Какое значение для развития российского государства имело учреждение патриаршества: Значение для развития Российского государства имело учреждение патриаршества
Содержание
Россия в конце XVI в. Указ об урочных летах
Стр. 89
Какие изменения произошли в России в конце XVI в.?
После смерти Ивана IV Россия оказалась в тяжелом положении. Стремясь пополнить казну, последний государь из династии Рюриковичей Федор Иванович ввел урочные лета. Во времена его царствования в России учреждено патриаршество. В 1598 г. в связи с пресечением рода Рюриковичей на царский престол возведен Борис Годунов.
Стр. 89
Когда была учреждена опричнина? Против кого она была направлена? Кратко сформулируйте итоги этой политики.
В 1565 г. была учреждена опричнина. Она была направлена против непослушания бояр. Итоги опричнины:
1) опричниной с ее кровавыми действиями Иван Грозный все-таки сумел достичь укрепления режима личной власти, подавить всякую оппозицию, ликвидировать все очаги удельного сепаратизма;
2) разгром наиболее богатых территорий привел страну к кризисному состоянию. В 70-80-е гг. начался настоящий хозяйственный кризис, который выразился в запустении городов и деревень, гибели большой массы людей, бегстве крестьян на окраины страны, голоде.
Стр. 89
Что предполагал указ об урочных летах?
Указ об урочных летах предполагал сыск беглых крестьян в течение 5 лет.
Стр. 93. Вопросы и задания для работы с текстом параграфа
1. В каком состоянии находилась Россия после правления Ивана IV? Перечислите основные внутриполитические действия царя Федора Ивановича.
После правления Ивана IV Россия находилась в плачевном состоянии: в 70-80-е гг. начался настоящий хозяйственный кризис, который выразился в запустении городов и деревень, гибели большой массы людей, бегстве крестьян на окраины страны, голоде. Между боярами был раздор.
Основные внутриполитические действия царя Федора Ивановича: перевод указа о заповедных летах из временного в постоянное использование, 1597 г – издан указ об урочных летах, введено патриаршество.
2. Почему «заповедь» на выход крестьян в Юрьев день из временной меры превратилась в постоянную? Как в связи с этим изменилось положение крестьянства?
«Заповедь» на выход крестьян в Юрьев день из временной меры превратилась в постоянную потому, что необходимо было преодолеть хозяйственный кризис. Основными производителями в сельскохозяйственной стране были крестьяне. Их прикрепление к земле обеспечивало стабильность хозяйств, обработку пахотных земель. В связи с этим изменилось положение крестьянства: теперь они не только экономически зависели от бояр и помещиков, но и попадали в личную зависимость.
3. Какое значение для развития Российского государства имело учреждение патриаршества?
Для развития Российского государства учреждение патриаршества имело большое значение: учреждение патриаршества укрепило влияние Русской православной церкви как внутри страны, так и за рубежом, сделало ее независимой от греческой.
4. Каковы были основные результаты внешнеполитической деятельности царя Федора Ивановича?
Основные результаты внешнеполитической деятельности: военные успехи на Балтике – возвращены территории, утраченные в Ливонской войне; Западная Сибирь вошла в состав России; укрепление системы обороны на юге; усиление влияния на Кавказе.
5. В чем суть «угличского дела»? *Выскажите свое мнение: был ли причастен Борис Годунов к смерти царевича Дмитрия?
Суть «угличского дела»: убийство сына Ивана Грозного Дмитрия – законного наследника престола
Борис Годунов к смерти царевича Дмитрия не причастен: в 1829 году историк М. П. Погодин первым рискнул выступить в защиту невиновности Бориса. Обнаруженный им в архивах подлинник уголовного дела комиссии Шуйского стал решающим аргументом в споре. Он убедил многих историков XX века (С. Ф. Платонова, Р. Г. Скрынникова) в том, что истинной причиной гибели сына Ивана Грозного всё-таки был несчастный случай.
6. Как вы оцениваете деятельность Бориса Годунова и предпринятые им действия, в частности направление группы дворянских детей за границу для обучения?
Оценивать деятельность Бориса Годунова и предпринятые им действия можно только положительно, учитывая еще и тот факт, что при Федоре Ивановиче он был фактически главой правительства и в этом качестве тоже сделал немало для развития страны.
Деятельность правления Годунова была нацелена на всестороннее укрепление государственности. Благодаря его стараниям, в 1589 г. был избран первый русский патриарх, которым стал московский митрополит Иов. Учреждение патриаршества свидетельствовало о возросшем престиже России. Во внутренней политике правительства Годунова преобладали здравый смысл и расчётливость. Развернулось небывалое строительство городов, крепостных сооружений.
Борис Годунов покровительствовал талантливым строителям и архитекторам. С размахом осуществлялось церковное и городское строительство. По инициативе Годунова началось строительство крепостей в Диком поле — степной окраине Руси. В 1585 году была построена крепость Воронеж, в 1586 — Ливны. Для обеспечения безопасности водного пути от Казани до Астрахани строились города на Волге — Самара (1586), Царицын (1589), Саратов (1590). В 1592 году был восстановлен город Елец. На Донце в 1596 году был построен город Белгород, южнее в 1600 году был выстроен Царёв-Борисов. Началось заселение и освоение опустевших во время ига земель к югу от Рязани (территория нынешней Липецкой области). В Сибири в 1604 году был заложен город Томск.
В период с 1596 по 1602 годы было построено одно из самых грандиозных архитектурных сооружений допетровской Руси — Смоленская крепостная стена, которую впоследствии стали называть «каменным ожерельем Земли русской». Крепость была построена по инициативе Годунова для защиты западных рубежей России от Польши.
При нём в жизнь Москвы вошли неслыханные новшества, например, в Кремле был сооружён водопровод, по которому вода поднималась мощными насосами из Москвы-реки по подземелью на Конюшенный двор. Строились и новые крепостные укрепления. В 1584-1591гг. под руководством зодчего Федора Савельева по прозвищу Конь были возведены стены Белого города протяжённостью 9 км (они опоясали район, заключённый внутри современного Бульварного кольца). Стены и 29 башен Белого города были сложены из известняка, обложены кирпичом и оштукатурены. В 1592 году на месте современного Садового кольца была построена ещё одна линия укреплений, деревянно-земляная, прозванная за быстроту постройки «Скородомом».
Летом 1591 года крымский хан Казы-Гирей с полуторастатысячным войском подошёл к Москве, однако, оказавшись у стен новой мощной крепости и под прицелом многочисленных пушек, штурмовать её не решился. В мелких стычках с русскими отряды хана постоянно терпели поражения; это вынудило его отступить, бросив обоз. По дороге на юг, в крымские степи, войско хана понесло большие потери от преследовавших его русских полков. За победу над Казы-Гиреем Борис Годунов получил наибольшее вознаграждение из всех участников этой кампании (хотя главным воеводой был не он, а князь Фёдор Мстиславский): три города в Важской земле и звание слуги, которое считалось почётнее боярского.
Годунов стремился облегчить положение посадских людей. По его решению торговцы и ремесленники, проживавшие в «белых» слободах (частновладельческих, плативших подати крупным феодалам), были причислены к населению «чёрных» слобод (плативших налог — «тягло» — государству). При этом размер «тягла», взимавшегося со слободы в целом, был оставлен прежним, а доля отдельного горожанина в нём уменьшилась.
Во внешней политике Годунов проявил себя как талантливый дипломат. 18 (28) мая 1595 г. в Тявзине (близ Ивангорода) был заключён мирный договор, завершивший русско-шведскую войну 1590—1595 годов. Годунов сумел воспользоваться сложной внутриполитической ситуацией в Швеции, и Русское царство, согласно договору, получило Ивангород, Ям, Копорье и Корелу. Таким образом, Россия вернула себе все земли, переданные Швеции по итогам неудачной Ливонской войны.
Царствование Бориса ознаменовалось начавшимся сближением России с Западом. Не было прежде на Руси государя, который столь благоволил бы к иностранцам, как Годунов. Он стал приглашать иноземцев на службу. В 1604 г. посылал окольничего М. И. Татищева в Грузию, чтобы просватать дочь за местного царевича.
Деятельность на троне.
Контакты Московского государства с Европой, ставшие активно развиваться еще во времена Ивана III, практически прекратились при Иване Грозном. В царствование Бориса связи с заграницей вновь оживились. В Москву ехали купцы, врачи, промышленники, военные, ученые люди. Они получали должности, хорошее жалование, земли с крестьянами. Было намерение у царя Бориса открыть в Москве университет, но тому помешало консервативное духовенство, боявшееся, что вместе со знанием на Русь придут и всяческие ереси. Европейская культура проникла в русский обиход. Это касалось одежды, жилья, светских церемоний и даже таких вещей, как бритье бород. Борис посылал русских людей на обучение за границу, но они, как правило, не хотели возвращаться на родину; впрочем, и у Петра Великого были с этим проблемы. Можно отметить также и другие общие стороны в политике этих двух правителей России, которых разделяет более 100 лет: сближение с Европой, перенесение западной культуры на русскую землю.
Стр. 94. Работаем с картой
Используя карту, объясните, кто в конце XVI в. был главным противником России в ее борьбе за выход к Балтийскому морю – Речь Посполитая или Швеция?
В конце XVI в. главным противником России в ее борьбе за выход к Балтийскому морю была Швеция.
Стр. 94. Изучаем документы
1. Как вы оцениваете этот указ?
Этот указ закреплял крепостное право.
2. Какие категории жителей России обладали правом владеть крестьянами?
Правом владеть крестьянами обладали бояре, дворяне, приказные люди, боярские дети.
3. Если крестьянин сбежал от хозяина в 1591 г., подлежал ли он сыску?
Если крестьянин сбежал от хозяина в 1591 г., то сыску он не подлежал.
Стр. 94. Изучаем документы
1. Какое событие описывается в данном фрагменте? Назовите его дату.
1 (11) сентября 1598 года Борис венчался на царство. Это событие описывается в данном фрагменте.
2. Какой образ царя Бориса рисует А.К. Толстой? Совпадает ли он с вашей оценкой личности Бориса Годунова? Какие слова автора отрывка вы выделили бы в качестве главных?
А.К. Толстой рисует образ царя Бориса как сильного и доброго человека, мудрого правителя. Он совпадает с нашей оценкой личности Бориса Годунова. В качестве главных можно выделить слова автора отрывка: Не страхом я – любовию хочу держать людей.
Стр. 94. Думаем, сравниваем, размышляем
1. Определите, сколько всего лет правила династия Рюриковичей. В связи с чем она пресеклась?
Династия Рюриковичей правила более 700 лет.
Она пресеклась со смертью царя Федора Ивановича 7 января 1598 г.
2. Используя дополнительную литературу и Интернет, оцените убедительность версии гибели царевича Дмитрия в Угличе от несчастного случая. Свой ответ аргументируйте.
Борис Годунов к смерти царевича Дмитрия не причастен: в 1829 году историк М. П. Погодин первым рискнул выступить в защиту невиновности Бориса. Обнаруженный им в архивах подлинник уголовного дела комиссии Шуйского стал решающим аргументом в споре. Он убедил многих историков XX века (С. Ф. Платонова, Р. Г. Скрынникова) в том, что истинной причиной гибели сына Ивана Грозного всё-таки был несчастный случай.
3. Удалось ли Борису Годунову стать успешным правителем? Назовите основные направления его деятельности во внешней и внутренней политике. Сделайте вывод.
Борису Годунову удалось стать успешным правителем. Основные направления его деятельности во 1)внешней и 2)внутренней политике: 1) договор со Швецией о мире, возвращение земель, потерянных в Ливонской войне, развитие отношений России с Европой и Востоком, в том числе — торговли; 2) строительство городов, развитие образования, привлечение специалистов из Европы, развитие торговли.
Вывод: Борису Годунову удалось стать успешным правителем.
4. Соберите дополнительную информацию об учреждении патриаршества в России. Подготовьте электронную презентацию о первом патриархе Московском и всея Руси.
5 февраля 1589 года — учреждение Патриаршества на Руси.
5 февраля (по новому стилю) 1589 г. при Царе Феодоре Иоанновиче было учреждено Патриаршество. Это был закономерный и глубоко символичный акт наследия Русской землей церковного значения и славы древней Византии, подпавшей под османское владычество. На смену «Второму Риму» (Константинополю) пришел «Третий Рим» во всем могуществе православного Московского государства.
Уже после Флорентийской унии (1439) на Руси начали сомневаться в правоверии греческого духовенства. «Одержимый прежде благочестием святой град Константинополь ради латинские прелести погибе» — таково было общее мнение того времени. Зависимость Русской Церкви от Константинопольского Патриарха с XV в. стала номинальной, а покорение Константинополя турками (1453) совсем уменьшило ее.
В «Уложенной грамоте об учреждении Московского Патриархата» Царь Феодор Иоаннович пишет: «И мы, помыслив о сем превеликом деле, чтоб с Божией помощью в царствующем граде Москве устроить превеликий престол Патриарший, объявили царскую мысль свою архиепископу Константинополя, Нового Рима, и Вселенскому Патриарху. И слышав таковая, пресвятейший Иеремей, Вселенский Патриарх, сказал так: «Воистину от Бога таковая благочестивый царь, великое Российское царство, Третий Рим, благочестием всех превзыде»».
И вот, 26 января (8 февраля) в Успенском соборе Кремля при огромном стечении народа во главе с Царем Феодором Иоанновичем Константинопольский Патриарх Иеремия совершил поставление первого русского Патриарха — Иова.
Избрание следующих Патриархов происходило следующим образом. После смерти Патриарха блюститель патриаршего престола, обыкновенно митрополит Крутицкий, от имени Царя рассылал грамоты ко всему духовенству с приглашением в Москву для избрания Патриарха.
Форма избрания Патриарха была открытая или посредством жребия, установившаяся после смерти Филарета. Имена шести кандидатов из старших иерархов писались на шести бумажках равной величины, бумажки обливались со всех сторон воском, припечатывались царской печатью и посылались Собору, заседавшему в московском Успенском соборе. Три жребия клались на панагию умершего Патриарха; затем все члены собора облачались и служили акафист Богородице, после чего из трех жребиев вынимались два и откладывались в сторону. Также поступали и с другими тремя. Из оставшихся двух жребиев вынимали один, который и содержал имя избранного Патриарха. Нераспечатанный жребий отдавался боярину, который относил его Царю; Царь распечатывал и объявлял опять через боярина собору имя избранного.
Патриархи сыграли огромную роль в трудные времена для российской государственности. Особенно велика заслуга святого Патриарха Гермогена, призыв которого стал решающим для спасения Руси во время польской оккупации.
Trojden | Россия в конце XVI в.: Арсентьев Н. М. — 7 класс
Какие изменения произошли в России в конце XVI в.?
1. Внутренняя политика Фёдора Ивановича
В 1584 г. после кончины Ивана IV на российский престол взошёл его сын Фёдор (1584—1598). Новый царь не обладал крепким здоровьем, мало интересовался государственными делами и большую часть времени проводил в молитвах. Поэтому от его имени управлять государством стал боярин Борис Годунов, брат жены царя Ирины.
Новое правительство должно было решить две основные задачи. Необходимо было, во-первых, преодолеть хозяйственную разруху и восстановить нормальную экономическую жизнь, во-вторых, сплотить верхушку общества (учредив опричнину, Иван Грозный фактически натравил одну часть дворян и бояр на другую). С этой целью были приняты чрезвычайные меры.
Царь Фёдор Иванович. Парсуна (портрет) XVII в.
Когда была учреждена опричнина? Против кого она была направлена? Кратко сформулируйте итоги этой политики.
Первоначально рассматриваемый как временный указ о заповедных летах стал действовать постоянно. Более того, в 1597 г. был издан указ об урочных летах.
Что предполагал указ об урочных летах?
Эти действия хотя и вызывали недовольство крестьян, тем не менее способствовали укреплению поместного и вотчинного хозяйств. Страна стала потихоньку выходить из разорения и разрухи.
2. Учреждение патриаршества
Важным событием царствования Фёдора Ивановича стало учреждение в России патриаршества. В 1589 г. при активном участии Бориса Годунова глава русского православного духовенства переменил сан митрополита на высший сан патриарха. Тем самым Русская православная церковь стала самостоятельной и независимой от греческой. Первым патриархом Московским и всея Руси стал московский митрополит Иов. Учреждение патриаршества укрепило влияние Русской православной церкви как внутри страны, так и за рубежом.
Патриарх Иов. Парсуна XVII в.
3. Внешняя политика Фёдора Ивановича
Во время правления Фёдора Ивановича Россия добилась успехов во внешней политике. В 1586 г., после смерти Стефана Батория, российское правительство продлило перемирие с Речью Посполитой до 1602 г. Это позволило собрать силы для борьбы со Швецией, ставшей главной соперницей России в борьбе за Прибалтику. Русско-шведская война 1590—1593 гг. была успешной для Российского государства. По Тявзинскому мирному договору (1595) России были возвращены захваченные шведами во время Ливонской войны города Ивангород, Ям, Копорье, Корела. И хотя Нарва осталась у шведов, Россия частично восстановила утраченные на Балтике позиции.
Большие успехи были достигнуты в освоении Приуралья и Западной Сибири. К 1598 г. окончательно было подавлено сопротивление сибирского хана. Территория Западной Сибири вошла в состав России.
На южных рубежах государства была укреплена система обороны, что позволило успешно отражать набеги крымских татар. Усилилось влияние России на Кавказе.
Царь Кахетии Александр II в 1587 г. выразил желание перейти под русское покровительство.
Расширилась внешняя торговля России: через Архангельск — со странами Европы, а по Волге — со странами Востока.
Россия постепенно восстанавливала свой международный авторитет.
Нарва (справа) и Ивангород (слева)
4. Пресечение династии Рюриковичей
Сразу же после смерти Ивана IV царь Фёдор Иванович отправил в Углич последнюю жену своего отца Марию Нагую с многочисленной роднёй и полуторагодовалым сыном Дмитрием. Углич был выделен в удел, но власть там осуществляли присланные из Москвы чиновники. У самого Фёдора Ивановича и его жены Ирины детей не было, и народ привык смотреть на младшего сына Ивана Грозного как на наследника.
Дом, в котором жил царевич Дмитрий в Угличе. Рисунок начала XX в.
Драгоценная крышка раки (ковчега для хранения мощей) царевича Дмитрия
15 мая 1591 г. из Углича пришла тревожная весть о смерти царевича Дмитрия. Мария Нагая и её братья утверждали, что восьмилетний царевич был убит людьми, присланными из Москвы. Жители Углича, сбежавшиеся по звону набатного колокола, растерзали предполагаемых убийц. Из столицы прибыла специальная следственная комиссия. Она вынесла заключение, что царевич «сам себя поколол ножом» в припадке «падучей болезни» (эпилепсии). Угличан жестоко наказали за самоуправство, а царицу Марию постригли в монахини.
Однако немногие поверили донесениям следователей. Народная молва приписала смерть царевича Дмитрия Борису Годунову.
7 января 1598 г. скончался царь Фёдор Иванович. С его смертью пресеклась правившая в России династия Рюриковичей.
5. Царь Борис Годунов
Жители Москвы присягнули на верность жене Фёдора Ивановича Ирине. Но она отказалась от престола и объявила о своём уходе в монастырь. И тогда взоры москвичей обратились на Бориса Годунова. Он не был потомком Рюрика, но в течение многих лет управлял государством. Часть важных государственных постов занимали его сторонники и родственники.
В феврале 1598 г., когда истекло время траура по Фёдору Ивановичу, в Кремле собрался Земский собор. На нём при активной поддержке патриарха Иова на царство был избран Борис Годунов (1598—1605). Сам же Борис не принимал участия в работе собора. Он молился в Новодевичьем монастыре вместе со своей неутешной сестрой Ириной. Патриарх Иов и члены Земского собора отправились в монастырь сообщить Ирине и Борису о своём решении. Но Борис Годунов от престола отказался.
Борис Годунов. Портрет XVII в.
Он очень хотел стать царём. Но, как умный человек, Годунов прекрасно понимал, что никаких законных прав на российский престол он не имеет. И только после того, как патриарх Иов организовал несколько народных шествий к Новодевичьему монастырю, Борис согласился стать государем.
Как личность царь Борис, по свидетельству современника, «цвёл благолепием» и «образом своим множество людей превзошёл». Он был хорошо образован, владел несколькими иностранными языками, имел прекрасную библиотеку. Новый царь обладал звучным голосом и даром красноречия, был приветлив в обращении, имел величественные манеры, с отвращением относился к «богомерзкому винопитию». Борис Годунов в отличие от Ивана Грозного отказался от политики устрашения своих подданных и массовых казней. Однако со своими недругами Борис поступал жёстко. Так, в 1600 г. по ложному обвинению были арестованы бояре Романовы, двоюродные братья царя Фёдора Ивановича, которые могли бы предъявить притязания на престол. Старший из братьев, Фёдор Никитич, был пострижен в монахи и под именем Филарета отправлен в один из северных монастырей. Трое младших братьев Романовых вскоре умерли в ссылке.
6. Торговые и культурные связи России со странами Западной Европы
Борис Годунов осознавал необходимость развития торговых и культурных связей России со странами Западной Европы. Он предоставил дополнительные льготы английским купцам. Но главное внимание царь уделял торговле с Ганзейским союзом, рассчитывая через него наладить морское сообщение с Европой. В 1603 г. царской грамотой крупнейшему ганзейскому городу Любеку было предоставлено право свободной и беспошлинной торговли в России. Эта грамота разрешала кораблям немецких купцов заходить в Архангельск без таможенного досмотра. Немецкие купцы вольны были объявлять цену на свой товар, также они могли свободно приезжать в Москву, Новгород, Псков, Ивангород и иметь в этих городах гостиные дворы. В случае возникновения каких-либо недоразумений немецкие купцы имели право посылать жалобы в Москву лично государю.
Венчание на царство Бориса Годунова. Художник А. Н. Бенуа
Развитие торговли со странами Европы способствовало знакомству России с достижениями западноевропейской науки, техники и культуры. Понимая, что без просвещения Россия будет отставать от европейских стран, Борис Годунов послал группу дворянских детей учиться за границу. Царь намеревался открыть по всей стране школы и даже университет в Москве, пригласить в Россию знающих людей из крупнейших европейских стран для обучения россиян иностранным языкам и другим наукам. Однако этим планам не суждено было сбыться в полном объёме: помешали финансовые трудности и сопротивление духовенства. И всё же вместо видных европейских учёных в Москве появились студенты из западноевропейских университетов. Борис Годунов не жалел средств для приглашения в Россию искусных лекарей и аптекарей. Европейские медики были ближайшими советниками царя.
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ
После смерти царя Ивана IV Россия оказалась в тяжёлом положении. Стремясь пополнить казну, последний государь из династии Рюриковичей Фёдор Иванович ввёл урочные лета. Также во времена его царствования в России было учреждено патриаршество. В 1598 г. в связи с пресечением династии Рюриковичей на царский престол был возведён Борис Годунов.
Вопросы и задания для работы с текстом параграфа
1. В каком состоянии находилась Россия после правления Ивана IV? Перечислите основные внутриполитические действия царя Фёдора Ивановича. 2. Почему «заповедь» на выход крестьян в Юрьев день из временной меры превратилась в постоянную? Как в связи с этим изменилось положение крестьянства? 3. Какое значение для развития Российского государства имело учреждение патриаршества? 4. Каковы были основные результаты внешнеполитической деятельности царя Фёдора Ивановича? 5. В чём суть «угличского дела»? ‘Выскажите своё мнение: был ли причастен Борис Годунов к смерти царевича Дмитрия? 6. Как вы оцениваете личность Бориса Годунова и предпринятые им действия, в частности направление группы дворянских детей за границу для обучения?
Работаем с картой
Используя карту, объясните, кто в конце XVI в. был главным противником России в её борьбе за выход к Балтийскому морю — Речь Посполитая или Швеция?
Изучаем документы
ИЗ УКАЗА ОБ «УРОЧНЫХ ЛЕТАХ»
Лета 7106-го [1597 г.] ноября в 24 день царь и великий князь Фёдор Иванович всеа Русии указал. Которые крестьяне из-за бояр, и из-за дворян, и из-за приказных людей, и из-за детей боярских, и из-за всяких людей, ис поместей, и из вотчин… выбежали до нынешнего 106-го году за пять лет, — и на тех беглых крестьян. .. сыскивати накрепко всякими сыски. А по суду и по сыску тех крестьян беглых з жёнами и з детьми и со всеми их животы возити их назад, ще хто жил.
1. Как вы оцениваете этот указ? 2. Какие категории жителей России обладали правом владеть крестьянами? 3. Если крестьянин сбежал от хозяина в 1591 г., подлежал ли он сыску?
ИЗ ДРАМЫ «ЦАРЬ БОРИС» ПИСАТЕЛЯ А. К. ТОЛСТОГО
Не трогать никого.
Хотели б вы, чтоб омрачил я день Венчанья моего? День этот должен Началом быть поры для царства новой; Светить Руси как утро должен он И возвещать ей времена иные И ряд благих, безоблачных годов!
<…> Не страхом я — любовию хочу Держать людей. Прослыть боится слабым Лишь тот, кто слаб; а я силён довольно, Чтоб не бояться милостивым быть.
1. Какое событие описывается в данном фрагменте? Назовите его дату. 2. Какой образ царя Бориса рисует А. К. Толстой? Совпадает ли он с вашей оценкой личности Бориса Годунова? Какие слова автора отрывка вы выделили бы в качестве главных?
Думаем, сравниваем, размышляем
1. Определите, сколько всего лет правила династия Рюриковичей. В связи с чем она пресеклась?
2. Используя дополнительную литературу и Интернет, оцените убедительность версии гибели царевича Дмитрия в Угличе от несчастного случая. Свой ответ аргументируйте.
3. Удалось ли Борису Годунову стать успешным правителем? Назовите основные направления его деятельности во внешней и внутренней политике. Сделайте вывод.
4. Соберите дополнительную информацию об учреждении патриаршества в России. Подготовьте электронную презентацию о первом патриархе Московском и всея Руси.
Запоминаем новые слова
Патриарх — высший титул главы самостоятельной (автокефальной) православной христианской церкви.
Предыдущая
Страница
Следующая
Страница
Оглавление
Православная церковь и российская политика
«Какова на самом деле роль Русской православной церкви в российской федеральной политике?» ask Ирина Папкова , доцент кафедры международных отношений и европейских исследований Центральноевропейского университета, бывший научный сотрудник Института Кеннана с поддержкой титула VIII и автор, Православная церковь и российская политика . Спикер обсудила результаты своего исследования в 14 ноября 2011 г. г., уделяя особое внимание отношениям между Православной Церковью и федеральным правительством России.
Папкова пояснила, что несколько событий конца 1990-х годов натолкнули аналитиков российской политики на мысль о том, что Русская православная церковь приобретает все большее влияние на федеральное правительство. Например, принятие в 1997 году национального закона, запрещающего некоторым религиозным организациям осуществлять миссионерскую деятельность в Российской Федерации, считалось политической победой Православной церкви, руководство которой активно лоббировало этот закон в правительстве. Кроме того, по словам Папковой, «присутствие Русской православной церкви было повсеместным», начиная с 19 века.95. В качестве примеров присутствия Церкви в повседневной жизни докладчик привел изображения православных священников, освящающих новостройки, военные объекты и стройки по всей России. Патриарх также благословлял каждого нового президента, еще раз подчеркивая растущее публичное присутствие Церкви.
Однако повышенная видимость Церкви оказалась обманчивой; по словам спикера, за исключением закона 1997 года, Церковь не достигла многих своих политических целей на федеральном уровне между 1997 и 2008. Папкова наметила политические требования Русской православной церкви и обнаружила, что у церкви есть два набора интересов, в том числе ее «основной список требований от государства», а также различные неформальные требования от фракций внутри церкви. С 1992 года Церковь призывала к ограничению деятельности других религиозных организаций, конкурирующих с Русской Православной Церковью, на территории России; введение в армию православных капелланов; реституция церковного имущества; и введение православного компонента в учебную программу государственных школ. Неофициальные требования церкви касались моральных вопросов, таких как запрет абортов.
И тем не менее, отмечает Папкова, государство вполне умеет игнорировать эти обращения. Папкова объяснила, что центральное предположение, стоящее за требованиями церкви к государству, заключалось в том, что Русская православная церковь представляет 80 процентов населения государства; поэтому правительству казалось логичным рассмотреть требования Церкви, основанные на ее подавляющей поддержке среди русского народа. Государство, по сути, поверило этой линии рассуждений в связи с переизбранием Ельцина в 1919 г.96, и этот аргумент был центральным фактором в принятии закона 1997 года, который благоприятствовал Церкви. Однако после выборов 1996 года, когда аналитики изучили закономерности голосования, стало ясно, что религия не имеет ничего общего с политическими тенденциями населения. 80 процентов населения, заявившего, что отождествляют себя с Православием, не только не голосовали в соответствии с политическими стремлениями Церкви, но и не заявляли, что отождествляют себя с идеологией Церкви. Спикер упомянул, что только около 10 процентов этой демографической группы регулярно посещают церковь. Более того, реальные заботы российских граждан не соответствовали более широким политическим целям Церкви, даже если 80 процентов населения отождествляло себя с Церковью.
Такова была общая ситуация в 2008 году, когда Папкова опубликовала свою книгу о православной церкви и российской политике. Однако Папкова пояснила, что отношения церкви и государства значительно изменились за последние несколько лет, с избранием президента Дмитрия Медведева и воцарением патриарха Кирилла I. Эта смена руководства привела к растущему признанию государством требований Церкви. . Что касается «основного списка требований» Церкви, то руководство за последние несколько лет сумело добиться права взыскания своего имущества, тем самым сделав Патриархию потенциально крупнейшим собственником собственности в Российской Федерации. Кроме того, Церкви было предоставлено право назначать военных капелланов в Российской армии, а также внедрять модифицированную версию русского православного образования в государственных школах.
Действительно, три вещи, которые Русская Православная Церковь безуспешно лоббировала в течение исследуемого Папковой периода, были предоставлены Патриархии в течение года или двух после смены руководства как в Церкви, так и в президентстве. Папкова подчеркнула изменения наверху; Дмитрий Медведев несколько более религиозен, чем Владимир Путин, а Патриарх Православной Церкви Кирилл I гораздо более сильная личность, чем его предшественник Алексий II. Ожидаемое возвращение Путина на пост президента России проверит, сможет ли церковь удержать свои политические завоевания последних нескольких лет, или баланс между двумя институтами снова сместится.
Блэр Рубл, директор Института Кеннана
Узнайте больше об этой книге и о том, как ее заказать.
Основание Русского Патриархата — WikiSummaries
- Последнее обновление: 11 ноября 2022 г.
Русская Православная Церковь, возглавляемая Русским Патриархатом, официально утратила подчиненный Константинополю статус и стала полностью самостоятельной ветвью Восточного Православия.
Краткое изложение события
Создание самостоятельного Русского патриаршества в 1589 г.было закономерным результатом роста Российского государства на протяжении всего XVI века и не могло произойти без этого политического развития. Однако задолго до того, как Москва стала политическим центром северо-восточной Руси, Восточная Православная Церковь руководила духовной и культурной жизнью нации. Православная Церковь, Русская До середины пятнадцатого века русские христиане признавали Константинопольского патриарха столицей Византийской империи как основного источника власти в христианском мире. Чтобы усилить эту власть в российских государствах, Константинополь назначал митрополита греческого происхождения для управления местными русскими архиепископами и епископами.0009
К началу пятнадцатого века Византийская империя была вовлечена в борьбу за само свое существование против турок-османов. Надеясь заручиться поддержкой Запада, греки созвали Флорентийский собор, и греческое духовенство в 1439 году подписало соглашение с Римом, признававшее верховенство папы в обмен на помощь Запада против турок. В работе собора принял участие русский митрополит Исидор Киевский. По возвращении в Москву в 1441 году он проповедовал в ее пользу и даже читал молитву за папу. Великий князь Василий II приказал арестовать Исидора. В 1448 году собор русских епископов осудил союз Восточной и Западной церквей и избрал архиепископа русского происхождения Иону вместо Исидора на посту митрополита Русской Церкви. Эта акция означала конец зависимости Русской Церкви от Византийской. Падение Константинополя турками в 1453 г. привело к убеждению русских, что их страна является преемницей империи Византии и новым лидером христианского мира. Константинополь, падение (1453 г.)
Когда Иван Грозный был коронован на царство в 1547 году, то, хотя Россия еще номинально подчинялась Константинопольскому патриарху, Русская Церковь практически была автокефальной — независимой от внешней патриаршей власти — с 1448 года. высокопоставленный чиновник был еще просто митрополитом, т. е. подчиненным представителем патриарха. В отсутствие русского патриаршества митрополит России взял на себя функции, но не божественную должность автономного духовного лидера.
Задача разрешения этой аномальной ситуации легла на сына и преемника Ивана Федора I, а точнее на его регента Бориса Годунова. После длительных переговоров во время визита в Москву Патриарх Константинопольский Иеремия II согласился помочь в возведении Русской Церкви в ранг патриаршества. Иеремии было предложено остаться в Москве и исполнять свои обязанности оттуда. Хотя он отказался сделать это, он посвятил Юпитера, митрополита Русской Церкви, в качестве первого русского патриарха. Наконец-то Московская Церковь получила признание как самостоятельный и равноправный член Православной Церкви.
Значение
Россия надеялась занять третье место в установленном порядке предпочтения в Православной Церкви, но вместо этого стала пятой после Константинополя, Александрии, Антиохии и Иерусалима. Однако Русская Православная Церковь стала крупнейшей автокефальной Православной Церковью в мире. Его относительная сила и даже способность существовать сильно различались на протяжении всей его позднейшей истории, прежде всего в результате борьбы церкви в разное время либо за захват политической власти у государства, либо за сохранение религиозной власти, к которой стремилось государство. В семнадцатом веке патриарх Никон проводил политику, направленную на то, чтобы Россия стала теократическим государством. В восемнадцатом веке царь Петр Великий упразднил патриаршество, чтобы создать государственную церковь. На протяжении двадцатого века судьба Церкви в коммунистическом Советском Союзе постоянно менялась, поскольку ее то поносили как религиозный институт, то временами принимали как подлинно русский институт. Патриаршие выборы, например, были запрещены в 1927, но были восстановлены Иосифом Сталиным в 1943 году.
Таким образом, с 1589 года существование или отсутствие русского патриарха является постоянным показателем статуса Русской Православной Церкви по отношению к Российскому государству. Более того, власть и уважение, оказанные патриарху либо государством, либо вопреки воле государства, повлияли как на религиозную, так и на политическую историю русского народа.
Дополнительное чтение
- citation-type=»booksimple» xlink:type=»simple»>Феннелл, Джон. История Русской Церкви до 1448 года . Нью-Йорк: Лонгман, 1995. Обзор средневековой истории Русской Церкви. Обеспечивает важную историческую основу для основания Патриархата. Включает карту, библиографические ссылки и указатель.
- citation-type=»booksimple» xlink:type=»simple»>Флоринский, Майкл Т. Россия: история и интерпретация . Том. 1. Нью-Йорк: Макмиллан, 1955. Более старое исследование, которое продолжает оставаться лучшим общим обзором России до советского периода. Том 1 представляет собой хороший обзор истории Русской Церкви в средние века и раннее Новое время.
- citation-type=»booksimple» xlink:type=»simple»>Кивелсон, Валери А. и Роберт Х. Грин, ред. Православная Россия: вера и практика при царях . University Park: Pennsylvania State University Press, 2003. Антология эссе известных ученых по истории Русской Православной Церкви. Включает иллюстрации, карты, библиографические ссылки и указатель.
- citation-type=»booksimple» xlink:type=»simple»>Поспеловский Дмитрий Васильевич Православная церковь в истории России . Крествуд, Нью-Йорк: Издательство Свято-Владимирской семинарии, 1998. Обзор истории Русской Православной Церкви, предназначенный для ознакомления студентов с предметом.