Как в церкви исповедуются: как готовиться перед таинством и как пройти его
Содержание
«Покаяние возможно не только в храме»: как правильно исповедоваться?
У православных верующих сейчас особое время – Великий пост. Это период не только самоограничений, но и очень собранного, внимательного отношения к своей духовной жизни. Время размышлений о том, как мы себя ведем, какие духовные усилия предпринимаем, чтобы стать лучше, чище, терпимее, чтобы не злиться, не завидовать, не раздражаться и не сеять смуту – ни в реальном, ни в виртуальном мире. В этот период особенно важно исповедоваться, а некоторые люди именно в дни поста приходят в храм на первую в своей жизни исповедь.
О том, как подготовиться к исповеди, в каких случаях для покаяния нужно идти в храм, как относиться к заданиям и советам, полученным от батюшки, рассказал в интервью корреспонденту «МИР 24» священник Георгий Кочетков, духовный попечитель Преображенского православного братства.
– Отец Георгий, предположим, человек не ходит в храм. Он молится дома или совсем не молится. Зачем ему приходить на исповедь? Какую цель он должен перед собой ставить?
Георгий Кочетков: Главное, чтобы человек был верующий. А ходит он в храм постоянно или изредка – это уже другой вопрос. Исповедь имеет смысл, если он считает себя верующим. Это вещи неформальные – важно, что человек сам о себе думает, насколько он готов быть открытым и честным перед Богом, перед своей совестью. Покаяние, исповедь предполагает прежде всего открытость и честность. Неслучайно раньше говорили, что прийти на исповедь – это значит все Богу открыть «как на духу». И Богу, и свидетелю таинства – священнику.
Покаяние – это просьба о прощении. Человек открывает свои дела, свои мысли, самого себя пред Богом, чтобы Господь проявил свою милость, послал благодать. Милость – это род любви, Господь может снизойти к нам в Своей милости, в Своей любви, а не в какой-то царской грозной ипостаси. Иногда сложно просить прощения у Бога при свидетелях, но если человек в чем-то согрешил, в малом или большом, то он хочет исправить свою жизнь. Конечно, если его покаяние искреннее, не для галочки.
Вообще говоря, покаяние и исповедь возможны не только в храме. Они могли бы совершаться хоть каждый день – есть православные христиане, которые каждый день исповедуются Богу, и не всегда для этого нужен священник. Исповедь у священника нужна тогда, когда есть или очень тяжелые грехи, которые имеют уже не только индивидуальное, личное значение, но могут повлиять и на других людей, или когда человек хочет себя проверить, подвести какой-то итог за месяц или за год своей жизни, ну или за неделю – у кого какие духовные ритмы, это по-разному бывает. И вот тогда нужно идти к священнику – желательно к тому, которого ты знаешь, чтобы эта открытость, это доверие не были ограничены.
Поэтому, повторяю, покаяние – дело совести, и оно может совершаться втайне, внутри человеческого сердца. Господь тоже слышит такой голос покаяния, слышит молитву даже человека неопытного в этом деле. И личная исповедь, пусть даже она тайная, только в тайне сердца происходит – это великая вещь.
Фото: Владимир Смирнов/ТАСС
– Зачем я буду что-то говорить священнику, если я уже пред Богом покаялся в молитве, понял свои грехи?
Г. К.: Замечательно, если человек покаялся. И если речь идет о каких-то обычных согрешениях, ошибках в словах, делах, мыслях, которые не слишком влияют на других людей, не требуют какого-то особого выпрямления отношений, то, может быть, и идти в храм не нужно.
А вот готовиться к исповеди надо всегда. И один из основных моментов этой подготовки заключается в том, что человек должен сделать все, чтобы исправить ситуацию, изменить ее. Если согрешил против какого-то человека – надо пойти попросить прощения. Если сделал что-то неправильно – надо исправиться.
Но надо еще и получить прощение. Если ты согрешил, ты ведь согрешил прежде всего пред Богом, и об этом будет свидетельствовать твоя совесть. Если ты просишь прощения у Бога, главное – получить это прощение.
В церковь и к священнику надо идти, как я уже говорил, тогда, когда твой грех большой, когда он влияет на духовную и какую-то внешнюю ситуацию в жизни других людей, в жизни церкви, в жизни общины, в жизни семьи, просто в твоих отношениях с друзьями и теми, с кем ты общаешься.
В храм на исповедь надо идти тогда, когда есть тяжелый грех или если есть какая-то важная, судьбоносная ситуация – такова самая древняя и самая важная покаянная традиция церкви. Может быть, и тяжелого греха нет, но есть неуверенность в том, что ты разрешил тот или иной вопрос жизни правильно. Вот тогда нужно советоваться и с Богом, и с людьми.
А где ты будешь это делать? Ты что, на работе или в семье начнешь каяться? Очень хорошо, если ты можешь покаяться в семье, но иногда нужно по-другому поступить, иначе можно ведь и семью потерять. Бывает и так. И тогда нужно идти к священнику – пусть он за тебя помолится.
Роль священника на исповеди очень простая – он свидетель таинства покаяния. Само это таинство совершает человек пред лицом Божьим, но и священник в этом участвует – он молится за кающегося. Он может и сказать доброе слово – не только утешить в случае нужды, но и посоветовать, как избавиться от греха. Священник – таково его положение, – даже если он совершенно простой человек и не безгрешный, как все люди, все-таки старается помочь кающемуся, сочувствует и готов дать какой-то совет. А это и требуется. Ради этого люди идут в храм на исповедь, а не ограничиваются только своим внутренним миром, только самими собой.
– Когда на исповедь приходит человек, который давно или вообще никогда не исповедовался, за какой срок ему нужно вспомнить свои грехи: за всю жизнь, свои последние прегрешения или самые острые для него?
Г.К.: Да все нужно, я думаю. И одно, и другое, и третье. И самое острое нужно вспомнить, и то, что было актуально в последнее время. А если человек первый раз пришел, неужели нельзя принести покаяние за всю жизнь? Конечно, не во всех деталях – это не нужно, каждый день человек много согрешает, и невозможно вспомнить все. Но нужно назвать то, что лежит на совести, что ее гложет и беспокоит человека очень серьезно.
Для исповеди за всю жизнь очень важна подготовка самого человека. Такая исповедь обычно совершается один раз, и поэтому важно и то, к кому ты придешь, и то, как подготовишься.
Здесь не всегда хорошо идти к любому священнику. Все-таки священник живой человек, и есть более мудрые, более святые люди, а есть менее опытные, менее знающие и понимающие, и менее святые – все есть, это живая ситуация, и к ней нужно относиться трезво. Лучше находить людей более опытных, потому что будет неприятно, если священник как человек вас не поймет. Да, вы каетесь Богу, а не священнику, но священник – свидетель вашего покаяния перед Богом и Церковью, он молится за вас Богу и может помочь советом.
Если священник в чем-то не понял вас, или понял совсем неправильно, или дал какой-то немудрый совет, у вас есть полное право иметь свою оценку, свое суждение по этому поводу. И вы можете слушать и исполнять, а можете и возразить – вы не обязаны принимать все. Священник не безошибочен. Так что можно и не согласиться с его советами. Единственное, где нужно обязательно прислушиваться, это если священник говорит о церковных последствиях тех или иных грехов: если грехи тяжелые, то они имеют церковные последствия.
Возьмем обыденную ситуацию – допустим, человек изменил жене, совершил тяжелый грех прелюбодеяния. Имеет это церковное значение? Конечно! Это не только личное дело человека. И тогда священник имеет право сказать: «Ты, дружок, пока продолжи свое покаяние и одной исповедью не ограничивайся. Вот тебе епитимья, то есть духовное задание – что ты должен сделать, какие молитвы прочитать за такой-то срок. А пока ты не сможешь причащаться, потому что грех большой, а причащаться могут только люди, которые уже как-то исправились, хотя бы тяжелых грехов не совершают». Исполнение епитимьи – это как бы духовное лекарство, чтобы ты мог себя исправить и укрепить в правде, в вере, в любви, в самой направленности своей жизни.
Есть каноны, которые требуют в случае тяжких грехов отлучения на несколько лет, но в наше время они, как правило, не применяются, а вместо этого даются очень краткие, но серьезные задания. Раньше за прелюбодеяние могли отлучать от церкви, от причастия, скажем, на десять лет, и была целая система покаяния. Но сейчас она не работает, и на десять лет современных людей отлучать невозможно и не нужно – надо как-то иначе помогать им жить не страстями, не минутными впечатлениями или ощущениями, не обидами или злыми помыслами, а по-другому, по-христиански. Поэтому сейчас срок епитимьи довольно краткий – месяц, два, три, пять, но в нормальном случае не больше, чтобы человека не мучить, ему и так живется не сладко, это касается практически всех людей.
Епитимью, в отличие от простого совета, надо исполнять, нравится тебе это или нет. Если ты каешься в тяжелых грехах, особенно если они произошли не двадцать лет назад, а остаются актуальными для тебя сегодня, то проблему надо решить – по совести, по-Божески и по-человечески. И тут священник может быть незаменимым помощником: он скажет, что надо сделать, как молиться, чтобы появились силы не повторять свой грех. Ведь часто люди приходят на исповедь, обещают Богу не грешить, а потом не выполняют это обещание – и не потому, что не могут, а потому что привыкли жить, как все. А жить, как все – это, как правило, значит плохо, иногда очень плохо.
– Как правильно себя вести на исповеди? Каким языком разговаривать со священником? Полезно ли написать записку?
Георгий Кочетков: Вести себя нужно искренне, открыто и скромно. Покаяние есть покаяние, хвастаться грехами ни один нормальный человек не будет. Разговаривать со священником надо просто, уважительно, но коротко, по существу, говоря то, ради чего ты пришел – о своих грехах. Исповедь – это не духовная беседа. Беседа по проблемам духовной жизни – это один сюжет, а покаяние, исповедь пред Богом – совсем другой. Эти вещи не надо путать, а у нас очень часто их путают.
Очень полезно написать и памятку-записку, она называется покаянной грамотой. Только делать это надо неформально – не писать все подряд, если где-то помыслом или каким-то минутным желанием искусился. И не стоит пользоваться книжечками, которые сейчас издали в очень большом количестве как бы в помощь кающемуся. Это плохие книжечки, потому что они совершенно безличностные: люди что знают плохого о себе и о других, то и пишут в таких книжечках – это не конкретно и потому совершенно бездейственно. Есть у каждого человека голос совести и разума – им и надо пользоваться.
Уж я не говорю, что иногда в этих книжечках записывают в грехи то, что грехом не является. Например, человек живет с неверующим мужем или с неверующей женой, у них законный зарегистрированный брак, но не венчанный. И это объявляется иногда в этих книжечках чуть ли не смертным грехом, прелюбодеянием, блудом и так далее. Это неверно. Церковь, в наше время во всяком случае, думает об этом более глубоко и дифференцированно и не называет это грехом. Да, жалко, что брак не очень целостный духовно, если один верующий, а другой неверующий, но все бывает в наше время. И если люди живут в любви и верности друг к другу, то этот брак не ставится под сомнение. И, конечно, с неверующим человеком венчаться невозможно – это будет насилием над его совестью. Но если брак зарегистрирован, признан государством, то и церковь, повторяю, признает его законным. И греха и блуда здесь никакого нет.
Фото: Антон Подгайко/ТАСС
– На какое время исповеди можно рассчитывать? Обычно очереди ждут и другие люди. Иногда их много. Можно ли позволить себе занять побольше времени или нужно высказаться сжато?
Г. К.: В любом случае надо быть лапидарным, говорить по сути. Не надо описывать все обстоятельства совершения греха, его последствия и так далее – это совершенно не нужно ни священнику, ни самому кающемуся. Тем более что это может привести к серьезным переживаниям, иногда к возвращению каких-то потухших страстей, а требуется именно покаяние.
Нужно точно назвать грех своим именем, не преувеличивая и не преуменьшая. Очень часто бывают такие ошибки на исповеди, когда каждый некрасивый, блудный помысел люди начинают называть прелюбодеянием – это неправильно. Помысел – это помысел, а прелюбодеяние – это дело измены в семейной жизни. Это разные вещи. Я привел как пример прелюбодеяние, но это касается и других грехов. Не надо преувеличивать, не надо и преуменьшать, не надо ничего скрывать. Если ты уж пришел, то будь как на духу искренним и не скрывай тех грехов, какие есть, не называй их общими словами, за которыми не понятно, что прячется. Человек должен сам быть заинтересован в том, чтобы получить прощение от Бога, чтобы священник мог реально помолиться за кающегося и попросить Господа Бога об отпущении его грехов.
Важно смотреть, есть очередь или нет, и экономить силы и время – свои и другого человека: не только стоящих в очереди кающихся, но и священника. Но, повторяю, это не значит, что надо говорить общими, ничего не значащими словами.
– Может ли быть такое, что человек пришел на исповедь, а батюшка ему грехи не отпустил?
Г.К.: Если грех смертный, такое может быть. Есть канонические постановления, есть списки таких грехов, и священник всегда ориентируется и знает, какие епитимьи можно на человека накладывать. Другое дело, что благоразумный опытный священник, как я уже говорил, никогда не будет формально к этому относиться, он не будет применять каноны просто по букве. Потому что жизнь изменилась и сейчас их применять один к одному нельзя. Это касается прежде всего сроков отлучения от причастия.
Иногда чтобы покаяние было полноценным, задание может быть очень простым – пойти и попросить прощения, или примириться с кем-то, или преодолеть злобу и обиду. На это нужны иногда время и молитвенные, духовные средства, чтение Священного писания, каких-то покаянных молитв.
– Как нужно относиться к словам священника, которые сказаны на исповеди? Ведь священники – люди, они могут ошибаться.
Г.К.: Священник не должен говорить просто от себя. Что бы он ни говорил, он должен говорить, ощущая себя именно представителем церкви, и хорошо знать традицию. Нельзя давать советы или назначать епитимьи просто на эмоциях, когда что-то нравится или не нравится, что-то возмущает. Его задача – помочь человеку преодолеть грехи, а значит исходить из милосердия и любви к кающемуся – так же, как и Господь Бог относится к каждому из нас, когда мы каемся.
Как правило, так и бывает – священник очень сочувствует кающемуся человеку, какие бы грехи тот ему ни открывал. Отношение всегда чувствуется на исповеди. И вот так и нужно относиться к словам священника: если в них проявляется любовь, милосердие, сострадание, желание помочь кающемуся человеку исправить ситуацию, жизнь и самого себя – то к этому надо относиться очень внимательно, серьезно и с желанием исполнить все, что говорит священник. Ну а если этого нет – то и отношение кающегося будет другим.
– Надо ли искать для исповеди какого-то одного священника, или каждый раз приходить к разным священникам – это нормально?
Г.К.: Чтобы был один священник, нужно его хорошо знать. Надо его проверить, убедиться, что он понимает тебя, готов молиться за тебя. И если сложились духовные отношения, тогда можно приходить к одному священнику и даже называть его духовником. Но у большинства современных людей нет духовника, или эти духовники избраны формально.
Ничего страшного нет в том, что нет духовника – тогда можно приходить просто к священнику, который тебе больше понравился, как более искренний, более разумный, более молитвенный человек. Это могут быть и разные люди. Некоторые говорят: «Обязательно нужно иметь духовника!» Это желательно, но не обязательно.
Наше время не способствует выбору духовников. Очень много священников, которые сами нуждаются в духовной помощи. Поэтому надо к ним относиться просто как к представителям церкви.
Если человек входит в какую-то приходскую общину – тогда, конечно, он выбирает из тех священников, которые на этом приходе есть. Но в наше время, в общем-то, нет и приходских общин, все более-менее свободно приходят в любой храм и уходят из любого храма. Тогда может и не быть личных отношений со священником, или они могут строиться каким-то более сложным образом. Ничего в этом страшного нет, не надо никого осуждать. Но надо всегда искать лучшего, более качественного результата исповеди, покаяния.
– Что делать, если человек кается, но при этом понимает, что с этим грехом он покончить все равно не сможет?
Г.К.: Каяться все равно. Есть так называемые аскетические грехи, в исправлении которых поставить точку вообще невозможно, они всегда будут беспокоить человека. Скажем, смирение. Можно каяться в гордыне, в недостатке смирения, но нужно прекрасно понимать, что это может повторяться каждый день. Можно в этом каяться всю жизнь, и это будет правильно и справедливо. Это то, что должно заботить человека всегда. Невозможно сказать: я смиренный человек, я преодолел свою гордость до конца. Да не будет этого никогда!
Но есть вещи, которые как раз наоборот связаны с теми или иными фактами жизни – и тут нужно каяться так, чтобы больше не повторять свой грех. И у человека на исповеди, во время таинства покаяния, появляются на это силы. Для этого человек и кается, чтобы грехи не повторялись, чтобы четко понять, где граница, которую переходить нельзя.
Фото: Дмитрий Феоктистов/ТАСС
– Бывает так, что батюшка отругает на исповеди и человек себя некомфортно чувствует. И уже в следующий раз не хочет вообще идти в церковь. Как быть?
Г.К.: Ну, в нормальном случае священники на исповедях не ругаются. Вот я в священном сане уже почти полвека и никогда не видел, чтобы священник ругался на исповеди. То есть это уже признак некоторого неблагополучия. Священник не должен ругаться. Он может сделать вид, что тебя ругает, как отец ругает ребенка – не для того, чтобы его обидеть или как-то унизить, а просто чтобы человек лучше понял, что он натворил в жизни, какие последствия могут быть от его грехов. Поэтому священник здесь может изображать строгого отца. Но в нормальном случае он должен прежде всего быть милосердным, любящим отцом, духовным отцом.
А если уж священник где-то не выдержал и отругал, то надо вспомнить, что ты пришел каяться Богу, прощает тебя Господь. А священник – человек, такой же человек, как все, и у него тоже могут быть свои недостатки. Ничего в этом страшного нет. Просто не надо вступать в пререкания, не надо обижаться. Даже если священник что-то не так сказал или сделал. Кается-то человек Богу, и прощает человека Бог.
Правильная исповедь: как исповедоваться, в чем каяться, какая исповедь не примется Богом
А не пора ли нам всем научиться правильно исповедоваться? – решительно и не колеблясь поинтересовались сотрудники портала «Православная Жизнь» у духовника Киевских духовных школ, преподавателя КДА архимандрита Маркелла (Павука).
– Большое количество людей не знает, в чем каяться. Многие идут на исповедь и молчат, ждут наводящих вопросов от священников. Почему так происходит и в чем нужно каяться православному христианину?
– Обычно люди не знают, в чем каяться, по нескольким причинам:
1. Они ведут рассеянную жизнь (заняты тысячами дел), и им некогда заниматься собой, посмотреть в свою душу и увидеть, что там не так. Таких людей в наше время 90%, если не больше.
2. Многие болеют завышенной самооценкой, то есть горды, а потому больше склонны замечать и осуждать чужие грехи и недостатки, нежели свои.
3. Их ни родители, ни учителя, ни священники не научили, в чем и как нужно каяться.
А каяться православному христианину следует прежде всего в том, в чем обличает его совесть. Лучше всего исповедь строить по Десяти заповедям Божиим. То есть во время Исповеди вначале надо говорить о том, чем мы согрешили против Бога (это могут быть грехи неверия, маловерия, суеверия, божбы, клятвы), затем каяться в грехах против ближних (непочитание, невнимание к родителям, непослушание им, обман, хитрость, осуждение, гнев против ближних, неприязнь, заносчивость, гордость, тщеславие, скупость, воровство, соблазнение других на грех, блуд и др. ). Советую ознакомиться с книгой «В помощь кающемуся», составленной святителем Игнатием (Брянчаниновым). В труде старца Иоанна Крестьянкина представлен образец исповеди по Десяти заповедям Божиим. Ориентируясь на эти работы, можно составить свою неформальную исповедь.
– Насколько подробно нужно рассказывать о своих грехах на исповеди?
– Все зависит от степени вашего раскаяния в грехах. Если человек в своем сердце обрел решимость больше к тому или иному греху не возвращаться, то он старается его вырвать с корнем и поэтому описывает все до мельчайших подробностей. А если человек кается формально, то у него получается что-то вроде: «Согрешил делом, словом, помышлением». Исключение из этого правила – грехи блуда. В данном случае подробностей описывать не надо. Если священник почувствует, что человек равнодушно относится даже к таким грехам, то может задать дополнительные вопросы, чтобы хоть немного такого человека устыдить и подвигнуть на истинное покаяние.
– Если не испытываешь легкости после исповеди, что это значит?
– Это может говорить о том, что не было подлинного покаяния, исповедь совершалась без сокрушения сердечного, а лишь формальным перечислением грехов с нежеланием изменить свою жизнь и больше не грешить. Правда, иногда Господь не дает ощущения легкости немедленно, чтобы человек не возгордился и тут же не впал снова в те же самые грехи. Легкость также не сразу приходит, если человек исповедует застарелые, глубоко укоренившиеся в нем грехи. Чтобы пришла легкость, надо пролить очень много слез покаяния.
– Если на вечерне были на исповеди, а после службы успели согрешить, нужно ли идти утром опять на исповедь?
– Если это блудные грехи, гнев или пьянство, то обязательно нужно еще раз в них покаяться и даже попросить у священника епитимию, дабы так быстро не совершать прежние грехи. Если же допущены грехи другого рода (осуждение, лень, многословие), то следует во время вечернего или утреннего молитвенного правила искренне попросить прощения у Господа за допущенные провины, а при очередной исповеди исповедовать их.
– Если на исповеди забыл упомянуть какой-то грех, а потом спустя время вспомнил его, нужно ли опять подходить к священнику и говорить об этом?
– Если есть такая возможность и священник не очень занят, то он даже возрадуется за ваше усердие, а если такой возможности нет, то надо записать этот грех, чтобы вновь его не забыть, и во время очередной исповеди раскаяться в нем.
– Как научиться видеть свои грехи?
– Свои прегрешения человек начинает видеть, когда перестает осуждать других людей. Кроме того, видеть свою немощь, как пишет преподобный Симеон Новый Богослов, научает тщательное исполнение заповедей Божиих. Пока человек одно исполняет, а другим пренебрегает, он не сможет почувствовать, какую рану наносят грехи его душе.
– Что делать с чувством стыда на исповеди, с желанием затенить, спрятать свой грех? Будет ли этот скрытый грех прощен Богом?
– Стыд на исповеди – естественное чувство, которое свидетельствует о том, что у человека жива его совесть. Хуже, когда нет никакого стыда. Но главное, чтобы стыд не сводил к формальности нашу исповедь, когда мы одно исповедуем, а другое прячем. Вряд ли Господу будет угодна такая исповедь. Да и каждый священник всегда чувствует, когда человек что-то прячет и формализует свою исповедь. Для него это чадо перестает быть дорогим, таким, за которое он всегда усердно готов молиться. И, наоборот, вне зависимости от тяжести греха, чем глубже покаяние, тем больше священник радуется за кающегося. Не только священник, но и Ангелы на небе радуются за искренне кающегося человека.
– Нужно ли исповедовать грех, который вы стопроцентно совершите в ближайшее время? Как возненавидеть грех?
– Святые отцы учат, что самый большой грех – это грех нераскаянный. Даже если мы не чувствуем в себе сил для борьбы с грехом, все равно надо прибегать к Таинству Покаяния. С Божией помощью, если не сразу, то постепенно мы сможем победить укоренившийся в нас грех. Но не надо себя слишком переоценивать. Если мы ведем правильную духовную жизнь, то никогда не сможем ощутить себя полностью безгрешными. Дело в том, что все мы удобопреклонны, то есть очень легко впадаем во всевозможные грехи, сколько бы раз мы в них ни каялись. Каждая наша исповедь – это своеобразный душ (баня) для души. Если мы постоянно заботимся о чистоте своего тела, то тем более надо заботиться о чистоте своей души, которая намного дороже тела. Итак, сколько бы раз мы не согрешали, надо не медля бежать на исповедь. А если человек не кается в повторяющихся грехах, то они повлекут за собой другие, более тяжкие провины. Например, кто-то привык по мелочам все время обманывать. Если он в этом не будет каяться, то в конце концов может не только обмануть, но и предать других людей. Вспомните, что случилось с Иудой. Он вначале незаметно воровал деньги с ящика для пожертвований, а затем предал Самого Христа.
Человек может возненавидеть грех, лишь ощутив в полноте сладость благодати Божией. Пока ощущение благодати у человека слабое, ему трудно не впасть в грех, в котором он недавно раскаялся. Сладость греха в таком человеке оказывается сильнее сладости благодати. Потому святые отцы и особенно преподобный Серафим Саровский так настаивают на том, что главной целью христианской жизни должно быть стяжание благодати Святого Духа.
– Если священник разорвал записку с грехами, не заглядывая в нее, эти грехи считаются прощенными?
– Если священник прозорлив и умеет читать, что написано в записке, не заглядывая в нее, то, слава Богу, все грехи прощаются. Если же батюшка так делает из-за своей торопливости, равнодушия и невнимательности, то лучше подойти на исповедь к другому или, если такой возможности нет, исповедовать свои грехи вслух, без записи их.
– Существует ли в Православной Церкви общая исповедь? Как относиться к этой практике?
– Общая исповедь, во время которой читаются специальные молитвы из Требника, обычно проводится перед индивидуальной исповедью. Святой праведный Иоанн Кронштадтский практиковал общую исповедь без индивидуальной, но это он делал вынужденно из-за множества народа, который приходил к нему за утешением. Чисто физически, по немощи человеческой, ему не хватало сил, чтобы выслушать каждого. В советское время тоже иногда практиковались такие исповеди, когда один храм был на целый город или район. Ныне, когда количество храмов и духовенства значительно увеличилось, нет нужды обходиться одной общей исповедью без индивидуальной. Мы готовы выслушать каждого, лишь бы было искреннее покаяние.
Беседовала Наталья Горошкова
http://pravlife.org
Предыдущая статья: Международная конференция по социальному служению
Следующая статья: Паломничество к святыням Киева и Валаама
Что такое таинство исповеди
Испытайте мир и любовь
Если вы давно не были на исповеди, католическая церковь рада приветствовать вас снова и приглашает принять участие в этом прекрасном таинстве исцеления. Сделайте шаг в вере. Вы удивитесь, насколько свободно вы почувствуете себя после участия в Таинстве Примирения. Так много католиков описывают невероятные чувства мира, радости, облегчения и любви, которых они никогда не ожидали. Иисус призывает вас испытать Его милость и таким образом.
Вопросы
- Зачем мне идти на исповедь?
Если вы давно не были на исповеди, католическая церковь рада приветствовать вас снова и пригласить принять участие в этом прекрасном таинстве исцеления. Сделайте шаг в вере. Вы удивитесь, насколько свободно вы почувствуете себя после участия в Таинстве Примирения. Так много католиков описывают невероятные чувства мира, радости, облегчения и любви, которых они никогда не ожидали. Иисус призывает вас испытать Его милость и таким образом.
- В чем польза посещения исповеди?
1. Исповедь помогает нам лучше «познать себя».
Святой Августин и бесчисленное множество других святых и учителей Церкви говорят о том, как важно хорошо познать себя. Благодаря лучшему познанию самих себя мы осознали, насколько мы падшие и как сильно нуждаемся в Божьей помощи и благодати, чтобы идти по жизни. Частое исповедание напоминает нам о необходимости полагаться на Бога, который поможет нам избавиться от наших грехов.
2. Исповедь помогает нам победить порок.
Благодать, которую мы получаем от Таинства Исповеди, помогает нам бороться с нашими недостатками и недостатками и избавляться от наших привычек к порокам гораздо легче и целесообразнее, чем без этой благодати.
3. Исповедь приносит нам покой.
Вина за грехи, которые мы совершаем, может заставить нас чувствовать, что все смешалось внутри, и лишить нас покоя и радости. Когда мы слышим Божие прощение к нам из уст священника на исповеди, с наших плеч снимается бремя, и мы снова можем ощущать душевный и душевный мир, который исходит от хороших отношений с Богом.
4. Исповедь помогает нам стать более святыми, более похожими на Иисуса.
Иисус был совершенно смиренным, совершенно великодушным, совершенно терпеливым, совершенно любящим — совершенно всем! Разве ты не хотел бы быть таким же смиренным, щедрым, терпеливым и любящим, как Иисус? Святые на протяжении всей истории тоже чувствовали то же самое, и они часто посещали Таинство Примирения, чтобы помочь им превратиться в людей, более похожих на Христа. Маленькие изображения Христа — вот что такое святые!
5. Исповедь укрепляет нашу волю.
Каждый раз, когда мы совершаем Таинство Исповеди, Бог укрепляет нашу волю и самообладание, чтобы противостоять искушениям, с которыми мы сталкиваемся в жизни. Мы становимся более решительными, чтобы следовать воле Бога, а не нашим собственным прихотям.
Конечно, список преимуществ Таинства Исповеди можно продолжать и продолжать! Но вы должны пойти, чтобы пожинать плоды! Регулярное посещение исповеди действительно изменит вашу жизнь. Что удерживает вас от примирения?
Воистину прекрасны слова отпущения грехов в Исповеди: «Отпускаю вам грехи ваши во имя Отца и Сына и Святого Духа». Иисус ждет, чтобы простить вас — все, что вам нужно сделать, это попросить! Не упускайте больше целительной силы исповеди.
- Каковы разные названия причастия и его последствий?
Здесь Катехизис Католической Церкви разъясняет Таинство Примирения, его различные названия и благодати, проистекающие из таинства:
«Те, кто приближается к таинству Покаяния, получают прощение от Божией милости за совершенное против Него преступление, и , в то же время примирились с Церковью, которую они ранили своими грехами и которая любовью, личным примером и молитвой трудится для их обращения (ККЦ 1422).
«Это называется таинством обращения, потому что в нем сакраментально присутствует призыв Иисуса к обращению, первый шаг к возвращению к Отцу, от которого человек отошел из-за греха».
«Это называется таинством Покаяния, поскольку оно освящает личные и церковные шаги грешника-христианина по обращению, покаянию и удовлетворению».
«Называется таинством исповеди, так как раскрытие или исповедь грехов священнику является неотъемлемым элементом этого таинства. В глубоком смысле это также «исповедание» — признание и восхваление — святости Бога и Его милости к грешному человеку».
«Это называется таинством прощения, так как посредством таинства отпущения грехов, совершаемого священником, Бог дарует кающемуся прощение и мир».
«Таинство Примирения называется потому, что сообщает грешнику любовь Божию, примиряющего: «Примирись с Богом». Живущий милостивой любовью Божией готов откликнуться на призыв Господа: «Иди; прежде примирись с братом твоим» (ККЦ 1423).
- Как сделать хорошее признание?
Итак, вы решили, что хотите пойти на исповедь. Но как именно сделать хорошую исповедь? Основное требование к хорошей исповеди – иметь намерение вернуться к Богу всем сердцем, как «блудный сын», и с искренней скорбью признать свои грехи перед священником.
Современное общество утратило чувство греха. Как католики, последователи Христа, мы должны приложить усилия, чтобы распознать грех в наших повседневных действиях, словах и упущениях.
Евангелия показывают нам важность прощения наших грехов. Жития святых доказывают, что у человека, возрастающего в святости, сильнее чувство греха, скорбь о грехах и потребность в Таинстве Примирения. Неудивительно, что святые преисполнены радости! Они осознали ключ к передаче своего бремени Христу через Таинство Исповеди, чтобы они могли свободно служить Ему с любовью и энергией.
- Почему я должен исповедоваться священнику?
Зачем мне исповедоваться у священника?
Почему католики исповедуются в своих грехах священнику, а не идут прямо к Богу?
Как сделать хорошее признание?
Понимание того, почему мы исповедуемся
Дальнейшее исследование
- Подробнее о таинстве исповеди
Исповедь, вопросы и ответы
Катехизис Католической церкви: Таинство покаяния и примирения
Энциклика блаженного Папы Иоанна Павла II «Богатый милостью»
Путеводитель по таинству исповеди
Католическая энциклопедия — Таинство покаянияРуководство по исповеди
Ответы католиков: исповедь
Трактаты ответов католиков: смертный грех
Трактаты католиков: прощение грехов - Аудио и видео о таинстве исповеди
Ответы католиков: Аудио и видео о таинстве исповеди
Ответы католиков Видео: Искушение — что это такое и когда оно становится грехом?
Видео с ответами католиков: исповедание грехов священнику — библейская защита - Популярные статьи о таинстве исповеди
Причины, по которым люди избегают исповеди, Лоррейн Мюррей
Божье прощение: всегда рядом и никогда на расстоянии, Мэри Энн Кухарски
Исповедь тех же старых «липких» грехов, Джон Мэллон Уильям Сондерс
Духовная и психологическая ценность частой исповеди о. Джон Хардон
Учимся исповедоваться о. Уильям Сондерс
Признание освободило меня Эмили Серф
Признание освободило меня Эмили Серф - Быстрые вопросы
Все ли грехи одинаково оскорбительны для Бога?
Что делать, если я забыл исповедовать грех и вспомнить его позже? Было ли это оправдано?
Если кто-то не уверен в том, смертен грех или нет, не значит ли это, что это не смертный грех?
Как мог совершенный Бог создать человека, который по своей природе грешный?
Какие есть примеры простительных грехов?
Прощен ли мой грех, если я не пожалею?
Определяют ли обстоятельства греховность поступка? - Таинство в Священном Писании
Католическое Писание — Таинство исповеди и прощение грехов
Исповедую — Библейское основание для таинства исповеди - Проверка совести
Основное требование к хорошей исповеди – иметь намерение вернуться к Богу всем сердцем, как блудный сын (в Лк. 15), и признать свои грехи с истинной скорбью перед священником.
Современное общество утратило чувство греха. Как католики, последователи Христа, мы должны приложить усилия, чтобы распознать грех в наших повседневных действиях, словах и упущениях. Проверка совести помогает нам в этом.Что такое проверка совести?
Проверка совести — проверка своих прошлых мыслей, слов и действий с целью установления их соответствия или несоответствия нравственному закону (NewAdvent.org). Другими словами, испытание совести помогает вам определить моменты в вашей жизни, когда вы угодили Богу своей добродетелью или когда, наоборот, впали в грех. Если вы исследуете свою совесть, чтобы раскрыть и поразмышлять над своими грехами, вы можете затем принести эти раскрытые грехи пред Богом в Таинстве Исповеди и попросить у Него прощения. Вот несколько испытаний совести на ваш выбор. Найдите тот, который вам нравится, распечатайте его и используйте при подготовке к исповеди. Вы даже можете взять его с собой в исповедальню!
Детальная проверка совести с использованием Десяти Заповедей и церковных заповедей
Проверка совести для супружеских пар
Проверка совести для одиноких мужчин и женщин
Проверка совести для подростков
Получите БЕСПЛАТНУЮ ЭКЗАМЕНУ «Экзамен совести и католическое учение» от Отцов Милосердия!
Чтобы возрастать в добродетели и «вырастать» из греха, следует каждый вечер перед сном проводить краткую проверку совести. Вспомни все свои простительные грехи того дня и попроси у Бога прощения. Если вы совершили смертный грех, постарайтесь как можно скорее прийти на исповедь.
Внешние ссылки
Для получения дополнительных ресурсов по пониманию исповеди посетите наш сестринское служение Good Confession.com:
GoodConfession.com
Чтобы узнать время исповеди в вашем местном приходе, посетите сайт Mass Times.org:
MassTimes.org
Исповедь | Определение, история, значение и факты
Исповедь
Смотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Сент-Джон Вианней
- Связанные темы:
- молитва
отпущение грехов
примирение
Просмотреть весь связанный контент →
исповедь , также называемая примирением или покаянием , в иудео-христианской традиции публичное или личное признание своей греховности считается необходимым для получения божественного прощения.
В еврейской Библии часто подчеркивается необходимость исповеди. Миссия еврейских пророков состояла в том, чтобы пробудить в людях чувство греховности и осознание своей вины, как личной, так и коллективной. До разрушения Иерусалимского храма (70 г. н. э.) жертвоприношения за грех в День искупления (Йом Кипур) предварялись коллективным выражением греховности (Левит 16:21), а после разрушения Храма День искупления продолжался в иудаизме как день молитвы, поста и исповеди.
Еще из Британники
Христианство: Символика: символы веры и исповедания
В Новом Завете публичное служение Иисуса было подготовлено Иоанном Крестителем, который крестил людей; крещение сопровождалось публичным исповеданием грехов (Мф. 3:6). Необходимость исповеди обсуждается во многих местах Нового Завета (Иакова 5:16; 1 Иоанна 1:9), хотя нет прямых указаний на то, что исповедь должна быть конкретной или подробной или что она должна быть сделана священнику. .
Подробная исповедь епископу или священнику, однако, появилась в начале истории церкви. В римской церкви V века существовала практика исповеди в начале Великого поста и примирения кающихся в Великий четверг в рамках подготовки к Пасхе. Однако постепенно вводится практика примирения или отпущения грехов сразу после исповеди и до совершения покаяния. К концу XI века в Великий Четверг примирялись только отъявленные грешники. Часто виновные в серьезных, смертных грехах откладывают покаяние до приближения смерти. Чтобы исправить это злоупотребление, Четвертый Латеранский собор (1215 г.) установил правило, согласно которому каждый христианин должен исповедоваться священнику не реже одного раза в год.
В наше время Римско-католическая церковь учит, что исповедь, или примирение, есть установленное Христом таинство, в котором необходимо исповедание всех тяжких грехов, совершенных после крещения. Римско-католическая церковь утверждает, что отпущение грехов священником является актом прощения; чтобы получить его, кающийся должен исповедоваться во всех серьезных грехах и проявить искреннее «раскаяние» или сожаление о грехах, а также достаточно твердое намерение их исправить. После II Ватиканского собора церковь стала подчеркивать покаяние как процесс примирения и как средство получения прощения от Бога. Священник рассматривается как целитель, помогающий в этом процессе, а кающиеся грешники призываются к обращению и исправлению своей жизни.
Доктрина восточных православных церквей относительно исповеди согласуется с доктриной Римско-католической церкви. В православной практике исповедь обычно рассматривается как форма духовного исцеления, а относительное отсутствие законничества отражает восточное святоотеческое понимание греха как внутренней страсти и как порабощения.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас
Во времена Реформации англиканская церковь сопротивлялась попыткам удалить все упоминания о частной исповеди (например, у священника или духовника) и отпущении грехов из молитвенника. В 19Оксфордское движение 20-го века поощряло возрождение частной исповеди, и некоторые англо-католики приняли его.