Когда читается шестопсалмие: Шестопсалмие
Содержание
Страшный суд будет длиться ровно столько, сколько по времени читается шестопсалмие † Валаамский монастырь
Когда читается шестопсалмие, говорит устав церковный, тогда «подобает нам со всяким вниманием прилежно слушать, ибо сии псалмы исполнены покаяния и умиления».
Шестопсалмие – это основа первой части утрени. Оно включает шесть избранных псалмов царя Давида: 3, 37, 62, 87, 102 и 142. Шестопсалмие читают на середине храма при погашенных светильниках и свечах. Чтец с середины храма, как бы от лица всех монахов и богомольцев, неподвижно стоящих вокруг, произносит слова псалмов — молитву скорби, покаяния и надежды.
Шестопсалмие на Валааме читается неукоснительно на каждом утреннем богослужении (повседневном, субботнем и воскресном) в течение всего года, кроме дней Светлой Пасхальной седмицы, что указывает на его огромную важность. Православные толкователи, подчеркивая особую значимость Шестопсалмия в утреннем богослужении, видят в нем отражение величайшего события в жизни человечества – пришествия в мир Спасителя. Эта главная мысль Шестопсалмия раскрывается в контексте Вечерни и Утрени – двух взаимосвязанных церковных служб, символизирующих соответственно ветхозаветное и новозаветное время.
Когда читается шестопсалмие, говорит устав церковный, тогда «подобает нам со всяким вниманием прилежно слушать, ибо сии псалмы исполнены покаяния и умиления. Мы должны произносить их с благоговением и страхом Божиим, как бы беседуя невидимо с Самим Богом, и молясь о грехах наших. В сие время отнюдь никто не смей шептать или кашлять, внимая словам Псалмопевца, держи руки сложенными у груди, наклони главу, а очи опусти вниз, взирая сердечными очами к востоку, и приводя себе на память смерть, будущую муку и жизнь вечную».
«Во время шестопсалмия не креститься, — сие советую вам хранить, – пишет оптинский старец Лев – эта заповедь — душеспасительна,.. сего истина требует: пусть посмотрит в Триоди Постной и в Уставе о сем…». И крестное знамение, даже творимое без поклонов, все равно вызывает некий небольшой шум в храме…Так же поступают монахи на Афоне и на Валааме. «Шестопсалмие символизирует Страшный Суд. Поэтому хорошо, если во время чтения шестопсалмия ум идет на час Страшного Суда, – пишет Паисий Святогорец. – После первой статии (первых трех псалмов) мы даже не крестимся, потому что Христос придет сейчас не для того, чтобы распяться, но явится миру как Судия».
«Шестопсалмие надо читать не как кафизмы, а как молитвы. Значение шестопсалмия очень велико: это молитва сына к Богу Отцу» — говорил преп. Нектарий Оптинский.
В Церкви существует предание, что Страшный суд будет длиться ровно столько, сколько по времени читается шестопсалмие. И мы, предстоя перед Богом во время чтения этих дивных псалмов, должны помышлять о Суде Божием над нашими душами. О, как часто нужно бы нам повторять молитвенное воззвание, которым оканчиваются сии трогательные псалмы: Господи! не вниди в суд с рабами Твоими, ибо не оправдывается пред Тобою никто — никто из живущих!..
Отцы Церкви называют сии псалмы размышлением кающегося грешника у яслей Христовых. И в самом деле: они начинаются славословием Ангелов при рождении Христа Спасителя: «слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение…»
Но почему именно эти псалмы, а не другие? Ведь вышеприведенным требованиям удовлетворяют многие псалмы, так что, перебирая по Псалтири варианты «шестопсалмий», мы получили бы не одно, а множество решений. Ответ может быть только один: автор Шестопсалмия был ведом Духом Святым. Будучи богодухновенным творением, Шестопсалмие включает в себя много больше, чем то, что может охватить человеческий ум. Оно готовит нас к встрече со Христом. Эта ключевая мысль Шестопсалмия пронизывает все его содержание, включая и символику богослужения.
В Шестопсалмии все не случайно. Псалмопевец Давид и исторические события, отраженные в псалмах, прообразуют Христа Спасителя и события Его земной жизни. Мессианская тема, звучащая в Шестопсалмии, – это сжатое описание крестных страданий Спасителя, Его смерти и воскресения. Шестопсалмие говорит о Церкви Христовой, о спасительных таинствах, установленных Христом.
Во время чтения Шестопсалмия душа каждого молящегося проходит этот путь и в радостном ожидании спасения раскрывается навстречу Грядущему Спасителю, о Котором торжественно возвещает Церковь: “Бог Господь и явися нам, благословен Грядый во имя Господне!”
Шестопсалмие. Почему на шестопсалмии не крестятся и не кладут поклонов?
Какой духовный смысл в выбранных псалмах? Почему на шестопсалмии не крестятся? Почему не кладут поклонов? Что общего у Шестопсалмия и Страшного Суда? Откуда взялось учение, что Страшный Суд будет длиться столько же времени, что и чтение Шестопсалмия? Почему Шестопсалмие читают не как Псалтырь, а как молитвы? Почему выбранные псалмы звучат именно в такой последовательности?
Шестопсалмие – одна из важнейших частей вечернего богослужения (Утрени), состоящая из шести избранных псалмов особого покаянного характера: 3, 37, 62, 87, 102 и 142.
Чтец, стоя посредине храма, читает как бы от лица всех присутствующих избранные псалмы, символизирующие наше покаяние, нашу молитву и надежду. Шестопсалмие – это переход с вечерни к утрени, с Ветхого Завета к Новому Завету, к радости и надежде о родившемся Спасителе, о чем и возвещают Ангелы в пении: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение».
Шестопсалмие разделено на две части. После первых трех псалмов на «Аллилуия» полагается крестное знамение без поклона и только по окончании всего шестопсалмия при заключительном «Аллилуия» — три поклона.
В середине Шестопсалмия, во время начала чтения 4-го по счету, самого скорбного, наполненного смертной горечью псалма, священник выходит из алтаря и перед царскими вратами про себя продолжает читать 12 особых «утренних» молитв, которые он начал читать еще в алтаре, перед престолом. В этот момент священник как бы символизирует Христа, Который услышал скорбь падшего человечества и не только сошел, но и до конца разделил его страдания, о которых говорится в читаемом в это время 87-м псалме. В «утренних» молитвах, которые священник читает про себя, содержится моление о стоящих в храме христианах, просьба простить им их грехи, дать искреннюю веру в нелицемерную любовь, благословить все их дела и удостоить Царства Небесного.
Шестопсалмие занимает шесть-семь минут. Чтение шестопсалмия это очень глубокий и важный момент вечернего богослужения. Особенность последования этих псалмов подчеркивает древняя традиция не класть поклонов и не креститься во время их чтения.
Шестопсалмие
Шестопсалмие символизирует собою Страшный Суд. В Церкви существует предание, что Страшный суд будет длиться ровно столько, сколько по времени читается Шестопсалмие. И мы, предстоя перед Богом во время чтения этих дивных псалмов, должны помышлять о Суде Божием над нашими душами.
Чтобы подчеркнуть эту важность Шестопсалмия, его читают на середине храма при погашенных светильниках и свечах. Верующие остаются в полумраке, чтобы удобнее было углубляться в смысл читаемого, чтобы особое сосредоточенное внимание ничем не развлекалось.
Устав предписывает слушать чтение в тишине и благоговении, не позволяя в это время не только шумного движения или громкого разговора, но даже шепота и других каких-либо нарушающих безмолвие звуков. Слушать «cо всяким вниманием и страхом Божиим, яко Самому собеседующе Христу Богу».
«Шестопсалмие надо читать не как кафизмы, а как молитвы. Значение шестопсалмия очень велико: это молитва Сына к Богу Отцу» — говорил преп. Нектарий Оптинский.
Шесть псалмов в их религиозно-нравственном освещении предстают перед нами как шесть последовательных ступеней духовной лествицы христианина.
Состояние души псалмопевца – это не просто “смена настроений”, которая «говорит о неустойчивости человеческого сознания, склонного к надломам, соблазнам и падениям». Это путь сильной своею верою и мужественной души-христианки в ее восхождении к Богу. Шестопсалмие показывает нам, как искренне верующая и обращенная ко Христу душа проходит тяжкий путь искушении, духовно возрастает, укрепляется, преодолевает, с помощью Божией, бесовские нападения и достигает благодатного состояния истинной свободы – свободы жить по воле Божией.
Чем определяется набор псалмов, входящих в Шестопсалмие? Если искать формально-логическое объяснение, то ответ может быть таким: это именно та последовательность псалмов, которая, обладая признаками, указанными в «Толковом типиконе», наилучшим образом вписывается в состав Утрени.
Молитвенный настрой, содержание псалмов, их взаимосвязанность, стилистическая однородность и внутренняя динамичность – все это замечательно передает состояние перехода от Вечерни к Утрени, от времени ветхозаветного к новозаветному. Но почему именно эти псалмы, а не другие? Ведь вышеприведенным требованиям удовлетворяют многие псалмы, так что, перебирая по Псалтири варианты «шестопсалмий», мы получили бы не одно, а множество решений. Ответ может быть только один: автор Шестопсалмия был ведом Духом Святым. Будучи богодухновенным творением, Шестопсалмие включает в себя много больше, чем то, что может охватить человеческий ум. Оно готовит нас к встрече со Христом. Эта ключевая мысль Шестопсалмия пронизывает все его содержание, включая и символику богослужения.
В Шестопсалмии все не случайно. Псалмопевец Давид и исторические события, отраженные в псалмах, прообразуют Христа Спасителя и события Его земной жизни. Мессианская тема, звучащая в Шестопсалмии, – это сжатое описание крестных страданий Спасителя, Его смерти и воскресения. Шестопсалмие говорит о Церкви Христовой, о спасительных таинствах, установленных Христом.
В своем духовно-нравственном понимании Шестопсалмие представляет собой краткое изложение основ христианской аскетики: оно показывает путь ко Христу. Закономерности, проявляющиеся в композиции Шестопсалмия, суть духовные законы, которым следует в своем движении ко Христу душа христианская, олицетворяющая собою всю Церковь Христову. Во время чтения Шестопсалмия душа каждого молящегося проходит этот путь и в радостном ожидании спасения раскрывается навстречу Грядущему Спасителю, о Котором торжественно возвещает Церковь: «Бог Господь и явися нам, благословен Грядый во имя Господне!»
Анатолий Баданов
Азбука Веры
Просмотрено (17903) раз
Значение «Шести псалмов» православной утрени
Тайлер Дайкстра
Шесть псалмов (3-й, 37-й, 62-й, 87-й, 102-й и 142-й) являются регулярной частью почти каждого православного богослужения. ) служба в церкви. Взятые как единое целое, они никогда не пропускаются, за исключением Пасхалтиды (39 дней после Пасхи) [ Или в других традициях, во время Светлой седмицы .]
самые важные части Ортроса. Это «время, когда все должны отбросить другие мысли, стоять спокойно и сосредоточиться на этих покаянных молитвах». 1 Воистину, это один из самых святых моментов службы Ортроса.
Эти псалмы являются кратким изложением христианской жизни, подчеркивая печаль, которую мы так часто встречаем на пути к нашей вечной радости.
В некоторых традициях все свечи или светильники в церкви гасятся во время чтения этих псалмов. Это, наряду с фразой «Слава в вышних Богу», напоминает о темной ночи, когда родился Христос. Это также позволяет нам сосредоточиться на словах псалмов. По словам архиепископа Нижегородского и Арзамасского Вениамина:
Это делается для того, чтобы мы, ничего не видя глазами, слушали шестопсалмие внимательно и со страхом [Бога] и чтобы всякий, стоящий во мраке, мог пролить слезу и испустить умиленный вздох. Ведь ночью и если рядом нет зажженной свечи, людям трудно увидеть друг друга. По этой причине устав (рубрика) направляет: так произносим шестопсалмие со всяким вниманием и страхом Божиим, как беседуя с Самим невидимым нашим Христом Богом, и молясь о наших грехах. 2
Во время чтения самого горького из псалмов, 87-го псалма, священник выходит из алтаря, чтобы прочесть свои двенадцать утренних молитв, включающих в себя заступничество за стоящих в храме и о прощении их грехов. Этот поступок символизирует Христа, который услышал скорбь человечества и оставил свой небесный престол, чтобы спасти нас, и в конечном итоге разделил страдания, описанные в Псалме 87:
Для чего, Господи, душу мою отвергаешь и лице Твое отвращаешь от меня? Бедный я человек и в бедах от юности моей; да, возвысившись, я был унижен и доведен до бедствия. Твои ярости перешли на меня, и Твои ужасы сильно смутили меня. Они обтекали меня, как вода, весь день окружали меня вместе. Ты удалил от меня друга и ближнего, и знакомых моих из-за моего несчастья. 3
В Церкви также существует предание, согласно которому шестопсалмие будет прочитано каждому из нас нашими ангелами-хранителями на Страшном Суде, и во время чтения весь мир будет судим.
[ Святитель Паисий Афонский о шестопсалмах
Однажды у нас жил священник в Ставроникитском монастыре, и на шестопсалмии он опустил стасиды и сел!
«Отец, — сказал я ему, — они поют шестопсалмие».
«Так они мне больше понравятся!» он ответил.
То, что я рассказал ему о шестопсалмах, показалось странным. И были другие отцы, которые были стары, которые стояли. Они держались за стасиди и совсем не раскачивались.
Одно дело быть уставшим, болеть, чтобы ноги дрожали и чтобы ты сидел, — Христос не осудит его, — но другое дело думать, что лучше сказать: «Я наслаждаюсь лучше сидеть». Как он будет это оправдывать? Духовная жизнь — это не наслаждение. Если чувствуешь боль, сиди, Христос не тиран. А авва Исаак говорит: «Если не можешь стоять, садись». Он не говорит: «Если можешь, садись!»
-Старейшина, почему бы нам не посидеть за шестопсалмием?
-Потому что он символизирует Правосудие.
Из-за этого, когда читается Шестипсалм, хорошо для нашего nous идти на судный час.
Шесть псалмов длятся 6-7 минут. В первом стазисе мы даже не совершаем своего креста, потому что Христос придет не на распятие, а придет как Судия.
-ул. Паисий Святогорец
(источник)]
Хотя это длинная часть орфской службы, которая может стать утомительной, мы должны изо всех сил стараться стоять и слушать «с умилением и полным молчанием» 4 , размышляя над словами этих Псалмов:
Шесть псалмов с Ортроса
5
Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение. Трижды, каждый раз с крестным знамением и поясным бантом.
Господи, Ты откроешь уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою. Дважды.
Псалом 3
Господи, почему умножаются угнетающие меня? Многие восстают против меня. Многие говорят душе моей: нет ему спасения в Боге его. Но Ты, Господи, помощник мой, слава моя и возносящий голову мою. Я воззвал к Господу голосом моим, и Он услышал меня со святой горы Своей. Я лег и заснул; Я проснулся, ибо Господь поможет мне. Я не убоюсь десяти тысяч людей, восставших против меня вокруг. Восстань, Господи, спаси меня, Боже мой, ибо Ты поразил всех безвинно врагов моих; зубы грешникам Ты сокрушил. Спасение от Господа, и благословение Твое на народе Твоем.
Я лег и заснул; Я проснулся, ибо Господь поможет мне.
Псалом 37
Господи, не укоряй меня во гневе Твоем и не наказывай меня в ярости Твоей. Ибо стрелы Твои воткнуты во мне, и Ты возложил на меня руку Твою тяжко. Нет исцеления во плоти моей перед лицом Твоего гнева; и нет мира в костях моих от грехов моих. Ибо беззакония мои возвысились выше головы моей; как тяжким бременем они давили на меня. Мои синяки стали зловонными и испорченными перед лицом моего безумия. Я был несчастен и совершенно согбен до конца; весь день я ходил с опущенным лицом. Ибо чресла мои полны поруганий, и нет исцеления на плоти моей. Я скорблю и унижаюсь чрезвычайно, я ревела от воздыхания сердца моего. Господи, пред Тобою все желание мое, и стенание мое не сокрыто от Тебя. Смутилось сердце мое, ослабла моя сила; и свет очей моих, даже это не со мной. Друзья мои и соседи мои приблизились ко мне и встали, а близкие мои стали вдали. И искавшие души моей применяли насилие; и искавшие мне зла говорили пустые слова и весь день размышляли о коварстве. А я, как глухой, не слышал их и был как немой, который не открывает уст своих. И я стал как человек, который не слушает и не имеет в устах своих обличения. Ибо на Тебя я уповаю, Господи; Ты услышишь меня, Господи Боже мой. Ибо я сказал: да не радуются мне враги мои; да, когда мои ноги тряслись, те люди говорили обо мне хвастливые слова. Ибо я готов к бичам, и печаль моя непрестанно предо мною. Ибо я возвещу беззаконие мое и вразумлюсь о грехе моем. Но враги мои живут и становятся сильнее меня, и умножаются ненавидящие меня несправедливо. Воздающие мне злом за добро оклеветали меня, потому что я стремился к добру. Не оставь меня, Господи Боже мой, не отступи от меня. Будь внимателен к помощи моей, Господи спасения моего.
Не оставляй меня, Господи, Боже мой, не отступай от меня. Будь внимателен к помощи моей, Господи спасения моего.
Псалом 62
Боже, Боже мой, к Тебе я встаю рано на заре. Душа моя жаждала Тебя; как часто плоть моя стремилась к Тебе в земле бесплодной, нехоженой и неводной. Так во святилище явился я пред Тобою, чтобы увидеть Твою силу и Твою славу. Ибо милость Твоя лучше жизни; мои уста восхвалят Тебя. Так благословлю Тебя в жизни моей и во имя Твое подниму руки мои. Как мозгом и туком, да наполнится душа моя, и устами ликующими восхвалят Тебя уста мои. Если я вспоминал Тебя на своей постели, то на заре я медитировал о Тебе. Ибо Ты стал моим помощником; под кровом Твоих крыл возрадуюсь. Прильнула душа моя к Тебе, десница Твоя скора на помощь мне. А что до них, то напрасно искали души моей; они пойдут в преисподнюю земли, будут преданы острию меча; части для лис должны они быть. Но возвеселится царь в Боге, прославится всякий, клянущийся Им; ибо заграждаются уста говорящих неправду.
На рассвете я медитировал о Тебе. Ибо Ты стал моим помощником; под кровом Твоих крыл возрадуюсь. Прильнула душа моя к Тебе, десница Твоя скора на помощь мне.
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя. Слава Тебе, Боже.
Трижды, с Крестным знамением, но без поклонов *** .
[ *** Другие традиции считают, что в этот момент даже не делают крестного знамения, так как это период, когда мы стоим в полной тишине и неподвижности перед ликом Господа, как и на Суде. День. ]
Господи. сжалься. Трижды.
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Псалом 87
Господи Боже спасения моего, днем взывал я и ночью пред Тобою. Да придет молитва моя пред Тобою, приклони ухо Твое к молению моему. Ибо наполнена злом душа моя, и жизнь моя во ад приблизилась. я причислен к нисходящим в могилу; Я стал как человек без посторонней помощи, свободный среди мертвых. Как тела убитых, спящих во гробе, которых Ты уже не помнишь, и они отсечены от руки Твоей. Положили меня в преисподнюю, во тьму и тень смертную. На меня усилилась ярость Твоя, и все волны Твои навел Ты на меня. Ты удалил от меня друзей моих; они сделали меня мерзостью для себя. я предан и не вышел; очи мои ослабели от бедности. Я воззвал к Тебе, Господи, целый день; Я простер свои руки к Тебе. Нет, для мертвых Ты будешь творить чудеса? Или врачи воздвигнут их, чтобы они возблагодарили Тебя? Нет, расскажет ли кто в могиле о Твоей милости и о Твоей истине в Твоей погибели? Нет, будут ли известны Твои чудеса в той тьме и Твоя праведность в той земле, которая забыта? А я к Тебе, Господи, воззвал я; и утром моя молитва предстанет перед Тобой. Для чего, Господи, душу мою отвергаешь и лице Твое отвращаешь от меня? Бедный я человек и в бедах от юности моей; да, возвысившись, я был унижен и доведен до бедствия. Твои ярости перешли на меня, и Твои ужасы сильно смутили меня. Они обтекали меня, как вода, весь день окружали меня вместе. Ты удалил от меня друга и ближнего, и знакомых моих из-за моего несчастья.
Господи Боже спасения моего, днем я взывал и ночью пред Тобою. Да придет молитва моя пред Тобою, приклони ухо Твое к молению моему.
Псалом 102
Благослови, душа моя, Господа, и все, что во мне, благослови святое имя Его. Благослови, душа моя, Господа, и не забывай всего, что Он сотворил тебе, Милующий ко всем беззакониям твоим, Исцеляющий все немощи твои, Избавляющий от тления жизнь твою, Венчающий тебя милостью и состраданием, Исполняющий твое желание с хорошими вещами; юность твоя обновится, как у орла. Господь творит дела милосердия и вершит суд над всеми обиженными. Он открыл Моисею пути Свои, сынам Израилевым то, что пожелал. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив; не до конца разгневается Он и не вовек разгневается. Не по беззакониям нашим сотворил Он нам, и не по грехам нашим воздал нам. Ибо на высоте неба от земли Господь возвысил милость Свою над боящимися Его. Как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши. Как отец жалеет сыновей, так жалеет Господь боящихся Его; ибо Он знает, из чего мы сделаны, Он вспомнил, что мы прах. Что касается человека, то дни его, как трава; как полевой цветок, так он расцветет. Ибо когда пройдет над ним ветер, тогда он исчезнет и не узнает более места своего. Но милость Господа от века и до века на боящихся Его. И Его праведность на сыновьях сыновей, на тех, кто соблюдает Его завет и помнит Его заповеди, чтобы исполнять их. Господь на небесах уготовил Свой престол, и Его Царство владычествует над всем. Благословите Господа, все Ангелы Его, могучие силою, исполняющие слово Его, чтобы слышать голос слов Его. Благословите Господа, все Его воинства, Его служители, исполняющие Его волю. Благословите Господа, все дела Его, во всяком месте владычества Его. Благослови Господа, душа моя.
На всяком месте владычества Его благослови Господа, душа моя.
Псалом 142
Господи, услышь молитву мою, внемли молению моему о истине Твоей; услышь меня в правде Твоей. И не вступай в суд с рабом Твоим, ибо не оправдается пред Тобою ни один человек живущий. ибо враг преследовал душу мою; Он унизил мою жизнь до земли. Он посадил меня во тьму, как давно умерших, и уныл во мне дух мой; во мне тревожится сердце мое. Я вспомнил дни старые, я размышлял о всех делах Твоих, я размышлял о творениях рук Твоих. я простирал к Тебе руки мои; душа моя жаждет тебя, как безводная земля. Услышь меня скорее, Господи; мой дух изнемог. Не отвращай лица Твоего от меня, чтобы не быть мне подобным нисходящим в яму. Дай мне услышать Твою милость утром; ибо на Тебя возложил я надежду. дай мне знать, Господи, путь, по которому мне идти; ибо к Тебе вознес я душу мою. Избавь меня от врагов моих, Господи; к Тебе прибежал я в поисках убежища. Научи меня исполнять волю Твою, ибо Ты мой Бог. Твой добрый Дух поведет меня в землю праведности; ради имени Твоего, Господи, оживи меня. Правдою Твоею изведешь душу мою от скорби, и по милости Своей истребишь врагов моих. И истребишь всех, угнетающих душу мою, ибо я Твой раб.
Услышь меня, Господи, в правде Твоей и не вступай в суд с рабом Твоим. Дважды.
Твой добрый Дух поведет меня в землю праведности.
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя. Слава Тебе, Боже. Трижды, каждый раз с крестным знамением и поклоном.
Господи, помилуй. Двенадцать раз.
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Процитированные работы
1. В. Потапов. Шесть псалмов и гашение свечей . 2001.
2. Ип. Вениамин Нижегородский и Арзамасский. Новый Завет, или Объяснения Церкви, Литургии и всех церковных служб и убранств . Санкт-Петербург, 1908 г.
3. Спасо-Преображенский монастырь. Псалтирь по семидесяти . Boston, 1974.
4. Protopsaltes Georgios Biolakes. «Ежедневный диатаксис». Протеория Типикона Великой Церкви Христовой . 1888. Пер. Отец Константинос Терзопулос, 2008 г.
5. Отец Джон Уайтфорд. «Ежедневная утреня (вне Великого поста) в качестве читательской службы». Онлайн-сервис для чтения часов . 2002.
О пророчестве старца Амвросия Дадьюского, подтверждающем церковное предание, связывающее шестопсалмие со Страшным судом, см. здесь .
Второе пришествие Христа и Страшный суд ( источник )
Молитвами святых отцов наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас и спаси! Аминь!
Шестипсалтирь и гашение свечей – Радостные светлые беседы – Православный блог
Опубликовано
В самом начале службы Ортроса (утрени) Типикон предписывает читать «Шесть псалмов» или «Гексапсалом», т.е. псалмы 3, 37, 6′, 87, 10′ и 14′, читать в таком порядке‚ и объединены в единое целое.
Верующие должны знать о том, что чтение «Шестопсалмия» является одним из самых важных моментов в богослужении ‚ временем, когда все должны отложить в сторону другие мысли‚ стоять тихо‚ и сосредоточиться на этих покаянных молитвах . Чтение не является паузой в Богослужении‚ временем, в течение которого можно выйти на прогулку или поговорить с соседом. Это один из самых святых моментов за всю службу.
Шестипсалтирь заключает в себе целую гамму переживаний, освещающих христианскую жизнь Нового Завета – не только ее общее радостное настроение‚ но и скорбный путь к этой радости.
Вот почему по уставу Церкви‚ свечи в церкви должны быть погашены. Сгущающаяся тьма символизирует ту глухую ночь, когда Христос, воспетый в ангельской песне «Слава в вышних Богу», пришел на землю. Полумрак храма способствует большой молитвенной концентрации.
В его справочнике Новый Завет, или Объяснения Церкви, Литургии, и всех церковных служб и убранств, изданной в Санкт-Петербурге в 1908‚ Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Вениамин объясняет гашение свечей во время шестопсалмия так: «По уставу (Типикон в греческой практике) ‚ во время этого чтения свечи должны гаситься. Это делается для того, чтобы мы, ничего не видя глазами, слушали шестопсалмие внимательно и со страхом [Божьим] и чтобы всякий, стоящий во мраке, мог пролить слезу и испустить умиленный вздох. Ведь ночью‚ и если поблизости нет зажженной свечи‚ людям трудно увидеть друг друга. Именно по этой причине устав (Типикон) предписывает: так произносим шестопсалмие со всяким вниманием и страхом Божиим‚ как беседующие с Самим невидимым нашим Христом Богом‚ и молящиеся о наших грехах”.
В середине шестопсалмия‚ в начале 4-го -го -го псалма‚ самого исполненного печали и крайнего ожесточения‚ священник покидает алтарь и‚ стоя перед Царскими вратами‚ продолжает тихо читать 1′ назначенные утренние молитвы.