Католики и православные отличия: «Чем отличается Католическая Церковь от Православной?»

Разное

Содержание

«Чем отличается Католическая Церковь от Православной?»

11 февраля патриарх Московский и всея Руси Кирилл начинает свой первый пастырский визит в страны Латинской Америки, который продлится до 22 февраля и охватит Кубу, Бразилию и Парагвай. 12 февраля в международном аэропорту имени Хосе Марти кубинской столицы глава РПЦ встретится с папой римским Франциском, который сделает остановку на пути в Мексику.Готовившаяся 20 лет встреча предстоятелей Русской православной и Римско-Католической церквей пройдет впервые. Как отметил председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда, предстоящая историческая встреча вызвана необходимостью совместных действий в вопросах помощи христианским общинам стран Ближнего Востока.»Хотя многие проблемы между Русской православной церковью и Римско-Католической церковью остаются неразрешенными, защита ближневосточных христиан от геноцида — тот вызов, который требует срочных совместных усилий», — сказал Легойда. По его словам, «исход христиан из стран Ближнего Востока и Северной Африки — катастрофа для всего мира».

Какие же проблемы между Русской православной церковью и Римско-Католической церковью остаются неразрешенными? 

Чем вообще отличается Католическая Церковь от Православной»?  На этот вопрос католики и православные отвечают несколько по-разному. Как именно?

Католики о православии и католицизме 

Суть католического ответа на  вопрос о различиях между католиками и православными сводится к следующему:

Католики – это христиане. Христианство делится на три основных направления: католичество, православие и протестантизм. Но не существует единой Протестантской Церкви (протестантских деноминаций в мире несколько тысяч), а Православная Церковь включает в себя несколько независимых друг от друга Церквей. Так, кроме Русской Православной Церкви (РПЦ), есть Грузинская Православная Церковь, Сербская Православная Церковь, Греческая Православная Церковь, Румынская Православная Церковь и т. д. Управляются Православные Церкви патриархами, митрополитами и архиепископами. Не все Православные Церкви имеют общение друг с другом в молитвах и таинствах (что необходимо для того, чтобы отдельные Церкви были частью единой Вселенской Церкви согласно катехизису митрополита Филарета) и признают друг друга истинными церквями. Даже в самой России Православных Церквей несколько (сама РПЦ, Русская Зарубежная Православная Церковь и т.д.). Из этого следует, что мировое православие не имеет единого руководства. Но православные считают, что единство Православной Церкви проявляется в едином вероучении и во взаимном общении в таинствах.

Католичество — это одна Вселенская Церковь. Все ее части в разных странах мира находятся в общении между собой, разделяют единое вероучение и признают Папу Римского своим главой. В Католической Церкви есть деление на обряды (общины внутри Католической Церкви, отличающиеся друг от друга формами литургического поклонения и церковной дисциплиной): римский, византийский и др. Поэтому есть католики римского обряда, католики византийского обряда и т.д., но все они являются членами одной Церкви.

 Католики об отличиях католической и православной церквей

1)  Первое отличие между Католической и Православной Церквями состоит в различном понимании единства Церкви. Для православных достаточно разделять одну веру и таинства, католики в добавление к этому видят необходимость в едином главе Церкви – Папе;

2) Католическая Церковь отличается от Православной Церкви своим пониманием вселенскости или кафоличности. Православные утверждают, что Вселенская Церковь «воплощена» в каждой поместной Церкви, возглавляемой епископом. Католики добавляют, что эта поместная Церковь должна иметь общение с поместной Римско-католической Церковью, чтобы принадлежать к Вселенской Церкви.

3) Католическая Церковь исповедует в Символе Веры, что Дух Святой исходит от Отца и Сына («филиокве»). Православная Церковь исповедует Духа Святого, исходящего только от Отца. Некоторые православные святые говорили об исхождении Духа от Отца через Сына, что не противоречит католическому догмату.

4) Католическая Церковь исповедует, что таинство брака заключается на всю жизнь и запрещает разводы, Православная Церковь в отдельных случаях разводы допускает;

5) Католическая Церковь провозгласила догмат о чистилище. Это состояние душ после смерти, предназначенных для рая, но еще не готовых к нему. В православном учении чистилища нет (хотя есть нечто похожее — мытарства). Но молитвы православных за умерших предполагают, что есть души, находящиеся в промежуточном состоянии, для которых еще есть надежда попасть в рай после Страшного Суда;

6) Католическая Церковь приняла догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Это означает, что даже первородный грех не коснулся Матери Спасителя. Православные прославляют святость Богородицы, но считают, что она была рождена с первородным грехом, как и все люди;

7) Католический догмат о взятии Марии на небеса телом и душой является логическим продолжением предыдущего догмата. Православные тоже верят в то, что Мария на Небесах пребывает душой и телом, но  догматически это в православном учении  не закреплено.

8) Католическая Церковь приняла догмат о главенстве Папы над всей Церковью в вопросах веры и морали, дисциплины и управления. Православные не признают главенства Папы;

9) В Православной Церкви главенствует один обряд. В Католической Церкви этот обряд, возникший в Византии, называется византийским и является одним из нескольких. В России более известен римский (латинский) обряд Католической Церкви. Поэтому часто за различия между РПЦ и Католической Церковью ошибочно принимают различия между литургической практикой и церковной дисциплиной византийского и римского обрядов Католической Церкви. Но если православная литургия сильно отличается от мессы римского обряда, то на католическую литургию византийского обряда очень похожа. И наличие в РПЦ женатых священников тоже отличием не является, так как они есть и в византийском обряде Католической Церкви;

10) Католическая Церковь провозгласила догмат о безошибочности Папы Римского в вопросах веры и морали в тех случаях, когда он в согласии со всеми епископам утверждает то, во что Католическая Церковь уже верила в течение многих веков. Православные верующие считают, что безошибочными являются лишь решения Вселенских Соборов;

11) Православная Церковь принимает решения только первых семи Вселенских Соборов, в то время как Католическая Церковь руководствуется решениями 21 Вселенского Собора, последним из которых был Второй Ватиканский Собор (1962-1965).

Следует заметить, что Католическая Церковь признает, что поместные Православные Церкви — истинные Церкви, сохранившие апостольскую преемственность и истинные таинства.

Несмотря на различия, католики и православные исповедуют и проповедуют по всему миру одну веру и одно учение Иисуса Христа. Когда-то человеческие ошибки и предубеждения нас разъединили, но до сих пор вера в одного Бога нас объединяет .

Иисус молился о единстве Своих учеников. Его ученики — это все мы, и католики, и православные. Присоединимся же к Его молитве: «Да будут все едино как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин 17,21). Неверующий мир нуждается в нашем общем свидетельстве о Христе. Так инклюзивно и примирительно мыслит, как нас уверяют российские католики, современная западная католическая церковь. 

Православный взгляд на  православие и католицизм, их общность и различия

Окончательное разделение Единой Христианской Церкви на православие и католицизм произошло в 1054 году.
И Православная, и Римско-Католическая церкви считают только себя «единой святой, кафолической (соборной) и апостольской Церковью» (Никео-Цареградский Символ веры).

Официальное отношение Римско-Католической церкви к Восточным (Ортодоксальным) церквям, не состоящим с ней в общении, включая поместные православные церкви, выражено в Декрете Второго Ватиканского собора «Unitatis redintegratio»:

«Немалое число общин отделилось от полного общения с Католической Церковью, иногда не без вины людей: и с той, и с другой стороны. Однако тех, кто рождается ныне в таких Общинах и исполняется веры во Христа, нельзя обвинять в грехе разделения, и Католическая Церковь приемлет их с братским уважением и любовью. Ибо те, кто верует во Христа и должным образом принял крещение, находятся в известном общении с Католической Церковью, пусть даже неполном… Тем не менее, оправдавшись верой в крещении, они сочетаются Христу и, следовательно, по праву носят имя христиан, а чада Католической Церкви с полным основанием признают их братьями в Господе».

 

Официальное отношение Русской православной церкви к Римско-католической церкви выражено в документе «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию»:

Диалог с Римско-Католической Церковью строился и должен строиться в будущем с учётом того основополагающего факта, что она является Церковью, в которой сохраняется апостольское преемство рукоположений. В то же время, представляется необходимым принимать во внимание характер развития вероучительных основ и этоса РКЦ, нередко шедшего вразрез с Преданием и духовным опытом Древней Церкви.

Основные расхождения в догматике 

Триадологические:

• Православие не принимает католическую формулировку Никео-Константинопольского символа веры филиокве, где речь идёт об исхождении Духа Святого не только от Отца, но и «от Сына» (лат. filioque).

• Православие исповедует два различных образа бытия Святой Троицы: бытие Трех Лиц в Сущности и Их проявление в энергии. Римо-католики, как и Варлаам Калабрийский (противник св. Григория Паламы), считают энергию Троицы тварной: купина, слава, свет и огненные языки Пятидесятницы полагаются ими тварными символами, которые, однажды зародившись, затем перестают существовать.

• Западная Церковь считает благодать следствием Божественной Причины, подобным акту творения.

• Святой Дух в римо-католицизме трактуется как любовь (связь) между Отцом и Сыном, между Богом и людьми, в то время как в Православии любовь есть общая энергия всех Трех Лиц Святой Троицы, иначе Святой Дух терял бы ипостасный облик при Его отождествлении с любовью.

В Православном Символе Веры, который мы читаем каждое утро, о Святом Духе говорится следующее: «И в духа Святого, Господа Животворящего, Иже от Отца Исходящего…». Эти слова, как впрочем, и все остальные слова Символа Веры находят себе точное подтверждение в Священном Писании. Так в Евангелии от Иоанна (15, 26) Господь Иисус Христос говорит, что Дух Святой исходит именно от Отца. Спаситель говорит: “Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит”.
Мы верим в единого Бога в Троице Святой поклоняемого – Отца и Сына и Святого Духа. Бог один по существу, но троичен в лицах, которые еще называют Ипостасями. Все три Ипостаси равночестны, равнопокланяемы и равнославимы. Отличаются они только своими свойствами – Отец нерожден, Сын – рожден, Дух Святой исходит от Отца. Отец является единственным началом (ἀρχὴ) или единственным источником (πηγή) для Слова и Святого Духа.

Мариологические:

• Православие отвергает догмат о непорочном зачатии Девы Марии.

• В католицизме значение догмата имеет гипотеза о непосредственном творении душ Богом, что служит опорой для догмата о непорочном зачатии.

• Православие отвергает также католический догмат о телесном вознесении Богородицы.

Прочие:

• Православие признает Вселенскими семь Соборов, прошедших до великой схизмы, католицизм признает Вселенскими двадцать один Собор, в том числе проходившие после великой схизмы.

• Православие отвергает догмат о непогрешимости (безошибочности) Римского папы и его главенство над всеми христианами.

• Православие не принимает учение о чистилище, а также учение о «сверхдолжных заслугах святых».

• Существующее в православии учение о мытарствах отсутствует в католицизме.

• Теория догматического развития, сформулированная кардиналом Ньюменом воспринята официальным учением Римско-Католической Церкви. В православном богословии проблема догматического развития никогда не играла той ключевой роли, которую она приобрела в католическом богословии с середины XIX в. Догматическое развитие начало обсуждаться в православной среде в связи с новыми догматами I Ватиканского собора. Некоторые православные авторы считают приемлемым «догматическое развитие» в смысле все более точного словесного определения догмата и все более точного выражения в слове познанной Истины. В то же время это развитие не означает, что прогрессирует или развивается «понимание» Откровения.

При некоторой нечеткости в определении окончательной позиции к этой проблеме, просматриваются два аспекта, характерных для православной интерпретации проблемы: тождественность церковного сознания (Церковь знает истину не меньше и не иным образом, чем знала ее в древние времена; догматы понимаются просто как осмысление того, что существовало в Церкви всегда, начиная с апостольского века) и обращение внимания к вопросу о природе догматического знания (опыт и вера Церкви шире и полнее ее догматического слова; о многом Церковь свидетельствует не в догматах, но в образах и символах; Предание во всей его полноте является гарантом свободы от исторической случайности; полнота Предания не зависит от развития догматического сознания; напротив, догматические определения являются только частичным и неполным выражением полноты Предания).

В православии существуют две точки зрения на католиков.

• Первая считает католиков еретиками, исказившими Никео-Константинопольский символ веры (путём добавления (лат. filioque).

• Вторая — схизматиками (раскольниками), отколовшимися от Единой Соборной Апостольской Церкви.

Католики, в свою очередь, считают православных схизматиками, отколовшимися от Единой, Вселенской и Апостольской Церкви, но не считают их еретиками. Католическая Церковь признает, что поместные Православные Церкви — истинные Церкви, сохранившие апостольскую преемственность и истинные таинства.

Некоторые  различия между византийским и латинским обрядом

Существуют обрядовые различия между наиболее распространённым в православии византийским литургическим обрядом и наиболее распространённым в Католической церкви латинским обрядом. Однако обрядовые различия, в отличие от догматических, не носят принципиального характера — существуют католические церкви, использующие византийскую литургию в богослужении (см. Грекокатолики) и православные общины латинского обряда (см. Западный обряд в православии). Различные обрядовые традиции влекут за собой различные канонические практики:

В латинском обряде распространено совершение крещения путём окропления, а не погружения. Немного отличается крещальная формула.

Отцы Церкви во многих своих трудах говорят именно о погружательном Крещении. Святитель Василий Великий: «Великое Таинство Крещения совершается тремя погружениями и равными им по числу призываниями Отца, Сына и Святаго Духа, чтобы и образ смерти Христовой отпечатывался в нас и просветились души крещаемых через предание им Боговедения»

Так крестил в Петербурге в 90-е годы о. Владимир Цветков — до позднего вечера, после Литургии и молебна, не присев, ничего не вкушая, пока не причастит последнего крещаемого, готового к Причастию, а сам сияет и говорит уже почти шепотом: «Шестерых покрестил», как будто «Шестерых я сегодня родил во Христе и сам заново родился». Сколько раз это можно было наблюдать: в пустом огромном храме Нерукотворного Спаса на Конюшенной, за ширмой, на закате дня, батюшка, никого не замечая, пребывая где-то, откуда его не достать, ходит вокруг купели и водит за собой вереницу таких же отрешенных, облаченных в «ризы правды» наших новых братьев и сестер, которых не узнать. А батюшка уже совсем нездешним голосом славит Господа так, что все оставляют свои послушания и сбегаются на этот голос, доносящийся из другого мира, которому теперь сопричастны новокрещенные, новорожденные, запечатленные «печатью дара Духа Святаго.(о. Кирилл Сахаров).

Миропомазание в латинском обряде совершается после достижения сознательного возраста и называется конфирмацией («утверждением»), в восточном обряде — сразу же после таинства крещения, с которым объединено в единое чинопоследние (за исключением приёма немиропомазанных при переходе из других конфессий).

Окропительное крещение пришло к нам из католичества…

В западном обряде для таинства исповеди широко распространены конфессионалы, отсутствующие в византийском.

В православных и грекокатолических храмах алтарь, как правило, отделён от средней части храма иконостасом. В латинском обряде алтарём именуется сам престол, расположенный, как правило в открытом пресвитерии (но может сохраняться алтарная преграда, ставшая прообразом православных иконостасов). В католических храмах отступления от традиционной ориентации алтаря на восток значительно чаще, чем в православных.

В латинском обряде долгое время вплоть до II Ватиканского собора было широко распространенно причастие мирян под одним видом (Телом), а священнослужителей под двумя видами (Телом и Кровью). После II Ватиканского собора вновь распространилось причастие мирян под двумя видами.

В восточном обряде детей начинают причащать с младенчества, в западном к первому причастию подходят только в возрасте 7-8 лет.

В западном обряде Литургия совершается на пресном хлебе (Гостия), в восточной традиции на квасном хлебе (Просфора).

Крестное знамение у православных и грекокатоликов совершается справа налево, и слева направо у католиков латинского обряда.

У западных и восточных священнослужителей различаются богослужебные облачения.

В латинском обряде священник не может быть женатым (за исключением редких, особо оговорённых случаев) и обязан перед рукоположением дать обет безбрачия, в восточном (как для православных, так и для грекокатоликов) целибат обязателен только для епископов.

Великий пост в латинском обряде начинается с пепельной среды, а в византийском с чистого понедельника. Рождественский пост (в западном обряде — Адвент) имеет разную продолжительность.

В западном обряде принято продолжительное стояние на коленях, в восточном — земные поклоны, в связи с чем в латинских храмах появляются скамейки с полочками для коленопреклонений (сидят верующие только при ветхозаветных и апостольских чтениях, проповеди, оффертории), а для восточного обряда важно, чтобы перед молящимся оставалось достаточное для земного поклона пространство. При этом в настоящее время и в грекокатолических, и в православных храмах в разных странах распространены не только традиционные стасидии вдоль стен, но и ряды скамеек «западного» типа параллельно солее.

Вместе с отличиями, между богослужениями византийского и латинского обряда существует соответствие, внешне скрытое за различными названиями, принятыми в Церквях:

В католичестве принято говорить о пресуществлении (лат. transsubstantiatio) хлеба и вина в истинные Тело и Кровь Христовы, в православии чаще говорится о преложении (греч. μεταβολή), хотя термин «пресуществление» (греч. μετουσίωσις) также употребляется, а с XVII века соборно кодифицирован.

В православии и католичестве расходятся взгляды на вопрос о расторжимости церковного брака: католики считают брак принципиально нерасторжимым (при этом заключённый брак может быть признан недействительным в результате открывшихся обстоятельств, служащих каноническим препятствием законному браку), согласно православной точки зрения, супружеская измена разрушает брак по факту, что даёт возможность невиновной стороне вступить в новый брак.

Восточные и западные христиане используют различные Пасхалии, поэтому даты Пасхи совпадают только в 30 % случаев (при этом некоторые восточнокатолические церкви используют «восточную» Пасхалию, а Финляндская Православная Церковь — «западную»).

В католичестве и православии существуют праздники, отсутствующие в другой конфессии: праздники Сердца Иисуса, Тела и Крови Христовых, Непорочного Сердца Марии и др. в католичестве; праздники Положения честной Ризы Пресвятой Богородицы, Происхождения честных древ Животворящего Креста и др. в православии. Следует иметь в виду, что, например, ряд праздников, считающихся значимыми в Русской Православной Церкви, отсутствуют в других поместных православных церквях (в частности, Покрова Пресвятой Богородицы), причём некоторые из них имеют католическое происхождение и переняты уже после раскола (Поклонение честным веригам Апостола Петра, Перенесение мощей святителя Николая Чудотворца).

Православные не совершают коленопреклонения в воскресение, а католики совершают.

Католический пост менее строг, чем православный, при этом его нормы официально послаблялись с течением времени. Минимальный евхаристический пост в католицизме составляет один час (до II Ватиканского Собора обязательным был пост с полуночи), в православии — не менее 6 часов в дни праздничных ночных служб (на Пасху, Рождество и т.д.)и перед Литургией Преждеосвященных Даров («однако воздержание перед причащением <на Литургии Преждеосвященных Даров> с полуночи от начала данных суток весьма похвально и его могут держаться имеющие физическую крепость» — согласно постановлению Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 ноября 1968 года), а перед утренними Литургиями — с полуночи.

В отличие от православия, в католичестве принят термин «благословение воды», тогда как в восточных Церквях — «освящение воды».

Православное духовенство, преимущественно, носит бороду. Католическое духовенство, как правило, безбородо.

В православии усопшие особо поминаются на 3-й, 9-й и 40-й день после смерти (первым днём принимается сам день кончины[20]), в католицизме — на 3-й, 7-й и 30-й день.

Православие и католицизм — Схемы и пособия

См. так­же: Като­ли­че­ский Кате­хи­зис с точ­ки зре­ния пра­во­слав­но­го богословия →

Основные вероучительные различия между православием и католицизмом

Пра­во­сла­виеКато­ли­цизм
Раз­ли­ча­ет в Боге сущ­ность и энер­гии, явля­ю­щи­е­ся про­яв­ле­ни­ем сущ­но­сти. Испо­ве­ду­ет нетвар­ное про­ис­хож­де­ние Боже­ствен­ных энер­гий, про­ис­те­ка­ю­щих от Отца через Сына в Духе Святом.Счи­та­ет энер­гию Тро­и­цы твар­ной: купи­на, сла­ва, свет и огнен­ные язы­ки Пяти­де­сят­ни­цы пола­га­ют­ся ими твар­ны­ми сим­во­ла­ми, кото­рые, одна­жды заро­див­шись, затем пере­ста­ют существовать.
Опре­де­ля­ет бла­го­дать как нетвар­ное Боже­ствен­ное дей­ствие, направ­лен­ное в мир, в том чис­ле — на спа­се­ние чело­ве­ка. Посред­ством бла­го­да­ти чело­век очи­ща­ет­ся от гре­ха, про­све­ща­ет­ся све­том Боже­ствен­но­го уче­ния, освя­ща­ет­ся, совер­шен­ству­ет­ся, воз­рас­та­ет воз­рас­том духовным.Счи­та­ет бла­го­дать след­стви­ем Боже­ствен­ной При­чи­ны, подоб­ным акту творения.
Любовь есть общее свой­ство трех Боже­ских Лиц. Отец, Сын и Свя­той Дух пре­бы­ва­ют в веч­ной вза­и­мо­про­ни­ка­ю­щей люб­ви. Боже­ствен­ная любовь непре­стан­но изли­ва­ет­ся в мир от Отца через Сына в Духе Свя­том. В этом отно­ше­нии она интер­пре­ти­ру­ет­ся как Боже­ствен­ная энер­гия, еди­ная энер­гия всех Боже­ских Лиц.Свя­той Дух трак­ту­ет­ся как любовь (связь) меж­ду Отцом и Сыном, меж­ду Богом и людьми.
Соблю­да­ет и про­по­ве­ду­ет уче­ние об исхож­де­нии Свя­то­го Духа от Отца; отри­ца­ет Его исхож­де­ние «и от Сына».При­ни­ма­ет уче­ние об исхож­де­нии Свя­то­го Духа от Отца, но вме­сте с тем испо­ве­ду­ет, что Он исхо­дит «и от Сына».
Про­слав­ля­ет вели­чие и свя­тость Божьей Мате­ри, но при этом под­чер­ки­ва­ет, что изна­чаль­но Она была при­част­на пер­во­род­но­му гре­ху, как и все люди, про­изо­шед­шие от Ада­ма и Евы, за исклю­че­ни­ем Гос­по­да Иису­са Христа.Утвер­ди­ла дог­мат о Непо­роч­ном Зача­тии Девы Марии. Это озна­ча­ет, что пер­во­род­ный грех не кос­нул­ся Мате­ри Спасителя.
При­зна­ет Все­лен­ски­ми семь Собо­ров, про­шед­ших до рас­ко­ла 1054 г.При­зна­ет Все­лен­ски­ми два­дцать один собор, в том чис­ле про­хо­див­шие после рас­ко­ла 1054 г.
Отвер­га­ет дог­мат о непо­гре­ши­мо­сти папы (без­оши­боч­но­сти утвер­жде­ний в обла­сти вопро­сов веры, выска­зан­ных в офи­ци­аль­ном поряд­ке) и его гла­вен­ство над все­ми хри­сти­а­на­ми. При­зна­ёт Еди­ным Гла­вой Церк­ви Гос­по­да Иису­са Христа.Ввёл новый дог­мат, соглас­но кото­ро­му, папа, выска­зы­ва­ясь офи­ци­аль­но, обла­да­ет авто­ри­те­том непо­гре­ши­мо­сти в вопро­сах веры. Кро­ме того, папа при­зна­ёт­ся намест­ни­ком Хри­ста на земле.
При­ни­ма­ет уче­ние о мытар­ствах как о сим­во­ли­че­ски, образ­но выра­жен­ной фор­ме осу­ществ­ле­ния Част­но­го Суда, совер­ша­е­мо­го при уча­сти анге­лов и демо­нов под кон­тро­лем Выс­ше­го Судьи, в виде про­хож­де­ния душой умер­ше­го испы­та­ний на гре­хов­ность и праведность.Утвер­ди­ла дог­мат о Чисти­ли­ще — состо­я­нии душ усоп­ших като­ли­ков, умер­ших в мире с Богом, но име­ю­щих неот­пу­щен­ные несмерт­ные грехи.
Истин­ный Совер­ши­тель всех таинств – Сам Хри­стос, свя­щен­но­слу­жи­те­ли же суть толь­ко сослу­жи­те­ли Хри­сто­вы. Напри­мер, при Кре­ще­нии Пра­во­слав­ный свя­щен­ник про­из­но­сит без­лич­но: «Кре­ща­ет­ся раб Божий…». Дру­гой при­мер: Совер­ши­те­ля­ми после­до­ва­ния Таин­ства Бра­ка явля­ют­ся епи­скоп или пре­сви­тер, испра­ши­ва­ю­щие бра­чу­ю­щим­ся у Бога бла­го­дат­ную помощь во всем и бла­го­сло­ве­ние на рож­де­ние и хри­сти­ан­ское вос­пи­та­ние детей, но само Таин­ство совер­ша­ет­ся Гос­по­дом Иису­сом Хри­стом, Кото­рый есть един­ствен­ный Источ­ник и Раз­да­я­тель бла­го­дат­ных даров, един­ствен­ный Свя­щен­ник в под­лин­ном смыс­ле сло­ва; хри­сто­цен­трич­ны­ми по содер­жа­нию явля­ют­ся в чино­по­сле­до­ва­нии Таин­ства бра­ка апо­столь­ское и еван­гель­ское чтения.При свер­ше­нии таинств лич­но­сти свя­щен­но­слу­жи­те­ля при­да­ет­ся боль­шое зна­че­ние. Напри­мер, като­ли­че­ский свя­щен­ник про­из­но­сит от сво­е­го име­ни: «Кре­щаю тебя», но не от име­ни Божи­его (что толь­ко под­ра­зу­ме­ва­ет­ся). А совер­ши­те­ля­ми Таин­ства бра­ка счи­та­ют­ся сами брачующиеся.
Дей­стви­тель­ность таин­ства зави­сит от внеш­ней пра­виль­но­сти его совер­ше­ния, так­же необ­хо­ди­мо свя­щен­но­дей­ствие закон­но постав­лен­ным иерар­хи­че­ским лицом, при соблю­де­нии извест­ной опре­де­лен­ной внеш­ней фор­мы и сло­вес­ной фор­му­лы таин­ства. При этом дей­стви­тель­ность таин­ства не зави­сит от заслуг или досто­инств лиц, совер­ша­ю­щих и при­ем­лю­щих таин­ства, а необ­хо­ди­мы­ми усло­ви­я­ми для того, что­бы дей­ствие таинств было спа­си­тель­ным, явля­ют­ся вера в таин­ство со сто­ро­ны при­ем­лю­щих таин­ство и свя­зан­ное с этим искрен­нее жела­ние при­ня­тия таинства.Для дей­стви­тель­но­сти таин­ства тре­бу­ет­ся пра­виль­ное его совер­ше­ние, а так­же наме­ре­ние совер­ши­те­ля совер­шить и наме­ре­ние при­ни­ма­ю­ще­го при­нять таин­ство. При этом, если ука­зан­ные усло­вия соблю­де­ны, таин­ство дей­ству­ет само через себя, а не через веру при­сту­па­ю­ще­го. Для дей­стви­тель­но­сти почти всех таинств вера счи­та­ет­ся необя­за­тель­ной, для это­го доста­точ­но наме­ре­ния, даже если это наме­ре­ние про­дик­то­ва­но худы­ми целями.
При­ча­ще­ние и для мирян, и для свя­щен­но­слу­жи­те­лей под дву­мя вида­ми (Телом и Кровью).Широ­ко рас­про­стра­не­но при­ча­стие мирян под одним видом (Телом), а свя­щен­но­слу­жи­те­лей под дву­мя вида­ми (Телом и Кровью).
Литур­гия совер­ша­ет­ся на квас­ном хле­бе (Просфо­ра).Мес­са совер­ша­ет­ся на прес­ном хле­бе (Гостия).
Свя­тые, про­слав­лен­ные като­ли­ка­ми уже после Вели­кой схиз­мы, не почитаются.Свя­тые, про­слав­лен­ные пра­во­слав­ны­ми после Вели­кой схиз­мы, не почитаются.
Трез­вое отно­ше­ние к мисти­че­ским прак­ти­кам. Неко­то­рые фор­мы мисти­циз­ма, при­ни­ма­е­мые в като­ли­че­стве за про­яв­ле­ние свя­то­сти, оце­ни­ва­ют­ся Пра­во­слав­ны­ми писа­те­ля­ми как фор­мы не духов­но-мисти­че­ских, а душев­ных (пси­хи­че­ских) практик.Мисти­че­ские прак­ти­ки, свя­зан­ные с уси­лен­ным пред­став­ле­ни­ем (меди­та­ци­ей) стра­да­ний Христа.
Пони­ма­ние стра­стей, как гре­хов­ных навы­ков, вошед­ших в при­выч­ку и врос­ших в душу.Стра­сти счи­та­ют­ся есте­ствен­ны­ми эмо­ци­я­ми или дви­же­ни­я­ми чув­ствен­но­сти, кото­рые скло­ня­ют к тому, что­бы дей­ство­вать — или без­дей­ство­вать — в соот­вет­ствии с тем, что чело­век ощу­ща­ет или вооб­ра­жа­ет как бла­гое или злое, сами по себе стра­сти ни хоро­ши, ни пло­хи. Пра­во­слав­но­му пони­ма­нию стра­сти соот­вет­ству­ет като­ли­че­ский тер­мин «порок».

Уче­ние об индульгенциях.
Дата Пас­хи рас­счи­ты­ва­ет­ся по алек­сан­дрий­ской пасхалии.Дата Пас­хи рас­счи­ты­ва­ет­ся по гри­го­ри­ан­ской пасхалии.

 

Основные обрядовые различия между православием и католицизмом

Пра­во­сла­виеКато­ли­цизм
Усоп­шие осо­бо поми­на­ют­ся на 3‑й, 9‑й и 40‑й день после смерти.Усоп­шие осо­бо поми­на­ют­ся на 3‑й, 7‑й и 30‑й день после смерти.
Миро­по­ма­за­ние совер­ша­ет­ся сра­зу после таин­ства кре­ще­ния, с кото­рым объ­еди­не­но в еди­ное чинопоследование.Миро­по­ма­за­ние совер­ша­ет­ся после дости­же­ния созна­тель­но­го воз­рас­та и назы­ва­ет­ся кон­фир­ма­ци­ей («утвер­жде­ни­ем»).
Испо­ведь совер­ша­ет­ся обыч­но откры­то, у аналоя.Для таин­ства испо­ве­ди широ­ко рас­про­стра­не­ны кон­фес­си­о­на­лы (испо­ве­даль­ни).
Алтарь, как пра­ви­ло, отде­лён от сред­ней части хра­ма иконостасом.В хра­мах отсут­ству­ет ико­но­стас, но может сохра­нять­ся алтар­ная преграда.
Алтарь, как пра­ви­ло, ори­ен­ти­ро­ван на восток.Отступ­ле­ние от тра­ди­ци­он­ной ори­ен­та­ции алта­ря на восток зна­чи­тель­но чаще, чем в пра­во­слав­ных храмах.
В одном хра­ме на одном Пре­сто­ле может слу­жить­ся лишь одна литур­гия в день.Рас­про­стра­не­на прак­ти­ка мно­го­крат­но­го слу­же­ния мес­сы в одном хра­ме на одном Престоле.
Детей начи­на­ют при­ча­щать с младенчества.К пер­во­му при­ча­стию под­хо­дят толь­ко в воз­расте 7–8 лет.
Наи­бо­лее при­ня­тый и рас­про­стра­нен­ный вари­ант совер­ше­ния крест­но­го зна­ме­ния — трое­пер­сти­ем, свер­ху вниз, спра­ва налево.Наи­бо­лее при­ня­тый и рас­про­стра­нён­ный вари­ант в като­ли­че­ском мире — совер­ше­ние крест­но­го зна­ме­ния пятью паль­ца­ми, откры­той ладо­нью, сле­ва направо.
Цели­бат обя­за­те­лен толь­ко для монахов.Свя­щен­ник не может быть жена­тым и обя­зан перед руко­по­ло­же­ни­ем дать обет без­бра­чия (кро­ме грекокатоликов).
Боль­шая про­дол­жи­тель­ность постов и раз­ные посто­вые традиции.
Пост­ные дни — сре­да (вос­по­ми­на­ние пре­да­тель­ства Спа­си­те­ля Иудою) и пят­ни­ца (вос­по­ми­на­ние Стра­стей Христовых).
Пост­ный день — пят­ни­ца (вос­по­ми­на­ние Стра­стей Хри­сто­вых Иудою). Есть один мно­го­днев­ный пост — Великий
Мини­маль­ный евха­ри­сти­че­ский пост состав­ля­ет шесть часов.Мини­маль­ный евха­ри­сти­че­ский пост состав­ля­ет один час.
В пра­во­слав­ном бого­слу­же­нии музы­каль­ные инстру­мен­ты не используются.В като­ли­че­ском бого­слу­же­нии чаще все­го исполь­зу­ет­ся орган.
Воз­мож­ность вто­ро­го и тре­тье­го бра­ка для неви­нов­ной в раз­во­де стороны.Брак прин­ци­пи­аль­но нерасторжим.
Празд­ни­ки, отсут­ству­ю­щие в като­ли­че­стве: Поло­же­ния чест­ной Ризы Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы, Про­ис­хож­де­ния чест­ных древ Живо­тво­ря­ще­го Кре­ста и др.Празд­ни­ки, отсут­ству­ю­щие в пра­во­сла­вии: Серд­ца Иису­са, Тела и Кро­ви Хри­сто­вых, Непо­роч­но­го Серд­ца Марии и др., а так­же культ Свя­то­го име­ни Иису­са и др.
Празд­но­ва­ние вос­кре­се­нья — это не пере­нос вет­хо­за­вет­но­го суб­бот­не­го празд­ни­ка, но само­сто­я­тель­ный праздник.Вос­кре­се­нье пол­но­стью заме­ни­ло суб­бо­ту в каче­стве «Дня Господнего».
При­нят тер­мин «освя­ще­ние воды».При­нят тер­мин «бла­го­сло­ве­ние воды».
Пра­во­слав­ное духо­вен­ство, пре­иму­ще­ствен­но, носит бороду.Като­ли­че­ское духо­вен­ство, как пра­ви­ло, безбородо.
Отсут­ствие беа­ти­фи­ка­ции при при­чис­ле­нии к лику святых.При­чис­ле­ние к лику свя­тых осу­ществ­ля­ет­ся в два эта­па: беа­ти­фи­ка­ция и канонизация.
Мона­сты­ри раз­ли­ча­ют­ся лишь уставом.Като­ли­че­ское мона­ше­ство раз­де­ле­но на орде­на и конгрегации.
В оформ­ле­нии хра­мов скульп­ту­ра пред­став­ле­на незна­чи­тель­но (чаще все­го Рас­пя­тие на кануне в храме).В боль­шин­стве хра­мов есть скульп­тур­ные изоб­ра­же­ния, а так­же изоб­ра­же­ния сто­я­ний Спа­си­те­ля на Крест­ном пути, исполь­зу­е­мые во вре­мя бого­слу­же­ния Крест­но­го пути.
Исполь­зу­ют­ся юли­ан­ский, ново­юли­ан­ский, гри­го­ри­ан­ский календари.Исполь­зу­ет­ся гри­го­ри­ан­ский календарь.

 

Наиболее значимые сходства православия и католицизма

Пра­во­сла­виеКато­ли­цизм
Осно­вой всей жиз­ни явля­ет­ся Гос­подь Иисус Христос.
Веру­ю­щие стре­мят­ся жить по запо­ве­дям Христовым.
Испо­ве­ду­ют веру в Свя­тую Тро­и­цу, Бога, еди­но­го в Трех Лицах — Отца, Сына и Духа Святого.
Име­ют апо­столь­ское преемство.
Име­ют семь цер­ков­ных Таинств.
При­зна­ют авто­ри­тет Свя­щен­но­го Писа­ния и Свя­щен­но­го Предания.
Раз­де­ля­ют общее духов­ное Пре­да­ние пер­во­го тыся­че­ле­тия христианства.
Почи­та­ют Марию, Мать Гос­по­да наше­го Иису­са Хри­ста, как Прис­но­де­ву и Богородицу.
Име­ют ряд общих свя­тых, жив­ших до Вели­ко­го Рас­ко­ла 1054 г.
Име­ют общее пред­став­ле­ние о семье.
При­зы­ва­ют каж­до­го к ува­же­нию неотъ­ем­ле­мо­го пра­ва на жизнь, не при­ем­лют абор­ты, эвта­на­зию и др. спо­со­бы умерщ­вле­ния человека.
Не при­зна­ют гомо­сек­су­аль­ные браки.
Осу­ществ­ля­ют про­по­ведь Еван­ге­лия Хри­сто­ва в совре­мен­ном мире.

 

Взаимное влияние православия и католицизма

Вли­я­ние пра­во­сла­вия на католицизм
1При сво­ем созда­нии гре­ко­ка­то­ли­че­ские общи­ны оттал­ки­ва­лись от визан­тий­ской литур­ги­че­ской традиции.
2Восточ­ная тра­ди­ция ока­за­ла замет­ное вли­я­ние при рефор­ми­ро­ва­нии рим­ской мес­сы после Вто­ро­го Вати­кан­ско­го собора.
3В като­ли­че­стве ста­биль­но рас­тет инте­рес к пра­во­слав­ной иконе, образ­цы кото­рой сего­дня мож­но видеть во мно­гих латин­ских храмах.
4Вни­ма­ние като­ли­ков в насто­я­щее вре­мя неред­ко при­вле­ка­ют рабо­ты пра­во­слав­ных богословов.
5При­зна­ние авто­ри­те­та свя­тых, про­слав­лен­ных Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью уже после Вели­ко­го Рас­ко­ла, напри­мер: Иоанн Крон­штадт­ский, Сер­гий Радо­неж­ский, Сера­фим Саров­ский, одна­ко без про­слав­ле­ния в като­ли­че­ской церкви
Вли­я­ние като­ли­циз­ма на православие
1Пер­во­на­чаль­но кон­цеп­ция семи таинств встре­ча­ет­ся у Пет­ра Лом­бард­ско­го (XII в. ) и Тома­са Акви­на­та (XIII в.) на като­ли­че­ском западе.
2Схо­ла­сти­ка дол­гое вре­мя была харак­тер­ной чер­той рус­ской бого­слов­ской мыс­ли, так как свт. Петр (Моги­ла), осно­вав­ший Киев­скую Духов­ную Ака­де­мию, и его кол­ле­ги полу­чи­ли обра­зо­ва­ние в като­ли­че­ских школах.
3Пра­во­слав­ная ико­но­пись неко­то­рое вре­мя нахо­ди­лась под вли­я­ни­ем като­ли­че­ской. Это отно­сит­ся и к фор­ми­ро­ва­нию «фряж­ско­го сти­ля», и к прак­ти­че­ски пол­но­му пере­хо­ду рус­ской ико­но­пи­си в XVIII—XIX сто­ле­ти­ях на ака­де­ми­че­скую манеру.
6Като­ли­че­ская тра­ди­ция име­ла вли­я­ние на пра­во­слав­ную хра­мо­вую архи­тек­ту­ру вре­мен Рос­сий­ской империи.
7Под като­ли­че­ским вли­я­ни­ем воз­ник­ли неко­то­рые бого­слу­же­ния, напри­мер, пассия.
  • 25 тыс. 0

Римско -католицизм Восточный ортодоксальный
Название Слово «Роман» — из Рома. Слово «католический» в общем употреблении означает «всеобщий». Во фразе «римско-католический» католический относится к всемирному собранию церквей в католической традиции. «Восточный» относится к географическому району православной традиции, столицей которого был Константинополь. «Западная» церковь относится к римскому католицизму, столицей которого был Рим. «Православный» происходит от греческого слова, означающего «правильная вера».
Основание Католицизм учит, что его происхождение происхождение самой церкви в первом веке. Должность папы как викария Христа началась с апостола Петра. В 1054 году нашей эры произошел раскол между Восточной и Западной церквями. Разделение обычно называют расколом между Востоком и Западом. Запад был католическим. Восток был православным*. Евсевий) и Ириней (130-202 гг. н.э.) считаются ранними влиятельными людьми. Ранние влиятельные лица в Православной Церкви включают Патриарха Константинопольского Михаила I Керулария (1000–1059) и так называемых Трех Столпов Православия: Фотия I Константинопольского (810–893), Марка Эфесского (1392–1444) и Григорий Палама (1296-1359).
Членство Католическая церковь насчитывает более 1,3 миллиарда человек по всему миру. Католицизм, хотя и уходит своими корнями в западный мир, сегодня этнически разнообразен. Православная церковь сообщает о 220 миллионах членов во всем мире, что делает ее самой маленькой из трех исторических ветвей. Хотя первоначально церковь состояла в основном из греков, сегодня она в основном состоит из людей славянского происхождения (например, русских, украинцев, поляков и т. д.).
Вселенские соборы Римско-католическая церковь признает и принимает все 21 Вселенский собор. Православная Церковь принимает первые семь Вселенских соборов 4-8 веков.
Социальное мировоззрение сегодня Католическая церковь обычно считается консервативной в контексте социально-политического ландшафта западного мира 21-го века. Православная Церковь консервативна в богословском и социальном плане, в соответствии с общепринятыми современными определениями этого термина.

Римско -католицизм Восточный ортодоксальный
Вид на Библ 4003 Католическая Библия включает второканоническую литературу или апокрифы в их Ветхом Завете (например, Товит, Юдифь, Мудрость Соломона). Библия является источником учения и практики восточного православия. Православные церкви включают второканонические книги или апокрифы в свой Ветхий Завет. Он также включает такие книги, как 1 Ездры и Псалом 151, которые появляются в Септуагинте.
Взгляд на Бога Католическая церковь учит, что Бог Триедин. Отец, Сын, который есть Иисус Христос, и Святой Дух — каждый полностью Бог. Восточное православие верит, что Бог Триедин, но в отличие от католицизма и протестантизма не верит, что Святой Дух исходит от Отца и Сына, а только от Отца.
Взгляд Христа Католическая церковь верит, что Иисус из Назарета является воплощением второго лица Троицы. Он был рожден девственником, безгрешным при жизни и умер за грехи человечества. Иисус физически воскрес из мертвых и вознесся на небо. Вторым лицом Троицы стал человек в лице Иисуса из Назарета, по православным верованиям. Иисус родился от Девы и прожил безгрешную жизнь. Православная Церковь утверждает историческое, физическое воскресение Христа из мертвых.
Взгляд на спасение Католицизм учит, что Бог наделяет людей благодатью через таинства. В католическом богословии оправдание включает в себя прощение, возрождение и освящение. Освящение относится к постепенному возрастанию человека в святости и подобии Христу. Православный взгляд на спасение основан на 2 Петра 1:4 (см. ниже), называемом «обожением», которое относится к процессу уподобления Богу. Обожение не означает, что верующие станут в точности подобными Богу по своей сущности.
Взгляд Святого Духа Святой Дух — третье лицо Троицы. Он полностью божественен. Дух вселяется в христиан и дает им духовные дары для назидания Церкви. Католицизм верит, что Святой Дух исходит от Отца и Сына. Святой Дух является третьим лицом Троицы и полностью Богом, согласно православным учениям. Дух отличен от Отца и Сына. «Христос посылает Духа Святого, Который от Отца исходит», — согласно православному учению.
Человеческий Лидер Папа Римский является Наместником Христа и главой Церкви на Земле, должность, которую церковное учение восходит к Апостолу Петру. Вселенский Константинопольский Патриарх во главе Православной Церкви. Православная церковь чтит папу-католика, но не признает за ним высшей власти.
Ритуалы Называемая «месса», что в переводе с латыни означает «посылать», сосредоточена на Евхаристии, которая, как учит католическая церковь, является «источником и вершиной христианской жизни». Названная «Божественная литургия», продолжительность службы, использование благовоний, а также образы и символы характеризуют литургию в православных храмах.
Взгляд на таинства или таинства В католицизме семь таинств: (1) крещение взрослых и младенцев, (2) конфирмация, (3) Евхаристия, (4) покаяние, (5) миропомазание, (6) рукоположение и (7) брак. Согласно католическому богословию, эти практики являются каналами Божьей благодати. Православная церковь предпочитает термин «священные тайны». Православное учение условно перечисляет семь: причащение, крещение, миропомазание, исповедь, соборование, брак и рукоположение.
Вид на Вечерю Господню «Евхаристия», означающая «благодарить», — это воспоминание, в котором хлеб и чаша становятся телом и кровью Христа. Изменение природы элементов называется пресуществлением. Православная церковь учит, что хлеб и чаша буквально превращаются в тело и кровь Христа, но не пытается объяснить, как именно это происходит.
Взгляд на крещение Иногда называемый «педо-крещением» (paedo = «ребенок»), согласно католическому учению, детей христианских родителей крестят, чтобы очистить их от первородного греха и возродить. Епископы и священники совершают крещение, в которое подданные погружаются трижды, по одному разу для каждого члена Троицы. Восточное православие учит, что крещение возрождает человека и делает его членом истинной церкви.
Иконы Римско-католическая церковь имеет иконы. Люди используют их по-разному, чтобы усилить свою преданность. Некоторые историки утверждают, что иконы в католицизме никогда не имели такого значения, как в православной церкви. Восточно-православная традиция на протяжении всей своей истории решительно защищала использование икон, которые, по их мнению, усиливают преданность людей Богу.
Видение последних времен Католическая церковь подтверждает второе пришествие Христа. Эсхатология церкви амилленаристская. Восточное православие верит в возвращение Христа, но не имеет полностью развитой эсхатологии, как многие протестантские традиции. Отчасти это связано с тем, что Православная церковь считает книгу Откровения тайной.
Перевод 2 Петр 1: 4
KJV, которые даны нами господствующее в мире растление похотью.
NASB Ибо через них Он даровал нам Свои драгоценные и величественные обетования, чтобы через них вы могли стать причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью.
NIV Через них он дал нам свои очень великие и драгоценные обетования, чтобы через них вы могли приобщиться к божественной природе, избежав растления в мире, вызванного злыми желаниями.