Какое животное ели в пост: Какое животное в средневековой Европе считали рыбой и поэтому ели в пост?

Разное

Хвост бобра — это рыба! : p_syutkin — LiveJournal

Бобровый хвост, мидии и даже крошечные зародыши кроликов – явно не рыба. Но для средневекового европейского повара – самый ходовой продукт в пост. В дополнение к миндалю и соленой треске.

Католики соблюдали пост, по крайней мере, три дня в неделю большую часть Cредневековья. Это среда — день, когда Иуда предал Христа. Пятница, в покаянии за его страдания; и суббота, чтобы почтить память Девы Марии. В дополнение к этому, в течение года были и другие периоды поста, самый длинный из которых — 40-дневный Великий. «Пост был формой самодисциплины, — пишет Бриджит Энн Хениш в книге «Пост и праздник: еда в средневековом обществе». – Своего рода весенняя уборка души, чтобы сделать ее восприимчивой к божьей благодати». 

Внешне правила казались ясными, отмечает Наташа Фрост на портале atlasobscura.com: в эти дни нельзя было есть продукты животного происхождения (яйца, молочные продукты, мясо), но все, что из воды, представлялось как бы другой едой. В то время как свиньи, коровы, овцы и другие наземные звери должны были укрываться от Потопа на Ноевом ковчеге, рыбе это было не нужно, и, следовательно, она была исключением.

Так что постный день не обязательно означал, что есть нужно меньше или дешевле: единственным реальным изменением в меню была замена мяса рыбой.

Сцена, изображающая мясника 14-го века за работой. В постные дни нельзя употреблять продукты животного происхождения

Люди, живущие у морского побережья, делали это относительно легко, используя не только рыбу, но и разнообразные морепродукты. Для тех же, кто был далеко от моря, воздержание имело совершенно другую цену, — неделя за неделей вкус пресноводной рыбы или соленой сельди с треской.

Для многих это становилось реальной проблемой. Подросток 15-го века писал в сохранившемся школьном дневнике: «Ты не поверишь, насколько я устал от рыбы, и как сильно я хочу, чтобы мясо снова появилось. Ибо в этот пост я не ел ничего, кроме соленой рыбы. Она породила во мне столько мокроты, что я едва могу говорить или дышать».

Другие, доведенные почти до безумия этим беспрерывным рыбоедением, нашли спасение в алкоголе. Бенедиктинский монах Роберт Рипон, живший на рубеже 15-го века, весьма откровенно отмечал: «Во время Великого поста, когда по закону и обычаям Церкви люди постятся, очень немногие воздерживаются от чрезмерного употребления алкоголя: наоборот, они идут в таверны. Там они пьют и пьют больше, чем до Великого Поста, приговаривая: «Рыба должна плавать».

Ловля миноги. Иллюстрация из книги Tacuinum Sanitatis, текст 15-го века о здоровье и медицине

Лишенные возможности использовать яйца и молочные продукты, средневековые повара были вынуждены проявить творческий подход в постные дни. Любопытно, но они часто прибегали к тем же заменителям, которые выбирают многие веганы 21-го века. Миндаль был важнейшим инструментом в арсенале шеф-повара той эпохи.

С миндалем, казалось, все можно сделать не хуже, чем с молоком: замесить тесто, загустить соусы. И даже изобразить яйцо вкрутую. Это, кстати, не шутка.

Книга рецептов 1430 года учит повара, как заполнить пустую яичную скорлупу смесью желе на основе миндального молока с миндальными хлопьями в центре, окрашенными шафраном и имбирем. Это настоящее зомби-яйцо с бледным желтком в массе серого желе. Что касается текстуры или вкуса, Mock Egg во многом похоже на детское питание и настоящее яйцо вовсе не напоминает. И если в вынужденный пост это еще допустимо, то в нормальной жизни такое есть никто не станет. 

Mock Egg – эрзац-яйцо из миндаля

Подобным образом использовалась мягкая белая икра щуки — некоторые повара брали розового лосося и соединяли их вместе, чтобы получить имитацию бекона или ветчины.

Все эти ограничения привели к совсем уж грубым истолкованиям того, что было или не было рыбой. Бенедиктинское аббатство Ле-Трепо на севере Франции подверглось критике со стороны местного архиепископа в Руане, когда выяснилось, что они регулярно употребляют яйца тупиков (вид морских птиц из семейства чистиковых отряда ржанкообразных). При этом монахи утверждали, что они в основном были найдены в воде и вокруг нее, и поэтому должны считаться рыбой.

Некоторые из этих оправданий были очень сомнительными и по тем временам. Дельфины, морские свиньи и другие китообразные были млекопитающими, но их можно было употреблять в пищу в качестве морских тварей. Средневековое немецкое слово «дельфин» (“merswin”) означает «морская свинья», тогда как название настоящей «морской свиньи» происходит от латинского слова «рыба-свинья» (porcus piscis).

Кулинарная книга из австрийского женского монастыря 15-го века, переведенная Мелиттой Адамсон, предлагает: «Из дельфина можно приготовить хорошие блюда. Из него получается прекрасное жаркое … также можно делать колбаски и замечательную оленину». 

Другие сомнительные исключения касались бобровых хвостов, которые были чешуйчатыми и, по-видимому, на вкус оказывались достаточно похожими на рыбу, чтобы соответствовать требованиям поста. И… что еще более ужасно, в еду употреблялись еще не появившиеся на свет детеныши кроликов (laurices).

Самым же странным постным «позволением» был белый гусь — Barnacle goose — маленький черно-белый вид, который размножается в районе Северного полярного круга и перелетает через европейские страны, мигрируя осенью и весной. Непонятно почему, но некоторые средневековые ученые пришли к выводу, что он вылупляется не из яиц, а из «гусиных ракушек», которые цеплялись за коряги или камни.

Сэр Джон Мандевиль, автор 14 века, полагал, что эти ракушки происходили от деревьев, которые «приносят плоды, становящиеся птицами».

Миф этот прижился и рассматривался как несомненный факт. Джеральд Уэльский полагал, что гуси «сначала зародились, как кусочки слизи на бревнах, выброшенных волнами. Со временем они приобретают надежное покрытие из перьев, и либо ныряют в воду, либо улетают в воздух»

В общем, белые гуси, как и тупики, определенно были рыбой.

Средневековая кухня

Впрочем, даже тогда не каждый мог поверить в эту историю. Фридрих II (1194-1250), император Священной римской империи, лично осмотрел ракушки и хладнокровно пришел к выводу, что они совсем не похожи на птиц. «Поэтому мы сомневаемся в истинности этой легенды, в отсутствие подтверждающих доказательств».

По мере того как Реформация 16-го века охватила всю Западную Европу, многие из ограничений были отменены, что позволило людям есть любое мясо по своему выбору в любой день недели. Нарушить пост, по мнению одного из идеологов реформации Цвингли, — это не грех, который должен быть наказан по законам Церкви, более того, поститься или нет есть дело личной совести. «Хочешь поститься — делай это, предпочитаешь не есть мяса, так и не ешь его, оставь только добрым христианам их свободу выбора».

После II Ватиканского собора в 1966 году правила для католиков были еще более смягчены: воздержание от мяса предусматривается только четыре дня в году.

Ну, а общепит, как всегда подстроился под общественные нравы. Чтобы противостоять пятничному падению продаж гамбургеров, McDonalds изобрел Filet-o-Fish – этакую постную версию своего мясного блюда.

Почему нельзя есть мясо в пост / В чем смысл ограничений в еде – статья из рубрики «Что съесть» на Food.

ru

Мясо нельзя употреблять по библейским предписаниям

Телесный пост соблюдался праведными евреями еще в ветхозаветные времена. Этой традиции следовали в том числе Моисей, царь Давид, пророки Илия и Даниил. Добровольный отказ от пищи, а порой и воды, помогал обратиться к истине, заняться духовным.

Современная православная церковь считает, что идея самого главного, Великого поста перестала быть просто исполнением предписаний иудейского закона. Христиане придали ему новый смысл: Великий пост стал подготовкой к Пасхе, то есть к встрече с Христом.

Мясо не едят, чтобы избавиться от грехов

Служители церкви питаются скромно. Мясо же считается скоромной, то есть животной пищей, которая может разжечь в человеке различные страсти.

В пост человек должен и телом, и духом стремиться к Богу. Мясная пища слишком тяжелая даже для того, чтобы после нее встать на молитву. Покаяние не совмещается с сытной, тяжелой мясной пищей.

Телесный пост помогает усмирить тягу к излишнему удовольствию, очистить сердце, заменить стремление к наслаждению на работу над духовной стороной жизни.

Нельзя есть мясную пищу для контроля над телом

Пост исправляет нарушение иерархии души и тела, ведь душа должна управлять телом, а не наоборот. И растительная пища подходит для этого больше — она полезнее и легче.

Считается, что еда дана нам не для удовольствия, а для поддержания сил. Вкушение мясных продуктов ставит на первое место желания тела. В пощении православный человек должен обуздать их и перейти к простой пище.

Отказ от мяса помогает совершать благие дела

Священнослужители отмечают, что при пощении следует тратить на еду меньше обычного. Так у вас появятся деньги для благих дел.

Это старая церковная традиция, с ней связана в том числе и градация постных блюд. Например, раньше рыба была дешевле мясных и молочных продуктов, поэтому ее можно было есть определенные дни поста.

Мясную пищу нельзя вкушать из-за изначального замысла

Для употребления мясной пищи нужно убить животное, чего не было до изгнания человека из Рая и чего делать нельзя.

Считается, что до грехопадения человек был чист, во время поста мы возвращаемся к райской пище первых людей. Связано это с церковной дисциплиной, установленной еще святыми апостолами, которая предписывает есть в пост только те продукты, что были разрешены Адаму и Еве в Раю.

Историки находят подтверждение этой версии в последовательности послаблений в еде во время Великого поста:

Мясная пища идет последней, потому что млекопитающие сотворены в один день с человеком. А молоко идет позже рыбы из-за того, что добывается у млекопитающих, то есть является ее частью.

Интересный факт

Согласно легенде, Адам, как первый человек, заключал в себе души всех людей, которые пришли в мир после него. Это значит, что на его выбор, съесть запретный плод или нет, могли повлиять все души, что были в нем.

Запрет на мясо связан с жизнью крестьян

Согласно одной из версий, традиция строгого поста сохранилась в том числе из-за того, что бедному крестьянину в этот период нечего было есть: зимние запасы уже иссякли, а весенние овощи еще не выросли.

Но постов в православном календаре четыре. Выходит, что крестьяне оставались без еды и на Петров (в июне-июле), и на Успенский (в августе), и на Рождественский (он же Филиппов) пост с ноября по Рождество.

Великий пост был строго регламентирован уже в XVI веке, ко времени появления знаменитого «Домостроя», и расписан в специальных «уставах». Помимо «Домостроя», наши предки пользовались рядом книжных наставлений, предписывающих целостные системы питания. К ним относились:

  • «Обиход всякому столовому наряду, яствам и питиям на весь год, в научение молодому князю с княгинею»;

  • «Вождь по жизни», детально повествующий, чем питаться в «Великое, Петрово, Госпожино и Филиппово говейно».

Они были в обиходе в знатных семьях, но и простой люд превосходно знал, как поститься, наставляемый обычаями предков и батюшками в храмах.

Мясо оказалось под запретом из-за влияния язычества

В Западной церкви IV-V веков существовали «посты четырех времен года». Они были христианской интерпретацией римских языческих праздников, связанных с периодами земледельческого года: праздниками посева, жатвы, сбора винограда.

Древние земледельческие народы редко употребляли мясную пищу. В основном ее использовали для жертвоприношения богам в праздничные дни. Это повлияло на последующее исключение мяса из рациона монахов, которого верующий придерживается во время поста.

Первоначальный мотив отказа от мяса действительно связан с историческим и регионально-климатическим факторами. Жители Средиземноморья питались тем, что дарила им природа: рыбой, оливками, зеленью, а мясо считалось деликатесом. Но по мере распространения христианства главными становились духовные причины постного рациона.

От мяса отказались из-за разницы в доступной пище

Если мясо в пост есть нельзя, то включение в рацион креветок зависит от меры соблюдения ограничений. Например, в Греции морепродукты — легкодоступная пища, поэтому при пощении дары моря разрешены даже в местных монастырях в определенные дни.

Для большей части России морепродукты не столь доступны, какие-то из них считаются деликатесами. А значит, включая их в постный рацион, мы даем себе послабление, хотя этого делать нельзя. Но если кальмары и креветки нередкий продукт на вашем столе, можно оставить их в меню для подкрепления сил.

Что можно сделать?

Оценить свою готовность к посту. Если решили полностью отказаться мяса, начните готовиться заранее, исключая его из рациона на один, затем на два дня в неделю. Так организму будет легче адаптироваться к пищевым ограничениям в пост. Если вы не можете соблюдать строгие правила, постарайтесь сократить употребление скоромных блюд. И помните, что в пост можно мясо беременным и больным.

Узнайте, чем заменить мясо:

  • 9 продуктов, которыми можно заменить мясо. Откуда еще взять белок

  • 8 рецептов котлет из бобовых. Варианты для постного стола

  • Чем заменить мясо в пост. 8 хороших вариантов

Пост во время Великого поста вынуждает гиен менять диету — ScienceDaily

Многие христиане отказываются от определенных продуктов на время Великого поста, однако экологи обнаружили, что эти изменения в рационе человека сильно повлияли на рацион диких животных. В Эфиопии члены православной церкви Теваэдо отказываются от мясных и молочных продуктов во время 55-дневного поста перед Пасхой. В результате пятнистые гиены тоже меняют свои привычки в еде — от уборки мусора у мясников и домашних хозяйств до охоты — новое исследование, проведенное Британским экологическим обществом.0003 Журнал экологии животных найден.

Пятнистые гиены — млекопитающие с исключительной способностью к адаптации, способные как приспосабливаться к местам обитания с плотным человеческим населением, так и питаться любой доступной пищей. В то время как они эффективные охотники, они также оппортунистические падальщики, едят все от птиц, млекопитающих, рыб и рептилий до мусора, приготовленной каши и навоза. И у них есть соответствующие пищеварительные системы, говорит Гидей Йирга из Университета Мекелле.

«Гиены могут есть почти любую органику, даже гнилую падаль и трупы, зараженные сибирской язвой. Они способны поедать и переваривать все части своей добычи, кроме шерсти и копыт. Кости перевариваются настолько полно, что в организм выделяются только неорганические компоненты помет гиены», — объясняет он.

Работая на трех участках вокруг Мекелле в северной Эфиопии, Йирга трижды собирал весь помет гиен с каждого участка площадью 1 га в первый и последний дни 55-дневного поста Абье Тсоме (Пост), а затем снова через 55 дней после поста. быстро закончилось — всего 553 помета.

Чтобы выяснить, что ели гиены до, во время и после Великого поста, он сравнил волосы, найденные в помете гиен, с эталонной коллекцией шерсти других животных, найденных в этом регионе.

Результаты показали, что, когда люди перестают покупать, есть и выбрасывать продукты животного происхождения, пищевые привычки гиен значительно меняются: перед Великим постом 14,8% экскрементов гиен содержали ослиные волосы, во время Великого поста этот показатель увеличился до 33,1%, а однажды упал до 22,2%. пост закончился.

По словам Йирги: «Наше исследование показывает заметные изменения в рационе гиен — мы обнаружили, что гиены вокруг Мекелле в основном питаются отбросами мясников и домашних хозяйств, но во время поста ослы служили альтернативным источником пищи».

Уникальное представление о том, как изменения в питании человека влияют на местных гиен, показывает, что гиены являются легко приспосабливаемыми и оппортунистическими падальщиками и охотниками. Они также имеют последствия для тех, кто улаживает конфликт, который может возникнуть, когда крупные хищники используют антропогенные источники пищи.

«Понимание деталей поведения хищников при поиске пищи в антропогенной среде может помочь выявить конкретные причины конфликтов, что приведет к разработке более эффективных стратегий по сокращению доступности антропогенной пищи и предотвращению конфликтов», — заключает Йирга.

Источник истории:

Материалы предоставлены Британским экологическим обществом (BES) . Примечание. Содержимое можно редактировать по стилю и длине.

Животное, которое может прожить без еды неделями

Саймон Фоден

i Comstock/Stockbyte/Getty Images

Некоторым животным необходимо есть несколько раз в день, чтобы получать энергию, необходимую для выживания. Например, слон может съесть 375 фунтов растительности каждый день. Однако другие животные приспособились подолгу обходиться без еды. Они достигают этого подвига различными способами, от снижения потребности в энергии до переваривания собственных частей тела.

Рептилии

Различные змеи, включая гадюк и удавов, могут обходиться без еды в течение нескольких недель, а иногда и месяцев. Поскольку змеи являются плотоядными и охотятся на живую добычу, они не могут перекусить или утолить голод, поедая растительность. Вместо этого они замедляют скорость метаболизма до 70 процентов, когда это необходимо для выживания. Несмотря на это огромное снижение метаболической активности, змея будет продолжать расти. Когда змея находит добычу, она наедается, и на переваривание того, что она поймала, могут уйти дни. Крокодилы способны обходиться без еды более года.

Насекомые и паукообразные

Тараканы могут выжить без головы. Безголовый таракан способен жить неделями. Таракана убивает не потеря головы, а то, что он не может есть. С головой или без головы, таракан не может обходиться без еды более нескольких недель, несмотря на то, что он хладнокровен — обычная черта среди самых впечатляющих воздерживающихся от еды. Тарантулы тоже могут обходиться без еды больше месяца. При условии, что они здоровы, один прием пищи может поддерживать тарантула в течение нескольких недель без каких-либо побочных эффектов.

Рыба

В то время как люди, собаки, слоны и множество других теплокровных животных едят ежедневно, другие животные приспособились к голоду и пиршеству. Большие белые акулы могут неделями ничего не есть. Чем дольше один из этих высших хищников остается без пищи, тем более оппортунистическими становятся его стратегии охоты. Однако рекордсменом по продолжительности голодания является двоякодышащая рыба. Двоякодышащие рыбы могут впадать в спячку на срок до четырех лет. В этот период он начнет переваривать собственные мышечные ткани. Этот процесс, разновидность аутоканнибализма, называется аутофагией.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts