Коптская церковь в египте: КОПТСКАЯ ЦЕРКОВЬ • Большая российская энциклопедия

Разное

КОПТСКАЯ ЦЕРКОВЬ • Большая российская энциклопедия

КО́ПТСКАЯ ЦЕ́РКОВЬ (са­мо­на­зва­ние – Еги­пет­ская пра­во­слав­ная цер­ковь Алек­сан­д­рии), од­на из древ­них вост. хри­сти­ан­ских церк­вей, не при­няв­ших по­ста­нов­ле­ния IV Все­лен­ско­го (Хал­ки­дон­ско­го) со­бо­ра (451).

История

К. ц. ве­дёт свою ис­то­рию от ап. Мар­ка, ко­то­рый, со­глас­но Свя­щен­но­му Пре­да­нию, соз­дал хри­сти­ан­скую об­щи­ну в Егип­те ок. 48. К сер. 5 в. хри­сти­ан­ст­во ис­по­ве­до­ва­ло по­дав­ляю­щее боль­шин­ст­во на­се­ле­ния Егип­та. В кон. 440-х гг. алек­сан­д­рий­ский пат­ри­арх Дио­скор (444–451) вы­сту­пил на сто­ро­не ар­хи­ман­д­ри­та од­но­го из кон­стан­ти­но­поль­ских мо­на­сты­рей Ев­ти­хия, учив­ше­го о еди­ной Бо­же­ст­вен­ной при­ро­де Хри­ста (см. Мо­но­фи­зит­ст­во). Вы­сту­п­ле­ние Ди­о­ско­ра при­ве­ло к рас­ко­лу в Алек­сан­д­рий­ской пра­во­слав­ной церк­ви. Уче­ние, под­дер­жи­вае­мое Дио­ско­ром, взя­ло верх на со­бо­ре в Эфе­се (449), но бы­ло осу­ж­де­но IV Все­лен­ским со­бо­ром в Хал­ки­до­не (451), вы­ра­бо­тав­шим пра­во­слав­ное уче­ние о со­еди­не­нии двух при­род (Бо­же­ст­вен­ной и че­ло­ве­че­ской) во Хри­сте. Дио­скор был низ­ло­жен и от­прав­лен в ссыл­ку, на его ме­сто им­пе­ра­тор на­зна­чил но­во­го пат­ри­ар­ха, не при­знан­но­го боль­шин­ст­вом егип. ми­рян и ду­хо­вен­ст­ва.

На­чи­ная с 451 не­хал­ки­дон­ская док­три­на бы­ла вос­при­ня­та боль­шин­ст­вом егип­тян. В 6 в. у не­хал­ки­до­ни­тов воз­ник­ла от­дель­ная ие­рар­хия, с это­го вре­ме­ни мо­ж­но го­во­рить об их са­мо­сто­ят. Церк­ви. «Не­хал­ки­дон­ское» ду­хо­вен­ст­во Егип­та ак­ти­ви­зи­ро­ва­ло про­по­вед­ни­че­скую дея­тель­ность в Эфио­пии, Ну­бии и не­ко­торых др. рай­онах Аф­ри­ки. В 520–530-х гг. егип. Цер­ковь пре­тер­пе­ла ряд рас­ко­лов. Кри­зис усу­гу­бил­ся го­не­ния­ми, уже­сто­чив­ши­ми­ся при имп. Юс­ти­ниа­не I (527–565). Но­вый ви­ток пре­сле­до­ва­ний со сто­ро­ны ви­зант. вла­стей при­шёл­ся на 620–630-е гг. По­сле за­вое­ва­ния Егип­та ара­ба­ми в 641 егип. хри­стиа­не вос­поль­зо­ва­лись сло­жив­шей­ся си­туа­ци­ей, что­бы по­рвать вся­кие кон­так­ты с Ви­зан­ти­ей. Клир вер­нул­ся в хра­мы, хри­стиа­не-ан­ти­хал­ки­до­ни­ты за­ня­ли боль­шин­ст­во долж­но­стей в ме­ст­ной ад­ми­ни­ст­ра­ции. В то же вре­мя ут­ра­та не­об­хо­ди­мо­сти вес­ти по­ле­ми­ку с ви­зант. Цер­ко­вью обу­сло­ви­ла упа­док егип. бо­го­слов­ской лит-ры. В пер­вые ве­ка араб. вла­ды­че­ст­ва за ав­то­хтон­ны­ми егип­тя­на­ми за­кре­пи­лось на­име­но­ва­ние коп­ты, а за егип. Цер­ко­вью ан­ти­хал­ки­до­ни­тов – Копт­ская цер­ковь.

К. ц., ос­но­вы­ва­ясь на фор­му­ле «еди­ная при­ро­да Бо­га Сло­ва во­пло­щён­ная» (μία φύσις τοῦ Θεοῦ Λόγου σεσαρϰωμένη), при­зна­ёт един­ст­во Хри­ста (μία φύσις ), об­ра­зо­ван­ное не­раз­рыв­ным слия­ни­ем Бо­же­ст­вен­ной и че­ло­ве­че­ской сущ­но­стей «без сме­ше­ния и без из­ме­не­ния». Т. о., с точ­ки зре­ния стро­гой хри­сто­ло­ги­че­ской тер­ми­но­ло­гии К. ц. яв­ля­ет­ся миа­фи­зит­ской, хо­тя в ев­роп. цер­ков­ной и ис­то­рич. тра­ди­ции 19 в. час­то име­но­ва­лась мо­но­фи­зит­ской. Са­ма К. ц. при­зна­ёт мо­но­фи­зит­ст­во ере­сью, об­ви­няя ви­зант. Цер­ковь в на­ме­рен­ном ис­ка­же­нии смыс­ла её уче­ния.

Коптская церковь Богоматери (аль-Муаллака) в Каире. 4–7 вв.

С нач. 8 в. за­вое­ва­те­ли на­ча­ли про­во­дить по­ли­ти­ку ара­би­за­ции стра­ны, вы­тес­не­ния копт­ско­го яз., а так­же чи­нов­ни­ков-хри­сти­ан из ор­га­нов управ­ле­ния. Вве­де­ние со­ци­аль­ных и бы­то­вых ог­ра­ни­че­ний, не­об­хо­ди­мость вы­пла­чи­вать по­душ­ную по­дать под­тал­ки­ва­ли коп­тов к об­ра­ще­нию в ис­лам. В 9 в. хри­стиа­не ста­ли мень­шин­ст­вом на­се­ле­ния Егип­та. Тем не ме­нее в 8–12 вв. му­сульм. вла­сти от­ли­ча­лись вы­со­ким уров­нем ве­ро­тер­пи­мо­сти, за ис­клю­че­ни­ем пе­рио­да прав­ле­ния фа­ти­мид­ско­го ха­ли­фа аль-Ха­ки­ма (996–1021), под­верг­нув­ше­го копт­скую об­щи­ну ре­лиг. пре­сле­до­ва­ни­ям. Пат­ри­арх Хри­сто­дул (1047–77) пе­ре­вёл ре­зиден­цию пред­стоя­те­лей К. ц. из Алек­сан­д­рии в сто­лич­ный Ка­ир, тем са­мым при­бли­зив управ­ле­ние Церк­ви к егип. вла­стям и од­но­вре­мен­но сим­во­ли­че­ски под­черк­нув изо­ля­цию К. ц. от пра­во­слав­ных церк­вей. 12–13 вв. – ко­рот­кий пе­ри­од воз­ро­ж­де­ния копт­ской тео­ло­гии, апо­ло­ге­ти­ки, цер­ков­но-ис­то­рич. нау­ки и ка­но­нич. пра­ва. В пе­ри­од ме­ж­ду 1279 и 1447 мам­люк­ские пра­ви­те­ли Егип­та про­ве­ли ок. 8 кам­па­ний по из­гна­нию копт­ских слу­жа­щих с гос. по­стов и уже­сто­че­нию на­ла­гае­мых на хри­сти­ан со­ци­аль­ных и бы­то­вых ог­ра­ни­че­ний. Го­не­ния при­ве­ли к рез­ко­му со­кра­ще­нию чис­лен­но­сти К. ц., за­кры­тию хра­мов и мо­на­сты­рей, упад­ку цер­ков­ной нау­ки. В 14 в. пре­ры­ва­ет­ся фик­са­ция хро­ни­ста­ми цер­ков­ной ис­то­рии. По­сте­пен­ное вос­ста­нов­ле­ние по­ли­тич. и эко­но­мич. по­зи­ций копт­ской об­щи­ны, ожив­ле­ние ду­хов­ной жиз­ни К. ц. при­шлись на 17–18 вв. На­чи­ная с пат­ри­ар­ха Бут­ру­са VII (1809–1852), копт­ский клир стал воз­вра­щать се­бе ут­ра­чен­ные влия­ние и ав­то­ри­тет в гла­зах егип. вла­стей.

Прав­ле­ния Му­хам­ме­да Али (1805–49), Саи­да-па­ши (1854–63) и хе­ди­ва Ис­маи­ла (1863–79) ста­ли для коп­тов-хри­сти­ан эпо­хой ак­тив­ной ин­те­гра­ции в об­ществ.-по­ли­тич. ин­сти­ту­ты Егип­та. Важ­ны­ми ве­ха­ми в этом про­цес­се яви­лись отмена в от­но­ше­нии коп­тов-хри­сти­ан по­душ­ной по­да­ти (джи­зьи), рас­про­стра­не­ние на них во­ин­ской обя­зан­но­сти, вхо­ж­де­ние в ка­че­ст­ве де­ле­га­тов в егип. Кон­суль­та­тив­ный со­вет. Пред­стоя­тель­ст­во пат­ри­ар­ха Ки­рил­лу­са IV (1854–61), по­лу­чив­ше­го впо­след­ст­вии ти­тул «От­ца копт­ско­го ре­фор­ма­тор­ст­ва», оз­на­ме­но­ва­лось фун­дам. пре­об­ра­зо­ва­ния­ми в сфе­рах об­ра­зо­ва­ния, кни­го­пе­ча­та­ния и бо­го­слу­же­ния. В по­след­ней четв. 19 – 1-й тре­ти 20 вв. обо­ст­ри­лось про­ти­во­стоя­ние пат­ри­ар­ха­та и копт­ской свет­ской вер­хуш­ки, уч­ре­див­шей в 1874 аль-мадж­лис аль-мил­ли (Со­вет об­щи­ны). В то же вре­мя в Егип­те ак­ти­ви­зи­ро­ва­лась про­зе­лит­ская дея­тель­ность зап. церк­вей. Во­зоб­но­вив­шие­ся ещё во 2-й пол. 16 в. кон­так­ты с Рим. пре­сто­лом за­вер­ши­лись рас­ко­лом в К. ц. и об­ра­зо­ва­ни­ем в 1895 уни­ат­ско­го Алек­сан­д­рий­ско­го пат­ри­ар­ха­та. В 1899 из час­ти па­ст­вы К. ц. бы­ла об­разо­ва­на про­тес­тант­ская (пре­сви­те­ри­ан­ская) де­но­ми­на­ция, впо­след­ст­вии по­лу­чив­шая назв. Еван­ге­ли­че­ская цер­ковь Егип­та – Ниль­ский си­нод.

В прав­ле­ние ко­ро­ля Егип­та Фа­ру­ка (1936–52) на­блю­дал­ся рост ис­ла­ми­ст­ских на­строе­ний, ко­то­рый со­про­во­ж­дал­ся по­сте­пен­ным вы­тес­не­ни­ем коп­тов из об­ще­ств. и по­ли­тич. жиз­ни Егип­та. Од­но­вре­мен­но уг­луб­лял­ся кри­зис в К. ц., до­стиг­ший сво­его пи­ка в пе­ри­од, ко­гда пат­ри­ар­шая ка­фед­ра бы­ла ва­кант­на (1942–1944), и во вре­мя пред­стоя­тельств Ма­ка­риу­са III (1944–45) и Йу­су­фа II (1946–1956), низ­ло­жен­но­го по об­ви­не­нию в си­мо­нии. Сре­ди коп­тов на­ча­лась эмиг­ра­ция в стра­ны Ев­ро­пы и США, где об­ра­зо­ва­лась влия­тель­ная копт­ская диа­спо­ра. Пе­ри­од пред­стоя­тель­ст­ва Ки­рил­лу­са VI (1959–71) стал эпо­хой подъ­ё­ма К. ц.: вос­ста­нов­ле­ние мо­на­сты­рей, воз­ро­ж­де­ние копт­ско­го мо­на­ше­ст­ва. Ак­тив­ная об­ществ. и бла­го­тво­рит. дея­тель­ность К. ц. со­про­во­ж­да­лась её во­вле­че­ни­ем в меж­кон­фес­сио­наль­ный диа­лог в стра­не и за ру­бе­жом. Пре­зи­дент Егип­та Г. А. На­сер лич­но за­ло­жил пер­вый ка­мень при по­строй­ке в Каи­ре копт­ско­го со­бо­ра Св. Мар­ка, ку­да в ию­ле 1968 бы­ла тор­же­ствен­но воз­вра­ще­на из Ита­лии часть мо­щей ап. Мар­ка. Пат­рио­тич. на­строй копт­ско­го ду­хо­вен­ст­ва и об­щи­ны про­явил­ся во вре­мя войн с Из­раи­лем 1956 и 1967, про­во­ди­лись му­суль­ма­но-хри­сти­ан­ские де­мон­ст­ра­ции нац. со­ли­дар­но­сти.

Предстоятель Коптской церкви патриарх Шенуда III.

Фото Michael Sleman

Из­бран­ный в 1971 пат­ри­ар­хом Ше­ну­да III про­дол­жил дея­тель­ность по ук­ре­п­ле­нию К. ц. Его мно­го­числ. ви­зи­ты за ру­беж спо­соб­ст­во­ва­ли спло­че­нию копт­ской ди­ас­по­ры. Воз­гла­вив­ше­му еже­ме­сяч­ные со­б­ра­ния аль-мадж­лис аль-мил­ли Ше­ну­де III уда­лось ис­чер­пать про­ти­во­стоя­ние пат­ри­ар­ха­та и свет­ско­го ру­ко­вод­ства копт­ской об­щи­ны, ук­ре­пить по­зи­ции К. ц. как сим­во­ла иден­тич­но­сти об­щи­ны. Вме­сте с тем рост ис­ла­ми­ст­ских на­строе­ний в Егип­те в прав­ле­ние пре­зи­ден­та А. Са­да­та спро­во­ци­ро­вал мно­го­числ. столк­но­ве­ния на ре­лиг. поч­ве, со­про­во­ж­дав­шие­ся по­гро­ма­ми церк­вей, убий­ст­ва­ми и на­си­ли­ем. Про­изо­шёл но­вый ви­ток хри­сти­ан­ской эмиг­ра­ции. В знак про­тес­та про­тив по­пус­ти­тель­ст­ва ис­лам­ско­му экс­тре­миз­му Си­нод К. ц. от­ме­нил пас­халь­ные тор­же­ст­ва 1980. В от­вет Са­дат об­ви­нил Ше­ну­ду III в раз­жи­га­нии ме­жоб­щин­ной роз­ни и под­ры­ве един­ст­ва егип. на­ции. В 1981 пре­зи­дент из­дал указ, от­стра­няв­ший пат­ри­ар­ха от обя­зан­но­стей пред­стоя­те­ля К. ц. Бы­ли аре­сто­ва­ны де­сят­ки ду­хов­ных и свет­ских ли­де­ров копт­ской об­щи­ны, пат­ри­арх со­слан в мон. Ан­ба-Бе­шой. При­шед­шее в 1981 к вла­сти но­вое егип. руко­во­дство пред­при­ня­ло ряд ша­гов по сни­же­нию меж­кон­фес­сио­наль­ной на­пря­жён­но­сти. В 1985 пре­зидент М. Х. Му­ба­рак раз­ре­шил пат­ри­ар­ху вер­нуть­ся к ис­пол­не­нию сво­их обя­зан­но­стей. По­сле объ­яв­ле­ния в 2003 Ро­ж­де­ст­ва нац. празд­ни­ком в Егип­те копт­ские ро­ж­де­ст­вен­ские и пас­халь­ные бо­го­слу­же­ния ста­ли ре­гу­ляр­но транс­ли­ро­вать­ся по гос. те­ле­ка­на­лу.

Современное положение

Ка­но­ни­че­ская тер­ри­то­рия К. ц., по­ми­мо Егип­та, ох­ва­ты­ва­ет Ли­вию и Су­дан. К. ц. вклю­ча­ет 11 ми­тро­по­лий, 54 епи­скоп­ст­ва в Егип­те и за его пре­де­ла­ми (в Ев­ро­пе, Ав­ст­ра­лии, Сев. и Юж. Аме­ри­ке на­хо­дят­ся 12 епар­хий К. ц.), 9 ви­ка­ри­атств. Име­ют­ся так­же 5 пат­ри­ар­ших эк­зар­хов, 11 епи­ско­пов-на­стоя­те­лей пат­ри­ар­ших мо­на­сты­рей, 7 ти­ту­ляр­ных епи­ско­пов, хо­ре­пи­скоп, пат­ри­ар­ший ви­ка­рий. Все­го в К. ц. на­счи­ты­ва­ет­ся ок. 2 тыс. при­хо­дов; к нач. 21 в. бы­ло 22 муж­ских мо­на­сты­ря (18 в Егип­те и 4 в Па­ле­сти­не) и 7 жен­ских.

К. ц. яв­ля­ет­ся цер­ко­вью-ма­те­рью для ав­то­ке­фаль­ных Эфи­оп­ской церк­ви (с 1959) и Эрит­рей­ской церк­ви (с 1998). В 1994 Копт­ский пат­ри­ар­хат при­нял под свою юрис­дик­цию в ка­че­ст­ве отд. ми­тро­по­лии Брит. пра­во­слав­ную цер­ковь, ве­ду­щую своё апо­столь­ское пре­ем­ст­во от си­рий­ской не­хал­ки­дон­ской Церк­ви.

Пред­стоя­те­лем К. ц. яв­ля­ет­ся пат­ри­арх, его ти­тул – Алек­сан­д­рий­ский па­па и пат­ри­арх всея Аф­ри­ки на Свя­щен­ном апо­столь­ском пре­сто­ле Св. Мар­ка, пер­во­свя­щен­ник Егип­та, Пен­та­по­ли­са, Ли­вии, Ну­бии, Су­да­на, Эфио­пии, Эрит­реи и всея Аф­ри­ки. Пат­ри­арх из­би­ра­ет­ся по­жиз­нен­но из чис­ла мо­на­хов и не дол­жен быть мо­ло­же 50 лет. По­ме­ст­ный со­бор из ду­хо­вен­ст­ва и ми­рян (в со­бо­ре 1971 впер­вые уча­ст­во­ва­ли пред­ста­ви­те­ли Эфи­оп­ской церк­ви) вы­дви­га­ет наи­бо­лее дос­той­ные кан­ди­да­ту­ры, вы­бор из 3 пре­тен­ден­тов про­из­во­дит­ся по­сред­ст­вом жре­бия. Выс­ший ор­ган управ­ле­ния К. ц. – Свя­щен­ный Си­нод из 101 чле­на (на 2008), со­би­раю­щий­ся еже­год­но в ка­нун Пя­ти­де­сят­ни­цы. В Си­нод вхо­дят пат­ри­арх, епи­ско­пы, на­стоя­те­ли круп­ней­ших мо­на­сты­рей и чле­ны Ду­хов­но­го со­ве­та при пат­ри­ар­хе.

Бо­го­слу­же­ние ве­дёт­ся на араб. и копт­ском язы­ках. Слу­жат­ся ли­тур­гии свя­ти­те­лей Ва­си­лия Ве­ли­ко­го, Гри­го­рия Бо­го­сло­ва и Ки­рил­ла Алек­сан­д­рий­ско­го. Ка­но­нич. пра­во ос­но­ва­но на но­мо­ка­но­не Ибн аль-Ас­са­ля (13 в.). Семь та­инств дог­ма­ти­че­ски и ли­тур­ги­че­ски сход­ны с пра­во­слав­ны­ми. Цер­ков­ные празд­ни­ки от­ме­ча­ют­ся по юли­ан­ско­му ка­лен­да­рю. Со­хра­нив­шее­ся у коп­тов муж­ское об­ре­за­ние вос­при­ня­то из се­мит­ской тра­ди­ции и по­лу­чи­ло ре­лиг. кон­но­та­цию лишь в 11 в. [ка­но­ны пат­ри­ар­ха Ки­рил­лу­са II (1078–92)]. При вхо­де в храм по­ло­же­но сни­мать обувь. Жерт­вен­ни­ка в ал­та­ре нет, ико­ны и фре­ски в хра­мах не­мно­го­чис­лен­ны. Мо­лить­ся при­ня­то семь раз в су­тки, об­ра­тясь на вос­ток, обя­за­тель­но в го­лов­ных убо­рах, муж­чи­ны от­дель­но от жен­щин. С 1981 жен­щи­ны воз­во­дят­ся в чин диа­ко­нис без ру­ко­по­ло­же­ния и пра­ва при­слу­жи­вать на ли­тур­гии.

Ду­хов­ные се­ми­на­рии на­хо­дят­ся в Каи­ре (основана в 1893) и Алек­сан­д­рии (ос­но­ва­на в 1972). Пе­чат­ный ор­ган К. ц. – ж. «Аль-Ке­ра­за», боль­шим влия­ни­ем поль­зу­ет­ся копт­ский еже­не­дель­ник «Ва­та­ни».

К. ц. на­хо­дит­ся в ев­ха­ри­стич. об­ще­нии с др. не­хал­ки­дон­ски­ми церк­ва­ми. С 1948 яв­ля­ет­ся чле­ном Все­мир­но­го со­ве­та церк­вей. С 2001 К. ц. и Алек­сан­д­рий­ская пра­во­слав­ная цер­ковь (Алек­сан­д­рий­ский гре­ко­пра­во­слав­ный пат­ри­ар­хат) вза­им­но при­зна­ют та­ин­ст­ва кре­ще­ния и бра­ка.

Коптская церковь в Шарм-Эль-Шейхе – православный храм Египта

Коптская церковь – одна из самых молодых достопримечательностей Шарм-Эль-Шейха, известная тем, что сочетает в себе черты православных, католических и протестантских храмов.

Общие сведения

Коптская церковь – один из немногих в Египте христианских храмов, расположенный в Шарм-Эль-Шейхе. Он возвышается в древнем районе Хай эль Нур, неподалеку от Старого Рынка. Это необычная, в первую очередь, с архитектурной точки зрения постройка, появилась на карте города относительно недавно, но вот уже несколько лет пользуется большой популярностью у туристов.

Церковь в Шарм-эль-Шейхе будет интересна иностранным гостям по многим причинам.  Во-первых, это уникальная возможность посетить место, в котором воедино сплелись каноны русской православной и католической церквей с местными традициями и культурой. Во-вторых, постройка будет интересна с точки зрения архитектуры. В-третьих, копты очень хорошо относятся к туристам, и точно уделят вам больше времени и внимания, чем экскурсоводы в мечетях.

Читайте также: Дайвинг в Шарм-эль-Шейхе — особенности и цены.

Особенности церкви

На данный момент прихожанами церкви является порядка 18-22 млн. человек в год, что не меньше, чем во всемирно известных соборах. Если говорить о самой религии, то её последователями являются примерно 8% населения Египта, а это около 10 млн. верующих. Копты считают себя наследниками древних египтян, из-за чего регулярно случаются конфликты с арабским населением, которых они не считают коренным населением Египта.

Важно отметить, что коптская церковь в Шарм-Эль-Шейхе – это не классический православный храм. Между этими двумя христианскими течениями есть ряд существенных различий, которые заключаются как во внешнем облике здания, так и в особенностях богослужения.

Что касается самих коптов, то они:

  1. Не носят крестики. Вместо этого все верующие выбивают у себя на руке тату в форме креста.
  2. Проводят литургию в форме диалога между священником и простыми людьми – каждый может в ней поучаствовать.
  3. Проводят богослужение на арабском и коптском (это уже мёртвый язык).

В православной церкви Шарм-эль-Шейха:

  1. Установлены лавочки, на которых можно сидеть во время богослужения, как в католическом храме.
  2. Проще подойти и дотронуться до святынь – это может сделать любой желающий. При этом, за вами не будут пристально наблюдать.
  3. Свечи разрешено устанавливать только на входе в православный собор.
  4. Перед входом в помещение, где находятся мощи святых, необходимо разуться.
  5. Крест в центральной части церкви состоит из двух плоскостей, благодаря чему его можно увидеть из любой точки помещения.

Таким образом, коптская церковь – это смесь православного и католического храма с восточным колоритом.

Вам будет интересно: Дахаб — Мекка дайверов в Египте.

Внутреннее убранство

Внутреннее убранство коптской церкви в Египте очень яркое и разнообразное: здесь можно встретить и витражи, характерные для католических храмов, и массивные фрески, больше свойственные для православных соборов, и узоры на стенах, характерные только для стран Востока.

Центральная часть – это большой алтарь, на котором можно увидеть иконы в массивных золотых рамах и фрески в верхней части. Практически всё пространство церкви занимают деревянные скамьи, на которых можно сидеть во время богослужения. Почти все стены, на которых нет икон, расписаны витиеватыми арабскими узорами и украшены массивными бардовыми портьерами.

Если поднять голову, можно увидеть большой белоснежный купол, на роспись которого ушло несколько месяцев. К слову, весь храм расписывали 2 художника, и продолжалось это менее двух лет.

Интересной особенностью коптской православной церкви является то, что, лишь взглянув на её стены, можно узнать всё об основных событиях, описанных в Библии – если разглядывать фрески на стенах, поворачиваясь по часовой стрелке, за 5-10 минут можно изучить главную книгу христиан. А если вы будете внимательно слушать экскурсовода, то точно вынесете из православного храма не только массу положительных впечатлений от увиденного, но и новые знания.

Если пройти вглубь помещения и спуститься вниз по ступенькам, можно попасть в нижний храм, который в точности повторяет убранство верхнего. С единственной оговоркой – здесь находятся мощи святых. Интересно, что приложиться к святыням может каждый, и волонтёры, помогающие следить за порядком на территории церкви, не только не будут вам мешать, но даже выйдут из комнаты, чтобы вы могли побыть наедине со своими мыслями.

На заметку! Близ Шарма находится национальный парк Египта Рас-Мохаммед. Что в нем интересного и почему его стоит посетить читайте здесь.

Полезные советы

  1. В отличии от египетских мечетей, которые смотрят на иностранцев исключительно как на мешки с деньгами, служители церкви в Шарм-эль-Шейхе крайне благосклонно относятся к туристам, и всегда стараются сделать максимально много для гостей. Если повезёт, могут даже подарить подарок – небольшой мешочек с мощами святых.
  2. На входе в церковь стоит небольшой ларёк, в котором туристы рекомендуют приобрести коптскую икону.
  3. Интересно, что работать экскурсоводами в церкви Шарм-эль-Шейха могут только египтяне, поэтому для того, чтобы слушать гида, необходимо понимать или арабский, или английский языки.
  4. В церкви разрешено фотографировать, а женщины не обязаны одевать при входе платок и длинную юбку.
  5. Вход в церковь Шарм-эль-Шейха бесплатный. Кроме того, вы можете присоединиться к одной из групп и пройти с экскурсоводом в нижний храм (самостоятельно попасть туда не получится).
  6. Около входа в православный храм Шарм-эль-Шейха есть специальная площадка, на которой могут пообщаться верующие после богослужения.
  7. Церковь очень хорошо охраняется – по всему периметру стоят блокпосты и круглосуточно дежурят полицейские.

Коптская церковь – достопримечательность в центре Старого города, которую стоит посетить для того, чтобы лучше понять, насколько Египет многообразен и необычен.

Всё, что нужно знать о посещении Коптской церкви:

Автор: Мария Протасеня

Коптская православная церковь | Всемирный совет церквей

* Распространение (членство):
— Египет: 11 000 000
— За пределами Египта: 1 000 000 (Австралия, Европа, Северная Америка)

Копты — коренные христиане Египта и прямые потомки древних египтян. Евсевий записывает традицию, согласно которой церковь в Египте была основана святым евангелистом Марком, а Александрия приравнивалась к Антиохии и Риму как одна из главных кафедр ранней церкви. Коптская церковь сильно пострадала от гонений при Диоклетиане. В Египте о быстром развитии монашества свидетельствуют многочисленные коптские «Жития святых» и «Изречения отцов». Византийское политическое господство и непонимание коптской доктрины стали причиной тяжелых страданий Коптской церкви от рук византийских правителей. В 616 г. копты попали под персидское господство. В 642 г. они были завоеваны арабами, господство которых в различных формах продолжается до наших дней. Долгие периоды относительного мира внезапно нарушались преследованиями, т.е. при халифе эль-Хакиме (996-1021), который, как говорят, разрушил 3000 церквей и вызвал отступничество большого числа людей. Коптская церковь является крупнейшей христианской общиной на Ближнем Востоке. Коптский язык используется в основном в церкви и в богослужебных книгах, в которых арабский текст представлен параллельными столбцами. Используются литургии св. Василия, св. Григория и св. Кирилла. Соблюдаются пять важных постов: 1) предпостный пост Ниневии, 2) великий пост Великого поста, 3) пост Рождества Христова, 4) пост апостолов, после Вознесения, 5) пост Богородицы перед Успением. Кроме того, среда и пятница являются постными днями, за исключением периода между Пасхой и Пятидесятницей. Из сотен монастырей, процветавших в пустынях Египта, сейчас осталось двадцать с более чем 1000 монахов и семь монастырей с примерно 600 монахинями.

К середине 19 века Коптская церковь начала переживать фазы нового развития. Были созданы начальные, средние и технические школы для мальчиков и девочек, некоторые патриархатом и епархиальными властями, другие различными коптскими благотворительными обществами. В 1975 г. в Каире была воссоздана Духовная школа по подготовке священников и мирян под названием Теологическая семинария. Сегодня существует девять семинарий в Египте и пять за пределами страны.

Следует отметить, что коптский язык, будучи последней формой или стадией древнеегипетского языка (изначально написанного в виде изображений, называемых иероглифами), незаменим для изучения истории фараонов и библейских исследований. Во II веке нашей эры Пантен, глава теологической школы в Александрии, установил коптский алфавит, используя греческие буквы и добавляя семь египетских букв, которые соответствуют звукам, не существующим в греческом языке, чтобы фонетически записать народный язык греческого языка. Египет. Общественный интерес к теологическим исследованиям, а также к коптской истории и традициям привел к основанию церковью Института коптских исследований в Каире. В настоящее время в институте обучается более ста аспирантов.

Коптские миряне (мужчины и женщины) активно участвуют в жизни церкви. Приходские церковные советы состоят из различных подкомитетов, которые сотрудничают с духовенством для удовлетворения пастырских и социальных потребностей общины. Епархиальные общины и приходские приходы создали большое количество благотворительных обществ, охватывающих широкий спектр духовных, образовательных и социальных услуг.

Коптское христианство в Египте | Религия и общественная жизнь в Гарвардской школе богословия

Копты-христиане составляют крупнейшее и наиболее значительное меньшинство Египта и самое многочисленное христианское население на Ближнем Востоке. Это восточно-православная традиция, и большинство коптов следуют Коптской православной церкви Александрии. Исторически коптская церковь имеет корни в Египте, восходящие к самым ранним дням христианства; Христианские религиозные объекты отмечают место, где, как считается, останавливались Мария, Иосиф и Иисус во время своего бегства в Египет, и находятся недалеко от многовековых коптских церквей.

Коптская церковь пережила религиозное возрождение, начавшееся в 1950-х годах, и в настоящее время насчитывает около семи миллионов членов в Египте, хотя численность населения оспаривается в стране, где вопросы религиозных меньшинств сильно политизированы. За этим возрождением наблюдали два выдающихся церковных лидера: Папа Кирилл VI (ум. 1971 г.) и Папа Шенуда III (ум. 2012 г.), последний курировал расширение церковной деятельности, создание молодежных групп и расширение диалога с другими христианами. религиозные лидеры. Нынешний Папа — Тавадрос II (р. 19 г.).52).

Ранние националистические движения часто игнорировали религиозные и этнические различия, чтобы продвигать египетскую тематику, хотя и не всегда. Коптские египтяне были активными участниками националистических и антиколониалистских движений, но с осторожностью относились к любым нарративам, изображавшим египетскую идентичность как исламскую по своей сути, включая революцию свободных офицеров 1952 года. В 1955 году Насер упразднил религиозные суды, в том числе независимые коптские суды, руководствующиеся собственными законами о личном статусе. На коптов негативно повлияло создание Израиля, и некоторые исламисты обвинили их в сочувствии делу Израиля. В последующие десятилетия возрождение ислама побудило растущее число коптов иммигрировать в Северную Америку, где в настоящее время проживает самая большая коптская диаспора. 1971 Введение статьи 2 в конституцию, в которой говорилось, что исламское право является основным источником египетского законодательства, поощряло правовые, социальные и политические тенденции, которые маргинализировали общины египетских меньшинств, включая коптов.

Тем не менее, копты продолжают активно участвовать в политической и общественной жизни Египта. Египетские копты были среди сотен тысяч протестовавших во время «арабской весны»; мощные образы коптов, защищающих молящихся мусульман, и мусульман, защищающих коптов во время молитвы, намекают на чувство националистической революционной солидарности. Эти чувства были омрачены в последующие месяцы, когда коптские церкви подвергались бомбардировкам, а в октябре 2011 года, когда акция протеста против разрушения коптской церкви в Асуане, проходившая в Каире, подверглась нападению со стороны египетских военных и полиции, в результате чего погибло 28 человек. Коптские египтяне были обеспокоены продолжающимся подъемом исламистских политических партий и президентством Мухаммеда Мурси; он и «Братья-мусульмане» продемонстрировали мало сочувствия правам религиозных и других меньшинств.

В современном дискурсе о египетских коптах доминирует предположение, что копты образуют монолитное преследуемое сообщество, игнорируя широкое разнообразие точек зрения, которых копты придерживались исторически и в настоящее время. Этот стереотип разделяют коптские организации за границей, которые одинаково изображают отношения коптов с мусульманами и с египетским правительством как отношения бессилия/власти, пассивности/угнетения, нужды/пренебрежения и пацифизма/сектантства.

Эти бинарники имеют свою историю. Представление о том, что копты по своей сути отделены от мусульман на основании их религиозной идентичности, является наследием миллета 9.0027 Система, использовавшаяся в период Османской империи в Египте и других странах региона. Коптские рассказы о гонениях основаны на исторической памяти об «Эре мучеников», резне сотен тысяч коптов, начавшейся в 302 г. н.э. при императоре Диоклетиане (что знаменует собой начало коптского календаря), так что церковь действует как защитник меньшинства, которое на протяжении всей своей истории считалось находящимся в осаде. Повествование о мученичестве является одним из наиболее известных как в прошлом, так и сегодня, которое отодвинуло на второй план другие повествования, в которых копты выражают политическую или социальную активность, включая выражение мусульманско-христианской национальной солидарности или в которых соревнуются различные коптские взгляды.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts