Канон покаянный на русском: Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу на русском языке
Содержание
Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу на русском языке
Песнь 1.
Ирмос: Как по суше пройдя Израиль по бездне морской стопами, гнавшегося фараона видя тонущим, «Богу победную песнь воспоём,» воскликнул.
Помилуй меня, Боже, помилуй меня!
Ныне я, грешный и обременённый, к Тебе, Владыке и Богу моему приступаю; не смею взирать на небо, только молюсь: дай мне Господи ум, оплакивать дела мои горько.
Помилуй меня, Боже, помилуй меня!
О, горе мне грешному! Больше всех людей я окаянен, покаяния нет же во мне. Дай мне Господи слёзы, оплакивать дела мои горько.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу: Безумный, окаянный человек, в ленности время губящий, подумай о жизни своей и обратись к Господу Богу, и восплачь о делах своих горько.
И ныне и присно и во веки веков. Аминь: Мать Божия Пречистая, воззри на меня грешного и от сети дьявола избавь меня, и на путь покаяния наставь меня, и восплачу о делах своих горько.
Песнь 3.
Ирмос: Нет столь святого, как Ты, Господи Боже мой, воздвигший силу верующих в Тебя, Милосердный, и утвердивший нас на камне Завета Твоего.
Помилуй меня, Боже, помилуй меня!
Когда поставлены будут престолы на Суде Страшном, тогда всех людей обличаться дела, горе там будет грешникам на мучения отсылаемым: это зная, душа моя кайся о злых делах своих.
Помилуй меня, Боже, помилуй меня!
Праведные возрадуются, а грешные восплачут, тогда никто не сможет помочь нам, но дела наши осудят нас, поэтому прежде конца покайся от злых дел своих.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу: Горе мне великогрешному, делами и мыслями осквернённому, ни капли слёз не имеющему от жестокосердия; сегодня подымись от земли, душа моя, и покайся от злых дел своих.
И ныне и присно и во веки веков. Аминь: Вот, взывает Госпожа, Сын Твой, и поучает доброе творить; я же грешный избегаю всегда добра, но Ты, Милостивая, помилуй меня, да покаюсь от злых моих дел.
Седален.
Думаю о страшном дне и плачу о делах моих лукавых; как отвечу Бессмертному Царю и с каким дерзновением посмотрю на Судью я, блудный? Благоутробный Отец, Единородный Сын и Дух Святой, помилуй меня.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь
Связанный сегодня многими цепями грехов и содержим лютыми страстями и бедами, к Тебе прибегаю, моему спасению и взываю: помоги мне Дева, Матерь Божия.
Песнь 4.
Ирмос: Христос – моя сила, Бог и Господь! – Святая Церковь с благоговением громко поет, от чистого сердца празднуя Господа.
Помилуй меня, Боже, помилуй меня!
Путь здесь широк и удобен для предания сладострастью, но горько будет в последний день, когда душа от тела отлучаться будет: хранись от сего, человек, ради Царства Божьего.
Помилуй меня, Боже, помилуй меня!
Зачем обездоленного обижаешь, плату работнику не отдаёшь, брата твоего не любишь, к славе и блуду стремишься? Оставь это душа моя и покайся ради Царства Божьего.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу: О, безумный человек, доколе увязаешь, как пчела, собирая богатство своё? Ибо вскоре погибнет оно, как прах и пепел, лучше ищи Царства Божьего.
И ныне и присно и во веки веков. Аминь: Госпожа Богородица, помилуй меня грешного, и в добродетели укрепи и соблюди меня, да нежданная смерть не похитит меня неготового; доведи меня, Дева, до Царства Божьего.
Песнь 5.
Ирмос: Божественным светом Твоим, Милосердый, с раннего утра к Тебе обращающихся души любовью озари; молю Тебя, возбуди светлое стремление знать Тебя, Слово Божие, истинного Бога, призывающего к Себе из мрака греховного.
Помилуй меня, Боже, помилуй меня!
Вспомни окаянный человек, как лжи, клевете, разбою, немощам, лютым зверям грехов порабощён ты; душа моя грешная, этого ли хотела ты?
Помилуй меня, Боже, помилуй меня!
Трепещут мои члены, всеми сотворил грех: глазами смотрел непотребное, ушами слушал непотребное, языком вещал непотребное, всего себя геенне предал; душа моя грешная, этого ли хотела ты?
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу: Блудницы и разбойника покаяние Ты принял, Спаситель, я же один ленью греховной обременился и злым делам поработился: душа моя грешная, этого ли хотела ты?
И ныне и присно и во веки веков. Аминь: Дивная и скорая помощница всем людям, Матерь Божия, помоги мне недостойному, душа моя грешная того хочет.
Песнь 6.
Ирмос: Житейское море видя, волнуемое бурею искушений, в тихое пристанище Твоё укрывшись, взываю к Тебе: спаси от погибели жизнь мою, Многомилостивый!
Помилуй меня, Боже, помилуй меня!
Жизнь на земле блудно прожив, и душу во тьму предав, ныне молю Тебя, Милостивый Владыка: освободи меня от сих деяний вражеских и дай мне разум творить волю Твою.
Помилуй меня, Боже, помилуй меня!
Кто творит то же, что и я? Как свинья лежит в нечистотах, так и я греху служу. Но Ты, Господи, вырви меня из зловония этого и дай мне сердце творить заповеди Твои.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу: Воспрянь окаянный человек к Богу, вспомнив свои согрешения и со стоном и плачем повергнись перед Творцом; Он же, Милосердный, даст тебе ум знать волю Его.
И ныне и присно и во веки веков. Аминь: Богородица Дева, от видимого и невидимого зла сохрани меня, Пречистая и прими молитвы мои, и донеси их Сыну Твоему, да даст мне ум творить волю Его.
Кондак.
Душа моя, зачем богатеешь грехами, зачем творишь волю дьявола, на что надежду возлагаешь? Отстранись от этого и обратись к Богу с плачем, взывая: милосердный Господи, помилуй меня грешного.
Икос.
Подумай, душа моя, о горьком смертном часе и страшном суде Творца и Бога твоего: Ангелы грозные возьмут тебя, душа и в вечный огонь введут. Прежде смерти покайся, вопия: Господи, помилуй меня грешного.
Песнь 7.
Ирмос: Печь, окропляющую росою, Ангел сотворил для святых отроков, Халдеев же опаляла она Божиим повелением; мучителя-царя это убедило воскликнуть: «Благословен Ты, Боже отцов наших!»
Помилуй меня, Боже, помилуй меня!
Не надейся, душа моя, на тленное богатство и на неправедно накопленное; не знаешь кому всё это оставишь, но возопи: помилуй меня, Христе Боже, недостойного.
Помилуй меня, Боже, помилуй меня!
Не надейся, душа моя, на телесное здоровье и быстро проходящую красоту, видишь, как сильные и молодые умирают, но возопи: помилуй меня, Христе Боже, недостойного.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу: Вспомни, душа моя, о вечной жизни, Царстве Небесном, уготованном святым и тьме кромешной и гневе Божием злым, и возопи: помилуй меня, Христе Боже, недостойного.
И ныне и присно и во веки веков. Аминь: Припади душа моя к Божией Матери и помолись Той, Которая скорая помощница кающимся; да умолит Сына Христа Бога и помилует меня недостойного.
Песнь 8.
Ирмос: Из пламени на святых росу источил, и праведного жертву водою попалил; все совершаешь, Христос, одним хотением. Тебя превозносим во веки.
Помилуй меня, Боже, помилуй меня!
Почему не имею слёз, когда думаю о смерти, видя в гробе лежащего брата моего бесславного и безобразного? Что ожидаю и на что надеюсь? Только дай мне, Господи, прежде смерти покаяние.
Помилуй меня, Боже, помилуй меня!
Почему не имею слёз, когда думаю о смерти, видя в гробе лежащего брата моего бесславного и безобразного? Что ожидаю и на что надеюсь? Только дай мне, Господи, прежде смерти покаяние.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу: Верую, что придёшь судить живых и мёртвых, и все встанут в своём чине, старые и молодые, владыки и князья, девы и священники; где окажусь я? Ради этого вопию: дай мне, Господи, прежде смерти покаяние.
И ныне и присно и во веки веков. Аминь: Пречистая Богородица, прими недостойную молитву мою и сохрани меня от внезапной смерти, и даруй мне прежде конца покаяние.
Песнь 9.
Ирмос: Бога людям невозможно видеть, на Него не смеют взглянуть Ангелов полки; чрез Тебя же, Всечистая, явилось людям Слово во Плоти. Его величая, с небесными воинствами Тебя прославляем.
Помилуй меня, Боже, помилуй меня!
Ныне я к вам прибегаю Ангелы, Архангелы и все небесные силы у Престола Божия стоящие, молитесь к Творцу своему, да избавит душу мою от муки вечной.
Помилуй меня, Боже, помилуй меня!
Ныне плачу перед вами святые патриархи, цари и пророки, апостолы и святители, и все избранники Христовы: помогите мне на суде, да спасёт Христос душу мою от силы вражеской.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу: Ныне к вам возношу руки, святые мученики, пустынники, девственницы, праведники и все святые, молящиеся к Господу за весь мир, да помилует меня в час смерти моей.
И ныне и присно и во веки веков. Аминь: Матерь Божия, помоги мне, на Тебя сильно надеющемуся, умоли Сына Твоего, да поставит меня недостойного справа от Себя, когда сядет судить живых и мёртвых. Аминь.
Молитва.
Владыка Христе Боже, Своими страданиями мои страсти исцеливший и Своими язвами мои язвы уврачевавший, даруй мне, много Тебе согрешившему, слёзы покаяния; сочетай моему телу благоухание Животворящего Тела Твоего, и услади мою душу Твоей Честной Кровью вопреки горечи, которой меня супротивник напоил. Возвыси мой ум к Тебе, к земле поникший, и возведи от пропасти погибели; ибо не имею покаяния, не имею умиления, не имею слезы утешительной, возводящей сынов к своему наследству. Омрачился я умом в житейских страстях, не могу согреться слезами любви к Тебе. Но, Владыко Господи Иисусе Христе, сокровищница милосердия и доброты, даруй мне покаяние всецелое и сердце старательное в поиске Тебя. Даруй мне благодать Твою и обнови во мне отражение Твоего образа. Оставил я Тебя, не оставь меня Ты, пойди и найди меня, возведи к пастбищу Твоему и причти меня к овцам избранного Твоего стада, напитай меня с ними от злака Божественных Твоих Таинств, молитвами Пречистой Твоей Матери и всех святых Твоих. Аминь.
Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу
Аудио:
14:22
Глас 6‑й
Пе́снь 1
Ирмо́с: Я́ко по су́ху пешеше́ствовав Изра́иль, по бе́здне стопа́ми, гони́теля фарао́на ви́дя потопля́ема, Бо́гу побе́дную пе́снь пои́м, вопия́ше.
Перевод: Как по суше прошел Израиль по бездне стопами, и взывал, гонителя фараона видя утопавшим: «Богу победную песнь воспоем!»
Припе́в: Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя.*
Ны́не приступи́х а́з гре́шный и обремене́нный к Тебе́, Влады́це и Бо́гу моему́; не сме́ю же взира́ти на не́бо, то́кмо молю́ся, глаго́ля: да́ждь ми́, Го́споди, у́м, да пла́чуся де́л мои́х го́рько.
Ныне приступил я, грешный и обременённый, к Тебе, Владыке и Богу моему; но не смею взирать на небо, только молю, возглашая: «Дай мне, Господи, разум, чтобы оплакивал я дела мои горько!»
Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя.
О, го́ре мне́ гре́шному! Па́че все́х челове́к окая́нен е́смь, покая́ния не́сть во мне́; да́ждь ми́, Го́споди, сле́зы, да пла́чуся де́л мои́х го́рько.
О, горе мне, грешному! Более всех людей окаянен я: покаяния нет во мне. Дай мне, Господи, слёзы, чтобы оплакивал я дела мои горько!
Сла́ва Отцу, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху. Безу́мне, окая́нне челове́че, в ле́ности вре́мя губи́ши; помы́сли житие́ твое́, и обрати́ся ко Го́споду Бо́гу, и пла́чися о де́лех твои́х го́рько.
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Безумный, окаянный человек, ты время в лености губишь! Помысли о жизни своей и обратись ко Господу Богу, и плачь о делах своих горько!
И ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь. Ма́ти Бо́жия Пречи́стая, воззри́ на мя́ гре́шнаго, и от се́ти диа́воли изба́ви мя́, и на пу́ть покая́ния наста́ви мя́, да пла́чуся де́л мои́х го́рько.
И ныне, и всегда, и во веки веков, аминь. Матерь Божия пречистая! Воззри на меня, грешного, и от сети диавола избавь меня, и на путь покаяния направь меня, чтобы оплакивал я дела мои горько!
Пе́снь 3
Ирмо́с: Не́сть свя́т, я́коже Ты́, Го́споди Бо́же мо́й, вознесы́й ро́г ве́рных Твои́х, Бла́же, и утверди́вый на́с на ка́мени испове́дания Твоего́.
Нет святого, как Ты, Господи Боже мой, возвысивший верных Тебе, Благой, и утвердивший нас на камне исповедания Твоего.
Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя.
Внегда́ поста́влени бу́дут престо́ли на суди́щи стра́шнем, тогда́ все́х челове́к дела́ облича́тся; го́ре та́мо бу́дет гре́шным, в му́ку отсыла́емым; и то́ ве́дущи, душе́ моя́, пока́йся от злы́х де́л твои́х.
Когда поставлены будут престолы на Страшном Суде, тогда всех людей дела обличатся; горе там будет грешным, в муку отсылаемым! И зная это, душа моя, покайся в злых делах твоих!
Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя.
Пра́ведницы возра́дуются, а гре́шнии воспла́чутся, тогда́ никто́же возмо́жет помощи́ на́м, но дела́ на́ша осу́дят на́с, те́мже пре́жде конца́ пока́йся от злы́х де́л твои́х.
Праведники возрадуются, а грешники возрыдают: тогда никто не сможет помочь нам, но дела наши осудят нас. Потому прежде конца покайся в злых делах твоих!
Сла́ва Отцу, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху. Увы́ мне́ великогре́шному, и́же де́лы и мы́сльми оскверни́вся, ни ка́пли сле́з име́ю от жестосе́рдия; ны́не возни́кни от земли́, душе́ моя́, и пока́йся от злы́х де́л твои́х.
Увы мне, многогрешному! Я, делами и мыслями осквернившись, ни капли слёз не имею от жестокосердия! Ныне воспрянь от земли, душа моя, и покайся в злых делах твоих!
И ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь. Се́, взыва́ет, Госпоже́, Сы́н Тво́й, и поуча́ет на́с на до́брое, а́з же гре́шный добра́ всегда́ бе́гаю; но Ты́, Ми́лостивая, поми́луй мя́, да пока́юся от злы́х мои́х де́л.
Вот, взывает, Госпожа, Сын Твой и нас научает доброму; я же, грешный, всегда бегу от добра! Но Ты, Милостивая, помилуй меня, чтобы я раскаялся в делах моих злых!
Седа́лен, гла́с 6‑й
Помышля́ю де́нь стра́шный и пла́чуся дея́ний мои́х лука́вых: ка́ко отвеща́ю Безсме́ртному Царю́, или́ ко́им дерзнове́нием воззрю́ на Судию́, блу́дный а́з? Благоутро́бный О́тче, Сы́не Единоро́дный и Ду́ше Святы́й, поми́луй мя́.
Помышляю о дне страшном и плачу о деяниях моих лукавых, как отвечу Бессмертному Царю? И как дерзну воззреть на Судию, я, блудный? Милосердный Отец, Сын Единородный, Дух Святой, помилуй меня.
Сла́ва Отцу, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, и ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь.
Богоро́дичен
Свя́зан мно́гими ны́не плени́цами грехо́в и содержи́м лю́тыми страстьми́ и беда́ми, к Тебе́ прибега́ю, моему́ спасе́нию, и вопию́: помози́ ми́, Де́во, Ма́ти Бо́жия.
Ныне, связанный многими узами грехов и теснимый лютыми страданиями и бедами, к Тебе прибегаю, моему спасению, и взываю: «Помоги мне, Дева, Матерь Божия!»
Пе́снь 4
Ирмо́с: Христо́с моя́ си́ла, Бо́г и Госпо́дь, честна́я Це́рковь боголе́пно пое́т, взыва́ющи от смы́сла чи́ста, о Го́споде пра́зднующи.
Христос моя сила, Бог и Господь, святая Церковь благоговейно поёт, взывая, от чистого разума в Господе торжествуя.
Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя.
Широ́к пу́ть зде́ и уго́дный сла́сти твори́ти, но го́рько бу́дет в после́дний де́нь, егда́ душа́ от те́ла разлуча́тися бу́дет: блюди́ся от си́х, челове́че, Ца́рствия ра́ди Бо́жия.
Широк путь здесь и легко делать приятное, но горько будет в последний день, когда душа с телом разлучаться будет! Храни себя от того, человек, ради Царства Божия!
Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя.
Почто́ убо́гаго оби́диши, мзду́ нае́мничу уде́ржуеши, бра́та твоего́ не лю́биши, блу́д и го́рдость го́ниши? Оста́ви у́бо сия́, душе́ моя́, и пока́йся Ца́рствия ра́ди Бо́жия.
Зачем бедного обижаешь, плату работника удерживаешь, брата своего не любишь, к блуду и гордыне стремишься? Оставь же все это, душа моя, и покайся ради Царствия Божия!
Сла́ва Отцу, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху. О, безу́мный челове́че, доко́ле углеба́еши, я́ко пчела́, собира́ющи бога́тство твое́? Вско́ре бо поги́бнет, я́ко пра́х и пе́пел: но бо́лее взыщи́ Ца́рствия Бо́жия.
О безумный человек! Доколе будешь суетиться, словно пчела, собирая богатство своё? Ведь вскоре погибнет оно, как прах и пепел; но ты прежде взыщи Царствия Божия.
И ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь. Госпоже́ Богоро́дице, поми́луй мя́ гре́шнаго, и в доброде́тели укрепи́, и соблюди́ мя́, да на́глая сме́рть не похи́тит мя́ негото́ваго, и доведи́ мя́, Де́во, Ца́рствия Бо́жия.
Госпожа Богородица! Помилуй меня, грешного, и в добродетели укрепи и сохрани меня, чтобы внезапная смерть не похитила меня, неготового, и доведи меня, Дева, до Царствия Божия!
Пе́снь 5
Ирмо́с: Бо́жиим све́том Твои́м, Бла́же, у́тренюющих Ти́ ду́ши любо́вию озари́, молю́ся, Тя́ ве́дети, Сло́ве Бо́жий, и́стиннаго Бо́га, от мра́ка грехо́внаго взыва́юща.
Божественным светом Своим, Благой, души с рассвета к Тебе стремящихся любовью озари, молюсь я, чтобы знать Тебя, Слово Божие, истинного Бога, от мрака грехов к Себе призывающего.
Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя.
Воспомяни́, окая́нный челове́че, ка́ко лжа́м, клевета́м, разбо́ю, не́мощем, лю́тым звере́м, грехо́в ра́ди порабоще́н еси́; душе́ моя́ гре́шная, того́ ли восхоте́ла еси́?
Вспомни, окаянный человек, как лжи, клевете, разбою, болезням, словно лютым зверям, порабощён ты по грехам своим! Душа моя грешная, того ли желала ты?
Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя.
Трепе́щут ми́ у́ди, все́ми бо сотвори́х вину́: очи́ма взира́яй, уши́ма слы́шай, язы́ком зла́я глаго́ляй, всего́ себе́ гее́нне предая́й; душе́ моя́ гре́шная, сего́ ли восхоте́ла еси́?
Трепещут члены тела моего, ибо я всеми ими провинился: глазами взирая, ушами слушая, языком говоря злое, всего себя геенне предал! Душа моя грешная, этого ли желала ты?
Сла́ва Отцу, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху. Блудника́ и разбо́йника ка́ющася прия́л еси́, Спа́се, а́з же еди́н ле́ностию грехо́вною отягчи́хся и злы́м дело́м порабо́тихся, душе́ моя́ гре́шная, сего́ ли восхоте́ла еси́?
Блудного сына и разбойника кающегося принял Ты, Спаситель; но лишь я один греховной ленью отягчён и злым делам порабощён! Душа моя грешная, этого ли желала ты?
И ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь. Ди́вная и ско́рая помо́щнице все́м челове́ком, Ма́ти Бо́жия, помози́ мне́ недосто́йному, душа́ бо моя́ гре́шная того́ восхоте́.
Дивная и скорая помощница всем людям, Матерь Божия! Помоги мне, недостойному, ибо душа моя грешная того возжелала!
Пе́снь 6
Ирмо́с: Жите́йское мо́ре, воздвиза́емое зря́ напа́стей бу́рею, к ти́хому приста́нищу Твоему́ прите́к, вопию́ Ти́: возведи́ от тли́ живо́т мо́й, Многоми́лостиве.
Житейское море видя, поднимающееся волнами искушений, я, к тихой пристани Твоей стремясь, взываю Тебе: «Возведи от погибели жизнь мою, Многомилостивый!»
Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя.
Житие́ на земли́ блу́дно пожи́х и ду́шу во тьму́ преда́х, ны́не у́бо молю́ Тя́, Ми́лостивый Влады́ко: свободи́ мя́ от рабо́ты сея́ вра́жия, и да́ждь ми́ ра́зум твори́ти во́лю Твою́.
Жизнь земную я блудно прожил и душу во тьму предал; ныне же молю Тебя, милостивый Владыка: освободи меня от этого рабства врагу и дай мне разум исполнять волю Твою!
Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя.
Кто́ твори́т такова́я, я́коже а́з? Я́коже бо свиния́ лежи́т в калу́, та́ко и а́з греху́ служу́. Но Ты́, Го́споди, исто́ргни мя́ от гну́са сего́ и да́ждь ми́ се́рдце твори́ти за́поведи Твоя́.
Кто совершает такое, как я? Ибо как свинья лежит в грязи, так же и я греху служу. Но Ты, Господи, исторгни меня из гнусности той и дай мне сердце, готовое исполнять заповеди Твои!
Сла́ва Отцу, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху. Воспряни́, окая́нный челове́че, к Бо́гу, воспомяну́в своя́ согреше́ния, припа́дая ко Творцу́, слезя́ и стеня́; То́й же, я́ко милосе́рд, да́ст ти́ у́м зна́ти во́лю Свою́.
Воспрянь к Богу, окаянный человек, вспомнив свои согрешения, припадая ко Творцу, проливая слезы и стеная! Он же, как милосердный, даст тебе ум познать волю Его!
И ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь. Богоро́дице Де́во, от ви́димаго и неви́димаго зла́ сохрани́ мя́, Пречи́стая, и приими́ моли́твы моя́, и донеси́ я́ Сы́ну Твоему́, да да́ст ми́ у́м твори́ти во́лю Его́.
Богородица Дева! От видимого и невидимого зла сохрани меня, Пречистая, и прими прошения мои, и передай их Сыну Твоему, да даст мне ум исполнять волю Его!
Конда́к
Душе́ моя́, почто́ греха́ми богате́еши, почто́ во́лю диа́волю твори́ши, в чесо́м наде́жду полага́еши? Преста́ни от си́х и обрати́ся к Бо́гу с пла́чем, зову́щи: милосе́рде Го́споди, поми́луй мя́ гре́шнаго.
Душа моя! Зачем грехами богатеешь? Зачем волю диавола исполняешь? На что надежду возлагаешь? Перестань так поступать и обратись к Богу, с плачем взывая: «Милосердный Господи, помилуй меня, грешного!»
И́кос
Помы́сли, душе́ моя́, го́рький ча́с сме́рти и стра́шный су́д Творца́ твоего́ и Бо́га: А́нгели бо гро́знии по́ймут тя́, душе́, и в ве́чный о́гнь введу́т: у́бо пре́жде сме́рти пока́йся, вопию́щи: Го́споди, поми́луй мя́ гре́шнаго.
Помысли, душа моя, о горьком часе смерти и о Страшном Суде Творца твоего и Бога. Ведь тогда Ангелы грозные возьмут тебя, душа, и в вечный огонь введут. Так покайся же прежде смерти, взывая: «Господи, помилуй меня, грешного!»
Пе́снь 7
Ирмо́с: Росода́тельну у́бо пе́щь соде́ла А́нгел преподо́бным отроко́м, халде́и же опаля́ющее веле́ние Бо́жие, мучи́теля увеща́ вопи́ти: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.
Росоносною соделал печь Ангел для благочестивых отроков, а Божие веление, халдеев опалявшее, мучителя заставило взывать: «Благословен Ты, Боже отцов наших!»
Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя.
Не наде́йся, душе́ моя́, на тле́нное бога́тство и на непра́ведное собра́ние, вся́ бо сия́ не ве́си кому́ оста́виши, но возопи́й: поми́луй мя́, Христе́ Бо́же, недосто́йнаго.
Не полагайся, душа моя, на тленное богатство и на неправедное стяжание; ведь не знаешь ты, кому всё это оставишь, но воззови: «Помилуй меня, Христе Боже, недостойного!»
Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя.
Не упова́й, душе́ моя́, на теле́сное здра́вие и на скоромимоходя́щую красоту́, ви́диши бо, я́ко си́льнии и млади́и умира́ют; но возопи́й: поми́луй мя́, Христе́ Бо́же, недосто́йнаго.
Не надейся, душа моя, на телесное здоровье и на скоро преходящую красоту; ведь ты видишь, как сильные и молодые умирают, но воззови: “Помилуй меня, Христе Боже, недостойного!»
Сла́ва Отцу, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху. Воспомяни́, душе́ моя́, ве́чное житие́, Ца́рство Небе́сное, угото́ванное святы́м, и тьму́ кроме́шную и гне́в Бо́жий злы́м, и возопи́й: поми́луй мя́, Христе́ Бо́же, недосто́йнаго.
Вспомни, душа моя, о вечной жизни и о Царстве Небесном, уготованном святым, и о тьме кромешной и гневе Божием – злым, и воззови: «Помилуй меня, Христе Боже, недостойного!»
И ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь. Припади́, душе́ моя́, к Бо́жией Ма́тери и помоли́ся То́й, е́сть бо ско́рая помо́щница ка́ющимся, умо́лит Сы́на Христа́ Бо́га, и поми́лует мя́ недосто́йнаго.
Припади, душа моя, к Божией Матери и помолись Ей, ибо Она, скорая Помощница кающимся, умолит Сына, Христа Бога, и Он помилует меня, недостойного.
Пе́снь 8
Ирмо́с: Из пла́мене преподо́бным ро́су источи́л еси́ и пра́веднаго же́ртву водо́ю попали́л еси́: вся́ бо твори́ши, Христе́, то́кмо е́же хоте́ти. Тя́ превозно́сим во вся́ ве́ки.
Из пламени Ты для благочестивых росу источил, и жертву праведника водою попалил: ибо Ты все совершаешь, Христе, одним Своим хотением. Тебя мы превозносим во все века.
Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя.
Ка́ко не и́мам пла́катися, егда́ помышля́ю сме́рть, ви́дех бо во гро́бе лежа́ща бра́та моего́, безсла́вна и безобра́зна? Что́ у́бо ча́ю, и на что́ наде́юся? То́кмо да́ждь ми́, Го́споди, пре́жде конца́ покая́ние. (Два́жды)
Как мне не плакать, когда помышляю о смерти! Ибо видел я лежащего во гробе брата своего бесславным и безобразным. Чего же я жду и на что надеюсь? Только дай мне, Господи, прежде конца покаяние!
Сла́ва Отцу, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху. Ве́рую, я́ко прии́деши суди́ти живы́х и ме́ртвых, и вси́ во свое́м чи́ну ста́нут, ста́рии и млади́и, влады́ки и кня́зи, де́вы и свяще́нницы; где́ обря́щуся а́з? Сего́ ра́ди вопию́: да́ждь ми́, Го́споди, пре́жде конца́ покая́ние.
Верую, что Ты придёшь судить живых и мёртвых, и все по чину своему станут: старые и молодые, владыки и князья, девы и священники. Но где окажусь я? Потому взываю: «Дай мне, Господи, прежде конца покаяние!»
И ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь. Пречи́стая Богоро́дице, приими́ недосто́йную моли́тву мою́ и сохрани́ мя́ от на́глыя сме́рти, и да́руй ми́ пре́жде конца́ покая́ние.
Пречистая Богородица! Прими недостойную молитву мою, и сохрани меня от внезапной смерти и даруй мне прежде конца покаяние!
Пе́снь 9
Ирмо́с: Бо́га челове́ком невозмо́жно ви́дети, на Него́же не сме́ют чи́ни А́нгельстии взира́ти; Тобо́ю же, Всечи́стая, яви́ся челове́ком Сло́во Воплоще́нно, Его́же велича́юще, с небе́сными во́и Тя́ ублажа́ем.
Невозможно людям увидеть Бога, на Которого не смеют и сонмы Ангелов взирать; но чрез Тебя, Всечистая, стало видимым для смертных Слово воплощённое. Его величая, мы вместе с небесными воинствами Тебя восхваляем.
Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя.
Ны́не к ва́м прибега́ю, А́нгели, Арха́нгели и вся́ небе́сныя си́лы, у Престо́ла Бо́жия стоя́щии, моли́теся ко Творцу́ своему́, да изба́вит ду́шу мою́ от му́ки ве́чныя.
Ныне к вам прибегаю, Ангелы, Архангелы и все небесные Силы, у престола Божия стоящие: молитесь Творцу своему, да избавит Он душу мою от муки вечной!
Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя.
Ны́не пла́чуся к ва́м, святи́и патриа́рси, ца́рие и проро́цы, апо́столи и святи́телие и вси́ избра́ннии Христо́вы: помози́те ми́ на суде́, да спасе́т ду́шу мою́ от си́лы вра́жия.
Ныне плачу пред вами, святые праотцы, цари и пророки, апостолы и святители, и все избранники Христовы: помогите мне на Суде, да спасет Господь душу мою от силы вражией!
Сла́ва Отцу, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху. Ны́не к ва́м воздежу́ ру́це, святи́и му́ченицы, пусты́нницы, де́вственницы, пра́ведницы и вси́ святи́и, моля́щиися ко Го́споду за ве́сь ми́р, да поми́лует мя́ в ча́с сме́рти моея́.
Ныне к вам возношу руки, святые мученики, пустынники, девственники, праведники и все святые, молящиеся ко Господу за весь мир, да помилует Он меня в час смерти моей!
И ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь. Ма́ти Бо́жия, помози́ ми́, на Тя́ си́льне наде́ющемуся, умоли́ Сы́на Своего́, да поста́вит мя́ недосто́йнаго одесну́ю Себе́, егда́ ся́дет судя́й живы́х и ме́ртвых, ами́нь.
Матерь Божия, помоги мне, на Тебя крепко надеющемуся, умоли Сына Своего, да поставит Он меня, недостойного, справа от Себя, когда сядет судить живых и мёртвых! Аминь.
Моли́тва
Влады́ко Христе́ Бо́же, И́же страстьми́ Свои́ми стра́сти моя́ исцели́вый и я́звами Свои́ми я́звы моя́ уврачева́вый, да́руй мне́, мно́го Тебе́ прегреши́вшему, сле́зы умиле́ния; сраствори́ моему́ те́лу от обоня́ния Животворя́щаго Те́ла Твоего́, и наслади́ ду́шу мою́ Твое́ю Честно́ю Кро́вию от го́рести, е́юже мя́ сопроти́вник напои́; возвы́си мо́й у́м к Тебе́, до́лу пони́кший, и возведи́ от про́пасти поги́бели: я́ко не и́мам покая́ния, не и́мам умиле́ния, не и́мам сле́зы уте́шительныя, возводя́щия ча́да ко своему́ насле́дию. Омрачи́хся умо́м в жите́йских страсте́х, не могу́ воззре́ти к Тебе́ в боле́зни, не могу́ согре́тися слеза́ми, я́же к Тебе́ любве́. Но, Влады́ко Го́споди Иису́се Христе́, сокро́вище благи́х, да́руй мне́ покая́ние всеце́лое и се́рдце люботру́дное во взыска́ние Твое́, да́руй мне́ благода́ть Твою́ и обнови́ во мне́ зра́ки Твоего́ о́браза. Оста́вих Тя́, не оста́ви мене́; изы́ди на взыска́ние мое́, возведи́ к па́жити Твое́й и сопричти́ мя́ овца́м избра́ннаго Твоего́ ста́да, воспита́й мя́ с ни́ми от зла́ка Боже́ственных Твои́х Та́инств, моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере и все́х святы́х Твои́х. Ами́нь.
Владыка Христос Бог, страданиями Твоими страсти мои исцеливший и ранами Твоими язвы мои уврачевавший! Даруй мне, много пред Тобою согрешившему, слёзы сокрушения о грехах. Даруй моему телу принять благоухание животворящего Тела Твоего, и подай душе моей сладость Твоей драгоценной Крови вместо горечи, которой напоил меня враг. Возвысь к Тебе мой ум, к земле поникший, и возведи из пропасти погибельной. Ибо нет во мне покаяния, нет во мне сокрушения, нет во мне слёз утешительных, приводящих чад к Отчему дому. Омрачился я разумом в житейских страстях, не могу воззреть на Тебя в страдании, не могу согреться слезами любви к Тебе! Но, Владыка Господь Иисус Христос, Сокровищница благ! Даруй мне покаяние полное и сердце, с любовью трудящееся в поисках Тебя; даруй мне благодать Твою и обнови во мне черты Твоего образа. Я оставил Тебя — не оставь меня. Выйди искать меня, приведи на Своё пастбище и сопричисли меня к овцам Твоего избранного стада, напитай меня вместе с ними от хлеба Божественных Твоих Таинств, по молитвам Пречистой Твоей Матери и всех святых Твоих. Аминь.
Справка:
В традиции Православной Церкви с древних времен в разные дни недели (седмицы) за богослужением воспоминаются те или иные события или святые – это называется «седмичным богослужебным кругом».
Со временем богослужебная традиция Церкви распространилась на домашние (келейные) молитвы.
- Богослужение понедельника содержит молитвословия Небесным Силам, вторника – Иоанну Предтече.
- В среду, пятницу и воскресенье Святая Церковь вспоминает Евангельские события предательства Спасителя, Его Крестной смерти и Воскресения, соответственно, и богослужебные тексты посвящены Господу и Пресвятой Богородице.
- Суббота по традиции день поминовения усопших и особого моления всем святым от века Богу благоугодившим.
- В четверг совершается память святых апостолов и святителя Николая Чудотворца.
* В канонах припев как молитвенное воззвание произносится перед первым и вторым (и третьим, когда оно есть) тропарем каждой песни, но не читается перед тропарями, начинающимся со «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» и «И ныне и присно и во веки веков. Аминь».
Великий канон св. Андрея Критского
- Великий канон св. Андрея Критского
Помилуй меня, Господи,
помилуй меня.
Понедельник
Формат PDF
Формат RTF
Вторник
Формат PDF
Формат RTF
Среда
Формат PDF
Формат RTF
Четверг
Формат PDF
Формат RTF
Первая неделя Великого поста издревле известна как «заря воздержания» или «чистая неделя». В течение этой недели Церковь убеждает своих чад выйти из того греховного состояния, в которое впало все человечество, потому что наши праотцы не воздержались, потому что они лишились небесных благословений, состояние греховности, которое каждый из нас умножает своими личными грехами. . Она побуждает их выйти через веру, молитву, смирение и пост, то, что угодно Богу. Это время покаяния, говорит Церковь: «Се день спасения, вход в пост. Бодрствуй, душа моя, затвори все двери, через которые входят страсти, и воззри ко Господу». (Из первого песнопения триодного канона на утрени в понедельник первой седмицы Великого поста).
Ветхозаветная Церковь, в которой особо священными были первые и последние дни нескольких великих праздников. Точно так же, по уставу, православные христиане, подготовленные и вдохновленные материнскими наставлениями, предлагаемыми их Церковью издревле, особенно строго и усердно соблюдают первую и последнюю недели Великого поста.
Службы первой седмицы особенно продолжительны, и подвиг телесного воздержания в эту неделю значительно строже, чем в последующие дни Великого поста. В течение первых четырех дней Великого поста служится Великое повечерие с чтением Великого покаянного канона св. Андрея Критского, который как бы задает тон, который должен звучать в течение всего Великого поста. В течение первой недели Великого поста канон делится на четыре отдельные части, по одной на каждом повечерии. В четверг (фактически вечер среды) пятой седмицы Великого поста наше внимание вновь обращено на дивное сочинение Андрея Первозванного, на этот раз целиком, чтобы с приближением окончания Великого поста мы не стали вялыми, небрежно и небрежно, чтобы не забыть себя и перестать строго следить за собой во всем.
Рефрен «Помилуй меня, Господи, помилуй меня» сопровождает каждый стих Великого канона. Также включены несколько тропарей в честь святого Андрея, составителя канона, и святой Марии Египетской. Иерусалимская церковь ввела эту практику еще при жизни святого Андрея. Когда в 680 году н.э. святой Андрей ехал в Константинополь на VI Вселенский Собор, он привез с собой и обнародовал как свое великое сочинение, так и житие святой Марии Египетской, написанное его соотечественником и учителем Софронием, патриархом Иерусалима. Житие преподобной Марии Египетской читается вместе с Великим каноном на утрени в среду пятой седмицы Великого поста.
Великий канон удивительнее любого другого богослужебного текста, встречавшегося во время Великого поста. Это чудо литургической гимнографии с текстами удивительной силы и поэтической красоты. Церковь решила назвать его Великим каноном не столько из-за его длины (250 тропарей, или стихов), сколько из-за качества и силы его содержания. Св. Андрей, архиепископ Критский, составивший канон в VII веке, составил и многие другие каноны, используемые Церковью в течение богослужебного года.
Великий канон состоит из беседы кающегося с его собственной душой. Разговор начинается:
«Где мне начать плакать о поступках моей жалкой жизни? Какой первый плод я принесу, Христе, в этом моем плаче? Но по состраданию Твоему даруй мне прощение грехов». – с чего мне начать каяться, ибо это так трудно.
Далее следует дивный тропарь:
«Приди, окаянная душа, с плотью твоей к Творцу всего сущего. Покайся перед Ним и впредь воздерживайся от своей прошлой жестокости; и принеси Богу слезы покаяния».
Удивительные слова, содержащие в себе и христианскую антропологию, и аскетизм: наша плоть, неотъемлемая часть человеческой природы и бытия, также должна участвовать в нашем покаянии.
Апогей этой беседы с душой, ее постоянный непрестанный призыв к покаянию заключен в кондаке, поемом после 6-го песнопения канона:
«Душа моя, душа моя, восстань! Почему ты спишь? Конец приближается, и скоро ты будешь встревожен. Смотри же, чтобы Христос, Бог твой, пощадил тебя, ибо Он везде присутствует и все наполняет».
Великий светила Церкви обращается с этими словами к самому себе, к тому, кого можно было бы описать словами, которыми он описал святую Марию Египетскую, которая действительно была «ангелом во плоти». А между тем он так обращался к себе, упрекая себя за то, что душа его дремлет. Если бы он мог видеть себя таким, как бы мы увидели себя? Как погружённые не только в духовный сон, от которого нас невозможно разбудить, но и в какой-то некроз.
Когда мы внимаем словам канона св. Андрея Критского, мы должны спросить себя: что мне делать? Если бы кто-нибудь исполнял Закон Божий, как должно, содержание его жизни было бы совсем иным. Именно поэтому Церковь предлагает нам этот глубокий Великопостный покаянный канон, полный чувства и убеждения, чтобы мы могли глубже заглянуть в свою душу и увидеть, что там. И все же душа продолжает спать; в этом наша печаль и наша беда.
В чудесной молитве преподобного Ефрема Сирина, которую мы повторяем в течение всего Великого поста, мы слышим слова следующего содержания: «Господи и Царю, даруй мне видеть беззакония мои! Я не вижу их; душа моя задремал, уснул, и я даже не могу видеть этих грехов, как должно. Как же я смогу раскаяться в них!» Именно поэтому в дни Великого поста каждый из нас должен тем более сосредоточиваться на себе, должен исследовать свою жизнь и соизмерять ее с евангельской меркой, а не с какой-либо другой.
Основной отличительной чертой Великого канона является чрезвычайно широкое использование образов и сюжетов, взятых из Священного Писания, как из Ветхого, так и из Нового Завета. К сожалению, мы не знаем Святую Библию так, как должны, и потому для многих из нас имена, упомянутые в Великом Каноне, ничего не значат.
И все же Библия — это не просто история народа Израиля. Это также великая летопись души человечества, душ, которые неоднократно падали и снова вставали перед лицом Божиим, которые неоднократно впадали в грех и неоднократно каялись. Если бы мы рассмотрели жизнь упомянутых в Библии, то увидели бы, что каждый из них представлен не столько как историческая личность, личность, совершившая то-то и то-то, а как личность, стоящая перед Живым Богом. Исторические или иные достижения человека отводятся на второе место. Остается самое главное: остался ли этот человек верным Богу или нет. Если мы прочитаем Библию и Великий Канон с этой точки зрения, то увидим, что многое из того, что говорится о праведниках и грешниках древности, есть не что иное, как летопись нашей души, наших неоднократных падений и восхождений, наш повторный грех и покаяние.
По этому поводу один религиозный писатель сказал нечто весьма уместное: «Если в наши дни многие находят [Великий канон] скучным и не относящимся к нашей жизни, то это потому, что их вера не питается из источника. Священного Писания, источника, который для отцов Церкви был источником их веры. Мы должны еще раз научиться воспринимать мир таким, каким он открывается нам в Библии, научиться жить в этом библейском мире. Нет лучшего способа научиться этому, как через церковную службу, которая не только передает нам библейское учение, но и открывает нам библейский образ жизни». (Протопресвитер Александр Шмеман, Великий пост, стр. 97).
Итак, через лиц и события, изложенные в Великом Каноне, проходит перед нами история Ветхого и Нового Заветов. Ее автор указывает нам на грехопадение наших предков и на испорченность первоначального мира. Он указывает на добродетели Ноя, а также на горечь и отсутствие покаяния, проявленные жителями Содома и Гоморры. Он воскрешает для нас память о праведных патриархах и доблестных мужах: Моисее, Иисусе Навине, Гедеоне и Иептае; он позволяет нам взглянуть на благочестие царя Давида, его падение и трогательное покаяние; он указывает нам на нечестие Ахава и Иезавели, а также на великие образцы покаяния — ниневитян, Манассии, блудницы и мудрого разбойника. Особое внимание он уделяет Марии Египетской и не раз останавливает читателя у Креста и у Гроба Господня. Везде он учит покаянию, смирению, молитве и самоотречению. Именно в этих примерах постоянно происходит увещевание к душе – [душа моя] помяни сего праведника; таким образом он угодил Богу; вспомни и того праведника; таким образом он угодил Богу; вы не сделали ничего сравнимого.
Библия говорит об одних людях в положительном свете, а о других в отрицательном. Мы должны подражать одному, а не другому.
«Седая в колеснице добродетелей, Илья был вознесен на небо, высоко над земным. Подумай, душа моя, о его восхождении». – Подумай, душа моя, о восхождении ветхозаветных праведников.
«О несчастная душа, ты всегда подражал оскверненным мыслям Гиезия. Отринь от себя, хотя бы в старости, его сребролюбие. Беги от адского огня, отвратись от зла твоего». — Хоть в старости избавься от сребролюбия Гиезия, душа, и, оставив злые дела свои, избегай огня геенны.
Как мы видим, тексты довольно сложные, а потому необходимо хорошо подготовиться к Великому Канону, чтобы мы могли его воспринять.
В заключительной оде, пропеваемой в первый день, после всех исторических воспоминаний следуют тропари удивительной силы:
«Закон бессилен, Евангелие не действует, и все Писание игнорируется тобою: пророки и все слова праведников бесполезны. Твои раны, моя душа умножились, и нет врача, чтобы исцелить тебя». – бесполезно напоминать вам о Ветхом Завете; все бесполезно. Я приведу вам примеры из Нового Завета, и, может быть, вы тогда покаетесь.
«Привожу тебе, душа моя, примеры из Нового Завета, чтобы привести тебя в умиление. Последуй примеру праведных, отвратись от грешных и молитвами и постом, целомудрием и благоговением отыграй милость Христову».
Наконец, представив все из Ветхого Завета, писатель восходит к Живодавцу, Спасителю душ наших, и, как разбойник, взывает: «Помилуй меня!» и как мытарь восклицает: «Боже, будь милостив ко мне грешному!» Подражая настойчивости хананеянки и слепого на перекрестке, он говорит: «Помилуй меня, сын Давидов! Подобно блуднице, он изливает слезы вместо мирры на голову и ноги Христа и горько плачет о себе, как Марфа и Мария о Лазаре.
Далее в Каноне подчеркивается тот факт, что худшие из грешников покаялись и войдут в Царство Небесное раньше нас:
«Христос стал человеком, призывая к покаянию воров и блудниц. Покайся, душа моя: дверь Царствия уже отворена, и фарисеи, и мытари, и прелюбодеи проходят пред тобою, изменяя жизнь свою».
И когда в каком-то душевном ужасе, следуя издалека за чудесами Спасителя, и умиляясь от каждого духовного подвига в Его земной жизни, автор Канона доходит до страшной жертвы Христовой, силы его сердца знамена, и вместе со всем Творением умолкает на дрожащей Голгофе, и в последний раз восклицает:
«О мой Судия, знающий меня, когда Ты снова придешь с ангелами, чтобы судить весь мир, взгляни на меня тогда Твоим оком милосердия и пощади меня; сжалься надо мной, Иисус, ибо я согрешил больше всех людей».
В своих заключительных тропарях Великий канон, всячески побуждая нас к покаянию, как бы раскрывает нам свой «метод» [наставления]: Как я говорил с тобою, душа! Я напомнил тебе о ветхозаветных праведниках и привел тебе примеры из Нового Завета [чтобы привести тебя к умилению], и все же это было напрасно, ибо «ты, душа моя, не последовала за их жизнями и действия. Горе тебе, когда будешь судим!» – горе тебе, когда предстанешь перед судом!
Внимая словам Великого Канона, вникнув в историю людей, бежавших от Бога только для того, чтобы Он настиг их, людей, бывших в пропастях, но которых Бог вывел, созерцаем то, что Бог приводит каждого из нас из бездны греха и отчаяния, чтобы мы могли принести Ему плоды покаяния.
Не следует думать, что покаяние состоит в том, чтобы копаться в своих личных грехах, заниматься самобичеванием и стремлением обличить в себе как можно больше зла и тьмы. Истинно покаяться — значит обратиться от тьмы к свету, от греха к праведности, понять, что наша жизнь была недостойна своего высокого звания, исповедать перед Богом, насколько мы ничтожны, и исповедать, что единственная наша надежда — это Сам Бог. Истинное покаяние — это когда предстанешь перед лицом Бога, Который, как говорит апостол Петр, «призвал вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Петра 2:9).), мы понимаем, что жизнь дана нам для того, чтобы мы стали чадами Божиими, чтобы мы могли причащаться Божественного Света. Истинное покаяние выражается не столько в словах, сколько в делах: в готовности прийти к одному на помощь другим, быть открытым с ближним, не зацикливаться на себе. Истинное покаяние — это понимание того, что, хотя мы и не обладаем силой стать истинными христианами, Бог способен сделать нас такими. Как сказано в Великом каноне, «где угодно Богу, побеждается порядок природы». То есть там, где этого желает Бог, происходят сверхъестественные события: Саул становится Павлом, Иона выводится из чрева кита, Моисей переходит море по суше, мертвый Лазарь воскресает, Мария Египетская превращается из из блудницы в великого праведника. Ибо, по словам Спасителя, «человекам это невозможно, а Богу все возможно». (Мф. 19: 26).
Протоиерей Виктор Потапов
Молитва преподобного Ефрема Сирина
Господи и Владыко живота моего, дух лености, уныния, властолюбия и празднословия отгони от меня. (Поклонение)
Но даруй мне, рабу Твоему, дух целомудрия, смирения, терпения и любви. (Поклонение)
Да, о Господь и Царь, дай мне увидеть мои собственные недостатки и не судить моих братьев и сестер. Ибо Ты благословен во веки веков. Аминь. (Прострация)
Боже, очисти мя грешного (12 раз, столько же поклонов, а потом опять всю молитву от начала до конца, а после того один великий поклон)
Великий канон св. Андрея Критского: Краткое толкование .
Пояснение
канона литургического формата
Короткий
Объяснение Великого Канона
Темы
Великого канона.
Полный
Текст Великого канона, распеваемый в 5 дней Великого
Великий пост
Биография
св. Андрея
Великий канон св. Андрея Первозванного,
епископа Крита, самый длинный каноник во всем нашем
богослужений, и связано с Великим постом, т.к.
только время, когда его назначают читать в церкви,
первые четыре ночи Великого поста (Чистый понедельник до
Чистый четверг, на великое повечерие, когда
серийно) и на утрени в четверг пятой седмицы
Великого поста, когда он читается полностью (в этом
последняя служба, вся жизнь святой Марии Египетской
также читайте).
Нет другого священного гимна
что сопоставимо с этим монументальным произведением, которое св.
Андрей писал для своих личных медитаций. Ничего такого
еще имеет свою обширную типологию и мистический
объяснения Священного Писания, как из Ветхого, так и из Нового
Заветы. Можно почти считать этот гимн
быть «обзором Ветхого и Нового Завета».
Другими его отличительными чертами являются дух
скорбное смирение, упование на Бога, сложное и
прекрасные тринитарные славословия и гимны
Богородица в каждой песне.
Канон — это диалог
между св. Андреем и его душой . Текущая тема
является настоятельным призывом изменить свою жизнь. Св.
Андрей всегда упоминает о своей греховности
противопоставляется милости Божией и использует
буквально сотни упоминаний о хорошем и плохом
примеры из Ветхого и Нового Заветов, чтобы «убедить
себя», покаяться.
Канон — древний
литургический гимн, с очень строгим форматом. Это состоит
из переменного числа частей, каждая из которых называется
«ода». Наиболее распространенные каноны имеют восемь од,
пронумерованы от одного до девяти, а ода 2 опущена.
в большинстве покаянных канонов есть все девять од. Некоторые каноны
имеют только три оды, как и многие каноны в
«Триодион» (что означает «Три
Оды»).
В любом случае у всех Одес
тот же основной формат. Ан
«Ирмос» начинает каждую Оду. Этот
обычно поется, и каждый ирмос имеет отсылку к одному
из девяти библейских песнопений , которые
отрывки из Ветхого и Нового Завета, которые можно
можно найти в приложении к любой полной богослужебной Псалтири.
(Псалтирь, уложенная для чтения на службах).
Переменное количество
«тропари» следуют, которые являются
короткие гимны на тему канона. Это
обычно распевают, а не поют. После каждого тропаря
«припев» поется. В
конец каждой оды, другой гимн, называемый
«Катавасия» , либо
Ирмос ранее воспетый, или подобный ему поется.
Тропари Великого
Канон во всех его двенадцати одах обычно поется
священник в центре храма, с хором
пение Ирмоса и Катавасии. Есть разные
традиции поклонов и земных поклонов. Некоторые падают ниц
а некоторые крестятся и трижды кланяются
после ирмоса и каждого тропаря.
Общие темы
Великий канон.
Как мы должны думать о себе
Где я начну
оплакивать дела моей несчастной жизни? Какой первый плод
принесу ли я, Христе, за нынешний мой плач? Но в
Твоё сострадание даруй мне освобождение от моего
падаетПн:1. 1
Приди, несчастная душа, с
твоя плоть, исповедуйся Творцу всего. В будущем
воздержись от прежнего зверства и принеси Богу слезы
покаянияПн:1.2
Конец близится,
моя душа приближается! Но вы не заботитесь и не готовитесь.
Времени становится все меньше. Подниматься! Судья в самом
двери. Как сон, как цветок, время этой жизни
проходит. Почему мы суетимся напрасно?
Пн:4.2
Ты
искусство Добрый Пастырь; ищи меня, агнец Твой, и не пренебрегай мною
кто заблудился пн:3.5
Не будь опорой
соль, душа моя, возвратившись; но пусть пример
Содомляне пугают вас и укрываются в
Сигор. (Бытие 19:26) Чт.
Ода 3:5
Я просмотрел все
люди Ветхого Завета в пример тебе, мой
душа. Подражайте боголюбивым делам праведников
и удаляйся от грехов
wicked. Tue Ода
8
САМОЕ ВАЖНОЕ, ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О ВЕЛИКИХ
КАНОН.
Великий Канон был написан святым человеком, чтобы научить себя
правильный образ жизни. Мы не сможем извлечь из этого пользу, если не сделаем
это приоритет стоять в молитве, в церкви, и слушать
к нему, с большим желанием и ожиданием Божьей
благодать, чтобы научить нас и исцелить нас. Наше богословие является первым и
прежде всего – переживали и молились, и не только
«учился».
Великий канон св. Андрея Критского
Как пение в понедельник
первая неделя
Как пели во вторник
первая неделя
Как пели в среду
первая неделя
Как пели в четверг
первая неделя
Как пели в четверг
Пятая неделя
День памяти 4 июля
Из пролога
Родился в Дамаске
Родители-христиане, он был немым до семи лет. Когда
родители водили его в церковь для причастия, сила
ему была дана речь. Такова божественная сила
Причастие.
Он отправился в Иерусалим в
в возрасте четырнадцати лет и был пострижен в монастыре св.
Сава Освященный. В своем понимании и аскезе он
превосходил многих старших монахов и был примером для
все. Патриарх взял его своим секретарем.
Когда монофелит
ересь, которая учила, что у Господа нет человеческой воли, кроме
только божественная, забурлила Шестая Вселенская
Собор собрался в Константинополе в 681 г., в царствование
Константин IV. Феодор, патриарх Иерусалимский, не был
смог присутствовать на Соборе, и послал Андрея, тогда
диакон, как его представитель. В Совете Андрей
показал свои великие дары: красноречие, рвение к
Вера и его редкая рассудительность. Играя важную роль в
подтвердив православную веру, Андрей вернулся к своей работе
в Иерусалиме.
Позже он был выбран и
возведен на престол архиепископа острова Крит. В качестве
архиепископ, он был очень любим народом. Он был
исполнился ревности о Православии и стойко противостоял всем
ересь. Своими молитвами он творил чудеса, управляя
Сарацины с острова Крит с помощью них. Он
написал много ученых книг, стихов и канонов, из которых
наиболее известен Великий покаянный канон, который читается
полностью в четверг пятой седмицы Великой
Быстро.
Таков был его внешний вид
вид, что, «смотря на его лицо и слушая
слова, которые лились медом из его уст, каждый человек был
коснулись и обновили». Возвращаясь из Константинополя на одном
случае он предсказал свою смерть еще до прибытия на Крит. А также
так и случилось. Когда корабль приблизился к острову
Митилена, этот свет Церкви завершил свое земное
конечно и его душа ушла в Царство Христово, примерно в
740 год.