Композиция демона лермонтова: тематика и проблематика, идея и пафос
Содержание
Анализ «Демон» Лермонтов — LibAid.Ru
Анализ «Демон» Лермонтов
«Демон» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.
ДЕМОН — герой «восточной повести» М.Ю.Лермонтова «Демон» (1829-1841). Образ восходит к библейскому мифу об изгнании из рая, содержание которого свободно-поэтически переработано Лермонтовым. В повести Д.— персонифицированный человеческий дух, наделенный божественным бессмертием.
В характеристике Д. изначальный символический смысл приобретает его положение «изгнанника рая». Божье наказание состоит в том, что Д. обречен на скитания и вечное одиночество. Д., как «дух отрицанья», «дух сомненья», наделен исключительной зоркостью в отношении несовершенства мира. Его положение трагично: по своей природе он ничего не может принять на веру (до опыта), а в результате опыта (познания) разрушается целостность познаваемых явлений. Как некая мировая субстанция Д. выступает источником зла, но пребывает в постоянном взаимодействии с противоположным началом. Превращенный ангел, он помнит о временах райского блаженства. В сущности, представляемое Д. зло — это месть миру за его нетождественность идеалу красоты и совершенства. Следует добавить, что Д. Лермонтова не совпадает с христианско-библейскими источниками, не равен Люциферу или Сатане. Он — индивидуальный миф русского поэта.
В основу повести легла идея о возможной перемене участи отщепенца Д. К началу действия Д. не удовлетворен предназначенной ему в мире ролью сеятеля зла, он утомлен и недоволен («зло наскучило ему»). Внезапно в его душе вспыхивает любовь к земной женщине — грузинке Тамаре. Сюжет строится на взаимодействии двух самостоятельных лиц — таинственного духа и обольщаемой человеческой души. Масштаб и напряженность чувств Д. соответствуют его безумной идее преодолеть божье проклятие, а символическим условием возвращения в утраченный рай является осуществление абсолюта в любовных отношениях с Тамарой.
Характеризуя личность Д., Лермонтов выделяет в нем две определяющие черты: загадочную непостижимость и небесное очарование, перед которым не может устоять земная женщина. «Материализация» Д., воплощение духа в реальное существо дается в восприятии Тамары. Вопрос о реальности Д.— важнейший. Несомненно, для самого Лермонтова Д.— не призрак, не болезненная фантазия, но воплощение духа в осязаемых и видимых формах.
Д. является земной Тамаре в ночное время, в ее снах. Он соотносится со стихией воздуха и проявляется как дыхание и «голос». Внешняя характеристика Д. отсутствует. Подобно фантому сновидений, он не только бесплотен, но и промежуточен по состоянию. В восприятии Тамары «ои… похож на вечер ясный: ни день, ни ночь,— ни мрак, ни свет!». В ее видениях Д. «скользит без звука и следа», «сияет тихо, как звезда», «зовет и манит». Тамару тревожит его «волшебный голос», «чудная нежность речей». Погубив своего соперника, жениха Тамары, Д. прилетает к ней навевать «сны золотые». Его песня (колыбельная по жанру) волшебным образом освобождает Тамару от земных тревог. Д. поет о жизни «неуловимых облаков», что в небе «ходят без следа». Отсутствие цели, безвольность движения, бесслед-ность исчезновения, безучастность ко всему пребывающему в мире — такие качества «облаков» моделируют своего рода идеальную форму существования. Эта жизнь без затрат, противоположная земному бытию, вызывает грезы о невозможном покое. Д.— ночное божество, магия которого связана именно с ночным временем. В его «колыбельной» присутствует эта распространенная в романтической традиции поэтизация ночного мира: «звуков» тишины, веянья ветерка, распускания ночного цветка. Таким образом, Д. предстает демиургом утопической вселенной, которая властно притягивает Тамару звуковой гармонией, чувственно-телесными ощущениями блаженства.
В чем же демонизм (убивающее действие) «песен» Д.? Д. заражает душу Тамары тоской по тому, чего не бывает в действительности, обезволивает и внушает равнодушие ко всему земному. В его речах значительное место занимает отрицание жалкой краткой человеческой жизни, в которой невозможны «ни истинное счастье, ни долговечная красота». Отказаться от «земли», чего требует Д. от Тамары, на языке человеческих представлений означает этическое безразличие, губительное в мире людей. Д. развращает сердце Тамары новой красотой, в которой примиряются в странном единстве все оппозиции человеческого понимания мира: добро и зло, небо и ад. Смерть Тамары, которая поверила Д., проявляет до конца индивидуалистическую природу героя, сосредоточенного исключительно на своем положении и на своих страданиях. Эта смерть является одновременно разоблачением несостоятельности Д. и высшей точкой его отчаяния. Попытка героя вернуться к миру добра и красоты трагически оборвалась, и вину за неудачу Д. не может принять на себя одного.
Авторское отношение к герою сложно. С одной стороны, в произведении имеется автор-повествователь, рассказывающий «восточную легенду» из давних времен, точка зрения которого не совпадает с индивидуальными позициями героев и отличается широтой и объективностью. На разных уровнях текста осуществляется авторский комментарий судьбы Д. , в том числе на уровне сюжетной организации. Развязка романтической истории — Д. убивает Тамару своей любовью — воспринимается как форма суда над героем.
С другой стороны, Д.— глубоко интимный образ поэта. Многие страстные медитации Д. перекликаются с лирикой Лермонтова и окрашиваются непосредственной авторской интонацией. Образ такого масштаба оказался созвучным исторической судьбе молодого поколения 30-х годов, к которому принадлежал Лермонтов. В Д. отразились неприкаянность этого поколения, его философские сомнения в правильности мироустройства, его искания абсолютной свободы, глубокая тоска по утраченным идеалам. В глубинах своего духа Лермонтов угадал и пережил многие стороны зла как определенного типа мировосприятия и поведения личности. Он угадал, например, демоническую природу мятежного отношения к миру при нравственной невозможности смириться с его неполноценностью. Лермонтов угадал также демонические опасности, таящиеся в творчестве, посредством которого человек может выйти из потока всего временного, преходящего, «мелкого», заплатив за это равнодушием к реальности. До конца жизни Лермонтов не смог освободиться от власти образа Д. над собой. Д. остался тайной. По мнению большинства исследователей, писавших о «восточной повести», Д. уходит из произведения таким же непроясненным, каким входит в него.
Страницы: 1 2
1 2Следующая »
сочинение по литературе на Сочиняшка.Ру
1. История создания произведения.
Над поэмой «Демон» М.Ю. Лермонтов работал на протяжении 10 лет: с 1829 года, когда автору было всего лишь 14 лет, по 1839 год. Всего насчитывается 8 редакций поэмы, в ходе работы менялись детали и даже полностью сюжет.
Поэма «Демон» читалась императрице Александре Федоровне, которая дала М.Ю. Лермонтову цензурное разрешение. Однако поэт не спешил публиковать поэму, так как он не хотел, чтобы она выходила частями. При жизни М.Ю. Лермонтова «Демон» так и не был опубликован. В России полностью поэма вышла лишь в 1860 году.
2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).
Лермонтовский «Демон» по жанру является поэмой, главными признаками которой являются стихотворная форма, наличие сюжета и выраженная в повествовании авторская позиция.
Если быть точнее, то «Демон» является романтической поэмой, поскольку в центре внимания находится внутренний мир персонажа-бунтаря.
Сам автор определил свое произведение как «восточную повесть», подчеркивая тем самым, что в основе поэмы лежит древняя восточная легенда.
3. Название произведения и его смысл.
М.Ю. Лермонтов называет свою поэму «Демоном», поскольку центральным персонажем всего произведения является Демон. С помощью названия автор обращает читательское внимание на внутренний мир заглавного персонажа.
4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?
Повествование в поэме «Демон» ведется от 3-го лица, образ рассказчика отсутствует.
5. Тема и идея произведения. Проблематика.
В поэме М.Ю. Лермонтов поднимает следующие проблемы: любви, добра и зла, бунта и наказания, гармонии с мирозданием и с самим собой, гордыни, одиночества, неудоволетворения от деятельности, конфликта мечты и реальности.
Демонстрируя противоречивый и двойственный образ Демона, М.Ю. Лермонтов выражает мысль о том, что категории добра и зла не могут существовать отдельно, друг без друга, что одна категория перетекает в другую, что в каждом человеке есть и добро, и зло.
Финал поэмы подталкивает на мысль о том, что любовь к Богу и верность ему – важный элемент обретения гармонии с окружающим миром и с самим собой.
Гордыня, стремление противостоять самому Создателю и неосознание истинной любви мешают Демону получить прощение от Бога, которое получила Тамара после раскаяния в грехе и осознания необходимости верности Богу.
6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.
Сюжет поэмы основан на библейской легенде о падшем ангеле, который был обращен в демона в наказание за то, что он восстал против самого Бога.
Долгое время будучи демоном, равнодушно и негативно относясь к окружающему миру, главный герой «вновь постигнул святыню любви, добра и красоты», почувствовав любовь к Тамаре.
Центральным в поэме является внутренний конфликт: добро и зло внутри Демона борются между собой.
Ключевыми эпизодами является гибель жениха Тамары; общение Демона с Тамарой и ее искушение, уход Тамары в монастырь, чтобы скрыться от искушения «духа лукавого». Кульминационным является эпизод поцелуя Демона и Тамары, в результате чего Тамара погибает.
В финале показано, что душа Тамары получила прощение от Бога и что она отправилась в рай, а Демон остался в одиночестве, не имея возможности попасть в рай.
7. Система образов произведения.
В поэме «Демон» насчитывается небольшое количество персонажей.
Основное внимание уделяется образу центрального персонажа Демона.
Еще одним важным образом является образ Тамары, в которую влюбляется Демон.
Второстепенными персонажами являются отец Тамары – Гудал, жених Тамары – князь Синодала, ангел, сторож монастыря, гости на брачном пире.
Внесценическим персонажем, который не появляется в повествовании как действующее лицо, является Бог, которому пытается противостоять Демон.
8. Композиция произведения.
Поэма «Демон» не имеет особых композиционных особенностей.
Повествование ведется последовательно.
В начале поэмы рассказывается о том, что Демон до бунта против Бога был ангелом, живущим в рае.
9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.
В поэме особое внимание уделяется внутреннему миру Демона, автор использует прием психологизма.
Также М.Ю. Лермонтов использует прием антитезы, чтобы показать двойственный характер Демона, имеющего как дьявольское, так и ангельское начала. Автору было важно показать сосуществование категорий добра и зла внутри одного человека.
Важные функции выполняют описания природы Кавказа: если Демон негативно относится к природе, то автор выражает восторженное отношение к ней.
10. Отзыв о произведении.
Поэма М.Ю. Лермонтова «Демон» – величайшее произведение величайшего поэта и писателя. В нем затрагиваются многие философские вопросы, которые принято называть вечными, поэтому поэма остается актуальной по сей день, несмотря на то что с момента завершения работы над ней прошло более 150 лет.
Понравилось сочинение? А вот еще:
краткое содержание и анализ произведения / Paulturner-Mitchell.com
Прав один из гениев, прославивших русскую поэзию, Михаил Лермонтов. «Демон», краткое содержание которого должен знать даже школьник, считается лучшим произведением поэта. А ведь это стихотворение он начал писать, когда ему было всего 15 лет! Удивительно, как в столь юном возрасте можно было так много знать о любви и пламенной страсти. Но главное, с каким мастерством молодой писатель раскрывает нам, читателям, эти чувства. Этого мог добиться только настоящий, непревзойденный талант.
Уже с первых строк становится понятно, почему так назвал свою поэму Лермонтов — «Демон». Краткое содержание его также может представить это произведение как настоящий гимн всепоглощающей любви, которой подвластны даже инфернальные твари. В конце концов, мы преисполнены сострадания к этому падшему ангелу. Но повествование начинается с того, что мы видим Люцифера, летящего над землей. Алмазная вершина проносится под ним пиком Казбека, а под крылом мелькает зеленая долина Грузии. Но ничего, кроме скуки и тоски, Демон не чувствует. Даже зло надоело ему.
Однако его злость рассеивается, когда он замечает Где-то под радостным роением. Это подготовка к свадьбе: Гудал, местный князь, женится на своей единственной дочери. По старинной грузинской традиции невеста в ожидании жениха должна танцевать на крыше дома, устланной коврами. Эта невольная аллюзия с танцем библейской Саломеи особенно вызывает у читателей Лермонтова. Демон — краткое содержание стихотворения тем не менее дает нам возможность передать некоторые нюансы — вырывается из плена равнодушия. Ведь если еврейская царевна просила у головы Предтечи его танец, то царевна Тамара своими легкими движениями пробуждала страсть падшего ангела.
Влюбившись в «Сына Эфира» за неимением лучшего,решила первым делом убрать со сцены жениха, спешащего в дом невесты со свадебными подарками. По наущению Демона на караван нападают абраки, разбойники, убивающие юного принца. Верный конь подвозит тело во двор Гудала, плач и стоны сменяются песнями и веселой музыкой. Тамара в своей комнате рыдает над суженым, как слышит голос. Он обещает утешить ее. Но кто говорит эти слова? Никого вокруг! Но Лермонтов не держит нас долго в неведении. Демон (краткое содержание, вернее, его пересказ не позволяет передать это поэтически) бросается к возлюбленной. В первую ночь принцесса видит сон: красивый юноша спускается ей на голову. Однако вокруг его головы не сияет нимб, и Тамара догадывается, что это «дух-обольститель».
Она просит отца отправить ее в монастырь, под защиту святых стен. Гудал артичатся — ведь руки Тамары ищут новых выгодных женихов, но в конце концов сдается. Однако и в монастыре княгиня не оставляет видений: сквозь церковное пение и клубы благовоний она видит тот же взгляд, пронизывающий, как лезвие кинжала. Тамара страстно сопротивляется своей любви, старается усердно молиться, но страсть побеждает силу ее сердца. Поняв, что она влюблена, послушница сдается. Однако понимая, что за мгновение близости с ним земная девушка заплатит жизнью, падший ангел медлит, хоть он и Демон. Лермонтов, краткое содержание стихотворения, которое мы здесь пересказываем, а не отказы
его герой в положительном смысле.
Человеческое сострадание и нежность охватывают сына погибели: он даже готов отказаться от своего первоначального плана соблазнить Тамару, чтобы спасти ей жизнь. Но уже поздно — страсть охватила его. Он просто не может уйти на пенсию. Однажды ночью он находится в келье молодого затворника уже в образе материального человека, из плоти и крови. Но путь к ящику Тамары преграждает ангел-хранитель. Демон с презрением объясняет ему, что земля — его владение, и херувимы не имеют права ею распоряжаться. Он признается Тамаре в любви, и она, тронутая жалостью, отвечает ему взаимностью. Но первый поцелуй убивает ее. Пока Гудал хоронит дочь в горном мавзолее, читатель узнает судьбу Тамары. Она достигла рая, но для ее возлюбленного все пути к Спасению уже закрыты. Но это только краткое содержание. «Демон» — это стихотворение очень любил Лермонтов, — навсегда останется для нас загадкой.
Демон — stonecarving.ru
Композиция представляет собой Демон сидящий — знаменитую картину Михаила Врубеля , которая, несомненно, стала одной из самых популярных и узнаваемых работ художника благодаря своей глубокой символичности и уникальному мазку.
Врубель создал картину в 1891 году в рамках своего заказа из тридцати иллюстраций к юбилейному изданию произведения Михаила Лермонтова, в котором, конечно же, фигурировала его знаменитая поэма Демон , признанная одним из величайших его шедевров. В нем рассказывается трагическая история неугомонного Демона и его любви к прекрасной Тамаре. Устав от скуки, Демон, к своему удивлению, влюбляется в прекрасную девушку прямо в день ее свадьбы. Охваченный ревностью, он замышляет смерть ее невесты и снова и снова возвращается, чтобы преследовать ее, борясь за ее внимание и не желая оставлять ее в покое даже после того, как она уходит в монастырь. Любовь Демона, однако, приводит к тяжелым последствиям, и поэма заканчивается печальной сценой похорон Тамары.
Однако лермонтовский Демон не должен восприниматься как абсолютное зло; он не пытается никому навредить, он тот, кто страдает. Поэт изображает его как человека, который может испытывать скуку, страстную любовь и ревность. Недостижимый идеал, максимализм, внутренняя борьба, сомнения и неугомонность — все это характеристики Демона в восприятии Врубеля.
Эта картина считается одним из первых крупных произведений символизма. Что делает его особенно близким к символизму, так это амбивалентность великого духа и отчаянного одиночества.
Техника Врубеля узнаваема сразу; исключительно умело обращается с мастихином, он художник и скульптор одновременно. Его кисть как будто имитирует мозаику. Например, формы цветов, которые поразительно напоминают кристаллы, были вдохновлены текстурой камней. Именно поэтому изображение картины в камне выглядит так органично.
Ассортимент материалов, используемых для этой композиции, был намеренно ограничен, но мастерам удалось создать очень драматичный и мощный образ. Основание изготовлено из друзы дымчатого кварца, а фигура Демона вырезана из аметиста таким образом, что самая прозрачная часть отведена для головы. Волосы, также сделанные из дымчатого кварца, создают интересный эффект; он отражает золотые отблески внутри аметистовой головы, и они вспыхивают внутри, как будто это беспокойные мысли или переполняющие эмоции.
Отрывок из «Демона» Михаила Лермонтова
Демон, душа всех изгнанных,
уныло над грешным миром
плыла, и мысли дней ныне исчезли
перед ним толпой развернулись;
дней, когда в обители славы,
он сиял чистым херувимом,
когда кометы летели на своей стоянке
радовались обменяться с ним приветствием создание,
жаждущий знаний, он летал на
с караванами в их переселении
в космос, куда стремглав ушли звезды;
с любовью и верой, на которую можно опереться,
счастливый первенец нашего состояния,
он не знал ни зла, ни подозрений,
его разум не устрашился на протяжении
бесплодных эонов, печально падающих.