Кесарево кесарю что означает: Кесарю кесарево значение — Радио ВЕРА

Разное

Кесарю кесарево | это… Что такое Кесарю кесарево?

Рисунок Джеймса Тиссо

Кесарю кесарево, а Богу Богово, старосл. «Воздатите кесарева кесареви и божия богови», (греч. Ἀπόδοτε οὖν τὰ Καίσαρος Καίσαρι καὶ τὰ τοῦ Θεοῦ τῷ Θεῷ, лат. Quae sunt Caesaris Caesari) — новозаветная фраза, цитируемая обычно по апостолу Матфею.

Как поговорка употребляется в значении «каждому свое, каждому — по заслугам».

В течение двух тысячелетий фраза широко использовалась для обоснования отношений между церковной и светской властью. Фраза стала предметом многочисленных интерпретаций и предположений, в каких именно ситуациях христианину должно признавать земную власть.

Содержание

  • 1 Текст
  • 2 Обстоятельства
    • 2.1 Монета
    • 2.2 Восстания
  • 3 Поздние толкования
  • 4 В искусстве

Текст

Эпизод с «динарием кесаря» описан в трех книгах Евангелия и относится к периоду проповеди Иисуса Христа в Иерусалиме.

Набирающего популярность молодого проповедника попытались скомпрометировать фарисеи. Как бы испытывая его мудрость, его спросили, нужно ли платить налоги цезарю? — болезненный вопрос для покоренной римлянами провинции Иудеи. Ответ «да» дискредитировал бы его перед патриотичными евреями, и вдобавок, оказался бы богохульством — ибо евреи считали себя богоизбранной нацией. Ответ «нет» можно было бы расценить как призыв к мятежу и использовать его для обвинения в восстании (за что Иисуса в итоге и осудили).

Однако Христос попросил принести ему монету — римский динарий, который ходил тогда в провинции, и естественно, имел изображение императора, и мудро рассудил:

ЕвангелиеЦитата
От Марка
(Мк.12:13-17)
И посылают к Нему некоторых из фарисеев и иродиан, чтобы уловить Его в слове. Они же, придя, говорят Ему: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице, но истинно пути Божию учишь. Позволительно ли давать подать кесарю или нет? давать ли нам или не давать? Но Он, зная их лицемерие, сказал им: что искушаете Меня? принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его. Они принесли. Тогда говорит им: чье это изображение и надпись? Они сказали Ему: кесаревы. Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И дивились Ему.
От Луки
(Лк.20:20-26)
И, наблюдая за Ним, подослали лукавых людей, которые, притворившись благочестивыми, уловили бы Его в каком-либо слове, чтобы предать Его начальству и власти правителя. И они спросили Его: Учитель! мы знаем, что Ты правдиво говоришь и учишь и не смотришь на лице, но истинно пути Божию учишь; позволительно ли нам давать подать кесарю, или нет? Он же, уразумев лукавство их, сказал им: что вы Меня искушаете? Покажите Мне динарий: чье на нем изображение и надпись? Они отвечали: кесаревы. Он сказал им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И не могли уловить Его в слове перед народом, и, удивившись ответу Его, замолчали.
От Матфея
(Мф.22:15-22)
Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах. И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице; Итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет? Но Иисус, видя лукавство их, сказал: чтò искушаете Меня, лицемеры? Покажите Мне монету, которою платится пòдать. Они принесли Ему динарий. И говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли.
От Иоанна
Эпизода нет.
Апокрифическое От Фомы
(Фома, 104)
Иисусу показали золотой и сказали ему: Те, кто принадлежит Цезарю, требуют от нас подати. Он сказал им: Дайте Цезарю то, что принадлежит Цезарю, дайте Богу то, что принадлежит Богу, и то, что мое, дайте это мне!

Обстоятельства

Монета

См. также: Библейские денежные единицы

В оригинальном тексте употреблено слово δηνάριον (dēnarion). Традиционно принято считать, что это был римский динарий с изображением правившего тогда императора — Тиберия. Среди нумизматов тем самым «денарием кесаря» (tribute penny) принято считать монету с изображением Тиберия, надписью «Ti[berivs] Caesar Divi Avg[vsti] F[ilivs] Avgvstvs» (Тиберий Цезарь Август, сын Божественного Августа), и сидящей женщиной, возможно, Ливией в образе богини мира Пакс.

Однако, существует предположение, что денарии не ходили широко в Иудее того периода, и на самом деле той монетой могла быть антиохийская тетрадрахма (также с головой Тиберия, и Августом на обороте). Другая версия — денарий Августа с Гаем и Луцием на обороте, также возможно это был денарий Гая Юлия Цезаря, Марка Антония или Германика — так как монеты предыдущих правителей также могли оставаться в обороте.

Восстания

Исследователь Библии У. Суортли указывает, что налог, называемый в Евангелиях, это конкретный налог — подушный, установленный в 6 г. н. э. по результатам переписи Квириния, проведенной незадолго до этого и вызвавшей большое недовольство среди иудеев. Восстание тогда поднял Иуда Галилеянин, оно было подавлено, однако его род и идеи сохранили значение среди партии зелотов даже несколько десятилетий спустя, в описываемый исторический момент.

Поздние толкования

Для развития концепции также важны были строки апостола Павла (Римлянам, 13:1-7): «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо [начальник] есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из [страха] наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые. Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь». Это толковалось так — христиане обязаны повиноваться всем земным властям, поскольку они были поставлены Богом и неповиновение им приравнивается к неповиновению Богу.

Теологическая теория происхождения государства

В искусстве

  • Динарий кесаря (картина Тициана)

Кесарю кесарево | это… Что такое Кесарю кесарево?

Рисунок Джеймса Тиссо

Кесарю кесарево, а Богу Богово, старосл. «Воздатите кесарева кесареви и божия богови», (греч. Ἀπόδοτε οὖν τὰ Καίσαρος Καίσαρι καὶ τὰ τοῦ Θεοῦ τῷ Θεῷ, лат. Quae sunt Caesaris Caesari) — новозаветная фраза, цитируемая обычно по апостолу Матфею.

Как поговорка употребляется в значении «каждому свое, каждому — по заслугам».

В течение двух тысячелетий фраза широко использовалась для обоснования отношений между церковной и светской властью. Фраза стала предметом многочисленных интерпретаций и предположений, в каких именно ситуациях христианину должно признавать земную власть.

Содержание

  • 1 Текст
  • 2 Обстоятельства
    • 2.1 Монета
    • 2.2 Восстания
  • 3 Поздние толкования
  • 4 В искусстве

Текст

Эпизод с «динарием кесаря» описан в трех книгах Евангелия и относится к периоду проповеди Иисуса Христа в Иерусалиме.

Набирающего популярность молодого проповедника попытались скомпрометировать фарисеи. Как бы испытывая его мудрость, его спросили, нужно ли платить налоги цезарю? — болезненный вопрос для покоренной римлянами провинции Иудеи. Ответ «да» дискредитировал бы его перед патриотичными евреями, и вдобавок, оказался бы богохульством — ибо евреи считали себя богоизбранной нацией. Ответ «нет» можно было бы расценить как призыв к мятежу и использовать его для обвинения в восстании (за что Иисуса в итоге и осудили).

Однако Христос попросил принести ему монету — римский динарий, который ходил тогда в провинции, и естественно, имел изображение императора, и мудро рассудил:

ЕвангелиеЦитата
От Марка
(Мк.12:13-17)
И посылают к Нему некоторых из фарисеев и иродиан, чтобы уловить Его в слове. Они же, придя, говорят Ему: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице, но истинно пути Божию учишь. Позволительно ли давать подать кесарю или нет? давать ли нам или не давать? Но Он, зная их лицемерие, сказал им: что искушаете Меня? принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его. Они принесли. Тогда говорит им: чье это изображение и надпись? Они сказали Ему: кесаревы. Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И дивились Ему.
От Луки
(Лк.20:20-26)
И, наблюдая за Ним, подослали лукавых людей, которые, притворившись благочестивыми, уловили бы Его в каком-либо слове, чтобы предать Его начальству и власти правителя. И они спросили Его: Учитель! мы знаем, что Ты правдиво говоришь и учишь и не смотришь на лице, но истинно пути Божию учишь; позволительно ли нам давать подать кесарю, или нет? Он же, уразумев лукавство их, сказал им: что вы Меня искушаете? Покажите Мне динарий: чье на нем изображение и надпись? Они отвечали: кесаревы. Он сказал им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И не могли уловить Его в слове перед народом, и, удивившись ответу Его, замолчали.
От Матфея
(Мф.22:15-22)
Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах. И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице; Итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет? Но Иисус, видя лукавство их, сказал: чтò искушаете Меня, лицемеры? Покажите Мне монету, которою платится пòдать. Они принесли Ему динарий. И говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли.
От Иоанна
Эпизода нет.
Апокрифическое От Фомы
(Фома, 104)
Иисусу показали золотой и сказали ему: Те, кто принадлежит Цезарю, требуют от нас подати. Он сказал им: Дайте Цезарю то, что принадлежит Цезарю, дайте Богу то, что принадлежит Богу, и то, что мое, дайте это мне!

Обстоятельства

Монета

См. также: Библейские денежные единицы

В оригинальном тексте употреблено слово δηνάριον (dēnarion). Традиционно принято считать, что это был римский динарий с изображением правившего тогда императора — Тиберия. Среди нумизматов тем самым «денарием кесаря» (tribute penny) принято считать монету с изображением Тиберия, надписью «Ti[berivs] Caesar Divi Avg[vsti] F[ilivs] Avgvstvs» (Тиберий Цезарь Август, сын Божественного Августа), и сидящей женщиной, возможно, Ливией в образе богини мира Пакс.

Однако, существует предположение, что денарии не ходили широко в Иудее того периода, и на самом деле той монетой могла быть антиохийская тетрадрахма (также с головой Тиберия, и Августом на обороте). Другая версия — денарий Августа с Гаем и Луцием на обороте, также возможно это был денарий Гая Юлия Цезаря, Марка Антония или Германика — так как монеты предыдущих правителей также могли оставаться в обороте.

Восстания

Исследователь Библии У. Суортли указывает, что налог, называемый в Евангелиях, это конкретный налог — подушный, установленный в 6 г. н. э. по результатам переписи Квириния, проведенной незадолго до этого и вызвавшей большое недовольство среди иудеев. Восстание тогда поднял Иуда Галилеянин, оно было подавлено, однако его род и идеи сохранили значение среди партии зелотов даже несколько десятилетий спустя, в описываемый исторический момент.

Поздние толкования

Для развития концепции также важны были строки апостола Павла (Римлянам, 13:1-7): «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо [начальник] есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из [страха] наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые. Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь». Это толковалось так — христиане обязаны повиноваться всем земным властям, поскольку они были поставлены Богом и неповиновение им приравнивается к неповиновению Богу.

Теологическая теория происхождения государства

В искусстве

  • Динарий кесаря (картина Тициана)

Кесарево сечение. Краткая история.

Часть 1

Кесарево сечение было частью человеческой культуры с древних времен, и как в западных, так и в незападных культурах существуют легенды об этой процедуре, в результате которой рождаются живые матери и потомство. Согласно греческой мифологии, Аполлон извлек Асклепия, основателя знаменитого культа религиозной медицины, из живота своей матери. Многочисленные упоминания о кесаревом сечении встречаются в древнеиндийском, египетском, греческом, римском и других европейских фольклоре. Древние китайские гравюры изображают эту процедуру на явно живых женщинах. Мишнагот и Талмуд запрещали первородство, когда близнецы рождались путем кесарева сечения, и отказывались от ритуалов очищения для женщин, родившихся хирургическим путем.

Извлечение Асклепия из живота его матери Корониды его отцом Аполлоном. Гравюра на дереве из издания De Re Medica Алессандро Бенедити 1549 года.

Тем не менее, ранняя история кесарева сечения остается окутанной мифами и имеет сомнительную точность. Даже происхождение слова «кесарево сечение» со временем, по-видимому, исказилось. Обычно считается, что он произошел от хирургического рождения Юлия Цезаря, однако это кажется маловероятным, поскольку считается, что его мать Аурелия дожила до того, чтобы услышать о вторжении своего сына в Британию. В то время процедура проводилась только тогда, когда мать была мертва или умирала, как попытка спасти ребенка для государства, желающего увеличить свое население. Римский закон при Цезаре постановил, что все женщины, которым суждено родить, должны быть вскрыты; значит кесарево. Другое возможное латинское происхождение включает глагол «caedare», означающий резать, и термин «caesones», который применялся к младенцам, рожденным в результате посмертных операций. В конечном счете, однако, мы не можем быть уверены, где и когда был заимствован термин кесарево сечение. До шестнадцатого и семнадцатого веков процедура была известна как кесарево сечение. Ситуация начала меняться после публикации в 159 г. 8 книги Жака Гийомо по акушерству, в которой он ввел термин «секция». Всё чаще после этого «секция» заменяла «операцию».

Одна из первых печатных иллюстраций кесарева сечения. Якобы рождение Юлия Цезаря. Живого младенца хирургическим путем извлекают из мертвой женщины. Из « Житий двенадцати цезарей» Светония , гравюра на дереве 1506 года.

В ходе своего развития кесарево сечение значило разные вещи для разных людей в разное время. Показания к нему резко изменились с древних времен до наших дней. Несмотря на редкие упоминания об операции на живых женщинах, первоначальной целью было, по сути, извлечь младенца из мертвой или умирающей матери; это проводилось либо в довольно тщетной надежде спасти жизнь младенца, либо, как обычно требовалось религиозными указами, чтобы младенца можно было похоронить отдельно от матери. Прежде всего, это была крайняя мера, и операция не предназначалась для сохранения жизни матери. Только в девятнадцатом веке такая возможность действительно стала досягаема для медицинской профессии.

Кесарево сечение, проведенное живой женщине практикующим врачом. Миниатюра из «Historie Ancienne» четырнадцатого века.

Однако были отдельные ранние сообщения о героических усилиях по спасению женских жизней. В то время как Средние века в значительной степени рассматривались как период застоя в науке и медицине, некоторые истории о кесаревом сечении действительно помогли развить и поддержать надежду на то, что операция в конечном итоге может быть выполнена. Возможно, первое письменное упоминание о матери и ребенке, переживших кесарево сечение, появилось в Швейцарии в 1500 году, когда свиноматка Якоб Нуфер провел операцию своей жене. После нескольких дней родов и помощи тринадцати акушерок женщина не смогла родить ребенка. Ее отчаявшийся муж в конце концов получил разрешение от местных властей на попытку кесарева сечения. Мать выжила и впоследствии нормально родила пятерых детей, в том числе близнецов. Кесарево сечение дожило до 77 лет. Поскольку эта история была записана только 82 года спустя, историки сомневаются в ее точности. Аналогичный скептицизм можно отнести и к другим ранним сообщениям об абдоминальных родах — родов, которые женщины совершали сами, и родов, возникших в результате нападения рогатого скота, во время которого вскрывалась брюшная полость.

Анатомия женского таза. Из De Corporis Humani Fabrica , 1543 Андреаса Везалия.

Историю кесарева сечения лучше всего можно понять в более широком контексте истории родовспоможения и общей медицины — историй, которые также характеризовались драматическими изменениями. Многие из первых успешных кесаревых сечений были проведены в отдаленных сельских районах, где не хватало медицинского персонала и оборудования. В отсутствие сильного медицинского сообщества операции можно было проводить без профессиональной консультации. Это означало, что кесарево сечение можно было проводить на более ранней стадии при неудачных родах, когда мать не была при смерти, а плод меньше страдал. В этих условиях шансы одного или обоих выжить были выше. Эти операции проводились на кухонных столах и кроватях, без доступа к больничным помещениям, и это, вероятно, было преимуществом до конца девятнадцатого века. Хирургия в больницах была поражена инфекциями, которые передавались между пациентами, часто через нечистые руки фельдшеров. Эти факторы могут помочь объяснить такие успехи, как Джейкоб Нуфер.

Благодаря своей работе в животноводстве Нуфер также обладал небольшими познаниями в анатомии. Одним из первых шагов в выполнении любой операции является понимание задействованных органов и тканей, знание, которое едва ли можно было получить до современной эпохи. В течение шестнадцатого и семнадцатого веков, с расцветом Возрождения, многочисленные работы подробно иллюстрировали анатомию человека. Например, в монументальном общеанатомическом тексте Андреаса Везалия De Corporis Humani Fabrica, опубликованном в 1543 году, изображены нормальные женские половые органы и брюшная полость. В XVIII — начале XIX веков анатомы и хирурги значительно расширили свои знания о нормальной и патологической анатомии человеческого тела. К концу 1800-х годов более широкий доступ к человеческим трупам и изменение акцентов в медицинском образовании позволили студентам-медикам изучать анатомию путем личного вскрытия. Этот практический опыт улучшил их понимание и лучше подготовил их к выполнению операций.

Конечно, в то время этот новый вид медицинского образования был доступен только мужчинам. С набирающим обороты с семнадцатого века женщины-помощницы были понижены в должности на арене родов. В начале 1600-х годов клан Чемберленов в Англии представил акушерские щипцы для извлечения плодов из родовых путей, которые в противном случае могли бы быть уничтожены. Претензии мужчин на власть над такими инструментами помогли им установить профессиональный контроль над деторождением. В течение следующих трех или более столетий акушер-мужчина и акушер постепенно вырвали этот контроль у акушерки-женщины, тем самым уменьшив ее роль.

Откуда взялся термин «кесарево сечение»? Этот термин также похож на голландский (в переводе).

Верно ли это и в других языках? | Примечания и вопросы

Категории

Укромные уголки

Прошлый год

Семантические загадки

Тело красивое

Бюрократия, белая ложь

Спекулятивная наука

Этот остров со скипетром

Корень зла

Этические загадки

Эта спортивная жизнь

Сцена и экран

Птицы и пчелы

СЕМАНТИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ

откуда взялся термин «кесарево сечение»?
Этот термин также похож на голландский (в переводе). Верно ли это и в других языках?

Джо Маккарти, Лимингтон Спа Англия

  • Будучи по профессии Архитектором, я всегда понимал, что метод был использован на Юлии Цезаре
    мать, чтобы вытащить его, пока еще есть время.

    Джек Хилл, Сент-Олбанс, Англия, Великобритания

  • Он назван в честь Юлия Цезаря, который был «вырван из чрева матери», поэтому операция по извлечению младенцев путем разрезания в матке, а не естественным путем, называлась «кесарево сечение».

    Рэй Митчем, Саутпорт, Великобритания

  • Термин происходит от латинского caedere («резать»), в связи с интересным мифом о том, что Юлий Цезарь был доставлен этим методом.

    Флип Вульф, Франкфурт, Германия

  • Во французском языке используется термин «сезарьен».
    Я также слышал, что он был назван в честь Юлия Цезаря.

    Гиш, Париж Франция

  • Во французском языке используется термин «сезарьен».
    Я также слышал, что он был назван в честь Юлия Цезаря.

    Гиш, Париж Франция

  • Из Encyclopedia Britannica Online:
    «Согласно древним источникам, процедура получила свое название от ветви древнеримской семьи Юлиев, чье прозвище Цезарь (лат. caedere, «резать») произошло от рождения таким способом; некоторые современные историки сомневаются, что это истинный.»

    Кевин Хоббс, Глазго, Великобритания

  • Это лучше, чем курица и яйцо. ?Цезус? на латыни означает «разрезанный»? а некоторые считают, что это этимология «кесарева сечения»? роды с хирургической помощью. Другие считают, что этот термин происходит от имени «Юлий Цезарь». из-за широко распространенного, но необоснованного убеждения, что он родился с помощью такой процедуры.

    Билл Данлэп, Хамден, США

  • Считается, что это происходит из римского закона о правовом статусе детей, рожденных таким образом. Сам Юлий Цезарь таким не родился, так как известно, что его мать дожила до глубокой старости, а первые кесаревые роды, которые действительно пережила мать, имели место только в 18 веке.

    Кэмпбелл МакГрегор, Партик, Великобритания

  • Назван в честь Юлия Цезаря. Утверждается, что он таким родился. Вероятно, это маловероятно, поскольку, хотя кесарево сечение проводилось с древних времен, в Риме оно обычно проводилось только после смерти матери. Мать Цезаря прожила много лет после его рождения, отсюда и маловероятность.

    По-немецки это Kaiserschnitt, императорская огранка. Эти римляне оставили свой след в медицине. Кажется, я припоминаю, что техническое название хромоты — хромота — в честь императора Клавдия, который сильно хромал.

    Билл Спринг, Франкфурт, Германия