Киккская божья матерь икона: КИККСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Разное

Икона Божией Матери «Милостивая» (Киккская) / Православие.Ru

Празднование 12/25 ноября, 26 декабря/8 января

Богородица есть слава человеков, слава мира… как
личное жилище Духа Святого, есть воистину и личное
возглавление Церкви, сердце Церкви, Главою которой является
Христос… Будет неправильно сказать в общей форме, что
Мария есть Церковь, и однако можно говорить, что Церковь
представляется Марией, насколько в лице Ее соединяются все
свойства Церкви, в личном, и притом высшем, предельном
воплощении. Ибо если Церковь живет и движется силою и дарами
Духа Святого, то в Ней Он обитает; если Церковь воображает
Христа в чадах своих и Его в них как бы рождает, то в
Богоматери Он родился и вочеловечился. То, что есть Церковь,
составляет самое существо Марии, Которая есть и вместилище
Духа Святого, и Матерь Божия, и Богоневеста.

Протоиерей Сергий Булгаков
«Купина Неопалимая» (1927)



Дивный остров Кипр… Он вытянулся
к Святой Земле, словно бы стремясь вырваться из тесных
объятий магометанства. Сюда устремляются тысячи
православных паломников. Кипр славен своими святынями.
И одна из самых чтимых среди них — икона Божией
Матери «Милостивая» Киккская.

Из порта Ларнака путь ведет к Киккскому монастырю —
престолу Пресвятой Богородицы, как зовут его здесь. Ей,
Благодатной, издавна молились киприоты о ниспослании
дождя, столь редкого и столь желанного в этих выжженных
средиземноморским солнцем горах.

Киккская обитель стоит высоко на горе Коккос. Она поражает
не только красотой, но и чистотой, ухоженностью,
непоказным благолепием. Зримо ощущается особая забота
православных о сем святом месте. Великолепны монастырские
мозаики, не древние, но исполненные той же высокой
духовности, что и древняя византийская смальта. Эта
преемственность традиции и поражает, и радует глаз
русского человека.

В стенах Киккской обители, пред ликом
«Милостивой», нашел свое последнее земное
упокоение архиепископ Макариос — многолетний
президент республики Кипр и одновременно первоиерарх
автокефальной Поместной Кипрской Церкви.

Вот уже восемь веков не иссякает поток паломников,
припадающих к чудотворному образу «Милостивой»
Богоматери (Киккской). Предание относит его к числу икон,
написанных самим апостолом Лукой. Нынешнее свое
наименование чудотворная обрела не позднее 1576 года,
когда на ее серебряной ризе уже была сделана греческая
надпись «Киккиотисса», сиречь Пребывающая в
Киккосе.

Поначалу апостол Лука послал этот образ в Египет, и вплоть
до 980 года он служил утешением местных христиан. С
нашествием же сарацинов, начавших гонения, икона была
отправлена морем в Царьград, по пути захвачена пиратами,
однако отбита греческими моряками, которые и доставили
«Милостивую» по назначению. В чертогах
византийских базилевсов она хранилась вплоть до начала ХII
столетия.

В царствование же императора Алексея Комнина к правителю
Второго Рима явился кипрский наместник Мануил Вутомит и
поведал о дивном событии. Заблудившись в кипрских горах во
время охоты, Мануил озлобился и жестко избил встреченного
там инока-пустынника Исаию. Прошло совсем немного времени,
и кипрского наместника настигла жестокая болезнь —
как сразу понял он, в наказание за совершенный грех.

Между тем старцу Исаие явилось видение, из коего он узнал,
что все случившееся ниспослано того лишь ради, чтобы
«Милостивая» с берегов Босфора перенесена была
на Кипр. Потому инок без удивления встретил пришедшего
каяться наместника и повелел тому отправиться в Царьград
за иконой. Мануил устрашился: не пристало ему, далеко не
первому среди императорских чиновников, обращаться к
базилевсу со столь дерзкой просьбой. Но старец остался
непреклонен: «Если хочешь получить прощение, то
ступай исполнить сие; и не страшись, ибо имеешь в этом
деле помощницею Саму Богородицу; так мне открыто».

Но оправившийся от недуга Мануил, посещая Царьград, все
боялся заговорить об этом с императором. Тем временем
старец Исаия уже начал возводить храм, дабы поместить в
нем чудотворную. И вдруг дочь базилевса охватил тот же
странный недуг, что некогда и Мануила; врачи отчаялись
найти лекарство от него. Мануил решил, что настал желанный
повод исполнить обещанное, явился к императору и поведал о
повелении старца.

Властитель православного мира воскликнул: «Если
такова воля Твоя, Богородице Дево, то как мне противиться
Твоему хотению, Госпожа моя и Владычица! Об одном только
молю Тебя: избавь дщерь мою от лютого недуга, как избавила
Ты Мануила, и со всею готовностью отпущу честную икону
Твою на остров Кипр».

Императорская дочь тотчас ощутила облегчение. Однако
император медлил и вознамерился было отправить киприотам
не саму чудотворную, а точный список с нее, исполненный
искусным мастером. Но Пречистая явилась к базилевсу в
сновидении и грозно сказала: «Оставь свою икону
здесь, а Мою немедля отправь иноку Исаие, так Мне
угодно». После этого император снарядил корабль и с
великими почестями проводил образ на Кипр к старцу Исаие.

Старец водрузил «Милостивую» в выстроенный для
нее храм, вокруг же поселились другие иноки. Мануил
подарил новой обители три ближних селения, а базилевс
подтвердил сие особой грамотой, дав также и денег на
обустройство пустынножителей. Потому и монастырь, где
пребывает «Милостивая» Киккская, и доныне
называют Императорской обителью.

С тех самых пор не иссякает поток ищущих заступничества
«Милостивой», страждущих и по вере своей
получающих исцеление и утешение. Не одни только
православные, но и турки-киприоты преклоняются пред Ее
дивной благодатью. По молитвам перед иконой Киккской
многократно ниспадал во время засухи дождь, бесплодные
жены получали чадородие, немые обретали речь. Однажды
дерзнул ударить Ее образ некий язычник, после чего десница
его немедленно отсохла, и в напоминание об этом к окладу
чудотворной была прикреплена железная кисть руки (почему
образ этот по незнанию порою смешивают с
«Троеручицею»).

Богоматерь «Милостивая» (Киккская) принадлежит
к типу «Елеуса» (на котором ланиты Пречистой и
Младенца соприкасаются), лик Ее повернут в левую сторону,
Младенец Своею десницей поддерживает край мафория
Богородицы; Ее и Его левые руки соприкасаются и вместе
держат свиток с греческим текстом.

Именно так выглядит образ Киккской кисти Симона Ушакова
(1668), созданный царевым изографом для московского храма
во имя святителя Григория Неокесарийского в Дербицах (на
Большой Полянке; в 1935 году он был забран в Третьяковскую
галерею, где завершает экспозицию отдела древнерусского
искусства).

Более славился в российских пределах местночтимый список с
«Милостивой» Киккской, пребывавший во
Флорищевой Успенской пустыни Владимирской епархии, близ
города Гороховец.

Икона Божьей Матери «Милостивая»

Празднование

8 января

25 ноября

История

Ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, име­ну­е­мая «Ми­ло­сти­вая», (Кикк­ская) на­пи­са­на, по пре­да­нию, свя­тым апо­сто­лом и еван­ге­ли­стом Лу­кой.

Дру­гое свое на­име­но­ва­ние «Кик­ки­о­ти­са» (что озна­ча­ет «Пре­бы­ва­ю­щая в Кик­ко­се») ико­на по­лу­чи­ла от на­зва­ния го­ры Кик­кос, рас­по­ло­жен­ной на ост­ро­ве Кипр. Здесь, в Кикк­ской оби­те­ли, ко­то­рую еще на­зы­ва­ют им­пе­ра­тор­ской, в хра­ме, по­стро­ен­ном в его честь и пре­бы­ва­ет чу­до­твор­ный об­раз.

Преж­де чем по­пасть на ост­ров Кипр чу­до­твор­ная ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы про­из­во­ле­ни­ем Бо­жи­им дол­го стран­ство­ва­ла. Сна­ча­ла на­хо­ди­лась в од­ной из пер­вых хри­сти­ан­ских об­щин в Егип­те, за­тем, в 980 го­ду, бы­ла пе­ре­ве­зе­на в Кон­стан­ти­но­поль, где оста­ва­лась до цар­ство­ва­ния им­пе­ра­то­ра Алек­сия Ком­ни­на (ко­нец ХI – на­ча­ло ХII ве­ка), а за­тем вер­ну­лась на Кипр. Про­изо­шло это так: кипр­ский пра­ви­тель Ма­ну­ил Ву­то­мит, за­блу­див­шись во вре­мя охо­ты в го­рах и силь­но озло­бив­шись, же­сто­ко из­бил встре­тив­ше­го­ся ему ино­ка-пу­стын­ни­ка Ис­а­ию. В на­ка­за­ние за это Ма­ну­и­ла на­стиг тяж­кий недуг. Меж­ду тем стар­цу-от­шель­ни­ку Ис­а­ии в чуд­ном зна­ме­нии бы­ло от­кры­то, что его ста­ра­ни­я­ми чу­до­твор­ный об­раз, на­пи­сан­ный свя­тым еван­ге­ли­стом Лу­кой, бу­дет пре­бы­вать на ост­ро­ве Кипр. Ста­рец мно­го тру­дов по­ло­жил на вы­пол­не­ние Бо­же­ствен­но­го от­кро­ве­ния. На­чав воз­во­дить храм для ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, он по­ве­лел при­шед­ше­му к нему рас­ка­яв­ше­му­ся Ма­ну­и­лу от­пра­вить­ся в Кон­стан­ти­но­поль к им­пе­ра­то­ру и вер­нуть чу­до­твор­ный об­раз. На­мест­ник не сра­зу ре­шил­ся за­го­во­рить об иконе с пра­ви­те­лем Ца­рь­гра­да, од­на­ко, ко­гда дочь по­след­не­го за­бо­ле­ла, Ма­ну­ил при­шел к им­пе­ра­то­ру и пе­ре­дал ему по­ве­ле­ние ино­ка. По­сле то­го, как пра­ви­тель по­обе­щал от­пра­вить свя­тую ико­ну на ост­ров Кипр, де­вуш­ка сра­зу по­чув­ство­ва­ла ослаб­ле­ние бо­лез­ни.

С ве­ли­ки­ми по­че­стя­ми ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри при­бы­ла на ост­ров, где бы­ла по­ме­ще­на в со­ору­жен­ный для нее храм. По­сте­пен­но во­круг хра­ма об­ра­зо­вал­ся мо­на­стырь, на обу­строй­ство ко­то­ро­го Ма­ну­ил по­жерт­во­вал сред­ства (по­это­му оби­тель и на­зы­ва­ют им­пе­ра­тор­ской). От чу­до­твор­но­го об­ра­за Бо­жи­ей Ма­те­ри «Ми­ло­сти­вой» ста­ли со­вер­шать­ся мно­гие чу­де­са. Из­древ­ле и до­ныне в оби­тель со всех сто­рон сте­ка­ют­ся одер­жи­мые все­воз­мож­ны­ми неду­га­ми и по­лу­ча­ют ис­це­ле­ние по ве­ре сво­ей. В чу­до­дей­ствен­ную си­лу свя­той ико­ны ве­ру­ют не толь­ко хри­сти­ане, но и ино­вер­цы. Неис­чер­па­е­ма ми­лость Пре­чи­стой Бо­го­ро­ди­цы, За­ступ­ни­цы всех страж­ду­щих, и во­ис­ти­ну при­су­ще Ее об­ра­зу имя «Ми­ло­сти­вая». Чу­до­твор­ная Кикк­ская ико­на Бо­го­ма­те­ри име­ет за­ме­ча­тель­ную осо­бен­ность: она, неиз­вест­но с ка­ко­го вре­ме­ни, за­кры­та до по­ло­ви­ны пе­ле­ною от верх­не­го ле­во­го уг­ла до пра­во­го ниж­не­го, так что ли­ков Бо­го­ма­те­ри и Бо­же­ствен­но­го Мла­ден­ца ни­кто не мо­жет и не дер­за­ет ви­деть.

Изо­бра­же­ние Бо­го­ма­те­ри на иконе яв­ля­ет со­бой тип «Еле­усы», лик Пре­свя­той Де­вы на­кло­нен в ле­вую сто­ро­ну, Бо­гом­ла­де­нец под­дер­жи­ва­ет ру­кой край ма­фо­рия Бо­го­ма­те­ри, а в со­еди­нен­ных вме­сте ру­ках – гре­че­ский сви­ток.

На Ру­си спис­ки чу­до­твор­но­го об­ра­за по­яви­лись в XVII в. Один из наи­бо­лее из­вест­ных и по­чи­та­е­мых пре­бы­вал в мос­ков­ском За­ча­тьев­ском жен­ском мо­на­сты­ре и яв­лял­ся его глав­ной свя­ты­ней. По­сле ра­зо­ре­ния оби­те­ли в 20-х го­дах про­шло­го сто­ле­тия чу­до­твор­ный спи­сок был пе­ре­дан в близ­ле­жа­щий храм про­ро­ка Илии в Обы­ден­ском пе­ре­ул­ке. В 1999 го­ду, ко­гда мо­на­ше­ская жизнь в оби­те­ли ста­ла воз­рож­дать­ся, ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Ми­ло­сти­вая» вер­ну­лась на свое преж­нее ме­сто. Мо­лит­ва пе­ред этой ико­ной укреп­ля­ет и ду­хов­но уте­ша­ет всех, кто с ве­рой и упо­ва­ни­ем об­ра­ща­ет­ся к Вла­ды­чи­це Небес­ной.

Развернуть

Случайный тест

Икона Божией Матери Валаамская

День памяти 7 августа

Одним из величайших сокровищ, находящихся во владении Ново-Валаамского монастыря в Хейнявеси, Финляндия, является чудотворная икона Божией Матери Валаамская. Написанная на липовом дереве икона размером 132 х 79,5 см изображает Богородицу в виде фигуры в полный рост, стоящей на облаке с опущенным взором, облаченной в ярко-красный плащ и темно-бирюзовую ризу. На левой руке она держит младенца Христа, одетого в тонкий бледно-желтый халат. Правой рукой она указывает на Христа, в стиле «одигитрийских» икон Божией Матери. Христос благословляет правой рукой, а в левой держит шар, увенчанный крестом, что означает, что Он — Творец мира и Царь всего сущего.

Согласно надписи, икона написана в 1878 году, «дело иноков Валаамских». Однако его обычно приписывают отцу Алипию, одному из ведущих иконописцев первоначального Валаамского монастыря на Ладожском озере в российской Карелии. Отец Алипий написал икону лишь через несколько лет после прибытия в монастырь, до того, как стал там послушником. В 1884 году принял монашеский сан, а в 1893 году рукоположен во иеромонаха.

Следуя традициям конца 19 века20 века икона написана в «натуралистическом» стиле, с использованием техники, сочетающей использование темперных и масляных красок. Первоначально икона должна была находиться в Успенском храме Валаамского монастыря. Однако этого не произошло, и впоследствии икона была потеряна. В 1897 году икона была вновь обретена и приобрела свою чудотворную славу благодаря череде видений Божией Матери, пережитых исцелившейся от болезни пожилой женщиной с тяжелым ревматоидным артритом Натальей Андреевной Андреевой.

Несмотря на долгую историю Валаамского монастыря, в нем никогда не было иконы Божией Матери собственного исполнения, хотя в последующие годы такое место заняла икона отца Алипия. Во время суматохи Великой Отечественной войны икона была перевезена в Финляндию вместе со многими другими сокровищами Валаама и большинством монахов.

Ныне занимает видное место в храме Преображения Господня Ново-Валаамского монастыря. В 1987 году архиереи Финляндской автономной Православной Церкви установили ежегодный праздник в честь Валаамской иконы 7 августа. Тропарь и кондак к празднику написал покойный архиепископ Финляндский Павел.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts