Корейша иван: Непостижимый Корейша, или сумасшедший дом, куда Москва ездила советоваться

Разное

КОРЕЙША

Иван Яковлевич (8.09.1783, Смоленская губ.- 6.09.1861, Москва), юродивый. Описанию жизни К. посвящена обширная лит-ра, он привлек внимание Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, Н. С. Лескова, И. А. Бунина, А. Н. Островского и др. Но единственным автором, много лет лично знавшим К. и его почитателей, был А. Ф. Киреев, использовавший в своей книге рассказы юродивого (Киреев. 1898).

Юродивый Корейша. Рис. Кирнева

Юродивый Корейша. Рис. Кирнева

Биографические сведения, особенно о раннем периоде жизни К., крайне противоречивы, а часто и легендарны. К. род. в семье священника, в 1783 г. поступил во 2-й класс уездного уч-ща, откуда через 3 года был переведен в Смоленскую ДС. В 1803 г. окончил семинарию и был определен учителем Поречского ДУ. Со временем К. стал вести уединенный, отшельнический образ жизни, неск. лет паломничал: посетил Киево-Печерскую лавру, Соловецкий в честь Преображения Господня монастырь, Нилову Столобенскую в честь Богоявления пустынь и др. обители. По возвращении домой поселился в заброшенной деревенской бане. К. почитали как старца; он терпеливо принимал посетителей, приходивших к нему и за духовным советом и утешением и из любопытства. Из-за столкновения со смоленскими чиновниками в 1813 г. К. был помещен в Смоленскую городскую больницу, куда к нему снова стали приходить верующие. Это вынудило смоленские власти просить о переводе его в Москву. В 1817 г. он был переведен в Московский покой для психически больных (впосл. московская Преображенская психиатрическая больница). Однако известность К. ширилась. По словам современника, в день приходило ок. 100 посетителей, с к-рыми юродивый говорил почти исключительно иносказаниями (Долгоруков. 1860. С. 301-303). Не каждому из них был доступен образный язык К., из-за чего нередко возникали недоумения. Ответов К. на духовные и житейские вопросы искали Ф. И. Буслаев, Н. В. Гоголь (последний так и не решился нанести ему визит). В 1845 г., будучи еще молодым человеком, Буслаев написал ему записку: «. ..благословите Феодора и не оставьте его в Ваших святых молитвах. Скажите, будет ли он благополучен. Скоро ли женится». Ответ К. был, как всегда, иносказательный: «1845 рока мца декемрея ХIV дня / ко Господу молитесь / да в адских полех / совершенно изцелитесь / А женится не скороу / А животу пудет здоровоу / студент просвещения» (Никитин. 2002. С. 90-91).

Киреев часто цитировал слова К., приводил эпизоды жизни юродивого в пересказе К., при этом отмечал у него несомненный поэтический дар слова. О том, как его переправляли из Смоленска и поместили в Преображенскую больницу, К. пишет виртуозным стилем художественной прозы XVIII в.: «Когда суждено было Ивану Яковлевичу переправляться в Москву, то ему предоставили и лошадь, но только о трех ногах, четвертая была сломана. Конечно, по причине лишения сил, несчастное животное выдерживало всеобщее осуждение, питаясь более прохладою собственных слез, нежели травкою. При таком изнуренном ее положении мы обязаны были своей благодарностью благотворному зефиру, по Божьему попущению принявшему в нас участие. Ослабевшая лошадь едва могла передвигать три ноги, а четвертую поднимал зефир, и, продолжая так путь, достигли мы Москвы, а октября 17 взошли и в больницу. Это начало скорбям… по приказу строжайшего повеления, Ивана Яковлевича опустили в подвал, находящийся в женском отделении. В сообразность с помещением дали ему и прислугу, которая, по сердоболию своему, соломы сырой пук бросила, говоря: чего же ему еще?.. Погоди, я сумею откормить тебя — у меня забудешь прорицать!» Также К. часто цитировал поэтов, особенно М. В. Ломоносова, себя называл «студентом хладных вод». По свидетельству Киреева, К. любил петь псалмы в переложении Ломоносова. Известен стихотворный экспромт и самого К.

С назначением в кон. 20-х гг. XIX в. в Преображенскую больницу известного доктора В. Ф. Саблера К. был переведен в светлую большую комнату. Однако, ища тесноты, он занял лишь уголок этой комнаты и никогда не ступал за черту, проведенную на полу. Большая часть комнаты оставалась в распоряжении посетителей. К. отвечал на самые разные вопросы — духовные и житейские, часто «возвращал» людей от бытовых вопросов к духовным. По молитвам К. совершались исцеления, многие раскаивались в грехах, стремились к праведной жизни. Из числа последних вышли ученики К., принявшие монашеский постриг. Когда К. предложили выйти из больницы, он ответил: «Никуда идти не хочу, а тем более в ад». Мир и его страсти К. называл «адскими полями». К. провел в Преображенской больнице 44 года и там же скончался. Незадолго до смерти он дважды приобщился Св. Таин и соборовался. Сроки кончины он предсказал за 53 года.

И. Я. Корейша, юродивый. Гравюра. XIX в. (РГБ)

И. Я. Корейша, юродивый. Гравюра. XIX в. (РГБ)

Между тем свт. Игнатий (Брянчанинов) в кн. «Приношение монашествующим», основываясь на рассказе своих посетителей о К., выражал сомнение в истинности духовных даров юродивого, однако впосл. в одном из писем высказался иначе, более осторожно (Игнатий (Брянчанинов). 2000. С. 494). Уважительно отзывался о К. свт. Филарет (Дроздов). Останки К. в течение 5 дней не погребали, т. к. неск. обителей предлагали похоронить его у себя. Но свт. Филарет благословил уважить просьбу племянницы старца, вышедшей замуж за диакона ц. св. прор. Илии в Черкизове, где и был похоронен К.

Наиболее известным трудом о К. стала тенденциозная книга И. Г. Прыжова, человека, отбывавшего наказание за убийство, а впосл. спившегося (он стал прототипом одного из героев романа Достоевского «Бесы»). В его книге К., как и др. московские юродивые, предстает кликушей и проходимцем. После выхода книги Прыжова имя К. стало нарицательным в демократической прессе 60-х гг. XIX в. и в литературной среде в целом. С. С. Шашков отправил в газ. «Искру» статью о ж. «Гражданин», в которой язвительно говорит о Достоевском, что он «дебютировал в роли преемника покойного Ивана Яковлевича Корейши, анафемствуя Белинского, доказывая нравственную спасительность каторги». Известно также, что, отвечая на упрек Достоевского, критик С. С. Дудышкин назвал слова писателя афоризмом, достойным «по своей смелости войти в сборник изречений Ивана Яковлевича» (Летопись жизни и творчества Ф. М. Достоевского. СПб., 1993. Т. 1. С. 315; 1994. Т. 2. С. 336). В лит. среде сравнение с К. приравнивалось к обвинению в сумасшествии. Очевидно, что именно книга Прыжова стала основным источником сведений о жизни К. для Достоевского (роман «Бесы») и для Лескова (рассказ «Маленькая ошибка»). Иначе воспринял личность К. историк М. П. Погодин, который после визита к нему записал в дневнике: «Ездил в Преобр[аженское] смотреть Иван[а] Яковл[евича].- Примечатель[ное] явление. Как интересны приходящие» (Гоголь в воспоминаниях, дневниках, переписке современников. 2012. Т. 2. С. 497). В записках доктора А. Т. Тарасенкова упоминается о загадочной поездке Гоголя к подвижнику: писатель, подъехав к воротам Преображенской больницы, долго ходил у ворот и, постояв в раздумье, сел в сани и уехал (Тарасенков. 1902. С. 17). Посетил К. и духовник Гоголя свящ. Матфей Константиновский, рассказавший о встрече с юродивым (Михаил (Козлов). 1996. С. 11-12).

В нач. ХХ в. Е. Н. Погожев писал о К. как о праведнике (Поселянин. 2003. С. 664). Часто упоминался К. и в литературе ХХ в. В знаменитых «Очерках Москвы» А. С. Ушаков (псевдоним Н. Скавронский) описал похороны Ивана Яковлевича: в течение 5 дней было отслужено более 200 панихид, «Псалтирь читали монашенки, и от усердия некоторые дамы покойника беспрестанно обкладывали ватой и брали ее… цветы, которыми был убран гроб, расхватывали вмиг… Многие ночевали около церкви… Долгое время на могиле служили до двадцати панихид в день». Художественный образ К. встречается в произведениях Б. А. Пильняка, А. Б. Ровнера, в повести В. Иоффе «Акула».

Лит.: Долгоруков А., кн. Органон животного месмеризма. СПб., 1860. С. 301-303; Прыжов И. Г. Житие Иоанна Яковлевича, известного пророка в Москве. СПб., 1860; он же. Двадцать шесть моск. лжепророков, лже-юродивых, дур и дураков. М., 1864; он же. Очерки, статьи, письма. М.; Л., 1934; он же. 26 московских пророков, юродивых, дур и дураков. СПб.; М., 1996; Горицкий Я. Протест Иоанна Яковлевича на господина Прыжова за название его лжепророком. М., 1861; Катков М. Н. Старые и новые боги // РВ. 1861. Т. 31. № 2. С. 891-904; Колошин С. Последние почести Иоанну Яковлевичу: Из частного письма к издателю «Северной пчелы» // Сев. пчела. 1861. № 207. С. 849-851; Сказание о кончине и погребении моск. юродивых Семёна Митрича и Ивана Яковлевича. М., 1862; Киреев А. Ф. Юродивый Иван Яковлевич Корейш. М., 1894, 18982; Барсуков Н. П. Жизнь и труды М. П. Погодина. СПб., 1896. Кн. 10. С. 318-319; Тарасенков А. Последние дни Н. В. Гоголя: Зап. М., 1902; Баженов Н. Н. История моск. Доллгауза, ныне Моск. Преображенской больницы для душевнобольных. М., 1909; Альтман М. С. Иван Гаврилович Прыжов. М., 1932; Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. Л., 1975. Т. 12. С. 234; Лесков Н. С. Собр. соч. М., 1989. Т. 7. С. 449-450; Михаил (Козлов), архим. Записки и письма. М., 1996; Уракова Н. «Прошу Вас выслушать сердцем мою «Прощальную повесть»…»: (О духовных причинах смерти Н. В. Гоголя) // Лепта. М., 1996. № 28. С. 164-180; Игнатий (Брянчанинов), свт. Собр. писем. М., 2000. С. 494-495; Никитин О. В. Предсказание И. Я. Корейши Ф. И. Буслаеву // Рус. речь. М., 2002. № 3. С. 90-92; Мельник В. И. Храм в Черкизово // Благовест. Самара, 2003. № 3; Поселянин Е. Иван Яковлевич Корейша // Погожев Е. Н. Прп. Серафим, Саровский чудотворец, и рус. подвижники ХIХ в. М., 2003. С. 664-671; Мельник В. И., Мельник Т. В. Блж. Иоанн Корейша в рус. лит-ре: (Худож. образ и духоносная личность) // ДСобес. 2004. № 4(40). С. 136-152; Мотеюнайте И. В. Споры об Иване Яковлевиче Корейше и восприятие юродства // Рус. лит-ра. СПб., 2005. № 3. С. 123-131; она же. Восприятие юродства рус. лит-рой ХIХ-ХХ вв. Псков, 2006. С. 63-111; Воропаев В. А. В сердце полученный урок, или Тайна предсмертных дней Гоголя: К 160-летию со дня смерти писателя // Правосл. беседа. М., 2012. № 1. С. 84-91; он же. Н. В. Гоголь и его окружение: Мат-лы к биобиблиогр. словарю // Моск. журнал: История государства Российского. М., 2014. № 3(278). С. 30-47; Гоголь в письмах, дневниках и воспоминаниях М. П. Погодина // Гоголь в воспоминаниях, дневниках, переписке современников. М., 2012. Т. 2. С. 409-524.

В. И. Мельник

Иконография

И. Я. Корейша, юродивый. Портрет. 3-я четв. XIX в. (Егорьевский историко-художественный музей)

И. Я. Корейша, юродивый. Портрет. 3-я четв. XIX в. (Егорьевский историко-художественный музей)

Сохранились изображения К. в разных видах искусства, свидетельствующие о популярности и почитании юродивого. Живописный портрет 3-й четв. XIX в. (ЕИХМ), судя по острой портретной характеристике, воспроизводит достоверный облик подвижника. Художник запечатлел осунувшееся лицо К.: высокий лоб с большими залысинами, впалые щеки, относительно крупные и немного асимметричные глаза, мясистый нос с толстой переносицей, дугообразные вскинутые брови, легкую улыбку на губах. Редкая борода и усы едва намечены, волосы русые и совсем короткие, немного вьющиеся на макушке. К. написан погрудно, вполоборота влево, одетым в темный больничный халат, из-под к-рого видна светлая рубашка, на шее висят крест и иконка Спаса Нерукотворного, руки сложены на груди, в левой — большая просфора; фон красноватого и желтого цветов. К этому же времени относится небольшой скульптурный образ К., вырезанный из дерева и раскрашенный (высота — 18,5 см; ЕИХМ): блаженный, в коричневом халате с красным поясом, изображен сидящим, подперев щеку левой рукой, за спиной котомка. У него непропорционально большая голова; задумчивый взгляд устремлен вдаль; борода и волосы гуще и длиннее, чем на живописном полотне. Оба произведения, очевидно, происходят из коллекции М. Н. Бардыгина.

На прижизненном гравированном резцом портрете с московским цензорским разрешением Д. Наумова от 30 сент. 1859 г. (РГБ) К. представлен фронтально, по пояс, в небрежно распахнутой на груди рубахе с отложным воротничком и в халате, с нательным крестом. Широкое лицо с крупными чертами, глубокими морщинами и щетинистой бородой имеет яркую индивидуальность, глаза полуприкрыты. Изображение заключено в овал, вписанный в прямоугольник и окруженный орнаментом, имитирующим кирпичную кладку. Согласно подписи, К. запечатлен «в Преображанской больнице в Москве». К такому же иконографическому типу принадлежит литография ок. 1860 г. (помещена в кн.: Прыжов И. Г. Житие Ивана Яковлевича, известного пророка в Москве. СПб., 1860. Вкл.) и погрудная гравюра пунктиром Е. Н. Тевяшева (Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 2. Стб. 1155-1156; Он же. Словарь граверов. Стб. 650. № 6). Вероятно, с одной из книжных иллюстраций (гравер А. Метцгер по рис. А. Ф. Киреева) выполнено портретное изображение на могильном кресте К. По сведениям Д. А. Ровинского, портрет юродивого «расходился, в свое время, в народе в огромном числе экземпляров» (Ровинский. Народные картинки. Кн. 4. С. 459-464. № 550А; Атлас. Т. 2. № 550А).

Известие о попытке портретирования К. относится ко времени его кончины: «На другой день после смерти Ивана Яковлевича явился живописец (называют одного профессора живописи) снять с покойника портрет, но только что он хотел приняться за работу, как у покойника тотчас начали вспухать глаза, губы стали вздуваться, и все решили, что Ивану Яковлевичу, вероятно, не угодно, чтоб с него снимали портрет, и портрет так и не снимали» ([Прыжов И. Г.] 26 московских лжепророков, лжеюродивых, дур и дураков. М., 1865. С. 30).

Лит.: Егорьевские диковины: Сокровища, редкости, курьезы и проч. замечательные вещи из колл. М. Н. Бардыгина, ныне собр. ЕИХМ. М., 2008. С. 70-71, 200; Зеленина Я. Э. От портрета к иконе: Очерки рус. иконографии XVIII — нач. XX в. М., 2009. С. 97, 99, 109. Ил. 80, 81.

Я. Э. З.

Надгробие блаженного Корейши — У Господа нет на Земле других рук, кроме наших — LiveJournal

Иван Яковлевич Корейша — русский юродивый, почитаемый многими современниками в качестве прозорливого, прорицателя и блаженного, но не канонизированный Русской православной церковью в лике святых. Увековечен в произведениях русской классической литературы Ф. М. Достоевским, А. Н. Островским, Н. С. Лесковым и Л. Н. Толстым, И. А. Буниным и другими.

Его могила находится на самом маленьком московском кладбище, в Черкизово, у церкви Илии Пророка. Сюда не зарастает народная тропа. Люди приходят с просьбами, молитвами, водой, землей, в общем, со всем, что может впитать в себя святость. Тут лежит человек с очень специфической, и, если хотите, с очень московской профессией, он блаженный.

Вообще, увлечение Москвы блаженными очевидно, и Василий – не единственный пример. Вот, недалеко от Красной Площади в Зарядье есть церковь Максима Блаженного. Кем был этот Максим, не очень известно, но видно, что и он, и Василий, люди одного круга. И таких на Руси испокон веков немало.

Корейша родился в конце 18-го века в Смоленской губернии, и в начале своей юности выглядел не так, как на многочисленных портретах. Иван Корейша был семинаристом, изучал богословие, греческий язык, латынь, а потом, в мае 1807-го года в один прекрасный день резко закрыл книгу, вышел из класса, и пошёл.

Корейша стремительно превращался из талантливого семинариста в талантливого юродивого, шел и шел. Он оказывался на Соловках, в Киево-Печерской лавре, в Ниловой пустыни, а потом неизбежно прибыл в Москву. Столица всегда располагала открытыми вакансиями.

К этому времени за Корейшей закрепилась репутация блаженного, ну а значит, способного на чудеса, провидение, исцеление, и вообще, зрящего в корень. Не будем приводить пример его чудес, чтобы не оскорбить и верующих, и неверующих. Дальнейшая участь Корейши была незавидной. Остаток жизни, аж 44 года, он провёл в Преображенской больнице, лечебнице для психически нездоровых людей.

Конец 19-го века дал России железные дороги, заводские станки, но психиатрия оставалась на все том же допотопном уровне. Шансов на выздоровление они не давали. Здесь, в больнице, лежал человек на пропитанном вонью нечистот песке. К этому времени вокруг Корейши сформировался определенный культ, и тот самый песок из-под него продавали, как чудодейственный. Еще шли на поклон.

Причем, Москва, люди самого разного сословия, как из народа, так и всегда склонные к мистицизму русские аристократы. Проживший всю жизнь в лечебнице для душевнобольных, до конца дней почитаемый всей Москвой, Иван Корейша умер в 1861 году. Митрополит Филарет разрешил похоронить его в селе Черкизово, у красивого храма Илии Пророка раннепетровских времен.

В то время Иван Яковлевич был популярен феноменально. Первые пять дней на его могиле отслужили двести панихид, а сообщения о смерти вроде бы нищего, бездомного, безумного человека в больнице поместили к себе все московские газеты.

Но и после смерти слава Корейши никуда не делась. Имя Иван Яковлевич стало нарицательным для обозначения московского блаженного и народного кумира. Лев Толстой писал: «Ну, и я ездил с ней к Ивану Яковлевичу и очень благодарен ей за то, что видел этого замечательного человека. А матушка никак не хочет понять этого, видит в этом суеверие». И до сих пор к его могиле приходят люди.

Легенды о Корейше слагали и в 20-ом веке. Например, поезд метро, приближаясь к станции Преображенская площадь, из-за сложного рельефа, замедляет ход. И ведь весь 20-ый век в Москве говаривали, что поскольку неподалеку похоронен Корейша, это он пришел во сне к начальнику метрополитена, и сказал: «Давайте потише, я здесь молюсь! Кто на скорости мимо меня проедет, проклят будет!» Вот они и ползут во избежание аварии.

Материал частично взят из передач Владимира Раевского. Фото без моих логотипов взяты из Сети.

ЛУБОК: [ИВАН ЯКОВЛЕВИЧ КУРЕЖСА В ПРЕОБРАЗЕНСКОЙ БОЛЬНИЦЕ В МОСКВИ / ИВАН ЯКОВЛЕВИЧ КУРЕЙША В ПРЕОБ аноним.: Карта

[Россия, вторая половина XIX века]. На редком фотолиторафированном лубке XIX века с текстом ранней кириллицы и оригинальной окраской изображены юродивый и ясновидящий Иван Яковлевич Корейша. — На редком оригинально раскрашенном лубке изображен портрет Ивана Яковлевича Корейши (1783 1861), русского юродивого, почитаемого многими современниками как провидец, прорицатель и блаженный, но не канонизированного и не прославленного Русской Православной Церковью. Чрезвычайно известный в середине 19века в центральных губерниях России Иван Корейша был быстро забыт после его смерти в 1861 году. В литературе Корейшу увековечивали Достоевский, Островский, Лесков и Толстой, Бунин и другие. Корейшу лечили в Преображенской (Преображенской) больнице, ныне именуемой Гиляровской больницей, основанной в 1808 году как первая психиатрическая больница в Москве. Первоначально он назывался сумасшедшим домом и имел всего восемьдесят коек. Залп, вероятно, был сделан еще при жизни Корейши. Лубки: Гравюры Русские Мессы — Лубок (??????; Лубки, множественное число) были чрезвычайно важными элементами изобразительной культуры русского тополя со второй половины 17 века до русской революции. Это широкоформатные отпечатки, обычно с простой графикой, часто сопровождаемые пояснительным текстом. Они сосредоточились на различных темах, включая священные религиозные иконы, дохристианские языческие образы, народные сказки, сатиру, политическую пропаганду и юмор (который иногда переходил черту в непристойность), среди прочего. Важно отметить, что лубки были одними из немногих русских гравюр, ориентированных на низший и средний классы. Они производились дешево и, следовательно, были доступны по цене, с повествованием, обычно понятным только по изображениям (для неграмотных), в то время как текст обычно писался на просторечии, доступном каждому. В этом смысле они были предшественниками комикса. Их часто продавали на публичных рынках и вывешивали на стенах гостиниц и частных домов. Во многих случаях лубки были единственными произведениями искусства, доступными массам. Первые лубки были созданы как гравюры на дереве во второй половине XVII века, и хотя они были вдохновлены популярными западноевропейскими гравюрами, они с самого начала приобрели свой особый русский стиль и содержание. Самые ранние лубки следовали древнерусскому стилю, как это видно на церковных росписях Верхней Волги и популяризировано Коренем-картиной-Библией (169 г.).2-96). Часто применялись темперные краски великолепных оттенков, придающие изюминку тому, что часто было упрощенным, хотя и красивым, соизволил. Русский ученый Александр Богуславский заметил, что лубки представляют собой «сочетание традиций русской иконописи и рукописной живописи с идеями и темами западноевропейских гравюр на дереве». Хотя большинство лубок печаталось частным образом, начиная с наполеоновских войн, они выпускались царским режимом в пропагандистских целях. В течение 18-го века стиль и колорит сохранялись, но разнообразие сюжетов увеличивалось благодаря совместной гравировке и офорту. Много 19Лубки 19-го века следовали традиционному дизайну и цветовой схеме, но печатались с использованием современных технологий, таких как литография и фотоитография. Напечатанные на дешевой бумаге и раскрашенные вручную, такие лубки имеют необыкновенный внешний вид и тактильное качество, не похожие ни на что, напечатанное в Западной Европе или Америке. Их архаичный стиль, смешанный с современными техниками, часто приводит непосвященных жителей Запада к ошибочному мнению, что они представляют собой 19-е репродукции гораздо более ранних гравюр. Во второй половине 19 в.В 19-м и начале 20-го века имперское правительство и патриотически настроенные печатники выпускали военные лубки, освещавшие военные события и подвиги русских вооруженных сил. Хотя после революции 1917 года в России было выпущено несколько лубкоподобных гравюр, советские пропагандистские плакаты и листовки в значительной степени заменили этот жанр. В то время как многие отдельные лубки были произведены в г. Инвентарь продавца № 65643

Задать вопрос продавцу

Репродукция Pisidium casertanum (Poli, 1791) в арктическом озере

1. Раутио М., Дюфресн Ф., Лаурион И., Бонилья С., Винсент В.Ф., Кристофферсен К.С.
2011.
Мелководные пресноводные экосистемы циркумполярной Арктики. Экология
18, 204–222. (doi:10.2980/18-3-3463) [Google Scholar]

2. Блейн П.Дж., Браун Л.Е., Ханна Д.М., Милнер А.М.
2014.
Экологические факторы сообществ макробеспозвоночных в высокогорных реках Арктики (Шпицберген). Пресноводная биол.
59, 378–391. (doi:10. 1111/fwb.12271) [Google Scholar]

3. Coulson SJ, et al.
2014.
Биоразнообразие наземных и пресноводных беспозвоночных архипелагов Беренцева моря; Шпицберген, Земля Франца-Иосифа и Новая Земля. Почвенная биол. Биохим.
68, 440–470. (doi:10.1016/j.soilbio.2013.10.006) [Google Scholar]

4. Ленсиони В.
2004.
Стратегии выживания пресноводных насекомых в холодных условиях. Дж. Лимнол.
63, 45–55. (doi:10.4081/jlimnol.2004.s1.45) [Google Scholar]

5. Lencioni V, Boschini D, Rebecchi L.
2009.
Экспрессия семейства белков теплового шока 70 кДа у альпийских пресноводных хирономид (Diptera, Chironomidae) в естественных условиях. Дж. Лимнол.
68, 251–256. (doi:10.4081/jlimnol.2009.251) [Google Scholar]

6. Самчишина Л., Ханссон Л.А., Версен К.С.
2008.
Закономерности распределения арктического пресноводного зоопланктона, связанные с историей оледенения. Полярная биол.
31, 1427–1435. (doi:10.1007/s00300-008-0482-4) [Google Scholar]

7. Вехофф Н.В.
1987.
Изменчивость жизненных циклов северных видов жабероногих ракообразных (Anostraca, Notostraca) в пределах ареала Европы. Экология
6, 44–55. [In Russian.] [Google Scholar]

8. Вехофф Н.В.
1988 год.
Особенности жизненных циклов копепод семейства Diaptomidae (Crustacea, Calanoida) в водоемах субарктического региона Европы. Экология
3, 54–66. [In Russian.] [Google Scholar]

9. Корнюшин А.В., Глаубрехт М.
2006.
Анатомия и размножение живородящих Pisidium ( Parapisidium ) reticulatum Kuiper, 1966: значение для филогении Sphaeriidae (Mollusca: Bivalvia: Heterodonta). Орг. Дайверы. Эвол.
6, 185–195. (doi:10.1016/j.ode.2005.09.003) [Google Scholar]

10. Cooley LR, Ó Foighil D.
2000.
Филогенетический анализ Sphaeriidae (Mollusca: Bivalvia) на основе частичных последовательностей митохондриального гена 16S рДНК. Инвертебр. биол.
119, 299–308. (doi:10.1111/j.1744-7410.2000.tb00016.x) [Google Scholar]

11. Мутон Дж.
2011.
Реакция популяций двустворчатых моллюсков на нарушение высыхания и особенности жизненного цикла двух видов Pisidium (Bivalvia: Sphaeriidae) в водохранилище французской реки Верхняя Рона. Анна. Лимнол. Междунар. Дж. Лим.
47, 175–184. (doi:10.1051/limn/2011007) [Google Scholar]

12. Корнюшин А.В., Глаубрехт М.
2002.
Филогенетический анализ на основе морфологии живородящих пресноводных моллюсков семейства Sphaeriidae (Mollusca, Bivalvia, Veneroida). Зоол. Скр.
31, 415–459. (doi:10.1046/j.1463-6409.2002.00083.x) [Google Scholar]

13. Граф Д.Л.
2013.
Закономерности глобального разнообразия пресноводных двустворчатых моллюсков и состояние филогенетических исследований Unionoida, Sphaeriidae и Cyrenidae. Являюсь. Малак. Бык.
31, 135–153. (doi:10.4003/006.031.0106) [Google Scholar]

14. Araujo R, Ramos MA, Molinet R.
1999.
Характер роста и динамика южной периферийной популяции Pisidium amnicum (Muller, 1774) (Bivalvia: Sphaeriidae) в Испании. Малакология
41, 119–137. [Google Scholar]

15. Холопайнен И.Ю., Йонассон П.М.
1983.
Долгосрочная динамика популяции и производство Pisidium (Bivalvia) в глубине озера Эсром, Дания. Ойкос
41, 99–117. (doi:10.2307/3544352) [Google Scholar]

16. Холопайнен И.Ю., Хански К.
1986 год.
Изменчивость истории жизни Pisidium (Bivalvia: Pisidiidae). Голарктическая экол.
9, 85–98. [Google Scholar]

17. Однер Н.Х.
1923 г.
Mollusca Pisidium conventus Clessin ( P. clessini Surbeck, partum). В Отчете о научных результатах норвежской экспедиции на Новую Землю 1921 г. (изд. Броггер А.В.), стр. 3–6, 6-е изд.
Кристиания. [Google Scholar]

18. Сидоров С.А.
1925 г.
К вопросу о пресноводных моллюсках вида Pisidium на Новой Земле. Труды Плавучего Морского научного института, стр. 103–104, 12 изд.
Москва, Россия: Издательство Плавучего Морского Научного Института. [Google Scholar]

19. Мейер-Брук С.
1977.
Внутрисумчатое подавление развития плода у сфероидных моллюсков. Малакол. преп.
10, 53–58. [Академия Google]

20. Гуральник Р.
2004.
Особенности жизненного цикла насиживающего пресноводного двустворчатого моллюска Pisidium (Sphaeriidae). Дж. Моллюск. Стад.
70, 341–352. (doi:10.1093/mollus/70.4.341) [Google Scholar]

21. Thut RN.
1969.
Изучение фауны глубокого дна озера Вашингтон. Экол. моногр.
39, 79–100. (doi:10.2307/1948566) [Google Scholar]

22. Hornbach DJ, Way CM, Burky AJ.
1980.
Репродуктивные стратегии пресноводного моллюска Sphaeriid, Musculium partumeium (Сай), из постоянного и временного пруда. Экология
44, 164–170. (doi:10.1007/BF00572674) [PubMed] [Google Scholar]

23. Burky A, Hornbach D, Way CM.
1981.
Рост Pisidium casertanum (Poli) в западно-центральном Огайо. Огайо J. Sci.
81, 41–44. [Google Scholar]

24. Хорсак М., Хайек М.
2003.
Состав и видовое богатство сообществ моллюсков по отношению к растительности и химическому составу воды в весенних болотах западных Карпат: градиент бедные-богатые. Дж. Моллюск. Стад.
69, 349–357. (doi:10.1093/mollus/69.4.349) [Google Scholar]

25. Каммингс К.С., Граф Д.Л.
2009.
Моллюск: двустворчатые моллюски. В Экологии и классификации пресноводных беспозвоночных Северной Америки (ред. Торп Дж. Х., Кович А. П.), стр. 309–384, 3-е изд.
Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Academic Press Elsevier. [Google Scholar]

26. Вехофф Н.В.
2000.
Озера и реки Остров Вайгач. География и природные ресурсы
6, 67–74. [In Russian.] [Google Scholar]

27. Вехофф Н.В.
1997.
Фауна и распространение ракообразных в пресных и солоноватых водах островов восточной части Баренцева моря. Зоологический журнал
76, 657–666. [На русском языке.] [Google Scholar]

28. Лимарев В.И.
2002.
Основы изучения острова.
Архангельск, Россия: Издательство Поморского государственного университета;
[In Russian.] [Google Scholar]

29. Железнова Г.В., Шубина Т.П.
2008.
Мхи острова Вайгач. Ботанический журнал
93, 413–425. [In Russian.] [Google Scholar]

30. Вехофф Н.В.
1997.
Крупные жаброногие ракообразные (Anostraca, Notostraca, Spinicaudata) Баренцева региона России. Гидробиология
359, 69–74. (doi:10.1023/A:1003116432010) [Google Scholar]

31. Корейша М.М.
2000.
Острова вечной мерзлоты Вайгач. Дж. Геокриол.
2
См. http://www.netpilot.ca/geocryology/number2/koreisha2.html. [In Russian.] [Google Scholar]

32. Вехофф Н.В.
1982.
Животный мир и особенности жизненных циклов веслоногих подотрядов Calanoida Cyclopoida и арктических и субарктических вод Европы. Гидробиологический журнал
18, 18–25. [In Russian.] [Google Scholar]

33. Митропольский В.И.
1969.
Жизненный цикл Pisidium obtusale Jenyns. Информационный Бюллетень Биологии Внутренних Вод Академия Наук СССР
3, 17–21. [На русском языке.] [Google Scholar]

34. Мейер-Брук К.
1970.
Untersuchungen zur Biologie einiger Pisidium -Arten (Mollusca; Eulamellibranchiata; Sphaeriidae). Арка Hydrobiol., Доп.
38, 73–150. [Google Scholar]

35. Слышал WH.
1977.
Размножение ноготковых моллюсков (Sphaeriidae: Sphaerium и Musculium ). Малакология
16, 421–455. [Google Scholar]

36. Холопайнен И.Ю.
1979.
Динамика популяций и продукция видов Pisidium (Bivalvia, Sphaeriidae) в олиготрофном и мезогумическом озере Пяяярви, южная Финляндия. Арка гидробиол. Доп.
54, 466–508. [Академия Google]

37. Слышал WH.
1965 год.
Сравнение историй жизни североамериканских моллюсков-таблеток (Sphaeriidae: Pisidium ). Малакология
2, 381–411. [Google Scholar]

38. Маки Г.Л.
1979.
Динамика роста в природных популяциях моллюсков Sphaeriidae ( Sphaerium, Musculium, Pisidium ). Может. Дж. Зул.
57, 441–456. (doi:10.1139/z79-052) [Google Scholar]

39. Корнюшин А.В.
1996.
Двустворчатые моллюски надсемейства Pisidioidea Палеарктики: фауна, систематика, филогения.
Киев: Издательство Института зоологии им. Шмальгаузена;
[На русском языке.] [Google Scholar]

40. Pettinelli R, Bicchierai MC.
2009.
Жизненный цикл Pisidium henslowanum (Sheppard, 1823) (Bivalvia, Veneroida, Sphaeriidae) из озера Пьедилуко (Умбрия, Италия). Фундамент. заявл. Лимнол.
175, 79–92. (doi:10.1127/1863-9135/2009/0175-0079) [Google Scholar]

41. McLeod MJ, Hornbach DJ, Guttman SI, Way CM, Burky AJ.
1981.
Неоднородность окружающей среды, генетический полиморфизм и репродуктивные стратегии. Являюсь. Нац.
118, 129–134. (doi:10.1086/283808) [Google Scholar]

42. Митропольский В.И.
1970.
Особенности биологии сферид Верхневолжских водохранилищ. Кандидатская диссертация, Институт биологии внутренних вод Академии наук СССР, Борок:
86 стр. [In Russian.] [Google Scholar]

43. Bailey RC, Mackie GL.
1986 год.
Размножение моллюска-ноготника в контрастных местообитаниях: жизненная тактика?
Может. Дж. Зул.
64, 1701–1704 гг. (doi:10.1139/z86-256) [Google Scholar]

44. Мутон Дж.
2004.
Жизненный цикл Musculium lacustre (Bivalvia: Sphaeriidae) в реке Сона в Лионе: любопытная жизненная стратегия. Анна. Лимнол. Междунар. Дж. Лим.
40, 279–284. (doi:10.1051/limn/2004026) [Google Scholar]

45. Анистратенко В.В.
1988 год.
Особенности жизненного цикла и экологии моллюсков рода Shadinicyclas (Bivalvia, Sphaeriidae). Вестник зоологии
2, 34–37. [In Russian.] [Google Scholar]

46. Джойнер-Матос Дж., Ричардсон Х., Саммели Т., Чепмен Л.Дж.
2011.
Моллюск-ноготь ( Sphaerium sp. ) демонстрирует более высокий репродуктивный успех в гипоксических водах. Может. Дж. Зул.
89, 161–168. (doi:10.1139/Z10-106) [Google Scholar]

47. Беттез Н.Д., Рубли П.А., О’Брайен Дж., Миллер М.К.
2002.
Изменения численности, состава и контроля в планктоне удобренного арктического озера. Пресноводная биол.
47, 303–311. (doi:10.1046/j.1365-2427.2002.00806.x) [Google Scholar]

48. Gamelon M, Gaillard J-M, Baubet E, Deviller S, Say L, Brandt S, Gimenez O.
2013.
Взаимосвязь между фенотипической изменчивостью потомства и массой тела матери у дикого кабана: свидетельство подбрасывания монеты?
Дж. Аним. Экол.
82, 937–945. (doi:10.1111/1365-2656.12073) [PubMed] [Google Scholar]

49. Kilgour BW, Mackie GL.
1990.
Взаимосвязь между репродуктивным выходом и морфометрией раковины моллюска-таблетки, Pisidium casertanum (Bivalvia: Sphaeriidae). Может. Дж. Зул.
68, 1568–1571. (дои: 10.1139/z90-231) [Google Scholar]

50. Beekey MA, Hornbach DJ.
2004.
Влияние расплода ограниченного размера на размер расплода у пресноводных двустворчатых моллюсков. Являюсь. Средний Нац.
151, 274–285. (doi:10.1674/0003-0031(2004)151[0274:TEOSBC]2.0.CO;2) [Google Scholar]

51. Beekey MA, Karlson RH, Greenberg AR.
2000.
Родительская забота в Sphaerium striatinum Lamarck: свидетельство сохранения компетентного потомства. Может. Дж. Зул.
78, 1697–1701. (doi:10.1139/z00-124) [Академия Google]

52. Купер В.С., Каплан Р.Х.
1982.
Адаптивное «подбрасывание монеты»: теоретико-решенное исследование естественного отбора для случайных индивидуальных вариаций. Дж. Теор. биол. 94, 135–151. (doi:10.1016/0022-5193(82)90336-8) [PubMed] [Google Scholar]

53. Olofsson H, Ripa J, Jonzen N.
2009.
Хеджирование ставок как эволюционная игра: компромисс между размером яйца и его количеством. проц. Р. Соц. Б
277, 1149–1151. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

54. Kaplan RH, Cooper WS.
1984.
Эволюция пластичности развития репродуктивных характеристик: применение принципа «адаптивного подбрасывания монеты». Являюсь. Нац.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[an error occurred while processing the directive]

Related Posts

Разное

Хиросима и нагасаки кто такие: 70 лет трагедии Хиросимы и Нагасаки

В Совете Федерации прошел круглый стол, посвященный годовщине ядерных ударов США по Хиросиме и НагасакиСенаторы
отметили политизацию данной темы официальным Токио, стремление японской стороны
исказить истинный ход истории.В Совете Федерации состоялся
круглый

Разное

Церковный календарь на 2018 год православные праздники: Православный церковный календарь на 2018 год с праздниками и православными постами

Церковные праздники 2018 / 2018 / Журнал Calend.ruRSSЦерковные праздники 2018 – особые дни церковного календаря, посвященные воспоминанию об особых датах и событиях, связанных с почитаемыми святыми,