Каменноостровский цикл пушкина: МИМЕСИС, ПАРАФРАСИС, КАТАРСИС. СТАТЬЯ ВТОРАЯ |
Содержание
50 великих стихотворений. «Отцы-пустынники…»
«Отцы пустынники и жены непорочны…» (читает Я. Смоленский)
Исторический контекст
Лето 1936 года стало последним в жизни Александра Пушкина. Он провел его на даче на Каменном острове под Петербургом. Именно здесь он создал свой последний лирический цикл — «каменноостровский». Поэт не успел опубликовать свои новые стихотворения: они вышли посмертно.
Надежда Осиповна Пушкина
Незадолго до этого, весной, после продолжительной болезни, скончалась мать поэта. Ее последние дни пришлись на заключительную неделю Великого поста, а умерла Надежда Осиповна в день Христова Воскресения, 29 марта. Во время болезни матери поэт сблизился с ней и очень тяжело переживал ее кончину. Пушкин сопровождал ее гроб в родовое имение Пушкиных — Михайловское. Это было последнее посещение поэтом знакового для его творческой биографии места.
В это же время не слишком удачно складывается судьба журнала «Современник», основанного Пушкиным.
На этом фоне Пушкин пишет несколько стихотворений. Три из шести произведений «каменноостровского цикла» написаны на евангельские события. Один из текстов сам поэт назвал «молитвой». Это стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны…».
Автор
Русский мыслитель Семен Франк отмечал, что к своей поэтической деятельности Пушкин (1799–1837) относился с подлинно религиозным чувством. В его стихах явственно проступает «религиозное восприятие самой поэзии и сущности поэтического вдохновения».
Г. Гиппиус. «Портрет Пушкина». 1828 г. Литография
Пушкин хорошо знал Священное Писание. Несмотря на то, что в его время еще не существовало полного перевода Библии на русский язык, поэт читал ее на французском языке и использовал библейские сюжеты, мотивы и цитаты как в своем творчестве, так и в личной переписке. С самого детства писатель был знаком с православными традициями, посещал церковные службы, а также был внимательным читателем православной богословской литературы.
Несмотря на то, что поэт называл христианство «величайшим духовным переворотом нашей планеты», он пережил кризис и поиски веры. Но после ранения, полученного на дуэли, он исповедался и причастился. «Хочу умереть христианином…» — сказал Пушкин перед смертью, запретив друзьям мстить за себя.
О произведении
Стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны…» имеет точную дату: 22 июля 1836 года. Оно переложение известной православной молитвы Ефрема Сирина, читаемой в дни Великого поста. Что же заставило Пушкина в июле 1836 года обратиться к великопостной молитве? Главной причиной биографы и литературоведы считают воспоминание поэта о смерти матери в Пасхальное воскресенье 29 марта 1863 года. В тот год 21 июня, день рождения Надежды Осиповны Пушкиной, впервые отмечался как день ее поминовения, и это могло воскресить в памяти ее сына скорбные события. В одном из писем поэта лицейскому товарищу Михаилу Яковлеву от 9 июля Пушкин говорит, что он и его родственники продолжают носить траур.
Стихотворение было опубликовано в первом томе журнала «Современник» за 1837 год уже после смерти Пушкина. Сам поэт в черновике 1836 года дал этому стихотворению заголовок «Молитва». Публикацию сопровозждало факсимиле рукописного текста и прилагаемого к нему рисунка самого поэта, изображающего старца в келье. Журнал готовили к печати друзья Пушкина, которые учли при публикации пожелание императора Николая I: «Государь желает, чтобы эта молитва была там факсимилирована как есть и с рисунком. Это хорошо будет в 1-й книге «Современника».
Обложка журнала «Современник»
«Отцы пустынники и жены непорочны…» — одно из стихотворений «каменноостровского цикла» Пушкина, которое сам поэт пометил римской цифрой II. Остальные стихотворения этого цикла: «Подражание италиянскому» (III), «Мирская власть» (IV) и «Из Пиндемонти» (VI) (Стихотворения I и V неизвестны). Сюжеты стихотворений основаны на заключительных главах Евангелий, повествующих о предательстве Иуды Искариота, жертвенной смерти Христа и Его крестных муках. Известный литературовед Вадим Старк высказывает версию о том, что стихотворения цикла написаны «в соответствии с последовательностью событий Страстной недели и их ежегодного поминовения: среда — молитва Ефрема Сирина (в этот день она читается последний раз за Великий пост — ред.), четверг — возмездие Иуде за предательство, свершенное в ночь со среды на четверг, пятница — день смерти Христа, когда в церкви установленный накануне крест сменяет плащаница».
Стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны…» делится на две части. Само переложение молитвы составляет вторую часть. Первая — это своеобразное — вступление, в котором автор выражает свое отношение к молитвенному тексту и одновременно подготавливает своего читателя к восприятию молитвенного стиха.
В первой части автор рассуждает не только о той молитве, которую считает исключительной, но и о достоинствах других молитв. По словам князя Петра Вяземского, Пушкин «в последние годы жизни своей был проникнут красотою многих молитв, знал их наизусть и часто твердил их».
Здесь же объясняется причина обращения к тексту конкретной молитвы, которая «умиляет» и «падшего крепит неведомою силой».
Вторая часть стихотворения — это поэтическое переложение конкретной молитвы. Герой стихотворения просит оградить его душу от праздности, любоначалия и празднословия. Пушкин пересказывает молитвенные строки в соответствии со своими переживаниями, практически не отступая от канонического текста Ефрема Сирина.
Религиозные мотивы
Ефрем Сирин и отцы-пустынники
Стихотворение Александра Пушкина построено на великопостной покаянной молитве преподобного Ефрема Сирина (306—373), христианского богослова и поэта IV века, толкователя Священного Писания, знаменитого учитель покаяния. Приведем целиком текст этой молитвы:
Господи и Владыко живота моего,
дух праздности, уныния, любоначалия
и празднословия не даждь ми,
Дух же целомудрия, смиренномудрия,
терпения и любве, даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения
и не осуждати брата моего,
яко благословен еси во веки веков, аминь.
Молитва преп. Ефрема Сирина
Эта молитва читается во все дни Великого поста, начиная с подготовительной недели Масленицы и до среды Страстной недели (за исключением субботы и воскресенья).
Так как речь идет о молитве преподобного Ефрема, справедливо будет заключить, что «отцами пустынниками» поэт именует отшельников, живших в эпоху расцвета монашества (IV-VI вв.), которые были современниками знаменитого сирийского монаха.
Интересно, что первоначально в тексте Пушкина вместо слов «отцы пустынники» стояло сочетание «святые мудрецы». Так поэт конкретизировал свой выбор: из многих «мудрецов» он останавливает внимание на пустынниках, отшельниках, к числу которых принадлежал и преподобный Ефрем. Все комментаторы пушкинского стихотворения утверждают, что подобное исправление и вся работа над первой частью стихотворения одновременно свидетельствуют о стремлении Пушкина выразить особенное отношение к молитве Ефрема Сирина и о желании передать свое душевное состояние готовности к покаянию.
Черновик стихотворения и рисунок Пушкина
Сохранился пушкинский рисунок к своему стихотворению, где монах-отшельник изображен за зарешеченным окном. По мнению исследователей, композиция рисунка отсылает к биографии самого Ефрема Сирина — создателя молитвы. Однажды его обвинили в краже и посадили в темницу. Здесь он услышал голос, который призывал его к покаянию и исправлению своих жизненных ошибок. Когда Ефрема оправдали и освободили, он удалился в пустыню, где вел подвижническую жизнь.
Кто такие «жены непорочны» в стихотворении Пушкина?
С этим образом чистоты духа тесно связана дата написания стихотворения (22 июля). Это день ежегодной памяти жены-мироносицы Марии Магдалины. С этим христианским праздником вполне могло быть связано употребление в поэтическом тексте «жен непорочных». Также 22 июля в доме Пушкиных было домашним праздником: это были именины Марии Алексеевны Ганнибал — покойной бабушки писателя, а с 1832 года стали отмечать именины старшей дочери поэта — Марии.
Что такое «области заочны» и как туда попасть?
Во второй строке стихотворения («Чтоб сердцем возлетать во области заочны») автор акцентирует внимание на роли сердца в молитвенной жизни. Именно оно, непорочное и чистое, может «возлетать» к Господу в «области заочны» — невидимые для простого взора. В заповедях блаженства сказано, что только чистые сердцем Бога узрят (Мф 5:8). Чистая, сердечная молитва — это вершина духовной жизни. Комментируя текст Пушкина, литературовед Валерий Лепахин отмечал: «Первая цель молитвы — укреплять сердце в борьбе против «дольних», то есть земных, искушений («Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв»)».
Как выглядит «змея любоначалия»
В строках стихотворения Пушкина возникает образ «любоначалия, змеи сокрытой сей», который отсутствует в оригинальной молитве. Грех любоначалия — это желание властвовать над людьми. Стремление к людей к власти Пушкин всегда считал пагубным: «Чины сделались страстию русского народа», — писал поэт,.
В заключительных строках поэт говорит о добродетелях — духе смирения, терпения, любви и целомудрия, которые просит Господа оживить в его сердце. Именно эти добродетели молящиеся просят даровать им, читая молитву Ефрема Сирина во время Великого поста.
Александр Пушкин. «Отцы пустынники и жены…» Читает Василий Лановой
Непонятные слова
Непорочный — 1) девственный; 2) нравственно чистый, безгрешный
Возлетать (устар.) = взлетать
Заочный — незримый, невидимый
Дольний — земной
Любоначалие (устар.) — любовь к власти, стремление к ней; властолюбие
Сей (устар.) — этот
Празднословие (книжн.) — пустые, праздные слова, разговоры
Прегрешение (устар.) — проступок, грех
Ася Занегина
ФОМА
Последний Великий пост в жизни Пушкина вдохновил его на лирический цикл
Стихотворения цикла были написаны на Каменном острове — съемной даче под Петербургом. Написаны через несколько месяцев после Великого поста, в июне — августе 1836-го. Но именно этот временной лаг, это странное запаздывание всегда легкокрылой музы Пушкина свидетельствуют: нужно было время для вызревания. Но что же происходило 185 лет назад, весной 1836 года?
Медленно умирала мать поэта. Никогда не отличавшаяся крепким здоровьем, к шестидесяти годам Надежда Осиповна вдруг начала сохнуть, да так, что внуки — трехлетняя Маша и двухлетний Саша бабушку уже не узнавали, пугаясь ее худобы. «Бедную мать мою я застал почти при смерти», — писал Пушкин П.А. Осиповой. Самый тяжелый период болезни пришелся на Великий пост. С больной матерью был только не очень обласканный ею в детстве «рохля» Александр: любимцу Левушке — офицеру-холостяку, картежнику и кутиле, приехать к умирающей мешала служба, Ольга, сама не отличавшаяся крепким здоровьем, была при муже в Варшаве… И да, вечно не хватало денег, даже на докторов.
Тяжелые месяцы болезни Надежды Осиповны сблизили ее с сыном. Александр был рядом, хоть и жили раздельно. Известно, что поэт со своим все разрастающимся семейством — Наталья Николаевна была снова на сносях — снимал квартиру в доме Баташева на Дворцовой набережной. Дом относился к церковному приходу Казанского собора, и это важно. Именно сюда, в Казанский собор, на службу Страстной пятницы 27 марта 1836 года пришел поэт. Свидетельство тому «каменноостровский» стих «Мирской власти». Близкий друг Пушкина П.А. Вяземский считал, что стихотворение написано в связи с тем, что в Страстную пятницу в Казанском соборе ставят солдат у Плащаницы — изображения снятого с Креста Распятого Христа. Такое бывает лишь раз в год и только в Казанском соборе, где солдаты следят, чтобы простая публика не могла помешать «гуляющим господам». В советское время в стихе видели осуждение «мирской власти». Вчитайтесь в пушкинские строчки непредвзято, и вы почувствуете, что здесь очень точные переживания событий богослужения Страстной пятницы. И боль от вторжения суетного, мирского в «великое торжество» Искупительной Жертвы Христа!
Рисунок Пушкина, изображающийсвятого Ефрема Сирина в темнице
Другой стих, который невозможно было бы написать, не участвуя в великопостных покаянных службах, Пушкин так и назвал — «Молитва». В советское время его переименовали в «Отцы пустынники и жены непорочны». По сути это достаточно точное переложение покаянной молитвы Ефрема Сирина, читаемой в храмах все будние дни Великого поста, вплоть до Страстного четверга. Молитва была создана в IV веке сирийским подвижником, чей путь к Богу был непрост и извилист. Пушкин хорошо знал житие святого, любил саму молитву, которая «и падшего крепит невиданною силой». Признавался в стихе, что ни одна молитва его так «не умиляет, //Как та, которую священник повторяет //Во дни печальные Великого поста, //Всех чаще мне она приходит на уста…» Осмелюсь предположить, что молился в 1836 году Пушкин не только о себе. О маме, о Натали, о детях.
Уже с 26 марта, в Страстной четверг, стало ясно, что жить Надежде Осиповне остается считаные часы. С 27 марта, Страстной пятницы, Пушкин почти безотлучно находится возле матери. Ночь с 28-го на 29-е, Пасхальную ночь 1836 года, Пушкин провел у ее постели, и 29 марта в 8 часов утра — вдумайтесь! — во время пасхальной заутрени Надежда Осиповна скончалась.
Начало апреля прошло для поэта в хлопотах по захоронению матери в Святогорском монастыре. Тогда же поэт приобретает землю и для себя — рядышком. А через пару месяцев Пушкин пишет «каменноостровский» цикл, свой последний лирический цикл, который невозможно оценить и понять, изъяв его из богослужений Великого поста. Закончился этот незаконченный цикл стихов строчкою не написанной — произнесенной. Сказанной К. Данзасу: «Не мстить за меня. Я все простил. Хочу умереть христианином».
Российская газета — Неделя — Федеральный выпуск: №62(8413)
Поделиться:
РелигияПравославный календарь с Марией Городовой
ГЕНЕЗИС ПОЭМЫ ПУШКИНА EXEGI MONUMENTUM (Я ПОСТАВИЛ СЕБЕ ПАМЯТНИК) – DOAJ
Abstract
Читать онлайн
Пушкинское преодоление смерти представлено двумя аспектами его творчества: стоическим христианским принятием смерти и отождествлением бессмертия души с творческим наследием. Особая роль в осмыслении этого вопроса отводится Каменноостровскому циклу стихов. Выбирая смысловые контрполюса цикла, Пушкин противопоставляет абсолютную духовную смерть (Итальянское Подражание) искупительной смерти, приобщающей людей к Вечной жизни (Временная власть). Окончательное созерцание поэтом своих былых идеалов в поэме «Из Пиндемонти» показывает смену идейных акцентов в его художественном сознании: античный вектор трансформируется в чистую эстетику, а страх смерти снимается христианскими ценностями. Эти идеи достигают своего апофеоза в поэме Exegi Monumentum («Я воздвиг себе памятник»), завершающей духовные искания Пушкина последних лет его жизни, хотя и не вошедшей в его Каменноостровский цикл стихов. Отмечено, что завещательные/манифестные темы и мотивы Пушкина впервые появляются в его лицейских произведениях и прослеживаются на протяжении всех периодов его творчества.
Ключевые слова
смерть
поэт
объем памяти
бессмертие
христианское учение
преодоление смерти
Гостиница Регина от 47$.
Saint Petersburg Hotel Deals & Reviews
21 Podrezova Street, 197136 Saint Petersburg, Sankt-Peterburg, Russia
+7 812 405 8494
From
$47
Cheapest
rate per night
Regina Hotel
Sun 1 /15
Чт 1/19
поставщик | Ночной общий |
---|---|
Hotels.com | $ 47 |
9
Об отеле «Регина»
Этот отель расположен в Петроградском районе — в 0,7 км от Санкт-Петербургского музея игрушки и в 5 км от Государственного Эрмитажа, Зимнего дворца и Петропавловской крепости. Дворцовая площадь и храм Спаса-на-Крови также находятся в пределах 5 км. Станция Петроградская находится в 10 минутах ходьбы, станция Чкаловская — в 10 минутах ходьбы.
Фотографии отеля Regina
Последние предложения отеля Regina
Sun 1/15
Чт 1/19
Показать предложения с
Бесплатная отмена
БЕСПЛАТНЫЙ завтрак
Стандартные комнаты (47 долларов США)
Стандартная комната
Тип кровати Унналиции
Тип кровать. /ночь
47 $ totalHotels.com
Посмотреть предложение
Удобства в отеле Regina
- Бар/Лаунж
- Обслуживание номеров
- Кофейня 2
- Средства для прачечной
- Express Check Out
- 24HR Front Stail
- Safe
- Multylistual Confference Commerfuls
Бесплатный Wi-Fi
0011 Служба прачечной
Служба и удобства
- Conference Roops
- Room Service
- . -out
- Круглосуточная стойка регистрации
Парковка и транспорт
- Трансфер от/до аэропорта (за дополнительную плату)
- Парковка (за дополнительную плату)
Доступность и пригодность
- домашние животные не допускаются
- Многоязычный персонал
Прачечная
- Библиотека
Чем заняться
- Прокат велосипедов
Общие
- Доступное хранилище
Health and Seange
- Safe
Основы
- бесплатно Wi-Fi
Место
21 Podrezova Street, 197136 Saint Petersburg, Sankt-Peterburg
- 11111111. 1111111111111111.111111111111111.1111111111111.111111111111.1111111111.1111111. Крейсер Аврора2,2 км
- Кунсткамера2,8 км
- Эрмитаж2,7 км
- Дворец Меншикова2,9 км
- Летний сад2,9 км
- Дворцовая площадь2,9 км
- Музейно-мемориальная квартира1.mi
- Alexander Column1.9 mi
- Bronze Horseman2 mi
- Church of the Savior on the Spilled Blood2 mi
- St. Isaac’s Cathedral2.1 mi
Policies
Check-in/Check -out | Заезд в любое время после 13:00, выезд в любое время до 12:00 |
---|---|
Отмена/предоплата | Правила отмены/предоплаты зависят от типа номера и поставщика. |
Часто задаваемые вопросы при бронировании в гостинице «Регина»
Гостиница «Регина» расположена по адресу улица Подрезова, 21 в Петроградском районе, в 4,5 км от центра Санкт-Петербурга. Петропавловская крепость – ближайший ориентир к гостинице «Регина».
Время заезда: 13:00, время выезда: 12:00 в Гостиница Регина.
Да, в отеле Regina есть бесплатный Wi-Fi.
Отель «Регина» находится в 18 км от Санкт-Петербурга Пулково.
KAYAK просматривает в Интернете все предложения по номерам в гостинице «Регина» в Санкт-Петербурге и позволяет вам сравнить их, чтобы найти лучшую цену для вашего пребывания. Многие туристические сайты в разное время предлагают скидки или специальные предложения на номера в отеле Regina Hotel, а KAYAK предоставит вам цены на огромном количестве туристических сайтов. Это означает, что вы всегда можете найти отличное предложение для Regina Hotel.
Ближайшие отели и места для проживания
Ближайший
Посмотреть другие варианты размещения поблизости
2-звездочный отель
58% дешевлеCity Time Hotel0,26 км42+
2-звездочный отель
84% дешевлеМини-отель SleepInn0,2 км16+
5 3-звездочный отель
52% дешевлеОтель Евразия0,5 кмОбслуживание номеров, Бесплатный Wi-Fi, Кофейня$48+
0-звездочный отель
83% дешевлеБольшой 43 Отель0,53 км17$+
Самые дешевые
Посмотреть 90 самых дешевых вариантов проживания в Санкт-Петербурге 905 самых дешевых вариантов проживания в Санкт-Петербурге.