Как замолить грех прелюбодеяния в православии: Как исповедать грех блуда? – Православный журнал «Фома»
Содержание
что значит, опасность и причины греха, последствия и наказания, искупление и победа над грехом
- Блуд и прелюбодеяние: в чем отличие
- Наказание за прелюбодеяние
- Значение заповеди «не прелюбодействуй»
- Причины прелюбодеяния и греха блуда в православии
- Как искупить блудливый грех
- Дополнительные советы по истреблению плотской страсти
Прелюбодеянием называется физическая близость людей, состоящих в супружестве с другими. К этой страсти относят блудные ощущения и желания чужого тела, нечистые помыслы и беседы в пошлой манере. Прелюбодействует не только изменщик, но и тот, с кем этот грех совершается: вина и позор лежат на обеих сторонах.
Блуд и прелюбодеяние: в чем отличие
Апостолы говорят, что всякие нечистые дела и мысли вообще не должны упоминаться в Священных писаниях. Однако окружающий разврат чрезвычайно притупил чувства нравственности, что даже у воспитанных в христианстве людей появились добрачные половые отношения и разводы.
- Грех прелюбодеяния в православии ассоциируется, в первую очередь, с супружеской неверностью, изменою. Поддаваясь плотским соблазнам, человек разрушает собственную семью. Страсть можно расценить как предательство, потому что заключенный брак всегда является священным союзом. Разрушаются отношения, на спад идёт все то, что было построено в любви друг к другу.
- Блуд отличается тем, что люди вступают в связь, не состоя в брачных отношениях. Человек всем своим видом и поведением показывает, что имеет сильное желание добиться поставленной перед собою цели. Блудная жизнь заставляет нарушать моральные устои и ослепляет разум личности, нарушает закон целомудрия.
Прелюбодействующие личности провоцируют большое количество проблем и бедствий. Грех разрушает дома и порождает раздоры, иссушает любовь и благорасположение. Распутники лишают себя огромного количество благ и заменяют их дьявольскими неурядицами.
Православные священники говорят, что нет никого постыднее человека, совершающего мерзкое прелюбодеяние.
На заметку! Подозревающие в измене живут тяжелыми эмоциями. Им кажется, что стол наполнен ядами, а дом окутан бесчисленным злом. Таким людям плохо спится, не милы им речи добрых друзей и свет яркого солнца. Они испытывают страдания не только, когда видят прелюбодеяние своей половины, но и при мыслях об этом.
Супруги должны быть очень близки друг с другом, поэтому им становится тягостно, когда муж или жена оказывается в нечистом и незаконном услужении другого человека. Люди, предающиеся блуду, крайне осуждаются народом и религией. Прелюбодеяние влечет большее наказание, потому что супруги заключали священный договор и клялись в верности друг другу.
О семье в православии:
- Апостол Павел о любви
- Обязанности и наставления для мужа и жены
- О контрацепции в православной семье
Верующая на исповеди
Наказание за прелюбодеяние
Блудом именуют плотскую утеху без причинения какого-либо ущерба другому.
Грех прелюбодеяния порождает навет (ложь) и обиду законному союзу. В качестве наказания церковь может отлучать прелюбодействующего от приобщения к Святым Тайнам на 15 лет. Блуднику предписывается семилетний срок.
Важно! Мера епитимии (церковного наказания) устанавливается в зависимости от состояния совершившего грех человека.
- Народ весьма порицает всякое проявление неверности, поэтому прелюбодей будет ощущать неприятные разговоры на стороне.
- Впавшие в блуд не могут причащаться, пока не понесут покаяние.
- Наказание происходит от собственной совести, которая не дает забыть грех долгое время. Очищение приходит только после уничтожения памяти об этом событии.
- Последствием греха прелюбодеяния являются страдания, рождающиеся после узнавания об измене. Супругам приходится добиваться развода, потому что сохранить брак еще сложнее.
- Любой блудный грех закрывает душе ворота в Небесную обитель.
- Прелюбодеи понесут «вторую смерть в адском озере, преисполненном огня и серы.
- В Новом Завете тела каждого человека становятся членами Христова тела, поэтому согрешивший наносит бесчестие Сыну Божьему и расторгает первозданное единство. Потеряв священную опору, человек отдается во власть чудовищных демонов.
- Блуд и прелюбодеяние сооружают метафизическую стену, через которую тяжело просачиваются молитвы и прощения. Если не проводит соответствующих мер по исцелению души, есть вероятность отпасть от Церкви и Бога навсегда.
- От прелюбодея отстраняются, отворачиваются. Его считают предметом позора и презрения, он приносит печаль своим родителям и является предметом нелестных отзывов.
- Грех прелюбодеяния в православии способен разрушать не только физическую, но и духовную оболочку. Они аннулируют законы морали, которые имеют независимость от воли человеческой.
На заметку! Святой Василий, рассуждая о супружеской измене, не делал различий между прелюбодеяниями со стороны жены и мужа. В обоих случаях грехи становились смертными и требовали полного покаяния.
Это позиция долгое время не приживалась в христианской традиции, потому что жена в древние времена не имела статуса полноправного члена общества.
Значение заповеди «не прелюбодействуй»
Против этого греха особую силу имеют высказывания святых Отцов и определенные отрезки из Евангелие.
- Прелюбодействует уже тот, кто с вожделением смотрит на женщину.
- Дети Израиля не должны подвергаться этой страсти, так как Небесная обитель не принимает нечистых сердцем людей.
- Тела в православии расцениваются как храм, в котором обитает Святой Дух. Считается, что нет ничего в материальном мире, что принадлежало бы нам, поэтому грешить в гостях запрещено и противоестественно.
- Необходимо позаботиться о чистоте тела своего, потому что придет время и каждому христианину придется дать ответ за проделанную жизнь.
- Прелюбодейство обязательно судится Всемогущим Господом, но чистый брак и непорочное ложе Богом разрешены.
Причины прелюбодеяния и греха блуда в православии
Важнейший фактор падения в эту опасную страсть — мысленное стремление к услаждению плоти и нетрезвой жизни. Враг (грех) находит лазейки в сознание христианина, если последний не отгоняет прочь злые и блудные помыслы. Душа, ослабившая контроль над соблазнами, приближается к несчастному и губительному падению.
- Священнослужители отмечают, что прелюбодеями и блудниками становятся те, кто уже подпал под власть другой страсти. Корень любой похоти находится в стяжании похвалы и славы.
- Греховность усиливается, когда люди не охраняют своего тело от предметов соблазна. Гордость и тщеславие, которые редко замечаются личностью, побуждают идти на блудные сношения ради удовлетворения собственной похоти.
- Апостолы называют причиною любодеяния (блуда) и прелюбодеяния пресыщенность. Когда тело наше сыто, бес обжорства отходит и приглашает нечистый дух прелюбодеяния придти и смутить разум грязными помыслами, а тело — истечениями.
- Дух сонливости также достаточно мучает несчастного, потому что ленный и сонливый рассудок не способен оказать полноценное сопротивление суровому бесу блуда.
- Часто помощь Всевышнего отступает от просящих, потому что те злословят, укоряют и осуждают своих ближних. Идя против братьев, человек остается один и оказывается неспособен противостоять разрушительным соблазнам.
- Набег мысли — стремительная причина, которая практически неуловима сознанием. Она без слова и образа мгновенно возбуждает страсть.
Как искупить блудливый грех
Каждая из страстей способна захватить душу и отстранять от общения с Вечной чистотою Господа. Если грехи объединяются, становится сложение выйти из опасного положения, поэтому делом каждого православного заключается в истреблении всех семян греховности.
- Первое дело — очищение тайников сердца, что позволит увидеть в душе Бога. Он будет давать наставления и верные советы, которые уберегут от влияния греха блуда. Ни одна мысль не скроется от Творца, поэтому стремление к блуду или прелюбодеянию должно уничтожаться большим стыдом перед лицом Всевышнего.
- Священнослужители учат мирян быть более внимательными к чувствам и желаниям. Бесы похотливой греховности часто предстают в образе полезного и благого дела. Нечистые создания сначала помрачают ум, а после втолковывают то, что им нужно.
- Исцеление придет, когда помышление о противоположном поле перестанут возбуждать страсть. Для снижения соблазна необходимо уменьшать время общения и отстранять от себя порочные размышления. Огонь похоти разгорается именно в движении мысли, а не в теле.
- Так как бесовское нападение совершается на организм и душу, сопротивляться следует двояким способом. Одного телесного поста недостаточно, мирянину следует постоянно размышлять о Священном Писании, а также занимать свои руки трудом или рукоделием.
- Если возникает перед человеком искушение, он обязан найти причину, внутреннюю или внешнюю, и искоренить ее. Целомудрие предполагает простоту в одеянии и покой собственной плоти, что не позволит возникать в уме блудным настроениям.
Молитвенная помощь:
- Молитва от блудной брани
- Молитвы ко святой преподобной Марии Египетской
- Молитва о возвращении мужа в семью от любовницы
Дополнительные советы по истреблению плотской страсти
Дело каждого христианина — истребление порочного настроения. Этим способом верующий приближает себя к истинному знанию, чистоте и блаженству.
- Христианин обязан избегать греха пьянства, что позволит быть бдительнее, и не даст бесу блуда ввести в соблазн. Необходимо очищать собственное сердце, в котором, по словам Соломона, обитают источники жизни и смерти. Человеку нужно стать смиренным и скромным, потому что страсти возникают от свободы общения.
- Одной из важнейших орудий в борьбе — сохранение чувств в своих пределах. Церковь учит отстраниться от суеты и сконцентрироваться на достижении основной цели — очищения сердца и ума. Священники дают следующий совет: к вещам можно относиться нейтрально, даже если они и способны вызывать вожделение. Важно само отношение личности к окружению.
- Христианин спасет душу от растления, если сумеет избежать общения с бесом прелюбодеяния. Врагу не следует противоречить, помогает абсолютное игнорирование. Противодействие лишь усилит агрессию нечистого демона, который не успокоится, пока не будет побежден смирением.
- Еще одним способом избавления от блудных помыслов является праведный гнев. Если христианин увидит в душе признаки возрастающей похоти, он должен рассердиться на это. Сочувствие же позволит греху удержаться внутри и вернуться в моменты слабости.
- Христианин не должен осуждать окружение, важно иметь терпение и кротость. Человеку морально запрещено приписывать другим то, о чем он не знает достоверно. Верующему рекомендуется трудиться только над собственным сознанием, расчищая дорогу в Небесные обители.
- В борьбе помогают исповеди и молитвы. Часто эти методы являются последним шансом спасения для глубоко погрязшей души.
Важно! Сегодня молодежь становится жертвой «духа времени», и редко знает, что последствия блудной жизни могут привести к серьезным страданиям. Однако даже самая заблудшая душа имеет шанс вернуться к Богу, так как христианство есть религия воскресения. История знает большое количество примеров исправления блудниц, которые становились святыми, совершая колоссальный подвиг.
Духовная и телесная чистота (целомудрие) — это добродетель, которая является полной противоположностью прелюбодейства и блуда. Греховная измена отдает страдание семье и всем ее членам. Внебрачная связь не наносит никому обиды, но оставляет семя блуда на продолжительное время.
Церковь обязывает всех православных всеми силами искоренять эту порочную слабость с помощью молитв, исповеданий и постов. Избавление от блудных страстей открывает дорогу в царствие Небесное и очищает сознание.
Посмотрите видео о блуде и прелюбодеянии
Прелюбодеяние — что это такое? Грех прелюбодеяния в православии
Ангела хранителя вам! Перед тем как читать статьи, просим перейти в наш православных телеграм https://t.me/molitvaikona и подписаться. Там вы найдете самые интересные вырезки из интервью батюшек, редкие молитвы, интересные факты о православии. Переходи быстрее и подпишись на нас!
Во всех религиях есть свои заповеди, каноны, обряды в которых четко прописано, что правильно, а что греховно и строго карается Богом. Так и в православии есть свои правила, не нарушая которые человек сможет прожить счастливую и духовно богатую жизнь, но в большинстве случаев, много людей нарушают правила, основные заповеди, от этого и страдают.
Грех прелюбодеяния
А что такое прелюбодеяние в православии? Когда люди будучи в браке изменяют друг другу, позволяют себе думать о другом человеке, очерняют их светлые чувства и разрываются на две половины. Седьмая заповедь Божья гласит: «Не прелюбы сотвори» (другими словами не прелюбодействуй).
В книге жизни написано, что каждый человек, который верит в Бога, обязан соблюдать 10 божьих заповедей. Они помогут обрести душевное умиротворение и смысл жизни. Так сложилось, что все люди в жизни совершают много греховных ошибок, нарушают заповеди, не задумываясь над этим, а потом ломают головы, как искупить грех прелюбодеяния. Для каждого человека важно понять смысл совершенного поступка, решить, осознать последствия прелюбодеяния и искренне покаяться перед Богом.
Прелюбодеяние и блуд в чем разница
Нет четкого определения этим понятиям, каждый человек воспринимает веру и эти понятия по-своему. Зачастую, под прелюбодеянием понимают измену мужчины или женщины, которые состоят в браке, нечистоту в помыслах и сердце. Прелюбодеяние расценивается так же как предательство, как удар острым ножом в спину. Часто зависть к противоположному полу и эмоциональное состояние заставляет человека совершать бездумные поступки, о которых он потом будет очень сильно жалеть.
Блуд имеет более широкое значение, ведь человек совершает греховные деяния под влиянием природных физиологических потребностей, используя для этого разные средства, которые широко представлены на современных рынках. Также он своим внешним видом (очень короткая, вызывающая, яркая одежда и макияж) и раскованным, без всяких рамок приличия, поведением всячески показывает свое желание достичь удовольствия любым путем.
Таким образом, разница заключается в том, что в первом случае человек изменяет своей законной жене или мужу, с которыми возможно даже и повенчан, позволяет себе разрушить всю теплоту отношений, которую с таким упорством выстраивал, оно подобно наваждению.
Во втором же случае, человек всеми своими мыслями, поступками и поведением показывает свое неугасимое желание добиться поставленной цели любым путем. Для него нет ничего невозможного, он готов на все ради желаемого результата.
Грех прелюбодеяния и последствия
- Человек разрушает свою крепость – семью.
- Согрешив, человек опускается на дно, им управляют только природные потребности и желания.
- Репутация прелюбодея резко падает в глазах других людей.
- Прелюбодеи пробивают себе дорогу в ад и до конца своих дней вымаливают прощения у Бога.
- Лишаются душевного покоя и личного счастья.
- Прелюбодеяние приравнивается к воровству самого близкого и сокровенного.
- Похоть превращает человека в животного.
- Порождает неверность и грязные помыслы.
- Способствует появлению болезней и ранней смерти тела.
- Прелюбодеяние приводит к нищете и одиночеству.
- Разрушает взаимопонимание и любовь в семье.
- Бог за такой грех может лишить прелюбодея разума.
Наказание за прелюбодеяние
Церковными канонами предусматривается наказание за грехи совершенные под властью эмоций и желаний. За грех блуда и прелюбодеяния прихожан церкви отлучали от причастия на 15 лет, а священнослужителей лишали сана. Таким образом, демонстрируя, тяжесть совершенного, и показывая всем верующим людям, что так поступать нельзя.
Как прелюбодеяние искупить
Каждому человеку, совершившему грех прелюбодеяния, необходимо пойти в церковь помолиться, а затем исповедоваться, чтобы облегчить душевные страдания и освободиться от тягот блуда, подобно словам ангела преподобной Феодоры, при прохождении ею мытарств:
«Ты видела страшные, отвратительные, блудные мытарства, знай, что редкая душа минует их свободно, весь мир погружен во зле соблазнов и скверн, все люди сластолюбивы. Большая часть дошедши сюда, гибнет: лютые истязатели блудных грехов похищают души блудников и низводят их в ад».
- Нужно помнить, что пока человек с чистосердечным раскаянием не обратится к Богу, пока он не переосмыслит всю силу и тяжесть греха, до тех пор и будет страдать его тело, душа, ища утехи в случайных связях или предательстве и изменах своего партнера.
- Нужно быть мужественным, и покаяться, пока не поздно, чтобы избежать подобного греха в дальнейшем, и искренне обратиться к Богу с молитвой от прелюбодеяния и блуда, которая откроет сердце и очистит душу. Только таким образом человек духовно развивается и переходит на ступень выше.
- Важно помнить, что чем раньше человек поймет, что он сотворил и переосмыслит всю свою жизнь и станет на путь праведный, тем лучше, он сможет быть счастливым, прислушиваясь к Богу и его Заповедям.
А вот и сам текст молитвы от блуда и прелюбодеяния:
» О великая Христова угодница, преподобная мати Марие! Услыши недостойную молитву нас, грешных (имена), избави нас, преподобная мати, от страстей, воюющих на души наша, от всякия печали и находяшия напасти, от внезапныя смерти и от всякаго зла, в час же разлучения души от тела отжени, святая угодница, всякую лукавую мысль и лукавые бесы, яко да приимет души наша с миром в место светло Христос Господь Бог наш, яко от Него очищение грехов, и Той есть спасение душ наших, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. »
Господь всегда с Вами!
Святое Покаяние — Православная Церковь Св. Германа Аляскинского
Святое Покаяние (Покаяние)
Таинство Покаяния возникло в начале церковной истории во времена гонений 3-го и 4-го веков, когда многие люди, поддавшись угрозам гонителей, отступили от Церкви. Отступничество считалось очень серьезным грехом; многие придерживались крайней точки зрения, что таких нельзя принять обратно в Церковь при жизни, в то время как другие считали, что отпавших следует крестить заново, то есть их грехи должны быть смыты повторным крещением. Умеренность с течением времени возобладала, и покаянная дисциплина Таинства Покаяния развилась, приняв значение Второго Крещения; по этой причине в конечном итоге оно было причислено к Таинствам Церкви.
После окончания гонений осталось Таинство Покаяния, чтобы в случае совершения грехов после Крещения можно было получить прощение и грешник примирился с Церковью. Это Таинство действует и как лекарство для исцеления души, так как Священник также дает кающемуся духовный совет.
Поскольку всякий грех совершается не только против Бога, но и против ближнего, исповедь и покаянная дисциплина в ранней Церкви были делом общины и совершались публично перед всей местной христианской общиной. Однако со временем исповедь превратилась в частное действие между священником и кающимся, и священнику запрещено раскрывать какой-либо третьей стороне то, что он узнал на исповеди.
В древности перед началом Исповеди назначалось чтение целого ряда псалмов, из которых 51-й псалом сохранился в нынешнем обряде, известном как покаянный псалом. Затем священник читает определенные молитвы, первая из которых вспоминает о царе Давиде, который покаялся перед пророком Нафаном, когда тот стал причиной смерти Урии, мужа Вирсавии, которую любил Давид. После обличения Нафана Давид признался: я согрешил против Господа! Услышав покаяние Давида, Нафан возвестил о прощении Божием, и Господь снял с тебя грех твой; ты не умрешь (2 Цар. 12:13).
После этого начинается вторая часть Таинства, собственно Исповедь, перед которой Священник говорит о себе как о свидетеле, о Христе, незримо стоящем перед Кающимся. Сама исповедь состоит из вопросов, которые священник задает кающемуся о его грехах, его отношении к вере, плотских искушениях, мыслях и словах. Помыслы считаются началом греха, по слову Спасителя, ибо, говоря, например, о прелюбодеянии, Он говорит: говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в его сердце (Мф. 5:28). Таинство исповеди помогает здесь выявить эти мысли и последующую борьбу с ними.
После Исповеди Священник может, если сочтет нужным, наложить епитимию, но это не является существенной частью Таинства и часто опускается. После этого священник возлагает епитрахиль (епитрахиль) на голову кающегося и произносит разрешительную молитву, отличающуюся в русском и греческом обрядах. В греческой практике Священник говорит: Что бы ты ни сказал моему смиренному человеку, и что бы ты не сказал, будь то по неведению или по забывчивости, что бы это ни было, да простит тебя Бог в этом мире и в следующем… Не беспокойтесь больше; иди с миром. Славянская формула отпущения грехов, введенная митрополитом Киевским Петром Могилой и принятая Русской Церковью в XVIII веке, звучит так: Да простит Господь и Бог наш Иисус Христос милостью и щедротами Своего человеколюбия. ты, дитя мое [Имя], все твои прегрешения. А я, недостойный Священник, властью, данной мне от Него, прощаю и разрешаю тебе все твои грехи.
В древней Церкви не все священники имели право выслушивать исповедь; Эту ответственность возлагали на специальных исповедников, часто опытных монахов. Однако с XVI века было принято, что каждый священник может стать исповедником, достигнув зрелого возраста. Во многих монастырях исповедником часто был опытный монах, который даже не был священником (такова практика во многих местах на Афоне), но кающегося всегда отправляли к священнику для таинства отпущения грехов. В наше время также существует обычай, когда крещеный человек начинает принимать это Таинство, когда он или она достигает возраста нравственного различения, обычно в возрасте шести или семи лет.
Покаяние дорога в Царство Небесное
Человек слаб, а потому грешит и падает часто, вновь и вновь попадая в одни и те же ямы, доводя душу до полного отчаяния. Побуждение здесь состоит в том, чтобы поддаться своей греховной природе и перестать сопротивляться могущественным силам греха. Однако на это есть ответ. Однажды к одному старцу пришел ученик и сказал: отче, я пал! Старец ответил: встань! Снова и снова он приходил к старцу и говорил: я пал! и старец неизменно отвечал: вставай! До каких пор я должен продолжать вставать? — спросил ученик, и старец ответил: «До того дня, когда ты предашь свою душу Богу!» Так всякий раз, когда мы чувствуем, что пали, Таинство Покаяния велит нам встать.
Желая принять Таинство Покаяния, хорошо подумать о значении греха и покаяния, ибо грех отделяет нас от Бога. Грех погружает душу во тьму, и мы часто теряем покой, радость и смелость обратиться к Господу Богу. По словам св. Иоанна Богослова, если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас (1 Ин. 1:8), ибо всякий человек грешит и недостоин славы Божией.
Бог, читающий сердце человека, знает не только наши повседневные дела, но и наши мысли и намерения. Все открыто Ему. В ответ на грех наш Господь Иисус Христос говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3:2). Так Он ожидает от нас истинной сердечной веры и истинного сердечного покаяния. Но что значит покаяние и какое покаяние угодно Богу и служит нашему спасению?
Покаяться — значит полностью осознать свои грехи и беззакония и их последствия, все, что пагубно для человека, все, что оскорбляет Бога и исключает нас из Его любви, все, что создает разлад в семейной жизни, в обществе, и всего, что нарушает мир и покой души. Когда мы осознаем свое греховное состояние и считаем себя виноватыми перед Богом, тогда сердце наше печалится и исполнено сокрушения. Это сердечное сокрушение есть, по словам св. Павла, та благочестивая скорбь, [которая] производит покаяние, ведущее ко спасению (2 Кор. 7:10), т. е. истинное покаяние. Слезы сокрушения есть единственное средство очищения души, чтобы она восстала, стала чистой, светлой, радостной, способной к добрым делам и к совершенству.
Святой Иоанн говорит, что если мы исповедуем свои грехи, [Бог] верен и справедлив, простит наши грехи и очистит нас от всякой неправды (1 Ин. 1:9). Однако нелегко исповедоваться, нелегко оплакивать свои беззакония; ибо у каждого из нас есть чувство гордыни, а иногда и грубое и каменное сердце, мешающее искренности нашего покаяния перед Богом. Но молитва, пост и взаимное прощение смягчают наши очерствевшие сердца и располагают нашу душу к истинному покаянию. Тогда в Таинстве Покаяния мы можем без стыда и страха исповедовать свои грехи с верой Отцу Исповеднику, чтобы в нас не осталось ничего гнусного и нечистого, что могло бы помешать нашему пожизненному стремлению достичь со всеми святыми долгожданное Царство Небесное.
Следующее исповедание (первоначально напечатанное в Афонской газете 1907 г. и переведенное с русского) особенно уместно для размышления всех нас перед причащением:
Плач о грехе
Св. Василий Великий говорит: Плачьте о грехе своем: это недуг духовный; это смерть для вашей бессмертной души; оно заслуживает непрекращающегося, нескончаемого плача и плача; пусть льются о нем все слезы, и воздыхания непрестанно исходят из глубины вашего сердца.
В глубоком смирении плачу о всех грехах моих, вольных и невольных, сознательных и несознательных, тайных и явных, больших и малых, совершенных словом и делом, в мысли и намерении, днем и ночью, в каждый час и минуту моего жизнь.
Я плачу над своей гордостью и честолюбием, над своим себялюбием и надменностью;
Я плачу от приступов гнева, раздражения, чрезмерного крика, ругани, ссоры и ругани;
Я плачу за то, что критиковал, порицал, сплетничал, клеветал и клеветал, за мой гнев, вражду, ненависть, зависть, ревность, месть и злобу;
Я плачу о своих потворствах похоти, нечистых мыслях и злых наклонностях; алчность, чревоугодие, пьянство и лень;
Я плачу за то, что говорил праздно, сквернословил, богохульствовал, высмеивал, шутил, насмехался, издевался, наслаждался пустым весельем, пением, танцами и всякими удовольствиями в избытке;
Я плачу о своем снисходительности, алчности, сребролюбии и скупости, немилосердии и жестокости;
Плачу о своей лени, праздности, нерадении, любви к утешению, слабости, праздности, рассеянности, безответственности, невнимательности, любви ко сну, о часах, проведенных в праздных занятиях, и о моей несосредоточенности в молитве и в Церкви , за несоблюдение постов и не занятие благотворительностью.
Плачу о своем неверии, о своем сомнении, о своем недоумении, о моем холоде, о своем равнодушии, о своей слабости и бесчувствии в том, что касается святой Православной веры, и о всех моих гнусных, лукавых и хулящих помыслах;
Плачу о своей преувеличенной печали и горе, унынии и отчаянии, о грехах, совершенных добровольно.
Я плачу, но какие слезы найду я для достойного и подходящего способа оплакать все поступки моей злополучной жизни; за мою безмерную и глубокую никчемность? Как мне раскрыть и обличить во всей наготе каждый мой грех, большой и малый, вольный и невольный, сознательный и несознательный, явный и тайный, каждый час и минуту греха? Когда и где я начну свой покаянный плач, который принесет надлежащие плоды? Быть может, скоро мне придется встретить последний час моей жизни; мучительно отделится душа моя от грешного и мерзкого тела моего; Мне предстоит предстать перед страшными демонами и светлыми ангелами, которые обнаружат и будут мучить меня грехами моими; и я в страхе и трепете буду не готов и не в силах дать им ответ; вид и звук вопящих демонов, их яростное и дерзкое желание увлечь меня в бездонную пропасть ада наполнят мою душу смятением и ужасом. И тогда ангелы Божьи поведут мою бедную душу предстать перед страшным судилищем Божьим. Как Я отвечу Бессмертному Царю, или как осмелюсь Я, грешник, взирать на Моего Судию? Горе мне! У меня нет хорошего ответа, ибо я провел всю свою жизнь в праздности и грехе, все мои часы и минуты в суетных мыслях, желаниях и томлениях!
А сколько раз я напрасно произносил Имя Бога!
Как часто, легко и свободно, иногда даже дерзко, нагло и бесстыдно клеветал я в гневе на других; обижался, раздражался, издевался над ними!
Сколько раз я гордился и тщеславился и хвастался добрыми качествами, которых не имею, и делами, которых не делал!
Сколько раз я лгал, обманывал, лукавил или льстил, или был неискренним и обманчивым; как часто я был зол, нетерпим и подл!
Сколько раз я высмеивал грехи моего брата, причинял ему горе открыто и тайно, издевался или злорадствовал над его проступками, его ошибками или его несчастьями; сколько раз я был к нему враждебен, в гневе, ненависти или зависти!
Сколько раз я глупо смеялся, издевался и издевался, говорил не взвешивая слов, невежественно и бессмысленно, и произносил бесчисленное количество резких, ядовитых, наглых, легкомысленных, пошлых, грубых, наглых слов!
Как часто, под влиянием красоты, питала я свой ум, свое воображение и свое сердце сладострастными ощущениями и неестественно удовлетворяла в мечтах плотские похоти! Как часто язык мой произносил постыдные, пошлые и кощунственные слова о плотских желаниях!
Как часто я жаждал власти и был прожорлив, насыщаясь яствами, вкусными, разнообразными и разнообразными яствами и винами; сколько раз по невоздержанию и невоздержанию пресыщался я до пресыщения, терпел и пьянствовал, воздерживался в еде и питии и нарушал святые посты!
Сколько раз по эгоизму, гордыне или ложной скромности я отказывала в помощи и внимании нуждающимся, была немилосердна, скупа, черства, корыстна и жадна до внимания!
Сколько раз без страха и трепета входил я в Дом Божий, стоял там в молитве, легкомысленный и рассеянный, и выходил из него в том же духе и настроении! И в домашней молитве я был так же холоден и равнодушен, молился мало, лениво и лениво, невнимательно и нечестиво, а то и вовсе пропускал положенные молитвы!
И вообще, какой я был ленивый, ослабленный праздностью и бездействием; сколько часов в день я проводил во сне, сколько раз предавался сладострастным мыслям в постели и осквернял свою плоть! Сколько часов провел я в пустых и суетных развлечениях и удовольствиях, в легкомысленных разговорах и речах, шутках и смехе, играх и веселье, и сколько времени провел я окончательно в болтовне и сплетнях, в критике других и упреках их; сколько часов я провел в пустой трате времени и пустоте! Что я отвечу Господу Богу за каждый час и каждую минуту потерянного времени? По правде говоря, я растратил всю свою жизнь на лень.
Сколько раз я падал духом и отчаялся в своем спасении и в милости Божией или по глупой привычке, бесчувствию, невежеству, дерзости, беспечности и ожесточению грешил умышленно, охотно, в здравом уме, в полном сознании, по доброй воле , и в мысли, и в намерении, и в деле, и таким образом попрал Кровь завета Божия и заново распял в себе Сына Божия и проклял Его!
О, какое ужасное наказание я навлек на себя!
Как это у меня из глаз не текут постоянные слезы? …Хоть бы мои слезы текли от колыбели до могилы, в каждый час и каждую минуту моей истерзанной жизни! Кто ныне охладит голову мою водою и наполнит колодезь слез моих и поможет мне плакать о душе моей, которую я вверг в погибель?
Боже мой, Боже мой! Почему Ты оставил меня? Да будет мне по воле Твоей, Господи! Если Ты даруешь мне свет, будь благословен; если Ты даруешь мне тьму, будь в равной степени благословен. Если хочешь погубить меня с беззаконием моим, слава праведному суду Твоему; и если не погубишь меня вместе с беззаконием моим, слава безмерному милосердию Твоему!
Выдержка из книги «Эти истины, которых мы придерживаемся – Святая Православная Церковь: Ее жизнь и учение». Составитель и под редакцией инока Свято-Тихоновского монастыря. Copyright 1986 Издательство Свято-Тихоновской семинарии, Южный Ханаан, Пенсильвания 18459.
Чтобы заказать экземпляр книги «Эти истины, которые мы держим», посетите книжный магазин Свято-Тихоновской православной семинарии.
ГРЕХ РАЗВОДА — Православная Церковь Св. Луки
Фр. Лоуренс Фарли
Основным элементом нападок ЛГБТК на традиционное церковное осуждение гомосексуальной активности является то, что этим осуждением Церковь выделяет гомосексуалистов для особого обращения. В частности, указывается, что Христос недвусмысленно осуждает развод, а Церковь легко допускает развод и принимает в свое общение разведенных, так почему бы ей не принять и практикующих гомосексуалистов? Так протодиакон Фельдман в своей недавней статье в Православие в диалоге : «Мы слышим призывы к ЛГБТК+ соблюдать целибат, чтобы они сознательно не упорствовали в грехе. «Практикующие» гомосексуалы, говорят нам, «живут во грехе». Но пары, разведенные и вступившие в повторный брак, по учению Христа, тоже живут во грехе… Все мы живем во грехе. Это основа нашей веры».
Точка зрения протодиакона здесь, как и его произведение в целом, останавливается на грани связности, и он, кажется, не осознает, что от всех требуется покаяние, прежде чем приблизиться к Чаше. Но он делает хорошее замечание по поводу развода: Христос запрещает развод так же ясно, как Закон (и Св. Павел) запрещает гомосексуальные отношения, так почему же Церковь не запрещает разведенным лицам доступ к Чаше так же, как практикующим гомосексуалистам? Поэтому важно, чтобы мы рассмотрели библейское учение о разводе и современную пастырскую практику Церкви в отношении разведенных. Заметим попутно, что согласие с возражением протодиакона означает не то, что мы должны допускать к причащению практикующих гомосексуалистов, но не должны допускать нераскаявшихся разведенных. Чувствуется, что протодиакон меньше заботится о том, чтобы Церковь была последовательной, чем о том, чтобы Церковь приняла гомосексуальный образ жизни.
Мы начинаем изучение учения Христа. В Матфея 19:3-12 и Марка 10:2-12 фарисеи обращаются к Иисусу с вопросом о разнице в раввинистическом толковании Закона. Второзаконие 24: 1-4 предполагает законность развода и попытки поднять статус женщины, запрещая, чтобы разведенная жена, которая снова вышла замуж, а затем снова развелась, была принята первым мужем, как если бы она была простым движимым имуществом. Ссылаясь на первый развод, во Второзаконии 24:1 говорится, что он был вызван тем, что муж обнаружил «нечто непристойное в ней» — буквально «непристойное в ней», Евреям ‘эрват дабар . Что означала эта фраза? Что, согласно Закону, является достаточным основанием для развода?
Существовали две основные раввинистические школы мысли: школа Гилеля настаивала на том, что эта фраза означает, что муж может развестись с женой по любому поводу, что ему не нравится; более строгая школа Шаммая настаивала на том, чтобы эта фраза ограничивала причину развода каким-либо сексуальным домогательством. Фарисеи подошли к Иисусу и спросили: «Разрешается ли мужчине разводиться с женой по какой бы то ни было причине?» Вы на стороне популярного взгляда на школу Гилеля? Вряд ли вопрос был мотивирован простым любопытством, ибо св. Матфей говорит, что они задавали этот вопрос, «искушая Его» (Мф. 19).:3). Фарисеи, вероятно, имели в виду развод Ирода Антипы, который оказался смертельным для Иоанна Крестителя (Матфея 14:1-12), и надеялись заманить Иисуса в ту же ловушку.
В ответ Христос вернулся к первым принципам и сослался на институт брака, найденный в первых главах Бытия. Он сказал, что в браке Бог сотворил мужчину и женщину в одну плоть, сотворив один единый организм там, где прежде их было двое, так что развод свел на нет дело Божие. Следовательно, заключил Христос, любой развод запрещен. Когда они спросили Его, почему Закон допускает это, Он продолжил, что развод разрешен временно, из-за жестокосердия человека, но он все равно идет против воли Бога: «Кто разводится с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует». против нее, и если сама разведется с мужем своим и выйдет за другого, то прелюбодействует» (Марка 10:11-12). В версии этой цитаты у Матфея мы находим дополнительные слова «кто разводится с женою своею» , за исключением πορνεια/porneia/ блуда и женится на другой, прелюбодействует». Вполне вероятно, что упоминание πορνεια в Матфея 19: 9 относится к неверности в период обручения до самой церемонии бракосочетания. Если в этом и был смысл исключения, то запрет на развод после собственно брачной церемонии был тотальным как у Матфея, так и у Марка.
Учение Господа поэтому ясно: в браке мужчина и женщина становятся одной плотью, единым организмом, и это единство продолжает соединяться с ними даже после того, как женщина отпущена при разводе, так что союз ее с другим мужчиной есть прелюбодеяние. Поэтому, провозглашает Господь, развод всегда неправилен.
Читая этот диалог между Христом и Его противниками-фарисеями, важно понимать, что Христос не издает законы и не создает новые законы. Христос часто говорил с какой-то преувеличенной интенсивностью, чтобы встряхнуть Своих слушателей и разрушить их давние предположения. Так, например, Он советовал тем, чей глаз ввел их в грех (может быть, в грех зависти, алчности или похоти), выколоть соблазняющий глаз и выбросить его, так как лучше было войти в жизнь с одним глазом. чем с двумя глазами быть брошенным в огонь геенны (Матфея 18:9).). Здесь мы видим, что Христос на самом деле советовал не членовредительство, а скорее неустанную внутреннюю борьбу против греха. Точно так же с такой же суровостью Он высказался в Своих словах о разводе, объявив, что брак — это не договор, который может быть расторгнут по прихоти или указу, а истинный союз двух душ.
Но христианам нужен конкретный совет для конкретных ситуаций, и именно этот совет дают Послания. Как кто-то однажды сказал, если евангельские гиперболы и выглядят загадкой, то именно в посланиях христиане нашли ответ на них. Таким образом, св. Павел дает наставления для реальных жизненных ситуаций. В 1 Коринфянам 7:10, например, он повторяет учение своего Господа о том, что супруги-христиане не могут разводиться друг с другом. А как насчет смешанных браков, когда христианин выходит замуж за неверующего? Павел признает, что Церковь не сохранила от Христа никаких конкретных слов о том, что делать в таких ситуациях, и поэтому он предлагает свой собственный совет. В этом сценарии супруг-христианин должен оставаться с неверующим партнером, если тот позволяет это. Но если неверующий партнер уходит и намеревается расторгнуть брак, партнер-христианин должен позволить это: «брат или сестра в таких случаях не рабы, но Бог призвал нас к миру» (1 Коринфянам 7:15). . То есть в этом случае супругу-христианину разрешается развод, а с ним и возможность повторного брака.
А как же быть со словом Христа о том, что такой повторный брак был прелюбодеянием, потому что первоначальные узы единства между парой остались? Между св. Павлом и его Учителем нет противоречия. Такой повторный брак предполагает своего рода прелюбодеяние. Но вина в прелюбодеянии лежит на том, кто настаивает на разводе , а не на том, кто с неохотой принимает его.
Разрешение повторного брака было практикой Православной Церкви на протяжении веков. Церковь всегда признавала, что брак создает новую реальность, в которой муж и жена становятся одной плотью и поэтому развод является греховным. Он также признал, что жизнь часто омрачена грехом и что прощение доступно после покаяния. Как покойный о. Джон Мейендорф написал в своей Брак: православная перспектива , «христианская империя продолжала признавать развод и повторный брак в качестве обычного социального института» в своих законах, и что «ни один Отец Церкви никогда не осуждал эти имперские законы как противоречащие христианству». Это не означало отказа от стандарта Господа, поскольку от тех, кто вступал в повторный брак после развода, требовалось покаяние. Так, например, в правиле 87 Пятишестого Собора такие вступившие в повторный брак караются семилетним отсутствием Святого Причастия (хотя, конечно, пастырским экономия можно исполнить).
Само собой разумеется, что мы далеки от мышления Отцов в отношении того, как мы справляемся с разводом. Когда-то развод считался трагедией и поражением; теперь это нормализовалось, так что у нас есть культура развода. Я не предлагаю выделять среди нас разведенных для особой вины. Жизнь сложна, и иногда у женатых людей есть веские причины расстаться, особенно когда речь идет о насилии и жестоком обращении. Но я предлагаю, чтобы в нашем пастырском попечении о тех, кто страдает от распада брака, мы помогали им осознать глубокую трагедию распада, и что это должно включать в себя некоторый период евхаристического покаяния.
Протодиакон Фельдман оказывает нам (возможно, непреднамеренную) услугу, обращая наше внимание на нашу небрежность в разрешении развода нормализоваться и пастырски игнорироваться. Никто не должен быть допущен к Чаше, упорствуя во грехе и отказываясь покаяться. Сюда входят гомосексуалы, которые продолжают вести гомосексуальный образ жизни. Сюда же входят и разведенные.