Краткое житие серафима саровского: Краткое житие — Преподобный Серафим Саровский

Разное

Краткое житие — Преподобный Серафим Саровский

Краткое житие преподобного Серафима Саровского.

празднование – 2/15 января, 19 июля/1 августа

Преподобный Серафим Саровский, в миру Прохор Мошнин, родился 19 июля 1759 года в г. Курске в семье благочестивых христиан Исидора и Агафии Мошниных. Обладая прекрасной памятью, святой Прохор рано выучился грамоте. С детства он любил посещать церковные службы, читать своим сверстникам Священное Писание и Жития святых. Особенно юный Прохор любил молиться или читать Святое Евангелие в уединении. На двадцатом году жизни он поступил послушником в Саровскую пустынь. Здесь, пройдя обычный путь монастырских послушаний, в 1786 году святой Прохор был пострижен настоятелем обители отцом Пахомием в монашество с именем Серафим («пламенный»). В том же году, в октябре, святой Серафим был рукоположен во иеродиакона епископом Владимирским Виктором (Онисимовым). В течение семи лет он усердно проходил диаконское служение и 2 сентября 1793 года был рукоположен во иеромонаха епископом Тамбовским Феофилом (Раевым). Отказавшись от избрания в настоятели, преподобный Серафим вскоре после посвящения в сан иеромонаха удалился в лес и стал подвизаться там в строгом посте, безмолвии, телесном труде и непрестанной молитве. Взыскуя еще более суровых подвигов для того, чтобы очистить свое сердце и узреть Бога, преподобный Серафим ушел в затвор. За долгие годы пустынножительства и затвора, когда сердце подвижника преисполнено было любовью к Богу, раскрылась в преподобном Серафиме и особая любовь к людям. Святой Серафим не раз удостаивался многих видений и особых явлений милости Божией, подкреплявших его в подвигах. Господь удостоил святого старца и благодатных даров: прозрения, утешения и врачевания душ и телес.

25 ноября 1825 года Матерь Божия вместе с празднуемыми в этот день святителями Климентом Римским и Петром Александрийским явилась в сонном видении преподобному Серафиму, повелела ему выйти из затвора и принимать у себя всех, кто искал наставления, утешения, руководства и исцеления. С того времени ожили дороги и тропы, ведущие в Саров. «Радость моя»,— такими словами встречал преподобный Серафим каждого, приходившего к нему. Одним своим словом он согревал самые зачерствелые и заскорузлые сердца, вызывая в них «теплоту сердечную» — стремление к добру и Богу, которое и грешных людей обращает к покаянию и внутреннему преображению. Внутренний взор преподобного Серафима так глубоко проникал в души, что в каждом, в каком бы состоянии ни приходил к нему человек, он видел черты образа Божия, видел то, чем мог бы быть этот человек, и радовался его сокровенной красоте.

Проведя всю жизнь в особых подвигах, он советовал идти «царским», т. е. средним путем и не брать на себя чрезмерно трудных деяний. «Пост, молитва, бдение и всякие другие дела христианские,— говорил преподобный Серафим,— сколько ни хороши сами по себе, однако не в делании лишь только их состоит цель нашей жизни христианской, хотя они и служат средством для достижения ее. Истинная цель жизни нашей христианской есть стяжание Духа Святого Божия». Главным средством к стяжанию Святого Духа преподобный считал молитву. «Всякая добродетель, Христа ради делаемая, дает блага Духа Святого, но … молитва более всего приносит Духа Божия, и ее удобнее всего всякому исправлять». Преподобный Серафим считал необязательными длинные молитвенные правила, но при этом строго напоминал, что молитва не должна быть формальной: «Те монахи, кои не соединяют внешнюю молитву со внутренней, не монахи, а черные головешки!» Он советовал во время Богослужения в храме стоять с закрытыми глазами или смотреть на икону или горящую свечу. Высказывая эту мысль, преподобный предлагал прекрасное сравнение жизни человеческой с восковой свечой.

Знаменитым стало молитвенное правило преподобного Серафима для мирян, которые по причине сложных жизненных обстоятельств не могут вычитывать всех обычных утренних и вечерних молитв. Правило это следующее: утром, перед обедом и вечером трижды читать молитвы «Отче наш» и «Богородице, Дево, радуйся», один раз Символ веры. Преподобный советовал, занимаясь необходимыми делами, с утра до обеда творить молитву Иисусову: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного» или просто «Господи, помилуй», а с обеда до вечера—«Пресвятая Богородице, спаси мя грешного» или «Господи, Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешного». «В молитвах внимай себе,— говорил подвижник,— то есть ум собери и соедини с душою. Сначала день, два и больше твори молитву сию одним умом, раздельно внимая каждому особо слову. Потом, когда Господь согреет сердце твое теплотою благодати Своей и соединит в тебе оную в един дух, тогда потечет в тебе молитва оная беспрестанно и всегда будет с тобою, наслаждая и питая тебя». Преподобный Серафим назидал, что, исполняя это правило со смирением, можно достигнуть христианского совершенства и в мирской жизни. Прочитывая еженедельно весь Новый Завет, Саровский подвижник наставлял: «Душу снабдевать надобно Словом Божиим. Всего же более должно упражняться в чтении Нового Завета и Псалтири. От сего бывает просвещение в разуме, который изменяется изменением Божественным».

Приобщаясь Святых Христовых Тайн каждое воскресение и каждый праздник неопустительно, преподобный Серафим на вопрос, как часто следует приступать к Причащению, отвечал: «Чем чаще, тем лучше». Священнику Дивеевской общины Василию Садовскому он говорил: «Благодать, даруемая нам Приобщением, так велика, что как бы ни недостоин и как бы ни грешен был человек, но лишь бы в смиренном токмо сознании всегреховности своей приступал ко Господу, искупляющему всех нас, хотя бы от головы до ног покрытых язвами грехов,— и будет очищаться благодатию Христовою, все более и более светлеть, совсем просветлеет и спасется. .. Верую, что по великой благости Божией ознаменуется благодать и на роде причащающегося…» Преподобный Серафим, однако, не всем давал одинаковые наставления относительно частого причащения. Многим он советовал говеть во все четыре поста и во все двунадесятые праздники. Преподобный Серафим предупреждал, что можно приобщиться и в осуждение. «Бывает иногда так,— говорил он,— здесь на земле и приобщаются, а у Господа остаются неприобщенными!» Благоговейно же причащающийся Святых Тайн, и не один раз в год, по словам преподобного Серафима, «будет спасен, благополучен и на самой земле долговечен».

Благоговения к святыне угодник Божий требовал всегда и везде, особенно же считал необходимым благоговение в храме. «И все, что ни творите в ней (церкви),— говорил он,— и как входите и исходите, все должно творить со страхом и трепетом и никогда не престающею молитвою, и никогда в церкви, кроме необходимо должного и о Церкви, ничего не должно говориться в ней! И что же краше, превыше и преслаще Церкви! И кого бо токмо убоимся в ней и где же возрадуемся духом, сердцем и всем помышлением нашим, как не в ней, где Сам Владыка Господь наш с нами всегда соприсутствует». Этими словами преподобный Серафим передавал свой глубокий духовный опыт ощущения благодати действенного живого богообщения в храме. «Нет хуже греха и ничего нет ужаснее и пагубнее духа уныния», — говорил святой Серафим. Сам он никогда не был мрачным и унылым. «Ведь веселость не грех, — говорил старец начальнице Дивеевской общины, — она отгоняет усталость, а от усталости уныние бывает, и хуже его нет, оно все приводит с собой… Сказать слово ласковое, приветливое да веселое, чтобы у всех пред лицом Господа дух всегда весел, а не уныл был — вовсе не грешно, матушка». Сам преподобный всегда светился радостью духовной, и этой тихой, мирной радостью он с избытком наполнял сердца окружавших, приветствуя их словами: «Радость моя! Христос воскресе!». Всякое жизненное бремя становилось легким вблизи подвижника, и множество скорбящих и ищущих Бога постоянно теснилось около его келлии и пустыньки, желая приобщиться благодати, изливающейся от угодника Божия. На глазах всех подтверждалась высокая истина, высказанная святым Серафимом: «Стяжи мир, и вокруг тебя спасутся тысячи». Эта заповедь о стяжании мира возводит к учению о стяжании благодати Святого Духа и является важной ступенью на пути духовного возрастания. Преподобный Серафим, опытно пройдя всю древнюю науку православного аскетического подвига, свой опыт «жизни по Боге» выразил в своих поучениях. Они выражают общецерковный путь аскетического подвига и близки по содержанию к «Добротолюбию». В них имеется много ссылок на святых отцов, прежде всего на преподобных Исаака Сирина и Варсонофия Великого.

Вместе с другими дарами Божиими преподобный Серафим имел и дар прозрения. Ему было открыто будущее России вплоть до кончины века. По словам преподобного, Россия «всегда будет славна и врагам страшна, и непреоборима». Провидя, каким будет духовное делание грядущих поколений, преподобный учил искать мир душевный и никого не осуждать: «Кто в мирном устроении ходит, тот как бы лжицею черпает духовные дары… Для сохранения мира душевного… всячески должно избегать осуждения других… Чтобы избавиться от осуждения, должно внимать себе, ни от кого не принимать посторонних мыслей и быть ко всему мертву».

Преподобный Серафим по праву может быть назван учеником Божией Матери. Пресвятая Богородица трижды исцеляла его от смертельных болезней… В юном возрасте преподобный Серафим смертельно занемог, так что все средства врачевания были бессильны. Тело его пребывало в горячке, но чистая душа пламенела молитвой к Заступнице всех скорбящих и обремененных. Во время кратковременного сна ему явилась Божия Матерь и обещала исцелить его. Очнувшись от сна, отрок рассказал все виденное матери. Вскоре мимо их дома совершался крестный ход с чудотворным образом Богоматери. Неожиданно пошел сильный ливень, который заставил торжественную процессию укрыться в доме родителей преподобного Серафима. Чуткая мать сразу поняла смысл дивного посещения и с глубокой верой приложила болящего сына к чудотворному лику Богоматери. Тотчас болезненная немощь оставила тело юного отрока.

Второе чудесное исцеление преподобного Серафима совершилось в 1783 году, когда он исполнял монастырское послушание в Саровской обители. Господь снова посетил послушника сильной болезнью, испытывая его терпение и кротость. Преподобный простер свои руки к небу и молил Богоматерь укрепить его в перенесении тяжелого испытания. И Царица Небесная призрела на Своего верного послушника. За свое смирение преподобный Серафим был удостоен посещения Пресвятой Богородицы. Осененный лучезарным светом Пречистой Девы Марии, он почувствовал себя совершенно здоровым.

В 1804 году преподобный Серафим во время своего уединенного подвига в лесу был избит до полусмерти разбойниками, думавшими найти в его келье много денег. Никто из монастырской братии уже не надеялся видеть его в живых, и с печалью ожидали его кончины. Но чудесным посещением Богоматери умиравший старец был вновь воздвигнут с одра болезни и обрел духовные и телесные силы для дальнейших иноческих подвигов.

Божия Матерь многократно являлась преподобному Серафиму, наставляла и укрепляла его. Еще в начале своего пути он услышал, как Божия Матерь, указывая на него, лежавшего на одре болезни, сказала апостолу Иоанну Богослову: «Сей от рода нашего».

Много сил преподобный отдал устроению девичьей монашеской общины в Дивееве, созданной по наставлению Матери Божией, и сам говорил, что ни одного указания не давал от себя, но делал все по воле Царицы Небесной. Святой Серафим завещал насельницам всегда почитать Пресвятую Богородицу за Ее неисчислимые милости православным христианам. 25 марта 1831 года, в праздник Благовещения, старица Дивеевского монастыря Евпраксия была свидетельницей явления преподобному Серафиму Божией Матери. Во время явления Матерь Божия просила преподобного Серафима духовно окормлять сестер Дивеевского монастыря и обещала ему в этом Свою небесную помощь.

После кончины преподобного в Дивеевской обители хранилась его келейная, особо чтимая икона Божией Матери «Умиление», к которой он обращался в усердной домашней молитве. Елеем от лампады, горевшей пред келейной святыней, преподобный Серафим помазывал больных, которые получали исцеление. Нетварный Божественный свет сиял от иконы Богоматери «Умиление», преображая душу подвижника в чистейший сосуд благодати Божией. После усердной ночной молитвы к Богородице, пред Ее чудотворной иконой, от преображенного лика преподобного Серафима изливался невыразимый свет Божественной благодати, озаряя приходивших к нему. Икону Пресвятой Богородицы «Умиление» преподобный Серафим Саровский часто называл «Всех Радостей Радость».

Празднование иконе Божией Матери «Умиление Серафимо-Дивеевской» установлено 28 июля, вероятно, в связи с тем, что в этот день совершается память святого апостола Прохора, имя которого в Крещении носил преподобный Серафим.

1 января 1833 года преподобный Серафим в последний раз пришел в Зосимо-Савватиевский храм к Божественной литургии и причастился Святых Христовых Таин, после чего благословил братию и простился, сказав: «Спасайтесь, не унывайте, бодрствуйте, днесь нам венцы готовятся». На следующий день он мирно отошел ко Господу, верным служителем Которого был всю жизнь.

Через 70 лет, в 1903 году, совершилось прославление преподобного в лике святых. 19 июля, в день рождения святого Серафима, с великим торжеством были открыты его честные мощи и помещены в приготовленную гробницу. Долгожданное событие сопровождалось, по милости Божией, многими чудесными исцелениями больных.

Почитаемый православным народом еще при жизни, преподобный Серафим стал одним из самых любимых святых русского народа, так же как и Преподобный Сергий Радонежский. Незадолго до его блаженной кончины один благочестивый монах спросил: «Почему мы не имеем такой строгой жизни, какую вели древние подвижники?» «Потому,— ответил преподобный Серафим,— что не имеем к тому решимости. Если бы решимость имели, то жили бы как отцы наши; потому что благодать и помощь верным и всем сердцем ищущим Господа, ныне та же, какая была прежде, ибо, по слову Божию, — Господь Иисус Христос вчера и сегодня Тот же и во веки» (Евр. 13, 8).

Краткое житие Преподобного Серафима Саровского.

Преподобный Серафим Саровский (1754–1833)

Дни памяти: 2(15) января , 19 июля (1 августа)

Преподобный Серафим Саровский, в миру — Прохор Исидорович Мошни́н, родился в 1754 году в Курске, в семье богатого именитого купца Исидора Мошнина и его жены Агафии. Рано потерял отца. В возрасте 7 лет упал с колокольни строящегося Сергиево-Казанского собора на месте сгоревшего ранее храма Преподобного Сергия Радонежского, но остался невредим. В юном возрасте Прохор тяжело заболел. Во время болезни он увидел во сне Богородицу, пообещавшую его исцелить. Сон оказался правдивым: во время Крестного хода мимо его дома пронесли икону Знамения Пресвятой Богородицы, и мать вынесла Прохора, чтобы тот приложился к иконе, после чего он выздоровел.

В 1776 году совершил паломничество в Киев в Киево-Печерскую лавру, где старец Досифей благословил и указал ему место, где он должен был принять послушание и постриг — Саровскую пустынь. В 1778 году стал послушником у старца Иосифа в Саровском монастыре в Тамбовской губернии. В 1786 году принял монашество и был посвящён в иеродиаконы, в 1793 году рукоположен в иеромонаха.

В 1794 году, имея склонность к уединению, стал жить в лесу в келии в пяти километрах от монастыря. В качестве аскетических подвигов и упражнений носил одну и ту же одежду зимой и летом, сам добывал себе пропитание в лесу, мало спал, строго постился, перечитывал священные книги (Евангелия, святоотеческого писания), ежедневно подолгу молился. Около келии Серафим развёл огород и устроил пчельник.

Ряд фактов жития преп. Серафима весьма примечателен. Однажды на протяжении трех с половиной лет аскет питался только травой снытью. Позднее тысячу дней и тысячу ночей о. Серафим провел в подвиге столпничества на каменном валуне. Некоторые из приходивших к нему за духовным советом видели огромного медведя, которого преподобный кормил хлебом с рук (по словам самого о. Серафима этот медведь постоянно приходил к нему, но известно что кормил Старец и других животных). Из более драматичных событий известен случай с разбойниками. Согласно житию, некие разбойники, узнав, что к Серафиму часто приходят богатые посетители, решили ограбить его келью. Застав его в лесу во время ежедневной молитвы, они избили его и обухом топора проломили ему голову, причём святой не сопротивлялся, несмотря на то, что был в то время молодым и сильным человеком. В его келии разбойники ничего для себя не нашли и удалились. Преподобный чудом вернулся к жизни, однако после этого случая навсегда остался сильно сгорбленным. Позже эти люди были пойманы и опознаны, но отец Серафим простил их; по его требованию они были оставлены без наказания.

В 1807 году преподобный принял на себя иноческий подвиг молчания, старался ни с кем не встречаться и не общаться. В 1810 году он возвратился в монастырь, но ушёл в затвор до 1825 года. После окончания затвора принимал многих посетителей из монашествующих и мирян, имея, как сказано в житии, дар прозорливости и исцеления от болезней. Его посещали также знатные люди, в том числе царь Александр I. Ко всем приходящим к нему обращался словами «Радость моя!», в любое время года приветствовал словами «Христос воскресе!». Был основателем и постоянным покровителем Дивеевской женской обители. В 1831 году святой сподобился видения Богородицы (двенадцатый раз в своей жизни) в окружении Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова и 12 дев. Скончался в 1833 году в Саровском монастыре в своей келии во время коленопреклоненной молитвы.

Tags: Преподобный Серафим Саровский

Преставление преподобного Серафима, Саровского чудотворца

Тропарь и кондак

Преподобный Серафим Саровский, великий подвижник Русской Церкви, родился 19 июля 1754 года. Его родители, Исидор и Агафия Мошнины, были жителями Курска. Исидор был купцом. Ближе к концу жизни он начал строительство собора в Курске, но умер до завершения работ. Его маленький сын Прохор, будущий Серафим, остался на попечении овдовевшей матери, воспитавшей сына в благочестии.

После смерти мужа Агафья Мошнина продолжила строительство собора. Однажды она взяла туда с собой семилетнего Прохора, и он упал с лесов вокруг семиэтажной колокольни. Его должны были убить, но Господь сохранил жизнь будущему светилу Церкви. Испуганная мать подбежала к нему и нашла сына невредимым.

Юный Прохор, наделенный прекрасной памятью, вскоре освоил чтение и письмо. Он с детства любил посещать церковные службы, читать с сокурсниками и Священное Писание, и Жития святых. Больше всего он любил молиться или читать Святое Евангелие наедине.

В какой-то момент Прохор тяжело заболел, и его жизнь оказалась в опасности. Во сне мальчик увидел Богородицу, обещавшую посетить и исцелить его. Вскоре мимо двора дома Мошниных прошел крестный ход с Курской Коренной иконой Знамения (память 27 ноября). Его мать несла Прохора на руках, и он приложился к святой иконе, после чего быстро выздоровел.

Еще в юности Прохор задумал всецело посвятить свою жизнь Богу и уйти в монастырь. Его благочестивая мать не возражала против этого и благословила его на монашеский путь медным крестом, который он носил на груди всю оставшуюся жизнь. Прохор отправился пешком с паломниками, идущими из Курска в Киев, чтобы поклониться Печерским святым.

Старец Досифей (на самом деле женщина Дарья Тяпкина), которого посетил Прохор, благословил его отправиться в Саровскую пустыню и там искать спасения. Вернувшись ненадолго в родительский дом, Прохор в последний раз простился с матерью и семьей. 20 ноября 1778 года он прибыл в Саров, где монастырем тогда руководил мудрый старец отец Пахомий. Он принял его и отдал под духовное руководство старца Иосифа. Под его руководством Прохор прошел много послушаний в монастыре: был келейником у старца, подвизался в хлебопечении и просфоре, в столярном деле. Все послушания свои он исполнял с усердием и усердием, как бы служа Самому Господу. Постоянным трудом он оберегал себя от уныния (accidie), которое было, как он потом говорил, «самым опасным искушением для новых монахов. Лечится она молитвою, воздержанием от праздной болтовни, усердным трудом, чтением Слова Божия и терпением, так как порождается мелочностью душевной, нерадением и празднословием».

По благословению игумена Пахомия Прохор воздерживался от всякой пищи по средам и пятницам и уходил в лес, где в полном уединении творил Иисусову молитву. После двух лет послушничества Прохор заболел водянкой, тело его распухло, и его постигли страдания. Его наставник отец Иосиф и другие старцы любили Прохора и заботились о нем. Болезнь тянулась около трех лет, и ни разу никто не услышал от него ни слова жалобы. Старцы, опасаясь за самую его жизнь, хотели позвать для него врача, но Прохор просил не делать этого, сказав отцу Пахомию: «Я вручил себя, святой отче, Истинному Врачу души и тела, нашему Господа Иисуса Христа и Его Пречистую Матерь».

Он попросил совершить молебно за его здоровье. Пока остальные молились в церкви, Прохору было видение. Ему явилась Богородица в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. Указывая рукою на больного монаха, Пресвятая Богородица сказала святому Иоанну: «Он из нашего рода». Затем Она прикоснулась Своим посохом к боку больного, и тотчас жидкость, распухшая в его теле, начала вытекать через разрез, который Она сделала. После молебна братия обнаружила, что Прохор исцелился, и остался только шрам, свидетельствующий о чуде.

Вскоре на месте явления Божией Матери была построена больничная церковь для больных. Один из приделов был посвящен святителям Зосиме и Савватию Соловецким (память 17 апреля). Своими руками преподобный Серафим изготовил из дерева кипариса престол для часовни и всегда причащался в этой церкви Святых Таин.

После восьмилетнего послушничества в Саровском монастыре Прохор был пострижен с именем Серафим, что отразило его пламенную любовь к Господу и ревностное желание служить Ему. Через год Серафим был рукоположен во иеродиакона.

Серьезный духом, он ежедневно служил в храме, непрестанно молясь даже после службы. Господь даровал ему видения во время церковных служб: он часто видел святых ангелов, служащих со священниками. За Божественной литургией в Великий и Страстной Четверг, которую совершили игумен отец Пахомий и отец Иосиф, преподобному Серафиму было еще одно видение. После Малого входа с Евангелием иеродиакон Серафим произнес слова: «Господи, спаси богобоязненных и услышь нас». Затем он поднял свой орарь, говоря: «И во веки веков». Внезапно его ослепил яркий луч света.

Подняв глаза, преподобный Серафим увидел Господа Иисуса Христа, идущего западными дверями храма в окружении Бесплотных Сил Небесных. Достигнув амвона, Господь благословил всех молящихся и вошел в Свою икону справа от царских врат. Преподобный Серафим, в духовном восторге после этого чудесного видения, не мог ни слова произнести, ни сдвинуться с места. Его повели за руку в алтарь, где он простоял еще три часа, лицо его изменило цвет от великой благодати, сиявшей на нем. После видения святой умножил свои усилия. Днем он подвизался в монастыре, а ночи проводил в своей лесной келье, молясь.

В 1793 году иеродиакон Серафим был рукоположен в сан священника и ежедневно служил Божественную литургию. После кончины игумена отца Пахомия преподобный Серафим получил благословение нового настоятеля отца Исаии жить уединенно в глухой части леса в трех с половиной верстах от монастыря. Свой новый дом он назвал «Гора Афон» и посвятил себя уединенной молитве. В монастырь он уходил только в субботу перед всенощным бдением, а возвращался в свою лесную келью после воскресной литургии, на которой причащался Божественных Таин.

Отец Серафим проводил время в подвигах. Его келейное правило было основано на правиле святого Пахомия для древних пустынных монастырей. Он всегда носил с собой Святые Евангелия, прочитав весь Новый Завет в течение недели. Он также читал святых отцов и богослужебные книги. Святитель выучил наизусть многие церковные песнопения и пел их, работая в лесу. Вокруг своей кельи он возделывал сад и поставил улей. Он соблюдал очень строгий пост, принимая пищу только один раз в течение всего дня, а по средам и пятницам полностью воздерживался от пищи. С первого воскресенья Великого поста он вообще не вкушал пищи до следующей субботы, когда причащался Святых Таин.

Святой старец иногда был так поглощен непрестанной сердечной молитвой, что оставался неподвижным, не слыша и не видя ничего вокруг себя. Время от времени к нему приезжали схимонах Марк Молчаливый и иеродиакон Александр, тоже пустынники. Находя святого погруженным в молитву, они тихо уходили, чтобы не мешать его созерцанию.

В летнюю жару праведник собрал мох с болота для удобрения своего сада. Комары и комары безжалостно кусали его, но он терпел это изречение: «страсти уничтожаются страданиями и скорбями».

Его уединение часто нарушалось визитами монахов и мирян, искавших его совета и благословения. По благословению игумена отец Серафим запретил женщинам посещать его, затем, получив знак, что Господь одобряет его стремление к полному безмолвию, запретил всем посетителям. По молитвам святителя путь к его пустынной келье преградили огромные ветки, снесенные ветром с вековых сосен. Теперь его посещали только птицы и дикие звери, и он жил с ними, как жил Адам в раю. Они пришли в полночь и ждали, пока он совершит свое молитвенное правило. Потом хлебом из рук кормил медведей, рысей, лисиц, кроликов и даже волков. У преподобного Серафима был и медведь, который слушался его и выполнял поручения.

Чтобы отразить натиск Врага, преподобный Серафим умножил свои подвиги и начал новый подвиг в подражание преподобному Симеону Столпнику (память 1 сентября). Каждую ночь он взбирался на огромную скалу в лесу или на меньшую скалу в своей камере, отдыхая лишь ненадолго. Он стоял или преклонял колени, молясь с воздетыми руками: «Боже, помилуй меня, грешного». Так он молился 1000 дней и ночей.

Трое грабителей в поисках денег или ценностей однажды наткнулись на него, когда он работал в своем саду. Грабители потребовали от него деньги. Хотя у него в руках был топор, и он мог бы дать бой, но не хотел этого делать, вспоминая слова Господа: «Взявшие меч от меча и погибнут» (Мф. 26: 52). Бросив топор на землю, он сказал: «Делай, что собираешься». Грабители жестоко избили его и бросили умирать. Его хотели бросить в реку, но сначала обыскали камеру в поисках денег. Разобрали, но ничего не нашли, кроме икон да картошки, и ушли. Преподобный, очнувшись, дополз до своей кельи и пролежал там всю ночь.

Утром он с большим трудом добрался до монастыря. Братия ужаснулась, увидев подвижника с несколькими ранами на голове, груди, ребрах и спине. Восемь дней он пролежал там, страдая от ран. Врачи, вызванные для его лечения, были поражены тем, что он остался жив после такого избиения.

Отец Серафим не был излечен ни одним земным врачом: явилась ему в видении с апостолами Петром и Иоанном Царица Небесная. Прикоснувшись к голове святого, Пресвятая Богородица исцелила его. Однако он не мог выпрямиться, и всю оставшуюся жизнь ему приходилось ходить сгорбившись с помощью палки или небольшого топора. Преподобному Серафиму пришлось провести в монастыре около пяти месяцев, после чего он вернулся в лес. Он простил своих обидчиков и попросил не наказывать их.

В 1807 году игумен отец Исайя почил о Господе. Преподобного Серафима просили занять его место, но он отказался. Он прожил в тишине три года, полностью отрезанный от мира, за исключением монаха, который приходил раз в неделю, чтобы принести ему пищу. Если святой встречал в лесу человека, он падал лицом вниз и не вставал, пока прохожий не уходил. Преподобный Серафим стяжал душевный мир и радость во Святом Духе. Великий подвижник однажды сказал: «Стяжи дух мира, и вокруг тебя спасется тысяча душ».

Новый настоятель монастыря отец Нифонт и старшая братия монастыря сказали отцу Серафиму либо приезжать в монастырь по воскресеньям на богослужения, как и прежде, либо переезжать обратно в монастырь. Он избрал второй путь, так как ему стало слишком трудно идти из своей лесной кельи в монастырь. Весной 1810 года он вернулся в монастырь после пятнадцати лет жизни в пустыне.

Продолжая молчать, он заперся в своей келье, занимаясь молитвой и чтением. Ему также разрешалось принимать пищу и причащаться в своей келье. Там преподобный Серафим достиг высоты духовной чистоты и получил от Бога особые дары благодати: прозорливость и чудотворение. После пяти лет одиночества он открыл дверь и впустил монахов. Однако он продолжал молчать, обучая их только личным примером.

25 ноября 1825 года Богородица в сопровождении двух поминаемых в этот день святителей (священноученика Климента Римского и святителя Петра, архиепископа Александрийского) явилась старцу в видении и велела ему окончить уединение и посвящение себя другим. Он получил благословение игумена разделить свое время между жизнью в лесу и в монастыре. В свой Дальний Пустынь он не вернулся, а ушел в келью поближе к монастырю. Это он назвал своим Ближним Эрмитажем. В то время он открыл двери своей кельи как для паломников, так и для своих собратьев-монахов.

Старец заглядывал в сердца людей и, как духовный врач, молитвой и благодатным словом исцелял их недуги душевные и телесные. Приходившие к преподобному Серафиму чувствовали его великую любовь и нежность. В какое бы время года ни было, он всех встречал словами: «Христос Воскресе, радость моя!» Особенно он любил детей. Однажды молодая девушка сказала своим друзьям: «Отец Серафим только похож на старика. Он действительно такой же ребенок, как и мы».

Старейшину часто видели опирающимся на палку и несущим рюкзак, наполненный камнями. На вопрос, зачем он это делает, святитель смиренно отвечал: «Я смущаю того, кто смущает меня».

В последний период своей земной жизни преподобный Серафим посвятил себя своим духовным чадам, Дивеевскому женскому монастырю. Еще будучи иеродиаконом, он сопровождал покойного отца Пахомия в дивеевскую общину к ее настоятельнице, матери Александре, великой подвижнице, а затем отец Пахомий благословил преподобного Серафима всегда заботиться о «дивеевских сиротах». Он был настоящим отцом для сестер, которые обращались к нему со всеми своими душевными и материальными трудностями.

Преподобный Серафим также много сил отдал женской монашеской общине в Дивеево. Сам он говорил, что не давал им своих указаний, а Царица Небесная руководила им в делах, касающихся монастыря. Его ученики и духовные друзья помогали святому питать и питать дивеевскую общину. Михаил Васильевич Мантуров, исцеленный преподобным от тяжелой болезни, был одним из благотворителей Дивейво. По совету старца он взял на себя подвиг добровольной бедности. Елена Васильевна Мантурова, одна из сестер Дивеевых, из послушания старцу добровольно согласилась умереть вместо своего брата, который был еще нужен в этой жизни.

Николай Александрович Мотовилов, также был исцелен монахом. В 1903 году, незадолго до прославления святителя, была найдена и напечатана замечательная «Беседа преподобного Серафима Саровского с Н. А. Мотовиловым». Написанная Мотовиловым после их беседы в конце ноября 1831 года, рукопись пролежала на чердаке в куче сора почти семьдесят лет. Ее нашел автор С. А. Нилус, искавший сведения о жизни преподобного Серафима. Эта беседа является очень ценным вкладом в духовную литературу Православной Церкви. Оно выросло из желания Николая Мотовилова познать цель христианской жизни. Преподобному Серафиму открылось, что Мотовилов с детства искал ответа на этот вопрос, но не получил удовлетворительного ответа. Святой старец сказал ему, что целью христианской жизни является стяжание Святого Духа, и далее объяснил великую пользу молитвы и стяжания Святого Духа.

Мотовилов спросил у святого, как мы можем узнать, есть ли с нами Святой Дух или нет. Преподобный Серафим долго говорил о том, как люди приходят в Духа Божия и как мы можем распознать Его присутствие в себе, но Мотовилов хотел лучше понять это. Тогда отец Серафим взял его за плечи и сказал: «Мы оба теперь в Духе Божием, сын мой. Почему ты не смотришь на меня?»

Мотовилов ответил: «Я не могу смотреть, батюшка, потому что глаза твои сверкают, как молнии, и лицо твое ярче солнца».

Преподобный Серафим сказал ему: «Не бойся, друг Божий. Теперь ты сам стал таким же светлым, как и я. Ты сам в полноте Духа Божьего, иначе ты не смог бы увидеть меня таким».

Тогда преподобный Серафим пообещал Мотовилову, что Бог позволит ему сохранить этот опыт в памяти на всю жизнь. «Не тебе одному дано понять, — сказал он, — но через тебя всему миру».

Все знали и почитали преподобного Серафима как великого подвижника и чудотворца. За год и десять месяцев до своей кончины, в праздник Благовещения, преподобному Серафиму было дано еще раз лицезреть Царицу Небесную в сопровождении святителя Иоанна Предтечи, апостола Иоанна Богослова и двенадцати святых мучениц (святых Варвар, Екатерина, Фекла, Марина, Ирина, Евпраксия, Пелагея, Доротея, Макрина, Иустина, Иулиания, Анисия). Пресвятая Богородица долго беседовала с преподобным, вверив ему дивеевских сестер. Заканчивая разговор, Она сказала ему: «Скоро, милый Мой, ты будешь с нами». Дивеевская монахиня Евпраксия присутствовала при этом посещении Божией Матери, потому что святая пригласила ее.

В последний год жизни преподобного Серафима один из исцеленных им видел его стоящим в воздухе во время молитвы. Святитель строго запретил упоминать об этом до самой смерти.

Преподобный Серафим заметно ослабел и много говорил о приближающейся кончине. В это время его часто видели сидящим у своего гроба, который он поставил в передней своей кельи и который приготовил для себя.

Святитель сам наметил место, где его наконец похоронят, возле алтаря Успенского собора. 1 января 1833 года отец Серафим в последний раз пришел в храм святителей Зосимы и Савватия на Литургию и причастился Святых Тайн, после чего благословил братию и простился со словами: «Спасите души ваши. Не унывай, но бодрствуй. Сегодня нам готовят коронки».

2 января отец Павел, келейник святителя, в шесть утра вышел из своей кельи на раннюю Литургию. Он заметил запах дыма, исходивший из кельи старца. Преподобный Серафим часто оставлял в своей келии горящие свечи, и отец Павел опасался, что они могут вызвать пожар.

«Пока я жив, — сказал он однажды, — огня не будет, но когда я умру, моя смерть откроется огнем». Когда открыли дверь, оказалось, что тлеют книги и другие вещи. Преподобный Серафим был найден коленопреклоненным перед иконой Божией Матери со скрещенными на груди руками. Его чистая душа была взята ангелами во время молитвы и отлетела к Престолу Всемогущего Бога, Которым верным слугой был преподобный Серафим всю свою жизнь.

Святой Серафим пообещал заступиться за тех, кто помнит его родителей, Исидора и Агафию.

Семь уроков на Новый год от преподобного Серафима Саровского

Источник: Anchor

Священник Лука А. Веронис | 15 января 2022 г.

«Обрети внутренний покой, и тысячи людей вокруг тебя будут спасены». Эти слова исходят от преподобного Серафима Саровского, одного из величайших русских подвижников и мистиков XIX   века. Этот простой человек оказал глубокое влияние на российское общество, несмотря на то, что большую часть жизни прожил вдали от мира. С юных лет его привлекала монашеская жизнь, и мать поощряла его духовные поиски. Он поступил в монастырь в Саровской пустыне в возрасте 24 лет. Он жил в монастыре, молясь, трудясь и ища Бога в общинной жизни монастыря в течение многих лет, пока не почувствовал Божий призыв углубиться в лесную пустыню за много миль от монастырь, чтобы продолжить поиски Бога. В это время он даже подражал святым столпникам-подвижникам и взбирался на скалы разной высоты и 1000 дней молился со скалы ночью и днем, зимой и летом. В 70 лет он, наконец, открыл свою келью, чтобы принимать посетителей для совета и молитвы, вдохновляя людей из всех слоев общества своей святостью, мудрыми советами и чудесами.

Сегодня, когда мы вспоминаем и чествуем святого Серафима, я хочу предложить семь уроков из его учения, которые мы должны перенести в Новый год.

  1. » Обрети внутренний покой и тысячи людей вокруг тебя будут спасены.»  Возможно, это его самая известная поговорка. Он объясняет, как там « нет ничего лучше мира во Христе, ибо такой мир приносит победу над всеми злыми духами. Когда мир обитает в сердце человека, он позволяет ему созерцать благодать Святого Духа изнутри. Тот, кто пребывает в мире, собирает духовные дары как бы черпаком, и он изливает на других свет знания. Все наши помыслы, все наши желания, все наши усилия и все наши действия должны побуждать нас постоянно говорить с Церковью: «Господи, подари нам мир!» Когда человек живет в мире, Бог открывает ему тайны». Вступая в Новый год, можем ли мы каждый день уделять время тому, чтобы открывать свои сердца, чтобы обрести «мир, который превыше всякого ума», как описал его Апостол Павел.
  1. Конечно, мир Божий есть плод Святого Духа, и преподобный Серафим напоминает нам, что конечная цель нашей жизни – стяжание Святого Духа.  Все духовные ученики, которых мы практикуем через наши молитвы, пост, милостыню и другие добрые дела, — это просто способы открыть наши сердца для получения Святого Духа. Мы хотим, чтобы Бог жил в нас, а Его Дух вдохновлял, направлял и укреплял нас. «Все доброе, что мы делаем, дается нам Святым Духом». Вот почему наш Господь Иисус после Своего Воскресения из мертвых обещал Своим последователям, что они будут “ примите силу, когда на вас сойдет Святой Дух, и вы станете Моими свидетелями в Иерусалиме, Иудее, Самарии и до края земли».  Таким образом, мы начинаем каждый день с молитвы, прося Духа Святого прийти и вселиться в нас – О Царь Небесный, Утешитель, Дух Истины, везде сущий и все исполняющий, Сокровищница Благословений и Податель Жизни, приди и вселись в нас и спаси души наши, Благой».
  2. Не своди глаз с Рая.  Святитель Серафим объясняет “ Если бы ты только знал, какая радость, какая сладость ожидает праведную душу на небе, ты решился бы в этой земной жизни с благодарностью сносить любые скорби, борения, гонения и клевету».  Наша жизнь на земле — всего лишь короткое путешествие, и оно может быть наполнено испытаниями и трудностями. Мы всегда должны помнить слова святого Павла о том, что « наше гражданство на небесах».  Конечно, это не значит, что мы живем только будущим. Христос сказал: «Царство небесное внутри», и мы начинаем вкушать радость Божьего Присутствия здесь и сейчас. Но важно помнить, насколько преходяща и кратка эта жизнь на земле. Не своди глаз с Рая.
  3. Питайте свою душу Словом Божьим.  Святитель Серафим каждую неделю читал весь Новый Завет. КАЖДУЮ НЕДЕЛЮ! Он делал упор на ежедневное питание ума и сердца Новым Заветом и Псалтирью. «Чтение Слова Божия должно совершаться в уединении, чтобы весь ум чтеца погрузился в истины Священного Писания. Слово Божие есть ангельский хлеб, питающий нашу душу. От этого он получит теплоту Духа, которая вызовет в каждом человеке слезы покаяния».
  4. Когда мы устремляем взор в рай, стремимся обрести Святого Духа, позволяем Божьему миру пребывать в наших сердцах и читаем Слово Божье, мы встречаем все, что приносит жизнь, с мужеством, никогда не впадая в отчаяние.  «Где Бог, там нет зла. Все, что исходит от Бога, мирно и здорово, и приводит человека к ясному видению своих несовершенств со смирением… диавол стремится ввести человека в отчаяние. Высокая и здоровая душа никогда не впадает в отчаяние из-за несчастий, каковы бы они ни были. Наша жизнь как бы дом искушений и испытаний; но во время наших искушений мы никогда не отворачиваемся от Господа, потому что знаем, что эти искушения учат нас терпению и помогают нам преодолевать наши страсти! Иуда-предатель был малодушен и неискушен в духовной брани, и поэтому враг, видя его отчаяние, напал на него и заставил удавиться. Апостол Петр, твердая скала, не отчаялся и не упал духом, когда впал в великий грех, а раскаялся и обратился к Богу».
  5. Эти духовные дисциплины помогут нам сохранять бдительность в отношении нечистых и нечестивых мыслей. Дьявол подобен льву, прячущемуся в засаде (Пс.10:19; 1Пет.5:8). Он тайно расставляет сети нечистых и нечестивых помыслов. Мы должны остановить их, как только заметим, и лучший способ сделать это — через молитву и благочестивое размышление. «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного». Повторяй эти слова снова и снова. Не поддавайтесь унынию, но с большим мужеством скажите: «Отойди от меня, сатана! Кто ты, отлученный от Бога, беглец неба? Ты не имеешь надо мной власти, потому что мы укреплены Святым Крестом… Помните, Господь иногда попускает преданным Ему людям впадать в страшные пороки; и это для того, чтобы они не впали в еще больший грех – гордыню. Ваше искушение пройдет, и вы проведете оставшиеся дни своей жизни в смирении. Только не забывай своего греха».
  6. Наконец, относитесь к другим с добротой, а не с осуждением. Никогда нельзя быть слишком нежным или слишком добрым с другими. Никогда не относитесь к другим сурово. Позвольте сияющей радости исходить от вас, и, излучая радость, вы зажжете радость в другом. Все осуждение от дьявола. Не осуждайте даже тех, кого вы поймаете на совершении злодеяния. Мы осуждаем других только потому, что не знаем себя. Когда мы смотрим на наши собственные недостатки, мы видим такое болото грязи, что ничто в другом не может сравниться с ним. Вот почему мы ошибочно приписываем недостатки другим. Вместо того, чтобы осуждать других, молитесь за них и стремитесь сохранять внутренний мир. Молчать и воздерживаться от любых суждений. Это поднимет вас над смертоносными стрелами зла, которыми пускает в вас дьявол».

Раз уж вы здесь…

…у нас есть небольшая просьба. Сайт «Православие и мир» посещает все больше людей.
Однако ресурсов для редакционных работ недостаточно.
В отличие от некоторых СМИ, мы не делаем платной подписки.
Мы глубоко убеждены, что проповедовать Христа за деньги неправильно.

При этом «Правмир» предоставляет ежедневные статьи автономной службы новостей,
еженедельная стенгазета для церквей, лектория, фото, видео, хостинг и сервера.
Редакторы и переводчики работают вместе для достижения одной цели: сделать возможными наши четыре веб-сайта —
Правмир.ру, Неинвалид.ру, Матроны.ру и Правмир.ком. Поэтому наша просьба о помощи понятна.

Например, 5 евро в месяц это много или мало?
Чашка кофе?
Для семейного бюджета это не так уж и много, но для «Правмира» значительная сумма.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts

Разное

Читать священное писание онлайн: Священное Писание — Православная электронная библиотека читать скачать бесплатно

Рубрика «Священное Писание (Библия)» — Пять ступеней веры5 ступеней веры

Как читать Библию

Ветхий Завет

Новый Завет

Текст Библии, цитаты и толкования

Священное Писание представляет собой совокупность священных Книг,

Разное

Метро бабушкинская церковь: Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

5 мест и ещё 6 неподалёку

храмы, соборы, церкви — все заведения в городе Москве;
мы