Какие помыслы нужно исповедовать: Надо ли исповедовать помыслы, если потом искушения? – Православный журнал «Фома»
Содержание
Надо ли исповедовать помыслы, если потом искушения? – Православный журнал «Фома»
17 июня 2021
Автор: ЕФАНОВ Андрей, протоиерей
Приблизительное время чтения: 2 мин.
—
100%
+
Код для вставки
Код скопирован
Вопрос читателя:
Батюшка, благословите! У меня вопрос как бы в продолжение, тоже о помыслах: я перестала доверять батюшке, которому исповедуюсь. Раньше все помыслы ему открывала. Рассказала об этом на исповеди в монастыре и монах посоветовал мне не исповедовать помыслы, т. к. после этого всегда было искушение от батюшки. Сейчас только грехи исповедую, но больше грехов замечаю в помыслах: каюсь тут же, но, не рассказав об этом на исповеди, не чувствую облегчения. В монастыре бываю не часто, к сожалению.
Благослови вас Господь.
Ольга
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Дорогая Ольга, я не понимаю, что такое «искушение от батюшки».
Вообще говоря, аскетические практики примерно одинаковы везде — что в миру, что в монастыре — потому что человек один и тот же и искушения с человеком происходят всегда на одной и той же основе. Поэтому и смертных грехов у нас не бесконечный список, а очень краткий, там есть некоторые варианты, но смысл примерно одинаковый.
И, коль скоро природа человеческая одна и та же, что в миру Вы живете, что в монастыре, духовные законы тоже одинаковы. В аскетике ступени развития греха описаны очень четким образом: Прилог, далее Внимание, потом Услаждение, за ним Желание, из него Решимость и, наконец, само греховное дело, о чем можно прочитать в Добротолюбии, текстов очень много.
Прилог — это начало греха. «С одной стороны, прилог, внезапный и могущий смутить душу помысл — это атака дьявола, за который человек сам вины не несет. Важно не принимать эту мысль на свой счет, не думать, что это я ее породил и просто не обращать на нее внимания, отогнать ее своим пренебрежением. Тогда этот помысл бесследно пройдет, и атака врага потерпит неудачу», о чем подробнее можно прочитать здесь. И понимаете, если Вы не будете исповедовать помыслы, есть опасность, что они будут внутри Вас укореняться. Исповедь — это именно исповедь, при свидетеле-священнике, с разрешительной молитвой. Вы правы, что каетесь, но надо и на исповеди непременно в помыслах каяться, иначе помыслы так и будут в Вас. А неполноту покаяния Вы и сама чувствуете, когда пишете, что «нет облегчения». Да, правильно, потому что в помыслах Вы не раскаялись.
Я Вам поэтому советую исповедаться священнику, рассказать о случае в монастыре, а насчет упомянутых искушений с самим батюшкой и поговорить, мол, отче, вот так и так происходит, это меня смущает, не знаю, что и думать. Ведь очень может быть, что это лукавый извращает происходящее так, чтобы Вы думали об этом, как об искушении, и в итоге не совершали нормальной полной исповеди. В итоге лукавый в выигрыше, а Вам тяжело и плохо — и со священником нет искренности, и исповедь не совершается нормально и в полноте, и на душе тяжело. Не надо так, не поддавайтесь на уловки. Исповедуетесь священнику — с ним и обсуждайте все тонкие и смущающие моменты, в этом будет гораздо больше пользы, чем в каком-то смущении и попытках «сама-сама».
С Богом!
Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, задайте его через форму ниже. Обратите внимание: не все ответы публикуются на сайте. Если вы точно хотите получить ответ на свой вопрос, укажите е-mail — ответ придет вам на почту.
P.S. Священник, отвечающий вам в письме, может дать только общие рекомендации. Если вы хотите получить более подробный ответ по вашей личной ситуации, необходима личная встреча со священником.
Время ожидания ответа может быть различным в зависимости от сложности вопроса и загрузки отвечающих священников. Также в праздничные дни, дни особенной занятости священнослужителей (начало Великого поста, Страстная неделя, двунадесятые праздники и т. д.) ожидание ответа может занять более продолжительное время, чем обычно.
Нечего сказать на исповеди. Неужели исповедовать помыслы? – Православный журнал «Фома»
15 мая 2021
Автор: ЕФАНОВ Андрей, протоиерей
Фото Allec Gomes on Unsplash
Приблизительное время чтения: 6 мин.
—
100%
+
Код для вставки
Код скопирован
Вопрос читателя:
Доброго дня, батюшка! У меня серьёзный и одновременно простой вопрос, на который я не могу найти ответ в интернете. Моя духовная жизнь уже очень давно зашла в тупик и мне нужна помощь. Я много лет грешил рукоблудием, и, когда я не совершаю этот грех, я не знаю, что мне нести на исповедь. Мои исповеди становятся формальными и бессмысленными. А священники ещё и ругаются, когда у них спрашивают, мол «ты сюда каяться пришел или вопросы задавать?» Вот такая ситуация, что страсть блудная есть, факта греха нет, и непонятно, что говорить перед Причастием.
Проблема этого тупика в том, что я возвращаюсь назад к своему рукоблудию. Если нет дороги вперёд, значит, мы поедем назад. Когда я согрешил, я понимаю, в чем смысл исповеди, если греха нет, то что мне, по-монашески исповедовать помыслы? Это тоже несерьёзно.
Помыслов тысячи. Посмотрел на женщину с вожделением — уже грех. Неужели всё это нужно исповедовать? Ну очень мало смысла. Мне понятно, зачем нужна исповедь, когда человек только начал свой церковный путь, понятно, зачем нужна исповедь, если ты вляпался: напился, сблудил, украл что-то, обидел кого-то. Но если ощутимых грехов нет, зачем исповедовать «микробы»?
В общем, помогите разобраться, помогите выйти из духовного тупика, объясните, зачем нужна исповедь перед Причастием человеку, который 17 лет в Церкви и грехов ощутимых на совести не имеет. Неужели нужно исповедовать помыслы мирскому жителю современного мегаполиса? Помогите…
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Добрый день!
Вообще о таких вещах нужно разговаривать лично, потому что, как Вы понимаете, не зная Вас, не видя Вас, очень сложно сказать что-то конкретное именно Вам лично.
Поэтому первая моя рекомендация — это Вам поговорить со священником, которому Вы исповедуетесь, так и сказать, что вот, наступил некий кризис, тупик, помогите разобраться. Возможно, для этого стоит поискать опытного священника, которому будет что сказать Вам, учитывая Ваш 17-летний опыт церковной жизни. Тогда к нему и стоит ходить и у него духовно окормляться, чтобы как-то выправить и обновить Вашу духовную жизнь. Разговор этот лучше вести не во время исповеди, а подойти и на исповеди или после службы договориться об отдельной беседе. Если в храме есть расписание дежурств духовенства, то прийти в приемные часы и спокойно и обстоятельно поговорить, возможно, и не один раз: дело серьезное.
Дальше мне не очень просто Вам что-то советовать, повторюсь, поскольку я Вас не знаю. Ваше письмо как бы сводится к тому, что духовная жизнь — это об искоренении факта совершенных грехов. Вы тут как Емельян Пугачев из «Капитанской дочки»: «Не согрешишь — не покаешься, не покаешься — не попадешь в Царствие Небесное». Но дела обстоят совсем не так!
Смысл жизнь человека — это возрастание в любви и максимальное приближение к Богу. Бог — это любовь, и чем ближе человек к Нему становится, тем острее он видит свое несовершенство. Проведу грубую аналогию: когда человек только начинает изучать какой-нибудь предмет или профессию, он понимает, что не знает в нем ничего. Далее он продвигается, и каждый шаг кажется огромным достижением: я не умел читать по-китайски — я научился, этот язык впервые стал мне открыт! Я не умел работать в этой программе — я освоил базовый функционал, вот это да! По сравнению с нулевым знанием хотя бы какое-то базовое знание видится как огромное приобретение. Дальше человек может очень долго быть на среднем уровне: базу он освоил, а дальше не идет, и среднего плюс-минус хорошего уровня ему вроде как достаточно, дальше становится сперва все ясно, потом все скучно, потом человек может начать выпускать дело из рук или видеть в нем просто однообразную рутину… Но посмотрите на профессионалов своего дела, мастеров. Как они относятся к работе? Они продвигаются вперед и узнают все время что-то новое — и узнают, и учат молодых, и растут, растут, растут. И спросите такого мастера, много ли он знает? Он ответит, скорее всего, что чем больше узнает, тем больше он понимает, сколького не знает на самом деле. Так же и святые: чем ближе любовь, тем острее они понимают свое несовершенство. Это не невроз, это объективная оценка себя рядом с Идеалом, и иначе быть не может.
Что происходит с Вами, я не знаю. Возможно, Вам стоит перефокусироваться и свой взгляд направить не на то, что Вы сделали или не сделали в плане грехов, а на то, куда Вы движетесь внутренне, как строятся Ваши отношения с Богом, куда Вы идете и насколько у Вас получается это внутреннее движение. Например, Вы перестали рукоблудничать. Хорошо, слава Богу. Но это ведь очень простой и базовый уровень. А как Вы живете в своей семье — с родителями, с женой, если она есть, с детьми, если таковые имеются? Как Вы к ним относитесь, какова Ваша любовь? Радуете ли Вы их, помогаете ли? Не пропускаете ли случая обнять, поддержать, обогреть тех, кто рядом с Вами? А как на работе? Как Вы относитесь к своему делу, к коллегам? Что насчет страхов, зависти, обид новых и давних? Что вообще происходит в Вашей душе, чем она наполнена?
Вы пишете, что исповедание помыслов — это для монахов. Я обескуражен! Монахи устроены так же, как и миряне, мы все люди и принципы аскетики едины для всех! То, что оставили — и слава Богу! — монахи в своих текстах — это тончайшие и прекраснейшие учебники психологии, накопленный бесценный опыт знания о человеке и устройстве его души. Помысел говорит о том, что цепляет Вас, какие склонности могут развиться, куда Вы можете свернуть не туда с верной дороги. Если у Вас есть жена, а Вы на другую женщину смотрите с вожделением — от этого надо избавляться, исповедовать это, чтобы оно над Вами не властвовало, и смотреть, что деятельно можно (и нужно!) изменить в Вашей жизни, например, в отношениях с супругой. Или, например, Вы взрослый человек, хотели бы быть в браке и не женаты. Почему? Что Вам мешает? Какие такие камни преткновения есть внутри Вас, что Вы не можете построить брачный союз? Или, например, зависть. Чему Вы завидуете, почему? Почему тратите силы на зависть, а не на то, чтобы самому стать лучше и получить то, что так хочется иметь? А чего Вы боитесь и почему в Вас вообще есть страх, хотя страх противоречит природе любви? Тут же целый океан для работы над собой, для того, чтобы убирать из души все эти лишние вещи и открывать ее навстречу Богу, освобождать в ней для Него должное место.
Исповедь человеку нужна постоянно, потому что к нам, людям, постоянно цепляется что-то лишнее, от лукавого, и наша задача — вести с этим борьбу, ту самую невидимую брань, чтобы наша душа оставалась чистой. И чем дальше, тем больше и тем острее, и в этом преодолении — духовный путь и возрастание христианина. А Вы, получается, пока сдаетесь где-то на самом базовом этапе: грехов не видите, с рукоблудием справиться не можете, ну что это такое… Так и зависаете на этом этапе, да разве же можно?
Так что вперед — помолиться Богу, поговорить со священником и творчески переосмыслить свою жизнь и направить ее в сторону деятельного самосозидания. И, к слову, можете начать как следует изучать свою религиозную традицию, пойти на курсы, купить семинарские учебники, записаться в Воскресную школу или какой-нибудь хороший лекторий, с тем чтобы как следует разбираться в аскетике и в том знании, которое есть в Церкви о человеке в целом, а стало быть, и о Вас самом. Будете больше и более грамотно читать труды святых отцов — сразу станет ясно, в какую сторону Вам двигаться, чтобы достичь такого состояния, к которому призван каждый человек — святости, в конечном итоге.
С Богом, дорогой!
Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, задайте его через форму ниже. Обратите внимание: не все ответы публикуются на сайте. Если вы точно хотите получить ответ на свой вопрос, укажите е-mail — ответ придет вам на почту.
P.S. Священник, отвечающий вам в письме, может дать только общие рекомендации. Если вы хотите получить более подробный ответ по вашей личной ситуации, необходима личная встреча со священником.
Время ожидания ответа может быть различным в зависимости от сложности вопроса и загрузки отвечающих священников. Также в праздничные дни, дни особенной занятости священнослужителей (начало Великого поста, Страстная неделя, двунадесятые праздники и т.д.) ожидание ответа может занять более продолжительное время, чем обычно.
Признание в навязчивых мыслях | Psychology Today
Источник: lizasummer/pexels
Одним из моих самых ярких воспоминаний о тревожных навязчивых мыслях, вызванных моим ОКР, является случай в средней школе.
Это не худшее мое воспоминание о расстройстве, далеко не самое худшее, но оно памятно, потому что в данном случае мои обычно внутренние навязчивые идеи на самом деле повлияли на кого-то другого.
У меня был небольшой спор с матерью на кухне, хотя я не могу вспомнить о чем. Я могу с полной ясностью вспомнить, как, пока мы ссорились, меня поразил внезапный, ужасающий образ самого себя, физически наносящего удары по матери.
Я тут же замолчал, схватившись за лоб, словно пытаясь выцарапать шрапнель из раны. Моя мать, используя тон все еще непрерывного спора, спросила меня, в чем моя проблема. Так что я сказал ей: я представил, как набрасываюсь на нее в гневе, и я боялся, что кто-то пострадает, если мы продолжим спорить.
И что она ответила? Ну, как вы думаете? Моя мать видела разъяренного, рябого, эмоционально неуравновешенного подростка, играющего с возможностью физического насилия. Она имела полное право интерпретировать это как угрозу. (Помните, мое обсессивно-компульсивное расстройство в то время не было диагностировано. )
Мне не удалось сообщить, что я, ее сын, нахожусь в том же положении, что и она: если она чувствовала от этого угрозу, я был в полном ужасе. Мысль о том, что какое-то подавленное насильственное побуждение может вырваться наружу и заставить меня напасть на кого-то против моей воли, глубоко беспокоила меня.
Я рассказал матери об этом образе насилия не для того, чтобы угрожать ей, а в надежде, что она сможет сказать мне, что такая вспышка ярости нелепа и невозможна. Десять лет невыявленного ОКР и бесполезной детской терапии не позволили нам осознать, что было. Оглядываясь назад, можно сказать, что это была до смешного простая ситуация: испуганный ребенок просит родителей защитить его от кошмара.
Почему мы храним в секрете тревожные мысли
Бруно Беттельхейм в книге «Использование чар» освещает этот конкретный конфликт с болезненной точностью и проницательностью: может пожелать уничтожить тех, от кого зависит его существование.
Чтобы понять это, он должен принять тот факт, что его собственные эмоции могут настолько одолеть его, что он не сможет их контролировать — очень страшная мысль.
Мысль о том, что внутри нас могут находиться силы, которые нам неподвластны, слишком опасна, чтобы ее развлекала не только ребенок.
Обычно страдающие ОКР продолжают беспокоить себя навязчивыми мыслями по причинам, которые должны быть очевидны:
- Ужасающие повторяющиеся мысли и образы мучают вас.
- Без правильного диагноза вы не понимаете, откуда берутся эти мысли и что они значат о вас.
- Чем больше вы пытаетесь игнорировать или отбрасывать эти мысли, тем более яркими и настойчивыми они становятся.
Стоит ли удивляться, что такие мысли так часто держат в секрете?
Почему мы иногда признаемся в навязчивых мыслях
Но иногда происходит обратное; иногда ОКР вынуждает нас активно рассказывать другим о своих навязчивых мыслях и признаваться в них. Есть несколько причин, почему это происходит.
Сразу приходит на ум исповедь как религиозный ритуал, но книга Джона Грейсона «Свобода от обсессивно-компульсивного расстройства » содержит дополнительные примеры. Иногда больной может настолько бояться своих мыслей, что вынужден искать внешнее подтверждение того, что ему ничего не угрожает:
Поведенческие ритуалы, направленные на предотвращение пугающих последствий мыслей о насилии, также могут быть частью вашего нейтрализующего репертуара. Вы можете признаться в своих мыслях другим или попросить заверения в том, что вы не будете прибегать к насилию.
Анализ и выяснение становится поиском заверения у членов семьи и авторитетных лиц, когда вы пытаетесь определить, были ли мысли или поведение неправильными… Быть абсолютно честным может потребовать признаний перед религиозными авторитетами или всеми близкими вам людьми, чтобы они знали « истинность ваших мыслей.
Страдающие ОКР могут нанимать членов семьи, религиозных лидеров и даже психотерапевтов для получения признаний и заверения.
В других случаях, как в этом воспоминании о споре с моей матерью, мы чувствуем себя морально обязанными предупредить друзей и близких о возможной угрозе. В качестве примера Грейсон описывает навязчивые мысли, которые некоторые страдающие испытывают во время романтических отношений, предполагая, что они могут внезапно бросить свою вторую половинку или изменить ей.
Разве они не имеют права знать, что вы можете их не любить? Что когда-нибудь ты сможешь навредить им, уйдя? Не следует ли вам признаться в своих чувствах и сомнениях, чтобы подготовиться к ним? [Пострадавшие] часто говорят мне, что они постоянно признаются своим партнерам, пытаясь быть честными…
Избегание цикла ритуальной исповеди
Без контекста ОКР эти признания кажутся разумными. Если вас беспокоит кажущаяся странной или извращенная мысль, не следует ли вам проконсультироваться с людьми, которым вы доверяете, чтобы узнать, нормально ли это? Если вы боитесь сделать что-то обидное или опасное, не должны ли вы предупредить людей, которых вы можете обидеть, особенно если это люди, о которых вы заботитесь?
Ну конечно. Но страдающие ОКР должны осознавать огромную пропасть между законно опасными мыслями и постоянным мучительным самоанализом ОКР. Это различие является ключом, который может позволить страдающим должным образом контекстуализировать свои навязчивые мысли и избежать цикла ритуальной исповеди.
Вас также могут заинтересовать мои колонки «Как перестать навязчиво признаваться в навязчивых мыслях» и «Навязчивая борьба с навязчивыми мыслями при ОКР»
Copyright Fletcher Wortmann, 2022
Признаюсь… в своих мыслях — Католическая позиция
Главная » Признаюсь… в своих мыслях
Я в порядке. Я не уверен насчет тебя или других…
«Но я хороший человек. Я стараюсь жить правильно и не делать ничего аморального, незаконного или нечестного. Черт возьми, я живу лучше, чем многие люди, которых я знаю». Наверное, это довольно распространенные мысли. Но насколько они точны? Отражают ли они реальность? Принимают ли они во внимание множество способов, которыми мы можем пойти против воли Бога в нашей повседневной жизни?
Я согрешил… в мыслях…
Подумайте о словах, которыми мы молимся на Confiteor в начале мессы. что мне не удалось сделать». Такую стандартную молитву легко пропустить более или менее поверхностно. Мы можем читать молитву по памяти. К сожалению, нам может не хватить времени, чтобы обдумать, что на самом деле означают эти слова. Когда я думаю о том, что они значат для меня, это может вызывать тревогу.
Меня может тревожить мысль о том, сколько раз я грешил «в мыслях». Конечно, мы можем по умолчанию думать в основном об определенных видах мыслей. В Мф 5:27-28 Иисус говорит нам:
Вы слышали, что сказано древним: «не прелюбодействуй». А Я говорю вам: всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.
Многие из нас, мужчин, борются с контролем своего мышления, например, с нечистыми мыслями. Тем не менее, мы можем вести бой и , а не поддаемся прокручиванию нечистых мыслей в голове. При этом мы не поддаемся искушению и греху. Священник дал мне хороший совет по этому вопросу. Он предложил нам разбить такие мысли о кресте Христовом. При этом мы должны заявить, что ненавидим и ненавидим мысли по разным причинам, по которым они ошибочны. Затем мы заявляем, что отправляем лукавого, провоцирующего эти мысли, к подножию креста, чтобы Иисус мог разобраться с ним. От того, как мы справляемся с такими мыслями, зависит, грешим мы или нет. Немедленно признать их такими, какие они есть, и отбросить их — хорошая практика.
Подробнее о грехах мысли
Другие категории мыслей также могут считаться грехами. Подумайте о том, чтобы зацикливаться на негативных, немилосердных или осуждающих мыслях о других людях. Кто-то мог подрезать меня в пробке. Возможно, они воспользовались своим положением в ущерб мне. Возможно, они просто были недобры или неприятны мне. Может быть, они просто мешают моей жизни в данный момент.
Неважно, что они со мной сделали. Мне нужно посмотреть в зеркало и понять, насколько милосердным был или не был мой ответ. Это относится не только к тому, что я сделал или сказал в ответ, но и к тому, что я думал. Продолжая Евангелие от Матфея, в Мф 5:43-45, Иисус говорит:
Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших и молитесь за гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает своему солнцу восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
Тратить время постфактум, лелея наше уязвленное эго, думая о том, что мы должны были сказать или сделать, вредно для нас. Подкрепление наших причин классифицировать другого человека как плохого парня не является благотворительным или продуктивным. Если мы занимаем позиции судьи и присяжных по отношению к этому человеку, мы не живем добродетельно. Если мы упорствуем в таком мышлении, не грешим ли мы в своих мыслях о другом человеке? С другой стороны, это часть человеческой природы — получать быстрый прилив адреналина, когда нас что-то напрягает. Возникающий первоначальный непреднамеренный мыслительный процесс не является греховным как таковой . То, что мы с ним делаем, может создать для нас проблему.
Грехи против благотворительности
Однако, как говорит представитель телевизионной рекламы: «Подождите! Есть еще кое-что!» Иисус говорит нам:
…Говорю вам: всякий, гневающийся на брата своего, подлежит суду, и кто скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону, и кто скажет: «безумный», подлежит суду огненная геенна. Мф 5:22
Этот тип греха не обязательно должен быть одним словом. Здесь тоже учитываются мысли. Вынашивание немилосердных мыслей по отношению к другим является грехом против милосердия. о. Реджинальд Гарригу-Лагранж, OP, руководил папой святым Иоанном Павлом II в его докторской диссертации. В своей классической работе «Три возраста внутренней жизни » Гарригу-Лагранж обращается к грехам против благотворительности. Пара из многих важных моментов, которые он делает, заслуживает обсуждения здесь. Во-первых, нам нужно помнить, что лукавый вмешивается везде, где есть возможность разрушить добро, которое мы можем осуществить с помощью Божьей благодати. Следовательно, чем больше добра пытается сделать человек, тем больше вероятность того, что мы можем ожидать вмешательства со стороны старых волосатых ног. В то же время тем больше возможностей мы можем найти для возрастания терпения и смирения. С каждым воспринимаемым вызовом Бог дает нам возможность.
Для меня это означает, что мириться с человеческими несовершенствами наших братьев или сестер (которых может быть гораздо меньше и менее вопиющих, чем наши) может стать для нас источником духовного роста. Это требует, чтобы мы признали наши существующие модели поведения и мышления и поймали себя, прежде чем дать им полную свободу действий. Если я смогу поймать себя на мысли о немилосердии и предотвратить это, я смогу избежать этого греха. Я могу использовать его, с Божьей благодатью, чтобы укрепить свою невероятную слабость и хоть немного вырасти в своей духовной жизни.
Опрометчивое суждение
Еще один ключевой момент, который бросается в глаза в о. Освещение этой темы Гарригу-Лагранжем связано с необдуманными суждениями. Он говорит нам, что при опрометчивом суждении мы видим в ближнем только соперника, которого нужно побить, а не человека по образу и подобию Божию, которого Бог любит бесконечно. Мы можем избежать поспешных суждений и греха против милосердия, если посмотрим на ближнего глазами Бога.
Мой вывод из этого пункта таков: если я смогу отказаться от своей человеческой склонности судить других, я смогу увидеть в них часть того, что любит Бог. Это может помочь мне лучше понять, что я должен любить в них. Это может облегчить мне прекращение этой непродуктивной, немилосердной модели мышления до того, как она станет полномасштабным грехом и до того, как она приведет меня к еще большему греху слова или действия.
Время перемен
«Но я хороший человек. Я стараюсь жить правильно и не делать ничего аморального, незаконного или нечестного. Черт возьми, я живу лучше, чем многие люди, которых я знаю».