Как считать летоисчисление от сотворения мира: Какой сейчас год от Сотворения Мира?

Разное

Все врут календари – Огонек № 9 (5118) от 08.03.2010

Ученые из Общества любителей древней письменности при Российской государственной библиотеке выступили с сенсационным заявлением: «Нас всех обманули, — говорится в тексте документа, распространенного в СМИ. — Сейчас не 2010 год, а 2018-й». «Огонек» решил разобраться в ситуации.

Владимир Тихомиров

— Да, я утверждаю, что мы живем в 2018 году от Рождества Христова, — говорит историк Михаил Бабкин, один из соавторов нашумевшего обращения. — И это я четко проследил, подняв множество древних рукописей и документов. Вот, например, византийская Хроника Георгия Амартола IX века, тексты Полной и Краткой хронографических палей, Повесть временных лет, Еллинский летописец второй редакции, Лицевой летописный свод XVI века. И везде четко прослеживается одна и та же картина: на Руси вплоть до начала XVIII века все летосчисление велось от сотворения мира. И в этой системе отсчета было принято считать, что Христос родился в 5500 году. В этой системе координат велась в России и вся делопроизводственная документация, и лишь в редчайших случаях события фиксировались двойной датой: и от сотворения мира, и от Рождества Христова — с разницей в 5500 лет. В то же время в странах, находящихся под властью Римско-католической церкви, считали, что Христос родился не в 5500-м, а в 5508 году.

— Почему?

— Возможно, причиной искажения хронологии стала так называемая Массоретская редакция Священного Писания. Но Византийская церковь всегда основывалась на Септуагинте — греческом тексте Священного Писания.

— И когда Россия впервые обнаружила свое календарное «отставание» от западного мира?

— Первое упоминание в России об изменении даты начала новой эры принадлежит митрополиту Исидору, который, подписав в 1439 году Флорентийскую унию, на обратном пути в Россию рассылал послания с католической датировкой Рождества Христова. Но тогда на Московской Руси это было отвергнуто, Исидор низвержен. Но «новая хронология» вернулась на Русь спустя два века, когда в 1666 году в Москве на Соборе была принята «Известительная грамота о низвержении московского патриарха Никона». Она была датирована так: «В лето от создания мира 7175, от Воплощения же Бога Слова 1666, декабря во 12 день». То есть разница между датами составила 5509 лет.

— Почему не 5508?

— Потому что новый год в стране тогда начинался с 1 сентября, а Собор прошел в декабре. Рождество же — 25 декабря. Так вот, под этим документом стояли подписи всех иерархов Русской церкви и нескольких архиереев, включая двух патриархов, восточных православных церквей. И фактически Собор благословил переход на католический календарь. Поэтому после 1666 года многие внешнеполитические акты России стали датироваться по «новой хронологии». Но окончательно отступление от старой хронологии закрепил Петр I, мечтавший унифицировать всю российскую жизнь по европейскому образцу. В декабре 7208 года он выпустил сразу два указа. Первый — «О писании впредь Генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от сотворения мира». В этом документе говорилось, что 1700 год от Рождества приходится на 7208 год от сотворения. То есть вместо 1708 года настал 1700-й, что вызвало у подданных вполне справедливые чувства недоумения: куда же делись 8 лет их жизни? Вторым же указом царь перенес празднование Нового года на 1 января: «Будущего Генваря с 1 числа настанет новый, 1700 год, купно и новый столетний век». При этом государь распорядился с 1 января 1700 года вести все делопроизводство от Рождества Христова.

Хотели как лучше

Почему же возникла такая разница в двух родственных христианских календарях? Историки связывают путаницу с именем римского монаха Дионисия Малого, которому в 525 году н. э. папа Иоанн I дал особое задание: высчитать на очередной 95-летний период Пасхалию — таблицу дней празднования христианской Пасхи. Сделать это было совсем непросто, ведь первые христиане не смогли сразу договориться о дате праздника. К примеру, общины из Малой Азии праздновали Пасху вместе с евреями 15 нисана независимо от того, на какой день недели приходилось это число. Другие же церкви, и в том числе самые влиятельные — Римская и Александрийская, считали, что христианская Пасха должна праздноваться только в воскресенье. Но в какое именно воскресенье — большой вопрос. Для устранения этих разногласий первый Вселенский (или Никейский) собор в 325 году принял решение, обязывающее всех христиан отмечать Пасху только в те дни, на которые укажут специально отобранные монахи (а те, в свою очередь, высчитывали, что Пасха должна праздноваться в ночь на первое воскресенье после новолуния, наступившего, в свою очередь, после дня весеннего равноденствия).

Первые расчеты дней пасхи на 100 лет вперед сделал патриарх Александрии Феофил, за ним расписание новых дат составил его преемник Кирилл Александрийский. Уже в этой таблице возникла изрядная путаница в датах — так, в Александрии считали года по египетскому календарю, в Риме был в ходу календарь «от основания города», власти восточных провинций Римской империи ориентировались на летоисчисление «эры Диоклетиана», начавшейся в день вступления этого императора на престол, а христианские богословы Константинополя отсчитывали годы от сотворения мира. Поэтому Дионисий решил отказаться от всех прежних систем летоисчисления, положив в основу собственных расчетов новую универсальную дату — Рождество Христа.

К сожалению, Дионисий не оставил потомкам никаких указаний, почему он решил, что 753 год от основания Рима является первым годом новой эпохи. Однако, как можно предположить, свои вычисления он вел по таблицам царствования римских императоров, основываясь на библейской цитате о том, что Христос был распят на 15-м году правления Тиберия.

«Общепризнано, что в расчеты Дионисия вкралась ошибка, — писал в своей книге профессор Элиас Бикерман. — Из-за путаницы в периодах царствования некоторых императоров он не учел того, что император Август в начале своего правления в течение 5 лет царствовал как Октавиан, а затем еще и как Август».

Есть и еще два указания на ошибку Дионисия. Как известно, рождение Христа сопровождалось яркой вспышкой Вифлеемской звезды. И вот современные астрономы, сопоставив записи китайских и корейских астрономических хроник за начало нашей эры, пришли к выводу, что Вифлеемскую звезду можно отождествить с вспышкой яркой сверхновой звезды в районе созвездия Козерога, которая произошла в 5 году до н. э. Еще одно указание касается солнечного затмения, происшедшего как раз в тот момент, когда Иисус был распят, — «и тьма объяла землю». Но расчеты показывают, что это затмение не могло произойти позже 29 года н. э., что, естественно, противоречит библейской версии, согласно которой Иисус был распят в 33 года.

Другое дело, что долгое время на все ошибки Дионисия никто не обращал ровным счетом никакого внимания — вплоть до начала X века использовалось летоисчисление «от Адама» (а дата рождения Христа была внутренним секретом посвященных монахов). Но все изменилось в середине XVI века, когда ученый-иезуит Дионисий Петавиус предложил пересчитать всю систему хронологии с отсчетом от даты Рождества Христова. Тогда-то и выяснилось, что православные и католические церкви имеют самые разные представления о сроках пришествия Христа в этот мир. Тогда-то папский престол и стал требовать перевода всех европейских стран на новый унифицированный календарь.

Важное дело

— По сути, авторы обращения из Общества любителей древней письменности не открыли ничего нового, — говорит историк Евгений Водолазкин из Института русской литературы РАН. — Собственно, об этих проблемах с летоисчислением знали многие, но никто эту тему особенно не афишировал. К примеру, о календарных спорах писал еще в 1911 году протоиерей Дмитрий Лебедев, да и сегодня католическая церковь открыто признает, что Христос родился несколько раньше официальной даты Рождества Христова. Однако нужно иметь в виду, что никто из христианских богословов и не считал, что от сотворения мира до воплощения прошло 5508 лет. Если была необходимость указать год рождения Христа, то и греки и католики ставили 5500 год. Так что парадоксальным образом 5508 год был числом, условной точкой отсчета нового летоисчисления, но вовсе не датой. И лишь в прошлом веке об этом все как-то позабыли…

— И что же нам теперь делать? Ведь действительно получается, что 8 лет пропало…

— Да ничего не надо делать! Это же все теоретические философские споры — подобные дискуссиям о том, сколько ангелов поместится на кончике иглы.

Тем не менее историк Михаил Бабкин вместе со своими коллегами твердо намерен добиваться рассмотрения этого вопроса в сугубо практическом русле. Дескать, если уж ООН думает календари менять, то и нам следует исправить эту давнюю ошибку.

— Почему это так важно? Понимаете, если мы настаиваем на том, что сейчас 2010 год от Рождества, то есть что Христос родился в 5508 году, то это не соответствует пророчествам о пришествии Мессии — например, пророчествам Даниила. Если же мы считаем, что Он родился в 5500 году, как считали в России до конца XVII века, что Христос Мессия и Спаситель, то тогда следует признать, что сейчас идет 2018 год от Рождества, а не 2010-й. Если мы настаиваем, что сейчас идет 2010 год, то тогда получается, что слова из символа Веры «Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате» ложные, так как Пилата в то время в Иерусалиме уже не было. Если же мы возвращаемся к традиционному православному летоисчислению, то есть утверждаем, что сейчас 2018 год, тогда все в порядке — в это время Пилат был в городе… 2010 год сейчас идет совершенно абстрактной «нашей эры». Но от Рождества Христова — 2018-й.

Словом, нет ничего удивительного, что такие соображения уже привели к самой неоднозначной реакции пользователей интернета. «Староверы! — пишут одни. — Это все споры позапрошлого века!» Другие же, напротив, только поощряют календарную реформу: «Надо срочно перепечатать все календари! Если сейчас 2018 год, то Олимпиада в Сочи уже прошла!»

«Какой сейчас год от сотворения мира?» — Яндекс Кью

Популярное

Сообщества

ИсторияСотворение мираХронология

виктор в.

  ·

239,5 K

Ответить1Уточнить

Оксана Куропаткина

1,4 K

Религиовед, ведущий передачи «Гик Zona» на «Теос Медиа»  · 5 янв 2020  · music.yandex.ru/album/7293489

2020 год = 7528 год от сотворения мира. Чтобы вычислить год от сотворения мира, необходимо к текущему году (время, прошедшее от Рождества Христова) прибавить 5508 (по мнению древних авторов, именно столько жило человечество до рождения Христа).

1 эксперт согласен

138,5 K

Вячеслав Петров

2 февраля 2020

Цитата:
» (по мнению древних авторов, именно столько жило человечество до рождения Христа) » — Это неверная информа… Читать дальше

Комментировать ответ…Комментировать…

Первый

Artur a.

6 янв

Другие датировки начала мира
3491 год до н. э. — по Иерониму;
3943 год до н. э., 11 октября — по Книге Юбилеев[источник не указан 117 дней];
4004 год до н. э., 23 октября — по Джеймсу Ашшеру;
4700 год до н. э. — самарийская;
5199 год до н. э. — по Евсевию Кесарийскому;
5500 год до н. э. — по Ипполиту и Сексту Юлию Африканскому;
5515 год до н. э., а также 5507 год до н… Читать далее

Комментировать ответ…Комментировать…

ирина крупица

2

Ответ  · 11 янв 2021

Сейчас 2021 год 7529 год от сотворения мира. Чтобы узнать год от сотворения мира нужно к году прибавить 5 508.
5 508 лет это столько лет сколько прошло до рождения Иисуса Христа

Михаил Васильев

6 марта 2021

А кто-нибудь видел, — как, где и когда происходило «сотворение» мира?

Комментировать ответ…Комментировать…

Бегемот

2

апохуйнавсёивсех  · 27 окт 2020

2020 — год , а 7528 — лето от сотворения мира в Звёздном Храме

неправильный также и заголовок — годами лета стали в 1700 году, так что какой сейчас год? — 2020

а какое сейчас лето от СМЗХ — 7528

Комментировать ответ…Комментировать…

Первый

Алексей З.

9

5 окт 2020

Я согласен с Н. Только правильно не китай, а кийтай. Где кий-палка,жердь(например в бильярде-кий),а тай-вершина холма. Например-алтай. Где ал-камень(например алмаз, алтарь)каменный холм.. Тоесть точнее кийтай не стена ,а жерди(бревна)на холме(вершине)ну а потом со временем появилась кийтайская стена. А остоальное все верно.

Сергей

4 ноября 2020

правильнее КИ — пика самой высокой башни в кремле. ТАЙ — окончание (ТАЙ — конец, ГА — дороги), навершие и т.д. В… Читать дальше

Комментировать ответ…Комментировать…

Первый

Данила Тверской

50

28 сент 2020

«Сотворением Мира в древние времена называли заключение мирного договора между воюющими народами, а Звёздный Храм – это название годины по Круголету Числобога. Данное летосчисление появилось после победы Великой Расы над Великим Драконом (Древний Китай) 7529 Лет назад. Эту победу наши Предки отобразили в виде образа – Витязь на коне поражает копьём Дракона. Но после наси… Читать далее

14,5 K

Владимир

12 января 2021

Так в этом и был смысл Крещения

Комментировать ответ…Комментировать…

16 авг 2020

5508 лет (до Осеннего равноденствия)+2020 лет=7528 год от Сотворения Мира в Звёздном Храме . Рассчитывается от даты заключения МИРА (СОТВОРЕНИЯ МИРА) в году ЗВЁЗДНЫЙ ХРАМ между Великой Расой (Славяно-Ариями), одержавшими победу в длительной войне над страной Дракона (древним Китаем), и Великим Драконом (древними китайцами или аримами – как их тогда называли).До… Читать далее

12,4 K

Комментировать ответ…Комментировать…

Первый

Владимир

28

16 июл 2020

Если основываться на Библии, то 7528 л. от сотворения рода человеческого (мiра), насчёт мира в широком смысле всё слишком сложно. Подсчёт основывается на восстановлении хронологии ветхозаветных событий от Адама. Начало такое: Адам жил 230 лет и родил Сифа, Сиф прожил 205 лет и родил Еноса; через 190 лет Енос родил Каинана и т.д. Дойдя до Ноя, видим, что всемирный Потоп… Читать далее

16,0 K

Комментировать ответ…Комментировать…

Алексей

12

Крестьянин  · 3 февр 2020

Священное Писание — Библия не говорит прямо, когда был сотворён мир. Но там указаны родословия людей, важных для истории человечества, в том числе указано сколько кто прожил лет. Из этой информации можно сосчитать сколько лет назад был сотворен Адам, первый человек, но никак не мир. 7 дней творения — это семь неких промежутков времени, переведенных на русский как день… Читать далее

17,8 K

Антон Яндексович

11 февраля 2020

Священное писсание? Тора? Пятикнижие? Библейские проект?
Не, не слышали. ..
Каждая религия (или учение), которая… Читать дальше

Комментировать ответ…Комментировать…

Вы знаете ответ на этот вопрос?

Поделитесь своим опытом и знаниями

Войти и ответить на вопрос

2 ответа скрыто(Почему?)

Как архиепископ подсчитал Сотворение – The Irish Times «порождения» в Ветхом Завете. Он также изучил древнеегипетские и еврейские тексты, проанализировал, как рассчитывались древние календари, и определил дату Сотворения.

Мир, заключил он, начался в один из выходных дней 4004 г. до н.э., а именно, вечером накануне 23 октября.

В наши дни большинство людей смеются над работой ирландского священника. Тем не менее в 1650 году это был пик научной изощренности, и многие другие эрудированные ученые вычисляли аналогичные суммы.

ПОДРОБНЕЕ

Были даже жаркие академические дебаты о том, должно ли время начинаться в субботу вечером или в воскресенье утром.

Современные геологи могут использовать сложные методы датирования для определения возраста куска породы. Но переместите их обратно в 1650 год, и они обнаружат, что единственный способ вычислить возраст Земли — это следовать методу Ашера, рассматривая Библию, «Божью истину», как точную историческую запись.

Ашер выбрал 23 октября в качестве момента Творения, так как по старому календарю это было осеннее равноденствие, традиционное начало года.

Он полагал, что 23-е число было бы воскресеньем, так как время, несомненно, начиналось бы в первый день недели, и указал предыдущий вечер, так как традиционно с этого начинался каждый день. Многие ученые согласились с Ашером в том, что Земле около 5650 лет.

Почтенный Беда, например, считал, что Сотворение произошло в 39 г.52 г. до н.э.; Исаак Ньютон растолстел до 3998 г. до н.э. Однако дата все еще горячо обсуждалась; Джон Лайтфут, выдающийся исследователь иврита из Кембриджа, считал, что Сотворение мира произошло в 9 часов утра в день равноденствия, а не накануне вечером, как предположил Ашер.

Однако, когда дело дошло до печати английских Библий и добавления хронологии на полях, был выбран расчет Ашера, и со временем его работа получила такое же уважение, как и сами Священные Писания.

Работа все еще была широко распространена в конце 19 века.веке, но к тому времени ученые уже изучали другие способы расчета возраста Земли, основанные, например, на количестве соли, скопившейся в океанах, или на времени, которое потребовалось Земле, чтобы остыть из расплавленной массы до состояния твердой планеты.

Теперь, благодаря радиоактивным методам, мы знаем, что Земле 4,6 миллиарда лет, возраст, который оставляет достаточно времени для неустанных процессов геологии и эволюции. Что бы сделал Джеймс Ашер с такими временными рамками?

Ашер, родившийся в Дублине в 1581 году, происходил из купеческой семьи, чье имя сохранилось на городском острове Ашер.

Он был одним из первых студентов, поступивших в Тринити-колледж в Дублине, начиная с 13-летнего возраста, а его книжная коллекция позже стала ядром библиотеки колледжа.

Он был известным ученым, профессором богословия в Тринити и увлеченным астрономом, который использовал телескоп для проверки теорий Галилея, Кеплера и Коперника.

Он был в Англии в 1642 году, когда разразилась гражданская война, и остался там, сумев быть одновременно роялистом (он сопровождал Карла I на эшафоте) и другом Оливера Кромвеля.

Когда Ашер умер в 1656 году, он был похоронен по просьбе Кромвеля в Вестминстерском соборе.

Ашер — один из пионеров науки, представленных в отмеченном наградами проекте Мэри Малвихилл «Изобретательная Ирландия». здесь основаны на предположении, что даты, данные в Библии, принимаются за чистую монету и что генеалогии в Бытие 5 и 11 «точны» (без пробелов). Подробная разработка и защита этих расчетов содержится в моей статье «Хронология Ветхого Завета и ее значение для рассказов о сотворении мира и потопе» (9).0041 Bibliotheca Sacra 172 [январь-март 2015 г.]).

931 г. до н.э. Инаугурация Ровоама как царя Иудеи

Год вступления Ровоама на престол был с 1 нисана по 1 тишри 931 г. до н.э. [это месяцы по древнееврейскому календарю]. Это установлено соотнесением с битвой при Каркаре в 853 г. до н.э. (твердая дата в ассирийской хронологии). В этой битве ассирийский царь Салманасар III сражался с союзом 12 царей, в который входили Адраазар из Дамаска и Ахав, царь Израиля. Царь Ахав умер в 853 г. до н.э., вскоре после этой битвы. Победа Ассирии записана на стеле Курх Монолит. Исходя из этого исторического события, мы можем надежно рассчитать инаугурацию Ровоама как 931 г. до н.э. на основе смерти Ахава и дат, указанных в Библии для иудейских царей.

Это также подтверждается вторжением Шишака, царя Египта, в 925 г. до н.э. (= Шешонк I, правивший примерно в 943-922 гг. до н.э.). См. 2 Пар. 12:2-9. Он вторгся в Ханаан на 5-м году правления Ровоама, что считается 5-м годом его царствования.

+ 40 лет. Годы царствования Соломона (971-931 гг. до н.э.). См. 3Цар.11:41-43.

971 г. до н.э. Инаугурация Соломона царем

– 4 года. Строительство Храма было начато на 4-м году правления Соломона. См. 3 Цар. 6:1.

Первый год царствования Соломона был с 1 тишри 971 г. до н.э. по 1 тишри 970 г. до н.э. Строительство храма было начато во 2-м месяце его четвертого года (т. Е. В 4-м году его правления), то есть весной 967 г. до н.э.

967 г. до н.э. Начало Храма Соломона

+479 лет, годы от Исхода до начала строительства Храма. См. 3 Цар. 6:1.

С момента основания храма в году, 480-м году «исхода» из Египта, прошло 479 полных лет. [Обратите внимание, что в LXX 440 лет, а не 480].

1446 г. до н.э. Дата Исхода

Это будет март/апрель 1446 г. до н.э. (первый месяц нисана).

+ 430 лет. Годы, которые «сыны Израилевы» жили в Египте. См. Исход 12:40-41.

Септуагиня Септуагиня добавляет слова «и в земле Ханаанской» в Исход 12:40, и на этом основании некоторые ученые используют цифру 400 лет, а не 430 лет для времени, когда они жили в Египте. Я пользуюсь еврейской Библией и использую цифру 430.

1876 г. до н.э. Год, когда евреи официально вошли в Египет.

Это точка, в которой Иаков и «вся семья» вошли в Египет, когда Иаков предстал перед фараоном. См. Бытие 47:7-9 и сравните Деяния 7:11-15.

1876 г. до н.э. Год, когда евреи вошли в Египет.

+ 130 лет. Возраст Иакова согласно Быт. 47:7-9, когда он предстал перед фараоном.

2006 г. до н.э. Год рождения Якова.

+ 60 лет. Возраст Исаака на момент рождения Иакова. См. Бытие 25:26.

2066 г. до н.э. Год рождения Исаака.

+100 лет. Возраст Аврама (позже Авраама) на момент рождения Исаака. См. Бытие 21:5.

2166 г. до н.э. Год рождения Аврама [Аврам прожил 175 лет (Быт. 25:7), 2166–1991 до н. э.].

Задача : Мы не знаем точного года, когда родился отец Аврама, Фарра. В тексте неясно, сколько лет было Фарре, когда родился Аврам.

Бытие 11:26 указывает, что Фарре было 70 лет, когда он стал отцом Аврама, Нахора и Арана. Однако возникает конфликт, если мы предположим, что Аврам был первенцем. Согласно Быт. 12:4, Авраму было 75 лет, когда он отправился из Харрана в Ханаан в 2091 г. до н.э. Но, согласно Деяниям 7:4, Аврам покинул Харран в году после того, как в году умер его отец. Бытие 11:32 говорит нам, что Фарра умер в возрасте 205 лет. Следовательно, Фарре не могло быть 70 лет при рождении Аврама и , а также умерло до того, как Аврам покинул Харран.

Исходя из этих данных, самая поздняя дата, когда мог родиться Фарра, будет за 205 лет до того, как Аврам вышел из Харрана, т. е. 2296 г. до н. э. (2091 + 205 гг.). Чтобы рассчитать самую раннюю дату, когда мог родиться Фарра, нам нужно рассмотреть жену Аврама Сарру.

Фарра уехал из Ура в Харран после того, как Аврам и Сарра поженились (см. Бытие 11:31). Из Бытия 17:17 мы знаем, что Сарра была на десять лет моложе Аврама, а из Бытие 23:1 мы знаем, что она дожила до 127 лет. Если Аврам родился в 2166 г. до н.э., то Сарра жила в 2156–2029 гг.ДО НАШЕЙ ЭРЫ. Мы не знаем, сколько лет Саре было во время ее замужества с Аврамом, но мы, вероятно, можем предположить, что ей было , по крайней мере, 15 лет. Следовательно, Аврам и Сарра поженились по крайней мере в 2141 г. до н.э. (2156–2115 гг.), а Фарра и его семья переехали в Харран где-то в году после года в 2141 году (более вероятно, несколько лет спустя).

Из этого я заключаю, что Фарра умер где-то между 2141 годом до н. э. (самая ранняя вероятная дата женитьбы Аврама) и 2091 годом до н. э. (когда Аврам покинул Харран и отправился в Ханаан). Так как Фарра дожил до 205 лет (Бытие 11:32), то самым ранним из его возможных рождений будет 2346 г. до н.э. (2141 + 205 гг.),6 г. до н.э. (2091 + 205 гг.) — 50-летний период. Или можно сказать, что Фарра родился в 2321 г. до н.э. ± 25 лет (в среднем 2346 и 2296 гг.).

2321 г. до н.э. ± 25 лет. Рождение Фарры [Все даты до Авраама могут быть датированы только ± 25 годами].

+ 220 лет. Годы от Арпахшада до Фарры согласно Генеалогии в Бытие 11:10-26.

+ 2 года. Время после потопа, пока Сим не стал отцом Арпахшада. См. Бытие 11:10.

2543 г. до н.э. (± 25 лет). Ноев потоп.

+ 600 лет. Годы от рождения Ноя до потопа. См. Бытие 7:6.

3143 г. до н.э. ± 25 лет. Рождение Ноя.

+ 1056 лет. Годы от рождения Адама до рождения Ноя согласно Генеалогии в Бытие 5:3-32.

4199 г. до н.э. (± 25 лет). Приблизительная дата создания. См.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts