Константинопольского патриарха варфоломея ждут в декабре в москве: «Мы его не звали»: в Киев приехал Константинопольский патриарх Варфоломей, РПЦ недовольна

Разное

«Мы его не звали»: в Киев приехал Константинопольский патриарх Варфоломей, РПЦ недовольна

  • Святослав Хоменко, Виталий Червоненко, Ольга Ившина
  • Би-би-си

Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

Формальным инициатором приезда патриарха Варфоломея на Украину был президент Владимир Зеленский, ранее не особо интересовавшийся делами церковными

Вселенский патриарх Варфоломей прибыл на Украину с трехдневным визитом. Для православной церкви Украины, в 2019 году получившей независимость от Русской церкви из рук патриарха Варфоломея, это, пожалуй, самое значительное событие в ее истории.

РПЦ и состоящая с ней в духовной родстве Украинская православная церковь Московского патриархата разорвали отношения с Константинополем еще в 2018 году и на официальном уровне игнорируют визит Варфоломея.

Би-би-си разбиралась, почему этот визит так важен для ПЦУ, что от этого получит Владимир Зеленский и чего будут требовать от патриарха тысячи верующих церкви Московского патриархата, которые в субботу проведут молитвенное стояние в знак протеста против его политики.

Три визита

Патриарх Варфоломей приезжает на Украину в третий раз. И только первый его визит не носил драматичного характера.

Тогда, в 1997 году, «молодой» 57-летний патриарх приехал в Одессу на симпозиум под названием «Экология, религия и окружающая среда». Варфоломей в своем служении вообще уделяет особое внимание проблемам экологии, за что даже получил неформальное прозвище «зеленого патриарха». Так или иначе, тогда Варфоломей пределы Одессы не покидал, там же встретился с патриархом Московским Алексием и отбыл обратно в Стамбул.

Следующий его приезд произошел в 2008 году. Президентом Украины уже четвертый год был Виктор Ющенко, провозгласивший курс на создание в стране независимой от РПЦ поместной церкви. Это он пригласил на празднование 1020-летия крещения Руси в Киев предстоятеля «церкви-матери украинского православия», Варфоломея. Как вспоминают собеседники Би-би-си, тогдашняя власть всерьез рассчитывала на то, что именно во время этих торжеств Варфоломей объявит о намерении даровать украинской церкви независимость.

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

В 2008 году тогдашний президент Украины Виктор Ющенко рассчитывал, что патриарх Варфоломей в Киеве решится дать украинской церкви автокефалию. Однако, говорят участники тех событий, вопрос не был достаточно проработан, и шансы на это были мизерными

Чтобы выйти из щекотливого положения, УПЦ МП направила собственные приглашения и Варфоломею — чтобы его визит не выглядел чисто политическим мероприятием, и патриарху Московскому Алексию — несмотря на то, что как раз его украинская власть на торжества не приглашала.

В Киеве между делегациями из Константинополя и Москвы прошли тяжелые переговоры по «украинскому вопросу». По словам одного из очевидцев, в какой-то момент их участники были готовы немедленно принять решение о разрыве отношений между церквями. Однако роль посредника в переговорах взял на себя предстоятель УПЦ МП митрополит Владимир, и конфликт удалось решить миром.

Сейчас визит происходит в еще более напряженной обстановке. Несмотря на громкие протесты со стороны РПЦ и УПЦ МП, в 2019 году Вселенский патриарх предоставил томос об автокефалии православной церкви Украины. За несколько месяцев до того Русская православная церковь, а за ней и УПЦ МП разорвали отношения с Константинополем. Отношения между этими церквями так и не восстановились.

  • РПЦ разорвала отношения с Константинопольским патриархатом
  • Константинополь: Московского патриархата на Украине больше нет
  • «Томос наш!» Новая украинская церковь получила независимость

Более того, РПЦ и УПЦ МП обвиняют последователей ПЦУ в захвате их церквей. Те в ответ заявляют, что прихожане сами принимают решение поменять юрисдикцию с «кремлевской церкви» на «настоящую украинскую», но Московский патриархат не дает им реализовать свою волеизъявление.

В любом случае, сторонники двух самых больших церквей Украины относятся к приезду Варфоломея совершенно по-разному. И не стесняются открыто выражать свои чувства по поводу этого визита.

Приглашение Зеленского

Пропустить Подкаст и продолжить чтение.

Подкаст

Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

эпизоды

Конец истории Подкаст

Формально поводом для нынешнего приезда патриарха Варфоломея в Киев стало приглашение президента Украины Владимира Зеленского. В октябре прошлого года он посетил Стамбул и лично пригласил патриарха Варфоломея в Киев.

Для многих киевских наблюдателей этот жест Зеленского стал неожиданным. Еще относительно недавно, в преддверии триумфальной для себя избирательной кампании он — тогда еще в роли самого известного украинского комика — в своих выступлениях едко высмеивал религиозную активность тогдашнего президента на религиозном поле, называя томос об автокефалии, о котором тогда хлопотал Петр Порошенко, «термосом».

Впрочем, после победы на президентских выборах позиция Зеленского претерпела изменения, а риторика смягчилась. Более того, встреча с патриархом Варфоломеем, на которой было озвучено то самое приглашение, произошла именно по его инициативе и была довольно неожиданной для патриархии.

«Возможно, сначала нынешняя власть воспринимала активность предшественников в сфере веры как чисто политический проект. Но, став властью, через приобретение опыта ежедневной работы в новой команде поняли, что независимость украинского православия — это фактор не политической борьбы между партиями и личностями, а основа для развития суверенной Украины», — объясняет Би-би-си трансформацию позиции Зеленского иерарх ПЦУ архиепископ Евстратий (Зоря).

В последний день осени прошлого года к патриарху Варфоломею в Стамбул приехал премьер-министр Украины Денис Шмыгаль. Именно во время этой встречи прозвучала точная дата патриаршего визита в Киев: 24 августа, День независимости Украины.

Плюсы и минусы

В ПЦУ новость о приезде патриарха Варфоломея ожидаемо комментируют с воодушевлением.

По словам богослова, архимандрита Кирилла (Говоруна) этот визит окончательно утверждает субъектность Украинской церкви. ПЦУ впервые в своей недолгой истории принимает настолько высокого гостя и тем самым доказывает свои претензии на самостоятельность, равноправность в семье полутора десятков других православных церквей — пусть даже не все они формально ее признают.

На данный момент ПЦУ формально признана четырьмя поместными церквями из 14 (15-я церковь в диптихе — это сама ПЦУ). Каждое такое признание сопровождалось гневной реакцией со стороны РПЦ. Тем не менее источники Би-би-си в церкви говорят, что в ближайшей перспективе ожидают такого же решения еще от двух-трех церквей.

Автор фото, NurPhoto

Подпись к фото,

Для православной церкви Украины визит патриарха Варфоломея — неоспоримое свидетельство того, что она реально является частью мирового православия

«Большинство церквей уже приняли для себя внутреннее решение о признании или непризнании ПЦУ. Просто прямо сейчас они не хотят подливать масла в огонь межправославных отношений. Возможно, визит патриарха Варфоломея придаст определенный импульс в процесс признания ПЦУ другими церквями», — объясняет Кирилл (Говорун).

  • Предстоятель ПЦУ Епифаний: РПЦ будет вынуждена признать автокефалию Украинской церкви
  • Александрийский патриархат признал автокефалию Православной церкви Украины
  • Греческая церковь признала право Константинополя дать автокефалию Украине

«Для ПЦУ [этот визит] — это повод лишний раз напомнить всем, что Украинская автокефальная церковь вышла из изоляции и теперь является частью мирового православия, возглавляемого патриархом Варфоломеем. Для них важно, что они легитимны, рукопожатны и приняты как часть вселенского православия», — говорит в интервью изданию DSNews религиовед Катерина Щеткина.

«Этого (визита) ждут верующие ПЦУ, потому что им будет предоставлена возможность помолиться, поучаствовать в богослужении с иерархом такого ранга, это очень важно, и это такой же трепетный момент, как для католиков молиться с папой римским, это особый духовный подъем», — добавляет она.

Визит патриарха Варфоломея можно рассматривать и под другим углом. Незадолго до предоставления ПЦУ автокефалии и в первые месяцы самостоятельного существования новой церкви ее иерархи излучали уверенность в том, что после создания ПЦУ будет динамично развиваться и вскоре станет самой большой церковью страны. На деле же вместо тысяч приходов УПЦ МП, которые, по прогнозам, должны были перейти в юрисдикцию новой церкви, на этот шаг пошли лишь несколько сотен. А начальный этап жизни ПЦУ оказался омрачен масштабным конфликтом, результатом которого стал фактический уход из церкви патриарха автокефального движения Украины — Филарета (Денисенко).

  • Церковный раскол на Украине: Филарет выходит из ПЦУ и создает новую церковь

На этом фоне у части наблюдателей могли возникнуть настроения «отката» от радужных ожиданий или вовсе разочарования в новой церкви.

«От имени священников УПЦ МП было составлено письмо против визита Патриарха Варфоломея на том основании, что это будет усугублять разделение в рядах украинских верующих. И действительно можно сказать, что любое любое церковное или политическое действие по этому вопросу — оно укрепляет разделение украинских верующих, украинских граждан», — считает диакон РПЦ Александр Занемонец.

Визит патриарха Варфоломея в Киев в этом отношении можно читать еще и как знак безоговорочной поддержки предстоятеля ПЦУ митрополита Епифания. А также — как четкий сигнал о том, что он не жалеет о предоставлении Украинской церкви автокефалии, даже несмотря на очевидные проблемы новой церкви.

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

Одна из целей визита патриарха Варфоломея в Киев — оказать поддержку предстоятелю ПЦУ митрополиту Епифанию

С другой стороны, обращают внимание некоторые наблюдатели, в состав делегации патриарха не входит ни один епископ Константинопольского престола из числа этнических украинцев, и это может свидетельствовать о том, что Варфоломей во время пребывания в Киеве не услышит альтернативных точек зрения на происходящее в этой стране.

Скептики из числа собеседников Би-би-си — причем и в Киеве, и в Константинополе, и в Москве — также обращают внимание на то, что приезд патриарха «подвязан» не к религиозному, а к светскому празднику Украины, и это придает визиту нежелательный политический оттенок.

«Визит патриарха Варфоломея в Киев — это пиар-ход украинского президента, который думает, как ему потрафить правоцентричному патриотическому избирателю и доказать, что он не «агент Москвы», как тот избиратель думает», — говорит Би-би-си научный сотрудник Центра изучения Восточной Европы Бременского университета Николай Митрохин.

«То, что патриарх прибывает по приглашению президента Украины, что его визит имеет весомую государственную составляющую и связан с 30-летием независимости — очень позитивная вещь, потому что таким образом утверждается субъектность Украины… Религиозная мотивация как в позитивном контексте, так и в негативном все более явно влияет на общественные и международные отношения. Без понимания корней концепции «Москва — третий Рим» разве можно эффективно преодолеть кремлевского агрессора?» — заочно отвечает ему архиепископ Евстратий (Зоря) из ПЦУ.

Тем не менее в разговорах с Би-би-си скептики прогнозируют, что Владимир Зеленский все-таки не сможет удержаться от использования визита Варфоломея в пиар-целях. Дескать, для далекого от религиозной проблематики президента Украины патриарх служит лишь элементом картинки внешнеполитического триумфа, главной частью которого станет саммит «Крымской платформы» — самое масштабное международное событие в истории Украины, которое пройдет в Киеве 23 августа, как раз во время визита Варфоломея.

Игнор и флешмоб

В Русской православной церкви, которая так и не возобновила отношения с Константинополем, к визиту патриарха Варфоломея на Украину относятся негативно, считая, что его «вторжение в церковные дела» этой страны произошло «вопреки священным канонам православной церкви» и породило кризис во всем православном мире.

«С канонической точки зрения Украина была и остается канонической территорией законной и признанной церкви, а именно УПЦ. Мы его [патриарха Варфоломея] не приглашали, и он к нам не обращался, как это надлежит делать согласно церковным канонам», — заявил Би-би-си заместитель главы отдела внешних церковных связей УПЦ МП протоиерей Николай (Данилевич).

По его словам, в его церковь не поступали какие-либо приглашения присоединиться к мероприятиям, в которых будет участвовать патриарх Варфоломей.

«Анонсировано, что патриарх Варфоломей будет сослужить с клириками ПЦУ. УПЦ считает их раскольниками, с которыми церковными канонами сослужить запрещается. Это известно и нашим верным, поэтому никто из сознательных верных УПЦ не будет принимать участие в мероприятиях [с участием патриарха Варфоломея]», — объяснил Николай (Данилевич).

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

УПЦ МП обладает наибольшим количеством приходов из всех конфессий Украины. Она постановила игнорировать приезд патриарха Варфоломея в Киев

На официальном уровне УПЦ МП постановила игнорировать визит патриарха Варфоломея и отреагирует на него исключительно в случае, если «во время пребывания в Украине гость из Стамбула сделает какие-то заявления, которые будут требовать официальной реакции нашей церкви».

Однако это вовсе не значит, что так же стоически на приезд патриарха реагировали рядовые верующие этой церкви.

На протяжении последних нескольких недель в соцсетях можно было наблюдать православный флешмоб: под хештегом #стопварфоломей священники и простые прихожане размещали фотографии, на которых, как правило, на фоне своих церквей держали плакаты, призывающие Вселенского патриарха отказаться от посещения Украины.

Множество подобных транспарантов — например, «Варфоломей, не воруй церквей», «Варфоломей, смуту не сей» или «Бог — любовь, Варфоломей — разбой» — можно было увидеть и в центре Киева в конце июля этого года, когда здесь прошел масштабный крестный ход УПЦ МП по случаю годовщины крещения Руси.

«Это выглядит смешно, в стиле комсомольских «ответов Чемберлену». Отвечать на такие вещи, да еще и в такой же стилистике — самих себя не уважать и принижать авторитет церкви», — оценил этот флешмоб архиепископ ПЦУ Евстратий (Зоря).

Представитель УПЦ МП протоиерей Николай (Данилевич) в ответ на просьбу Би-би-си описать свое отношение к этому флешмобу ответил: «Это право людей. Каждый человек в нашей стране может свободно высказывать свою мысль или позицию».

Смена тактики

Впрочем, в последние дни, когда стало окончательно понятно, что сорвать визит патриарха Варфоломея в Киев флешмобами с плакатами «Варфоломей, не воруй церквей» и письмами в адрес Константинопольской патриархии не удастся, противники его приезда сменили тактику.

Ведущая роль здесь принадлежит основанной несколько месяцев назад общественной организации «Миряне», которая, по замыслу ее творцов, должна объединять верующих УПЦ МП в защите их прав. Формально «Миряне» с церковью не связаны, однако, утверждает ее лидер Василий Макаровский, получили от предстоятеля УПЦ МП благословение «на добрые дела». К которым, следует понимать, относятся несколько многотысячных массовых акций, организованных «Мирянами» в центре Киева этим летом.

Критики связывают «Мирян» с олигархом, депутатом Верховной Рады Вадимом Новинским, и ранее активно поддерживавшим церковь Московского патриархата. Он принимал участие в акциях «Мирян» и обещал организации зарегистрировать разработанные ею законопроекты в Верховной Раде. Однако прямых доказательств такой связи представлено не было.

Автор фото, UNIAN

Подпись к фото,

УПЦ МП недавно провела масштабный крестный ход, немало лозунгов которого были направлены против приезда патриарха Варфоломея

Очередная большая акция «Мирян» будет связана именно с приездом в Киев Варфоломея. Во-первых, «Миряне» направили патриарху письмо с просьбой о встрече — в ходе этой аудиенции они собираются рассказать ему о последствиях дарования томоса ПЦУ и, в частности, о многочисленных случаях захватов церквей. Во-вторых, в первый день официального визита патриарха они организовывают молитвенное стояние в одном из мест, где он собирается побывать — возле Верховной рады, где Варфоломей, по некоторой информации, проведет встречу со спикером парламента Дмитрием Разумковым (пресс-служба Рады проигнорировала просьбу Би-би-си о подтверждении информации о времени начала этой встречи).

Прогнозируется, что в молитвенном стоянии могут принять участие около десяти тысяч человек, а источник Би-би-си в правоохранительных органах говорит, что силовики будут работать на этой акции в усиленном режиме. «Миряне» тем временем заявляют, что перевозчики в регионах Украины отказывают их активистам в предоставлении транспорта для того, чтобы доехать в Киев.

В СМИ можно встретить упоминания еще об одной акции, якобы запланированную в центре украинской столицы под приезд патриарха Варфоломея: крестный ход от Владимирской горки до Киево-Печерской лавры под лозунгом «Наш патриарх — Кирилл». Впрочем, «Миряне» дистанцируются от этого мероприятия и называют его неуместным.

Совершенно секретно

Программа пребывания патриарха Варфоломея в Киеве, судя по всему, является строго засекреченным документом.

Из открытых источников известно наверняка лишь то, что Вселенский патриарх примет участие в двух богослужениях, встретится с президентом, премьер-министром и спикером Верховной Рады, а также возложит цветы к Стене памяти погибших защитников Украины и памятному знаку жертвам Голодомора.

Киевские СМИ со ссылкой на собственные источники сообщают, что патриарх Варфоломей посадит дерево на Владимирской горке, встретится с детьми погибших на Донбассе украинских солдат и получит степень почетного доктора Киево-Могилянской академии. Би-би-си не смогла подтвердить достоверность этих сообщений.

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

Программу визита патриарха Варфоломея держат в тайне. Его встреча с президентом Зеленским — один из немногих известных пунктов программы

В пресс-службе Вселенской патриархии проигнорировали просьбу Би-би-си предоставить программу пребывания патриарха Варфоломея в Киеве. В пресс-службе президента Украины заявили, что не распространяют этот документ по причине возможной угрозы безопасности патриарха.

«Мы не можем подробно комментировать вопросы безопасности и раскрывать конкретные пункты программы визита Вселенского патриарха — очень много игроков как в Украине, так и за пределами нашего государства хотели бы устроить различного рода провокации во время празднования 30-летия нашей независимости и сорвать часть запланированных мероприятий», — объяснил Би-би-си советник главы офиса президента Украины Михаил Подоляк.

Тем не менее собеседники Би-би-си затруднились спрогнозировать, согласится ли патриарх Варфоломей встретиться с противниками его визита на Украину.

«От визита Варфоломея в Киев я ничего не ожидаю, кроме большого количества публичной риторики ни о чем… Я не думаю, что [протесты верующих УПЦ МП] будут всерьез омрачать празднования. В любом случае их реакция не важна и ничего не изменит… Даже если будет митинг — ну таких митингов в Киеве каждые две недели бывает по какому-то поводу. Все привыкли», — скептично прогнозирует возможные последствия визита патриарха социолог религии Николай Митрохин.

«Eсть ситуация глобального раскола в православии. Hа сегодняшний день мне кажется, что в Украине, по крайней мере, ни одна ни другая сторона пока не предложила никакой ясной концепции выхода из этого кризиса. И это очень печально», — отмечает диакон РПЦ Александр Занемонец.

Богослов Кирилл (Говорун) более оптимистичен: «Надеюсь, этот визит будет способствовать возобновлению межправославного согласия в Украине. Думаю, что в ходе визита будут разрушены по меньшей мере некоторые стереотипы, которые действуют в умах верующих УПЦ МП относительно патриарха Варфоломея и относительно Вселенского патриархата вообще. Но, конечно, все будет зависеть от тех месседжей, которые пошлет сам Варфоломей во время своего визита, которые прозвучат в его обращениях».

Послание Предстоятеля Русской Православной Церкви Патриарху Варфоломею в связи с антиканоническими действиями Константинопольского Патриархата на Украине

Москва, 31 декабря 2018 г.

В ответ на письмо Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея, в котором он извещал о «восстановлении в сане» украинских раскольников и «отмене действия» имеющего более чем трехсотлетнюю историю документа о передаче Киевской митрополии в юрисдикцию Московского Патриархата, о проведении в Киеве «поместного собора» принятых в общение неканонических сообществ, а также о намерении в ближайшие дни предоставить учрежденному на этом собрании обществу «автокефалию», Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил послание, в котором выразил глубокую боль, недоумение и возмущение в связи с антиканоническими действиями Константинопольского Патриархата, сообщает Патриархия.ru.

    

Святейшему Патриарху Константинопольскому Варфоломею

Ваше Святейшество!

С глубокой болью, недоумением и возмущением прочел Ваше письмо, в котором Вы извещаете меня о последних действиях Константинопольской Церкви: о принятии ею в общение неканонических сообществ Украины; об «отмене действия» грамоты Патриарха Константинопольского Дионисия IV, передавшей Киевскую митрополию в юрисдикцию Московского Патриархата; о проведении в Киеве «поместного собора» неканонических сообществ, принятых Вами в общение; об избрании ими «предстоятеля новой автокефальной церкви Украины»; о намерении в ближайшие дни предоставить учрежденному Вами обществу статус автокефальной Поместной Церкви.

Воссоединение раскольников с Церковью стало бы великой радостью как для православных Украины, так и для всего православного мира, если бы проходило в соответствии с предписаниями канонического права, в духе мира и любви Христовой. Но нынешний политизированный процесс принудительного объединения далек от норм и духа святых канонов. Ему сопутствует чудовищное нагромождение лжи, а теперь уже и насилие по отношению к подлинной Украинской Православной Церкви. А ведь это та самая Церковь миллионов украинских верующих, которую Вы признавали канонической все годы своего служения вплоть до последнего времени — теперь же делаете вид, словно ее не существует, а есть лишь отдельные епархии, вернувшиеся под Ваш омофор.

Ваши советчики уверяли Вас, будто епископат Украинской Православной Церкви готов поддержать политический проект киевских властей, будто значительная часть, десятки канонических епископов ждут лишь Вашего благословения, чтобы покинуть свою Церковь. Я предупреждал неоднократно, что Вас вводят в заблуждение. Теперь Вы можете убедиться в этом воочию.

На так называемом «поместном соборе», который созвали Вы, а возглавила тройка, состоявшая из Вашего представителя, самозваного «патриарха» (теперь именуемого «почетным») и светского главы украинского государства, присутствовали лишь двое из 90 епископов Украинской Православной Церкви. То, что Вы называете «поместным собором», стало собранием раскольников под прикрытием имени Святой Константинопольской Церкви. Что это, как не легализация украинского раскола, которой Вы публично обещали не допустить?

В своих решениях Вы ссылаетесь на волю православного народа Украины, который будто бы просит о вмешательстве Константинопольской Церкви. Но именно воля подавляющего большинства духовенства и верующих, подлинно церковных людей Украины побудила епископат Украинской Православной Церкви не отвечать на Ваши приглашения и отказаться от участия в так называемом «объединительном соборе» украинского раскола.

Из двух упомянутых Вами епископов Украинской Православной Церкви, которых Вы вопреки канонам приняли в свою юрисдикцию, только один был епархиальным архиереем. Но духовенство и паства его епархии не приняли его действий. После того, как митрополит Симеон был правомерно запрещен в священнослужении Синодом Украинской Православной Церкви, все монастыри Винницкой епархии и подавляющее большинство приходов вместе с их духовенством остались в подчинении нового канонического архиепископа Винницкого и Барского Варсонофия. В настоящее время местные власти оказывают давление на духовенство епархии, угрожают священникам расправой, но клирики, монашествующие и миряне не желают находиться в общении с архиереем, который предал их и Церковь.

Упомянутый Вами митрополит Александр, также запрещенный в служении Синодом в Киеве, имел в своем ведении единственный храм: в его общине возник конфликт, а духовенство храма в большинстве своем уклонилось от сослужения с отпавшим архиереем.

Принципиальное решение архиереев Украинской Православной Церкви отказаться от участия в собранном Вами лжесоборе объясняется не мифическим «давлением Москвы», что в данных политических условиях было бы и невозможно, а единством архипастырей со своим духовенством и верующими. Такому единству не страшны ни грубое вмешательство властей Украины во внутрицерковную жизнь, ни многократно возросшее за последние месяцы государственное давление на Церковь. Его не упразднить единым росчерком пера.

В своем письме Вы предпринимаете попытку пересмотреть смысл комплекса документов, подписанных в 1686 г. Вашим предшественником Патриархом Дионисием IV и Священным Синодом Константинопольской Церкви. О содержании этих исторических документов на протяжении сотен лет между нашими Церквами не было разногласий. А теперь Вы заявляете об «отмене действия» Патриаршей и Синодальной грамоты, поскольку «внешние условия изменились».

Я предлагал Вам провести собеседования по данному вопросу с привлечением авторитетных историков, богословов и специалистов по церковно-каноническому праву. Вы отказались, сославшись на недостаток времени. Могу лишь выразить сожаление, что Ваши разрушительные для общецерковного единства решения так сильно зависят от «внешних», то есть от политических условий, о чем Вы не стесняетесь прямо сообщить.

Ваше письмо содержит очередные повторения весьма спорных утверждений о якобы принадлежащих Константинопольской Церкви «исключительной ответственности предоставлять автокефалию» и рассматривать апелляции из других Поместных Церквей, согласно «духовному содержанию» 9 и 17 правил Халкидонского Собора. Но предпринимаемая Вами трактовка будто бы принадлежащих Вам прав никогда не имела общецерковного признания. Против Вашего понимания апелляционных прав Константинопольского Престола свидетельствует целый ряд возражений авторитетных комментаторов церковного права. Так, выдающийся византийский канонист Иоанн Зонара пишет: «Константинопольский [Патриарх] признается судьей не вообще над всеми митрополитами, но только над подчиненными ему. Ибо ни митрополиты Сирии, ни палестинские, ни финикийские, ни египетские не привлекаются помимо воли на его суд, но сирийские подлежат суждению Антиохийского Патриарха, палестинские — Иерусалимского, а египетские судятся Александрийским, которым они рукополагаются и которому подчинены». Не признают такой привилегии за Вами и современные Поместные Православные Церкви.

Но присваивая себе незаконно такое право, в данном случае Вы даже не озаботились соблюдением существующих канонических норм, определяющих действия стороны, принимающей апелляцию.

Известно, что Михаил Денисенко продолжал свое служение после наложенных на него церковных прещений и отлучения от Церкви, чем лишил себя права подавать апелляции и, согласно базовым нормам канонического права, сам себя осудил. Вы выразили свое согласие с низложением Денисенко, хотя к тому времени получили его первую апелляцию. В письме Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II от 31 августа 1992 года Вы сообщили: «Наша Святая Великая Христова Церковь, признавая полноту исключительной по этому вопросу компетенции Вашей Святейшей Русской Церкви, принимает синодально решенное о вышесказанном, не желая доставлять никакой трудности Вашей сестре-Церкви».

Священный Синод Константинопольской Церкви не принял во внимание многочисленные проблемы канонического преемства и морального облика «иерархов», принятых ею в общение, несмотря на то, что ранее Константинопольская Церковь признавала важность решения этих вопросов для уврачевания украинского раскола и получала по ним необходимую информацию в ходе переговоров делегаций наших Церквей.

О том, с какой поспешностью и необдуманностью рассматривались апелляции украинских раскольников, свидетельствует тот факт, что решением Вашего Синода был «восстановлен» в епископском сане Макарий Малетич. В официальных Патриарших грамотах Вы именуете его «бывшим митрополитом Львовским», и в качестве такового он присутствовал на так называемом «объединительном соборе».

Между тем, Макарий Малетич ушел в раскол, будучи священником канонической Церкви, и никогда не имел канонического епископского рукоположения. Его «хиротония», равно как и «хиротонии» значительной части «епископата» так называемой «Украинской автокефальной православной церкви», принятой в общение Константинопольской Церковью, восходят через его предшественников к одному лишенному сана архиерею, совершившему эти акты вместе с самозванцем Виктором Чекалиным, бывшим диаконом Русской Православной Церкви, никогда не имевшим даже священнического рукоположения.

Принятие подобных лиц в общение с Церковью без рассмотрения указанных обстоятельств подрывает каноническое преемство хиротоний и приводит к тяжким, деструктивным последствиям для всего мирового Православия.

Веками Русская Церковь была глубоко благодарна Святой Константинопольской Церкви за ее вклад в созидание мирового Православия, ее роль в христианском просвещении языческой Руси, за помощь в развитии традиций монашества и духовного образования. Ныне же наши верующие как на Украине, так и в других странах испытывают горькое разочарование в связи с тем, что историческая Церковь-Матерь не слышит их голосов.

В Вашу резиденцию привозили сотни тысяч подписей верующих Украины в поддержку Украинской Православной Церкви и с просьбами не подрывать ее единство. Украинская власть пыталась препятствовать доставке этих писем, а Вы проигнорировали их. И теперь Вы не хотите услышать голос Украинской Православной Церкви, которая стоит на пороге новых тяжких испытаний.

Уже сейчас архипастырей и духовенство на Украине под надуманными предлогами вызывают на допросы, шантажируют, угрожают близким людям, проводят обыски в храмах и жилищах, оказывают давление на семьи и детей. На днях вступил в силу закон, цель которого — лишить Украинскую Православную Церковь ее имени, чтобы под видом «добровольного перехода общин» провести насильственные захваты ее храмов. Таким Вы видите объединение православных Украины?

О планах Константинопольской Церкви по легализации раскола на Украине я говорил с Вами и наедине, и при немногих свидетелях. Теперь же, когда эти планы в значительной степени реализованы, возможно, в последний раз обращаюсь к Вам пред лицом всей Православной Церкви. Поступая так, руководствуясь заповедью Господа нашего Иисуса Христа: Если согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним… если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь (Мф. 18:15-17).

Диптих Святейших Патриархов Константинопольских числит в себе десятки имен великих богословов, подвижников и учителей благочестия. Святые Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Прокл, Флавиан Исповедник, Иоанн IV Постник, Тарасий, Мефодий, Фотий и многие другие своим служением прославили Святейшую Константинопольскую Церковь.

Но были и те, кто ее позорили. Не вписывайте свое доселе уважаемое имя в один перечень с такими бесславными епископами Константинополя как Несторий, иконоборцы Анастасий, Иоанн VII и Феодот, униаты Иосиф II, Митрофан II Матереубийца и Григорий III Мама. Отступитесь сейчас от общения с раскольниками, откажитесь от участия в политической авантюре их легализации. И тогда подлинная Православная Церковь Украины во главе с Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием благословит Вас, а история сохранит память о Вас в числе тех святителей Константинопольского Престола, кто в труднейших политических условиях сумел не уронить достоинство Церкви и сохранить ее единство.

Если же Вы поступите в соответствии с намерениями, изложенными в Вашем письме, то Вы навсегда утратите возможность служить единению святых Божиих Церквей, перестанете быть Первым в православном мире, насчитывающем сотни миллионов верующих, а причиненные Вами страдания православных украинцев последуют за Вами на Страшный суд нелицеприятного Господа нашего и будут свидетельствовать перед Ним против Вас.

Всем сердцем молюсь, чтобы этого не случилось. Еще не поздно остановиться.

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Православная церковь Украины разрешит празднование Рождества 25 декабря, поскольку раскол с Москвой углубляется

— Источник:
Си-Эн-Эн

Си-Эн-Эн

Филиал Украинской православной церкви объявил, что разрешит своим церквям праздновать Рождество 25 декабря, а не 7 января, как это принято в православных общинах.

Заявление Православной церкви Украины со штаб-квартирой в Киеве расширяет раскол между Русской православной церковью и другими православными верующими, который углубился из-за вторжения России в Украину.

Решение было принято после «учета многочисленных просьб и с учетом дискуссии, которая идет уже много лет в Церкви и в обществе; прогнозируя, в частности, в связи с обстоятельствами войны, эскалацию календарных споров в публичном пространстве», — говорится в заявлении Православной церкви Украины, опубликованном 18 октября.

Православная церковь Украины была утверждена в 2018 году.

Брендан Хоффман/Getty Images

У каждой церкви будет возможность праздновать 25 декабря, что знаменует рождение Иисуса по григорианскому календарю, а не 7 января, что знаменует рождение Иисуса по юлианскому календарю, который до сих пор используется Русской православной церковью.

В последние годы значительная часть православной общины Украины уехала из Москвы, и это движение ускорилось из-за конфликта, который Россия разожгла на востоке Украины в 2014 году.

Российский Патриарх Кирилл совершает Рождественскую службу в храме Христа Спасителя в Москве поздно вечером 6 января 2022 года. — Православные христиане празднуют Рождество 7 января на Ближнем Востоке, в России и других православных церквях, которые используют старый юлианский календарь вместо григорианский календарь XVII века, принятый католиками, протестантами, православными греками и широко используемый в светской жизни по всему миру.

Кирилл Кудрявцев/AFP/Getty Images

Папа Римский Франциск предупредил патриарха, выступающего за войну, не быть «прислужником Путина»

cms.cnn.com/_components/paragraph/instances/paragraph_55CC117D-E165-9AF8-CEEB-520FD16118A2@published» data-editable=»text» data-component-name=»paragraph»>
Этот раскол стал более открытым в 2018 году после того, как Константинопольский патриарх Варфоломей I — греческий клирик, считающийся духовным лидером православных верующих во всем мире, — одобрил создание независимой Православной церкви Украины и отменил многовековое соглашение, которое предоставляло Патриарху в Москве власть над церквями в стране.

Московский патриархат Русской православной церкви, который при президенте России Владимире Путине тесно переплелся с Российским государством, в ответ разорвал отношения с Варфоломеем.

Затем в мае руководители Украинской Православной Церкви (УПЦ), другой ветви, которая формально подчинялась Московскому Патриархату Русской Православной Церкви, разорвали связи с Московской Церковью, которую возглавляет поддержавший Патриарх Кирилл. к вторжению в Украину и твердо поставил свою церковь на сторону Путина.

Украинские православные христиане отмечают Рождество 7 января 2016 года.

Василий Шевченко/Pacific Press/LightRocket/Getty Images

В заявлении УПЦ говорится, что она сделала выбор в пользу «полной независимости и автономии» украинской церкви.

Появление церкви, независимой от Москвы, взбесило Путина, который сделал восстановление так называемого «русского мира» центральным элементом своей внешней политики и отверг украинскую национальную идентичность как нелегитимную.

И Кирилл по-прежнему открыто поддерживает вторжение, объявив в сентябре, что российские солдаты, погибшие в войне против Украины, будут очищены от всех своих грехов.

«Он жертвует собой ради других», — сказал он. «Я уверен, что такая жертва смывает все грехи, совершенные человеком».

Патриарху Кириллу лучше уйти в отставку, чем вернуться к войне

Вселенский Константинопольский патриарх заявил, что главе Русской православной церкви лучше уйти в отставку, чем предлагать поддержку «жестокому вторжению» в Украину.

В интервью The Pillar перед визитом в Великобританию в пятницу Вселенский Патриарх Варфоломей посетовал на позицию Московского Патриарха Кирилла в отношении полномасштабного вторжения России в соседнюю страну.

Духовный лидер примерно 300 миллионов православных христиан по всему миру сообщил, что продолжающаяся война между в основном восточно-православными воинами «тяжело тяготила» его.

Share The Pillar

«Еще более болезненно для нас то, что Московский Патриархат опустился до уровня подчинения политическим амбициям Российской Федерации, даже одобряя и вроде бы благословляя это жестокое вторжение и неоправданное кровопролитие, — сказал он Столп.

«Мы неоднократно осуждали агрессию и насилие, так же как мы горячо и по-братски обращались к Патриарху Московскому, чтобы он отделился от политических преступлений, даже если это будет означать отречение от своего престола».

Вселенский патриарх, лидер второй по величине христианской общины в мире, осудил полномасштабное российское вторжение после того, как оно началось 24 февраля, и в марте посетил украинских беженцев в Польше.

Ранее он призывал патриарха Кирилла уйти в отставку в знак протеста против решения президента России Владимира Путина активизировать войну на Украине, которая началась в 2014 году.

В майском интервью Вселенский Патриарх сказал, что, несмотря на недавние разногласия между Москвой и Константинополем, он «все равно ожидал бы, что наш брат, Блаженнейший [Патриарх] Кирилл, в этот решающий и исторический момент окажется на высоте положения, пожертвовать своим троном, если потребуется, и сказать Путину: Президент, я не могу с вами согласиться; Я ухожу в отставку, я ухожу».

Варфоломей подчеркнул Столпу , что после этого звонка он продолжает надеяться на разрешение трудностей между Москвой и Константинополем.

Он сослался на решение Москвы разорвать отношения со Вселенским патриархатом после того, как в 2019 году он издал указ о признании независимости Православной церкви Украины.

Он подчеркнул, что немыслимо, чтобы Вселенский Патриархат ответил тем же, «потому что немыслимо, чтобы Константинопольская Мать-Церковь разорвала свои исторические духовные связи с благочестивым русским народом».

«В этом духе, — сказал он, — мы надеемся, что когда-нибудь и Московский Патриархат признает, что единство не навязывается господством, а только достигается свободой».

Зарегистрируйтесь, чтобы читать «Столп» бесплатно

Единство католиков и православных

Варфоломей также сказал «Столп» , что он разделяет надежду Папы Франциска на то, что католики и православные христиане однажды достигнут полного общения.

«Если мы не разделяем надежды и стремления к полному общению, мы не можем на самом деле сказать, что мы ученики Христа», — сказал он.

«Единение и причастие — это повеление Самого Господа, Который — в ту ночь, когда был предан — со слезами молился о том, чтобы Его ученики были едины (Ин. 17:21)».

«Диалог и примирение для нас не обязательны; это директивы и заповеди. Излишне говорить, что остаются препятствия, как церковные, так и богословские».

Визит в Великобританию

Вселенский Патриарх должен посетить Великобританию 21-24 октября, чтобы отметить столетие Греческой Православной Архиепископии Фиатейры и Великобритании.

Варфоломей сообщил, что после 30-летия своего избрания в 2021 году решил посетить крупнейшие англоязычные епархии Вселенского Константинопольского Патриархата в порядке старшинства. Он начал с поездки в США осенью 2021 г. и планирует посетить Австралию в 2024 г.

Он отметил, что Архиепископия Фиатейры и Великобритании отвечает за отношения с архиепископом Кентерберийским, духовным лидером англиканской общины и королевской семьи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts