Когда день вера надежда любовь и мать их софия: День памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
Содержание
какого числа и как отмечается праздник вселенских бабьих именин
На Руси этот праздник иначе называли еще вселенскими бабьими именинами. Бабьими потому, что день ангела одновременно справляют женщины сразу четырех имён. Вселенскими – потому что эти имена были очень популярны на Руси, чуть ли не каждая вторая была названа в честь одной их этих святых, поэтому когда справлялись именины, «гудели» всей деревней.
Хотя праздник был установлен церковью, конечно же, по совсем другой причине. Вера, Надежда, Любовь и мать их София почитаются как мученицы, их жизнь закончилась трагически. И произошло это во втором веке в Римской империи.
История праздника
София, чье имя в переводе с греческого означает «мудрость», была благочестивой христианкой. И своих дочерей она назвала в честь главных христианских добродетелей: Веры, Надежды, Любови.
В то время в Римской империи христиане подвергались жестоким гонениям со стороны властей, и о юных христианках стало известно императору Адриану (тому самому, который велел возвести Вал Адриана длиной 117 километров, и который обожествил своего юного любовника, утонувшего в реке).
Император потребовал, чтобы Вера, Надежда и Любовь отреклись от Христа и принесли жертву языческим богам. Но девушки проявили стойкость несмотря на свой юный возраст.
Их подвергли страшным пыткам, а после казнили на глазах у матери.
Самой старшей из них, Вере, было на тот момент всего 12 лет. Надежде только 10 лет, а младшей, Любови, девять. София похоронила дочерей у Аппиевой дороги и умерла на их могиле три дня спустя.
Вера, Надежда, Любовь и мать их София. Фрагмент иконы Карпа Золотарёва, Смоленский собор Новодевичего монастыря, Москва. Фото: wikipedia.org
Традиции и обычаи
Это может показаться странным, но на Руси со вселенскими бабьими именинами поздравляли всех женщин без исключения, не только тех, кто носил имена Веры, Надежды, Любови и Софии. Можно сказать, это был этакий средневековый Международный женский день.
Гулянья по случаю этого праздника длились три дня.
Сами женщины в это время жаловались на свою тяжелую бабью долю, изливали душу подругам, а потом… вновь принимались за свои домашние обязанности и готовили праздничные угощения (а куда деваться?).
В православной церкви по случаю этого праздника поста нет. В храмах читается:
- Тропарь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
- Кондак мучениц
- Молитва и акафист Святым мученицам Вере, Надежде, Любви и матери их Софии
- Величание мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
Так девочек и назвали. А через год, как раз в праздник 30 сентября, окрестили с этими именами.
Где почитаются святые
С почитанием этих святых связан храм святого Трофима в Эшо, недалеко от Страсбурга во Франции. Сюда в 777 году из Рима были перенесены мощи мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
Монастырь в Эшо с тех пор стал называться аббатством святой Софии. А сама деревня Эшо возле аббатства стала разросшейся «гостиницей» для паломников, которые в великом множестве приходили в эти места в средневековье.
В 1792 году, после Французской революции, монастырь был закрыт, здания распроданы с аукциона, а святые мощи уничтожены революционерами. Однако в конце XIX века началось восстановление храма, а в 1938 году из Рима в Эшо были привезены две новые частицы мощей святой Софии. С тех пор в Эшо ежегодно день святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии отмечается с большим размахом.
Интересные факты
- Первые жития мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии появились довольно поздно, в VII–VIII веках. Написаны они были на грузинском, армянском, латинском и греческом языках. При переводе на славянский греческие имена девочек Пистис, Элпис и Агапе обрели привычную нам форму Вера, Надежда и Любовь.
- В некоторых житиях имя их матери Софии тоже было переведено как Премудрость. Но этот вариант не прижился. Имя София сохранило свою греческую форму, а имена ее дочерей закрепились у нас в переводе.
- Имена святых Веры, Надежды и Любови вошли в употребление в России в XVIII веке, а пик их популярности приходится на конец XIX века.
Праздник памяти Веры, Надежды, Любови и матери их Софии | Статьи | 29.09.2022
Праздник Веры, Надежды, Любови и матери их Софии считается днем семейного благополучия и крепких родственных уз.
Фото: © commons.wikimedia
Читать ren.tv в
30 сентября — важный день для православных христиан. В этот день церковь почитает святую Софию и трех ее дочерей: Веру, Надежду и Любовь. На Руси 30 сентября отмечали Вселенские или Всесветные бабьи именины — в народном сознании образы христианских мучениц стали символами женщин любого возраста, всех матерей и дочерей. Об истории благочестивой вдовы и ее детей, а также о традициях праздника — в материале РЕН ТВ.
Праздник памяти Веры, Надежды, Любови и их матери Софии
30 сентября день Ангела отмечают все девочки, девушки и женщины, которых зовут София, Вера, Надежда и Любовь. На Руси в этот день праздновали свои именины многие, ведь эти четыре имени были очень популярны в народе. Поэтому со временем начали отмечать большой праздник — Вселенские бабьи именины. С ним поздравляли всех женщин.
Именины обычно праздновали три дня, прославляя материнскую мудрость и женские добродетели: веру, надежду и любовь. Именинницам дарили небольшие подарки: ладанки, иконки, сладости. Они же, в свою очередь, угощали родных и близких пирогами собственного приготовления.
Фото: © Известия/Дмитрий Коротаев
День Веры, Надежды, Любови и матери их Софии считается днем семейного благополучия и крепких родственных уз. Во время службы в церкви 30 сентября верующие молятся о счастье и здоровье своих детей, просят защитить их от зла, болезней и других бед.
История сестер Веры, Надежды и Любови
Благочестивая вдова-христианка София и трое ее дочерей Вера, Надежда и Любовь, которых по-гречески звали Пистис, Элпис и Агапэ, что олицетворяло главные христианские добродетели, жили во II веке в Риме. Туда вдова переехала с детьми из Милана. Девочкам к тому времени было 12, 10 и 9 лет. Будучи сама примерной христианкой, София воспитывала детей в истинной вере, в уважении к Священному Писанию и соблюдении чистоты духовной и физической.
Римом правил император-язычник Адриан, которого называли самым жестоким гонителем христиан. Он узнал о том, как сильна вера Софии, и потребовал доставить ее во дворец, где приказал женщине и ее детям отречься от Христа. Однако и София, и девочки отказались предать свою веру.
Удивленный смелостью христианок император отослал их к язычнице, которой надлежало убедить их отречься от веры. Однако все доводы и красноречие языческой наставницы оказались напрасными: сестры-христианки и их мать не изменили своих убеждений. Отказались они и приносить жертву языческим богам.
Фото: © foma.ru
Разозленный мужеством девочек, император приказал пытать их. Первой на глазах у матери жестоко истязали Веру: ее раздели, избили, кинули на раскаленную решетку. Но она молилась Господу, и никакие мучения не причинили ей вреда. Тогда император приказал усечь ее мечом. Попрощавшись с матерью и сестрами, Вера сама шагнула на меч.
Не менее жестоко Адриан поступил с Надеждой и Любовью. Но ни девочки, ни их мать София не выказали ни страха, ни боли, ни сомнения. Когда он пытал огнем Любовь, пламя из печи вырвалось с такой силой, что опалило самого императора. Любовь же вышла из огня целой и невредимой. И ее Адриан приказал казнить.
София погребла останки своих дочерей и два дня не отходила от их могилы. На третий день Господь послал ей тихую кончину и принял ее многострадальную душу в небесные обители. Святая София, претерпев за Христа большие душевные муки, вместе с дочерьми причислена церковью к лику святых.
Храм Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
10 мая 777 года епископ Страсбургский Ремигий привез из Рима в эльзасскую деревушку Эшо мощи святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Их поместили в католическом соборе святого Трофима, который стал центром аббатства святой Софии.
Вплоть до Французской революции мощи святых великомучениц Веры, Надежды, Любови и Софии хранились в аббатстве. Однако в 1792 году монастырские здания были проданы с аукциона, а мощи уничтожены революционерами. В монастыре устроили трактир с винным погребом, который в 1822 году разрушили вместе с другими монастырскими помещениями. После того, как в конце XIX века разрушенную церковь святого Трофима объявили во Франции национальным достоянием, началось постепенное восстановление обители.
Фото: © Gloabal Look Press/imageBROKER.com
3 апреля 1938 года католический епископ Шарль Руш привез в Эшо из Рима две новые частицы мощей святой Софии. Одну из них положили в саркофаг, изготовленный из песчаника в XIV веке, в котором до революции хранились мощи святой Софии и ее дочерей, а вторую — в небольшой реликварий, помещенный в раку с другими святынями. Поток паломников к мощам не оскудевает до сих пор. Возле них регулярно совершаются православные богослужения.
Традиции и обычаи праздника
Поскольку предыстория праздника очень трагична, раньше женщины начинали утро этого дня плачем, жалея себя и оплакивая все беды и невзгоды. Ритуальный плач был своеобразным оберегом: считалось, что о ком поплачут 30 сентября, того печали и горести обойдут стороной.
В церкви замужние женщины покупали три свечи, две из которых ставили перед иконой Иисуса Христа, а третью несли домой, где вставляли ее в испеченный к празднику каравай или пирог и читали над ним молитву о душевном покое 40 раз. Затем выпечку разламывали и раздавали родным и близким. Считалось, что это принесет в дом мир, покой и взаимопонимание.
Незамужние девушки на Веру, Надежду и Любовь нередко гадали, хотя это и порицалось церковью. А молодежь устраивала посиделки, где одинокие парни и девушки присматривались друг к другу. На Вселенские бабьи именины нередко сватались, а вот играть свадьбу в этот день считалось плохой приметой.
Фото: © Известия/Александр Казаков
Что можно делать в день Веры, Надежды и Любови
- Утром нужно отправиться в храм на праздничную службу и помолиться обо всех своих родных и близких.
- Можно умыть лицо святой водой (считалось, что это очищает душу человека и защищает его от нечистой силы).
- Каждой женщине рекомендуют поплакать о себе, о своих родных и близких, как это делали предки.
- Соблюдая традиции, женщинам с чистым сердцем и светлыми мыслями нужно замесить тесто, испечь именинные пироги, а затем угостить ими всех домочадцев и гостей (в народе говорили, что этот ритуал должен укрепить здоровье).
- Также в этот праздник следует помириться со всеми, с кем поругался.
Что нельзя делать в праздник
- Нельзя работать в огороде и заниматься садоводством.
- Нельзя шить, вязать, вышивать, стирать и готовить. Все домашние дела должны взять на себя мужчины.
- В праздник нельзя устраивать пышные застолья.
- Запрещено ссориться, ругаться, злословить и желать другим зла.
Святых Веры, Надежды, Любви и Софии
«Когда вы потеряете эту временную жизнь, предав свои души Господу, Он наградит вас вечной жизнью, в которой Он прославит вас во веки веков перед Своим Небесным Отцом и перед святыми Его ангелами, и тогда все небесные силы назовут вас исповедниками Христа и Его невест». мира.Они жили в Риме во 2 веке.Оставаясь вдовой, София посвятила свою жизнь воспитанию трех дочерей, назвав их Верой, Надеждой и Любовью (самые главные добродетели в христианстве) и научив их, прежде всего, вещам , любить Бога.
Узнав об этой семье, император Адриан приказал доставить их в Рим и предать суду. Молодая мать и ее дочери предстали перед правителем и открыто исповедовали свою веру во Христа Спасителя.
Рукописная икона святых мучениц Софии и дочерей ее Вера, Надежда и Любовь*
После долгих мучений три святые девы были обезглавлены. Святая София непреклонно противостояла душевным мукам, видя страдания своих чад и помогая им переносить жестокие муки во имя Господа. Она похоронила своих девушек и три дня не выходила из их могил, после чего почила в Господе.
Хотя сама святая София не подвергалась пыткам, она очень страдала как мать, вынужденная видеть мучения собственных дочерей. Святая София стала образцом крепкого духа и твердой веры, воспитав таким же образом своих дочерей.
Оставаться верным Богу вопреки всем жизненным испытаниям – самое важное для каждого христианина, а передача этих знаний грядущим поколениям – первостепенное значение для каждого родителя.
Несмотря на страдания материнского сердца, святая София радовалась, когда ее юные дочери твердо и уверенно шли к своему Небесному Жениху. София в переводе с греческого означает «мудрость». Подвиги святой матери юных мучеников соответствуют значению ее имени. София нашла в себе мужество и силы поддержать своих дочерей в их испытаниях и подготовить их к вечной жизни.
«Дочери мои возлюбленные, сейчас время вашего подвига. Настал день обручиться с бессмертным Женихом своим и соблюдать значение имен своих, проявляя твердую веру, несомненную надежду и вечную любовь. Настал час твоего торжества, и ты удостоишься мученического венца, обручая тебя Христу, в чьи блаженные жилища ты войдешь с великой радостью. Видя твое мужественное терпение и твердое, даже до смерти, исповедание Его Святого Имени, будет мое торжество, радость, честь и слава среди всех верующих, если я заслуживаю называться матерью мучеников. Тогда возрадуется душа моя и дух мой и укрепится старость моя. Вы воистину будете моими дочерьми, если, выслушав наставления своей матери, будете стоять за своего Господа до последней капли крови и умрете за Него с усердием».
Это слова, которые святая София сказала своим дочерям перед казнью. Перед лицом их смерти за Господа Иисуса Христа она подала им пример непоколебимой веры. Святые мученицы Вера, Надежда и Любовь проявили послушание своей матери и с радостью приняли все страдания, воспевая и прославляя Господа.
Эти события произошли в 137 году нашей эры и кажутся нам далекими или даже нереальными. Возможно ли что-то подобное в наши дни? Смогут ли современные матери без колебаний смотреть, как их детей пытают и казнят во имя Господа, и радоваться их мученической смерти? Смогут ли современные дети или даже взрослые проявить настоящую веру, надежду и любовь?
Вера, надежда и любовь — главные христианские добродетели
Наша жизнь невозможна без веры, надежды и любви. Эти качества неразрывно связаны.
Св. Павел пишет (Евр. 11:6), «И без веры угодить Богу невозможно, ибо всякий, приходящий к Нему, должен верить, что Он есть и что Он вознаграждает ищущих Его». Это значит, что мы не можем вступать ни в какие отношения с Богом (т. е. не можем надеяться на Него, любить Его, молиться Ему и т. д.), если мы, прежде всего, не веруем в Него.Вера, по апостолу, есть «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» как если бы это было видимо в настоящей жизни (Евр. 11:1). Вера есть начало всего.
Христианская надежда очень тесно связана с христианской верой. В то время как вера может быть описана как уверенность в том, что существует Творец, по Чьему провидению Иисус Христос совершил искупление рода человеческого, надежда — это уверенность в том, что цель сотворения и искупления человека будет достигнута. Надеющееся сердце достигает совершенного утешения в Боге, зная, что Он непрестанно заботится о нашем спасении и не лишит нас Своей благодатной помощи в его достижении, исполняя все Свои обетования и в нашей временной, и в вечной жизни.
Обратимся еще раз к словам св. апостола Павла (1 Кор. 13:13), «И ныне пребывают сии три вера, надежда и любовь; и величайшая из них есть любовь». Истинная христианская любовь есть высшая добродетель и источник всех добродетелей. Для христиан любовь к Богу и ближнему есть конечный результат в достижении цели заповедей, а также содержание и смысл жизни
А как же имя Софии? Как невозможно было жить трем мученикам без любящей матери, так и вера, надежда и любовь невозможны без мудрости.
Без мудрого подхода вера превращается в фанатизм, надежда в беспечность, а любовь без мудрости ослепляет человека, делая его ревнивым тираном.
Своей крепкой верой, надеждой на спасение и любовью к Богу Вера, Надежда, Любовь и их мать подали нам пример истинно христианской жизни. Обратимся к ним с молитвами, чтобы Господь укрепил нас и помог стяжать эти добродетели.
Тропарь праздника
Церковь празднует и ликует / в празднике трех дочерей: Веры, Надежды и Любви / и Матери их Софии, именуемой по премудрости ее: / Яко в них троих родила божественные добродетели. / Ныне вечно видят жениха своего, Бога Слова. / Памятью их возрадуемся духовно и воскликнем: / Три Небесные Покровительницы наши, / утверди, утверди и укрепи нас / в Вере, Надежде и Любви.
PS: Щелкните здесь, чтобы отправить нашим сестрам свои молитвенные просьбы.
* Заказать эту икону и другие изделия Свято-Елисаветинского монастыря можно по этой ссылке.
СС. София, Вера, Надежда и Любовь — Лагерь Антиохийской деревни
перейти к содержанию
SS. София, Вера, Надежда и Любовь
17 сентября
Святые мученицы София и дочери ее Вера, Надежда и Любовь родились в Италии. Их мать была набожной вдовой-христианкой, которая назвала своих дочерей в честь трех христианских добродетелей. Вере было 12, Надежде 10, Любви 9.. Святая София воспитала их в любви Господа Иисуса Христа. Святая София и ее дочери не скрывали своей веры во Христа, а открыто исповедовали ее перед всеми.
Чиновник по имени Антиох донес на них императору Адриану (117-138), который приказал доставить их в Рим. Понимая, что их поведут к императору, святые девы горячо молились Господу Иисусу Христу, прося дать им силы не бояться мучений и смерти. Когда святые девы и их матери предстали перед императором, все присутствующие были поражены их спокойствием. Они выглядели так, словно их привели на какой-то веселый праздник, а не на пытки. Призвав по очереди каждую из сестер, Адриан призвал их принести жертву богине Артемиде. Молодые девушки оставались непреклонны.
Тогда император приказал подвергнуть их пыткам. Сожгли святых дев над железной решеткой, потом бросили в раскаленную печь и, наконец, в котел с кипящей смолой, но Господь их сохранил. Младшую дочь, Любовь, привязали к колесу и били палками, пока все ее тело не покрылось кровавыми рубцами. Претерпев неизреченные муки, святые девы прославили своего Небесного Жениха и остались тверды в Вере. Святую Софию подвергли еще одной тяжкой пытке: мать заставила смотреть на страдания дочерей. Она проявила непреклонное мужество и призвала дочерей терпеть муки ради Небесного Жениха. Все три девушки были обезглавлены и радостно склонили шеи под меч.
Чтобы усилить внутренние страдания святой Софии, император разрешил ей забрать тела дочерей. Она положила их останки в гробы и погрузила в повозку. Она выехала за черту города и благоговейно похоронила их на высоком холме. Святая София сидела у гроба своих дочерей три дня и, наконец, предала душу свою Господу. Хотя она и не пострадала за Христа во плоти, но не была лишена мученического венца. Вместо этого она страдала в своем сердце. Верующие похоронили ее тело рядом с дочерьми.