Конституция рф 5 глава: Конституция РФ
Содержание
Глава 5. Федеральное Собрание — Республиканский портал государственной службы и кадров
Главная
/ Конституция Российской Федерации
/ Глава 5. Федеральное Собрание
Статья 94
Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 94 Конституции РФ
Информация об изменениях:
Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 21 июля 2014 г. N 11-ФКЗ статья 95 Конституции изложена в новой редакции
См. текст статьи в предыдущей редакции
Статья 95
1. Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.
2. В Совет Федерации входят: по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации — по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти; представители Российской Федерации, назначаемые Президентом Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации — представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
3. Член Совета Федерации — представитель от законодательного (представительного) или исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации наделяется полномочиями на срок полномочий соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
4. Президент Российской Федерации не может освободить назначенного до его вступления в должность члена Совета Федерации — представителя Российской Федерации в течение первого срока своих полномочий, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
5. Государственная Дума состоит из 450 депутатов*(18).
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 95 Конституции РФ
Статья 96
Информация об изменениях:
Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ часть 1 статьи 96 Конституции изложена в новой редакции, применяющейся в отношении Государственной Думы, избранной после вступления в силу названного Закона
См. текст части в предыдущей редакции
ГАРАНТ:
О толковании статей 96 (часть 1) и 99 (части 1, 2 и 4) Конституции РФ см.постановление Конституционного Суда РФ от 1 июля 2015 г. N 18-П
1. Государственная Дума избирается сроком на пять лет*(19).
2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.
ГАРАНТ:
О прекращении производства по делу о толковании положений части 2 статьи 96 Конституции РФ см. определение Конституционного Суда РФ от 7 декабря 1995 г. N 80-О
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 96 Конституции РФ
Статья 97
1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.
2. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
3. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 97 Конституции РФ
Статья 98
1. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
2. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 98 Конституции РФ
Статья 99
ГАРАНТ:
О толковании статей 96 (часть 1) и 99 (части 1, 2 и 4) Конституции РФ см. постановление Конституционного Суда РФ от 1 июля 2015 г. N 18-П
1. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.
ГАРАНТ:
О толковании статей 96 (часть 1) и 99 (части 1, 2 и 4) Конституции РФ см.постановление Конституционного Суда РФ от 1 июля 2015 г. N 18-П
2. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока.
3. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат.
ГАРАНТ:
О толковании статей 96 (часть 1) и 99 (части 1, 2 и 4) Конституции РФ см.постановление Конституционного Суда РФ от 1 июля 2015 г. N 18-П
4. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 99 Конституции РФ
Статья 100
1. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.
2. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.
3. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 100 Конституции РФ
Статья 101
1. Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей.
2. Председатель Совета Федерации и его заместители, Председатель Государственной Думы и его заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.
3. Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.
4. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.
5. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 101 Конституции РФ
Статья 102
1. К ведению Совета Федерации относятся:
а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;
в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;
ГАРАНТ:
О порядке утверждения Советом Федерации Федерального Собрания РФ указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения см. Федеральный конституционный законот 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ
г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
ГАРАНТ:
Об оперативном использовании формирований Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ см. постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 16 декабря 2009 г. N 456-СФ
д) назначение выборов Президента Российской Федерации;
е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;
Информация об изменениях:
Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ пункт «ж» части 1 статьи 102 Конституции изложен в новой редакции
См. текст пункта в предыдущей редакции
ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации*(20);
Информация об изменениях:
Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ пункт «з» части 1 статьи 102 Конституции изложен в новой редакции
См. текст пункта в предыдущей редакции
з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации*(21);
и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
2. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.
3. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 102 Конституции РФ
Статья 103
Информация об изменениях:
Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ в часть 1 статьи 103 Конституции внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
1. К ведению Государственной Думы относятся:
а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;
б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой*(22);
г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
ж) объявление амнистии;
з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.
2. Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.
ГАРАНТ:
О толковании части третьей статьи 103 Конституции см. постановлениеКонституционного Суда РФ от 12 апреля 1995 г. N 2-П
3. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 103 Конституции РФ
Статья 104
Информация об изменениях:
Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ часть 1 статьи 104 Конституции изложена в новой редакции
См. текст части в предыдущей редакции
1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения*(23).
2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.
3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.
ГАРАНТ:
Об общественном обсуждении проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, затрагивающих основные направления государственной политики в области социально-экономического развития РФ, см. Указ Президента РФ от 9 февраля 2011 г. N 167
См. комментарии к статье 104 Конституции РФ
ГАРАНТ:
О толковании статьи 105 Конституции см. постановление Конституционного Суда РФ от 23 марта 1995 г. N 1-П
Статья 105
1. Федеральные законы принимаются Государственной Думой.
ГАРАНТ:
О толковании части второй статьи 105 Конституции см. постановлениеКонституционного Суда РФ от 12 апреля 1995 г. N 2-П
2. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.
3. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.
4. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.
ГАРАНТ:
О толковании части пятой статьи 105 Конституции см. постановлениеКонституционного Суда РФ от 12 апреля 1995 г. N 2-П
5. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 105 Конституции РФ
ГАРАНТ:
О толковании статьи 106 Конституции см. постановление Конституционного Суда РФ от 23 марта 1995 г. N 1-П
Статья 106
Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:
а) федерального бюджета;
б) федеральных налогов и сборов;
в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;
д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;
е) войны и мира.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 106 Конституции РФ
Статья 107
ГАРАНТ:
О толковании отдельных положений статьи 107 Конституции см. постановлениеКонституционного Суда РФ от 22 апреля 1996 г. N 10-П
1. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.
2. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.
ГАРАНТ:
О толковании части третьей статьи 107 Конституции см. постановлениеКонституционного Суда РФ от 12 апреля 1995 г. N 2-П
О подтверждении обязанностей Президента РФ, предусмотренных частью третьей статьи 107 Конституции РФ, см. постановление Конституционного Суда РФ от 6 апреля 1998 г. N 11-П
3. Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 107 Конституции РФ
Статья 108
1. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.
ГАРАНТ:
О толковании части второй статьи 108 Конституции см. постановлениеКонституционного Суда РФ от 12 апреля 1995 г. N 2-П
2. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 108 Конституции РФ
Статья 109
ГАРАНТ:
См. толкование положений статей 84 (пункт «б»), 109 (части 1 и 2), 111 (часть 4) и 117 (части 3 и 4) Конституции РФ (во взаимосвязи с другими ее положениями), данное впостановлении Конституционного Суда РФ от 11 ноября 1999 г. N 15-П
1. Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации.
2. В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.
3. Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после ее избрания.
4. Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации.
5. Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 109 Конституции РФ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ПРЕЗИДЕНТОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Реализуется в сфере осуществления палатами ФС РФ их законодательных полномочий и в сфере осуществления ФС РФ и его палатами иных полномочий, установленных Конституцией РФ. Правовой основой такого взаимодействия являются положения Конституции РФ, в т. ч. ч. 3 ст. 5, согласно которой одним из принципов федеративного устройства РФ является единство системы государственной власти; ч. 1, 2 и 3 ст. 80, которыми установлено, что Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Президент РФ принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. В соответствии с Конституцией РФ у Президента РФ есть ряд задач, касающихся парламента в целом. Президент РФ обращается к ФС РФ с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства (ст. 84 Конституции РФ). В послании Президента РФ обычно обобщаются итоги за прошедший год и формулируются цели и задачи, которые, по мнению главы государства, следует взять как ориентиры в деятельности всем государственным органам.
Постоянное взаимодействие с парламентом — существенное и важное направление работы Президента РФ. Глава государства вправе реализовывать право законодательной инициативы, подготавливать и вносить в ГД проекты федеральных законов, участвовать в заседаниях ГД и СФ, в т. ч. закрытых, а также выступать на их заседаниях. Важным кругом вопросов взаимоотношений ФС РФ с Президентом РФ является решение кадровых вопросов, предусматривающих назначение СФ и ГД представляемых Президентом РФ кандидатур на ряд должностей, определенных в Конституции РФ. Во взаимоотношениях Президента РФ с ФС РФ законодательством установлены правовые механизмы, называемые «системой сдержек и противовесов» (право Президента РФ наложить вето на принятый парламентом федеральный закон и установленный порядок преодоления вето парламентом, а также др. механизмы).
Полномочия и процедуры взаимодействия Президента РФ и палат ФС РФ при осуществлении законодательного процесса конкретизированы в Положении о порядке взаимодействия Президента Российской Федерации с палатами Федерального Собрания Российской Федерации в законотворческом процессе, утвержденном Указом Президента РФ от 13 апр. 1996 и регламентах палат ФС РФ.
Президент подписывает и обнародует законы о поправках к Конституции РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы.
Президент вправе распустить ГД в случае, если она выразила недоверие Правительству РФ, а Президент РФ не согласился с ее решением, и ГД в течение 3 месяцев повторно выразила недоверие Правительству РФ (ст. 117 Конституции РФ). Кроме того, роспуск ГД возможен, если Председатель Правительства РФ поставил перед ГД вопрос о доверии Правительству РФ и ГД отказала Правительству РФ в доверии, а Президент РФ предпочитает распустить ГД, нежели отправить Правительство РФ в отставку (ст. 117 Конституции РФ). Роспуск ГД возможен также после трехкратного отклонения палатой представленных ей Президентом РФ кандидатур Председателя Правительства РФ (ст. 111 Конституции РФ).
ГД наделена полномочием по выдвижению обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности, а СФ — полномочием по отрешению Президента РФ от должности (соответственно ст. 103, 102 Конституции РФ).
ФС РФ и его палаты осуществляют также взаимодействие с Президентом РФ по др. вопросам, входящим в их компетенцию.
Глава 5. Федеральное Собрание
Статья 94
Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации.
Статья 95
1. Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.
2. В состав Совета Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного и по одному от исполнительного органа государственной власти.
3. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.
Статья 96
1. Государственная Дума избирается сроком на пять лет.
2. Правила формирования Совета Федерации и правила избрания депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.
Статья 97
1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.
2. Одно и то же лицо не может быть одновременно членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и местного самоуправления.
3. Депутаты Государственной Думы работают на постоянной профессиональной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой работы.
Статья 98
1. Члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока своих полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, обысканы, за исключением случаев задержания на месте преступления. Они не могут подвергаться личному досмотру, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом в целях обеспечения безопасности других лиц.
2. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации в соответствующую палату Федерального Собрания.
Артикул 99
1. Федеральное Собрание действует на постоянной основе.
2. Государственная Дума созывается на первое заседание на тридцатый день после выборов. Президент Российской Федерации вправе созвать заседание Государственной Думы ранее указанного срока.
3. Первое заседание Государственной Думы открывает старший по возрасту депутат.
4. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва срок полномочий Государственной Думы предыдущего созыва истекает.
Артикул 100
1. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.
2. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы открываются. В случаях, предусмотренных процессуальными правилами, палаты вправе проводить закрытые заседания.
3. Палаты могут проводить совместные заседания для рассмотрения посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.
Артикул 101
1. Совет Федерации избирает из числа своих депутатов Председателя Совета Федерации и его заместителей. Государственная Дума избирает из числа своих депутатов Председателя Государственной Думы и его заместителей.
2. Председатель Совета Федерации и его заместители, Председатель Государственной Думы и его заместители председательствуют на заседаниях и руководят внутренней текущей работой соответствующей палаты.
3. Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят парламентские слушания по вопросам, входящим в их компетенцию.
4. Каждая из палат принимает свои регламенты и решает вопросы регламента своей работы.
5. Для контроля за исполнением федерального бюджета Советом Федерации и Государственной Думой создается Счетная палата, состав и порядок работы которой устанавливаются федеральным законом.
Статья 102
1. К ведению Совета Федерации относятся:
- утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
- об утверждении указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;
- об утверждении указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;
- принятие решения о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
- назначение выборов Президента Российской Федерации;
- об импичменте Президента Российской Федерации;
- назначение судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
- о назначении и освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации;
- о назначении и освобождении от должности заместителя председателя и половины аудиторов всей Счетной палаты.
№
№
№
№
№
2. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.
3. Постановление Совета Федерации принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.
Статья 103
1. К ведению Государственной Думы относятся:
- согласие на назначение Председателя Правительства Российской Федерации Президентом Российской Федерации;
- , решающий вопрос о доверии Правительству Российской Федерации;
- заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации об итогах его работы, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;
- назначение и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
- назначение и освобождение от должности Председателя и половины аудиторов Счетной палаты;
- назначение и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
- объявление амнистии;
- о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации в связи с его импичментом.
№
№
2. Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.
3. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иные правила принятия решений не предусмотрены Конституцией Российской Федерации.
Статья 104
1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательной (представительные) органы субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации, Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам, отнесенным к их компетенции.
2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.
3. Законопроекты о введении или отмене налогов, об освобождении от их уплаты, о выдаче государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и иные законопроекты, предусматривающие покрытие расходов за счет средств федерального бюджета, могут быть внесены только по заключение Правительства Российской Федерации.
Артикул 105
1. Федеральные законы принимаются Государственной Думой.
2. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.
3. Федеральные законы, принятые Государственной Думой, в пятидневный срок вносятся на рассмотрение Совета Федерации.
4. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов палаты либо если Совет Федерации не рассмотрит его в течение четырнадцати дней. В случае отклонения закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших противоречий, после чего федеральный закон признается Государственной Думой.
5. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании его поддержало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. .
Статья 106
Обязательному рассмотрению Советом Федерации подлежат федеральные законы, принятые Государственной Думой по следующим вопросам:
- федеральный бюджет;
- федеральные налоги и сборы;
- финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование и денежная эмиссия;
- о ратификации и денонсации международных договоров и соглашений Российской Федерации;
- Статус и охрана государственной границы Российской Федерации;
- мир и война.
Статья 107
1. Принятый федеральный закон в пятидневный срок представляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.
2. Федеральный закон подписывается Президентом Российской Федерации и обнародуется в четырнадцатидневный срок.
3. Если по истечении четырнадцати дней с момента получения федерального закона Президент отклонит его, Государственная Дума и Совет Федерации пересматривают данный закон в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации. Если при повторном голосовании закон будет одобрен в ранее принятой редакции не менее чем двумя третями голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подписывается Президентом в семь дней и обнародовано.
Статья 108
1. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.
2. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен не менее чем тремя четвертями от общего числа членов Совета Федерации и не менее чем двумя третями от общего числа депутатов. Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон подписывается Президентом Российской Федерации в четырнадцатидневный срок и обнародуется.
Артикул 109
1. Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации.
2. В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов таким образом, чтобы вновь избранная Государственная Дума могла собраться не позднее четырех месяцев с момента роспуска.
3. Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после ее избрания.
4. Государственная Дума не может быть распущена с момента предъявления обвинения Президенту Российской Федерации до принятия решения по этому вопросу Советом Федерации.
5. Государственная Дума не может быть распущена в период действия чрезвычайного или военного положения на всей территории Российской Федерации, а также в течение шести месяцев до истечения срока полномочий Президента.
Алфавитный указатель
A B C D E F G H J L M N P R S T
Конституция Российской Федерации РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ Глава 5.
Конституция Российской Федерации РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ Глава 5.
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 94.
Федеральное Собрание — Парламент Российской Федерации — является высшим представительным и законодательным органом Российской Федерации.
Статья 95.
- Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.
- В состав Совета Федерации входят по два депутата от каждого субъекта Федерации: по одному от представительного и по одному от исполнительных органов государственной власти.
- Государственная Дума состоит из 450 депутатов.
Статья 96.
- Государственная Дума избирается сроком на четыре года.
- Порядок формирования Совета Федерации и порядок избрания депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральным законом.
Статья 97.
- Депутатом Государственной Думы может быть избран любой гражданин Российской Федерации в возрасте от 21 года и старше, имеющий право участвовать в выборах.
- Одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Совета Федерации и Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иного представительного органа государственной власти или органов местного самоуправления.
- Депутаты Государственной Думы работают на постоянной профессиональной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе или заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Статья 98.
- Депутаты Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Депутат не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску, кроме случаев задержания при совершении преступления, и не может быть подвергнут личному обыску, за исключением случаев, когда такой обыск предусмотрен законом для обеспечения безопасности других лиц.
- Вопрос о лишении депутата неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания.
Статья 99.
- Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.
- Государственная Дума собирается на первое заседание на 30-й день после избрания. Президент Российской Федерации вправе созвать заседание Государственной Думы досрочно.
- Первое заседание Государственной Думы открывает старший по возрасту депутат.
- С началом работы Государственной Думы нового состава полномочия предыдущей Государственной Думы прекращаются.
Статья 100.
- Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.
- Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. Каждая палата вправе проводить закрытые заседания в порядке, предусмотренном ее регламентом.
- Палаты могут проводить совместные заседания для заслушивания обращений Президента Российской Федерации, обращений Конституционного Суда Российской Федерации и выступлений руководителей иностранных государств.
Статья 101.
- Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей.
- Председатель Совета Федерации и его заместители, Председатель Государственной Думы и его заместители ведут заседания и контролируют соблюдение внутреннего распорядка палаты.
- Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, осуществляют парламентский контроль по вопросам, отнесенным к их компетенции, и проводят парламентские слушания.
- Каждая палата принимает свои правила и решает вопросы внутренней организации и работы.
- Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.
Статья 102.
- К ведению Совета Федерации относятся: а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации; б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения; в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения; г) принятие решения о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации; д) назначение выборов Президента Российской Федерации; е) отрешение от должности Президента Российской Федерации. ж) назначение судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации; и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
- Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.
- Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов всех депутатов Совета Федерации, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.
Статья 103.
- К ведению Государственной Думы относятся: а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации; б) решения о доверии Правительству Российской Федерации; в) назначение и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации; г) назначение и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; д) назначение и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с Федеральным конституционным законом; е) объявление амнистии; ж) предъявление обвинения Президенту Российской Федерации в связи с его импичментом.
- Государственная Дума принимает постановления по вопросам своего ведения, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.
- Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов всех депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.
Статья 104.
- Президент Российской Федерации, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство Российской Федерации и законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации имеют право законодательной инициативы. Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации также обладают правом законодательной инициативы в пределах своей компетенции.
- Законопроекты вносятся в Государственную Думу.
- Могут быть внесены законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выдаче государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и иные законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета в Государственную Думу только при наличии соответствующего постановления Правительства Российской Федерации.
Статья 105.
- Федеральные законы принимаются Государственной Думой.
- Федеральные законы принимаются большинством голосов всех депутатов Государственной Думы, если иное не установлено Конституцией Российской Федерации.
- Законы, принятые Государственной Думой, в пятидневный срок передаются на рассмотрение Совета Федерации.
- Федеральный закон считается принятым Советом Федерации, если за него проголосовало более половины его депутатов или если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения Советом Федерации федерального закона палаты могут создать согласительную комиссию для урегулирования разногласий, после чего федеральный закон повторно рассматривается Государственной Думой.
- В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы .
Статья 106.
Принятые Государственной Думой федеральные законы подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации, если такие законы касаются вопросов: а) федерального бюджета; б) федеральные налоги и сборы; в) финансовое, денежное, кредитное и таможенное регулирование и денежная эмиссия; г) ратификация и денонсация международных договоров Российской Федерации; д) статус и охрана государственной границы Российской Федерации; е) война и мир.
Статья 107.
- Принятый федеральный закон в пятидневный срок направляется Президенту Российской Федерации для подписания и опубликования.
- Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и опубликовывает его.
- В случае отклонения Президентом федерального закона в течение четырнадцати дней со дня его направления Государственная Дума и Совет Федерации вновь рассматривают закон в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации. Если в ходе повторных слушаний федеральный закон будет одобрен в его более ранней редакции большинством не менее чем в две трети голосов от общего числа депутатов Совета Федерации и Государственной Думы, он подписывается Председателем Федерального Собрания. Российской Федерации в семидневный срок и опубликованы.
Статья 108.
- Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.
- Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей от общего числа депутатов Совета Федерации и не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон подписывается Президентом Российской Федерации в течение четырнадцати дней и публикуется.
Статья 109.
- Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации.
- В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации определяет дату выборов таким образом, чтобы вновь избранная Государственная Дума была созвана не позднее четырех месяцев со дня роспуска.