более избирательные и эффективные средства культурной передачи. Результатом является формальное образование — школа и специалист по имени учитель.
По мере того, как общество становится все более сложным, а школы становятся все более институционализированными, образовательный опыт все меньше связан с повседневной жизнью, все меньше становится вопросом показа и обучения в контексте повседневного мира и все больше абстрагируется от практики, все больше становится вопросом вычленение, рассказывание и изучение вещей вне контекста. Такая концентрация обучения в формальной атмосфере позволяет детям узнать о своей культуре гораздо больше, чем они могут сделать, просто наблюдая и подражая. По мере того, как общество постепенно придает все большее значение образованию, оно также пытается сформулировать общие цели, содержание, организацию и стратегии образования. Литература перегружена советами по воспитанию подрастающего поколения. Короче говоря, там развиваются философии и теории образования.
В этой статье обсуждается история образования, прослеживается эволюция формального обучения знаниям и навыкам с доисторических и древних времен до наших дней, а также рассматриваются различные философии, которые вдохновили получившиеся системы. Другие аспекты образования рассматриваются в ряде статей. Для трактовки образования как дисциплины, включая образовательную организацию, методы обучения, а также функции и подготовку учителей, см. преподавание; педагогика; и педагогическое образование. Для описания образования в различных специализированных областях, см. историографию; юридическое образование; медицинское образование; наука, история. Для анализа философии образования см. образование, философия. Для изучения некоторых из наиболее важных вспомогательных средств в образовании и распространении знаний см. словарь ; энциклопедия; библиотека; музей; печать; издательство, история. Некоторые ограничения образовательной свободы обсуждаются в цензуре. Для анализа атрибутов зрачка см. интеллект человека; теория обучения; психологическое тестирование.
Образование в первобытных и ранних цивилизованных культурах
Термин образование может применяться к первобытным культурам только в смысле инкультурации, то есть процесса культурной передачи. Первобытный человек, чья культура представляет собой совокупность его вселенной, имеет относительно фиксированное чувство культурной преемственности и вневременности. Модель жизни относительно статична и абсолютна и передается от поколения к поколению с небольшими отклонениями. Что касается доисторического образования, то о нем можно судить только по образовательным практикам сохранившихся примитивных культур.
Таким образом, цель примитивного образования состоит в том, чтобы помочь детям стать хорошими членами своего племени или группы. Особое внимание уделяется подготовке к гражданственности, потому что первобытные люди очень озабочены ростом индивидуумов как членов племени и тщательным пониманием своего образа жизни в период перехода от препубертатного возраста к постпубертатному.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас
Из-за разнообразия бесчисленных тысяч первобытных культур трудно описать какие-либо стандартные и единообразные характеристики допубертатного образования. Тем не менее, некоторые вещи обычно практикуются в культурах. Дети фактически участвуют в социальных процессах деятельности взрослых, и их совместное обучение основано на том, что американский антрополог Маргарет Мид назвала эмпатией, идентификацией и подражанием. Примитивные дети до достижения половой зрелости учатся, выполняя и наблюдая за основными техническими приемами. Их учителя не чужие, а их непосредственное окружение.
В отличие от спонтанных и довольно нерегулируемых подражаний в допубертатном образовании, постпубертатное образование в некоторых культурах строго стандартизировано и регламентировано. Преподавательский состав может состоять из полностью посвященных мужчин, часто неизвестных посвященному, хотя они являются его родственниками в других кланах. Посвящение может начаться с того, что посвященного внезапно отделяют от его семейной группы и отправляют в уединенный лагерь, где он присоединяется к другим посвященным. Цель этого разделения состоит в том, чтобы отвлечь глубокую привязанность посвященного от его семьи и установить его эмоциональную и социальную привязанность в более широкой сети его культуры.
Начальная «учебная программа» обычно не включает практические предметы. Вместо этого он состоит из целого набора культурных ценностей, племенной религии, мифов, философии, истории, ритуалов и других знаний. Первобытные люди в некоторых культурах считают совокупность знаний, составляющих учебную программу инициации, наиболее важной для членства в племени. В рамках этой основной учебной программы религиозное обучение занимает самое видное место.
Триумф и трагедия Византийской империи — как она сохранила Запад и опустошила Восток — Дэвид Лабари об образовании, истории и писательстве
Этот пост прежде всего о Византийской империи. В отличие от своего западного аналога, который обычно называют Римской империей, на протяжении многих лет он не пользовался большим уважением. Даже это название является клеветой (от названия первоначального греческого города Византия, ставшего впоследствии столицей империи, Константинополем), которое применяли ученые эпохи Просвещения, предпочитавшие укореняться в Древнем Риме и Греции, а не в гораздо более поздняя и «восточная» империя востока. Однако на протяжении всей своей истории «византийцы» решительно называли себя римлянами, и их империя провела свои первые годы, пытаясь вернуть себе западное Средиземноморье из-под контроля варваров, а более поздние годы — охраняя его от захватчиков с востока.
Хорошо, но какое нам дело до истории этой экзотической империи с ее греческим языком, православным христианством и мозаичными церквями? (Байрон назвал это «тройным слиянием» римского тела, греческого разума и мистической души.) Короткий ответ заключается в том, что это классическая история о хороших и плохих новостях, которая дает глубокое понимание факторов, которые способствовали появление модерна в Западной Европе и в то же время обрекает Восточную Европу на длительное господство премодерна.
Я взял эту историю в основном из книги Ларса Браунворта 2009 года, Затерянные для Запада: забытая Византийская империя, которая спасла западную цивилизацию.
Во-первых, хорошие новости. Прославленная Римская империя просуществовала примерно 450 лет, с момента вознесения Августа в 27 г. до н. э. до отречения германскому военачальнику Одоакру последнего императора Ромула Августула, чье дважды прославленное имя не спасло его кожу. Но Византийская империя просуществовала более 1100 лет, с момента основания Константинополя в 330 году до захвата города османами в 1453 году. Теперь это империя.
Это не было тысячелетием чистой славы, так как империя пережила несколько периодов упадка и возрождения; но ключ в том, что, несмотря на то, что он неоднократно подвергался ударам со всех сторон, он продолжал возвращаться в череде золотых веков. На протяжении почти всей своей истории Константинополь был богатейшим городом Европы, столицей величайшего политического могущества и местом наиболее плодовитого излияния культуры и образования. Вот как Браунворт резюмирует свои достижения:
Западная цивилизация… в неоплатном долгу перед презираемым городом на Босфоре. Более тысячелетия стояла его столица, великий бастион Востока, защищавший зарождающуюся, хаотичную Европу, у стен которой один за другим тонули потенциальные завоеватели мира. Без Византии полные армии ислама наверняка ворвались бы в Европу в седьмом веке, и, как размышлял Гиббон, призыв к молитве эхом отозвался бы над мечтательными шпилями Оксфорда. Однако византийский подарок заключался не только в силе оружия. В то время как цивилизация тускло мерцала в отдаленных ирландских монастырях Запада, она пылала в Константинополе, то расцветая, то угасая, но всегда живая. Величайший император Византии Юстиниан дал нам римское право — основу большинства европейских правовых систем даже сегодня — его мастера подарили нам блестящие мозаики Равенны и высочайший триумф собора Святой Софии, а его ученые подарили нам ослепительную греческую и латинскую классику. что Темные века почти угасли на Западе.
Ключом к сохранению силы восточной империи по сравнению с ее западной копией было то, что восточные императоры, начиная с Юстиниана, были достаточно сильны, чтобы отражать попытки аристократии бросить вызов их правлению. На западе центральная власть рухнула после падения Рима, и власть перешла к местным знатным военачальникам, которые использовали эту власть для порабощения простых людей и закладки основ феодализма, просуществовавшего до 15 века. Это привело к огромной разнице в уровне жизни, культурном развитии и местном мире.
В Византии начальное образование было доступно для обоих полов, а благодаря стабильности правления Юстиниана грамотными были практически все слои общества. Университеты по всей империи продолжали аристотелевские и платоновские традиции, которым к настоящему времени уже более тысячи лет, а труды великих ученых древности собирались как в публичных, так и в частных библиотеках.
Старые западные провинции под властью варваров, напротив, быстро погружались в жестокий хаос Средневековья, а воспоминания о развитой городской жизни угасали. Грамотность резко снизилась, поскольку борьба за выживание сделала образование непозволительной роскошью, и оно полностью исчезло бы без церкви. Там по-прежнему ценилась письменность, и отдаленным монастырям удавалось смутно поддерживать учение. Но по всему Западу торговля замедлилась до минимума, города сократились, а величественные общественные здания пришли в упадок.
Крестьяне всю жизнь трудились на земле, которой не владели, а медицина предлагала больным «лекарства», зачастую столь же смертельные, как и сама болезнь. Бедняки питались грубым черным хлебом и сыром, и им посчастливилось достичь тридцатипятилетнего возраста. Связь между городами была медленной, путешествия были опасными, а писать могли только богатые и влиятельные люди. Церковь давала то немногое, что было доступно, но только в том случае, если можно было найти грамотного священника.
На Востоке, напротив, богатство хлынуло в имперскую казну, население росло, а голод, казалось, остался в прошлом.
Как бы плохо ни было на Западе, но могло быть и хуже, если бы восточная империя не служила щитом от мародеров из Азии. География объясняет большую часть проблемы; религия объясняет остальное. Восточная Европа долгое время сталкивалась с угрозой с востока, где череда гуннских, монгольских и тюркских конных захватчиков-кочевников легко пронеслась по равнинам, чтобы атаковать беззащитные поселения оседлых европейцев. Второй всплеск угроз исходил от экспансионистских мусульманских нападающих из Аравии. Занимая границу между Европой и Азией, византийцы имели все возможности быть защитниками континента от кочевников и защитниками христианства от мусульман. Без этого многовекового барьера у слабых королевств запада никогда не было бы времени на развитие.
И это подводит нас к плохой части истории. Как написал Вальтер Шайдель в своей книге «Побег из Рима » (о которой я писал ранее), крах Западной Римской империи, который, как мы видели, был разрушительным для Европы в краткосрочной перспективе (если вы можете представить себе тысячелетие краткосрочной перспективе), оказалось секретом его успеха в глобальном сдвиге к современности и завоевании господства в мире.
В отсутствие стабильной центральной власти Западная Европа стала радикально локальной, превратившись в систему маленьких королевств, которые постоянно боролись друг с другом, чтобы выжить, и стремились к расширению, чтобы процветать. Это оказало разрушительное воздействие на жизнь, свободу и богатство, но создало почти идеальный инкубатор для инноваций. Империи могут позволить себе прожить 1000 лет, но маленькие государства во враждебной среде отчаянно нуждаются в том, чтобы превзойти своих соседей во всем, от военных технологий до политических и коммерческих институтов, экономической эффективности и идеологии. Эти новшества стали основой нового типа общественного порядка, основанного на верховенстве закона, индивидуализме, экономической конкуренции и гражданском обществе.
Результат этой трансформации был потрясающим для Запада и ужасным для Востока. Удерживая линию так долго и сохраняя Римскую империю еще на тысячелетие, византийцы дали время Западу вырасти и прокляли Восток, став отсталым двоюродным братом Запада.