Кем был серафим саровский: Серафим Саровский (преподобный) – биография, чудеса, молитвы, подвиги
Содержание
Серафим Саровский (преподобный) – биография, чудеса, молитвы, подвиги
Биография Серафима Саровского
Серафим Саровский (Прохор Исидорович Машнин, в ряде источниках – Мошнин) – великий русский подвижник, чудотворец, молитвенник, совершивший множество добрых дел, чудес и аскетических подвигов: тысячедневного стояния на камне, молчания, пустынножительства, затворничества, старчества.
Серафим Саровский
Он является одним из двух самых почитаемых в России святых из числа монашествующих, получивших при канонизации лик подобного богу, то есть преподобного (наряду с Сергием Радонежским).
Детство
Будущий иеромонах появился на свет 30 июля 1759 года в Курске и стал вторым сыном в благочестивой семье Мошниных. Его отец Исидор был именитым купцом и владельцем нескольких кирпичных заводов. Как и его жена Агафия, он слыл добрым и совестливым человеком, помогал бедным и сиротам. В 1752 году Исидор начал возведение храма преподобного Сергия. Однако завершить строительство не успел, в 1762 скончался, поручив перед смертью продолжить это богоугодное дело своей супруге. Вдова исполнила последнюю волю мужа, лично контролировала проведение всех работ.
Серафим Саровский в детстве
Младший сын отличался глубокой верой, сообразительностью, пытливым умом и хорошей памятью. С интересом он учился грамоте, полюбил чтение духовной литературы. Его предназначение бог пожелал открыть с самого детства. Когда в 7 лет мальчик осматривал вместе с матерью строившийся храм и сорвался с высокой колокольни, то к величайшей радости и удивлению близких не разбился и остался абсолютно невредимым.
Покровительство божье над ним проявлялось и позже. В 10 лет он серьезно заболел, что родные опасались за его жизнь. Но Пресвятая Дева явилась ему во сне и пообещала, что он будет исцелен. Так и случилось: его приложили к Курской иконе Богоматери «Знамение», и он быстро пошел на поправку.
Подвижничество
Старший брат Прохора Алексей с успехом занимался торговлей, а сам он с юности жил мечтой о монашестве и служении богу. Мать не препятствовала его стремлению и благословила простым крестиком, с которым он впоследствии никогда не разлучался.
В 17-летнем возрасте молодой подвижник веры совершил путешествие как паломник в Киево-Печерскую лавру, где получил напутствие о прохождении послушнического испытания и монашеского пострига в монастыре Саровская пустынь на Тамбовщине известном строгостью соблюдения устава. В 1786 он стал там монахом с новым монашеским именем Серафим.
Преподобный Серафим Саровский
В 1794 году он, в стремлении находиться наедине с господом и очистить сердце от всяких страстей, начал жить в пяти километрах от обители в лесном уединении у небольшой речушки, где построил себе келью.
В летний и зимний период он облачался в одно и то же убогое одеяние, мало спал, соблюдал строжайший пост, питался только снытью, читал Библию, Псалтырь, Часослов. Возле своего жилища он выращивал овощи, организовал пасеку. В воскресные и праздничные дни являлся в обитель, причащался, слушал богослужения, давал наставления.
Жития Святых. Преподобный Серафим Саровский
О великом и сострадательном молитвеннике узнали люди и стали приходить к нему за советом и помощью. Среди них были состоятельные и знатные особы, поэтому дьявол надоумил бандитов ограбить подвижника, якобы имевшего богатые дары. Они напали на Серафима, избили, нанесли топором удары по голове, но ничего не нашли. От побоев и ран он едва не скончался, но снова был исцелен Пресвятой Богородицей, правда, остался сгорбленным, а пойманных впоследствии преступников простил.
Монах Серафим Саровский
Труд пустынножительства Серафим объединил со столпничеством – непрерывной молитвой в течение тысячи дней и ночей, стоя на «столпе» (на возвышенности). Как святой Симеон, он простоял 1000 дней на камне в непрестанных молитвах. Очевидцы рассказывали, что к нему приходил из леса медведь, которого старец кормил с руки.
В 1807-1810 гг. преподобный пребывал в безмолвии и молитве. За свои монашеские подвиги он удостоился редких и удивительных даров чудотворения и прозорливости. После пятнадцатилетнего периода затворнической жизни он возвратился в монастырь, и до 1825 года был в «затворе», то есть в постоянном уединении.
Мультфильм о батюшке Серафиме Саровском
После этого Серафим Саровский стал принимать страждущих людей, давал благословения, наставления, пророчества, излечивал душевные и телесные болезни, покровительствовал сестрам Дивеевской общины под Арзамасом. Каждому прибывшему человеку богоносный старец с любовью и смиренномудрием говорил «Радость моя!», здоровался «Христос воскресе!» и всех призывал к добру и непоколебимой вере. Знаменитый монах-священник советовал людям каждый день утром и вечером читать три раза «Отче наш» и «Богородице Дево, радуйся», и один раз – «Верую во единого бога».
По преданию, приезжал к мудрому старцу за советом сам император Александр I, а среди предсказаний было заверение о том, что всевышний помилует Россию и приведет путем страданий к огромной славе.
Смерть
Незадолго до смерти иеромонах удостоился посещения Царицы Небесной, призвавшей к терпению и стойкости. Он попросил ее об отпущении грехов своих и всех, любящих его. Скончался он в 1833 году в своей келье в Саровской пустыне за молитвословием перед иконой Девы Марии «Умиление».
Наследие
Народное почитание преподобного наблюдалось еще при жизни. По смерти к месту его захоронения с горем, просьбами и благодарностями продолжало приходить большое количество людей. Однако канонизация Серафима Саровского состоялось только по твердому повелению Николая II в 1903 году, в присутствии членов царской семьи и множества людей (около 150 тыс.).
Икона Серафима Саровского
Император настоял на канонизации, так как, будучи глубоко религиозным человеком, твердо верил, что именно благодаря мантии Саровского молитвенника в свое время выздоровела семилетняя дочь Александра II. Он молился ему, чтобы у императрицы Александры Федоровны после четырёх дочерей родится сын (что действительно случилось в 1904 г.).
После Революции, в 1920 году, мощи Саровского в Дивеево вскрыли и спустя два года передали для хранения в Донской мужской монастырь, превращенный в Музей религиозного искусства. 57 лет мощи старца пролежали на чердаке среди других предметов культа. В 1990 году в Казанском кафедральном соборе Северной столицы, в запасниках Музея, обнаружились останки, не проходившие по описи. Было установлено, что это мощи Серафима Саровского. Их установили для поклонения в московском Богоявленском храме, а затем перевезли на место захоронения в Серафимо-Дивеевский во имя Святой Троицы женский монастырь.
Пророк Серафим Саровский
По сей день верующие почитают Серафима Саровского и молятся ему о:
- правильном выборе своего предназначения;
- духовном и телесном исцелении;
- стойкости перед жизненными невзгодами;
- создании крепких брачных союзов и согласии в семьях;
- умиротворении, избавлении от страстей, винопьянства, наркомании;
- благополучии и успехах во всех делах.
Серафим Саровский | Читать биографии известных личностей РФ для школьников и студентов
Основной письменный источник исторических сведений о старце Серафиме — жизнеописание старца Серафима, составленное саровским иеромонахом Сергием. Родился П.И. Мошнин в 1754 году в городе Курске в семье местного купца Исидора Мошнина и Агафии. Рано потерял отца. В отрочестве упал с колокольни строящегося храма Сергия Радонежского, но остался невредим. Когда благочестивому юноше исполнилось семнадцать лет, он твердо решил оставить мир и, с благословения матери, напутствовавшей его медным крестом, с которым с тех пор никогда не расставался, посвятил себя иноческой жизни.
В 1776 году совершил паломничество в Киево-Печерскую лавру, где старец Досифей благословил и указал ему место, где он должен принять послушание и постриг — Саровскую пустынь. В 1778 году стал послушником у старца Иосифа в Саровском монастыре в Тамбовской губернии. Тепло принятый настоятелем пустыни, старцем Пахомием, юный Прохор сразу предался иноческим подвигам. И вот избранник Божий, взяв у старцев благословение, стал в свободное от послушания время уходить в лес. Строгость жизни Прохора привлекала к себе общее внимание братии и многие удивлялись силе его подвигов. В 1786 году принял монашество и был посвящён в иеродьяконы, в 1793 году рукоположен в иеромонаха. В иноческий ранг его посвятили с новым именем — Серафим. В переводе с древнееврейского оно означает «пламенный».
В 1794 году, стремясь к уединению, стал жить в лесу в кельи в пяти километрах от монастыря. Его подвижничество в это время сводилось к телесным ограничениям (носил одну и ту же одежду зимой и летом, сам добывал себе пропитание в лесу, спал очень мало, во многом имел строгое воздержание, пост), чтению священных книг (перечитывание Евангелия, святоотеческого писания), ежедневной долгой молитве, столпничеству. Около кельи Серафим возделал огород и устроил пчельник. «Житие» сообщает о чудесах, например, о случае, когда Преподобный из рук кормил медведя хлебом.
Однажды на него в лесу напали разбойники. Узнав, что к старцу часто приходят посетители, в том числе и вполне обеспеченные, бандиты решили ограбить келью. Напав на Серафима, они проломили обухом топора ему голову и сильно избили, в результате чего старец навсегда остался сильно сгорбленным. В кельи они ничего не нашли. Позже эти люди были установлены, но отец Серафим простил их и упросил не наказывать.
В 1807 году принял на себя иноческий труд молчания, старался ни с кем не встречаться и не общаться. В 1810 году возвратился в монастырь, но ушёл в затвор до 1825 года. После окончания затвора принимал многих посетителей из монашествующих и мирян, имея, как сказано в «Житии», дар прозорливости и исцеления от болезней. Был посещаем знатными особами, в том числе императором Александром I.
Ко всем приходящим к нему обращался словами «Радость моя!», в любое время года приветствовал словами «Христос Воскресе!». Покровительствовал Дивеевской женской обители. В 1831 году сподобился видения Богородицы в окружении Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова и 12 дев. Скончался в 1833 году в Саровском монастыре, в своей келье во время молитвы.
Стоит отметить, что иконописное изображение Серафима Саровского писалось с его прижизненного портрета, сделанного художником Серебряковым (впоследствии иноком Саровской обители) за 5 лет до кончины старца.
В 1839 году в Троицко-Сергиевой Лавре, при содействии митрополита Филарета (Дроздова), вышло «Краткое начертание жизни» схимонаха Марка, книга включала «Духовные наставления отца Серафима». «Сказание о жизни и подвигах» отца Серафима (без «Духовных наставлений») было опубликовано в 1841 году. Многие из ныне известных поучений старца Серафима почерпнуты из записок купца Николая Александровича Мотовилова, якобы найденных С.А. Нилусом и изданных им в 1903 году. Впрочем, аутентичность некоторых фактов, изложенных Мотовиловым, оспаривается.
Народное почитание «батюшки Серафима» началось задолго до его канонизации, еще при его жизни. Подготовка к официальной канонизации вызвала политический скандал и должна рассматриваться в контексте стремления Николая II преодолеть некое «средостение» (по выражению генерала А.А. Мосолова), якобы разъединявшее царя с народом, который «его искренне любит». Первый документ, указывающий на идею официальной канонизации, датирован 27 января 1883 года — годом коронации Александра III. Затем, по свидетельству графа С.Ю. Витте, в 1902 году канонизации потребовал лично Николай II, видимо, по настоянию супруги. 11 января 1903 года комиссия под председательством митрополита Московского Владимира (Богоявленского), включавшая и архимандрита Серафима (Чичагова), произвела освидетельствование останков Серафима Мошнина. Результаты освидетельствования излагались в секретном всеподданнейшем докладе, которые, однако, вскоре стали широко известны читающей публике. Поскольку существовали ожидания «нетленности» мощей, каковой обнаружено не было, митрополиту Петербургскому Антонию (Вадковскому) пришлось констатировать факт сохранности «остова» Саровского старца и выразить мнение, что наличие нетленных мощей не обязательно для прославления. Летом 1903 года состоялись «Саровские торжества» при огромном (до 150000 человек) стечении народа и с участием царя и других членов императорской фамилии.
В 1920 году было произведено вскрытие мощей с составлением акта, а в 1922 году они были изъяты и перевезены в Москву, в Музей религиозного искусства в Донском монастыре. А в храме в честь преподобного Серафима, освященном в 1914 году в Донском монастыре, в 1927 году был построен один из первых в СССР крематориев. В 1990 году в запасниках Музея истории религии (в Казанском соборе) Ленинграда были найдены неизвестные останки, не проходящие по описи. Было установлено, что это были мощи преподобного Серафима Саровского. В 1991 году мощи Преподобного были перенесены в Дивеевский монастырь.
Преподобный Серафим Саровский (1759 — 1833)
Русский монах, естествоиспытатель и « старец » (русское слово для боговдохновенного старца), преподобный Серафим является одним из самых почитаемых современных русских святых . Он провел большую часть своей взрослой жизни в своем монашеском отшельничестве, где он жил недалеко от земли и часто был в тесном контакте с различными дикими животными. Там, в глубине русского леса, он практиковал строгую форму молитвы и отрешения от мирских забот. Он учил, что молитвенная тишина среди тишины пустыни в сочетании со святой отрешенностью привлечет созерцателя к надлежащей концентрации на имени Иисуса и что это принесет переживание божественного Света Христа. Он проповедовал животным, делился с ними своей едой и особенно известен тем, что приручал медведя и волков в своем районе. Его дружба с лесными животными вызывала удивление у посетителей и даже у его собратьев-монахов, и, по словам очевидцев, кролики, лисы, рыси, ящерицы и даже медведи и волки мирно собирались вокруг его простой хижины.
Животные — это радость
«Животные — это радость для меня», — сказал он и, говоря о комарах, наводнивших лесные болота, где он собирал мох, рассказал о своей радости от них, ибо «страсти уничтожаются через страдания и скорби».
~ Джоан Стефанатос, Животные и человек: состояние блаженства, Light and Life Publ., Миннеаполис, Миннесота, 1992, стр. 280.
Дары Адама от Бога в раю
Адам… (был) создан выше всех других творений Бога как венец творения на земле. Он был бы таким же, как и все прочие твари, которые хотя и имеют тело, душу и дух, каждое по роду своему, но не имеют в себе Святого Духа.
Ему все было подвластно… как роду и владыке творения, и все взирало на него как на совершенный венец божьих творений….
Адам мог видеть и понимать разговор святых ангелов, и язык всех зверей, птиц и пресмыкающихся и все то, что ныне сокрыто от нас, падших и грешных созданий, но было так ясно Адаму до его грехопадения. И Еве Господь Бог дал ту же мудрость, силу и безграничную власть, и все другие добрые и святые качества.
~ Мотовилов, Малороссийское Добротолюбие, Том. 1, St. Herman’s Press, 1978, с. 81-82.
Внутренний мир
Царство Небесное – это мир и радость во Святом Духе. Обрети внутренний покой, и тысячи вокруг тебя обретут свое спасение.
~Разговор с Николаем Мотовиловым. Цитируется по Православный путь , Глава 5, Kallistos Ware, SVS Press, 1995, с. 89.
Состояние Адама в раю
Все было подвластно Адаму как возлюбленному Божию, как царю и владыке творения, и все взирало на него, как на совершенный венец Божьих творений. Адам так умудрился этим дыханием жизни, которое вдунуло в его лицо из творческих уст Бога, Творца и Властелина всего, что никогда не было на земле человека мудрее и разумнее его, и вряд ли вероятно, что когда-либо будет.
Когда Господь повелел ему дать имена всем тварям, он дал каждому твари имя, которое полностью выражало все качества, силы и свойства, данные ему Богом при его сотворении. Именно благодаря этому дару сверхъестественной благодати Божией, влитой в него дыханием жизни, Адам мог видеть и понимать Господа, идущего в раю, и понимать Его слова, и беседу святых ангелов, и язык звери, птицы и пресмыкающиеся и все то, что ныне сокрыто от нас, падших и грешных тварей, но было так ясно Адаму до его грехопадения.
И Еве Господь Бог дал ту же мудрость, силу и безграничную власть, и все остальные добрые и святые качества.
~ Малороссийское Добротолюбие, Братство Святого Германа Аляскинского, Платина, Калифорния, второе издание, 1983, стр. 81-82.
Дружба с лесными зверями
Дружба Серафима с лесными зверями не переставала удивлять его собратьев-монахов. По словам одного из его собратьев-монахов, о. Иосиф, очевидец, зайцы, лисицы, рыси, ящерицы, медведи, даже волки собирались у входа в его хижину, ожидая, когда преподобный Серафим окончит свои молитвы и выйдет накормить их хлебными корками, которые он всегда, казалось, осталось для них.
Несколько человек рассказали о медведе, который всегда выполнял его просьбы и выполнял его поручения, например, находил мед, когда к нему приходил посетитель. Эти деяния медведя всегда радовали святого.
~ Адаптировано из Джоанн Стефанатос, Животные и человек: состояние блаженства , Light and Life Publ., Миннеаполис, 1992, стр. 180-181.
Созерцание внутреннего света
Когда человек созерцает внутренне свет вечный, ум чист и не имеет в себе чувственных образов, но, целиком погружаясь в созерцание нетварной красоты, забывает все чувственное и не желает видеть даже самого себя; но предпочел бы спрятаться в сердце земли, чем лишиться своего истинного блага, которое исходит от Бога.
~ Разговор с Мотивиловым. Цитируется по Путь странника и другие классики русского духа качество, Г. П. Федотов, Курьерская корпорация, 2012, с. 258.
Преподобный Серафим Саровский
1 августа Белорусская Православная Церковь чтит память одного из самых известных русских святых — преподобного Серафима Саровского. Многие люди во всем мире считают его своим Святым Покровителем и учатся у него исключительной мудрости и вере.
Житие преподобного Серафима
Преподобный Серафим Саровский родился 19 июля 1754 года в Курске. Мальчик был крещен в младенчестве и получил христианское имя Прохор (в честь Прохора, одного из семи диаконов Ранней Церкви).
Предание гласит, что в раннем детстве Прохор чудесным образом исцелился от страшной болезни после поклонения иконе Божией Матери «Курская Богоматерь».
С юных лет Прохор интересовался духовностью и чтением Священного Писания.
В 17 лет Прохор посетил старицу Доротею Киевскую. Она сказала ему, что он мог бы стать великим монахом и таким образом служить Богу и людям. Прохор решил пойти по монашескому пути и поступил послушником в Саровский монастырь в возрасте 19 лет.
Известно, что он не был официально пострижен до 1786 года, когда ему было 47 лет. Именно тогда он получил свое новое имя Серафим (что означает «горящий» на иврите). Спустя семь лет преподобный Серафим был рукоположен во иеромонаха и стал духовником Дивеевского монастыря.
Сестры Свято-Елисаветинского монастыря поют о преподобном Серафиме Саровском
В какой-то момент монах Серафим поселился в крохотной бревенчатой хижине в лесу и много лет вел отшельнический и аскетический образ жизни. Несмотря на серьезные проблемы со здоровьем, он все делал сам. Он выращивал овощи в своем саду и ухаживал за ульем возле своей хижины.
Будучи полностью изолированным от мира и видя только чистое божье творение — природу, он подружился с животными, обитавшими в лесу. Животные всегда чувствуют, какой человек перед ними. Животные, должно быть, чувствовали, что могут доверять монаху Серафиму, поэтому часто приходили к нему за кормом.
Однажды на святого Серафима напали разбойники. Искали деньги и сокровища, но ничего не нашли в хижине монаха. Однако они забили монаха его же топором и убежали. Преподобный Серафим был тяжело ранен и должен был вернуться в монастырь на несколько месяцев для выздоровления, прежде чем вернуться обратно.
Воров в конце концов поймали, но монах Серафим пожелал смилостивиться над ними и освободить.
В 1815 году преподобному Серафиму было видение Богородицы, которая сказала ему, что пора ему служить людям. Именно тогда к его хижине стали приходить люди со всей России, прося у него совета и молитв.
Все, кто когда-либо встречал монаха Серафима лично, отмечали, что он был исключительно добрым и мягким. Он всегда называл своих посетителей «Моя радость» и, казалось, знал, зачем они пришли, еще до того, как их выслушал.
До сих пор люди повторяют простую, но сильную фразу, которую говорил преподобный Серафим:
«Стяжи миролюбивый дух, и вокруг тебя спасутся тысячи».
Последние минуты земной жизни преподобный Серафим провел в молитве. Его нашли мертвым, стоящим на коленях перед одной из своих любимых икон, Умиленской иконой Божией Матери.
День памяти преподобного Серафима Саровского
Преподобный Серафим прославлен в лике святых за Николая Второго и его семью. Согласно источникам, именно по молитвам преподобного Серафима царица Александра наконец родила мальчика. Канонизация состоялась 19 июля (1 августа) и на ней присутствовали Романовы.
Рукописная икона преподобного Серафима Саровского, созданная в нашем монастыре*
Здесь, в Свято-Елисаветинском монастыре, духовенство, сестры и прихожане любят и почитают преподобного Серафима Саровского.
Накануне праздника служим Всенощное бдение и начинаем поминовение святого пением специальных песнопений:
«Христа возлюбил еси от юности твоей, блаженная, и усердно трудиться Ему один подвизался ты в пустыне с непрестанной молитвой и трудом. С покаянным сердцем и великой любовью ко Христу умилостивлена ты Богородицей. Темже вопием ти: спаси нас молитвами твоими, Серафим, праведный отче наш». (Тропарь преподобного Серафима Саровского)
1 августа день начинается с праздничной Божественной литургии. Мы продолжаем прославлять Бога и возносим Ему благодарственные молитвы за дар, которым является для нас преподобный Серафим. Мы продолжаем петь прославляющие песнопения:
«Оставив красоту мира и то, что в нем тленно, святитель, поселился еси в Саровском монастыре. И прожив там жизнь ангельскую, ты был для многих путем ко спасению. Темже Христос прославил тя, отче Серафим, и обогатил тя даром исцелений и чудес. И так вопием ти: радуйся, Серафим, праведный Отче наш». (Кондак преподобного Серафима Саровского)
В 1828 году, за 5 лет до кончины преподобного, художник по имени Серебряков создал единственный прижизненный портрет преподобного Серафима. Позже иконописцы использовали портрет для написания иконы святого.