Казанская икона божией матери праздник: День иконы Казанской Божьей Матери: традиции и запреты | 04.11.21

Разное

народные приметы – Учительская газета

21 июля 2022 года православная церковь отмечает праздник, посвященный одной из величайших святынь – Казанской иконе Божией Матери. В этот день в церкви вспоминают трех святых Прокопиев. В народном календаре – Прокопьев день.

Фото: Никита Чудин

21 июля православная церковь отмечает большой праздник. Он посвящен одной из величайших русских святынь – Казанской иконе Божией Матери. В это время в церкви также вспоминают трех святых Прокопиев. В их числе – великомученик Прокопий Кесарийский, праведный Прокопий, Устюжский чудотворец и праведный Прокопий Устьянский.

Казанская икона Божией Матери

Чудотворная Казанская икона Божией Матери – одна из самых почитаемых святынь в России. Праздник в ее честь всегда отмечают 21 июля (8 июля по старому стилю). Эта дата связана с явлением Божией Матери в Казани, которое произошло в июле 1579 года. Незадолго до событий, связанных с чудотворной иконой, в городе случился пожар, полностью испепеливший часть его районов.

А через некоторое время девятилетней дочери казанского стрельца – Матроне – приснился удивительный сон. Девочка увидела Пресвятую Богородицу, которая рассказала, что под золой сгоревшего дома лежит ее икона, которую просила достать, указав место. Взрослые не поверили ребенку. Но Пресвятая Богородица приходила к девочке еще и еще раз. Когда Матрона вместе с мамой направились в указанное место, под пеплом они нашли икону с изображением святого лика.

Икону перенесли в храм Николы Тульского, позже – в Благовещенский собор, где произошли первые чудеса. Прозрели два человека, ослепшие несколько лет назад. На месте обретения иконы был построен Казанский Богородицкий женский монастырь, первой инокиней, а позже настоятельницей которого стала Матрона – в монашестве Мавра.

Фото: joinfo.com

К чудотворной иконе обращаются в минуты радости и печали. У Казанской иконы Божией Матери просят исцелить от недугов, вернуть мир и покой в семью, защитить от пожаров и несчастий. Казанская икона Божией Матери помогает детям, спасает от недобрых людей, прогоняет тоску, тревогу, уныние. К чудотворной иконе приходят семейные пары, которым не удается обзавестись потомством.

Святой великомученик Прокопий

Народный праздник Прокопьев день назван в память о святом великомученике Прокопии, жившем в Иерусалиме в годы правления Диоклетиана. Будучи преданным своему императору, Неаний (Прокопий) безропотно выполнял его приказы. Так же было, когда по распоряжению Диоклетиана он отправился в Александрию, чтобы участвовать в уничтожении последователей христианской веры. Но в дороге случилось чудо: Неаний услышал голос Иисуса Христа и увидел его распятие.

Из язычника он превратился в приверженца христианской веры. Когда его мать узнала о метаморфозе, произошедшей с сыном, она пожаловалась на него императору. Неания бросили в темницу. Согласно легенде, в одну из ночей к нему явился Христос, совершивший таинство крещения и давший молодому человеку имя Прокопий. Узника долго пытали и мучили, требуя отречения от православной веры. Позже его казнили.

Народный календарь: Прокопьев день

Фото: pixabay.com

По народному календарю 21 июля 2022 года отмечается Прокопьев день, который также называют днем Прокопия Жнеца. На Руси главные события праздника были связаны с начинающейся жатвой ржи. Первый сноп относили в церковь, чтобы батюшка освятил его.

После этого сноп ржи хранили дома, в красном углу. Он защищал от бед, болезней, избавлял от незваных насекомых. Из колосьев, срезанных в начале жатвы, плели пояса, которые защищали от болей в спине.

Прокопьев день также связывали с черникой, которая успевала поспеть к этому времени. Крестьяне обожествляли ягоду, считая ее одной из самых целебных. Черникой в старину лечили боли в желудке, зубах, суставах. Она возвращала зрение, исцеляла от нервных недугов.

Прокопьев день считается благоприятным для знакомств, свиданий, сватовства. Все эти деяния будут успешными. Новые знакомые окажутся настоящими друзьями. Свидания приведут к свадьбе. А сватовство завершится крепким семейным союзом.

Что нельзя делать в Прокопьев день

Фото: pixabay.com

Прокопьев день, также как и другие народные праздники, полон своих традиций, примет и запретов. В Прокопьев день запрещается:

  • Отправляться в дорогу, с чем бы она ни была связана. Старцы говорили, что такой путь может быть чреват не только препятствиями на каждом шагу, но и серьезными неприятностями. Такими как травма, гибель.
  • Начинать новые дела. Все, что будет начато в Прокопьев день, завершится разочарованием и финансовыми проблемами.
  • Рассказывать об успехах и неудачах дочерей. Запрет касается матерей. Все, что коснется чужих ушей, не принесет удачи.
  • Бездельничать. Прокопьев день благоволит людям, умеющим трудиться. У лентяев могут после лодырничанья начаться финансовые трудности.

В Прокопьев день категорически запрещается «обижать» березу – ломать ветки, рвать листья, обдирать кору, рубить дерево. Нарушителей запрета ждет суровая кара. Они могут тяжело заболеть.

Прокопьев день: народные приметы

Погода в Прокопьев день задавала тон на ближайшие недели. Если до полудня светило солнце, наши предки знали – первая половина августа будет теплой и солнечной. Если после полудня начинались дожди, понимали: ненастье затянется надолго.

В Прокопьев день именины отмечают: Александр, Дмитрий, Николай, Федор. Люди, которым при рождении дали эти имена, отличаются мужеством, преданностью, честностью.

Ранее сетевое издание «Учительская газета» рассказало о традициях праздника, названного «Авдотья Сеногнойка», который празднуют 20 июля. А также о том, как раньше отмечали Петров день и Ивана Купалу. Специальная рубрика UG.RU «Народный календарь» посвящена старинным русским традициям.

День Казанской иконы Божьей Матери: кому помогает святыня

Павел Лисицын / РИА Новости

Казанская — один из любимейших образов Пресвятой Богородицы в России. Именно Казанскую икону преподносили крестившимся после Таинства Крещения. Ее дарили молодоженам при венчании: во охранение семьи. И над кроваткой ребенка было принято вешать именно Казанскую — в защиту от духовных и физических недугов. К Казанскому образу Божьей Матери обращались с молитвой, когда просили исцеления от болезней, Казанской молились, страшась внезапной смерти. Её брали с собой в путешествия. А еще Казанскую считают спасительницей Отечества в лихую годину смут, войн, народных бедствий.

22 октября (4 ноября по новому стилю) был некогда подлинно народным праздником, когда в храмах вспоминали победы, связанные с Казанской иконой Богородицы. Чествовать образ в этот день начали уже с 1613 г., причем с 1649 г. и вплоть до революции 4 ноября считали государственным праздником. В 2005 г. Россия впервые отмечала День народного единства, и его приурочили к дате празднования Казанской иконы Божьей Матери.

Но в России более двухсот чудотворных образов Пресвятой Богородицы. Отчего именно Казанской такая честь? И почему торжество 4 ноября?

На самом деле в церковном календаре два дня, посвященных Казанской иконе Божьей Матери. 21 июля («Летняя Казанская»), когда мы вспоминаем «явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани» — то есть чудесное обретение иконы в Казани, дело было в 1579 г. И 4 ноября («Осенняя Казанская»), в память о том, как в этот день в 1612 г. войска народного ополчения, собранные Кузьмой Мининым, ведомые князем Димитрием Пожарским, и осененные чудотворным образом Казанской Божьей Матери, выбили польских захватчиков из Китай-города, что стало началом конца великой смуты. В то лихолетье русское государство было на волоске от гибели, а народ — от порабощения. И только чудо — невероятное и одновременно зримое — спасло страну, сохранило нацию.

«Казанская икона Божьей Матери» Фото: Иконописная мастерская Свято-Троицкого храма г. Курска.

Если мы внимательно посмотрим на историю страны, то увидим, что каждый раз накануне национальных трагедий страна обретала — часто чудесным способом! — новый образ Богородицы. Явление Казанской не исключение. В 1579 г., после страшного пожара в Казани девятилетняя девочка Матрона увидела во сне Богородицу, которая указывала на место, где лежит Ее икона. Девочке, конечно, верить не хотели, но потом все-таки начали рыть и на пепелище нашли образ удивительной красоты: по-видимому, лик Богородицы был спрятан в земле кем-то из христиан во время гонений. После обретения иконы начались чудеса, связанные с исцелениями больных, особенно слепых. В 1594 г. священник Ермолай, ставший впоследствии знаменитым патриархом Гермогеном, сделал точное описание обстоятельств обретения иконы и произошедших после этого исцелений.

Но особую роль «Спасительницы земли русской» икона сыграла в страшный период смуты. «Никогда Россия не была в столь бедственном положении, как в начале XVII столетия: внешние враги, внутренние раздоры, смуты бояр, а более всего совершенное безначалие — все угрожало неизбежной погибелью земле Русской», — писал в XIX в. Михаил Загоскин. Казалось, гибель страны и порабощение народа неизбежны: Москва занята поляками, по стране, раздираемой междоусобицами, бродят банды разбойников и мародеров.

Предатели-бояре избирают на Московское царство польского королевича. Народ безмолвствует. Голод, разруха, эпидемии. Патриарх Гермоген томится в плену, но ему все-таки удается передать в Нижний Новгород воззвание, призывающее идти на Москву, унимать грабежи, стоять за братство и уповать на защиту Богородицы. «Посмотрите, как Отечество наше расхищается и разоряется чужими; какому поруганию предаются святые иконы и церкви, как проливается кровь неповинных, вопиющая к Богу!», — взывает патриарх Гермоген (ноябрь 1609 г.).

Нижегородцы откликаются на призыв, к ним присоединяются Казанские дружины, которые и принесли список Казанской Божьей Матери князю Дмитрию Пожарскому, возглавившему ополчение. С этого момента перед иконой совершаются постоянные молебны, и, подкрепленные благодатной помощью свыше, укрепляемые молитвой, 22 октября 1612 г. по старому стилю (4 ноября по-новому) дружины народного ополчения берут штурмом Китай-город. А через четыре дня польский гарнизон в Кремле капитулирует.

С этих пор Казанская икона Божьей Матери стала особо любима. В 1709 г., перед Полтавской битвой, Петр Великий со своим воинством молился перед ней о даровании победы. Известно, как почитал образ А.В. Суворов. О даровании победы перед святыней молились и в 1812 году, один такой молебен — при отбытии М.И. Кутузова в действующую армию — хорошо запомнился свидетелям тем духовным подъемом единения, который испытали все молившиеся. А в том же 1812 г., в праздник Казанской иконы Божьей Матери, русские отряды под предводительством Милорадовича и Платова разбили арьергард Даву. Это было первое крупное поражение французов после ухода из Москвы, враг потерял 7 тысяч человек. В тот день выпал снег, начались морозы, и армия покорителя Европы начала таять. Есть свидетельства, как Казанская спасала и в Великую Отечественную, причем спасала всех — и атеистов, и тех, кто по своей национальной принадлежности должен был бы верить уж никак не в Господа нашего Иисуса Христа…

«Отступающие войска французов под Вязьмой». Фото: Хромолитография Адама.

Историки сообщают: к началу XX в. икона Казанской Божьей Матери была не только в каждом храме, но и в каждом доме. «Заступница Усердная», «Защитница от всех зол» — называют Богородицу в молитве. Вот что говорится в «Слове на день явления иконы Божией Матери в Казани» святителя Димитрия Ростовского: «Избавляет Мати Божия от великих бед и зол не токмо праведныя, но и грешныя, но которыя грешныя? Ты я, иже возвращаются к Отцу Небесному яко блудный сын, воздыхают биющи перси своя, яко мытарь, плачут у ног Христовых, яко грешница, омочившая нозе Его слезами, исповедание Ему приносят, яко на кресте разбойник. На таковая грешныя Пречистая Божия Мати призирает и ускоряет на помощь им, и от великих бед и зол избавляет».

А ключ к пониманию того, почему образ Казанской Божьей Матери спасал, являл народу поддержку в годину тревог, мы найдем в тексте молитвы к чудотворному образу.

В молитве ясно и недвусмысленно дана связь между личным, между состоянием души человека, его греховностью и общим — тем, в каком обществе, в какой стране мы живем. Испрашивая у Богородицы общее, для всех — «да сохранит мирну страну нашу», молитва связывает это общее благоденствие с частным, с состоянием души каждого: «Избави же и всех, с верою Тебе молящихся, от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, болезней, бед и от внезапныя смерти. Даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление прегрешений».

И тут — внимание! Это крайне важно! Смотрите, здесь испрашиваются у Богородицы не блага земные для молящегося, а «дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление прегрешений». Вот она связь между покаянием — тем, что происходит в нашей душе, с нашей душой — и тем, что происходит в мире вокруг нас!

Бесспорно, прозрения подобного рода происходят именно в годины великих народных потрясений. Осознанная самою душою, эта связь, это единство нашего частного, личного и общего привела к формированию поведенческого алгоритма наших предков: собирая силы на решительный бой, они не просто молились, они постились, они каялись. И это становилось залогом их грядущих побед. В том числе и тех, что были осенены Казанским образом Божьей Матери.

День памяти храма Казанской иконы Божией Матери на Берегу Отпусков – память 24.07.2021

После этого все были приглашены на праздничный пир, который был сервирован на открытом воздухе с красиво накрытыми столами, украшенными голубыми скатертями и цветами. композиции на каждом столе под белыми балдахинами над головой, обеспечивающими удобную тень от летнего солнца. Банкет был организован Натальей Сабельник и ее семьей с помощью других местных жителей, Киры Полуэктов и ее невестки, Елены Полуэктов, Марии Литвиновой-Лысенко, Михаила Менко, Алены Русси и неоценимой помощи матушки Габриэлы. Многие из гостей отреагировали благосклонно, принося разнообразные блюда, чтобы разделить их на обед. Стол с едой был переполнен множеством салатов, основных блюд, гарниров, закусок, хлеба, десертов и фруктов. Особенно трогательно было также то, сколько молодых людей присутствовало на службе и обеде. Свято-Иоанновская Русская Православная Молодежная группа, которую координировала Ольга Якубовская (в память ее дня святого), также внесла большой вклад в разнообразие блюд за столом. Самая младшая помощница, 11-летняя Анастасия Сарандинаки, охотно помогала настраивать, обслуживать и убирать в течение всего дня.

 

Архиепископ Кирилл поблагодарил всех, кто помогал в организации торжества, отметив беспрецедентное количество людей (более 100 человек), пришедших разделить трапезу вместе. Он объявил, что следующее богослужение в храме состоится в субботу, 21 августа, и пригласил всех вернуться на богослужение и обед. Он также объявил, что Виктория Сабельник, которая помогала со всеми аспектами подготовки, установки и уборки, включая все цветочные украшения, отныне будет официальным координатором обедов (трапеций).

 

Несмотря на то, что в церкви нет сестричества, фактического членства или членских взносов, нет постоянного духовенства, все празднование, включая обилие угощения, которое разделили многие присутствующие, местные жители и гости из соседних приходов, SF Bay Район, Сакраменто и так далеко, как Бейкерсфилд и Лос-Анджелес. Большая часть оборудования и принадлежностей для праздника была спонсирована и оплачена Русско-американской женской лигой и Конгрессом русских американцев.

 

Казалось, что церковь снова пережила испытания прошлых лет, в том числе разрушительные последствия пандемии, многочисленные катастрофические наводнения и волну бесчисленных лесных пожаров в Калифорнии, и все же чудесным образом укрепилась, так как в этом году службы снова воскресли. в мае. Одна из старожилов Русской реки, матушка Маргарита Полуэктова, муж которой, покойный священник Алексей Полуэктов, был настоятелем храма Казанской иконы Божией Матери в Сан-Франциско (празднование 4 ноября), в этом году «превзошел все ее ожидания». Она сказала: «Это было похоже на то, как цветы или грибы вырастают в давно забытом месте».

 

Сабельник Наталья

Храм Казанской иконы Божией Матери

Памятники

Храм Казанской иконы Божией Матери
  • jpg» data-src=»/media/photo/r3/1418955741c3oth.jpg» title=»Church of the Kazan Icon of the Mother of God»>

Храм Казанской иконы Божией Матери является памятником архитектуры Республики Казахстан республиканского значения. Кроме того, храм является духовным центром для всех православных жителей города. Это единственная действующая православная церковь в Кызылорде и Кызылординской области.

Строительство православного храма в Перовске (Кызылорда) имеет свою интересную историю. Первый православный храм был освящен 15 октября 1855 года. Это был церковный стан, который был просто палаточным.

Церковь построена из сырцового кирпича с кровлей из войлока в 1863 году. Однако в 1868 году ее смыло дождем. В том же году здание церкви снова построили из сырцового кирпича, но уже из жженого кирпича. а крыша была покрыта листовым железом. Это здание служило для молений до постройки церкви Казанской иконы Божией Матери, после чего было разобрано. На месте алтаря старого здания была устроена часовня, которая не сохранилась до наших дней.

Строительство церкви началось в 1890 году и продолжалось более пяти лет. Церковь спроектировала местный архитектор Есакова; инженер Калинин руководил строительством. Однако из других исторических источников в связи с проектом церкви упоминается имя известного ташкентского архитектора В.С. Гейнцельмана, разработавшего проекты церквей для русских поселений Сырдарьинской области, один из которых можно было приспособить для храма Казанской иконы.

Церковь построена из сырцового желтого кирпича производства Казалинска, который находится более чем в 300 км от места строительства. Освящение новой церкви состоялось 6 декабря 189 г.6. Строительство церкви обошлось в 35 тысяч рублей, из которых 5000 были собраны с перовчан (кзылординцев), а остальное из государственной казны.

В церкви было 9 колоколов, самый большой из которых весил 136 фунтов. Интересен тот факт, что церковь находилась в ведении военного ведомства до декабря 1906 года. Оно относилось к полку, а затем было отдано церкви епархии.

К сожалению, с приходом советской власти церковь Казанской иконы постигла участь многих культовых сооружений, и она была закрыта в середине 19 века.30 с. В здании церкви располагался сборный пункт для спецпереселенцев, затем здесь располагалась обсерватория, а позже Краеведческий музей.

Музей переехал в более благоустроенное место в 1982 году. Здание церкви было объявлено памятником архитектуры республиканского значения, но денег на реставрацию не выделили. Именно поэтому он был закрыт.

Храм был передан Русской Православной Церкви решением Кызылординского столетия только 19 мая89. Большинство росписей церкви были утрачены за годы бездействия, а описания сохранились, которые можно было восстановить. Уцелела лишь небольшая часть церковной утвари и несколько икон.

Восстановление храма произведено за счет прихожан и меценатов из других регионов и штатов. На куполах были восстановлены кресты. Казахстанские художники выполнили для церкви новые росписи. Были установлены колокола, изготовленные ярославским мастером Шуваловым. Через несколько лет в качестве колоколов стали использовать обрезанные кислородные баллоны.

Крыша церкви была покрыта позолоченным железом во время очередных работ в 2008 году, прежде чем ее покрасили в синий цвет. В настоящее время сотрудники РГП «Казреставрация» ведут подготовку к реставрационным работам храма Казанской иконы. Специалисты изучают материалы, из которых было построено здание, и проводят сложный анализ, консультируя, как добиться максимального качества работы.

  • Расскажи друзьям:
Прочие памятники

Памятники

Мавзолей Асан

Мавзолей Асан-ата можно назвать достоянием всех тюркских народов Средней Азии. Мавзолей расположен в Шиелийском районе Кызылординской области в 5 километрах к востоку от железнодорожной станции Байгекум.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts