Кшесинская матильда внуки: Родственник Кшесинской продолжает настаивать на версии рождения у нее дочери от царя

Разное

Содержание

Родственник Кшесинской продолжает настаивать на версии рождения у нее дочери от царя

Общество

49991

Поделиться

На днях все СМИ написали о 19-летней балерине Элеоноре Севенард, принятой в труппу Большого театра. Сенсационность этой новости придавало то обстоятельство, что юная танцовщица из Санкт-Петербурга является праправнучкой «той самой Кшесинской».

Официально — по единственной уцелевшей боковой ветви Кшесинских, от родного брата Матильды Иосифа. Так как прямых потомков у балерины не осталось.

Но представители семьи Кшесинских-Севенард убеждены, что не все так просто в этом мире и что их бабушка, в девичестве Целина Иосифовна Кшесинская, на самом деле не племянница, а родная дочь Матильды и… Николая Второго.

Все говорили, что Целина превзошла красотой свою знаменитую родственницу.

Зачатая уже гораздо позже женитьбы царя — в 1910 году. И не просто так, а ради спасения страны.

Девочка с чистой кровью, не несущая в себе поломанные гены смертельной гемофилии, сгубившей в итоге империю.

Эта история настолько невероятная и тянет скорее на толстенный приключенческий роман, чем на скучную историческую хронику, что если бы мне ее рассказал кто-то другой, а не отец той самой юной балерины Элеоноры Севенард, ни за что бы не поверила.

Но Константин Севенард вполне реальный человек, который отвечает за свои слова.

Экс-депутат Государственной думы РФ и Законодательного собрания Санкт-Петербурга, воевал в Афганистане, его отец — коммунист Юрий Севенард — в 1991 году баллотировался на пост мэра Ленинграда и проиграл Собчаку, а дед Константин Севенард — патриарх советского гидроэнергостроительста, как его называли, сдавший под ключ не одну мощнейшую ГЭС, внук же Константин Юрьевич Севенард убежден, что скандал с Матильдой вовсе не случаен.

Константин Севенард.

…Сериал «Матильда» вышел на новый виток. Сведшая с ума трех великих князей, Кшесинская уже почти свела с ума и современную Россию. За что нам такое? И что все-таки было в этой женщине, на сегодняшний придирчивый взгляд не столь уж и блистательной красавицы? Просто любовница? Или нечто большее?

С Константином Севенардом мы сидим в его офисе на Черной речке, вид из окна прекрасный, последние теплые деньки, солнечные блики стежками ложатся на Малую Невку. Питер — это все-таки история, возьми любой дом, построенный около века назад, и наверняка выяснится, что он тоже связан с именем Матильды Феликсовны: здесь бывала в гостях, там пила чай… Прошлое — оно так близко, почти рядом.

100 лет революции — мимолетный солнечный зайчик на холодной сентябрьской воде.

— Константин Юрьевич, возмущены ли вы, что имя вашей прабабушки, родной или двоюродной, сегодня полощут, если честно, все кому не лень? Не хотите ли тоже подать в суд на авторов «Матильды», как это недавно сделала вдова племянника Николая Второго Ольга Куликовская-Романова?

— Как я могу подать иск о защите чести и достоинства, если я сам фильм еще не видел? Пусть он выйдет, и тогда станет понятно. Но, думаю, что все действительно неоднозначные и спорные эпизоды наверняка уже были оттуда вырезаны. А если осталась развесистая клюква, то вряд ли она кого-то может обидеть.

— Неудивительно ли, что имя Кшесинской вдруг выплыло из небытия в самый канун столетия революции?

— Конечно, в советские времена о Кшесинской вспоминали разве что в контексте ее особняка, который подарил император и где в 1917-м располагался штаб большевиков, а затем — Музей революции. О том, что прабабушка была не робкого десятка, говорит тот факт, что она подала в суд на непрошеных гостей, которые ее выселили, не побоялась. Представьте себе, иск к Ленину она выиграла. Матильда вернулась в свой особняк и даже устроила там крупный тайник, свезла туда все свои драгоценности и документы, но пробыла там, увы, недолго, вскоре бежала за границу… Времена стояли неспокойные. В 90-м году в том числе и моя семья сделала все, чтобы открыть в этом здании выставку, посвященную жизни Матильды Кшесинской, но мы и представить себе не могли, что туда ринутся толпы народа, что это многим покажется интересным — архивные снимки, документы, наши уцелевшие семейные фотографии… Вместо нескольких месяцев выставка работала около двух лет. Масса публикаций в это время вышла в СМИ, посвященных жизни Матильды и ее любви.

Брат Иосиф и сестра Матильда. Скрывает ли она беременность под широкой юбкой?

Фото: Из личного архива

— И все-таки то, что вы сегодня рассказываете о реальной судьбе своей прабабки, это в лучшем случае апокриф. А вот семейная легенда о том, что у нее была дочь от Николая Второго — ваша родная бабушка, что появилась на свет она гораздо позже женитьбы императора на Александре Федоровне и даже рождения у них общих детей, – это похлеще «Матильды», если честно.

— Я клянусь, что говорю правду. 6 октября 1910 года по приглашению Николая Матильда встретилась с ним в парке Константиновского дворца в беседке на острове. Ее привезли туда на лодке. С ее стороны цель визита была вполне прозаической, у нее был конфликт с директором Мариинского театра, который она хотела разрешить в свою пользу, перетянуть на свою сторону Николая, он же имел другие намерения… Произошел эпизод близости. Я не думаю, что он был случайным. Николай действительно хотел ребенка от Матильды, здорового ребенка.

— Первая любовь навсегда?

— Дело в том, что они никогда и не прерывали своих отношений. Сестра Матильды, Юлия, тоже балерина, 1-я Кшесинская, как ее все называли, вышла замуж за полковника Александра Зедделера, адъютанта царя, так что прямой выход на Николая у Матильды оставался в любом случае. Да, Николай был слаб и ведом, а Матильда — одной из интереснейших и обаятельнейших женщин своей эпохи, недаром она свела с ума и двух других великих князей, Сергея Михайловича и Андрея Владимировича, чьей женой в итоге стала.

По моим сведениям, Матильда была беременна с конца 1910-го по весну 1911 года, официально она в это время якобы блистала на гастролях в Англии, а на самом деле с марта безвылазно жила в доме брата Иосифа и его жены Серафимы в Асташкове. Чтобы убить время, тренировала почерк, писала левой рукой, переписывала «Горе от ума», много лет спустя эту тетрадь вроде бы нашли пионеры и сдали в Бахрушинский музей.

Феликс Кшесинский — глава династии.

Фото: Из личного архива

Ее дочь Целина, моя бабушка, родилась в середине лета. Брат Иосиф предложил записать девочку на себя. У него уже подрастал годовалый сын Славочка, которого родила его первая жена, танцовщица Сима Астафьева, так что никаких дополнительных вложений новорожденная не потребовала, уже были готовы и одежда, и коляска, и даже кормилица. Матильда же вернулась в Петербург, где она пышно отпраздновала очередной день рождения на глазах у всех, компенсировав долгое отсутствие. А тем временем кормилице не хватило молока на двух детей — и Иосиф приказал ей первой кормить Целину… Жена Серафима обиделась и ушла, забрав с собой годовалого мальчика. Позже они уехали в Лондон — и там следы Славика, к сожалению, затерялись. А Иосиф женился на красавице Целине Спрышинской, нужно было срочно выправлять паспорт племяннице, и по официальной биографии именно Целина-старшая считалась матерью маленькой Целины, названной так в ее честь.

— Но для таких громких выводов мало слов, нужны доказательства.

— В нашей семье сохранились фотографии той эпохи. Вот, например, снимок из Асташкова, видите, как неуклюже боком сидит Матильда, прикрыв большой живот, здесь она как раз беременна бабушкой. А тут — уже родила, стоит рядом с коляской, смотрит на малышку с нежностью… Чтобы скрыть семейную тайну, Целину-младшую зарегистрировали только осенью и на брата Иосифа.

— По-вашему, репутации Матильды мог помешать еще один внебрачный ребенок? Почему она признала Володю, своего единственного по документам сына, и отказалась от родной дочери?

— Потому что Володя не был сыном царя, а Целина была. Кстати, вот ведь переплетения судьбы — на фотографии, где Матильда стоит с коляской, в правом углу — пятилетний мальчик, сын соседей Кшесинских по имению, Константин Севенард. Много лет спустя он станет моим дедом и мужем Целины.

Матильда Кшесинская покоряла мужчин не красотой, а природным обаянием.

Фото: Из личного архива

— Какая оригинальная фамилия — Севенард. Откуда она?

— Предки Севенардов — выходцы из Франции, старинный аристократический род, состояли в родстве с Наполеоном, так что и вторая половина моей фамилии не подкачала.

— Но как же так могло получиться, что в СССР дворянин Константин Севенард, женатый на родственнице самой Матильды Кшесинской, племяннице или дочери, не только не был репрессирован, но был даже допущен к работе на объектах государственной важности?

— Дед Севенард был заслуженным гидростроителем, орденоносцем; вторая, более засекреченная часть его биографии: везде, где он строил гидростанции, одновременно возникали и военные заводы. Например, построили Волжскую ГЭС — и тут же рядом был заложен завод «Волжские моторы», который обеспечивал нужды армии транспортом, то же самое происходило и на Урале во время строительства Уралвагонзавода. Его решения по тем временам были самые передовые. Нет, в Константине Севенарде у власти сомнений не было, хотя Героя Соцтруда он так и не получил, так же как и я, воевавший в Афганистане, принимавший участие в спасении 9-й роты и дважды представленный к званию Героя Советского Союза, — думаю, все это не случайно. Кстати, сам дед о прошлом семьи особо не распространялся, о своих предках мы знали только самый минимум. Отношения не поддерживались никак. В те времена иначе и быть не могло. Когда в начале 60-х Матильда попыталась приехать в СССР, на теплоходе в Одессу, передав с оказией письмо для моего отца Юрия, ее внука, дед Севенард сына никуда не отпустил. Письмо заставил сжечь и забыть. Впрочем, эта встреча все равно бы не состоялась — так как Кшесинской даже не дали сойти на родную землю.

Лето 1911-го. Матильда (в центре) смотрит на коляску, в которой лежит, по семейной легенде, ее новорожденная дочка.

Фото: Из личного архива

— А как же ваша бабушка Целина?

— Бабушки к тому моменту уже не было в живых. Ее не стало в 48. Что совсем не характерно для семьи Кшесинских, которые жили под сто лет: Матильда ушла в 99 (в 1971-м! — Е.С.) , ее сестра Юлия — в 104, но Целина мгновенно сгорела от рака, сказалось то, что они с мужем работали неподалеку от Семипалатинска, когда там проходили первые ядерные испытания. Вообще бабушка начинала как балерина Кировского театра, бывшей Мариинки, где ее отец Иосиф продолжал работать танцмейстером и в 30-е годы. Я не знаю, если честно, как так получилось, что сестры Матильда и Юлия смогли эмигрировать, а он остался в России с удочеренной племянницей, затем женился в третий раз. Но прадед прожил свою жизнь не зря. Он воспитал целую плеяду замечательных советских танцовщиков, своим учителем его считала известная балерина Наталья Дудинская, но у самой бабушки Целины карьера не получилась, хотя мы храним дома ее старые афиши. .. Целина очень рано вышла замуж за деда-гидростроителя и как верная жена моталась с ним по всей стране, родила двух детей, пережила войну, о театре пришлось забыть… Прадед же Иосиф Кшесинский пропал в блокаду в 1942 году. Это все, что мы о нем знаем. В его квартире затем был обыск, вскрывали мебель, вроде бы нашли какие-то странные стеклянные пластины, которые забрали с собой те, кто и проводил этот обыск. Много с тех пор прошло времени, а уж сколько событий – не счесть… Развалился СССР, стали доступными многие архивные документы… И вот «Матильда» вновь воскресла теперь уже в виде скандального фильма. Значит, судьба ее по-прежнему волнует наших соотечественников, и это неспроста.

— Вероятно, если ваше родство с царской фамилией будет доказано, то вы можете стать центром  противоборствующих сил?

— Да, с одной стороны, есть те, кому на руку появление официальных наследников российского императора, с другой — я понимаю, что большинство не захотят признать в нас потомков Николая Второго. Мой отец — он стар, но бодр — в прошлом году добровольно сдал кровь для анализа ДНК, но результатов исследования нет до сих пор. И я откровенно не понимаю, куда они делись, что происходит, кто не хочет или кому невыгодно вытаскивать эту старую историю на свет. Хотя не факт, что и останки, официально признанные за царские, с которыми можно было бы сравнить наше ДНК, на самом деле являются таковыми… История с их канонизацией темная и загадочная. Я знаю, что тот же Ельцин в 90-е выступал категорически против любого восстановления царизма.

У Собчака же, соперником которого на выборах был мой отец. после событий в августе 91-го была идея восоздания в России либеральной монархии. Он пытался привлечь к этому вопросу Владимира Кирилловича Романова, тогдашнего официального главу династии, насколько мне известно, они до чего-то даже договорились. Но лично я в этом проекте себя не хотел и не видел: для меня прабабушка Матильда — это не способ достижения каких-то политических целей, а некий символ свободы, духовной и телесной, того поворота истории, который так и не случился, если бы она осталась с Николаем.

Маленькая Целина с Иосифом и братом Ромуальдом.

Фото: Из личного архива

— Матильда прожила невероятно долгую и такую разную жизнь. Если разобраться, то роман с наследником — он был лишь началом ее пути, первой серией бесконечного сериала длиной в 99 лет. Вполне возможно, что и сейчас, судя по последним событиям вокруг Матильды, мы наблюдаем не конец этой истории.

— Жаль только, что неизвестных подлинных архивов практически не осталось. Мемуары и дневники прабабушки уже опубликованы. После неожиданной смерти сына Матильды Владимира Красинского, который пережил мать всего на два года, оставшиеся бумаги забрал Владимир Кириллович Романов. В разговоре со мной он не скрывал, что заинтересован в том, чтобы эти записи нигде не всплыли. Что ж, общаться с аристократами очень просто, по крайней мере они никогда не врут. И на прямой вопрос дают такой же прямой ответ.

— Недавно прошла ваша пресс-конференция в Интерфаксе в Санкт-Петербурге. Отзывы о ней были тоже не однозначны. Вы не боитесь, что вас обвинят либо в сумасшествии, либо во лжи или преследовании каких-то своих интересов? Уж слишком невероятная история…

— Вы знаете, как-то я услышал очень любопытную фразу, не помню, кто ее сказал: если из истории выкинуть ложь, это вовсе не значит, что в ней останется правда… Но лично я готов жизнь отдать, чтобы доказать свою правоту.

…Ее ждала долгая жизнь, в которой роман с наследником был лишь одним из эпизодов. Матильда Феликсовна в 95.

Фото: Из личного архива

СПРАВКА «МК»

У Матильды Кшесинской были старшие брат Иосиф и сестра Юлия, которую называли 1-я Кшесинская, в замужестве Зедделер, детей она не имела.

Иосиф Кшесинский (1868–1942) — характерный танцовщик и балетмейстер Мариинского, а позднее Кировского театра. Заслуженный артист РСФСР (1927).

Был женат три раза.

В 1896 году — на выпускнице балетной школы Мариинского театра Серафине Александровне Астафьевой (1876—1934), у них родился сын Вячеслав.

Второй раз — на балерине Целине Владиславовне Спрышинской (1882–1930).

Дети: Ромуальд и Целина (1911–1959), которая окончила балетную школу, танцевала на Мариинской сцене, вышла замуж за инженера Константина Севенарда. Некоторые считают, что на самом деле она была незаконнорожденной дочерью Матильды Кшесинской от Николая II.

Сын Целины, Юрий Севенард, инженер-гидростроитель и бывший депутат Государственной думы.

В 1990 году был избран депутатом Ленинградского городского Совета народных депутатов, которым оставался вплоть до роспуска последнего в декабре 1993 года.

В июне 1991 года баллотировался на пост мэра Ленинграда. Набрал на этих выборах 10% (37 000 голосов) и уступил А.А.Собчаку.

В декабре 1993 года избран депутатом Государственной думы 1-го созыва по федеральному списку Коммунистической партии Российской Федерации. С января 1994 по декабрь 1995 года был первым заместителем председателя Комитета Госдумы по промышленности, строительству, транспорту и энергетике.

Внук Константин Юрьевич (1967), также экс-депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга и Государственной думы третьего созыва. В 2017 году его дочь, выпускница Академии имени Ваганова Элеонора Севенард (*1998), была официально принята в балетную труппу Большого театра. Ее младшая сестра, Ксения, учится в Академии имени Вагановой.

Элеонора Севенард — будущая звезда Большого театра. Фото: соцсети

От редакции: Заметим, стоит сделать скидку на то, что г-н Севенард уже не раз удивлял публику своими рассказами. Так, в одном из интервью «МК» он утверждал, что утерянные во время революции дневники Кшесинской якобы купил Геннадий Тимченко — в фонде Тимченко эту информацию категорически опровергли.

Также Константин Севенард говорил СМИ, что в склепе на кладбище в Варшаве нашел документ о признании Николаем II дочери от Кшесинской и его соглашение… с Ротшильдом и президентом США. Документы, естественно, у Севенарда «не сохранились».

Читайте впервые опубликованный нами интимный дневник Матильды Кшесинской о романе с Николаем и дневники будущего царя об отношениях с балериной.

Лучшее в «МК» — в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в Telegram

Подписаться

Авторы:

Государственная Дума РФ
Матильда Кшесинская
Геннадий Тимченко
Санкт-Петербург
Россия
США
Франция
Одесса
Театр

Опубликован в газете «Московский комсомолец» №27506 от 27 сентября 2017

Заголовок в газете:
Внучка Матильды несет в себе царские гены

Что еще почитать

  • ФСБ очистила Байконур от ОПГ: четыре группировки, делившие город, обезглавлены

    16215

    Елена Гамаюн

  • Четыре кита России: раскрыта картина падения экспорта нефти, газа, удобрений, золота

    Фото

    24686

    Георгий Степанов

  • Российские футбольные фанаты рассказали про отношения и бои с украинскими

    12987

    Лина Корсак

  • СМИ: в московском отеле нашли мумию 34-летней женщины

    14644

    Александр Шляпников

  • Минобороны РФ: число погибших в Макеевке российских военных выросло до 89

    100047

    Александр Шляпников

Что почитать:Ещё материалы

В регионах

  • Ярославль планируют украсить неудобным остановочным комплексом

    Фото

    26409

    Ярославль

  • Петров день: что категорически нельзя делать 3 января

    10942

    Крым

    Фото: crimea. mk.ru

  • Астролог из Бурятии дала прогноз по знакам Зодиака на 2023 год

    9013

    Улан-Удэ

    Елена Кокорина

  • В районе Севастополя российские военные сбили несколько вражеских беспилотников

    7785

    Крым

    Фото: //t.me/razvozhaev/

  • Доходные отходы: Удастся ли пермской фирме создать на удмуртской земле могильник нефтешлама?

    4408

    Ижевск

    Олег Подшивалов

  • Ищут родители, ищет полиция: 31 декабря в Ярославле пропал восьмилетний мальчик

    4267

    Ярославль

В регионах:Ещё материалы

ПОСЛЕДНЯЯ ДОЧЬ ПОСЛЕДНЕГО ИМПЕРАТОРА? — 11 июня 2003

Общество

11 июня 2003, 20:21

обсудить

Поделиться

У Матильды Кшесинской и Николая II, как известно, был роман. А, возможно, и общие дети… В 1959 году 90-летняя Кшесинская написала из Франции письмо родственнику – молодому инженеру Юрию Севенарду, в котором умоляла о встрече – чтобы сообщить ему нечто очень важное. Но встреча не состоялась.

Об истории любви наследника российского престола Николая Александровича Романова и молодой талантливой балерины Матильды Феликсовны Кшесинской в последнее десятилетие написано немало. Принято считать, что роман завершился незадолго до официального бракосочетания Цесаревича. «Жениться по любви не может ни один, ни один король», в конце XIX века строгие правила династических браков в Российской Империи соблюдались неукоснительно.

Однако есть немало свидетельств того, что уже после женитьбы и коронации Николай II неоднократно встречался с балериной. Кшесинская пользовалась несомненной и энергичной поддержкой самодержца. Николай явно принял ее сторону в конфликте с директором императорских театров князем С. М. Волконским, в результате чего тот был вынужден уволиться с государственной службы.

«Примабалеринаассолюта» пользовалась глубоким уважением и почтением со стороны многих великих князей, близких родственников царя. А после брака старшей сестры Юлии Кшесинской, вышедшей замуж за адъютанта Николая II барона А. Л.Зедделера, Матильда получила беспрепятственную возможность напрямую обращаться к императору в любое время, и он к ней.

Тайна Константиновского дворца

Дача Матильды Кшесинской и императорский Константиновский дворец в Стрельне соседствовали и были разделены лишь небольшим каналом. В настоящее время территория дачи балерины и дворцовый парк вместе с дворцом составляют государственный комплекс Константиновский дворец, в котором размещались главы государств, приглашенные на празднование 300-летия нашего города.

Известно, что император бывал в Константиновском дворце одновременно с пребыванием Матильды Кшесинской на своей даче. Могли ли не встречаться люди, некогда так горячо любившие друг друга? Вот как описывает один из эпизодов балерина в своих мемуарах: «Ники через великого князя Сергея Михайловича дал мне знать, что в такой-то день, в таком-то часу будет проезжать верхом вместе с императрицей мимо моей дачи. Он просил, чтобы в это время я была в саду. Я выбрала скамейку, которую нельзя было не заметить со стороны дороги. В назначенный день и час Ники проследовал с императрицей мимо моей дачи и, разумеется, прекрасно меня видел. Они двигались не спеша, и я отвесила им низкий поклон, который был любезно принят. Этот случай свидетельствует о том, что Ники отнюдь не скрывал своего отношения ко мне, если открыто выразил свою симпатию, да еще в такой утонченной форме. Я продолжала его любить».

В сентябре 1910 года император проживал в Константиновском дворце без семьи. Матильда Кшесинская всю осень 1910 года и зиму 1911 года в основном провела на даче в Стрельне, редко появляясь в столице.

А весной и летом (до июля 1911 года) Матильда Кшесинская вообще исчезает из поля зрения светского общества Санкт-Петербурга. В это время она жила в имении род-ственников своей подруги Симы Астафьевой в Старицком уезде Тверской губернии. Имение принадлежало дворянам Севенардам, именно тогда в первый раз пересеклись пути двух фамилий: Кшесинских и Севенардов.

Здесь же жил ее брат И.Ф. Кшесинский, незадолго до того покинувший должность преподавателя театрального училища, со своей мо-лодой женой. Они провели в имении Севенардов все лето и осень 1911 года и возвратились в Санкт-Петербург лишь в ноябре с девочкой Целиной, которая в метриках значится, как родившаяся в октябре, хотя молодоженов наблюдали с маленьким ребенком почти все лето.

«Я продолжала его любить»

А Матильда Кшесинская уже в июле 1911 года возвращается в столицу, где появляется практически на всех публичных мероприятиях. Апогеем ее бурной деятельности является триумфальное выступление в «Русских сезонах» в Лондоне в октябре ноябре 1911 года, когда сам Вацлав Нижинский партнер Матильды Кшесинской, устроил сцену ревности С. П. Дягилеву и рвал от злости на себе костюм, поскольку лондонцы партнершу принимали восторженней, чем его.

А вот как вспоминала эта незаурядная женщина один из красносельских спектаклей в июле 1912 года: «Когда я выходила на сцену, мое сердце прыгало, и я знала, что буду иметь успех, и была бесконечно счастлива танцевать перед Государем. Когда после окончания «Русской» меня стали вызывать, моему счастью и радости не было пределов.

После спектакля, когда Ники отъезжал от театра, он смотрел в окно моей уборной, где я стояла, как стояла двадцать лет тому назад молоденькой девочкой, а он царевичем теперь император самой могущественной страны мира…».

Сценическая жизнь оставляла мало свободного времени, но судьба маленькой Целины, официально считавшейся дочерью брата, находилась под пристальным вниманием Матильды Кшесинской. В особняке на Кронверкском проспекте и на даче в Стрельне девочка чувствует себя как дома, поскольку Матильда Феликсовна не делает различия между ней и сыном Володей. Все праздники и торжества отмечаются только вместе, а брат балерины с женой и маленькой Целиной почти непрерывно живут на даче в Стрельне. На случайно найденных уникаль-ных пленках 1914 года сохранились кадры, где маленькой трехлетней девочке Целине адъютантом Николая II оказываются в соответствии со строгим этикетом того времени царские почести.

Письма из Парижа

В 1920 году М.Ф. Кшесинская покинула Россию, и с тех пор она постоянно жила во Франции, однако вплоть до 1937 года не теряла связь со своим братом. И каждое ее письмо содержало глубокую боль и огромную любовь, в первую очередь, к молодой Целине Кшесинской. В ответных письмах И.Ф. Кшесинский рассказывает не столько о себе, своей жене и сыне Роме, сколько о Целине. О ее балетных успехах, о том, что все говорят в один голос: «Как она похожа на сцене на великую Матильду… Да она еще более талантливая…», о том, что она полюбила и вышла замуж за молодого инженера Константина Севенарда, о том, что у них родился сын Юра, о том, что Целина навсегда покинула сцену.

В своих последних письмах к брату М. Ф. Кшесинская уговаривала его приехать к ней в Париж или каким-то образом переправить к ней Целину… Но обстановка в стране становилась все более сложной. В письме, датированным 1937 годом, И.Ф. Кшесинский попросил сестру больше ему не писать, так как это уже становилось опасным и для него, и для членов его семьи.

Уже в эпоху «оттепели», в 1959 году, М.Ф. Кшесинская в письме директору Дома-музея Чайковского в Клину В. К. Журавлеву писала о том, что хотела бы узнать о судьбе своего брата и о его семье. И только в начале 1960х годов она каким-то чудом получила адрес молодого инженера Юрия Константиновича Севенарда и написала ему письмо, в котором умоляла встретиться с ней. Чтобы эта встреча состоялась, престарелая Матильда Феликсовна Кшесинская, которой уже было за 90 лет, готова была приплыть на пароходе в Одессу.

Встреча не состоялась

В письме Кшесинская писала о том, что должна сообщить Ю.К. Севенарду нечто очень важное и просила сохранить это письмо в тайне. Молодой инженер, руководивший тогда перекрытием Енисея, весьма туманно представлял себе, кто такая Матильда Кшесинская, и какое она имеет к нему отношение. Он показал письмо своему отцу Константину Владимировичу Севенарду, который в то время руководил строительством Красноярской ГЭС. Отец сжег письмо и попросил сына никак не реагировать на письмо М. Ф. Кшесинской.

Но если бы Ю.К. Севенард и согласился встретиться с родственницей, то советские компетентные органы не допустил и бы этой встречи. Мало того, что сама М.Ф. Кшесинская считалась «опасной эмигранткой»; ее сын, светлейший князь Владимир Андреевич Романов, был очень популярным человеком среди молодежи русской эмиграции в Париже. Он возглавлял движение младороссов, и одним из пунктов программы этой организации было построение в России конституционной монархии. Когда светлейшему князю задавали вопрос, не себя ли он имеет в виду под человеком, который мог бы стать новым российским царем, тот отвечал, что в России есть люди, в чьих жилах течет кровь последнего императора.

Светлейший князь В. А. Романов был найден убитым в 1974 году, через три года после смерти своей великой матери М.Ф. Кшесинской, светлейшей княгини Романовской-Красинской. Архивы матери и сына бесследно исчезли. Однако копии некоторых документов из этих архивов, в том числе письма И.Ф. Кшесинского сестре, странным образом появились в библиотеке Центра Авраама Линкольна в Нью-Йорке.

Итак, встреча М. Ф. Кшесинской и Ю. К. Севенарда не состоялась, и многие вопросы осталась открытыми.

Кем же вы были, Целина Кшесинская, так похожая на сцене и в жизни на свою «тетю»? Возможно, вы были последней дочерью последнего императора России.

Валентин БОБРОВ,

член Санкт-Петербургского общества творческих музейных работников, заслуженный работник культуры РФ

УДИВЛЕНИЕ0

ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

  • ВКонтакте
  • Телеграм
  • Яндекс.Дзен

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Новости СМИ2

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

  • Группа вконтакте

Новости компаний

Комментарии

Новости компаний

«Евроинвест» поддержал детей Приозерска

Компания «Евроинвест» Андрея Березина поддержала новогоднее настроение воспитанников Приозерского МРЦ для детей инвалидов. ЛОГБУ «Приозерский МРЦ для детей инвалидов» — подшефное учреждение, в котором регулярно проводятся праздники и организуются подарки для детей, а также поставляется оборудование для реабилитации. В этом году компания «Евроинвест» Андрея Березина обеспечила помощь в организации праздника и приняла участие в покупке новогодних подарков для 150 ребят. В новый год хочется, чтобы праздник был у всех. На мой взгляд, внимание и…

«Аккала — продолжение зимней сказки»

Мы с гордостью вошли в топ 10 номинации «база отдыха года» городской премии «Фонтанка. ру — Признание и Влияние» и стараемся каждый день радовать наших гостей соответствуя возложенным признанием! Аккала — это историческое скандинавское название местности, где сейчас находится посёлок Красная Долина в Ленинградской области. Первое упоминание деревни Аккала датируется 1544 годом, и это ещё не дата основания:) Из шведских переписных и поземельных книг известно, что в то время здесь уже были налогооблагаемые крестьянские имения (Юхо и Хейкки…

МегаФон приобрел российского производителя программного обеспечения oneFactor

МегаФон завершил сделку по покупке компании oneFactor, специализирующейся на разработке аналитических платформ на базе искусственного интеллекта. Сделка позволит оператору усилить экспертизу в области bigdata и предлагать новые решения для абонентов и бизнеса. МегаФон — один из крупнейших поставщиков аналитических решений на российском рынке. За последние три года за счет разработки новых сервисов и расширения продуктового портфеля этот сегмент бизнеса удвоился в денежном выражении. «Рынок решений на основе больших данных растет на 40% в…

ТОП 5

1

Погибших в Макеевке стало больше. Причиной в Минобороны назвали мобильники

442 990

2

Что Меладзе ответил тем, кто требует лишить его гражданства и наград

183 229

623

Меладзе хотят лишить гражданства России и всех наград. Он позволил лишнего на вечеринке

103 386

684

Суды наказали 60 мигрантов в Петербурге после массовых задержаний в новогоднюю ночь

90 107

395

Что за срочное обновление «Госуслуг», без которого они перестанут работать

89 111

50

Новости компаний

«Внучка» Матильды Кшесинской Элеонора Севенард произвела фурор в Большом театре

   

Родственница прима-балерина Матхилиной Кшесиной дебютировала в Большом театре. Элеонора Севенард, недавно окончившая Академию Вагановой, получила одну из ролей в постановке «Дон Кихот». В Сети девушку засыпали поздравлениями. Элеонора Севенард // Фото: Instagram

Грандиозная племянница Матильды Кшесинской Элеонора Севенард, которую называют праправнучкой знаменитой балерины, быстро покоряет сердца поклонников театра. Накануне девушка дебютировала на сцене Большого в постановке «Дон Кихот».

Подписчики Севенард поздравляют ее с премьерой. По мнению многих, Элеонора очень талантливая и способная актриса. «С первой ролью в Большом!», «Очень хороший дебют», «Красавица», «Пусть все будет хорошо», «Рада за вас», «Молодцы», «Замечательная постановка, все понравилось», — комментировали последователи балерины.

О том, что выпускница Академии имени Вагановой присоединилась к труппе Большого театра, стало известно на прошлой неделе, когда одно из главных учреждений культуры страны открыло 242-й сезон. В этом году балетная труппа увеличила свой состав на 22 человека – именно столько недавних студентов профильных учебных заведений получили заветное приглашение. Среди них были не только Элеонора Севенард, но и выпускник класса Николая Цискаридзе Егор Геращенко, а также новосибирец Арсений Лазарев и лауреат многих конкурсов Марк Чино.

«Вот они, красавцы и красавицы. Желаем, чтобы ваша жизнь была интересной и творческой. Надеемся, что вы нас порадуете. Если нет, то поговорим отдельно», — сказал руководитель балетной труппы Махар Вазиев.

Элеонора Севенард в Большом театре // Фото: Instagram

Элеонора Севенард, дочь предпринимателя и историка, начала заниматься балетом с четырех лет. Благодаря ежедневным тренировкам и упорству ей удалось поступить в Академию Вагановой. После окончания школы девушку пригласили в два театра – Мариинский и Большой. Элеонора решила не задерживаться в культурной столице и отправилась в Москву. Севенард призналась, что с нетерпением ждет работы.

По словам Элеоноры, она восхищается Матильдой Кшесинской. Девушка считает, что научилась благодаря своему усердию и настойчивости. В одном из интервью артист прокомментировал еще не вышедший в прокат новый фильм Алексея Учителя «Матильда», посвященный отношениям знаменитой балерины и Николая II.

«Она была прекрасной артисткой, прекрасной балериной, и такая юношеская любовь. С ней это просто случилось. Надеюсь, что все будет показано не с плохой стороны», — отметил Севенард в разговоре с телеканалом «Санкт-Петербург». Петербург». В ближайшее время девушка примет участие в Балу дебютанток журнала Tatler, который пройдет 23 октября в столичном Колонном зале Дома Союзов. Помимо Элеоноры Севенард, главными героями светской хроники станут Александра Жулина, Софья Евстигнеева, Соня Тарханова, Иветта Невинная, Устинья Малинина, а также внучка Иосифа Бродского Пелагея Басманова, дочь Андрея Макаревича Анна Рождественская и многие другие.

Элеонора Севенард // Фото: Instagram

Другие материалы в этой категории: « Звезда мирового балета Сергей Полунин стал лицом рекламной кампании итальянского бренда Pal Zileri. Солист Михайловского театра Джулиан Маккей примет участие в показе Victoria’s Secret »

наверх

КТО МОЖЕТ СРАВНИТЬСЯ С МОЕЙ МАТИЛЬДОЙ?

Рейтинг: 0 (от 0 голосов)

150 лет назад, 9 [31] августа 1872 года, родилась балерина Матильда Кшесинская

Сергей Макин


В опере Чайковского Иоланта , опере, впервые поставленной в Мариинском театре в 1892 году, когда цесаревич Николай был очарован балериной Кшесинской, герцог Роберт Бургундский поет знаменитую арию Кто может сравнить с:

    8 моя Матильда,

    Чьи черные глаза сверкают

    Как звезды на осеннем ночном небе!

    Она чудесно полна страстного блаженства,

    Все в ней пьянит, все в ней опьяняет,

    И все горячо, как вино…

    Опера поставлена ​​по пьесе «Дочь короля Рене » датского драматурга Хенрика Герца. Либретто написал Модест, брат композитора. Пьеса Герца была опубликована в 1845 году. В 1849 году русский перевод Владимира Зотова был опубликован в сборнике «Пантеон и репертуар», книга 4 . Причем авторство приписывалось великому сказочнику как «произведение датского поэта Андерсена». В 1888 году Малый театр представил пьесу в этом переводе московскому зрителю. В тексте Зотова, переработанном Модестом Ильичем для оперы, герцог Бургундский действительно пылает страстью к графине Матильде Лотарингской:

    …а я заранее помолвлен,

    Но моя страсть к Матильде так сильна,

    И она меня так любит… Брак с Иолантой

    Сделает нас несчастными…

    Как бы то ни было, но ария Роберто стала не подобострастной реакцией на роман между наследником и балериной, а его прекрасным музыкальным сопровождением.

    В те времена аристократы преклонялись перед балеринами, хотя нечасто заключали с ними церковный брак. Барон Виктор Дандре обожал Анну Павлову, был ее импресарио, но после ее смерти не смог доказать, что они совершали брачный обряд. Матильде Кшесинской повезло больше: в 1921 года, уже за границей, с ней под венец пошел великий князь Андрей Владимирович. А в 1935 году великий князь Кирилл Владимирович пожаловал Матильде Феликсовне и ее потомкам титул светлейших князей Романовских-Красинских (по легендарной родословной рода Кшесинских они происходили от польских графов Красинских).

    Матильда Кшесинская в костюме к балету «Баядерка» (ок. 1900–1902)

    Хотя Кшесинская отличалась феноменальной техникой и первой среди русских балерин исполнила 32 фуэте в партии Одиллии, большинство связывает ее не с лебедиными пачками , но с альковом приключений. При этом Кшесинская вызывала у своих поклонников не грубую похоть, а искреннюю, даже беззаветную любовь. Расстрелянный в Алапаевске, великий князь Сергей Михайлович до самой смерти не расставался с золотым медальоном, куда была вставлена ​​фотография Матильды и выгравировано ее уменьшительное имя Маля.

    Чистейшее искусство

    До сих пор нет фильма, посвященного 200-летию со дня рождения Мариуса Петипа. Но лучше ничего не снимать, чем создать «шедевр» вроде фильма Матильда . Его режиссер Алексей Учитель, которого смело можно назвать лжеучителем истории, должен был дать фильму другое название: скажем, Клотильда , и всем стало бы ясно, что перед нами фантастика. В фильме бесчисленное множество анахронизмов, ляпов, откровенных манипуляций. Персонажи Матильда умоляю называться «твое подлость», «твоя неправдоподобность», «твоя нелепость». Последнее целиком относится к директору Императорских театров Ивану Карловичу (актер Евгений Миронов), который является фантастическим гибридом Ивана Александровича Всеволожского и Карла Карловича Кистера.

    Но хуже всего в фильме его концепция. Мифический герой в лице Миронова называет Мариинский театр «публичным домом, получающим государственные дотации». Доказательство этого? В начале Матильда , выпускницы балетного училища Кшесинская и Карсавина тайно фотографируются для Цесаревича «в интересном ракурсе».

    В фильме полная путаница с хронологией: если «факт» относится к 1890 году, году, когда Кшесинская окончила школу, то Карсавина в то время даже не поступила в обычную школу: ей было всего пять лет. А к 1888 году (сцена катастрофы поезда Борки, перед которой, по фильму, просматриваются откровенные кадры в царском вагоне) – ей было всего три года. Видимо, таким образом предполагалось привлечь тех киноманов, которые не смотрят балет, не слушают оперу, а с удовольствием читают таблоиды. Кажется, Матильда был нацелен на то, чтобы полить грязью русский балет.

    На вопрос, правду ли говорят люди, утверждающие, что Мариинский театр был гаремом Дома Романовых, Олег Виноградов, долгое время являвшийся главным балетмейстером Мариинского театра, гневно ответил: «Это абсолютная вздор и неправда. Балет – самое чистое искусство. Абсолютно. А балерины, они больше похожи на монахинь, они оторваны от реальной жизни, чаще всего имеют замкнутый характер и до них нужно больше времени, чем кому-либо еще, чтобы достучаться, добиться открытости. Это связано и с дисциплиной, и с жестким режимом, и с традициями».

    Кшесинская не была монахиней. Но каждый человек играет свою роль в жизни. Матильда блестяще справилась со своей непростой ролью. Ведь мы помним слова настоящего учителя истории Мельникова из фильма Доживем до понедельника : «От большинства людей остается только черточка между двумя датами».

    В фильме царевич Николай, глядя в бинокль на сцену, увидел обнаженную грудь юной Кшесинской и воспылал безумной страстью. Сюжет фильма дрянной, а главное фальшивый: на самом деле все было чинно и благородно.

    Милая госпожа

    Знакомство Матильды с будущим императором Николаем II состоялось 23 марта 1890 года, после выпускного спектакля Императорского театрального училища, на котором присутствовала царская семья. Тогда Александр III сказал выпускнице: «Будь славой и жемчужиной нашего балета». После спектакля последовал ужин. Кшесинская вспоминает:

    «Государь сидел во главе одного из длинных столов, справа от него сидел ученик, который должен был читать молитву перед обедом, а другой должен был сидеть слева от него, но он оттолкнул ее и повернулся ко мне:

    ‑ А ты садись рядом со мной.

    Он указал наследнику место рядом и, улыбаясь, сказал нам:

    ‑ Только сильно не флиртуйте…

    Не помню, о чем мы говорили, но я сразу влюбился в наследника . Как будто сегодня, я вижу его голубые глаза с таким добрым выражением… Когда я прощалась с наследником, который весь обед провел рядом со мной, мы смотрели друг на друга не так, как при встрече; чувство родства уже закралось в его душу, как и в мою, хотя мы этого и не сознавали».

    Матильда Кшесинская в год окончания Императорского театрального училища. 1890

    Не за горами ХХ век, далеко в прошлое ушло крепостное отношение к актрисе: «Оденься пастушкой и войди в мою опочивальню». Тем не менее жениться на звезде сцены считалось зазорным: военный офицер мог жениться на актрисе, но после этого был обязан уйти в отставку. Но это был не рядовой дворянин, не граф, не князь — это был цесаревич…

    Николай, надо отдать должное, очень смущался при мысли, что он вступит в интимную связь с девушку, не женившись на ней. Кшесинская записала в своем дневнике: «Ники поразил меня… Летом он сам неоднократно напоминал в письмах и в разговорах о более близком знакомстве, а теперь вдруг сказал совсем наоборот, что это не может быть моим первым, что это будет мучить всю жизнь его…»

    Матильда оказалась смелее, хотя и переживала по-своему:

    «Но как я скажу об этом родителям?.. Мама, говорил я себе, все равно поймет меня как женщину, мне было даже уверен в этом, и я не ошибся, но как я могу сказать моему отцу? Он был воспитан на строгих принципах, и я знал, что наношу ему страшный удар… До сих пор, вспоминая тот вечер, когда я пошел сказать отцу, я переживаю каждую минуту. Он сидел за письменным столом в своем кабинете. Подойдя к двери, я не осмелился войти. Смел я или нет… но моя сестра спасла меня. Она вошла в его кабинет и рассказала обо всем отцу. Хотя он умел держать себя в руках, я с легкостью замечал, что с ним происходит, и сразу чувствовал, как он страдает. Он внимательно выслушал меня и только спросил, осознаю ли я, что никогда не смогу выйти замуж за наследника и что мне скоро придется с ним расстаться…

    На Английском проспекте, дом 18, я нашел небольшой очаровательный особняк, принадлежавший Римскому-Корсакову. Его построил великий князь Константин Николаевич для балерины Кузнецовой, с которой он жил… (Не имея возможности развестись с женой, либерально настроенный великий князь Константин, брат императора Александра II, создал вторую семью с балериной Анной Васильевной Кузнецовой. В этой семье родилось пятеро детей ( С. М. ).

    Я устроил новоселье, чтобы отпраздновать мой переезд и начало самостоятельной жизни. Все гости принесли мне на новоселье подарки, а наследник преподнес восемь золотых, украшенных драгоценностями водочных чаш…

    После переезда наследник подарил мне свою фотографию с надписью: «Моя дорогая леди», как он всегда меня называл.

    Страдания юной Матильды

    Кшесинская отпраздновала новоселье в 1892 году. Тогда она решила дополнить свое личное счастье сценическим успехом.

    «Очень хотелось поставить балет Эсмеральда , в котором так изумительно танцевала Цукки (Вирджиния Цукки — виртуозная итальянская балерина и прима Мариинского театра в 1885-1888 гг. С. М. ). Я спросил об этом нашего знаменитого, всемогущего балетмейстера Мариуса Ивановича Петипа.

    Он всегда говорил по-русски, хотя знал его очень плохо и так и не выучил за долгие годы своего пребывания в России. Он обращался ко всем по имени. Обычно он приходил закутавшись в свое клетчатое одеяло и насвистывая…

    Выслушав мою просьбу о балете Эсмеральда , он спросил:

    – Вы когда-нибудь любили?

    Я с энтузиазмом сказал ему, что был влюблен и до сих пор люблю. Затем он задал свой второй вопрос:

    – Вы страдали?

    Этот вопрос показался мне таким странным, и я тут же ответил:

    – Конечно, не задавал.

    Потом он рассказал мне то, что я потом часто вспоминал. Он объяснил, что только испытав страдания любви, можно по-настоящему понять и исполнить роль Эсмеральды. С какой горечью вспоминал я потом его слова, когда страданием добился права станцевать Эсмеральду, и она стала моей лучшей ролью».

    Матильда была готова к тому, что ей придется расстаться с Николаем, но все же страдала, когда их мимолетное счастье подошло к концу: в ноябре 189 г. 4 в Большой церкви Зимнего дворца Николай II венчался с Александрой.

    «То, что я пережила в день государевой свадьбы, могут понять только те, кто способен по-настоящему любить всей душой и всем сердцем и кто искренне верит, что настоящая, чистая любовь существует», — признавалась она позже. «Я прошел через невероятные душевные страдания, час за часом мысленно наблюдая, как проходит этот день. Я понял, что после разлуки надо было готовиться быть сильным, и старался притупить в уме гнетущее чувство ревности и воспринимать ту, которая забрала у меня милую Ники, с тех пор как она стала его женой, уже как императрицу. Я старался взять себя в руки, не пасть духом под гнетом горя и идти смело и смело навстречу той жизни, которая ждала меня впереди…»

    Кшесинская до конца своих дней оставалась самостоятельной, но в глубине души таилась горькая обида, выплескивавшаяся чисто по-женски: балерина не пускала на сцену соперниц.

    Трон ради любви

    Можно ли было отказаться от трона ради любви к несравненной Матильде? Согласно Верховному манифесту от 20 марта (1 апреля) 1820 г. представитель Российской Императорской фамилии мог вступить в морганатический брак. Отличие в том, что дети, рожденные в таком браке, не имели права наследовать престол. Ситуация изменилась после того, как Александр III подписал Высочайший указ от 23 марта (4 апреля) 1889 г., который запрещал мезальянс среди членов Императорского Дома.

    Именно в наше демократическое время принц Уильям легко пошел под венец с «простолюдинкой» Кейт Миддлтон и при этом не стал «обездоленным рыцарем». А когда в 1936 году молодой британский король Эдуард VIII решил жениться на разведенной американской красавице Уоллис Симпсон, он был вынужден отречься от престола: как лидер англиканской общины Эдуард не имел права на такой брак. «Я счел невозможным нести тяжелое бремя ответственности и исполнять обязанности короля, как мне хотелось бы, без помощи и поддержки женщины, которую я люблю», — заявил он на всю страну по радио. . Если бы Николай любил страстно, безрассудно, он бы тоже отказался от права на престол ради Матильды. В этом случае ему наследовал бы его брат Георгий, а после его смерти (так как великий князь умер в возрасте 28 лет от туберкулёза) — Михаил. Однако Николай не умел дурачиться из-за женщины.

    В роли Эсмеральды (1899). Фото предоставлено журналом «Русский
    » Балет

    Пока наследник предавался блаженству с балериной Матильдой, Александр III заключил франко-русский союз и хотел дополнить его брачным союзом, женив наследника на дочери графа Парижского , Елена Орлеанская. Однако возникло препятствие: католик не соглашался перейти в православие, как того требовали обычаи династии Романовых. Цесаревич не страдал, как юный Вертер, а увлекся немецкой принцессой Викторией Алисой Еленой Луизой Беатрисой Гессен-Дармштадтской. В ее жилах текла не только немецкая, но и английская кровь: девушка была внучкой королевы Виктории (как писал французский посол Морис Палеолог, она также была дальним потомком Марии Стюарт). Она была готова преодолеть единственное препятствие на пути к замужеству – различие вероисповеданий. «Кроме этого препятствия, между нами ничего не стоит — и я почти уверен, что чувства взаимны! Николай пишет в своем дневнике. – Все в руках богов. Я преклоняюсь перед Его добротой и спокойно смотрю в будущее». Николая не мучило, что Матильда «низкого» происхождения – значит, ей было суждено потерпеть неудачу. Его не волновало, что красавица Элен оказалась упрямой католичкой – значит, этому не суждено было случиться. Он считал, что его судьба — Алиса…

    После Февральской революции для Кшесинской настали тяжелые времена. Над ней издевались в прессе, печатая похабные карикатуры: на смену царствованию Романовых пришло царство свободы. Поэтому ничего хорошего Матильда Феликсовна не ждала, когда ее пригласили выступить в Петроградском театре консерватории перед солдатами лейб-гвардии Кексгольмского полка. Она боялась, что ее встретят улюлюканьем и криками «царского головастика», если не хуже. Как пишет балерина, ее друзья «смешивались с солдатами и слушали, что между ними говорят. Сначала они обнаружили довольно враждебное отношение ко мне со стороны солдат… Но когда им стали говорить, что я прекрасный исполнитель и что, увидев меня, они будут в восторге, настроение солдат постепенно изменилось. ». Наконец Кшесинская решилась выйти на сцену.

    «После того, как я станцевала свой русский танец , аплодисментам не было конца, и мне пришлось повторять его снова и при наличии сил я могла бы повторить его и в третий раз, поэтому меня приняли, но я не было больше сил. Солдаты с восторгом швыряли на сцену свои шапки… Я вернулся домой уставший, но с облегчением на сердце, что выполнил свое обещание и все обошлось хорошо, но мало кто знал, чего мне это стоило».

    Один из эпизодов фильма Ленин в 1918 — фрагмент, когда революционные матросы завороженно смотрят «Лебединое озеро» в Большом театре. После революции «новый зритель» сразу принял балет, и не только потому, что на девушек с голыми ногами можно было поглазеть. Этот зритель был очарован и очарован. «Зачарованный» происходит от слова «очарование». Балет относится к белой магии.

    И все же Матильда эмигрировала. За границей ей давали уроки классического танца, она никогда не повышала голос на уроках. В своих воспоминаниях она писала: «Я видела в жизни и любовь, и ласку, и заботу, но видела, кроме горя, и много зла… Не хочу ни с кем сводить счеты, не хочу Я не хочу говорить плохо ни о ком». Вела переписку с директором Дома-музея Чайковского в Клину, а во время гастролей Большого театра в Париже в 1958, — плакала она от счастья. И свое восхищение Галине Улановой она тактично передала через британского балетного критика Арнольда Хаскелла, понимая, что непосредственный контакт с эмигрантом, особенно связанным с Домом Романовых, может навредить советской артистке. Матильда Феликсовна Кшесинская, светлейшая княгиня Романовская-Красинская, скончалась в 1971 году в Париже на 100-м году жизни.

    А для вас будет совпадение?

    Не все дореволюционные художницы вели такой образ жизни, как Кшесинская. Карсавина, девушка самых строгих правил, даже ужин в ресторане считала «аморальным» и долго боялась ходить в театральные салоны: боялась, что балетоманы похитят ее оттуда с известными целями. Наконец она поехала — и никто ее не похищал, хотя Тамара Платоновна была удивительно красива и вышла замуж за английского дипломата.

    Как писал Игорь Северянин:

    В шумном муаровом платье, в шумном муаровом платье –

    Вы так эстетичны, вы так грациозны…

    Но кто любовники? И будет ли матч для вас?

    А сколько дореволюционных балерин было любовницами? А если женились на ком-то, то на ком? В книге Ольги Ковалик «Повседневная жизнь балерин Российского императорского театра » (Москва, «Молодая гвардия», 2011) приводятся следующие цифры: «Из всех этих нимф 129девушек связали себя «артистическим» браком, 26 вышли замуж за купцов и чиновников, 306 — с различными лицами, 19 — с высшей аристократией, содержались 34 красавицы, 343 актрисы официально соблюдали целибат.

    Соблюдают ли балерины целибат, замужем ли они за коллегами или за власть имущими, ведут ли они себя не совсем прилично с обыденной точки зрения, тело и душа их живут в своем мире, и ни принц, ни ни король, ни герой не являются их настоящей сделкой.

    XIX век сделал из классической танцовщицы богиню, и балерины охотно принимали такой образ. Это была нимфомания, но не в вульгарном смысле. В античной мифологии нимфы — божества, пусть и не самого высокого ранга. Балерины на сцене и в реальной жизни играли роль богинь, а аристократы, вплоть до великих князей, дорожили своими театральными подругами и иногда заводили с ними параллельные семьи, считая их главными. Комплекс превосходства по отношению к балеринам переплетался с комплексом неполноценности. Разум говорил аристократам, что они выше танцоров, но чувства нашептывали обратное: дворяне мечтали о женщине, которой они могли бы молиться, как богине, и в то же время сжимать в своих объятиях. Такими женщинами для любителей прекрасного стали балерины.

    В 2017 году Элеонора Севенард, праправнучка старшего брата Кшесинской Иосифа Феликсовича, окончила Академию балета имени Вагановой в Санкт-Петербурге (он остался в России и погиб во время блокады Ленинграда). В 2017 году Элеонора завоевала 1-ю премию на Всероссийском конкурсе молодых исполнителей «Русский балет », где исполнила партию Одиллии в па-де-де из «Лебединое озеро» .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts