Крестик без распятия можно ли носить: Как должен выглядеть православный нательный крестик и как его правильно выбрать
Содержание
Как должен выглядеть православный нательный крестик и как его правильно выбрать
Содержание
- Как должен выглядеть православный крестик
- Как выбрать нательный православный крест
- Виды материалов
- Что означает череп на крестике?
- Что значит надпись НИКА на кресте?
Если у любого человека, даже далекого от религии, спросить о том, какой символ приходит ему в голову при слове «христианство», он ответит: «крест». А вот если задать вопрос о разнице между внутриконфессиональными течениями, наверняка он испытает серьезные затруднения.
Да что там говорить: немногие люди, именующие себя православными, смогут опознать крестик, соответствующий церковному укладу. Что ж, не все христиане приходят к церкви истово верующими и разбирающимися в нюансах теологии – многие и крестятся-то, лишь следуя за модой.
Впрочем, каждый из нас обладает свободой совести и волен выбирать свой путь к богу. А мы поможем сделать небольшой шажок ему навстречу и расскажем о правилах выбора нательного креста.
Самое главное: правильный православный крестик должен быть освященным в церкви и олицетворяющим веру в подвиг Иисуса. Все остальное – небольшие нюансы, малозначительные для истинно верующего человека!
Как должен выглядеть православный крестик
Итак, православный нательный крестик должен выглядеть… Постойте, ничего он не должен: это материальный символ веры, который может принимать различные формы. Да, некоторые каноны есть, но они настолько размыты и условны, что ошибиться при выборе православного символа веры практически невозможно!
Все реже служители церкви отказываются освящать кресты по причине несоответствия канонам. Наиболее продвинутые священники освящают даже кресты с латинскими надписями и прочими признаками католического происхождения.
Вопреки распространенному заблуждению, православная церковь признает кресты самых разных форм:
- Четырехконечные. Эти самые простые кресты, состоящие всего из двух скрещенных перекладин, зачастую называют у нас латинскими. Многие люди однозначно считают их католическими. Это неверно: православная церковь не столь категорична в этом вопросе, тем более что креститель Руси князь Владимир владел именно таким крестом. И еще: можно носить православный крест без распятия, надписей и прочих символичных элементов. Просто гладкий четырехконечный крест – этого достаточно!
Смотреть все золотые подвески «Крест» в каталоге SUNLIGHT
- Шестиконечные. В таких крестах добавляется еще одна планка – наклонная нижняя. Существуют различные трактовки ее значения: по разным источникам, она символизирует внутренний баланс человека, путь его к духовности или весы, на которых взвешиваются грехи и благодеяния человеческие.
- Восьмиконечные. Это канонические православные кресты. По сравнению с шестиконечными, они имеют дополнительную верхнюю планку меньшей длины, нежели основная поперечная. Она именуется титлом и служит символом таблички, некогда прибитой над главой распятого Господа. По православной традиции, на ней начертаны литеры IHЦI, что при расшифровке церковнославянской аббревиатуры дает фразу «Иисус Назарянин, царь Иудейский». Этим крестом со времен Иоанна Грозного украшают купола церквей, его ставят на могилах прихожан РПЦ, используют в государственной символике.
Восьмиконечный крест – один из древнейших символов христианской религии. Он широко использовался еще в VI, когда еще не было католиков, православных, униатов, протестантов и иже с ними, а были просто христиане, единые в вере.
Канонический православный крест с распятием Иисуса Христа визуально несколько отличается от католического. Пробежимся по основным различиям:
- Фигура Христа. В православной традиции распятие более оптимистичное и жизнеутверждающее. Христос изображается уже воскресшим, с раскрытыми объятиями и одухотворенным взглядом. Католический Спаситель будто бы застигнут на стадии мук или уже мертвым: он бессильно обвисает на кресте, явно страдая.
- Нюансы. На католических распятиях на голове Христа часто красуется терновый венец, в православии он обычно отсутствует. И самое главное, обо что было сломано множество теологических копий – ноги Христа. В православной традиции Спаситель получает по гвоздю на ногу (всего четыре), по католической – один гвоздь на обе ноги. Иногда православные священники-ортодоксы отказываются освящать крестики, руководствуясь именно этим признаком. Неужели от того, что Иисус прибит тремя гвоздями, он перестает быть Спасителем человечества?
- Надписи. Об одной надписи (она красуется на титле, то есть верхней перекладине, или просто вверху креста) мы уже говорили – церковнославянское IHЦI или русское ИНЦИ. На католическом кресте аналогичная аббревиатура написана по-латыни INRI. На обоих крестах могут присутствовать всевозможные дополнительные символы и декоративные элементы, но только на православном крестике с обратной стороны написано: «Спаси и Сохрани».
Существует масса менее распространенных разновидностей христианского символа. Например, монашеский крест-Голгофа, дополненный ступенями, черепом и прочими символами, кресты с клиновидными лепестками, увенчанными лилиями или каплями.
Как выбрать нательный православный крест
Зачастую родители (кровные или крестные) затрудняются с выбором символа для таинства крещения. Здесь действует главное правило: крестик для крещения должен быть удобным и безопасным для ребенка.
Приведем основные принципы выбора:
- Глубоко верующие православные носят крест с распятием, но как мы выяснили, это не обязательно. Для малыша лучше выбирать крестик без выступающих элементов: с выгравированным распятием или вовсе без него.
- Крест должен иметь скругленные концы, чтобы нежная кожица малыша не оцарапалась. По этой же причине лучше отказаться от всяких вставок и дополнительного декора.
- Христианский крестик может быть выполнен из любого материала, но для малышей лучше брать варианты из серебра. Этот металл не слишком дорог, к тому же обладает ярко выраженным антисептическим действием.
Если вы хотите выбрать правильный православный крест на шею для глубоко верующего взрослого человека, берите канонический восьмиконечный. Распятие в данном случае обязательно.
Так как крестят детей обычно в весьма нежном возрасте, лучше остановиться на самом маленьком крестике и повесить его не на цепочку, а на шнурок-гайтан. В первый год жизни ношение крестика ребенком не обязательно: его может носить мама параллельно с собственным. Второй вариант – повесить символ веры у кроватки малыша.
Виды материалов
Вопреки распространенному заблуждению, у православной церкви нет конкретных требований к материалу крестика. Он может быть вырезан из дерева (что не слишком практично) или камня, отлит из простого металла или ювелирного сплава.
Духовное наполнение символа веры никак не зависит от материала, из которого он изготовлен. Правда, большинство людей предпочитают выбирать крестики из драгоценных материалов: они не только более эстетичны, но и практичны (долговечны, практически не вызывают аллергических реакций).
Золотая подвеска с фианитами (перейти в каталог SUNLIGHT)
Церковь считает гордыню и сребролюбие смертными грехами. Поэтому даже если вы выбираете очень дорогой платиновый крестик с бриллиантами, носить его нужно под одеждой.
Что означает череп на крестике?
Казалось бы, перед нами символ спасения и торжества жизни, так почему иногда изображают внизу на крестике череп с костями? Это не может быть неким мистическим символом, ведь христианская церковь отрицательно относится к оккультным знаниям.
Некоторые люди связывают это изображение с напоминанием о бренности земной жизни. Но есть версия и получше. По легенде, именно на Голгофе, где Христос принял мученическую смерть, покоятся останки первого человека, Адама. И кровь Спасителя омыла землю Лобного места, заодно смыв грехи прародителей человеческих.
Что значит надпись НИКА на кресте?
Любой образованный человек скажет, что «Ника» в переводе с греческого означает «победа». Так, кстати, звали древнегреческую богиню победы, близкую родственницу древнеримской Виктории. Так почему имя языческой богини часто красуется на православных крестиках?
Так вот, слово НИКА на крестике означает «победа». Согласно историческим хроникам, кресты с инициалами Спасителя и словом «Ника» установил в Византии император Константин. Это было сделано в честь победы над римским императором Марком Аврелием и знаменовало торжество новой веры. Сейчас эту надпись трактуют проще: Спаситель искупил грехи человеческие и победил саму смерть.
Главное в православном крестике – это не форма или рыночная стоимость, а духовное содержание. А им наделяют символы веры исключительно люди, их носящие и почитающие!
Можно ли носить четырехконечный крест без Распятия и надписи — Вопросы и ответы. Православие в деталях — православная социальная сеть «Елицы»
Вопрос: «У меня как-то выпал нательный крестик, и мне сказали, что он- католический, т.к. он без Распятия и надписи «спаси и сохрани». Меня теперь мучают сомнения- можно ли носить такой крестик?»
youtube.com/embed/orXj5d8XhJ0?rel=0&showinfo=0″ frameborder=»0″ allowfullscreen=»» webkitallowfullscreen=»» mozallowfullscreen=»»>
Отвечает прот.Дмитрий Смирнов:
«Можно. Вот я тоже ношу крестик нательный без надписи «спаси и сохрани». Что значит «можно или нельзя»? Кто Вам, вообще, может запретить? Что такая боязнь глупых людей- можно, нельзя, где это написано? Скажите: «Дай мне постановление Церковное- древнее или новое.» Должна быть бумага- Постановление Священного Синода, или Архиерейского Собора, или просто даже- указ Патриарха. Этого достаточно.»
О.Александр: «О форме Креста.»
О.Дмитрий: «Нет, а Крест-то греческий. Четырехконечный Крест-он всегда назывался греческим. Более того- даже, если Вы посмотрите на священнические Кресты- все они, за редчайшим исключением, имеют на себе изображение четырехконечного Креста. Потом- католический. Католического Креста не бывает, Крест бывает исключительно Христов, на котором распяли Христа. А так- в какой традиции он изготовлен- это совершенно не важно. Так что, здесь смущаться нечем. А очень многие люди, особенно те, которые не смогли воспитать детей в вере Православной, они наверстывают тем, что пытаются учить людей- молодых, а так как они не знают ни Евангелия, ни учения Церкви, ни истории Церкви, ни канонов ее, они сочиняют сами всякие «можно, нельзя», например- через левое плечо нельзя передавать свечу- вот одно из таких бредовых пожеланий, и много чего такого напридумывали, «нельзя ставить свечку вверх ногами»- где они находят у свечки ноги, для меня, например, до сих пор загадка. А сегодня читал одну исповедь. Расскажу тайну исповеди. Одна раба Божия пишет (причем я об этом в каждой проповеди о Посте говорю, а она-наша постоянная прихожанка), что она согрешила: «В среду съела мороженное, причем у продавщицы спросила- постное ли оно? Продавщица сказала: «Постное», спросили- есть ли там молоко, продавщица сказала: «Нет», тогда пришла домой и посмотрела в лупу на мороженное, и через лупу обнаружила там молоко». Вот, нашла, наконец, бедная грешница- женщина эта, в чем покаяться. Хотя и о молоке, и о твороженных сырниках, и о чем только на проповеди о Посте мы не рассказываем, и постоянно.
Так что жизнь у нас очень трудная. Но, если уж очень сильно пристают- Крест-то деревянный, ну возмите и напишите там: «Спаси и сохрани». И еще, скажу по-секрету- помимо России есть еще несколько православных стран, и вот в этих странах люди тоже носят Кресты, и кроме России нигде Вы не встретите Кресты с надписью «Спаси и сохрани». Вот Патриарх Филофей недавно приезжал- если у него нательный Крест есть, то на нем нет надписи: «Спаси и сохрани». И традиция писать эту надпись, вообще возникла только в последние годы.»
Один символ лучше другого? – Diocesan
И крест, и распятие – два наиболее узнаваемых символа христианства. Независимо от обстановки, страны, здания, креста или распятия это место обозначается как христианское. Видеть, как кто-то носит крест или распятие, также отождествляет их с верой (а пока давайте отложим в сторону поп-звезд, которые щеголяют ими как простым украшением). маленький ребенок может указать на них. Еще более отчетливо распятие обычно отождествляется с католической и православной традициями, а крест с протестантской. Итак, почему разница?
Нехристианам эти символы могут показаться как минимум странными. Крест — орудие смерти. Неверующим это кажется тем же, что носить маленький электрический стул на цепочке на шее. Даже раннехристианская община предпочитала не использовать крест как символ веры, потому что он все еще использовался в пытках и смерти людей. Однако с течением времени крест в конечном итоге становится инструментом нашего спасения. Это начало конца вечной власти смерти над нами.
В конце концов христианская община приняла крест, но сначала только как символ триумфа. В этой форме крест не имел corpus (фигура Христа), но был искусно украшен и часто даже украшен драгоценными камнями, чтобы представить победу Христа над смертью, которая превратила позорный объект в прекрасную вещь. Этот тип креста называется crux gemmata , и это была первая широко распространенная форма креста в христианстве.
Наиболее заметная разница между крестом и распятием corpus или Тело Христа на распятии. Некоторые протестанты возражают против распятия из-за веры (которую мы, католики, разделяем!), что Христос воскрес, а не еще на кресте, и поэтому (некоторые считают) Его не следует изображать таким образом. Другие считают, что активное использование распятия католиками в наших церквях и домах граничит с идолопоклонством.
Конечно, католики часто используют оба символа. В то время как распятие занимает видное место в большинстве церквей, вы с такой же вероятностью увидите простой крест, используемый католиками. Например, многие епископы предпочитают использовать в качестве наперсного креста крест, а не распятие. Многие католики предпочитают носить крест как символ своей веры.
Следует также отметить, что большинство распятий имеют знак INRI сверху. INRI — это латинская аббревиатура от « Iesus Nazarenus, Rex Iudaeorum » или Иисуса Назарянина, Царя Иудейского. Вспомним в Евангелии от Иоанна:
У Пилата тоже была надпись написана и поставлена на кресте. Там было написано: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города; и это было написано на иврите, латыни и греческом языке. Тогда первосвященники Иудейские сказали Пилату: не пиши: «Царь Иудейский», но что Он сказал: «Я Царь Иудейский». Пилат ответил: «Что я написал, то и написал». написано».
Святая Роза из Лимы сказала: «Кроме креста, нет другой лестницы, по которой мы можем попасть на небеса». Католики понимают, что и простой крест, и распятие являются символами нашей веры, помогая нам вспомнить великую жертву Иисуса за нас. Оба дают нам глубокое визуальное напоминание о Его Смерти и Воскресении, Его жертве и Его триумфальном уничтожении греха и смерти. Да, есть различия, но католики должны с большим уважением относиться к обоим знакам, признавая их мощным напоминанием об Истине, которая есть Христос.
Почему нельзя носить распятие
Распятия уже давно являются неотъемлемой частью римско-католического богослужения. Но в последние несколько лет я стал видеть, что все больше и больше протестантов носят их, меняя свой пустой крест на крест с изображением страдающего Спасителя. Дж.И. Пэкер однажды затронул проблему распятия, и подошел к ней хорошо.
Спонсор
Проявите свою поддержку
Какой вред, спрашиваем мы, в том, что молящийся окружает себя статуями и изображениями, если они помогают ему вознести свое сердце к Богу?
Мы привыкли относиться к вопросу о том, следует ли пользоваться этими вещами или нет, как к вопросу о темпераменте и личном вкусе. Мы знаем, что у некоторых людей в комнатах есть распятия и изображения Христа, и они говорят нам, что взгляд на эти предметы помогает им сосредоточить свои мысли на Христе во время молитвы. Мы знаем, что многие заявляют, что им легче и свободнее поклоняться в церквях, наполненных такими украшениями, чем в церквях, где их нет. Ну, скажем, что в этом плохого? Какой вред могут причинить эти вещи? Если люди действительно находят их полезными, что еще можно сказать? Какой смысл их запрещать? Перед лицом этого недоумения некоторые предположили бы, что вторая заповедь применима только к аморальным и унизительным представлениям о Боге, заимствованным из языческих культов, и ни к чему больше.
Но сама формулировка [второй] заповеди исключает такое ограничивающее изложение. Бог говорит совершенно категорично: «не делай идола в виде чего-либо » для использования в поклонении. Это категорическое утверждение исключает не только использование изображений и статуй, изображающих Бога в образе животного, но также использование изображений и статуй, изображающих Его как высшее из известных нам созданий — человека. Это также исключает использование изображений и статуй Иисуса Христа как человека, хотя сам Иисус был и остается человеком; ибо все картины и статуи обязательно созданы по «подобию» идеальной человечности, как мы ее себе представляем, и поэтому подпадают под запрет, налагаемый заповедью.
Пэкер продолжает, что независимо от того, чему учит вторая заповедь, «нет места для сомнения в том, что заповедь обязывает нас отделять наше поклонение, как публичное, так и личное, от всех изображений и статуй Христа, не менее чем по изображениям и статуям его Отца».
Почему? Почему существует этот запрет и почему так важно, чтобы мы его соблюдали? Он предлагает две причины.
1. Образы бесчестит Бога, ибо затмевают Его славу . Подобие вещей на небе (солнце, луна, звезды), и на земле (люди, животные, птицы, насекомые), и в море (рыбы, млекопитающие, ракообразные) есть именно , а не подобие их Творца. «Истинного образа Бога, — писал Кальвин, — не найти во всем мире; и посему… слава Его оскверняется, и истина Его искажается ложью, всякий раз, когда Он предстает перед нашими глазами в видимом образе… Поэтому выдумывать какой-либо образ Божий само по себе нечестиво; потому что из-за этого развращения его величество оскверняется, и он представляется другим, чем он есть ». … Суть возражения против изображений и изображений состоит в том, что они неизбежно скрывают большую часть, если не всю, истину о личной природе и характере божественного Существа, которое они представляют.
…Пафос распятия затмевает славу Христа, ибо скрывает факт Его божественности, Его победы на кресте и Его нынешнего царства. Оно показывает его человеческую слабость, но скрывает его божественную силу; она изображает реальность его боли, но скрывает от нас реальность его радости и его силы. В обоих этих случаях символ недостоин прежде всего из-за того, что он не отображает. И таковы все другие видимые представления божества.
2. Изображения вводят нас в заблуждение. Они передают ложные представления о Боге . Сама неадекватность, с которой они представляют его, извращает наши мысли о нем и внушает нам всякого рода заблуждения относительно его характера и воли. … Это исторический факт, что использование распятия в качестве вспомогательного средства для молитвы побудило людей приравнять набожность к размышлениям о телесных страданиях Христа; это заставило их задуматься о духовной ценности физической боли и удержало их от познания воскресшего Спасителя.