Красота спасла мир: «Красота спасет мир» (О «символе веры» Ф. М. Достоевского)
Содержание
литература — Почему и от чего спасет мир красота?
Все знают высказывание Ф.М. Достоевского «Красота спасет мир». Но не все вдумываются в смысл.
А вот интересно все-таки, что имел в виду Федор Михайлович? Красота чего? От чего спасет мир и, главное, каким образом? Мне все-таки кажется, что имелась в виду исключительно духовная красота — вот она действительно способна спасти мир. А то слабо представляю, как какая-нибудь моделька с одной извилиной собирается спасать мир))))
- литература
Красота спасет мир
Из романа «Идиот» (1868) Ф. М. Достоевского (1821 — 1881).
Как правило, понимается буквально: вопреки авторскому толкованию понятия «красота».
В романе (ч. 3, гл. V) эти слова произносит 18-летний юноша Ипполит Терентьев, ссылаясь на переданные ему Николаем Иволгиным слова князя Мышкина и иронизируя над последним: «Правда, князь, что вы раз говорили, что мир спасет «красота»? Господа, — закричал он , громко всем, — князь утверждает, что мир спасет красота! А я утверждаю, что у него оттого такие игривые мысли, что он теперь влюблен.
Господа, князь влюблен; давеча, только что он вошел, я в этом убедился. Не краснейте, князь, мне вас жалко станет. Какая красота спасет мир. Мне это Коля пересказал… Вы ревностный христианин? Коля говорит, что вы сами себя называете христианином.
Князь рассматривал его внимательно и не ответил ему». Ф. М. Достоевский был далек от собственно эстетических суждений — он писал о духовной красоте, о красоте души. Это отвечает Главному замыслу романа — создать образ «положительно прекрасного человека». Поэтому в своих черновиках автор называет Мышкина «князь Христос», тем самым себе напоминая, что князь Мышкин должен быть максимально схож с Христом — добротой, человеколюбием, кротостью, полным отсутствием эгоизма, способностью сострадать людским бедам и несчастьям. Поэтому «красота», о которой говорит князь (и сам Ф. М. Достоевский), — это есть сумма нравственных качеств «положительно прекрасного человека».Здесь и продолжение
Красоту, которая спасет мир, не стоит делить на физическую и духовную. Человек тогда сможет «спастись», то есть достичь определенного духовного развития и понять тайну своего бытия, когда научится видеть и понимать красоту окружающего мира, когда не будет противопоставлять себя и этот мир.
«Слышно, как трава растет», — такими должны быть наше внимание и любовь и к природе, и к людям. Об этом писал, к примеру, выдающийся русский актер М. Чехов,считавший внимание важнейшим качеством человека. Такое внимательное мышление соединяет нас с всем, что мы видим вокруг, помогает понять «творческую силу земли и всего живого». Именно тогда человек становится «так высок, так богат».
И уже от такого понимания сущего рождаются качества «положительно прекрасного человека», то есть «отсутствие эгоизма, способность сострадать людским бедам и несчастьям».
..и что же есть Красота, как не Гармония..? ..точнее говоря, её выражение в том или ином виде.. будь то цвет или сочетание цветов.. или же звук, в чистом виде или в виде аккорда.. или же ещё что связанное с тем или иным восприятием мира и нашим отношением к нему, выраженным через дела и слова. . чувствования и мысли.. ..причём, следует заметить, как внешне, так и внутренне.. взаимосвязано, так сказать..
..и да.. ..есть ещё и такое мнение, что не сама Красота, но «осознание Красоты спасёт мир» \Николай Константинович Рерих\ ..позволю себе несколько перефразировать одно высказывание, которое приведу ниже..
..Красота мира всегда находится в соответствии с Красотой духа, смотрящего на неё.. ..достаточно красивый духом ещё здесь, на земле, находит свой рай \спасение\ — уродливый \духом\ уже здесь имеет свой ад \погибель\
«Величие мира всегда находится в соответствии с величием духа, смотрящего на него. Достаточно возросший духом ещё здесь, на земле, находит свой рай — злой уже здесь имеет свой ад» \Генрих Гейне\
..спасибо за интересный вопрос, Fuchoin Kazuki..!
2
Полагаю, у Достоевского, точнее у Князя Мышкина, «красота» понималась в значении «прекрасное». Такое значение приводит БТС Кузнецова и сопровождает его как раз этой цитатой из Д. :
КРАСОТА… 2. Красивое, прекрасное. Какая к. кругом! Чувство красоты. К. жизни. * Красота спасёт мир (Достоевский).
Такое понимание не требует априорного разделения на «физическую» и «духовную» красоту.
Судя по всему, это значение первично в церковнославянском и, как следствие, в христианском (православном) контексте.
Остальное, по большому счету, уже литературоведческие изыски. Впрочем, я совсем не отрицаю тех выводов о душевной природе «красоты» (самого значения слова) у Достоевского, которые во множестве доступны в Интернете. Просто эти выводы пытаются сделать на основании мировоззрения героев, в то время как ситуация обратная. Именно это значение и является ключом (одним из) к пониманию христианской сущности мировоззрения Мышкина. Красота Христа спасла мир, Мышкин надеется, что и красота его самого и окружающих его людей также спасет мир. И жестоко ошибается.
В качестве бонуса — фрагмент лекции М. М. Дунаева.
https://www.youtube.com/watch?v=sMIG9UKvGZs
К сожалению, он тоже идет «от обратного», объясняя значение фразы через христианскую мораль, а не наоборот. Но он-то и не ставит себе цель порассуждать о значении слова в русском языке, так что все объяснимо.
Зарегистрируйтесь или войдите
Регистрация через Google
Регистрация через Facebook
Регистрация через почту
Отправить без регистрации
Почта
Необходима, но никому не показывается
Отправить без регистрации
Почта
Необходима, но никому не показывается
Нажимая на кнопку «Отправить ответ», вы соглашаетесь с нашими пользовательским соглашением, политикой конфиденциальности и политикой о куки
кто сказал эти слова и герою какой книги они принадлежат
- Сочинения
- Свободная тема
- Красота спасёт мир
Очень часто мы употребляем в общении фразу Ф. Достоевского «Красота спасет мир», но вряд ли кто-нибудь задумывался хоть раз над ее значением. Хотелось бы разобраться в этом сочинении, как же все-таки работает такой механизм спасения.
Для каждого человека любая красота измеряется по – своему и очень индивидуально. По моему мнению, например, красивым человека можно назвать не только за его внешность, а, в первую очередь, за его внутренний мир. Если люди будут придерживаться правильного поведения в обществе и дома, следовать общепринятым принципам морали и нравственности, нести в себе положительный заряд эмоций, дарить добро окружающим, то их с полной уверенностью можно будет назвать красивыми. А в случае большинства таких людей в нашем обществе, в мире будет обязательно царить радость и позитив.
Важными также, на мой взгляд, для гармонии в мире будут и красивые поступки людей, приносящие помощь нуждающимся в любом виде. Никто не о. Живущие по такому принципу люди, делают мир чище, добрее и лучше. Понятно ведь всем, что агрессия, злоба, зависть, предательство, вражда не только губят личность человека, но и тем самым включают разрушительный механизм в мире. Почему же не начать с себя спасать мир!?
Хорошо бы каждому из нас выделять в окружающей действительности и видеть красоту, уметь радоваться ей и делиться своим позитивом с близкими. Чем больше мы станем обращать внимания на красоту вокруг нас, замечать незначительные положительные детали, тем красивее будем становиться и сами. И так мы сможем сделать красивее весь мир.
Все это, по-моему, должно привести к духовному развитию и совершенствованию личности, что неизбежно повлечет за собой и гармонию в обществе. Чем чаще люди будут наводить порядок в себе, в своих мыслях, поступках с целью сделать себя красивее, тем лучше, сплоченнее и могущественнее будет наш мир!
Как понять известное высказывание о красоте?
«Красота спасет мир». Как понять это высказывание? Этот вопрос вам может задать школьник любого возраста, независимо от класса, в котором он обучается. И каждый родитель ответит на этот вопрос совершенно по-своему, абсолютно индивидуально. Потому что красота воспринимается и видится для каждого различным образом.
Всем, наверное, известно высказывание о том, что можно смотреть на предметы вместе, а видеть их совершенно по-разному. После прочтения романа Достоевского внутри образуется чувство некоторой неясности того, что же есть красота. «Красота спасет мир», — Достоевский произнес эти слова от имени героя как свое собственное понимание способа спасения суетливого и бренного мира. Тем не менее, автор дает возможность ответить на этот вопрос каждому читателю самостоятельно. «Красота» в романе представляется как неразгаданная загадка, сотворенная природой, и как сила, способная свести с ума. Простоту красоты и ее утонченное великолепие видит и князь Мышкин, он говорит, что в мире много вещей на каждом шагу столь прекрасных, в которых их великолепие может увидеть даже самый потерявшийся человек. Он просит посмотреть на ребенка, на зарю, на траву, в любящие и смотрящие на вас глаза…. Действительно, сложно представить наш современный мир без загадочных и внезапных природных явлений, без притягивающего как магнит взгляда любимого человека, без любви родителей к детям и детей к родителям.
Краткая биография Ф. Достоевского
Прежде чем поговорить о том, почему данная фраза стала крылатой, и какое значение в нее было вложено, познакомимся с биографией человека, ставшего ее автором. Родился Федор Михайлович 11 ноября 1821 года.
Отцом его был священник, который служил в приходской церкви. Мать была дочерью купца. Однако, несмотря на то, что у матери было состояние, семья жила достаточно бедно. Отец Достоевского считал, что деньги приносят с собой зло. И поэтому он с детства приучал детей к порядочности и скромной жизни.
Поскольку отец будущего писателя был священником, совершенно не трудно предположить, что именно он привил своим детям любовь к Господу Богу. В частности, этой любовью отличался и Федор Михайлович Достоевский. В своих произведениях он не раз упоминает о религии.
Как только Достоевский немного подрос, отец определил его в пансионат. Там он проходил обучение вдали от дома, а после без особых трудностей поступил в Инженерное училище.
Учась в училище, молодой человек оказался полностью во власти любви к литературе. Осознав это, юноша отказался от намерения овладеть каким-либо ремеслом и вступил в ряды писателей.
Именно это решение в дальнейшем и послужило причиной серьезных проблем, которые стали настоящим испытанием для Достоевского. Слова, написанные им, достигли не только сердец читателей. На него обратил внимание двор. И по решению монарха он был вынужден отправиться в ссылку.
Обратите внимание! Целых четыре года молодой человек находился на каторге.
Из-под пера писателя вышло множество произведений. И все они нашли отклик в сердцах не только его современников. Сейчас творения этого автора продолжают волновать и будоражить мысли.
Ведь в них он поднимает весьма важные вопросы. И на некоторые из них до сих пор не удалось найти ответ. Наиболее известными произведениями, которые написал Достоевский, считаются:
- «Преступление и наказание»,
- «Бесы»,
- «Братья Карамазовы»,
- «Белые ночи»,
- «Идиот».
Это интересно! Выражение Собаку съел – в чем значение фразеологизма
Чем же тогда стоит жить и в чем черпать свои силы?
Как представить мир без вот этой чарующей красоты каждого жизненного мига? Это просто невозможно. Существование человечества немыслимо без этого. Почти каждый человек, занимаясь повседневным трудом или любым другим обременяющим делом, не раз задумывался, что в привычной жизненной суете, как бы неосторожно, почти не заметив, пропустил что-то очень важное, не успел заметить красоту моментов. Все же красота имеет некое божественное происхождение, она выражает истинную сущность Создателя, давая возможность каждому приобщиться к Нему и быть подобным Ему.
Верующие люди постигают красоту через общение посредством молитв с Господом, через созерцание сотворенного Им мира и через совершенствование своей человеческой сути. Конечно, понимание и видение красоты христианином будет отличаться от привычных представлений людей, исповедующих другую религию. Но где-то между этими идейными противоречиями все же есть та тонкая ниточка, соединяющая всех в одно целое. В таком божественном единстве тоже таится молчаливая красота гармонии.
Толстой о красоте
Красота спасет мир… Толстой Лев Николаевич высказал свое мнение по этому поводу в произведении «Война и мир». Все явления и предметы, присутствующие в окружающем нас мире, писатель мысленно разбивает на две основные категории: это содержание или форма. Деление происходит в зависимости от большего преобладания в природе предметов и явлений этих элементов.
Писатель не отдает предпочтение явлениям и людям с присутствием в них главного в виде формы. Поэтому в своем романе он так отчетливо демонстрирует нелюбовь к высшему свету с его навсегда установленными жизненными нормами и правилами и отсутствие симпатии к Элен Безуховой, которую, согласно тексту произведения, все считали необыкновенно красивой.
Общество и общественное мнение не оказывают никакого влияния на его личное отношение к людям и жизни. Писатель смотрит на содержание. Это важно для его восприятия, и именно это пробуждает в его сердце интерес. Он не признает отсутствия движений и жизни в оболочке роскоши, зато безгранично любуется несовершенством Наташи Ростовой и некрасивостью Марии Болконской. Опираясь на мнение великого писателя, можно ли утверждать, что мир спасет красота?
«Человек — это поле, на котором за его душу дьявол борется с Богом»
Сам Достоевский, на ваш взгляд, разделял убеждение князя Мышкина в том, что мир спасет красота?
Владимир Рецептер:
Безусловно. Исследователи говорят о прямой связи князя Мышкина с Иисусом Христом. Это не совсем так. Но Федор Михайлович понимает, что Мышкин — человек приболевший, русский и, конечно же, нежно, нервно, сильно и возвышенно связанный с Христом. Я бы сказал, что это — посланец, который исполняет какую-то миссию и остро чувствует ее. Человек, заброшенный в этот перевернутый мир. Юродивый. И тем самым святой.
А помните, князь Мышкин рассматривает портрет Настасьи Филипповны, выражает восхищение ее красотой и говорит: «В этом лице страдания много». Красота, по Достоевскому, проявляется в страдании?
Владимир Рецептер:
Православная святость, а она невозможна без страдания — высшая степень духовного развития человека. Святой живет праведно, то есть правильно, не нарушая Божественных заповедей и, как следствие, нравственных норм. Сам же Святой почти всегда считает себя страшным грешником, которого может спасти только Бог. Что же до красоты, то это качество скоропортящееся. Достоевский говорит красивой женщине такое: потом пойдут морщинки, и ваша красота утратит свою гармонию.
Рассуждения о красоте есть и в романе «Братья Карамазовы». «Красота — это страшная и ужасная вещь, — говорит Дмитрий Карамазов. — Страшная, потому что неопределимая, а определить нельзя, потому что Бог задал одни загадки. Тут берега сходятся, тут все противоречья вместе живут». Дмитрий добавляет, что в поисках красоты человек «начинает с идеала Мадонны, а кончает идеалом содомским». И приходит к такому заключению: «Ужасно то, что красота есть не только страшная, но и таинственная вещь. Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей». Но, может, правы оба — и князь Мышкин, и Дмитрий Карамазов? В том смысле, что красота имеет двойственный характер: она не только спасительна, но и способна ввергнуть в глубокий соблазн.
Владимир Рецептер:
Совершенно верно. И всегда приходится спрашивать себя: о какой красоте мы говорим. Помните, у Пастернака: «Я — поле твоего сраженья… Всю ночь читал я твой завет, и, как от обморока, ожил…» Чтение Завета оживляет, то есть возвращает жизнь. Вот в чем спасение! И у Федора Михайловича: человек — это «поле сражения», на котором за его душу дьявол борется с Богом. Дьявол соблазняет, подбрасывает такую красоту, которая влечет в омут, а Господь пытается спасти и кого-то спасает. Чем человек выше духовно, тем больше он осознает собственную греховность. Вот в чем дело. За нас борются темные и светлые силы. Как в сказке. В своей «пушкинской речи» Достоевский сказал об Александре Сергеевиче: «Он первый (именно первый, а до него никто) дал нам художественные типы красоты русской… Свидетельствуют о том типы Татьяны… типы исторические, как, например, Инок и другие в «Борисе Годунове», типы бытовые, как в «Капитанской дочке» и во множестве других образов, мелькающих в его стихотворениях, в рассказах, в записках, даже в «Истории Пугачевского бунта»…». Публикуя свою речь о Пушкине в «Дневнике писателя», Достоевский в предисловии к ней выделял еще одну «особую, характернейшую, и не встречаемую, кроме него, нигде и ни у кого черту художественного гения» Пушкина: «способность к всемирной отзывчивости и полнейшего перевоплощения в гении чужих наций, перевоплощения почти совершенного… в Европе были величайшие художественные мировые гении — Шекспиры, Сервантесы, Шиллеры, но, что ни у кого из них не видим этой способности, а видим только у Пушкина». Достоевский, говоря о Пушкине, учит нас его «всемирной отзывчивости». Понимать и любить другого — ведь это христианский завет. И Мышкин не зря сомневается в Настасье Филипповне: он не уверен, добра ли ее красота…
Если иметь в виду только физическую красоту человека, то из романов Достоевского очевидно: погубить она может вполне, спасти — лишь когда сочетается с истиной и добром, а в отрыве от этого физическая красота даже враждебна миру. «Ах, кабы она была добра! Все было бы спасено…» — мечтает князь Мышкин в начале произведения, глядя на портрет Настасьи Филипповны, погубившей, как мы знаем, все вокруг себя. Для Мышкина красота неотделима от добра. Так и должно быть? Или красота и зло тоже вполне совмещаются? Говорят же — «дьявольски красив», «дьявольская красота».
Владимир Рецептер:
В том-то и беда, что совмещаются. Сам дьявол принимает образ прекрасной женщины и начинает, как отца Сергия, смущать еще кого-нибудь. Приходит и смущает. Или посылает навстречу бедолаге такого рода женщину. Кто такая, например, Мария Магдалина? Вспомним ее прошлое. Чем она занималась? Она долго и системно губила мужчин своей красотой, то одного, то другого, то третьего… А потом, уверовав в Христа, став свидетельницей Его смерти, первая прибежала туда, где уже был отодвинут камень и откуда вышел воскресший Иисус Христос. И вот за свое исправление, за свою новую и великую веру и была в результате спасена и признана Святой. Вы понимаете, какова мощь всепрощения и какова степень добра, которым нас пытается научить Федор Михайлович! И через своих героев, и говоря о Пушкине, и через само православие, и через самого Иисуса Христа! Посмотрите, из чего состоят русские молитвы. Из искреннего покаяния и просьбы себя простить. Они состоят из честного намерения человека преодолеть свою греховную сущность и, отойдя ко Господу, стоять от него справа, а не слева. Красота — это путь. Путь человека к Богу.
Лорд Байрон о великолепии красоты
Для другого знаменитого, правда, зарубежного, писателя, Лорда Байрона, красота видится как пагубный дар. Он рассматривает ее как непреодолимую силу, способную соблазнить, опьянить и совершить с человеком злодеяние. Но ведь это не совсем так, красота имеет двойственную природу. И нам, людям, лучше замечать не ее пагубность и коварство, а жизнетворящую силу, способную оздоравливать наше сердце, разум и тело. Ведь во многом наше здоровье и правильное восприятие картины мира складывается в результате нашего прямого психического отношения к вещам.
Популярные сочинения
- Анализ произведения Портрет (Гоголь)
Произведение имеет две авторские редакции, поскольку после выхода первоначального текста повесть негативно воспринимается критикой, и писатель вносит в текст сочинения изменения в сюжете, стиле изложения - Сочинение Образ бесприданницы в пьесе Островского
Александр Николаевич Островский за свою жизнь написал большое количество произведений, которые потрясли не только Матушку-Россию, но и целый мир культуры и искусства. Пьеса «Бесприданница» появилась - Сила любви — сочинение 9, 10, 11 класс
Любовь является удивительным чувством и даже даром. Если человек любит, то он способен на поступки и истинное ощущение счастья. Сила любви безгранична и она способна захватить каждого в свои сети.
И все же, спасет ли красота мир?
Наш современный мир, в котором существует сколько социальных противоречий и неоднородностей… Мир, в котором есть богатые и бедные, здоровые и больные, счастливые и несчастные, свободные и зависимые… И что, вопреки всем невзгодам, мир спасет красота? Возможно, и так. Но понимать красоту надо не дословно, не как внешнее выражение яркой природной индивидуальности или ухоженности, а как возможность делать красивые благородные поступки, помогая этим другим людям, и как смотреть не на человека, а на его красивый и богатый по содержанию внутренний мир. Очень часто в своей жизни мы произносим привычные нам слова «красота», «красивый», или же просто «красиво».
Важные слова Терентьева
Примечательно, что вопрос, кому принадлежит фраза, является определяющим. Но в данном случае речь идет именно о персонаже книги, а не об ее авторе. Ведь фраза, которая в действительности является определяющей для произведения, была произнесена именно второстепенным персонажем.
Более того, он отличался огромной глупостью и слишком узко мыслил. Он часто высмеивал князя, считая его низким человеком, коим на самом деле являлся сам.
На первом месте для Терентьева находятся отнюдь не чувства. Мужчину больше всего интересуют деньги. Ради благосостояния он готов на многое. Внешность и положение тоже важны для него. Но он готов даже на эти важные «атрибуты» человека закрыть глаза. Ведь если есть деньги, то все остальное неважно.
Важно! Именно в этом и символичность того, что именно Ипполит произносит данную фразу, которая впоследствии стала крылатой.
Этот персонаж в действительности оказывается неспособен оценить не только внутреннюю, но и внешнюю красоту. Хотя последняя для него является важной. Но он не в состоянии оценить по достоинству красоту женщины, если она небогата. И поэтому ему кажется невозможным то, что мир спасется только из-за чьей-то красоты.
Возможно, когда-нибудь красота действительно сыграет решающую роль в спасении мира. Но это произойдет в будущем. А сейчас важной задачей каждого человека является сохранение этой красоты. Важно быть не просто прекрасным человеком, но и являться образом мудрости и добродетели. Ведь на примере князя Мышкина стало понятно, что доброта, полная сочувствия, без мудрости может стать причиной бед.
У каждого свое понятие красоты
Безусловно, красота понимается каждым индивидуумом по-своему, и каждое поколение имеет свои критерии красоты. В этом нет ничего плохого. Всем давно уже известно, что благодаря противоречиям и спорам между людьми, поколениями и нациями, может родиться только истина. Люди по своей природе абсолютно различны в понятиях мироощущения и мировосприятия. Для одного хорошо и красиво, когда он просто опрятно и модно одет, для другого плохо зацикливаться только на внешнем виде, он предпочитает развивать свой внутренний мир и повышать интеллектуальный уровень. Все то, что каким-то образом относится к пониманию красоты, звучит из уст каждого, исходя из его личного восприятия окружающей действительности. Романтические и чувственные натуры чаще всего восторгаются явлениями и предметами, созданными природой. Свежесть воздуха после дождя, осенний лист, упавший с веток, огонь костра и чистый горный ручей – все это красота, которой стоит постоянно наслаждаться. Для более практичных натур, опирающихся на предметы и явления материального мира, красота может заключаться в результате, например, заключенной важной сделки или выполнения определенного ряда строительных работ. Ребенка несказанно порадуют красивые и яркие игрушки, женщина обрадуется красивому ювелирному изделию, а мужчина увидит красоту в новых литых дисках на его машине. Кажется, одно слово, а сколько понятий, сколько различных восприятий!
Глубина простого слова «красота»
Красоту также можно рассматривать и с глубинной точки зрения. «Красота спасет мир» — эссе на эту тему может быть написано каждым абсолютно по-разному. И мнений о красоте жизни будет уйма.
Одни люди действительно считают, что мир держится на красоте, а другие скажут: «Красота спасет мир? Кто сказал вам такую глупость?» Вы ответите: «Как кто? Русский великий писатель Достоевский в своем знаменитом литературном произведении «Идиот»!» А вам в ответ: «Ну и что, может быть, тогда красота и спасала мир, сейчас же главное другое!» И, возможно, даже назовут, что именно для них главное. И все — доказывать свое представление о прекрасном не имеет смысла. Потому что вы можете, видите это, а ваш собеседник в силу своего образования, социального статуса, возраста, пола или другой расовой принадлежности никогда не замечал и не задумывался о наличии красоты в том и или другом предмете или явлении.
Красота спасет мир — Очевидное состояние
Делиться:
26 апреля 2020 г.
Вне контекста эту цитату легко счесть безнадежно наивной или оптимистичной. Но это сложно. Для Достоевского (по крайней мере, в нашем понимании) «красота» выходит за пределы эстетики, это то, что вдохновляет в нас лучшее, наши стремления к добру и истине, то, что связывает нас друг с другом.
Александр Солженицын тоже боролся с этой линией в свои 1970 Речь о вручении Нобелевской премии, и нам посчастливилось быть посвященными в его мысли здесь:
«Однажды Достоевский бросил загадочное замечание: «Красота спасет мир». Что это за заявление? Долгое время я считал это пустыми словами. Как это могло быть возможно? Когда в кровожадной истории красота когда-либо спасала кого-либо от чего-либо? Облагородила, возвысила, да — но кого она спасла?
Есть, однако, некоторая особенность в сущности красоты, особенность в статусе искусства: именно убедительность истинного произведения искусства совершенно неопровержима и заставляет сдаться даже противное сердце. Можно сочинить внешне гладкую и изящную политическую речь, упрямую статью, социальную программу или философскую систему на основе как ошибки, так и лжи. Что скрыто, что искажено, сразу не станет явным.
Потом противоречивая речь, статья, программа, иначе построенная философия сплачивается в оппозицию – и все так же изящно и гладко, и опять работает. Вот почему таким вещам доверяют и не доверяют.
Напрасно повторять то, что не доходит до сердца.
Но произведение искусства несет в себе свою проверку: понятия выдуманные или натянутые не выдерживают изображения в образах, все они рушатся, кажутся болезненными и бледными, никого не убеждают. Но те произведения искусства, которые подхватили истину и представили ее нам как живую силу, — они захватывают нас, принуждают нас, и никто никогда, даже в грядущие века, не явится опровергнуть их.
Так может быть, та древняя троица Истины, Добра и Красоты не просто пустая, выцветшая формула, как мы думали в дни нашей самоуверенной материалистической юности? Если вершины этих трех деревьев сойдутся, как утверждали ученые, но слишком наглые, слишком прямые стволы Истины и Добра будут раздавлены, срублены, не пропущены, — тогда, может быть, прорвутся фантастические, непредсказуемые, неожиданные стволы Красоты. и взлететь В ЭТО САМОЕ МЕСТО, и при этом выполнить работу всех троих?
В таком случае замечание Достоевского «Красота спасет мир» было не неосторожной фразой, а пророчеством? Ведь ему дано было видеть многое, человеку фантастической проницательности.
И в таком случае искусство, литература действительно могли бы сегодня помочь миру?
Это небольшое понимание, которое я преуспел за эти годы в этом вопросе, я попытаюсь изложить перед вами здесь сегодня.»
Вы можете прочитать остальную часть его речи на NobelPrize.org
Достоевский, Солзеницын и современное состояние мира вместе вдохновили эту иллюстрацию. Мы хотели запечатлеть ощущение соединения людей с целым, которое больше, чем его части. Точки света напоминают земной шар на восходе солнца, а затем соединяются во время восхода солнца в форме цветка магнолии.
Делиться:
Значок шеврона вниз
Предыдущая статья
Гимн интеллектуальной красоте Перси Шелли
Следующая статья
«Их губы трепетали, как молодые полевые цветы на ветру».
Значок шеврона вниз
Из уст идиота в перо Папы
10 июля 2013 г.
Р. Джаред Штаудт
Популярная цитата, которую мы часто слышим, но с трудом понимаем : «Красота спасет мир». Как красота спасет мир? Строка взята из романа Достоевского « Идиот », приписываемого главному герою, князю Мыскину. Князь, русский дворянин с эпилепсией, служит фигурой, подобной Христу, которая выделяется своей невинностью и даже наивностью. Из уст этого идиота исходит более ясное видение красоты и реальности, чем у окружающих его людей, его ясность усиливается даже посреди его болезни.
Спасительная сила красоты в жизни князя не могла одолеть его болезни, но тем не менее озарила его взор: «Что, если это только болезнь, ненормальное напряжение мозга, если, припоминая и анализируя момент, кажется, быть гармонией и красотой в высшей степени — мгновением глубочайшего ощущения, переполненным безграничной радостью и восторгом, экстатической преданностью и совершеннейшей жизнью?» Среди своих страданий он узрел, хотя и парадоксальным образом, сердцевину реальности.
Слова князя о красоте — это слова сумасшедшего идиота или пророка?
В «Благородной лекции» Солженицына он отмечает, что после долгих лет отбрасывания цитаты он понял, что «замечание Достоевского «Красота спасет мир» было не неосторожной фразой, а пророчеством. Ведь ему дано было видеть многое, человек фантастической проницательности. И в таком случае искусство, литература действительно могли бы сегодня помочь миру?»
Если этого недостаточно, Папа Иоанн Павел II процитировал эту строку в своем Письмо художникам , под заголовком «Спасительная сила красоты»:
Людям сегодня и завтра нужен этот энтузиазм [чуда], если они хотят встретить и справиться с решающими проблемами, которые стоят перед нами. Благодаря этому энтузиазму человечество, каждый раз, когда оно сбивается с пути, сможет подняться и снова встать на правильный путь. В этом смысле с глубоким пониманием было сказано, что «красота спасет мир» (§ 16).
Могут ли слова идиота задать тон нашей реакции на современный мир? В безумном мире, может быть, только идиот в здравом уме. Кажется, мы можем и даже должны доверять ему теперь, когда слова идиота стали словами папы!
Прочитав первую энциклику Папы Франциска Lumen Fidei , я был поражен прежде всего ее литературным качеством. Энциклика не предлагает особых богословских новшеств, но примечательна тем, что затрагивает культуру: классическую, средневековую и, прежде всего, современную. Кажется, что он следует видению Достоевского о силе красоты. В нашем мире, который в значительной степени отверг способность разума познавать истину и моральный порядок в сторону добра, является ли это привилегированным моментом для красоты? Энциклика, кажется, указывает на эту реальность, используя литературу и искусство, чтобы подчеркнуть свою точку зрения.
Папа Бенедикт XVI, главный составитель Lumen Fidei , подчеркнул абсолютно важную роль красоты в жизни человека в своей «Встрече с художниками». Угадайте, к кому он обратился за поддержкой?
Слова Достоевского, которые я сейчас процитирую, смелы и парадоксальны, но побуждают к размышлению. Он говорит так: «Человек может жить без науки, он может жить без хлеба, но без красоты он уже не мог бы жить, потому что нечего было бы больше делать с миром. Здесь вся тайна, здесь вся история» (цитата из романа, Демоны ).
Разве не ясно, что нам не хватает этого ключевого элемента человеческой жизни? И если да, то что это значит для жизни веры?
Lumen Fidei явно не подчеркивает значение красоты для света веры. Скорее, это демонстрируется стилем самой энциклики. И снова Достоевский появляется в решающей роли:
В романе Достоевского « Идиот » князь Мыскин видит картину Ганса Гольбейна Младшего, изображающую мертвого Христа во гробе, и говорит: «Глядя на эту картину, можно потерять веру». ». Картина представляет собой ужасное изображение разрушительного воздействия смерти на тело Христа. Но именно в созерцании смерти Иисуса вера укрепляется и получает ослепительный свет; затем она открывается как вера в непоколебимую любовь Христа к нам, любовь, способную объять смерть, чтобы принести нам спасение. В эту любовь, которая не отступила перед смертью, чтобы показать свою глубину, я могу верить; Полная самоотдача Христа преодолевает всякое подозрение и позволяет мне полностью довериться Ему (§ 16).
Эта цитата важна в отношении видения красоты Достоевским по ряду причин. Как и «красота спасет мир», оно происходит от Идиот и относится к принцу Мыскину. Во-вторых, он указывает на центральную тему романа, борьбу с красотой, физическую и духовную, посреди страданий. В-третьих, эта борьба и напряжение между физической и духовной красотой становится центральным мотивом взаимодействия современной культуры. Как среди болезни ясно видеть красоту? Красота должна быть путем к истине, а значит и к вере, но сам современный мир изуродован и заключен во тьме. У него какая-то душевная эпилепсия, внутренняя, сводящая с ума болезнь, которая, в отличие от Мыскина, ухудшает восприятие истинной красоты.
Оглядываясь назад на видение Бенедикта, мы видим, как сияет сама красота. Свет красоты призван освещать путь к свету веры. В «Встрече с художниками» Бенедикта мы видим и мрак современного затмения красоты, и способность истинной красоты вести к прозрению:
Однако слишком часто навязываемая нам красота иллюзорна и обманчива, поверхностна и ослепляя, оставляя зрителя ошеломленным; вместо того, чтобы вывести его из себя и открыть горизонты истинной свободы, она влечет его ввысь, она заточает его в себе и еще больше порабощает, лишая надежды и радости… Однако подлинная красота открывает стремление человеческого сердца, глубокое желание познавать, любить, идти к Другому, достигать Запредельного. Если мы признаем, что красота сокровенно затрагивает нас, что она ранит нас, что она открывает нам глаза, тогда мы заново открываем для себя радость видения, возможность постичь глубокий смысл нашего существования.
Литературные и художественные ссылки в Lumen Fidei показывают именно эту двойную связь с красотой. Энциклика цитирует Ницше, Руссо и Витгенштейна, чтобы продемонстрировать, как иллюзорная красота, сосредоточенная на себе (нахождении собственного пути), попадает в ловушку субъективного опыта. В этой ложной красоте нет движения за пределы себя к истине и добру, а скорее усечение и затемняющая изоляция. Истинная красота также используется в энциклике, чтобы показать, что свет красоты излучает свои лучи к истине и добру. Поэзия Данте и Т.С. Элиота используются для изображения света веры и роли веры в обществе соответственно.
Борьба за красоту — это настоящее поле битвы души, тесно связанное с кризисом веры. Сам Достоевский указывает на это в своем шедевре «Братья Карамазовы »: «Ужасно то, что красота таинственна так же, как и ужасна. Бог и дьявол сражаются там, и полем битвы является сердце человека». То, что кажется прекрасным, может таковым не быть, а то, что кажется ужасным, например труп Христа, может указывать на истинную красоту. Достоевский проявляет это напряжение, помещая своего пророка красоты посреди страдания и даже безумия.
К добру или к худу, красота имеет силу. Эту силу можно использовать, чтобы осветить путь к истине и добру или сбить человека с толку в тщетной погоне за собой. Если красота не указывает на истину и добро, она становится тьмой, обращением вовнутрь. Еще одна строчка из «Идиот » раскрывает эту неоднозначную силу красоты: «Такая красота — настоящая сила…. Такой красотой можно было бы свергнуть мир». Эта красота и есть красота женщины, которая может иметь такую силу (вспомните Трою), но когда красота проливает свой свет в правильном направлении, она должна спасать мир, а не ниспровергать его!
Фрэнсис и Бенедикт выбрали строку из Идиот на картине Гольбейна не просто так. Именно своим реалистическим изображением страданий он останавливает и бросает вызов героям романа. Этот реализм может быть скандалом, но также и возможностью. Когда мы созерцаем собственное уродство в современном мире, мы сталкиваемся с той же дилеммой. Мы должны преодолеть тьму, навязанную иллюзорной красотой, вместе с созданным ею духовным уродством. Может быть, наше восприятие красоты должно начинаться с более подлинного переживания страдания. В созерцании страданий Христовых, в частности, мы видим красоту, которая взяла на себя наши немощи и победила их тьму.