Кто такие рабы: Рабы | это… Что такое Рабы?

Разное

Кто такой раб Божий? / Православие.Ru



Св. апостол Павел. Икона прп. Андрея Рублева

Некоторые слова в Церкви становятся
настолько привычными, что часто забываешь, что они
значат. Так и с выражением «Раб Божий».
Оказывается, многим оно режет слух. Одна женщина меня
так и спросила: «А почему на богослужениях вы
называете людей рабами Божиими. Вы не унижаете ли
их?»

Я, признаться, сразу и не нашелся, что ей ответить, и
решил сначала сам разобраться и посмотреть в литературе,
почему на христианском Востоке утвердилась именно такое
словосочетание.

Но сначала давайте посмотрим, как выглядело рабство в
древнем мире, скажем, у римлян, чтобы было с чем сравнить.

В глубокой древности раб стоял близко к своему хозяину,
был его домочадцем, а иногда советником и другом.
Невольницы, прявшие, ткавшие и моловшие зерно около
госпожи делили с ней свои занятия. Между хозяевами и
подчиненными не было бездны[1].

Но со временем порядки изменились. Римское право стало
считать рабов не лицами (personae), а
вещами (res)[2].
Хозяева превратились в царей, невольники стали
домашними животными[3].

Вот как выглядел типичный дом римского аристократа.

Хозяйку дома – матрону – окружала целая ватага
прислужниц. Иногда в доме было до 200 рабынь, каждая из
которых несла свою особую службу. Одна несла за барыней
веер (flabelliferae), другая шла
за ней по пятам (pedissquae),
третья впереди
(anteambulatrices). Были особые
рабыни для вздувания углей
(ciniflones), одевания
(ornatrices), ношения зонтика за
госпожой (umbelliferae),
хранения обуви и гардероба
(vestiplices).

В доме были также пряхи
(quasilliriae), швеи
(sarcinatrices), ткачихи
(textrices), кормилицы
(nutrices), няньки, акушерки
(obstetrices). Немало было и
мужской челяди. По дому сновали лакеи
(cursores), кучера
(rhedarii), носильщики
паланк`инов (lectarii), карлики,
карлицы (nani, nanae), дурачки и
дурочки (moriones, fatui,
fatuae)
.

Обязательно был домашний философ, как правило, грек
(Graeculus), с которым болтали для упражнения в греческом
языке.

Снаружи ворота караулил остиарий, двери
янитор. Его приковывали цепью к
лачуге у входа, напротив цепной собаки.

Но его положение считалось вполне приличным по сравнению с
викарием. Этот во время пьяной оргии господ подтирал их
рвотные извержения.

Рабу нельзя было жениться, он мог иметь только
сожительницу (contubernium)
«для приплода». Раб не имел
родительских прав. Дети были собственностью владельца.

Беглого раба (fugitivus) бросали
в пищу хищным рыбам, вешали или распинали[4].

Древние евреи не отказывались от рабства, но их законы
отличались необыкновенной для древнего мира мягкостью и
гуманностью. Нельзя было обременять рабов тяжелой работой,
за них несли ответственность в суде. По субботам и другим
праздничным дням их совсем освобождали от работы (Исх. 20,
10; Втор. 5. 14.)[5].

Христианство тоже сразу не могло отменить рабства. Апостол
Павел прямо говорит: «Рабы, повинуйтесь господам
вашим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца
вашего, как Христу»
(Еф. 6, 6)[6].

Свят. Феофан Затворник толкует этот стих так:
«Рабство в древнем мире было широко
распространено. Св. Павел не перестраивал гражданский быт,
а изменял людские нравы. И потому он берет гражданские
порядки, как они есть, и влагает в них новый дух жизни.
Внешнее он оставляет, как оно установилось, а обращается к
внутреннему, и ему дает новый строй. Преобразование
внешнего шло изнутри, как следствие свободного развития
духовной жизни. Переделай внутреннее, и внешнее, если оно
нелепо, само собою отпадет»
[7].

Но если раб был бесправным и безгласным рабочим
скотом[8],
то почему у нас все-таки утвердился термин раб Божий,
хотя греческое слово
«doulos» можно переводить
по-разному. У него, ведь, три значения: раб, слуга,
подданный[9].

Во многих европейских языках при переводе Нового Завета
брали более мягкое значение: слуга. Например, Servant
по-английски, Knecht или Magd по-немецки, Sl`uga
по-польски[10].

Безымянные славянские переводчики предпочли более острый
вариант – раб, от праславянского корня orb,
родственного санскритскому arbha – пахать, работать
в чужом доме. Отсюда – раб, работник[11].

Их мотивы понятны. Христианский Восток очень любил образ
Страдающего Христа. Это о Нем говорил уже апостол Павел:
«Он (Христос), будучи образом Божиим, уничижил Себя
Самого, приняв образ раба (morfe
doulou)
, сделавшись подобным человекам и по
виду став как человек» (Флп. 2, 6-8).

Это значит, что Сын Божий оставил пребывание во славе,
приняв на Себя позор, бесчестие и проклятие. Он подчинил
Себя условиям нашей смертности, и сокрыл Свою славу в
страданиях и смерти. И в Своей собственной плоти показал,
насколько человек, которого Он создал по образу Своей
совершенной красоты, обезобразил себя
грехопадением[12].

Отсюда – естественное желание верующего сердца
подражать Ему, стать рабом Божиим в благодарность за то,
что Он ради нас стал называться рабом[13].

«Все рабы Божии по природе, – говорит свят.
Феофан Затворник, – ибо и нечестивый Навуходоносор
Божий раб, а вот Авраам, Давид, Павел и подобные им
– рабы по любви к Богу».

По его мнению, рабы Божии – люди богобоязненные,
богоугодные. Они живут по воле Божией, любят истину,
презирают ложь, и потому на них можно во всем
положится[14].

А первым так себя назвал, скорее всего, апостол Павел в
послании к римлянам: «Павел – раб Иисус
Христов» (Рим. 1, 1).

Такое бы рабство каждому из нас….!

 

 


 

[1]
«Рабство появляется с развитием
сельского хозяйства приблизительно 10.000 лет тому
назад. Люди стали использовать пленников на
сельскохозяйственных работах и заставляли их работать
на себя. В ранних цивилизациях пленные долго оставались
главным источником рабства. Другим источником являлись
преступники или люди, которые не могли заплатить свих
долгов.

О рабах как низшем классе впервые сообщают
письменные памятники Шумерской цивилизации и Мессопотамии
около 3500 лет тому назад. Рабство существовало в Ассирии,
Вавилонии, Египте и древних обществах Среднего Востока.
Оно практиковалось также в Китае и Индии, а также среди
жителей Африки и индейцев в Америке.

Рост промышленности и торговли способствовал
еще более интенсивному распространению рабства. Возник
спрос на рабочую силу, которая могла бы производить товары
на экспорт. И потому рабство достигло пика своего развития
в греческих государствах и Римской империи. Рабы выполняли
здесь основные работы. Большинство из них трудилось в
рудниках, ремесленном производстве или в земледелии.
Другие использовались в домашнем хозяйстве в качестве
слуг, а иногда врачей или поэтов. Около 400 года до Р. Хр.
рабы составляли треть населения Афин. В Риме рабство
распространилось так широко, что даже простые люди имели
рабов.

В древнем мире рабство воспринималось как
естественный закон жизни, который существовал всегда. И
лишь немногие писатели и влиятельные люди видели в нем зло
и несправедливость»
(The World Book
Encyclopedia. London-Sydney-Chicago, 1994. P. 480-481. См.
подробнее большую статью «Рабство» в :
Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А.. Энциклопедический словарь. Т.
51. Терра, 1992. С. 35-51).

 

 

[2]
Кареев Н. И.. Учебная книга древней истории. М., 1997.
С. 265. «По учению древнеримского права раб не
считался лицом (человеком). Рабство удаляло человека из
круга правомочных существ, делало его вещью, наподобие
животного, предметом собственности и произвольного
распоряжения его господина». (Никодим, епископ
Далматинско-Истрицкий. Правила Православной Церкви с
толкованиями. Т. 2. СПб.: Репринт, 1912. С. 423).

Однако римские нормы о рабстве характеризуются внутренней
противоречивостью, которая сказывается как в личной, так и
в имущественной стороне юридического положения рабов.

«Право господина на раба является
обыкновенным правом собственности – dominum или
proprietas. При этом качество раба как вещи…есть
как бы естетсвенное прирожденное свойство. Раб остается
поэтому рабом даже тогда, когда он почему– либо в
данный момент не имеет господина – например,
господин бросает раба, отказывается от него (servus
derelictus). Раб будет в таком случае servus nullius
(ничейный), и как всякая вещь будет подлежать свободной
occupatio всех желающих… Тем не менее, римские
юристы говорят нередко и о persona servi (рабах как
лицах). Признавая право господина на раба обыкновенной
собственностью, они в то же время иногда называют это
право potestas (распорядительные права), в каковом
выражении заключается уже признание некоторого личного
элемента в отношениях между господином и
рабом.

Практически признание человеческой личности
раба сказывалось уже в следующих положениях.

Уже… издревле установилось правило, что
хотя раб есть вещь, наравне с прочими животными (cetera
animalia) но место погребения раба есть locus religious
(священное место), в такой же мере, как и могила
свободного человека.

Признаются далее и кровные родственные связи
рабов – cognationes serviles: в близких степенях
родства они составляют препятствие к браку. В классическом
праве вырабатывается даже запрещение при передаче рабов
разделять друг от друга близких родственников – жену
от мужа, детей от родителей…Эдикт императора
Клавдия объявил, что старый и больной раб, брошенный
господином на произвол судьбы, делается свободным.
Решительнее были две конституции императора Антонина Пия:
одна из них подвергала господина за назаконное (sine
causa) убийство своего раба такому же уголовному
наказанию, как и за убийство чужого; а другая предписывала
властям в тех случаях, когда жестокое обращение заставило
раба искать убежища в храме или у статую императора,
расследовать дело и принудить господина продать раба в
другие руки. Насколько эти предписания достигали своей
цели – это другой вопрос, но юридически власть
господина над личностью раба уже не
безгранична.

Раб, как вещь, не может иметь какого-либо
своего имущества, не может иметь каких-либо прав…
Однако последовательное проведение этого принципа было бы
сплошь и рядом не в интересах самих господ…Уже
издревле рабу приписывается способность приобретать
– конечно, в пользу своего господина… За ним
признается…способность совершать юридические акты,
т. е. юридическая дееспособность. Он рассматривается при
этом, как некоторый приобретательный орган господина, как
instrumentum vocale (говорящее орудие), и вследствие этого
необходимую для сделок правоспособность заимствует от
господина – ex persona domini…Раб может,
таким образом, заключать все те сделки, к которым способен
его господин; этот последний на основании этих сделок
может предъявить все иски совершенно так же, как если бы
он действовал сам»
(Покровский И. А.
История Римского права. Петроград, 1918. С. 218, 219, 220)

 

 

[3]
«Положение рабов, лично мало
известных господину, часто почти не отличалось от
положения домашних животных или, может быть, было
худшим. Однако условия рабства не застывают в известных
рамках, а постепенно, путем очень долгой эволюции,
изменяются к лучшему. Разумный взгляд на собственную
хозяйственную выгоду вынуждал господ к бережливому
отношению к рабам и смягчению их участи; это вызывалось
также и политическим благоразумием, когда рабы в
количественном отношении превосходили свободные классы
населения. То же самое влияние оказывали часто религия
и обычай. Наконец, закон берет раба под свое
покровительство, которым, впрочем, еще раньше
пользуются домашние животные…

Древние писатели оставили нам много описаний
ужасного положения, в котором находились римские рабы.
Пища их по количеству была крайне скудная, по качеству
никуда не годилась: выдавалось именно столько, чтобы не
умереть с голоду. А между тем труд был изнурительный и
продолжался с утра до вечера. Особенно тяжело было
положение рабов на мельницах и в булочных, где нередко к
шее рабов привязывали жернов или доску с отверстием
посредине, чтобы помешать им есть муку или тесто – и
в рудниках, где больные, изувечные, старики и женщины
работали под кнутом, пока не падали от истощения В случае
болезни раба, его отвозили на заброшенный «остров
Эскулапа», где ему предоставляли полную
«свободу умирать». Катон старший советует
продавать «старых быков, больной скот, хворых овец,
старые повозки, железный лом, старого раба, больного раба
и вообще всё ненужное. Жестокое обращение с рабами было
освящено и преданиями и обычаями и законами.
«
(Брокгауз Ф. А., Ефрон. И. А Указ.
соч. С. 36, 43-44).

 

 

[4]
Андреев В. Классический мир – Греция и Рим.
Исторические очерки. Киев, 1877. С. 279-286.

На фоне такого ужасающего положения рабов странным может
показаться традиция богатых людей в древнем обществе
держать при себе кучу нахлебников, которых называли
паразитами.

«Паразит – греческое слово; так
назывались в древности лица, распоряжавшиеся в Афинах
общественным столом; в последствии этим именем пятнали
всякого питавшегося за чужой счет; лучшие писатели Рима,
как Плавт, Гораций, Ювенал и др. боролись с этим осадком
деморализации древнего общества; но в их произведениях
паразит служит еще только предметом осмеяния. Сидоний
(выходец одной из самых знатных фамилий Галлии, префект
Рима, а затем епископ в гор. Клермоне. Скончался в 488 г.
– В. Б) старался внушить омерзение к людям,
которые…незадолго перед тем временем пользовались
еще большим почетом в римском
обществе»

Сидоний так характеризует паразитов своего времени:
«…Беспощадные сплетники, они выдумывают слухи
о преступлениях и преувеличивают худую молву. Они много
говорят, но ничего не скажут, желают смешить, но не
веселят; высокомерны, но непостоянны; любопытны, но не
проницательны… Паразиты назойливы, когда чего-либо
домогаются, …они ненавидят пустоту в желудке и ищут
обедов, хвалят не тех, кто хорошо живет, но тех, кто
хорошо кормит… Такой человек… опьянев,
извергает рвоту; шуткой оскорбит других, и рассердится,
когда подшутят ад ним. Он решительно походит на помойную
яму, которая тем хуже воняет, чем больше раскапывают
её… Он, кажется, в одно время извергает изо рта и
грязь и винный запах, и яд своего красноречия; так что не
знаешь, чего в нем больше: всякой ли дряни, или винных
паров, или, наконец, нахальства» (Стасюлевич М.
История средних веков в ея писателях и исследованиях
новейших ученых. Т. 1. СПб., 1863. С. 123-124; 121).

Лицемерие было самой характерной чертой этих приживал:

«…Сотрапезники, вообще,
назывались «паразитами», но в этом слове
сначала не было ничего укоризненного, как впоследствии.
После паразитами стали называться дармоеды, шуты,
приживальщики, приходившие к богатым обедать иногда без
зова, сделавшие искусством житье за чужой счет. Паразиты
приноравливались к нравам и привычкам своих патронов.
Паразит Филиппа Македонского завязывал свой здоровый глаз,
выходя с царем, у которого был завязан потерянный глаз;
хромал, когда Филипп хромал – он был ранен в ногу.
Паразит Александра Македонского не упустил заметить на
жалобы Александра, что ему надоедают мухи: «Муха,
напившаяся твоей крови, победит прочих мух…Паразит
был жалкое создание в доме богача. За ним присматривал
распорядитель стола – амфитрион, наблюдал,
достаточно ли он лестью платит за съедаемые кушанья,
заслуживает ли он быть приглашенным после. Иногда над
таким паразитом шутили, трунили, делали его посмешищем
всех, иногда били, и…кормили в награду за
оскорбление»
(Андреев В. Классический
мир – Греция и Рим. Указ. соч. С. 104, 286).

 

 

[5]
Никифор, архимандрит. Библейская энциклопедия. М.,
1990. Репринт, 1891. С. 592-593.

« В Израиле в рабство попадали люди,
захваченные в военных действиях (Втор. 20, 10-18)…
Если в рабство по особой нужде продавался израильтянин
(Исх. 21, 4, 6), то после 6-ти лет он выходил на волю
(Исх. 21, 2) с выплатой положенной мзды (Втор. 15, 13), но
только в случае, если он не желал добровольно остаться в
семействе, которому принадлежал. Закон защищал и рабынь
(Исх. 21, 7-11; Лев. 19, 20-22)…Иногда происходили
нарушения закона об освобождении рабов (Иер. 34, 8),
известны случаи выкупа рабов во время плена (Неем. 5, 8).
В качестве домочадцев рабы могли принимать участие в
религиозных праздниках (Втор. 12, 18), и через обрезание
(Быт. 17, 12) принимались в общину»

(Die Religion in Geschichte und Gegenwart. Auflage 3. Band
6. Tuebingen, 1986. S. 101).

 

 

[6]
«Новый Завет отражает современные ему
воззрения на рабство, например, в притчах (Мф. 18,
23-35; 25, 14-30; Лк. 12, 35-48) и нормах поведения
(Лк. 17, 7-10). Терминами, заимствованными из
рабовладения и захвата пленных? Павел описывает
необходимость избавления человека и домостроительства
спасения (напр., Рим. 6, 15-23). Одновременно он
уравнивает состояние свободного человека и раба –
через крещение оба становятся одно во Христе (Гал. 3,
28), и, ожидая близкое пришествие Спасителя (парусию),
призывает новообращенных из рабов оставаться в своем
звании и подчиняться своим господам теперь уже по
религиозным мотивам, господ обязывает относиться к
рабам умеренно и по-братски (1. Кор. 7,
20-24)…Таким образом, он стремится не преодолеть
рабство, а сделать его более
гуманным»
(Lexikon fuer Theologie
und Kirche. Band 9. Freiburg – Basel – Rom
– Wien, 2000. S. 656-657).

 

 

[7]
Святитель Феофан Затворник. Толкование послания св.
апостола Павла к Ефесянам. М., 1893. С. 444-445.

В древней Церкви «уже Климент
Александрийский (+215) под влиянием идей стоиков о
всеобщем равенстве полагал, что по своим добродетелям и
внешнему виду рабы ничем не отличаются от своих господ.
Отсюда он делал вывод, что христиане должны сокращать
число своих рабов и некоторые работы выполнять сами.
Лактанций (+320) сформулировавший тезис о равенстве всех
людей, требовал от христианских общин признания брака
среди рабов. А римский епископ Калист Первый (+222), сам
вышедший из сословия несвободных людей, признавал даже
отношения между высокопоставленными женщинами –
христианками и рабами, вольноотпущенниками и
свободнорожденными в качестве полноценных браков. В
христианской среде уже со времен первенствующей Церкви
практиковалось освобождение рабов, как это явствует из
увещевания Игнатия Антиохийского (+107) к христианам не
злоупотреблять свободой ради недостойных
целей.

Однако правовые и социальные основы разделения
на свободных и рабов остаются незыблимыми. Не нарушает их
и Константин Великий (+337) , который, несомненно, под
влиянием христианства дает епископам право освобождения
рабов посредством так называемого объявления в церкви
(manumissio in ecclesia) и публикует ряд законов,
облегчающих участь рабов.

…В 4-м веке проблема неволи активно
обсуждается среди христианских богословов. Так
каппадокийцы – Василий, архиепископ Кесарии (+379),
Григорий Назианзин (+389), а позднее Иоанн Златоуст
(+407), опираясь на Библию, а может быть, и на учение
стоиков о естественном праве высказывают мнение о райской
реальности, где царило равенство, которое вследствие
грехопадения Адама…сменилось различными формами
человеческой зависимости. И хотя эти епископы много делали
для того, чтобы в повседневной жизни облегчить участь
рабов, они энергично выступали против всеобщей ликвидации
рабства, которое было важно для экономического и
общественного строя империи.

Феодорит Кирский (+466) доказывал даже, что
рабы имеют более гарантированное бытие, чем отец
семейства, который обременен заботами о семье, челяди и
имуществе. И только Григорий Нисский (+395) выступает
против любой формы закрепощения человека, поскольку оно не
только попирает естественную свободу всех людей, но и
игнорирует спасительное дело Сына
Божия…

На Западе под влиянием Аристотеля епископ
Медиолланский Амвросий (+397), оправдывает легитимное
рабство, подчеркивая интеллектуальное превосходство
господ, и советует тем, кто в результате войны или случая
несправедливо попал в рабство, использовать свое положения
для проверки добродетели и веры в Бога.

Августин (+430) тоже был далек от мысли
оспаривать легитимность рабовладения, ибо Бог не
освобождает рабов, а делает плохих рабов добрыми.
Библейское и богословское обоснование своих взглядов он
видит в личном грехе Хама против своего отца Ноя, из
– за чего на рабство осуждено всё человечество, но
это наказание является одновременно и целебным средством.
При этом Августин сслылается еще и на учение апостола
Павла о грехе, которому подвержены все. В 19-й книге
своего трактата «О граде Божием» он рисует
идеальный образ человеческого общежития в семье и
государстве, где рабство занимает свое место и
соответствует замыслу Божия творения, земного порядка и
естественному различию между людьми»

(Theologische Realenzyklopaedie. Band 31. Berlin –
New-York, 2000. S. 379-380).

 

 

[8]
См. подробнее: Лопухин А. П.. Библейская история Нового
Завета. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1998. С.
707-708.

 

 

[9]
A Patristic Greek Lexicon edited by G. W. H.
Lampe. Oxford University Press, 1989. P. 385.

Langscheidts Taschenwoerterbuch Altgrieschisch. Berlin
– Muenchen – Zuerich, 1976. S. 119.

В греческом языке Нового Завета использовалось еще одно
слово для обозначения раба оiketes (Фил. 10-18), еще более
многозначное, чем doulos. Это – раб, домочадец,
слуга, работник. (Никодим, епископ Далматинско-Истрицкий.
Указ. соч. С. 165-167.)

Для славян небезынтересно происхождение латинского слова
sclavus, от которого – нем. Sklave, англ. Slave, фр.
Esclave. Оно возникло из племенного названия славян
(этнонима), и употреблялось затем в латинском языке для
обозначения рабов или невольников. (Lexikon fuer Theologie
und Kirche. Указ. соч. С. 656).

 

 

[10]
Приведем несколько примеров.

«Даниил, раб Бога
живого!»
(Дан. 6, 20).

«O Daniel, servant of the living
God!»
(Dan.6, 20). Servant –
слуга, служитель, прислуга (Мюллер В. К. Англо-Русский
Словарь. М., 1971. С. 687)

«Daniel, du Diener des lebendigen
Gottes»
(Dan. 6. 21). Diener –
слуга, служитель (Langenscheidts Grosswoerterbuch.
Deutsch-Russisch. Band 1. Berlin – Muenchen, 1997.
S. 408)

«Danielu, slugo zyjacego
Boga!»
(Dn. 6, 21). Sluga
–(книжн.) слуга. Sluga Bozy – раб Божий
(Гессен Д., Стыпула Р. Большой польско-русский словарь.
Москва – Варшава, 1967. С. 978

«Иаков, раб Бога и Господа Иисуса
Христа»
(Иак. 1, 1).

«James, a servant of God and of the Lord
Jesus Christ»
(Jas. 1, 1).

«Jakobus, Knecht Gottes und Jesu
Christi, des Herrn»
(Jak. 1, 1).
Knecht – слуга, работник. Knecht Gottes -раб Божий,
слуга Божий (Langenscheidts Grosswoerterbuch. Указ. соч.
С. 1009)

«Jakub, sluga Boga i Pana Jezusa
Chrystusa»
(Jk. 1, 1)

«Павел раб Божий, Апостол же Иисуса
Христа»
(Тит. 1, 1).

«Paul, a servant of God, and an apostle
of Jesus Christ»
(Tit. 1, 1).

«Paulus, Knecht Gottes und Apostel Jesu
Christi»
( Tit. 1, 1).

«Pawel, sluga Boga I apostol Jezusa
Chrystusa»
(Tt. 1, 1).

Или известный стих из Благовещения Девы Марии:

«Тогда Мария сказала: се раба
Господня»
(Лк. 1б 38).

«And Mary said, behold the handmaid of
the Lord»
(Lk. 1, 38). Handmaid
– (уст.) служанка (Мюллер В. К. Указ. соч. С. 352).

«Da sagte Maria: Ich bin die Magd des
Herrn»
(Lk. 1, 38).

Na to rzekla Maryja: « Oto ja sluzebnica
Panska» (Lk. 1, 38). Sluzebnica – прислуга,
служанка. (Гессен Д., Стыпула Р. Указ. соч. С. 978)

Библия, книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета.
Брюссель, 1989. С. 1286, 1801, 1694,1575.

The Holy Bible containing the Old and New Testament. (King
James version). New York, б. г. Р. 2166, ( New Test.) 631,
586, 162.

Die Bibel. Einheitsuebersetzung der Heiligen Schrift.
Stuttgart, 1999. S. 1004, 1142, 1352, 1334.

Pismo Swiete Starego i Nowego Testamentu. Poznan –
Warszawa, 1987. S. 1041, 1372, 1356, 1181.

Отметим, что в Большом Конкордансе к Библии Лютера слово
Sklave (раб) употребляется около 60 раз, Skavin (рабыня)
– около 10 раз, между тем, как Knecht (слуга)
– выступает в разных значениях и формах единств. и
множеств. числа – около 500 раз, а Magd (служанка)
– около 150 раз (Grosse Konkordanz zur Lutherbibel.
Stuttgart, 1979. S. 841-844; 975-976; 1301).

В Симфонии на Ветхий и Новый Завет на русском языке, в
которой словарные статьи разработаны не так подробно, как
в Конкордансе, слово раб в различных формах отмечено в
приблизительно в 400 случаях, а слова раба, рабыня –
более 50 раз. Слова Слуга и служитель в разных падежных
формах и числах (единств. и множеств.) – около 120
раз, служанка, служанки – около 40 раз (Симфония.
Ветхий и Новый Завет. Харвест, 2001. С. 638-641, 642, 643,
729, 730, 731).

 

 

[11]
Преображенский А. Этимологический словарь русского
языка. М. , 1910-1914. С. 169-170. Исконно русская форма
«роб» означает слуга, раб, соответственно
роба – служанка, рабыня. (Фасмер М.
Этимологический словарь русского языка. Т. 3. М., 1987.
С. 487.)

 

 

[12]
Лосский В. Догматическое богословие. Богословские
труды, № 8. М., 1972. С. 172-173.

 

 

[13]
Преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение
Православной веры. Книга 3. Глава 21. О неведении и
рабстве. Полное собрание творений. Т. 1. СПб.: Репринт,
1913. С. 287.

 

 

[14]
Святитель Феофан Затворник. Толкование пастырских
посланий св. апостола Павла. М.: Репринт, 1894. С. 435,
29.

 

 

в чем смысл понятия «Раб Божий»? – Православный журнал «Фома»

Приблизительное время чтения: 8 мин.

100%

+

Код для вставки

Код скопирован

На протяжении всей 2000-летней истории Церкви христиане называют себя «рабами Божьими». В Евангелии много притч, где Христос называет так Своих последователей, да и сами они нисколько не возмущаются таким унизительным наименованием. Так почему религия любви проповедует рабство?

Письмо в редакцию

Здравствуйте! Есть у меня вопрос, из-за которого мне трудно принять Православную Церковь. Почему православные называют себя «рабами Божьими»? Как может нормальный, вменяемый человек так унижаться, считать себя рабом? И как прикажете относиться к Богу, который нуждается в рабах? Из истории мы знаем, какие омерзительные формы принимало рабство, сколько тут было жестокости, подлости, скотского отношения к людям, за которыми никто не признавал никаких прав, никакого достоинства. Я понимаю, что христианство зародилось в рабовладельческом обществе и закономерно унаследовало всю его «атрибутику». Но с тех пор минуло две тысячи лет, мы живем в совершенно другом мире, где рабство справедливо считается омерзительным пережитком прошлого. Почему же христиане по-прежнему используют это слово? Почему им не стыдно, не противно говорить про себя «раб Божий»? Парадокс. С одной стороны, христианство – религия любви, есть даже, насколько я помню, такие слова: «Бог – есть любовь». А с другой стороны – апология рабства. Какая может быть любовь к Богу, если воспринимать его как всевластного господина, а себя – как униженного бесправного раба?

И еще. Если бы христианская Церковь действительно строилась на основе любви, она заняла бы непримиримую позицию по отношению к рабству. Не могут люди, утверждающие, будто любят ближних своих, владеть рабами. Однако из истории мы знаем, что рабство вполне ободрялось Церковью, а когда оно исчезло – то не благодаря деятельности Церкви, а скорее вопреки.

Но тут есть для меня одна сложность. Я знаю некоторых православных христиан, это замечательные люди, которые действительно любят ближних. Не будь их, я счел бы все эти христианские разговоры о любви лицемерием. А теперь не могу понять, как же так? Как в них это совмещается – любовь к людям и к своему Богу – и одновременно желание быть рабами. Мазохизм какой-то, не находите? 

Александр, г. Клин Московской области

Отвечает Роман Маханьков:

Рабство в Библии

Когда мы произносим слово «раб», перед глазами встают ужасные сцены из советских учебников по истории Древнего Рима. Да и после советской эпохи положение мало изменилось, ведь мы, европейцы, знаем о рабстве почти исключительно по рабству у римлян. Античные рабы… Абсолютно бесправные, несчастные, «человекоподобные» существа в оковах, прорезающих руки и ноги до самых костей… Их морят голодом, избивают плетьми и заставляют работать на износ 24 часа в сутки. А хозяин, в свою очередь, может в любую минуту сделать с ними все что угодно: продать, заложить, убить…

Это и есть первое заблуждение относительно термина «раб Божий»: рабство у евреев разительно отличалось от рабства у римлян, было гораздо мягче.

Иногда такое рабство называют патриархальным. В самые древние времена рабы были фактически членами семьи господина. Рабом мог называться также слуга, верный человек, служащий хозяину дома. Например, у Авраама – отца еврейского народа – был раб Елиезер, и пока у господина не родился сын, этот раб, названный в Библии «домочадцем» (!), считался его главным наследником (Бытие, глава 15, стихи 2-3). И даже после того, как у Авраама родился сын, Елиезер вовсе не стал похож на несчастное существо в оковах. Господин отправил его с богатыми дарами на поиски невесты для сына. И для еврейского рабства нет ничего удивительного, что он не сбежал от хозяина, присвоив имущество, а исполнил ответственное поручение как свое собственное дело. О подобном говорит и книга Притчей Соломоновых: «Разумный раб господствует над беспутным сыном, и между братьями разделит наследство» (глава 17, стих 2). Об образе такого раба говорит Христос, Который проповедовал в конкретной культурно-исторической обстановке.

Закон Моисеев запрещал навсегда обращать своих соплеменников в рабство. Вот как об этом говорит Библия: «Если купишь раба Еврея, пусть он работает шесть лет; а в седьмой пусть выйдет на волю даром. Если он пришел один, пусть один и выйдет. А если он женатый, пусть выйдет с ним и жена его» (Исход, глава 21, стихи 2-3).

Наконец, слово «раб» широко используется в Библии как формула вежливости. Обращаясь к царю или даже просто к кому-либо вышестоящему, человек называл себя его рабом. Именно так именовал себя, например, Иоав, командир войска царя Давида, будучи фактически вторым лицом в государстве (2-я Книга Царств, глава 18, стих 29). А совершенно свободная женщина Руфь (прабабушка Давида), обращаясь к своему будущему мужу Воозу, называла себя его рабой (Книга Руфь, глава 3, стих 9). Более того, Священное Писание именует рабом Господа даже Моисея (Книга Иисуса Навина, глава 1, стих 1), хотя это величайший ветхозаветный пророк, о котором в другом месте Библии говорится, что «говорил Господь с Моисеем лицом к лицу, как бы говорил кто с другом своим» (Исход, глава 33, стих 11).

Таким образом, непосредственные слушатели Христа понимали Его притчи о рабе и господине не так, как современные читатели. Во-первых, библейский раб был членом семьи, а значит, его труд основывался вовсе не на принуждении, а на преданности, верности хозяину, и слушателям было ясно, что речь идет о честном исполнении своих обязательств. А во-вторых, для них не было ничего обидного в этом слове, потому что оно являлось лишь выражением уважения к господину.

Рабство любви…

Но даже если терминология Иисуса и была понятна Его слушателям, зачем ею стали пользоваться последующие поколения христиан и, что самое непонятное – современные христиане, ведь прошло уже несколько столетий как общество отказалось от рабства, будь то римская его форма, или более мягкая – иудейская? И вот здесь возникает второе заблуждение относительно выражения «раб Божий».

Дело в том, что оно не имеет никакого отношения к социальному институту рабства. Когда человек говорит о себе: «я раб Божий», он выражает свое религиозное чувство.

И если социальное рабство в какой бы то ни было форме – это всегда несвобода, то религиозное чувство свободно по определению. Ведь человек сам волен выбирать, верить ему в Бога или нет, исполнять Его заповеди или отвергать. Если я верю во Христа, то становлюсь членом семьи – Церкви, Главой Которой Он является. Если я верю в то, что Он – Спаситель, я не могу уже относиться к Нему иначе, как с уважением и трепетом. Но, даже став членом Церкви, став «рабом Божьим», человек все равно остается свободен в своем выборе. Достаточно вспомнить, например, Иуду Искариотского – ближайшего ученика Иисуса Христа, который реализовал такую свободу, предав Своего Учителя.

Социальное рабство – это всегда страх раба (в большей или меньшей степени) перед своим господином. Но отношения человека с Богом основаны вовсе не на страхе, а на любви. Да, христиане называют себя «рабами Божьими», но почему-то люди, которые недоумевают насчет подобного наименования, не замечают таких слов Христа: «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями . ..» (Евангелие от Иоанна, глава 15, стихи 14-15). Что же заповедует Христос, за что Он называет Своих последователей друзьями? Это заповедь о любви к Богу и ближнему. И вот когда человек начинает исполнять эту заповедь, он обнаруживает, что принадлежать Богу можно только всецело. Другими словами, обнаруживает свою полную зависимость от Господа, который Сам есть Любовь (1-е Послание апостола Иоанна, глава 4, стих 8). Таким образом, в «странную» фразу «я раб Божий» человек вкладывает ощущение полной и всецелой зависимости своего сердца от Господа, без Которого оно не может по-настоящему любить. Но эта зависимость свободна.

Кто отменил рабство?

На фрагменте картины Павла Попова «Поцелуй Иуды» – момент, когда апостол Петр отсекает ухо «первосвященникову рабу» по имени Малх, одному из участников ночного ареста Иисуса Христа

И наконец, последнее заблуждение, что якобы Церковь поддерживала социальное рабство, в лучшем случае была пассивна, не протестуя против него, а отмена этого несправедливого общественного института произошла не благодаря деятельности Церкви, а скорее, вопреки. Давайте посмотрим, кто отменил рабство и по каким мотивам? Во-первых, там, где нет христианства, не считается зазорным держать рабов и до сих пор (к примеру, в Тибете рабство было законодательно отменено лишь в 1950 году). Во-вторых, Церковь действовала не методами Спартака, которые вели к ужасной «кровавой бане», а иначе, проповедуя, что и рабы, и господа равны перед Господом. Именно эта идея, постепенно вызревая, и привела к отмене рабства.

Для просвещенных язычников-греков вроде Аристотеля, живших в государствах, где основным было рабство «лагерного» типа, рабы были просто говорящими орудиями, да и все варвары – те, кто жил за пределами ойкумены – по природе являлись для них рабами. Наконец, вспомним недавнее историческое прошлое – Освенцим и ГУЛАг. Именно там на место учения Церкви о рабах Божьих было поставлено учение о человеке-господине – о господствующей расе нацистов и классовом сознании марксистов.

Церковь никогда не занималась и не занимается политическими революциями, а призывает людей к изменению своих сердец. В Новом Завете есть такая потрясающая книга – Послание апостола Павла к Филимону, весь смысл которого именно в братстве во Христе раба и господина. По своей сути это небольшое письмо, написанное апостолом своему духовному сыну Филимону. Павел отправляет ему обратно беглого раба, принявшего христианство, и при этом очень настойчиво требует, чтобы господин принял его как брата. Вот в этом принцип социальной активности Церкви – не принуждать, а убеждать, не приставлять нож к горлу, а давать пример личной самоотверженности. Кроме того, нелепо применять к ситуации 2000-летней давности современные социально-культурные понятия. Это все равно, что возмущаться отсутствием у апостолов своего web-сайта. Если хотите понять, какова была позиция Церкви и апостола Павла относительно рабства – сравните ее с позицией их современников. И посмотрите, что деятельность Павла принесла в этот мир, как она его изменила – медленно, но верно.

И последнее. В Библии есть книга пророка Исаии, где грядущий Мессия-Спаситель предстает в образе раба Господа: «Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля; но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли» (глава 49, стих 6). В Евангелии Христос неоднократно говорил, что Он пришел на землю не для того, чтобы «Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Евангелие от Марка, глава 10, стих 45). И апостол Павел пишет, что Христос для спасения людей «принял образ раба» (Послание к Филиппийцам, глава 2, стих 7). И если Сам Спаситель называл себя служителем и рабом Божьим, то неужели Его последователи постыдятся называть себя так?

Задать вопрос священнику

Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, задайте его через форму ниже. Обратите внимание: не все ответы публикуются на сайте. Если вы точно хотите получить ответ на свой вопрос, укажите е-mail — ответ придет вам на почту.

P.S. Священник, отвечающий вам в письме, может дать только общие рекомендации. Если вы хотите получить более подробный ответ по вашей личной ситуации, необходима личная встреча со священником.

Время ожидания ответа может быть различным в зависимости от сложности вопроса и загрузки отвечающих священников. Также в праздничные дни, дни особенной занятости священнослужителей (начало Великого поста, Страстная неделя, двунадесятые праздники и т.д.) ожидание ответа может занять более продолжительное время, чем обычно.

рабство | Определение, история и факты

рабство

Просмотреть все СМИ

Ключевые люди:
Абрахам Линкольн
Джон К. Калхун
Бенджамин Ф. Уэйд
Святой Петр Клавер
Дэвид Хантер
Похожие темы:
торговля людьми
долговое рабство
подчиненный код
энкомьенда
сексуальное рабство

Просмотреть весь соответствующий контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

рабство , состояние, при котором один человек принадлежит другому. Раб считался по закону собственностью или движимым имуществом и был лишен большинства прав, обычно принадлежащих свободным людям.

Нет единого мнения о том, что такое раб или как следует определять институт рабства. Тем не менее среди историков, антропологов, экономистов, социологов и других специалистов, изучающих рабство, существует общее мнение, что для того, чтобы назвать человека рабом, необходимо наличие большинства следующих характеристик. Раб был разновидностью собственности; таким образом, он принадлежал кому-то другому. В одних обществах рабы считались движимым имуществом, в других — недвижимым имуществом, например недвижимостью. Они были объектами закона, а не его субъектами. Таким образом, подобно быку или топору, раб обычно не нес ответственности за то, что он делал. Он не нес личной ответственности за правонарушения или контракты. У раба обычно было мало прав и всегда меньше, чем у его хозяина, но было не так много обществ, в которых он не имел бы абсолютно никаких прав. Как в большинстве обществ существуют ограничения на степень жестокого обращения с животными, так и в большинстве обществ были ограничения на степень жестокого обращения с рабом. Раб был удален из линии натального происхождения. Юридически, а часто и в социальном плане, у него не было родственников. Никто из родственников не мог отстоять его права или отомстить за него. Будучи «аутсайдером», «маргиналом» или «социально мертвым человеком» в обществе, где он был порабощен, его права на участие в принятии политических решений и других социальных действиях были меньше, чем у его владельца. На продукт труда раба мог претендовать кто-то другой, который также часто имел право распоряжаться его физическим воспроизводством.

Рабство было формой зависимого труда, выполняемого не членом семьи. Раб был лишен личной свободы и права географически перемещаться по своему желанию. Скорее всего, его способность делать выбор в отношении рода занятий и сексуальных партнеров, вероятно, будет ограничена. Рабство обычно, но не всегда, было принудительным. Если не все эти характеристики в их наиболее ограничительных формах применимы к рабу, то рабовладельческий режим в этом месте, вероятно, будет охарактеризован как «мягкий»; если бы почти все они были, то его обычно характеризовали бы как «тяжелый».

Рабы создавались разными способами. Вероятно, наиболее частым был захват на войне либо намеренно, как форма поощрения воинов, либо как случайный побочный продукт, как способ избавления от вражеских войск или гражданских лиц. Другие были похищены во время набегов на рабов или пиратских экспедиций. Многие рабы были потомками рабов. Некоторые люди были обращены в рабство в наказание за преступления или долги, других продали в рабство их родители, другие родственники или даже супруги, иногда для погашения долгов, иногда чтобы избежать голодной смерти. Разновидностью продажи детей было разоблачение, реальное или фиктивное, нежелательных детей, которых затем спасали другие и обращали в рабов. Еще одним источником рабства была самопродажа, совершавшаяся иногда для получения элитного положения, иногда для того, чтобы избежать нищеты.

Викторина «Британника»

Викторина «История рабства в Северной Америке»

Какая из американских колоний Англии первой признала рабство в качестве правового института? В какой колонии было самое многочисленное порабощенное население к 1700-м годам? Проверьте свои знания. Пройдите этот тест.

Рабство существовало во многих обществах прошлого, общие черты которых хорошо известны. Это было редкостью среди первобытных народов, таких как общества охотников-собирателей, потому что для процветания рабства необходима социальная дифференциация или стратификация. Также важным был экономический излишек, поскольку рабы часто были предметами потребления, которые сами должны были содержаться, а не производственными активами, которые приносили доход их владельцу. Излишек был также важен в рабовладельческих системах, где владельцы ожидали экономической выгоды от рабовладения.

Обычно должна ощущаться нехватка рабочей силы, иначе маловероятно, что большинство людей станет утруждать себя приобретением или содержанием рабов. Свободная земля и, в более общем смысле, открытые ресурсы часто были предпосылкой рабства; в большинстве случаев, когда не было открытых ресурсов, можно было найти нерабов, которые выполняли бы те же социальные функции с меньшими затратами. Наконец, должны были существовать некоторые централизованные правительственные институты, желающие обеспечить соблюдение законов о рабах, иначе имущественные аспекты рабства, вероятно, были химерическими. Большинство из этих условий должны были присутствовать, чтобы рабство существовало в обществе; если бы они все были, до движения за отмену 19го века охватила большую часть мира, почти наверняка существовало рабство. Хотя рабство существовало почти повсеместно, оно, по-видимому, сыграло особенно важную роль в развитии двух крупнейших мировых цивилизаций — западной (включая Древнюю Грецию и Рим) и исламской.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас

На протяжении всей письменной истории существовало два основных типа рабства. Наиболее распространенным было так называемое домашнее, патриархальное или домашнее рабство. Хотя домашние рабы иногда работали вне дома, например, на сенокосе или сборе урожая, их основной функцией была прислуга, которая служила своим владельцам в их домах или где-либо еще, например, на военной службе. Рабы часто были ориентированным на потребление символом статуса для своих владельцев, которые во многих обществах тратили большую часть своего излишка на рабов. Домашние рабы иногда сливались в той или иной степени с семьями своих владельцев, так что мальчики становились приемными сыновьями, а женщины становились наложницами или женами, родившими наследников. Храмовое рабство, государственное рабство и военное рабство были относительно редки и отличались от домашнего рабства, но в очень общих чертах их можно отнести к категории домашних рабов храма или государства.

Другим основным видом рабства было продуктивное рабство. Это было относительно нечасто и происходило в основном в классической афинской Греции и Риме, а также в постколумбовом околокарибском Новом Свете. Он также был обнаружен в Ираке 9-го века, среди индейцев квакиутль на северо-западе Америки и в нескольких районах Африки к югу от Сахары в 19-м веке. Хотя рабы также использовались в домашнем хозяйстве, рабство во всех этих обществах, по-видимому, существовало преимущественно для производства рыночных товаров в шахтах или на плантациях.

Важным теоретическим вопросом является взаимосвязь между производительным рабством и статусом общества как рабского или рабовладельческого общества. В рабовладельческом обществе рабы составляли значительную часть (не менее 20–30 процентов) всего населения, и большая часть энергии этого общества была мобилизована на получение и содержание рабов. Кроме того, институт рабства оказал значительное влияние на такие институты общества, как семья, а также на его социальную мысль, право и экономику. Кажется очевидным, что рабовладельческое общество вполне могло существовать без производительного рабства; известные исторические примеры были сосредоточены в Африке и Азии. Также ясно, что большинство рабовладельческих обществ были сосредоточены в западных (включая Грецию и Рим) и исламских цивилизациях. В рабовладельческом обществе рабы присутствовали, но в меньшем количестве, и они гораздо меньше были в центре внимания общественной энергии.

Рабство было видом зависимого труда, отличавшимся от других форм прежде всего тем, что в любом обществе оно было самым унизительным и самым суровым. Рабство было прототипом отношений, определяемых господством и властью. Но на протяжении столетий человек изобретал и другие формы зависимого труда, кроме рабства, включая крепостничество, кабальный труд и рабство. Термин «крепостное право» используется слишком часто, часто там, где это неуместно (всегда как оскорбительное название). В прошлом крепостной обычно был земледельцем, тогда как, в зависимости от общества, раб мог быть занят почти любым занятием. Канонически крепостное право было зависимым состоянием большей части крестьянства Западной и Центральной Европы со времен упадка Римской империи до эпохи Французской революции. Это включало «второе закрепощение», охватившее центральную и часть восточной Европы в 15-м и 16-м веках. Россия не знала «первого крепостного права»; крепостное право здесь началось постепенно в середине 15 в., завершилось к 1649 г., и длился до 1906 года. Вопрос о том, правильно ли термин «крепостное право» описывает положение крестьянства в других контекстах, является предметом яростных споров. Как бы то ни было, крепостной отличался от раба еще и тем, что он обычно был субъектом закона, т. е. имел некоторые права, тогда как раб, объект закона, имел значительно меньше прав. Более того, крепостной обычно был привязан к земле (наиболее существенным исключением был русский крепостной примерно между 1700 и 1861 годами), тогда как раб всегда был привязан к своему хозяину; т. е. он должен был жить там, где ему велел хозяин, и часто владелец мог продать его в любое время. Крепостной обычно владел своими средствами производства (зерном, скотом, инвентарем), кроме земли, тогда как раб не владел ничем, часто даже одеждой на спине. Право крепостного жениться на имении своего господина часто ограничивалось, но вмешательство хозяина в его репродуктивную и семейную жизнь обычно было гораздо меньше, чем в случае раба. Государство могло призвать крепостных платить налоги, выполнять барщину на дорогах и служить в армии, но рабы обычно освобождались от всех этих повинностей.

Человек стал наемным слугой, заняв деньги, а затем добровольно согласившись отработать долг в течение определенного срока. В некоторых обществах наемные слуги, вероятно, мало чем отличались от долговых рабов (т. е. лиц, изначально неспособных расплатиться по обязательствам и поэтому вынужденных отрабатывать их в установленном законом размере в год). Однако долговые рабы считались преступниками (по сути, ворами) и, следовательно, подвергались более суровому обращению. Возможно, до половины всех белых поселенцев в Северной Америке были наемными слугами, которые соглашались работать на кого-то (покупателя контракта) по прибытии, чтобы заплатить за их проезд. Некоторые наемные слуги утверждали, что с ними обращались хуже, чем с рабами; Экономическая логика ситуации заключалась в том, что рабовладельцы рассматривали своих рабов как долгосрочное вложение, стоимость которого упадет, если с ними плохо обращаться, в то время как краткосрочные (обычно четыре года) наемные слуги могли подвергаться жестокому обращению почти до смерти, потому что их хозяева имели только кратковременный интерес к ним. Практика различалась, но в договорах об облигациях иногда указывалось, что слуги должны быть освобождены с денежной суммой, иногда с участком земли, возможно, даже с супругом, тогда как для освобожденных рабов условия обычно больше зависели от щедрости владельца.

Пеонами называли либо лиц, вынужденных отрабатывать долги, либо преступников. Пеоны, которые были латиноамериканским вариантом долговых рабов, были вынуждены работать на своих кредиторов, чтобы выплатить то, что они должны. Они имели тенденцию сливаться с уголовниками, потому что люди в обеих категориях считались преступниками, и это было особенно верно в обществах, где денежные штрафы были основной санкцией и формой возмещения за преступления. Таким образом, уголовник, не уплативший штраф, являлся неплатежеспособным должником. Долговому батраку приходилось работать на своего кредитора, а труд преступного батрака государство продавало третьему лицу. У пеонов было даже меньше обращений к закону за плохое обращение, чем у наемных слуг, и условия освобождения для первых обычно были менее благоприятными, чем для вторых.

Рабство — Национальный архив

  • Задания
  • Фон
  • Заметки учителя
  • Внешние ссылки
  • Связь с учебным планом

Как только европейцы начали селиться в Америке, в начале 16 века, они завезли на работу порабощенных африканцев. По мере роста европейских поселений рос и спрос на порабощенных людей. В течение следующих 300 лет более 11 миллионов порабощенных людей были переправлены через Атлантику из Африки в Америку и Вест-Индию, и Британия вела эту торговлю с середины 17 века и далее. Такие порты, как Бристоль, Ливерпуль и Глазго, ежегодно отправляли множество кораблей с рабами, принося своим владельцам большое процветание. Многие другие города также разбогатели за счет прибыли от промышленности, которая зависела от производимых рабами материалов, таких как хлопок, сахар и табак.

Кампания по отмене рабства в Великобритании началась в 1760-х годах при поддержке как черных, так и белых аболиционистов. Битва была долгой и упорной: сторонники рабства утверждали, что работорговля важна для британской экономики, и утверждали, что порабощенные африканцы счастливы и с ними хорошо обращаются. Однако частые восстания порабощенных африканцев и свидетельства ужасных условий, в которых они находились во время и после транспортировки, привели к растущей поддержке требований об отмене работорговли. В конце концов, в 1807 году парламент принял Закон об отмене работорговли, который отменил торговлю Британией порабощенными народами между Африкой, Вест-Индией и Америкой.

Активисты движения за рабство утверждали, что без продажи новых порабощенных африканцев рабовладельцы будут лучше обращаться со своими существующими рабами. Однако было ясно, что с порабощенными людьми по-прежнему жестоко обращались, и многие продолжали сопротивляться и восставать против своего порабощения. В 1833 году парламент принял еще один закон об отмене рабства в Британской Вест-Индии, Канаде и на мысе Доброй Надежды (южная Африка), а это означало, что покупать или владеть человеком теперь было незаконно. Однако рабство продолжалось в других областях Британской империи, включая территории, управляемые Ост-Индской компанией, Цейлон (современная Шри-Ланка) и остров Святой Елены. Между 1808 и 1869 гг.Западноафриканская эскадра Королевского флота захватила более 1600 невольничьих кораблей и освободила около 150 000 африканцев, но, несмотря на это, по оценкам, еще 1 миллион человек был порабощен и перевезен на протяжении 19 века. Используйте этот урок, чтобы изучить оригинальные судебные протоколы из Доминики, британской колонии, и фотографии с HMS Daphne, британского военного корабля, который позже использовался для предотвращения перевозки порабощенных людей.


Задачи

Привязка истории — Стартовая активность

1. Прочтите источник 1. Посмотрите на имена в документе.
  • Эти порабощенные люди родом из Африки. Это африканские имена? Кто их назвал?
  • Сколько имен у порабощенных африканцев? Почему им не дали фамилии?
  • Какие порабощенные люди мужчины, а какие женщины? Влияет ли их пол на отношение к ним суда?
  • Доминика была французским владением до 1763 года. Кто из рабов имеет французские имена?
2.

Теперь посмотрите на обвинения против порабощенных африканцев в Источнике 1.

  • В чем было обвинено большинство этих порабощенных людей?
  • Доминика — совсем небольшой остров. Когда в 1834 году здесь была проведена первая перепись, население (белых и черных) составляло всего 14 000 человек. Что этот документ говорит вам о масштабах сопротивления беглецов?
3. В документе перечислены 13 порабощенных африканцев.
  • Сколько повешено? Сколько взбитых? Сколько выписали?
  • Что случилось с Пьером (28 января)?
  • Как вы думаете, почему вынесенные приговоры были такими жестокими?
  • Что бы вы сказали об этом документе, если бы вы были британским аболиционистом, выступающим за полную отмену рабства?
  • Что бы вы сказали об этом, если бы были защитниками рабства?
4. Посмотрите на Источник 2a, b и c.

Будучи крупнейшей нацией рабовладельцев, Британия стала решительной аболиционистской державой после 1833 года, используя Королевский флот для остановки кораблей, подозреваемых в работорговле. Эти фотографии были сделаны около 1868 года у восточного побережья Африки. Они являются частью отчета Джона Армстронга Чаллиса, лейтенанта Королевского флота, работающего над отменой рабства на Занзибаре. Занзибар не отменял рабство до 189 г.7.

  • Мы очень мало знаем об этих фотографиях. Используйте подсказки, которые вы можете найти на фотографиях, чтобы предположить, что они на самом деле показывают
  • .

  • Напишите краткую характеристику порабощенных людей – возраст, количество, одежда, другие условия
  • Эти фотографии были сделаны около 1869 года в Индийском океане. Насколько они полезны как свидетельство атлантической работорговли до ее отмены в 1807 году?
  • Корабль, на котором были сделаны эти фотографии, был HMS Daphne 9.0132 , британский военный корабль, использовавшийся для предотвращения перевозки порабощенных людей. Как вы думаете, имела ли Британия право выступать в роли мировой полиции, останавливая и обыскивая корабли других стран? (Помните, что до 1807 года Великобритания была крупной страной работорговли. )

Предыстория

Расизм

Порабощение является как следствием, так и причиной расизма. Вера в то, что некоторые люди ниже в расовом отношении, позволила европейцам наладить торговлю африканскими порабощенными людьми в 1520-х годах. Это побудило белых поверить в то, что жестокость захвата порабощенных людей, бесчеловечные условия на невольничьих кораблях и невероятно жестокое обращение с порабощенными в Америке были каким-то образом оправданы. Источник 2 — еще один пример этого. Порабощение также вызвало расизм, создав в прошлом стереотип о чернокожих как о жертвах.

Треугольная торговля

Британская торговля порабощенными людьми была трехэтапным путешествием: от британских портов до Западной Африки, где порабощенных людей покупали с оружием и другими товарами британского производства. Затем последовал ужасный «средний проход» в Америку, где под палубой было забито как можно больше порабощенных людей. Затем порабощенных продавали на юге США, на Карибских островах и в Южной Америке, где их использовали для работы на плантациях. Плантации были фермами, выращивающими только те культуры, которые были нужны Европе: табак, сахар, хлопок. Торговые суда загружали эти продукты и доставляли их обратно в Британию на последнем этапе пути. Прибыль от этой торговли сделала торговцев богатыми, а также обеспечила капитал (деньги) для многих предприятий ранней промышленной революции.

Плантационная жизнь

Порабощенные люди работали в бандах, состоящих как из мужчин, так и из женщин, управляемых кнутом надзирателя. Они работали по десять-двенадцать часов в день под тропическим солнцем шесть дней в неделю. Другие порабощенные люди работали ремесленниками или слугами. Тот факт, что их можно было купить или продать за пределами плантации в любое время, очень затруднял поддержание нормальной семейной жизни. Некоторые из «беглецов», перечисленных в Источнике 1, возможно, просто пытались навестить друзей или родственников, которых продали на другую плантацию.

Африканские песни, игры, сказки и религия помогали порабощенным сохранять веру в себя. С 17 века банды беглецов, называемые на Ямайке «марунами», создавали независимые, постоянные общины, которые сопротивлялись всем попыткам белых владельцев и солдат подавить их. Иногда это перерастало в открытый конфликт, как, например, Марунские войны 1730–1740 и 1795–1796 годов. Были также восстания рабов на Антигуа в 1735 г., восстание Тэки на Ямайке в 1760 г., восстание Кофи в Гайане в 1763 г., в Гранаде в 179 г.5-7 и так далее.

Отмена

Дело против порабощения имело несколько аргументов:

  • моральный аргумент: порабощение есть зло, не по-христиански
  • экономический аргумент: порабощение дорого и неэффективно
  • юридический аргумент: порабощение является незаконным в соответствии с британским законодательством
  • проблемы на плантациях: порабощенные люди продолжали сопротивляться порабощению и не будут подавлены

Кампания за отмену рабства стала первым популярным мирным массовым протестным движением современности. Ведущими белыми аболиционистами были Грэнвиль Шарп, который помогал чернокожим бороться с судебными исками; Томас Кларксон, собиравший доказательства жестокости работорговли со всей Британии; и Уильям Уилберфорс, который боролся за закон в парламенте. Они работали с чернокожими борцами за отмену смертной казни, такими как Олауда Эквиано и Оттоба Кугуано. Мэри Принс, которая часть своей жизни находилась в рабстве, написала важную книгу о своем опыте, которая помогла повлиять на окончательную отмену рабства в 1833 г.

Очевидно, что кампания за отмену рабства не закончилась в 1833 году. Владельцы плантаций по-прежнему использовали принудительный труд в виде наемных рабочих (работник, работающий на определенный срок для их перевозки, питания и проживания), особенно на табачных плантациях. Теоретически быть наемным работником означало, что с вами должны обращаться справедливо и что, хотя вам не платят за ваш труд, вам будут давать приличную еду и место для ночлега. На самом деле с наемными рабочими часто обращались не лучше, чем с порабощенными рабочими, с избиениями и даже смертью, что было обычным явлением.


Заметки учителя

В этом уроке есть вводное видео, основанное на одном из наших документов, чтобы «зацепить» учащихся за выполнение последующих заданий урока.

Этот урок предлагает наглядное свидетельство жестокости, на которой основывалось порабощение. Судебные протоколы Доминики раскрывают всевозможные подробности о том, как работало порабощенное африканское общество. Но более всего в нем показаны наказания, которым подвергались порабощенные люди, во всей их жестокости. С этого момента можно исследовать всю историю порабощения — почему порабощенные были там, кто управлял плантациями, почему они сбежали. Это также важное свидетельство причин, по которым кампания за отмену смертной казни продолжилась после 1807 г. до полной отмены института порабощения в 1833 г.

История порабощения часто заканчивается в 1833 году. Но это не был конец порабощения даже в Америке. Он не был отменен в США до 1863 года, после того как из-за этого вопроса разразилась кровавая гражданская война. В Бразилии оно не было отменено до 1888 года. Высокая мораль Британии в отношении порабощения после 1833 года не часто затрагивается. Источники 2a, b и c показывают, сколько усилий Великобритания приложила к своей деятельности против рабства в некоторых частях мира на протяжении 19 века.

Источники

Иллюстрация ZPER 34/29 — иллюстрация из Illustrated London News, показывающая продажу рабов в Южной Каролине около 1856 года

Источники 2 a, b, c FO 84/1310 — на этих фотографиях изображены восточноафриканские порабощенные люди, спасенные британским военным кораблем HMS Daphne . HMS Daphne часто использовался для спасения порабощенных людей от бегунов за рабами после отмены рабства в Великобритании в 1833 году. Спасенных порабощенных людей часто отправляли на соседний остров, где они затем основывали новые колонии.


Внешние ссылки

Полезный сайт с большим количеством изображений и ресурсов, связанных с порабощением.
Сын Юга

Международные коллекции музея рабства в музее Ливерпуля
https://www.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts