Католики и православные отличия: «Чем отличается Католическая Церковь от Православной?»
Содержание
«Чем отличается Католическая Церковь от Православной?»
11 февраля патриарх Московский и всея Руси Кирилл начинает свой первый пастырский визит в страны Латинской Америки, который продлится до 22 февраля и охватит Кубу, Бразилию и Парагвай. 12 февраля в международном аэропорту имени Хосе Марти кубинской столицы глава РПЦ встретится с папой римским Франциском, который сделает остановку на пути в Мексику.Готовившаяся 20 лет встреча предстоятелей Русской православной и Римско-Католической церквей пройдет впервые. Как отметил председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда, предстоящая историческая встреча вызвана необходимостью совместных действий в вопросах помощи христианским общинам стран Ближнего Востока.»Хотя многие проблемы между Русской православной церковью и Римско-Католической церковью остаются неразрешенными, защита ближневосточных христиан от геноцида — тот вызов, который требует срочных совместных усилий», — сказал Легойда. По его словам, «исход христиан из стран Ближнего Востока и Северной Африки — катастрофа для всего мира».
Какие же проблемы между Русской православной церковью и Римско-Католической церковью остаются неразрешенными?
Чем вообще отличается Католическая Церковь от Православной»? На этот вопрос католики и православные отвечают несколько по-разному. Как именно?
Католики о православии и католицизме
Суть католического ответа на вопрос о различиях между католиками и православными сводится к следующему:
Католики – это христиане. Христианство делится на три основных направления: католичество, православие и протестантизм. Но не существует единой Протестантской Церкви (протестантских деноминаций в мире несколько тысяч), а Православная Церковь включает в себя несколько независимых друг от друга Церквей. Так, кроме Русской Православной Церкви (РПЦ), есть Грузинская Православная Церковь, Сербская Православная Церковь, Греческая Православная Церковь, Румынская Православная Церковь и т. д. Управляются Православные Церкви патриархами, митрополитами и архиепископами. Не все Православные Церкви имеют общение друг с другом в молитвах и таинствах (что необходимо для того, чтобы отдельные Церкви были частью единой Вселенской Церкви согласно катехизису митрополита Филарета) и признают друг друга истинными церквями. Даже в самой России Православных Церквей несколько (сама РПЦ, Русская Зарубежная Православная Церковь и т.д.). Из этого следует, что мировое православие не имеет единого руководства. Но православные считают, что единство Православной Церкви проявляется в едином вероучении и во взаимном общении в таинствах.
Католичество — это одна Вселенская Церковь. Все ее части в разных странах мира находятся в общении между собой, разделяют единое вероучение и признают Папу Римского своим главой. В Католической Церкви есть деление на обряды (общины внутри Католической Церкви, отличающиеся друг от друга формами литургического поклонения и церковной дисциплиной): римский, византийский и др. Поэтому есть католики римского обряда, католики византийского обряда и т.д., но все они являются членами одной Церкви.
Католики об отличиях католической и православной церквей
1) Первое отличие между Католической и Православной Церквями состоит в различном понимании единства Церкви. Для православных достаточно разделять одну веру и таинства, католики в добавление к этому видят необходимость в едином главе Церкви – Папе;
2) Католическая Церковь отличается от Православной Церкви своим пониманием вселенскости или кафоличности. Православные утверждают, что Вселенская Церковь «воплощена» в каждой поместной Церкви, возглавляемой епископом. Католики добавляют, что эта поместная Церковь должна иметь общение с поместной Римско-католической Церковью, чтобы принадлежать к Вселенской Церкви.
3) Католическая Церковь исповедует в Символе Веры, что Дух Святой исходит от Отца и Сына («филиокве»). Православная Церковь исповедует Духа Святого, исходящего только от Отца. Некоторые православные святые говорили об исхождении Духа от Отца через Сына, что не противоречит католическому догмату.
4) Католическая Церковь исповедует, что таинство брака заключается на всю жизнь и запрещает разводы, Православная Церковь в отдельных случаях разводы допускает;
5) Католическая Церковь провозгласила догмат о чистилище. Это состояние душ после смерти, предназначенных для рая, но еще не готовых к нему. В православном учении чистилища нет (хотя есть нечто похожее — мытарства). Но молитвы православных за умерших предполагают, что есть души, находящиеся в промежуточном состоянии, для которых еще есть надежда попасть в рай после Страшного Суда;
6) Католическая Церковь приняла догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Это означает, что даже первородный грех не коснулся Матери Спасителя. Православные прославляют святость Богородицы, но считают, что она была рождена с первородным грехом, как и все люди;
7) Католический догмат о взятии Марии на небеса телом и душой является логическим продолжением предыдущего догмата. Православные тоже верят в то, что Мария на Небесах пребывает душой и телом, но догматически это в православном учении не закреплено.
8) Католическая Церковь приняла догмат о главенстве Папы над всей Церковью в вопросах веры и морали, дисциплины и управления. Православные не признают главенства Папы;
9) В Православной Церкви главенствует один обряд. В Католической Церкви этот обряд, возникший в Византии, называется византийским и является одним из нескольких. В России более известен римский (латинский) обряд Католической Церкви. Поэтому часто за различия между РПЦ и Католической Церковью ошибочно принимают различия между литургической практикой и церковной дисциплиной византийского и римского обрядов Католической Церкви. Но если православная литургия сильно отличается от мессы римского обряда, то на католическую литургию византийского обряда очень похожа. И наличие в РПЦ женатых священников тоже отличием не является, так как они есть и в византийском обряде Католической Церкви;
10) Католическая Церковь провозгласила догмат о безошибочности Папы Римского в вопросах веры и морали в тех случаях, когда он в согласии со всеми епископам утверждает то, во что Католическая Церковь уже верила в течение многих веков. Православные верующие считают, что безошибочными являются лишь решения Вселенских Соборов;
11) Православная Церковь принимает решения только первых семи Вселенских Соборов, в то время как Католическая Церковь руководствуется решениями 21 Вселенского Собора, последним из которых был Второй Ватиканский Собор (1962-1965).
Следует заметить, что Католическая Церковь признает, что поместные Православные Церкви — истинные Церкви, сохранившие апостольскую преемственность и истинные таинства.
Несмотря на различия, католики и православные исповедуют и проповедуют по всему миру одну веру и одно учение Иисуса Христа. Когда-то человеческие ошибки и предубеждения нас разъединили, но до сих пор вера в одного Бога нас объединяет .
Иисус молился о единстве Своих учеников. Его ученики — это все мы, и католики, и православные. Присоединимся же к Его молитве: «Да будут все едино как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин 17,21). Неверующий мир нуждается в нашем общем свидетельстве о Христе. Так инклюзивно и примирительно мыслит, как нас уверяют российские католики, современная западная католическая церковь.
Православный взгляд на православие и католицизм, их общность и различия
Окончательное разделение Единой Христианской Церкви на православие и католицизм произошло в 1054 году.
И Православная, и Римско-Католическая церкви считают только себя «единой святой, кафолической (соборной) и апостольской Церковью» (Никео-Цареградский Символ веры).
Официальное отношение Римско-Католической церкви к Восточным (Ортодоксальным) церквям, не состоящим с ней в общении, включая поместные православные церкви, выражено в Декрете Второго Ватиканского собора «Unitatis redintegratio»:
«Немалое число общин отделилось от полного общения с Католической Церковью, иногда не без вины людей: и с той, и с другой стороны. Однако тех, кто рождается ныне в таких Общинах и исполняется веры во Христа, нельзя обвинять в грехе разделения, и Католическая Церковь приемлет их с братским уважением и любовью. Ибо те, кто верует во Христа и должным образом принял крещение, находятся в известном общении с Католической Церковью, пусть даже неполном… Тем не менее, оправдавшись верой в крещении, они сочетаются Христу и, следовательно, по праву носят имя христиан, а чада Католической Церкви с полным основанием признают их братьями в Господе».
Официальное отношение Русской православной церкви к Римско-католической церкви выражено в документе «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию»:
Диалог с Римско-Католической Церковью строился и должен строиться в будущем с учётом того основополагающего факта, что она является Церковью, в которой сохраняется апостольское преемство рукоположений. В то же время, представляется необходимым принимать во внимание характер развития вероучительных основ и этоса РКЦ, нередко шедшего вразрез с Преданием и духовным опытом Древней Церкви.
Основные расхождения в догматике
Триадологические:
• Православие не принимает католическую формулировку Никео-Константинопольского символа веры филиокве, где речь идёт об исхождении Духа Святого не только от Отца, но и «от Сына» (лат. filioque).
• Православие исповедует два различных образа бытия Святой Троицы: бытие Трех Лиц в Сущности и Их проявление в энергии. Римо-католики, как и Варлаам Калабрийский (противник св. Григория Паламы), считают энергию Троицы тварной: купина, слава, свет и огненные языки Пятидесятницы полагаются ими тварными символами, которые, однажды зародившись, затем перестают существовать.
• Западная Церковь считает благодать следствием Божественной Причины, подобным акту творения.
• Святой Дух в римо-католицизме трактуется как любовь (связь) между Отцом и Сыном, между Богом и людьми, в то время как в Православии любовь есть общая энергия всех Трех Лиц Святой Троицы, иначе Святой Дух терял бы ипостасный облик при Его отождествлении с любовью.
В Православном Символе Веры, который мы читаем каждое утро, о Святом Духе говорится следующее: «И в духа Святого, Господа Животворящего, Иже от Отца Исходящего…». Эти слова, как впрочем, и все остальные слова Символа Веры находят себе точное подтверждение в Священном Писании. Так в Евангелии от Иоанна (15, 26) Господь Иисус Христос говорит, что Дух Святой исходит именно от Отца. Спаситель говорит: “Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит”.
Мы верим в единого Бога в Троице Святой поклоняемого – Отца и Сына и Святого Духа. Бог один по существу, но троичен в лицах, которые еще называют Ипостасями. Все три Ипостаси равночестны, равнопокланяемы и равнославимы. Отличаются они только своими свойствами – Отец нерожден, Сын – рожден, Дух Святой исходит от Отца. Отец является единственным началом (ἀρχὴ) или единственным источником (πηγή) для Слова и Святого Духа.
Мариологические:
• Православие отвергает догмат о непорочном зачатии Девы Марии.
• В католицизме значение догмата имеет гипотеза о непосредственном творении душ Богом, что служит опорой для догмата о непорочном зачатии.
• Православие отвергает также католический догмат о телесном вознесении Богородицы.
Прочие:
• Православие признает Вселенскими семь Соборов, прошедших до великой схизмы, католицизм признает Вселенскими двадцать один Собор, в том числе проходившие после великой схизмы.
• Православие отвергает догмат о непогрешимости (безошибочности) Римского папы и его главенство над всеми христианами.
• Православие не принимает учение о чистилище, а также учение о «сверхдолжных заслугах святых».
• Существующее в православии учение о мытарствах отсутствует в католицизме.
• Теория догматического развития, сформулированная кардиналом Ньюменом воспринята официальным учением Римско-Католической Церкви. В православном богословии проблема догматического развития никогда не играла той ключевой роли, которую она приобрела в католическом богословии с середины XIX в. Догматическое развитие начало обсуждаться в православной среде в связи с новыми догматами I Ватиканского собора. Некоторые православные авторы считают приемлемым «догматическое развитие» в смысле все более точного словесного определения догмата и все более точного выражения в слове познанной Истины. В то же время это развитие не означает, что прогрессирует или развивается «понимание» Откровения.
При некоторой нечеткости в определении окончательной позиции к этой проблеме, просматриваются два аспекта, характерных для православной интерпретации проблемы: тождественность церковного сознания (Церковь знает истину не меньше и не иным образом, чем знала ее в древние времена; догматы понимаются просто как осмысление того, что существовало в Церкви всегда, начиная с апостольского века) и обращение внимания к вопросу о природе догматического знания (опыт и вера Церкви шире и полнее ее догматического слова; о многом Церковь свидетельствует не в догматах, но в образах и символах; Предание во всей его полноте является гарантом свободы от исторической случайности; полнота Предания не зависит от развития догматического сознания; напротив, догматические определения являются только частичным и неполным выражением полноты Предания).
В православии существуют две точки зрения на католиков.
• Первая считает католиков еретиками, исказившими Никео-Константинопольский символ веры (путём добавления (лат. filioque).
• Вторая — схизматиками (раскольниками), отколовшимися от Единой Соборной Апостольской Церкви.
Католики, в свою очередь, считают православных схизматиками, отколовшимися от Единой, Вселенской и Апостольской Церкви, но не считают их еретиками. Католическая Церковь признает, что поместные Православные Церкви — истинные Церкви, сохранившие апостольскую преемственность и истинные таинства.
Некоторые различия между византийским и латинским обрядом
Существуют обрядовые различия между наиболее распространённым в православии византийским литургическим обрядом и наиболее распространённым в Католической церкви латинским обрядом. Однако обрядовые различия, в отличие от догматических, не носят принципиального характера — существуют католические церкви, использующие византийскую литургию в богослужении (см. Грекокатолики) и православные общины латинского обряда (см. Западный обряд в православии). Различные обрядовые традиции влекут за собой различные канонические практики:
В латинском обряде распространено совершение крещения путём окропления, а не погружения. Немного отличается крещальная формула.
Отцы Церкви во многих своих трудах говорят именно о погружательном Крещении. Святитель Василий Великий: «Великое Таинство Крещения совершается тремя погружениями и равными им по числу призываниями Отца, Сына и Святаго Духа, чтобы и образ смерти Христовой отпечатывался в нас и просветились души крещаемых через предание им Боговедения»
Так крестил в Петербурге в 90-е годы о. Владимир Цветков — до позднего вечера, после Литургии и молебна, не присев, ничего не вкушая, пока не причастит последнего крещаемого, готового к Причастию, а сам сияет и говорит уже почти шепотом: «Шестерых покрестил», как будто «Шестерых я сегодня родил во Христе и сам заново родился». Сколько раз это можно было наблюдать: в пустом огромном храме Нерукотворного Спаса на Конюшенной, за ширмой, на закате дня, батюшка, никого не замечая, пребывая где-то, откуда его не достать, ходит вокруг купели и водит за собой вереницу таких же отрешенных, облаченных в «ризы правды» наших новых братьев и сестер, которых не узнать. А батюшка уже совсем нездешним голосом славит Господа так, что все оставляют свои послушания и сбегаются на этот голос, доносящийся из другого мира, которому теперь сопричастны новокрещенные, новорожденные, запечатленные «печатью дара Духа Святаго.(о. Кирилл Сахаров).
Миропомазание в латинском обряде совершается после достижения сознательного возраста и называется конфирмацией («утверждением»), в восточном обряде — сразу же после таинства крещения, с которым объединено в единое чинопоследние (за исключением приёма немиропомазанных при переходе из других конфессий).
Окропительное крещение пришло к нам из католичества…
В западном обряде для таинства исповеди широко распространены конфессионалы, отсутствующие в византийском.
В православных и грекокатолических храмах алтарь, как правило, отделён от средней части храма иконостасом. В латинском обряде алтарём именуется сам престол, расположенный, как правило в открытом пресвитерии (но может сохраняться алтарная преграда, ставшая прообразом православных иконостасов). В католических храмах отступления от традиционной ориентации алтаря на восток значительно чаще, чем в православных.
В латинском обряде долгое время вплоть до II Ватиканского собора было широко распространенно причастие мирян под одним видом (Телом), а священнослужителей под двумя видами (Телом и Кровью). После II Ватиканского собора вновь распространилось причастие мирян под двумя видами.
В восточном обряде детей начинают причащать с младенчества, в западном к первому причастию подходят только в возрасте 7-8 лет.
В западном обряде Литургия совершается на пресном хлебе (Гостия), в восточной традиции на квасном хлебе (Просфора).
Крестное знамение у православных и грекокатоликов совершается справа налево, и слева направо у католиков латинского обряда.
У западных и восточных священнослужителей различаются богослужебные облачения.
В латинском обряде священник не может быть женатым (за исключением редких, особо оговорённых случаев) и обязан перед рукоположением дать обет безбрачия, в восточном (как для православных, так и для грекокатоликов) целибат обязателен только для епископов.
Великий пост в латинском обряде начинается с пепельной среды, а в византийском с чистого понедельника. Рождественский пост (в западном обряде — Адвент) имеет разную продолжительность.
В западном обряде принято продолжительное стояние на коленях, в восточном — земные поклоны, в связи с чем в латинских храмах появляются скамейки с полочками для коленопреклонений (сидят верующие только при ветхозаветных и апостольских чтениях, проповеди, оффертории), а для восточного обряда важно, чтобы перед молящимся оставалось достаточное для земного поклона пространство. При этом в настоящее время и в грекокатолических, и в православных храмах в разных странах распространены не только традиционные стасидии вдоль стен, но и ряды скамеек «западного» типа параллельно солее.
Вместе с отличиями, между богослужениями византийского и латинского обряда существует соответствие, внешне скрытое за различными названиями, принятыми в Церквях:
В католичестве принято говорить о пресуществлении (лат. transsubstantiatio) хлеба и вина в истинные Тело и Кровь Христовы, в православии чаще говорится о преложении (греч. μεταβολή), хотя термин «пресуществление» (греч. μετουσίωσις) также употребляется, а с XVII века соборно кодифицирован.
В православии и католичестве расходятся взгляды на вопрос о расторжимости церковного брака: католики считают брак принципиально нерасторжимым (при этом заключённый брак может быть признан недействительным в результате открывшихся обстоятельств, служащих каноническим препятствием законному браку), согласно православной точки зрения, супружеская измена разрушает брак по факту, что даёт возможность невиновной стороне вступить в новый брак.
Восточные и западные христиане используют различные Пасхалии, поэтому даты Пасхи совпадают только в 30 % случаев (при этом некоторые восточнокатолические церкви используют «восточную» Пасхалию, а Финляндская Православная Церковь — «западную»).
В католичестве и православии существуют праздники, отсутствующие в другой конфессии: праздники Сердца Иисуса, Тела и Крови Христовых, Непорочного Сердца Марии и др. в католичестве; праздники Положения честной Ризы Пресвятой Богородицы, Происхождения честных древ Животворящего Креста и др. в православии. Следует иметь в виду, что, например, ряд праздников, считающихся значимыми в Русской Православной Церкви, отсутствуют в других поместных православных церквях (в частности, Покрова Пресвятой Богородицы), причём некоторые из них имеют католическое происхождение и переняты уже после раскола (Поклонение честным веригам Апостола Петра, Перенесение мощей святителя Николая Чудотворца).
Православные не совершают коленопреклонения в воскресение, а католики совершают.
Католический пост менее строг, чем православный, при этом его нормы официально послаблялись с течением времени. Минимальный евхаристический пост в католицизме составляет один час (до II Ватиканского Собора обязательным был пост с полуночи), в православии — не менее 6 часов в дни праздничных ночных служб (на Пасху, Рождество и т.д.)и перед Литургией Преждеосвященных Даров («однако воздержание перед причащением <на Литургии Преждеосвященных Даров> с полуночи от начала данных суток весьма похвально и его могут держаться имеющие физическую крепость» — согласно постановлению Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 ноября 1968 года), а перед утренними Литургиями — с полуночи.
В отличие от православия, в католичестве принят термин «благословение воды», тогда как в восточных Церквях — «освящение воды».
Православное духовенство, преимущественно, носит бороду. Католическое духовенство, как правило, безбородо.
В православии усопшие особо поминаются на 3-й, 9-й и 40-й день после смерти (первым днём принимается сам день кончины[20]), в католицизме — на 3-й, 7-й и 30-й день.
Православие и католицизм — Схемы и пособия
См. также: Католический Катехизис с точки зрения православного богословия →
Основные вероучительные различия между православием и католицизмом
Православие | Католицизм |
---|---|
Различает в Боге сущность и энергии, являющиеся проявлением сущности. Исповедует нетварное происхождение Божественных энергий, проистекающих от Отца через Сына в Духе Святом. | Считает энергию Троицы тварной: купина, слава, свет и огненные языки Пятидесятницы полагаются ими тварными символами, которые, однажды зародившись, затем перестают существовать. |
Определяет благодать как нетварное Божественное действие, направленное в мир, в том числе — на спасение человека. Посредством благодати человек очищается от греха, просвещается светом Божественного учения, освящается, совершенствуется, возрастает возрастом духовным. | Считает благодать следствием Божественной Причины, подобным акту творения. |
Любовь есть общее свойство трех Божеских Лиц. Отец, Сын и Святой Дух пребывают в вечной взаимопроникающей любви. Божественная любовь непрестанно изливается в мир от Отца через Сына в Духе Святом. В этом отношении она интерпретируется как Божественная энергия, единая энергия всех Божеских Лиц. | Святой Дух трактуется как любовь (связь) между Отцом и Сыном, между Богом и людьми. |
Соблюдает и проповедует учение об исхождении Святого Духа от Отца; отрицает Его исхождение «и от Сына». | Принимает учение об исхождении Святого Духа от Отца, но вместе с тем исповедует, что Он исходит «и от Сына». |
Прославляет величие и святость Божьей Матери, но при этом подчеркивает, что изначально Она была причастна первородному греху, как и все люди, произошедшие от Адама и Евы, за исключением Господа Иисуса Христа. | Утвердила догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Это означает, что первородный грех не коснулся Матери Спасителя. |
Признает Вселенскими семь Соборов, прошедших до раскола 1054 г. | Признает Вселенскими двадцать один собор, в том числе проходившие после раскола 1054 г. |
Отвергает догмат о непогрешимости папы (безошибочности утверждений в области вопросов веры, высказанных в официальном порядке) и его главенство над всеми христианами. Признаёт Единым Главой Церкви Господа Иисуса Христа. | Ввёл новый догмат, согласно которому, папа, высказываясь официально, обладает авторитетом непогрешимости в вопросах веры. Кроме того, папа признаётся наместником Христа на земле. |
Принимает учение о мытарствах как о символически, образно выраженной форме осуществления Частного Суда, совершаемого при участи ангелов и демонов под контролем Высшего Судьи, в виде прохождения душой умершего испытаний на греховность и праведность. | Утвердила догмат о Чистилище — состоянии душ усопших католиков, умерших в мире с Богом, но имеющих неотпущенные несмертные грехи. |
Истинный Совершитель всех таинств – Сам Христос, священнослужители же суть только сослужители Христовы. Например, при Крещении Православный священник произносит безлично: «Крещается раб Божий…». Другой пример: Совершителями последования Таинства Брака являются епископ или пресвитер, испрашивающие брачующимся у Бога благодатную помощь во всем и благословение на рождение и христианское воспитание детей, но само Таинство совершается Господом Иисусом Христом, Который есть единственный Источник и Раздаятель благодатных даров, единственный Священник в подлинном смысле слова; христоцентричными по содержанию являются в чинопоследовании Таинства брака апостольское и евангельское чтения. | При свершении таинств личности священнослужителя придается большое значение. Например, католический священник произносит от своего имени: «Крещаю тебя», но не от имени Божиего (что только подразумевается). А совершителями Таинства брака считаются сами брачующиеся. |
Действительность таинства зависит от внешней правильности его совершения, также необходимо священнодействие законно поставленным иерархическим лицом, при соблюдении известной определенной внешней формы и словесной формулы таинства. При этом действительность таинства не зависит от заслуг или достоинств лиц, совершающих и приемлющих таинства, а необходимыми условиями для того, чтобы действие таинств было спасительным, являются вера в таинство со стороны приемлющих таинство и связанное с этим искреннее желание принятия таинства. | Для действительности таинства требуется правильное его совершение, а также намерение совершителя совершить и намерение принимающего принять таинство. При этом, если указанные условия соблюдены, таинство действует само через себя, а не через веру приступающего. Для действительности почти всех таинств вера считается необязательной, для этого достаточно намерения, даже если это намерение продиктовано худыми целями. |
Причащение и для мирян, и для священнослужителей под двумя видами (Телом и Кровью). | Широко распространено причастие мирян под одним видом (Телом), а священнослужителей под двумя видами (Телом и Кровью). |
Литургия совершается на квасном хлебе (Просфора). | Месса совершается на пресном хлебе (Гостия). |
Святые, прославленные католиками уже после Великой схизмы, не почитаются. | Святые, прославленные православными после Великой схизмы, не почитаются. |
Трезвое отношение к мистическим практикам. Некоторые формы мистицизма, принимаемые в католичестве за проявление святости, оцениваются Православными писателями как формы не духовно-мистических, а душевных (психических) практик. | Мистические практики, связанные с усиленным представлением (медитацией) страданий Христа. |
Понимание страстей, как греховных навыков, вошедших в привычку и вросших в душу. | Страсти считаются естественными эмоциями или движениями чувственности, которые склоняют к тому, чтобы действовать — или бездействовать — в соответствии с тем, что человек ощущает или воображает как благое или злое, сами по себе страсти ни хороши, ни плохи. Православному пониманию страсти соответствует католический термин «порок». |
— | Учение об индульгенциях. |
Дата Пасхи рассчитывается по александрийской пасхалии. | Дата Пасхи рассчитывается по григорианской пасхалии. |
Основные обрядовые различия между православием и католицизмом
Православие | Католицизм |
---|---|
Усопшие особо поминаются на 3‑й, 9‑й и 40‑й день после смерти. | Усопшие особо поминаются на 3‑й, 7‑й и 30‑й день после смерти. |
Миропомазание совершается сразу после таинства крещения, с которым объединено в единое чинопоследование. | Миропомазание совершается после достижения сознательного возраста и называется конфирмацией («утверждением»). |
Исповедь совершается обычно открыто, у аналоя. | Для таинства исповеди широко распространены конфессионалы (исповедальни). |
Алтарь, как правило, отделён от средней части храма иконостасом. | В храмах отсутствует иконостас, но может сохраняться алтарная преграда. |
Алтарь, как правило, ориентирован на восток. | Отступление от традиционной ориентации алтаря на восток значительно чаще, чем в православных храмах. |
В одном храме на одном Престоле может служиться лишь одна литургия в день. | Распространена практика многократного служения мессы в одном храме на одном Престоле. |
Детей начинают причащать с младенчества. | К первому причастию подходят только в возрасте 7–8 лет. |
Наиболее принятый и распространенный вариант совершения крестного знамения — троеперстием, сверху вниз, справа налево. | Наиболее принятый и распространённый вариант в католическом мире — совершение крестного знамения пятью пальцами, открытой ладонью, слева направо. |
Целибат обязателен только для монахов. | Священник не может быть женатым и обязан перед рукоположением дать обет безбрачия (кроме грекокатоликов). |
Большая продолжительность постов и разные постовые традиции. Постные дни — среда (воспоминание предательства Спасителя Иудою) и пятница (воспоминание Страстей Христовых). | Постный день — пятница (воспоминание Страстей Христовых Иудою). Есть один многодневный пост — Великий |
Минимальный евхаристический пост составляет шесть часов. | Минимальный евхаристический пост составляет один час. |
В православном богослужении музыкальные инструменты не используются. | В католическом богослужении чаще всего используется орган. |
Возможность второго и третьего брака для невиновной в разводе стороны. | Брак принципиально нерасторжим. |
Праздники, отсутствующие в католичестве: Положения честной Ризы Пресвятой Богородицы, Происхождения честных древ Животворящего Креста и др. | Праздники, отсутствующие в православии: Сердца Иисуса, Тела и Крови Христовых, Непорочного Сердца Марии и др., а также культ Святого имени Иисуса и др. |
Празднование воскресенья — это не перенос ветхозаветного субботнего праздника, но самостоятельный праздник. | Воскресенье полностью заменило субботу в качестве «Дня Господнего». |
Принят термин «освящение воды». | Принят термин «благословение воды». |
Православное духовенство, преимущественно, носит бороду. | Католическое духовенство, как правило, безбородо. |
Отсутствие беатификации при причислении к лику святых. | Причисление к лику святых осуществляется в два этапа: беатификация и канонизация. |
Монастыри различаются лишь уставом. | Католическое монашество разделено на ордена и конгрегации. |
В оформлении храмов скульптура представлена незначительно (чаще всего Распятие на кануне в храме). | В большинстве храмов есть скульптурные изображения, а также изображения стояний Спасителя на Крестном пути, используемые во время богослужения Крестного пути. |
Используются юлианский, новоюлианский, григорианский календари. | Используется григорианский календарь. |
Наиболее значимые сходства православия и католицизма
Православие | Католицизм |
---|---|
Основой всей жизни является Господь Иисус Христос. | |
Верующие стремятся жить по заповедям Христовым. | |
Исповедуют веру в Святую Троицу, Бога, единого в Трех Лицах — Отца, Сына и Духа Святого. | |
Имеют апостольское преемство. | |
Имеют семь церковных Таинств. | |
Признают авторитет Священного Писания и Священного Предания. | |
Разделяют общее духовное Предание первого тысячелетия христианства. | |
Почитают Марию, Мать Господа нашего Иисуса Христа, как Приснодеву и Богородицу. | |
Имеют ряд общих святых, живших до Великого Раскола 1054 г. | |
Имеют общее представление о семье. | |
Призывают каждого к уважению неотъемлемого права на жизнь, не приемлют аборты, эвтаназию и др. способы умерщвления человека. | |
Не признают гомосексуальные браки. | |
Осуществляют проповедь Евангелия Христова в современном мире. |
Взаимное влияние православия и католицизма
Влияние православия на католицизм | |
1 | При своем создании грекокатолические общины отталкивались от византийской литургической традиции. |
2 | Восточная традиция оказала заметное влияние при реформировании римской мессы после Второго Ватиканского собора. |
3 | В католичестве стабильно растет интерес к православной иконе, образцы которой сегодня можно видеть во многих латинских храмах. |
4 | Внимание католиков в настоящее время нередко привлекают работы православных богословов. |
5 | Признание авторитета святых, прославленных Православной Церковью уже после Великого Раскола, например: Иоанн Кронштадтский, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, однако без прославления в католической церкви |
Влияние католицизма на православие | |
1 | Первоначально концепция семи таинств встречается у Петра Ломбардского (XII в. ) и Томаса Аквината (XIII в.) на католическом западе. |
2 | Схоластика долгое время была характерной чертой русской богословской мысли, так как свт. Петр (Могила), основавший Киевскую Духовную Академию, и его коллеги получили образование в католических школах. |
3 | Православная иконопись некоторое время находилась под влиянием католической. Это относится и к формированию «фряжского стиля», и к практически полному переходу русской иконописи в XVIII—XIX столетиях на академическую манеру. |
6 | Католическая традиция имела влияние на православную храмовую архитектуру времен Российской империи. |
7 | Под католическим влиянием возникли некоторые богослужения, например, пассия. |
- 25 тыс. 0
-
0
Какая разница? – Христианство FAQ
Римско-католическая церковь и Восточная православная церковь, наряду с протестантизмом, составляют три исторические ветви христианской религии. Католическая и православная ветви отделились друг от друга 1000 лет назад. Сегодня у этих двух традиций много общего, но есть и важные различия.
Римско-католическая церковь и Восточная православная церковь верят в Троицу, вдохновение Библии и воскресение Иисуса Христа. Католицизм и восточное православие расходятся во мнениях относительно исхождения Святого Духа, авторитета папы и имеют разные обряды или литургии.
Католическая церковь или Православная церковь больше? В чем именно заключается их несогласие со Святым Духом? Как соотносятся их представления о Боге, таинствах и иконах? Продолжайте читать, чтобы узнать ответы на эти и другие вопросы.
См. также Римо-католицизм и лютеранство: в чем разница? Узнать больше.
Что католическая и православная церкви думают об Иисусе из Назарета? См. ниже
Сравните католицизм и восточное православие
Римско-католическая церковь ведет свою историю с первого века. Учение Иисуса Христа, роль апостола Петра и писания Нового Завета составляют основу богословия католической церкви.
Католическая церковь подчеркивает, что она одна имеет неразрывную цепь преемственности от Христа и апостолов, тогда как Православная церковь и протестантизм не имеют. Православная церковь и протестантизм предлагают аналогичные ответы на это утверждение. Оба утверждают, что католическая церковь, по крайней мере во время их разделения, значительно отклонилась от библейских учений по некоторым вопросам доктрина и практика .
Таким образом, в то время как католическая церковь может иметь институциональную линию преемственности, православная церковь и протестантизм утверждают, что они обладают правильной теологической преемственностью.
Римско -католицизм | Восточный ортодоксальный | ||
---|---|---|---|
Название | Слово «Роман» — из Рома. Слово «католический» в общем употреблении означает «всеобщий». Во фразе «римско-католический» католический относится к всемирному собранию церквей в католической традиции. | «Восточный» относится к географическому району православной традиции, столицей которого был Константинополь. «Западная» церковь относится к римскому католицизму, столицей которого был Рим. «Православный» происходит от греческого слова, означающего «правильная вера». | |
Основание | Католицизм учит, что его происхождение происхождение самой церкви в первом веке. Должность папы как викария Христа началась с апостола Петра. | В 1054 году нашей эры произошел раскол между Восточной и Западной церквями. Разделение обычно называют расколом между Востоком и Западом. Запад был католическим. Восток был православным*. Евсевий) и Ириней (130-202 гг. н.э.) считаются ранними влиятельными людьми. | Ранние влиятельные лица в Православной Церкви включают Патриарха Константинопольского Михаила I Керулария (1000–1059) и так называемых Трех Столпов Православия: Фотия I Константинопольского (810–893), Марка Эфесского (1392–1444) и Григорий Палама (1296-1359). |
Членство | Католическая церковь насчитывает более 1,3 миллиарда человек по всему миру. Католицизм, хотя и уходит своими корнями в западный мир, сегодня этнически разнообразен. | Православная церковь сообщает о 220 миллионах членов во всем мире, что делает ее самой маленькой из трех исторических ветвей. Хотя первоначально церковь состояла в основном из греков, сегодня она в основном состоит из людей славянского происхождения (например, русских, украинцев, поляков и т. д.). | |
Вселенские соборы | Римско-католическая церковь признает и принимает все 21 Вселенский собор. | Православная Церковь принимает первые семь Вселенских соборов 4-8 веков. | |
Социальное мировоззрение сегодня | Католическая церковь обычно считается консервативной в контексте социально-политического ландшафта западного мира 21-го века. | Православная Церковь консервативна в богословском и социальном плане, в соответствии с общепринятыми современными определениями этого термина. |
* «Восток» и «Запад» относятся к географическим ориентирам в Средиземноморье. В общем смысле «Запад» относится к частям Западной Европы, а «Восток» относится к частям Восточной Европы. Рим был столицей Западной церкви, а Константинополь, ныне Стамбул, был столицей Восточной церкви.
См. также Римско-католический, протестантский и православный: в чем разница? Узнать больше.
Каков взгляд католиков и православных на Библию? См. ниже
Католицизм и православие: сходства и различия
Пункт о «филиокве» всегда был одним из самых существенных различий между католицизмом и восточным православием. «Filioque» — это латинское слово, означающее «от Сына», что относится к Иисусу Христу. Этот термин относится к тому, кто именно послал Святого Духа в Пятидесятницу для осуществления Своего уникального служения после вознесения Христа.
Католицизм учит, что Отец и Сын , Иисус Христос, послал Святого Духа. Православная Церковь считает, что Дух исходит только от Отца , а не от Сына.
Спорный пункт не содержался в первоначальной формулировке исповеди, сформулированной на Первом Никейском соборе 325 г. или Первом Константинопольском соборе 381 г. Имеются данные, свидетельствующие о том, что впервые он был включен в Толедо в 589 г. и официально утвержден в 1017 г. Разногласия по этому пункту были значительным источником напряженности, которая привела к расколу 1054 года.
Римско -католицизм | Восточный ортодоксальный | |
---|---|---|
Вид на Библ | 4003 Католическая Библия включает второканоническую литературу или апокрифы в их Ветхом Завете (например, Товит, Юдифь, Мудрость Соломона). | Библия является источником учения и практики восточного православия. Православные церкви включают второканонические книги или апокрифы в свой Ветхий Завет. Он также включает такие книги, как 1 Ездры и Псалом 151, которые появляются в Септуагинте. |
Взгляд на Бога | Католическая церковь учит, что Бог Триедин. Отец, Сын, который есть Иисус Христос, и Святой Дух — каждый полностью Бог. | Восточное православие верит, что Бог Триедин, но в отличие от католицизма и протестантизма не верит, что Святой Дух исходит от Отца и Сына, а только от Отца. |
Взгляд Христа | Католическая церковь верит, что Иисус из Назарета является воплощением второго лица Троицы. Он был рожден девственником, безгрешным при жизни и умер за грехи человечества. Иисус физически воскрес из мертвых и вознесся на небо. | Вторым лицом Троицы стал человек в лице Иисуса из Назарета, по православным верованиям. Иисус родился от Девы и прожил безгрешную жизнь. Православная Церковь утверждает историческое, физическое воскресение Христа из мертвых. |
Взгляд на спасение | Католицизм учит, что Бог наделяет людей благодатью через таинства. В католическом богословии оправдание включает в себя прощение, возрождение и освящение. Освящение относится к постепенному возрастанию человека в святости и подобии Христу. | Православный взгляд на спасение основан на 2 Петра 1:4 (см. ниже), называемом «обожением», которое относится к процессу уподобления Богу. Обожение не означает, что верующие станут в точности подобными Богу по своей сущности. |
Взгляд Святого Духа | Святой Дух — третье лицо Троицы. Он полностью божественен. Дух вселяется в христиан и дает им духовные дары для назидания Церкви. Католицизм верит, что Святой Дух исходит от Отца и Сына. | Святой Дух является третьим лицом Троицы и полностью Богом, согласно православным учениям. Дух отличен от Отца и Сына. «Христос посылает Духа Святого, Который от Отца исходит», — согласно православному учению. |
Человеческий Лидер | Папа Римский является Наместником Христа и главой Церкви на Земле, должность, которую церковное учение восходит к Апостолу Петру. | Вселенский Константинопольский Патриарх во главе Православной Церкви. Православная церковь чтит папу-католика, но не признает за ним высшей власти. |
Ритуалы | Называемая «месса», что в переводе с латыни означает «посылать», сосредоточена на Евхаристии, которая, как учит католическая церковь, является «источником и вершиной христианской жизни». | Названная «Божественная литургия», продолжительность службы, использование благовоний, а также образы и символы характеризуют литургию в православных храмах. |
Взгляд на таинства или таинства | В католицизме семь таинств: (1) крещение взрослых и младенцев, (2) конфирмация, (3) Евхаристия, (4) покаяние, (5) миропомазание, (6) рукоположение и (7) брак. Согласно католическому богословию, эти практики являются каналами Божьей благодати. | Православная церковь предпочитает термин «священные тайны». Православное учение условно перечисляет семь: причащение, крещение, миропомазание, исповедь, соборование, брак и рукоположение. |
Вид на Вечерю Господню | «Евхаристия», означающая «благодарить», — это воспоминание, в котором хлеб и чаша становятся телом и кровью Христа. Изменение природы элементов называется пресуществлением. | Православная церковь учит, что хлеб и чаша буквально превращаются в тело и кровь Христа, но не пытается объяснить, как именно это происходит. |
Взгляд на крещение | Иногда называемый «педо-крещением» (paedo = «ребенок»), согласно католическому учению, детей христианских родителей крестят, чтобы очистить их от первородного греха и возродить. | Епископы и священники совершают крещение, в которое подданные погружаются трижды, по одному разу для каждого члена Троицы. Восточное православие учит, что крещение возрождает человека и делает его членом истинной церкви. |
Иконы | Римско-католическая церковь имеет иконы. Люди используют их по-разному, чтобы усилить свою преданность. Некоторые историки утверждают, что иконы в католицизме никогда не имели такого значения, как в православной церкви. | Восточно-православная традиция на протяжении всей своей истории решительно защищала использование икон, которые, по их мнению, усиливают преданность людей Богу. |
Видение последних времен | Католическая церковь подтверждает второе пришествие Христа. Эсхатология церкви амилленаристская. | Восточное православие верит в возвращение Христа, но не имеет полностью развитой эсхатологии, как многие протестантские традиции. Отчасти это связано с тем, что Православная церковь считает книгу Откровения тайной. |
Перевод | 2 Петр 1: 4 |
---|---|
KJV | , которые даны нами господствующее в мире растление похотью. |
NASB | Ибо через них Он даровал нам Свои драгоценные и величественные обетования, чтобы через них вы могли стать причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью. |
NIV | Через них он дал нам свои очень великие и драгоценные обетования, чтобы через них вы могли приобщиться к божественной природе, избежав растления в мире, вызванного злыми желаниями. |
См. Также католики и христиане: в чем разница? Узнать больше.
См. соответствующие статьи ниже
Твитнуть
Эл. адрес
Статьи по теме
ссылка на католиков, протестантов и православных: в чем разница?
Католик против протестанта против православного: в чем разница?
Римский католицизм, протестантское христианство и Восточная православная церковь являются тремя историческими ветвями христианской религии. Каждая традиция прослеживает свои доктрины и практики до Нового…
Продолжить чтение
ссылка на пресвитерианство против католиков: в чем разница?
Пресвитериане и католики: в чем разница?
Римско-католическая и пресвитерианская ветви христианской веры ведут свое происхождение от Иисуса из Назарета и его апостолов, а также от их писаний, составляющих большую часть Нового Завета. Там…
Продолжить чтение
5 различий между Римско-католической церковью и Восточной православной церковью |
Отличие №1 – Православная Церковь не имеет Папы. Рисунок
Отличие №2 – Участие детей
Отличие №3 – Что происходит после смерти
Отличие №4 – Литургическая ревизия
Отличие №5 – Аскетизм и пост
Стенограмма:
Отличие №1 – Православная Церковь не имеет Папы. Рисунок
Вероятно, самое большое и наиболее очевидное различие между Православной Церковью и Римско-Католической Церковью заключается в том, что Православная Церковь не имеет фигуры Папы. Для римо-католиков Папа не только верховен, то есть обладает непосредственной юрисдикцией в каждой церкви во всем мире, но и непогрешим при определенных обстоятельствах. Православная церковь не согласна ни с одним из этих учений. Мы не видим ни одного епископа высшим во всем мире, ни одного из них не видим безошибочно хранимым Богом, когда они говорят о вере и нравственности. По сути, у нас есть Коллегия епископов, и они принимают решения вместе, и обычно у них есть патриарх или примас с другим титулом, который председательствует на их собраниях, но не является абсолютным правителем их всех. Для нас все епископы фундаментально равны, даже если некоторые из них могут иметь чуть больше позиционного авторитета, чем другие. Ни у кого из них нет такого богословского места, которое Папа занимает для Римско-католической церкви.
Отличие №2 – Участие детей
Для православных детей наши дети полностью включены. Римско-католические дети крестятся, но они не могут в полной мере участвовать до тех пор, пока это не зависит от того, о чем вы говорите, будь то причастие или конфирмация. А православные младенцы сакраментально вовлечены во всю жизнь общины, и дети вырастают, причащаясь с самых ранних воспоминаний, потому что причащаются буквально, как младенцы.
Отличие №3 – Что происходит после смерти
Римско-католическое учение о чистилище, а затем и о системе индульгенций. Православные ни во что из этого не верят. Мы не верим, что существует такая остановка, где мы должны ждать и страдать, чтобы все временные последствия греха были стерты и оплачены. Чистилище и индульгенции просто не являются частью православной христианской жизни.
Отличие № 4 – Литургическая ревизия
Не только Второй Ватиканский Собор, но затем была эта большая литургическая ревизия. В обычной религиозной жизни среднестатистического католика произошли большие изменения. Месса была полностью изменена, и многое другое в жизни поклонения также было изменено. Для Православной Церкви мы никогда не испытывали ничего подобного. Конечно, и Восток, и Запад переживали литургические изменения на протяжении столетий, но, как правило, эти изменения были очень медленными. Если и были реформы, то они были далеко не такими значительными, как те, что пережили католики в конце 60-х и начале 70-х годов. Какой была нормальная католическая жизнь до 19 века?60-е годы — это не более чем нормальная католическая жизнь после этого периода. Для православных христиан очень и очень мало разницы. Вопрос для каждого из нас, на самом деле, в том, насколько мы на самом деле участвуем в том, что является нормальной православной христианской жизнью.
Отличие № 5 – Аскетизм и пост
Раньше у римо-католиков была традиция умеренно строгого поста. Теперь, по большому счету, единственное обязательство для большинства католиков состоит в том, чтобы не есть мяса по пятницам только во время Великого поста. Православные христиане, которые действительно следуют тому, что от нас ожидают, мы постимся почти половину дней в году. Это не значит, что все православные так хорошо постятся. У кого-то это неплохо получается, у кого-то не очень, но, тем не менее, ожидания православных практически не изменились. На протяжении всей истории мы можем видеть некоторые корректировки здесь и там, но в 20-м веке для католиков произошли большие изменения, когда пост был почти полностью отменен. То, что вы испытываете в повседневной жизни как католика, значительно изменилось с точки зрения того, что вы должны есть или не есть.