Кто такой святой владимир: Владимир Святой | Читать биографии известных личностей РФ для школьников и студентов

Разное

Святой равноапостольный великий князь Владимир / Патриархия.ru

Святой равноапостольный великий князь Владимир. Немногие имена на скрижалях истории могут сравниться по значению с именем святого равноапостольного Владимира, крестителя Руси, на века вперед предопределившего духовные судьбы Русской Церкви и русского православного народа. Владимир был внук святой равноапостольной Ольги, сын Святослава († 972). Мать его, Малуша († 1001) — дочь Малка Любечанина, которого историки отождествляют с Малом, князем Древлянским. Приводя к покорности восставших древлян и овладев их городами, княгиня Ольга повелела казнить князя Мала, за которого пытались ее сватать после убийства Игоря, а детей его, Добрыню и Малушу, взяла с собой. Добрыня вырос храбрым умелым воином, обладал государственным умом, был впоследствии хорошим помощником своему племяннику Владимиру в делах военного и государственного управления.

«Вещая дева» Малуша стала христианкой (вместе с великой княгиней Ольгой в Царьграде), но сохранила в себе таинственный сумрак языческих древлянских лесов. Тем и полюбилась она суровому воину Святославу, который, против воли матери, сделал ее своей женой. Разгневанная Ольга, считая невозможным брак своей «ключницы», пленницы, рабыни с сыном Святославом, наследником великого Киевского княжения, отправила Малушу на свою родину в весь неподалеку от Выбут. Там и родился, около 960 года, мальчик, названный русским языческим именем Володимир — владеющий миром, владеющий особым даром мира.

В 970 году Святослав, отправляясь в поход, из которого ему не суждено уже было вернуться, поделил Русскую Землю меж тремя сыновьями. В Киеве княжил Ярополк, в Овруче, центре Древлянской земли, Олег, в Новгороде — Владимир. Первые годы княжения мы видим Владимира яростным язычником. Он возглавляет поход, в котором ему сочувствует вся языческая Русь, против Ярополка-христианина, или, во всяком случае, по свидетельству летописи, «давшего великую волю христианам», и вступает 11 июня 978 года в Киев, став «единодержцем» Киевского государства, «покорив окрестные страны, одни — миром, а непокорных — мечем».

Молодой Владимир предавался бурной чувственной жизни, хотя далеко не был таким сластолюбцем, каким его иногда изображают. Он «пас свою землю правдою, мужеством и разумом», как добрый и рачительный хозяин, при необходимости расширял и оборонял ее пределы силой оружия, а возвращаясь из похода, устраивал для дружины и для всего Киева щедрые и веселые пиры.

Но Господь готовил ему иное поприще. Где умножается грех, там, — по слову Апостола, — преизобилует благодать. «И прииде на него посещение Вышнего, призре на него Всемилостиве око Благого Бога, и воссияла мысль в сердце его, да разумеет суету идольского прельщения, да взыщет Единого Бога, сотворившего все видимое и невидимое». Дело принятия Крещения облегчалось для него внешними обстоятельствами. Византийскую империю сотрясали удары мятежных полководцев Варды Склира и Варды Фоки, каждый из которых уже примеривал царскую корону. В трудных условиях императоры, братья-соправители Василий Болгаробойца и Константин, обратились за помощью к Владимиру.

События развивались быстро. В августе 987 года Варда Фока провозгласил себя императором и двинулся на Константинополь, осенью того же года послы императора Василия были в Киеве. «И истощились богатства его (Василия), и побудила его нужда вступить в переписку с царем Руссов. Они были его врагами, но он просил у них помощи, — пишет о событиях 980-х годов один из арабских хронистов. — И царь Руссов согласился на это, и просил свойства с ним».

В награду за военную помощь Владимир просил руки сестры императоров Анны, что было для византийцев неслыханной дерзостью. Принцессы крови никогда не выходили замуж за «варварских» государей, даже христиан. В свое время руки той же Анны домогался для своего сына император Оттон Великий, и ему было отказано, но сейчас Константинополь вынужден был согласиться.

Был заключен договор, согласно которому Владимир должен был послать в помощь императорам шесть тысяч варягов, принять святое Крещение и при этом условии получить руку царевны Анны. Так в борьбе человеческих устремлений воля Божия определила вхождение Руси в благодатное лоно Церкви Вселенской. Великий князь Владимир принимает Крещение и направляет в Византию военную подмогу. С помощью русских мятеж был разгромлен, а Варда Фока убит. Но греки, обрадованные неожиданным избавлением, не торопятся выполнить свою часть уговора.

Возмущенный греческим лукавством, князь Владимир «вборзе собра вся своя» и двинул «на Корсунь, град греческий», древний Херсонес. Пал «неприступный» оплот византийского господства на Черном море, один из жизненно важных узлов экономических и торговых связей империи. Удар был настолько чувствителен, что эхо его отозвалось по всем Византийским пределам.

Решающий довод снова был за Владимиром. Его послы, воевода Олег и Ждьберн, прибыли вскоре в Царьград за царевной. Восемь дней ушло на сборы Анны, которую братья утешали, подчеркивая значительность предстоящего ей подвига: способствовать просвещению Русского государства и земли их, сделать их навсегда друзьями Ромейской державы. В Тавриде ее ждет святой Владимир, к титулам которого прибавился новый, еще более блестящий — цесарь (царь, император). Надменным владыкам Константинополя пришлось уступить и в этом — поделиться с зятем цесарскими (императорскими) инсигниями. В некоторых греческих источниках святой Владимир именуется с того времени «могущественным басилевсом», он чеканит монеты по византийским образцам и изображается на них со знаками императорской власти: в царской одежде, на голове — императорская корона, в правой руке — скипетр с крестом.

С царевной прибыл посвященный святым Патриархом Николаем II Хризовергом на Русскую кафедру митрополит Михаил со свитой, клиром, многими святыми мощами и другими святынями. В древнем Херсонесе, где каждый камень помнил святого Андрея Первозванного, свершилось венчание святого равноапостольного Владимира и блаженной Анны, напомнив и подтвердив исконное единство благовестия Христова на Руси и в Византии. Корсунь, «вено царицы», был возвращен Византии. Великий князь весной 988 года отправляется с супругой через Крым, Тамань, Азовские земли, входившие в состав его обширных владений, в обратный путь к Киеву. Впереди великокняжеского поезда с частыми молебнами и несмолкающими священными песнопениями несли кресты, иконы, святые мощи. Казалось, сама Святая Вселенская Церковь двинулась в просторы Русской земли, и обновленная в купели Крещения Святая Русь открывалась навстречу Христу и Его Церкви.

Наступило незабываемое и единственное в русской истории утро Крещения киевлян в водах Днепра. Накануне святой Владимир объявил по городу: «Если кто не придет завтра на реку — богатый или бедный, нищий или раб — будет мне враг». Священное желание святого князя было исполнено беспрекословно: «в одно время вся земля наша восславила Христа со Отцем и Святым Духом».

Трудно переоценить глубину духовного переворота, совершившегося молитвами святого равноапостольного Владимира в русском народе, во всей его жизни, во всем мировоззрении. В чистых киевских водах, как в «бане пакибытия», осуществилось таинственное преображение русской духовной стихии, духовное рождение народа, призванного Богом к невиданным еще в истории подвигам христианского служения человечеству. — «Тогда начал мрак идольский от нас отходить, и заря Православия явилась, и Солнце Евангельское землю нашу осияло». В память священного события, обновления Руси водою и Духом, установился в Русской Церкви обычай ежегодного крестного хода «на воду» 1 августа, соединившийся впоследствии с празднеством Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, общим с Греческой Церковью, и русским церковным празднеством Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице (установленным святым Андреем Боголюбским в 1164 году). В этом соединении праздников нашло точное выражение русское Богословское сознание, для которого неразрывны Крещение и Крест.

Всюду по Святой Руси, от древних городов до дальних погостов, повелел святой Владимир ниспровергнуть языческие требища, иссечь истуканов, а на месте их рубить по холмам церкви, освящать престолы для Бескровной Жертвы. Храмы Божии вырастали по лицу земли, на возвышенных местах, у излучин рек, на старинном пути «из варяг в греки» — словно путеводные знаки, светочи народной святости. Прославляя храмоздательные труды равноапостольного Владимира, автор «Слова о законе и благодати», святитель Иларион, митрополит Киевский, восклицал: «Капища разрушаются, и церкви поставляются, идолы сокрушаются и иконы святых являются, бесы убегают, Крест грады освящает». С первых веков христианства ведет начало обычай воздвигать храмы на развалинах языческих святилищ или на крови святых мучеников. Следуя этому правилу, святой Владимир построил храм святого Василия Великого на холме, где находился жертвенник Перуна, и заложил каменный храм Успения Пресвятой Богородицы (Десятинный) на месте мученической кончины святых варягов-мучеников (память 12 июля). Великолепный храм, призванный стать местом служения митрополита Киевского и всея Руси, первопрестольным храмом Русской Церкви, строился пять лет, был богато украшен настенной фресковой живописью, крестами, иконами и священными сосудами, привезенными из Корсуня. День освящения храма Пресвятой Богородицы, 12 мая (в некоторых рукописях — 11 мая), святой Владимир повелел внести в месяцесловы для ежегодного празднования. Событие было соотнесено с существовавшим уже праздником 11 мая, связывавшим новый храм двойной преемственностью. Под этим числом отмечается в святцах церковное «обновление Царьграда» — посвящение святым императором Константином новой столицы Римской империи, Константинополя, Пресвятой Богородице (в 330 году). В тот же день при святой равноапостольной Ольге освящен в Киеве храм Софии — Премудрости Божией (в 960 году). Святой равноапостольный Владимир, освятив кафедральный собор Пресвятой Богородицы, посвящал тем самым, вслед за равноапостольным Константином, стольный град Земли Русской, Киев, Владычице Небесной.

Тогда же святым Владимиром была пожалована Церкви десятина, почему и храм, ставший центром общерусского сбора церковной десятины, нарекли Десятинным. Древнейший текст уставной грамоты, или церковного Устава, святого князя Владимира гласил: «Се даю церкви сей Святыя Богородицы десятину из всего своего княжения, и тако же и по всей земле Русской от всего княжья суда десятую векшу, из торгу — десятую неделю, а из домов на всяко лето — десятое всякого стада и всякого жита, чудной Матери Божией и чудному Спасу». Устав перечислял также «церковных людей», освобождавшихся от судебной власти князя и его тиунов, подлежавших суду митрополита.

Летопись сохранила молитву святого Владимира, с которой он обратился к Вседержителю при освящении Успенского Десятинного храма: «Господи Боже, призри с Небесе и виждь, и посети винограда Своего, яже насади десница Твоя. И сверши новые люди сии, им же обратил еси сердце и разум — познати Тебя, Бога Истинного. И призри на церковь Твою сию, юже создал недостойный раб Твой во имя Рождшей Тя Матери, Приснодевы Богородицы. Аще кто помолится в церкви сей, то услыши молитву его, молитв ради Пречистой Богородицы».

С Десятинной церковью и епископом Анастасом некоторые историки связывали начало русского летописания. При ней были составлены Житие святой Ольги и сказание о варягах-мучениках в их первоначальном виде, а также «Слово о том, како крестися Владимир возмя Корсунь». Там же возникла ранняя, греческая редакция Жития святых мучеников Бориса и Глеба.

Киевскую митрополичью кафедру при святом Владимире занимали последовательно митрополиты святой Михаил († 15 июня 991), митрополит Феофилакт, переведенный в Киев с кафедры Севастии Армянской (991-997), митрополит Леонтий (997-1008), митрополит Иоанн I (1008-1037). Их трудами были открыты первые епархии Русской Церкви: Новгородская (первым ее предстоятелем был святитель Иоаким Корсунянин († 1030, составитель Иоакимовской летописи), Владимиро-Волынская (открыта 11 мая 992 года), Черниговская, Переяславская, Белгородская, Ростовская. «Сице же и по всем грады и по селам воздвизахуся церкви и монастыри, и умножахуся священницы, и вера православная цветяше и сияше яко солнце». Для утверждения веры в новопросвещенном народе нужны были ученые люди и школы для их подготовки. Поэтому святой Владимир со святым митрополитом Михаилом «начаша от отцов и матерей взимати младые дети и давати в училище учитися грамоте». Такое же училище устроил святитель Иоаким Корсунянин († 1030) в Новгороде, были они и в других городах. «И бысть множество училищ книжных, и бысть от сих множество любомудрых философев».

Святой Владимир твердой рукой сдерживал на рубежах врагов, строил города, крепости. Им построена первая в русской истории «засечная черта» — линия оборонительных пунктов против кочевников. «Нача ставити Володимер грады по Десне, по Выстри, по Трубежу, по Суле, по Стугне. И населил их новгородцами, смольнянами, чудью и вятичами. И воевал с печенегами и одолевал их». Действенным оружием часто была мирная христианская проповедь среди степных язычников. В Никоновской летописи под 990 годом записано: «Того же лета приидоша из болгар к Володимеру в Киев четыре князя и просветишася Божественным Крещением». В следующем году «прииде печенегский князь Кучуг и прият греческую веру, и крестися во Отца и Сына и Святого Духа, и служаше Владимиру чистым сердцем». Под влиянием святого князя крестились и некоторые видные иноземцы, например, живший несколько лет в Киеве норвежский конунг (король) Олаф Трюггвасон († 1000), знаменитый Торвальд Путешественник, основатель монастыря святого Иоанна Предтечи на Днепре под Полоцком, и другие. В далекой Исландии поэты-скальды назвали Бога «хранителем греков и русских».

Средством христианской проповеди были и знаменитые пиры святого Владимира: по воскресеньям и большим церковным праздникам после литургии выставлялись для киевлян обильные праздничные столы, звонили колокола, славословили хоры, «калики перехожие» пели былины и духовные стихи. Например, 12 мая 996 года по поводу освящения Десятинной церкви князь «сотвори пирование светло», «раздавая имения много убогим, и нищим, и странникам, и по церквам и по монастырям. Больным же и нищим доставлял по улицам великие кады и бочки меду, и хлеб, и мясо, и рыбу, и сыр, желая, чтобы все приходили и ели, славя Бога». Пиры устраивались также в честь побед киевских богатырей, полководцев Владимировых дружин — Добрыни, Александра Поповича, Рогдая Удалого.

В 1007 году святой Владимир перенес в Десятинную церковь мощи святой равноапостольной Ольги. А четыре года спустя, в 1011 году, там же была погребена его супруга, сподвижница многих его начинаний, блаженная царица Анна. После ее кончины князь вступил в новый брак — с младшей дочерью немецкого графа Куно фон Эннингена, внучкой императора Оттона Великого.

Эпоха святого Владимира была ключевым периодом для государственного становления православной Руси. Объединение славянских земель и оформление государственных границ державы Рюриковичей происходили в напряженной духовной и политической борьбе с соседними племенами и государствами. Крещение Руси от православной Византии было важнейшим шагом ее государственного самоопределения. Главным врагом святого Владимира стал Болеслав Храбрый, в планы которого входило широкое объединение западнославянских и восточнославянских племен под эгидой католической Польши. Это соперничество восходит еще ко времени, когда Владимир был язычник: «В лето 6489 (981). Иде Володимер на ляхи и взя грады их, Перемышль, Червень и иные грады, иже есть под Русью». Последние годы Х столетия также наполнены войнами святого Владимира и Болеслава.

После кратковременного затишья (первое десятилетие ХI века) «великое противостояние» вступает в новую фазу: в 1013 году в Киеве был раскрыт заговор против святого Владимира: Святополк Окаянный, женившийся на дочери Болеслава, рвался к власти. Вдохновителем заговора был духовник Болеславны, католический епископ Колобжегский Рейберн.

Заговор Святополка и Рейберна был прямым покушением на историческое существование Русского государства и Русской Церкви. Святой Владимир принял решительные меры. Все трое были арестованы, и Рейберн вскоре скончался в заточении.

Святой Владимир не мстил «гонящим и ненавидевшим» его. Принесший притворное покаяние Святополк был оставлен на свободе.

Новая беда назревала на Севере, в Новгороде. Ярослав, еще не столь «мудрый», каким он вошел позже в русскую историю, ставший в 1010 году держателем Новгородских земель, задумал отложиться от своего отца, великого князя Киевского, завел отдельное войско, перестал платить в Киев обычную дань и десятину. Единству Русской земли, за которое всю жизнь боролся святой Владимир, угрожала опасность. В гневе и скорби князь повелел «мосты мостить, гати гатить», готовиться к походу на Новгород. Силы его были на исходе. В приготовлениях к последнему своему, к счастью несостоявшемуся, походу креститель Руси тяжело заболел и предал дух Господу в селе Спас-Берестове 15 июля 1015 года. Он правил Русским государством тридцать семь лет (978-1015). из них двадцать восемь лет прожил во святом Крещении.

Готовясь к новой борьбе за власть и надеясь в ней на помощь поляков, Святополк, чтобы выиграть время, пытался скрыть смерть отца. Но патриотически настроенные киевские бояре тайно, ночью, вывезли тело почившего государя из Берестовского дворца, где сторожили его люди Святополка, и привезли в Киев. В Десятинной церкви гроб с мощами святого Владимира встретило киевское духовенство во главе с митрополитом Иоанном. Святые мощи были положены в мраморной раке, поставленной в Климентовском приделе Десятинного Успенского храма рядом с такой же мраморной ракой царицы Анны…

Имя и дело святого равноапостольного Владимира, которого народ назвал Красным Солнышком, связано со всей последуюшей историей Русской Церкви. «Им мы обожились и Христа, Истинную Жизнь, познали», — засвидетельствовал святитель Иларион. Подвиг его продолжили его сыновья, внуки, правнуки, владевшие Русской землей в течение почти шести столетий: от Ярослава Мудрого, сделавшего первый шаг к независимому существованию Русской Церкви — до последнего Рюриковича, царя Феодора Иоанновича, при котором (в 1589 году) Русская Православная Церковь стала пятым самостоятельным Патриархатом в диптихе Православных Автокефальных Церквей.

Празднование святому равноапостольному Владимиру было установлено святым Александром Невским после того, как 15 мая 1240 года, помощью и заступлением святого Владимира, была им одержана знаменитая Невская победа над шведскими крестоносцами.

Но церковное почитание святого князя началось на Руси значительно ранее. Митрополит Иларион, святитель Киевский († 1053), в «Слове о законе и благодати», сказанном в день памяти святого Владимира у раки его в Десятинном храме, называет его «во владыках апостолом», «подобником» святого Константина, и сравнивает его апостольское благовестие Русской Земле с благовестием святых апостолов.

Иконописный подлинник


Новгород. XV.

Святые Владимир, Борис, Глеб. Икона (таблетка). Новгород. Конец XV в. 24 х 19. Из Софийского собора. Новгородский музей.


Ферапонтово. 1502.

Св. Владимир. Дионисий. Фреска. Ферапонтово. 1502 г.


Псков. XVI.

Успение со святыми князьями Владимиром, Борисом и Глебом (фрагмент). Икона. Псков. 1-я половина XVI в. 128 х 70. Из ц. Успения в Бутырках. Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.


Москва. XVI.

Святые Владимир, Борис и Глеб с житием Бориса и Глеба. Икона. Москва. 1-я половина XVI в. ГТГ. Москва.


Новгород.

XV.

Св. равноап. Владимир. Икона. Новгород. 1-я треть XV века. 97 х 37. Из собрания И.С. Остроухова. С 1929 из Музея иконописи поступила в ГТГ.


Вологда. XVI.

Свв. Владимир, Борис и Глеб с житием равноап. Владимира. Икона. Вологда. Середина — 3-я четверть XVI в. 158 х 119. Из ц. кн. Владимира в Вологде (?). Позднее находилась в Богородицкой Верхнедольской ц. Вологодский музей.


Русь. XVII.

Минея — Июль (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии.


Москва. 1950-70.

Равноапостольные Владимир, Ольга и мученица Людмила. Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Сергиев Посад. 1950-70-е годы. Частное собрание.


Москва. 1920-30.

Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 — начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры.


Новый сводный иконописный подлинник, подготовленный Иконописной школой при Московской Духовной академии

Почему Владимир «Святой», и некоторые другие факты о Дне Крещения Руси

День Крещения Руси: праздник, насаждаемый «сверху», или отражающий душу народа? Попробуем разобраться

28 июля – День Крещения Руси. Праздник установлен в 2009 году и традиционно воспринимается как один из праздников-«скреп» (акцентирующий ценности, скрепляющие Россию в единое целое). По замыслу инициаторов, он должен подчеркивать историческое, духовное и культурное единство народов России, Украины и Белоруссии. Каково состояние этого единства к 2020 году – тема для иной публикации, а мы попробуем рассмотреть, есть ли в этом празднике что-то больше «скреп».

Дата празднования Крещения Руси выбрана не случайно – 28 июля это церковная память князя Владимира, известного истории как «Красно Солнышко», а Православной церкви как «Святой». 

За что князь Владимир причислен к лику святых? Ведь даже поверхностное изучение его биографии открывает нам жестокого воина, братоубийцу, «ненасытного в блуде», многоженца, взявшего первую супругу Рогнеду силой. Наконец, язычника, всячески поддерживающего культ идолов: 

И поклонялись люди им, нарицая их богами, и приводили сынов своих и дочерей, и приносили жертвы бесам… И осквернилась кровьми земля Русская и холм тот» («Повесть временных лет»).

Так что сюжет из фильма «Викинг» с Данилой Козловским, в котором гибнут воин Федор с сыном Иваном из-за нежелания стать жертвой идолам – не выдумка режиссеров.  

В заслугу князю Владимиру ставится крещение Руси, что и стало причиной причисления его к лику святых как равноапостольного, то есть приведшего свой народ к вере во Христа. Со школьной скамьи многим известна легенда, в которой князь принимал представителей каждой религии, и в итоге выбрал самую удобную и выгодную по его мнению – христианство. Без сомнения в принятии новой веры было немало политических причин, обусловленных государственной пользой.  Однако за этим событием государственного масштаба нередко теряется личный выбор самого Владимира. 

Летописный источник повествует о некоем «запятье» (слав. «запятье» — неожиданная остановка, преткновение на привычном пути), которое постигло князя Владимира: 

Господь послал Владимиру некое запятье, чтобы он стал христианином, точно так же как Плакида в древности…. И так же случилось с Владимиром. Бог явился ему, и он стал христианином» («Повесть временных лет»). 

Вот все, что говорят источники о личных мотивах самого князя. Однако даже столь скудной информации достаточно для того, чтобы утверждать, что помимо государственных мотивов обращения народа в новую веру, у Владимира были мотивы и личные. Это решение стало в том числе результатом его внутренних процессов и выборов.

Ещё интереснее, а главное очевиднее, перемены, произошедшие в князе после Крещения. По возвращении в Киев, Владимир впервые среди князей Руси крестил сыновей, а также с явной охотой приказал уничтожить столичное языческое капище: 

Придя в Киев, повелел Владимир кумиров ниспровергнуть: одних изрубить, а других огню предать. Перуна же повелел привязать к хвосту конскому и волочить его с Горы» («Повесть временных лет»).

Сложно представить, как бы все это делал человек, обратившийся в новую веру без личных мотивов, исключительно по государственной необходимости. Каким лицемерием необходимо обладать, чтобы крестить своих детей, и уничтожать веру предков просто для того, чтобы сделать приятное новым союзникам-грекам.

Далее известный женолюбием князь отпускает своих жен и наложниц (которых, по свидетельству летописи, было несколько сотен), разрешив выйти замуж по своему разумению и выделив приданое. Прочитав в Библии изречение царя Соломона: «Дающий нищему, дает взаймы Богу», Владимир приказывает на княжеском дворе принимать и кормить нищих и нуждающихся. Прекращает грабительские военные походы, при этом укрепляя границы Руси, в результате чего сократились набеги кочевников.  

О чем говорят эти перемены, произошедшие в князе Владимире, после принятия христианства? Они безусловно указывают на то, что его историческое решение вызвано не только политическими выгодами новой веры, но также и наличием серьёзных личных причин. Князь действительно уверовал, и эта внутренняя перемена отразилась на всей его жизни.

Наконец, возвращаемся к вопросу, поставленному нами в начале: как человек с таким прошлым, как у князя Владимира, мог быть признан святым? Не является ли это попыткой Церкви угодить власти, придавая виднейшим правителям сакральный ареал? Нет, не является. Здесь мы встречаемся с одним из главных принципов христианства: не так важно, каким был человек до обращения ко Христу, гораздо важнее, как он изменился после того, как уверовал. Вера во Христа предполагает качественное преображение всей жизни человека, и равноапостольный князь Владимир стал ярчайшим примером такой перемены. Он искренне уверовал, и изменился, не только сам, но преобразив жизнь своего народа.

Обязательно ли подобные перемены происходят в человеке после Таинства Крещения? Не обязательно, и свидетельством тому являются примеры как многих исторических деятелей, так и наших современников. Внутренняя перемена – это движение навстречу двух сторон: человека, и Бога. Однако она обязательно происходит в том, кто искренне обратит свое сердце к вере, и будет искать  в ней не жизненные выгоды, а самого Христа: «Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рождён» (1Ин.5,1).

СВЯТОЙ ВЛАДИМИР, КНЯЗЬ РОССИЙСКИЙ, РАВНОАПОСТОЛЬНЫЙ

Святитель Николай Велимирович

Князь Владимир первым принял и избрал Царство Небесное вместе с русским народом. Говорю «с народом», потому что до него были отдельные личности, присоединявшиеся к Царству Небесному, как его бабка Ольга, Феодор и Иоанн – мученики Киевские и другие. Но Владимир первым встал на Крестный путь вместе со всем своим народом. Для него это не могло не быть связано с большой внутренней борьбой, борьбой духовной и более напряженной, чем та, которую пережил сербский король Лазарь и последний император России. Этим двоим, воспитанным христианами, оставалось только выбрать из двух вариантов – твердо стоять или нет на установленном пути христианского самопожертвования. Но в то время язычнику Владимиру, сыну человека, называемого «барсом диким», предстояло решиться на совершенно новый путь, совершенно неизвестный до того времени на Руси. Тот человек, который не удержался ни от каких земных наслаждений, дошедший до предела всякой распущенности, разврата, бесконтрольной кровожадности, воровства, насильственной мести, должен был умереть со своей старой душой и начать жить с новой. По словам Христа, «потерявший душу свою спасет ее». Выбрать смерть духовную, я думаю, труднее, чем выбрать смерть телесную, потому что духовная смерть, которую избрал блудный князь Киевский, была не смерть временная, которая бывает единожды, а смерть ежедневная и многократная, по слову апостола. Павел: «Братья, я каждый день умираю!» Принимая христианскую веру, Владимир знал, что выбирает самую трудную из трех доступных религий. Летописцы утверждают, что он долго размышлял, прежде чем решился принять его. Он знал, что христианская религия есть путь крестный, и что путь крестный означает, прежде всего, отступление от прежних юродивых путей, разрыв со старыми привычками, со старой душой. Он также знал, что мало стащить Перуна с киевских холмов и погрузить его в Днепр, но что он сам и каждый из его подданных должен также изгнать из своей души всех идолов. Но горе, идолы славян, как и все идолы, сочинены богами земными, суетами величайшими с самыми возвышенными именами, — глухими и онемевшими агентами царства земного, приковавшими души людей к земле, обещавшими только царство земное, призрачное удача мира, которую ни один человек никогда не видел своими глазами. Славянское идолопоклонство с центром в Киеве сделало славян самым диким народом Европы. Как был Владимир – язычник, таковы были и русские славяне: дикое стадо воров, грабителей, обжор, пьяниц, губителей. Их вдовы были заживо сожжены на костре. Они приносили убитых детей в жертву идолам. Они вызывали страх и трепет у всех культурных народов, особенно у Византии, самой культурной из них. Их величайшим удовольствием было разрушение того, что они не построили, и разграбление того, чего они не заработали. Какая сила под солнцем могла превратить это дикое стадо в народ, приручить его, возродить, преобразить, воскресить, дать ему святую душу вместо звериной? Только сила веры Христовой могла произвести среди русских такое сверхъестественное чудо. Он превратил волка Владимира в ягненка Владимира. Побывав ловеласом, Владимир сразу распустил свой гарем и стал жить разумно. Владимир – обжора и пьяница – начал поститься, и притом голодать до изнеможения; того самого Владимира, который издевался над мусульманской верой за запрет употребления в пищу свинины и вина. Владимир Кровопролитник стал ходить по больницам и тюрьмам, раздавая милостыню и утешение. Владимир — сова и тусовщик — стал проводить ночи в слезных молитвах, в поклонах и поклонах, в размышлении о суде Божием и душе своей. Владимир Бессовестный сделался скромнее девушки. Владимир-палач превратился в кроткого, раскаявшегося и милосердного самаритянина. Словом, Владимир-идолопоклонник преобразился и стал христианским угодником Божиим так, как если бы со стены стерли изображение беса и на его месте нарисовали изображение Ангела. Действительно, это было более шокирующее чудо, чем превращение червяка в бабочку.

 Говорят, никаких чудес на могиле святого Владимира не произошло. Но не совершил ли этот избранный человек величайшее чудо при жизни над собой? Все чудеса, которые с верой совершают святые, как исцеления от болезней, избавление от страстей, возрождение грешных, все те чудеса, которые Владимир совершал над собой. Если бы на его могиле совершались еще какие-то чудеса помимо тех, что были первоначальными, я думаю, что люди объявили бы его богом, а не святым.

Само преображение, происшедшее в душе Владимира при жизни, есть такое великое чудо, что его можно приписать не столько усилиям человека, сколько силе и милости Божией. Быть может, кто-то из тех, кто пытается дойти до понимания промысла Божия, недоумевает, почему Бог избрал крестителем и возродителем русского народа такого человека, который в первой половине своей жизни переплюнул во зле едва ли не всех своих языческих предков и современников . Ну неужели Тот же Тот, Кто превратил гонителя Савла в Апостола Христовой веры, не знал, что Он делал, когда избрал такого язычника, как Владимир, для величайшей миссии для такого великого народа? Действительно, трудно выделить все нити в точной ткани Божественного Промысла, но в данном случае нить можно различить достаточно легко. А именно, кающегося грешника нужно было поставить во главе всех русских поколений. На пороге новой России нужно было поставить посвященного язычника, чтобы он мог стоять, как медный змей, и своим примером предостерегать, ободрять и исцелять всех спотыкающихся и падших сыновей России в грядущие времена. Величайшим видом исцеления был бы пример этого исцеленного русского князя, который когда-то был болен, так что, видя его, все другие с радостью бежали бы к тому самому, что исцелило его. Среди всех чудес, которые совершаются с верой во Христа, самое полезное — это превращение грешника в праведника. Ознаменованный этим чудом, святой Владимир стоит ныне у ворот христианской Руси и как бы громко возвещает каждому русскому: «Я был ночью, а стал днем! Кем ты был и во что теперь превращаешься?

«Владимир Солнышко Красивое!» так русский народ называет своего праотца. Этими словами разумный и благочестивый народ лучше всех других описал лицо крестившегося, крестившего князя. Грубая, чувственно-телесная масса стала «прекрасным солнцем». Это действительно произошло с Владимиром. А Владимир оставался «прекрасным солнцем» на протяжении всей истории русского народа, в течение последних девяти веков. В те девять веков на Руси жило много святых мужей и жен, чудотворцев и угодников, среди которых и два сына Владимира – святые Борис и Глеб. Они исцеляли больных, изгоняли бесноватых, воскрешали мертвых. Но все они должники святого Владимира. И всем им было легче стать святыми, чем Владимиру, великому князю и богатому человеку, который должен был пройти через игольное ушко, чтобы войти в Царствие Небесное и не имевший предшественников в Минее. святых своего народа.

Таким образом, святой князь Владимир не был ни просто обыкновенным великим человеком среди других великих людей, ни обыкновенным святым среди святых. Он был первооткрывателем величия и святости среди русского народа, а вместе с тем первым политиком, сделавшим долгосрочное величие и долгую кровь государственной программой. Достойна восхищения государственная программа, которую невозможно выполнить, пока каждый гражданин не выполнит ее в себе, по личному примеру Владимира! Со времени того богоугодного государственного деятеля начинается новая Россия, новый народ. Святой Владимир превратил долгую русскую ночь в светлый русский день. Если бы кто-нибудь выкопал подземную реку и вывел ее на поверхность, вырубил для нее новое русло на земле под солнцем и потом использовал ее в сотне разных направлений, то его работа была бы не хуже работы Владимира, хотя бы и был намного меньше и легче, чем его работа. Помраченная русская языческая толпа стала через крещение и со временем «прекрасным солнцем», сияющим среди других народов. Мы можем также воскликнуть: «О русский народ, прекрасное солнце!»

Если мы теперь оглянемся вокруг и проследим жизнь русского народа со времен святого князя Владимира доныне, то увидим, что он шел по тому пути, на который был поставлен духом и примером своего крестителя. Поколение за поколением рождалось на Русской земле и перед ней ставился выбор между двумя царствами; они выбрали небесное царство и ушли. Миллионы за миллионами пришли в мир, приняли на себя крест Владимирский и вопием Христу: «Осанна!» они освободили место для следующих миллионов. Жатва Христова становилась все больше и обильнее. Но это историческое течение русской жизни не было без препятствий, не без колебаний, не без огненных испытаний. Он включал в себя остановки, ожидание немощных и утомленных, призыв заблудших, омовение запачканных, как и положено всякому путнику. Река русской народной истории текла в известном направлении — и это самое главное — иногда быстро, иногда медленно, иногда так спокойно, что трудно было различить, движется ли она вперед или назад.

Вы слышали об удивительном психологическом феномене, который случался с некоторыми людьми, когда в момент смертельной опасности они видели, как перед их глазами пролетела вся их жизнь – от рождения до момента опасности. Я считаю, что в дни нынешней смертельной опасности, гнетущей русский народ, хотя бы некоторые из них должны иметь возможность увидеть подобный обзор всего прошлого своего народа – от крещения в Киеве до наших дней. Если бы мы попытались вообразить в своей душе и ощутить тот ужас, который ныне царит над Россией, наши глаза открылись бы для того, чтобы увидеть русское прошлое предшествующих девяти веков. И мы бы увидели, что на протяжении всей своей истории русская жизнь была классически ясной. Мы увидим шесть периодов русской истории со времен святого Владимира до наших дней; и приближается седьмая вместе с семью тайнами Христовыми.

Первый период, Владимирский, соответствует таинству святого Крещения. Он краток, но чрезвычайно важен — из-за поворота жизни русского народа, из-за его вступления на новый путь к новой определенной цели.

Второй период следует за первым и длится до татарского ига. Этот период соответствует таинству Миропомазания. В этот период народ исцелялся от остатков язычества и укреплялся в религии креста. То перерождение, которое случилось с Владимиром, должно было произойти в каждой русской душе индивидуально, и каждая душа в отдельности должна была быть скреплена печатью небес. А миропомазание как таинство означает укрепление в вере печатью дара Святого Духа.

Третий период прошел под властью монголов. Этот период соответствует таинству покаяния. Грехи, накопившиеся на душе народа за время свободы, должны были быть унесены жестоким ветром рабства – на Руси при монголах и на христианских Балканах при турках. Замедлившуюся реку жизни нужно было перенаправить на склон и в каменистое русло, чтобы она могла течь быстрее и ее воды очистились. Во время рабства люди молчат, вспоминают прошлое и каются. Рабство самым плодотворным образом повлияло на то, что, казалось, всегда было целью русской истории, целью, ясно и твердо поставленной святым Владимиром. Целью было очищение души от праха и избрание Царства Небесного.

Четвертый период – от свержения монгольского ига до царя Петра. Освобождение началось с Куликовской битвы, за девять лет до Косовской битвы, которая должна была привести сербский народ в рабство. Этот сияющий период свободы соответствует таинству брака. Душа народа, очищенная страданиями, обручена и всецело отдана своему Небесному Жениху. Христос царствует на Русской земле всецело. Русская земля украшена бесчисленными святыми, как небо звездами. Христово рвение пронизывает всех и каждого – от Царя и Патриарха до бездомного и безмозглого скитальца. Одним словом – свадьба, единение с Богом!

Пятый период – от царя Петра до Первой мировой войны. Этот период соответствует таинству Елеосвящения. В этот период русская интеллигенция затухает и колеблется. Она уходит из России с полнотой народных добродетелей и возвращается с полнотой иноземных заблуждений. Начинается раскачка. Среди образованных возникают ожесточенные разногласия и споры, но не по мелочам, а о смысле жизни, о национальной программе святого Владимира. Раны открываются все чаще и чаще, и разложение распространяется по городам. Церковь в селах еще остается украшенной невестой Христовой, в то время как в городах она становится больничной сестрой, с заботой и печалью присматривающей за больными. Лихорадочными темпами растет число тех, кто выбирает земное царство. Затонувший Перун со своим семейством идолов высовывает голову из Днепра. Но дух святого Владимира бьет его по голове. Река русской жизни значительно замедляет свое течение, и, как следствие, на ее поверхности появляется грязь. Но река очень глубокая. Его глубина — душа многих миллионов.

Шестой период – от Первой мировой войны, вернее, от мученической кончины Царя-мученика продолжается до сегодняшнего дня. Бог попустил «князю мира сего» владычествовать над святой Русью. Бог допустил на время, чтобы исполнялась не Его воля, а греховная воля, отрекающаяся от Царствия Небесного и избравшая земное царство. Языческий, довладимирский дух царит над Россией. Тот темный и злой дух всеми силами старается отвратить реку русской жизни от солнца Христова и превратить ее в подземную реку. Но русский народ причащается. Этот период соответствует таинству Причащения. Русский народ никогда так искренне не соединялся со своим возлюбленным Христом, как теперь, когда неверующие плюют на образ Христа. Никогда еще Кровь Христова не казалась им такой сладкой, как теперь, когда она запрещена и когда так трудно ее дать. О, сладкая Кровь Иисуса, как невыразимо сладка стала ты для тех сыновей и дочерей России, кровью и слезами которых ныне причащается Русская земля!

А завтра начнется седьмой период русской истории. Это будет соответствовать таинству Посвящения. На многострадальный народ святого Владимира изольется новая благодать Святого Духа. Русский народ станет святым народом и будет как сияющая звезда среди других народов — «прекрасное солнце» среди племен земных.

Итак, история России макрокосмически представляет духовную драму святого Владимира, как Владимир микрокосмически представляет всю историю крещеной Святой Руси.

Теперь давайте обратимся к современному состоянию мира.

Неся на себе кровь [Первой] мировой войны, современный мир глубоко увяз в пошлости и пошлости. Таким образом, ей нужен не один святой — одного было бы недостаточно, — а целый освященный и святой народ. Этому народу нужно пройти через внутреннюю борьбу Владимира в эти дни, чтобы Царство Небесное воцарилось над земным. Этот народ должен пережить много ударов и через них очиститься от греха, подобно тому, как ткань белеет, когда ее гладят валиком. Его нужно окрестить огнем пыток и слез, чтобы смягчить, сделать благородным, благочестивым, совершенным. Мир ждет появления такой нации. Кто эта долгожданная нация? Это нация, о которой мир теперь не может сказать ничего ясного и конкретного; о чем они бессвязно и как бы в бреду лепечут на всех пяти континентах. Это нация судьбы, которую судьба угнетает, чтобы получить от нее наилучший хлеб для духовной трапезы голодного мира. Русский народ теперь живет разделенным на мучеников и гонителей. Оба бесконечно мучаются. Мы искренне желаем, чтобы они оба были спасены. Этой борьбой самовоспитания русский народ готовится к своей великой миссии среди человечества; она готовится к тому, чтобы ясно произнести «новое слово».

Это новое слово не будет принципиально новым. Оно существовало в начале русской истории и было чудодейственным в случае с князем Владимиром. Им русский народ имеет жизнь и им присоединен к Царствию Небесному на прошедшие девять веков. Это то самое слово, которое совершило первое чудо на земле, когда превратило воду в вино, и первое чудо на Руси, когда оно превратило гнилую языческую воду в духовное вино, в Небесное питье.

Своим первым крещением водой и духом, при святом князе Владимире, Русь спасла христианство. А именно, в то время, когда православная вера, имея опору в святой Византии, — не по причине своей слабости, а по причине слабостей человеческих — ослабела совершенно: когда, с другой стороны, политическая вера Запада, смешавшись вино с водой, боролся с князьями мира сего за власть над земным царством, христианство было на смертном одре, а истинные христиане в великой печали и смятении. Тогда Промысел Божий передвинул на помощь истинной вере целый материк, целый муравейник, неведомый до того времени. Это была Русь святого Владимира. Теперь, когда, с одной стороны, сосуды христианской веры, как на Востоке, так и на Западе, недостаточно сильны, чтобы помочь оглохшему и измученному миру; и когда, с другой стороны, глубоко укоренившееся идолопоклонство под многими именами подняло голову на всех пяти континентах; теперь Промысел Божий вновь призывает Владимирскую Святую Русь на помощь христианству, а значит, и всему человечеству. Я думаю, что эта помощь будет состоять в том, чтобы подойти к шкале ценностей, чтобы склонить их, прибавляя достаточное количество к той стороне, которая выбирает Царство Небесное во имя Сына Божия.

Время грядет и уже настало, когда крещеная и мученичеством освященная Святая Русь свяжет всех идолов моды, которые ныне угнетают ее, и, подобно святому Владимиру, выбросит их из русской земли в бесконечная пропасть.

Наступает время и уже настало, когда не только иконы будут восстановлены на Руси, как это делается сейчас, но когда сонм русских святых, от святого Владимира до святого Серафима и последних мучеников во главе с Царь-мученик, возвестит небу и земле, что весь русский народ, обновленный во Христе, возрожденный через муки, вновь крещенный в крови, как таковой готов помочь всему миру.

Наступает время, братия, и близко настало, когда запятнанный и состарившийся от скорбей образ русского народа воссияет, как солнце, и просветит всех сидящих «во мраке и тени смертной». ». Тогда все народы мира с благодарностью воскликнут: «Наша Россия, наша мученица, наше прекрасное солнце!» точно так же, как русский народ всегда и особенно сегодня кричал: «Владимир, прекрасное солнышко!»

Блаженны в эти дни плачущие вместе с Россией, ибо вместе с ней утешитесь! Блаженны ныне скорбящие с Россией, ибо скоро с нею возрадуетесь!

15/28 июля 1932 г. Белград, Сербия

Владимирский собор

Собор Святого Владимира Адрес: бул. Тараса Шевченко, 20.

Владимирский собор — один из красивейших храмов Киева. Он был построен в 19 веке в ознаменование 900-летия крещения Руси. Российский император Николай I сам одобрил проект собора и приказал собрать деньги по всей России. К 1859 г.более 100 000 рублей пожертвовали жители разных регионов страны. Киево-Печерская Лавра пожертвовала на строительство собора миллион кирпичей.

Первоначальный проект собора разработали петербургский архитектор Стром и архитектор Киевской епархии Спарро. Позже проект был завершен архитектором Беретти.

Собор посвящен святому князю Владимиру, крестившему Русь и сделавшему христианство официальной государственной религией. Интерьеры и экстерьеры собора выполнены в старовизантийском стиле, что роднит собор с храмами Древней Руси времен святого князя Владимира. Собору, увенчанному семью куполами, 49 лет.метров высотой. Дверь собора, украшенная рельефами, — шедевр. На барельефах изображены княгиня Ольга, первая на Руси принявшая христианство, и ее внук князь Владимир, крестивший Русь.

Владимирский собор построен в 1862-1896 гг. В 1896 году он был торжественно освящен в присутствии императора Николая II и его супруги Александры Федоровны.

Владимирский собор всемирно известен своими уникальными фресками и мозаиками. В оформлении собора участвовали выдающиеся русские художники, такие как Васнецов, Врубель, Нестеров и другие, а также венецианские мастера. Спасительная и символическая история русского православия – главная тема, объединяющая все фрески и мозаики собора, в том числе и на евангельские сюжеты, изображающие мучеников, апостолов и святых.

Среди самых ценных фресок Владимирского собора — работы Васнецова «Крещение киевлян», «Богоматерь с младенцем», «Крещение Владимира» и другие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts