Когда исповедь и когда причастие: Когда можно прийти на исповедь? – Православный журнал «Фома»
Содержание
Исповедь и причастие, Исповедь для начинающих,
Преподобный Иов Исповедник о Причастии
Если говорить о Святыне Причащения, то праведному и порядочному христианину хорошо, и справедливо, и естественно часто освящаться и прибегать к этой Святыне, и жаждать ее более, чем мы желаем дышать. Поэтому каждый имеет разрешение причащаться постоянно, так что, если возможно, достойные не имеют препятствия причащаться даже каждый день.
Святитель Феофан Затворник о Причастии
Если наша жизнь в Господе и Он говорит, что в Нем тот, кто вкушает тела и крови Его, то желающему жизни как нечасто причащаться? Вам кто мешает ухитриться почаще приступить к таинствам? Только пустое поверье. У нас стали слова “Со страхом Божиим и верою приступите” пустой формой. Иерей Божий зовет, а никто не идет… и никто притом не замечает несообразности в сем несоответствии зову Божию… и на вечерю Божию.
Cвятитель Иоанн Шанхайский о Причастии
Причастие – начало рая на земле. Начало ада уже здесь на земле. Также и рай начинается в душе человека уже в земной жизни. Здесь уже бывают касания Божественного в день Светлого воскресения, и когда достойно причащаемся.
Святитель Киприан Карфагенский о Причастии
Не обленитесь приступать к чаше жизни, бессмертия, любви и святыни, но приступайте со страхом Божиим и верою. А кто не хочет и не радеет об этом, тот не любит Иисуса Христа, тот не получит Духа Святого, и, следовательно, он не войдет в Царство Небесное.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский о Причастии
Не слушайте, возлюбленные, тех людей, которые бегут от чаши Спасителя. Это несчастные, заблудшие, жалкие люди, вдали от реки Христовой; они падают в пропасть. Дорогие мои, любите Божественную литургию, считайте для себя потерянным тот день своей жизни, в который не удалось быть за литургией, особенно в праздник.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) о Причастии
По принятии Святых Таин поймите славу вашу, вникните в настоящее достоинство ваше: каждый из вас — сосуд Божественного Таинства, каждый из вас — храм, в котором Сын Божий с Предвечным Отцом Своим и поклоняемым Духом таинственно и вместе существенно обитает. Уже теперь вы не свои, вы Божии. Вы куплены Богом ценою Крови Сына Его. Ты усыновлен Богу Таинством Святого Крещения, ты вступил в теснейшее единение с Богом в Таинстве святого Причащения — поддерживай усыновление, поддерживай единение.
Святитель Феофан Затворник о Причастии
Кого не было при сретении Господа, когда Он торжественно, как Царь, входил в Иерусалим, и кто не взывал тогда: «осанна Сыну Давидову!» (Мф. 21, 9). Но прошло только четыре дня, и тот же народ тем же языком кричал: «распни, распни Его!» (Лк. 23, 21). Дивное превращение! Но что дивиться? Не то же ли самое делаем и мы, когда, по принятии Святых Таин Тела и Крови Господних, чуть только выходим из церкви — забываем все: и свое благоговение, и Божию к нам милость, и предаемся по-прежнему делам самоугодия, сначала маленьким, а потом и большим, и, может быть, еще прежде четырех дней, хоть и не кричим другому: «Распни!», сами распинаем в себе Господа. И все это видит и терпит Господь! Слава долготерпению Твоему, Господи!
Святитель Тихон Задонский о Причастии
Христианина без веры быть не может, веры же — без любви, а любви — без добрых дел (1 Кор. 13, 1-8, 13). Иначе христианин остается ничем иным, как язычником, хотя исповедует имя Божие и Христово. Как же страшно такому приступать к Святой Тайне — всякий видит. От этого бывает, что многие христиане, причащающиеся Святой Тайны, изменяются не к лучшему, а к худшему, ослепляются еще больше; не просвещаются, а ожесточаются; не исправляются, а из греха в грех впадают, но греха своего не познают, и греха за грех не считают, и делают то, чего язычники не делают. Причина этому в том, что презирают Божию благодать, а потому и сами лишаются Божией благодати, и предает их Бог «превратному уму — делать непотребства» (Рим. 1, 28).
Cвятитель Иоанн Шанхайский о Причастии
В Великий четверг совершает Господь Тайную Вечерю и литургия того дня особенно ярко напоминает о том, что, причащаясь Святых Тайн с благоговением, мы с апостолами вкушаем Тела и Крови Христовых, а причащающиеся недостойно уподобляются Иуде. Но каждый пусть стремится причаститься, искренно каясь в грехах своих, и получить милость от Господа.
Святитель Афанасий Александрийский о Причастии
Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями» (Мф. 7, 6),- говорит Христос. Ибо и в этом нужен правый суд. Господь не сказал неопределенно или без различия: давайте святое и жемчуг всем, но говорит: «Не давайте святыни псам», то есть творящим зло. Так говорит и апостол: «Берегитесь псов, берегитесь злых делателей» (Флп. 3, 2). … Внемли же и ты, иерей, не давай недостойным Пречистого Тела, чтобы не подпасть тебе ответственности — не по законам гражданским, не по слову Владыки. Итак, не давайте святыни псам, не бросайте бисера вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас, произведя расколы и ереси.
Святитель Иоанн Златоуст о Причастии
Повинны мы в нечестии против Господа, когда без достаточной подготовки тела приступаем к соединению с Его Телом, которое Он дал нам для того, чтобы мы, соединившись с Ним, могли соединиться с Духом.
Святитель Григорий Богослов о Причастии
И как они зажгут в своих сердцах божественную любовь, духовную радость, божественный мир и прочие плоды и дары Святого Духа, не причащаясь тела и крови возлюбленного Сына Отца, единосущного Духу Святому, Который есть сущая радость и мир наш, по словам апостола, и источник всех благ? – недоумевал святитель Григорий Богослов. – Я изумляюсь и удивляюсь, как могут христиане в настоящее время праздновать воскресный день или другие праздники года и радоваться духовно истинной радостью, если они не принимают постоянно святое причастие, которое есть повод и причина для праздника и торжества.
Преподобный Симеон Новый Богослов о Причастии
Кто верует, тот не причащается недостойно Пречистых Таин, но очищает себя от всякой скверны, от чревоугодия, от злопамятства, от злых дел и постыдных слов, от бесчинного смеха, от скверных помыслов, от всякой нечистоты и от всякого греховного внутреннего движения и таким образом приемлет Царя Славы. Напротив, в тех, которые недостойно причащаются Пречистых Таин, стремительно врывается диавол и входит в сердце их, как случилось с Иудой, когда он причастился вечери Господней.
Святитель Димитрий Ростовский о Причастии
Когда священник священнодействует, совершив смертный грех, бывает ли действительным Таинство? Бывает, так как Таинство свое начало имеет от Христа, но только в этом случае самому священнику, как находящемуся во грехе, оно не сообщает никакой благодати: «Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем»,- говорит апостол.
Cвятитель Иоанн Шанхайский о Причастии
Причастие – источник умиления и духовной теплоты. Уже теперь дает Христос ощутить радость и сладость Его Благости. Укрепляет наши души и тело Божественными Своими Таинствами… Наполняет иногда нас невыразимым умилением и теплотой духовной после благоговейного причащения святых Его Тайн.
Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин о Причастии
Если бы мы считали себя недостойными принятия Таинств всякий раз, как подвергаемся ране греховной, то прилагали бы старание исправиться через покаяние, чтобы достойно приступить к ним. Тогда мы не наказывались бы Господом как недостойные — жестокими бичами немощей, чтобы, сокрушенные таким образом, стремились излечить наши раны, чтобы иначе, будучи признаны недостойными краткого вразумления в этом веке, мы не были осуждены в будущем вместе с грешниками этого мира.
Преподобный Иоанн Лествичник
Душа, помышляющая об исповеди, удерживается ею от согрешений, как бы уздою; ибо грехи, которых не исповедуем Отцу, делаем уже как во тьме и без страха.
Преподобный Нил Синайский
И одна исповедь и откровенность заменяет у иных подвижничество.
Об исповеди и Причастии : Богослов.RU
Данная статья является откликом настоятеля Успенского храма с. Алешково Ступинского района Московской области протоиерея Михаила Редкина на проект документа «О подготовке ко Святому Причащению», подготовленный и проработанный комиссиями Межсоборного присутствия.
Актуальность проекта документа «О подготовке ко Святому Причащению», подготовленного комиссией Межсоборного присутствия по вопросам приходской жизни и приходской практики, затем отредактированного специальной рабочей группой, состоящей из представителей духовных школ, после чего изученного в комиссии Межсоборного присутствия по вопросам богослужения и церковного искусства и доработанного редакционной комиссией Межсоборного присутствия во главе со Святейшим Патриархом, несомненна. Столь серьезный подход, явленный в таких высоких инстанциях при подготовке этого документа, прежде всего был необходим для понимания некоторыми священниками и мирянами опасности Причащения без исповеди и без поста (в разных вариациях).
Об исповеди
Если христианин не испытывает потребности в постоянной исповеди (не только перед Причастием, а перед Причастием в особенности), то он находится в опасном духовном состоянии. Это относится и к священникам, и к мирянам.
Известно святоотеческое изречение: «Первый признак здравия души человеческой – это видение своих грехов как песка морского». Как увидеть то, что сразу не видно? Постоянным умным трезвением, исповеданием тех грехов, которые видит христианин, и причащением Святых Христовых Таин. Чем тщательнее человек этим занимается, тем больше Божественной благодати в его душе, в свете которой он все больше видит те грехи, которые раньше не замечал.
И так по духовной лестнице восходит от силы в силу.
Причастие без исповеди – очень опасная тенденция. Во-первых, как уже говорилось, если христианин не испытывает потребности в исповеди каждый день, особенно перед Причастием (ибо добрый хозяин сначала наведет порядок в своем доме, а затем приглашает дорогого Гостя), значит душа его пребывает в духовном сне. Во-вторых, это может привести к ложному пониманию Причастия как автоматического привлечения благодати Божией. Апостол Павел предостерегает: «По сему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, то ест и пьет в осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11, 27-30). Поэтому и священник, выходя с Чашей, говорит слова: «Да не в суд или в осуждениебудет мне причащение Святых Твоих Таинств, Господи». Например, апостол Иуда причастился, и тут же вошел в него сатана.
Вообще на протяжении всех веков порядок духовной жизни в Православной Церкви всегда был таков: исповедь перед Причастием всегда была необходима.
Святитель Иоанн Златоуст обличает тех, кто причащается по праздникам не исповедавшись исключительно потому, что это праздник: «Я знаю, что многие у нас приступают к Священной Трапезе по случаю праздника. Итак, должно, как я часто и прежде говорил, не праздники наблюдать, чтобы приобщаться, а очищать совесть и тогда касаться Священной Жертвы. Преступный и нечистый не имеет права и в праздник причащаться этой Святой и страшной Плоти; а чистый и омывший свои прегрешения искренним покаянием вправе и в праздник и во всякое время причащаться Божественных Таин и достойно наслаждаться Божественными Дарами» (Творения свт. отца нашего Иоанна Златоуста. Спб., 1899, т.2, кн.1, с.401-413).
Святитель Григорий Палама в проповеди «О Святых и Страшных Христовых Таинах» пишет: «Если же с дурной совестию, и не получив благодаря исповеди отпущения грехов от приявшего власть разрешать и связывать их, …мы приступаем (к Святым Таинам), то конечно это делаем в суд себе и на вечное мучение, отталкивая от себя и самые Божии щедроты и терпение Его к нам».
Святитель Игнатий Брянчанинов, в своих творениях систематизировавший опыт духовной жизни восточных отцов Церкви, свидетельствует: «Покаяние необходимо для всех! Каждый да пользуется драгоценным временем, даруемым милосердием Господа! Каждый да погружается в блаженное покаяние! В особенности займемся им в продолжение текущей недели, отделенной и назначенной нами для приготовления себя к таинству исповеди и последующему за ним таинству причащения. Совершим приготовление со всевозможным вниманием. Не принесем этой недели в жертву безрассудному развлечению. Уже довольно мы ему жертвовали! Довольно занимались погублением себя! Ныне займемся своим спасением! Будем часто раскрывать книгу совести; будем всматриваться в свои пятна греховные, будем приготовлять их к омовению исповедью. Не щади грехов твоих! Не сочти какого-либо проступка маловажным, извинительным; не признай невинными каких-либо навыков и упражнений, порицаемых Писанием.Обвини себя, чтобы получить обильное оправдание от Бога… Неисповедуемые согрешения удобно повторяются, как бы совершаемые в непроницаемой тьме /Лествица, слово 4-ое, гл. 53/» (Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова, т. 4, Аскетическая проповедь и письма к мирянам. Спб., 1905, с. 60-61).
Нынешним же сторонникам Причастия без исповеди в случае отсутствия серьезных грехов тот же святитель отвечает: «Cохранивший себя от грехов смертных не должен думать, что он нуждается в покаянии немного. Твои согрешения легки перед твоими глазами, но ты не знаешь, какова тяжесть их на весах правосудия Божия. “Ин суд человеческий и ин суд Божий”, сказал некоторый преподобный пустынножитель, рассуждая пред кончиною своею о своей иноческой и подвижнической деятельности» (Святитель Игнатий Брянчанинов, там же, с. 55). И еще: «Когда отстраним от себя ослепляющие нас развлечения, когда углубимся в себя и начнем рассматривание себя, сличая состояние душ наших с тем, каково оно должно быть по учению Священного Писания: тогда сами признаем малые грехи уже не малыми, но тяжкими и страшными, достойными непрестанных слез и покаяния» (Святитель Игнатий Брянчанинов, там же, с. 56).
Я думаю, что это относится ко всем собирающимся причащаться, и в особенности – кто причащается раз в неделю или чаще. А тот факт, что часто приходится исповедоваться в одних и тех же грехах, совершаемых по причине еще не совершенного христианского жития, только мобилизует истинно ищущих спасения.
Список святых, свидетельствующих о необходимости исповеди перед Святым Причащением, можно продолжать до бесконечности. Приведем слова только еще одного, говорящего об этом. Святитель Феофан Затворник, так же как и святитель Игнатий Брянчанинов, опиравшийся на опыт святых отцов, пишет: «Кто проходит весь этот курс врачевания духовного (т.е. исповеди) как должно, и главное, без утайки исповедует все свои грехи, тот возвращается из дома Божия, как возвращаются из судебного места виновные, кои, вместо приговора на смерть услышали там объявление о помиловании и забвение их преступлений, – возвращаются с глубочайшим чувством благодарения к Спасителю душ наших, с твердой решимостью посвятить Ему и исполнению заповедей Его всю остальную жизнь, с крайним отвращением от всех прежних грехов, с неудержимым желанием изгладить все следы прежней недоброй жизни. Получивший разрешение чувствует в себе, что он не празден, что его посетила особая некая сила. Божественная благодать, которая доселе только совне действовала на него в помощь ему в победе над собою, теперь с словами: “прощаю и разрешаю”, вошла внутрь, срастворилась с его духом и исполнила его огненностию и стремительностию… Итак, получив помилование и всепрощение в покаянии, приступи к Святому Причащению, для полноты оживления внутреннего твоего человека… Тот, кто оплакал свои грехи и исповедовался, тот готов приступить к сему великому таинству» (Творения святителя Феофана Затворника. Покаяние и обращение грешника к Богу, А. Кающемуся изрекается всепрощение в таинстве Покаяния, Б. Кающийся приступает к таинству Святого Причащения. Журнал “Домашняя беседа”. Спб., 1868, № 9-15, с. 22-50). И еще: «Исповедь и Святое Причастие – неизбежно необходимы: одна возочищает, другая – баня, пластырь и пища. Надо причащаться все четыре поста. Можно прибавить, причащаясь в Великий и Предрождественский по два раза… Можно и еще прибавить, но не слишком, чтобы не оравнодушиться» (Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Собрание писем, т. 1. Выпуски 1, 2, 3, 4, с. 206).
Вообще современная тенденция частого Причащения без рассуждения (в отличие от древней) весьма опасна. Если для первых христиан частое Причащение венчало их постоянную подвижническую жизнь, то сегодня наблюдается попытка заменить подвиг стием, которому придается чуть ли не магический смысл. То есть причастился и тем самым автоматически освятился. Но думать так, как уже было сказано, неверно и опасно.
В итоге частое Причащение без напряжения всех духовных сил может дать противоположный результат.
Поэтому ни частое Причащение не спасет, ни редкое не погубит. Причащаться можно и часто, и редко, в зависимости от обстоятельств. Ценность Причастия зависит не от частоты или редкости, а от благоговения пред Святыней и от сознания своего недостоинства. Уходившие в пустыни не видели лица человеческого и, за редким исключением, не причащались, но именно их «не был достоин весь мир» (Евр. 11.38). Преподобная Мария Египетская причастилась один раз перед смертью, а молилась «на воздусе».
Поэтому можно и должно поощрять к частому Причащению только тех прихожан, которые пытаются жить напряженной духовной жизнью. А для того, чтобы иметь правильное суждение о духовном состоянии подвизающегося, сам пастырь должен проводить жизнь подвижническую.
Священники должны исповедоваться, как только предоставится возможность, так как не всегда, особенно на одноштатных приходах, такая возможность имеется.
Что касается поста перед Причастием
На одном и том же приходе одному прихожанину духовник может благословить говеть (в том числе и поститься) 7 дней, другому 3 дня, третьему 1 день, а кого-то допустить к Причастию по соблюдении только евхаристического поста. Все зависит от духовного и физического состояния говеющего, что и прописано в документе: принимать во внимание душевное и телесное состояние говеющего.
Недоумение некоторых, касающееся 64 апостольского правила, запрещающего поститься в субботу, разрешается известным канонистом епископом Никодимом (Милашем). В толковании на 64-е ап. пр. он пишет: «Для того, чтобы с обычной мирской точки зрения понять предписание этого правила, воспрещающего поститься в воскресение и субботу (кроме Великой субботы), следовательно, и во время четырех установленных церковью постов, необходимо помнить, что здесь говорится о сухом посте (сухоядение), когда воспрещается есть целый день до вечера, а вечером разрешалось принимать только строго постную пищу без рыбы (монахам одно сочиво без елея в 223-м правиле Номоканона при Б. требнике). Следовательно, не должно понимать этого правила так, что каждую субботу и воскресение, даже и во время четыредесятницы, разрешается есть рыбу и мясо, – в эти дни воспрещается только сухоядение и разрешается менее строгий пост, чем в остальные дни постных недель». При этом и строгий пост в субботу и воскресение не возбраняется, если постящийся постится ради воздержания (толкование Зонары на 64 ап. пр.). А пост во время говения как раз и является постом, приемлемым ради воздержания.
Конечно, Церковь, как чадолюбивая мать, не требует от современных немощных христиан такого строгого поста перед Причастием, как в древности. Как правило, в нынешнее время благословляется во время говения не вкушать мясо, молочных продуктов, яиц и рыбы. Немощным же (например, во время болезни) и этот пост ослабляется (для каждого своя степень). Тем же, кто хочет стремиться к исполнению в разумных пределах древних установлений поста, и это не должно возбраняться.
В связи с этим документ, предложенный на обсуждение, очень своевременен и хорош. Я бы только убрал фразу: «В отдельных случаях, с благословения духовника, миряне, намеревающиеся приступить к Святому Причащению несколько раз в течение одной недели – в первую очередь на Страстной и Светлой Седмицах, – могут быть в качестве исключения освобождены от исповеди перед каждым причащением». Как уже говорилось, сказать на исповеди всегда что-нибудь найдется. Причем много времени это не займет, так как речь идет о постоянно исповедающихся.
Полное объяснение «Кто может причащаться?»™
Это объяснение было первоначально опубликовано в мае 2021 года . После того, как Архиепископ Сальваторе Кордилеоне попал в заголовки газет 20 мая 2022 года, запретив члену палаты представителей Нэнси Пелоси принимать Евхаристию, Столп переиздал его.
После инаугурации второго президента США-католика Джо Байдена в январе епископы обменивались эссе и комментариями о том, следует ли разрешить политикам, поддерживающим расширенную правовую защиту и финансирование абортов, принимать Евхаристию. Конференция епископов США, вероятно, проголосует в июне по проекту документа о «евхаристической согласованности».
Споры о том, кто может — и должен — принимать Евхаристию, скорее всего, будут продолжаться еще довольно долго. И, возможно, у вас есть вопросы.
Священник предлагает Святую Жертву Мессы. кредит: catholicrelics.co.uk
Чтобы объяснить это для вас, Столп приносит вам источник и вершину всех объяснителей: «Кто может принимать Святое Причастие?» Окончательный объяснитель™
Тайная вечеря. Леонардо да Винчи, 1490-е годы. Кредит: общественное достояние.
Подписаться сейчас
Что такое Евхаристия?
Термин Евхаристия, происходящий от греческого слова, означающего «благодарность» или «благодарение», относится как к Евхаристической жертве — Мессе, так и к сакраментально преображенным «хлебу и вину, которые, по словам Христос и призыв Святого Духа становятся Телом и Кровью Христа».
«Именно через превращение хлеба и вина в тело и кровь Христа Христос становится присутствующим в этом таинстве», — поясняется в Катехизисе католической церкви.
Катехизис добавляет, что месса и евхаристическое присутствие Христа тесно связаны: католики обычно причащаются во время мессы, потому что месса является одновременно «жертвенным памятником, в котором увековечивается крестная жертва, и священной трапезой причастия». телом и кровью Господа».
«Но совершение Евхаристической Жертвы всецело направлено на интимное соединение верующих со Христом через общение. Причащаться — значит принимать Самого Христа, принесшего Себя за нас», — добавляет Катехизис.
Кто может обычно причащаться?
В Латино-католической церкви человек могут обычно причащаться, если они католики, «правильно настроены» и если они имеют «достаточное знание и тщательную подготовку», чтобы «постичь тайну Христа согласно в меру своих сил и способны принять тело Христово с верой и благоговением».
Родители и пастыри обязаны, согласно каноническому праву, «заботиться о том, чтобы дети, достигшие разума, были должным образом подготовлены и после совершения таинства исповеди освежались этой божественной пищей, как только возможное. »
Первое причастие обычно проводится для детей в возрасте около семи лет, хотя некоторые епархии в последние годы перенесли это на год или два назад.
Католики с ограниченными интеллектуальными возможностями могут быть допущены к Святому Причастию, если они способны «отличить Тело Христово от обычной пищи, даже если это распознавание подтверждается манерой поведения, жестами или благоговейным молчанием, а не устно».
«Случаи сомнения должны разрешаться в пользу права католика на причастие. Наличие инвалидности само по себе не считается лишением человека права на получение Святого Причастия», — учит конференция епископов США.
В Восточной католической церкви католиков принимают Евхаристию во время крещения, которое настоятельно рекомендуется совершить «как можно скорее» после рождения младенца.
После того, как они впервые приняли Евхаристию, латинские католики обязаны принимать ее по крайней мере один раз в год, обычно во время Пасхи. Если, скажем, глобальная пандемия не сделает невозможным посещение мессы в пасхальный период, и тогда обязательство можно будет исполнить в другое время.
Восточные католики обязаны принимать Евхаристию, когда им угрожает смерть, и в соответствии с обычаями и законами отдельных восточно-католических церквей, «особенно во время Пасхи, во время которой Христос передал евхаристическую тайну».
Кто может иногда причащаться?
В Латино-католической церкви дети, которые еще не «достигли разумного возраста», могут принимать Евхаристию, если им грозит смерть, если они могут отличать Евхаристию от другой пищи и принимать ее с благоговением.
Церковный закон разрешает православным христианам принимать Евхаристию от католических служителей, «если они сами этого добиваются и настроены должным образом».
А протестанты?
Протестанты могут принимать Евхаристию от католических служителей, если им угрожает смерть, или если епархиальный епископ или конференция епископов решат, что существует «какая-то другая серьезная необходимость».
Чтобы принять Евхаристию при таких обстоятельствах, протестанты должны «искать такового по собственному желанию», «проявлять католическую веру в отношении этих таинств» и быть «должным образом настроены». Иными словами, помимо того, что они находятся в самом тяжелом и необычном положении, закон Церкви говорит, что протестанты, желающие принять, должны верить тому, чему учит Церковь о Евхаристии — что это настоящее сакраментальное присутствие Иисуса Христа, с появлением хлеба и вина.
Впервые это разрешение было обнародовано в 1967 году. До этого церковный закон не разрешал католическим служителям совершать Евхаристию христианам-некатоликам даже при таких обстоятельствах.
Почему? Потому что Евхаристия считается таинством единства или, ну, святого общения. Разделение между протестантами и католиками, как говорится в законе и учении Церкви, не позволяет протестантам обычно принимать Евхаристию.
Но в последние годы епископы в Германии возглавили кампанию за разрешение протестантам регулярно принимать Евхаристию, особенно протестантам, состоящим в браке с католиками. В 2018 году Папа Франциск прямо отверг это предложение.
В сентябре 2020 года Конгрегация доктрины веры Ватикана снова отвергла идею регулярного «общения» протестантов и католиков.
Некоторые немецкие епископы заявили, что будут продолжать выступать за — или просто разрешать — «взаимное общение». На экуменическом «евхаристическом конгрессе», который должен состояться в Германии в этом месяце, говорится, что участники должны действовать в соответствии со своей совестью — немецкие епископы не вмешивались, чтобы прояснить или исправить это заявление.
Подпишитесь сейчас
Кому не следует причащаться?
Поскольку Евхаристия является знаком, символом и выражением общения с Богом, Церковь всегда учила, что человек, сознающий тяжкий грех, не должен обычно принимать Евхаристию без предварительного таинства исповеди.
Тяжёлый грех, свободно избранный с истинной свободой, часто называемый смертным грехом, «приводит к утрате милосердия и лишению освящающей благодати, то есть состояния благодати. Если она не искуплена покаянием и Божьим прощением, она ведет к исключению из Царства Христова и вечной смерти в аду, ибо наша свобода имеет право делать выборы навеки, без возврата», — говорится в Катехизисе Католической Церкви.
«Всякому, сознающему, что он совершил смертный грех, не следует причащаться Святому Причащению, даже если он испытывает глубокое сокрушение, не приняв предварительно таинства отпущения грехов, если только у него нет веской причины для причащения и нет возможности пойти в исповеди», — добавляет Катехизис.
Св. Павел объясняет в 1 Коринфянам, что «всякий…, кто ест хлеб или пьет чашу Господню недостойно, будет виновен в осквернении тела и крови Господней. Пусть человек исследует себя, и таким образом ест от хлеба и пьет из чаши. Ибо кто ест и пьет, не рассуждая о теле, тот ест и пьет осуждение себе» 9.0011
Точка зрения св. Павла состоит в том, что принятие Евхаристии в состоянии тяжкого греха само по себе является грехом, который не уважает святость евхаристического таинства и целостность церковного общения. Церковь говорит католикам не принимать Евхаристию в состоянии тяжкого греха не для того, чтобы наказать или опозорить их, а потому, что, если это является грехом, как говорит Писание, она направлена на то, чтобы защитить католиков от совершения этого греха.
В Inferno, некоторые ученые считают, что поэт Данте Алигьери включил упоминание о недостойном принятии Святого Причастия в рассказе о графе Уголино, заключенном во льду в девятом круге ада и найденном Данте поедает голову своего врага, архиепископа.
Его история намекает на аморальное поедание человеческой плоти, что, по мнению некоторых ученых, является отсылкой к недостойному принятию Евхаристии.
Данте и Вергилий в аду перед Уголино и его сыновьями , автор Приамо делла Кверча. Фото: общественное достояние
Церковь признает, что бывают случаи, когда человек искренне сожалеет о совершенных грехах, но не может пойти на исповедь. Представьте, например, что пандемия на какое-то время закрыла все конфессии в каком-то районе.
В этом случае человек может совершить акт «совершенного раскаяния», который «отпускает простительные грехи; он также получает прощение смертных грехов, если он включает в себя твердое решение как можно скорее прибегнуть к сакраментальной исповеди».
Акт совершенного покаяния совершается из-за желания соединиться с Богом и выражается в молитве, подобной этой, вместе с намерением как можно скорее пойти на исповедь:
«Боже мой, я сожалею о своих грехах от всего сердца. Выбрав зло и не сделав добро, я согрешил против Тебя, Которого я должен любить больше всего. Я твердо намерен с Твоей помощью покаяться, больше не грешить и избегать всего, что ведет меня ко греху».
И хотя это называется «совершенным раскаянием», вам не обязательно быть совершенным, чтобы молиться. Просто искренне сожалею и искренне желаю восстановить отношения с Богом.
Кто не может причащаться?
С первых дней христианства церковные лидеры учили, что католики в ситуациях серьезного и продолжающегося внешнего греха не будут допущены к Святому Причастию. Это определение уже давно отражено в церковном праве.
Цель нормы — донести как до католической общины, так и до отдельных лиц, что определенные объективные обстоятельства могут разорвать общение с Богом и с Церковью — то самое общение, которое Евхаристия означает и передает.
В Кодексе канонического права 1983 г. говорится, что «те, кто был отлучен от церкви или запрещен после наложения или объявления наказания, а также другие, упорно упорствующие в явных тяжких грехах, не должны быть допущены к святому причастию».
«Отлучение от церкви» и «интердикт» — это канонические наказания, которые официально объявляются или налагаются епископом или церковным судом после того, как лицо совершило определенные виды канонических преступлений — формально называемых деликтами.
Объявленное отлучение не изгоняет человека из Церкви, вопреки распространенному мнению. Вместо этого он запрещает католику занимать определенные должности в Церкви, называемые церковными должностями, и участвовать в сакраментальной жизни Церкви, которая включает в себя принятие Евхаристии.
Точно так же интердикт запрещает человеку участвовать в сакраментальной жизни Церкви.
Цель этих наказаний — передать серьезность ситуации или действия, чтобы призвать человека к покаянию и обращению, а также для того, чтобы продемонстрировать всему католическому сообществу, что определенное поведение несовместимо с христианской жизнью.
Другая категория, упомянутая в каноне, « другие упорно упорствующие в явном тяжком грехе », относится к ситуациям в новостях в эти дни.
Категория относится к католикам, о которых известно, что они находятся в следующих ситуациях:
- Тяжкий грех — объективная ситуация моральной серьезности
- Манифест — известно приходу или какой-либо другой общине
- Настойчивость продолжающийся или привычный
- Упорный — продолжающийся в течение длительного периода времени без изменения воли или после предупреждения или увещевания со стороны пастора или другого церковного авторитета.
Эта норма может иметь множество применений, но в последние годы она была в новостях из-за двух конкретных ситуаций: брак (особенно секс) и политика.
Брак:
Канон Кодекса канонического права 1983 года по этому вопросу, как правило, применяется к людям, которые развелись и впоследствии вступили в повторный брак без церковного аннулирования и, следовательно, живут в отношениях сексуального союза с человек, которого Церковь не считает своим супругом.
Предыдущий церковный закон также указывал, что люди в такой ситуации не могут быть допущены к Святому Причастию.
В 1981 году, например, Папа св. Иоанн Павел II учил, что:
«Церковь вновь подтверждает свою практику, основанную на Священном Писании, не допускать к Евхаристическому Причащению разведенных, вступивших в повторный брак. Они не могут быть допущены к ней из-за того, что их состояние и условия жизни объективно противоречат тому союзу любви между Христом и Церковью, который обозначается и совершается Евхаристией. Кроме того, есть еще особая пастырская причина: если бы эти люди были допущены к Евхаристии, то верующие были бы введены в заблуждение и путаницу относительно учения Церкви о нерасторжимости брака».
Иоанн Павел II учил, что такая пара может принять Евхаристию при некоторых условиях, а именно, что у них не было сексуальных отношений, и что у них была какая-то серьезная причина продолжать жить вместе:
«когда, для по серьезным причинам, как, например, воспитание детей, мужчина и женщина не могут исполнить обязательства по разделению, они «берут на себя обязанность жить в полном воздержании, то есть воздержанием от действий, свойственных супружеским парам».
В 2000 году Папский совет по законодательным текстам подтвердил эти положения.
В апостольском увещании 2016 года Amoris laetitae, Папа Франциск сказал о парах, находящихся в ситуации развода и гражданских, но недействительных повторных браков, что:
– что может быть субъективно не виновным или вполне таковым, – человек может жить в благодати Божией, может любить, а также может возрастать в жизни благодати и милосердия, получая для этого помощь Церкви».
В сноске папа сказал, что «в некоторых случаях это может включать помощь Таинств».
После публикации этого документа некоторые епископские конференции издали нормы, предполагающие, что некоторые пары, состоящие в половых отношениях вне брака, могут быть допущены к Святому Причастию. Епископы в других епархиях подчеркивали давнюю практику Церкви в этом вопросе, предлагая интерпретировать сноску Папы Франциска через призму предыдущих авторитетных документов по этому вопросу.
Этот вопрос вызвал значительные разногласия среди епископов и богословов всего мира.
Политика:
По крайней мере после президентских выборов 2004 года некоторые католики в США утверждали, что политики, которые продвигают или выступают за правовую защиту или государственное финансирование абортов, оказываются в ситуации явного тяжкого греха, и поэтому их нельзя допускать. к Святому Причастию.
В 2004 году кардинал Йозеф Ратцингер, в то время префект Конгрегации доктрины веры, согласился. Он писал епископам США, что:
Что касается тяжкого греха аборта или эвтаназии, когда формальное сотрудничество человека становится очевидным (понимаемым, в случае католического политика, как его последовательная кампания и голосование за законы, разрешающие аборты и эвтаназию), его пастор должен встретиться с ним, инструктируя его об учении Церкви, сообщая ему, что он не должен представлять себя для Святого Причастия, пока он не положит конец объективной ситуации греха, и предупреждая его, что в противном случае ему будет отказано в Евхаристии.
«Когда «эти меры предосторожности не возымели действия или в которых они были невозможны», и данное лицо с упрямым упорством все еще представляет себя для принятия Святой Евхаристии, «служитель Святого Причастия должен отказаться от распространять его».
Это решение, собственно говоря, не является санкцией или штрафом. Служитель Святого Причастия также не выносит суждения о субъективной вине человека, а скорее реагирует на публичное недостоинство человека принимать Святое Причастие из-за объективной ситуации греха.
Конференция епископов США обсуждала в 2004 году, будут ли они делать коллективное заявление по этому вопросу, но вместо этого проголосовала за то, чтобы этим вопросом занимались только епископы на местном уровне.
С тех пор этот вопрос периодически возникает, обычно когда политик-католик поддерживает какой-либо закон об абортах. Это стало предметом серьезных споров с тех пор, как президент Байден вступил в должность: некоторые епископы утверждали, что любой отказ от причастия «вооружает» Евхаристию, а другие называли это актом пастырского милосердия.
В то же время некоторые католики отмечают, что епископы должны рассмотреть возможность запрета на Евхаристию политикам, поддерживающим другие аморальные политические позиции, в то время как другие утверждают, что это станет рецептом катастрофы.
Дебаты и дискуссии по этому вопросу не ограничивались США. В 2007 году ассоциация конференций епископов Южной и Латинской Америки заявила в своем известном документе Aparecida, который часто хвалил Папа Франциск, что:
«Мы надеемся, что законодатели, главы правительств и медицинские работники, сознающие достоинство человеческой жизни и укорененность семьи в наших народах, будут защищать и защищать ее от отвратительных преступлений абортов и эвтаназии; это их ответственность. Следовательно, в ответ на государственные законы и положения, несправедливые с точки зрения веры и разума, следует поощрять отказ от военной службы по соображениям совести. Мы должны придерживаться «евхаристической согласованности», то есть сознавать, что они не могут принимать святое причастие и в то же время действовать делами или словами против заповедей, особенно когда поощряются аборты, эвтаназия и другие тяжкие преступления против жизни и семьи. . Эта ответственность особенно ложится на законодателей, глав правительств и медицинских работников».
Хотя ожидается, что в ближайшие месяцы конференция епископов США подготовит собственное заявление по вопросу о «евхаристической согласованности», неясно, что именно будет в центре внимания этого заявления.
Подписаться сейчас
Часто задаваемые вопросы: Исповедь, затем причастие.
В. 1. Можете ли вы сказать мне, какое таинство следует
сначала исповедь или причастие. Мой сын будет отмечать свой Первый
Причастие. Похоже, он не пойдет на исповедь до получения
Таинство Святой Евхаристии, потому что, по выражению священника, он
в возрасте разума. А Церковь учит, что ребенок не может грешить
в возрасте разума. Моему сыну 7 лет, во 2 классе.
A. 1. Согласно Катехизису католического
церкви, каждый ребенок должен принять таинство исповеди, прежде чем совершать
его/ее первое причастие.
С.С.С. № 1457 «Согласно повелению Церкви, «после достижения
возраст благоразумия, каждый из верующих связан обязательством
хотя бы раз в год добросовестно исповедоваться в тяжких грехах».
осознает, что совершил смертный грех, не должен причащаться,
даже если он испытывает глубокое сокрушение, не получив предварительно
сакраментальное отпущение грехов, если только у него нет серьезной причины для получения
Причащение и нет возможности пойти на исповедь. Дети
должен пройти таинство Покаяния перед тем, как принять Святое Причастие для
первый раз. »
Как отмечалось выше, C. C.C. № 1457 указывает на достижение возраста
разума (усмотрения). В то же время он заключает, говоря, когда
это включает в себя первое причастие, таинство исповеди приходит
первый.
Хотя это правда, что ребенок, не достигший разумного возраста, не может грешить согласно
к учению католической церкви, понимается, что если ребенок
считается готовым принять Святую Евхаристию, то дети должны
также будьте готовы принять Таинство Исповеди. Ребенок, у которого
достаточная причина для понимания одного таинства должна иметь достаточную причину
понять второе Таинство.
У детей, не достигших разумного возраста, Таинство Исповеди затем
становится обучением подготовке к Таинству, а не
очищение души. Если дети, не достигшие разумного возраста, не
научили проверять свою совесть перед первым причастием, когда же они
когда-нибудь учиться?
Что касается первого причастия, Кодекс канонического права гласит:
Can. 914 «Это прежде всего обязанность родителей и тех, кто принимает
место родителей, а также обязанность пастырей заботиться о том, чтобы
дети, дошедшие до употребления разума, подготовлены должным образом и,
после того, как они совершили сакраментальную исповедь, освежаются этим
Божественная пища как можно скорее.