Кальвинистская церковь язык богослужения: Недопустимое название — Циклопедия
Содержание
Кальвинизм (Митрохин, 1990) | Понятия и категории
КАЛЬВИНИЗМ — одно из основных течений Реформации, разработанное, систематически изложенное французским теологом и проповедником Кальвином, и нашедшее практическое воплощение в городе-государстве Женеве в 16 веке. Кальвинизм радикально реформировал западное христианство: отрицались иерархическое строение церкви и верховная власть римского папы, единственным источником и авторитетом новой церкви признавалось священное писание, значительно упрощались и удешевлялись церковь, церковная иерархия и культ, вводилось богослужение на родном языке, из христианских таинств были оставлены лишь крещение и причащение, которые рассматриваются как символические обряды, демократизировалась организация церкви, качественно повышалась роль мирян. Кальвинизм вводил демократическое управление церковью: независимые друг от друга общины (конгрегации) верующих управлялись консисториями, в которые входили пастор, диакон и избираемые верующими старейшины (пресвитеры) из числа мирян. Вышестоящим органом был провинциальный синод, состоящий из делегатов от провинциальных консисторий, на национальном уровне действовал национальный синод. Эта выстраиваемая снизу вверх церковная структура в общих чертах сохраняется в современных реформатских (конгрегационалистских и пресвитерианских) церквах, стоящих на позициях кальвинизма. У кальвинизма, первоначально сложившегося как локальная протестантская организация Женевы, были сложные отношения со светской властью. Церковь выступала высшим авторитетом в области религиозного и морально-политического воспитания граждан, светская власть — как защитник, покровитель и исполнитель предписаний церкви. Решения кальвинистской церкви принимали форму государственных законов, поэтому в кальвинистский тезис о необходимости полного и абсолютного повиновения «истинной власти» занимает одно из центральных мест. Кальвинизм нуждается в сильной светской власти. Однако если государь перестает быть защитником церкви и не выполняет ее предписаний, он перестает быть законным, божьей властью установленным правителем, а становится тираном со всеми вытекающими из этого для него последствиями. Предписываемые кальвинизмом нравственно-религиозные принципы характеризовались суровостью, простотой и аскетизмом. Все регламентировалось до мелочей, за выполнением предписаний тщательно следили старейшины, ибо нарушители обязательно должны были наказываться. Согласно учению кальвинизма об абсолютном предопределении, ни вера, ни дела человека не могут повлиять на его судьбу после смерти, т. к. она уже безусловно определена божественной волей и является высшей тайной. Косвенным свидетельством избранности могут служить профессиональные успехи человека. Этот тезис стимулировал развитие капиталистических отношений периода первоначального накопления, отвечавших интересам бюргерской Реформации, санкционировал новые общественные отношения и принципы социального и нравственного поведения людей. Поощрение накопительства сочеталось с проповедью мирского аскетизма в личной жизни (обязательное посещение всеми церкви и соблюдение жестких нравственных требований, призывов не лениться, экономить средства, но не тратить их на себя, а пускать в оборот и т. д.), что активизировало развитие раннебуржуазных отношений. Кальвинизм противостоял как римско-католической церкви, так и массовым народным реформационным движениям. Он был движением религиозно-политическим. В 16—17 веках кальвинизм стал идеологической формой первых буржуазной революций в Европе. Кальвинистская церковь выступала в роли внешней опоры верующих, объединенных в систему установленных богом учреждений, внушала им, что поскольку вне церкви спасения нет, то любое отклонение, инакомыслие и ересь подлежат искоренению. После смерти Кальвина кальвинизм утрачивает свой крайний радикализм, приобретает более умеренный характер, во многом сближается с лютеранскими и евангелическими учениями. В 18 веке влияние кальвинизма заметно падает, однако кальвинистские церкви сохраняют свои позиции в протестантизме. В середине 19 века в Нидерландах, Швейцарии, Франции и Шотландии образовался ряд т. н. свободных церквей, более строго придерживавшихся первоначального учения кальвинизма. В политическом плане протестантские церкви кальвинистского направления (преимущественно реформатские) традиционно занимают консервативные позиции. Сейчас [т. е. в 1990 году] наиболее сильные кальвинистские церкви действуют в Нидерландах, США, ФРГ, Франции, Шотландии и ЮАР.
Протестантизм. [Словарь атеиста]. Под общ. ред. Л.Н. Митрохина. М., 1990, с. 121-123.
Tags:
Религия
Понятие:
Кальвинизм
Русская Евангелическо-Реформатская Церковь в г. Москва
Реформатское движение началось в 20-х годах XVI века в Швейцарии с деятельности Ульриха Цвингли. В 1529 году из-за теологических разногласий о причастии, предопределении, церкви и таинствах произошло отделение реформатской церкви от лютеранской. В 30-40-х годах во главе церкви в Женеве стал Жан Кальвин. Сторонников Лютера и близких к нему Цвингли и Меланхтона стали называть лютеранами (сами себя они долго называли только евангелистами), а сторонников Кальвина — кальвинистами или реформатами. Постепенно реформаты распространились по всей Европе. Реформатство, оставшееся в Швейцарии, приняло форму цвинглианства.
Реформаты ввели простое богослужение, предельно упрощенное убранство церкви, свели до минимума церковную иерархию, отменили целибат священников, ввели демократичное управление церковью, провозгласили абсолютный авторитет Священного писания, ликвидировали институт монашества.
С самого начала Реформация была не одной церковью , а группой родственных религиозных течений, объединенных в одно могучее движение под влиянием М. Лютера.
Первоначально название Реформатская церковь употреблялось применительно к церквям, объединенным против католицизма. Но различия в некоторых догматических истинах отделили реформатскую церковь от лютеранской.
Ульрих Цвингли и его место в Реформации
В одном из храмов г. Цюриха почти пятьсот лет тому назад на понятном языке, лишенном всяких риторических прикрас, начало проповедоваться чистое евангельское учение. Проповедовал молодой Цвингли. Люди, давно переставшие ходить в церковь и пришедшие послушать нового проповедника из любопытства, воспринимали его слова как откровение.
И если считать началом новой эпохи в истории церкви на Западе первую проповедь о том, что спасение дается по вере в искупительный подвиг Христа, то окажется, что первым реформатором следует считать Цвингли. То, что Лютер впервые провозгласил в 1517 году в своих знаменитых тезисах, прибитых к воротам Виттенбергской церкви, У. Цвингли проповедовал еще в 1516 году.
22 августа 1522 года под заглавием «Начало и конец» Цвингли в 69 тезисах ответил на обвинение епископа. Затем, получив вразумительное письмо от папы, Цвингли решил выступить в диспуте и приготовил программу реформы, состоявшую из 67 тезисов.
Вот некоторые из них:
1) Ошибаются и богохульствуют те, кто не придает никакого значения Евангелию.
3) Иисус Христос — Единственный Путеводитель ко спасению, посему кто ищет и указывает другую дверь, тот убийца душ и вор.
7) Христос — Глава всех верующих, которые суть Его члены и без Него, как без Главы, мертвы и бесплодны. Эти-то члены и составляют Церковь как общину святых, Невесту Христову.
17) Христос — Единственный и вечный Первосвященник; поэтому те, кто выдает себя за таковых, посягают на честь и славу Христову.
19) Христос — Единственный Посредник между людьми и Богом.
50) Бог один прощает грехи и только ради Иисуса Христа, Своего Сына.
52) Священник, исповедующий грешника, не может отпустить ему грехов, а только дать совет.
56) Тот, кто разрешает от грехов за деньги, есть настоящий апостол дьявола.
57) Священное Писание не знает ничего о чистилище после смерти.
Тезисы Цвингли представляют собой один из замечательнейших памятников Реформации. Если Лютер в начале своей деятельности не имел определенной программы, а его 95 тезисов касаются практически только одного пункта церковного учения — отпущения грехов, то у Цвингли мы находим полную программу устройства Церкви.
Объявив войну злоупотреблениям папства, признавая единственным Главою Церкви Христа, а единственным авторитетом — Слово Божие — Библию, Цвингли отверг не только папство, но и всю римско-католическую систему церковно-светского управления.
Уже с 1523 года Цюрих и Базель стали местом новых религиозных устройств. Особенностью церковного устройства являлось синодальное управление, которое ввел в жизнь Цвингли — первый среди реформаторов. Это были периодические (весной и осенью) собрания духовенства (пасторы, старейшины, диаконы), на которые допускались также представители от церквей. На них обсуждались различные вопросы церковного устройства. Депутаты церквей имели право жаловаться синоду на учение и жизнь пасторов и вместе обсуждать встречающиеся затруднения. Синоды представляли самое замечательное из церковных учреждений реформатора. Все духовные требы стали совершаться для народа безвозмездно. Непонятный латинский язык богослужений был заменен немецким. Духовенству разрешено было вступать в брак, и в 1523 году произошло первое бракосочетание священника.
В 1524 году Цвингли издал указ об отмене мессы и изображений. Богослужения упростились и стали состоять из проповеди Евангелия и пения псалмов.
Особое внимание реформатора было обращено на устройство высшего учебного заведения, которое могло бы обеспечить церковь образованными проповедниками и учителями. Цвингли никогда не отделял науки от религии. По его мнению, разум нисколько не исключает искренней веры, а истинное знание — одно из действующих средств для облагораживания человека. Богословие и наука — такова была программа Каролинума — академии, учрежденной Цвингли в 1525 году.
Другим могущественным средством для религиозного развития масс являлся перевод Библии на понятный немецкий язык. Начатый в 1524 году, он был закончен к 1529 году. Успех перевода был огромен. Одно издание следовало за другим. Библия стала настольной книгой каждого верующего. Единственное, что укрепляет христианство и церковь, — это понимание Священного Писания — говорил Цвингли, — единственное, что подрывает их, — это непонимание Библии.
Провозглашенный У. Цвингли принцип полного отделения церкви от государства остается и поныне. Учение Цвингли распространилось по всей Швейцарии, особенно в районах, где население говорило по-немецки: Базель, Берн, Цюрих. После трагической кончины Цвингли во время военных действий в 1531 году руководство перешло к его преемнику Генриху Булингеру.
Несмотря на то, что Цвингли был первым основателем Реформатской церкви, развитие ее неразрывно связано с именем другого реформатора — Жана Кальвина.
Жан Кальвин и его богословие
Француз по национальности, получивший прекрасное образование в Парижском университете, Жан Кальвин стал основоположником Реформатской церкви. Еще в студенческие годы, обратив на себя внимание последовательностью теологической мысли, Жан Кальвин развил богословие Лютера, но с некоторыми уточнениями и дополнениями. В то время как Лютер и его последователи практиковали церковные градации и церемонии, которые по их мнению, не противостояли Божьему установлению, Кальвин не применял их в церковной практике. Черпая свое христианское учение из Библии, он стал первым библейским богословом.
«Наставление в христианской вере» — богословское кредо реформаторов
Сущность доктрин Кальвина можно увидеть в его книге, ставшей сочинением всей его жизни и основой для жизни и практики реформатских церквей впоследствии – «Наставление в христианской вере».
После первого издания на латинском языке в 1536 году, а позднее на французском, труд постепенно дополнялся и, к своему последнему изданию при жизни автора в 1564 году, стал итоговым протестантским документом, состоящим из 4-х книг и 80 глав. Переведенный на многие языки, он сыграл большую роль в распространении кальвинизма. Кальвин назвал свое «Наставление…» суммарностью принципов христианской религии.
Это произведение раскрывает богословскую сущность:
— десяти заповедей;
— вероисповедания;
— молитвы Господней;
— таинств крещения и Евхаристии;
рассматривает вопросы христианской жизни.
Источники богословия Кальвина
Главным источником кальвинистской богословской системы была Библия. Кальвин читал и хорошо знал Библию.
Пожалуй, никакой другой реформатор не придавал такого большого значения Ветхому Завету, как Кальвин. Он рассматривал Ветхий Завет как обетование Нового Завета во Христе.
Первоначально Кальвин был в полном согласии с Лютером в вопросах фундаментальных доктрин первородного греха, полной испорченности человека, оправдания по вере во Христа. Результатом этого согласия кальвинистов и лютеран было подписанное в 1530 году Аугсбургское соглашение или исповедание веры . Тем не менее, по мере развития своей системы, Кальвин постепенно расходился с Лютером в вопросах о причастии, предопределении, церкви и таинствах.
Основные догматические утверждения Ж.Кальвина
Как уже было сказано, лютеране вполне согласились с реформатской церковью в учении о Боге, о Христе, о Духе Святом, о первородном грехе, о благодати. Поэтому мы рассмотрим только те доктрины Кальвина, которые значительным образом отличают реформатскую церковь от лютеранской. Кальвин развивал свою систему на следующих фундаментальных истинах:
— Знание Бога Творца;
— Знание Бога Искупителя мира во Христе;
— Путь получения благодати Христовой;
— Внешние проявления и действия.
Основными доктринами Кальвина являются:
Суверенитет (независимость) Бога
Наставление начинается словами: «Мудрость, которую мы имеем, разделяется на две части: знание Бога и себя самого …».
«Когда человек смотрит на Бога через Писание, он познает могущество и независимость Божию. Когда он смотрит на себя через Писание, он находит свою полную ничтожность. Библия проливает свет на понятие человек, его положение в истории, его падение, — когда образ Божий в человеке не погас полностью, но все же искажен до неузнаваемости» .
Под полным несовершенством и ничтожеством Кальвин понимал невозможность человека подняться до правильных отношений с Богом, исходя только из человеческих усилий. Кальвин подчеркивал, что человеческая воля связана с грехом. По словам Кальвина, она не разрушена, но человек не может сам по себе желать веры: «Свободной воли недостаточно, чтобы сделать человека способным к добрым делам до тех пор, пока ему не придет на помощь благодать».
Мысль реформатора состоит в том, что Бог дает оправдание человеку, а человек не может оправдаться сам. Через оправдание Христом грешник принимается Богом, несмотря на то, что он грешник.
Вера во Христа и оправдание
Человек в своем духовном состоянии нуждается в спасающем контакте с Богом. Вера является результатом действия Духа Святого . И вот эта вера, получаемая человеком как дар Святого Духа, соединяет его со Христом.
Мы практически получаем двойную благодать: примирившись с Богом через Христа, мы имеем на небесах вместо судьи доброго Отца и, освященные Христовым Духом, мы можем жить непорочной и святой жизнью.
Первый из даров Кальвин назвал оправданием с получением праведности, второй — возрождением и освящением. Доктрина оправдания для Кальвина — главная истина всех религиозных истин. Мы не соделаны праведными, а просто одеты в праведность Христа. Бог смотрит на нас через Христа, или просто, видя Христову праведность, превращает суд в оправдание. Однако оправдание не является простым однозначным актом. Господь не только оправдывает грешника, но также очищает от вновь сделанных грехов.
Предопределение
Понятие предопределение является краеугольным камнем в богословской системе Кальвина. Само по себе это понятие не ново: еще Августин пытался систематизировать его. Однако Кальвин развил, обосновал и утвердил в церковной практике понятие, которое отличает реформаторов от всех других протестантских церквей.
Доктрина Кальвина о предопределении к избранию или отвержению является результатом его логического и догматического размышления. Утвердив абсолютный авторитет Бога и полную человеческую несостоятельность сделать что-либо для своего спасения, Кальвин говорил: «Предопределение — это вечное Божие постановление в желании помочь человеку. Но не все сотворены в равных условиях — вечная жизнь определена для одних, вечное проклятие для других».
По учению реформатов, люди, предопределенные к вечному блаженству, получают необходимую благодать, которая ведет их ко спасению; предопределенные же к вечной погибели лишены Святого Духа, и поэтому они не принимают Слово Божие и не поддаются Его влиянию.
По учению Кальвина, человек не может знать, принадлежит ли он к числу избранных или отверженных, и поэтому должен ревностно заботиться о том, чтобы по своему поведению оказаться достойным.
По словам Кальвина, дьявол бессилен против благодати Божией; он может мучить избранного, но не может победить его. Отсюда, кто однажды был записан в Книгу Жизни, тот не может быть вычеркнут из нее. Кто получит Божию благодать, тот никогда не утратит ее.
Догмат о предопределении, который реформатор отстаивал с особой энергией, не только не подрывал проповедуемую им строгую нравственную дисциплину, но содействовал укреплению душ, закаляя их особым энтузиазмом.
Никто из верующих не сомневался в своем избрании и спасении, и каждый старался быть достойным его.
Но уже в 1580-90 гг. нидерландский богослов Яков Арминий высказался категорически против кальвинистского предопределения. Он учил, что в вопросе спасения души главенствующая роль принадлежит свободной воле человека.
С тех пор и по настоящее время вопросы свободной воли, благодати и предопределения являются предметом непрекращающихся богословских дебатов, полемики и пререканий. Сторонники Кальвина называются кальвинистами; придерживающиеся взглядов Арминия — арминианами.
Кальвинистское предопределение утвердилось не только в реформатской церкви. Этот догмат является основной чертой вероучения пресвитериан, конгрегационалистов, англикан и некоторых других.
Учение о церкви
Жан Кальвин называл церковь Обществом избранных святых , Матерью и говорил, что она является Божественным учреждением. «Мы можем прийти к жизни не иначе, как, если церковь будет производить нас в своих недрах, питать, содержать нас под своей защитой и охраной, пока мы не освободимся от этого смертного тела и не сделаемся подобными ангелам». По учению Кальвина, нет спасения вне церкви: «Вне дверей церкви никто не может надеяться на прощение грехов или спасение , и разрыв с церковью равносилен отречению от Бога и Христа. В церкви должна господствовать величайшая чистота нравов. Церковь одновременно видима и невидима».
Ее видимая часть — христианская община. Невидимая церковь представляет собой общение со святыми в теле Христа. Но это не означает существование двух церквей.
«Церковь имеет своей целью заботу о спасении своих членов; она имеет не только право, но и обязанность наблюдать за ними как в общественной, так и в частной жизни и строго наказывать всех непокорных, причем важнейшим средством наказания должно служить отлучение».
Отлучение практиковалось за малейшую провинность, порой даже за непонимание той или иной истины, не говоря уже о собственном мнении на какой-то предмет христианской веры. И эта нетерпимость противоречила взглядам У .Цвингли.
Таинства
Кальвин и реформатская церковь признают только два таинства: Евхаристию и Крещение. Рассмотрим их.
Евхаристия
Существенным у Кальвина является то положение, что телу Христа присуща животворящая сила. В плоть Спасителя, вследствие того, что ею совершено избавление, навечно вложены искупительные силы. Посему, учит Кальвин, в Евхаристии верующим сообщается эта животворящая сила через Святого Духа.
Кальвин допускал лишь духовное соединение верующего человека со Спасителем, источником всех благ, а на хлеб и вино он смотрел как на символ этого соединения. В отношении Евхаристии Кальвин говорил: «Если кто спросит нас, является ли хлеб Телом Христа, а вино — Его Кровью, мы должны ответить, что хлеб и вино являются видимыми знаками, которые представляют нам Тело и Кровь; они являются инструментами, благодаря которым наш Господь Иисус Христос разделяет с нами общение».
И в вопросе Евхаристии наблюдается тенденция разделения людей на спасенных и отверженных, на носителей благодати и не имеющих ее. Только избранные могут соединиться со Христом в заповеди Его, другим же этого не дано.
Крещение
«Крещение, — говорил Кальвин, — утверждает в нас те факты, что мы очищены и омыты Спасителем, с вытекающими отсюда: праведностью, освящением и жизнью вечной».
Реформаты крестят людей независимо от возраста, но крещение младенцев преобладает. Так же, как и в лютеранстве, значение духовных родителей чрезвычайно велико. На них возлагается ответственность перед Богом и церковью за воспитание подростков в страхе Божием и приготовление их к конфирмации.
Церковное устройство и управление
Разделяя с Лютером непримиримость по отношению к папе и папству, Кальвин в своем учении и непризнании форм католического богослужения идет значительно дальше немецкого реформатора. Все, что только могло напоминать старое (иконы, образа, мощи святых) было удалено из реформатской церкви с беспощадной строгостью. Были отменены все праздники, сохранился лишь один церковный праздник — воскресный день. Кальвин требовал упразднения музыки в храмах. «Христианская религия, — говорил он, — это религия духа и не нуждается ни в каких внешних формах». Церкви перестали украшать, до предела было упрощено богослужение, которое свелось к проповеди, молитве и чтению Писаний на данный день. Повсеместно в воскресный день совершаются хлебопреломления. Церковная власть принадлежит самой церкви, то есть всем членам, из которых она состоит. Каждая община пользуется самоуправлением в делах веры. Основывая свой взгляд на Библии и на практике ранней церкви, Кальвин утверждал, что существуют четыре звания, основанные Господом для управления Своею Церковью: это пасторы, проповедующие Слово и исполняющие таинства; учителя, которым принадлежит обязанность учить и воспитывать церковь; старейшины, которые занимаются нравственным воспитанием членов церкви, и дьяконы, в обязанности которых входит забота о больных и бедных.
В настоящее время в реформатской церкви наиболее распространен синодально-пресвитерианский принцип управления. Органы, осуществляющие руководство церквами, имеют двойное представительство: пасторов и мирян. Церкви избирают старейшин (12 чел. ) и пастора, но последнего, в свою очередь, рекомендует синод (собрание пасторов). Каждый пастор проходит испытания в синоде по вопросам праведности, умения проповедовать, безупречности поведения. Старейшины обязываются наблюдать за жизнью каждого члена общины: посещает ли он проповеди, участвует ли в причастии, ведет ли нравственную жизнь, хорошо ли воспитывает детей.
Надо отметить, что и поныне это служение старейшин в реформатских церквах носит исключительный характер. Большое внимание уделяется проблемам семейного воспитания, вследствие чего реформатские церкви стоят очень высоко в нравственном отношении.
Испытанный синодом и предложенный церкви пастор может быть принятым или отвергнутым советом старейшин общины. В случае принятия, совет оповещает церковь, и, при ее подтверждении избрания, на кандидата по апостольскому обычаю возлагают руки, затем он входит в свое служение. Старейшины и пастор организуют Пресвитериум, который избирает дьяконов церкви. Старейшины из различных церквей и пасторы организуют консисторию. Пасторы консисторий образуют синод (обычно по географическому признаку) и осуществляют законодательную власть, предлагают новых пасторов церквам. Старейшины, избранные консисториями, составляют сессию. Представительство синодов и сессий на Генеральной Ассамблее или Конвенте избирает примас (суперинтенданта или епископа), который осуществляет верховную власть. Управлением делами по восходящей линии занимаются пресвитериумы, консистории, Генеральные Ассамблеи.
Кальвин и гражданские вопросы
Деятельность Кальвина не ограничивалась, однако, реформами церковного устройства. Одновременно он работал и над проектом гражданских установлений.
Человек по природе склонен к злу и возмущению, и над ним посему должна тяготеть сдерживающая узда. Власть, истинно угодная Богу, непременно строга — ей должны быть чужды чувства сострадания, милосердия и другие человеческие слабости. По мнению Кальвина, осуждение невинного представляет гораздо меньшее зло, чем безнаказанность виновного.
Результаты таких представлений были поразительными. Город и горожане точно преобразились. Шумная жизнь богатого города притихла и сменилась мрачной серьезностью. Склонность к роскоши исчезла, и ее сменила умеренность и скромность. Кальвин вносил свою регламентацию в малейшие детали быта, определяя цвет и фасон одежды, добротность ткани и т.д.
Кальвин запретил все трактирные заведения. Женева стала настоящей духовной монархией. Даже городской совет, открывавшийся молитвой и проповедью, более походил на церковное, чем на государственное учреждение.
Неутомимый в работе, Кальвин требовал того же от других. Никто не имел права бездействовать.
Религия и страх Божий — вот те основы, на которых должна быть построена жизнь общества. Все, что противоречило этому, было достойно осуждения.
Тем не менее, созданная Кальвином теократическая система управления не имела долголетия. Сразу после смерти реформатора она была реорганизована. Еще раз подтвердилась истина, что чрезвычайностью запретов и ограничений, строгостью дисциплины можно иметь успех лишь на короткое время. Не имея внутреннего утверждения, жители Женевы после смерти Кальвина освобождались нравственно и религиозно.
В настоящее время реформатские церкви в основном лояльны по отношению к государству.
Современные объединения реформатских церквей
В конце 16-го века реформатство вышло за границы Швейцарии и распространилось в Нидерландах, Шотландии. Оно покорило Англию, хотя впоследствии доминировать стала Англиканская церковь, являющаяся соединением католицизма и лютеранства с примесью кальвинизма. Из лютеранства было заимствовано учение об оправдании по вере и учение о таинствах, учение о предопределении взято у кальвинистов.
В Восточной Европе реформатское влияние распространилось на Чехословакию, Венгрию, частично на Скандинавские страны. В нашей стране реформатские церкви имеются в Санкт-Петербурге, Москве, Казани, Твери, Симферополе.
Но не везде реформатство нашло распространение. Во Франции, например, велась борьба против сторонников нового учения, которых называли здесь гугенотами. Католическая церковь не уступала свои позиции. Но несмотря на это, реформатские гугенотские церкви основались и на территории Франции.
В настоящее время реформатские церкви объединены во Всемирный союз реформатских и пресвитерианских церквей. Имеется свой печатный орган — журнал Реформатский и пресвитерианский мир, издаваемый в Женеве.
В состав Всемирного союза реформаторов входят: Пресвитерианская церковь Канады, Реформатские пресвитерианские церкви, Пресвитерианская церковь США, Реформатская церковь Америки, Федерация Протестантских церквей Швейцарии, церковь Шотландии, Реформатский Союз Латинской Америки и т.д. Всего более 40 объединений. В мире насчитывается около 50 миллионов реформатов.
С самого начала своего существования в реформатской церкви был пламенный дух благовестия, и в настоящее время он очень высок. Благовестники трудятся во многих странах Африки, Азии, Латинской Америки, где, выполняя гражданскую работу, созидают церкви.
Реформатская церковь активно вовлечена в миротворческое движение. Она является инициатором проведения различных конференций и симпозиумов за мир.
Сюзанна Л. Винсон о приходах, создающих литургический язык
Баптистская церковь Грейс в Ричмонде, штат Вирджиния, часто предлагает прихожанам написать слова, используемые в богослужении. Они обнаружили, что создание литургического языка, такого как призывы к поклонению или управлению, а также пересказы псалмов или песен, — это простой способ помочь большему количеству людей участвовать в богослужении и жизни собрания.
- Автор:
- Сюзанна Л. Винсон и Джоан Хюйзер-Хониг
- Метки:
- активное участие, творчество, гранты, межпоколенческие отношения, литургия, планирование богослужений
- Статья
- опубликовано 23 мая 2022 г.
Сюзанна Л. Винсон — младший пастор по вопросам общинной жизни в баптистской церкви Грейс в Ричмонде, штат Вирджиния. Она также визуальный художник. В этой отредактированной беседе она рассказывает, как совместное создание литургического языка во время гранта Vital Worship помогло людям всех возрастов в собрании оживить богослужение и соединиться друг с другом и с Богом.
Как бы вы описали Грейс Баптист Проект Vital Worship Grant 2020?
Совместными усилиями мы создали оригинальную литургию, гимны и искусство богослужения, которые облегчают связь с Богом во всей жизни. Это помогло нам сформировать формирующие душу привычки, которые поддерживают нас, преображают нас и позволяют нам по-другому жить во всех других сферах нашей жизни. Это также помогло нам оживить поклонение — даже онлайн и гибридное поклонение — заботиться и делиться друг с другом и общаться с Богом.
Давайте сосредоточимся здесь на написании литургии вместе. Почему это важно в баптистской церкви Грейс?
Мы стараемся использовать голоса всех членов в поклонении, потому что мы верим, что все являются служителями, и мы хотим, чтобы каждый имел право голоса. Каждую неделю мы пытаемся приглашать молодежь, произнося написанные ими слова, читая лекции или слова, написанные другими. Например, наше служение 20 декабря 2020 года включало в себя театрализованное представление, частично записанное нашими детьми и молодежью GBC и их семьями.
Во время нашего гранта мы предложили прихожанам написать литургию вокруг лекционария, не забывая при этом о нашем нынешнем состоянии — часто тяжелых обстоятельствах момента. Чаще всего эти [литургические слова] были призывами к поклонению или призывами к управлению. Во время Адвента 2020 года участники написали литургию с венком Адвента для каждого воскресенья, а член GBC Мадонна Биркеланд написала «Silence the Noise» на мелодию «Silent Night».
Литургию пишут в одиночку или группами?
И то, и другое. По крайней мере, треть нашего искусного литургического языка написана группами. Первоначально мы писали небольшими группами по сезонам, включая литургический язык, созданный для Адвента во время нашего гранта Vital Worship 2018 года. Большая часть остального написана индивидуально членами Weekly Liturgical Writers at Grace (WLWG).
Во время Адвента и Рождества 2021 года мы каждую неделю более творчески подходили к нашим службам и в целом включали больше гимнов, движений, различных стилей песен, прозы и участия общины. Каждая неделя посвящена определенной теме надежды, мира, радости или любви. Мы хотели аккуратно обработать наш опыт пандемии через каждую призму Адвента. После короткого перерыва в Великий пост 2022 года члены WLWG продолжают писать индивидуально. Слова, созданные внутри собрания, вызывают такое удивление и радость!
Как организовать литургию, написанную отдельными лицами?
участникам WLWG еженедельно раздаются темы и отрывки из Священных Писаний, которые помогают им писать призывы к поклонению или управлению. Иногда мы приглашаем людей перефразировать псалом, который будет использоваться в богослужении, например, этот пересказ 130-го псалма на нашем служении скорби 2 августа 2020 года.
У нас есть доброволец, который ведет список писателей и знает их доступность. Обычно она предлагает кому-нибудь написать что-нибудь за четыре недели до воскресенья. Она просит их представить что-нибудь в течение двух недель. Например, на службу 14 февраля она кого-то пригласила 10 января.
Даете ли вы им подсчет слов или другие указания? Что такое процесс проверки?
Наш доброволец объясняет программу чтений и богослужений на данное воскресенье. Мы не подсчитываем количество слов. Это может быть десять коротких строк или двенадцать разных строк с двумя предложениями. Мы оставляем за собой право редактировать, потому что мы заботимся об использовании языка и о том, как мы говорим о людях. Я избегаю гендерного языка, чтобы сохранить инклюзивность. В общем, мало что изменилось. Если необходимы более значительные изменения, я сообщаю об этом человеку по электронной почте или по телефону.
Как вы используете письменные материалы?
В течение большей части нашего последнего гранта ограничения, связанные с пандемией, запрещали нам собираться лично в убежище. Таким образом, помимо того, что мы попросили кого-то написать призыв к поклонению, призыв к управлению, литургические предложения, перефразированные псалмы или что-то еще, мы попросили их записать и снять на видео, как они читают свой вклад из своих домашних пространств или дворов. Добавление визуальной глубины наших домов и садов в поклонение вызывало близость. Если кому-то было неудобно вести самозапись, то этим занимались служители. Если они чувствовали себя неловко, когда их голоса записывались, мы просили кого-нибудь еще прочитать это. Иногда их письменные вклады появлялись в виде записанных голосов, а на экране появлялись изобразительное искусство или фотография.
Что говорят прихожане о богослужебном языке, созданном прихожанами?
Некоторые пожилые прихожане сказали, что слово «творческий» вызывает у них панику. Но наши участники, как правило, предлагают много щедрых отзывов о том, чтобы попробовать что-то новое. Члены часто говорили о том, насколько значимой для них была литургия, написанная другими членами. Каждую неделю они ждали, чтобы увидеть в титрах тех, кто создал слова, которые им было приятно услышать.
Члены часто говорят: «Как чудесно, как раз то, что мне нужно было услышать!» Около половины приглашенных писателей сказали: «Спасибо, что доверили мне эту ответственность. Мне понравилось проводить дополнительное время с текстом».
Когда в 2020 году во время пандемии умер один из наших адвентистских писателей, мы взяли эти придуманные слова и переработали их для богослужений, последовавших за его смертью. Эти слова приобрели такое значение для всех нас, когда мы оплакивали его утрату. Мы также обнаружили, что Священные Писания и литургия, записанные теми, кто умер, очень значимы и ценны. Какой подарок, чтобы их присутствие оставалось с нами таким образом — эти прекрасные души, которых мы любим и по которым скучаем, которые теперь находятся в великом облаке свидетелей.
Использовали ли вы язык творчески в богослужении или общинной жизни?
Во время этого гранта и нашего предыдущего люди также писали в форме гимнку — поэзии хайку, положенной на музыку. Мы поем их в церкви примерно раз в квартал в течение последних нескольких лет.
Мы иногда использовали блэкаут-поэзию на мастер-классах по творчеству и молодежных собраниях. Недавнее богослужение включало литургический танец и возможность сочинять стихи затемнения. Мы включили библейские отрывки, распечатанные в бюллетене, чтобы люди могли обвести те слова, которые им запомнились, и затемнить остальные. Они сочиняли стихи, используя слова Писания. Но мы также говорили: «Разрешите себе делать то, что вам больше всего нужно. Можно сидеть спокойно, слушать музыку, а не сочинять стихи». В эту службу мы также включили несколько произведений молодежного искусства размером с гроссбух, выставленных на столбах и окнах святилища.
Как вы во время пандемии привлекали детей и молодежь к написанию текстов для богослужений?
Во время частных бесед в Facebook с церковной молодежью в среду вечером я задал нашим детям четыре вопроса о еженедельной теме Адвента. Я говорил что-то вроде: «Знаете ли вы, что темой следующего воскресенья будет надежда на Адвент? Что такое надежда? Где найти надежду? Где ты теряешь надежду?» Затем я составил адвентистскую литургию на их языке. Они знали, что создают литургический язык, но не все знали, каким будет конечный результат.
Еще не все семьи с детьми и молодежью чувствуют себя комфортно при личной встрече. Мы обнаруживаем, что нам нужно общаться с ними в небольших группах или в другое время. И у нас все еще не так много маленьких детей в поклонении, потому что не все достаточно взрослые, чтобы сделать прививку.
Но мы уделяем больше внимания разнообразию — например, возрасту или этапу жизни — в воскресном богослужении. Ранее в этом году я изучал текст о любви и общности для предстоящего богослужения. Я понял, что это будет наиболее эффективно, если будет произнесено семьей с мужчиной, женщиной и ребенком, поэтому я пригласил одну семью прочитать этот отрывок во время поклонения.
УЗНАТЬ БОЛЬШЕ
Узнайте больше о грантах Grace Baptist на жизненно важное поклонение в 2018 и 2020 годах. Свяжитесь с Сюзанной Л. Винсон через ее веб-сайт, где вы можете пригласить ее в качестве спикера или руководителя ретрита, или через ее веб-сайт по искусству, Silver Tree Art . Прочитайте Слова поклонения: язык ученичества для верноподданного служения (привлечение поклонения) Дебры Риенстра и Рона Риенстра.
Включите JavaScript, чтобы просматривать комментарии с помощью Disqus.
Литургическое движение | Христианские церкви
- Дата:
- с. 1850 — настоящее время
- Сферы деятельности:
- христианство
миряне
литургия
См. весь связанный контент →
Литургическое движение , попытка христианских церквей 19-го и 20-го веков восстановить активное и разумное участие людей в литургии или официальных обрядах христианской религии. Движение стремилось сделать литургию более соответствующей раннехристианским традициям и более актуальной для современной христианской жизни. Процесс включал упрощение обрядов, разработку новых текстов (в случае римского католицизма, перевод латинских текстов на местный язык отдельных стран) и переосмысление как мирян, так и духовенства их роли в литургических празднованиях. Литургическое движение использовало святоотеческие и библейские исследования, христианскую археологию и возросшую доступность раннехристианской литературы и литургических текстов.
В Римско-католической церкви движение можно проследить до середины 19 века, когда оно изначально было связано с монашеским культом, особенно в бенедиктинских общинах Франции, Бельгии и Германии. Примерно после 1910 года он распространился в Голландию, Италию и Англию, а затем и в Соединенные Штаты. Примерно во время Второй мировой войны движение распространилось на приходы и стало более пастырским по тону во Франции и Германии. При пересмотре литургии была предпринята попытка привести обряды в большее соответствие с раннехристианским литургическим пониманием и практикой, но при этом учесть нынешние потребности членов церкви. Ранние изменения включали акцент на частое причастие во время мессы и некоторые изменения в церковном календаре.
Папа Пий XII сыграл важную роль в энциклике 1947 года Mediator Dei, , в которой он подчеркнул важность литургии и необходимость участия людей. Фактическая реформа обрядов началась с пересмотра Страстной недели в 1951 и 1955 годах. Второй Ватиканский собор (1962–65) одобрил цели движения и рекомендовал католикам активно участвовать в литургии; узаконил использование местного языка для литургий, отменив традиционное использование латыни в качестве единственного литургического языка; и приказал реформировать все сакраментальные обряды, задача была завершена в 1970-е годы. Новый лекционарий и календарь ( Ordo Missae ) появились в 1969 году, а окончательный римский Миссал был опубликован в 1970 году. исследования. Объединенная пресвитерианская церковь опубликовала литургию для прихожан, Worshipbook, в 1970 году. В 1978 году Лютеранская церковь в Соединенных Штатах опубликовала свою исправленную версию .