Красный угол для иконы в современной квартире: Как определить красный угол в доме и квартире
Содержание
Как определить красный угол в доме и квартире
Русская изба, русская печь, красный угол — все эти выражения невозможно обойти, когда рассказываешь о жизни русских людей в старые времена. Часть традиций сохраняется и до нашего времени. Даже в современных квартирах, некоторые люди оборудуют тот самый красный угол, который играл большую роль в жизни многих поколений россиян. И это не просто дань традиции. Красный угол в жилище людей с давних пор носит некое сакральное значение.
Фотограф: Сергей Суворов
Но время неумолимо идет вперед. Что-то из быта предков уходит в прошлое, а что-то и вовсе забывается. Понятие красного угла не минует сия чаша. Хотя, выражение до сих пор встречается в литературе, в фильмах, в спектаклях. Чтобы лучше понять, какую роль играла эта часть избы русского человека и где красный угол располагался, стоит обязательно познакомиться с данным материалом, который опубликован работниками Абдулинского историко-краеведческого музея.
Фотограф: Сергей Суворов
Происхождение названия
Красный угол всегда являлся объектом поклонения и пользовался особым почтением. Именно поэтому там всегда был идеальный порядок и чистота. К праздникам его украшали расшитыми полотенцами и скатертями, веточками освященной вербы к Вербному воскресенью и веточками берёзы к Троице.
Что же означает название святого места?
Словом «красный» на Руси обращали внимание не на цвет, а на красоту и нарядность. Красный уголок всегда был самой нарядной частью избы.
“Красный угол” в квартире
Сегодня многие из нас живут не в частных домах, а в квартирах, и тем, кто желает создать в своем современном жилище «красный угол», необходимо также придерживаться некоторых правил. Конечно, в квартирах нет печей, чтобы ориентироваться на них. Поэтому священный угол в квартире должен быть напротив входной двери, для того чтобы входящий первым делом видел в квартире святые образы. Иногда современная планировка квартиры не подразумевает углов для размещения икон, поэтому «красный угол» в доме — это не всегда угол в прямом понимании.
Символическое значение красного угла для древних русских
Печь олицетворяла собой центр жизни избы. Красный уголок является не менее значимым и сокровенным местом.
Большинство людей полагают, что обычаи обустройства красного угла берут истоки исключительно в православной культуре. Однако это мнение является односторонним.
Существуют источники, утверждающие, что традиция устройства красного угла в русской избе берёт начало во времена дохристианской Руси.
Однако, изучив иные летописи, можно допустить, что у славян единственным сакральным объектом в хате была печь. А уже после крещения Руси в жилых помещениях начал появляться святой угол.
Расположение икон традиционно имело большое подчинялось определённым канонам, именно поэтому гость в первую очередь крестится, а уже после этого приветствовал хозяев жилья.
Значение печи и “красного угла” для древних русских
Печь – это тепло, значит оно символизирует солнце и является центром святости данного дома. “Красный угол” в русской избе тоже является не менее святым местом. И хотя сегодня многие думают, что подобный уголок в доме связан с христианской религией, тем не менее некоторые источники твердят, что задолго до принятия русскими христианства в домах уже был обычай создавать “красный угол”. Однако, согласно другим источникам, в древнерусской избе единственной святыней была печь. И только позже, после принятия христианства, в домах стали появляться такие углы.
Расположение красного угла
Славяне тщательно выбирали место для будущего святого уголка. Он был обязан располагаться по диагонали от печи. Как друг с другом связаны печка и красный уголок? Чтобы найти внятный ответ, потребуется разобраться в основах устройства русской избы.
Для наших предков дом был не только жилым помещением, но и образом целого мира. Пол и потолок являлись олицетворением земли и небес. Стены — стороны горизонта и погреб— подземный мир.
Красный угол всегда находился строго в южной, восточной или юго-восточной части помещения. Это было неоспоримое правило, так как организация русской избы носила не только бытовой, но и сакральный характер.
Со сторонами горизонта наши предки связывали вполне конкретные понятия. Восток и юг, по мнению людей, представляли собой восход солнца, безопасность, жизнь и тепло. Напротив, запад и север ассоциировали с заходом солнца, холодом, мраком и смертью.
На данные понятия и была ориентирована планировка жилища. Во всех славянских избах и полуземлянках, построенных в VI–IХ веках, двери были обращены на юг.
Причина за этим крылась более глубокая, нежели стремление осветить помещение. Следуя этому же принципу, противоположная входу стена, всегда располагалась на северной стороне помещения. Люди верили, что с севера к ним могут прийти мрак, холод, болезни и зло.
Южное расположение двери перестало быть общеобязательным только с Х века. Связано это с появлением окон. Даже в ХIХ столетии они, как правило, выходили на южную или восточную сторону.
Тогда же, в Х веке, начали формироваться четыре типа внутренней планировки жилища, в том числе менялось и местоположение красного угла— души избы.
Красный угол всегда располагался по диагонали от печи. Следовательно, от положения печи напрямую зависело положение красного угла.
Восточный южнорусский тип планировки
(Воронежская, Тамбовская губернии, восток Тульской, север Владимирской):
- Печь расположена в дальнем от входа углу;
- Устье печи обращено ко входу.
Западный южнорусский тип планировки
(Орловская, Курская, Калужская губернии):
- Печь располагалась в дальнем от входа углу;
- Устье печи развёрнуто к боковой стене.
Западнорусский тип планировки
(Псковская, Витебская, Новгородская, Смоленская губернии):
- Печь располагали возле входной двери;
- В этом случае печь была повёрнута устьем ко входу.
Северо-среднерусский тип планировки
(северные, центральные и поволжские губернии):
- Печь также была расположена у входа;
- Её устье было обращено в сторону от входной двери к дальней стене.
Таким образом, в разных регионах расположение красного угла было разным, но основополагающие принципы обустройства оставались неизменными.
Также важнейшей составляющей красного угла является стол. Домочадцы использовали его не только для обедов. Стол в святом углу ранее уподобляли церковному алтарю.
Именно это повлияло на формирование традиции вести себя здесь столь же сдержанно, как и в храме. Ссоры и сквернословие за столом считались неприемлемыми.
Устройство традиционной русской избы
В древности для русских изба олицетворяла всю Вселенную, здесь были небо с землёй (пол и потолок), стороны света (стены) и «нижний мир» (погребок). Причем восток и юг древние люди связывали с солнечным восходом, весной, полднем, летом, жизнью и теплом, а север и запад — с закатом, зимой и осенью, холодом и смертью. Исходя из этого, наши предки стремились обустроить свой дом таким образом, чтобы в него невозможно было войти силам зла, которые шли со стороны севера и запада. А вот силы добра и тепла не должны были видеть на своем пути никаких преград и иметь возможность беспрепятственно проникать в избу. И поскольку в те далекие времена окна еще не были изобретены, то единственным отверстием, ведущим внутрь дома, была дверь. Двери всех славянских изб без исключения были повернуты на юг, а вот печь ставилась напротив двери, то есть на севере, месте, откуда может в дом подкрасться зло и холод. Со временем место двери в русской избе изменилось, то есть выбор стены для двери стал непринципиальным, зато печь всегда оставалась на северной стороне, а “красный угол” располагался по диагонали от печи, в юго-восточной части избы. Это расположение неизменно и по сей день.
Как устроить «красный угол» в квартире
В многоэтажках, в которых, понятное дело, редко встретишь главный ориентир — печь, проживает основная часть населения России.
Желающим устроить красный уголок в квартире следует придерживаться определённых правил.
Домашний иконостас в современном доме можно обустроить, приставив к стене шкафчик. Вы можете покрыть его нарядной скатертью и поставить на поверхность лики святых.
Желательно устроить красный угол таким образом, чтобы он располагался напротив двери. Но самый главный ориентир — восточная, южная или юго- восточная сторона.
Согласно старорусской традиции молиться нужно, обращаясь взором на восток. Как упоминалось ранее, именно эта часть света является является источником тепла, лета и благополучия.
Обратить внимание стоит и высоте красного угла. Он должен располагаться выше уровня глаз. Ведь на иконы нельзя смотреть сверху вниз.
Но есть ещё один вариант: вы можете использовать одноярусные или многоярусные угловые полки, чтобы «святое местечко» было создано строго по древним традициям и устроено непосредственно в углу.
Красный угол — зачем молиться дома
Согласно Катехизису святителя Филарета Дроздова, молитва является возношением нашего ума и сердца к Богу. Без неё невозможно представить полноценную христианскую жизнь. Молитвой можно славить и благодарить Господа, выражать раскаяние и просьбы. Но в основе любой молитвы лежит любовь к Богу, стремление приблизиться к Нему, ощутить Его присутствие в своей жизни. Видя это стремление, Бог идёт навстречу молящемуся, дарует Свою Благодать, спасительную надежду.
Храм – это место богослужения, торжественной соборной молитвы, в которой участвуют и священнослужители, и миряне. Домашняя, келейная молитва является продолжением храмовой. Христиане читают дома утреннее и вечернее молитвенные правила, Последование ко Причастию, акафисты, каноны, молятся перед и после вкушения пищи.
Красный угол с иконами является местом для домашней молитвы. Чтобы узнать, как правильно расположить иконы в доме, нужно вспомнить об их значении. Иконы помогают верующему через написанный образ обращаться к Первообразу – Господу, Богоматери, святым или ангелам. Молящийся духовно возносится к изображённой на иконе личности, соединяется с ней. Икона является проводником, окном в высший, духовный мир.
В “Добротолюбии” можно найти высказывание преподобного Феодора Студита о значении иконопочитания:
“Кто не поклоняется святой иконе Господа, тот не поклоняется и Самому Господу”.
В каком порядке расположить иконы
Существуют каноны расположения икон, которыми руководствуются при обустройстве красного угла. Лики святых располагали по аналогии с церковным алтарем.
Образ Спасителя должен располагаться в центре домашнего иконостаса. Иконы «Господь Вседержитель» и «Спас Нерукотворный» подойдут для этого лучше всего.
Выше этой иконы можно расположить Распятие или образ Святой Троицы. Икону Пречистой Богородицы будет уместно поместить справа от образа Спасителя. Слева от иконы Иисуса Христа часто помещают образ святого Иоанна Предтечи — классический Триптих.
Лик святителя Николая Чудотворца также нередко располагают на этом месте.
Именно эти иконы составляют основу домашнего иконостаса. Все остальные иконы можно разместить уровнем ниже или по обе стороны от них.
Нельзя не упомянуть, что в Божьем уголке часто размещают лики великих заступников христиан: иконы святого целителя Пантелеимона, преподобного Сергия Радонежского и многих других.
При размещении ликов в иерархическом порядке славяне уделяли много внимания размеру икон: самыми крупными должны были быть изображения Спасителя или Богородицы.
LiveInternetLiveInternet
Цитата сообщения Enigmatica
Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
МОЛИТВА-ОБЕРЕГ НА «КРАСНЫЙ УГОЛ» ДОМА.
Существует поверье, что если в доме есть «красный угол», значит, сам Господь и все святые помогают всем живущим в нем. Если вы прочитаете оберег на «красный угол», где будут стоять иконы, то получите очень мощную защиту своего жилища от всякого рода негативных влияний, а достаток и счастье никогда его не покинут. Станьте лицом на восток и прочитайте сначала следующее молитвенное обращение: Святая Безначальная Животворящая Троица! Приди мне, рабе Божьей (имя), в помощь. Помоги начитать красный угол дома моего на долгую и счастливую жизнь. Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий! Приди мне, рабе Бо — жьей (имя), в помощь. Помоги, Господи, начитать красный угол дома моего на долгую и счастливую жизнь. Матушка Владычица, приди мне, рабе Божьей (юля), в помощь. Помоги начитать красный угол дома моего на долгую и счастливую жизнь. Архангел Михаил и бесплотное Небесное воинство! Придите мне, рабе Божьей (имя), в помощь. Помогите начитать красный угол дома моего на долгую и счастливую жизнь. Все святые, придите мне, рабе Божьей (имя), в помощь. Помогите начитать красный угол дома моего на долгую и счастливую жизнь. Святая (имя святой, чье имя носите), приди мне, рабе Божьей (имя), в помощь. Помоги начитать красный угол дома моего на долгую и счастливую жизнь. А затем прочитайте оберег:. Войду в день венчальный, в день величальный под высоки купола. В храме Троицком служба великая идет, дьякон Херувимскую поет, поет народ молитву Отчую. Господу помолюсь, крестом осенюсь и возьму в дом свой икону венчальную, свечу величальную. В красном углу иконе висеть, мне, рабе Божьей (имя), в доме своем богатеть: дому все иметь — и муку, и сахарную голову, и хлеб, и зерно, и соль, и рушник родовой. В красном углу висит икона венчальная. Горит у иконы свеча величальная, лампада в углу сияет. Дом мой в веках в достатке пребывает. Войду в день венчальный, в час величальный под святые образа. Встану, молитву Херувимскую с дьяком почитаю. Как в храме святом народ всяк час бывает, так и в доме моем достаток прибывает от часу до часу, от зари до зари, от лета до лета. В красном углу под святыми образами Божница красная, родовая рушником украшена. Сколь иконе в красном углу пребывать, столь мне в достатке проживать. Аминь. Аминь. Аминь.
https://dwidoctesa.blogspot.de/2013/02/blog-post_8430.html
Место, где расположены иконы в комнате, является священным для дома. Это место оберегает как комнату, так и весь дом от нечистых сил, которые могут попытаться посетить квартиру. Поэтому необходимо знать несколько простых правил того, как нужно расставлять иконы.
Вопрос этот рано или поздно встает у каждого, кто приобретает икону или получает ее в дар. И действительно, как правильно расположить ее в доме, чтобы возносить молитву Господу и не нарушить никаких священных законов? Ведь молитва – своего рода таинство, а любое таинство должно свершаться в соответствующем месте, а не где угодно. Как же правильно вешать иконы в городских квартирах или частных домах?
Инструкция.
1.Самое лучшее место для иконы в доме – красный угол. Именно здесь, по традиции, располагается иконостас, духовная литература, свечи или лампадки и кр ест. Красный угол дома – это стена напротив входа в помещение. Расположение это неслучайно, каждый вошедший может поклониться образам, не выискивая их долго по всем углам. Лучше, чтобы пространство возле иконостаса было свободным и позволяло встать на молитву всем членам семьи и гостям одновременно.
2. Алтарь располагается с восточной стороны, так же положено располагать и иконы в доме, чтобы молящийся стоял лицом на Восток. Однако если у вас нет подходящего места для образов в восточной части квартиры, можно повесить их в любом другом месте. Важно, чтобы это был ни глухой уголок, в который не попадает солнечный свет, а стена, которую икона украсит и сделает еще светлее. Повесить икону можно как на обычный гвоздь, так и установить на специальную полочку рядом с другими иконами. Если икон в доме много, можно сделать для них специальный иконостас. Главное, чтобы процесс собирания образов не превратился в обычное коллекционирование. Ведь назначение их совсем другое, и нет никакой связи между количеством икон в доме и благочестием его обитателей.
3. Не стоит устанавливать иконы среди книг на стеллажах, а также в полках шкафов вперемешку с косметикой, статуэтками и фотографиями родственников. Также нельзя вешать иконы рядом с туалетом или в ряду с картинами и другими произведениями искусства. Помните о том, что икона – не красивая картина и не просто изображение. Назначение иконы в доме – сохранение благоговения и веры, а также священное покровительство. В спальне супругов иконы располагать можно, несмотря на ошибочное представление многих, что это грешно.
Как располагать икону в доме.
Православному человеку трудно представить, как можно жить в доме, в котором нет икон. Изображения святых присутствуют во всех домах верующих людей, но далеко не всегда иконы расположены правильно, поскольку святые отцы не акцентируют на этом внимание.
Инструкция.
1. Возможно, вы знаете, что наши предки располагали иконостас в красном углу, напротив входной двери дома, так, чтобы каждый входящий человек мог обратиться к Господу прежде того, как поприветствует хозяина. При этом взгляд молящегося должен был быть направлен на восток. Это, кстати, почти всегда соблюдалось, поскольку двери у большинства домов находились в западной части. Но сегодня городским жителям сложно следовать древнему обычаю, поэтому не бойтесь нарушить его.
2. Прежде чем ставить иконы, подумайте, в какой комнате вам будет удобнее всего молиться. Ведь сколь бы важным ни было обустройство иконостаса, оно окажется бессмысленным, если живущие в доме не будет использовать иконы для молитвы. Забыть о формальностях – беда невеликая, а вот забыть о Господе или стараться показаться набожным человеком, не веруя, – грех.
3. Проследите за тем, чтобы иконы не располагались над телевизором, компьютером и другими подобными вещами, служащими для развлечения. В комнате, в которой вы будете молиться, должно быть достаточно тихо для того, чтобы забыть о мирском и переключиться на общение с высшим.
4. В церковном иконостасе присутствует несколько рядов икон с изображением евангелистов, пророков, праотцов. Но повторить дома устройство такого иконостаса достаточно сложно, да и вовсе не обязательно делать это. Постарайтесь, чтобы в вашем жилище было изображение Спасителя, Богородицы и Николая Чудотворца. Именно эти иконы чаще всего располагали в домах наши предки.
5. Если вы выделяете какого-либо святого среди других, считая его своим покровителям, выделите в иконостасе место для иконы, изображающей его. Кстати, сделав это, вы будете чувствовать себя под его защитой уже по психологической причине, поскольку доверяете святому, не говоря о причинах религиозных.
6. Рядом с иконами поставьте лампадку и позаботьтесь о том, чтобы она всегда горела, когда вы находитесь дома. Покидая дом, тушите лампадку, а возвращаясь — зажигайте. Помните, что свет ее – символ божественного света и того, что вы готовы принести жертву Господу, потерпевшему за нас. И последнее: не забывайте молиться, ведь молясь, человек приближается к Богу.
Как устроить домашний иконостас.
Рано или поздно, у большинства православных людей появляется желание сделать свой небольшой уголок для молитв. К созданию домашнего иконостаса надо подходить обдуманно. Просто хаотично установить иконы нельзя. Нужно соблюдать несколько несложных правил.
Вам понадобится
Икона Иисуса Христа Икона Богоматери Другие иконы, по желанию.
Спонсор размещения P&G Статьи по теме «Как устроить домашний иконостас» Как резать углы потолочного плинтуса Как почистить утюг в домашних условиях Как разделить комнату на две зоны
Инструкция.
1. Количество икон в домашнем иконостасе должно быть не менее двух. Лучше всего, если это будут образы Иисуса Христа и Богоматери. Эти иконы обязательно должны присутствовать в каждом доме. Помимо этих икон, неплохо было бы держать образ святых, в честь которых названы жильцы дома, а также образы местночтимых святых. Необходимо заметить, что икону Николая Чудотворца почитают наравне с ликом Спасителя и Божьей Матери, а присутствует она в каждой православной семье. Располагая иконы в доме, следует руководствоваться принципом иерархии. Сверху всегда должны быть образы Иисуса Христа, Святой Троицы, Богоматери. Икона Богоматери должна стоять слева от иконы Господа.
2. Если у вас есть писанные и распечатанные иконы, отдайте предпочтение первым. Благодаря духовной связи иконописца, созданная им икона ценится гораздо выше чем любая фабричная.
3. Оформление икон украшениями. Зачастую иконы помещают в так называемые киоты (их украшают басмой, как это делают во многих церквях). Очень часто встречается отделка ризой. Также иконы могут украшаться живыми цветами. На праздники Пятидесятницы и Святой Троицы иконостас украшают веточками березы, как символ процветающей Церкви. Большие иконы обрамляют белыми или вышитыми полотенцами.
4. Выбор места для икон в доме. Пришествие Христово ожидается с востока, потому молиться следует лицом к нему. Соответственно, иконостас должен находиться именно в этой стороне, желательно в углу. При расположении дома вне восточной стороны, красный угол можно обустроить, ориентируясь на ближайшую церковь. Если же на востоке находятся проход и окна, то можно установить иконостас на любой стене жилища, ведь в церкви иконы расположены на всех стенах. Необходимо лишь соблюдать некоторое расстояние перед иконами, чтобы чувствовалась полная свобода и раскрытость в молитве. Подле икон нельзя ставить технику и предметы интерьера, символизирующие мир.
Как сделать самим иконостас.
Для того чтобы сделать иконостас, вам потребуются иконы, освещенные в церкви. Среди икон обязательно должна быть икона с образом Спасителя, Божьей Матери, Троицы и Ангела Хранителя. Можно также приобрести именные иконы и иконы с ликом Святых. В центре должен быть образ Спасителя, а справа от него Божья Матерь.
Инструкция.
1. Иконостас должен быть сделан в несколько рядов и расположен в углу ближе к востоку. Первый ряд должен обязательно состоять из образа Спасителя и Божьей Матери, держащей младенца на руках.
2. Второй ряд называется «деисусный». На нем должны располагаться иконы меньшего размера, но их должно быть больше по количеству. В центре икона Спаса в силах, справа от него образ Иоанна Предтечи, Крестителя Господня, слева — икона Божьей Матери. По бокам расположите святых архангелов.
3.Третий ряд – «праздничный». На нем иконы с изображением Благовещения, Рождество Христово, Преображение, Распятие и др.
4. Четвертый ряд – «пророческий». В центре расположите Богоматерь с младенцем на троне, по сторонам пророков.
Пятый ряд — «праотеческий». В , по сторонам праотцы. Может быть и больше рядов – всё на ваше усмотрение.
5. Крепить можно прямо на стену, для этого с помощью перфоратора сделайте отверстия в стене, вбейте дюбель, в него вставьте шуруп или винт и прикрепите иконы.
6. Также можно сделать иконостас на полотне из дерева. Для этого нам понадобится ДВП, дрель и шуруп. С помощью дрели просверлите отверстия, закрепите шуруп.
7. Украсить иконостас можно чистым белым полотенцем. Для завершения – поставьте церковные свечи.
Как оформлять иконостас.
Иконы – произведения искусства и не только, через них можно обращаться к Богу с молитвами, просьбами, искать помощи и утешения. Поэтому очень важно расположить их в правильном порядке, сделав свой домашний иконостас, который станет защитником дома и его обитателей.
Инструкция.
1. Выберите для домашнего иконостаса восточную стену дома. Если это затруднительно, иконы можно разместить в любом легкодоступном месте, где могут собраться для молитвы несколько человек.
2. Проследите, чтобы рядом с иконостасом не стояла бытовая техника: телевизор, музыкальный центр, компьютер, а также не было фотографий, постеров, плакатов и картин светского характера.
3. Украсьте иконостас живыми цветами или веточками вербы. Не стоит располагать рядом с иконами кактусы и другие колючие растения.
4. Традиционно домашние иконостасы обрамляют вышитыми вручную полотенцами. Можно повесить рядом изображения храмов, умиротворяющих пейзажей и виды Святой Земли.
5. Обратите внимание, что иконы лучше располагать на твердой поверхности, а не вешать их на стену. Раньше иконостас было принято размещать в специальном шкафчике – киоте. Его может заменить обычная книжная полка. Главное – чтобы книги на ней стояли только богословские.
6. Расположите перед домашним иконостасом лампаду. Ее следует зажигать во время молитв, в воскресные дни и во все церковные праздники.
7. Для домашнего иконостаса обязательны изображения Богородицы и Спасителя. Следует приобрести иконы своих святых (именами которых названы члены семьи) и особо почитаемого Николая Чудотворца, который является заступником детей, матерей, незаслуженно обиженных, а также больных, узников и путников.
8. Если хотите создать полный иконостас, то надо его дополнить изображениями святых евангелистов, пророка Илии, Архангелов Гавриила и Михаила, святого Иоанна Предтечи, целителя Пантелеймона и иконами, посвященными церковным праздникам.
9.Существует несколько строгих правил по расположению икон в домашнем иконостасе, которых следует придерживаться. Расположите по центру изображение Спасителя (она по размеру должна быть самой большой). Слева разместите Богородицу с младенцем, как это принято в классическом иконостасе. Выше можно расположить только Распятие или икону Святой Троицы. Остальные образы расположите чуть ниже или по бокам основных икон. Весь иконостас принято венчать крестом.
10. Если у вас несколько комнат, разместите домашний иконостас в самой большой. Но в остальных обязательно надо повесить по иконе, а на дверных косяках – кресты.
источник https://masterotvetov.com/
Взято с : https://poleznosti.mirtesen.ru/blog/43108815223/MOL…%C2%ABKRASNYIY-UGOL%C2%BB-DOMA.
Интересные факты
На этот угол жители Руси ориентировались всю свою жизнь.
Именно здесь проводились все родильные, свадебные и похоронные обряды. Например, в свадебном обряде сватание невесты и выкуп совершались именно в красном углу; из красного угла отчего дома её увозили на венчание в церковь, а по приезде в дом жениха, тоже вели к красному углу.
Главное место дома связано и с календарными обрядами. В сезон уборки урожая первые и последние колосья несли с поля к красном углу. Наши предки верили, что данное действо сулит благополучие в семье, доме и хозяйстве.
Красный угол в доме, избе и квартире: значение и расположение икон
Многие слышали название «красный угол», однако не каждый имеет представление о его истинной роли в жизни домочадцев, о том, где и как обустраивалось священное место, какие поверья с ним связаны, о том, что Божий угол тесно связан с загадочной планировкой древней избы.
Давайте вместе разберемся в том, что такое красный угол, какие традиции с ним связаны и где находится святой угол в избе.
Красный угол – это местечко в жилом помещении, в котором организован домашний иконостас и, непосредственно, сам этот иконостас.
Содержание:
- Происхождение названия
- Что же означает название святого места?
- Символическое значение красного угла для древних русских
- Расположение красного угла
- Восточный южнорусский тип планировки
- Западный южнорусский тип планировки
- Западнорусский тип планировки
- Северо-среднерусский тип планировки
- Как устроить «красный угол» в квартире
- В каком порядке расположить иконы
- Интересные факты
- Заключение
Происхождение названия
Красный угол всегда являлся объектом поклонения и пользовался особым почтением. Именно поэтому там всегда был идеальный порядок и чистота. К праздникам его украшали расшитыми полотенцами и скатертями, веточками освященной вербы к Вербному воскресенью и веточками берёзы к Троице.
Что же означает название святого места?
Словом «красный» на Руси обращали внимание не на цвет, а на красоту и нарядность. Красный уголок всегда был самой нарядной частью избы.
Символическое значение красного угла для древних русских
Печь олицетворяла собой центр жизни избы. Красный уголок является не менее значимым и сокровенным местом.
Большинство людей полагают, что обычаи обустройства красного угла берут истоки исключительно в православной культуре. Однако это мнение является односторонним.
Существуют источники, утверждающие, что традиция устройства красного угла в русской избе берёт начало во времена дохристианской Руси.
Однако, изучив иные летописи, можно допустить, что у славян единственным сакральным объектом в хате была печь. А уже после крещения Руси в жилых помещениях начал появляться святой угол.
Расположение икон традиционно имело большое подчинялось определённым канонам, именно поэтому гость в первую очередь крестится, а уже после этого приветствовал хозяев жилья.
Читайте по теме: главный христианский праздник – Пасха
Расположение красного угла
Славяне тщательно выбирали место для будущего святого уголка. Он был обязан располагаться по диагонали от печи. Как друг с другом связаны печка и красный уголок? Чтобы найти внятный ответ, потребуется разобраться в основах устройства русской избы.
Для наших предков дом был не только жилым помещением, но и образом целого мира. Пол и потолок являлись олицетворением земли и небес. Стены — стороны горизонта и погреб— подземный мир.
Красный угол всегда находился строго в южной, восточной или юго-восточной части помещения. Это было неоспоримое правило, так как организация русской избы носила не только бытовой, но и сакральный характер.
Со сторонами горизонта наши предки связывали вполне конкретные понятия. Восток и юг, по мнению людей, представляли собой восход солнца, безопасность, жизнь и тепло. Напротив, запад и север ассоциировали с заходом солнца, холодом, мраком и смертью.
На данные понятия и была ориентирована планировка жилища. Во всех славянских избах и полуземлянках, построенных в VI–IХ веках, двери были обращены на юг.
Причина за этим крылась более глубокая, нежели стремление осветить помещение. Следуя этому же принципу, противоположная входу стена, всегда располагалась на северной стороне помещения. Люди верили, что с севера к ним могут прийти мрак, холод, болезни и зло.
Южное расположение двери перестало быть общеобязательным только с Х века. Связано это с появлением окон. Даже в ХIХ столетии они, как правило, выходили на южную или восточную сторону.
Тогда же, в Х веке, начали формироваться четыре типа внутренней планировки жилища, в том числе менялось и местоположение красного угла— души избы.
Красный угол всегда располагался по диагонали от печи. Следовательно, от положения печи напрямую зависело положение красного угла.
Восточный южнорусский тип планировки
(Воронежская, Тамбовская губернии, восток Тульской, север Владимирской):
- Печь расположена в дальнем от входа углу;
- Устье печи обращено ко входу.
Западный южнорусский тип планировки
(Орловская, Курская, Калужская губернии):
- Печь располагалась в дальнем от входа углу;
- Устье печи развёрнуто к боковой стене.
Западнорусский тип планировки
(Псковская, Витебская, Новгородская, Смоленская губернии):
- Печь располагали возле входной двери;
- В этом случае печь была повёрнута устьем ко входу.
Северо-среднерусский тип планировки
(северные, центральные и поволжские губернии):
- Печь также была расположена у входа;
- Её устье было обращено в сторону от входной двери к дальней стене.
Таким образом, в разных регионах расположение красного угла было разным, но основополагающие принципы обустройства оставались неизменными.
Также важнейшей составляющей красного угла является стол. Домочадцы использовали его не только для обедов. Стол в святом углу ранее уподобляли церковному алтарю.
Именно это повлияло на формирование традиции вести себя здесь столь же сдержанно, как и в храме. Ссоры и сквернословие за столом считались неприемлемыми.
Как устроить «красный угол» в квартире
В многоэтажках, в которых, понятное дело, редко встретишь главный ориентир — печь, проживает основная часть населения России.
Желающим устроить красный уголок в квартире следует придерживаться определённых правил.
Домашний иконостас в современном доме можно обустроить, приставив к стене шкафчик. Вы можете покрыть его нарядной скатертью и поставить на поверхность лики святых.
Желательно устроить красный угол таким образом, чтобы он располагался напротив двери. Но самый главный ориентир — восточная, южная или юго- восточная сторона.
Согласно старорусской традиции молиться нужно, обращаясь взором на восток. Как упоминалось ранее, именно эта часть света является является источником тепла, лета и благополучия.
Обратить внимание стоит и высоте красного угла. Он должен располагаться выше уровня глаз. Ведь на иконы нельзя смотреть сверху вниз.
Но есть ещё один вариант: вы можете использовать одноярусные или многоярусные угловые полки, чтобы «святое местечко» было создано строго по древним традициям и устроено непосредственно в углу.
В каком порядке расположить иконы
Существуют каноны расположения икон, которыми руководствуются при обустройстве красного угла. Лики святых располагали по аналогии с церковным алтарем.
Образ Спасителя должен располагаться в центре домашнего иконостаса. Иконы «Господь Вседержитель» и «Спас Нерукотворный» подойдут для этого лучше всего.
Выше этой иконы можно расположить Распятие или образ Святой Троицы. Икону Пречистой Богородицы будет уместно поместить справа от образа Спасителя. Слева от иконы Иисуса Христа часто помещают образ святого Иоанна Предтечи — классический Триптих.
Лик святителя Николая Чудотворца также нередко располагают на этом месте.
Именно эти иконы составляют основу домашнего иконостаса. Все остальные иконы можно разместить уровнем ниже или по обе стороны от них.
Нельзя не упомянуть, что в Божьем уголке часто размещают лики великих заступников христиан: иконы святого целителя Пантелеимона, преподобного Сергия Радонежского и многих других.
При размещении ликов в иерархическом порядке славяне уделяли много внимания размеру икон: самыми крупными должны были быть изображения Спасителя или Богородицы.
Интересные факты
На этот угол жители Руси ориентировались всю свою жизнь.
Именно здесь проводились все родильные, свадебные и похоронные обряды. Например, в свадебном обряде сватание невесты и выкуп совершались именно в красном углу; из красного угла отчего дома её увозили на венчание в церковь, а по приезде в дом жениха, тоже вели к красному углу.
Главное место дома связано и с календарными обрядами. В сезон уборки урожая первые и последние колосья несли с поля к красном углу. Наши предки верили, что данное действо сулит благополучие в семье, доме и хозяйстве.
Заключение
Нельзя не обратить внимание и на связь красного угла с огромным количеством праздников и традиций. Его легко можно назвать связующим звеном, гармонично переплетающим христианскую культуру с традициями раннего фольклора.
Красный угол всегда украшался в православные праздники и становится своеобразным алтарём во время календарных обрядов.
Долгое время люди ориентировались на красный угол, привязывали к нему самые важные события в жизни и бережно хранили заветы предков на протяжении веков. И нам необходимо хранить историческое наследие и помнить, что многим традициям мы обязаны именно красному углу.
В материале использованы фотографии ИА «Удмуртия», иеромонаха Александра Солянкина
Красный угол и символика русского дома – Тайник Вишни
Этот пост адаптирован из книги «Русский дом и ремесло жизни» – Глава третья в моей книге Русское волшебство (впервые опубликовано как Душа России ). Это последний из текущей серии постов о моих путешествиях по России и культуре, в которую я погрузился.
Дом в селе Холуй
Дом как Микрокосм
Традиционный русский деревянный дом (изба ) является моделью вселенной и самостоятельным микрокосмом. Хотя изба может выглядеть так, как будто у нее есть только первый этаж, более тщательное исследование обычно обнаруживает люк в первом этаже, ведущий в подземный погреб, и очень часто лестницу, ведущую в неотапливаемое чердачное помещение наверху. Это символически воплощает три мира подземного мира, человеческий или средний мир и верхний мир, соединяющий его с небом. Использование украшений и предания русского дома благоухают этой символикой, связывая ее со славянским мифом и тремя вертикальными мирами, представленными в древнерусском Древе Жизни.
‘ Дом, в котором жили и умерли многие поколения крестьянской семьи, ассоциировался у его обитателей с маленькой вселенной, неразрывно связанной с миром природы и Космоса. В этом благоустроенном мире должны царить мир и согласие – раз и навсегда . (Красунов, с.12)
В традиционном русском доме все наполнено смыслом. Это жизненно важное жизненное пространство, обустроенное в соответствии с законами космоса, и в котором следует тщательно соблюдать определенные обряды, чтобы поддерживать его в добром здравии как дома и приносить пользу живущим там людям.
Мой собственный дом в селе Хули
Мир людей Избы
При входе в русский дом, возможно, вам придется низко наклониться, проходя через дверной проем. Это сделано намеренно, чтобы каждый входящий проявлял уважение к дому, и в особенности к Красному углу, священной части дома, где хранится семейная икона. Традиционно икона стоит на высокой деревянной угловой полке, задрапирована вышитым льняным полотенцем и освещена небольшой вотивной лампадкой. В православной культуре иконы являются не просто религиозными изображениями, но считаются святынями, наделенными властью сами по себе как врата к божественному. Икона также является заряженным символом, олицетворяющим благополучие самой семьи. В телеинтервью во время катастрофы подводной лодки «Курск» в 2000 году пожилая женщина горько рыдала, рассказывая о своем внуке, застрявшем на дне океана: «Икона упала со стены через несколько дней. назад, — всхлипнула она. «Это плохой, плохой знак».
Угол красный – обычно икона, стоящая напротив входа в комнату, задрапированная вышитым полотенцем. Считалось, что такие полотенца обладают способностью исцелять больного, если им вытирать лицо
Красный угол , красный угол , так называется потому, что красный цвет в русской культуре означает «красивый». Слово krasni для красного происходит от того же корня, что и слово для красивого, krassivi . Это дохристианская славянская традиция, и обрядовые льняные полотенца вышивают красным цветом, так как этот цвет считается священным и олицетворяет не только красоту, но и силу самой жизни. Россия известна как «страна двух вер», и очевидно, что между христианским и исконно славянским символизмом в России мало границ. Тем же полотенцем, на котором могут быть вышиты фигуры Богини-Матери, древа жизни и небесных духов в образе коней, в знак глубочайшего почтения драпируется семейная икона.
У меня есть старое вышитое полотенце. Павлин символизирует небо, как и лошади. Фигура на доме, вероятно, представляет собой старую Богиню-Мать. Икона Святой Параскевы, иначе известная как «Мать-Пятница», связанная с прядением и браками. Ее роль напоминает роль древнеславянских богинь-пряхлиц, и она защищает женщин, но накажет их, если они не чтят ее праздники. Илья-пророк также был подходящим сюжетом для домашней иконы, так как он был тесно связан с Перуном, древним богом. грома и молнии, и лучше держаться справа от него
Плита
Полярность христианской и местной религий проявляется и в планировке комнаты. По диагонали от Красного угла находится место, где часто стоит печь, печь , она же «Мать». В то время как православная икона гарантирует связь с небесными обрядами Византии, печь является стихийным горнилом самой жизни. Русская пословица, которая дословно переводится как «Пляскать от печки», означает «Начать сначала»: печка — источник и хранительница жизни. Без печка , в доме нет жизни; она – источник тепла и уюта, который может поддерживать жизнь семьи долгими русскими зимами. Печка универсальна – она используется не только для обогрева дома и приготовления пищи, но и традиционно является местом для сна. Классическая конструкция печи представляет собой большую коробчатую форму, построенную из кирпича с отделкой из гипса; его плоская вершина, примерно в шести футах ниже потолка, обеспечивает прекрасную спальную платформу.
Старинная русская домашняя печь или «печка». Этот, вероятно, находится в доме, превращенном в музей (Wikipedia creative commons)
Печь требует умения и терпения в управлении. В деревенском доме, которым я владел в том же селе Холуй, я знал, что должен внимательно слушать, когда мне дают указания, как его зажечь, иначе мое пребывание там зимой будет ледяным. Критической стадией операции было наблюдательное ожидание того момента, когда бревна сгорят, а крошечные остаточные синие языки пламени сменятся оранжевым свечением. Только после этого можно было безопасно закрыть заслонки, которые сохраняли тепло еще часов восемь или около того, а кирпичный корпус действовал как гигантский накопительный нагреватель. В противном случае смертельный угарный газ может просочиться в дом, вызывая острые головные боли или что-то похуже. Я так и не овладел навыками вяления грибов или варки каши за ночь в более прохладных печах печи, но я научился уважать жизнь и смерть «Мамаши» и любить ее нежное, проникающее тепло.
Деревенская свадьба: действие происходит в традиционном доме со столом перед Красным углом и печью рядом (Федоскинская лаковая миниатюра)
Еда и гостеприимство
Другая ключевая особенность традиционной гостиной — обеденный стол, и сидеть за ним значит быть «на ладони божьей», как выразительно выражается старая поговорка. По традиции его ставили под Красным углом, и большая часть семейной жизни проходила за этим столом. Еда и гостеприимство являются важной частью русской культуры, как сельской, так и городской.
Старинный самовар, один из многих, которые я собрал и привез в Великобританию
Самовар, или «самоварка», как переводится это слово, также является ключевой частью русского гостеприимства. Иногда его рассматривают как еще один символ матери, наряду с печкой и матрешкой. Уютные изгибы, декоративная и блестящая отделка из латуни, никеля или серебра, а также почти безграничный запас горячей воды делают его естественным центральным элементом чайного стола. Традиционные самовары, в отличие от современных электрических, нагреваются за счет поджигания пучка палочек или древесного угля в центральной воронке, которая затем, в свою очередь, нагревает воду в большой внешней камере. Сам чай заваривается отдельно, в особо крепких количествах в маленьком чайнике, который потом доливают горячей водой из самого самовара. Самовары по-прежнему популярны, а большие версии часто используются в гостиницах и офисах, а также дома. Но как сказал мне друг:
‘ Лучший самовар тот, который топишь углем и веточками, да еще травками посыпаешь. Вы можете посидеть в саду, вдыхая ароматный пар и время от времени выпивая чашку чая; это счастье, которое длится часами .
Церемония «Хлеба-Соль», по этому случаю приветствие гостей, прибывающих на лодке
Самый известный ритуал гостеприимства в России — церемония встречи, известная как «Хлеб-Соль» , хлебсоль . Используется круглая буханка, в которой вырезано небольшое углубление, чтобы вместить горку соли; буханку кладут на одно из длинных вышитых льняных полотенец и предлагают гостям по прибытии. Хотя обычай хлеба-соли в наши дни не проводится регулярно, его все еще часто проводят на свадьбах, когда новобрачная входит в дом своей свекрови.
Хохломская деревянная посуда и декоративные панно до сих пор популярны в русских домах. Говорят, что основные красный, черный и золотой цвета связаны с жизнью, состраданием и вечностью.
Подземный мир
После бурной жизни на первом этаже дома, срединный мир, спуск в подвал может показаться темным и жутким. Погреб, или podpol , представляет собой небольшую комнату под полом дома, обычно используемую в качестве места хранения, где можно хранить корнеплоды при прохладной, но ровной температуре в течение зимы, или банки с маринованным салатом и домашней утварью. приготовленный яблочный сок оставлен до тех пор, пока они не понадобятся. Но с точки зрения традиционных верований, он известен как место предков и резиденция домавой , или домашний дух.
Домавой, в одном из своих типичных обличий
Имя Домавого происходит от dom, что в переводе с русского означает дом, и он принадлежит к племени русских «духов природы». Эти персонажи темпераментны, неуловимы и с ними сложно иметь дело. Они во многом похожи на озорных «элементалей» западной магической традиции или на пикси и духов западного фольклора. domavoi на самом деле ассоциируется с семьей, а не с домом, и любая семья, которая переезжает, может столкнуться с трудностями в будущем, если она не убедит своих домавой идти с ними. Один из проверенных способов — заманить его в мешок, отнести мешок в новое жилище, а затем быстро предложить domavoi тарелку овсянки, чтобы помочь ему успокоиться. Другой — отрезать толстый ломоть хлеба и положить его под печку в новом жилище. Важно пригласить с собой домавой ; даже если он капризен, семье нужно, чтобы он был рядом.
Хотя домавой обычно ассоциируется с предками и подвалом дома, он тоже любит посидеть в печке, а иногда и на чердаке. Вообще считается несчастливым увидеть домавого, ибо это может предвещать смерть в домашнем хозяйстве. Если вы его увидите, к нему не следует обращаться как domavoi , но чаще как «хозяин» или «дедушка». (В различных традициях принято избегать называть волшебное существо его настоящим именем; в России медведя часто называют Мишкой, ласковым прозвищем, а чем по собственному имени Медведь, или «знаток меда». ) Нужно уметь распознавать домавого и , так как, как и большинство духов природы, он может появляться в различных формах. Он мог появиться в образе крошечного, сморщенного старичка, покрытого пушистыми волосами, или в виде высокой фигуры, «черной, как уголь», или даже в виде животного или охапки сена.
Медведь Мишка, к которому в русской традиции относятся с уважением и любовью. Вот он пчелиный улей, чтобы в нем можно было делать мед, который он любит.
Устарела ли вера в домавой ? Некоторые русские вполне могут считать это причудливым старым народным поверьем, но для других присутствие духов в доме и ландшафте вполне реально. На острове Кижи, на крайнем севере России, я спросил женщину из областного города Петрозаводска, что она думает о домавой . Она ответила мне очень серьезно:
«Каждое лето я приезжаю сюда по работе с туристами и живу одна в одном из старых деревянных домов. Ах да, домавой наверняка существует. Когда я сижу в этом темном доме ночью, я иногда слышу стук или слышу, как кто-то поет мелодию. И даже когда я знаю, что дом пуст, я чувствую, что наверху кто-то есть. Это, несомненно, домавой ».
И небольшой постскриптум: только что я села завтракать с мужем, написав это, как мы оба вздрогнули, услышав громкий стук из шкафа под лестницей. Подумав, что одна из кошек застряла там, я открыла дверь, чтобы разобраться. Ничего не было видно. Кроме, пожалуй, домавой ?
Здесь у Домавого, похоже, хорошие отношения с домашней кошкой. Кошек очень любят в России как домашних животных, и считается, что они сами обладают магическими способностями. Русская женщина, демонстрирующая искусство прядения, в народном музее
Чердак и Верхний мир
Во многих русских домах есть неотапливаемая чердачная комната, используемая в основном летом. Его часто называют светелка , слово, связанное с солнечным светом и с самим солнцем, которое считается защитником дома. Говорили, что его высокое положение выгодно для молодых девушек и поможет защитить их невинность. Однако, хотя незамужние сестры и их подруги могли официально сидеть здесь вместе, чтобы шить или прясть, это также было местом для гадания, особенно в вопросах любви. Здесь они могли расплести волосы, действие, которое ослабило бы оковы повседневного мира и пригласило бы силы магии. В то время как их матери считали, что они без опаски занимаются прядением и рукоделием, они смотрели в зеркало, чтобы увидеть лица своих будущих мужей, или гадать, интерпретируя формы расплавленного воска, брошенного в чашу с водой.
Гадание в зеркале, которое часто проводилось накануне особых праздников Девочки гадали по плавающей свече. Действие этой сцены происходит в гостиной, а не на чердаке. Они распустили волосы, чтобы выпустить духов потустороннего мира.
На памяти живых женщин прялка и ткачество были ключевым занятием в сельской жизни, а выброшенные веретена, прялки и прялки до сих пор можно легко купить на блошиных рынках. Это было не только практическое занятие, но и символизировало наведение порядка и цивилизации в обществе.
Прядильщица – офорт Б. Забирохима в моей коллекции
Особую роль по отношению к прядению играла старославянская богиня Мокошь, а прялкой и ткацким станком руководил другой женский домашний дух по имени Кикимора. Кикимора быстро наказывала женщин, которые не убирали аккуратно прядение и рукоделие в конце рабочего дня! Однако она могла бы помочь прилежной домохозяйке, взяв на себя часть ее работы по ночам.
Сварливая кикимора, дух прядения
Прялки часто были богато украшены, окрашены в яркие цвета с человеческими фигурами, животными и геометрическими мотивами.
Музейная коллекция прялок (Русский музей, Санкт-Петербург)
Чердак, следовательно, мог быть местом и света и невинности, и волшебства. Небесный мир связан с верхней частью дома, которая часто украшается снаружи, чтобы отразить это. Особенно в Поволжье выступающий конец конька часто придают форму коня, известного в русской мифологии как небесное существо. Символы солнца, такие как петушки или круги с лучами вокруг них, и символы, обозначающие небо, такие как павлины и грозди винограда, обычно вырезаны в верхней части фасада дома, а доски, закрывающие концы балок крыши. широко известны как «крылья».
Крышная резьба с изображением павлинов и винограда, хранящаяся в музейной коллекции Баня, стоящая вдали от основного дома во избежание пожара
Баня
Баня с незапамятных времен является важной частью русской Еженедельное парение при экстремальной температуре было с удивлением отмечено первыми путешественниками в Россию, один из которых назвал это «настоящим мучением». .
Баня представляет собой дом в миниатюре, построенный из дерева, с двускатной крышей и собственным небольшим дымоходом. Обычно он стоит отдельно от избы, чтобы избежать пожара. Вода нагревается в котле в растопленной печи, а искусство бани заключается в искусном создании пара до нужной степени. Ритуал состоит из нескольких этапов, таких как ополаскивание теплой водой, а затем лежание на одной из деревянных скамеек, прежде чем приступить к более интенсивному процессу пропаривания. Ветки березовые ( венники ) используются для того, чтобы один человек хлестал другого; ощущение легкое и стимулирующее, и далеко не болезненное! Существует традиция срезать березу в начале лета, когда она наиболее сильна. Семья, в чью баню я ходил, рассказала мне, что они стараются собрать их около 24 июня, на старинный русский праздник Иванова дня.
Здесь березы также считаются «деревьями желаний» — лентами, завязанными для подтверждения молитвы или желания. Березовые ветки срезают в середине лета для сушки и использования в бане.
Баня неразрывно связана с магией и гаданием. Любое заклинание или чары наиболее сильны, если они наложены в полночь в бане. Некоторые авторитеты считают, что роль бани заключается в роли языческого храма, перенесенного в это теплое и наполненное паром место после того, как старая религия была вытеснена приходом христианства. Ритуалы, проводившиеся когда-то в канун свадьбы невесты, всегда проводились в бане. Это был праздник только для женщин, обычно в присутствии только подруг невесты, хотя иногда присутствовал и деревенский колдун-мужчина. Девушки, надеющиеся выйти замуж, забирали немного воды для купания, чтобы обеспечить себе удачу в будущем.
Особые свойства березы находят свое отражение и в обычае украшать церковь ветвями или, как здесь, березками во время праздника Троицы
Игровые варианты гадания в бане на любовь все еще имеют место Cегодня. Девушки устраивают восхитительно-страшный ритуал, в котором они по очереди входят в баню, в атмосферу, густую от пара, и ощупывают все вокруг, пока не коснутся чьей-то руки. Тип прикосновения, с которым они сталкиваются, говорит им, за какого мужа они выйдут замуж: если это будет волосатая рука, то он будет богатым, если гладкая, то он будет бедным, а если мокрая, то он непременно будет пьяницей! На практике игре часто помогают и подстрекают местные мальчики, которым нравится по очереди прятаться в бане и пугать каждую из девочек по очереди.
Банник – еще один озорной домашний дух
Банник
Банный дух известен как банник . Как и большинство русских домашних духов и духов природы, он оборотень, который может менять свою внешность по своему желанию. Большую часть времени его вообще не видно, так как у него есть шапка-невидимка, но он может появляться в виде большого черного кота или, возможно, в виде старика с зеленой бородой. Банник также может проявляться как тяжелый камень или горящий уголь, поэтому потенциально он может находиться в бане в любое время, что делает ее опасным местом, поскольку он вспыльчив и не терпит нарушений этикета. Студенты, работающие на острове Кижи (на крайнем севере России) во время летних каникул, рассказали мне, что они всегда лечили банник с большим уважением. Один из них, интеллигентный молодой человек, считавший, что знает лучше, отказался испрашивать у банника разрешения войти в баню, как требовалось, и забыл оставить небольшое подношение в виде мыла или еловой веточки для банного духа, как это принято. обычай. В следующий раз, когда он вошел в баню, он споткнулся, уронил очки и наступил на них по ошибке. Нагнувшись, чтобы подобрать уже разбитые очки, он слишком резко встал и ударился головой о ближний свет. С тех пор, как сообщали его друзья, он всегда проявлял должное уважение к духу бани.
Мощная, рискованная, языческая, но в то же время доставляющая удовольствие почти каждому россиянину сегодня, баня сохраняет свое место в наследии русской традиционной культуры и магии.
Еще одно изображение Банника, частично замаскированное березовыми ветками
Украшение дома
В России очень любят цвет и декор, страна богата декоративно-прикладным искусством. Дома часто украшают снаружи резьбой по дереву, и владельцы домов соревнуются друг с другом, чтобы создать лучшую из них. Помимо символов, изображающих солнце или небо в верхних частях, могут быть вырезаны изображения львов или русалок для защиты дома, птиц как символ счастья, а также красивые нисходящие панно из лепнины на передней стене, имитирующие вышивки на парадном полотне. полотенца.
Наиболее заметным и типичным декоративным элементом избы является резьба вокруг окна: ажурные ажурные оконные рамы, известные как наличники , которые включают в себя различные мотивы, часто розетки или цветочные узоры, а иногда даже коммунистическую пятиконечную звезда. Что касается происхождения этого обычая, одно из предположений состоит в том, что это способ защитить дом, охраняя окна от проникновения злых духов. Во-вторых, это создавало прекрасную основу для незамужней дочери, которая сидела и шила у окна, готовая привлечь внимание любого подходящего молодого человека, проходящего мимо.
Девушки в другой форме украшения, гирлянды из осенних листьев, возможно, также для того, чтобы привлечь внимание проходящих мимо молодых людей. (Санкт-Петербург)
Текст и фотографии © Cherry Gilchrist 2020
Дополнительная литература
Герхарт, Женевра (1994) Мир русских , Холт, (Рейнхарт и Уинстон, США)
Дом у Двины: Русское детство (Корги, Великобритания)
Хаббс, Джоанна (1988) Мать Россия , (Indiana University Press)
Милнер-Гулланд, Р. (1997) Русские , (Блэквелл, США)
Биллингтон, Джеймс Х. (1970) Икона и топор , (Винтажные книги: Random House , Нью-Йорк)
Gaynor, Elizabeth & et al. Дома России , (Бенедикт Ташен Верлаг — без даты).
Hilton, Alison (1995) Русское народное искусство (издательство Indiana University Press)
Иваниц, Линда Дж. (1992) Русское народное поверье , (M.E. Sharpe Inc.)
Красунов В.К. (ред.) (1996) Русские традиции , (Китиздат, Нижний Новгород)
Рожнова П. (1992) Русский народный календарь , (Новости, Москва)
Райан В. Ф. (1999) Баня в полночь (Саттон Паблишинг Лтд.) ., Страуд)
Русская магия – Гораздо больше подробностей о русской избе и традиционном быте, с народными обычаями, сказками и славянской мифологией, вы найдете в моей книге Русская магия , которая доступна в печатном и электронном виде.
Нравится:
Нравится Загрузка…
Работа с динамическими углами в Illustrator
Руководство пользователя
Отмена
Поиск
- Руководство пользователя Illustrator
- Знакомство с Illustrator
- Знакомство с Illustrator
- Новые возможности Illustrator
- Общие вопросы
- Системные требования Illustrator
- Иллюстратор для Apple Silicon
- Рабочая область
- Основы рабочего пространства
- Учитесь быстрее с помощью панели Illustrator Discover
- Создание документов
- Панель инструментов
- Сочетания клавиш по умолчанию
- Настройка сочетаний клавиш
- Введение в монтажные области
- Управление монтажными областями
- Настройка рабочего пространства
- Панель свойств
- Установить предпочтения
- Сенсорное рабочее пространство
- Поддержка Microsoft Surface Dial в Illustrator
- Отмена изменений и управление историей дизайна
- Повернуть вид
- Линейки, сетки и направляющие
- Специальные возможности в Illustrator
- Безопасный режим
- Посмотреть работу
- Использование панели Touch Bar с Illustrator
- Файлы и шаблоны
- Инструменты в Illustrator
- Обзор инструментов
- Инструменты выбора
- Выбор
- Прямой выбор
- Выбор группы
- Волшебная палочка
- Лассо
- Монтажная область
- Инструменты навигации
- Рука
- Повернуть вид
- Зум
- Инструменты для рисования
- Градиент
- Сетка
- Конструктор форм
- Текстовые инструменты
- Тип
- Введите путь
- Вертикальный тип
- Инструменты для рисования
- Ручка
- Добавить опорную точку
- Удалить опорную точку
- Анкерная точка
- Кривизна
- Линейный сегмент
- Прямоугольник
- Прямоугольник со скругленными углами
- Эллипс
- Полигон
- Звезда
- Кисть
- Кисть-клякса
- Карандаш
- Формирователь
- Срез
- Инструменты модификации
- Поворот
- Отражение
- Весы
- Ножницы
- Ширина
- Свободное преобразование
- Пипетка
- Смесь
- Ластик
- Ножницы
- Быстрые действия
- Ретро-текст
- Неоновый светящийся текст
- Старый школьный текст
- Перекрасить
- Преобразование эскиза в вектор
- Знакомство с Illustrator
- Illustrator для iPad
- Введение в Illustrator для iPad
- Обзор Illustrator для iPad
- Illustrator на iPad: часто задаваемые вопросы
- Системные требования | Иллюстратор на iPad
- Что можно или нельзя делать в Illustrator на iPad
- Рабочая область
- Рабочая область Illustrator на iPad
- Сенсорные клавиши и жесты
- Сочетания клавиш для Illustrator на iPad
- Управление настройками приложения
- Документы
- Работа с документами в Illustrator на iPad
- Импорт документов Photoshop и Fresco
- Выберите и расположите объекты
- Создание повторяющихся объектов
- Смешивание объектов
- Рисование
- Рисование и редактирование контуров
- Рисование и редактирование фигур
- Тип
- Работа с шрифтом и шрифтами
- Создание текстовых рисунков по траектории
- Добавьте свои собственные шрифты
- Работа с изображениями
- Векторизация растровых изображений
- Цвет
- Применение цветов и градиентов
- Введение в Illustrator для iPad
- Облачные документы
- Основы
- Работа с облачными документами Illustrator
- Общий доступ и совместная работа над облачными документами Illustrator
- Делитесь документами для просмотра
- Обновление облачного хранилища для Adobe Illustrator
- Облачные документы Illustrator | Общие вопросы
- Устранение неполадок
- Устранение неполадок при создании или сохранении облачных документов Illustrator
- Устранение неполадок с облачными документами Illustrator
- Основы
- Добавление и редактирование содержимого
- Рисование
- Основы рисования
- Изменить пути
- Рисовать идеальные до пикселя изображения
- Рисование с помощью инструментов «Перо», «Кривизна» или «Карандаш»
- Рисование простых линий и фигур
- Трассировка изображения
- Упростить путь
- Определение сетки перспективы
- Инструменты для работы с символами и наборы символов
- Настройка сегментов пути
- Создайте цветок за 5 простых шагов
- Перспективный рисунок
- Символы
- Рисование путей с выравниванием по пикселям для рабочих веб-процессов
- 3D-объекты и материалы
- О 3D-эффектах в Illustrator
- Создание 3D-графики
- Изображение карты поверх 3D-объектов
- Создать 3D-текст
- Цвет
- О цвете
- Выберите цвета
- Использование и создание образцов
- Настройка цветов
- Использование панели «Темы Adobe Color»
- Цветовые группы (гармонии)
- Панель «Цветовые темы»
- Перекрасьте свою работу
- Покраска
- О покраске
- Краска с заливками и штрихами
- Группы быстрой заливки
- Градиенты
- Щетки
- Прозрачность и режимы наложения
- Применение обводки к объекту
- Создание и редактирование рисунков
- Сетки
- Узоры
- Выберите и расположите объекты
- Выбрать объекты
- слоев
- Группировать и расширять объекты
- Перемещение, выравнивание и распределение объектов
- Объекты стека
- Блокировка, скрытие и удаление объектов
- Копировать и дублировать объекты
- Вращение и отражение объектов
- Переплетение объектов
- Изменение формы объектов
- Обрезка изображений
- Преобразование объектов
- Объединить объекты
- Вырезать, делить и обрезать объекты
- Марионеточная деформация
- Масштабирование, сдвиг и искажение объектов
- Смешивание объектов
- Изменение формы с помощью конвертов
- Изменение формы объектов с эффектами
- Создавайте новые фигуры с помощью инструментов Shaper и Shape Builder
- Работа с динамическими углами
- Усовершенствованные рабочие процессы изменения формы с поддержкой сенсорного ввода
- Редактировать обтравочные маски
- Живые фигуры
- Создание фигур с помощью инструмента «Создание фигур»
- Глобальное редактирование
- Тип
- Добавление текста и работа с текстовыми объектами
- Создание маркированных и нумерованных списков
- Управление текстовой областью
- Шрифты и типографика
- Тип формата
- Импорт и экспорт текста
- Форматирование абзацев
- Специальные символы
- Создать тип по пути
- Стили символов и абзацев
- Вкладки
- Текст и введите
- Поиск отсутствующих шрифтов (рабочий процесс Typekit)
- Обновление текста из Illustrator 10
- Арабский и еврейский шрифт
- Шрифты | Часто задаваемые вопросы и советы по устранению неполадок
- Создать 3D текстовый эффект
- Креативный типографский дизайн
- Тип масштабирования и поворота
- Интервал между строками и символами
- Переносы и разрывы строк
- Улучшения текста
- Орфографические и языковые словари
- Формат азиатских символов
- Композиторы для азиатских сценариев
- Создание текстовых дизайнов с помощью объектов смешивания
- Создание текстового плаката с помощью Image Trace
- Создание спецэффектов
- Работа с эффектами
- Графические стили
- Создание тени
- Атрибуты внешнего вида
- Создание эскизов и мозаик
- Тени, свечение и растушевка
- Краткое описание эффектов
- Веб-графика
- Рекомендации по созданию веб-графики
- Графики
- СВГ
- Создание анимации
- Срезы и карты изображений
- Рисование
- Импорт, экспорт и сохранение
- Импорт
- Размещение нескольких файлов
- Управление связанными и встроенными файлами
- Информация о ссылках
- Невстроенные изображения
- Импорт изображения из Photoshop
- Импорт растровых изображений
- Импорт файлов Adobe PDF
- Импорт файлов EPS, DCS и AutoCAD
- Библиотеки Creative Cloud в Illustrator
- Библиотеки Creative Cloud в Illustrator
- Сохранить
- Сохранить работу
- Экспорт
- Использование иллюстраций Illustrator в Photoshop
- Экспорт обложки
- Сбор активов и экспорт в пакетах
- Файлы пакетов
- Создание файлов Adobe PDF
- Извлечь CSS | Иллюстратор CC
- Параметры Adobe PDF
- Информация о файле и метаданные
- Импорт
- Печать
- Подготовка к печати
- Настройка документов для печати
- Изменить размер и ориентацию страницы
- Укажите метки обрезки для обрезки или выравнивания
- Начните работу с большим холстом
- Печать
- Надпечатка
- Печать с управлением цветом
- Печать PostScript
- Предустановки печати
- Следы печати и кровотечения
- Распечатать и сохранить прозрачную иллюстрацию
- Ловушка
- Печать цветоделения
- Печать градиентов, сеток и цветовых сочетаний
- Белая надпечатка
- Подготовка к печати
- Автоматизация задач
- Объединение данных с использованием панели переменных
- Автоматизация с помощью скриптов
- Автоматизация с действиями
- Устранение неполадок
- Проблемы со сбоями
- Восстановление файлов после сбоя
- Проблемы с файлами
- Поддерживаемые форматы файлов
- Проблемы с драйвером устройства GPU
- Проблемы с устройством Wacom
- Проблемы с файлом DLL
- Проблемы с памятью
- Проблемы с файлом настроек
- Проблемы со шрифтами
- Проблемы с принтером
- Отправить отчет о сбое с помощью Adobe
- Повышение производительности Illustrator
Вы можете выбрать одну или несколько угловых опорных точек на простом контуре или несколько опорных точек на нескольких контурах в графическом объекте. При выборе рядом с каждой угловой точкой появляется виджет «Динамические углы». Перетаскивание виджета приводит к изменению формы угловой точки на один из трех доступных типов углов. Доступны три типа углов: «Скругление», «Перевернутое скругление» и «Фаска».
Для получения дополнительной информации см. статью Live Shapes .
Виджет «Динамические углы»
Виджет «Динамические углы» включается, когда вы выбираете инструмент «Частичное выделение» и у вас есть выделенный путь, содержащий угловые точки. Виджет «Динамические углы» отображается рядом с углом, когда вы выбираете:
- Один или несколько путей с углами.
- Один или несколько закругленных углов
А. Виджет «Динамические углы», когда путь содержит только одну угловую точку B. Виджеты «Динамические углы», когда выбрано несколько углов C. Виджеты «Динамические углы», когда выбраны пути (в данном случае два противоположных закругленных пути)
Перетаскивание виджета «Динамические углы» с помощью инструмента «Прямое выделение» (A) — это самый простой способ превратить угол в круглый угол. Кроме того, при наведении указателя мыши на виджет «Динамические углы» соответствующий круглый угол выделяется (показано ниже).
A. Скругленный угол выделяется, когда указатель мыши находится над виджетом «Динамические углы» или находится рядом с ним B. Указатель мыши рядом с виджетом «Динамические углы»
Если вы предпочитаете не видеть виджет «Динамические углы» при выборе инструмента «Прямое выделение», вы можете отключить его в меню «Просмотр» > «Скрыть виджет углов».
Диалоговое окно «Углы»
Диалоговое окно «Углы» позволяет управлять настройками углов. В диалоговом окне Углы вы можете установить стиль угла, радиус угла и тип скругления.
Чтобы получить доступ к настройкам углов:
- Дважды щелкните виджет «Динамические углы».
- Выберите угол и нажмите ссылку «Углы» на панели управления или панели свойств.
Вы также можете указать радиус угла в раскрывающемся списке Углы.
Изменение настроек в диалоговом окне «Углы» приводит к тому, что угол выглядит по-другому
A. Виджет «Динамические углы» B. Скругленный угол C. Связанные опорные точки D. Перевернутый круглый угол E. Угол с фаской
Практическое руководство. Использование виджета «Динамические углы»
Когда ваша работа открыта, с помощью инструмента «Прямое выделение» (A) автоматически выбираются все виджеты «Динамический угол». Однако вы можете выбрать один или несколько конкретных углов — выполните одно из следующих действий:
- Чтобы выбрать один угол, щелкните один из виджетов «Динамический угол».
- Чтобы выбрать определенные углы, нажмите клавишу Shift и щелкните виджеты «Динамические углы», которые вы хотите выбрать.
- Чтобы отменить выбор выбранного угла, нажмите клавишу Shift и щелкните определенный виджет «Динамический угол».
Пути, которые вы можете выбрать, включают:
- Одна или несколько угловых точек на пути
- Несколько угловых точек на разных путях
Выполните одно из следующих действий:
- Перетащите виджет «Динамические углы».
- Щелкните ссылку Углы на панели управления или панели свойств и задайте доступные параметры.
- Дважды щелкните виджет «Динамические углы», а затем измените параметры в диалоговом окне «Углы».
A. Исходный угол B. Направление перемещения мыши C. Предварительный просмотр скругленного угла D. Виджет «Динамические углы» E. Радиус примененного угла F. Курсор, указывающий угол применяемый стиль
Изменение стиля угла
Чтобы изменить стиль угла, выполните одно из следующих действий:
- При перетаскивании виджета «Динамические углы» нажимайте клавиши со стрелками вверх или вниз. Курсор изменится, чтобы отобразить текущий стиль угла.
- На панели управления или панели свойств щелкните ссылку Углы, чтобы открыть всплывающую панель Углы. Выберите стиль угла, который вы хотите применить.
- Дважды щелкните виджет «Динамические углы», чтобы отобразить диалоговое окно «Углы», и выберите стиль угла в диалоговом окне.
- Alt/Option + щелчок по виджету циклически переключает стили углов.
A. Круглый угол B. Перевернутый круглый угол C. Угол с фаской
Соображения
- Вы можете использовать функцию «Динамические углы» несколько раз для угла и изменять либо радиус, либо стиль угла. Однако, если связанная опорная точка в углу перетаскивается или манипулируется таким образом, что округлость теряется, виджет больше не будет отображаться для этого угла.
- Угол не может быть скруглен дальше точки, где скругленный угол:
- достигает конца контура или
- достигает соседней опорной точки или
- достигает точки привязки, создаваемой при изменении соседнего угла.
- При перетаскивании виджета «Динамические углы» в максимально возможную точку закругленный угол отображается в виде красного контура.
A. Красный путь означает, что достигнут максимальный радиус для данного угла B. Направление, в котором перемещается виджет Live Corner C. Виджет Live Corner
Вы можете включить функцию Рисование и редактирование в реальном времени , чтобы улучшить живое отображение объектов при работе с ними. Чтобы включить эту функцию:
[Windows] Выберите «Правка» > «Установки» > «Производительность» > «Рисование и редактирование в реальном времени» .
[macOS] Выберите Illustrator > «Установки» > «Производительность» > «Рисование и редактирование в реальном времени» .
Виджет «Скрыть угол»
- Если вы предпочитаете не видеть виджет «Динамические углы» при выборе инструмента «Прямое выделение», вы можете отключить его в меню «Вид» > «Скрыть виджет угла».