Петр и феврония муромские повесть читать: Читать «Петр и Феврония: Совершенные супруги» — Володихин Дмитрий Михайлович, Левина Ирина Владимировна — Страница 2

Разное

Читать «Петр и Феврония: Совершенные супруги» — Володихин Дмитрий Михайлович, Левина Ирина Владимировна — Страница 2

Поэтому любое рассуждение о муромской чете должно производиться с величайшей осторожностью. Святые Петр и Феврония безусловно существовали в глубине веков, святость их неоспорима. Но «расшифровка» их судеб, какими они были в исторической реальности, не терпит «подрумянивания». Желание увидеть очевидное, подкрепленное фактами знание там, где нет никаких фактов и нет никакой очевидности, — скверный помощник в разгадывании одной из величайших загадок Православного мира.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» — источник, который нельзя отвергнуть с порога как однозначно недостоверный, но нельзя его и принять как безусловно правдивый. Единственно возможный путь работы с ним — строгое изучение: что можно взять оттуда действительно исторического, где символы, где литературный «этикет» русского средневековья, а где всё же дала себя знать творческая фантазия агиографа.

И вот тогда, после очень большой работы, возможно, скрытые смыслы и реальная историческая подоплека «проявятся» в образах этих двух прекрасных русских святых. Красота их судеб утратит ореол сумрака, затуманивающего драгоценные черты.

Нельзя, неудобно отказаться от большого труда, связанного с «расчисткой»: ведь он сродни очищению потемневшего от времени лика на иконе. Можно ли, имея возможность очистить икону, не сделать этого? А Петр и Феврония — не просто имена двух чтимых, но полузабытых святых из огромного пантеона Православной церкви, не просто две строки в старинных святцах. Это два столпа веры, и это две огромные фигуры в русском национальном самосознании.

Сколько веков наши предки, читая историю о них, говорили между собой: «Вот какая любовь должна быть, вот какая семья должна быть! А мы… что — мы? Суета и корысть. Надо исправляться».

Апостол Павел говорил: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13:4–8).

В христианстве нет ничего выше веры и любви, везде шествующих рука об руку. Православный идеал любви требует от человека самоотверженной высоты духа: между карьерой и любовью, богатством и любовью, славой и любовью, мудростью и любовью следует всегда и неизменно выбирать любовь, чего бы это ни стоило…

Сегодня идеал любви страшно опошлился. Жизнь муромских святых, возлюбивших друг друга, представляет собой истинное «возвращение имен», реставрацию нормы, по сравнению с искаженной действительностью. Хорошо бы она засияла, как встарь — жарко, до боли в глазах.

Глава 1

СЮЖЕТ «ПОВЕСТИ О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ МУРОМСКИХ»

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» имеет прихотливый сюжет, очень необычный для русского средневековья. Чрезвычайно мало сходства с традиционным житием! Зато как близко к приключенческому роману: битва с чудовищем, романтическая любовь, падение и взлет в судьбе двух главных героев… Немудрено, что Московская Русь зачитывалась «Повестью…».

Прежде того, как все перипетии этой удивительной истории будут разложены на мельчайшие составляющие и подвергнуты анализу, надобно ее пересказать. Хотя бы для того, чтобы человек наших дней представил себе образы двух чрезвычайно обаятельных личностей, какими предстали Петр и Феврония перед современниками и потомками в XVI веке.

Итак, вот судьба блистательной четы.

Муром — древний, славный и богатый город. Правил в нем когда-то, в старые времена, благоверный князь по имени Павел. На него свалилось страшное несчастье: к супруге князя прилетал для блуда крылатый змей, коего посылал сам дьявол, искони ненавидящий род человеческий. Темная магическая сила змея позволяла ему являться княгине в образе самого Павла. Долго продолжалось такое наваждение, но в конце концов жена почуяла неладное и, не скрываясь, всё рассказала князю. Тогда змей, придя к ней, силой овладел княгиней.

Князь принялся размышлять, как справиться с чудовищем, но ответа не находил. Как видно, велика была сила змея: ни сам правитель, ни дружинники, даже призвав всё свое воинское умение, не справились бы с ним простым оружием. А может быть, порождение преисподней вызывало такой ужас, что никто не отважился ратоборствовать с ним…

Тогда Павел измыслил хитрость. Он поделился с супругой своим недоумением, а потом попросил княгиню, как только змей вновь явится к ней, вызнать тайну его жизни и смерти: «Когда станет он говорить с тобой, спроси, обольщая его, вот о чем: ведает ли этот злодей сам, от чего ему смерть должна приключиться? Если узнаешь об этом и нам поведаешь, то освободишься не только в этой жизни от смрадного дыхания и шипения его и всего этого бесстыдства, о чем даже говорить срамно, но и в будущей жизни нелицемерного судью, Христа, тем умилостивишь».

Слова мужа своего жена накрепко запомнила, и решила она: «Обязательно сделаю так». Ее женская слабость должна была обернуться силой в борьбе с беззаконным чудовищем.

Однажды змей вновь посетил княгиню. Она, помня наставления супруга, обратилась к лютому насильнику со «льстивыми речами», говоря о том и о другом, а под конец «с почтением, восхваляя его», спросила: «Много всего ты знаешь, а знаешь ли про смерть свою — какой она будет и от чего?» Автор «Повести…» иронизирует: тут злой обманщик сам обманут был простительной хитростью верной жены, ибо, пренебрегши тем, что тайну ей открывает, сказал: «Смерть мне суждена от Петрова плеча и от Агрикова меча». Княгиня, когда ее покинул посланец ада, поведала князю, мужу своему, о том, что ей удалось разузнать.

Но тайна, приоткрытая хитроумной женщиной, как будто свидетельствовала о тщетности всех ее усилий. Сама княгиня не понимала сути «ребуса», да и муж ее, услыхав это, не мог сообразить, что за меч и какого Петра плечо…

Но храбрый, доблестный Петр был рядом, а потому скоро сыскался. У Павла имелся младший брат, носивший это имя. Князь Муромский открыл ему всю страшную правду о чудовище, которое терзает его семью, а потом и о тайне змеевой смерти. Петр, узнав от брата, что змей назвал своего будущего губителя, без колебаний и сомнений принял подвиг змееборчества на себя. Он начал раздумывать о том, как уничтожить змея, но и Петру не давалась разгадка: что за Агриков меч? Откуда взяться ему в Муроме?

Ответ подарило Петру его собственное благочестие. Добрый христианин, он имел обыкновение совершать паломничества по храмам Муромской земли и там в уединении предаваться молитвам. Как видно, Бог даровал Петру спасение муромского княжеского семейства по вере его.

Автор «Повести…» рассказывает об истинном чуде: «Было у Петра в обычае ходить в одиночестве по церквам. А за городом стояла в женском монастыре церковь Воздвижения честного и животворящего креста. Пришел он в нее один помолиться. И вот явился ему отрок, говоря: „Княже! Хочешь, я покажу тебе Агриков меч?“ Он же, стремясь исполнить задуманное, ответил: „Да увижу, где он!“ Отрок же сказал: „Иди вслед за мной“. И показал князю в алтарной стене меж плитами щель, а в ней лежит меч. Тогда благоверный князь Петр взял тот меч, пошел к брату и поведал ему обо всем. И с того дня стал искать подходящего случая, чтобы убить змея».

Молодой воин княжеского рода устроил тайную охоту за бесовским отродьем. Каждый день Петр ходил к брату и снохе — на первый взгляд из одной лишь почтительности. Он являлся к государю и его супруге, чтобы отдать поклон. Однако Петр не только соблюдал честь старшего в роду, но и внимательно следил за всем, что происходило в княжеских палатах. Змея не так-то легко было застать врасплох, да еще и отличить от истинного правителя…

Раз случилось неутомимому охотнику прийти в покои к брату, и сразу же, как сообщает «Повесть…», от него пошел Петр «к снохе своей в другие покои и увидел, что брат его у нее сидит. И, пойдя от нее назад, встретил он одного из слуг брата своего и сказал ему: „Вышел я от брата моего к снохе моей, а брат мой остался в своих покоях, и я, нигде не задерживаясь, быстро пришел в покои к снохе моей и не понимаю, каким образом брат мой очутился раньше меня в покоях снохи моей?“ Тот же человек сказал ему: „Господин, никуда после твоего ухода не выходил твой брат из покоев своих!“ Тогда Петр уразумел, что это козни лукавого змея. И пришел он к брату и сказал ему: „Когда это ты сюда пришел? Ведь я, когда от тебя из этих покоев ушел и, нигде не задерживаясь, пришел в покои к жене твоей, то увидел тебя сидящим с нею и сильно удивился, как ты пришел раньше меня. И вот снова сюда пришел, нигде не задерживаясь, ты же, не понимаю как, меня опередил и раньше меня здесь оказался!“ Павел же ответил: „Никуда я, брат, из покоев этих, после того как ты ушел, не выходил и у жены своей не был“. Тогда князь Петр сказал: „Это, брат, козни лукавого змея — тобою мне является, чтобы я не решился убить его, думая, что это ты — мой брат. Сейчас, брат, отсюда никуда не выходи, я же пойду туда биться со змеем, надеюсь, что с Божьей помощью будет убит лукавый этот змей“».

Книга Повесть о Петре и Февронии читать онлайн Ермолай Еразм

Книги→
Старинная литература →
Ермолай Еразм →
Повесть о Петре и Февронии

Select
rating
Дать оценку 1/5Дать оценку 2/5Дать оценку 3/5Дать оценку 4/5Дать оценку 5/5

Изменить размер шрифта

+


 


Повесть возникла в ХV веке на основе устной легенды, отразившей в себе народно-поэтические мотивы борьбы со змеем и отгадывания загадок вещей девой. Окончательная литературная обработка повести относится, вероятнее всего ко времени канонизации Петра и Февронии (на церковном соборе 1547г.) к середине XVI века.


 


ПОВЕСТЬ ОТ ЖИТИА СВЯТЫХ НОВЫХ ЧЮДОТВОРЕЦЬ МУРОМСКИХ,


БЛАГОВЕРНАГО И ПРЕПОДОБНАГО И ДОСТОХВАЛНАГО КНЯЗЯ ПЕТРА,


НАРЕЧЕННАГО В ИНОЧЕСКОМ ЧИНУ ДАВИДА,


И СУПРУГИ ЕГО БЛАГОВЕРНЫЯ И ПРЕПОДОБНЫЯ И ДОСТОХВАЛНЫЯ


КНЯГИНИ ФЕВРОНИИ,


НАРЕЧЕННЫЯ В ИНОЧЕСКОМ ЧИНУ ЕУФРОСИНИИ.


БЛАГОСЛОВИ, ОТЧЕ.


 


Сеи убо в Русиистеи земли град, нарицаемыи Муром. В нем же бе самодръжствуяи благоверный князь, яко же поведаху, именем Павел. Искони же ненавидяи добра роду человечю, диавол всели неприазненнаго летящаго змиа к жене князя того на блуд. И являшеся еи своими мечты 1 яко же бяше и естеством, приходящим же людем являшеся, яко же князь сам седяше з женою своею. Теми же мечты многа времена преидоша. Жена же сего не таяше, но поведаше князю мужеви своему вся ключьшаяся ей. Змии же неприазнивыи осиле над нею.


Князь же мысляше, что змиеви сътворити, но недоумеяшеся. И рече к жене си: «Мыслю, жено, но недоумеюся, что сътворити неприазни тому. Смерти убо не вем, каку нанесу нань 2. Аще убо глаголеть к тебе какова словеса, да въспросиши и с лестию 3 о сем: весть ли сеи неприазнивыи духом своим, от чего ему смерть хощет быти. Аще ли увеси 4 и нам поведаеши, свободишися не токмо в нынешнем веце злаго его дыханиа и сипениа 5 и всего скарядиа 6, еже смрадно есть глаголати, но и в будущии век нелицемернаго судию Христа милостива себе сътвориши». Жена же мужа своего глагол в серцы си 7 твердо приимши, умысли во уме своем: «Добро тако быти».


Во един же от днии неприазнивому тому змию пришедшу к неи, она же добру память при сердцы имея, глагол с лестию предлагает к неприязненному тому, глаголя многи иныя речи и по сих с почтением въспросив его хваля, рече бо, яко «много веси, и веси ли кончину си 8, какова будет и от чего?» Он же неприязнивыи прелестник 9 прелщен добрым прелщением от верныя жены, яко непщева 10 таину к неи изрещи, глаголя: «Смерть моя есть от Петрова плеча, от Агрикова а меча».


Жена же, слышав такову речь, в сердцы си твердо сохрани и по отшествии неприязниваго того поведа князю мужеви своему, яко же рекл есть змии. Князь же то слышав, недоумеяшеся, что есть смерть от Петрова плеча и от Агрикова меча, имеяше же у себе приснаго 11 брата, князя именем Петра; во един же от днии призва его к себе и нача ему поведати змиевы речи, яко же рекл есть к жене его.


Князь же Петр, слышав от брата своего, яко змии нарече тезоименита 12 ему исходатая 13 смерти своеи, нача мыслити не сумняся мужествене, како бы убити змия. Но и еще бяше в нем мысль, яко не ведыи Агрикова меча.


Имеяше же обычаи ходити по церквам уединяяся. Бе же вне града церковь в женьстем монастыри Воздвижение честнаго креста. И прииде ту един помолитися. Яви же ся ему отроча, глаголя: «Княже! Хощеши ли, да покажу ти Агриков мечь?» Он же хотя желание свое исполнити, рече: «Да вижу, где есть!» Рече же отроча: «Иди во след мене». И показа,ему во олтарнои стене межу керемидами 14 скважню, в ней же лежаше мечь. Благоверныи же князь Петр взем мечь той, прииде и поведа брату своему. И от того дни искаше подобна времени да убиет змия.


По вся же дни ходя к брату своему и к сносе своеи на поклонение. Ключи 15 же ся ему приити во храмину ко брату своему. И в том же часе шед к сносе своеи во храмину и видев у нея седяща брата своего. И, паки пошед от нея, въстрете некоего от предстоящих брату его и рече ему: «Изыдох убо от брата моего к сносе моеи, брат же мои оста в своем храму. Мне же, не косневшу 16 ни камо же, пришедшу ко сносе моеи и не свем 17 и чюжуся 18, како брат мои напреди мене обретеся у снохи моеи».

Святые Петр и Феврония Сен-Пьер и Сент

FEDEX быстрая и безопасная доставка, ссылка ниже
https://www.etsy.com/listing/937947651/private-and-express-mail-service-with?ref=shop_home_active_1&frs=1

после 1 кг и выше
https:/ /www. etsy.com/listing/888836337/private-and-express-mail-service-with?ref=shop_reviewСвятые Петр и Святая Феврония — Сен-Пьер и Святая Феврония де Муром — Пере и Феврония — Сказка о Петре и Февронии — Памятник Сен-Пьеру и Святой Февронии де Муром — Història de Pere i Fevrònia — День Святых Петра и Святой Февронии — Дерево ручной работы, Святая карта на мемориальной доске

По цене 5 святых икон + 1 подарок и бесплатная доставка по всему миру с номером отслеживания !!!!!!
По цене 10 святых икон + 2 подарка и бесплатная доставка по всему миру с номером отслеживания !!!!!!

********Бесплатная доставка по всему миру с номером отслеживания!!!!*********

Размеры: 11 x 8 см – 4,33 x 3,14 дюйма, 15 x 11 см – 5,9 x 4,33 дюйма, 21 x 15 см – 8,3 x 5,9 дюйма, 27 x 21 см – 10,6 x 8,3 дюйма – 42 x 32 см – 16,5 x 12,60 дюйма

День святых Петра и Февронии со времен Киевской Руси и до 1917, широко отмечался на Руси, поскольку считается, что святые Петр и Феврония являются покровителями брака и семьи, а также символами любви и верности. В этот день было принято ходить в церковь, где люди просили любви и семейной благодати.

Повесть о Петре и Февронии Муромских (литературная обработка которой относится к периоду середины XVI века), князь Петр был вторым сыном князя Юрия Владимировича Муромского. Он взошел на престол в 1203 году. За несколько лет до петровского княжества он тяжело заболел, так что никто не мог его вылечить. Однажды князю приснился сон, что его может исцелить крестьянская девушка по имени Феврония.

Феврония (греч. Φεβρωνία) была красивой, благочестивой и доброй, к тому же она была мудрой женщиной, знала свойства трав и могла лечить недуги. Феврония пообещала князю, что действительно сможет его вылечить, но сказала, что и он должен жениться на ней. Так как она была простолюдинкой, князь считал, что не может этого сделать из-за своего дворянского положения, но он отчаянно хотел вылечиться, поэтому поклялся жениться на ней после исцеления. Девушка вылечила герцога, но он нарушил свое обещание и не женился на ней. Болезнь вернулась, на этот раз еще хуже, и, смирившись с этим положением, он вернулся к Февронии, и Феврония снова вылечила его. На этот раз герцог женился на девушке.

Этот брак был отмечен глубокой любовью Петра и Февронии друг к другу, которую они по милости Божией питали всю свою жизнь.

После смерти брата Петр унаследовал престол. Дворяне (или бояре) уважали его князя, но надменные жены дворян не любили Февронию, не желая подчиняться крестьянину. Дворяне потребовали, чтобы герцог оставил ее. Петр, узнав о намерении разлучить его с любимой женой, предпочел добровольно отказаться от власти и богатства и отправиться с ней в изгнание. Так Петр и Феврония покинули Муром.

Вскоре в Муроме начались волнения, дворяне ссорились, боролись за престол. Потом они собрались, собрали совет и пригласили герцога и его жену обратно. Герцог и герцогиня вернулись, и Феврония успела заслужить любовь городских коллег. Правили они после этого долго и счастливо.

На склоне лет Петр и Феврония постриглись в разных монастырях и просили Бога умереть в один день. Завещали хоронить в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине.

Петр и Феврония скончались, каждый в своей келье, в один и тот же день и час – 8 июля 1228 года. Но люди подло отказались выполнить их просьбу быть погребенными в одном гробу и нарушили волю умерших: их тела были помещены в разные сферы. Но уже на следующий день их нашли вместе. Дважды их тела выносили в разные храмы, но дважды они чудесным образом оказывались рядом. А похоронены супруги вместе в городе Муроме при соборном храме Рождества Пресвятой Богородицы.

С тех пор история супругов Петра и Февронии является воплощением неугасимой любви и верности и ежегодно 8 июля Православная Церковь празднует память святых Петра и Февронии.

Анна — ПРОЕКТЫ

Поэзия исчезающей природы

  • С 2009 года участвую в арт-проекте
    «Поэзия исчезающей природы», которая проходит в Таллинне, Эстония,
    в Украинском культурном центре. Главной темой проекта является
    взаимодействия человека и живой природы. Это напоминание о том, что это
    планета это не только наше жизненное пространство. Это дом для всего живого — растений и
    животные. Мужчина должен быть ответственным и заботливым хозяином, как нам велено так
    Богом.
  • В Таллинне, на Украинском
    Культурный центр при Украинской греко-католической церкви в Эстонии Таллиннский приход, Laboratooriumi 22, Таллинн, Эстония.
  • Иконы представляют собой рассказы о святых — мужчинах и женщинах, в которых
    живые существа увидели первородного Адама – человека, которого Бог поставил владычествовать над
    всех живых существ, как хороший хозяин. Вопрос — так ли это?
  •  Участие в этом проекте – это действительно творческая работа, т.к.
    Я должен создавать композиции на знакомые темы в иконографии, а также совершенно новые
    темы, где почти нет изображений или других иллюстративных материалов.
  •  Было очень интересно работать над бразильским апостолом
    Иконография Хосе де Анчиеты. В основном существуют только информационные материалы о
    этот святой. Через чтение биографии и поиск доступных иллюстраций
    (в основном только памятники), я создал сцену, включая самые важные моменты
    из жизни апостола. Я использовал легенду о ягуаре и птице,
    Бен-те-ви. Эти два момента упоминаются в описании жизни святого.
    жизнь как важная и показательная. Пришлось развивать и образ Апостола.
    Но главной задачей было развить эту тему в иконографическом стиле!
  • Моя первая икона в Таллинне — 2009 — Латвийская чудотворная икона, Якобстадская икона
    Богородицы и исчезающие виды животных и растений, занесенные в Красную книгу
    Латвия.
  • Освящение часовни Девы Марии – покровительницы Марьямаа (Земли Эстонии). 3 декабря 2020 г. Апостольский Администратор Католической Церкви в Эстонии епископ Филипп Джордан и приходской священник г. Мельбурна Роман Ких освятили часовню: Щелкните здесь, чтобы прочитать

Приглашаю Вас посмотреть все иконки проекта, созданные за 10 лет и несколько фотографий процесса!

  • Laboratooriumi 22, Таллинн, Эстония

  • Якобстадская икона Божией Матери и исчезающие виды 2009

  • Святой Павел Фивейский и Святой Антоний Великий 22×16,5см

  • Св. Апостол Павел 22×16,5см

  • Распятие 22×16,5см

  • Святой Ной 22×16,5см

  • Христос Неусыпное Око 22×16,5см

  • Святитель Феофил Киевский, Пантелеимон 22х16,5см

  • Святой Иона 22×16,5см

  • Святая Хильдегарда Бингенская 22×16,5см

  • Вход в Иерусалим 22×16,5см

  • Первомученица и равноапостольная святая Фекла 22х16,5см

  • Адам называет все творение 22×16,5см

  • Святой Моисей 22×16,5см

  • Святой Иаков Патриарх 22×16,5см

  • Святой Евстафий, Св. Феопистия, Св. Агапий, Св. Феопист 22×16,5см

  • Святой Иоанн Креститель 22×16,5см

  • Сотворение 22×16,5см

  • Благовещение 22×16,5см

  • Рождество 22×16,5см

  • Бегство в Египет 22×16,5см

  • Представление Христа во храм 22×16,5см

  • Крещение Христа 22×16,5см

  • Искушение Христа 22×16,5см

  • Святой Авель 22×16,5см

  • Хвала Господу с небес. .. 22×16,5см

  • Преподобный Рерафим Саровский 44,5х33см

  • Свято-Екатерининский Пюхтицкий женский монастырь 44,5х33см

  • Св. Петр и Феврония Муромские 44,5х33см

  • Святой Герасим Иорданский 44,5х33см

  • Святой Даниил Пророк 44,5х33см

  • Св. Мамант 44,5×33см

  • Святая Евфросина из Палестины 44,5×33см

  • Икона Божией Матери «Неувядаемый Цвет» 44,5х33см

  • Св.Иосафата 44,5×33см

  • Св.Тарския 44,5×33см

  • Святой Георгий 44,5×33см

  • Икона Божией Матери «Одигитрия» 44,5х33см

  • Святой Трифон 44,5×33см

  • Святой Илья 44,5×33см

  • Чудо арх. Михаила с Флором и Лавром 44,5х33см

  • Святитель Власий Севастийский и святитель Спиридон Тримифосский 44,5×33см

  • Преподобный Сергий Радонежский 44,5х33см

  • Святитель Кирилл Казанский 44,5х33см

  • Святой Хосе де Анчиета, апостол Бразилии 44,5×33см

  • Лаврентий Черниговский 44,5х33см

  • Св.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts