Коптская церковь в египте: КОПТСКАЯ ЦЕРКОВЬ • Большая российская энциклопедия
Содержание
КОПТСКАЯ ЦЕРКОВЬ • Большая российская энциклопедия
КО́ПТСКАЯ ЦЕ́РКОВЬ (самоназвание – Египетская православная церковь Александрии), одна из древних вост. христианских церквей, не принявших постановления IV Вселенского (Халкидонского) собора (451).
История
К. ц. ведёт свою историю от ап. Марка, который, согласно Священному Преданию, создал христианскую общину в Египте ок. 48. К сер. 5 в. христианство исповедовало подавляющее большинство населения Египта. В кон. 440-х гг. александрийский патриарх Диоскор (444–451) выступил на стороне архимандрита одного из константинопольских монастырей Евтихия, учившего о единой Божественной природе Христа (см. Монофизитство). Выступление Диоскора привело к расколу в Александрийской православной церкви. Учение, поддерживаемое Диоскором, взяло верх на соборе в Эфесе (449), но было осуждено IV Вселенским собором в Халкидоне (451), выработавшим православное учение о соединении двух природ (Божественной и человеческой) во Христе. Диоскор был низложен и отправлен в ссылку, на его место император назначил нового патриарха, не признанного большинством егип. мирян и духовенства.
Начиная с 451 нехалкидонская доктрина была воспринята большинством египтян. В 6 в. у нехалкидонитов возникла отдельная иерархия, с этого времени можно говорить об их самостоят. Церкви. «Нехалкидонское» духовенство Египта активизировало проповедническую деятельность в Эфиопии, Нубии и некоторых др. районах Африки. В 520–530-х гг. егип. Церковь претерпела ряд расколов. Кризис усугубился гонениями, ужесточившимися при имп. Юстиниане I (527–565). Новый виток преследований со стороны визант. властей пришёлся на 620–630-е гг. После завоевания Египта арабами в 641 егип. христиане воспользовались сложившейся ситуацией, чтобы порвать всякие контакты с Византией. Клир вернулся в храмы, христиане-антихалкидониты заняли большинство должностей в местной администрации. В то же время утрата необходимости вести полемику с визант. Церковью обусловила упадок егип. богословской лит-ры. В первые века араб. владычества за автохтонными египтянами закрепилось наименование копты, а за егип. Церковью антихалкидонитов – Коптская церковь.
К. ц., основываясь на формуле «единая природа Бога Слова воплощённая» (μία φύσις τοῦ Θεοῦ Λόγου σεσαρϰωμένη), признаёт единство Христа (μία φύσις ), образованное неразрывным слиянием Божественной и человеческой сущностей «без смешения и без изменения». Т. о., с точки зрения строгой христологической терминологии К. ц. является миафизитской, хотя в европ. церковной и историч. традиции 19 в. часто именовалась монофизитской. Сама К. ц. признаёт монофизитство ересью, обвиняя визант. Церковь в намеренном искажении смысла её учения.
Коптская церковь Богоматери (аль-Муаллака) в Каире. 4–7 вв.
С нач. 8 в. завоеватели начали проводить политику арабизации страны, вытеснения коптского яз., а также чиновников-христиан из органов управления. Введение социальных и бытовых ограничений, необходимость выплачивать подушную подать подталкивали коптов к обращению в ислам. В 9 в. христиане стали меньшинством населения Египта. Тем не менее в 8–12 вв. мусульм. власти отличались высоким уровнем веротерпимости, за исключением периода правления фатимидского халифа аль-Хакима (996–1021), подвергнувшего коптскую общину религ. преследованиям. Патриарх Христодул (1047–77) перевёл резиденцию предстоятелей К. ц. из Александрии в столичный Каир, тем самым приблизив управление Церкви к егип. властям и одновременно символически подчеркнув изоляцию К. ц. от православных церквей. 12–13 вв. – короткий период возрождения коптской теологии, апологетики, церковно-историч. науки и канонич. права. В период между 1279 и 1447 мамлюкские правители Египта провели ок. 8 кампаний по изгнанию коптских служащих с гос. постов и ужесточению налагаемых на христиан социальных и бытовых ограничений. Гонения привели к резкому сокращению численности К. ц., закрытию храмов и монастырей, упадку церковной науки. В 14 в. прерывается фиксация хронистами церковной истории. Постепенное восстановление политич. и экономич. позиций коптской общины, оживление духовной жизни К. ц. пришлись на 17–18 вв. Начиная с патриарха Бутруса VII (1809–1852), коптский клир стал возвращать себе утраченные влияние и авторитет в глазах егип. властей.
Правления Мухаммеда Али (1805–49), Саида-паши (1854–63) и хедива Исмаила (1863–79) стали для коптов-христиан эпохой активной интеграции в обществ.-политич. институты Египта. Важными вехами в этом процессе явились отмена в отношении коптов-христиан подушной подати (джизьи), распространение на них воинской обязанности, вхождение в качестве делегатов в егип. Консультативный совет. Предстоятельство патриарха Кириллуса IV (1854–61), получившего впоследствии титул «Отца коптского реформаторства», ознаменовалось фундам. преобразованиями в сферах образования, книгопечатания и богослужения. В последней четв. 19 – 1-й трети 20 вв. обострилось противостояние патриархата и коптской светской верхушки, учредившей в 1874 аль-маджлис аль-милли (Совет общины). В то же время в Египте активизировалась прозелитская деятельность зап. церквей. Возобновившиеся ещё во 2-й пол. 16 в. контакты с Рим. престолом завершились расколом в К. ц. и образованием в 1895 униатского Александрийского патриархата. В 1899 из части паствы К. ц. была образована протестантская (пресвитерианская) деноминация, впоследствии получившая назв. Евангелическая церковь Египта – Нильский синод.
В правление короля Египта Фарука (1936–52) наблюдался рост исламистских настроений, который сопровождался постепенным вытеснением коптов из обществ. и политич. жизни Египта. Одновременно углублялся кризис в К. ц., достигший своего пика в период, когда патриаршая кафедра была вакантна (1942–1944), и во время предстоятельств Макариуса III (1944–45) и Йусуфа II (1946–1956), низложенного по обвинению в симонии. Среди коптов началась эмиграция в страны Европы и США, где образовалась влиятельная коптская диаспора. Период предстоятельства Кириллуса VI (1959–71) стал эпохой подъёма К. ц.: восстановление монастырей, возрождение коптского монашества. Активная обществ. и благотворит. деятельность К. ц. сопровождалась её вовлечением в межконфессиональный диалог в стране и за рубежом. Президент Египта Г. А. Насер лично заложил первый камень при постройке в Каире коптского собора Св. Марка, куда в июле 1968 была торжественно возвращена из Италии часть мощей ап. Марка. Патриотич. настрой коптского духовенства и общины проявился во время войн с Израилем 1956 и 1967, проводились мусульмано-христианские демонстрации нац. солидарности.
Предстоятель Коптской церкви патриарх Шенуда III.
Фото Michael Sleman
Избранный в 1971 патриархом Шенуда III продолжил деятельность по укреплению К. ц. Его многочисл. визиты за рубеж способствовали сплочению коптской диаспоры. Возглавившему ежемесячные собрания аль-маджлис аль-милли Шенуде III удалось исчерпать противостояние патриархата и светского руководства коптской общины, укрепить позиции К. ц. как символа идентичности общины. Вместе с тем рост исламистских настроений в Египте в правление президента А. Садата спровоцировал многочисл. столкновения на религ. почве, сопровождавшиеся погромами церквей, убийствами и насилием. Произошёл новый виток христианской эмиграции. В знак протеста против попустительства исламскому экстремизму Синод К. ц. отменил пасхальные торжества 1980. В ответ Садат обвинил Шенуду III в разжигании межобщинной розни и подрыве единства егип. нации. В 1981 президент издал указ, отстранявший патриарха от обязанностей предстоятеля К. ц. Были арестованы десятки духовных и светских лидеров коптской общины, патриарх сослан в мон. Анба-Бешой. Пришедшее в 1981 к власти новое егип. руководство предприняло ряд шагов по снижению межконфессиональной напряжённости. В 1985 президент М. Х. Мубарак разрешил патриарху вернуться к исполнению своих обязанностей. После объявления в 2003 Рождества нац. праздником в Египте коптские рождественские и пасхальные богослужения стали регулярно транслироваться по гос. телеканалу.
Современное положение
Каноническая территория К. ц., помимо Египта, охватывает Ливию и Судан. К. ц. включает 11 митрополий, 54 епископства в Египте и за его пределами (в Европе, Австралии, Сев. и Юж. Америке находятся 12 епархий К. ц.), 9 викариатств. Имеются также 5 патриарших экзархов, 11 епископов-настоятелей патриарших монастырей, 7 титулярных епископов, хорепископ, патриарший викарий. Всего в К. ц. насчитывается ок. 2 тыс. приходов; к нач. 21 в. было 22 мужских монастыря (18 в Египте и 4 в Палестине) и 7 женских.
К. ц. является церковью-матерью для автокефальных Эфиопской церкви (с 1959) и Эритрейской церкви (с 1998). В 1994 Коптский патриархат принял под свою юрисдикцию в качестве отд. митрополии Брит. православную церковь, ведущую своё апостольское преемство от сирийской нехалкидонской Церкви.
Предстоятелем К. ц. является патриарх, его титул – Александрийский папа и патриарх всея Африки на Священном апостольском престоле Св. Марка, первосвященник Египта, Пентаполиса, Ливии, Нубии, Судана, Эфиопии, Эритреи и всея Африки. Патриарх избирается пожизненно из числа монахов и не должен быть моложе 50 лет. Поместный собор из духовенства и мирян (в соборе 1971 впервые участвовали представители Эфиопской церкви) выдвигает наиболее достойные кандидатуры, выбор из 3 претендентов производится посредством жребия. Высший орган управления К. ц. – Священный Синод из 101 члена (на 2008), собирающийся ежегодно в канун Пятидесятницы. В Синод входят патриарх, епископы, настоятели крупнейших монастырей и члены Духовного совета при патриархе.
Богослужение ведётся на араб. и коптском языках. Служатся литургии святителей Василия Великого, Григория Богослова и Кирилла Александрийского. Канонич. право основано на номоканоне Ибн аль-Ассаля (13 в.). Семь таинств догматически и литургически сходны с православными. Церковные праздники отмечаются по юлианскому календарю. Сохранившееся у коптов мужское обрезание воспринято из семитской традиции и получило религ. коннотацию лишь в 11 в. [каноны патриарха Кириллуса II (1078–92)]. При входе в храм положено снимать обувь. Жертвенника в алтаре нет, иконы и фрески в храмах немногочисленны. Молиться принято семь раз в сутки, обратясь на восток, обязательно в головных уборах, мужчины отдельно от женщин. С 1981 женщины возводятся в чин диаконис без рукоположения и права прислуживать на литургии.
Духовные семинарии находятся в Каире (основана в 1893) и Александрии (основана в 1972). Печатный орган К. ц. – ж. «Аль-Кераза», большим влиянием пользуется коптский еженедельник «Ватани».
К. ц. находится в евхаристич. общении с др. нехалкидонскими церквами. С 1948 является членом Всемирного совета церквей. С 2001 К. ц. и Александрийская православная церковь (Александрийский грекоправославный патриархат) взаимно признают таинства крещения и брака.
Коптская церковь в Шарм-Эль-Шейхе – православный храм Египта
Коптская церковь – одна из самых молодых достопримечательностей Шарм-Эль-Шейха, известная тем, что сочетает в себе черты православных, католических и протестантских храмов.
Общие сведения
Коптская церковь – один из немногих в Египте христианских храмов, расположенный в Шарм-Эль-Шейхе. Он возвышается в древнем районе Хай эль Нур, неподалеку от Старого Рынка. Это необычная, в первую очередь, с архитектурной точки зрения постройка, появилась на карте города относительно недавно, но вот уже несколько лет пользуется большой популярностью у туристов.
Церковь в Шарм-эль-Шейхе будет интересна иностранным гостям по многим причинам. Во-первых, это уникальная возможность посетить место, в котором воедино сплелись каноны русской православной и католической церквей с местными традициями и культурой. Во-вторых, постройка будет интересна с точки зрения архитектуры. В-третьих, копты очень хорошо относятся к туристам, и точно уделят вам больше времени и внимания, чем экскурсоводы в мечетях.
Читайте также: Дайвинг в Шарм-эль-Шейхе — особенности и цены.
Особенности церкви
На данный момент прихожанами церкви является порядка 18-22 млн. человек в год, что не меньше, чем во всемирно известных соборах. Если говорить о самой религии, то её последователями являются примерно 8% населения Египта, а это около 10 млн. верующих. Копты считают себя наследниками древних египтян, из-за чего регулярно случаются конфликты с арабским населением, которых они не считают коренным населением Египта.
Важно отметить, что коптская церковь в Шарм-Эль-Шейхе – это не классический православный храм. Между этими двумя христианскими течениями есть ряд существенных различий, которые заключаются как во внешнем облике здания, так и в особенностях богослужения.
Что касается самих коптов, то они:
- Не носят крестики. Вместо этого все верующие выбивают у себя на руке тату в форме креста.
- Проводят литургию в форме диалога между священником и простыми людьми – каждый может в ней поучаствовать.
- Проводят богослужение на арабском и коптском (это уже мёртвый язык).
В православной церкви Шарм-эль-Шейха:
- Установлены лавочки, на которых можно сидеть во время богослужения, как в католическом храме.
- Проще подойти и дотронуться до святынь – это может сделать любой желающий. При этом, за вами не будут пристально наблюдать.
- Свечи разрешено устанавливать только на входе в православный собор.
- Перед входом в помещение, где находятся мощи святых, необходимо разуться.
- Крест в центральной части церкви состоит из двух плоскостей, благодаря чему его можно увидеть из любой точки помещения.
Таким образом, коптская церковь – это смесь православного и католического храма с восточным колоритом.
Вам будет интересно: Дахаб — Мекка дайверов в Египте.
Внутреннее убранство
Внутреннее убранство коптской церкви в Египте очень яркое и разнообразное: здесь можно встретить и витражи, характерные для католических храмов, и массивные фрески, больше свойственные для православных соборов, и узоры на стенах, характерные только для стран Востока.
Центральная часть – это большой алтарь, на котором можно увидеть иконы в массивных золотых рамах и фрески в верхней части. Практически всё пространство церкви занимают деревянные скамьи, на которых можно сидеть во время богослужения. Почти все стены, на которых нет икон, расписаны витиеватыми арабскими узорами и украшены массивными бардовыми портьерами.
Если поднять голову, можно увидеть большой белоснежный купол, на роспись которого ушло несколько месяцев. К слову, весь храм расписывали 2 художника, и продолжалось это менее двух лет.
Интересной особенностью коптской православной церкви является то, что, лишь взглянув на её стены, можно узнать всё об основных событиях, описанных в Библии – если разглядывать фрески на стенах, поворачиваясь по часовой стрелке, за 5-10 минут можно изучить главную книгу христиан. А если вы будете внимательно слушать экскурсовода, то точно вынесете из православного храма не только массу положительных впечатлений от увиденного, но и новые знания.
Если пройти вглубь помещения и спуститься вниз по ступенькам, можно попасть в нижний храм, который в точности повторяет убранство верхнего. С единственной оговоркой – здесь находятся мощи святых. Интересно, что приложиться к святыням может каждый, и волонтёры, помогающие следить за порядком на территории церкви, не только не будут вам мешать, но даже выйдут из комнаты, чтобы вы могли побыть наедине со своими мыслями.
На заметку! Близ Шарма находится национальный парк Египта Рас-Мохаммед. Что в нем интересного и почему его стоит посетить читайте здесь.
Полезные советы
- В отличии от египетских мечетей, которые смотрят на иностранцев исключительно как на мешки с деньгами, служители церкви в Шарм-эль-Шейхе крайне благосклонно относятся к туристам, и всегда стараются сделать максимально много для гостей. Если повезёт, могут даже подарить подарок – небольшой мешочек с мощами святых.
- На входе в церковь стоит небольшой ларёк, в котором туристы рекомендуют приобрести коптскую икону.
- Интересно, что работать экскурсоводами в церкви Шарм-эль-Шейха могут только египтяне, поэтому для того, чтобы слушать гида, необходимо понимать или арабский, или английский языки.
- В церкви разрешено фотографировать, а женщины не обязаны одевать при входе платок и длинную юбку.
- Вход в церковь Шарм-эль-Шейха бесплатный. Кроме того, вы можете присоединиться к одной из групп и пройти с экскурсоводом в нижний храм (самостоятельно попасть туда не получится).
- Около входа в православный храм Шарм-эль-Шейха есть специальная площадка, на которой могут пообщаться верующие после богослужения.
- Церковь очень хорошо охраняется – по всему периметру стоят блокпосты и круглосуточно дежурят полицейские.
Коптская церковь – достопримечательность в центре Старого города, которую стоит посетить для того, чтобы лучше понять, насколько Египет многообразен и необычен.
Всё, что нужно знать о посещении Коптской церкви:
Автор: Мария Протасеня
Коптская православная церковь | Всемирный совет церквей
* Распространение (членство):
— Египет: 11 000 000
— За пределами Египта: 1 000 000 (Австралия, Европа, Северная Америка)
Копты — коренные христиане Египта и прямые потомки древних египтян. Евсевий записывает традицию, согласно которой церковь в Египте была основана святым евангелистом Марком, а Александрия приравнивалась к Антиохии и Риму как одна из главных кафедр ранней церкви. Коптская церковь сильно пострадала от гонений при Диоклетиане. В Египте о быстром развитии монашества свидетельствуют многочисленные коптские «Жития святых» и «Изречения отцов». Византийское политическое господство и непонимание коптской доктрины стали причиной тяжелых страданий Коптской церкви от рук византийских правителей. В 616 г. копты попали под персидское господство. В 642 г. они были завоеваны арабами, господство которых в различных формах продолжается до наших дней. Долгие периоды относительного мира внезапно нарушались преследованиями, т.е. при халифе эль-Хакиме (996-1021), который, как говорят, разрушил 3000 церквей и вызвал отступничество большого числа людей. Коптская церковь является крупнейшей христианской общиной на Ближнем Востоке. Коптский язык используется в основном в церкви и в богослужебных книгах, в которых арабский текст представлен параллельными столбцами. Используются литургии св. Василия, св. Григория и св. Кирилла. Соблюдаются пять важных постов: 1) предпостный пост Ниневии, 2) великий пост Великого поста, 3) пост Рождества Христова, 4) пост апостолов, после Вознесения, 5) пост Богородицы перед Успением. Кроме того, среда и пятница являются постными днями, за исключением периода между Пасхой и Пятидесятницей. Из сотен монастырей, процветавших в пустынях Египта, сейчас осталось двадцать с более чем 1000 монахов и семь монастырей с примерно 600 монахинями.
К середине 19 века Коптская церковь начала переживать фазы нового развития. Были созданы начальные, средние и технические школы для мальчиков и девочек, некоторые патриархатом и епархиальными властями, другие различными коптскими благотворительными обществами. В 1975 г. в Каире была воссоздана Духовная школа по подготовке священников и мирян под названием Теологическая семинария. Сегодня существует девять семинарий в Египте и пять за пределами страны.
Следует отметить, что коптский язык, будучи последней формой или стадией древнеегипетского языка (изначально написанного в виде изображений, называемых иероглифами), незаменим для изучения истории фараонов и библейских исследований. Во II веке нашей эры Пантен, глава теологической школы в Александрии, установил коптский алфавит, используя греческие буквы и добавляя семь египетских букв, которые соответствуют звукам, не существующим в греческом языке, чтобы фонетически записать народный язык греческого языка. Египет. Общественный интерес к теологическим исследованиям, а также к коптской истории и традициям привел к основанию церковью Института коптских исследований в Каире. В настоящее время в институте обучается более ста аспирантов.
Коптские миряне (мужчины и женщины) активно участвуют в жизни церкви. Приходские церковные советы состоят из различных подкомитетов, которые сотрудничают с духовенством для удовлетворения пастырских и социальных потребностей общины. Епархиальные общины и приходские приходы создали большое количество благотворительных обществ, охватывающих широкий спектр духовных, образовательных и социальных услуг.
Коптское христианство в Египте | Религия и общественная жизнь в Гарвардской школе богословия
Копты-христиане составляют крупнейшее и наиболее значительное меньшинство Египта и самое многочисленное христианское население на Ближнем Востоке. Это восточно-православная традиция, и большинство коптов следуют Коптской православной церкви Александрии. Исторически коптская церковь имеет корни в Египте, восходящие к самым ранним дням христианства; Христианские религиозные объекты отмечают место, где, как считается, останавливались Мария, Иосиф и Иисус во время своего бегства в Египет, и находятся недалеко от многовековых коптских церквей.
Коптская церковь пережила религиозное возрождение, начавшееся в 1950-х годах, и в настоящее время насчитывает около семи миллионов членов в Египте, хотя численность населения оспаривается в стране, где вопросы религиозных меньшинств сильно политизированы. За этим возрождением наблюдали два выдающихся церковных лидера: Папа Кирилл VI (ум. 1971 г.) и Папа Шенуда III (ум. 2012 г.), последний курировал расширение церковной деятельности, создание молодежных групп и расширение диалога с другими христианами. религиозные лидеры. Нынешний Папа — Тавадрос II (р. 19 г.).52).
Ранние националистические движения часто игнорировали религиозные и этнические различия, чтобы продвигать египетскую тематику, хотя и не всегда. Коптские египтяне были активными участниками националистических и антиколониалистских движений, но с осторожностью относились к любым нарративам, изображавшим египетскую идентичность как исламскую по своей сути, включая революцию свободных офицеров 1952 года. В 1955 году Насер упразднил религиозные суды, в том числе независимые коптские суды, руководствующиеся собственными законами о личном статусе. На коптов негативно повлияло создание Израиля, и некоторые исламисты обвинили их в сочувствии делу Израиля. В последующие десятилетия возрождение ислама побудило растущее число коптов иммигрировать в Северную Америку, где в настоящее время проживает самая большая коптская диаспора. 1971 Введение статьи 2 в конституцию, в которой говорилось, что исламское право является основным источником египетского законодательства, поощряло правовые, социальные и политические тенденции, которые маргинализировали общины египетских меньшинств, включая коптов.
Тем не менее, копты продолжают активно участвовать в политической и общественной жизни Египта. Египетские копты были среди сотен тысяч протестовавших во время «арабской весны»; мощные образы коптов, защищающих молящихся мусульман, и мусульман, защищающих коптов во время молитвы, намекают на чувство националистической революционной солидарности. Эти чувства были омрачены в последующие месяцы, когда коптские церкви подвергались бомбардировкам, а в октябре 2011 года, когда акция протеста против разрушения коптской церкви в Асуане, проходившая в Каире, подверглась нападению со стороны египетских военных и полиции, в результате чего погибло 28 человек. Коптские египтяне были обеспокоены продолжающимся подъемом исламистских политических партий и президентством Мухаммеда Мурси; он и «Братья-мусульмане» продемонстрировали мало сочувствия правам религиозных и других меньшинств.
В современном дискурсе о египетских коптах доминирует предположение, что копты образуют монолитное преследуемое сообщество, игнорируя широкое разнообразие точек зрения, которых копты придерживались исторически и в настоящее время. Этот стереотип разделяют коптские организации за границей, которые одинаково изображают отношения коптов с мусульманами и с египетским правительством как отношения бессилия/власти, пассивности/угнетения, нужды/пренебрежения и пацифизма/сектантства.
Эти бинарники имеют свою историю. Представление о том, что копты по своей сути отделены от мусульман на основании их религиозной идентичности, является наследием миллета 9.0027 Система, использовавшаяся в период Османской империи в Египте и других странах региона. Коптские рассказы о гонениях основаны на исторической памяти об «Эре мучеников», резне сотен тысяч коптов, начавшейся в 302 г. н.э. при императоре Диоклетиане (что знаменует собой начало коптского календаря), так что церковь действует как защитник меньшинства, которое на протяжении всей своей истории считалось находящимся в осаде. Повествование о мученичестве является одним из наиболее известных как в прошлом, так и сегодня, которое отодвинуло на второй план другие повествования, в которых копты выражают политическую или социальную активность, включая выражение мусульманско-христианской национальной солидарности или в которых соревнуются различные коптские взгляды.