Когда византия стала самостоятельным государством: «1 Самостоятельным государством Византия стала с 1 ……. Г, после распада Римской империи на 2…….. И 3…….. Византийцы называли себя 4…., а свое государство.». Скачать бесплатно и без регистрации.
Содержание
История: Наука и техника: Lenta.ru
Откуда у нас появилась традиция противопоставления Западу? Что Русь взяла у Константинополя, помимо куполов на храмах, православия и древнеболгарского языка? Почему Москва постоянно подражала Византии, но так и не стала Третьим Римом? Зачем византийские императоры отпустили бороды? В каком регионе нынешней России сохранялся последний осколок Византии? Обо всем этом «Ленте.ру» рассказал кандидат исторических наук, доцент Высшей школы экономики Андрей Виноградов.
Юстинианова чума
«Лента.ру»: Известно, что термин «Византия» придумали европейские историки в эпоху Возрождения, а сами византийцы называли себя ромеями — то есть римлянами. Но была ли Византия естественным продолжением Древнего Рима, сохранившегося еще на тысячу лет?
Андрей Виноградов: Специалист по античности Елена Федорова в своей книге образно писала, что жители Рима, проснувшись поутру, еще не догадывались, что уже наступило Средневековье. О том, где заканчивается Рим и начинается Византия, историки спорят давно. Существует большой разброс датировок — от Миланского эдикта 313 года, когда христианство стало дозволенной религией в империи, до смерти василевса Ираклия в 641 году, когда Византия потеряла огромные территории на Востоке. К тому времени случилась не только трансформация титула правителя и изменения в его внешнем облике (отныне в подражание персидским Сасанидам византийские императоры стали носить длинные бороды), но и замена латыни греческим языком в официальном делопроизводстве.
Андрей Виноградов
Поэтому большинство историков этот период (с начала IV века до середины VII века), называют ранневизантийской эпохой, хотя есть и такие, кто считают то время продолжением римской античности. Конечно, трансформация Римской империи с нарастанием непосредственно византийских признаков (христианство в качестве государственной религии, отказ от латыни, переход от счета годов по консулам на эру от сотворения мира, ношение бороды как признак перехода на восточный вариант репрезентации власти) происходила постепенно. Например, константинопольский патриарх в коронации византийского императора стал участвовать только с середины V века. Это был очень важный момент, потому что отныне император получал власть не только от сената и войска, как было раньше, но и от Бога.
Именно тогда появилась идея симфонии — согласия государственной и церковной власти, позаимствованной Россией от Византии?
Она появилась спустя столетие — при Юстиниане I, когда коронация стала происходить в только что построенном соборе Святой Софии. Но источником права по-прежнему оставались законы двенадцати таблиц и мнения римских юристов. Их Юстиниан кодифицировал, и только новое законодательство (Новеллы) перевел на греческий язык.
Конечно, Византия стала естественным продолжением Древнего Рима, хотя и своеобразным. Когда в 395 году император Феодосий разделил империю между сыновьями — Аркадием и Гонорием, обе ее части стали развиваться разными путями. То, что мы теперь называем Византией — это трансформация Восточной Римской империи, в то время как Западная Римская империя деградировала и исчезла под натиском варваров в 476 году.
Падение Рима в 476 году
Иллюстрация: гравюра XIX века
Но через несколько десятилетий императору Юстиниану удалось отбить у варваров территорию современной Италии вместе с Римом, часть Испании и южное побережье Средиземного моря. Почему византийцам так и не удалось там закрепиться?
Во-первых, это свидетельствует, что к тому времени пути Запада и Востока Римской империи разошлись окончательно. Восточная Римская империя постепенно переходила на греческие традиции не только в культуре, но и в системе управления. На Западе главенствующая роль осталась за латынью. Это стало одним из первых проявлений нараставшего культурно-цивилизационного отчуждения между разными частями некогда единого государства.
Материалы по теме:
Во-вторых, во время Великого переселения народов Восточная Римская империя более успешно противостояла натиску варваров, нежели Западная. И хотя варвары несколько раз осаждали Константинополь и регулярно опустошали Балканы, на Востоке империя смогла выстоять, в отличие от Запада. Поэтому было уже поздно, когда при Юстиниане византийцы решились отвоевать Запад от варваров. К тому времени этнокультурный и политический ландшафт там необратимо поменялся. Пришедшие туда остготы и вестготы за несколько десятилетий перемешались с местным римским населением, и для них византийцы считались чужаками.
В-третьих, непрерывные войны против варваров на Западе и против Персии на Востоке сильно подорвали силы Византийской империи. К тому же именно в это время она серьезно пострадала от эпидемии бубонной чумы (Юстинианова чума), после которой пришлось еще долго и тяжело восстанавливаться. По некоторым подсчетам, в Юстинианову чуму погибло до трети населения империи.
«Темные века»
Именно поэтому столетием позднее, во время арабского нашествия, Византия потеряла почти все Восточное Средиземноморье — Кавказ, Сирию, Палестину, Египет и Ливию?
По этой причине тоже, но не только. В VI-VII веках Византия сильно перенапряглась под тяжестью внутренних и внешних вызовов. При всех своих успехах Юстиниан не смог преодолеть религиозный раскол, раздиравший империю еще с IV века. Внутри христианства появились противостоящие друг другу течения — никейство, арианство, несторианство, монофизитство. Их поддерживали жители восточных провинций, а Константинополь их жестоко преследовал за ересь.
Поэтому в Египте или Сирии местные христиане-монофизиты с радостью встретили арабских завоевателей, потому что надеялись, что те не будут мешать им верить в Бога так, как они считают нужным, в отличие от ненавистных греков-халкидонитов. Кстати, поначалу так оно и было. Другой пример касается 614 года. Тогда евреи помогли взять Иерусалим персам, с которыми византийцы вели затяжную и кровопролитную войну. По некоторым версиям, причина была простой — Ираклий собирался насильно обратить евреев в христианство.
Собор Святой Софии, построенный при императоре Юстиниане I
Фото: Globallookpress.com
Повлияли ли на ослабление Византии климатические изменения, случившиеся в это же время?
Византия всегда была подвержена воздействую природных факторов. Например, в 526 году сильное землетрясение полностью уничтожило один из крупнейших городов империи — Антиохию. Климатический пессимум раннего средневековья привел к заметному похолоданию. Тогда даже замерзал Босфор, и громадные льдины с грохотом бились о городские стены Константинополя, что вызывало страх и ужас у его жителей, ожидавших конца света.
Безусловно, климатический пессимум вкупе с сокращением экономической базы империи из-за потери многих восточных провинций сильно ее ослабил. Когда под натиском арабов Константинополь утратил контроль над Египтом, издавна снабжавшим его хлебом, это стало для Византии подлинной катастрофой. Когда все подобные факторы совпали, Восточная Римская империя на два столетия погрузилась в «темные века».
Историк Андрей Андреев говорил, что европейская юриспруденция основывается на дигестах Юстиниана, найденных в Италии в XI веке. Вы рассказывали, что накануне этого в Византии были «темные века», после которых византийское законодательство включило в себя многие нормы варварского права. «Темные века» в истории Византии — это что?
Термин заимствован в историю Византии из западной культурной традиции, где «темными веками» именовался период времени от падения Западной Римской империи в конце V века до «Каролингского возрождения» в конце VIII века. В Восточной Римской империи «темные века» отсчитывались от арабских завоеваний VII века и аваро-славянского нашествия на Балканы. Эта эпоха закончилась в середине IX века, что совпало с концом византийского иконоборчества, а потом и утверждением Македонской династии.
Материалы по теме:
«Темные века» — это неоднородный и неоднозначный исторический период, когда Византия то стояла на краю окончательной гибели, то одерживала крупные победы над своими врагами. С одной стороны, в империи наблюдался явный культурный упадок: надолго прекратилось монументальное строительство, были утрачены многие приемы античной архитектуры и искусства, перестали переписываться древние книги.
С другой стороны, все это парадоксальным образом привело к проникновению византийских культурных традиций на Запад. Такие шедевры, как росписи папской церкви Санта-Мария-Антиква в Риме или фрески в лангобардском храме в Кастельсеприо под Миланом, в то время могли создать только византийские мастера. Мусульманское нашествие на Востоке приводило к тому, что местное христианское население целыми провинциями переселялось на Запад. Известен случай, когда после одного арабского рейда на Кипр почти все жители Константианы — главного города острова — мигрировали на Балканы.
Аббасидский халиф аль-Мамун отправил посланника византийскому императору Феофилу
Иллюстрация: неизвестный художник XIII века / Biblioteca Nacional de España
«Византийское содружество наций»
То есть «темные века» имели и положительные стороны?
Да, после пресечения римской государственной традиции и некоторой варваризации государственного управления и права эти самые вчерашние варвары стали быстрее вливаться в византийское общество. Активно работающие социальные лифты и вертикальная динамика позволили империи сравнительно быстро восстановиться после «темных веков». К тому же Византия в это время смогла вовлечь в орбиту своего политико-экономического и культурного влияния большинство соседних народов, что придало им мощный импульс для дальнейшего развития. Историк Дмитрий Оболенский этот феномен назвал «Византийским содружеством наций». Взять хотя бы письменность, которую от византийцев получили готы, большинство славян, грузины, армяне и кавказские албанцы.
Древняя Русь входила в это «Византийское содружество наций»?
Частично. Русь в отношениях с Византией вообще занимала особенное положение. Политически она никак не зависела от Константинополя. Исключением был правитель Тмутараканского княжества, входивший в политическую систему державы Рюриковичей и одновременно имевший статус византийского архонта. Это типичный пример двойной легитимации — нередкого явления в истории взаимоотношений крупных империй и их окраин.
Но в церковном и культурном отношении зависимость Руси от Византии существовала очень долго. На протяжении нескольких веков Русская церковь была частью Константинопольского патриархата. Все, что мы теперь ассоциируем с Древней Русью — храмы и купола на них как символ небесного свода, иконы, фрески, мозаики, книги, — является византийским наследием. Даже большинство современных русских имен, появившихся у нас вместе с христианством, имеют древнегреческое или древнееврейское происхождение.
Такая культурно-религиозная экспансия была целенаправленной политикой Константинополя. Например, после разгрома Первого Болгарского царства в 1014 году императором Василием II Болгаробойцей византийцам в числе трофеев досталось много славянских церковных книг, которые им оказались совершенно ненужными, поскольку церковную структуру на этой территории те собирались формировать на греческом языке.
Крещение княгини Ольги в Константинополе
Картина Ивана Акимова, ок. 1792 г.
Поэтому все эти книги отправились на Русь, которая совсем недавно приняла от Византии христианство. Так к нашим предкам пришел церковнославянский язык (на самом деле это вариант древнеболгарского языка) и письменная культурная традиция. Одна из древнейших русских книг «Изборник 1076 года» — это переписанная на Руси копия «Изборника» болгарского царя Симеона I.
Насколько сильным было греческое влияние на Русь в поздневизантийскую эпоху? Историк Михаил Кром в интервью «Ленте.ру» рассказывал, что уже после падения Константинополя в 1453 году и женитьбы Ивана III на Софье Палеолог в Москве перенимали не только византийскую терминологию вроде термина «самодержец» (автократор), но и давно забытые на своей родине обычаи и придворные церемонии.
Монгольское нашествие на Русь и падение Константинополя в 1204 году сильно нарушили связи Руси с Византией. Это даже заметно по сохранившимся древнерусским текстам. Начиная с XIII века Константинополь потихоньку исчезает с горизонта русской жизни, но не окончательно.
Материалы по теме:
В церковной сфере Византия по-прежнему оказывала здесь серьезное влияние, особенно с того времени, когда после монгольского нашествия на Руси выявились две соперничающие политические силы — Москва и Великое княжество Литовское. Когда киевский митрополит переехал сначала во Владимир, а потом в Москву, в подчиненных Литве западнорусских землях регулярно пытались создать свою митрополию. В Константинополе этой ситуацией успешно манипулировали — то признавали отдельную митрополию в Великом княжестве Литовском, то в этом споре становились на сторону Москвы.
Но тут главное другое — если западнорусские земли (Галицко-Волынское княжество и Великое княжество Литовское) под воздействием контактов со своими западными соседями вошли в европейский политический мир, то в северо-восточной Руси (в Москве или в Твери) утвердилась политическая модель по домонгольскому византийскому образцу. Когда Москва окрепла и усилилась, она действительно принялась подражать Константинополю и стремилась стать новым сакральным центром.
«Неправда Запада»
Отсюда и царский титул у Ивана Грозного?
Да, а также стремление поставить в Москве собственного патриарха. Дело в том, что Константинополь считал себя одновременно и Новым Римом, и Новым Иерусалимом. Именно там были сосредоточены все главные реликвии империи — Животворящий крест, терновый венец Христа и многие другие святыни, увезенные в Европу крестоносцами после взятия города в 1204 году. Позднее Москва подражала и Константинополю как Новому Риму (отсюда «город на семи холмах»), и Иерусалиму. Иными словами, Константинополь был средоточием многих римско-языческих и восточнохристианских традиций и церемоний, воспринятых Москвой именно в византийском виде.
Вы сказали про взятие и разграбление европейскими крестоносцами Константинополя в 1204 году. Историк Александр Назаренко считает, что именно этот момент стал точкой перелома в восприятии русскими людьми своих западных соседей, после чего и началось «культурно-цивилизационное размежевание католического Запада и православного Востока». Еще я читал, что именно с этого события восходит традиция антизападной пропаганды на Руси, которую здесь вели византийские церковники. Но стало ли оно началом заката некогда могущественной империи?
В политическом отношении 1204 год стал полной катастрофой для Византии, ненадолго распавшейся на несколько государств. Что касается религиозной сферы, то здесь ситуация даже парадоксальнее. До 1204 года Русь действительно постоянно находилась в церковном контакте с Западом, даже несмотря на схизму 1054 года. Как мы теперь знаем, в XII веке русские паломники посещали Сантьяго-де-Компостела (Испания), их граффити недавно нашли в Сен-Жиль-дю-Гарде, Понсе (Франция) и Лукке (Италия).
Взятие Константинополя крестоносцами
Фрагмент картины Эжена Делакруа / Wikipedia
Например, когда в XI веке итальянцы похитили и вывезли в Бари мощи святого Николая, для византийцев это событие стало катастрофой, а на Руси по этому случаю быстро установили новый религиозный праздник, получивший в народе название Николы Вешнего. Однако взятие Константинополя латинянами в 1204 году на Руси восприняли не менее болезненно, чем в самой Византии.
Почему?
Во-первых, традиции антилатинской дискуссии древнее событий 1204 года. Богословское осмысление «неправды Запада» началось сперва в Византии, а потом и на Руси, примерно с Фотиевого раскола IX века. Во-вторых, на это накладывалось формирование древнерусской идентичности — подобные процессы всегда идут через отталкивание от Другого.
В данном случае речь шла об отрицании тех, кто иначе молился и не так причащался. В этих условиях византийская антизападная полемика воспринималась на Руси гораздо сильнее и ложилась на благодатную почву. Поэтому Русская церковь в вопросе сохранения чистоты веры оказалась строже Константинополя, который ради собственного выживания заключал с Ватиканом Лионскую унию 1274 года и Флорентийскую унию 1439 года.
На ваш взгляд, Флорентийская уния и помощь Запада могли спасти Византию от окончательного краха или империя к тому времени уже была обречена?
Конечно, к этому времени Византия себя изжила и была обречена. Даже удивительно, как она вообще смогла протянуть до середины XV века. На самом деле империя должна была пасть еще в конце XIV века, когда турки-османы осадили и едва не взяли Константинополь. Византия смогла просуществовать еще полвека благодаря вторжению Тамерлана, разгромившего османского султана Баязида I в битве при Анкаре в 1402 году. Что касается Запада, то после Флорентийской унии он действительно пытался помочь грекам. Но собранный под эгидой Ватикана крестовый поход против турок-османов завершился поражением европейских рыцарей в битве при Варне в 1444 году.
Крымский осколок Византии
Сейчас у нас иногда любят говорить, что Запад постоянно обманывал Византию и в итоге оставил ее на растерзание туркам.
Если речь идет о событиях XV века, то это совсем не так. Византийцы точно так же пытались обмануть латинян — про их коварство хорошо знали не только на Западе. У нас на Руси еще в начале XII века летописец писал, что «греки лукавы суть». Из воспоминаний Сильвестра Сиропула видно, что во Флоренции византийцы совершенно не желали подписывать унию, но у них просто не оставалось другого выхода.
Материалы по теме:
Если говорить про турок, то к середине XV века они захватили почти все Балканы и уже угрожали другим европейским странам, а Константинополь оставался у них в глубоком тылу. Единственными, кто реально помогал византийцам оборонять его во время осады 1453 года, были генуэзцы. Так что подобные упреки я считаю несправедливыми — к сожалению, их у нас очень часто используют для политизации событий прошлого.
Княжество Феодоро в Крыму, пережившее Византию на 20 лет, стало последним ее осколком?
Да, это поздневизантийское государство пало в 1475 году наряду с последними генуэзскими крепостями в Крыму. Но проблема в том, что мы еще очень мало знаем об истории Феодоро. Большинство сохранившихся источников о нем — это генуэзские нотариальные документы и письма. Известны надписи княжества Феодоро, где одновременно присутствуют собственные символы (крест с именем Иисуса Христа), генуэзский крест и орел династии Комнинов, правителей Трапезундской империи. Так Феодоро пыталось лавировать между мощными силами в регионе, сохраняя при этом самостоятельность.
Известно что-либо об этническом составе населения Феодоро?
Он был очень пестрым, потому что Крым похож на мешок, в который все постоянно влезают, а обратно оттуда выбраться уже никак нельзя. Поэтому там издревле оседали самые разные народы — скифы, сарматы, аланы, древние греки и прочие. Затем в Крым пришли готы, чей язык сохранялся там до XVI века, а потом и тюрки с крымчаками и караимами. Все они между собой постоянно перемешивались — если верить письменным источникам, в Феодоро нередко чередовались греческие, готские и тюркские имена.
Как вы полагаете, Османская империя стала в некотором смысле наследницей погибшей Византии или, как говорил Солженицын про другой случай, соотносилась с ней как убийца с убитым?
О полном подражании Османской империи Византии говорить нельзя хотя бы потому, что это было мусульманское государство, основанное на других началах — например, турецкий султан считался халифом всех мусульман. Но Мехмед II Завоеватель, взявший Константинополь в 1453 году, в юности жил в византийской столице в качестве заложника и многое оттуда воспринял.
Вступление Мехмеда II в Константинополь
Фрагмент картины Жана-Жозефа Бенжамен-Констана / Wikipedia
К тому же до этого турки-османы захватили в Малой Азии государство турок-сельджуков — Румский султанат. Но что означает слово «Рум»?
Искаженное название Рима?
Совершенно верно. Так издревле на Востоке именовали сначала Римскую империю, а потом и Византию. Поэтому в системе власти Османской империи можно заметить некоторые византийские черты. От Константинополя, например, Стамбул воспринял идею безусловного господства над огромным пространством от современной Молдавии до Египта. Схожие признаки можно найти в управленческих аппаратах обоих государств, хотя все бюрократические империи немного похожи друг на друга.
А что Россия? Наша страна может считаться преемницей Византии? Стала ли она Третьим Римом, о чем когда-то писал старец Филофей?
Россия всегда очень этого хотела, но в самой Византии никогда не существовало концепции Третьего Рима. Наоборот, там считалось, что Константинополь навсегда останется Новым Римом, а другому никогда не бывать. К середине XV века, когда Византия стала крохотным и слабым государством на окраине Европы, ее главным политическим капиталом стало владение непрерывной тысячелетней римской имперской традицией.
Материалы по теме:
После падения Константинополя в 1453 году эта традиция окончательно пресеклась. Поэтому никакое иное христианское государство, каким бы могущественным оно ни было, хотя бы в силу отсутствия исторической легитимности не могло и не может претендовать на статус преемника Рима и Константинополя.
Византийская империя и арабы в VI — XI веках
ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ
395 г. — Восточная Римская империя стала самостоятельным государством.
- Столица — Константинополь (когда-то называлась Византий – отсюда название).
- Самоназвание — Ромейская (Римская империя). Это связано с тем, что когда то Римская империя была единой, а потом раскололась на 2 половинки.
Особенности развития Византии
- Устояла перед варварами (Западная – нет)
- В состав входили богатые и культурно развитые области
- Евразийское государство с очень разным составом населения
- Давно уже развивается земледелие и скотоводство
- Глава государства – император (это отличает ее в то время от Западной Европы, где их уже не было).
- Константинополь находится на пересечении 2х важных торговых путей: сухопутный (из Европы в Азию), морской (из Средиземноморья в Черное море)
- Купцы богатели за счет торговли с Северным Причерноморьем (там же у Византии были колонии)
Что производили?
- стеклянная посуда
- шелковые ткани
- ювелирные украшения
- папирус
👑 Юстиниан (527 — 565)
Если бы вы спросили византийца (ой, то есть ромея, они называли себя так) – «Кто поднял страну с колен?» – он бы ответил – «Юстиниан»
Внутренняя политика
Как это проявлялось?
- жаловал земли церкви, строил храмы
- гонялся за язычниками как за скидками
- издал «Свод гражданского права» – законы Юстиниана. Там сохранилось римское право
Внешняя политика
⭕ Главное – идея восстановить единую Римскую империю
Завоеваны:
- Северная Африка (королевство вандалов),
- взят Рим и юг Италии,
- королевство остготов,
- часть Испании
Для того, чтобы сохранить территории он строил дороги и крепости в разных ее частях
Главная проблема — налоги. Они слишком большие, население бежит из Византии, начинает восстания, но они жестоко подавляются.
Смерть Юстиниана привела к потере Византией территорий на Западе, ослабеванию империи.
Славяне и Арабы
VI в. – на Византию начали нападать славяне, которые со временем становились подданными империи
VII в. – начало нападение арабов (с юга)
- арабы к тому моменту захватили: Египет, Сирию, Палестину, всю Северную Африку
Итог: Византия потеряла половину территорий
Пару слов за культуру 🏺
- наследница культурных достижений античного мира (сохранились именно здесь, так как сюда не пришли варвары)
- греческий язык – государственный
- существовали церковные, государственные, частные школы
- развивались науки: математика, медицина, химия (вспоминаем греческий огонь и бедного Игоря), история
- тут впервые стали украшать храмы мозаикой
- местных архитекторов, художников и ювелиров приглашали в Европу, сюда европейцы отправляли детей на обучение
- особенно большое влияние византийская культура оказала на культуру Славян, а еще на культуру Армении и Грузии
Образование славянских государств
Спойлер: здесь не про Русь, а про другие славянские племена, так или иначе связанные с Византией
Западные славяне: чехи, поляки, словаки
Южные славяне: болгары, сербы, хорваты
У них тоже было вече, а во главе племени стоял князь
Болгарское государство
VII в. – славяне в нижнем течении Дуная завоеваны кочевниками-болгарами (они были не славянами, а тюрками).
- Однако славяне были не промах и ассимилировали кочевников, взяв у них только название.
Как они сюда попали и почему у нас в истории столько болгар?
Болгары (или булгары – это один и тот же народ) – жили в Западной Сибири. Потом они откочевали к Волге. Часть осталась там (сформировав Волжскую Булгарию), а часть пришла на Балканы и создала Болгарское государство.
IX в. – принятие христианства (тоже от Византии)
В Болгарии тоже был свой великий правитель – Симеон (893 – 927 гг.)
- называл себя «царем болгар и греков»
- отвоевал славянские земли у Византии, подчинил сербов (однако Сербия после его смерти отделилась)
1018 г. – Византия полностью подчинила Болгарию
Великоморавская держава и Кирилл и Мефодий ⛪
IX в. – возникновение Великоморавской державы (территории современных Чехии, Венгрии, Словакии)
- Сначала подчинялась Франкам, потом Германии
Именно сюда отправили Кирилла и Мефодия (сами они болгары из Византии). Что они сделали?
- Кирилл на основе греческого алфавита создал славянскую письменность
- С помощью Мефодия он перевел на славянский язык несколько богослужебных книг
- В Моравии они открыли школы, храмы, создали независимую от Германии церковь
906 г. – Великая Моравия распалась из-за походов венгров. На остатках создаются государства
- Чешское (около Праги)
- В 1085 г. чешских князь принял титул короля Чехии, что увеличило влияние государства в Европе
- Польское
- X в. – польский князь Мешко I подчинил себе племена вдоль реки Вислы — положил начало Польскому государству.
- Болеслав Храбрый (992 — 1025 гг.) – окончание объединения Польши.
- Еще он ходил на Киев, на время подчинил Чехию, воевал со Священной Римской империей
- Краков – столица
- XI в. – в Польше началась феодальная раздробленность
❓ Как кириллица попала на Русь? Кирилл и Мефодий умирают → Германия начинает гонения против их учеников → ученики бегут в Болгарию → из Болгарии ученики идут на Русь
АРАБЫ В VI — XI ВЕКАХ
- живут на Аравийском полуострове, где одни сухие степи и безводные пустыни
- на юге есть небольшие оазисы, где возможно земледелие — там живут оседлые арабы
- те, кто не сидел на попе в оазисе, а кочевал как настоящий автостопщик — назывались бедуины (т.е. степняки). Они разводили верблюдов (на которых ездили), овец и лошадей. Жизнь бедуинов была похожа на Мортал Комбат – они постоянно враждовали друг с другом (из-за разных божеств, которым поклонялись + из-за нехватки пастбищ для всех)
- крупнейший город – Мекка (находится на торговом пути из Византии в Африку и Индию). Там же находится древнее святилище арабов — Кааба 🕋 (т.е. куб). А еще арабские купцы проводили там периодические ярмарки.
- общество представляло собой разные племена. Во главе племени – вождь (как правило представитель богатого рода)
- VI — VII века – Аравию на юге захватывает Иран, на севере – Византия ⇒ разрушение арабской торговли
Ислам
⭕ Объединить племена помогла религия – ислам, которая связана с именем пророка Мухаммеда (жил в VII веке в Мекке).
- Идея новой религии проста – есть один Бог – Аллах (что противопоставлялось множеству богов разных племен арабов).
- Идея Мухаммеда – принять всем арабам новую религию и объединиться.
Итог → Мухаммед стал не только основателем новой религии, но и первым правителем Арабского государства
После смерти Мухаммеда его ученики составили Коран (буквально — «чтение»)
Считалось, что все законы и правила от Бога, а так как Мухаммед их изложил, то больше ничего придумывать не нужно. На основе Корана арабские юристы создали кодекс поведения – шариат.
Арабские завоевания
- После смерти Мухаммеда Арабским государством начали управлять халифы.
- С их именами связаны завоевательные походы и расширение государства.
- В VII — VIII веках были завоеваны: Сирия, Палестина, Египет, Иран, Северная Африка, Афганистан, западная Индия ⇒ создание Арабского халифата. Столица – Дамаск
711 г. – арабы начали вторжение в Европу
732 г. – битва при Пуатье.
- Франки отбили наступление арабов и приостановили их дальнейшее наступление.
750 г. – у власти закрепилась династия Аббасидов
- при Аббасидах столицей был Багдад → отсюда новое название: Багдадских халифат
Ислам распространялся достаточно успешно – ведь если вы принимали ислам, то можно было не платить налоги, что очень удобно (однако потом это отменили)
Харун ар-Рашид (768 — 809 гг.) – расцвет Багдадского халифата
- жестокий и коварный правитель
Распад халифата
VIII — IX века — по халифату прокатилась волна народных восстаний
- причинами были высокие налоги, а также ограничения, которые накладывались на жителей завоеванных стран
- Тут случился приколдес: халифы набрали сильную армию, причем настолько сильную, что руководители армии начали свергать и возводить по своей воле халифов на престол.
- При этом – эмиры (наместники халифа в разных частях государства) начали передавать свои владения по наследству, что послужило постепенному складыванию независимых государств
- XI в. – на территорию халифата пришли турки-сельджуки (позже завоевали Византию, сейчас живут в Турции) и захватили Багдад, получил от халифа титул султана
Арабская культура
- в состав халифата входили страны с древней культурой: Египет, Сирия, Палестина, Месопотамия, Иран
- арабский – государственный язык. Распространено образование, создавались школы, библиотеки
- VIII — IX века — арабское Возрождение (при Харуне ар-Рашиде) — расцвет арабской науки (арабские цифры, медицина, астрономия, архитектура)
- Многие арабские достижения науки и культуры были переняты европейцами (в особенности через земли арабов в Испании)
1.
Византия
- Византия не была разорена варварами и сохранила власть императоров, развитую науку и культуру
- Наивысшего развития Византия достигла в VI веке при императоре Юстиниане
- в VII — X веках была образованы первые славянские государства, на которые огромное влияние оказывала Византия
- в IX веке у славян появилась собственная письменность, созданная просветителями Кириллом и Мефодием
2. Арабы
- в VI — VII веках на Аравийском полуострове проживали племена бедуинов и проходили караванные торговые пути
- в VII веке в Аравии возникла новая религия – ислам
- в результате арабских завоеваний возникло огромное государство – Арабский (а затем Багдадский) халифат
- в Арабском халифате ценилось образование, существовала развитая наука, литература, искусство. Многие из этих вещей были переняты у арабов европейцами
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Мы обязательно поправим!
Византийская империя — Студенты | Britannica Kids
Введение
Британская энциклопедия, Inc.
Римская империя управляла значительной частью Европы и Северной Африки на протяжении сотен лет. Он был разделен в 395 году нашей эры на две части. Западная половина, управляемая из Рима, перешла к племенным германским народам, известным как варвары в 5 веке. Восточная половина, известная как Византийская империя, просуществовала более 1000 лет. До середины XI века, когда ее могущество начало падать, Византийская империя была одной из ведущих цивилизаций мира.
Фотография AlkaliSoaps. Метрополитен-музей, Нью-Йорк, завещание Мэри Кларк Томпсон, 1923 г. (26.229)
В 324 году Константин, первый христианский император, стал единоличным правителем Римской империи. Он разместил свою восточную штаб-квартиру в древнегреческой колонии Византии в 330 году. Город, переименованный в Константинополь в честь его основателя, был также известен как «новый Рим». Он стал столицей Византии после формального разделения Римской империи.
Константинополь находился на европейском берегу Босфора, на полпути между Эгейским и Черным морями, на территории современной Турции. Город объединил выходцев из стран Европы и Азии. В 1453 году, когда турки-османы завоевали Византийскую империю, Константинополь стал столицей новой Османской империи. (Название города было изменено на Стамбул в 1930.)
В свое время граждане Византийской империи были известны как Romaioi (римляне). Только в 17 веке ученые назвали их и их империю византийскими. Но византийские римляне отличались от западных римлян двумя важными моментами: они говорили в основном на греческом, а не на латыни, и были восточными православными христианами, а не католиками.
В течение десяти с половиной столетий существования Византийской империи ее границы постоянно менялись. Варвары, западные и арабские завоеватели захватили территории, которые иногда отвоевывались византийцами, прежде чем снова были потеряны. В свое время Византийская империя включала Грецию, Италию, Египет, Сирию, Северную Африку и южную Испанию. В самом слабом своем состоянии он состоял всего из нескольких разрозненных аванпостов вдали от Константинополя.
© muharremz/Shutterstock.com
На протяжении веков византийцы были самым могущественным и влиятельным народом в Европе и на Ближнем Востоке. Их вклад в мир был велик. Ученые сохранили литературу Рима и Греции в самые темные века Средневековья. Государственные деятели разработали новаторские правовые кодексы, которые использовались в качестве основы для имперских монархий более 1000 лет. Художники создали особый стиль мозаичных работ, живописи и купольной архитектуры, оказавший влияние на культуры Греции, Италии, Испании и России. Византийская государственная религия — восточное православие — стала господствующей в Балканском и Русском царствах, а также в Греции.
Ранний период: восстание византийцев
© A De Gregorio—DeA Picture Library/age fotostock
Первая эпоха византийской цивилизации длилась примерно с 324 по 640 год нашей эры. За это время установилась отдельная идентичность империи. Первый великий период византийцев приходится на правление Юстиниана I, занявшего престол в 527 г. Юстиниан отвоевал большую часть территории, попавшей в руки варваров. Он также превратил Константинополь в один из самых великолепных городов мира.
Византийская империя была официально отделена от Рима в 395 году, после смерти императора Феодосия I. Его 17-летний сын Аркадий правил Восточной империей из Константинополя, а его 10-летний сын Гонорий получил Западную империю. править из Милана. Это разделение, считавшееся в то время временным, стало постоянным.
В первые годы существования Византийской империи как дома, так и за границей происходили конфликты. Орды варварских народов, жаждущих земли и власти, вторглись в ее пределы в течение V века. Вандалы вторглись во Францию, Испанию и Северную Африку. В 455 году их нападение на Рим было настолько жестоким, что их имя использовалось как термин, означающий злонамеренный разрушитель. Вестготы вторглись в Италию в 409 г.а позже завоевал Францию и южную Испанию. Остготы также захватили часть Италии, победив город Равенну в 490 году. Нападение гуннов на сам Константинополь было остановлено только потому, что чума уничтожила вторгшуюся армию.
Сначала византийцы попытались заключить непростой мир с окружившими их варварами. Феодосий II, правивший с 408 по 450 год, субсидировал гуннов под предводительством их вождя Аттилы, даруя им золото в обмен на мир. Именно в это время были впервые построены стены, чтобы окружить и защитить Константинополь.
В то время как захватчики угрожали внешней политике Византии, религиозные аргументы нарушили внутренний мир империи. Ряд ересей — идей, отличных от общепринятых верований, — вызывали горячие споры как среди церковников, так и среди мирян. Одной из таких ересей было монофизитство. Это касалось взаимоотношений человеческой и божественной природы Иисуса. Монофизиты считали, что у Иисуса была только одна природа, божественная, а не человеческая. В 451 году церковный собор в Халкидоне осудил эту веру как ересь.
Interactive
Британская энциклопедия, Inc./Кенни Хмелевски
Споры, подобные спорам о монофизитстве, были больше, чем религиозными разногласиями. Они также были средством противодействия императору и поэтому имели как политическое, так и религиозное значение. В Египте и Сирии, например, сохранение монофизитства означало, что византийские императоры сталкивались с постоянными конфликтами с местными подданными. Периодические споры о религиозной доктрине и церковной практике также разделили христианство на западную (римско-католическую) и восточную (восточно-православную) церкви. Эти разделения превратились в постоянный раскол, или раскол, в 1054 г.
Юстиниан I стал императором в 527 г. и правил до 565 г. Его жена, императрица Феодора, правила вместе с ним до своей смерти в 548 г. Юстиниан построил Константинополь в славный город с куполообразными церквями, дворцами и публичными аренами. К концу его правления город был окружен 12-мильной (19-километровой) цепью стен. Внутри просторные улицы были застроены зданиями из мрамора и алебастра. Магазины были заполнены товарами со всего мира: шелком, пурпурной тканью и золотом из Греции; специи, лекарства и драгоценные камни из Индии; шелка из Аравии; мех, мед и воск из России; и украшения, золотая парча, резная слоновая кость и богатые вышивки из самого Константинополя.
Величайшим из общественных зданий был Ипподром, арена, вмещавшая более 40 000 человек. Византийцы собирались там, чтобы посидеть под шелковыми навесами и понаблюдать за гонками на колесницах, жонглерами, цирковыми представлениями и боями между дикими животными. Они также наслаждались шествиями победоносных генералов, которые раздавали толпе добычу, взятую у побежденных врагов.
© Лучано Мортула-LGM/stock.adobe.com© Артур Богацки/Dreamstime.com
В городе церквей самым величественным был Софийский собор. Это здание, также известное как Айя-София или Церковь Святой Мудрости, до сих пор является исламским музеем. Он был завершен Юстинианом в 537 году. Это огромное здание в форме креста с куполом, достигающим 180 футов (55 метров) от земли. Он имеет роскошный интерьер из цветного мрамора, золота, серебра и красивой мозаики.
© Павле Марьянович/Shutterstock.com© Джоэл Карилле—iStock/Getty Images
Мозаичное искусство было характерно для византийской культуры. Мозаики представляют собой узоры из небольших кусочков цветного камня, мрамора или стекла, вставленных в гипс на фоне, часто из яркого золота. Типичным для византийского стиля был вид портретов как на мозаиках, так и на картинах. И религиозные, и нерелигиозные деятели изображались художниками длинными и стройными, с огромными темными глазами и маленьким ртом. Византийские художники также славились своими иллюминированными рукописями, изделиями из серебра, слоновой кости и скульптурой.
Константинополь, космополитический город, был домом не только для греков и римлян, но также для евреев, арабов, сербов, персов, гуннов и скандинавов (которые называли город Миклагард, или Место Очарования). В то же время рост крайней религиозной ортодоксии привел к преследованиям тех, кто не следовал строгим правилам восточного православия, государственной религии. После 391 г. императорский указ запретил исповедовать нехристианские религии.
Юстиниан сделал для мира больше, чем этот ослепительный город. Он, пожалуй, наиболее известен благодаря Кодексу Юстиниана, сборнику римских законов II века. Этот кодекс, составленный юридической комиссией во главе с юристом Трибонианом, был завершен в 529 г..
Кодекс перечислял все действующие указы того времени и устанавливал правовую основу абсолютной и данной Богом власти императора над своими подданными. Он влиял на теорию права во Франции, Германии, Италии, России и Сербии до 19 века.
В 532 году правлению Юстиниана угрожало восстание сотен тысяч граждан во время так называемого восстания Ника (завоевать). Восстание Ника произошло, когда две фракции солдат, которые также были соперничающими колесничими на скачках, известными как Синие и Зеленые, объединились, чтобы противостоять политике Юстиниана. Юстиниан был спасен только потому, что императрица Феодора отказалась уступать. По ее наущению молодой генерал Велизарий повел войска на многотысячную резню на Ипподроме. Хотя во время этого восстания часть города была разрушена, победа Юстиниана открыла новую эру абсолютного имперского правления.
Юстиниан надеялся вернуть земли, потерянные варварами в 5 веке, и воссоздать славу Древнего Рима. Его военными успехами руководил Велизарий, начавший свою военную карьеру в возрасте 23 лет, когда он победил персов в битве при Дарасе в 528 году. После этого он продолжил отвоевывать у захватчиков Северную Африку и Сицилию. С 535 по 540 год он отвоевал часть Италии, включая Рим, у остготов. В 539 году он захватил Равенну, последний оплот варваров в северной Италии. Затем он отправил готского короля, знать и королевские сокровища в Константинополь.
Во время правления Юстиниана византийцы отвоевали часть южной Испании и заключили мир с аварами (азиатскими кочевниками) и персами. Однако многие из этих военных достижений были лишь временными. Сирия снова пала перед персами в 540 году, в том же году, когда остготы отвоевали часть Италии. Рим был отвоеван остготами в 546 году. В 567 году вестготы отвоевали западную Испанию.
После Юстиниана следующим великим византийским императором был Ираклий, правивший с 610 по 641 год. Как и Юстиниан, он был успешен в борьбе с врагами. Ираклий столкнулся с нашествиями арабов, аваров, булгар и персов. Его военная организация основывалась на новой системе, впервые использованной в Малой Азии. Ираклий разделил византийские территории на фемы (армейские округа), которыми правили стратеги (военачальники). В каждой теме солдатам правительство давало землю. Взамен каждый солдат должен был предоставить человека, лошадь и оружие для боя по требованию командира темы.
Эти фемы обеспечили империю недорогой местной армией и независимым классом фермеров. Обычно командир крупной фемы управлял 10 000 человек. Темы далее делились на две бригады, в каждой из которых было по пять полков. Каждый полк состоял из пяти рот.
В 610 году, когда Ираклий вступил на престол, пророк Мухаммед начал проповедовать арабам религию, которая стала известна как ислам. После 634 г. растущие исламские силы угрожали Византийской империи. Война теперь стала священной войной между соперничающими религиями. Византийские армии начали маршировать за иконами — нарисованными изображениями христианских святых — и искали в этих иконах защиту в бою.
Золотой век Византии
Период примерно с 641 по 1025 год считается золотым веком Византийской империи. Успехи в военной мощи, религиозном влиянии и искусстве сделали византийцев одной из самых могущественных сил в мире Средневековья.
Территории империи продолжали меняться. Земли были потеряны для ислама в Северной Африке, Египте, Палестине и Сирии. Арабские войска осадили Константинополь в 674 г. и снова в 717 г. Славяне и булгары угрожали византийским владениям на Балканах. Однако византийские лидеры смогли защитить империю. К концу этого периода империя снова имела обширные границы и огромные богатства.
Император Лев III, известный как Исавр, отражал нападения арабов на византийцев в 718 и 740 годах. Его сын и преемник Константин V также одерживал победы над арабами, сирийцами и булгарами во время своего правления с 741 по 775 годы. В 745 г. Константин отвоевал Сирию, а в 746 г. — Кипр.
Предоставлено попечителями Британского музея
Коронация Василия I Македонского в 867 году положила начало длинной династии македонских императоров. После убийства императора Михаила III Василий обеспечил престолонаследие своим потомкам.
При македонцах византийская военная мощь одержала победу над арабами на востоке и булгарами на севере. В 880 году Василий отвоевал Италию и восстановил имперскую армию и флот. В 976 году 20-летний Василий II стал единоличным правителем империи. Его победа над болгарами в 1018 году после 20-летней кампании и его приказ ослепить болгарских солдат принесли ему титул «Булгароктонус», или Болгароубийца. В 1018 году византийцы одержали новые победы над лангобардами и норманнами в Италии и над болгарами в Македонии.
Религиозная идентичность византийцев в этот период претерпела глубокие изменения. В частности, полемика по поводу использования икон привела к движению, названному иконоборчеством (нарушение образа). Это, в свою очередь, подготовило почву для окончательного раскола между Римско-католической и Восточной православной церквями.
Иконоборцы утверждали, что использование икон такими лидерами, как Ираклий, было скорее языческим, чем христианским ритуалом. Они утверждали, что религиозное искусство должно состоять только из абстрактных символов, растений или животных. Они считали, что растущее могущество арабов было связано с византийским грехом поклонения иконам.
Противников иконоборчества во главе с монахами называли иконофилами. В 726 году император Лев III издал первый из многих законов, запрещающих использование икон. Это положило начало иконоборческой полемике, которая продолжалась до 843 года. В 731 году римский папа Григорий III ответил на восстание угрозой изгнания иконоборцев из католической церкви.
Полемика показала, что восточно-православная церковь ближе по духу к последователям ислама, для которых представление Бога в человеческом обличии было богохульством, чем к римско-католической церкви. Восточная церковь все больше становилась национальной церковью, которая видела в императоре союз как религиозной, так и политической власти. Западная церковь, напротив, была независима от государственной власти и имела более интернациональный характер.
© Толга TEZCAN—E+/Getty Images
Только в 1054 году произошел постоянный раскол между двумя церквями. Один из признаков будущего разделения был замечен в день Рождества 800 года, когда папа Лев III короновал Карла Великого императором римлян на Западе. Византийцы, которыми в то время правила императрица Ирина, игнорировали притязания новой Священной Римской империи и папы. Именно императрица Ирина положила конец иконоборческой полемике, восстановив использование изображений в Восточной православной церкви. Еще один признак несогласия появился в 879 г. , когда папа римский и патриарх константинопольский изгнали друг друга из церкви посредством процесса, называемого отлучением от церкви.
Во времена македонских императоров православные церковники добились больших успехов в обращении языческих народов. Обращение славян и булгар в христианство было осуществлено фессалоникийскими монахами Кириллом и Мефодием. Эти миссионеры изобрели славянскую азбуку (кириллицу и глаголицу). Новый язык принес новообращенным грамотность, а также христианство. В то же время миссионерская деятельность распространяла византийское влияние на Россию и Балканы.
Византийская культура продолжала процветать. В искусстве возродилась поэзия, и ученые выпустили энциклопедии, антологии, исследования классических греческих и римских текстов и истории. Константинопольский университет был реорганизован. Мозаики и картины находились под влиянием нового стиля церковного убранства, в котором сама церковь представляла мир, а купол представлял небо. На этой схеме портрет Христа Пантократора (Правителя всего) смотрел на молящихся с купола; стены церкви были покрыты портретами других святых.
Македонцы разработали новую версию кодекса Юстиниана, известную как Базилика, и упразднили последний остаток старой Римской республики — Сенат. Централизованная и строго ритуализированная бюрократия помогала императору контролировать сложную дипломатическую и дипломатическую службу. К настоящему времени в Европе и Азии было более 30 армейских округов, непосредственно подчиненных императору в Константинополе. К началу 2-го тысячелетия византийцы достигли пика своего могущества.
Упадок и падение Византийской империи
Эпоха с 1025 по 1453 годы была свидетелем упадка Византийской империи и ее окончательного разрушения. Потеря территории, внутренние раздоры и поражения от крестоносцев были ударами, от которых империя не могла оправиться. В эту эпоху появились новые враги — турки-печенеги и сельджуки на востоке и севере, а также норманны и славяне на западе. В 1064 году византийцы уступили Белград венграм. В 1071 году турецкая победа в битве при Манцикерте (ныне Малазгирт) положила конец византийскому владычеству в Малой Азии. В том же 1071 году византийцы уступили свою последнюю территорию в Италии норманнским захватчикам.
Внутренняя политика империи способствовала ее растущей слабости. После смерти Василия II в 1025 г. в течение 56 лет до 1081 г. правили 15 императоров. Приход к власти Алексея I Комнина в 1081 г. восстановил некоторую стабильность в Константинополе. Семья Комнинов правила в течение следующего столетия, до 1185 года.
В 1054 году произошел окончательный раскол между церквями Рима и Константинополя. Римская церковь во главе с папой Львом IX и кардиналом Гумбертом, папским легатом в Константинополе, отлучила от церкви главу Восточной православной церкви, патриарха Михаила Керулария. К этому времени церкви расходились во мнениях по ряду важных доктрин, включая безбрачие духовенства.
Крестовые походы, вдохновленные римско-католической церковью, еще больше подорвали могущество Византийской империи. В 1096 году Первый крестовый поход, в котором участвовало около 30 000 человек, собрался в Константинополе, прежде чем отправиться в Святую Землю, чтобы освободить ее от арабского владычества. Император Алексей I Комнин снабжал крестоносцев припасами, но ему не удалось добиться от них обещания вернуть какие-либо бывшие территории империи, которые они могли бы завоевать. Крестоносцы, отчасти из-за враждебности к Восточной православной церкви, по пути в Палестину совершали набеги на византийские земли.
Напряженность между Византийской империей и Священной Римской империей еще больше обострилась, когда разногласия по поводу торговых прав в Средиземном море привели к войне с Венецией в 1171 году. К Четвертому крестовому походу с 1202 по 1204 год эти военные действия достигли такой точки, что крестоносцы вторглись и завоевали Константинополь. После оргии грабежей и разрушений крестоносцы основали в городе Латинскую империю. Первым латинским императором был граф Балдуин Фландрский.
Эта так называемая империя ограничивалась городом Константинополем. Верные граждане Византийской империи переселились в Малую Азию и Грецию, а также в Трапезундское королевство у Черного моря.
Конец Византийской империи еще не наступил. В 1261 году войска императора Михаила VIII Палеолога отвоевали Константинополь и разрушили Латинскую империю крестоносцев.
Наступил окончательный расцвет византийской культуры. Восточная церковь, теперь закрепившая свою независимость от Римско-католической церкви, росла в престиже и авторитете. Константинопольских патриархов уважали другие православные церковники на всем Востоке. Возродился интерес к классическому греческому обучению и возродились искусства, особенно мозаика и живопись.
С 1341 по 1347 год гражданская война разрушила то, что осталось от византийской экономики и внутреннего мира. В 1341 году 9-летний сын Андроника III Палеолога стал императором как Иоанн V Палеолог. Ему бросил вызов его опекун Иоанн Кантакузин, который сплотил группу религиозных фанатиков, называемых зелотами (христиане-мистики, также называемые исихастами), чтобы поддержать его в его стремлении к престолу. Православные священнослужители встали на сторону Иоанна V и его матери Анны Савойской. Возникшая в результате гражданская война привела к победе Иоанна Кантакузина, но дорогой ценой. Империя была разорена войной и инакомыслием, а оставшимся территориям угрожали новые нападения сербов, турок и генуэзцев. К 1400 году в составе империи остались только Константинополь, Салоники и часть южной Греции.
Contunico © ZDF Enterprises GmbH, Майнц; Миниатюра © Lestertairpolling/Dreamstime.com
Конец Византийской империи наступил 29 мая 1453 года. В этот день турки-османы во главе с султаном Мухаммедом II вторглись в Константинополь. Переправляя свои лодки по суше, чтобы присоединиться к османским десантам, турки обошли натянутую через воды железную цепь, ведущую к городу. Они использовали пушку длиной 26 футов (8 метров), чтобы стрелять 1200-фунтовыми (545-килограммовыми) пушечными ядрами по стенам Константинополя. Последний император Константин XI Палеолог погиб, защищая город.
Турки грабили город три дня. Затем они заменили крест — символ христиан — полумесяцем — символом ислама — над Святой Софией. Вскоре после этого туркам досталось несколько византийских аванпостов: Афины в 1456 году, Морея в 1460 году и Трапезунд в 1461 году. С исчезновением этих общин исчезли и последние остатки Византийской империи. Однако его вклад в религию, искусство и архитектуру, а также в политическую мысль остался в наследство миру.
Венеция | Программа Шелкового пути
© Сильван Рефельд / Венеция
Венеция, расположенная в самом сердце лагуны на побережье северо-востока Италии, была крупной державой средневековья и раннего Нового времени, а также ключевым городом в развитии торговых путей с востока в Европу. Его стратегическое положение на берегу Адриатического моря, в пределах досягаемости Византийской империи и торговцев с Ближнего Востока, позволило городу стать центром торговли на западе, получая товары с востока по морю и распространяя их в растущих странах. Европейский рынок.
Основанная в 5 веке нашей эры, только в 9 веке Венеция стала крупной морской державой, извлекая выгоду из торговых прав вдоль Адриатического побережья, предоставленных Византийской империей. В то же время город становился все более независимым от Империи в течение — века, развиваясь как город-государство с обширными морскими возможностями, что позволяло городу как лучше контролировать окружающие его воды, так и стать активным игроком в торговле с востока, достигавшей Адриатического моря через Средиземное море. В 11 9В 0117-м -м веке были отправлены военные миссии для подавления пиратов, угрожавших морской торговле, из их крепостей вдоль побережья Далмации, через море на восток, и большие участки этого побережья были завоеваны венецианцами. Это принесло новую степень стабильности и безопасности морской торговле в этом районе и сделало Венецианскую республику центром средиземноморской торговой сцены.
Мощь и значение города возросло после разграбления Константинополя войсками крестоносцев в 1204 году, кампании, организованной венецианцами, теперь полностью независимыми от империи. Произошедшие грабежи и разрушения привели к тому, что в Венецию было увезено обильное количество добычи, в том числе бронзовые лошади собора Святого Марка, и закрепили положение республики как наиболее важного центра торговли на западе, через который должны были проходить все товары. свой путь в Европу. Более того, благодаря разделу бывших византийских земель, включая острова Крит и Эвбея, город приобрел много новой территории, что помогло укрепить власть города на торговых путях, проходивших через эти воды.
Венецианские купцы этой эпохи установили связи, которые простирались вплоть до Монгольской империи и Персии, а также Армении, Кавказа и Малой Азии, охватывая многие ответвления исторического Шелкового пути. Действительно, торговый договор между Венецией и Монгольской империей был заключен в 1221 году, что свидетельствует об их стремлении расширить свои торговые возможности в Центральной Азии. На рынках Венеции обменивались как предметы роскоши, так и предметы первой необходимости, от соли и зерна до фарфора и жемчуга. Точно так же драгоценные камни, минеральные красители, павлиньи перья, специи и множество тканей, таких как шелк, хлопок и парча из Египта, Малой Азии и Дальнего Востока, проходили через порты Венеции и доставлялись венецианскими купцами в Европу. , где они становились очень желанными и ценными предметами.
Именно из Венеции Марко Поло, сам венецианец, отправился в свою знаменитую экспедицию на восток в 1271 году и вернулся в 1295 году с рассказами о восточных культурах, народах и традициях, которые современные зрители считали невероятными. Его путешествие продемонстрировало возможности путешествий на восток и многое сделало не только для того, чтобы вызвать западное увлечение востоком (особенно благодаря его рассказу о путешествиях «Путешествие Марко Поло »), но и для того, чтобы вывести Среднюю Азию, Индию и Китай на передний план. западной средневековой карте и, таким образом, способствовать дальнейшей торговле и коммуникациям в этом направлении.
Таким образом, Венецианская республика стала центром морской империи непревзойденной мощи, простирающейся по всему побережью восточного Средиземноморья, до островов Ионического моря и Крита. К концу 13 го века это был один из самых процветающих городов Европы. Тесная связь между городом и морем имела жизненно важное значение в этом развитии, что символизируется Sposalizio del Mare , или Браком с морем, церемонией, установленной где-то в раннем средневековье, когда дож (правитель города) отплыл. вышли в Адриатику, окруженные вереницей лодок, и вознесли молитвы. С конца 12 -й -й век, это стало более сложным, и установилась традиция, что дож должен также бросить в воду кольцо, означающее брак города с морем.
Однако монополия Венеции на морскую торговлю не осталась безнаказанной. Помимо нападений местных пиратов на торговые суда (значительная и дорогостоящая угроза в средние века), город был вынужден защищаться от ряда других конкурентов и соперников. Периодические войны с Генуей, еще одним независимым городом-государством с торговыми амбициями, были характерной чертой большей части 12 и 13 веков, а также конфликт с арабскими войсками с Ближнего Востока и силами других европейских монархов, пытавшихся понизить статус города.