Кто относился к духовенству: белое и черное. Иерархия духовенства

Разное

белое и черное. Иерархия духовенства

Содержание статьи

  • Духовенство
  • Белое и черное духовенство
  • Иерархия белого духовенства
  • Иерархия черного духовенства

Духовенство

Православное духовенство — особое сословие, которое на Руси появилось в 988 году, после Крещения Руси. История умалчивает о том, как ситуация с духовенством обстояла до этого периода, но известно, что с княгиней Ольгой в Царьград ездил священник Григорий. Во времена, когда на духовенство возлагалась особая и очень важная миссия — христианизация населения, священники считали особенным и привилегированным сословием. Многие приезжали из Греции и Болгарии, для воспитания в качестве будущего состава духовенства отбирали даже детей из разных сословий. Особым почетом и уважением пользовались монахи, аскетическая культура оказалась особенно близка народу. В монастырь уходили богатые и знатные люди того времени. Кроме того, монастыри всегда вели благотворительную работу.   Князья благоволили монастырям и освобождали их от податей. Не сохранилось точных сведений о том, кто стал первым Киевским митрополитом. С XVI века считали, что им был Михаил I Сириянин, которого когда-то прислали для совершения Таинства Крещения над князем Владимиром. В Киеве он крестил местных жителей. Мощи митрополита Михаила хранились в Десятинной Церкви, но потом их перенесли в Великую Церковь Лавры.

Белое и черное духовенство

В Русской Православной Церкви всегда существовало белое и черное духовенство. К белому духовенству относятся священники, которые могут вступать в брак, а к черному — насельники монастырей, давшие обет безбрачия.

Белое духовенство многочисленно. Священники до начала служения могут завести семью, а могут избрать путь безбрачия. Черное духовенство — «уходит от мира» и отказывается от брака.

Иерархия белого духовенства

Стоит отметить, что иерархия духовенства появилась не с момента появления Церкви. На заре христианства все были равны. Постепенно стала очевидной необходимость разграничить церковные звания и чины. В Русской Православной Церкви нельзя сразу «придти на должность» Митрополита или Епископа. Такие звания надо заслужить. Подробнее о том, какую роль каждый чин духовенства играет в жизни Церкви мы расскажем в этой статье.

Во главе Русской Православной Церкви стоит Предстоятель — Патриарх Московский и всея Руси. Вместе со Священным Синодом он управляет церковными делами.

За несколько епархий сразу отвечает Митрополит. Епископы не принимают важные решения без ведома Митрополита.

У каждой епархии есть свой Архиерей, отвечающий за введенную ему область. Абсолютно все архиереи относятся к черному духовенству. Епископы отвечают за крупные епархии.

Далее по старшинству идут иереи и протоиереи. Протоиерей — иерей, получивший особую награду. Через таинство хиротесии иереи получают новый статус.

Существуют также диаконы и протодиаконы, помогающие иерею и протоиерею во время богослужения. Самостоятельно проводить богослужение диакон не может.

Таким образом, иерархия в белом духовенстве выглядит так:

  1. Патриарх
  2. Митрополит
  3. Архиерей/Епископ
  4. Иерей/протоиерей
  5. Диакон/протодиакон

Иерархия черного духовенства

В черном духовенстве свои правила:

Главой Церкви по-прежнему считается Патриарх. А главой нескольких епархий — Митрополит. Епархию может возглавлять епископ или архиепископ (для наиболее крупных епархий). Настоятелем крупного монастыря и высшим монашеским чином является Архимандрит. Этот статус дается за особые заслуги перед Церковью. Избранный иеромонахами настоятель монастыря — это игумен. Интересно, что священник-вдовец тоже может стать архимандритом после монашеского пострига. Насельники монастрей — Иеродиаконы и иеромонахи.

Читайте также — Крещение Руси в 988 году и государство Русь

  1. Патриарх
  2. Митрополит
  3. Епископ
  4. Архимандрит/Игумен
  5. Иеродиакон/Иеромонах.

В Церкви есть и другие люди, принимающие участие в богослужении, но не относящие к духовенству:

  • Алтарник
  • Псаломщик
  • Пономарь
  • Чтец

Они не обладают благодатью священства.

В Церкви нет места конкуренции и разделения на высшие и низшие церковные чины говорит лишь об особых заслугах перед Богом, Церковью и людьми. Каждому в храме находится свое место. Послужить в храме в качестве чтеца или пономаря может каждый человек, приложив к этому усилия.

Часть духовнства также занимается окормлением определенной группы людей: военных, пациентов больниц и хосписов. Независимо от своей «специализации» и чина духовенство Русской Православной Церкви выполняет важные задачи.

Поскольку вы здесь. ..

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Подпишитесь на Правмир в

Выбор читателей «Правмира»

Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

Иерархия духовенства – Православный журнал «Фома»

Приблизительное время чтения: 3 мин.

100%

+

Код для вставки

Код скопирован

Белое духовенство — это женатое духовенство. Черное — это монахи в священническом сане. Существует три иерархических ступени священства и в каждой из них своя иерархия: дьякон, священник, епископ. Дьяконом и священником может быть как женатый священник, так и монах. Епископ же может стать только монах.

Таинство Священства совершается, только когда кандидат возводится на очередную из трех ступеней. Что же касается иерархии званий внутри этих ступеней, то они в древности были связаны с особыми церковными послушаниями, а сейчас — с административной властью, особыми заслугами или просто сроком служения Церкви.

I. Епископы (архиереи) — высший священный чин

Епископ — надзирающий архиерей

Архиепископ — наиболее заслуженный епископ

Митрополит — епископ, руководитель митрополии

Викарий — помощник другого епископа или его наместник

Патриарх — главный епископ в Поместной Церкви

II. Иереи — второй священный чин

У слова «священник» существует несколько греческих синонимов:

Для белого священства:

1) Иерей (священник; от греч. hieros — священный) / Пресвитер (от греч. presbyteros, буквально — старейшина).

2) Протоиерей (первый священник) / Протопресвитер (первый старейшина).

Для черного священства:

1) Иеромонах — монах в сане священника.

2) Архимандрит — (от греч. аrсhоn — глава, старший и mаndrа — овчарня; буквально — старший над овчарней), то есть старший над монастырем. Словом «мандра» в Греции называли монастыри. В древности только настоятель одного из крупнейших монастырей (в современной Константинопольской и Элладской Церкви эта практика сохраняется, однако архимандритом может быть и сотрудник Патриархии, и помощник епископа). В современной практике Русской Церкви звание может быть дано настоятелю любого монастыря и даже просто игуменам за особые заслуги и по истечении определенного срока служения Церкви.

! Игумен — (от греч. hеgumеnоs, буквально — идущий впереди, вождь, полководец), в настоящее время настоятель монастыря (им может быть и иеромонах, и архимандрит и епископ). До 2011 года в Русской Православной Церкви — заслуженный иеромонах. При оставлении должности настоятеля звание игумена сохраняется. Также это звание остается у получивших его ка награду до 2011 года и не являющихся настоятелями монастырей.

III. Дьякон — низший священный чин

Для белого священства:

  1. дьякон
  2. протодьякон

Для черного священства:

  1. иеродьякон
  2. архидиакон

***

Особняком стоят слова поп и протопоп. На Руси эти слова не имели никакого отрицательного смысла. Видимо, происходят они от греческого «паппас», что означает «папочка», «батюшка». В русский язык это слово (ввиду его распространенности у западных славян) пришло, вероятно, из древневерхненемецкого: pfaffo — священник. Во всех древнерусских богослужебных и других книгах название «поп» постоянно встречается как синоним слов «священник», «иерей» и «пресвитер». Протопоп — то же, что протопресвитер или протоиерей.

Обращение к священнослужителям:

Что касается обращений к священникам, то они существуют официальные и неофициальные. Неофициально священников и диаконов обычно называют отцами: «отец Георгий», «отец Николай» и т.  д. Или просто «батюшка». В официальных случаях диакона называют — «Ваше Благоговение», пресвитера — «Ваше Преподобие», протопресвитера — «Ваше Высокопреподобие». Обращаясь к епископу, говорят «Владыка» (Владыка Георгий, Владыка Николай). В Русской Православной Церкви при официальном обращении к епископу, его называют «Ваше Преосвященство», архиепископа и митрополита «Ваше Высокопреосвященство». К Патриарху всегда обращаются: «Ваше Святейшество». Все эти обращения относятся не к личности человека, а к его служению.

Скачать и распечатать инфографику об иерархии в Русской Православной Церкви:

| Читайте также:

Иерархия в Православной Церкви. Инфографика

Как появились священники?

Что такое апостольское преемство

Самое важное и интересное за неделю в email-рассылке журнала «Фома»

Первое поместье

Изображение трех сословий по порядку – духовенства, знати и простолюдинов

Первое сословие было небольшим, но влиятельным классом во французском обществе 18-го века, включавшим всех членов католического духовенства. Статус и привилегии, которыми пользовалось первое сословие, стали серьезным источником недовольства перед Французской революцией.

Состав

До революции французское общество делилось на три сословия или ордена. Первое сословие насчитывало около 130 000 рукоположенных членов католической церкви: от архиепископов и епископов до приходских священников, монахов, монахов и монахинь.

Первое сословие занимало престижное место в общественном порядке. Вера в Бога, религию и загробную жизнь доминировала в Европе конца 18 века, поэтому для простых людей церковь и ее духовенство были единственными путями к пониманию или доступу к Богу и загробной жизни.

Как следствие, католическая церковь обладала чем-то вроде интеллектуальной и идеологической власти над людьми. Он также был неотъемлемой частью социальной и политической структуры Франции.

Укрепление королевской власти

Религия также поддерживала королевскую власть, укрепляя божественное право короля на трон. Высшее духовенство, такое как кардиналы и архиепископы, служило политическими советниками короля. Государство предоставило католической церкви фактическую монополию в религиозных вопросах; во Франции не было других одобренных религий.

Церковь отвечала за социальную политику и благосостояние, а также выполняла некоторые функции государства. Его духовенство проводило и регистрировало браки, крещения и похороны; они давали образование детям и раздавали милостыню бедным. В сельской местности местный приходской священник (или curé ) был центральной фигурой и влиятельным лидером в своем сообществе.

Важность церкви позволила ей накопить огромные богатства. Церкви принадлежало примерно 10 процентов всей земли во Франции, и она ежегодно собирала доход в размере около 150 миллионов ливров , в основном за счет арендной платы и десятины (обязательных пожертвований, по сути, «церковного налога», который платили ее прихожане).

Освобождение от налогов

Огромный годовой доход церкви дополнялся освобождением от государственных налогов. Однако это исключение не обошлось без проблем. Министры в королевском правительстве в 17 и 18 веках часто требовали, чтобы церковь вносила больший вклад в управление государством. Эти требования могли привести к усилению напряженности и ожесточенным переговорам, особенно во время войны, когда правительство собирало средства для своих военных нужд.

В качестве компромисса лидеры церкви согласились предоставить государству don gratuit («добровольный дар»), выплачиваемый каждые пять лет. К началу 1700-х годов Первое сословие платило безвозмездно в размере от трех до четырех миллионов ливров — значительная сумма, но все же лишь около двух процентов от общего дохода церкви. don gratuit был, по сути, взяткой, уплаченной церковью, чтобы сохранить свой статус освобождения от налогов.

Состоятельное высшее духовенство

Значительное богатство церкви, как правило, накапливалось наверху, а не просачивалось на нижние уровни. Большая часть высшего церковного духовенства — кардиналы, архиепископы и епископы — приобрели значительный уровень личного состояния за счет земельной ренты, синекур или простого взяточничества.

Многие высшие священнослужители вели роскошную и комфортную жизнь, мало чем отличавшуюся от богатой знати Второго сословия. Около двух третей епископов и архиепископов имели дворянские титулы, подаренные короной или купленные корыстным путем.

Церковные епархии тратят огромные средства на строительство и содержание огромных соборов, таких как Валь-де-Грас и Нотр-Дам в Париже. Эти здания затмевали города и поселки, символизируя господство церкви над французским обществом.

Духовенство не только освобождалось от уплаты личных налогов: его члены не могли быть призваны на военную службу. Церковников, обвиняемых в тяжких преступлениях, могли судить только церковные суды, другими словами, коллеги из духовенства, а не гражданские суды.

Критика церкви

Хотя влияние Первого сословия на французское общество не подвергалось серьезной опасности, оно подвергалось критике по нескольким направлениям.

Подавляющее большинство французских граждан оставались глубоко религиозными, однако к концу 18 века французское общество кишело недовольством и критикой организованной церкви. Сочинения и идеи Просвещения ставили под сомнение основу власти церкви.

В частности, росло недовольство высшим духовенством, росло ощущение, что эти епископы и архиепископы действовали в своих личных интересах, а не в интересах Бога или церкви.

Отход от церкви

Собор Парижской Богоматери, сыгравший роль в революции

Свидетельства свидетельствуют о растущем разочаровании и недоверии к церкви. К концу 1700-х годов меньше людей присоединялось к священству или религиозным орденам, и меньше людей оставляло свое имущество церкви после смерти.

Все большее число людей уходят от католической церкви либо к масонству, либо к протестантской религии, либо к религиозной апатии и равнодушию. Многие, кто остался в церкви, считали, что она нуждается в реформе и очищении от коррупции.

Это растущее недовольство охватило не только мирян. Нарастали волнения и среди низов духовенства. Хотя все рукоположенные лица принадлежали к Первому сословию, в их рядах существовало разнообразие политических и богословских взглядов.

Несчастные приходские священники

Около трети всего духовенства составляли приходские священники или кюре . Большинство из этих священников хорошо образованы, трудолюбивы, сострадательны и уважаемы людьми в своем приходе. Но приходские священники часто игнорировались высшим духовенством и плохо оплачивались церковью.

В 1700-х годах между некоторыми священниками, которые жили среди бедняков третьего сословия и были свидетелями их страданий, и князьями церкви начала возникать пропасть. Многие священники приветствовали созыв Генеральных штатов в середине 1789 года, где они были хорошо представлены (208 делегатов Первого сословия в Генеральных штатах были приходскими священниками).

Во многих cahiers de doleance низшее духовенство призывало к большей демократии и консультациям при принятии церковных решений, а также к пересмотру освобождения церкви от налогообложения.

Либерализм низшего духовенства отразился в его действиях в Генеральных штатах, когда 149 их депутатов решили присоединиться к Третьему сословию, чтобы сформировать Национальное собрание.

Взгляд историка:
«Пока [французское] население сохраняло острое осознание выбора между вечным спасением и проклятием в следующей жизни, престиж первого сословия был обеспечен, ибо только церковь обеспечивала средства ко спасению… Его члены занимали важное место на всех уровнях общества, от скромного деревенского прихода до самого царского двора; политически статус первого сословия отражал силу религии во Франции и оправдывал королевский титул Его Христианнейшего Величества».
JH Shennan

1. Первое сословие было одним из трех социальных орденов Франции. В него входили все лица, посвященные в католический религиозный орден, от кардиналов и архиепископов до священников, монахов и монахинь.

2. Первое сословие обладало значительной идеологической властью и политическим влиянием во Франции из-за сильных религиозных убеждений большинства населения.

3. Церковь тоже была невероятно богатой. Он был крупным землевладельцем, собирал ренту и десятину, но при этом избегал уплаты каких-либо значительных сумм налогов государству.

4. Накануне Французской революции церковь подверглась разочарованию и критике, многие ее прихожане были обеспокоены продажностью и недостатками духовенства.

5. Эту критику можно было найти в рядах самой церкви, где многие члены низшего духовенства требовали большего голоса и большей ответственности.

Информация для цитирования
Название: «Первое сословие»
Авторы: Дженнифер Ллевеллин, Стив Томпсон
Издатель: Alpha History
URL: https://alphahistory.com/frenchrevolution/first-estate/
Дата публикации: 23 сентября 2020 г. Содержание этой страницы не может быть повторно опубликовано без нашего явного разрешения. Для получения дополнительной информации об использовании, пожалуйста, обратитесь к нашим Условиям использования.

Генеральные штаты 1789 г. во время Французской революции — HISTORY CRUNCH

Генеральные штаты 1789 г.

ВО ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Генеральные штаты представляли собой собрание трех сословий французского общества, в которое входили духовенство, дворянство и классы крестьян. Сословие, к которому принадлежал человек, имело очень большое значение, поскольку определяло права, обязанности и статус этого человека. Члены римско-католического духовенства, насчитывавшие около 100 000 человек, составляли первое сословие. В духовенство входили такие люди, как: монахи, монахини, приходские священники и епископы. Церковь имела много привилегий во французском обществе, включая сбор десятины. Десятина — это одна десятая часть дохода человека, которая формально берется на поддержку церкви и духовенства. Также церковь не платила земельный налог, хотя ей принадлежало около 6% земли и она была очень богата.

Людовик XVI

Второе сословие состояло из французской знати, которая насчитывала около 400 000 человек. Дворяне владели около 20% земли и имели множество феодальных привилегий. Например, они были освобождены от уплаты многих налогов и получили право собирать оброки с крестьян. Дворянство занимало большинство влиятельных должностей в армии, церкви и правительстве.

Все остальные люди во Франции, около 97% населения, принадлежали к третьему сословию. В эту группу входили: купцы, юристы, бедняки и простые крестьяне. Они платили большую часть налогов, собираемых правительством, но в целом дворянство смотрело на них свысока. Они возмущались властью церкви и дворянства.

Людовик XVI созвал Генеральные штаты в мае 1789 года, впервые с 1614 года, в надежде помочь ему сообщить об экономическом и сельскохозяйственном кризисе, с которым Франция столкнулась в годы, предшествовавшие Французской революции 90 003 . Генеральные штаты включали 303 делегата от духовенства, 282 делегата от дворянства и 578 делегатов от крестьянского сословия.


Жак Неккер

Сразу же целью встречи было решение финансового кризиса во Франции. Министры Людовика XVI, включая популярного Жака Неккера, говорили только о финансовой ситуации, с которой столкнулась страна, и в остальном придерживались протокола о том, как проводить Генеральные штаты. Традиционно голосование происходило, когда каждое сословие или орден имели один голос, представляющий все сословие. Это означало бы, что первое сословие получит один голос, второе сословие получит один голос и третье сословие получит один голос. Однако это возмутило представителя третьего сословия, предпочитавшего систему, при которой каждый представитель получал бы один голос.

Третье сословие опасалось, что если представители будут голосовать по порядку, то духовенство и дворянство будут отвергать их при каждом голосовании, и третье сословие не будет иметь власти на собрании. В то же время первое и второе сословия опасались потерять часть своих привилегий в пользу третьего сословия, если голосование было изменено таким образом, что голосовал каждый представитель. Поскольку третье сословие почти вдвое больше представителей двух других сословий, опасались, что третье сословие может взять верх над двумя другими по важным вопросам. Именно на это и рассчитывало третье сословие. Представители третьего сословия также считают, что некоторые более бедные священники первого сословия проголосовали бы вместе с ними, учитывая их материальное положение.

В конце концов, Генеральные штаты зашли в тупик, в котором они не могли прийти к соглашению о том, как проводить голосование на собрании. В ответ третье сословие провело свои собственные обсуждения и утвердило себя в качестве Национального собрания и стремилось работать с двумя другими сословиями или без них. Людовик XVI пытался остановить действия третьего сословия, приказав положить конец Генеральным штатам и вынудив каждое сословие отделиться. Известно, что Национальное собрание отреагировало на это тем, что перенесло их обсуждение на ближайший теннисный корт, где они принесли «присягу на теннисном корте». Генеральные штаты потерпели неудачу, и были сделаны первые шаги Французской революции.


ССЫЛКА НА ЭТУ СТАТЬЮ

AUTHOR

  • Elias Beck

TITLE

  • ‘Estates-General of 1789’

WEBSITE / PUBLISHER