Казанский собор осенью: Казанский собор в Петербурге осенью поменяет свой цвет

Разное

В подземном храме собора Казанской иконы Божией Матери осенью откроется музей воссоздания святыни

21 июня 2019  19:00

Оксана Романова

Реставраторы начали работы по воссозданию росписей по эскизам начала ХХ века.

(Казань, 21 июня, «Татар-информ», Оксана Романова). В октябре этого года реставраторы должны закончить работу по восстановлению росписей нижнего, пещерного (подземного) храма восстанавливаемого сейчас в столице РТ собора Казанской иконы Божией Матери. В одном из помещений здесь будет открыт музей воссоздания православной святыни, осеннее празднование в честь которой верующие отмечают 4 ноября. О старте нулевого цикла реставрации росписей в эксклюзивном интервью «Татар-информ» рассказал бригадир реставрационных работ, художник-реставратор I категории Межобластного научно-реставрационного художественного управления (МНРХУ, Москва — прим. Т-и) Валерий Косушкин. 

Главная проблема заключается в том, что от подземного храма сохранилась только часть исторических стен. Собор был взорван, чудом уцелела лишь нижняя часть стен (примерно четверть высоты) и фундамент. Конструкцию современные строители воссоздали по архивным данным, а вот детальных зарисовок, фотографий росписей не осталось. Реставраторы располагают только эскизными, в значительной степени схематическими зарисовками орнамента нижнего храма, которые выполнил архитектор Щусев в 1910 году.

Сейчас граница восстановленной части храма хорошо видна: это оштукатуренные белые стены и своды, толстым слоем нависающие на нижние границы кораллово-розовой подлинной кладки. Такой акцент реставраторы сделали специально, чтобы паломники и туристы могли видеть разницу между восстановленной и древней кладкой.

«Живопись будет наверху, на воссозданной части храма. По нижней как раз сейчас специалисты принимают решение, как быть: археологи хотят одного, владыка, понятно, хочет другого — чтобы были полотенца (орнамент-кант по нижней части храмовых стен — прим. Т-и). Но следов подлинной росписи осталось совсем немного, поскольку остатки храма после взрыва были засыпаны землей, красочный слой ушел, и сейчас мы с трудом лишь местами видим некоторые его элементы. Археологи настаивают, что нижнюю часть нам следует оставить так, затонировав участки, где уже заделаны трещины и неровности, в розоватый, как у подлинных стен цвет», — рассказал Валерий Косушкин.

Судя по зарисовкам Щусева, над орнаментом полотенец роспись храма была достаточно простой — синее небо с голубыми звездами. Сейчас идут подготовительные работы (очистка стен, просушка), вместе с Валерием Косушкиным работают пятеро реставраторов. После того, как будет принято окончательное решение по росписи храма, задействовать придется, возможно, до 15 — 20 человек.

Сейчас в храме заливаются полы под укладку метлахской плитки, уже проведена пожарная сигнализация, размечены места под розетки, бра, в будущем здесь появятся также системы кондиционирования и видеонаблюдения. Пока специалисты вынуждены дожидаться, когда долгое время находившиеся под землей стены наконец полностью просохнут — без этого начинать роспись бессмысленно.  

Часть исторического пола будет музеефицирована под стеклом, часть помещений займет музей истории строительства и воссоздания собора Казанской иконы Божией Матери.

На месте алтаря, к слову, сохранились отверстия от прежних дней, когда храм был действующим. Их намерены использовать после завершения работ. Здесь же было найдено углубление для хранения мощей, но сами мощи давно покинули уготованный им тайник.

В храм будут организованы три входа. Музей, говорит Валерий Косушкин, начнет работу, вероятно, уже осенью, а вот освящение храма произойдет, скорее всего, одновременно с собором. Полностью восстановить собор Казанской иконы Божией Матери, по его словам, должны не позднее 2021 года. Пока под руководством лепщика Каджика Маргоряна бригада из пяти человек отливает, устанавливает и покрывает сусальным золотом лепной декор верхнего храма собора. Позже и здесь начнутся работы по росписи.

Казанский собор в Санкт-Петербурге в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Видео:Казанский собор в Санкт-Петербурге

Содержание

  • Основные моменты
  • История Казанского собора
  • Особенности архитектуры и внутреннее убранство
  • Богослужения в Казанском соборе
  • Время работы
  • Как добраться

Основные моменты

Казанский кафедральный собор является действующим храмом, это значит, что интерес и внимание к нему значительно шире, чем просто к туристической достопримечательности. Для православных верующих это особенное место, где они могут побывать на церковной службе, напитаться неповторимой энергетикой храма, где буквально каждый уголок как живой, но безмолвный свидетель его богатой летописи, в которой нашлось место и трагическим страницам. И, самое главное, именно в этом соборе хранится главная святыня Санкт-Петербурга – Казанская икона Божией Матери. А еще он является памятником русской воинской славы, статус которого он приобрел после Отечественной войны 1812 года.

Как видим, здесь сплелись воедино религия и история, архитектурное наследие и память о доблестных защитниках Отечества. И вся эта монументальность, пронесенная через века, делает храм поистине уникальным, которым город на Неве гордится как своим бесценным достоянием. Но чтобы прочувствовать всю его одухотворяющую атмосферу, в Казанском соборе Санкт-Петербурга обязательно надо побывать лично, и такой возможностью пользуются очень и очень многие.

История Казанского собора

Во второй половине XVIII века император Павел I Петрович, на тот момент еще наследник престола, путешествовал по Европе. Оказавшись в Риме, он был поражен величием и красотой собора Святого Петра и тем, насколько он гармонично вписывался в окруженную колоннадами площадь перед ним. В 1799 году, уже взойдя на трон, государь пожелал, чтобы такой же храм был построен в Петербурге. Не привыкший откладывать свои идеи в долгий ящик, преемник Екатерины Великой тут же объявил конкурс на лучший проект собора. По его задумке, он должен будет заменить собой церковь Рождества Богородицы, именуемую в народе Казанской. Она была построена в 30-х годах того же столетия и успела обветшать. Именно в ней хранилась чудотворная икона Казанской Божией Матери, почитаемая как одна из главных реликвий страны.

В конкурсе приняло участие немало талантливых архитекторов. Но поскольку главным условием было то, чтобы будущий храм походил на упомянутый римский собор, который так понравился императору, из всех представленных работ отобрали проект Андрея Никифоровича Воронихина, молодого, но очень талантливого архитектора, происходившего, кстати, из бывших крепостных. Однако по некой злой иронии судьбы царю так и не довелось увидеть ни сам ход строительных работ, ни сдачу здания в эксплуатацию. Торжественная закладка будущего храма состоялась 27 августа 1801 года, через три месяца после убийства Павла I офицерами в Михайловском замке в собственной спальне. К слову, идейным вдохновителем и организатором покушения стал столичный генерал-губернатор и по совместительству глава тайной полиции П. А. Пален. Таким образом, на церемонии закладки фундамента присутствовал сын и наследник погибшего от рук заговорщиков царя, действующий император Александр I.

Место под строительство храма отвели на вытянутом с запада на восток участке у Невского проспекта, что усложнило стоявшую перед архитекторами задачу. В православных церквях, как известно, алтарь всегда смотрит на восток, а вот главный фасад с входом – в противоположную сторону, то есть на запад. Существовавшие традиции никак нельзя было нарушать, поэтому к Невскому проспекту оказывался обращенным не главный (западный) фасад, а северный – боковой. Как же выйти из этого положения? Воронихин нашел гениальное решение: пристроив к боковому фасаду величественную полукруглую колоннаду, он зрительно превратил его в главный. Колоннада же раскрывалась в направлении главной магистрали города – Невского проспекта. Колонн было в общей сложности 96, и они были поставлены в четыре ряда, одновременно став напоминанием о таких же сооружениях, замыкающих площадь перед собором Святого Петра в Ватикане.

После разгрома французов в Отечественную войну 1812 года в храм перенесли на хранение 27 знамен поверженной армии Наполеона. Впоследствии Казанский собор стал хранилищем и других трофеев, а именно флагов и ключей от многих европейских городов и крепостей, добытых русской армией в походах 1813-1814 годов. В соборе, точнее, у его стены, нашел свой последний покой прославленный военачальник Михаил Илларионович Кутузов, генерал-фельдмаршал из рода Голенищевых-Кутузовых. Именно он, ученик и соратник Александра Васильевича Суворова, был главнокомандующим русской армией во время той войны и стал первым полным кавалером ордена Святого Георгия.

С Казанским собором связаны имена и других знаменитых людей. Так, 8 ноября 1893 года под его сводами отпевали великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, который входил в число первых великих русских музыкальных деятелей, обратившихся к написанию церковной музыки, толчком к чему стали собственные религиозно-художественные настроения и ощущение назревших в последней четверти XIX века в этой сфере реформ. А ранее, еще в 1773 году, здесь венчался цесаревич Павел Петрович. Были и трагические моменты: когда в марте 1913 года в соборе праздновалось 300-летие династии Романовых, произошла давка, унесшая жизни, по меньшей мере, 34 человек.

Происходившие при советской власти гонения на церковь не обошли стороной и Казанский кафедральный собор. Очень сильно пострадал его интерьер вследствие изъятия церковных ценностей, имевшего место в 1922 году. Одного лишь серебра, по очень приблизительным оценкам, было вывезено из собора около двух тонн. На переплавку пустили уникальный иконостас, изготовленный из этого драгоценного металла, и куда потом исчезло это серебро, неизвестно до сих пор. Через год храм перешел к так называемым обновленцам, а в конце января 1932 года его и вовсе закрыли. Осенью того же года Казанский собор отвели под Музей истории религии и атеизма. В первой половине 1950-х годов был отреставрирован интерьер, а в начале 60-х – фасады.

Казанский собор стал, что называется, самим собой уже на закате горбачевской перестройки. 25 мая 1991 года в его левом приделе возобновились богослужения, а главный придел освятили только через год. В конце апреля 1994 года на купол водрузили крест. А дата 29 марта 1998 года навечно вписана в летопись собора как день его полного освящения после долгих лет забвения. Церемонию совершил бывший митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров), ставший с 19 марта 2014 года почетным настоятелем городского храма Владимирской иконы Божией Матери. Статус же кафедрального один из самых больших храмов Северной столицы получил в 2000 году.

Особенности архитектуры и внутреннее убранство

Казанский кафедральный собор, в котором целый ряд колонн, но только один купол, своими архитектурными особенностями отличается от других церквей. Он больше напоминает резиденцию Папы Римского, чем характерный для севера России православный храм. Однако величия, великолепия, красоты, а также самобытности, несмотря на сходство с «ватиканским братом», у него действительно не отнять.

Подойдя к северному фасаду, вы увидите четыре скульптуры: это увековеченные в бронзе князь Владимир, Иоанн Креститель, Андрей Первозванный и Александр Невский. Над первым и последним изваянием работал скульптор С. Пименов, а над остальными двумя, соответственно, И. П. Мартос и В. И. Демут-Малиновский. Итальянские же мотивы угадываются не только во внешнем облике храма в целом (как мы уже отмечали, он похож на собор святого Петра в Ватикане), но и в деталях. Например, бронзовые двери на северной стороне здания, отливкой и чеканкой которых занимался Василий Екимов, скопированы с дверей баптистерия (крестильного дома) во Флоренции. Скульптор планировал поставить на каменные пьедесталы по обе стороны колоннады изваяния архангелов Михаила и Гавриила, однако его задумка так и не была осуществлена.

Внутреннее убранство петербургского Казанского собора больше напоминает зал в каком-нибудь царском дворце, чем церковное помещение в обычном понимании. Если бы не ряды высоченных гранитных колонн, объединяющих пространство зала, он мог бы казаться бесконечным. Льющийся из окон свет создает оптический обман, будто купол храма парит высоко-высоко и, кажется, возьмет да и упорхнет в небесную высь. Неизменное внимание посетителей, особенно православных верующих и представителей многих других христианских конфессий, привлекают иконы. Их авторами являются В. Боровиковский, В. К. Шебуев, А. Иванов, О. Кипренский, Ф. П. Брюллов, А. Е. Егоров, С. С. Щукин и другие.

Но самый большой интерес, конечно же, вызывает главная святыня собора – Казанская икона. Ее история берет свое начало с далекого 1579 года, когда страшным пожаром была уничтожена большая часть Казани. Через две недели после буйства огня, согласно преданию, девочке по имени Матрона Онучина приснилась Богородица, повелевшая ей пойти на пепелище и найти там ее икону. В месте, на которое указала Дева Мария, почти на метровой глубине, действительно находился святой образ… Перед этой иконой впоследствии возносили молитвы к Богу царь Петр I и его войско, готовившиеся в 1709 году к Полтавской битве. Позже, в 1737 году, один из списков чудотворной иконы перевезли в Петербург и поместили в церковь Рождества Богородицы на Невском проспекте. В 1811 году Казанская икона, ставшая, как уже было отмечено в самом начале, одной из главных православных святынь Петербурга, была помещена в новый Казанский собор.

Вообще все важные исторические события в нашей стране, так или иначе, были связаны с Казанским собором. Так, М. И. Кутузов уехал в действующие армейские части только после того, как совершил в храме торжественный молебен. И именно сюда в июне 1813 года доставили прах великого полководца, который, как уже было отмечено выше, был погребен здесь же. На парадной площади установлены два бронзовых памятника: фельдмаршалу Кутузову и Михаилу Богдановичу Барклаю-де-Толли – русскому полководцу, военному министру Российской империи в 1810-1812 годах, генерал-фельдмаршалу и второму (после Кутузова) полному кавалеру ордена Святого Георгия. Оба монумента органично вписаны в архитектурно-скульптурный ансамбль Казанского собора Божией Матери. Их отлили по моделям скульптора Б. И. Орловского. Полководцы изображены во весь рост, на их плечах – плащи. И на этом сходство заканчивается: Кутузов изображен дающим сигнал своим войскам к наступлению, а Барклай-де-Толли как бы стоит в ожидании.

Нельзя не сказать и о фасадах Казанского собора, облицованных пудостским камнем – известковым туфом с небольшой объемной массой, добываемым вблизи поселка Пудость Гатчинского района Ленинградской области, обладающим морозостойкостью и пористостью и легко обрабатывающимся. У этого камня, к слову, очень необычные свойства, которых нет у других отделочных материалов: он меняет цвет в зависимости от освещения и погоды, становясь то серым, то желтовато-серым. Изначально же фасады украшали рельефы, выполненные Ф. К. Гордеевым, И. П. Мартосом, И. П. Прокофьевым, В. И. Демут-Малиновским, С. С. Пименовым. До наших дней дошли два пьедестала, установленные по бокам знаменитой колоннады. Прежде на них были установлены гипсовые изваяния ангелов, простоявшие вплоть до 1824 года. Их должны были заменить бронзовыми аналогами, однако этого так и не случилось.

Из бронзы изготовлены и северные врата величественного храма – их отливали по образцу «райских дверей» баптистерия в городе Флоренции (XV век). Что же касается колонн коринфского ордера – они изготовлены из розового финского гранита, а капители украшены позолотой – их внутри собора 56. В прошлом интерьер был украшен многими барельефами, но к нашему времени уцелели всего два. Назовем их: «Взятие под стражу» (автор Ж. Д. Рашетт) и «Несение креста» авторства Ф. Ф. Щедрина. А что с остальными? Они были удалены еще в 1814 году, причины неизвестны. В 1899-1900 годах перед Казанским собором разбили сквер, ставший своего рода дополнением или, если хотите, завершающим штрихом к его самобытному и узнаваемому во всем мире облику.

Богослужения в Казанском соборе

После Октябрьской революции 1917 года новые власти постарались сделать всё, чтобы один из ведущих храмов города на Неве утратил свое прежнее не только историко-военное, но и религиозное значение. Кроме того, что здесь открыли Музей истории религии, с купола сняли крест, а икону Казанской Божьей Матери переправили в собор Святого равноапостольного князя Владимира, или Князь-Владимирский собор. Она возвратилась на свое прежнее место только в 1991 году. Тогда же, как уже упоминалось, храм вновь открыли для богослужений. Чуть позже на купол снова установили золотой крест, торжественно засиявший как символ торжества сил добра над силами зла.

В 2003 году, в ознаменование 300-летия Санкт-Петербурга, в цехах судостроительного Балтийского завода мастера отлили для храма четырехтонный колокол, высота которого составила более двух метров, ставший самым крупным в ряду своих «собратьев». В наше время в Казанском соборе часто проходят богослужения с участием высших чинов Русской православной церкви. Стали доброй традицией и крестные ходы в честь святого покровителя Северной столицы князя Александра Невского. Они проходят ежегодно 12 сентября, маршрут пролегает от Казанского собора по Невскому проспекту и далее до Александро-Невской лавры.

И верующие, и просто туристы отмечают, что, войдя в храм, у них появляется ощущение спокойствия и умиротворения, все заботы и тревоги словно остаются за его порогом. Многие уверены, что дает о себе знать влияние святых стен, за долгий период существования собора впитавших в себя энергетику разных времен и искренние, идущие от всего сердца молитвы верующих.

К сведению туристов: несмотря на то, что Казанский собор – действующий, он продолжает оставаться одной из главных визиток Санкт-Петербурга, и экскурсии к этой достопримечательности никто не отменял. В его здании есть специальный уголок, где можно записаться к экскурсоводу. Кроме того, каждый желающий может приобрести здесь иконы, свечи, бутылки для освященной воды и памятные сувениры. Ну и, конечно, вы можете приникнуть к знаменитой иконе Казанской Божией Матери. Правда, придется набраться терпения, чтобы дождаться своей очереди – паломников к ней в наше время меньше не стало.

Время работы

Казанский собор в Санкт-Петербурге работает ежедневно с 7:00 до 20:00, то есть до окончания вечернего богослужения. Вход бесплатный.

Официальный сайт: www.kazansky-spb.ru.

Как добраться

Казанский кафедральный собор Санкт-Петербурга расположен по адресу: Невский проспект, дом №25.

Храм находится прямо напротив выхода из метро, ближайшие к нему станции подземки – «Невский проспект» и «Гостиный двор».

Смотрите также: Мраморные горы, Эквадор, Судан, Лампхун, Тернополь, Плотина Итайпу, Тонгса-Дзонг

849 долларов Мастер Камский Савелий

Нашли ошибку? Пожалуйста, дайте нам знать.

Дом

Художники Камский Савелий Картины мастера
Казанский собор. Осенний день

Местонахождение картины :

Нью-Йорк

Категория :

Картина

Стиль :

Реализм

Жанр :

Городской пейзаж Санкт-Петербург

Готовая работа, теперь доступна для покупки.

Год:
2020

Размер: 60×90

Материал
: холст

Техника
: масло

849 $;

Добавить в корзину

картина маслом

,

картина для интерьера

,

Картина маслом на холсте

,

городской пейзаж маслом

,

Санкт-Петербург_маслом

277
0
0

Оценка деятельности сообщества

Стиль: Оценок пока нет

Сюжет уникален: оценок пока нет

Мастерство: Пока нет оценок

Внимание! Продавец долгое время не подтверждал актуальность информации и товара.

Сообщить модератору

Картины мастера

Фрукты на столе. В Orange Tones
30×40, Canvas, Oil

Kamskiy Saveliy

22 000 руб.0003

58 500 rub.849 $784 €buy now

Lights of the evening capital
60×90, canvas, oil

Kamskiy Saveliy

66 000 rub.958 $885 €buy now

Bouquet in the Корзина
60×90, Canvas, Oil

Kamskiy Saveliy

68 500 Rub.995 & доллар; 918 € Купите сейчас

Ement Express
60×90, Canvas, Oil

60×90, Canvas, Oil

. ;717 €купить сейчас

Натюрморт с белым розовым и примечанием
60×90, Canvas, Oil

Kamskiy Saveliy

62 000 руб. Камский Савелий

35 000 руб.508 $469 €купить

Прогулка по крышам Москвы. Вид на Храм Христа Спасителя
30х40, холст, масло

Камский Савелий

31 000 руб.450 $416 €купить

Казанский собор (1811 г.). , Санкт-Петербург

  1. Дом
  2. Россия
  3. Санкт-Петербург
  4. Достопримечательности
  5. Казанский собор

Феерическая экскурсия по Казанскому собору – мечта любого туриста, оказавшегося в Петербурге. Этот дивный храм, не имеющий аналогов во всей России и не похожий ни на один другой православный храм, является хранителем уникального сокровища — иконы Казанской Божией Матери, во все времена считавшейся чудотворной. Икона конца XVI века появилась в Петербурге в 1710 году: ее привезла из Москвы императрица Паращева Федоровна. Святыню поставили в храме Рождества Пресвятой Богородицы. Но со временем внешний вид церкви перестал соответствовать нарядному образу столицы, и в 179 г. 9 Император Павел I провел конкурс на проект Казанского собора как главного храма столицы, национального достояния России. Кроме того, император Павел хотел интегрировать в дизайн черты собора Святого Петра в Риме. В результате строительство, длившееся более десяти лет, в 1801 году было поручено Андрею Николаевичу Воронихину. В 1811 году изумленные петербуржцы увидели величественный храм, самый большой в то время в Петербурге.

Главный фасад Казанского собора украшала величественная колоннада, стоявшая полукругом, на манер древнего храма. Колоннада 96 13-метровых коринфских колонн расположены в четыре ряда и заканчиваются с двух сторон монументальными порталами. В центре колоннады находится портик, состоящий из шести колонн. С северной и западной сторон колоннады также обрамлены фасадами. Всего вокруг собора 136 колонн, их высота 13 метров, толщина внизу около 4 метров, наверху — 3 метра. В центре собора возвышается величественный купол, увенчанный крестом. Купол выполнен на фундаменте из металлических деталей. Диаметр купола составляет 17 метров. Высота собора с куполом достигает 71,6 метра. Фасады церкви облицованы серым камнем и богато украшены рельефами и статуями. Казанский собор, построенный полностью из местных материалов русскими мастерами, стал великолепным шедевром русского классицизма, основанным на лучших образцах европейской архитектуры. В частности, здание носит черты собора Святого Петра в Риме.

Скульптуры использовались для внешней отделки. На южной, западной и северной сторонах порталов расположены 12 барельефов, изображающих события из жизни Пресвятой Богородицы. Интерьер Казанского собора был задуман как величественный светский зал дворца. Роспись Казанского собора и создание икон доверяли выдающимся художникам.

Собор был построен накануне Великой Отечественной войны 1812 года, что придало собору дополнительную историческую славу. Он превратился в хранилище священных реликвий победоносной войны: туда свозили военную добычу, ключи от завоеванных городов, маршальские жезлы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts