Канон покаянный перед причастием: Каноны и молитвы для подготовки к Таинствам Покаяния и Святого Причащения

Разное

что такое покаянный канон, какие три канона перед исповедью читать 🙏 Православный клуб

Содержание

  • 1 Покаянный канон читается перед исповедью и причастием
  • 2 Перед причастием нужно прочитать дома три канона
  • 3 Канон покаянный ко Господу Нашему Иисусу Христу можно читать каждый вечер
  • 4 Благодарственный канон ко Спасителю состоит из 9 песен
  • 5 Канон покаянный ко Господу Иисусу Христу можно читать дома или слушать в храме

Без покаяния невозможна полноценная духовная жизнь человека. В этом акте человек раскрывает Богу свои грехи, а священник, как служитель Бога, отпускает их.

Строчки из покаянного канона ко Господу нашему Иисусу Христу:

«…Увы мне, великогрешному, иже делы и мысльми осквернився, ни капли слез имею от жестокосердия; ныне возникни от земли, душе моя, и покайся от злых дел твоих…»

Это православный канонник. Здесь можно найти каноны перед исповедью. Фото: img-gorod.ru

Перед тем как исповедоваться, нужно правильно к этому подготовиться. Первое, что необходимо сделать — прочитать покаянный канон. Почему он так называется? Когда читается канон?

Покаянный канон читается перед исповедью и причастием

Просить прощения за свои грехи нужно, так как Господь говорит нам о Страшном Суде. Бог придет в этот мир, чтобы судить живых и мертвых. Ради Царства Божьего, к которому должен стремиться каждый православный христианин, человек должен молиться.

Покаянный канон можно читать перед исповедью дома у икон. Фото: hranitelclub.com

Перед причастием нужно прочитать дома три канона

Перед исповедью обычно читаются все три канона. Есть специальный трехканонник, в нем вы можете найти все молитвы. Кому посвящены эти каноны?

Так выглядит страница из канонника, где можно найти совмещенный канон ко Господу Нашему Иисусу Христу, канон Богородице, канон Ангелу Хранителю. Фото: sretenie.com

Перед покаянием читается совмещенный канон ко Господу Нашему Иисусу Христу, канон Богородице, канон Ангелу Хранителю. Очень важно прочитать эти каноны перед исповедью.

Почему читается канон Божией Матери? Матерь Божия всегда помогала и защищала род человеческий, именно к ней всегда обращаются люди за помощью. Ангел Хранитель находится рядом с человеком, он охраняет его от темных сил и зла.

Канон покаянный ко Господу Нашему Иисусу Христу можно читать каждый вечер

Канон покаянный ко Господу Нашему Иисусу Христу можно читать не только перед причастием, но и каждый вечер перед сном.

Канон умилительный ко Спасителю читается для того, чтобы обрести душевный покой, раскаяться в своих грехах.

Канон Спасителю можно читать как на церковнославянском, так и на русском языке. Важно, какая будет молитва. Канон вы должны прочитать от чистого сердца, искренне, только самые искренние молитвы будут услышаны.

Канон Спасителю можно читать как на церковнославянском, так и на русском языке. Фото: dom-ikony.ru

Благодарственный канон ко Спасителю состоит из 9 песен

Благодарственный канон состоит из 9 песен. Каждая песнь начинается с ирмоса. С греческого языка, слово «ирмос» переводится как «первая строфа». Канон прославляет Господа, Божию Матерь, или посвящается и какому-либо святому.

Прослушать три канона можно на данном видео:

Во время чтения молитв нужно креститься и кланяться.

После окончания покаянного канона ко Господу читается молитва.

Молитву читают на коленях. Если нет возможности, то можно стоя.

Канон покаянный ко Господу Иисусу Христу можно читать дома или слушать в храме

Канон:

Песнь 1

Ирмос: Яко по суху пешешествовав Израиль, по бездне стопами, гонителя фараона видя потопляема, Богу победную песнь поим, вопияше.

Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Примечание: В канонах припев как молитвенное воззвание произносится перед первым и вторым (и третьим, если он есть) тропарем каждой песни, но не читается перед тропарями, начинающимися со Слава отцу, и Сыну, и Святому духу и И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Ныне приступих аз грешный и обремененный к тебе, Владыце и Богу моему; не смею же взирати на небо, токмо молюся, глаголя: даждь ми, Господи, ум, да плачуся дел моих горько.

В данном случае человек говорит Богу: «…Дай мне, Господи, разум, чтобы оплакивал я дела мои горько».

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

О, горе мне грешному! Паче всех человек окаянен есмь, покаяния несть во мне; даждь ми, Господи, слезы, да плачуся дел моих горько.

Слава: Безумне, окаянне, человече, в лености время губиши; помысли житие твое, и обратися ко Господу Богу, и плачися о делах твоих горько.

И ныне: Мати Божия Пречистая, воззри на мя грешнаго и от сети диаволи избави мя, и на путь покаяния настави мя, да плачуся дел моих горько.

Песнь 3

Ирмос: Несть свят, якоже Ты, Господи Боже мой, вознесый рог верных твоих, Блаже, и утвердивый нас на камени исповедания Твоего.

Утвердивый нас на камени исповедания Твоего. Слово исповедание означает здесь также завет: на камне Завета Твоего.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Внегда поставлени будут престоли на Судищи Страшнем, тогда всех человек дела обличатся; горе тамо будет грешным, в муку отсылаемым; и то ведущи, душе моя, покайся от злых дел твоих.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Праведницы возрадуются, а грешнии восплачутся, тогда никтоже возможет помощи нам, но дела наша осудят нас; темже прежде конца покайся от злых дел твоих.

Слава: Увы мне, великогрешному, иже делы и мысльми осквернився, ни капли слез имею от жестокосердия; ныне возникни от земли, душе моя, и покайся от злых дел твоих.

И ныне: Се, взывает, Госпоже, Сын Твой, и поучает нас на доброе, аз же грешный добра всегда бегаю; но Ты, Милостливая, помилуй мя, да покаюся от злых моих дел.

В данном случае человек говорит, что «…душа моя грешная», он просит помощи, он просит прощения своих грехов.

Седален, глас 6-й

Помышляю день страшный и плачуся деяний моих лукавых: како отвещаю Безсмертному Царю, или коим дерзновением воззрю на Судию, блудный аз? Благоутробный Отче, Сыне Единородный и Душе Святый, помилуй мя.

Слава, и ныне: Богородичен: Связан многими ныне пленицами грехов и содержимь лютыми страстьми и бедами, к Тебе прибегаю, моему спасению, и вопию: помози ми, Дево, Мати Божия.

Песнь 4

Бог и Господь, честная Церковь благолепно поет, взывающи от смысла чиста, о Господе празднующи.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Широк путь зде и угодный сласти творити, но горько будет в последний день, егда душа от тела разлучатися будет: блюдися от сих, человече, Царствия ради Божия.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Почто убогаго обидиши, мзду наемничу удержуеши, брата твоего не любиши, блуд и гордость гониши? Остави убо сия, душе моя, и покайся Царствия ради Божия.

Слава: О безумный человече, доколе углебаеши, яко пчела, собирающи богатство твое? Вскоре бо погибнет, яко прах и пепел; но более взыщи Царствия Божия.

И ныне: Госпоже Богородице, помилуй мя грешнаго, и в добродетели укрепи, и соблюди мя, да наглая смерть не похитит мя неготоваго, и доведи мя, Дево, Царствия Божия.

Песнь 5

Ирмос: Божиим светом Твоим, Блаже, утренюющих Ти души любовию озари, молюся, Тя ведети, Слове Божий, истиннаго Бога, от мрака греховнаго взывающа.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Воспомяни, окаянный человече, како лжам, клеветам, разбою, немощем, лютым зверем, грехов ради порабощен еси; душе моя грешная, того ли восхотела еси?

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Трепещу ми уди, всеми бо сотворих вину: очима взираяй, ушима слышай, языком злая глаголяй, всего себе геенне предаяй; душе моя грешная, сего ли восхотела еси?

Слава: Блудника и разбойника кающася приял еси, Спасе, аз же един леностию греховною отягчихся и злым делом поработихся; душе моя грешная, сего ли восхотела еси?

И ныне: Дивная и скорая помошнице всем человеком, Мати Божия, помози мне недостойному, душа бо моя грешная того восхоте.

Песнь 6

Ирмос: Житейское море воздвизаемое зря напастей бурею, к тихому пристанищу Твоему притек, вопию Ти: возведи от тли живот мой, Многомилостиве.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Житие на земли блудно пожих и душу во тьму предах; ныне убо молю Тя, Милостивый Владыко: свободи мя от работы сея вражия и даждь ми разум творити волю Твою.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Кто творит таковая, якоже аз? Якоже бо свиния лежит в калу, тако и аз греху служу. Но Ты, Господи, исторгни мя от гнуса сего и даждь ми сердце творити заповеди Твоя.

Фраза «якоже свинья лежит в калу, тако и аз греху служу…». В данном случае, человек, который совершает грехи, приравнивается к  свинье, которая лежит в грязи.

Слава: Воспряни, окаянный человече, к Богу, воспомянув своя согрешения, припадая ко Творцу, слезя и стеня; Той же, яко молосерд, даст ти ум знати волю Свою.

И ныне: Богородице Дево, от видимаго и невидимаго зла сохрани мя, Пречистая, и приими молитвы моя, и донеси я Сыну Твоему, да даст ми ум творити волю Его.

Кондак

Душе моя, почто грехами богатееши, почто волю диаволю твориши, в чесом надежду полагаеши? Престани от сих и обратитися к Богу с плачем, зовущи: милосерде Господи, помилуй мя грешнаго.

Икос

Помысли, душе моя, горький час смерти и Страшный Суд Творца твоего и Бога: Ангели бо грознии поймут тя, душе, и в вечный огонь введут; убо прежде смерти покайся, вопиящи: Господи, помилуй мя грешнаго.

Песнь 7

Ирмос: Росодательну убо пещь содела Ангел преподобным отроком, халдеи же опаляющее веление Божие, мучителя увеща вопити: благословен еси, Боже отец наших.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Не надейся, душе моя, на тленное богатство и на неправедное собирание, вся бо сия не веси кому оставиши, на возопий: помилуй мя, Христе Боже, недостойнаго.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Не уповай, душе моя, на телесное здравие и на скоромимоходящую красоту, видиши бо, яко сильнии и младии умирают; но возопий: помилуй мя, Христе Боже, недостойнаго.

Слава: Воспомяни, душе моя, вечное житие, Царство Небесное, уготованное святым, и тьму кромешную и гнев Божий злым, и возопий: помилуй мя, Христе Боже, недостойнаго.

И ныне: Припади, душе моя, к Божией Матери и помолися Той, есть бо скорая помощница кающимся, умолит Сына Христа Бога, и помилует мя недостойнаго.

Песнь 8

Ирмос: Из пламене преподобным росу источил еси, и праведнаго жертву водою попалил еси; вся бо твориши, Христе, токмо еже хотети. Тя превозносим во вся веки.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Како не имам плакатися, егда помышляю смерть, видех бо во гробе лежаща брата моего, безславна и безобразна? Что убо чаю, и на что надеюся? Токмо даждь ми, Господи, прежде конца покаяние (Дважды).

Слава: Верую, яко приидеши судити живых и мертвых, и вси во своем чину станут, стари и младии, владыки и князи, девы и священницы; где обрящуся аз? Сего ради вопию: даждь ми, Господи, прежде конца покаяние.

И ныне: Пречистая Богородице, приими недостойную молитву мою и сохрани мя от наглыя смерти, и даруй ми прежде конца покаяние.

Песнь 9

Ирмос: Бога человеком невозможно видети, на Негоже не смеют чини ангельстии взирати; Тобою же, Всечистая, явися человеком Слово Воплощено, Егоже величающее, с небесными вои Тя ублажаем.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Ныне к вам прибегаю, Ангели, Архангели и вся небесныя Силы, у Престола Божия стоящи, молитеся ко Творцу своему, да избавит душу мою от муки вечныя.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Ныне плачуся к вам, святии патриарси, царие и пророцы, апостоли и святителие и вси избраннии Христовы: помозите ми на Суде, да спасет душу мою от силы вражия.

Слава: Ныне к вам воздежу руце, святии мученицы, пустынницы, девственницы, праведницы и вси святии, молящиися ко Господу за весь мир, да помилует мя в час смерти моей.

И ныне: Мати Божия, помози ми, на Тя сильне надеющемуся, умоли Сына Своего, да поставит мя недостойнаго одесную Себе, егда сядет судяй живых и мертвых. Аминь.

Молитва:

Владыко Христе Боже Иже страстьми Своими страсти моя исцеливый и язвами Своими язвы моя уврачевавый, даруй мне, много Тебе прегрешившему, слезы умиления; сраствори моему телу от обоняния Животворящаго Тела Твоего, и наслади

душу мою Твоею Честною Кровию от горести, еюже мя сопротивник напои; возвыси мой ум к Тебе, долу поникший, и возведи от пропасти погибели, яко не имам покаяния, не имам умиления, не имам слезы утешительныя, возводящия чада ко своему наследию.

Омрачихся умом в житейских страстех, не могу воззрети к Тебе в болезни, не могу согретися слезами, яже к Тебе любве.

Но, Владыко Господи Иисусе Христе, Сокровище благих, даруй мне покаяние всецелое и сердце люботрудное во взыскание Твое; даруй мне благодать Твою и обнови во мне зраки Твоего образа.

Оставих Тя, не остави мене; изыди на взыскание мое; возведи к пажити Твоей и сопричти мя овцам избраннаго Твоего стада; воспитай мя с ними от злака Божественных Твоих Таинств, молитвами Пречистая Твоея Матере и всех святых Твоих. Аминь.

чем он важен и на что обратить внимание? – Православный журнал «Фома»

Приблизительное время чтения: 10 мин.

100%

+

Код для вставки

Код скопирован

Всем, кто регулярно ходит в храм и причащается, покаянный канон ко Господу хорошо знаком: ведь его чтение — один из элементов подготовки к главному таинству Церкви. Почему же именно этот канон нам рекомендует читать Церковь? Чем он так важен для нас?

У православных христиан идет Великий пост — время сугубого покаяния. Мы предлагаем нашим читателям пройти его с «Фомой». Покаяние — это путь человека к Богу. Но что Церковь понимает под покаянием? Можно ли ему научиться? Что говорится в Библия о покаянии? Для чего нужно таинство исповеди? Как к нему подготовиться? Мы собрали ответы на эти и многие другие вопросы. Добавили личные история покаяния святых и наших современников. Каждый день на foma.ru вас ждет очередной материал. Надеемся, наш проект поможет вам чаще вспоминать о главной цели Великого поста — подготовить свое сердце к встрече с Воскресшим Спасителем. Все материалы о покаянии вы можете посмотреть здесь.

Когда появился этот канон, и кто его автор?

Окончательной ясности ни с тем, ни с другим нет. Во всяком случае, то правило к причащению, которое описывается в следованных ПсалтиряхПсалтирь следованная — богослужебная книга, как правило включающая в себя, помимо собственно Псалтири, разделенной на кафизмы, еще часослов с месяцесловом (то есть календарем церковных праздников и дней памяти святых) и ряд молитвенных правил. XVI-XVII веков, сохранившихся в библиотеках ряда русских монастырей (в частности, Иосифово-Волоцкого), об этом каноне ничего не упоминает. А «Известие учительное», составленное в 1699 году для священнослужителей, готовящихся служить литургию, говорит, что, читая накануне литургии вечерние молитвы, священник должен прочесть и «определенные для себя каноны, например: акафист Боговладычице, или Господу Иисусу Христу, или каким-либо седмичнымТо есть таким, память которых будет праздноваться на предстоящей неделе. — седмице. — Прим. ред. святым, или Ангелу своему Хранителю». Возможно, покаянный канон ко Господу Иисусу Христу как раз около этого времени и начинал входить в молитвенное правило готовящихся ко Святому Причастию, по крайней мере в Русской Церкви. Едва ли клирики были к тому времени уже хорошо с ним знакомы: в этом смысле характерно, например, что слова «канон» и «акафист» используются в «Известии учительном» как синонимы.

Псалтирь следованная, 1490-1570 гг. Фото: Музеи России

В том числе и поэтому вызывает сомнение встречающееся иногда надписание этого канона именем святого Андрея Критского (конец VII — начало VIII века), того самого, который создал Великий покаянный канон. Канон ко Господу, читаемый перед Причастием, не соответствует даже формальным признакам, свойственным творениям Андрея Критского: в нем, как и в большинстве канонов, нет 2-й песни (тогда как у святителя Андрея она, наоборот, обычно присутствует), и размер песней традиционный — по четыре тропаря (у Андрея Критского их обычно больше).

Когда читается этот канон?

Покаянный канон принято читать вечером накануне причащения вместе с молебным каноном к Божией Матери и каноном ко Ангелу Хранителю. Поскольку чтение трех канонов занимает время, священник может порекомендовать начать читать их немного заранее. Если, к примеру, человек хочет причаститься в воскресенье, то ничто не мешает ему приступить к молитвенной подготовке еще с четверга: в четверг прочесть один канон, в пятницу — другой, а в субботу — третий. В сам же день причащения, собираясь в храм, положено прочесть так называемое Последование ко святому причащению: особый канон и еще несколько молитв.

Почему для подготовки к Причастию рекомендуется читать именно покаянный канон?

Таинство Причастия — вершина всей духовной жизни человека, его соединение с Самим Господом. Это великий дар человеку, но и ответственность тоже огромная, и неудивительно, что Церковь предусмотрела соответствующую подготовку к этому таинству. Сделать себя достойными Святых Даров мы не можем, но можем, образно говоря, освободить свое сердце от всего лишнего, от разного мусора, от завалов, скопившихся в нем, чтобы там нашлось место для Христа. Для этого Русская Православная Церковь установила правило: каждый желающий причаститься Тела и Крови Христовых должен предварительно очистить сердце в таинстве Покаяния, или Исповеди.

Потир и дискос, 1479 г., Вологда

И вот во всех трех канонах речь как раз о покаянии. Главное, чего мы просим у Христа, Богородицы и Ангела Хранителя, — это помочь нам увидеть наши прегрешения, наши отступления от Бога и искренне покаяться в них. И особенно ярко и рельефно эта тема звучит именно в покаянном каноне ко Господу.

На что обратить внимание в этом каноне?

В нем содержится несколько мыслей, пронизывающих этот канон целиком, от начала до конца. Давайте обратим внимание на несколько из них.

1.

«О горе мне грешному! Паче всех человек окаянен есмь, покаяния несть во мне; даждь ми, Господи, слезы, да плачуся дел моих горько».

Перевод: О горе мне грешному! Более всех людей я несчастен, и покаяния во мне нет. Дай мне, Господи, слёзы, чтобы оплакивал я дела мои горько!

Как и во многих покаянных молитвах, здесь используется метафорическое преувеличение: «паче всех человек окаянен есмь…» Казалось бы, зачем так нарочито самоуничижаться? Ясно же, что не «паче всех людей» я грешен и несчастен. Но на самом деле за этим поэтическим средством стоит важный педагогический прием: мы не начинаем исправляться, пока считаем себя «не хуже других». Поэтому нам нужно напоминать себе, что единственный человек, которого я знаю досконально, — это я сам. Ни о ком другом я не могу сказать с уверенностью, что его грехи тянут его на дно. Лишь в том, что это происходит со мной, я могу быть уверен.

И этот фрагмент, и весь канон — не что иное, как просьба к Богу дать покаяние окаменевшему, ничего не чувствующему сердцу, растопить его бесчувствие, размягчить его. Слезы не всегда признак истинного покаяния, и истинное покаяние не всегда совершается со слезами на глазах. Но в данном случае слезы — это просто метафора, выражающая возвращение к человеку живых чувств, живого сознания своего недостоинства.

2.

«Воспомяни, окаянный человече, како лжам, клеветам, разбою, немощем, лютым зверем, грехов ради порабощен еси; душе моя грешная, сего ли восхотела еси?»

Перевод: Вспомни, несчастный человек, как лжи, клевете, разбою, болезням, словно лютым зверям, порабощён ты по грехам своим! Душа моя грешная, того ли желала ты?

В чем выражается это порабощение души «лжам, клеветам, разбою, немощем, лютым зверем»? В неспособности отказаться от них. Может быть, человек, читающий канон, и не занимается «разбоем», и не клевещет на других людей. Но это просто яркие примеры. Суть не в них, а именно в привязанности души к тем страстям, которые в ней гнездятся (у каждого свои). Иной раз они могут казаться настолько сродными душе, настолько «своими», что даже и расставаться-то с ними не хочется. Все мы знаем, что обида иногда бывает сладкой; гнев приятно «тонизирует» и «разнообразит» серую будничную картину нашей жизни; блудная страсть будоражит наши инстинкты и т. д.

Страшный суд (фрагмент), фреска на контрфасаде церкви Сан-Джиминьяно, Таддео ди Бартоло, 1393

И вот автор канона призывает нас трезво оценить последствия такой жизни, жизни по страстям, и задуматься: а действительно ли мы хотим такого результата?Действительно ли желаем быть в порабощении у страстей? Ведь если дать им волю, они расправятся с нами, как те самые лютые звери. А они непременно выйдут на волю, если мы не станем удерживаться от порождаемых этими страстями грехов — поступков, слов, мыслей, в которых эти страсти, бушующие внутри нас, время от времени прорываются наружу.

Обращение к собственной душе — характерная черта этого канона, которая роднит его с Великим покаянным каноном Андрея Критского («Душе моя, душе моя, восстани, что спиши?..»). Может быть, это сходство и навело кого-то на мысль, что автором покаянного канона ко Господу тоже может быть святитель Андрей?

3.

«Житие на земли блудно пожих и душу во тьму предах, ныне убо молю Тя, милостивый Владыко: свободи мя от работы сея вражия и даждь ми разум творити волю Твою».

Перевод: Жизнь земную я блудно прожил и душу во тьму предал; ныне же молю Тебя, милостивый Владыка: освободи меня от этого рабства врагу и дай мне разум исполнять волю Твою!

Автор покаянного канона изображает человека уже почти погибшим, связанным грехами по рукам и ногам, предавшим «душу во тьму». Один только Господь может его спасти. Такая картина тоже может показаться преувеличением. Однако вспомним, что канон этот читается вечером, вместе с другими молитвами, которые тоже носят покаянный характер, по очень простой причине: предстоящая ночь в самом деле может оказаться для человека последней. Не случайно каждый вечер, прежде чем отойти ко сну, мы несколько раз произносим слова: «Да не усну в смерть». Ночь, сон и смерть с древних времен воспринимались как символы друг друга. Если не покаяться сейчас, завтра может быть уже поздно — вот какая простая мысль стоит за этими словами канона.

4.

«Како не имам плакатися, егда помышляю смерть, видех бо во гробе лежаща брата моего, безславна и безобразна? Что убо чаю и на что надеюся? Токмо даждь ми, Господи, прежде конца покаяние».

Перевод: Как мне не плакать, когда помышляю о смерти! Ибо видел я лежащего во гробе брата своего бесславным и изменившим свой лик. Чего же я жду и на что надеюсь? Только дай мне, Господи, прежде конца [жизни] покаяние!

В каноне много раз повторяется мысль, что все в этом мире преходит, все быстро заканчивается — и силы, и молодость, и сама жизнь. Мы строим планы — но вот перед нами пример нашего брата, который еще вчера тоже строил какие-то планы на будущее, а сегодня его тело будет предано земле. Вывод очевиден: нельзя откладывать покаяние, нужно спешно менять жизнь! А поскольку очень трудно решиться на радикальную перестройку всей жизни, мы просим Бога о вмешательстве: не дай мне, Господи, умереть без покаяния!

5.

«Оставих Тя, не остави мене; изыди на взыскание мое, возведи к пажити Твоей и сопричти мя овцам избраннаго Твоего стада, воспитай мя с ними от злака Божественных Твоих таинств».

Перевод: Я оставил Тебя, но Ты не оставь меня. Выйди искать меня, приведи на Своё пастбище и сопричисли меня к овцам Твоего избранного стада, напитай меня вместе с ними от хлеба Божественных Твоих таинств.

Это слова из молитвы, завершающей канон. В них заключен важный смысл: человек, как бы он ни старался вернуться к Богу, одним собственным усилием на это неспособен. Даже истинного покаяния мы принести не можем — этой мыслью канон начинается («покаяния несть во мне»), ею же он и заканчивается. Нет у меня ни слез, ни сердечного чувства, ни настоящей любви к Богу, констатируем мы печальный факт и просим, чтобы Господь Сам пришел, взыскал нас и причислил к малому стаду верных Ему людей (ср.: Лк 12:32). Это искреннее и честное признание факта, который давно знает христианство: грехопадение Адама и Евы испортило и всех нас, их далеких потомков, и исправить ситуацию мы сами не в силах — как никто (кроме выдумщика Мюнхгаузена) не в силах вытащить самого себя за волосы из болота. А значит, мы нуждаемся в Спасителе.

Сошествие во ад, Андреа Монтенья, 1455

Образы, используемые в этой молитве, восходят к евангельской притче о добром пастыре, который оставляет девяносто девять овец, послушно пасущихся на лугу, и идет искать одну потерявшуюся (Лк 15: 4–7). Если мы не хотим в очередной раз откладывать покаяние, то есть изменение себя, то лучше бы нам ассоциировать себя как раз с этой пропавшей овцой, а не с теми, что остаются верными пастуху и ходят за ним. И взывать к Богу о спасении.

Итак, покаянный канон — не упражнение в самобичевании?

Конечно, нет. Самобичевание может привести только к унынию, а цель христианина совершенно противоположная — обрести радость встречи с Богом. И все места покаянного канона, в которых нам предлагается вроде бы унизить себя, на самом деле просто напоминают нам о непреходящем правиле духовной жизни, сформулированном Господом в Евангелии: кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится (Мф 23:12). Речь не идет о том, чтобы повторять как заклинание: «я самый плохой». Речь о том, чтобы посмотреть на себя не с точки зрения обыденной жизни (когда я могу показаться себе очень даже приличным человеком с вполне извинительными слабостями), а с точки зрения евангельской истины о человеке. О том, кем призван быть человек согласно замыслу Божию. На фоне Богочеловека Иисуса Христа (соединиться с Которым мы надеемся, приступая к Чаше) всякий из нас, мягко говоря, очень несовершенен. И посмотреть на себя критическим взглядом, найти в себе изъяны и попросить у Бога помощи в их выправлении — необходимая ступень духовной жизни, которую невозможно миновать, если мы хотим взобраться выше и научиться радости пребывания с Богом.

О приготовлении ко Святому Причащению

Миссионерское измерение Литургии указывает на акт, на процесс спасительного делания Христа. Следовательно, ни один отдельный элемент Ордо не может полностью или ясно проявить это миссионерское измерение. Это должен быть процесс, направленный на те же цели, что и миссия Христа. Поскольку миссия Христа состоит в том, чтобы спасти человека, восстановив общение между человеком и Богом внутри Него, то мы должны определить процесс, посредством которого мы соединяемся со Христом, если мы хотим найти то, что проявляет миссионерское измерение Литургии. Конечно, то, что объединяет нас со Христом, — это вся наша христианская жизнь. Но если взять более узкую перспективу, то кажется, что не столько литургическое служение, сколько приготовление к этому служению наиболее ярко проявляет миссионерское измерение Литургии.

В русской традиции выделяют три обязательных элемента подготовки к причащению: пост, исповедь и определенное молитвенное правило. Когда дело доходит до поста, существует большая степень путаницы. Кажется, никто не знает точно, сколько дней голодать. Четыре дня (со среды по субботу)? Два дня (пятница и суббота)? Как частота причастия влияет на количество разгрузочных дней? Должны ли христиане вообще отказаться от поста, если они причащаются каждую неделю? Почему? Умеют ли они готовиться к причастию без поста? Если так, то, может быть, верующие, причащающиеся раз в две недели или раз в месяц, тоже могли бы готовиться к причащению без поста. Насколько строго нужно поститься? Должна ли это быть просто веганская диета или это должен быть настоящий пост в полном смысле этого слова?

Чаще всего приходится слышать, что во всех этих вопросах должен помочь духовник человека. Хотя это и звучит как хороший совет, на практике у большинства людей нет духовников. У них может быть приходской священник, который знает их более или менее, но есть ограниченное количество людей (очень мало), которых один священник может очень хорошо знать в любом приходе. В более крупных приходах священник просто не очень хорошо знает всех своих прихожан и поэтому всем дает одни и те же общие советы. Священник решает, какое правило ему ближе, и провозглашает его в своем приходе. Печальная правда состоит в том, что в больших приходах пастырское служение представляет собой скорее массовое ремесло, чем специализированное индивидуально-ориентированное искусство. Может быть, поэтому после двух тысячелетий совершения Литургии мы до сих пор, как Церковь, недоумеваем о посте в субботу перед воскресным причастием, а если поститься, то насколько строго. Ситуация становится еще более запутанной, когда пастыри советуют своим прихожанам поститься в субботу перед причастием, а сами не соблюдают пост, хотя готовятся к литургии. (Хотя я слышал об одной епархии, где правящий архиерей предписывал всему духовенству воздерживаться от мяса по субботам.) Возможно, всеобъемлющее богословие субботы как субботы, празднования творения Божия уместно с ясным пониманием того, как это происходит. Празднование связано с Восьмым Днем, Днем Господним, который следует за ним.

Можно сделать две вещи, чтобы изменить текущую ситуацию в положительном направлении. Во-первых, мы должны отойти от представления о посте как о веганской диете с различными устроениями — для молодых, старых, для тех, кто учится, для тех, кто работает, для тех, кто плохо себя чувствует, для духовенства, для причащающихся. часто — редко посещающие церковь (чтобы не отпугнуть их требованием поста) и т. д. Это не что иное, как профанация поста, насмешка. Один вдумчивый мужчина однажды заметил мне, что полезнее съесть небольшой кусочек мяса, чем съесть «десять тарелок макарон». Он, безусловно, был прав, и все же по какой-то странной причине тот, кто съел маленький кусочек мяса, будет считаться нарушившим пост и должен будет раскаяться в этом проступке, а тот, кто набил свой живот десятью тарелками макарон или веганский торт с мороженым будет считаться благочестивым быстрее. Не пора ли нам переосмыслить эту ситуацию?

Исповедь в Русской Церкви обычно является стандартом, и я не хочу здесь останавливаться на деталях по одной простой причине: в Русской Церкви большинство людей исповедуются перед причастием, даже если это происходит каждую неделю. Качество их исповеди действительно должно оставаться между ними и их духовником. Некоторые умеют наблюдать за собой и замечать симптомы своей падшей природы, другие не так искусны. Некоторым удобно рассказывать священнику самые грязные мысли, которые у них когда-либо были (это, кажется, обычное «зависание», а не убийство или воровство), другие — нет. Но здесь следует отметить, что многие люди неправильно понимают, что такое исповедь на самом деле.

Часто понимают, что исповедоваться — значит объявить о своих грехах и раскаяться в них. Это приводит как минимум к двум проблемам. Очень даже можно продолжать грешить и на каждой исповеди объявлять, что я согрешил и действительно сожалею об этом. Вторая проблема заключается в том, что делать с грехами, которые являются не действиями, а условиями или состояниями. Я могу признаться, что на этой неделе я был раздражителен, но я уже признался в этом на прошлой неделе и прекрасно понимаю, что на следующей неделе мне снова придется признаться в этом. Как мы обсуждали ранее, у большинства людей нет духовника, который мог бы проводить с ними много времени, работая с ними и направляя их на духовном пути. Приходские священники, как ни стараются, имеют ограниченное количество времени, чтобы провести с человеком во время исповеди, особенно если есть очередь из других прихожан, ожидающих. Ясно, что мы, как пастыри, должны больше стараться и прилагать больше усилий, чтобы направлять нашу паству. Некоторым из моих прихожан в прошлом, кажется, пригодилась одна простая ментальная дихотомия.

Предлагаю разделить термины «исповедь» и «покаяние». Покаяние можно определить как твердое решение отвернуться от греха и изменить свою жизнь. Конечно, с грехами, являющимися поступками, может быть возможно полностью прекратить их совершать, с греховными состояниями может быть долгий процесс исцеления, но важно твердое решение человека начать работу по изменению своего мнения – метанойя .

Исповедь, таким образом, есть чин запечатления того таинства покаяния, которое произошло в сердце и разуме человека, это молитва Церкви об исцелении этого человека и ритуальный акт примирения кающегося грешника и Тело Христово. Ясно, что покаяние как таинство может произойти и было бы действительным и без обряда исповеди; исповедь, напротив, была бы совершенно бесполезна без покаяния.

Таким образом, не исповедь per se , а покаяние является необходимой подготовкой к причащению. Делая акцент на покаянии, а не на обряде исповеди, мы формировали бы понимание, что таинство – это не то, что происходит в церкви, часто в спешке, а то, что происходит в сердце, может быть, в другом месте и в другое время. Иными словами, дело покаяния не ограничивается несколькими минутами под палантином, а продолжается в течение всей недели, да и всей жизни.

Наконец, молитвенное правило перед причастием — последняя, ​​но не менее важная из трех частей подготовки — еще один сбивающий с толку момент. Хотя его содержание, несомненно, поучительно, совсем не ясно, все ли обязаны повторять правило полностью в каждой ситуации. Что важнее, например, присутствовать на вечернем бдении или читать правило, если нужно было выбрать только одно? Это не праздный вопрос. Многим молодым семьям с несколькими маленькими детьми, живущим далеко от церкви, трудно найти время для обоих в субботний вечер.

Есть много благочестивых людей, которые прилагают усилия и находят время, чтобы прочитать все молитвенное правило перед причастием. А вот многие другие нет по разным причинам, главной из которых обычно называют нехватку времени. Это не всегда так; иногда это отсутствие желания или лень. Но даже среди тех, кто читает правило целиком, есть опасение, что чтение их невнимательно, что они делают это только для выполнения условия причащения, а не как выражение своей внутренней молитвы.

Митрополит Каллист (Уэр) как-то заметил, что важнее чаще молиться в течение дня, чем более длительные промежутки времени за один раз. Возможно, это могло бы быть способом взглянуть на молитвенное правило перед причастием. А что, если вместо того, чтобы «впихивать» правило в субботу и воскресенье между всенощной и литургией и вокруг нее, мы переформатируем правило так, чтобы охватить всю неделю темой подготовки к причащению? К утренней и вечерней молитве в течение недели можно было добавить одну молитву перед причастием, что позволило произнести двенадцать молитв за шесть дней. Вечерние молитвы в пятницу могли быть заменены акафистом Богородице, а утренние молитвы в субботу могли быть заменены каноном перед причастием. Или, возможно, можно было бы предусмотреть какой-то другой формат, который позволил бы тем, кто считает, что у них нет времени, молиться чаще, чем дольше в любой день, а тем, кто находит время, но испытывает трудности с концентрацией, мог бы сосредоточиться на молитве. всего по одной молитве за раз и сделать ее максимально значимой. Дополнительным преимуществом будет то, что вся неделя, а не пара дней или несколько часов, станет духовным путешествием, наполненным предвкушением общения со Христом.

Таким образом, если бы приготовление к причащению превратилось – посредством истинной аскетической дисциплины поста, молитвы и покаяния – из списка дел, которые необходимо исполнить, в процесс жизни во Христе, во Христе распятого, во Христе воскресшего и во Христе возносящегося, это могло бы стать отражением миссионерского измерения Литургии. И Евхаристия могла бы перестать быть временем, когда христиане «воцерковляются», а стать венцом, вершиной, крещендо остальной недели, тем, что являет смысл усилия жизни во Христе и является видимым знаком реальность присутствия Христа во все другие дни и в любое другое время в течение недели.

Значение Святого Причастия — Греческая Православная Церковь св. Андрея

Обретение Императрицей Святой Еленой в Иерусалиме Честного Креста и Драгоценных Гвоздей

Возлюбленные братья и сестры во Христе, Наше Единородный Истинный Бог и Наш Единородный Истинный Спаситель,
КРИС СРЕДИ НАС! ОН БЫЛ, ЕСТЬ И ВСЕГДА БУДЕТ. Ο ΧΡΙΣΤΟΣ ΕΝ ΤΩ ΜΕΣΩ ΗΜΩΝ! ΚΑΙ ΗΝ ΚΑΙ ΕΣΤΙ ΚΑΙ ΕΣΤΑΙ.

ПОСТНАЯ МОЛИТВА СВЯТОГО ЕФРАИМА СИРИЙСКОГО

Господи и Владыко живота моего, Не дай мне духа лени, бесцельного любопытства, Духа власти над другими и пустословия. Напротив, благослови меня, раба Твоего, Духом чистоты, смирения, терпения и любви. Да, о Господь Царь, Даруй мне проницательность, чтобы видеть мои собственные недостатки, А не судить и осуждать моих собратьев. Ибо Ты благословен во веки. Аминь.

+++

О ПОКАЯНИИ
Святителя Иоанна Лествичника

» Покаяние есть обновление крещения и договор с Богом на новое начало жизни. Покаяние идет за покупками смирения и всегда Покаяние есть дочь надежды и отказа от отчаяния.( Кающийся стоит виновным — но не посрамленным.) противоположности грехов. Это очищение совести и добровольное перенесение скорбей. кающийся имеет дело с собственным наказанием, ибо покаяние есть свирепое преследование желудка и бичевание души в интенсивное осознание.

+++

________________________________________________________________________________

СИНАКСАРИЙ СЕГОДНЯШНИЙ:

6 марта Наша Святая Православная Христианская Церковь поминает святых молящихся, почитает и умоляет святых молящихся , Отцы, Патриархи, Пророки, Праотцы, Отцы, Апостолы, Проповедники, Евангелисты, Мученики, Исповедники, Подвижники, Учителя и всякий праведный дух, в вере совершенный: Обретение Честного и Святого Креста и Честных Гвоздей Императрицей Святой Еленой-матерью святого Константина Великого; 42 святых мученика Амморийских во Фригии, в том числе святители: Феофил, Аэций, Константин, Феодор, Каллист, Васой, Мелиссен и др. ; святой Исихий Галатийский; святой Конон и его сын Конон из Иконии; Святой Фридолин, просветитель Верхнего Рейна; святой Аркадий, монах Кипрский, и его ученики святые Юлиан и Вулий; Святой Авраам Болгарский; преподобный Иов (Иошуа) Соловецкий; Святой мученик Максим; Святой мученик Евфросин; Святые мученики Юлиан и Евул; Иконы Божией Матери «Чемстоховская», «Шестоховская» и «Богосвятая Небесная».

+Святыми предстательствами святых Твоих, святых мучеников, святых матерей, святых отцов, святых подвижников, святых иноков, Христе Боже, помилуй нас и спаси. Аминь.

СВЯТЫЕ СОРОК ДВА МУЧЕНИКА АМОРИЙСКИХ. Эти святые мученики, высокопоставленные римские (византийские) воины, были взяты в плен, когда город Аморион во Фригии пал от арабов-мусульман в 813 г. по Р.Х., во время правления Феофила Иконоборца. Среди них были Аэций и Мелиссен, полководцы; Феодор, начальник императорской парадной охраны; Кратер, евнух; Каллист, Константин, Бассой и Феофил, которые были военными чиновниками; и некто другой, занимавший важные посты. Из-за их военного опыта и добродетели мусульмане не убивали их, а старались всеми средствами обратить их в ислам и заставить сражаться в своих собственных кампаниях. Святых мучеников держали в темной темнице в городе Самаре в Сирии, угрожая и понося их, обещая славные чины и великолепные богатства, держа их в голоде, тесноте и мраке не несколько недель, или несколько месяцев, а целых семь лет. Наконец, не в силах сломить храбрость и веру своих пленников, они обезглавили их в год от Рождества Христова 845.

Аполитикион (Увольнение) Гимн. Четвертый глас

Мученики Твои, Господи, в своем мужественном подвиге за Тебя получили в награду от Тебя, Бессмертного Бога нашего, венцы нетления и жизни. Ибо так как они обладали Твоей силой, они низвергли тиранов и полностью разрушили бессильную самонадеянность демонов. Христе Боже, молитвами их спаси души наши, яко Ты милостив.

Кондак. Глас четвертый

Подвизавшиеся на земле во славу Христову и явившиеся венценосными мучениками благочестивыми, сподобились радостно обитать на Небесах; ибо, так как вы своими страданиями и кровью своих истязаний и язв ваших сокрушаете все козни вражьего лукавства, вы всегда ниспосылаете даром с высоты отпущение грехов всем чтящим вас.

++

СЕГОДНЯ СВЯЩЕННЫЕ ЧТЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ СЛЕДУЮЩИМИ:

Исаия 2:11-21; Бытие 2:4-19
Притчи 3: 1-18

ОТ СВЯТЫХ ПОСЕДИТЕЛЕЙ, СВЯТЫХ МАТЕРЕЙ И ОТЦОВ ЦЕРКВИ:

Постом можно как избавиться от будущих зол, так и насладиться грядущими благами. Мы впали в болезнь из-за греха; будем получать исцеление через покаяние, которое без поста не плодотворно» (Святитель Василий Великий)

(Источник: Великий пост) Коринфянам 11:29). Теперь мы можем подойти к этим словам святого Павла и спросить себя об их истинном значении. Ибо, как мы видели, ни ранняя Церковь, ни отцы не понимали их в том смысле, что альтернатива «еде и питью недостойно» состоит в воздержании от Святого Причастия, что благоговение перед Таинством и страх перед его осквернением должны привести к отказу от него. Божественные дары. Так, очевидно, не думал сам святой Павел, ибо именно в его Посланиях, в его увещаниях мы находим первую формулировку кажущегося парадокса, который на самом деле составляет основу христианской «этики» и источник христианской духовности. .

«Не знаете ли, — пишет св. Павел к Коринфянам, — что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? цена: итак прославляйте Бога в теле вашем и в духе вашем, которые суть Божии» (1 Коринфянам 6:19-20). Эти слова являются подлинным итогом постоянного обращения святого Павла к христианам: мы должны жить в соответствии с тем, что «случилось» с нами во Христе; но мы можем так жить только потому, что это случилось с нами, потому что спасение, искупление, примирение и «покупка ценой» уже даны нам и мы «не свои». Мы можем и должны работать, являемся нашим спасением, потому что мы спасены, но только потому, что мы спасены, мы можем работать над своим спасением. Мы должны всегда и во все времена становиться и быть тем, что во Христе мы уже есть : « Вы Христовы, а Христос Божий » (1 Коринфянам 3:22).

Это учение святого Павла имеет решающее значение для христианской жизни в целом и для сакраментальной жизни в частности. Он вскрывает существенное напряжение, на котором основана эта жизнь, из которого она проистекает и которое не может быть устранено, ибо это означало бы отказ и радикальное изуродование самой христианской веры: напряжение в каждом из нас между «старым человека, истлевающего похотями плоти», и «нового человека, обновленного по образу Сотворившего его» через смерть и воскресение при крещении; между даром новой жизни, смертью и стремлением присвоить его и действительно сделать своей собственной жизнью; между благодатью, «данной не по мере» (Ин. 3:34), и всегда недостающей мерой моей духовной жизни.

Но ведь первый и существенный плод всей христианской жизни и духовности, столь явленной в Святых, есть чувство и сознание не всякого «достоинства», а недостойности. Чем ближе человек к Богу, тем больше он осознает онтологическую недостойность всех тварей перед Богом, совершенно бесплатного дара Божия. Такая подлинная духовность абсолютно несовместима ни с какой идеей «заслуги», с чем-либо, что могло бы сделать нас, само по себе, «достойным» этого дара. Ибо, как пишет святой Павел: «…когда мы были еще беспомощны, в свое время Христос умер за нечестивых. Почему едва ли кто умрет за праведника… были еще грешники, Христос умер за нас…» (Римлянам 5:6-8). Чтобы «соизмерить» этот дар с нашими заслугами и достоинством — это начало той духовной гордыни, которая является сущностью греха.

Это напряжение имеет свой фокус и источник в сакраментальной жизни. Именно здесь, приближаясь к Божественным Дарам (Святому Причащению), мы снова и снова осознаем божественную «сеть», в которую мы попали и из которой в человеческом рассуждении и логике нет выхода. Ибо если по «недостоинству» своему воздержусь от приближения, отвергну и отвергну божественный дар любви, примирения и жизни. Я отлучаю себя от церкви, ибо «если не будешь есть плоть Сын Человеческий и пей Кровь Его нет в тебе жизни » (Св. Иоанна 6:53). Если же я «ем и пью недостойно», то ем и пью осуждение мое.

«Святое для святых!» Этими словами, а также ответом прихожан на их — «Един Свят, Един Господь Иисус Христос. ..» — все человеческие рассуждения действительно приходят к концу. Святыни, Тело и Кровь Христовы, принадлежат только тем, кто свят.0042 никто не свят , кроме Единого Святого Господа Иисуса Христа. Таким образом, на уровне жалкого человеческого «достоинства» дверь закрыта; нет ничего, что мы могли бы предложить и что сделало бы «достойным» этого Святого Дара. Ничего, кроме именно святости Самого Христа, которую Он в Своей бесконечной любви и милосердии передал нам, соделав нас « родом избранным, царственным священством, народом святым» (1 Петра 2:9). Именно Его Святейшество, а не наше , делает нас святыми и, таким образом, «достойными» приблизиться и получить Святые Дары. Ибо, как говорит святитель Николай Кавасила, комментируя эти слова: « никто не имеет святости сам по себе, и она не есть следствие человеческой добродетели, но все имеющие ее имеют от Него и Им. были помещены под солнцем: все они яркие и все излучают лучи, а на самом деле есть только одно солнце, которое освещает их всех.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts