Как здороваться с батюшкой в церкви: В помощь благочестивому паломнику: как здороваться с батюшкой
Содержание
В помощь благочестивому паломнику: как здороваться с батюшкой
20.07.2018
выдержка из книги «Азы православия»
11 363
Благословите, батюшка!Благословите, батюшка!
Благословение имеет много значений. Первое из них – приветствие. Поздороваться со священником за руку имеет право только равный ему по сану, все остальные, даже диаконы, при встрече с батюшкой принимают от него благословение.
Для этого нужно ладони сложить вместе, правую поверх левой, чтобы принять в них благословляющую руку и облобызать ее в знак почтения к священному сану. И ни для чего более!
Никакого таинственного значения сложение ладоней не имеет, благодать в них не «опускается», как учат некоторые старушки.
Благословиться у священника можно не только тогда, когда он в церковных одеждах, но и в гражданской одежде; не только в храме, но и на улице, в общественном месте. Однако, не стоит подходить за благословением вне храма к необлаченному батюшке, который с вами не знаком.
Точно так же всякий мирянин прощается со священником.
Если несколько иереев стоят рядом, а вы хотите благословиться у всех, то сначала нужно подойти к старшему по сану.
В помощь благочестивому паломнику: исповедаться и причаститься в Валаамском монастыре
Второй смысл священнического благословения – это разрешение, дозволение, напутствие. Перед началом всякого ответственного дела, перед путешествием, а также в любых затруднительных обстоятельствах мы можем просить у священника совета и благословения и лобызать его руку.
Наконец, существуют благословения в ходе церковной службы. Священник, произнося: «Мир всем», «Благословение Господне на вас…», «Благодать Господа нашего…», – осеняет молящихся крестным знамением. В ответ мы смиренно преклоняем головы, не складывая рук – ведь поцеловать благословляющую десницу невозможно.
Если же священник осеняет нас священными предметами: Крестом, Евангелием, Чашей, иконой, мы сначала крестимся, а потом делаем поклон.
Не следует подходить под благословение в неурочный момент: когда иерей причащает, совершает каждение храма, помазует елеем. Но можно сделать это по окончании исповеди и в конце литургии, при целовании Креста. Злоупотреблять благословением, подходя к одному и тому же батюшке несколько раз в день, не стоит. Слова «благословите, батюшка» всегда должны звучать для мирянина радостно и торжественно, и не надо превращать их в поговорку.
Как правильно креститься
Перекрестись, сынок, — негромко сказала женщина средних лет стоявшему рядом с ней подростку, когда священник с амвона осенил молящихся Евангелием. И тот вместе с матерью чинно и неторопливо начал осенять себя крестным знамением. «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа», — еле слышно шептали губы, а лицо мальчика приобрело при этом торжественно-благоговейное выражение.
Как отрадна такая картина! Но как, же часто, к сожалению, приходиться видеть иное – верующие люди, по многу лет ходящие в церковь, крестятся совершенно не правильно…
Один машет рукой вокруг себя, будто мух гоняет; другой сложил пальцы в щепотку, и кажется, что он не крестится, осыпает себя солью; третий – со всего размаху вбивает пальцы в лоб, словно гвозди. Что уж говорить о самой распространенной ошибке, когда руку не дотягивают до плеч, опуская где-то возле шеи.
Мелочь? Пустяки? Формальности? Нет, ни в коем случаи. Еще святитель Василий Великий писал: «В церкви все благообразно и по чину да бывает». Крестное знамение – видимое свидетельство нашей веры. Чтобы узнать, православный перед тобой или нет, надо просто попросить его перекрестится, а по тому, как он это сделает и сделает ли вообще, все станет ясно. Да и вспомним евангельское: «Верный в малом и во многом верен» (Лк. 16,10). Сила крестного знамения необычайно велика. Многократно в Житиях Святых встречаются рассказ о том, как бесовские чары рассеивались от неоднократного изображения на человеке Креста. Потому те, кто небрежно, суетливо и не внимательно крестится, попросту радует бесов.
Какое же крестное знамение будет правильным?
Нужно сложить вместе три первых пальца правой руки, что символизирует Единство Святой Нераздельной Троицы. Два других пальца – плотно пригнуть к ладони, символизируя тем самым схождения Сына Божия с Неба на землю (два пальца – образ двух природ Иисуса Христа).
В начале сложенные персты поставляются на лоб, для освящения ума; затем на чрево, в область солнечного сплетения – для освящения чувств; после этого – на правое, а за тем – на левое плечо, освящая телесные силы. Опустив руку, совершаем небольшой поклон. Почему? Потому, что только что изобразили на себе Голгофский Крест, и поклоняемся ему. Кстати, еще одна распространенная ошибка – поклон одновременно с крестным знамением. Делать этого не следует.
Крестное знамение сопровождает верующего повсюду. Мы крестимся, вставая с постели и ложась спать, выходя на улицу и входя в храм. Крест Христов освящает собой все и вся, и поэтому изображение его верующим на себе — спасительно и душеполезно.
Читайте также:
Как правильно одеться на экскурсию по Валааму?
Чин общей исповеди.
Порядок возжжения свечей в монастыре.
Исповедаться и причаститься в Валаамском монастыре.
О минимальном наборе правил в монастыре.
Как поздороваться со священником? Опыт иных православных стран
Поделиться
Будучи уже священником, мне удалось посетить подряд сразу несколько стран, в которых преобладает православное население. Был я в Греции, Грузии, затем в Румынии. В каждой из этих стран люди исповедают православное христианство на протяжении уже многих веков. За это время там сформировались самобытные церковные традиции.
Одну из них мне, как священнику, пришлось в прямом смысле на себе испытать. Речь идет, на первый взгляд, о довольно простой вещи — о приветствии, в моем случае — приветствии священника.
В России со священником принято здороваться следующим образом. Человек, желающий батюшку поприветствовать, говорит ему: «Здравствуйте!» или, например, «Добрый день!» А затем, говоря «благословите», подходит ко священнику, складывая ладони лодочкой. Священник правой рукой изображает на подошедшем крестное знамение. Человек после этого благословляющую руку целует. Во время богослужения священник преподает благословение всем людям, стоящим в храме.
С одной стороны, русская традиция приветствовать священника полна благоговения. Смысл ее в следующем — священник олицетворяет собой Христа, и человек может через него получить Божие благословение. Но сами понимаете, даже к самой святой вещи можно привыкнуть.
Как часто мне приходится сталкиваться с таким явлением — человек хочет просто поздороваться. Но над ним как бы довлеет традиция. И он волей-неволей подходит, складывает руки лодочкой и просит благословения. Хотя оно ему вообще-то и не особо необходимо в данный момент.
Совершенно иная традиция приветствовать священника имеется в Греции и Румынии. Там принято различать приветствие и испрашивание благословения. Православные греки и румыны считают, что к благословению нужно подходить как-то более ответственно и просить его у священника только тогда, когда оно им действительно нужно — перед важным делом, поездкой, началом лечения.
В этих случаях они подходят ко священнику и просят у него благословения. Во всех прочих случаях православные греки и румыны здороваются с батюшкой за руку. А после этого рукопожатия руку священника целуют.
Спросите — какая практика лучше? Отвечу так. Важна не форма, а смысл, который мы в наши действия вкладываем. Если мы действительно по-доброму, с уважением относимся ко священнику, то, собственно, не так уж и важно, как мы его поприветствуем. Наше доброе намерение, так или иначе, проступит через слова или действия.
Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах —
Русская Православная Церковь
18 Декабрь 2021
27 декабря, в понедельник, в 19.00 в Лектории на Воробьевых горах храма Троицы и МГУ выступит Александр Борисович КРИНИЦЫН , доктор филологических наук, доцент филологического факультета МГУ, исследователь творчества Ф.М. Достоевского, по теме: » Братья Карамазовы — итоговый роман Достоевского» (к 200-летию писателя).
Приглашаем всех желающих. Вход свободный.
18 Декабрь 2021
26 декабря , в воскресенье , в 1 2 .00 в Кинолектории храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах состоится показ уникального документального фильма о черногорском митрополите Амфилохие ( Радовиче) «ЛАСТОЧКИ ХРИСТОВЫ» — о многострадальной сербской земле, о том, как один человек примером своей жизни смог вдохновить встать на защиту своей Церкви сотни тысяч людей. Приглашаем всех желающих. Вход свободный.
- Все новости
Православный этикет | Преображенский храм в Кореневе, пос.
Красково
Зачем нужен церковный этикет?
Поздравления православных людей друг друга с христианскими праздниками, в том числе и поздравления письменные, – это давняя традиция.
Но годы безбожия, столько лет царившие в нашей стране, прервали немало традиций, стерли из памяти людей то, что раньше каждый человек знал с детства, что было естественным и само собой разумеющимся.
Утеряны и теперь с трудом восстанавливаются правила поведения, которые в продолжение веков складывались в церковной среде.
Незнание, казалось бы, самых простых вещей – как правильно обратиться к священнику, как поздороваться и как попрощаться, как должны верующие люди – братья и сестры во Христе – приветствовать друг друга – все это становится порой для новоначальных серьезной проблемой.
Каждый из нас, сегодня пришедших к вере, знает на своем опыте, как сковывает, мешает и зачастую даже лишает духовной радости незнание правил церковного этикета. Вот только один пример из горького опыта новоначальных. Многие, начав ходить в храм, лишали себя священнического благословения только потому, что не знали, как это правильно сделать, что сказать, в какое время лучше подойти к батюшке, как себя вести после благословения.
Как правильно поздравить с тем или иным христианским праздником? Как правильно оформить письмо или письменное поздравление, особенно если оно адресовано духовному лицу?
Правила и наставления благочестивого поведения в храме.
«Дом мой есть дом молитвы» (Лк. 19,46). Молиться Богу Можно везде, но как хор слышнее одного голоса, так и молитва в Церкви едиными усты, единем сердцем скорее доходит до Бога.
- Входи в храм, ища мира, успокоения и очищения души твоей, ибо Господь говорит «Приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененные и Аз упокою вы (Мф.11,28)
- Войдя в Святой Храм, сотвори три поясных поклона, молясь: «Боже, очисти мя. грешнаго(ю) и помилуй мя», «Боже, буди милостив мне, грешному (ой)», «Вси Святии, молите Бога о мне, грешном(ой)».
- В храм приходи до начала Богослужения: подай поминание о здравии живых и упокоении усопших, поставь свечи, приложись к иконам. Прежде чем приложиться к иконе, принято положить перед нею два поясных поклона с крестным знамением, а после целования — третий поклон. Необходимо помнить, что почитая икону, мы кланяемся не доске, на которой она написана, а Тому, кто на ней изображен, воздавая, таким образом, через образ поклонение Первообразу.
- Твори крестное знамение с благоговением, не спеша, не искажая креста. При правильном крестном знамении первые три пальца правой руки соединяем вместе в честь пресвятой Троицы, два последних — безымянный и мизинец — соединяем, прикладывая к ладони, что означает две природы Христа (Он Бог и человек). Сложив правильно пальцы, полагаем их на лоб, затем на чрево (живот), правое и левое плечи и только потом совершаем поклон.
- Православный христианин всегда должен носить на себе нательный крест (включая младенцев).
- Когда проходишь мимо Царских врат (на любом расстоянии от них), приостановись и положи поясной поклон с крестным знамением
- Не желательно во время Богослужения ходить по храму и разговаривать, ставить свечи или передавать их. ибо это мешает общей молитве. Во время чтения Евангелия, пение Херувимской песни и Евхаристического канона молящиеся должны хранить благоговейное молчание. В это время недопустимо беспокоить других вопросами и просьбой передать свечу.
- В храме не любопытствуй, не рассматривай молящихся, а сосредоточенно вникай в Богослужение, участвуй в общей молитве. Если тебе непонятны слова молитв и песнопений, твори про себя Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя грешнаго (ю)».
- Если приходишь в Святой Храм с детьми, следи за ними, чтобы они вели себя чинно, скромно — не бегали, не шумели и не отвлекали молящихся. Приучай их к молитве, если детям требуется уйти из храма, скажи им, чтобы перекрестились и тихо вышли, или сам (сама) выведи их.
- Если дитя малое расплачется в храме, сразу же выведи или вынеси его из храма.
- В православном храме должно стоять. Сидеть можно только во время чтения кафизм (Псалтири) и паремий, а также болящим и крайне утомленным.
- По старым нашим обычаям, мужчины должны находиться в правой части храма, а женщины в левой. Прохода от главных дверей к царским вратам не должно занимать.
- В храме никого не осуждай. Замечание можно сделать только тому, кто явно нарушает благочиние, мешая общей молитве. Соблюдай в сердце своем мир, храни молитву, помни свои грехи, молись за того, кто грешит.
- До конца Богослужения никогда, без крайней необходимости, не уходи из храма, ибо это — неуважение к святости храма и грех перед Богом. Если же это случилось с тобою (что раньше вышел), то скажи об этом на исповеди священнику.
- Женщины должны входить в храм прилично и скромно одетыми, с покрытой головой. Недопустимо причащаться Святых Тайн и прикладываться к святыням с накрашенными губами.
- Ко Святому Причащению подходят православные христиане, имея на себе нательный крест, после покаяния в грехах — исповеди и разрешительной молитвы священника (детям до 7-ми лет исповедь не требуется). Готовящиеся к причащению должны быть накануне за вечерним Богослужением, ничего не есть и не пить, начиная с 12-ти часов ночи.
- Исповедь должна совершаться после вечернего Богослужения накануне или утром до начала Божественной Литургии.
- Перед причащением руки сложи крестообразно на груди (правая сверху), с верой и любовию ко Христу причастись Его Святых Тела и Крови, поцелуй низ чаши, но не крестясь, чтобы случайно не толкнуть ее, и отойди к столику запить Причастие теплотой. После Причащения выслушай (прочитай) благодарственные молитвы.
- По окончании Литургии подойди и приложись к кресту, который дает верующим священник из алтаря. Если нужно уйти раньше, например, с маленькими детьми, то можно приложится к большому распятию.
- Выходя из храма, сотвори три поясных поклона с крестным знамением и помолись.
Православная церковь об одежде определяет: «Никакому мужу не одеваться в женскую одежду, ни жене в одежду мужу свойственную … посему тех, которые отныне, зная это, дерзнуть делать что-либо из вышесказанного, если суть клирики — повелеваем извергать из священного чина, если же миряне — отлучать от общения церковного» (VI Вселенский Собор, правило 62)
Благословение.
Благословение имеет много значений. Первое из них — приветствие. Поздороваться со священником за руку имеет право только равный ему по сану, все остальные, даже диаконы, при встрече с батюшкой принимают от него благословение. Для этого нужно ладони сложить вместе, правую поверх левой, чтобы принять в них благословляющую руку и облобызать ее в знак почтения к священному сану. И ни для чего более! Никакого таинственного значения сложение ладоней не имеет, благодать в них не «опускается», как учат некоторые старушки.
Благословиться у священника можно не только тогда, когда он в церковных одеждах, но и в гражданской одежде; не только в храме, но и на улице, в общественном месте. Не стоит, однако, подходить за благословением вне храма к не облаченному батюшке, который с вами не знаком.
Точно так же всякий мирянин прощается со священником. Если несколько иереев стоят рядом, а вы хотите благословиться у всех, то сначала нужно подойти к старшему по сану.
Второй смысл священнического благословения — это разрешение, дозволение, напутствие. Перед началом всякого ответственного дела, перед путешествием, а также в любых затруднительных обстоятельствах мы можем просить у священника совета и благословения и лобызать его руку.
Наконец, существуют благословения в ходе церковной службы. Священник, произнося: «Мир всем», «Благословение Господне на вас…», «Благодать Господа нашего…», осеняет молящихся крестным знамением. В ответ мы смиренно преклоняем головы, не складывая рук — ведь поцеловать благословляющую десницу невозможно.
Если же священник осеняет нас священными предметами: Крестом, Евангелием, Чашей, иконой, мы сначала крестимся, а потом делаем поклон.
Не следует подходить под благословение в неурочный момент: когда иерей причащает, совершает каждение храма, помазует елеем. Но можно сделать это по окончании исповеди и в конце литургии, при целовании Креста. Злоупотреблять благословением, подходя к одному и тому же батюшке несколько раз в день, не стоит. Слова «благословите, батюшка» всегда должны звучать для мирянина радостно и торжественно, и не надо превращать их в поговорку.
Верующему человеку очень важно соблюдать церковный этикет, который значительно отличается от светского. Например, встречая священнослужителя на улице, нужно обращаться к нему особым образом:
— Встретив священника без облачения на улице, поприветствуйте его кивком головы или поздоровайтесь как обычно, пожелав доброго дня. В пасхальный день можно сказать «Христос Воскрес!». Подавать первому руку (для рукопожатия) священнику не тактично, но если священник сам Вам протянул руку для рукопожатия, то нужно поздороваться рукопожатием.
— Встретив священника в облачении (в рясе с крестом или в богослужебном облачении с епитрахилью и в поручах), попросите его о благословении, это и будет вашим приветствием. Приблизитесь к священнику, немного склонитесь, сложите правую руку на левую ладонями вверх и скажите: «Батюшка, благословите».
— В ответ священник наложит на вас крестное знамение и может даже положить свою руку в ваши сложенные ладони – ее нужно поцеловать, как десницу самого Бога, который невидимым образом благословляет вас через священника. Если священник положил руку вам на голову, то целовать ее не нужно.
— Протоиерей носит крест с украшением, иерей носит позолоченный или серебряный крест. Если вы взяли благословение у одного священника, а рядом стоят еще несколько, обратитесь к ним со словами «Благословите, честные отцы» и поклонитесь.
— Если вы находитесь в группе верующих, за благословением сначала подходят мужчины по старшинству (служители церкви в первую очередь, как бы подавая пример), затем по старшинству идут женщины, последними подходят дети (по старшинству). Это правило относится и к семье: сначала подходит муж, жена, затем дети.
— При прощании повторно попросите у священника благословления словами «Простите меня, батюшка, и благословите».
— Телефонный разговор со священником должен начинаться словами «Благословите, батюшка». Далее сообщайте суть дела, по которому звоните. Разговор закончите просьбой о повторном благословении.
— Говоря о священнике в третьем лице или ссылаясь на него, скажите: «Отец настоятель благословил». Сочетание «отец» и фамилия священника употребляется в сугубо официальных случаях.
В православии существует три степени священства: диакон, священник, епископ. Диакон – помощник священника. Он не имеет той благодатной силы, которая дается в Таинстве рукоположения во священника, но за советом и молитвой к нему можно обращаться.
- К диакону нужно обращаться со словами «Отец диакон». Например, «Отец диакон, вы не подскажете, где найти отца настоятеля?» Можно называть по имени, но обязательно в сочетании со словом «отец». К примеру: «Отец Александр, будет ли завтра вечером исповедь?» Если говорят о диаконе в третьем лице, употребляют следующие формы: «Отец диакон говорил сегодня…» Или: «Отец Александр сейчас в трапезной».
- Существует несколько форм обращения. В русской православной среде есть давний обычай ласково называть священника батюшкой. Часто к нему так и обращаются: «Батюшка, можно с Вами поговорить?» или, если о нем, то говорят: «Батюшка сейчас совершает требы», «Батюшка вернулся из поездки».
- Кроме этой, разговорной, формы, есть другая – более строгая и официальная, к примеру: «Отец Михаил, разрешите обратиться к Вам с просьбой?» В третьем лице, ссылаясь на священника, обычно говорят: «Отец настоятель благословил…», «Отец Богдан посоветовал…» Не совсем хорошо сочетать чин и имя священника, например: «Иерей Петр», «протоиерей Василий». Хоть и допустимо, редко употребляется сочетание «отец» и фамилия священника, например: «отец Соловьев».
- В какой форме – на «ты» или на «вы» – нужно обращаться в церковной среде, решается однозначно: на «вы». Даже если отношения уже близкие, при посторонних проявление в церкви этой излишней фамильярности выглядит неэтично.
- По церковной этике священнику не принято говорить «Здравствуйте» или «Добрый день». Священнику говорят: «Батюшка, благословите» или «Отец Михаил, благословите!» и испрашивают благословение.
- Во время периода от Пасхи до отдания праздника, то есть в течение сорока дней, приветствуют словами «Христос Воскресе!», священник благословляет, отвечая: «Воистину Воскресе!» Если вы случайно встретили священника на улице, в транспорте или каком-то общественном месте, если он даже не в священническом облачении, все равно можно подойти и взять у него благословение.
Обращение к архиерею:
- К архиерею обращаются: «Владыко»: «Владыко» – это звательный падеж церковнославянского языка: «Владыко, благословите», «Владыко, позвольте…» В именительном же падеже – Владыка. Например, «Владыка Филарет благословил вам…» В официальной речи, в том числе письменной, употребляются иные формы. К епископу обращаются: «Ваше Преосвященство» или «Преосвященнейший Владыко». Если в третьем лице: «Его Преосвященство».
Миряне, общаясь друг с другом, тоже должны придерживаться правил и норм поведения, принятых в церковной среде. Поскольку мы едины во Христе, верующие называют друг друга «Брат» или «Сестра». В церковной среде даже пожилых людей не принято называть по отчеству, зовут только по имени. Имя православного христианина связано с нашим небесным покровителем, и поэтому оно должно употребляться в семье по возможности в полной форме и во всяком случае без искажений, например, Сергей, Сережа, а не Серьга, Серый, Николай, Коля, но ни в коем случае не Кольча, Колян и так далее. Ласкательные формы имени вполне допустимы, но в разумных пределах. Православные люди любят ездить в паломнические поездки по монастырям.
Приветствие. Для малознакомых или не знакомых людей достаточно кивка головы и обычной фразы приветсятвия: Добрый день (вечер), Здравствуйте, С праздником!. Во время периода от Пасхи до отдания праздника, то есть в течение сорока дней, приветствуют словами «Христос Воскресе!», а отвечают «Воистину Воскресе!». Для более знакомых людей (мужчин) — рукопожатие и троекратное лобызание (щека к щеке) начиная с правой. Для более знакомых людей (женщин) — обнимание и троекратное лобызание (щека к щеке) начиная с правой щеки.
В море православной литературы, издающейся сейчас, практически нет ничего на эту тему.
Обращение в монастырях следующее. В мужском монастыре к наместнику, который может быть архимандритом, игуменом или иеромонахом, можно обращаться с указанием его должности, например: «Отец наместник, благословите» или с употреблением имени: «Отец Никон, благословите». Более официальное обращение – «Ваше Высокопреподобие» – это если наместник архимандрит или игумен, и «Ваше преподобие» – если иеромонах. В третьем лице говорят «отец наместник», или по имени «отец Иннокентий».
К благочинному, первому помощнику и заместителю наместника, обращаются с указанием должности: «отец благочинный» или с добавлением имени «отец Иоанн».
Если эконом, ризничий, казначей, келарь имеют священнический сан, к ним можно обратиться «батюшка» и спросить благословение. Если же они без священнического сана, но имеют постриг, говорят «отец эконом», «отец казначей». К монаху, имеющему постриг, обращаются: «отец», к послушнику – «брат».
В женском монастыре к игумении обращаются таким образом: «мать игумения» или с употреблением имени «мать Варвара», «матушка Мария» или просто «матушка».
В обращении к монахиням говорят: «мать Иоанна», «мать Елизавета».
«Здравствуйте,батюшка!» или как правильно обращаться к церковнослужителям
Большинство людей, посещающих православный храм только по праздникам, сталкиваются с некоторыми трудностями, когда им нужно обратиться непосредственно к священнослужителю. Первая сложность заключается в том, чтобы определить, кто является священником, а кто нет. А вторая – в том, что мы попросту не знаем, как с этим человеком поздороваться и попрощаться.
Если вы хоть раз попадали в такую неловкую ситуацию – наша статья для вас! Сегодня мы расскажем о служителях Православной Церкви, а также об основных правилах церковного приветствия.
1. Как определить степень священства?
В Церкви существует определенная иерархия, и каждый ее служитель выполняет определенные функции. Мы построим свое перечисление в порядке возрастания.
Пономарь и иподиакон.
Пономари и иподиаконы не являются священнослужителями, но помогают им в совершении богослужений. Пономари во время службы носят специальное одеяние – стихарь (прямая длинная рубаха почти до пяток). Иподиаконы, помимо стихарей, носят подрясники (длинные черные одеяния до пят с узкими рукавами) и орари (длинные ленты, крестообразно обернутые вокруг спины).
Диакон
Диакон – это представитель первой степени священства. Диаконы могут участвовать в богослужениях, но не имеют права совершать их самостоятельно. Одеяние диакона состоит из подрясника, а во время церковной службы еще и стихаря с орарем, который одевается на левом плече – один конец спускается на грудь, а другой – на спину.
Священник
Священник – это священнослужитель второй степени священства. Священники могут совершать почти все церковные таинства и богослужения. Поверх подрясника и рясы (длинного черного одеяния с широкими рукавами) они носят кресты. Во время службы священник одевает: подризник (длинное белое одеяние), епитрахиль (длинную ленту, огибающую шею и обоими концами спускающуюся на грудь), пояс, поручи (часть облачения, предназначенную для стягивания рукавов) и фелонь (верхнее облачение без рукавов). Некоторые священники имеют дополнительные элементы облачения.
Архиерей
В зависимости от административной должности и выслуги лет, архиереи бывают: епископами, архиепископами, митрополитами и патриархами. В отличие от священников, которые могут быть женатыми либо монашествующими, все архиереи являются монахами. Они возглавляют важные богослужения и руководят работой всех священнослужителей на вверенной им территории. Поверх рясы епископ, как правило, носит панагию (нагрудную иконку в виде медальона с изображением Богородицы). Описывать богослужебные облачения епископа в этой статье мы не будем.
2. Как обращаться к служителям Церкви?
К пономарям и иподиаконам
Поскольку пономари и иподиаконы не являются священнослужителями, к ним можно обращаться по имени, либо по имени и отчеству, а также использовать обычные слова приветствия и прощания.
К диакону
В современной практике к диаконам чаще всего обращаются либо по имени, либо используя выражения «отец» (например, Александр), а также «отец диакон» (уже без добавления имени). Для приветствия и прощания можно использовать привычные для светского человека выражения.
К священнику
Если вы находитесь в храме, либо пригласили священника домой для совершения таинства или священнодействия, можно с ним просто поздороваться, а можно, по благочестивой традиции, взять у него благословение со словами: «благословите». Для этого правая рука крестообразно кладется на левую. Священник, складывая пальцы таким образом, что они изображают буквы IС ХС (Иисус Христос) осеняет вас крестным знамением. Получив благословение, нужно приложиться губами к руке, очутившейся у нас в ладошках, как к невидимой руке самого Христа Спасителя. Обращаясь к священникам, можно использовать слова: «отец» (например, Стефан) и «батюшка» (без имени).
К архиерею
При общении с архиереем также необходимо взять у него благословение. Вместо обращения «отец» используется слово «владыка» (без имени) либо «Ваше Преосвященство» (епископу), «Ваше Высокопреосвященство» (архиепископу и митрополиту) и «Ваше Святейшество» (патриарху).
Кристина Догодька
Фото автора
Витебская епархия >>>
Церкви, соборы, храмы, синагоги в Витебске >>>
Вам будет интересно:
Как отличить Проскомидию от Сорокоуста? Что скрывается за названиями Церковных записок >>>
У дороги храм – что там? >>>
Кого покрывает Покров? >>>
Как обращаться к священнику — правила и традиции
Рубрика: Церковный этикет
Узнайте все самое интересное и полезное о том, как обращаться к священнику, прочитав статью или посмотрев видео в конце текста
Церковный этикет
Как в светском обществе, так и в церковной жизни есть определенные правила поведения, учтивости, тактичности. Такие нормы взаимоотношений между верующими людьми составляют церковный этикет. К сожалению, за годы богоборческой власти изменились отношения между священниками и прихожанами. Делающие первые шаги в церковной жизни люди порой не имеют представления, как обращаться к священнику, как обращаться к диакону. Из-за отсутствия элементарных знаний и сложностях при налаживании диалога порой возникают проблемы в общении между христианами.
Например, многие не знают, как правильно брать благословение.
«Когда священник или епископ благословляет нас рукой, то он складывает пальцы так, что они изображают буквы IС ХС, то есть Иисус Христос. Это значит, что через священника благословляет нас Сам Господь наш Иисус Христос. Поэтому благословение священнослужителя мы должны принимать с благоговением” (протоиерей Андрей Дудченко).
Такое незнание может привести к более серьезным последствиям. Из-за стеснения и боязни оказаться в неловком положении новые прихожане не общаются друг с другом. Они не задают священникам важные вопросы и не получают ответы, которые могут изменить их жизнь к лучшему, решить многие духовные и жизненные проблемы.
Священник и мирянка
Какие “должности” бывают у священников
Чтобы понять, как обращаться к священнослужителям, следует понимать их иерархию. В Православной Церкви существуют три степени священства: диакон, священник, епископ. Диакон и священник могут состоять в браке, а могут принять монашеский постриг. Вопрос о браке или монашестве должен быть решен до рукоположения. Епископом является только монах. Все женатые священнослужители условно относятся к белому духовенству, монахи – к черному духовенству. Схематически священническую иерархию можно изобразить так:
БЕЛОЕ ДУХОВЕНСТВО | ЧЕРНОЕ ДУХОВЕНСТВО |
I. ДИАКОН | |
Диакон Протодиакон(старший диакон) | Иеродиакон Архидиакон(старший диакон) |
II. СВЯЩЕННИК | |
Иерей, или священник, или пресвитер Протоиерей(старший священник) | Иеромонах Игумен Архимандрит |
III. ЕПИСКОП (АРХИЕРЕЙ) | |
Епископ Архиепископ Митрополит Патриарх |
Обращение к священнику
К священнику следует обращаться “отец (имя)”. Или просто: «отче, скажите пожалуйста» или «отче, позвольте вопрос» или «благословите задать вопрос, отче». В неофициальной обстановке можно называть священника “батюшка” или “батюшка (имя)”.
Некоторые невоцерковленные люди упрекают христиан в том, что они называют священников “отцами”. Ведь в Евангелии сказано:
“И отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах” (Мф 23:9).
Но уже апостолы называли себя духовными отцами. Получается, что самые близкие ученики Иисуса Христа ослушались его заповеди или стоит толковать слова Спасителя иначе?
Стоит отметить, что данные слова Иисуса Христа вырваны из контекста. За несколько дней до ареста Господа, фарисеи и первосвященники являлись учителями и отцами еврейского народа. Они пытались поймать Иисуса Христа на обмане и несогласованности Его проповеди. Именно фарисеев обличает Христос, обращаясь к народу, как лживых и лицемерных “учителей” и “отцов”.
Приветствуя священника, не принято говорить “здравствуйте”, а “благословите”. При этом мирянин кладет правую руку поверх левой, после благословения священнику следует поцеловать руку. Рука благословляющего священника – это символ благословения Иисуса Христа. Иногда священник полагает руку на голову человека, не давая руку целовать. Креститься перед благословением и тем более класть поклоны неуместно и является распространенной ошибкой. Обращение к иеромонаху не отличается от обращения к женатому священнику.
Как обращаться к священнику вне храма
Если встреча со священником произошла вне храма, но при этом он в рясе, благословение взять можно, если это уместно при тех или иных обстоятельствах. Когда же священник одет в мирскую одежду, то лучше воздержаться от принятия благословения, если лично вы не знакомы. Хотя такое приветствие не запрещается и в “светской” обстановке. В некоторых случаях священник может подать руку для рукопожатия. Такая форма приветствия допустима, особенно если она выражает уважение и приятность встречи.
Когда встреча произошла одновременно с несколькими священниками, то благословение берется вначале у высшего по иерархии. Чтобы определить, кто занимает более высокое положение, присмотритесь к кресту, который носит священник. Если крест с украшениями – это обязательно протоиерей. Позолоченный крест может быть и у протоиерея, и у иерея. Серебряный – скорее всего, священник в сане иерея (хотя такое деление весьма условно).
Если понять иерархию затруднительно, нужно сказать: “благословите, отцы”, тогда они сами благословят “по старшинству”. Это требование носит неукоснительный характер для внутренней церковной жизни. Если вы являетесь обычным прихожанином и точно не знаете, как обращаться к священнику, вам незнакомому, строго соблюдать иерархию не обязательно.
Обращение к священнослужителям
Обращение к диакону. Диакон помогает священнику при совершении богослужений. Он не имеет права совершать таинства самостоятельно и не благословляет верующих. Отличить диакона от священника можно по отсутствию наперсного креста. Уместно обращаться “отец диакон” или “отец (имя)”.
Обращение к епископу (архиерею). К высшей степени священства относятся: епископ, архиепископ, митрополит, экзарх, патриарх. Они руководят церковной жизнью и могут совершать все таинства, рукополагать, освящать храмы. Официально принято обращаться: к епископам — «Ваше преосвященство»; к архиепископу или митрополиту — «Ваше высокопреосвященство»; к патриарху — «Ваше Святейшество».
Этикет — помощь в общении
Церковный этикет – это не просто формальный свод правил поведения, но также уважительные, добрые, искренние отношения между прихожанами. К сожалению, в храме можно услышать неуместные замечания и упреки. Такое поведение зачастую оправдывается тем, что пришедший в храм человек “ведет себя не так, как нужно”. Но это недопустимо как с точки зрения христианской нравственности, так и обычной человеческой морали.
Если вы видите, что кто-то поступает неправильно, указывать на ошибку нужно тактично, чтобы не задеть и не обидеть человека. Иисус Христос назвал всего две основные заповеди:
“возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостью твоею. Это первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя” (Мф 22:37-39).
Поэтому так важно проявлять если не любовь, то хотя бы уважительное и дружелюбное отношение к братьям и сестрам во Христе.
Как брать благословение? Правила церковного этикета
Казалось бы, что тут сложного: сложил руки «лодочкой» — и все. Но нет же: а какая рука сверху? А целовать руку священника потом или нет? А зачем вообще ему руку целовать? А благословение — это как поздороваться с батюшкой? На эти (и не только) вопросы отвечаем в «Слайдах».
01
Что такое благословение?
Это когда священник осеняет человека крестообразно пальцами, сложенными в виде букв IС ХС — Иисус Христос. В этом случае священнослужитель выступает проводником — через него благословляет сам Бог.
02
Кто придумал благословение?
Бог. Сам Иисус Христос перед вознесением на небо благословлял апостолов: И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их (Лк 24:50).
03
Как складывать руки?
Согнуть руки в локтях, ладони вверх, правая рука поверх левой. Движение очень похоже на то, когда из родника пытаешься двумя руками зачерпнуть воды и попить из ладоней. В ответ на это движение священник крестит человека рукой и кладет ее на ладони.
04
Нужно целовать руку священника?
Все зависит от человека — можно целовать, а можно и нет. Действительно, у православных есть традиция целовать правую руку священника — но не потому, что он святой, а потому, что руками он совершает таинство Евхаристии — пресуществление (превращение) вина и хлеба в Тело и Кровь Христовы. Если не хотите — не целуйте. Никто не обидится.
05
А если священник без рясы и креста? Брать благословение?
Если считаете уместным — да. Священники иногда не надевают рясы вне богослужебной жизни, и, если вы встретили знакомого батюшку на улице, можно подойти под благословение.
06
А если священник под запретом?
Запрет — это когда за какие-либо проступки правящий архиерей запретил священнику проводить богослужение. Чаще всего священникам под запретом благословлять людей не разрешают — это прописывается отдельным пунктом в указе о запрете в служении.
07
Благословение — это приветствие со священником?
Нет. Поздороваться со священником можно, как и с обычным человеком, и брать при этом у него благословение не обязательно. Но у нас уже сложилась такая традиция, что, встретив священника, после приветственных слов мы говорим «благословите» и складываем соответственно руки.
08
У кого можно брать благословение?
У священников и архиереев (епископов, архиепископов, митрополитов и патриархов) — то есть у тех, кто может сам совершать Евхаристию. У дьяконов, иподьяконов и прочих присутствующих и даже служащих в алтаре мужчин благословение брать нельзя. Даже если попросить, то они не дадут. Так бывает: бородатого человека в подряснике легко перепутать со священником.
09
А если стоит несколько священников, у кого брать благословение?
Можно у всех, но начать со «старшего по званию». Если непонятно, кто это, можно спросить, и остальные укажут на старшего собрата. Если среди священников есть архиерей, то в его присутствии давать благословение они не могут и брать благословение можно только у него.
Простое приветствие: Глубокое заявление
После крестного знамения в начале мессы священник может пожелать приветствовать людей простым и знакомым приветствием: «Господь с вами». Он использует это же приветствие перед чтением Евангелия, в начале Предисловия и перед последним благословением. Однако, когда в это пришествие будет представлен новый перевод Римского Миссала, люди больше не будут отвечать: «И также с вами». Скорее они ответят, сказав: «И твоим духом.Прежде чем смотреть на изменение реакции людей, полезно понять, что на самом деле означает приветствие священника.
Иакову (Быт. 26: 3; 31: 3), Моисею (Исх 3:12) и преемнику Моисея, Иисусу Навину (Нав 1: 5; 3: 7), Бог говорит: «Я буду с вами. ” Слова Бога — это божественное обещание. Бог будет сопровождать Своих избранных в их миссии для Его народа. Его обещание постоянного присутствия напоминает им, что работа, которую они предпринимают, не является чем-то, что они должны выполнять самостоятельно.Призванные Богом, они выполняют свою миссию с божественной помощью. Приветствие «Господь с вами» возвращает нас к этому обещанию и превращает его в молитву из уст того, кто произносит эти слова.
Это приветствие «Господь с вами» встречается во многих местах Священного Писания. В период судей в Израиле Гедеону явился ангел и приветствовал его такими словами: «Да пребудет с тобой Господь, человек доблестный!» (Судей 6:12). Затем ангел говорит Гедеону, что Бог призывает его избавить израильтян от мадианитян, их грозного врага.Какая гарантия для Гедеона! С самого начала его миссии Господь с ним.
Тем не менее, Гидеон протестует. Для него такая задача слишком велика. Он напоминает ангелу о своем скромном семейном происхождении и своем личном недостоинстве. Чтобы ответить на его возражение, Сам Господь просто повторяет обещание: «Я буду с вами…» (Судей 6:16). Гидеону не о чем беспокоиться. Бог — тот, кто принесет спасение своему народу.
В тот же период Судей в Обетованной земле был большой голод.Элимелех, его жена Наоми и их сыновья Махлон и Хилион покинули свой родной Вифлеем и отправились в соседнюю страну Моав. Когда Элимелех и его сыновья умирают, Ноеминь возвращается в свой родовой дом. Руфь, ее невестка-моавитянка, идет с ней. Обе женщины связаны любовью и общим горем. Ноеминь потеряла мужа и двух сыновей, а Руфь овдовела.
Бедные и сильно нуждающиеся, они возвращаются в Вифлеем. Руфь идет на поля Вооза, родственницы Ноемини, чтобы собрать зерно, которое собиратели оставляют бедным.Когда Вооз приходит на поле, где они находятся, он говорит: «Господь с вами!» (Руфь 2: 4). Его приветствие — это особое пожелание присутствия Бога, чтобы работники давали достаточно хлеба для голодных. Руфь в поле среди рабочих. Она тоже включена в его приветствие. Ибо именно через Руфь Бог даст Хлеб жизни, чтобы удовлетворить всех духовно голодных.
Вооз не только замечает Руфь, но и очень увлечен ее красотой. Он берет ее в жены. У них есть сын по имени Овед, который становится отцом Иессея.Иессей — отец Давида. Воистину, Господь с Руфью. Он выбрал ее, чтобы создать семью Давида. Именно из семьи Давида Бог принесет в мир Иисуса, Хлеба жизни, Который родится в Вифлееме, Доме Хлеба.
В тот самый момент, когда Марии возвещают о рождении Иисуса, Гавриил также произносит приветствие: «Господь с вами» (Лк 1:28). Слова ангела — это не просто заверение в помощи Бога, но провозглашение того, что Бог совершает в Марии и через нее.Ибо, когда Мария говорит «да» воле Бога, Сын Божий воплотился в ее чреве, и Господь воистину с ней. Через Марию Сам Бог осуществляет наше спасение и утоляет наши самые глубокие потребности.
Таким образом, простое приветствие «Господь с вами» передает самую глубокую истину. Когда священник произносит это приветствие, его слова напоминают нам, что мы находимся в присутствии Бога. Наши собрания — это не то, что мы делаем сами. Сам Бог зовет нас вместе.Бог представляет Себя нам в Иисусе, нашем Спасителе и Господе, нашем Хлебе для пути, нашей Жертве и Причастии.
Как мы теперь видим, приветствие священника «Господь с вами» полностью библейское. Так же и наш новый ответ: «И со своим духом». Св. Павел заканчивает четыре своих письма этим выражением (Гал. 6:18; Флп. 4:23; 2 Тим. 4:22; и Флм. 25). В богословии Павла πνε ᅪ μα или «дух» — это духовная часть человеческой личности, открытая Святому Духу и находящаяся под прямым влиянием.Этот ответ «И своим духом» ставит перед нами реальность того, что мы делаем. Мы входим в Литургию, где мы открыты действию Бога в нашей жизни и где наши отношения друг с другом глубоко духовны.
Насколько глубоки поэтому простейшие приветствия и ответ, используемые священником и людьми на мессе! Когда на литургии произносится приветствие «Господь с вами» и произносится ответ «и с вашим духом», и священник, и люди выражают нашу веру в то, что Бог действует среди нас во Христе силою Святого. Дух.
Напечатано с разрешения Beacon, газеты для епархии Патерсон, штат Нью-Джерси.
Как приветствовать Патриарха / епископа / священника
Источник: Украинская католическая церковь Святого Илии
В византийской традиции, когда мы встречаем священника (или епископа), мы просим благословения в соответствии с практикой нашей веры. Сказать: «Здравствуйте. Это не практика нашей веры. Как поживаете »и обмениваются рукопожатием.
Церковь превращает даже такую простую вещь, как приветствие священника, в еще один повод для встречи с Богом.Ритуал, который мы проводим на этом светском собрании, направлен не столько на Священника, сколько на Бога, который присутствует повсюду. Встреча со священником — это своего рода катализатор обретения Бога в смирении и благодати как для священника, так и для прихожанина.
Это становится возможностью поклоняться Богу. Это может быть возможность получить Божественное Благословение, потому что только Бог является источником всех благословений.
Бог может использовать эту встречу, чтобы вспомнить нашу бдительность обратно к Богу и обратно к Его Присутствию в нашей Жизни, а также к Милости и Благословениям, которые предлагаются тем, кто ищет Его.«… Рука Бога протянута в благословении для всех, ищущих Его…» (Ездра 8: 18б)
Таким образом, приближаясь к священнику, мы протягиваем ему руку для благословения.
Руки должны быть скрещены ладонями вверх, правая рука поверх левой.
Мы говорим ему: «Благослови» или «Батюшка, благослови». (В случае с епископом мы говорим: «Благословенный Владыко» или «Учитель, благослови».)
Затем священник крестит нас над нами.
Затем он вкладывает свою Благословляющую руку в наши открытые ладони.
Поступая таким образом, он взывает к Божьему благословению с этой молитвой:
«Да благословит вас Господь с Сиона, и пусть вы будете видеть добро Иерусалима во все дни вашей жизни». (Псалом 128: 5)
Затем мы целуем Благословляющую руку Священника, чтобы выразить Богу наш ответ на Божественную Любовь.
Святой Иоанн Златоуст учил, что если кто-то встречает священника, идущего вместе с ангелом, мы должны сначала приветствовать священника и поцеловать его руку, так как эта рука коснулась Тела и Крови нашего Господа.
Это чудесное благословение — получить благословение. Возможность, которую нельзя упускать.
Давайте воспользуемся каждым случаем, чтобы открыть свои руки и наши сердца Божьим Благословениям, Божьей Милости и Божьей Любви.
«Благословен Ты, Господи! Научи меня уставам Твоим!»
Как правильно поприветствовать православного священника или епископа »Православная церковь Иоанна Богослова
Возможно, вы раньше видели православного священника или епископа и никогда не осознавали этого. Честно говоря, их трудно не заметить с их красивыми облачениями и (в большинстве случаев) длинными бородами.В Православной церкви мы с невероятным уважением относимся к духовенству. Это потому, что они служат у алтаря от имени людей и являются духовными отцами, живущими как иконы Христа. Поэтому, приветствуя члена духовенства, мы не просто пожимаем ему руку и говорим: «Привет, приятно познакомиться!» В этом посте мы объясняем, как правильно поприветствовать православного священника или епископа.
Приблизительное время прочтения: 5 минут
Кто такие
духовенство ?
Духовенство — это общий термин, который мы используем для описания формального религиозного руководства в Православной церкви. Духовенство отводится для заботы о ритуальных аспектах религиозной жизни Церкви, обучения и помощи в распространении православных учений и практик. По сути, это новозаветная версия левитов.
Все священнослужители Православной церкви — мужчины. Более того, в соборной структуре всемирной Церкви существует определенная иерархия. В Церкви четыре священных чина управления: миряне (прихожане), диаконат, священство и епископат (епископы).В этом посте мы остановимся на последних двух.
Православные митрополиты (разновидность епископа) в облачениях для богослужения.
Быстро в сторону. Не все облачения будут такого же цвета, как на фото выше. Цвета облачений часто меняются в течение года, символизируя разные времена года (например, Великий пост — фиолетовый) или отмечая определенные события (например, Воздвижение Креста — красный).
Приветствие поцелуем
В современной американской культуре люди обычно приветствуют друг друга рукопожатием, обниманием или поцелуем в щеку. Однако, приветствуя члена духовенства, мы поступаем немного иначе. Мы не пожимаем ему руку и не целуем в щеку. Вместо этого мы целуем его правую руку и просим благословения. Мы делаем это, потому что стремимся почитать Христа, которого представляет священник / епископ.
Как приветствовать православного священника или епископа
Необходимое время: 1 минута.
Здесь мы объясняем, как приветствовать священника или епископа в Православной церкви.
- Сложите руки перед собой.
Положите правую руку поверх левой и поверните ладони вверх.
- Слегка поклонитесь в талии и скажите: «Отец / Учитель, благослови».
Просьба о благословении дает священнику или епископу понять, что вы хотите его поприветствовать, и он благословит вас крестным знамением, протянет к вам руку и положит ее в ваши сложенные ладони.
- Поцелуй священника или епископа в тыльную сторону.
Этот поцелуй служит как приветствием, так и принятием благословения, данного вам священником / епископом.
Но зачем их целовать?
Поцелуй — это древний обычай, означающий любовь, уважение и почтение. Православные сохраняют эту практику во время богослужений и общения. Для нас это так же естественно, как дыхание. Целуем иконы, святые мощи, Крест, Евангелие, руку священника, а иногда и Святую Чашу. И мы также часто приветствуем друг друга поцелуем (или два или три) в щеку, как это делали веками в Восточной Европе и на Ближнем Востоке.Мы делаем это, потому что мы встречаемся и переживаем Самого Христа через эти святые вещи и друг через друга. Если вы когда-нибудь побываете в православной церкви, ожидайте увидеть, как мы немножко целуемся (и друг друга).
Читайте дальше: Чего ожидать от православной церкви >>
Зачем просить благословения?
Мы приветствуем духовенство, прося и получая благословение по двум причинам. Первый , почитает священную должность священника или епископа. В конце концов, руки этих людей касаются Святого Тела и Крови Господа нашего. Их руки готовят Святые Дары для всех нас, чтобы мы могли причащаться Святого Причастия и познавать Бога в Его полноте. Православные полностью осознают, что священник — мужчина и грешит, как и мы. Но хотя он недостоин, он получил благодать Божью, чтобы передать духовные дары и благословения.
Во-вторых, , просить благословений — признак смиренного сердца. Это показывает глубокую веру в силу Бога.Например, женщина с потоком крови коснулась одежды Христа, чтобы получить исцеление, и Господь похвалил ее великую веру. Грешница в покаянии поцеловала ноги Господа (Лк 7:38). А в притче о блудном сыне отец выбегает навстречу раскаявшемуся юноше и целует его (Лк 15:20). Православные следуют примеру этих людей, со смирением и верой подходя к нашему духовенству.
В других случаях уместно поцеловать руку
Чаще всего в православных традициях и обычаях поцелуй рук используется для получения благословения от священника или епископа. Но есть и другие случаи, когда это может быть приемлемо:
- Сказать «привет» или «до свидания»
- Просить благословения перед поездкой
- Получение отпущенной молитвы на Святом Исповеди
Один раз мы должны никогда не должны целовать руку священника (или Чашу) во время Святого Причастия. Попытка сделать это может привести к несчастному случаю и пролитию Святых Даров.
Заключение
Приветствуя их, важно проявлять уважение и почтение к православным священникам и епископам.В конце концов, они не просто «мальчишки». Они служат вашими духовными отцами, вашими наставниками. Это иконы Христа, которым все мы должны стремиться подражать. Когда вы целуете их руки, вы проявляете уважение к их должности — они те, кто «благословляют и освящают» вас и предлагают святые дары от вашего имени. Итак, в следующий раз, когда вы поприветствуете своего священника или епископа, не жмите ему руку. Вместо этого попросите его благословения.
Подробнее: Церковный этикет: полное руководство >>
Приветствие епископа или священника — SCOOCH
Армянский
Имя : Епископ обращается в Српазан Хайр.К безбрачному священнику обращаются как к Хайр Сурп. Женатого священника называют Дер Хайр.
Приветствие : Асдвадз Окнаган (благослови меня), Српазан Хайр / Хайр Сурп / Дер Хайр, а также поклон, чтобы поцеловать его помазанную руку. Нельзя целовать его кольцо.
Коптский
Имя : К епископу обращаются как к Сайедне (хозяину). К безбрачному или женатому священнику обращаются как к Абуна (отец). Иногда можно услышать, что копты называют своих епископов и священников Неяфтаком («Ваше Высокопреосвященство») и Одсаком (аналогично «Преподобному») соответственно.
Приветствие : В случае с епископом вы кланяетесь и касаетесь пола, затем целуете его руку; в случае со священником вы слегка кланяетесь в талию и целуете его руку.
Сирийский
Имя : к епископу обращаются как к Хасё. Священник, соблюдающий целибат или состоящий в браке, упоминается как Авун или Абун (отец), а иногда и Кашишо или Кашо (пресвитер).
Приветствие : Когда вы приветствуете епископа, вы говорите Барекмор (господин, благослови) и целуете его крест.Когда вы здороваетесь со священником, нет никакого жеста.
Маланкара
Имя : Епископу обращаются в Тирумени (произношение: Тхи — румани). К священнику обращаются как к Ахену. К дьякону обращаются Шемассен.
Приветствие : Когда вы приветствуете епископа, вы говорите Барекмор и целуете его крест. Когда вы здороваетесь со священником, нет никакого жеста.
Эфиопский
Имя : к епископу обращаются как к Аббатачину (нашему отцу).К монашескому священнику обращаются Авва. Женатый священник называется Кесис. В дополнение к «стандартным» священническим титулам, эфиоп и Церковь также используют определенные почетные знаки для священников ранга, такие как «Мелаке Селам» (Ангел мира), «Мелаке Ганет» (Ангел Рая) и «Мелаке Бирхан» ( Ангел Света).
Приветствие : В случае с епископом вы кланяетесь и касаетесь пола, затем целуете его руку; в случае со священником вы слегка кланяетесь в талию и целуете его руку.
Эритрейский
Имя : к епископу обращаются как к Аббатачину (нашему отцу). К монашескому священнику обращаются Авва. Женатый священник называется Кесис. В дополнение к «стандартным» священническим титулам, эфиоп и Церковь также используют определенные почетные знаки для священников ранга, такие как «Мелаке Селам» (Ангел мира), «Мелаке Ганет» (Ангел Рая) и «Мелаке Бирхан» ( Ангел Света).
Приветствие : В случае с епископом вы кланяетесь и касаетесь пола, затем целуете его руку; в случае со священником вы слегка кланяетесь в талию и целуете его руку.
жестов и действий — Priest
Подготовка подарков
Ключевой частью Мессы является приношение Евхаристии. Дары хлеба и вина приносят члены собрания. Эти дары олицетворяют жизнь и труд собравшегося собрания. Когда Священник готовит к приношению хлеб и вино, мы видим множество действий, которые напоминают нам, насколько важно это время.Прекрасный момент, который мы наблюдаем во время подготовки к освящению, — это когда священник подмешивает воду в вино, которое было принесено к алтарю. Он говорит: Через тайну этой воды и вина мы можем разделить божественность Христа, который смирил себя, чтобы разделить нашу человечность . Смешивание воды и вина напоминает нам о том, что все мы соединены во Христе, и что Он един с нами, как человеческий, так и божественный.
Освящение
Продолжая евхаристическую молитву, священник поднимает хлеб и говорит: Возьмите это все и ешьте, ибо это Мое Тело, которое будет отдано за вас .Служитель алтаря звонит в колокола святилища, когда поднимается Хозяин. Затем священник продолжает молитву, поднимает чашу и говорит: Возьмите это все и пейте из нее, ибо это чаша Моей Крови, Крови нового и вечного завета, которая будет пролита за вас. и для многих прощение грехов. Сделай это в память обо мне. Снова звонят в колокола святилища. Действия Священника помогают нам понять, что хлеб и вино изменились или были освящены, чтобы стать Телом и Кровью Иисуса.
Причастие
Затем священник завершает евхаристическую молитву, и после причастия к нему могут присоединиться в святилище чрезвычайные служители Святого Причастия. Им дают сосуды с освященными Воинствами или иногда чашу с Драгоценной Кровью. Собравшиеся образуют процессию и подходят к алтарю для причастия. Когда люди выходят вперед, чтобы встретить Хозяина, они делают жест благоговения: i.е. они кланяются. Служитель Причастия держит Сонму и говорит Тело Христово , и человек отвечает Аминь . Затем Хозяин помещается в ладонь человека, принимающего Причастие, или, альтернативно, человек может принять Святое Причастие на языке. Они отступают в сторону и осторожно кладут хозяина в рот. То же самое происходит с Драгоценной Кровью, когда служитель произносит Кровь Христа .
Благословение
Священник в конце Мессы благословит людей во имя Святой Троицы.Он делает это, совершая крестное знамение над собранием, а затем люди сами совершают крестное знамение.
Как обращаться к церковным служащим, епископам, священникам
Правильные церковные формы обращения как для письменной, так и для устной речи различаются в зависимости от страны. Формы адресов, используемые в Соединенных Штатах для переписки и разговоров, приведены ниже вместе с некоторыми почтовыми адресами должностных лиц Церкви. (Примечание: почтовые адреса епископов США находятся на веб-сайте USCCB: https: // www.usccb.org/about/bishops-and-dioceses/all-dioceses).
Еще один полезный веб-сайт — http://www.catholic-hierarchy.org.
Формы обращения
Папа
Запись на:
Его Святейшество Папа Франциск
Государственный секретариат
Апостольский дворец
00120 Ватикан
Вскрытие письма: Ваше Святейшество или
Святейший Отец:
Заключительное письмо: Покорнейший слуга Вашего Святейшества,
Обращение к: Ваше Святейшество или Святой Отец
Кардиналы
Запись на :
Его Высокопреосвященство,
Луис Кардинал Ладария Феррер, С. J.
или
Его Высокопреосвященство,
Тимоти Кардинал Долан
Заголовок:
Префект Конгрегации доктрины веры или
Архиепископ Нью-Йоркский
Вскрытие письма: Ваше Высокопреосвященство
Заключительное письмо: Имею честь быть, Ваше Высокопреосвященство,
С уважением во Христе,
Обращаюсь к: Ваше Высокопреосвященство
Представляю или ссылаясь на: Его Высокопреосвященство или Кардинал ДиНардо
Архиепископы
Запись на:
Его Превосходительство,
Преосвященный (ФИО)
Титул: Архиепископ… (или Апостольский нунций… и т. Д.))
Вскрытие письма:
(официально) Ваше Превосходительство:
(менее формально) Уважаемый архиепископ (фамилия),
Заключение письма:
(официальный) Имею честь быть, Ваше Превосходительство,
С уважением во Христе,
(менее формально) С уважением во Христе,
Обращение к:
(официально) Ваше Превосходительство;
(менее формально) Архиепископ (фамилия)
Представляю или ссылаясь на: Его Превосходительство или Архиепископ (фамилия)
Епископов
Запись на:
Его Превосходительство,
Преосвященный (ФИО)
Заголовок: Епископ…
Вскрытие письма:
(официально) Ваше Превосходительство
(менее формально) Уважаемый епископ (фамилия)
Заключение письма:
(официальный) Имею честь быть, Ваше Превосходительство,
С уважением во Христе,
(менее формально) С уважением во Христе,
Обращение к:
(официально) Ваше Превосходительство
(менее формально) Епископ (фамилия)
Представляю или ссылаясь на: Его Превосходительство или Епископ (фамилия)
Абботс
Запись на:
Преосвященный ( полное имя ), ( добавить инициалы религиозного ордена )
Вскрытие письма:
(официальный): Преосвященный настоятель:
(менее формально): Уважаемый отец игумен,
Заключение письма:
(формально) Имею честь быть, Преосвященный Аббат,
С уважением во Христе,
(менее формально) С уважением во Христе,
Обращение к: Настоятель (фамилия или имя, согласно обычаю приказа)
Представляю или ссылаясь на: Преосвященный настоятель (полное имя) или Настоятель (фамилия или имя, согласно обычаю ордена)
Генеральные викарии, модераторы курии, епископальные викарии, канцлеры (если священник), судебные викарии, викарии Форан, ректоры, , если не монсеньор (для монсеньоров, см. Ниже):
Запись на:
(формально) Преосвященный (полное имя), (если генеральный викарий, постноминалы В.Г. добавлены; если Vicar Forane, V.F.)
(менее формально) Преподобный (полное имя)
Открытие письма:
(формально) Преподобный и дорогой отец (фамилия):
(менее формально) Уважаемый отец (фамилия),
Заключение: (официально) Я, Преподобный Отец,
С уважением во Христе,
(менее формально) С уважением во Христе,
Говорит: Отец (фамилия)
Представляю или ссылаясь на: Отец (фамилия)
Монсеньоры
Запись на:
Преподобный монсеньор (полное имя)
Открытие письма:
(формально) Преподобный и уважаемый монсеньор (фамилия):
(менее формально) Уважаемый монсеньор (фамилия),
Заключение: (официально) Я, преподобный монсеньор,
С уважением во Христе,
(менее формально) С уважением во Христе,
Говорящий: Монсеньор (фамилия)
Священники (епархиальные)
Запись на:
(формально) Преподобный (полное имя)
Открытие письма:
(формально) Преподобный и дорогой отец (фамилия):
(менее формально) Уважаемый отец (фамилия),
Заключение: (официально) Я, Преподобный Отец,
С уважением во Христе,
(менее формально) С уважением во Христе,
Говорит: Отец (фамилия)
Представляю или ссылаясь на: Отец (фамилия)
Священники (религиозные)
Запись на:
(формально) Преподобный (полное имя), ( добавить инициалы религиозного ордена )
Открытие письма:
(формально) Преподобный и дорогой отец (фамилия или имя, согласно обычаю ордена):
(менее формально) Уважаемый отец (фамилия или имя, согласно обычаю заказа),
Заключение: (официально) Я, Преподобный Отец,
С уважением во Христе,
(менее формально) С уважением во Христе,
Говорящий: Отец (фамилия или имя, согласно обычаю заказа)
Представляю или ссылаясь на: Отец (фамилия или имя, в соответствии с порядком заказа)
Диаконы — постоянные, женатые:
Письмо: Диакон (Ф. И.О.)
(совместно) Диакон и госпожа(ФИО)
Приветствие: Уважаемый дьякон
(совместно) Уважаемые дьякон и госпожа (фамилия)
Заключение: Искренне ваш во Христе,
Говорящий: Диакон (фамилия)
Диаконы — постоянные, не состоящие в браке:
Обращение к: Диакон (Ф.И.О.)
Приветствие: Уважаемый дьякон (фамилия),
Заключение: Искренне ваш во Христе,
Говорящий: Диакон (фамилия)
Дьяконы — переходные:
Запись на: Ред. (ФИО) или
Диакон (Ф.И.О.)
Приветствие: Уважаемый дьякон (фамилия)
Заключение: Искренне ваш во Христе,
Говорящий: Диакон (фамилия)
Главы Дикстерий Ватикана
Неполный список. (См. Веб-сайт Ватикана — www.vatican.va)
Его Высокопреосвященство
Пьетро Кардинал Паролин
Государственный секретарь
Палаццо Апостолико Ватикано
00120 Ватикан
Его Высокопреосвященство
Луис Кардинал Ладария Феррер, С.J.
Префект, Конгрегация доктрины веры
Piazza del San Uffizio
00120 Ватикан
Его Высокопреосвященство
Роберт Кардинал Сара
Префект, Конгрегация богослужения и дисциплины таинств
Piazza Pio XII, 10
00120 Ватикан
Адреса церковных служащих — US
Его Превосходительство
Преосвященный Хосе Х.Гомес
Президент Конференции католических епископов США
3211 4th Street, N.E.,
Вашингтон, округ Колумбия 20017-1194
или
Его Превосходительство
Преосвященный Хосе Х. Гомес
Архиепископ Лос-Анджелеса
3424 Wilshire Blvd.
Лос-Анджелес, CA
-2241
Его Превосходительство
Преосвященный Кристоф Пьер
Апостольский нунций в США
3339 Массачусетс-авеню, Н.W
Вашингтон, округ Колумбия 20017
Адреса — Литургия
Его Превосходительство
Преосвященный Артур Рош
Секретарь Конгрегации Божественного поклонения и дисциплины Таинств
Piazza Pio XII, 10
00120 Ватикан
Его Превосходительство
Преосвященный Леонард П. Блэр
Председатель Комитета по божественному поклонению USCCB
Секретариат Божественного Поклонения
3211 4-я улица, Н.Е.,
Вашингтон, округ Колумбия 20017-1194
или
Его Превосходительство
Преосвященный Леонард П. Блэр
Архиепископ Хартфордский
134 Farmington Avenue
Hartford, CT 06105
Преподобный Эндрю В. Менке
Исполнительный директор
Секретариат Божественного Поклонения
3211 4th Street, N.E.,
Вашингтон, округ Колумбия 20017-1194
Пожалуйста, не забудьте поддержать важную работу Adoremus Bulletin .
Как перейти к исповеди
Желание исповедаться — это первый шаг к исповеди. Признание в своих грехах снова стирает с доски перед Богом и делает нас духовно сильнее. Регулярное исповедание — это способ возрастать в святости. Знание того, что делать на исповеди, значительно облегчит этот процесс.
Подготовка к исповеди
Большая часть работы для хорошего совершения причастия выполняется до прихода в церковь. Честный, смиренный и тщательный анализ совести помогает вам подготовиться к причастию.Написание своих грехов на листе бумаги перед уходом может помочь вам во время исповеди.
У церкви
Придя в церковь, уделите несколько минут молитве, прося Святого Духа помочь вам исповедоваться.
Иногда может образоваться длинная очередь, что даст вам достаточно времени, чтобы помолиться и поразмыслить. В других случаях линии вообще не будет. Не стесняйтесь помолиться перед тем, как войти. Никакой спешки.
Когда наступит ваша очередь, войдите в комнату согласования.Вы можете встать на колени за ширмой или сесть на стул лицом к священнику.
Не бойтесь
Многие люди боятся или стесняются исповедоваться. Не позволяйте этому чувству стыда удерживать вас! Это естественно, но если вы проделаете это несколько раз, вы начнете чувствовать себя более непринужденно и уверенно.
Исповедь
- Вас встретит священник.
- Начните с крестного знамения.
- Простая формула может помочь вам понять: «Прости меня, Отец, я согрешил. Мое последнее признание было ___ дней / месяцев / лет назад, и это мои грехи ».
- Затем вы перечисляете вид и количество своих грехов (например, я пропустил мессу 3 раза; я солгал 20 раз).
- Смертные грехи — это более серьезные и требуют признания. Есть три условия для смертного греха.
- Простительные грехи — они менее серьезны и не требуют исповеди, но исповедание простительных грехов является хорошей практикой.
- Священник может задавать вам вопросы и / или давать советы.
- Священник даст вам соответствующее покаяние (например, «Для вашего покаяния, пожалуйста, помолитесь 2 Hail Marys»).
- Затем священник предлагает вам (кающемуся) совершить Акт покаяния. Здесь нет обязательных слов, но вы должны указать, что вам жаль, и что вы исправите свою жизнь. Обычно используется следующий акт покаяния:
Боже мой, я всем сердцем прошу прощения за свои грехи.Сделав неправильный поступок и потерпев неудачу к добру, я согрешил против Тебя, Кого мне следует любить превыше всего. Я твердо намерен с помощью Твоей благодати больше не грешить и избегать всего, что ведет меня к греху. Наш Спаситель Иисус Христос пострадал и умер за нас. Во имя Его, мой Бог, помилуй. - Затем священник молится молитвой отпущения (прощения):
Бог Отец милосердия через смерть и воскресение Своего Сына примирил мир с Собой и послал к нам Святого Духа для прощения грехов.Через служение Церкви да даст тебе Бог прощение и мир. Я освобождаю вас от ваших грехов во имя Отца, Сына и Святого Духа. - Вы отвечаете: «Аминь».
- Тогда священник может сказать: «Бог простил ваши грехи. Иди с миром.»
- Вы отвечаете: «Слава Богу».
- Затем вы уходите и как можно скорее завершаете покаяние, которое священник назначил вам.
Заключение
Исповедь — это часть таинства Покаяния и Примирения; Другая часть — завершение вашего покаяния.Хотите верьте, хотите нет, но исповедаться — это очень просто. На самом деле труднее всего изменить свою жизнь, чтобы мы больше не совершали эти грехи. Для этого нам нужна обильная благодать Бога через Евхаристию, молитву, пост и милостыню.
Таинство исповеди также известно как Покаяние или Примирение.