Кожедуб сколько сбил самолетов: Трижды Герой Иван Кожедуб всю войну летал на любимом «жеребце»

Разное

Содержание

Трижды Герой Иван Кожедуб всю войну летал на любимом «жеребце»

Политика

32411

Поделиться

8 июня исполнилось 100 лет одному из самых знаменитых летчиков Великой Отечественной – Ивану Кожедубу. Он стал третьим и последним трижды Героем Советского Союза, получившим такое звание за подвиги, совершенные до окончания Второй мировой войны. В связи с этим юбилеем вспомним некоторые эпизоды, связанные с биографией Ивана Никитовича, с его боевыми самолетами.

Фото: ru.wikipedia.org

х х х

В юности Иван проявлял явно гуманитарные склонности. У него обнаружились, например, способности к рисованию. В школе и техникуме ему поручали оформлять стенгазеты, плакаты. Такой талант пригодился и впоследствии. «Рисование выработало у меня глазомер, зрительную память, наблюдательность. И эти качества пригодились мне, когда я стал летчиком», — написал он в мемуарах.

А уже после окончания семилетней школы он хотел было стать музыкантом – поступить в духовой оркестр, созданный при одной из воинских частей, но его не приняли из-за слишком юного возраста.

х х х

Свой самостоятельный трудовой путь Иван начал с должности библиотекаря в вечерней школе рабочей молодежи в городке Шостка, ближайшем к его деревне. Он работал, одновременно посещая учебные занятия в этой же школе. Позже вспоминал: «В слякоть, в пургу, в мороз ходили ежедневно по семь километров до Шостки да по семь – обратно. Учиться было нелегко, особенно много приходилось заниматься русским языком: у нас в сельской школе занятия шли по-украински».

х х х

Все свои боевые вылеты, все воздушные победы в небе Великой Отечественной Кожедуб одержал на истребителях, спроектированных в КБ Лавочкина. Он даже придумал им любовное сравнение: «Лавочкин» — тот, как жеребец!»

Отличительная особенность этих истребителей — то, что очень много конструктивных элементов на них изготовлено (ради облегчения) из дерева. В итоге «лавочкины» были очень скоростными машинами, но при удачном попадании неприятельских пуль и снарядов они легко вспыхивали, и горели, как факелы. И еще одна специфическая особенность: при долгом полете из-за плохой вентиляции в кабине пилота от работающего двигателя воздух разогревался до 65 градусов! Поэтому довольно часто летчики предпочитали отправляться на боевые задания с открытым фонарем кабины.

В общей сложности Иван Никитович сменил за годы войны 6 крылатых машин. Начинал на самолетах Ла-5, а затем пересел на более совершенные Ла-7. Причем все самолеты после него оставались в строю и переходили другим летчикам.

х х х

Будущий трижды Герой мог погибнуть в первом же своем бою, 26 марта 1943-го. Необстрелянный еще летчик вместе со своим ведущим в составе группы истребителей должен был осуществлять патрулирование воздушной зоны в районе аэродрома. Он чуть замешкался при взлете и отстал от товарищей. Решив самостоятельно продолжить патрулирование Иван вдруг заметил шестерку немецких самолетов и отважно ринулся их атаковать. В результате «лавочкин» Кожедуба попал под массированный обстрел «мессеров» и получил повреждения. Сам летчик избежал смерти чудом. От вражеской пули его спасла единственная на Ла-5 защита: бронеспинка кресла. Увернувшись от немцев и с трудом удерживая поврежденный истребитель в воздухе Иван направил его к аэродрому. Но тут «лавочкина» по ошибке обстреляли наши же зенитчики! В итоге дебютант все-таки смог посадить свой Ла-5 на «брюхо». На крыльях и в фюзеляже многострадального самолета техники насчитали около полусотни пробоин. В итоге истребитель отправили на капитальный ремонт, а «напортачившего» молодого летчика едва не сослали в наземные службы. Однако в итоге командир полка все-таки поверил в будущее Кожедуба-истребителя.

х х х

После первой неудачной пробы Иван Никитович взялся «за науку». Он стал тщательно изучать тактику воздушного боя. Его рабочая тетрадь быстро заполнялась аккуратно вычерченными схемами. — Кожедуб «протоколировал» боевые приемы наших и даже немецких летчиков. Он старательно записывал технические возможности вражеских самолетов, схематически зарисовывал их слабые места. Однополчане подсмеивались над такими «уроками рисования», но молодой летчик не обращал на их шутки внимания. Впоследствии сам прославленный летчик вспоминал: «…Я стал присматриваться к боевой работе моих товарищей. Внимательно слушал разборы выполнения боевой работы за день, изучал тактику врага и старался соединить теорию, приобретенную в школе, с фронтовым опытом. Так изо дня в день я готовился к схватке с врагом…»

х х х

С мая 1944 года И. Кожедуб воевал на новеньком истребителе Ла-5ФН, да еще и «именном». Машина была построена на деньги, скопленные колхозником-пасечником из Сталинградской области В. В. Коневым, сын которого погиб на войне. По просьбе крестьянина самолет был назван в честь его односельчанина-летчика. Поэтому на левой стороне фюзеляжа имелась надпись «Имени Героя Советского Союза подполковника Конева Г. Н.», а на правой — «От колхозника Конева Василия Викторовича». На этом «лавочкине» за неделю воздушных боев в небе Румынии Кожедуб сбил 8 вражеских истребителей и бомбардировщиков.

Как рассказывали ветераны, воевать на «именных» самолетах считалось очень почетным, однако чревато было и дополнительными опасностями для летчика. Пилоты люфтваффе, заметив «эксклюзивную» надпись на борту нашего истребителя, сразу понимали, что за штурвалом такой машины явно не новичок, а кто-то из русских ассов, и потому атаковали его особенно яростно, стремясь во что бы то ни стало сбить – в назидание другим «иванам».

х х х

В августе 1944 года Кожедуб получил звание капитана и был назначен заместителем командира 176-го Гвардейского истребительного авиаполка. Это летное подразделение первым получило машины новой модели – Ла-7. А уже вскоре его вместе с несколькими другими опытными летчиками с по приказу командующего ВВС А. А. Новикова направили в Прибалтику, где предстояло сразиться с группой немецких «свободных охотников» — асов люфтваффе под командой известного мастера воздушного боя майора Хельмута Вика. Так наши мастера боевого пилотажа схлестнулись с немецкими. И в итоге одержали победу: за несколько дней удалось сбить 12 вражеских истребителей, потеряв при этом лишь два своих. После подобного конфуза «птенцы» майора Вика свернули свои активные действия на этом участке фронта.

х х х

За всю войну Кожедуб ни разу не оказался сбит, однако было несколько случаев «на грани», когда лишь высокое мастерство пилотирования и везение спасли его не просто от беды, но даже от смерти.

12 октября 1943 года, прикрывая от налетов вражеских бомбардировщиков переправы, наведенные через Днепр, Иван Никитович в одном из эпизодов боя сумел подбить «юнкерс», но и его Ла-5 загорелся. Понимая, что находится в данный момент над неприятельской территорией, Кожедуб принял решение пожертвовать собой, совершив наземный таран. Он направил свой горящий истребитель в скопление немецкой техники, но в самый последний момент при скоростном пикировании пламя с «лавочкина» удалось сбить. Когда ему об этом сообщил по радио ведомый, Кожедуб уже над самой землей сумел вывести истребитель из смертельного пике. Он долетел до своего аэродрома и благополучно посадил поврежденную машину.

х х х

До недавних пор в справочниках указывалось число воздушных побед И. Н. Кожедуба: 62 сбитых им в годы войны вражеских самолета (именно такое количество упомянуто в наградных документах). Однако позднее исследователям удалось обнаружить еще два кожедубовских «трофея», почему-то не учтенные в этом списке: эти самолеты были уничтожены героем 11 апреля и 8 июня 1944 года.

х х х

Ведя свой счет одержанным в воздухе победам, И. Кожедуб всегда проявлял особую щепетильность. Он никогда не включал в список сбитых вражеский самолет, если собственными глазами не видел, как тот рухнул на землю или взорвался. Даже свидетельства товарищей по полку, которые гарантировали, что подбитый Иваном «немец» заполыхал факелом и наверняка погиб, не принимал он в расчет. Кроме того Кожедуб не записал на себя ни одного самолета сбитого в группе или общими усилиями со своим ведомым, — дарил эти победы своим товарищам. Например, по подсчетам исследователей, только своему бессменному ведомому Василию Мухину Иван Никитович «переадресовал» не менее пяти сбитых ими на пару вражеских самолетов. Общее количество групповых побед над гитлеровскими летчиками, в которых принимал участие И. Кожедуб, официально нигде не указывается. В своих исследованиях некоторые авторы упоминают весьма внушителные данные – до 29 уничтоженных в воздухе самолетов.

х х х

Среди сбитых И. Кожедубом «немцев» один – особенный. 17 февраля 1945 года, в бою над Одером, им бвл уничтожен немецкий истребитель принципиально новой конструкции — реактивный «Мессершмитт» Me-262. Как вспоминал Иван Никитович, в тот день, выполняя патрулирование в паре со своим ведомым он обнаружил незнакомого вида немецкий самолет, который летел с гораздо большей, чем обычные «мессеры» скоростью. Даже на быстром Ла-7 удалось догнать вражескую машину, лишь выжав максимальную скорость. Уже приблизившись к неприятелю, Кожедуб понял, что перед ним истребитель на реактивной тяге. «…Немецкий самолет стал разворачиваться влево, в мою сторону. Дистанция резко сократилась и я сблизился с врагом. С невольным волнением открываю огонь. И реактивный самолет, разваливаясь на части, падает…»

х х х

В список воздушных побед, одержанных Кожедубом, следовало бы добавить еще два самолета. Незадолго до конца войны в небе над Берлином он сбил два американских истребителя Р-51 «Мустанг», которые предприняли атаку на его «Лавочкин», спутав с немецким самолетом. Попытки показать свою принадлежность к авиации союзной России не дали результата. И тогда Иван Никитович, продемонстрировав свой фирменный стиль боя «срубил» обоих «американцев». Один «Мустанг» в итоге взорвался в воздухе, экипаж другого спустился на парашютах. По воспоминаниям, командир полка не стал вписывать эту двойную победу в формуляр Кожедуба и пошутил: «Их припишут тебе в первый же день следующей войны!». Увы, как оказалось, – напророчил.

х х х

В 1951-1952 гг. И. Н. Кожедуб был направлен в Корею во главе нашей авиадивизии, чтобы помочь китайским и корейским войскам. Советским летчикам пришлось воевать против недавних союзников — американских летчиков. Участие наших асов в корейской войне старались тщательно засекретить. Самому комдиву Кожедубу высшее начальство категорически запретило участвовать в боевых вылетах. Ради конспирации во всех сообщениях и документах даже его фамилию заменяли псевдонимом: Крылов.

Однако, судя по некоторым свидетельствам, Иван Никитович все-таки несколько раз нарушил приказ и вылетал «поохотиться» в корейском небе. Но делал это только по ночам. Сколько сбитых американских самолетов он при этом добавил на свой боевой счет, доподлинно не известно.

х х х

Иван Никитович летал вплоть до 50-летнего возраста. За свою жизнь он поднимал в воздух десятки типов самолетов. Последние свои полеты он совершил в 1970 году на истребителях МиГ-23.

х х х

Последний из самолетов, на которых воевал И. Н. Кожедуб в годы Великой Отечественной, — Ла-7 с бортовым номером «27», впоследствии был передан в музей авиации в подмосковном Монино и долгие годы демонстрировался там в основной экспозиции.

Подписаться

Авторы:

Россия
Берлин
Румыния
Корея
Война
Смерть
Школа
Наука
Финансы
Деньги

Что еще почитать

  • ФСБ очистила Байконур от ОПГ: четыре группировки, делившие город, обезглавлены

    15380

    Елена Гамаюн

  • Четыре кита России: раскрыта картина падения экспорта нефти, газа, удобрений, золота

    Фото

    24376

    Георгий Степанов

  • Российские футбольные фанаты рассказали про отношения и бои с украинскими

    12803

    Лина Корсак

  • СМИ: в московском отеле нашли мумию 34-летней женщины

    14524

    Александр Шляпников

  • Минобороны РФ: число погибших в Макеевке российских военных выросло до 89

    98531

    Александр Шляпников

Что почитать:Ещё материалы

В регионах

  • Ярославль планируют украсить неудобным остановочным комплексом

    Фото

    26384

    Ярославль

  • Выводит холестерин и соли: идеальный продукт для оздоровления организма назвала врач

    Фото

    12026

    Псков

  • Петров день: что категорически нельзя делать 3 января

    10913

    Крым

    Фото: crimea. mk.ru

  • Астролог из Бурятии дала прогноз по знакам Зодиака на 2023 год

    8947

    Улан-Удэ

    Елена Кокорина

  • В районе Севастополя российские военные сбили несколько вражеских беспилотников

    7763

    Крым

    Фото: //t.me/razvozhaev/

  • Доходные отходы: Удастся ли пермской фирме создать на удмуртской земле могильник нефтешлама?

    4395

    Ижевск

    Олег Подшивалов

В регионах:Ещё материалы

Иван Кожедуб сбивает американские самолеты — Красные соколы.

Советские летчики-асы 1914

Под занавес Второй Мировой войны лучшему
асу СССР пришлось дважды дать урок лётного мастерства зарвавшимся «союзникам»…

Хотя на фронт будущий Маршал авиации Иван Никитич Кожедуб попал
лишь в 1943 году, его боевой счёт выглядит весьма впечатляюще. За 2 года — 366
вылетов на задание, 120 воздушных боёв и 62 лично сбитых немецких самолёта, при
том что самого Кожедуба не сбивали на разу. Более того, из публикаций последних
лет видно, что реальный список побед советского аса ещё внушительнее. Порочные
принципы «социалистического коллективизма» зачастую вынуждали лучших лётчиков
делиться своими победами с менее способными товарищами, и в результате на фюзеляже
истребителя Ла-7 под номером «27» оказалось куда меньше красных звёздочек, чем
полагалось. Об этом писали и однополчанин Ивана Никитича, прославленный лётчик —
испытатель Александр Щербаков, и ряд других авторов, однако по настоящему серьёзных
исследований эта тема пока не дождалась.

Тем не менее, согласно некоторым данным, Кожедуб сбил не 62, а
целых 107 вражеских самолётов, 5 из которых принадлежали военно — воздушным силам
США.

Начавшиеся во второй половине 1944 года столкновения между
советскими и американскими авиагруппами отнюдь не были следствием традиционной
для любой войны неразберихи. Уже тогда Штаты считали весь европейский континент
своей зоной влияния. Однажды командующий американскими ВВС Спаатс даже демонстративно
отказался обсуждать с Маршалом Жуковым порядок полётов над советской зоной, нахально
заявив, что «американская авиация всюду летала, и летала без всяких ограничений»
( Г. К. Жуков. «Воспоминания и размышления». М., 1971. с. 670 ).

Демонстрируя своё право летать где угодно, штатовское командование
заодно проверяло наших пилотов «на вшивость», а также отрабатывало методы тотального
воздушного террора, ставшие визитной карточкой американской авиации в последующие
десятилетия. Мало кому известно, что наряду с бессмысленным с военной точки зрения
уничтожением жилых кварталов немецких и японских городов янки не менее свирепо
бомбили Югославию. Начало воздушному геноциду положила «кровавая Пасха» 16 Апреля
1944 года. В этот день целая авиадивизия дальних тяжёлых бомбардировщиков с характерным
названием «Либерейтор» ( «Освободитель» ) обрушила на югославские города тысячи
бомб, от которых только в Белграде погибло 1160 человек. Всего таких налётов было
9, а через 45 лет история, как известно, повторилась. И чтобы подчеркнуть сознательный
выбор даты ударов, падающие на Белград бомбы украсила надпись «Счастливой Пасхи !».

Ну, а для первой атаки на Красную Армию около 40 тяжёлых американских
истребителей Р-38 «Лайтнинг» выбрали тоже символическую дату — 7 Ноября 1944 года.
В результате штурмовки штаба 6-го Гвардейского стрелкового корпуса и аэродрома
866-го истребительного авиаполка у города Ниш погибли командир корпуса Герой Советского
Союза Григорий Котов и ещё 30 человек. Кроме того, были уничтожены 2 наших самолёта
и сожжено полтора десятка автомобилей. Лишь когда взлетевшие советские истребители
в свою очередь сбили нескольких стервятников, остальные обратились в бегство.
Впоследствии свидетель этого боя, лётчик Борис Смирнов писал в своих мемуарах,
что на карте, найденной в обломках одного из сбитых «Лайтнингов», Ниш был обозначен
как воздушная цель. После чего официальной американской версии о потере курса уже
мало кто верил…

Летавший над Германией заместитель командира 176-го Гвардейского
истребительного авиаполка 25-летний Майор И. Н. Кожедуб сталкивался с обнаглевшими
«союзниками» дважды. Сначала 22 Апреля 1945 года его машину атаковала пара
американских истребителей типа Р-51 «Мустанг», но вскоре им пришлось горько
пожалеть о своей наглости. Не прошло и двух минут, как один из «Мустангов»
разлетелся на куски, а пилот второго еле успел выпрыгнуть с парашютом.

Ещё более жаркий бой с американцами Кожедуб выдержал перед
самым Днём Победы, когда эскадрилья нагруженных под завязку бомбовозов типа
«Летающая крепость», игнорируя предупредительные выстрелы, вошла в пространство
советской оккупационной зоны. Вогнав в землю 3 многомоторных гиганта, Кожедуб
обратил в бегство остальных, но включить их в официальный список своих побед
ему не позволили. Командир полка Павел Чупиков лишь пошутил, что с американцами
подраться придётся очень скоро, и в первый же день следующей войны их сбитые
машины припишут на его счёт задним числом. Однако и когда уже командующий одной
из дивизий 64-го авиакорпуса Генерал — майор И. Н. Кожедуб атаковал штатовские
эскадрильи, расчищавшие дорогу «миротворцам» ООН в Корее, новые звёзды на его
самолёте так и не появились. Москва категорически запретило комдиву участвовать
в боях, и потому все 264 уничтоженные самолёта врага следует отнести на счёт
учеников Ивана Никитича.

( Юрий Нерсесов, «Спецназ РОССИИ», № 4 ( 91 ), Апрель 2004 года. )

Авиационный ас Иван Кожедуб Самый результативный летчик-истребитель союзников и советских войск во время Второй мировой войны — Air Power Asia

Иван Никитович Кожедуб — советский ас-истребитель времен Второй мировой войны. На счету более 62 побед. Он был самым результативным советским и союзным летчиком-истребителем Второй мировой войны. Он один из немногих пилотов, сбивших самолет Messerschmitt Me 262 . Ему трижды присваивали звание Героя Советского Союза (4 февраля 1944 г., 19 августа 1944 г. и 18 августа 1945 г.). После войны он остался в армии и командовал 324-й истребительной авиадивизией во время советских операций в Корейской войне. В конце концов он вышел на пенсию в 1985 в звании маршала авиации. Трижды был удостоен звания Героя Советского Союза.

Главный маршал авиации Иван Никитович Кожедуб. Источник изображения: ww2gravestone.com

Молодость

         Кожедуб родился в бедной сельской семье 8 июня 1920 года в селе Ображиевка, недалеко от города Шостка (ныне Сумская область, Украина) в западной части СССР. . Он был младшим из пяти детей в украинской семье. Ему было трудно, когда он был ребенком, и в подростковом возрасте он никогда не ел досыта. он должен был работать все время тогда. Его единственными игрушками были самодельные ходули, тряпичный мяч и лыжи из бочковых досок. Его отец был довольно необычным для своего социального положения человеком; работая на фабрике и работая в деревне, он находил время для чтения книг и даже для сочинения стихов. Он был религиозным, строгим и настойчивым воспитателем. Однажды отец Ивана, несмотря на протесты матери Ивана, отправил своего 5-летнего сына ночью охранять сад. Много позже Иван спросил об этой ситуации у отца, указав, что воры в тех краях редкость и что бы ни случилось, от такого сторожа толку было бы немного. Отец ответил: «Я приучил тебя к трудностям». В шесть лет Иван научился читать и писать и вскоре пошел в школу. После окончания семилетней программы он окончил ее и был принят в Шосткинский химико-технологический техникум.

Источник изображения: ww2gravestone.com

Вдохновленный великими советскими авиаторами

          Аэроклуб очаровал его. Позже, чем бы он ни занимался — решал сложную математическую задачу или играл в мяч, — он моментально забывал обо всем, как только слышал рокот авиационного мотора. В 1930-е годы комсомол покровительствовал авиации, и, естественно, все были без ума от полетов. Он хорошо помнит слова своего школьного учителя: « Выбери образцом жизни выдающегося человека и попробуй во всем следовать его примеру.» Для него, мальчика 16 лет, и для тысяч других советских подростков таким был -й знаменитый летчик Валерий Чкалов . мужчина. Весь мир восхищался его смелыми дальними перелетами на Туполевском АНТ-25, такими как его полет в 1936 году из Москвы на остров Удд на Камчатке – 9374 км за 56 часов 20 минут, или его более короткий, но более опасный полет на 8504 км за 63 часа. часов 16 минут из Москвы в Ванкувер, штат Вашингтон, через Северный полюс, 18-20 июня, 19 июня37. Он тоже был бесстрашным летчиком-испытателем, и именно во время испытательного полета он погиб 15 декабря 1938 года.

Валерий Чкалов, самый популярный и рекордсмен СССР летчик. Источник изображения: rbth.com

Начинает летать

          В 1938 году он стал членом воздухоплавательного клуба. В апреле 1939 года Кожедуб совершил свой первый полет на Поликарпова У-2 (У — русский учебный, что означает «для учебы»). Большое впечатление на любознательного юношу произвела красота родного края, открывшаяся перед ним с высоты 1500 метров.

Поликарпов Ю-2. Источник изображения: airaces.com

Вспоминая о своей молодости спустя

         Кожедуб напомнил, что его страна была абсолютно готова дать отпор любой агрессии. Любые боевые действия на нашей собственной территории считались немыслимыми. Все, что мы читали или слышали по радио о войне на западе, казалось нам очень далеким. В то время мы не знали, что более 90 004 40 000 наиболее талантливых военачальников были убиты 90 005 к 9 годам.0004 Сталинские чистки несколькими годами ранее. Мы поняли, что произошло, намного позже. Каждое сообщение об отступлении наших войск заставляло наши сердца обливаться кровью.

Первая пятерка Маршалов Советского Союза в ноябре 1935 года. (слева направо): Михаил Тухачевский, Семен Буденный, Климент Ворошилов, Василий Блюхер, Александр Егоров. Только Ворошилов и Буденный пережили Великую чистку. Источник изображения: Википедия

Вступает в Красную Армию

          В 1940 году Кожедуб был призван на военную службу в Красную Армию. В 1941 года был зачислен в Военную авиационную школу в Чугуеве . Он был одним из лучших студентов и получил диплом авиационного инструктора. В начале немецкого вторжения в Советский Союз он продолжал оставаться инструктором. Кожедуб оставался в училище почти два года, где обучал многих молодых советских летчиков. В 1941 году, после начала Великой Отечественной войны , авиашкола вместе с Кожедубом была переведена в азиатскую часть страны. Кожедуб отчаялся принять участие в боевых действиях и попросился на фронт. Но ему было не допущен к участию в войне до ноября 1942 года.

Переведен в оперативную часть

          Чувствуя, что его таланты лучше использовать в бою, Кожедуб запросил перевод в оперативную часть. Кожедуб вспоминает: «Я не раз ходатайствовал о переводе на фронт. Но фронту требовались хорошо обученные летчики. Тренируя их для будущих сражений, я также тренировал себя. В то же время было приятно слышать об их подвигах на фронте. В конце 1942 года меня отправили учиться летать на новом самолете Лавочкин Ла-5 . После марта 1943 года я, наконец, оказался на действительной службе». В марте 1943 года был направлен старшим сержантом в в/ч 240-го истребительного авиационного полка в/ч , одной из первых частей, получивших новый Лавочкин Ла-5.

Лавочкин Ла-5 . Источник изображения: world-war-2.wikia.org

Начало боевых действий

          Его первый боевой вылет состоялся 26 марта 1943 года на истребителе Ла-5. Его самолет был сильно поврежден парой Messerschmitt Bf 109.с. Он смог посадить свой истребитель, но самолет был разрушен. Он не получил ни единой царапины, хотя его самолет был готов. Командир сказал ему позже: «Спешите только при ловле блох». Но он торопился и думал, что сможет сбить по крайней мере два или три вражеских самолета за один раз. Увлекшись атакой, он не заметил многих Messerschmitt Bf-109 , приближавшихся ко мне сзади. Конечно, это был горький опыт и серьезный урок для него.

Мессершмитт Bf-109. Источник изображения: Википедия. После того первого полета он совершил множество вылетов. Затем ему выделили новый Ла-5 с бортовым номером 75. Самолету дали имя известного советского летчика, Героя Советского Союза Валерия Чкалова. Свой боевой счет 23-летний летчик открыл первым сбитым с воздуха бомбардировщиком Junkers Ju 87 Stuka, сбитым в ходе Курской битвы 6 июля 19 года.43, ведя бой с 12 самолетами противника. На следующий день он одержал новую победу, сбив еще один Ju-87. 9 июля Кожедуб одновременно уничтожил два истребителя Bf-109.

Воздушный бой за Курск. Источник изображения: оружие и война. Ему было присвоено звание младшего лейтенанта. Затем его часть двинулась в сторону Харькова. В это время он обычно летал в сопровождении двухмоторных бомбардировщиков Петлякова Пе-2. К 19 октября43 Старший лейтенант Кожедуб совершил 146 боевых вылетов и сбил 20 самолетов противника . К тому времени он на равных сражался с немецкими авиационными специалистами. Кожедуб умело сочетал технику пилотирования с навыками стрельбы.

          В воздушных боях над Днепром летчики авиаполка Кожедуба вступили в бой с 51-й эскадрильей Геринга Jagdgeschwader (JG 51) Mölders и выиграли воздушную дуэль. Иван Кожедуб увеличил свой счет. За 10 дней упорных боев сбил 11 самолетов противника. ему было награжден орденом Героя Советского Союза 4 февраля 1944 года.

Герой Советского Союза . Источник изображения: Википедия

Будь добр к самолету — он будет добр к тебе

          Агрессивный, неутомимый, храбрый и умелый, Кожедуб был идеальным летчиком-истребителем. Его самолет был его религией. Кожедуб однажды сказал: « Мотор работает точно. Самолет послушен каждому моему движению . Я не один — со мной мой боевой друг». Для Кожедуба это не было поэтическим преувеличением или метафорой; подходя к кабине перед взлетом, он всегда находил добрые слова для своего самолета.

Получил новый самолет – подарок от фермера

          В мае 1944 года Кожедуб получил звание капитана и стал командиром эскадрильи. Имея за плечами 38 воздушных побед, он получил новый Ла-5Ф — подарок от колхозника по имени Василий Конев. Конев дал деньги Красной Армии и попросил построить самолет на имя его племянника, подполковника Георгия Конева, летчика-истребителя, погибшего на фронте. Просьбу патриота выполнили и самолет передали Ивану Кожедубу.

он одержит свои последние 17 побед. Кожедуб сначала был расстроен новым назначением, но позже обнаружил, что может летать с асами, отправлявшимися на операции-одиночки. 176-й гвардейский истребительный авиаполк выполнил 9450 боевых вылетов, из них 4016 одиночных; провел 750 воздушных боев, в которых 389вражеские самолеты были сбиты.

Знаменитый Ла-7 Ивана Кожедуба «Белый 27». Источник изображения: redbanner.co.uk

          К середине 1944 года гвардии капитан Иван Кожедуб совершил 256 боевых вылетов и сбил до 48 самолетов противника. 19 августа 1944 года он был награжден второй медалью, на этот раз Золотой Звездой. Однажды в воздушном бою над территорией противника был подбит Ла-7 Кожедуба. Когда двигатель заглох, Кожедуб не сдался, а выбрал цель на земле и начал пикировать. Когда он приблизился к земле, двигатель неожиданно снова заработал, и Кожедуб вывел самолет из пикирования и благополучно вернулся на базу.

Messerschmitt Me 262. Источник изображения: You Tube

Сбивает Ме-262

          19 февраля 1945 года во время операции под Франкфуртом-на-Одере Кожедуб сбил реактивный Ме-262, пилотируемый Куртом Ланге. Ме-262 был новейшим немецким реактивным самолетом. Ла-7 Кожедуба был турбовинтовым. Немецкий самолет летел с гораздо большей скоростью, недостижимой для Ла-7 на высоте 3500 метров. Позже Кожедуб так описывал этот бой: «Что это такое? Член моего соединения поспешил открыть огонь по противнику. Но вдруг немецкий самолет начал двигаться влево на меня. Расстояние резко сократилось, и я приблизился к противнику. От невольного волнения я открыл огонь. Реактивный самолет рухнул и упал».

Источник изображения: commons.wikimedia.org

          Служил летчиком-истребителем в нескольких районах, в том числе на Степном фронте, 2-м Украинском фронте, 1-м Белорусском фронте, и занимал разные звания, начиная от старшего летчика до заместителя командира авиаполка. . Он заявлял о своих 61-й и 62-й победах – его последних притязаниях в войне – над Берлином 16 апреля 1945 г. .

          22 апреля 1945 г. Кожедуб, как сообщается, был атакован парой американских Р-51 «Мустанг» истребителей. Всего через две минуты боя один из «Мустангов» врезался и разлетелся на куски; второй пилот едва успел выпрыгнуть с парашютом. Эти убийства не были подтверждены.

Американский P-51 «Мустанг» Источник изображения: Википедия

Величайший советский летчик

          Кожедубу приписывают наибольшее количество побед в воздушных боях среди всех советских летчиков во время Второй мировой войны. Он считается лучшим советским летным асом войны, и ему было 9 лет.0004, связанный с полетом Лавочкина Ла- 7. Слыл, что он обладал природным даром к стрельбе на отклонение, т.е. прицеливаться перед движущейся целью в момент выстрела так, чтобы снаряд и цель столкнулись.

Источник изображения: Pinterest. Дж) 54.). 18 августа 19В 45 году ему снова было присвоено звание Героя Советского Союза за воинское мастерство и личное мужество.

В музее. Источник изображения: russiapedia.rt.com

Воспоминания о тактике и авиации

          В интервью журналу Aviation History Кожедуб вспомнил свой опыт боевых действий в первые месяцы войны, потребовавший изменения тактики и организационной структуры истребительной авиации. Знаменитая формула боя воздух-воздух была: «Высота-скорость-маневр-огонь». Звено двух истребителей стало постоянной боевой тактической единицей в истребительной авиации. Соответственно рейс из трех самолетов был заменен рейсом из четырех самолетов . Соединения эскадрилий стали включать несколько групп, каждая из которых имела свою тактическую задачу (штурм , защита, подавление, ПВО и т. д.). Массированное применение авиации, ее возрастающее влияние на ход боя и операций требовало сосредоточения ее усилий на этих важнейших направлениях.

          Для этой цели созданы истребительные авиационные корпуса, входящие в состав воздушных армий. Сотни бойцов приняли участие в ответственных тактических и стратегических операциях. Довольно часто воздушный бой перерастал в виртуальный воздушный бой. В арсенал боевых приемов советских асов-истребителей вошли вертикальные маневры, многоярусные построения и другие. Из 44000 самолетов, потерянных Германией на советско-германском фронте, 90 процентов были сбиты истребителями.

Со своими бойцами эскадрильи. Источник изображения: commons.wikimedia.org

          Поскольку война преподала горькие уроки, Советскому Союзу пришлось менять тактику по ходу дела. ВВС перешли от 60-самолётных полков, которые оказались слишком тяжёлыми, к полкам в составе 30 истребителей (три эскадрильи). Практика показала, что эта структура была лучше как потому, что облегчала работу командира, так и потому, что обеспечивала большую гибкость при отражении атак.

Носовое искусство Bf-109. Источник изображения: Pinterest. пугать советских летчиков. Но особого внимания на них не обращали, сосредоточившись на поиске слабых мест в своей тактике. Но он всегда уважал мужество немецких асов. Осторожность превыше всего, и приходилось все время поворачивать голову на 360 градусов. Победа принадлежала тем, кто знал свои самолеты и вооружение наизнанку и обладал инициативой. После 19 августа43 господство в воздухе окончательно перешло к советским летчикам. Прежнее самомнение о непобедимости, на которое претендовали асы Геринга, развеялось.

Напоминает о значении Курской битвы

         Кожедуб чувствовал, что Курская битва явилась этапной в развитии форм и способов оперативного и тактического применения советской авиации в годы войны. В ее первом оборонительном этапе советских летчика совершили 70219 самолето-вылетов . На долю Т тактической авиации приходилось 76 процентов от общего числа, дальней авиации на 18 процентов и истребителей ПВО на шесть процентов. За это время они уничтожили 1500 самолетов противника. Советские потери составили 1000 самолетов. За время контрнаступления ими было совершено

самолето-вылетов, из которых

50 процентов предназначались для поддержки наступающих войск , а 31 процент — для достижения господства в воздухе. За это время противник потерял до 2200 самолетов.

Корейская война

Советский МиГ-15 в Корейской войне. Источник изображения: migflug.com

          После войны Иван вернулся в Военно-воздушную академию, которую окончил в 1949 году. китайско-северокорейской границы до летают на МиГ 15 во время Корейской войны, поддерживая северокорейские войска. Ему не дали разрешения на участие в боевых вылетах . Под его руководством 324-я ИАД забрала 239побед, в том числе 12 Boeing B-29 Superfortress за потерю 27 МиГ-15 в бою и 9 пилотов.

Источник изображения: Википедия

Высшее командование

          В 1956 году он окончил Академию высшего командования, после чего получил звание генерала . С 1971 года служил в Центральном управлении ВВС СССР, а с 1978 года в генеральной инспекционной группе Министерства обороны СССР. В 19 году стал маршалом авиации.85.

Источник изображения: Pinterest

Список воздушных побед

          По данным советских асов 1941—1945 гг. Победы Сталинских Соколов Михаила Быкова, Кожедуба, все 64 победы в воздухе хорошо задокументированы и включают в себя самолеты-мишени и локации. Среди историков существует общее мнение. В основном он летал на Ла-5 , а позже часть на его усовершенствованном варианте Ла-7. Лавочкин Ла-7 — поршневой одноместный советский истребитель, разработанный во время Великой Отечественной войны ОКБ Лавочкина. Это было развитие и усовершенствование Лавочкина Ла-5, и последнее в семействе самолетов, которое началось с ЛаГГ-1 в 1919 году.38.

Юнкерс Ju 87 «Штука» . Источник изображения:militaryfactory.com После этого он добивался регулярных воздушных побед. Всего он сбил 18 Junkers Ju 87, 19 Messerschmitt Bf-109, 21 Focke-Wulf Fw 190, 2 Heinkel He 111, один польский PZL P.24, три Henschel Hs 129 и один Messerschmitt. 262. Его последняя победа была 17 апреля 19 г.45, Fw 190 в Кинице. До августа 1944 года Кожедуб летал на Лавочкине Ла-5, после Лавочкина Ла-7. Он ни разу не был сбит, хотя его подбитый истребитель часто упоминался на различных аэродромах.

Предполагаемое сбитие двух истребителей USAAF P-51

         Кожедуб якобы сбил два истребителя USAAF P-51 Mustang в ходе дружественного огня 17 апреля 1945 года. Он столкнулся с группой американских B-17 Flying Fortress, атакованных Самолет Люфтваффе. Его самолет, по-видимому, был принят американскими истребителями сопровождения за противника и атакован. Кожедуб, не имея другого выхода, защищался, сбив два Р-51. Пока что эта история полностью не подтверждена. Существуют кадры фильма, которые были рекламируется как настоящий фотоаппарат Кожедуба фильм с мероприятия; однако кадры были сняты с использованием оборудования Zeiss , которое использовалось в основном Люфтваффе .

Кожедуб Иван Никитович Фото из Центрального музея Вооруженных Сил РФ Источник изображения: tripadvisor.com СССР трижды во время Великой Отечественной войны. Другой, Александр Покрышкин, бежал от немецкого вторжения летом 1941 до конца войны, за это время он одержал 62 воздушные победы на МиГ3, Bell Airacobras, Лавочкин Ла-5 и Яковлев Як-9У.

КИЕВ, УКРАИНА: Памятник герою Великой Отечественной войны летчику-истребителю Ивану Кожедубу в парке. Надпись: Герой Советского Союза, Маршал авиации Иван Никитович Кожедуб. Источник изображения: dreamtime.com

         Кожедуб трижды был удостоен звания Героя Советского Союза (4 февраля 1944 г., 19 августа 1944 г. и 18 августа 1944 г.).45). Два ордена Ленина (4 февраля 1944 г. и 21 февраля 1978 г.). Семь орденов Красного Знамени (22 июля 1943 г., 30 сентября 1943 г., 29 марта 1945 г., 29 июня 1945 г., 2 июня 1951 г., 22 февраля 1958 г. и 26 июня 1970 г.). Орден Александра Невского (31 июля 1945 г.). Орден Отечественной войны 1-й степени (11 марта 1985 г.). Два ордена Красной Звезды (4 июня 1955 г. и 20 октября 1955 г.). Много походных и юбилейных медалей. Незадолго до выхода на пенсию ему было присвоено последнее звание маршала.

Александр Покрышкин, Маршал Жуков, Иван Кожедуб в Кремле. Имаке Источник: commons.wikimedia.org

Штамп выпуска и наследия

          Александр Покрышкин, Иван Кожедуб ассоциируется с одним типом истребителя, серией звездообразных деревянных самолетов конструкции Семена Лавочкина. Последний из них, Ла-7 № 27, так же, как и его пилот, дожил до грациозной пенсии — в футляре самолета в Музее авиации Монино.

Источник изображения: Википедия

         Иван Кожедуб умер 8 августа 1991 года. В его честь в 2020 году Россия выпустила специальную марку. В его честь назван Харьковский военный университет — Военно-воздушный университет им. Кожедуба.

Иван Кожедуб умер 08.08.1991 в возрасте 71 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Источник изображения: ww2gravestone.com

История советского аса Ивана Кожедуба основана на материалах из открытых источников Википедии и интервью с пилотом-асом, опубликованном журналом Aviation History.

Фото: sputniknews.com

Нравится:

Нравится Загрузка…

Интервью с советским асом Второй мировой войны Иваном Кожедубом

Маршал авиации Иван Кожедуб был одним из двух советских летчиков-истребителей, трижды награжденных Золотой Звездой Героя Советского Союза во время Великой Отечественной войны. Другой, Александр Покрышкин, пролетал от немецкого вторжения летом 1941 года до конца войны, за это время он одержал 59 воздушных побед на МиГ3, Bell Airacobras, Лавочкин Ла-5 и Яковлев Як-9У.

По иронии судьбы не допущенный к боевым действиям из-за того, что его навыки пилота сделали его более полезным в качестве инструктора, Кожедуб выполнил свой первый боевой вылет только 26 марта 19 г.43. 19 февраля 1945 г. он стал единственным советским пилотом, сбившим реактивный истребитель «Мессершмитт Ме-262», а 19 апреля 1945 г. он сбил два «Фокке-Вульф Fw-190», доведя свой окончательный счет до 62-х. лучший союзный ас войны.

В отличие от Александра Покрышкина, Иван Кожедуб ассоциируется с одним типом истребителя, серией радиальных деревянных самолетов конструкции Семена Лавочкина. Последний из них, Ла-7 № 27, так же, как и его пилот, дожил до грациозной пенсии — в футляре самолета в Музее авиации Монино.

AH: Не могли бы вы рассказать нам что-нибудь о своей юности и образовании?

Кожедуб: Родился 8 июня 1920 года в селе Ображеевская Шосткинского района Сумской области Украины. Я был младшим из пяти детей в нашей семье. Мне было трудно, когда я был ребенком, и мне никогда не хватало еды в подростковом возрасте. Мне тогда приходилось постоянно работать. Единственными моими игрушками были самодельные ходули, тряпичный мяч и лыжи из бочковых досок.

В 1934 года, я закончила семилетку. Сначала я хотел поступить в художественную школу в Ленинграде, но понял, что вряд ли справлюсь. Два года я посещал школу рабочей молодежи. В 1940 году я окончил Шосткинский химический техникум.

AH: Когда же у вас появился интерес к авиации?

Кожедуб: Тяга к небу, которую я тогда не могла определить как таковую, наверное, зародилась в моем сердце, когда мне было лет 15. Тогда-то самолеты местного аэроклуба и начали летать по небу над деревней Ображеевской. Позже, что бы я ни делал — решал сложную математическую задачу или играл в мяч, — я моментально забывал обо всем, как только слышал рокот авиационного мотора.

AH: Многие люди увлечены авиацией, но что заставило вас сделать большой шаг от энтузиаста до участника?

Кожедуб: В 1930-е годы комсомол был покровителем авиации и, естественно, все мы были без ума от полетов. Я хорошо помню слова своего школьного учителя: «Выбирай образцом жизнь выдающегося человека и старайся во всем следовать его примеру». таким человеком был знаменитый летчик Валерий Чкалов. Весь мир восхищался его смелыми дальними перелетами на Туполевском АНТ-25, такими как его 1936 рейс из Москвы на остров Удд, Камчатка – 9 374 км за 56 часов 20 минут – или его более короткий, но более опасный полет на 8 504 км за 63 часа 16 минут из Москвы в Ванкувер, штат Вашингтон, через Северный полюс, июнь 18-20, 1937. Он тоже был бесстрашным летчиком-испытателем, и именно во время испытательного полета он погиб 15 декабря 1938 года.

Прекрасно понимая, что поступить в техникум и научиться прилетают, я еще подал заявку в местный клуб. Это было в 1938, когда японцы нарушили советскую границу у озера Хасан. Этот факт усилил мое желание получить вторую профессию, которая понадобится в случае войны.

AH: Можете ли вы описать свое обучение? Сколько летных часов нужно, чтобы получить квалификацию пилота? Была ли ваша подготовка типичной для советского летчика, гражданского или военного?

Кожедуб: В начале 1940 г. 1 был принят в Чугуевское военное авиационное училище. Для меня это было началом новой жизни. В аэроклубе мы как раз занимались азбукой, а в училище серьезная подготовка подкреплялась жесткой воинской дисциплиной. В нашей школе, чтобы стать пилотом, нужно было налетать около 100 часов.

AH: Как вы оценивали состояние советской авиации и общей военной готовности до и в течение нескольких месяцев после немецкого вторжения?

Кожедуб: Конечно, мы тогда были молоды. Мы считали, что наша страна абсолютно готова дать отпор любой агрессии. Любые боевые действия на нашей собственной территории считались немыслимыми. Все, что мы читали или слышали по радио о войне на западе, казалось нам очень далеким. Излишне говорить, что в то время мы не знали, что более 40 000 наиболее талантливых военачальников были убиты в результате сталинских чисток несколькими годами ранее. Мы поняли, что произошло, намного позже. Каждое сообщение об отступлении наших войск заставляло наши сердца обливаться кровью.

AH: Претерпели ли ВВС Советской Армии (ВВС-РККА) какие-либо изменения в структуре, философии или стратегии в годы войны? Если да, то какие изменения вы заметили?

Кожедуб: Опыт боевых действий в первые месяцы войны потребовал изменения тактики и организационной структуры истребительной авиации. Знаменитая формула боя воздух-воздух звучала так: «Высота-скорость-маневр-огонь». Звено двух истребителей стало постоянной боевой тактической единицей истребительной авиации. Соответственно, рейс из трех самолетов был заменен рейсом из четырех самолетов. Соединения эскадрилий стали включать несколько групп, каждая из которых имела свою тактическую задачу (штурм, защита, подавление, противовоздушная оборона и т. д.). Массированное применение авиации, ее возрастающее влияние на ход боя и операций требовало сосредоточения ее усилий на этих важнейших направлениях.

Для этого созданы истребительные авиационные корпуса, входящие в состав воздушных армий. Сотни бойцов приняли участие в ответственных тактических и стратегических операциях. Довольно часто воздушный бой перерастал в виртуальный воздушный бой. В арсенал боевых приемов советских асов-истребителей вошли вертикальные маневры, многоярусные построения и другие. Из 44 тысяч самолетов, потерянных Германией на советско-германском фронте, 90 процентов были сбиты истребителями.

AH: Вы просили о переводе на фронт в качестве боевого летчика, или вам поручили такую ​​обязанность ваши командиры?

Кожедуб: Не раз обращался за переводом на фронт. Но фронту требовались хорошо обученные летчики. Тренируя их для будущих сражений, я также тренировал себя. В то же время было приятно слышать об их подвигах на фронте. В конце 1942 года меня направили учиться летать на новом самолете Лавочкина ЛаГ-5. После марта 1943 года я, наконец, оказался на действительной службе.

AH: Каким было ваше первое впечатление от ЛаГ-5, вашего первого боевого самолета? Были ли у него какие-то особые причуды или идиосинкразии?

Кожедуб: Получил ЛаГ-5 № 75. Как и у других самолетов нашего полка, на фюзеляже была надпись «Имени Валерия Чкалова». Эти самолеты были построены на пожертвования советских людей. Но мой самолет был другим. У других летчиков были самолеты с тремя топливными баками, которые были легче и маневреннее, тогда как мой пятибаковый самолет был тяжелее. Но для начала мне, начинающему летчику, его возможностей вполне хватило. В дальнейшем мне не раз приходилось восхищаться силой и выносливостью этого самолета. У него были отличные конструктивные точки крепления и хитроумная система пожаротушения, которая отводила выхлопные газы в топливные баки и однажды спасла меня от, казалось бы, верной смерти.

AH: Знаете ли вы что-нибудь о менее успешном предшественнике ЛаГ-5, ЛаГГ-3? Вы когда-нибудь летали на этом самолете, и если да, то как он соотносился с более поздними Лавочкиными?

Кожедуб: Все эти самолеты были одной семьей. Поэтому вполне естественно, что каждое новое поколение летело все выше и дальше. Впрочем, сам я на ЛаГГ-3 не летал. Я знаю, что этот самолет был спроектирован Лавочкиным совместно с его коллегами Горбуновым и Гудковым в 1940 году. Он имел двигатель водяного охлаждения и, как все ранние модели, не был безупречен. Его преемники, Ла-5 и Ла-7, накопили боевой опыт. Они имели двигатели с воздушным охлаждением и были намного надежнее.

AH: К какому подразделению вас сначала причислили? Как вас встретили бойцы полка?

Кожедуб: Мое первое назначение было в 240-й истребительный авиаполк ( истребительный авиаполк , или ИАП), который начал боевые действия в первый день войны на Ленинградском фронте. Поскольку там служило много выпускников Чугуевского училища, я не чувствовал себя лишним даже поначалу. В состав нашего летного состава входили люди многих национальностей. Были белорусы, татары, грузины, русские и украинцы. Мы все были как одна большая семья.

AH: Какой была типичная численность и организация советского полка ВВС ( Polk ) или эскадрильи ( Eskadril ) во время Второй мировой войны?

Кожедуб: Поскольку война преподала нам горькие уроки, нам пришлось менять тактику по ходу дела. Таким образом, учитывая опыт первых боев, ВВС перешли от 60-самолётных полков, которые оказались слишком тяжёлыми, к полкам, состоящим из 30 истребителей (три эскадрильи). Практика показала, что эта структура была лучше как потому, что облегчала работу командира, так и потому, что обеспечивала большую гибкость при отражении атак.

Г.Х.: Ваша первая неделя боев была над Харьковским сектором, во время последнего крупного поражения советских войск перед решающей битвой под Курском. Якобы вы сами были сильно ранены во время вашего первого боя немецкими истребителями. Каково было моральное состояние у вас и ваших товарищей в это время?

Кожедуб: В первом бою я не получил ни одной царапины, но мой самолет был сильно поврежден. Мой командир не без оснований сказал: «Спешите только при ловле блох». Я не внял его совету. Мне казалось, что я могу сбить как минимум два-три вражеских самолета за один раз. Увлекшись атакой, я не заметил приближающегося ко мне сзади зонтика Мессершмиттов Bf-110. Конечно, это был горький опыт и серьезный урок для меня.

Несмотря на общие неудачи, наш боевой дух был достаточно высок. У многих, как и у меня, были семьи на оккупированной нацистами территории. Мы все жаждали мести.

AH: Каково ваше впечатление о мастерстве и мужестве ваших противников Люфтваффе в это время и позже? Заметили ли вы какие-либо изменения в их мастерстве и стремлении между 1943 и 1945 годами?

Кожедуб: Зловещая окраска немецких Мессершмиттов Bf-109 и Фокке-Вульф Fw-190 с рисунками котов, тузов, стрел и черепов на боках была призвана напугать советских летчиков до потери сознания. Но я не обращал на них особого внимания, стараясь как можно скорее угадать планы и методы моего врага, найти слабые места в его тактике. Впрочем, я всегда уважал мужество немецких асов. Было бы глупо недооценивать противника, особенно в начале войны.

После августа 1943 года господство в воздухе окончательно перешло к советским летчикам, и к концу войны мы все чаще ссорились с наспех обученными юношами. Прежнее самомнение о непобедимости, на которое претендовали асы Геринга, развеялось.

AH: Как сравнивались советские и немецкие самолеты на протяжении всей войны? К какому типу самолетов противника вы относились с особым уважением?

Кожедуб: В боевом потенциале Як-3, Ла-7 и Ла-9истребители бесспорно превосходили Bf-109 и Fw-190. Но, как говорится, какой бы хорошей ни была скрипка, многое зависит от скрипача. Я всегда с уважением относился к вражескому летчику, чей самолет мне не удалось сбить.

AH: Опишите типичный «дневной труд» советского летчика-истребителя. Сколько боевых вылетов вы обычно совершали в день?

Кожедуб: Словосочетание «дневная работа» сюда не подходит, так как нам нужно было лететь целый день. Я сам был удивлен потенциальной выносливостью человеческого тела в чрезвычайной ситуации. Три-четыре боевых вылета в день во время наступления были обычным делом. Правда, один боевой вылет сильно отличался от другого.

AH: Ваш первый успех был над Курском 6 июля 1943 года. Каковы были обстоятельства этой победы?

Кожедуб: Нам приказано атаковать группу пикирующих бомбардировщиков Юнкерс Ю-87. Я выбрал «жертву» и подошел к ней довольно близко. Главное вовремя выстрелить. Все произошло в мгновение ока. Только на земле, среди друзей, я вспомнил подробности этого боя. Осторожность превыше всего, и вы должны все время поворачивать голову на 360 градусов. Победа принадлежала тем, кто знал свои самолеты и вооружение наизнанку и обладал инициативой. 7 июля я сбил второй самолет, а 8 июля уничтожил еще два Bf-109. бойцы.

Г.Х.: В Курской битве тысячи самолетов участвовали в гигантской борьбе за тактический контроль над полем боя. Какую роль вы и ваши товарищи сыграли в победе Советского Союза?

Кожедуб: На самом деле свое боевое крещение я принял под Курском. Мы сопровождали бомбардировщики, боролись с истребителями противника и нейтрализовали батареи ПВО. Битва под Курском явилась этапной в развитии форм и способов оперативного и тактического применения советской авиации в годы войны. На первом оборонительном этапе наши летчики совершили 70 219 полетов.вылазки. Тактическая авиация составила 76 процентов от общего числа, дальняя авиация — 18 процентов, истребители ПВО — шесть процентов. За это время они уничтожили 1500 самолетов противника. Наши потери составили 1000 самолетов. В ходе контрнаступления наши летчики совершили 90 тысяч самолето-вылетов, из которых около 50 процентов предназначалось для поддержки наступающих войск, а 31 процент — для завоевания господства в воздухе. За это время противник потерял до 2200 самолетов.

AH: Чему вы приписываете свой растущий успех после этого?

Кожедуб: Молодые пилоты часто спрашивают, как быстро научиться летать на истребителе; Я пришел к выводу, что главное — освоить технику пилотирования и стрельбы. Если летчик-истребитель может автоматически управлять своим самолетом, он может правильно выполнить маневр, быстро приблизиться к противнику, точно нацелиться на свой самолет и уничтожить его. Также важно быть находчивым в любой ситуации. На первом этапе боевого мастерства я мечтал сбить вражеский самолет — тактика воздушного боя была для меня теорией. Второй этап начался с подготовки на фронте перед Курской битвой. Новым этапом стали бои на Курской дуге. Битва за Днепр была еще одна.

Став командиром эскадрильи, я стал руководить группами самолетов и руководить действиями пилотов в бою. Следующий этап назывался операциями-одиночками. Будучи заместителем командира полка 1-го Белорусского фронта, я вместе с другим летчиком летал на передовую в поисках целей. Таких этапов было намного больше. Никогда не поздно учиться.

AH: 2 мая 1944 г. Вы получили Ла-5ФН, специально посвященный «Имени Героя Советского Союза подполковника». Н. Кониев». Вы якобы одержали восемь побед за семь дней на этом самолете. Насколько лучше Ла-5 был этот Ла-5ФН?

Кожедуб: Это был, по сути, упрощенный вариант Ла-5 разработки того же 1942 года. У него был форсированный двигатель с непосредственным впрыском топлива. Но мне он был важен по другим причинам. Василий Кониев, пчеловод из колхоза «Большевик» (Бударинский район, Сталинградская область), купил его на свои деньги и попросил назвать его именем племянника знаменитого маршала Василия Конева, погибшего в начале войны. Действительно, этот самолет стал для меня счастливым. Из восьми нацистских самолетов, которые я уничтожил во время полета, пять были хвалеными Fw-19.0 с.

AH: В июле 1944 года Вас направили на 1-й Белорусский фронт заместителем командира 176-го гвардейского истребительного авиационного полка, и Вы получили Ла-7 № 27, на котором Вам предстояло одержать последние 17 побед. Каковы были ваши командные обязанности; повлияли ли они на ваши летные привычки?

Кожедуб: Сначала я был расстроен своим новым назначением, но только до тех пор, пока не узнал, что могу летать с асами, отправившимися на операции-одиночки. Изо дня в день мы летали по утрам, а в полдень анализировали свои вылеты обратно в эскадрильи. В 9часов мы собирались в столовой, где командир отчитывался об итогах дня. В этом полку я тоже стал объединяться с Дмитрием Титаренко.

176-й гвардейский истребительный авиаполк выполнил 9450 боевых вылетов, из них 4016 одиночных операций; провела 750 воздушных боев, в которых было сбито 389 самолетов противника.

AH: Чем Ла-7 отличался от своих предшественников Ла-5?

Кожедуб: Ла-7 обладал первоклассными летными характеристиками. Это был очень послушный самолет, который развивал высокую по тем временам скорость. Надо сказать, что Ла-7, Ла-9и Як-3 были совершенными самолетами. Их характеристики практически достигли потолка для поршневых самолетов.

AH: Для деревянного самолета Ла-7 № 27 должен был быть крепким и надежным самолетом, чтобы служить вам верой и правдой более 10 месяцев боевых действий. Что было ключом к надежности этих самолетов?

Кожедуб: Лавочкины были простыми, надежными самолетами. Я встречался с их конструктором Семеном Лавочкиным, посещал заводы, на которых они строились. Он всегда внимательно выслушивал все замечания. Запас прочности был так велик, что, преследуя противника, я, не раздумывая, превысил расчетные нагрузки. Я был уверен, что самолет меня не подведет. Я достиг скорости 700 километров в час (434 мили в час) и даже больше на нем. Ла-7 представлял собой модернизированную версию неплохого Ла-5ФН с двигателем М-82ФН. Лавочкин доработал конструкцию аэродинамического профиля, изменил расположение воздухозаборников, модернизировал конструкцию центральной части крыльев. AH: Каковы были обстоятельства вашего успеха над Ме-262?

Кожедуб: 19 февраля 1945 года 1 вместе с Дмитрием Титоренко участвовал в операции одиночек севернее Франкфурта. Я заметил самолет на высоте 350 метров (2170 футов). Он летел по Одеру с предельной для моего самолета скоростью. Я сделал быстрый разворот и стал преследовать его на полном газу, снижаясь так, чтобы подойти к нему из-под «брюха». Мой ведомый открыл огонь, и Ме-262 (как я уже понял, был реактивным ) начал поворачивать налево, в мою сторону, теряя при этом скорость. На этом все закончилось. Я бы никогда не обогнал его, если бы он летел по прямой. Главное было атаковать самолеты противника на виражах, подъемах или спусках и не терять драгоценные секунды.

AH: Что можно сказать о вашем последнем бою с лейтенантом Титоренко 19 апреля 1945 года?

Кожедуб: Вечером 17 апреля мы вышли на операцию одиночек над пригородами Берлина. Внезапно мы увидели группу из 40 Fw-190 с бомбовой нагрузкой, летевшую на высоте 3500 метров в нашу сторону. Мы поднялись левее и летели за ними под покровом облаков. Перевес был явно не в нашу пользу, но мы все же решили атаковать, так как вражеская авиация шла на наши войска. На максимальной скорости мы подошли к хвосту строя, подальше от солнца. Я открыл огонь почти в упор по ведомому последней пары самолетов. Первый ФВ-190 попал в пригороды города. Несколько самолетов повернули на запад, другие продолжили полет.

Решили вклиниться в боевой порядок и разбить его. Совершив крутое пикирование, мы пронеслись мимо вражеских самолетов. Как это часто бывает в таких случаях, гитлеровцы думали, что нас много. Сбитые с толку, они начали сбрасывать бомбы. Затем они построились в оборонительный круг — каждый боец ​​прикрывал хвост впереди идущему — и начали нас атаковать. Титоренко умело сбил преследовавший меня самолет. В этот момент мы увидели наших бойцов и повернули домой. Но вдруг мы увидели еще один Fw-190 с бомбой. Судя по всему, пилот получил предупреждение, так как совершил быстрое пикирование и сбросил бомбу над пригородами Берлина. Но я все же дозвонился до него, когда он возвращался после погружения. Самолет буквально взорвался в воздухе. Мы совершили хорошую посадку, но наши топливные баки были полностью пусты. После этого боя я довел свой личный счет сбитых фашистских самолетов до 62.

AH: Какими были самые яркие моменты вашей карьеры в ВВС после 18 августа 1945 года, когда вы получили свою третью Золотую Звезду?

Кожедуб: После окончания академии занимал несколько разных высоких постов. Но я всегда считал подготовку молодых летчиков своей главной обязанностью. Это доставило мне удовлетворение, которое могло сравниться разве что с еще одной золотой звездой.

AH: Есть ли у вас какие-либо комментарии о нынешнем состоянии советской авиации, военной или гражданской?

Кожедуб: ВВС оснащены мощными и надежными самолетами, а в гражданскую авиацию приходит новое поколение авиалайнеров. Это вне всякого сомнения. Но все же главную роль играет человек, в ведении которого находится эта совершенная аппаратура – ​​пилот.

AH: Оглядываясь назад, какой советский истребитель вы считаете лучшим — серию Ла-5 или серию Як9?

Кожедуб: Я всегда предпочитал Ла-5 и всегда считал их лучшими.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts