Какая в дагестане религия: Религия в древнем и средневековом Дагестане — Лекции по истории Дагестана — Статьи, публикации и всякие полезности
Содержание
Сильная вера и расправа за измену. Что дагестанцы рассказали о своей жизни путешественнику из России: Россия: Путешествия: Lenta.ru
Дагестан благодаря своим пейзажам, многовековым традициям, гостеприимным людям и вкусной национальной еде всегда привлекал немало туристов. В 2021 году, когда Россия оказалась оторвана от всего мира из-за пандемии коронавируса и ограниченного авиасообщения, кавказский регион заполонили любопытные путешественники, желающие погрузиться в культуру другого народа. Одним из них стал и Алексей Терентьев. Ему удалось пообщаться с местными жителями, познакомиться с их обычаями и увидеть быт в аулах. О его приключениях в Дагестане — в репортаже «Ленты.ру».
Закон шариата
Заводить знакомства в Дагестане проще простого. И вот мы с нашим новым знакомым Хаджимуратом идем в гости к самому уважаемому человеку села — тому, кого обычно выбирают в качестве имама.
— Имам для нас, — поясняет Хаджимурат, — и власть, и авторитет, и образец для подражания. У нас есть и светская власть, глава села, района, но если он что скажет, никто с места не сдвинется, а если скажет имам — каждый все сделает, как он скажет. Имам ведь не просто человек, который хорошо знает Коран и все мусульманские законы, но это и человек, который знает и заботится о каждом жителе, помогает во всех проблемах, и что еще важнее — сам обладает всеми человеческими добродетелями, в том числе мудростью и готовностью помогать ближним.
Материалы по теме:
— Мне ближе законы шариата, — продолжает делиться своими мыслями Хаджимурат. — Потому что они понятны, и всегда любой вопрос можно решить быстро. А официально: собери миллион бумаг, неизвестно куда отправь, жди сто лет, и не знаешь, что будет в результате. Для нас это слишком сложно.
Магомед, так зовут другого нашего собеседника, приглашает в дом. Вместо очага работает электрический обогреватель — несмотря на весну, в горах еще холодно. По старой традиции стол накрывают на полу, разливают травяной чай, хозяйка ставит бесчисленные варенья — все свое, местное. За столом только гости и мужчины. Жена может лишь приготовить еду и подать ее к столу.
— В исламе все имеет свой смысл, даже если мы его порой не понимаем, вот даже эта старая традиция есть, обедать на полу — и та существует не просто так. Когда сидишь на полу, в желудок помещается не так много. Невольно начинаешь себя ограничивать. Вообще ислам — это идеальный набор правил для каждодневной жизни, здесь есть ответы абсолютно на все вопросы, только знай и выполняй. И главное, конечно, это молитва, которую каждый верующий должен совершать пять раз в день. Это не столько просьба, сколько напоминание себе о своем месте в этом мире. Ведь когда ты предстаешь в мыслях и чувствах перед Богом, ты ощущаешь свое истинное место и значение, а значит, не будешь гордиться, не будешь воровать, вести себя плохо, понимая, что ты не лучше и не хуже другого, а все поступки обязательно зачтутся не на этом, так на другом свете. И, кстати, надежда на награду после смерти дает многим верующим и смирение, и силы терпеть трудности. Ведь только строгое следование правилам ислама может обеспечить награду после смерти.
Фото: Алексей Терентьев
Я пью чай и невольно задумываюсь, что в таком, на мой взгляд, примитивном понимании религии в этих районах заложена и сила, и слабость религии. Сколько я видел смиренных, преимущественно женских взглядов, для которых надежда на награду в будущей жизни давала силы переносить любые тяготы и невзгоды жизни текущей. И как часто, видя в исламе награду только в жизни грядущей, а не в нынешней, люди вообще уходили от религии, разрушая вместе с этим и все хорошее, что может дать вера, культура и традиции предков.
Словно прочитав мои мысли, Магомед начинает рассказывать про ваххабитов, из-за которых еще недавно он порой вечером боялся выйти из дома. А его брат как-то наткнулся на их сходку, которую они решили устроить в горах недалеко от аула. Сейчас времена изменились, и жизнь в этих местах стала спокойнее.
— Главная проблема этих людей в том, что они берут Коран и начинают его читать, не имея никакого образования. У нас даже дети лучше разбираются в Коране — ведь сейчас в нашем ауле две школы, одна обычная, а вторая религиозная — в нее дети ходят после обеда. А эти люди вообще ничего не знают. И вот представьте, они открывают Коран, что-то читают там и начинают слепо следовать прочитанному, не понимая ни смысла, ни контекста. В результате они слишком много внимания уделяют форме, которая иногда бывает смешной, а иногда страшной, а смысл упускают. Одно время их можно было узнать по коротким штанишкам, которые они носили. Ведь в исламе моча считается нечистой, и даже капля мочи на теле оскверняет человека, не позволяя ему совершать молитву. Именно поэтому любому намазу предшествует омовение. Так вот, чтобы ни одна капля даже случайно не попала на одежду, они стали носить только короткие штанишки, чуть длиннее шорт. Учитывая, что они к тому же никогда не бреются и имеют весьма суровый вид, выглядело это очень забавно.
Фото: Алексей Терентьев
Закончив разговор, выхожу на улицу и еще некоторое время иду по селу. А в голове всплывает другой случай, который мне рассказали в этой же поездке, но в другом районе. Мужчина, узнав, что жена ему изменила, забил ее камнями, а тело закопал неподалеку. Только так он мог защитить семью от позора. В селе, конечно, все знали об этом, но никто ничего не сказал. Более того, его поступок полностью оправдали.
Самое интересное, что он нарушил не только светские законы, совершив убийство, но и законы ислама. Ислам всегда, как, впрочем, и любая религия, строже всего защищал нравственность. Считается, что разложение человека начинается с потакания порокам. Интересно, что за причинение смерти по неосторожности без злого умысла убийца мог просто заплатить выкуп родственникам покойного. В случае кражи отрубался палец, и только закоренелым ворам отрубали руку. А вот за прелюбодеяние полагалась смерть от камней.
Причем, если были виновны двое незамужних, их били плетьми, и они могли выжить. Если в прелюбодеянии была замечена замужняя женщина или женатый мужчина, их били камнями, что означало верную смерть. Но чтобы имам вынес такое решение, а вынести его может только местный священник, для этого должны быть представлены свидетельства нескольких человек. Если этого не будет, вина считается недоказанной. Поскольку свидетели находились редко, даже в истории такие приговоры были делом нечастым. Это смягчало тяжесть наказания и защищало людей от слепой мести.
Сегодня проблемой становится не только поиск свидетелей, но и неизбежная огласка, которая в принципе сделает невозможным вынесение такого приговора. Как результат — появляется самосуд, который так же далек от соблюдения религиозных законов, как и от законов российских.
Директор школы
Дагестан объединяет множество районов, множество народностей. Говорят, что раньше все жили весьма изолированно, о чем можно судить даже по различию языков. Оставив за спиной горы, мы въехали в царство аварцев — одного из самых многочисленных народов, населяющих Дагестан. И, как водится, чем дальше от гор, чем ближе к цивилизации, тем менее радикальное восприятие ислама можно встретить в семьях.
Фото: Алексей Терентьев
Мы общаемся с Салехат — глаза женщины светятся счастьем и любовью, которыми она, кажется, бесконечно готова делиться со всеми, кого приведет на порог ее дома судьба. Вот и нас после всего лишь суток знакомства она объявила своими кунаками, обязав при случае останавливаться только в ее доме. Салехат из очень культурной и интеллигентной семьи. И кроме собственных детей, большинство из которых уже имеют свои семьи, у нее еще целая школа подопечных — женщина работает директором местной школы. Муж, в прошлом прекрасный хирург, сейчас дома на пенсии. День у Салехат начинается рано утром, сперва нужно сделать все дела по дому, приготовить завтрак для себя и гостей, потом хозяйство — подоить и выгнать коров, дать корм козам, быстро переодеться — и в школу.
Когда смотришь на Салехат и ее супруга, кажется, что более счастливую и любящую пару сложно себе и представить. А ведь поженились они по старинному принятому в этих местах обычаю: до свадьбы почти не знали друг друга, а устраивали все тетки и другие родственники. Как это зачастую бывает в таких случаях, смотрели на семью молодых, родителей — если в семье проблем нет, то значит и у детей будет все хорошо. Где-то прагматичный подход оказался рабочим. И сейчас Салехат не представляет, как могла бы прожить без этого человека.
— Он вообще отличался от большинства мужчин, всегда помогал, понимал, что мне тяжело. У нас же, например, принести воду в дом считалось для мужчины делом унизительным, да и сейчас так считается, а он носил. Его за это подкаблучником называли, а ему было все равно. Я, говорил он, жену люблю и буду ей помогать, кто бы что ни сказал. Таких мужчин здесь немного.
Фото: Алексей Терентьев
Через месяц Салехат выдает замуж свою последнюю дочь Написат. Все остальные уже со своими семьями. Написат 28 лет. С мужем так же, как и ее мама, она виделась всего один раз, чуть-чуть пообщались и приняли решение о свадьбе. Написат унаследовала от мамы какое-то удивительное внутреннее тепло и спокойствие. Глядя на нее, ни на секунду не возникает сомнения, что ее брак и семейная жизнь тоже будут счастливыми. Да иначе и быть не может, ведь родственники уже проверили всю родословную будущего жениха, познакомились с его родителями и только после этого вынесли положительный вердикт.
Дербентское кладбище
Дербент — город Вавилон, так же сильно отличающийся от делового и немного мрачноватого собрата Махачкалы, как день отличается от ночи. Если выйти утром на берег тихого и ласкового Каспийского моря, можно насладиться утренней прохладой и увидеть, как солнце медленно поднимается из-за кромки воды, а рыбаки закидывают удочки, то ли в надежде на скромный улов, то ли просто желая провести время у берега.
Фото: Алексей Терентьев
Чуть дальше прямо от стен старого железнодорожного вокзала начинаются постройки старого города, которые тянутся вверх, забираясь все выше и выше, разделенные на магалы и доходящие до главной местной достопримечательности — Дербентской крепости. Если идти небыстро, можно заглянуть в старый дворик дома, который уже давно определен под снос, но у властей все никак не доходят руки, а люди до сих пор живут без душа, с газовым баллоном и самодельными туалетами, пристроенными на небольшом балконе.
Можно поговорить с бабушкой в христианском храме, а при наличии времени остаться на службу. Зайти во впечатляющий армянский храм, который сегодня переоборудован в музей ковров. Восстановят его когда-нибудь или нет — неизвестно. По дороге также можно зацепиться языками с кем-нибудь из местных и проговорить до обеда, плавно переместившись в один из местных ресторанов. А можно пройти и посидеть на лавочке возле старой Джума-мечети. Сама мечеть уже давно закрыта на ремонт, но молитвенный зал открыт и постоянно привлекает множество как верующих, так и случайных туристов.
Фото: Алексей Терентьев
Уже порядком нагулявшись, мы заходим на старое дербентское кладбище. Причудливые плиты памятников, на некоторых слова из Корана, мудрые напоминая, что далеко не все накопленное в жизни богатство получится унести с собой после смерти. В центре на небольшой отдельно огороженной территории лежат старые необычные камни — это древние могилы. Серьезного вида мужчина, погрузившись то ли в мысли, то ли в молитву, сидит на скамейке. Увидев нас, он тихо здоровается и соглашается рассказать историю этого места.
«Когда-то давно арабское войско пришло в Дербент, и было оно настолько велико, что местные жители, до этих пор не знавшие ислама, сразу же согласились принять новую религию. И установилась в Дербенте новая вера, а арабское войско покинуло эти места, оставив лишь небольшой отряд воинов. Спустя время со стороны гор пришли язычники с огромным войском и вступили с мусульманами в бой. Войско мусульман стойко сражалось, но оно сильно уступало в численности. Языческие солдаты заманили их в горы недалеко от Дербента и там уничтожили большую часть. В последний бой вышли 40 арабских военачальников — последние, кто остался в живых. Убив их, язычники вернулись в горы, а их тела бросили гнить. И все бы ничего, но беды стали настигать горный народ. Спустя время они вернулись на поле боя и увидели, что тела их врагов не только не сгнили, их не тронули звери, но они источали запах благовоний. Язычники испугались содеянного и отнесли тела погибших в Дербент, чтобы их похоронили по мусульманским обрядам, а сами приняли ислам. Сейчас это небольшое кладбище с 40 камнями-могилами в центре Дербента. Этих людей почитают святыми и верят, что их дух по-прежнему оберегает живых, спасает от бед не только жителей Дербента, но и всю Россию. Быть похороненным на этом кладбище считается большой честью. Если это случится, то человеку простятся многие грехи, и его ждет освобождение от страданий после смерти. Вера — далеко не все, что определяет жизнь в Дагестане, но без нее наш мир был бы совсем другим».
Фото: Алексей Терентьев
Закончив свой рассказ, мужчина прощается и медленно уходит. А мы еще некоторое время сидим у 40 могил под впечатлением от встречи и услышанного рассказа. Пока мы собирались, к нам подошел рабочий кладбища и показал особое место, где молятся женщины, не имеющие детей. После молитвы нужно принести жертву. Для этого здесь рядом есть место, где режут барана и мясо раздают всем желающим. Жертвоприношение случается почти каждый день, поскольку женщин, у которых проблемы с рождением ребенка, сегодня становится все больше и больше. Раньше такого не было.
Мы обмениваемся телефонами, и служащий обещает позвонить, когда случится очередное жертвоприношение, чтобы мы могли увидеть все своими глазами. А мы прощаемся и понимаем, что, несмотря на все увиденное, наше знакомство с Дагестаном и его жителями для нас еще только впереди…
религия в зеркале общественного мнения
SHARES
ПРАГА, 30 августа, Caucasus Times — 17–25 августа 2010 года международное информационное агентство ”Caucasus Times”, используя свою обширную корреспондентскую сеть в северокавказском регионе России, провело традиционный опрос общественного мнения в столице Дагестана г. Махачкала и в ближайших населенных пунктах. Данный опрос представляет особый интерес, поскольку Дагестан является не только наиболее многочисленной, но и самой пестрой в этническом и конфессиональном отношении республикой Северного Кавказа, внутриполитическое положение в которой длительное время остается крайне напряженным, периодически проявляясь в актах насилия.
Главная цель опроса заключалась в выявлении степени влияния ислама на население Махачкалы, в выяснении того, насколько последовательно жители столицы Дагестана соблюдают исламские обряды, а также в выяснении мнения местных жителей по поводу степени соблюдения прав мусульман в Дагестане. Помимо этого в ходе исследования респондентам задавался отдельный вопрос об их отношении к военным акциям США и их союзников в Ираке и в Афганистане. В целом в Махачкале было опрошено 200 человек старше 16 лет, в основном представителей наиболее многочисленных этносов Дагестана, представляющих разные половозрастные, социальные и профессиональные группы.
Как и в соседних республиках, ответы жителей Махачкалы на вопрос о том, «к какой религии Вы себя относите или чувствуете наибольшую близость?» убедительно продемонстрировали главенствующее положение ислама в религиозной идентичности местного населения. При этом, однако, Махачкала оказалась значительно более пестрой в конфессиональном отношении, чем столицы соседней Чечни или Ингушетии. Подавляющее большинство опрошенных жителей Махачкалы (85%) заявило о том, что они являются приверженцами ислама или чувствуют к нему наибольшую близость. При этом 10% опрошенных отнесло себя к христианству, 2% — к иудаизму и 1% — к буддизму. 1% заявил о принадлежности к атеизму и еще 1% затруднился с ответом на данный вопрос.
Реакция опрошенных жителей Махачкалы на вопрос о том, какую роль играет религия в их жизни, выявила весьма высокую степень религиозности опрошенных. Так, 66% опрошенных махачкалинцев отметило, что религия играет большую и 26% — «скорее большую» роль в их жизни. Лишь 3% заявило, что религия играет «скорее небольшую» и только 2% — «небольшую» роль в их жизни. При этом 2% опрошенных жителей столицы Дагестана не смогли дать определенный ответ на данный вопрос. Напомним, что в Ингушетии 68% опрошенных отметило, что религия играет большую и 27% — «скорее большую» роль в их жизни..
Ответы махачкалинцев на вопрос «как часто Вы совершаете молитву?» подтвердили достаточно высокую степень религиозности местного населения. Так, почти половина опрошенных (48%) указала, что они совершают молитву каждый день и еще 10% — каждую неделю. 1% отметил, что они совершают молитву «каждый месяц». Более трети опрошенных — 35% — отметило, что они молятся «от случая к случаю». Еще 6% затруднилось с ответом на этот вопрос. При этом следует отметить, что число тех, кто молится каждый день, в столице Чечни и Ингушетии оказалось существенно выше, чем в Дагестане. Так, в ходе опроса в ингушской Назрани более 70% респондентов указало, что они молятся ежедневно.
Однако при этом количество тех респондентов в Махачкале, кто регулярно посещает мечеть, оказалось существенно ниже. Так, только 5% опрошенных заявило о том, что они ходят в мечеть каждый день и 37% — каждую неделю. 11% отметило, что они посещают мечеть ежемесячно и почти треть (31%) — «от случая к случаю». Значительное число опрошенных жителей Махачкалы – 16% — отказались от ответа или затруднились с ответом на данный вопрос. Следует отметить, что в соседней Чечне ежедневно посещают мечеть 8% и каждую неделю 43% .
Результаты опроса свидетельствуют о том, что, как и в соседних республиках Северного Кавказа, значительное большинство населения Махачкалы в целом удовлетворено соблюдением прав мусульман в своей республике. Так, по мнению половины опрошенных жителей Махачкалы (50%), права мусульман в Дагестане полностью соблюдаются; при этом еще 27% полагает, что данные права «скорее соблюдаются». Вместе с тем, достаточно большое число опрошенных (11%) считает, что права мусульман не соблюдаются и 6% — «скорее не соблюдаются». 6% опрошенных затруднились дать четкий ответ на этот вопрос. Примечательно, что в соседних северокавказских республиках число тех, кто выразил неудовлетворенность соблюдением прав мусульман, оказалось значительно ниже, чем в Махачкале.
Отношение жителей Махачкалы к военным акциям США и их союзников в Ираке и в Афганистане является в основном отрицательным. Так, более половины опрошенных махачкалинцев (57%) отнеслось к данным акциям негативно и еще 24% — «скорее негативно». При этом число тех, кто высказал положительное мнение по поводу данных действий, составило лишь 1%; еще 6% опрошенных заявило о своем «скорее положительном» отношении к данным акциям. Значительное число респондентов (12%) затруднились с ответом на этот вопрос.
Ответы жителей Махачкалы на вопрос об их отношению к ваххабизму, а также к другим религиям, включая христианство, иудаизм и буддизм, представляют большой интерес, поскольку серьезно отличаются от ответов на аналогичный вопрос, полученный в столицах других республик Северного Кавказа.
Ваххабизм практически единодушно вызывает наиболее критическое отношение опрошенных. Так, 90% заявило о своей отрицательной и еще 7% — «скорее отрицательной» оценке ваххабизма. В отличие от других республик Северного Кавказа, никто из опрошенных не обнаружил ни положительного, ни даже «скорее положительного» отношения к ваххабизму. Еще 3% затруднились с ответом на данный вопрос. Подобный результат является несколько неожиданным для республики, где ваххабиты пользуются определенной популярностью среди населения. Скорее всего, столь явное нежелание признать свое положительное отношение к ваххабизму связано с определенными страхами и опасениями респондентов, которые корректировали свои ответы в ходе интервью, исходя из соображений собственной безопасности. В Дагестане широко применяется практика похищения людей, на которых падает подозрение в приверженности радикальным течениям в исламе.
В соседней Ингушетии где, по мнению экспертов, ваххабизм имеет не такие глубокие корни как в Дагестане, в целом положительно о ваххабизме отозвалось 8% опрошенных.
В отличие от ваххабизма, который вызывает в основном неприятие со стороны населения, отношение к христианству оказалось преимущественно положительным. Подавляющее большинство опрошенных – 82% — заявили о своем положительном и еще 18% — о «скорее положительном» отношении к христианству. Никто из опрошенных не высказался негативно в отношении христианства, что также отличает жителей Махачкалы от населения соседних Чечни и Ингушетии, где значительный процент опрошенных был настроен негативно по отношению к христианству.
Весьма позитивным оказалось и отношение опрошенных к иудаизму. Так, о положительном отношении к иудаизму заявило 60% опрошенных; 24% указало «скорее положительное» отношение к данной конфессии. Отрицательную оценку иудаизму высказало только 4% опрошенных, еще 7% заявило о своем «скорее отрицательном» отношении к иудаизму. 5% респондентов затруднилось с ответом на этот вопрос.
Число заявивших о своем положительном отношении к буддизму составило более трети всех опрошенных (34%). «Скорее положительное» отношение к буддизму высказало 27% опрошенных. Об отрицательном и «скорее отрицательном» отношении к буддизму заявило 9% и 14% опрошенных жителей Махачкалы соответственно. 16% затруднилось дать определенный ответ на этот вопрос.
Как и в других северокавказских республиках, большинство опрошенных обнаружило крайне негативное отношение к атеизму. 63% указало на свое отрицательное отношение к атеизму; при этом 21% относится к атеизму «скорее отрицательно». Положительно и «скорее положительно» к атеизму относится только 3% опрошенных соответственно. 10% затруднилось с ответом на данный вопрос.
Всего в ходе опроса в Махачкале было опрошено 200 человек старше 16 лет, представляющих разные половозрастные, социальные и профессиональные группы.
SHARES
FACTBOX — Факты о Дагестане в России — Российская Федерация
18 мая 2010 г. 16:41:43 GMT
МОСКВА, 18 мая (Рейтер) — вот некоторые
факты о преимущественно мусульманской республике Дагестан на юге России на севере
Кавказ, где за последний год обострилась эскалация насилия.
* Горная территория на Кавказе
горный массив, Дагестан — наиболее этнически и лингвистически
разнообразный регион. Республика в составе Российской Федерации, население Дагестана.
составляет 2,5 миллиона человек, и в нем проживает не менее 40 различных национальностей.
Большинство дагестанцев — сунниты
мусульмане.
*Иногда его называют Горой.
Языков, или Гора Национальностей — с некоторыми национальными группами
занимающих не более одной-двух деревень.
* Столица г. Махачкала, по ул.
Побережье Каспийского моря было завоевано русской императорской армией в 19 в.
века и служил крупным дореволюционным торговым портом. Сегодня Дагестан.
является важным каналом для крупных нефте- и газопроводов, которые идут от
Каспийское море в сердце России.
* Ислам пришел в современную Россию
пути древнего южного города Дагестана Дербента, когда арабы принесли
веру по крайней мере 1000 лет назад. Сегодня ислам в Дагестане процветает
после того, как религия была обескуражена при коммунизме. В республике проживает 3 тыс.
возводятся мечети, исламские институты и строятся медресе.
* Дагестан родина легендарных
Исламский борец Имам Шамиль, сопротивлявшийся российской власти в течение 25 лет в
19 век. Его именем названы многие улицы и места.
* Исламистский мятеж бушует в
Дагестан, соседние Чечня и Ингушетия. Правительство и религиозные
лидеры обвиняют в насилии мощную смесь бедности, коррупции и
идеология глобального джихадизма.
Двойной теракт смертников в Москве
метро в конце марта, в результате которого погибло 40 человек, возложили вину на двух женщин из Дагестана.
Почти ежедневные атаки посредством
перестрелки, взрывы смертников и взрывы по всему региону.
Чеченец Доку Умаров, самозваный
Эмир Кавказа, утверждающий, что возглавляет повстанческое движение, хочет
Всекавказское шариатское государство, отдельное от России, в которое войдет Дагестан.
* В феврале Кремль установил локальные
депутат Магомедсалам Магомедов возглавил регион. Его отец Магомедали
Магомедов, правил там с 1987 по 2006 год, и ему приписывают сохранение
относительное спокойствие.
* С момента назначения Магомедов
пообещал радикальные перемены перед лицом растущего насилия и открытого диалога
с теми, кто соблазняется воинственностью, оппозицией и правозащитниками. политический
аналитики говорят, что не заметили особых изменений и считают его цели слишком
идеалистический.
* В июне 2009 г. Внутренний регион
министр был застрелен, вскоре последовало убийство высокопоставленного умеренного
священнослужитель.
* Дагестан остался в стороне от первой чеченской
войны, начавшейся в 1994 году, правда, она использовалась чеченцами как снабжение
коридор. Чеченские полевые командиры провели несколько вооруженных операций в Дагестане.
(Репортаж Эми Феррис-Ротман)
- Рейтер — Фонд Thomson Reuters
- Для получения дополнительных гуманитарных новостей и анализа посетите https://www.trust.org/alertnet
православных дагестанцев — кто они?
Дом
>
Мир
20 февраля 2018 г.
Несмотря на реисламизацию этой республики в составе Российской Федерации, христиане всегда могли без проблем исповедовать свою религию.
Мари Мальзак
| Россия
После стрельбы в воскресенье, 18 февраля, возле церкви в Дагестане, La Croix смотрит на православное меньшинство в этой небольшой мусульманской республике Российской Федерации.
Спрятанная в горах Северного Кавказа Республика Дагестан, входящая в состав Российской Федерации и вдвое превышающая по площади американский штат Нью-Гэмпшир, граничит с Каспийским морем. Его этническое и языковое разнообразие особенно важно, даже если суннитский ислам является доминирующей религией, за которой следуют более 90 процентов населения. Эта республика, одна из самых бедных и нестабильных в Российской Федерации, пронизана коррупцией.
В этой мозаике народов вы найдете «этнических русских» наряду с выходцами из Грузии и Осетии, которые являются православными. Эта религия представляет около 3 процентов населения, которое подчиняется Московскому патриарху, хранителю русской православной веры.
На самом деле, Патриарх Кирилл выразил свои соболезнования в связи с нападением, в результате которого погибли пять человек в городе Кызляр, в котором мужчина с криком «Аллаху Акбар» [Бог велик] открыл огонь по молящимся, когда они покидали Божественную литургию Прощеное воскресенье, последний день перед православным Великим постом. Ответственность за нападение вскоре взяло на себя так называемое «Исламское государство».
Глава Русской Церкви назвал нападение «чудовищным, провокацией, направленной на разжигание противостояния между православными и мусульманами, веками мирно жившими на Кавказе».
Со своей стороны архиепископ Махачкалинский Варлам, проживающий в столице Дагестана, подчеркнул, что данная акция не вбьет клин между народами республики.
«Я убежден, кто бы ни стоял за этим чудовищным преступлением, ему не удастся разрушить мир и согласие в нашей многонациональной и многоконфессиональной республике», — сказал он. «Несмотря ни на что, мы и наши братья, исповедующие ислам, были, есть и будем добрыми соседями и сыновьями одного Отца».
Население города, где произошло нападение, почти на 50 процентов русские.
«Этнические русские» прибыли в район сначала во время завоеваний в 18 и 19 веках, затем во времена Советского Союза. Они всегда могли без проблем исповедовать свою религию.
При распаде Советского Союза реисламизация республики под влиянием ваххабитов официально не повлияла на религиозное сосуществование. Несмотря на присутствие исламского мятежа, который остается активным, и отъезд многих молодых людей в Сирию, эта стрельба является первым нападением, направленным против христиан в Дагестане.
На самом деле религиозный вопрос так и остался второстепенным в этой республике, погрязшей в своих мафиозных проблемах.
Две основные этнические группы, аварцы и даргинцы, из которых происходят элиты, годами присваивали себе помощь Москвы на фоне организованной преступности и родоплеменного строя.
С некоторых пор, с приближением президентских выборов, которые состоятся 18 марта, федерация пытается навести порядок на территории. Например, в октябре 2017 года Владимир Путин заменил Рамазана Абдулатипова на посту главы правительства Дагестана россиянином Владимиром Васильевым. Это, говорят наблюдатели, могло быть одной из причин воскресного нападения исламистов.